Асоциальные группы презентация. Особенности обращения с полярными чувствами

1 слайд

2 слайд

Несовершеннолетний находится в нескольких сферах отношений одновременно. Он обязан посещать школу или ПТУ, овладевать знаниями; Трудясь на производстве, он должен соблюдать, трудовую, производственную и технологическую дисциплину; Несовершеннолетний находится в среде сверстников и в семье; Его связывают неформальные отношения со взрослыми Нередко в ПТУ, школе учащийся характеризуется положительно, а в среде сверстников имеет низкий социометрический статус

3 слайд

Формальная (официальная) структура оценки поведения и личности черт подростка и молодого человека даются с позиций управляемости, степени послушания, если можно так сказать "удобности" его для педагогов.

4 слайд

неофициальная (неформальная) структура У НОМов (неформальных объединений молодежи) никогда и ничего не задается "сверху; Они абсолютно автономны и не вписываются в структуры более высокого порядка.

5 слайд

Sub по-латыни – это "под", другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения. Типология молодежных субкультур: Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет. Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие. По специфике поведения членов группы выделяют: просоциальные; асоциальные; антисоциальные. Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают. Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера. Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

6 слайд

Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур: - политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность; - эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду; - нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм); - радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды); - субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки); - субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др; - субкультура "золотой молодежи" - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

7 слайд

Классификация НОМов: самодеятельные объединения, имеющие программу и ведущие полезную работу; организационно оформившиеся общности (есть структура, членские взносы, избрано руководство); собственно неформалы (обращенные преимущественно к сфере досуга). досуговые, политизированные и асоциальные (или антисоциальные); В.Лисовский (ЛГУ) выделяет, например, просоциальные, асоциальные и антисоциальные НОМы; Представители этих подсистем могут действовать в сфере досуга ("досугового потребителя"), в сферах политики, экологии, т ехники и т.п.

8 слайд

Характеристика асоциального (или антисоциального) типа объединений: размытость моральных норм, криминальные ценности и установки; В таких объединениях могут оказаться панки, хиппи, металлисты, хулигантсвующие "гопники", наркоманы, профашистские сообщества и т.п. Иногда нонкриминальные группы, (рокеров, металлистов, фанатов и т.п.) перерастают в криминальные.

9 слайд

Антисоциальные нормы характеризуются: формированием извращенного понимания принципов нравственности, нравственных понятий: Смелость искаженно понимается как риск и бравада, требовательность - как придирчивость, дружба и товарищество - как укрывательство и недоносительство, сострадание - как признак слабости, недостойный настоящего мужчины. Человек перестает быть высшей ценностью, становится средством.

10 слайд

Криминальная субкультура - это образ жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в криминальные группы. по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление

11 слайд

Криминальная субкультура не любит гласности. Жизнедеятельность лиц, входящих в асоциальные и криминальные группы в значительной степени скрыта от глаз педагогов и взрослых. Нормы, ценности и требования этой субкультуры демонстрируются только если нет им противодействия. Асоциальная субкультура - это социально-психологические характеристики поведения, противоречащего социальным нормам

12 слайд

Местами функционирования одного из видов асоциальной субкультуры являются, как мы уже отмечали, школьные туалеты, подъезды домов (нередко эту разновидность субкультуры называют "туалетно-школьной"), подвалы, чердаки, отдаленные парки, скверы, места "тусовок". Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами. Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, но нередко совершают их в проблемных, конфликтных ситуациях или при благоприятных для этого условиях.

13 слайд

"Хип-хоп" ("hip hop"), как культурный феномен уличного искусства или искусства мегаполиса (андеграунда, по крайней мере, в начале своей истории) включает в себя три разных направления: 1. Живопись/дизайн - "Граффити" ("Graffity" - "нацарапанные") настенные росписи и рисунки; 2. Танцевальный стиль - «Брейк-данс» ("break dance") уникальный по своей пластичности и ритмичности танец, которой заложил моду для всей культуры хип-хопа - спортивной одежды; 3. Музыкальный стиль - "Рэп" ("rap") ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ. Рэп имеет три классификации: "быстрый рэп" (один рэпер разговаривает с другим); "жизненный" рэп (часто содержит мат); "коммерческий рэп" (хип-хоп, r`n`b и танцевальный рэп).

14 слайд

Рэп или Реп (оба написания являются правильными) является одним из трех течений субкультуры Хип-хопа. Термины "рэп" и "хип-хоп" часто употребляют как синонимы, что приводит к ошибочному пониманию и запутывает читателя. Первое обозначает музыкальный стиль, а второй относится к субкультуре в целом.

15 слайд

Рэппер (краткое описание) Одежда больших размеров приветствуется. Есть две версии, почему это является частью моды: 1. Одежда заключенных в США раньше шилась большой, что бы подходить разным по комплекции заключенным; 2. Взрослые братья или отцы передали младшим свою поношенную одежду, которая была больших размеров. Часто рубашки на рэперах свисают до колен, а сползающие джинсы задевают пол. Однако одежда должна быть чистой, ее отличает лишь небрежная мешковатость. Шапочки, "бейсболки", повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки - все это обязательные "примочки" молодого рэпера.

16 слайд

Готическая субкультура Го ты - представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящие себя к готик-сцене. Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка.

17 слайд

Готическая субкультура - чёрная (или тёмная, далее просто чёрная) или черная с элементами других цветов (в основном красный) одежда; - чёрные длинные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью пудр); - высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь (New Rock, Swear); - чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная юбка-макси (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда (зависит от принадлежности к тому или другому ответвлению от субкультуры); - чёрные повязки на руках (запястьях); - шипованный ошейник; Контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки.

18 слайд

Mopey и Perky Goth Mopey Goths - это индивидуумы постоянно находящиеся в депрессивном состоянии, по большей части замкнутые, о них говорят что они «относятся к жизни слишком серьезно»; Perky Goths (часто пишут PerkyGoff) называют тех, кто относится к goth более «расслабленно», они любят тусоваться в клубах (естественно готических) и проводить время так, как им нравится, депрессия не для них.

