Психология подростковых отношений.

После десяти лет у каждого ребенка начинается новая и совершенно иная жизнь. Природу не обманешь: появляются первые изменения, как в физиологии, так и в других областях. Клиническая психология детей и подростков показывает, что каждый год жизни - это новая ступенька в развитии.

От ребенка до подростка

На каждом этапе, как ребенка, так и его родителей, ожидают новые и интересные особенности. Зачастую старшее поколение пугает или настораживает поведение ребенка, и они даже не понимают, что следует предпринять и куда нужно обратиться. Поэтому им полезно будет знать о возрастных изменениях, которые происходят с каждым человеком. А также понимать, чем отличается психология подростка в 13 лет и 16 лет.

12 лет - уже подросток или ещё ребенок?

Многие родители относятся к своим детям субъективно и считают их не совсем взрослыми, порой даже невзирая на то, что те достигли «солидного» возраста. Но чтобы не возникало проблем, стоит понять, что двенадцатилетний человек относится уже к категории «подростков». И с этого возраста родители должны воспринимать более серьезно свое чадо, учитывая все особенности, которые имеет психология подростка. 12 лет - возраст, когда ребенок начинает претерпевать первые изменения.

Примерно с этого момента человек пытается ассоциировать себя со взрослым контингентом. Это может происходить в виде копирования чужих манер, дабы казаться старше. Мальчики начинают обращать внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят, становится для них на первое место. Девочки также начинают особое внимание уделять своим внешним данным. В этот период они уже могут экспериментировать с косметикой. Поэтому не стоит родителям пугаться этого и запрещать. Лучше всего подобрать ребенку более качественную продукцию с наименьшим содержанием «химии».

На первом этапе подросткового периода у человека появляется некая медлительность. Не стоит пугаться - это нормальное явление, так как в этот момент меняется связь между памятью и мышлением. Ребенок понимает, что процесс мышления неотъемлемо связан со способностью вспоминать те знания, которые были получены ранее. Происходит более осознанное запоминание и осмысление прочитанного материала. В этот период человек начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению надуманных страхов.

13 лет - подростковый рассвет

Изумительна и непредсказуема психология подростка. 13 лет - возраст, когда происходят изменения на гормональном фоне. Поэтому у ребенка может заметно меняться настроение. И если вдруг он стал более шустрый, резкий - это не подтверждает тот факт, что в вашей семье растёт «трудный» подросток. Такие изменения являются нормальным психологическим фактором. Ребенок начинает себя воспринимать как взрослого человека, имеющего право на свое мнение, свои желания. И это отчасти правильно. Ведь он должен стремиться к самостоятельности, и через какой-то период произвести «сепарирование» себя от родителей. Конечно, с этим очень трудно смириться родителям, и зачастую они совершают самую большую ошибку, пытаясь подавить любые желания ребенка. Это может привести к плачевным последствиям.

Касаются и интимной сферы изменения, которые имеет психология подростка. 13 лет - возраст, когда отмечается повышенное сексуальное влечение, и, как ни странно, это происходит больше со стороны девочек. Конечно, и мальчиков начинает интересовать данная тема, но пик интереса у них происходит чуть позже. В этом возрасте подростки критически относятся к своим внешним данным. Это обусловлено тем, что присутствует желание быть похожим на своего кумира, у которого идеальная фигура, отличные волосы и самые красивые глаза.

14 лет - возраст осознания себя как личности

В 14 лет подросток активно начинает отстаивать свои права. Иногда у родителей может создаться такое чувство, что их ребенок все делает назло и наперекор. Но это совершенно не так. По крайне мере, подросток не ставит для себя определенную цель - оспаривать все. Зачастую он и сам не уверен в том, что ему действительно необходимо и важно. Но желание выделится, показать - «Я - другой!» - огромно. Поэтому появляется непонимание между родителями и детьми. Чтобы не усугублять ситуацию, при назревании конфликта лучше сглаживать острые моменты. Важно понимать, что ребенок не пытается вас разозлить или специально вывести из себя - это особенности возраста.

Общение - это важно!

Также в этот период ребенок огромное внимание уделяет общению. Для него очень важно быть принятым, а не отвергнутым. А также иметь друзей, с которыми можно поговорить обо всем. Ведь в этом возрасте очень много волнующих тем и щекотливых вопросов, с которыми к родителям не пойдешь.

Психология подростка в этом возрасте, конечно, претерпевает значительные изменения. И если родители вовремя заметили этот переход и смогли изменить тактику в отношениях с ребенком, то зачастую это сводит к минимуму проблемные моменты. В такой ситуации подросток не спешит удрать из дома или сделать что-то из ряда вон выходящее. Он слышит своих родителей и может пойти на компромисс.

16 лет - путь к совершеннолетию

Чем примечательна возрастная психология? Подросток становится совсем взрослым. В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг. Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку. Подросток должен понимать - что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.

В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна. Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности - ребенок начинает уделять внимание философии. Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план. В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка. 16 лет - это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений. Человек находится на пике своего эмоционального развития.

На заметку родителям

Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе. Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны.

Слово «подросток» давно в нашем обществе ассоциируется с бунтарством, агрессией и непониманием. В этом возрасте любой человек действительно переживает кризис. Меняется все – и тело, и мировоззрение, и восприятие. Какова же она – психология подростка? Что следует знать окружающим, да и самому юному созданию? Давайте разбираться вместе.

