Соционика и другие типологии. Акцентуации характера (акцентуации личностей)

Неустойчивый тип личности

Ученые в разное время определяли этот тип различными терминами. Так, известный психиатр Крепелин назвал его безудержным, а позднее - неустойчивым типом , а Шнейдер, желая подчеркнуть главную особенность этого типа - недостаток воли, - «слабовольным», «безвольным».

Основной недостаток людей этого типа выходит на первый план тогда, когда дело касается учебы, труда, выполнения поручений старших, родных, обязанностей, возложенных обществом, - это безволие, или слабоволие. Даже в выборе развлечений они предпочитают то, что есть под рукой, не утруждая себя организацией увеселительных мероприятий или хобби.

Еще в детстве такие люди с трудом усваивают элементарные правила поведения, их постоянно приходится контролировать. Они отличаются непослушанием, не обращают внимания на принятые нормы поведения, везде лезут, но при этом их легко на время приструнить, поскольку они боятся и легко подчиняются другим детям, лидерам.

С первого класса в школе проявляется их леность и нежелание учиться Успехов они могут добиться только при строгом ежедневном контроле со стороны взрослых, а малейшее послабление приводит к отлыниванию от занятий. Они рано ищут развлечений, с уроков убегают в кино или просто прогуливают «за компанию».

Они как магнит - к ним притягивается все дурное. Они легко идут на мелкие нарушения, кражи, хулиганство и постоянно готовы все свободное время проводить в уличных компаниях, в безделье и праздности. Их тянет к асоциальным людям, они рано начинают курить и пить, а затем используют и более сильные суррогаты «веселой жизни» - наркотики. Ввиду слабоволия или слабохарактерности выпивки, гуляния, похождения постепенно становятся их образом жизни.

Только в условиях жесткой опеки, если они попадают в руки человека с сильной волей, например жены или мужа, они могут вполне благополучно жить и быть полезными обществу. Но опека должна быть постоянной. Над ними надо все время «стоять с палкой» - и дома, и на работе - понукать, ругать, требовать и обязывать, «действуя методом кнута и пряника». Как только «вожжи управления» будут отпущены, они могут начать спиваться, проиграть в карты и т. п.

Неустойчивый тип акцентуации может встречаться и в сочетании с другими типами, например с гипертимным, - тогда он приобретает окраску гипертимности и его можно назвать гипертимно-неустойчивым, если совместно с истероидным - то соответственно истероидно-неустойчивым. Этот тип встречается, как правило, среди подростков мужского пола, реже - среди взрослых, видимо, люди этого типа часто переходят в разряд хронических алкоголиков, наркоманов, за проявлениями которых уже трудно запомнить эту акцентуацию.

Е. Kraepelin (1915) назвал представителей этого типа «haltlos», т. е. безудержные, неустойчивые. К. Schneider (1923) более подчеркнул у них недостаток воли («безвольные»). При сходстве названий «лабильный» (labile) и «неустойчивый» (instable) следует указать на то, что первое относится к эмоциональной сфере, а второе - к поведению. Именно в формировании социально приемлемых норм поведения выявляется наибольшая недостаточность данного типа. Их безволие отчетливо проявляется, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлечений представители этого типа также не обнаруживают большой напористости, а скорее плывут по течению, примыкают к более активным.

В детстве они отличаются непослушанием, часто непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются ими с трудом. За ними все время приходится следить. У части из них встречаются такие симптомы невропатии, как заикание, ночной энурез и т. п.

С первых классов школы нет желания учиться. Только при непрестанном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, но всегда ищут случай отлынивать от занятий. Довольно рано они начинают курить.

Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Они убегают с уроков в кино или просто погулять по улице, днями, ничего не делая, торчат в местах, где обычно собираются подростки.

Все дурное словно липнет к ним. Склонность к имитации у неустойчивых отличается избирательностью. Образцами для подражания служат лишь те модели поведения, которые сулят немедленные наслаждения, смену легких впечатлений, развлечения. Легко идут на мелкие кражи, тянутся к уличным компаниям. Когда же они становятся подростками, то прежние развлечения вроде кино их уже не удовлетворяют. В ход идут более сильные и острые ощущения - хулиганские поступки, алкоголь и другие дурманящие средства.

Еще Е. Kraepelin (1915) упоминал о нецелеустремленной криминальности неустойчивых.

Выпивки начинаются рано - иногда с 12-14 лет и всегда в компаниях асоциальных подростков. Поиск необычных впечатлений легко толкает на знакомство с другими дурманящими средствами. О возникающих при их действии необычных ощущениях и иллюзорных переживаниях делятся с приятелями с тем же упоением, как в детстве рассказывали о детективных фильмах.

С наступлением пубертатного периода такие подростки стремятся высвободиться из-под родительской опеки. Реакция эмансипации у неустойчивых тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Истинной любви к родителям они никогда не питают. К бедам и заботам семьи относятся с равнодушием и безразличием. Родные для них - лишь источник средств для наслаждений.

Неспособные сами занять себя, они очень плохо переносят одиночество, что приводит их в группы, стилем жизни которых является «ничегонеделание». При этом трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять здесь положение лидера. Обычно они становятся послушным орудием этих групп. В групповых правонарушениях им приходится «таскать каштаны из огня», а плоды пожинают лидер. Их увлечения целиком ограничиваются информативно-коммуникативным типом хобби да азартными играми. К спорту они испытывают отвращение. Только автомашина и мотоцикл сохраняют дли них заманчивость как источник наслаждения бешеной скоростью с рулем в руках. Но упорные занятия и здесь отталкивают их. Зато угон автомашин и мотоциклов с целью покататься принимается «на ура». Художественная самодеятельность их не привлекает, даже модные эстрадные ансамбли им быстро «приедаются». Все виды хобби, требующие хоть какого-то труда, для них непостижимы.

Сексуальное влечение не отличается силой. Среди неустойчивых нередки случаи психофизического инфантилизма и задержанного сексуального созревания. Однако раннее вовлечение в асоциальные группы ведет к сексуальному опыту, включая знакомство с развратом и извращениями. Сексуальная жизнь становится для неустойчивых таким же источником развлечений, как постоянные выпивки и похождения.

Романтическая влюбленность проходит мимо них, для них просто непостижимо, как можно в кого-то влюбиться, на искреннюю любовь они неспособны, как и на преданную дружбу. Компания для развлечений для них всегда предпочтительнее настоящего друга.

Учеба легко забрасывается. Никакой труд не становится привлекательным. Работают они только при крайней необходимости. Поражает их равнодушие к своему будущему, они не строят планов, не мечтают о каком-либо положении для себя. Они целиком живут настоящим, желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствий. Трудности, испытания, любые неприятности, угроза наказаний - все это вызывает одинаковую реакцию - убежать подальше.

Суицидальная активность, по наблюдениям, неустойчивым несвойственна. Лишь среди конформно-неустойчивых встречаются аффективные суицидные попытки.

Существует ряд различных точек зрения на сущность неустойчивого типа - неустойчивость эмоций, слабость воли, нарушение влечений, патологическая подвижность нервных процессов, невозможность выработать стойкий жизненный стереотип (обзор был дан А. И. Коротенко, 1971). Слабоволие является, видимо, одной из основных черт неустойчивых. Именно слабоволие позволяет удержать их в обстановке сурового и жестко регламентированного режима. Когда за ними непрерывно следят, не позволяют уклоняться от работы, когда безделье грозит суровым наказанием, а ускользнуть некуда и убежать невозможно, да и вокруг все работают,- они на время смиряются. Но как только контроль ослабевает, они немедленно устремляются в ближайшую «подходящую компанию».

Слабое место неустойчивых - безнадзорность, обстановка попустительства, открывающая просторы для праздности и безделья.

Самооценка неустойчивых нередко отличается тем, что они приписывают себе либо конформные, либо гипертимные черты.