19 слайд

Antiquity Goth, Renaissance Goth, Romantic Goth, Victorian Goth Androgyn Goth (бесполость)

20 слайд

CyberGoth, Darkwave Кибер-готы - молодежная субкультура образованная в 90-х гг., которая так и не сформировала за собой определённой идеологии и проявляется лишь внешне, а так же тяготеет к различной клубной электронной музыке

21 слайд

"Эмо" культура Эмо-fashion - странное направление уличной моды, порожденное, как это часто бывает, музыкальным жанром; Прическа True эмо: Прямые, чаще всего, черные волосы, косая челка, лоснящаяся от укладочных средств и закрывающая половину лба, при этом обычно приподнятый и взлохмаченный затылок. Волосы могут быть и не черными, но часть прядей выкрашена в розовый или черный цвет. Make-up True эмо: Выбеленное лицо, бледные губы почти в тон коже и очень ярко подведенные глаза. Иногда "эмо" изображают на своих личиках черные дорожки якобы от размытой слезами косметики и рисуют черным карандашом слезинки. На ногтях черный лак. У мальчиков тоже. Пирсинг True эмо: Пирсинг – неотъемлемая часть образа настоящего "эмо". Тоннели, пирсинг в губах и вообще в любом месте на лице. Обувь True "эмо": Не изменяют своим любимым маркам: носят Converse и Vans. Пухлые кеды, желательно черные или в черно-белую клеточку. Возможно, с розовыми шнурками. Одежда True эмо: Skinny-джинсы темных цветов, майки и футболки, возможно поло на 2 размера меньше с забавными принтами, изображающими героев мультиков, или с названиями рок-групп.

22 слайд

Летом 1985 года стало так называемым «Революционным летом». Тогда Панк-культуру Вашингтона, накрыла новая волна групп, с разнообразным звучанием, ориентированных на тяжелую панк-музыку с мелодичным вокалом и вставками надрывного голоса в определенных моментах

23 слайд

Visual kei (визуальный стиль) - субкультура, возникшая на базе японского рока и глэма. Суть Вижуал Кей состоит в том, чтобы донести часть души и своего таланта не только через музыку, но и через внешний вид: шокировать людей и привлечь таким образом слушателей. Вижуал кей часто заимствует образы из японской мультипликации (аниме), изобразительного искусства (манга) и видеоигр как частей японской культуры.

24 слайд

Фаны Футбольных фанатов считают субкультурой, близкой к криминальной. Усугубляется это тем, что болельщики - одна из самых активных подростковых групп в России. группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» избегает драк, но защищает «младших» (новичков). Они пропагандируют «чистый образ жизни». среди подобных группировок есть и такая, как «Колдырь бой-фронт» («колдырь» на сленге - «пьяница»), это - болельщики-алкоголики. Возрастная категория их составляет 17-18 лет, но есть и постарше.

- 2. Наиболее известные субкультуры: имиджевые

Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:

Visual kei (визуальный стиль) - субкультура, возникшая на базе японского рока и глэма. Суть Вижуал Кей состоит в том, чтобы донести часть души и своего таланта не только через музыку, но и через внешний вид: шокировать людей и привлечь таким образом слушателей. Вижуал кей часто заимствует образы из японской мультипликации (аниме), изобразительного искусства (манга) и видеоигр как частей японской культуры. Музыканты применяют экстраординарные костюмы, специфический макияж, привлекательные прически, чаще всего крашеные и необычные. В костюмах музыкантов вижуал кей активно используются элементы традиционной женской моды.
Вижуальный стиль имеет приблизительно 15-20 категорий, отличающихся между собой не только внешне, но и в музыкальном плане.

Кибер-готы - молодежная субкультура образованная в 90-х гг., которая сформировала себя как музыкальная. Среди киберов распространено мнение о грядущем темном будущем, в котором технологии будут играть очень значимую роль в жизни человека. Большой вклад внесла рейв-культура. Оттуда была взята часть гардероба: латекс, короткие стрижки кислотных цветов, сапоги на платформе, яркие цвета в одежде и т. д. Киберов часто можно заметить в клубах, где они танцуют под: транс, dnb, техно и т. д. Но все-таки самой важной составляющей в формировании взглядов кибер-готов является индастриал, вернее постиндустриальная сцена. Именно эта ниша стала очень популярной среди киберов. Они посещают дискотеки, концерты и другие музыкальные мероприятия, связанные c темной индустриальной сценой. От готической субкультуры киберы наследуют: страсть к темному. Также как и готы, киберы любят: фетиш, готические аксессуары (кресты, анх, экстремальный макияж и т. д.). В музыкальном плане, у киберов пользуется популярностью дарквэйв. Некоторые кибер-готы отрицают причастность своей субкультуры к готической сцене, считая себя отдельным течением.

Стиляги - советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х - начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.

Милитари - стилевое направление в одежде, характеризующееся использованием элементов военного снаряжения и одежды в одежде для повседневной носки: военных ботинок, камуфлированной одежды, жетонов, брелоков в форме пуль и т. д.

Фрики - социальные группы людей, которые стараются выглядеть очень ярко и подчас вызывающе (необычная манера одеваться, причёски, татуировки, пирсинг), совершенно не считаясь с общепринятыми законами внешнего вида. Из общей массы их выделяет не только внешний вид, но и своеобразные взгляды на окружающий мир, слегка неадекватное поведение. Часто это творческие натуры - художники, поэты, певцы, актеры, диджеи. Образ мышления (мировоззрение), характерный для фриков, характеризуется определенной свободой от социальных стереотипов.

социологи опросили 1100 участников молодежных "тусовок" в Москве, Ленинграде, Сочи, Кустанае, Тюмени и Нижнем Тагиле. 80% опрошенных оказались несовершеннолетними. Из них 39% - школьники, 20% - учащиеся ПТУ, 6% учатся в техникуме, 3% - в ВУЗе, 16% работают. Выяснилось, что 58% опрошенных проводят свободное время на "тусовке" ежедневно.