Достигая подросткового возраста, молодые люди начинают по-новому осознавать себя и этот мир, их собственное поведение основывается уже на других мотивах. Окружающим людям сложно с подросткомда и ему невыносимо тяжело с самим собой. В этот период он ни в чем не уверен и усердно ищет свою цель. Для отрочества характерны такие психологические особенности:

  • Я-концепция. У подростка происходит активное развитие представлений о себе. Сначала эти представления сильно изменчивы. Со временем восприятие себя становится более организованным и детализированным.
  • Самооценка. В этот период самооценка достаточно критическая. Она сопровождается чрезмерной застенчивостью и уязвимостью.
  • Отношения в семье. В общении с родителями все чаще вспыхиваю конфликты. Слова родителей для подростка значимы, но сложны и противоречивы. Он всячески пытается отделить свое «Я» от ранее принятого «Мы».
  • Отношения с ровесниками. Общение с кругом ровесников выходит на первый план, эти контакты занимают более 50% всего времени молодых людей. Для них важно быть принятыми, они стремятся попасть в желаемые круги, постоянно сравнивают себя с друзьями и хотят их превосходить.
  • Контакты с противоположным полом. Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к противоположному полу. Пройденные неудачи тяжело переживаются, сопровождаются депрессиями.

Физиология

На поведение подростка в большой степени влияют его физиологические изменения. Первые перемены наблюдаются уже в 7-10 лет. Организм начинает подготовку к будущим интенсивным преобразованиям. Активно растут конечности, формируется зрелость двигательных функций, которая со временем начинает совершенствоваться. Увеличивается способность к концентрации внимания, развивается логика и память, совершенствуется речь, формируется сфера эмоций. Происходит окончательная смена молочных зубов на постоянные.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о половом созревании. Подростки впервые сталкиваются с различными физиологическими процессами, которые начинают протекать в их организме. Порой, им сложно смириться с новым собой. Идет сложный период адаптации, привыкания и понимания. У девочек начинаются менструации и активно формируются молочные железы. Необходимо носить бюстгальтер, а это так непривычно и неудобно. Происходит первое знакомство со средствами личной гигиены, которые доставляют дополнительный дискомфорт. Добавьте к этому страхи и опасения, что кто-то увидит или узнает о прокладке. Становится понятным, почему девочки так капризничают и даже не хотят выходить из дома. У мальчиков начинаются ночные поллюции – выбросы спермы. Также происходит деформация голоса, что тоже вызывает свои стеснения. У обоих полов возможна угревая сыпь из-за чего возникают чрезмерные беспокойства о внешности.

Важность возраста

Так как пубертатный период (половое созревание) охватывает несколько лет, то рассмотрим подробнее каждый возрастной год. Психология подростка 12-ти лет и психология подростка в 16 лет сильно отличаются.

  • 12 лет. Период первых значительных внутренних и внешних перемен. Родителям 12-леток стоит более внимательно и терпимо относится ко всем нюансом поведения своих детей. Начинается пристальное внимание к своей внешности, капризный выбор одежды. Девочки пробуют экспериментировать с косметикой. Ко всем этим интересам нужно относиться с пониманием, выслушивать ребенка, по возможности идти на встречу, терпимо и мягко объяснять причины своего несогласия. Также будьте готовы к тому, что ребенок становится очень чувствительным к мнению окружающих.
  • 13 лет. Так называемый подростковый рассвет. Активно меняется гормональный фон, что отражается на настроении. Появляется безудержное желание отстаивать свое мнение и свои желания. Стоит поддержать эти стремления к самостоятельности, которые в дальнейшем помогут более плавно перейти во взрослую жизнь. Родителям нужно проявлять мудрость и исключить давление на ребенка. Также, не редко в 13 лет появляется повышенное сексуальное влечение. Не нужно пугаться, если подросток активно интересуется темой секса. Удовлетворяйте, по возможности, его интерес.
  • 14 лет. В этом периоде подростковая психология характеризуется осознанием себя как личности. Взрослым кажется, что ребенок делает специально все наперекор, но это не так. Подросток не ставит себе целью разозлить родителя, он просто сам не понимает, что для него действительно важно. Для него главное выделиться и показать, что он не такой, как все. Взрослым необходимо понимать, что ребенок не преднамеренно так поступает, это особенности его возраста.
  • 15 лет. Общение со сверстникам выходит на первостепенный план. Подростком движет огромное желание быть принятым в своем кругу. Появляется много щекотливых тем и волнующих вопросов, о которых с родителями не всегда подросток может поговорить. Если взрослые вовремя замечают происходящие изменения и уважают стремления ребенка к контактам со сверстниками, то проблемные моменты в воспитании будут сведены к минимуму. Подросток будет слышать своих родителей и охотно идти далее на компромисс.
  • 16 лет. Заветный путь к совершеннолетию. В этом возрасте главными становятся отношения с противоположным полом. Многие подростки сталкиваются с первым сексуальным опытом, который не всегда бывает удачным. Это влечет свои разочарования и депрессии. Родителям стоит проявить максимум понимания и поддержки. К 16 годам необходимо полностью посвятить ребенка в тему секса, дать ему понять, насколько это ответственно и к каким последствиям может привести. Наряду с этим подросток начинает интересоваться философией. Его мировоззрение заметно меняется. 16 лет – это пик эмоционального развития. У подростка много желаний и веры, он на многое способен. Все планы кажутся радужными и доступными.

Кризис подросткового возраста

Психология подростка обширна и многогранна. Существует определенный кризис данного возраста. Кардинально меняются взаимоотношения с окружающими людьми, появляются повышенные требования к себе и взрослым, остро проявляется бунт против отношения к нему, как к маленькому ребенку. Поэтому для поведения становятся характерными такие черты, как неуправляемость, грубость, игнорирование слов взрослых, замкнутость в себе. На личность подростка влияют внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы – это продолжающийся контроль взрослых, опека, которые кажутся подростку чрезмерными. Он желается освободиться от надоедливой заботы и самостоятельно принимать решения. Ребенок попадает в сложную ситуацию – он действительно стал более взрослым, но его поведенческие черты еще детские. Поэтому взрослым сложно воспринимать подростка равным себе. Но родителям стоит стремиться изменить свое отношение к подросшему чаду. В этом поможет создание дружеской доверительной атмосферы. Дайте понять сыну или дочери, что вы всегда рядом, когда это необходимо.