Конформно-неустойчивый тип. Этот тип отличается от обычного неустойчивого только- до наступления подросткового возраста не наблюдалось никаких неустойчивых черт. Гипопротекция и безнадзорность, с одной стороны, и случайное попадание в компанию асоциальных подростков ведут к наслоению черт неустойчивости на конформное ядро. Вживание в асоциальную среду происходит постепенно, но ее манеры поведения и интересы усваиваются прочно. В конце концов поведение становится неотличимым от поведения собственно неустойчивых, и только тщательный изучение позволяет выявить конформный тип. Но такие подростки навсегда сохраняют конформность как главную черту характера, хотя конформными они становятся в отношении асоциальных подростковых групп. Из черт конформного типа особенно выступают неприязнь к чужакам, подозрительность ко всему незнакомому и непривычному. Для собственно неустойчивых чужаки скорее служат предметом для мимолетного любопытства или развлекающих злых забав.


^ Лабильно-неустойчивый тип . Как правило, возникает на фоне лабильной акцентуации вследствие воспитания, сочетающего эмоциональное отвержение с гипопротекцией. Нередко достигает психопатического развития. Внешне наблюдается «синдром неустойчивого поведения» - сходство с психопатией неустойчивого типа из-за делинквентности, побегов из дому и т.п. Однако от неустойчивой психопатии таких подростков отличает не только большая эмоциональность, но и способность к теплым привязанностям и стремление избегать всяческих эксцессов - и делинквентных, и алкогольных, и сексуальных.

^ Павел 3., 16 лет . Отец страдает эпилепсией и алкоголизмом, мать тяжелым полиартритом, инвалид. Вырос в многодетной семье старшим из пяти детей. С детства до настоящего времени страдает ночным энурезом. До 11 лет не отличался от сверстников, был очень привязан к матери. Тяжело переживал скандалы в семье. Учился посредственно. С 11 лет из-за скандалов дома потянулся на улицу, подпал под влияние асоциальной компании подростков, стал курить, изредка выпивать, по наущению своих приятелей украл деньги в школе у учительницы. Был направлен в спецшколу для трудных. Там стал подвергаться жестоким преследованиям со стороны соучеников. Совершил побег. Возвращенный в спецшколу, стал грозить суицидом.

В подростковой психиатрической клинике вначале был напряжен, озлоблен, подозрителен. В дальнейшем на теплое и ласковое отношение дал бурную эмоциональную реакцию - расплакался, признался в проступках, которые ранее не были известны: под влиянием своей уличной компании воровал из карманов, залезал в оставленные автомашины и отвинчивал, что велели, угонял велосипеды. Держался этой компании так как был там «своим» и его защищали от других хулиганов.

Во время бесед обнаруживал выраженные эмоциональные реакции, в зависимости от воспоминаний легко переходил от слез к улыбке, от озлобленности к слезам. Интересы - детские, любит игры, сказки. В клинике режима не нарушал, тянулся к старшим, искал сопереживания. При осмотре - выраженный физический инфантилизм, рост 154 см масса тела 40 кг (нижняя граница возрастной нормы 167 см, 53 кг) первая пубертатная фаза, детское выражение лица. При неврологическом обследовании - без отклонений.

^ Обследование с помощью ПДО . По шкале объективной оценки диагностирован тип «лабильный циклоид». Имеются признаки, указывающие на вероятность психопатии. Отмечена повышенная откровенность в оценке черт характера и личностных отношений. Конформность и реакция эмансипации умеренные. Установлена психологическая склонность к делинквентности. Отношение к алкоголизации неопределенное. По шкале субъективной оценки самооценка неверная: достоверно выделяются конформные черты, отвергаются черты неустойчивого типа отмечена амбивалентность в отношении сенситивных черт.

Диагноз . Затяжное реактивное состояние (делинквентный эквивалент) на фоне психофизического инфантилизма и психопатического развития по лабильно-неустойчивому типу.

Катамнез через полгода. Был освобожден от обучения в спецшколе и помещен в обычную школу-интернат, где продолжает обучение.

Лабильно-сенситивный тип . Может быть как эндогенным сочетанием обоих типов, так и следствием психопатического развития из лабильной акцентуации в условиях воспитания по типу эмоционального отвержения и особенно в положении «Золушки». Эмоциональная лабильность здесь в основном проявляется частыми спадами настроения при редких радостных всплесках, легкостью упадка духа и слезливостью даже при напоминании о бывших ранее неприятностях, но быстрой податливостью утешению и успокоению. В остальном преобладают сенситивные черты.

^ Павел П., 15 лет . Вырос без отца, живет с матерью и старшей сестрой. С детства был чувствительным, впечатлительным, обидчивым, легко расстраивался, но поддавался утешению и уговорам. Очень привязан к матери. В школу ходил неохотно - учился средне, ребята его дразнили, называли «девчонкой». Тяжело переживал даже небольшие неприятности: например, в 10 лет нечаянно разбил любимую вазу матери - проплакал три дня. В 12 лет заболел острым аппендицитом и был госпитализирован, в больнице все время плакал - не мог перенести разлуки с матерью.

Полгода назад, проболев неделю, пришел в школу без справки из поликлиники, а только с запиской матери. В классе же появилась новая учительница, ставшая их классным руководителем. Перед всеми соучениками она назвала его «прогульщиком» и «симулянтом», ребята стали над ним насмехаться. При всех расплакался, убежал из школы, бросил учебу, отказался идти на выпускные экзамены. Мать на лето взяла его в пионерский лагерь, где сама работала. Со сверстниками там почти не общался, не отходил от матери, играл только с малышами. Надеялся, что осенью ему разрешат сдать экзамены - хотел отвечать один, а не перед всем классом. Но неожиданно для него был оставлен на второй год. Тогда наотрез отказался ходить в школу, считая второгодничество позором. Сиднем сидел дома, играл с собакой, читал книги, увлекся изучением марок автомашин и видов морских судов - рассказывает о них со знанием дела. На улицу не выходил - боялся встречи со знакомыми ребятами и их расспросов. Когда мать возвращалась с работы, ее радостно встречал, не отходил от нее. В связи с отказом выходить на улицу, идти в школу мать обратилась за советом к психиатру. При беседе с ним был замкнут, угрюм, плакал, не раскрывая причин слез. Был направлен на обследование в подростковую психиатрического клинику. Здесь, встретив теплое и заботливое отношение персонала, быстро освоился. Стал пользоваться покровительством более стеничного подростка, почти не отходил от него.

Во время беседы очень волнуется, при расспросах о неприятных событиях начинают градом литься слезы. Но легко поддается утешению. Войдя в контакт, откровенно рассказал о своих школьных неудачах. После нескольких психотерапевтических бесед согласился пойти в другую школу.

Отмечен выраженный психофизический инфантилизм. Детское выражение лица. Половое развитие соответствует 12–13-летнему возрасту. Вегетативная лабильность. При неврологическом осмотре и на ЭЭГ - без отклонений.

^ Обследование с помощью ПДО . По шкале объективной оценки диагностирован выраженный сенситивно-лабильный тип. Имеются признаки, указывающие на возможность формирования психопатии сенситивного типа. Конформность средняя, реакция эмансипации умеренная. Склонности к делинквентности не обнаружено, имеется выраженное отрицательное отношение к алкоголизации, что свойственно сенситивным подросткам. По шкале субъективной оценки самооценка хорошая: выделились черты сенситивного и лабильного типов, достоверно отвергаются гипертимные черты (признак склонности к субдепрессивным состояниям).

Диагноз . Психопатия выраженной степени лабильно-сенситивного типа на фоне психофизического инфантилизма.

Катамнез через год. В обычной школе учиться не смог. Окончил 8 классов вечерней школы, которую посещал нерегулярно, но успевал, занимаясь дома.