У каждого третьего молодого человека, пришедшего на "тусовку", нет отца или он не живет с семьей, а у каждого десятого нет матери. Каждый третий состоит или состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Личное дело каждого пятого разбиралось в комиссии по делам несовершеннолетних. Лишь 40% опрошенных утверждали, что они не совершали правонарушений.

Исследование показало, что 60% участников "тусовки" психологически готовы к употреблению алкоголя, 8% - к употреблению наркотиков, 5% - к употреблению токсических веществ. Лишь 36% опрошенных имеют самостоятельный заработок.

Кроме того "тусовочная" субкультура является копилкой криминального опыта, своеобразным регулятором криминальной деятельности несовершеннолетних и молодежи, санкционируя один и пресекая другой тип поведения. Особенность криминальной субкультуры с этой точки зрения состоит в том, что в ней постоянно обновляются и совершенствуются нормы и ценности преступной среды.

Слайд 1

Антисоциальные и криминальные молодежные группы. Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ № 12

Слайд 2

Несовершеннолетний находится в нескольких сферах отношений одновременно. Он обязан посещать Несовершеннолетн школу или ПТУ, ий находится в овладевать знаниями; среде сверстников Трудясь на и в семье; производстве, он Его связывают должен соблюдать, неформальные трудовую, отношения со производственную и взрослыми технологическую дисциплину; Нередко в ПТУ, школе учащийся характеризуется положительно, а в среде сверстников имеет низкий социометрический статус

Слайд 3

Формальная (официальная) структура оценки поведения и личности черт подростка и молодого человека даются с позиций управляемости, степени послушания, если можно так сказать "удобности" его для педагогов.

Слайд 4

неофициальная (неформальная) структура У НОМов (неформальны х объединений молодежи) никогда и ничего не задается "сверху; Они абсолютно автономны и не вписываются в структуры более высокого порядка.

Слайд 5

Sub по-латыни – это "под", другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения. Типология молодежных субкультур: Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет. Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие. По специфике поведения членов группы выделяют: просоциальные; асоциальные; антисоциальные. Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают. Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера. Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

Слайд 6

Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур: - политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность; - эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду; - нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм); - радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды); - субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки); - субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др; - субкультура "золотой молодежи" - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

Слайд 7

Классификация НОМов: самодеятельные объединения, имеющие программу и ведущие полезную работу; организационно оформившиеся общности (есть структура, членские взносы, избрано руководство); собственно неформалы (обращенные преимущественно к сфере досуга). досуговые, политизированные и асоциальные (или антисоциальные); В.Лисовский (ЛГУ) выделяет, например, просоциальные, асоциальные и антисоциальные НОМы; Представители этих подсистем могут действовать в сфере досуга ("досугового потребителя"), в сферах политики, экологии, т ехники и т.п.

Слайд 8

Характеристика асоциального (или антисоциального) типа объединений: размытость моральных норм, криминальные ценности и установки; В таких объединениях могут оказаться панки, хиппи, металлисты, хулигантсвующие "гопники", наркоманы, профашистские сообщества и т.п. Иногда нонкриминальные группы, (рокеров, металлистов, фанатов и т.п.) перерастают в криминальные.

Слайд 9

Антисоциальные нормы характеризуются: формированием извращенного понимания принципов нравственности, нравственных понятий:  Смелость искаженно понимается как риск и бравада,  требовательность - как придирчивость, дружба и товарищество - как укрывательство и недоносительство,  сострадание - как признак слабости, недостойный настоящего мужчины.  Человек перестает быть высшей ценностью, становится средством.

Слайд 10

по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление Криминальная субкультура - это образ жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в

Слайд 11

Криминальная субкультура не любит гласности. Жизнедеятельность лиц, входящих в асоциальные и криминальные группы в значительной степени скрыта от глаз педагогов и взрослых. Нормы, ценности и требования этой субкультуры демонстрируются только если нет им противодействия. Асоциальная субкультура - это социальнопсихологические характеристики поведения, противоречащего социальным нормам

Слайд 12

Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами. Местами функционирования одного из видов асоциальной субкультуры являются, как мы уже отмечали, школьные туалеты, подъезды домов (нередко эту разновидность субкультуры называют "туалетно-школьной"), подвалы, чердаки, отдаленные парки, скверы, места "тусовок". Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, но нередко совершают их в проблемных, конфликтных ситуациях или при благоприятных для этого условиях.

Слайд 13

"Хип-хоп" ("hip hop"), как культурный феномен уличного искусства или искусства мегаполиса (андеграунда, по крайней мере, в начале своей истории) включает в себя три разных направления: 1. Живопись/дизайн - "Граффити" ("Graffity" - "нацарапанные") настенные росписи и рисунки; 2. Танцевальный стиль - «Брейк-данс» ("break dance") уникальный по своей пластичности и ритмичности танец, которой заложил моду для всей культуры хип-хопа - спортивной одежды; 3. Музыкальный стиль - "Рэп" ("rap") ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ. Рэп имеет три классификации: "быстрый рэп" (один рэпер разговаривает с другим); "жизненный" рэп (часто содержит мат); "коммерческий рэп" (хип-хоп, r`n`b и танцевальный рэп).

Слайд 14

написания являются правильными) является одним из трех течений субкультуры Хип-хопа. Термины "рэп" и "хипхоп" часто употребляют как синонимы, что приводит к ошибочному пониманию и запутывает читателя. Первое обозначает музыкальный стиль, а второй относится к субкультуре в целом.