К внутренним факторам относятся изменения в физиологии и психологии подростка. Появляется усиленное стремление к личностному совершенствованию, ребенку обязательно нужно самоутвердиться и самовыразиться. При этом требования к себе все растут, наблюдаются чрезмерные недовольства собой, обвинения в собственной несостоятельности. Подростку сложно справиться с внутренним напряжением, он склонен к конфликтам и агрессивным вспышкам.

Наряду с этим остро проявляются поведенческие изменения. Подросток желает многое испытать, появляются склонности к риску. Его притягивает то, что раньше было под запретом. Именно в этот период проходят первые пробы закурить и выпить алкоголя. Также меняется психический статус и происходит духовный рост. Не редко наблюдается потеря идентичности с самим собой. Ранние представления о себе не совпадают с сегодняшним образом. Такая противоречивость может приводить к сомнениям, страхам и угнетающим мыслям.

Каждый из нас проходил свой подростковый период. Для кого-то он был гладким, для кого-то не очень. В любом случае к подростку необходимо относится очень осторожно и терпимо. Стоит только задуматься, как им тяжело мириться со всеми происходящими изменениями. Тогда наступает понимание их, порой, неадекватного поведения.

Для кого эта книга?

Произведение будет полезно детям 12–14 лет, у которых есть сложности в общении со сверстниками.

О чем книга?

От страницы к странице Адриан рассказывает самые банальные, но такие близкие подросткам вещи – как ему не хочется ходить на физкультуру, как ссорятся его родители, как лучший друг переживает из-за любимой девушки.

Книга оформлена как дневник. Она легка для прочтения даже для детей, которые не любят читать.

2. Мариам Петросян «Дом, в котором»

Для кого эта книга?

О чем эта книга?

Главные герои книги живут в интернате для детей-инвалидов. Но об этом ни слова в открытую не говориться. Здесь нет имен, только клички. Зато автор подробно разбирает характеры и типажи персонажей.

Любой подросток найдет в книге любимого героя в зависимости от того, как он сам ведет себя в реальной жизни или каким стремится стать: в интернате есть лидеры, аутсайдеры, изгои и те, кто всегда придерживается нейтралитета. Отдельно поднята серьезная тема ограниченных возможностей.

«Во всей этой школе, кроме одного человека, никому нет до меня дела, и то же самое дома и на улице»

Для кого эта книга?

Книга рекомендована детям, у которых есть проблемы с учителями. Произведение позволяет посмотреть что происходит «на другой стороне баррикад» и понять, что учитель – это тоже человек со своими чувствами и проблемами.

О чем книга?

Произведение представляет собой многочисленные записки, которые собрала молодая учительница. Ее воспитанники – это не самые простые дети, к которым нужен особый подход. Учительница пытается стать «своей», школьники не хотят подпускать к себе взрослого человека.

«Во всей этой школе, кроме одного человека, никому нет до меня дела, и то же самое дома и на улице» . Это – цитата одного из героев произведения. Разве мало подростков, которые чувствуют то же самое?

Молодая учительница на протяжении всего повествования пытается переубедить их, «особо отстающих» детей, у которых уже совсем взрослые проблемы. Вот, например, Вивиан – девушка, которая страдает комплексом неполноценности из-за своей внешности. Или Хосе Родригес – ученик, у которого нет друзей. В героях любой подросток найдет себя, а в их поступках – варианты решения своих проблем.

4. Анатолий Алексин «Безумная Евдокия»

Для кого эта книга?

О чем книга?

История учит ответственности за собственные поступки. Главная героиня Оля, девочка-подросток, постоянно обманывает окружающих. Для нее ложь – это естественное поведение. О том, как отзовется ложь для нее и других, она не задумывается.

В конце рассказа Оля самовольно покидает школьный походный лагерь. Учителя, одноклассники и родители начинают ее искать. Люди, которых девочка еще недавно обманывала, как ни странно, не отворачиваются от нее, а оказывают поддержку.

5. Дженни Даунхэм «Пока я жива»

Для кого эта книга?

Эта книга подойдет взрослеющим подросткам от 16 лет. Особенно актуальна она для школьников с аддитивным поведением, чьи родители уже сталкивались с наличием у своих детей вредных привычек и влиянием на них «плохой» компании.

О чем книга?

История девочки, у которой остается совсем немного времени, чтобы попробовать все из-за тяжелой болезни: сигареты, алкоголь, первый секс.

Это тяжелый роман, в котором все вещи названы своими именами. Его главные герои – подростки, которые начинают жить самостоятельной жизнью, «отрываются» от родителей раньше времени, вследствие чего совершают множество ошибок.

Главная героиня больна лейкемией, с каждой страницей ее воспоминания становятся все более отрывистыми – болезнь одолевает молодую девушку. Тем не менее, на таком тяжелом примере книга учит ценить жизнь и не растрачивать ее по пустякам.

6. Ася Петрова «Волки на парашютах»/ «Взрослые молчат»

Для кого эта книга?

В декабре на прилавках магазинов появилась еще одна книга для подростков: книга-перевертыш от Аси Петровой, в которой собраны рассказы под заголовками «Волки на парашютах» и «Взрослые молчат». Автор адресовала свою книгу подросткам, которые ни с кем не хотят говорить.

О чем книга?

О чем новая книга Аси Петровой, вы узнаете, посмотрев нашу видеорубрику «Книга в помощь».