Следует подчеркнуть, что лабильно-аффективный тип встречается только в виде психопатий, - это, по сути дела, крайнее заострение лабильного типа. Последние три разновидности (лабильно-истероидный, лабильно-неустойчивый, лабильно-сенситивный типы) встречаются не только при психопатиях, но и в качестве акцентуаций характера и даже чаще наблюдаются как последние.

В общей популяции подростков лабильный тип акцентуации характера встречается в 8% у подростков мужского (см. табл. 3) и в 12% у подростков женского пола [Патохарактерологические исследования..., 1981].

^ АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП

Этот тип является той точкой, где области психопатий и неврозов соприкасаются особенно тесно. Нет нужды доказывать, что лица, склонные к неврастеническим реакциям, обладают особым складом характера. Поэтому астено-невротический тип правомерно рассматривать как одну из разновидностей акцентуаций, которая благоприятствует невротическим реакциям, особенно неврастенического круга. На основе этой акцентуации может начаться «невроз развития» [Мясищев В.Н., 1960] или, точнее невротическое развитие [Кербиков О.В., 1961; Ушаков Г.К., 1978; Ковалев В.В., 1979; Карвасарский Б.Д., 1980]. По О.В.Кербикову (1961), критериями для разграничения невротических развитий от психопатий служат отношение личности к своим переживаниям, нарушениям и т.п. как к болезненным, чуждым, от которых жаждут избавиться, а также склонность невротических расстройств к определенной «локальности», системности, парциальности - изменения не охватывают личность в целом. К сожалению, с помощью этих критериев нелегко бывает провести четкую грань между невротическими развитиями и психопатиями.

При далеко зашедших случаях невротических развитий (астенических, ипохондрических) может утрачиваться и парциальность нарушений, и даже критическое отношение к ним.

Подростки астено-невротического типа лишь изредка попадают под наблюдение психиатра и вовсе не потому, что этот тип в данном возрасте встречается исключительно редко.

В здоровой популяции этот тип установлен в 2% (см. табл. 3). Его выявлению способствует заболевание хроническими соматическими заболеваниями - среди подростков, больных активным туберкулезом легких, астено-невротическая акцентуация выявляется в 11–13%, хронической неспецифической пневмонией - до 25% [Иванов Н.Я., Шестакова Г.Ю., Янина С.К., 1980]. Однако возникающие нарушения обычно не требуют вмешательства психиатра, и такие подростки остаются под наблюдением терапевта или невропатолога.

При астено-невротической акцентуации иногда с детства обнаруживаются признаки невропатии - беспокойный сон, плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, ночные страхи, ночной энурез, заикание и т.п.

С наступлением полового созревания, физического возмужания невропатические черты могут сглаживаться. Но в некоторых случаях детская невропатия может трансформироваться в астено-невротическую акцентуацию и служить у подростков почвой для невротических реакций и невротических развитий. Наконец, иногда этот тип акцентуации может впервые развертываться в подростковом возрасте.

Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях. Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, однако физические напряжения, например обстановка спортивных соревнований, оказываются непереносимыми. Раздражительность более всего сходна с аффективными вспышками при лабильной акцентуации. Раздражение по ничтожному поводу легко изливается на окружающих, порою случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и даже слезами. В отличие от эпилептоидной акцентуации аффекту не бывают присущи ни постепенное накипание, ни сила, ни продолжительность. В отличие от вспыльчивости при гипертимной акцентуации поводом для вспышек вовсе не обязательно служит встречаемое противодействие, бурного неистовства аффект также никогда не достигает. В отличие от лабильной акцентуации аффективные вспышки связаны не с перепадами настроения, а отчетливо прослеживается возрастание раздражительности в процессе утомления.

Склонность к ипохондризации является особенно типичной чертой. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, крайне подвержены ятрогении, охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются обследованиям и осмотрам. Наиболее частым источником ипохондрических переживаний, особенно у мальчиков, становится сердце.

При этом типе акцентуации не встречается ни делинквентности, ни побегов из дому, ни алкоголизации. Но это не означает, что специфически-подростковые поведенческие реакции отсутствуют. Стремление к эмансипации от старших или тяга к группированию со сверстниками, не получая прямого выражения в силу астеничности, утомляемости, могут исподволь подогревать маломотивированные вспышки раздражения в отношении родителей, воспитателей, побуждать к обвинению близких в том, что они не уделяют должного внимания их здоровью, или даже порождать глухую неприязнь к сверстникам, у которых подростковые поведенческие реакции выражаются прямо и открыто.

К товарищам тянутся, скучают без их компании, но быстро от них устают и ищут отдыха, одиночества или общения с близким другом. Сексуальная активность обычно ограничивается короткими и быстро истощающимися вспышками.

Самооценка при астено-невротической акцентуации обычно отражает ипохондрические установки. Такие подростки замечают зависимость плохого настроения от дурного самочувствия, плохой сон ночью и сонливость днем, разбитость по утрам. В мыслях о будущем центральное место занимают заботы о собственном здоровье. Однако далеко не все особенности отношений подмечаются достаточно хорошо.

^ Сергей С., 15 лет . С детства был общителен, но отличался впечатлительностью и мнительностью. До 7-о класса хорошо учился, преуспевал в занятиях легкой атлетикой, хорошо бегал на короткие дистанции. В 12 лет у него на глазах внезапно от сердечного приступа скончалась его бабушка. Вскоре после этого во время бега на спортивном соревновании почувствовал, что у него заболело сердце. Бросил занятия спортом - боли прошли. Через год компания асоциальных одноклассников стала его терроризировать - побоями и угрозами заставляли выпрашивать у иностранцев жевательную резинку, торговать ею и отдавать им выручку. Возобновились боли в сердце, стал бояться ходить в школу, затем вообще выходить на улицу. Когда главарь этой компании был отправлен в колонию, преследования прекратились, но теперь стал страшиться выходить из дома из-за болей в сердце. Был отравлен в санаторий - там хорошо себя чувствовал, боли прошли, в санаторной школе окончил 8-й класс. В 14 лет - бурное половое созревание, за один год превратился из мальчика во взрослого мужчину. Летом с родителями уехал в деревню - там после купания в холодной реке в жаркий день приступ болей в сердце возобновился. При возвращении в школу и при виде прежних преследователей снова почувствовал боли в сердце. К ним присоединились перебои, сердцебиения, ощущения, как будто что-то «ударяет в голову», «захлебывается дыхание». Тщательное обследование в кардиологическом диспансере никаких отклонений со стороны сердца не выявило. Сиднем сидел дома, отказывался ходить в школу, допекал родных разговорами о своей болезни. Ел и спал хорошо, ночью никогда никаких приступов не было. Был направлен на обследование в подростковую психиатрическую клинику.

Госпитализацией был крайне недоволен. Считал, что его должны немедленно перевести в кардиологическую клинику, что здесь в случае опасного приступа не смогут оказать нужную помощь. Старался не покидать постели, боялся вставать, ел лежа, непрестанно считал свой пульс, то и дело звал врача за помощью. Был капризен, раздражителен. Родных на свиданиях допекал жалобами, уверял, что он тяжело болен.

В клинике у больного были обнаружены приступы диэнцефальной дистонии: внезапно краснел, затем бледнел, покрывался холодным потом, пульс учащался до 120 в 1 минуту, АД повышалось до 150/100 мм. рт. ст. При этом жаловался на сильную слабость, ощущение «удара в голову» Через несколько минут все проходило.

Охотно вступал в контакт и рассказывал о себе. К отцу относился неприязненно - «противно видеть, когда он выпивает», обижен на него за то, что тот не считает его больным. К матери относится тепло. Просветлел при упоминании о дяде, который, видимо, его балует: с помощью того собрал уникальную коллекцию из полусотни иностранных авторучек. Согласился, что сердце у него, возможно, здоровое и все «от нервов» просил его лечить.