Слайд 15

Рэппер (краткое описание) Одежда больших размеров приветствуется. Есть две версии, почему это является частью моды: 1. Одежда заключенных в США раньше шилась большой, что бы подходить разным по комплекции заключенным; 2. Взрослые братья или отцы передали младшим свою поношенную одежду, которая была больших размеров. Часто рубашки на рэперах свисают до колен, а сползающие джинсы задевают пол. Однако одежда должна быть чистой, ее отличает лишь небрежная мешковатость. Шапочки, "бейсболки", повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки - все это обязательные "примочки" молодого рэпера.

Слайд 16

Готическая субкультура Гоо́ты - представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящие себя к готик-сцене. Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка.

Слайд 17

Готическая субкультура - чёрная (или тёмная, далее просто чёрная) или черная с элементами других цветов (в основном красный) одежда; - чёрные длинные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью пудр); - высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь (New Rock, Swear); - чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная юбка-макси (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда (зависит от принадлежности к тому или другому ответвлению от субкультуры); - чёрные повязки на руках (запястьях); - шипованный ошейник; Контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки.

Слайд 18

Mopey и Perky Goth Mopey Goths - это индивидуумы постоянно находящиеся в депрессивном состоянии, по большей части замкнутые, о них говорят что они «относятся к жизни слишком серьезно»; Perky Goths (часто пишут PerkyGoff) называют тех, кто относится к goth более «расслабленно», они любят тусоваться в клубах (естественно готических) и проводить время так, как им нравится, депрессия не для них.

Слайд 19

Antiquity Goth, Renaissance Goth, Romantic Goth, Victorian Goth Androgyn Goth

Слайд 20

CyberGoth, Darkwave Кибер-готы - молодежная субкультура образованная в 90-х гг., которая так и не сформировала за собой определённой идеологии и проявляется лишь внешне, а так же тяготеет к различной клубной электронной музыке

Слайд 21

"Эмо" культура Эмо-fashion - странное направление уличной моды, порожденное, как это часто бывает, музыкальным жанром; Прическа True эмо: Прямые, чаще всего, черные волосы, косая челка, лоснящаяся от укладочных средств и закрывающая половину лба, при этом обычно приподнятый и взлохмаченный затылок. Волосы могут быть и не черными, но часть прядей выкрашена в розовый или черный цвет. Make-up True эмо: Выбеленное лицо, бледные губы почти в тон коже и очень ярко подведенные глаза. Иногда "эмо" изображают на своих личиках черные дорожки якобы от размытой слезами косметики и рисуют черным карандашом слезинки. На ногтях черный лак. У мальчиков тоже. Пирсинг True эмо: Пирсинг – неотъемлемая часть образа настоящего "эмо". Тоннели, пирсинг в губах и вообще в любом месте на лице. Обувь True "эмо": Не изменяют своим любимым маркам: носят Converse и Vans. Пухлые кеды, желательно черные или в черно-белую клеточку. Возможно, с розовыми шнурками. Одежда True эмо: Skinny-джинсы темных цветов, майки и футболки, возможно поло на 2 размера меньше с забавными принтами, изображающими героев мультиков, или с названиями рок-групп.

Криминальное сообщество представляет собой неформальное объединение подростков или молодежи, имеющее своих лидеров, иерархию отношений, выраженные антиобщественные цели, организованность и дисциплину, нормы и правила поведения, определенные обязательства между собой.

В каждом сообществе формируется криминальная субкультура, которая существенно сказывается на ее членах, как социокультурная среда воспитания.

Под криминальной молодежной субкультурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность подростков и молодежи криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей. Основу криминальной молодежной субкультуры составляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные ритуалы объединившихся в группы молодых преступников.

От обычной подростково-юношеской субкультуры криминальная отличается соответствующим содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами (с "чужаками", представителями правоохранительных органов, общественности, взрослыми и т.п.). Она прямо, непосредственно и жестко регулирует криминальную деятельность несовершеннолетних и их преступный образ жизни, внося в них определенный "порядок".

В криминальной молодежной субкультуре отчетливо проявляются:

  • – выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и ее криминальное содержание;
  • – внутренняя связь с уголовными традициями;
  • – скрытность от непосвященных;
  • – наличие целого набора (системы) строго регламентированных в групповом сознании атрибутов.

поощрение циничного отношения к женщине и половой распущенности;

– поощрение низменных инстинктов и любых форм асоциального поведения.

Следует подчеркнуть, что криминальная субкультура привлекательна для подростков и юношей такими проявлениями, как:

  • – наличием широкого поля деятельности и возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигших ее членов в других жизненных ситуациях (например, в учебе, во взаимоотношениях с учителями, родителями);
  • – процессом криминальной деятельности, включающим риск и экстремальные ситуации, окрашенным налетом ложной романтики, таинственности и необычности;
  • – снятием всех моральных ограничений;
  • – отсутствием запретов на любую информацию и, прежде всего, на интимную;
  • – обеспечением "своей" группе моральной, физической, материальной и психологической защиты от агрессии извне с учетом состояния возрастного одиночества, переживаемого подростком.

Криминальная субкультура быстро распространяется в молодежной среде благодаря исключительной активности и наглядности. Подростки и юношество бывают увлечены ее внешне броскими атрибутами и символикой, эмоциональной насыщенностью норм, правил, ритуалов.

Природа формирования криминальных сообществ различна – от стихийного объединения на основе общих интересов и бездельного баловства до специального создания для совершения преступлений.

В последнем случае криминальная деятельность с самого начала является группообразующим фактором и подчинена воле одного человека – организатора (лидера). В такой группе нормы и правила ориентированы на ценности уголовной субкультуры. В соответствии с этим определяется и структура группы, распределяются роли в ней:

  • – лидер:
  • – доверенное лицо лидера;
  • – поощряемый актив;
  • – привлекаемые новички.

Нередко криминальные группы действуют по законам "стаи". В таком сообществе подростки подчиняются воле лидера или эмоциям, в нем имеет место разгул стихии, провоцирующий ее членов на особую изощренность в глумлении над личностью, жестокость, акты вандализма. Группа формируется стихийно и также разрушается или криминализуется.