Елена Кононова

Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство. О наиболее типичных проблемах современных и причинах их конфликтов с родителями перед началом учебного года Правмиру рассказал психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при Московском городском психолого-педагогическом университете Петр Дмитриевский.

Проблемы современных детей

родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ. С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва). В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.

— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?

— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.

Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.

Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером. Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх – иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители. В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.

Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.

Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками. Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение. Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.

У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут. Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками.

Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.

Особенности возрастной психологии

–– А не связана ли зажатость подростка, его нелюдимость с одиночеством, которое он чувствует в семье? Ведь при нынешнем ритме жизни такое внутреннее одиночество нередко и во внешне благополучных, обеспеченных семьях. Родители отдают ребенка в хорошую школу, в секции, кружки, ни в чем ему не отказывают, но так устают на работе, что даже в выходные не находят сил пообщаться с ним, не интересуются его внутренним миром.

— Бывает и такое, причем я не думаю, что это примета именно нашего времени. Близкие отношения – и между супругами и между родителями и детьми – всегда требовали душевных усилий, а людям инстинктивно свойственно избегать напряжения. И чем больших усилий требует общение с другим, тем чаще у людей возникает желание уклониться от этого общения.

С подростком просто не бывает – у него возрастной кризис, период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, с родителями, и по-человечески можно понять родителей, которые, сталкиваясь с изменением своего ребенка, его грубостью, непредсказуемым поведением, чувствуют бессилие и отступают. А загруженность работой вроде бы уважительная причина – для него же и стараются.

На самом деле бегство от проблем зачастую лишь усугубляет их. Родителям важно находить силы для диалога, учитывая такую особенность возраста, как желание приобрести больше самостоятельности. Желание естественное – в 12-13-14 лет большинству становится интереснее общаться со сверстниками, чем с родителями. Но признавая право подростка на автономию, поиск собственного пути, своей философии, своего круга знакомств, важно помнить, что он, хоть сам этого может не осознавать, нуждается в поддержке родителей и в столкновении с границами, выстроенными родителями.

Без таких границ взросление невозможно, поэтому воспитание подростка нельзя свести к поддержке и нежным словам – не менее важно договориться с ним, что можно, а что нельзя, у кого в семье какие обязанности. Объяснить, что совместное проживание на одной территории предполагает ответственность и необходимость достижения договоренностей. Тут родителям важно не перепутать устойчивость и внятность с унижением и жестокостью.

— В начале года всех потрясли несколько подряд . Родители некоторых из этих подростков даже не подозревали, что у их детей есть серьезные проблемы.

— По наблюдениям известных мне суицидологов значительного всплеска самоубийств не было, просто СМИ в течение нескольких дней активнее освещали такие трагические случаи. Это и правда рискованно, потому что подросткам свойственно подражание.

Не могу утверждать, но вполне допускаю, что кто-то из подростков не решился бы на последний роковой шаг, если бы не услышал о самоубийстве другого в новостях. Но что бы ни послужило причиной самоубийства, оно никогда не совершается спонтанно. Любой психиатр вам скажет, что от суицидных мыслей до их осуществления проходит время.

Поэтому если родители и учителя после трагедии говорят, что они ничего не замечали, их, конечно, жалко (особенно родителей!), но надо было приложить определенные усилия, чтобы совсем не заметить у ребенка признаков душевного кризиса. В семье иногда это сложно, и тогда важно, чтобы подростка могли подстраховать взрослые в школе.

Вот почему, в том числе, необходимо налаживать психологические службы. Пока же, по моим наблюдениям, даже в тех школах, где есть психологи, они завалены диагностической работой. То есть они должны проводить много тестов на выявление различных особенностей в классах и давать рекомендации учителям – таковы требования к ним.

Я думаю, что некоторые из этих рекомендаций для работы с определенной группой могут быть полезны и эффективны, но при таком понимании работы у психолога совсем не остается времени на индивидуальную работу с подростком, помощь конкретному ученику в прохождении трудностей. Тем более нет на это времени у учителей – учебные программы усложняются, а количество часов, отведенных на предмет, часто остается прежним. Поэтому учителя полностью сосредоточены на передаче знаний, и у них не остается времени на выстраивание с подростками отношений, при которых возможны обмен жизненным опытом и поддержка.

Естественно, я не обобщаю. Есть и педагоги с большой буквы, которые становятся для своих учеников не просто предметниками, но и старшими друзьями, мнение которых авторитетно для подростков, и психологи, вникающие в переживания каждого ученика, помогающие ему найти взаимопонимание с учителями, родителями.

Но, конечно, хотелось бы, чтобы таких специалистов становилось больше в современной российской школе. Некоторые учебные заведения обращаются и к поддержке внешних специалистов. Центр «Перекресток» активно сотрудничает со многими школами, наши психологи проводят там и групповые занятия, и индивидуальные консультации.

–– Часто ли у детей желание замкнуться, отчуждение от взрослых начинается с неуспеваемости в школе? По своему детству помню, что многие учителя на тех, кто не успевал по их предмету, сразу ставили крест. Иногда и родители перестают верить в своего ребенка, и это неизбежно приводит к заниженной самооценке, комплексам, на преодоление которых могут уйти годы.

— Вы затронули очень актуальную проблему. В психологии даже есть термин «стигматизация», означающий наделение человека уничижительным ярлыком, в результате чего он сам может поверить в свою никчемность.

Конечно, подростки особенно чувствительны к таким ярлыкам. Есть школы, в которых практикуется индивидуальный подход к каждому ребенку, но их до сих пор не так много. Некоторым педагогам не хватает ни сил, ни компетенции для работы с более сложными детьми. И вот вместо того, чтобы разобраться, почему ребенок с сохранным интеллектом не проявляет интереса к учебе, учителя в бессилии начинают говорить ребенку, какой он глупый, непутевый. Делают это, вероятно, из лучших побуждений – надеются через стыд пробудить в нем творческую активность. Это заведомо безнадежная система воспитания, но, несмотря на свою безнадежность, она широко распространена в российских школах.