^ Физическое развитие с выраженной акселерацией - соответствует возрасту 18–19 лет. Половое созревание завершено.

После лечения диэнцефальными смесями и психотерапии приступы прекратились, боли в сердце стихли. Был выписан с рекомендацией перевода в другую школу.

^ Обследование с помощью ПДО . По шкале объективной оценки диагностирован эпилептоидный тип. Ошибочное определение, видимо, связано с обнаруженной склонностью к диссимуляции и негативным отношением к психологическому обследованию, которое проводилось в первые дни поступления в клинику, когда контакт с больным еще не был установлен. Конформность и реакция эмансипации умеренно выражены. Имеется отрицательное отношение к алкоголизации. По шкале субъективной оценки самооценка неудовлетворительная: ни черт какого-либо типа, ни достоверно отвергаемых черт не выявлено, что, возможно, также связано с диссимуляцией.

Диагноз . Затяжной невроз (неврастения) с картиной ипохондрического синдрома на фоне акцентуации астено-невротического типа и пубертатных диэнцефальных кризов.

Катамнез . После выписки возобновил учебу в другой школе. Остается склонность к ипохондричности. Избегает занятий спортом.

При этом типе акцентуации повышена чувствительность к напряженным умственным нагрузкам и к событиям, провоцирующим ипохондричность (болезнь близких).

^ СЕНСИТИВНЫЙ ТИП

Еще в 1917 г. Е.Kretschmer, описав одну из форм реактивного психоза, названную сенситивным бредом, обратил внимание, что этот психоз развивается у личностей особого склада: чрезмерная чувствительность и впечатлительность сочетаются у них с высокими моральными требованиями к самим себе, с «этической скрупулезностью». Под ударами судьбы они легко становятся крайне осторожными, подозрительными и замкнутыми. П.Б.Ганнушкиным (1933) было подмечено, что за всем этим лежит резко выраженное чувство «собственной недостаточности». Позднее, пытаясь разделить человечество на шизоидов и циклоидов, Е.Kretschmer (1921) отнес сенситивных субъектов к первым. С тех пор сохраняется три тенденции в отношении к сенситивному типу: рассматривать его как вариацию типа шизоидного, включать его в группу астеников [Ганнушкин П.Б., 1933] и, наконец, считать сенситивный тип характера совершенно особым Е.Kretschmer также впоследствии изменил свой взгляд: в одном из последних изданий «Медицинской психологии» (1973) сенситивный тип был выделен как самостоятельный. Как будет видно из дальнейшего изложения, сенситивный тип существенно отличается от шизоидного, скорее он ближе к широкому кругу астеников, но составляет среди них все же четко обособленную подгруппу.

В отечественных руководствах по детской психиатрии описание сенситивного типа психопатии вообще отсутствует, и это не случайно. Сенситивная психопатия формируется относительно поздно. Ее становление чаще всего падает на возраст 16–19 лет, т.е. на постпубертатный период, на время самостоятельного вступления в социальную жизнь.

Однако с детства обнаруживаются такие черты характера, как пугливость и боязливость. Такие дети часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Они чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, не любят чрезмерно подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, избегают больших детских компаний, чувствуют робость и застенчивость среди посторонних, в новой обстановке и вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Все это иногда производит впечатление замкнутости, отгороженности от окружающего и заставляет подозревать свойственные шизоидам аутистические наклонности. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они достаточно общительны. Сверстникам они нередко предпочитают игры с малышами, чувствуя себя среди них увереннее и спокойнее. У них не проявляется свойственный шизоидам ранний интерес к абстрактным знаниям, «детская энциклопедичность». Чтению многие из них предпочитают тихие игры, рисование, лепку. К родным они иногда обнаруживают чрезвычайную привязанность, даже при холодном к ним отношении или суровом обращении с ними. Отличаются послушанием, часто слывут «домашним ребенком».

Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней и драками на переменах, но, привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они крайне неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно старательно. Пугаются всякого рода проверок, контрольных, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех, или наоборот, отвечают меньше того, что знают, чтобы не прослыть выскочкой или чрезмерно прилежным учеником среди одноклассников.

Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений. Трудности адаптации начинаются в 16–19 лет - в период смены привычного школьного стереотипа на трудовой или на обучение в другом учебном заведении, т.е. в период, когда надо активно устанавливать отношения с множеством новых людей. Именно в этом возрасте обычно выступают оба главных качества сенситивного типа, отмеченные П.Б.Ганнушкиным (1933), - «чрезвычайная впечатлительность» и «резко выраженное чувство собственной недостаточности».

Реакция эмансипации у сенситивных подростков бывает выражена довольно слабо. К родным сохраняется детская привязанность. К опеке со стороны старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слезы, угрызения и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест. Тем более не возникает желания оспорить или отвергнуть духовные ценности, интересы, обычаи и вкусы старшего поколения. Иногда даже выступает подчеркнутое следование идеалам и образу жизни взрослых. Созвучно этому рано формируются чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования и к себе, и к окружающим. Сверстники нередко ужасают грубостью, жестокостью, циничностью. У себя же видится множество недостатков, особенно в области качеств волевых и морально-этических. Источником угрызений у подростков мужского пола зачастую служит столь частый в этом возрасте онанизм. Возникают самообвинения в «гнусности» и «распутстве», жестокие укоры в неспособности удержаться от пагубной привычки. Онанизму приписываются также собственное слабоволие, робость и застенчивость, неудачи в учебе вследствие якобы слабеющей памяти или свойственная иногда периоду усиленного роста худоба, диспропорциональность телосложения и т.п.

Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где чувствуют свою неполноценность. Девочки стремятся показать свою веселость и общительность. Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязности и даже нарочитой заносчивости, пытаются продемонстрировать свою энергию и волю. Но как только ситуация требует от них смелости и решительности, они тотчас же пасуют. Если удается установить с ними доверительный контакт и они чувствуют от собеседника симпатию и поддержку (что в отличие от лабильных подростков достигается обычно далеко не сразу), то за спавшей маской «все нипочем» обнажается жизнь, полная укоров и самобичевания, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное участие и сочувствие могут сменить заносчивость и браваду на внезапно хлынувшие слезы.

В силу той же реакции гиперкомпенсации сенситивные подростки оказываются на общественных постах (старосты и т.п.). Их выдвигают воспитатели, привлеченные их послушанием и старательностью. Однако их хватает лишь на то, чтобы с большой личной ответственностью выполнять формальную сторону порученной им работы, но неформальное лидерство в таких коллективах достается другим. Намерение избавиться от робости и слабоволия толкает сенситивных мальчиков на занятия силовыми видами спорта - борьбой, гантельной гимнастикой и т.п. Так, например, 16-летний юноша, тихий и робкий, почти все свободное время проводил на парашютной вышке, прыгая по нескольку раз в день и проделывая в воздухе разного вида гимнастические упражнения, чтобы «навсегда подавить всякий страх». Возможно, занятия спортом приносят им определенную пользу, но истинного удовольствия они здесь обычно не получают и заметных успехов не достигают.

Реакция группирования со сверстниками, как и реакция эмансипации, получает мало внешних проявлений. В отличие от шизоидов, сенситивные подростки не отгораживаются от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и неспособны быть «белой вороной» в обычной подростковой среде. Они разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе. Некоторые из них любят иметь более старших по возрасту друзей. Обычная подростковая компания ужасает их царящим в ней шумом, грубостью, развязностью.