В педагогической практике очень важно выявлять такие группы и включать их членов в организованные детские сообщества, помогая реализовать естественные потребности в общении и совместной деятельности. В случае усиления негативной роли лидера необходима целенаправленная деятельность по его развенчанию или ограничению влияния вплоть до изоляции от группы посредством помещения в специальное образовательное учреждение.

Разновидностью криминальной группы, отличающейся особой конспиративностью, большой сплоченностью и четкой организацией, распределением функций в совершении преступления, является шайка. Так турки называли группу вооруженных людей на лодке, нападавших на одинокие суда и грабивших их. В настоящее время под ней понимают группу людей, объединившихся для какой-нибудь преступной деятельности. Подобное объединение, составленное из подростков и молодежи, может включать в себя членов:

  • – проживающих на значительном удалении друг от друга;
  • – разного возраста (в том числе и взрослых);
  • – наряду с лицами мужского также и лиц женского пола.

Наиболее характерными чертами структурной организации шайки являются: предварительный сговор и ориентация на криминальную деятельность под руководством лидера, имеющего криминальный опыт и сильную волю. В шайке подростки и юноши приобщаются к уголовным традициям, у них возникает и формируется уверенность в возможности существования внесоциально организованной среды, им активно прививаются антисоциальные взгляды и привычки.

К высшему типу организованных преступных групп относится банда. Это – вооруженная группа, совершающая преимущественно насильственные преступления (разбойные нападения на государственные, общественные и частные предприятия и организации, а также на отдельных лиц, осуществляющая захват заложников, террористические акты). Главные признаки банды – это ее вооруженность и насильственный характер криминальной деятельности.

Одной из важных социально-педагогических проблем является деятельность по предупреждению формирования криминальных сообществ. В связи с этим особую важность приобретает работа с неформальными группами. Она включает в себя следующие направления:

  • – своевременное выявление возникновения группы, установление наиболее частых мест "тусовок" ребят, численного и демографического состава (небольшая группа – 3–5 человек либо группировка 10–12 и более), характера направленности группы (асоциальная / просоциальная), сплоченности и предрасположенности к взаимодействию и определение характера воспитательного взаимодействия с ней;
  • – специальная социально-педагогическая работа с неформальными подростковыми и молодежными группами по формированию позитивной направленности, недопущение их криминализации, вовлечению в формальную групповую деятельность. Практика свидетельствует, что работать с неформальными сообществами исключительно сложно. Это объясняется низкой эффективностью мер воздействия на подростка из такого объединения. Его адаптивность к неформальной среде создает для него благоприятные условия для самореализации. Ему нет необходимости переключаться на нечто другое, что требует создания более благоприятных условий, мотивированных позитивных ценностей и идеалов;
  • – активное использование возможностей учреждений досуговой сферы в работе с неформальными группами (группировками): развитие на их базе разнообразных видов деятельности, привлекательных и популярных в молодежной среде (рок-клубы, фан-клубы); организация и проведение в микросоциуме серии мероприятий и акций, ориентированных на привлечение молодежи (праздники, конкурсы, дискотеки); переориентация группировки на социально одобряемые виды деятельности (создание временных рабочих мест, смена неформального лидера группы); изыскание возможностей для обеспечения (материального и иного) существования неформальной группы положительной направленности (предложение различных вариантов занятости, общественно-полезной деятельности, занятий физкультурой и спортом, овладение боевыми искусствами), например, создание на базе любительского музыкального коллектива группы, выступающей на официальной основе;
  • – целенаправленная социально-педагогическая работа с асоциальными и антисоциальными группами. Принципиальным для определения стратегии работы с группой является тип ее неформального лидера (физический или интеллектуальный); совокупности основных нравственных, идеологических и иных ценностей, которыми руководствуется в своей жизни данная группировка. С учетом своеобразия лидера определяется направленность и характер социальной педагогической деятельности по преодолению авторитетности и влияния лидера на членов группы, изменению ценностных ориентаций и характера их реализации;
  • – жесткое пресечение перспектив создания молодежной группы под руководством взрослого, имеющего убеждения противоправного характера (например, вернувшегося из мест лишения свободы).

Социальному педагогу необходимо разбираться в сущности молодежной субкультуры, неформальных объединений. В работе с детьми и молодежью понимать, что многие из них могут принадлежать к одной из неформальной организации, группы, группировки и строить свои взаимоотношения с ним с учетом этого фактора. Это значит, что следует:

  • – принимать подростка, молодого человека, принадлежащего к какой-либо группе, таким, какой он есть;
  • – по возможности, включать его в разнообразную позитивную деятельность коллектива, активно используя его устремления и навыки, полученные в неформальной группе;
  • – общаться с ним в логике "диалога культур", работая постепенно над формированием отношения к тем ценностям, которые он исповедует;
  • – активно поддерживать социально ценные инициативы, приобщая к ним учащихся класса, школы;
  • – понимать необходимость оказания индивидуальной помощи тогда, когда она реально возникает;
  • – проявлять по отношению к воспитанникам справедливость, симпатию, понимание их нужд и проблем;
  • – учиться вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве "эксперта", "советчика", "опекуна";
  • – корректно использовать свое влияние на воспитанников для прояснения ситуации.

В свое время в Тюменском клубе им. Ф. Э. Дзержинского было предложено оригинальное решение проблемы противодействия уличной группировке. Уличная компания целиком приглашалась в клуб и в своем прежнем составе, не разбиваясь, становилась подразделением клуба. Постепенно должна происходить переориентация группы, отказ от ее прежних норм и традиций. Такой процесс реорганизации складывался из трех этапов:

  • – 1-й – групповой автономии, когда происходит вовлечение группы в коллектив клуба, прежде всего, за счет заинтересованности лидера группы;
  • – 2-й – лидерской реорганизации, когда проходит либо переориентация лидера за счет включения его в коллективную жизнь, либо дискредитация лидера, проявляющего несостоятельность прежних форм и методов управления группой в коллективной жизни;
  • – 3-й – слияния группы с коллективом клуба, когда группа перестает быть замкнутым объединением и включается в общую систему коллективной деятельности и широких связей со всеми членами коллектива.