Родители обычно в таких ситуациях впадают в одну из двух крайностей. Либо они безоговорочно занимают сторону учителей и начинают единым с ними фронтом давить на подростка, либо, наоборот, говорят, что ребенок прекрасен, а во всем виновата школа. Обе позиции неконструктивны, но, пожалуй, меньшее из двух зол — когда родители защищают «хорошего» ребенка от «плохих» учителей.

Поддержка взрослых ребенку необходима, поэтому лучше такая поддержка, чем никакой. Конечно, более по-взрослому было бы садиться и подробно разбираться в конфликте: в чем претензия учителя, в чем недовольство подростка? Если разговор пойдет в таком ключе, недалеко и до обнаружения общих целей и достижения ясных договоренностей между конфликтующими сторонами.

А если поддержки нет, велика ли вероятность, что подросток замкнется или даже уйдет из дома?

— Подростку в любом случае нужен круг, в котором его принимают и ценят. Если он не находит этого в социально приемлемых формах, будет искать в виртуальной реальности или в асоциальных группах. Некоторые действительно связываются с дворовыми криминальными компаниями, но сегодня чаще подростки уходят от одиночества в виртуальную реальность. Внешне это выглядит более благополучно – они не нюхают клей, не воруют автомагнитолы из машин, но для психики это все равно риск.

— Но ведь и до появления интернета были дети, предпочитавшие играм со сверстниками уединение. В том числе многие святые, например, . Понятно, что монашество – путь для немногих, и нельзя на него ориентировать обычного ребенка, но, например, в советском атеистическом обществе некоторые дети проводили все время за книгами или математическими задачами. И некоторые из них реализовались в науке. Таких детей, конечно, тоже меньшинство, но они есть. Правильно ли навязывать им стереотипы? Не ломаем ли мы их таким образом?

— Я вполне допускаю, что такие дети есть, и, конечно, ломать их неправильно. Вообще психологи сегодня стараются отходить от клише «норма-отклонение». Но в моей практике, пока недолгой, я сталкивался именно со случаями, когда у подростка есть потребность в общении, которую он не смог реализовать в силу отрицательного опыта. То есть его замкнутость была не органичным выбором, а следствием неудач, породивших определенные установки. Видимо, в тех случаях, о которых вы говорите, родители не обращаются за нашей помощью.

И все же я думаю, что зависание в интернете может быть вреднее многочасового чтения или увлечения точными науками. Естественно, нельзя согласиться с теми, кто видит в интернете только зло. Интернет дает быстрый доступ к информации, возможность регулярно общаться со сверстниками из других городов и стран, практиковаться в иностранном языке, расширять знания по другим предметам. Но использование интернета имеет и свои риски. Пока рано делать обобщающие выводы – эти риски только начинают изучаться, но уже есть какие-то наблюдения.

Например, можно с уверенностью сказать, что когда интернет становится главным, а то и единственным средством общения, у пользователя ухудшается умение быть в отношениях с реальными людьми. Подросткам, которые приходят на наши группы (а большинство из них как раз все свободное время проводят в сетях), очень трудно разобраться в эмоциях собеседника. Они прекрасно ориентируются в текстах, но не могут узнать что-то новое о человеке по его взгляду, интонации. Да и слышат они плохо – не привыкли к живому диалогу. Кроме того, им сложно удержать внимание на чем-нибудь одном – ведь интернет позволяет быть одновременно в нескольких окнах: музыка, видео, переписка, форум. В режиме многозадачности они чувствуют себя как рыба в воде, но сосредоточиться на одной задаче им непросто.

Этим же интернет существенно отличается от книги. Чтение книги – полезное времяпрепровождение (разумеется, если книга хорошая), развивающее, вряд ли чем-то заменимое, но все же однообразное, сводящееся к получению и усвоению текстовой информации. Людей, которым это занятие может заменить все остальное, не так много. В интернете же есть и тексты, и видео, и музыка, и картинки, и общение, и возможность для творчества. Получается, что очень многие потребности в информации, общении, развлечениях можно удовлетворить, не отходя от монитора.

Поэтому детей, зависающих в интернете, гораздо больше, чем книжных домашних детей, не стремящихся к общению. У большинства этих детей есть потребность в общении, просто реальному общению они предпочитают виртуальное. По мере того, как будут проводиться новые исследования, мы будем лучше понимать, как следует переживать этот очередной цивилизационный сдвиг, сравнимый с изобретением книгопечатания или началом использования огня, и какие риски для развития психики несет распространение интернета и компьютерных игр.

Преодоление психологического кризиса

–– Традиция психологической помощи в России только складывается. Может быть, поэтому некоторые родители, сталкиваясь с теми или иными проблемами ребенка, сразу ведут его к психиатру?

— Да, такие случаи бывают. Родители чувствуют свое бессилие в каких-то моментах воспитания подростка и острое желание как можно быстрее преодолеть этот кризисный момент. Проще всего в этой ситуации привлечь какую-то внешнюю силу. Для одних это психиатр, для других – кадетский корпус, но логика одинаковая: вместо того, чтобы выходить на диалог, применить силу в виде таблетки или военизированной структуры («Там-то из тебя сделают человека!»).