Увлечения сенситивных подростков можно разделить на истинные, гармонирующие с их характером, и на контрастные их натуре и обусловленные реакцией гиперкомпенсации [Скроцкий Ю.А., 1973, 1980]. Первые относятся в основном к интеллектуально-эстетическим хобби. Они весьма разнообразны и зависят от уровня общего развития, определяются примерами старших, индивидуальными наклонностями и способностями. Здесь встречается и увлечение разными видами искусства: музыкой (обычно классической), рисованием, лепкой, шахматами. Здесь же часто фигурируют разведение домашних цветов, певчих птиц, аквариумные рыбы, приручение мелких животных. Удовлетворение здесь приносит сам процесс занятий: возможность прочесть интересную книгу на иностранном языке, послушать любимую музыку, порисовать, решить сложную шахматную задачу, полюбоваться растущими цветами, покормить рыбок и т.п. Эти увлечения начисто лишены желания привлечь к себе внимание окружающих или добиться поражающих результатов. Даже реальные успехи самими подростками оцениваются весьма скромно.

Увлечения, связанные с реакцией гиперкомпенсации, чаще всего принадлежать к «лидерским» или телесно-мануальным. Здесь главное уже цель и результат, а не сам процесс. Об этих увлечениях уже было сказано выше.

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, густо окрашены переживанием собственной неполноценности. Как указывалось, обычный подростковый онанизм становится порою источником мучительных угрызений и терзаний. Робость и застенчивость проявляются с удвоенной силой, когда вспыхивает первая любовь.

Нередко объект влюбленности так и остается совершенно неосведомленным о вызванном им чувстве, настолько оно оказывается затаено. Или же, наоборот, признания и объяснения бывают, возможно в силу той же реакции гиперкомпенсации, столь решительными и неожиданными, что пугают и отталкивают. Отвергнутая любовь повергает в отчаяние и крайне обостряет чувство собственной неполноценности. Самобичевания и самоукоры могут доводить до суицидных мыслей.

Суицидное поведение сенситивных подростков отличается двумя особенностями. Во-первых, повторными вспышками суицидных мыслей без осуществления каких-либо попыток. Появление подобных мыслей всегда обусловлено ситуацией - ударами жизни по слабым местам сенситивного типа, подогревающими представление о собственной неполноценности. Во-вторых, в критических ситуациях - истинными суицидными действиями, лишенными всякого элемента демонстративности. Суицидные действия обычно совершаются под влиянием цепи неудач, разочарований, причем последней каплей может послужить довольно ничтожный повод. Эти действия нередко бывают совершенно неожиданными для окружающих.

Ни к алкоголизации, ни к токсикоманическому поведению вообще, ни к делинквентности сенситивные подростки не склонны. Сенситивные юноши, как правило, даже не курят, алкогольные напитки могут внушать им отвращение. Если же наступает алкогольное опьянение, то часто приходится видеть не эйфорическую, а депрессивную реакцию с возрастанием переживаний собственной неполноценности. В отличие от шизоидов, здесь алкоголь не способен играть роль своеобразного коммуникативного допинга, т.е. не облегчает контактов и не вселяет уверенности в себе.

Ложное суждение о делинквентности может сложиться при прогулах школьных занятий, даже полном отказе ходить в школу или побегах из дому, которые вызваны психическими травмами или непереносимой для сенситивных подростков ситуацией. Насмешки, обиды, грубость, тягостная обстановка, которые терпит сенситивный подросток, могут оставаться неизвестными для других. Неожиданная отчаянная грубая агрессия в адрес обидчика иногда неправильно трактуется старшими как банальное хулиганство.

Самооценка сенситивных подростков отличается довольно высоким уровнем объективности. Подмечаются свойственные с детства обидчивость и чувствительность, застенчивость, мешающая подружиться с кем хочется, неумение быть вожаком, заводилой, душой компании, неприязнь к авантюрам и приключениям, всякого рода риску и острым ощущениям, отвращение к алкоголю, нелюбовь к флирту и ухаживаниям.

У многих из них имеются проблемы, к которым они не могут определить своего отношения или не хотят это отношение открывать. Питая отвращение ко лжи и маскировке, сенситивные подростки умалчивание или отказ отвечать на расспросы предпочитают неправде.

Ахиллесовой пятой сенситивного типа является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям. Например, к 14-летнему сенситивному подростку на улице пристал пьяный мужчина, обоих отвели в милицию, подростка тотчас же отпустили, по «все видели, как его вел милиционер», и это послужило причиной долгих тягостных переживаний и отказа ходить в школу. Из гардероба, когда дежурной была 15-летняя сенситивная девочка, у одного из школьников пропала куртка; ее стала мучить мысль, что «воровкой все должны считать ее», и она бросила школу.

Не случайно, при депрессивных реакциях у сенситивных подростков в их семьях неоднократно встречались бредовые больные или паранойяльные психопаты, которые предъявляли подросткам вздорные обвинения, позорящие этих подростков. Мать 16-летнего сенситивного юноши, страдавшая инволюционным параноидом, корила его в том, что он якобы сожительствует с пожилой женщиной, бывшей любовницей его давно умершего отца. Другая мать, подозрительная и скупая, бранила своего сына, тихоню, домоседа, любителя птиц и цветов, за то, что тот будто бы связался с шайкой воров, которая собирается ее ограбить. Уехавшие в длительную командировку родители поручили престарелой бабке, подозрительной и всюду видевшей разврат, воспитание их 15-летней дочки. Увидев внучку на улице с одноклассником, возвращавшимися из школы, эта бабка перед соседями назвала ее публичной девкой и потребовала пойти к гинекологу на освидетельствование. Все описанные ситуации послужили причиной реактивных состояний. Естественно, стать посмешищем для окружающих вследствие каких-либо действительных недостатков или неудачных действий родителей и воспитателей более чем достаточно, чтобы быть надолго повергнутым в угнетенное состояние.

^ Александр О., 17 лет , житель одного из сибирских городов. Отец и мать страдают хроническим алкоголизмом, развелись, когда ему было 9 лет. Отец живет один, отличается подозрительностью и замкнутостью. Мать сожительствует с пьяницами, не любит сына, который, по ее мнению, похож характером на отца. Старший брат - любимец матери и миротворец в семье - недавно был призван в армию.

Развитие в первые годы жизни без особенностей. В школе учился вполне удовлетворительно. Когда родители разошлись, стал навещать отца. За это мать, назвав его подонком, выгнала из дому. С 9 до 11 лет жил у отца, тайком встречался со старшим братом, по просьбе которого мать снова взяла его к себе. В дальнейшем несколько раз переходил от матери к отцу и обратно. Отец, по-видимому, страдает алкогольным параноидом. Неоднократно слышал от него обвинения о том, что он «подослан матерью, чтобы отравить родного отца». Иногда отец отказывался есть приготовленную им пищу. Обиженный, уходил к матери. После ее оскорблений возвращался к отцу. Недавно отец попал в больницу после отравления испорченной колбасой. Демонстративно отказывался от принесенной сыном передачи и во всеуслышание объявил, что тот «подсыпал ему отраву». После этой сцены впервые появились суицидные мысли.

К матери привязан, несмотря на плохое к нему отношение. На ее пьяную брань, попреки, оскорбления реагировал унынием, тайком плакал, появились суицидные мысли, но никогда никому их не высказывал и никаких попыток не предпринимал.

В школе был тихим и стеснительным, тяжело отреагировал на реплику одноклассника - «от отца к матери ходишь». Дружил с девочкой, в которую тайно был влюблен. Хорошо рисует - увлекается рисованием портретов. Не курит, вина никогда не пил. После окончания 8 классов пошел работать на завод. Мать стала ругать его за маленький заработок, за то, что грязным приходит с работы, снова прогнала к отцу. Мечтал учиться рисованию. Оставил работу и поехал к тетке в Ленинград с намерением поступить в художественное училище. Был потрясен красотой города, три дня ходил, как зачарованный, по улицам, рассматривал памятники и старинные дома. На четвертый день, придя в училище, увидел комнату приемной комиссии запертой. Из объявления узнал, что срок подачи заявлений истек накануне. Был очень удручен, но постеснялся к кому-либо обращаться с просьбами. Решил остаться у тетки и поступить на работу в Ленинграде. Но его нигде без прописки на работу не брали. Смог устроиться только временно в пригородный совхоз на разборку овощей. Получил письмо от матери с бранью в его адрес: мать назвала его вором за то, что он без спроса взял рубашку старшего брата. Получил также письмо от девочки, которую любил, с вестью о том, что она «дружит с другим», что они больше не встретятся и с просьбой больше ей не писать. Последующие его письма к ней остались без ответа.