Таким образом, в работе с подростковыми и молодежными объединениями существуют множество подходов, которые позволяют обеспечивать реализацию их социальных потребностей, усиливать позитивную направленность влияния сообщества, профилактировать и преодолевать криминализацию.

Трансформация всех сторон социально-экономической и политической жизни России в начале 90-х годов прошлого столетия кроме позитивных (свобода, демократия, рыночные отношения) имела и негативные последствия. Важнейший из них – интенсивный рост криминальных форм поведения, в том числе групповых преступлений.

Рост количества преступлений сопровождается активным проникновением, распространением и внедрением криминальной субкультуры, криминального образа жизни, криминальных ценностей в социальную структуру общества. Большая часть криминальной деятельности преступных групп остается нераскрытой, что характерно как для нашего общества, так и для других стран . Криминализация российского социума в настоящее время является наиболее значимой и актуальной его проблемой .

Имеющиеся на настоящий момент в отечественной криминологии и криминальной психологии классификации криминальных групп, как правило, структурированы по параметрам уровня криминализации и организованности. В соответствии с указанными параметрами выделяют следующие типы криминальных сообществ: предкриминальные группы, простые преступные группы, организованные преступные группы, преступные организации .

Кроме того, в научной литературе имеется классификация криминальных групп по параметрам направленности и масштаба деятельности: общеуголовные криминальные группы – организованные криминальные группы (преступные организации).

Совершение группой преступления означает ориентацию её на криминальные ценности и криминальную субкультуру. Однако современная субкультура представляет собой многомерное явление, распадаясь на её различные подвиды. В одном это может быть традиционная криминальная субкультура, базирующаяся на нормы тюремной культуры, в другом случае речь идет о сочетании криминальных ценностей с ценностями индивидуалистическими, культурой конкуренции.

Общеуголовные криминальные группы характеризуются совершением уличных и бытовых преступлений, таких как кражи, мошенничества, грабежи, разбои. Вектор действия общеуголовных криминальных групп – против социума. Они действуют нелегитимно, тайно, скрытно. Члены таких групп характеризуются асоциальностью, допустимостью использования насилия, приверженностью криминальным ценностям и нормам, рассмотрению образа преступника как привлекательного для себя, ориентацией на краткосрочный выигрыш, краткосрочные удовольствия (развлечения, выпивка).

Совершаемые такими группами преступные действия подвержены сокрытию, маскировке и уничтожению следов преступления. Традиционные общеуголовные криминальные группы, как правило, ориентируются на ценности гедонистической уличной культуры и не имеют коррумпированных связей.

Субкультура организованных преступных групп внутренне ориентирована на нормы криминального мира и криминальной субкультуры, в том числе ориентация на получение сверхприбылей любыми средствами, цинизм, аморальность. Дополнительным стимулом является ориентация на культуру конкуренции, достижение материального успеха любой ценой.

Преступники, входящие в преступные организации, представляют собой новый тип личности преступника. Многие из них имеют высокий уровень образования, эрудированны, поведение социализировано, они презентабельно выглядят. Для них характерно высокое стремление к богатству и благосостоянию.

Организованные преступные группы стремятся легализовать свою деятельность путем создания официальных фирм и компаний.

Интенсивные изменения, наблюдающиеся в жизни современного общества, активно используются как представителями общеуголовных преступных групп, так и представителями организованной преступности.

Это использование касается приспособления социальных условий, явлений и обстоятельств (просчеты планирования, недоработки законодательства, «слабые места» функционирования социальной системы, неудовлетворенные потребности и ожидания людей, востребованность социальных практик) в собственных целях. Особенно эта тенденция характерна для организованной преступности. Она не только использует просчеты в социальном функционировании, но и намеренно создает условия для расширения сфер криминальной самоактуализации преступной группы.

Таким образом, как следует из приведенного выше анализа, для современных преступных групп характерны: тайный либо открытый режимы функционирования, включенность либо отсутствие в группе властных структур, выполняющих функцию защиты и лоббирования интересов преступной организации.

Материал исследования получен на основании качественного анализа данных судебно-психологических экспертиз с использованием: метода анализа документальных источников (материалы уголовного дела); метода беседы с членами преступной группы; метода тестирования членов преступной группы; метода наблюдения. Исходя из анализа полученных материалов, представляется возможным построить классификацию современных криминальных групп, структурирующими признаками которых являются:

а) режим функционирования (тайный – открытый);

б) фактор силовой и административной поддержки (наличие – отсутствие).

На основе этих признаков можно выделить параметры: «легитимность – отсутствие легитимности», «наличие коррумпированных связей – отсутствие коррумпированных связей». Наглядно такую классификацию можно представить следующим образом.

Рис.1. Классификация криминальных групп

Тогда в квадранте I представлена открыто действующая преступная организация: легитимная, легальная по форме (коммерческая фирма либо организация) и криминальная по содержанию (цель – преступное обогащение). Руководят ею криминальные авторитеты. Группа действует «под прикрытием», ее интересы, как правило, активно лоббируются «сверху». При этом ее деятельность эффективна: коррумпированные чиновники и высокопоставленные силовики оказывают ей всемерную помощь, поддержку и защиту. Как правило, группы создаются с целью имитации занятий коммерческой деятельностью (псевдопредпринимательство).

В квадранте II – преступная организация, руководят которой «белые воротнички», находящиеся «в тени». Рядовые члены такой криминальной организации, как правило, не знают своих лидеров, занимающих высокие должности во властных структурах, определяющих и направляющих деятельность этой преступной организации. Группа сохраняет конспирацию, следит за утечкой информации, жестоко наказывает провинившихся членов. Как правило, группа занимается незаконной деятельностью, приносящей высокий преступный доход (торговля наркотиками, оружием, игорный бизнес и др.).