Хочу, чтобы меня правильно поняли – я не против кадетских корпусов. Есть ребята, которым это подходит. Если у ребенка есть интерес к военизированным играм, строгой структуре, ясным задачам, желание быть в команде, наверное, в кадетском корпусе ему будет интересно. Но я категорически против кадетского корпуса как репрессивной меры родителей, когда интересы и особенности ребенка вообще не учитываются. А такой вариант решения проблем приходит в голову родителям, пожалуй, не реже, чем идея о визите к психиатру. В отчаянии родители решают «спихнуть» подростка в жесткую иерархическую систему – раз он отказывается подчиняться им, пусть подчиняется чужим дядям. В подростковом возрасте очень важно приобретать опыт партнерских отношений, а такая воспитательная мера этому не способствует.

С последствиями таких мер я пока не сталкивался – на моей памяти и в моей практике было несколько случаев, когда родители в результате бесед со мной или моими коллегами отказывались от идеи отдать свое чадо на перевоспитание в кадетский корпус и находили решение проблемы в переговорах и прояснении взаимных обид.

– А с последствиями лечения у психиатра, когда в этом не было необходимости, сталкивались?

— Чаще бывает, что ребенку, который с подачи родителей наблюдается у психиатра и принимает лекарства, медикаментозное лечение в данный момент действительно нужно, но в сочетании с психотерапевтической работой. Такое сочетание необходимо не только детям, но и взрослым, если речь идет не о тяжелой психической патологии и интеллект у человека сохранен. Ну а в российской психиатрии часто упор делается именно на медикаментозное лечение.

Но мы, конечно, не ставим под сомнения назначения врача. Последнее дело – вступать в конкуренцию со специалистом в другой области, гораздо важнее встроиться в ситуацию, которая сложилась до прихода семьи к нам. Все-таки случаи, когда врач ошибочно прописывает ребенку психотропные препараты, редки. Просто лучше медикаментозное лечение и психотерапевтическую помощь начинать одновременно.

И, кстати, если родители сначала приводят ребенка к нам, так и происходит. Мы же видим, если ребенку нужна не только наша помощь, но и врачебная – психологов этому учат, и, не отказываясь работать с семьей, рекомендуем родителям показать его психиатру. У нас есть знакомые детские психиатры, в чуткости и квалификации которых мы уверены. Поэтому правильнее, на мой взгляд, не тащить ребенка сразу к психиатру, а сначала прийти вместе с ним к психологу. За исключением, конечно, случаев, когда психические отклонения очевидны. Но это отдельная тема. В центре «Перекресток» работают с подростками, у которых нет тяжелых патологий.

— Многие верующие люди, в том числе и священники, рассказывали, что в переходном возрасте их дети начинали бунтовать, переставали ходить в церковь. Опытные духовники советуют в таких случаях принимать этот бунт как свершившийся факт, не принуждать ребенка к хождению в храм, а молиться за него, уповая, что с Божьей помощью он через какое-то время сам вернется к церковной жизни. И некоторые действительно возвращаются. Но большинство-то православных родителей – неофиты, а неофитам несвойственно прислушиваться к советам духовно более опытных людей, зато свойственно желание, чтобы все было по правилам, благочестиво. Не знаю, правда, обращаются ли люди с такими проблемами в ваш центр – ведь неофиты, мягко говоря, с большим подозрением относятся к психологии.

— Тем не менее эта проблема мне как раз хорошо знакома. Вы правы – сюда на моей памяти с такими проблемами никто не приходил, но я еще с 1999 года руковожу подростковым приходским клубом при храме Космы и Дамиана в Шубине. И вот там с такими случаями сталкивался не раз.

Мы уже обсудили с вами, что в переходном возрасте ребенок начинает самоутверждаться, хочет быть взрослым, самостоятельным. И многие в период этого самоутверждения отвергают ценности, которые им прививали родители. Соответственно дети из верующих православных семей начинают бунтовать против Церкви и христианства как главной ценности их родителей.

Как любая сложно контролируемая ситуация, антицерковный бунт детей может привести родителей в замешательство, растерянность. И здесь также бывают попытки решить проблему с помощью привлечения жесткой внешней структуры, в данном случае – религиозно-аскетической. Изначальная цель такой практики – способствовать духовному росту человека, делать его жизнь богаче, интереснее, свободнее, но ревностные не по разуму родители и ее могут использовать для «воспитания» отбившегося от рук ребенка.

По-человечески переживания родителей, страх за своих детей, желание уберечь их от трагических ошибок понятны. Но без проверки мира на прочность и получения от этого мира обратной связи ребенок не сможет стать взрослым человеком, а на этом пути ошибки неизбежны. И у родителей всегда есть выбор: либо оказывать поддержку и наблюдать, как ребенок иногда радуется жизни, а иногда получает и негативную обратную связь, испытывая боль от своих ошибок, либо пытаться загнать его в какую-то клетку, где, скорее всего, не будет ошибок, но невозможен и творческий рост.

При всей бесперспективности второго варианта многие родители из-за страха за будущее предпочитают именно его. Если говорить о переживании верующими родителями антицерковного бунта, то я помню случаи, когда люди пытались силком потащить ребенка на исповедь, либо отправить в православный лагерь с жесткой дисциплиной в надежде, что там он научится регулировать свое повеление.

Как правило, этого не происходит, подросток все равно находит способ обойти сдерживающие механизмы, продолжает собственные мировоззренческие искания, осмысляет свои отношения с Богом. Если же он не находит возможности для такого осмысления, то, бывает, жестко рвет отношения. Такие подростки либо идут на открытый конфликт, либо, что хуже, уходят в скрытую оппозицию, когда внешне все атрибуты на месте (платочки, смиренный взгляд, елейный голосок), но при первой возможности идут в еще больший «разнос», чем их товарищи, бунтующие открыто. Любое игнорирование взрослыми потребностей подростка, в том числе и потребности в выстраивании своих смыслов, своей философии, ведет к психологическим проблемам.