Совсем впал в отчаяние, когда получил окончательный отказ в прописке у тетки. В тот вечер ее не было дома. Соседи, справлявшие день рождения своего сына - его ровесника, пригласили его в гости. Впервые в жизни выпил целый стакан портвейна. Вернувшись к себе, «сразу вспомнил все неприятности», охватила тоска, понял, что он - неудачник и жить ему не стоит. На глаза попалась бутылка хлорофоса. Выпил все, что в ней было. Оставил записку тетке: «Я никому не нужен!»

Заперся в маленькой комнате и уснул. Вернувшаяся домой тетка обнаружила его без сознания. Около суток был в коматозном состоянии. Из реанимационного центра был доставлен в подростковую психиатрическую клинику. Здесь первые дни был угнетен, замкнут, держался в стороне. Затем обнаружил избирательную общительность, настроение улучшилось, суицидные мысли прошли, сожалел о случившемся. Воспрянул духом, когда выяснилась возможность устроить его в ПТУ с художественным уклоном.

^ При неврологическом и соматическом осмотре - без отклонений от нормы. Физическое развитие по возрасту.

Обследование с помощью ПДО . По шкале объективной оценки диагностирован сенситивный тип с астено-невротическими и психастеническими чертами. Признаков, указывающих на вероятность психопатии, не обнаружено. Конформность низкая, реакция эмансипации умеренная. Склонности к делинквентности не установлено, склонность к алкоголизации слабая. По шкале субъективной оценки самооценка хорошая: выделяется выраженная сенситивность, достоверно каких-либо отвергаемых черт нет.

Диагноз . Острая аффективная интрапунитивная реакция с суицидным поведением на фоне явной акцентуации сенситивного типа

Катамнез через год. Снят с учета диспансера. Повторных суицидных попыток не было.

Отличия сенситивного типа от шизоидного отмечались по ходу предшествующего изложения. К сказанному следует добавить, что сенситивные подростки лишены одного весьма существенного качества шизоидов - недостатка интуиции. Наоборот, они весьма тонко воспринимают то, как окружающие к ним относятся. Тем не менее встречаются смешанные типы, где сенситивность и шизоидность сочетаются, но тогда именно шизоидность является главенствующей чертой.

Лабильно-сенситивный вариант акцентуации и психопатии рассмотрен при изложении лабильного типа.

Сенситивная акцентуация служит почвой для острых аффективных реакций интрапунитивного типа, фобического невроза, реактивных депрессий, особой группы эндореактивных психозов (эндореактивной пубертатной анорексии, подростковой дисморфомании). По-видимому, сенситивная акцентуация сопряжена с более высоким риском заболевания прогредиентной шизофренией [Личко А.Е., 1979].

При сенситивной психопатии все особенности сенситивного характера достигают крайних степеней. Особенно частыми и тяжелыми бывают острые аффективные аутоагрессивные реакции. Декомпенсации проявляются в виде реактивных депрессий, во время которых возможны серьезные покушения на самоубийство. Крайняя сенситивность ведет к отгорожению от сверстников, к шизоидизации подростка.

При конституциональных психопатиях сенситивные черты бывают выражены с детства - трудности возникают при поступлении в детские учреждения, в школу. С началом полового созревания сенситивность еще более усиливается.

Психопатическое развитие на основе сенситивной акцентуации возможно при воспитании по типу эмоционального отвержения, особенно когда ребенок и подросток оказываются в положении «Золушки». При психопатическом развитии тяжелые декомпенсации обычно развиваются лишь в возрасте 16–18 лет - при вступлении в самостоятельную жизнь с ее нагрузками на интерперсональные отношения.

Среди госпитализированных в психиатрическую клинику подростков мужского пола сенситивный тип был определен в 4% психопатий и в 8% случаев, расцененных как акцентуации характера; в общей популяции обнаружено 4% подростков мужского пола. Однако выявлению латентной сенситивной акцентуации способствуют ситуации, когда подросток оказывается объектом неблагожелательно-подозрительного отношения окружающих, в особенности сверстников. Это может случиться, например, в связи с наличием у него заболевания, которое слывет заразным и многих побуждает сторониться. Так, среди подростков мужского пола с активным туберкулезным процессом в легких сенситивный тип акцентуации характера установлен в 13% [Иванов Н.Я., Шестакова Г.Ю., Янина С.К., 1980].

С детства непослушны, непоседливы, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними все время приходится следить. У части встречаются симптомы невропатии (энурез, заикание и т. п.).
С l-го класса школы не желают учиться. Нехотя подчиняются при строгом контроле, но всегда ищут случай отлынивать от занятий.
Полное безволие обнаруживается, когда дело касается любого труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними старшие.
Рано выявляется повышенная тяга к удовольствиям, развлечениям, праздности, безделью. Убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Подстрекаемые более предприимчивыми товарищами могут за компанию сбежать из дома. Охотно подчиняются и подражают тем, чье поведение сулит наслаждения, веселье и смену легких впечатлений. Готовы все дни проводить в уличных компаниях. Еще детьми начинают курить.
Легко идут на мелкие кражи.
Когда становятся подростками, то прежними развлечениями, вроде кино, теперь уже не довольствуются. Ищут более сильных и острых ощущений — в ход идут алкоголизация, хулиганские поступки, проявляют интерес к наркотическим средствам. Поэтому нарушения поведения, делинквентность обусловлены прежде всего желанием поразвлечься. Выпивки начинаются рано, иногда с 12-13 лет, и всегда в компании асоциальных приятелей. Поиск необычных впечатлений подталкивает на правонарушения.
Реакция эмансипации сопряжена все с тем же желанием удовольствий и развлечений. Глубокой любви к близким никогда не питают. К семейным заботам и бедам относятся с равнодушием. Родные для них — прежде всего источник средств для развлечений. Реакция группирования проявляется в раннем тяготении к асоциальным уличным компаниям. Неспособные сами занять себя, плохо переносят одиночество и в этих компаниях прежде всего ищут развлечений. Трусость и недоста
точная инициативность приводят к тому, что неустойчивые подростки легко становятся послушным орудием асоциальных групп. В групповых правонарушениях им достается самая опасная роль, приходится таскать каштаны из огня, а плоды пожинают более стеничные члены группы.
Все увлечения, требующие какого-то труда, для них непостижимы. Доступными оказываются только информативно-коммуникативный тип хобби, да еще азартные игры. Отсюда любимое времяпрепровождение — многочасовая пустая болтовня со случайными приятелями. Интерес к детективным историям и приключениям питается жаждой легких впечатлений, новой информации, не требующей никакой интеллектуальной переработки. Знакомства предпочитаются такие же легкие, как и получаемая информация — они нужны только, чтобы ею обмениваться.
Веселая компания всегда важнее преданного друга. Полученные сведения легко забываются, в подлинный смысл их не вникают, никаких собственных выводов из них не делается. Занятия спортом, как и всякий труд, не привлекают. Только автомашина и мотоцикл представляются заманчивыми как источники почти гедонического наслаждения бешеной скоростью с рулем в руках.
Но упорные занятия и здесь отталкивают, предпочитают угон автомашин и мотоциклов с целью покататься. Художественная самодеятельность не кажется заманчивой, даже модные ансамбли быстро надоедают.
Сексуальное влечение не отличается силой, но пребывание в уличных группах ведет к раннему сексуальному опыту, включая знакомство с перверзиями. Сексуальная жизнь становится таким же источником развлечений, как выпивки и хулиганство. Романтическая влюбленность проходит мимо неустойчивых подростков, чувство любви остается для них незнакомым.
Учеба легко забрасывается. Никакой труд не привлекает.
Работают только в силу крайней необходимости. Поражает равнодушие к своему будущему — не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии. Живут сегодняшним днем, желая извлечь из настоящего максимум удовольствий. От трудностей, неприятностей и испытаний стараются убежать. С угрозой наказания бывают связаны первые побеги из дома и интернатов.
Повторные побеги нередко бывают обусловлены жаждой «свободноЙ жизни».
Слабоволие и трусость позволяют удерживать неустойчивых в условиях жестко регламентированного, даже сурового режима.
Когда безделье грозит наказанием, а ускользнуть некуда, они нехотя смиряются и работают.
Самооценка обычно неправильна: себе приписывают гипертимные или конформные черты, хотя справедливо отвергаются черты психастенические, которые им кажутся особенно непривлекательными. К самоанализу они действительно неспособны.