Квадрант III – здесь представлена традиционная общеуголовная преступная группа, действующая тайно, совершающая периодически криминальные акции в виде отдельных преступных действий (грабежи, разбои, убийства, кражи).

Для таких групп характерно распитие спиртных напитков, употребление наркотиков. Члены группы хранят групповые тайны, скрывают ее существование от окружающих. В качестве средства общения используются: криминальный жаргон, клички, татуировки. Доминирует асоциальная внешне примитивная субкультура, которая является основным криминализирующим механизмом существования таких групп. Стандарты поведения ее членов противоречат принятым в цивилизованном обществе (наличие кличек, жаргона, проявления жестокости по отношению к слабым, цинизм).

Квадрант IV описывает общеуголовную преступную группу, открыто демонстрирующую криминальные действия – «на свой страх и риск» (хитроумные мошеннические действия, рассчитанные на обман доверчивых граждан, нерасторопность правоохранительных органов). Такие группы действуют оперативно, нестандартно, дерзко, рассчитывая на удачу и преступный профессионализм.

Все описанные криминальные группы включают в состав своей культуры криминальную асоциальную субкультуру. При этом каждая их них имеет свою специфическую субкультуру и организационную культуру.

Так, к примеру, субкультура легитимной криминальной группы, имеющей коррупционные связи, характеризуется активным привлечением познаний из области как практической, так и научной психологии: включением просоциальной символики, высоких стандартов этикета (в том числе доступное для наблюдения поведение, речевой этикет, требования к внешнему оформлению офиса, дресс-коду сотрудников и др.)

В итоге происходит своеобразное смешение криминальной асоциальной субкультуры и организационной культуры, акцент в которой сделан на внешнем (имитация внешних признаков легитимной официальной социальной группы). В итоге происходит своеобразное смешение криминальной асоциальной субкультуры и организационной культуры, акцент в которой сделан на внешнем (имитация внешних признаков легитимной официальной социальной группы). Внешняя презентация рассчитана на внешнего наблюдателя – потенциальных клиентов и заказчиков. Однако внутреннее содержание организационной культуры и субкультуры – асоциальность и антисоциальность. Цель группы – преступна.

Постепенно, но достаточно быстро (в течение недель и месяцев) происходит внутренняя интеграция членов группы: они знают, как им поступать и как взаимодействовать друг с другом. Формируется своеобразное чувство организационной идентичности. Такие группы отличаются высокой адаптивностью в социальной и культурной среде. Внутреннее принятие их субкультуры и организационной культуры имеет следствием изменение личности включаемых в эту организацию сотрудников через постепенную внутреннюю интеграцию к идентификации с криминальной группой.

Такие группы используют последние достижения в области организационной психологии, способствующие успеху криминальной группы.

Некоторые рекрутированные криминальной группой в свой состав сотрудники показывают высокую вовлеченность в ее деятельность, что является результатом действия на их личность эффективной организационной культуры (стремление к цели; высокая результативность; материальная и моральная поддержка отличившихся и др.).

Распространенность в нашем обществе криминальных групп такого вида указывает на эффективность такого рода образований. Причина: недостаточная оперативная работа правоохранительных органов, их коррумпированность, невысокая активность граждан в плане разоблачения таких образований (пассивность правосознания).

Криминальные группы, не имеющие коррумпированных связей (III и IV) – это простые и сложные криминальные группы, совершающие корыстные либо корыстно-насильственные преступления. Особенности их субкультуры: в них культивируются криминальные идеи, убеждения и взгляды. Преступники, входящие в подобные группы, характеризуются нравственным и правовым нигилизмом, что облегчает им возможность совершения преступлений. Ценятся такие качества, как моральная и физическая сила, готовность к риску, маскулинность, эмоциональная устойчивость. Члены групп имеют ограниченный доступ к легитимным способам достижения социальной успешности и материального благополучия.

Таким образом, сходство описанных типов криминальных групп – приятие криминальных ценностей (допустимость нарушения закона, приемлемость обмана, мошенничества, манипуляций, пренебрежение интересами других). Отличия связаны с особенностями содержания криминальной субкультуры и ее конкретным наполнением.

Большинство родителей и воспитателей уверены в том, что они желают всего самого лучшего для своего ребенка, даже когда откровенно его ненавидят. “Все самое лучшее”, конечно же, включает в себя меры защиты, контроля, оптимального развития для последующей жизни ребенка. Это могут быть и наказания, ибо до сих пор еще распространена точка зрения, что наказания и запреты являются якобы лучшими методами воспитания. Их применяют из лучших побуждений, но в педагогическом отношении дело обстоит совершено иначе: лучшие намерения оказываются понятыми ребенком вопреки ожиданиям воспитателей и родителей как ограничения, насилие, унижение, черствость или просто осуждение http://holstebrobruger.dk/map192 .

Иллюстрацией этого является следующий отрывок из диалога между матерью и ребенком: check this out

Мать. Знаешь что, Андреас, выходит, что если тебя слишком много хвалить, то тебе это нисколько не идет на пользу. Тогда ты делаешь все еще хуже, не так ли? Ну, ну, Андреас, я ведь так часто тебя хвалила, но это нисколько тебе не помогало. Но стоит мне снова тебя поругать, за что-нибудь, ты тотчас же быстро берешь себя в руки. Не правда ли, Андреас? При той ничтожной похвале, которую ты…

Но самое ужасное в педагогических отношениях — это неразборчивое смешение осуждения и одобрения, одновременно такового и агрессивного обращения, короче говоря, то, что вызывает у ребенка сомнения, любим он или нет. Родители и воспитатели уверяют детей в своей любви к ним и в то же время существуют так, как будто их ненавидят. Так ребенок оказывается в трагичном положении: с одной стороны, он вынужден переживать однозначное и откровенное осуждение, наказание и даже лишения, а с другой стороны, ему придется взваливать на свои плечи упреки в неблагодарности и чувство вины перед родителями, если он попытается восстать против скрытой за любовью ненависти http://alliedpowder.com/map192 .