О современных подростоках и их родителях

— Митрополит Антоний Сурожский говорил, что часто люди составляют проект, которому должен соответствовать другой человек. Например, родители заранее знают, в чем счастье их детей. Часто ли причиной конфликтов поколений и отчуждения детей становится их несоответствие родительскому сценарию?

— Мне кажется, у любого нормального родителя есть какие-то представления и идеи о том, что должно получиться из его ребенка. Совсем без таких представлений воспитывать детей невозможно. Невозможно требовать от родителей стопроцентной спонтанности и радости от любого самовыражения ребенка. Хорошо, что есть идеи – они задают какие-то семейные традиции.

Но все мы рождаемся с разными способностями, склонностями, особенностями нервной системы, и часто происходящее с ребенком не соответствует родительским ожиданиям. Вот если родители не хотят гибко реагировать на эту данность, возникают сложности, иногда приводящие к серьезным конфликтам.

Лучше сразу разобраться в причинах такого несоответствия. Дело может быть не только в ребенке – родителям хорошо бы понять мотивы, по которым у них сложились именно такие представления о воспитании. Ведь не секрет, что иногда первичной бывает не любовь к ребенку, а желание что-то доказать маме или подругам.

А иногда проблемное поведение подростка является следствием, реакцией на то, что происходит кризис в родительской паре. Вот и надо постараться понять, где выяснения отношений с родственниками и знакомыми, а где судьба ребенка, которая, надеюсь, дороже всех обид и конкуренции. Здесь может помочь визит к семейному психологу, исследование происходящих в семье событий.

Может быть, не совсем подходящее сравнение, но мне вспомнилось, как у Куклачева спросили, почему у него все так хорошо получается. И он ответил, что всегда следит, у какой кошки к чему есть предрасположенность, и он за этим следует, а не мучает животное в угоду своим идеям. По-моему, для воспитания человека такой принцип тем более подходит. Если родители чутко следят за интересами и способностями ребенка, больше шансов, что он будет развиваться гармонично.

— Родители сами были детьми, подростками. Почему же им часто не удается понять, что проблемы их детей связаны с возрастом? Забыли о своем детстве или наша информационная эпоха породила новые проблемы?

— Оба фактора играют роль. Многое из своего детства действительно с годами забывается. Довольно часто мама, жалуясь на ребенка, говорит, что в ее детстве ничего подобного не было, а когда начинаем с ней беседовать, выясняется, что и конфликты с родителями у нее случались, и в рискованные ситуации попадала. Когда мама это вспоминает, сама себе удивляется. Мифы относительно своего прошлого, конечно, мешают наладить диалог с детьми, понять их проблемы.

Но и контекст изменился. Если 200 лет назад люди из поколения в поколение жили примерно одинаково, одним укладом, то сейчас цивилизационные сдвиги происходят в течение жизни одного человека. В этом смысле родители и дети живут буквально в разных цивилизациях – на одной территории, но способы организации жизни у них сильно отличаются. Тем не менее есть вещи, объединяющие людей из разных цивилизаций. Например, еда или поездка на море. Вещи довольно приземленные, но через них можно прийти к совместным более глубоким интересам. Только для того чтобы встреча поколений произошла, и от взрослых и от подростков требуются творческие усилия. В этом вызов времени.

Еще одна особенность нынешней эпохи состоит в том, что авторитарная система воспитания, возможно, подходила для советской цивилизации, но если так воспитывать ребенка сегодня, похоже, ему в современном мире будет сложно. Сейчас чтобы быть успешным, нужно уметь гибко реагировать на нестандартные ситуации и иметь навык переговоров. И где же его приобретать, если не в семье?

Беседовал Леонид Виноградов

Переходный возраст нередко сравнивают с зоной турбулентности: «трясти» начинает не только подростков, но и тех, кто рядом, в первую очередь ─ родителей. Скандалы, грубость, алкоголь и наркотики, депрессии и мысли о суициде ─ с какими рисками для своего здоровья и благополучия сталкиваются подростки? И что могут сделать взрослые? Отвечаем на злободневные вопросы.

6 декабря в эфире цикла передач «Мама дорогая! Быть родителем подростка», организованного ЮНЕСКО и порталом сайт, психолог Алла Ковалевская и автор тренинговых программ для подростков Виталий Никанович поговорили о подростковой агрессии и причинах, подталкивающих детей к опасным экспериментам с алкоголем, наркотиками и собственным телом. Читайте выжимку самого интересного.

Почему подросток грубит?

Здесь не обошлось без гормонов. Дело в том, что на излете подросткового возраста у детей начинают активно развиваться те области мозга, которые отвечают за эмоции, чувства, желания, в то время как отделы мозга, ответственные за рациональное осмысление своих поступков, ещё не «поспели».

Так что, если ребёнок грубит и сам на себя не похож, дело далеко не всегда в воспитании или «дурной» компании, а очень часто - в особенностях физиологического развития.

Агрессия - это здоровая реакция растущего организма. Уже не такой маленький человек начинает завоевывать свою территорию и заявлять о своих правах. Задача родителей на этом жизненном этапе - не подавлять агрессию, а учить подростка выражать её другими, более конструктивными способами. Например, через спорт или хобби.

Первая реакция многих родителей на агрессивное поведение своих детей: возмутиться «формой подачи» протеста, отругать за непослушание, подавить и вновь утвердить своё превосходство в семье. Эксперты советуют воздержаться от такого подхода.

Даже если вас пугает то, как ведёт себя подросток, ваша задача - не делать большие глаза и не открывать широко рот, а прежде всего послушать, ЧТО он говорит. Важно в любом случае сначала выслушать и только потом донести до него, что мы хотели бы эту же информацию получить от него в более мирной форме .