Остаться без неусыпного контроля, быть предоставленным самому себе — наиболее чувствительный удар по слабому месту неустойчивой акцентуации. Психологическая защита у неустойчивых довольно примитивна и однообразна — импунитивная реакция, бегство «куда глаза глядят».
Социопсихологические исследования В. В. Юстицкого [Патохарактерологические исследования…, 1981] обнаружили в неустойчивых лишь отчетливую неприязнь к психастеникам — им явно не по душе их рассудительность, ответственность и осторожность.
Существуют данные, что неустойчивый тип акцентуаций часто сочетается с психофизическим инфантилизмом или с легкими признаками резидуального органического поражения головного мозга [Лебединская К. С. и др., 1982].

О с о б е н н о с т и Д и н а м и к и неустойчивой акцентуации несложны. Сглаживание неустойчивости с возрастом, к сожалению, происходит нечасто: по данным нашего сотрудника А. А. Александрова, при повзрослении лишь 17 % обнаружили удовлетворительную социальную адаптацию. Хронический алкоголизм представляет большую опасность для этого типа акцентуации. При воспитании по типу гипопротекции из неустойчивой акцентуации легко формируется психопатия.
Скрытая акцентуация по неустойчивому типу обнаруживается, когда подросток, до определенного момента бывший под строгим присмотром, В силу обстоятельств оказывается внезапно лишенным постоянного контроля. Он быстро выискивает асоциальную компанию, начинает алкоголизироваться и оказывается вовлеченным в правонарушения.

Андрей Б., 16 лет. Отец — пьяннца, скандалнст, осужден за хулиганство.
Мать строгая, держала сына в руках, пока ему не исполнилось 12 лет.
С этого возраста перестал ее слушать, начал прогуливать школу, дважды оставался на второй год. Время проводил на улице, был уличеи в мелких кражах, стал выпивать. В подростковых компанях играл подчиненную роль — им помыкали, заставляли воровать, добывать вино, за неподчинение — били. После наказаний со стороны матери стал убегать из дома, обычно соблазненный кем-либо из приятелей. По несколько дней скрывались на пустых дачах, жили на чердаке. Домой возвращался сам или приводила милиция. На лето был направлен в военно-спортивный лагерь для трудных подростков. Там легко подчинился строгому режиму, серьезных нарушений поведения не было.
С осени снова стал прогуливать школу и проводить время в уличных компаниях.
Во время беседы легко признался, что себя считает трусливым — боится наказаний матери, побоев товарищей, в лагере его силком заставляли заниматься онанизмом. Учиться не любит. Даже от физкультуры старался отлынить. Больше всего любит «гулять» и смотреть приключенческие фильмы.
Планов на будущее не строит («надо будет где-нибудь работать; лучше, чтобы недалеко от дома»). О побегах вспоминает без удовольствия («спать холодно было»). Выпивал с ребятами по стакану вина, водку не любит («невкусная»). Никаких сексуальныех интересов не проявляет («фильмы про любовь — скучища»-):
Выраженный физический инфантилизм гипогенитального типа — вторичные половые признаки соответствуют первой пубертатной фазе. При высоком росте и длинных конечностях — детское выражение лица.

При патохарактерологическом обследовании с помощью ПДО по шкале объективной оценки диагностирован неустойчивый тип, отмечены склонность к диссимуляции и алкоголизации. Самооценка — неверная: по шкале субъективной оценки выступили гипертимные н конформные черты, отрицаются черты психастенические.
Заключение. Психофизический инфантилизм. Нарушения поведения на фоне явной акцентуации неустойчивого типа.
Катамнез. Собран через 3 года. Работал слесарем на заводе. Прогуливал, пьянствовал. В 19 лет был призван на военную службу.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ.

Неустойчивый тип личности (антисоциальный) в целом характеризуется ослаблением волевых функций напрямую связанных с неприятием общественных морально - этических норм. Типичные для этого типа защитные механизмы - механизм всемогущего контроля, регрессия, отрицание, конверсия, фиксация, расщепление и диссоциация. Это, пожалуй, самый внешне пугающий тип личности, встречающийся в мире психиатрии.
В дошкольном периоде они выделяются излишней подвижностью, игнорированием запретов и пренебрежением к дисциплинарному режиму. Уже в этом периоде отмечаются склонность к лживости и манипулятивные способности, направленные на достижение удовольствий. Среди сверстников они, как правило, не выделяются, предоставляя ведущие роли другим детям и внешне подчиняясь им. Но, часто, именно субъекты данного типа являются катализатором шалостей и нарушений, совершаемых в группах. Однако когда речь заходит о наказании за содеянный поступок, их роль зачастую позволяет им отсидеться за спинами менее гибких товарищей. Этому типу часто приписывают трусливость и подчиняемость. Однако, исходя из своих наблюдений, можно сказать, что эти свойства у данного типа иллюзорны. И кажущаяся подчиняемость, и так называемая трусливость носят скорее манипулятивный характер. Так как, при первой возможности, лица данного типа выполняют то, что ими было задумано. И в дальнейшем всё зависит от наличия или отсутствия амбициозных притязаний субъекта и его интеллектуальных способностей. При низком уровне интеллекта его роль подчиняема, однако неоднократно приходилось наблюдать, как при относительно высоком интеллектуальном уровне данные лица в своих кругах играли роль «серых кардиналов». На роль лидера данный тип, как правило, не претендует.

В раннем школьном периоде лица данного типа нарушают школьную дисциплину. Они сбегают с уроков, старательно не выполняют домашних заданий. Внешне подчиняемость родителям ещё сохраняется. Под их прессингом они ещё кое-как готовят уроки и выполняют домашние обязанности. Но делается это в основном для того, чтобы вырваться на улицу в общество своих сверстников. Неустойчивые дети часто примыкают к компаниям людей старшего возраста.

Подростковый период неустойчивых лиц, пожалуй, самый сложный в их жизни. Этот промежуток времени характеризуется ослаблением чувства привязанности к своим родителям. Почитание и любовь к родителям ещё в детстве носит лишь формальный характер. Лживость и манипулятивные способности позволяют им выйти испод опеки родителей. Периодически приходится сталкиваться с суицидальными попытками данного типа. Но все они носят характер шантажного поведения, игры, посредством которой они обретают ту свободу действий, которая им необходима. Спортивныесекции и технические кружки чаще всего обходятся ими. Хотя в ряде случаев приходилось наблюдать подростков данного типа посещающих секции единоборств и бокса. Но интерес к подобным занятиям носил всегда прикладной интерес и достаточно быстро оставлялся ими. Это легко объяснимо, так как посещение подобных мероприятий связано с определёнными правилами и дисциплиной, что несвойственно для данного типа личности. Склонность к группированию, эксперименты с алкоголем и наркотиками, реакции эмансипации и оппозиционности составляют основу поведения неустойчивого подростка. В этот же период наиболее заметны их жестокость и агрессивность по отношению к окружающему миру.