Детскому стремлению к понятности и простоте видеоигры в войну соответствуют как нельзя лучше: здесь точно установлено, кто является врагом (противник на экране), какими средствами можно пользоваться в борьбе с ним, а также то, что играющий однозначно является «хорошим». Он подвергся нападению, он находится в ситуации вынужденной защиты единственной, оправданной законом ситуации, в которой снимается табу на агрессию. Но самое главное, собственные средства уничтожения в этом фантастическом мире выступают как положительные, мало того, они даже вплетены в ткань игры как необходимые для выживания меры.

Если в реальной ситуации ребенок может выражать свои чувства лишь так, как это ему позволяют воспитатели, то и в игре он может без всяких ограничений и чувства вины предаваться агрессии благодаря вышеописанным игровым структурам. В результате игры не происходит уничтожения любимого объекта (например, одного из родителей), несмотря на всю амбивалентность чувств к нему. Реальное же нападение на родителей означало бы причинение реального вреда собственному их существованию, например, потерю надежды на любовь, защиту и заботу родителей.

Но взрослый, оставаясь в твердой уверенности, что делал все лучшее для блага своего ребенка, неизбежно с ужасом воспримет столкновение с “внутренней, воображаемой войной” ребенка на экране. Неужели этот ребенок — продукт его воспитания? Считая самого себя миролюбивым воспитателем, он изумится, как могло случиться, что его ребенок ведет себя столь разрушительно. Это извращенное стремление его ребенка к садизму и разрушению может иметь свои корни лишь где-то на стороне: у соседских детей, в телевидении, в прогнившей системе ценностей нашего общества и так далее, и так далее…

Поведение ребенка отзывается в нем ударом по его самооценке как воспитателя. Оказывается, и он тоже испытывает желание сделать ситуацию однозначной, например, в отношении собственной самооценки и Я-концепции — «я делаю все лучшее для ребенка». Лишь немногие люди в состоянии позволить себе признать существование “злых” сторон своей души или даже позволить себе проявлять их в реальных действиях, но ни в коем случае не по отношению к ребенку, которого они любят от всего сердца. Большинство людей имеют тенденцию отрицать в себе все злое, травмирующее и проецировать все это на какого-нибудь врага, существующего где-то вовне. И они находят подтверждение этому механизму защиты от травмирующих их переживаний в действиях и словах других людей, совместно с которыми они создают гигантский защитный потенциал, охраняющий их от зла. Но и они — как дети — хотят, чтобы накопленное ими оружие не привело ни к чему серьезному, не привело к войне. И у них существуют лишь фантазии о войне. И в их представлении реальные маневры с настоящим оружием являются не более, чем “игрой”.

Особенности обращения с полярными чувствами ярко проявляются в поведении с партнером, например, в ранних отношениях ребенка и матери.

Все рубрики

Выберите рубрику Диагностика и коррекция детско-подростковой дезадаптации Закономерности формирования взглядов на психику ребенка Криминологический анализ психобиологических предпосылок асоциального поведения Обследование детей с неврозами, личность родителей и отношения в семье Особенности воспитания, патогенез неврозов у детей и подростков Особенности личности и психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных детей и подростков Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации Подходы к развитию детей в основных психологических школах Познавательные процессы, способности и эмоции юношеского возраста Превентивная психология — современная охранно-защитная концепция профилактики Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска Психоаналитическая педагогика в оценке агрессивности и страхов Развитие самосознания у подростков, самоуважение и самооценка Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних Своеобразие психического развития детей, страх и тревога в генезе неврозов Управление и педагогическое руководство, семейное воспитание Юность и юношество, социализация и ее институты Дополнительные тематические материалы: исследования, статьи, обзоры и пособия Динамика семейных отношений Семья и брак, супружество и брачные отношения Супружеские конфликты Истинные причины старения человека Поведение человека Демографические и экологические проблемы Психология и педагогика Волевая сфера человека Мотивационная сфера человека Предметно-практическая сфера человека Учебная деятельность школьника Эмоциональная сфера и учебная деятельность Реализация умственного потенциала Скрытый гипноз и тайны технологий гипноза Общие положения Оперативное гипновоздействие — эриксонианский гипноз и нейролингвистическое программирование Основы внушения (суггестии) Порча и сглаз Процесс освоения приемов скрытого гипноза Цыганский гипноз Цвет в нашей жизни Ахромные цвета Зеленые тона Основные периоды и этапы в процессе взросления человека Символика цвета, цвет в искусстве и в моде Социальность и цветовая символика Теплые цвета Эволюция человека от рождения и до самой смерти Беременность и периоды развития плода, рождение ребенка и его здоровье Взаимосвязь между личностными особенностями человека, его семьей и его работой Выход на пенсию, стрессы и чувство удовлетворенности в пожилом возрасте Дети в возрасте от 2 до 6 лет: физическое и речевое развитие, мышление и познание мира Научно-исследовательские подходы к пониманию закономерностей развития человека Подростковый возраст, физическое развитие и особенности мышления в этот период Проблемы, с которыми часто сталкиваются люди среднего возраста Процесс взросления подростков — формирование идентичности, становление личности и рискованное поведение Развитие младших школьников в рамках социального познания, ответственности и предписаний Раннее детство — страхи, тревоги и агрессивность. Стили воспитания и просоциальное развитие детей Смерть и отношение к смерти в разных культурах, представления об умирании Социальный и культурный контексты развития человека и методы их изучения Среда обитания и наследственность человека: генетика, семья и развитие Средняя взрослость — физическое развитие и изменения интеллектуального функционирования Физические изменения, которые несет с собой старение, и основные проблемы пожилых людей Физическое развитие в период ранней взрослости и факторы, воздействующие на жизнь взрослого Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Мышление и интеллект, моторика и обучение Формирование личности младенца, просоциальное поведение и социокультурное развитие Человек Этапы физического и речевого развития ребенка в его первые два года