В какой-то степени ребёнку даже важно и нужно в этот переходный период решиться на «бунт». Если родители пытаются пресечь любые попытки подростка понять, «как ещё бывает» и «как ещё можно», подменяя это единственно верным «можно только так», высока вероятность отпустить во взрослую жизнь совершенно не подготовленного к ней человека.

Почему врет на каждом шагу?

Ложь - нормальная форма адаптации для человека, когда по-другому адаптироваться невозможно.

Если утром ребёнок говорит вам, что не хочет идти в школу, а вы отвечаете категоричным «нет, пойдёшь!», не попытавшись выяснить, что на самом деле стоит за этим нежеланием - банальная лень или, к слову, проблемы с одноклассниками - то в следующий раз ему будет гораздо проще прикинуться больным или прогулять занятия.

Вот почему так важно не ставить ребёнка к краю, когда только ложь может помочь ему адаптироваться.

Постарайтесь почаще интересоваться его реальными желаниями, узнавать, почему он решил поступить так, а не иначе: если подростку изначально не будет страшно и стыдно рассказывать о своих промахах, неудачах и проблемах, в его распоряжении будет гораздо больше конструктивных способов справиться с проблемой.

Пробует алкоголь или - еще хуже - наркотики?

Один из ключевых родительских страхов: подросток попал в плохую компанию, где его заставляют пробовать сигареты, пиво и даже наркотики.

«Стадное» чувство, желание показаться «крутым» и взрослым - что на самом деле стоит за опасными экспериментами подростка со своим здоровьем? Когда родителям действительно стоит бить тревогу?

По мнению экспертов, корень зла лежит в неправильно выстроенной коммуникации между родителями и детьми:

Как правило, начинают употреблять те, кому сложно справиться со своим эмоциональным миром. Те, кто лишён возможности взаимодействовать с другими людьми качественно - то есть делиться своими чувствами, и не может разобраться со своим внутренним миром. Однажды выдающийся польский педагог Януш Корчак сказал такую фразу: «Дети сами знают свои проблемы, нужно только дать им возможность о них заявить .

Часто подростки решают попробовать алкоголь или наркотики по весьма тривиальной причине - из-за скуки. Значит ли это, что нужно максимально «загрузить» своего ребёнка, чтобы у него просто не было времени скучать? Далеко не всегда это так.

Более рациональной стратегией может стать попытка «научить скучать». И, как ни странно, сделать это можно только через собственный положительный пример.


Источник фото: verywell.com

Если мама всё своё свободное время проводит за просмотром сериалов лежа на диване, а отец - в баре, то и у подростка неизбежно будет формироваться в голове установка, что алкоголь и запрещённые вещества - вполне себе неплохой способ провести время.

Здорово, когда родители сами чем-то интересуются - записываются на какие-то курсы, чтобы чему-то научиться, читают книги, смотрят хорошие фильмы и делятся впечатлениями. Тогда и у подростка перед глазами будут примеры того, как ещё можно «скучать».

Также специалисты советуют проделать с подростком вместе (или предложить ему сделать это самостоятельно) упражнение «Круг жизненного баланса». Для этого нужно нарисовать круг и поделить его на 8 секторов, каждый из которых будет олицетворять какую-то из значимых сфер жизни - «семья», «учёба», «здоровье» и т.д.

Затем каждый сектор необходимо оценить по 10-балльной шкале - насколько подросток доволен каждой из сфер своей жизни. Полученные результаты позволяют трезво оценить, что в данный момент времени «западает» и требует перемен, а где подросток действительно чувствует себя уверенно.

Как понять, что у подростка есть мысли о суициде?

В большинстве случаев просуицидальное поведение - это способ привлечь к себе внимание, некий крик о помощи. Профилактика такого поведения должна иметь место задолго до его появления у подростка.

Если подросток чувствует свою ценность для своей семьи и для самого себя, то у него таких мыслей не возникнет. И, конечно, должны быть способы снять эмоциональное напряжение.

В жизни подростка есть три столпа - дом, школа и окружение. Во всех этих сферах подростку должно быть комфортно .

У него должна быть власть в семье и в школе. В первом случае родителям важно показывать ребёнку, что его мнение ценно. Что его не просто выслушали, но и готовы принимать решения, исходя из его интересов и учитывая его пожелания .

Поддержка в семье - уже хороший способ предотвратить рискованное поведение.

Многие родители считают своим долгом дать детям как можно больше информации о рисках и опасностях большого мира вокруг. Это замечательно, но за время своего многолетнего опыта проведения тренингов для подростков я постоянно слышу о другой их потребности, которая не всегда находит отклика в семье. Практически все подростки говорят о том, что им не хватает поддержки и простых слов «Я рядом, какой бы ты не был».

Как правильно разговаривать с ребенком?

Как же доходчиво объяснить подростку, что он ценен, важен, что с его мнением считаются? Эксперты-психологи полагают, что вполне достаточно просто сесть и разговаривать - о том, что сам ребенок хочет рассказать.

Единственный момент, требующий внимания родителей, - это форма подачи. Многие мамы и папы принимают «за разговор» дежурные 15 минут общения в день, которые, как правило, строятся не на двустороннем диалоге, а на вопросах и приказах: ты поел? А ты уроки сделал? А ты в квартире убрал? Пока не уберёшь, за компьютер не сядешь!

В идеальном мире хороший родитель сопровождает ребёнка. Он помогает определиться с целями и желаниями, задавая наводящие вопросы, а не навязывает и приказывает.

Следующий выпуск программы "Мама дорогая" смотрите уже сегодня в 19.00! Поговорим о том, как направлять и мотивировать, не подавляя личность ребёнка гиперопекой. Смотрите трансляцию в группе Ребенок.by в "Одноклассниках" .