Половую жизнь данный тип личности начинает достаточно рано. Неустойчивый субъект, используя свои манипулятивные способности, умеет продемонстрировать при налаживании контакта свои яркие и притягательные черты личности. Его склонность к лживости, стремление к абсолютной свободе, опозиционирование обществу, в сочетании с бесшабашностью и отчаянностью, производят порой магическое впечатление, граничащее с восхищением. Особенно это у них хорошо получается при общении с противоположным полом. Таким образом, можно сказать, что личная жизнь неустойчивого бурлит. Однако истинной привязанности к партнёрам противоположного пола данная личность не испытывает. Учитывая отсутствие чувства ответственности и привязанности, к выполнению своих семейных обязанностей эти лица не имеют никакого отношения. Они могут создавать семьи, не задумываясь о последствиях своих поступков. Но любая система, сопряжённая с кругом обязательств и требований является для них фрустрирующим моментом, и они чаще всего следуют своему подростковому стереотипу - побегу, при столкновении с любой угрозой ограничения свободы. Неразборчивость в связях, жестокое обращение со своими супругами и детьми - обычное явление для лиц неустойчивого типа.

Очень интересен этот тип в плане выбора своей профессии. Дело в том, что к своему будущему в юношеский период они относительно равнодушны. Нельзя сказать, что оно их совсем не интересует. Многие из них, описывая свои планы, указывают на необходимость материального благополучия и свободы действий. При этом практически все указывали на такой обязательный момент, как отсутствие усилий для приобретения этих материальных ценностей. Относительный контроль их будущего всё же остаётся за родителями. И то при условии, что этот контроль приносит данному типу внушительные дивиденды. Эти лица редко говорят правду. Им нельзя веритьни в чём, так как у этих лиц нет твёрдых принципов, а понятие морали и долга для них чужды и неприемлимы. Однако искусство манипуляции, полная, но порой хорошо скрываемая беспринципность и склонность к риску зачастую приводит данный тип личности на ключевые посты в политике, экономике, государственных и силовых структурах. Из лиц этого типа рождаются революционеры в прямом и переносном смысле этого слова. И, безусловно, этот тип личности является пятой колонной криминального мира.

Таким образом, перед нами предстаёт экстравертированный иррационал с поведенческими реакциями органического радикала. Это личность, асоциальная по своей сути и содержанию, лживая и обладающая превосходными манипулятивными способностями, безответственная и слабодисциплинированная. Субъекты данного типа, в большинстве своём не имеют привязанностей. Их чувства к родным и близким носят формальный характер и выражаются лишь в красивых высказываниях. На самом деле, чувства любви и сострадания этот тип личности не испытывает. Большинство авторов, описывая этот тип, указывают на недостаток воли, как на основной диагностический критерий данного типа. Позволю себе не согласиться. Трудно назвать безвольной личность, которая в подростковом периоде добивается при прямом коллективном противодействии мира взрослых, права на личную асоциальную жизнь. Отсутствие воли у лиц неустойчивого типа связывают с фрагментами учёбы, труда, долга, достижения целей. Однако необходимо заметить, что безволие данного типа скрывает пассивно-агрессивное противодействие социальным нормам общества и является ничем иным, как окрасом хамелеона. Используя этот окрас, неустойчивые приобретают тот стиль жизни, к которому, по сути, стремятся. А стремятся они к свободе и вольности, которые в понимании подростка данного типа связаны с оппозиционностью обществу. И своим поведением, и самим своим существованием они бросают вызов законам и морали общества. Жизнь ради драйва и наслаждений - девиз, который мог бы красной нитью пройти через всю жизнь неустойчивого типа. Он нуждается в остроте ощущений, подобно вампиру нуждающемуся, в притоке свежей крови. Лишь в этом случае, он бодр, весел и счастлив. Эмоциональная жизнь неустойчивых лиц, представлены острыми реакциями в виде эйфорического счастья с гипоманиакальным оттенком, либо ненавистью, с готовностью к агрессии. В периоды вынужденного бездействия, их эмоции представлены апатией с элементами раздражительности.

Перечитав описание этой личности, у меня перед глазами возникла страшная картина потенциально криминального элемента с развязанными манерами, хамоватыми повадками и нецензурными оборотами речи. Но, на самом деле в большинстве своём это не так. Подобную картину можно наблюдать у данных лиц лишь в подростковый период, да и то далеко не во всех случаях. При этом парадокс данного типа заключается в том, что в ряде случаев эти типы по мере взросления, порой становятся внешне, абсолютно адаптивны, что указывает на высокую степень выживаемости в экстремальных условиях среды. Если данная личность в силу обстоятельств избегает саморазрушения и не попадает в места не столь отдалённые, то начиная с юношеского возраста, она начинает «выгорать». Например, мне вспоминается несколько личностей, которых мне приходилось наблюдать в девяностых годах. Они не мыслили себя вне криминального круга, однако по мере выхода страны из кризиса, поменяли свои кожаные куртки на белые рубашки и успешно для себя действуют в рамках легального бизнеса и предпринимательства. Представителей этого типа личности мне приходилось наблюдать также и среди представителей государственных структур и шоубизнеса. Таким образом, данный тип личности далеко не во всех случаях связан с явлениями преступного мира. Указывая на неустойчивый (антисоциальный) тип личности, я говорю лишь на закономерности развития, характерологические свойства и внутреннюю мотивацию группы лиц. И при благополучном стечении обстоятельств данное лицо может достигнуть благодаря своим характерологическим свойствам (умение идти на риск, манипулятивные способности) высокого положения в обществе и стать внешне примерным гражданином своего отечества. Но, справедливости ради нужно сказать, что абсолютной адаптации у неустойчивого типа личности, в подавляющем большинстве не наступает. И если направленным эмоциональным ударом вывести неустойчивое лицо из равновесия, то весь лоск «господина из высшего общества» мгновенно, на глазах теряется. Отсюда, можно предположить, что при переживании личностнозначимой психотравмы неустойчивый тип даёт декомпенсацию, свидетельствующую о «дремлющей», теневой стороне данного субъекта.

Говоря об акцентуации данного типа, можно сказать, что вся их первая половина сознательной жизни, представляет сплошное деформационное поле. Побеги из дома, склонность к перемене мест, асоциальные компании, увлечение алкоголем и наркотиками, садистские наклонности по отношению к слабым и беззащитным, суицидальные угрозы манипулятивного характера - далеко не полный перечень того, что может наблюдаться в анамнезе подростка неустойчивого типа. Кражи, угоны, изнасилования, избиения и прочие криминальные моменты носят в большинстве своём групповой характер. Как правило, пик деформации приходится на подростковый возраст. Затем симптомы ослабевают по мере взросления. Эта личность не способная на привязанность к кому бы то ни было и в своём развитии опирающаяся исключительно на механизмы второго и четвёртого уровня защиты. Они часто меняют место работы и никогда не испытывают истинных сожалений по поводу провала тех или иных поручений. А в плане деструктивного этапа развития на первый план выходят психосоматические заболевания, алкоголизм, наркомания, аффективные расстройства.
На сегодня достаточно, ну а через неделю, я думаю, если будем живы и здоровы, мы поговорим о паранойяльном типе, занимающем господствующее положение, если не по отношению к своим собратьям (иным типам личности), то по крайней мере, наиболее часто встречающемся в лабиринтах власти и прочих структур. Типе, далеко не идеальном (как можно сказать и о любом другом), но при соблюдении некоторых условий весьма благополучном.