Неустойчивый тип психопатии. Хулиган или неустойчивый тип

Согласно классификации типов характера, многие поведенческие аспекты человека можно предопределить. Ученые выделяют различные типы, однако, неустойчивый характер человека является одним из наиболее распространенных среди подростковой группы. В дальнейшем, характер, как правило, меняется. Но есть немало людей, у которых неустойчивый тип характера сохранился и в зрелом возрасте.

Характер - величайший умножитель человеческих способностей.
Фишер Куно

Черты неустойчивого типа характера

Отличительными чертами такого характера являются праздный стиль жизни, тяга к развлечениям, неспособность к самодисциплине и нежелание участвовать в трудовой деятельности.
Лень – главный спутник неустойчивого типа характера. Когда дело доходит до учебной или трудовой деятельности, к лени присоединяется и слабость воли.

Безволие и лень мешают людям с таким характером исполнять необходимые обязанности, ставить и достигать цели. Инициативности от этих людей не дождаться даже в вопросах развлечения и отдыха. Как правило, они плывут по течению или примыкают к наиболее активным людям. Более того, отмечаются трудности в торможении желаний, если только их реализация не требует активной деятельности. Незнание меры может привести к самым губительным последствиям.

Неустойчивый тип характера также поддается большому влиянию извне. Импульсивность и повышенная внушаемость приводят к отсутствию собственных жизненных принципов и установок, безвольному поведению, неспособности к самоорганизации и преодолению трудностей.
Такое поведение нередко закрепляется различными зависимостями, алкогольными или наркотическими. Люди с неустойчивым типом характером зачастую ищут образец для подражания, который ведет к праздности и немедленному удовлетворению желаний путем наименьших усилий.

Формирование неустойчивого типа характера

Задатки такого поведения могут проявляться в достаточно раннем возрасте. Еще в школе в начальных классах у ребенка может возникнуть нежелание учиться. Полное отсутствие мотивации, выполнение заданий благодаря лишь жесткому контролю со стороны родителей только сильнее влияет на желание постоянного отлынивания от учебной деятельности.

Зачастую признаки неустойчивого типа характера проявляются в подростковом возрасте. Стремление к эмансипации и старту самостоятельной жизни связано с полной свободой в реализации желаний. Как правило, такие люди не ценят семейные отношения и не питают особо теплой любви к родителям. для таких подростков – всего лишь источник удовлетворения потребностей.

Помимо открытой неустойчивости с выявлением всех присущих признаков, порой проявляется и скрытая акцентуация характера. Она сопровождается нарушением поведения, которое прежде считалось благополучным. Это может произойти в результате недостаточного контроля со стороны родителей или пагубного влияния сверстников.

Для того чтобы избежать развития подобной акцентуации характера важно правильно мотивировать подростка уже на начальной стадии проявления сопутствующих признаков. Необходимо показать заинтересованность в его деятельности и дальнейших достижениях и успехах. Все это должно происходить на фоне позитивного мышления и положительных эмоций.

Образ жизни

Люди такого типа не терпят одиночества, поэтому тянутся к компаниям, зачастую совсем не благополучным. Поскольку они обладают отличной внушаемостью и слабой силой воли, такие люди становятся всего лишь орудиями для каких-либо рядовых действий. Отсутствие инициативности никогда не позволит людям с неустойчивым типом характера занять позиции лидера в компании.

Так как основное увлечение в их жизни – это развлечения, то тяга к каким-либо видам самодеятельности им чужда. Спорт или различные направления творчества требует повышенных усилий и мотивации, что совершенно не подходит неустойчивому типу. Для них главным является получение удовольствия без дополнительного бремени.

Романтические отношения также не в почете. Сексуальная активность начинается в довольно раннем возрасте и приравнивается к очередному развлечению. Любовь, дружба и иные искренние чувства проходят стороной неустойчивых людей.

Неустойчивый тип личности

Ученые в разное время определяли этот тип различными терминами. Так, известный психиатр Крепелин назвал его безудержным, а позднее - неустойчивым типом , а Шнейдер, желая подчеркнуть главную особенность этого типа - недостаток воли, - «слабовольным», «безвольным».

Основной недостаток людей этого типа выходит на первый план тогда, когда дело касается учебы, труда, выполнения поручений старших, родных, обязанностей, возложенных обществом, - это безволие, или слабоволие. Даже в выборе развлечений они предпочитают то, что есть под рукой, не утруждая себя организацией увеселительных мероприятий или хобби.

Еще в детстве такие люди с трудом усваивают элементарные правила поведения, их постоянно приходится контролировать. Они отличаются непослушанием, не обращают внимания на принятые нормы поведения, везде лезут, но при этом их легко на время приструнить, поскольку они боятся и легко подчиняются другим детям, лидерам.

С первого класса в школе проявляется их леность и нежелание учиться Успехов они могут добиться только при строгом ежедневном контроле со стороны взрослых, а малейшее послабление приводит к отлыниванию от занятий. Они рано ищут развлечений, с уроков убегают в кино или просто прогуливают «за компанию».

Они как магнит - к ним притягивается все дурное. Они легко идут на мелкие нарушения, кражи, хулиганство и постоянно готовы все свободное время проводить в уличных компаниях, в безделье и праздности. Их тянет к асоциальным людям, они рано начинают курить и пить, а затем используют и более сильные суррогаты «веселой жизни» - наркотики. Ввиду слабоволия или слабохарактерности выпивки, гуляния, похождения постепенно становятся их образом жизни.

Только в условиях жесткой опеки, если они попадают в руки человека с сильной волей, например жены или мужа, они могут вполне благополучно жить и быть полезными обществу. Но опека должна быть постоянной. Над ними надо все время «стоять с палкой» - и дома, и на работе - понукать, ругать, требовать и обязывать, «действуя методом кнута и пряника». Как только «вожжи управления» будут отпущены, они могут начать спиваться, проиграть в карты и т. п.

Неустойчивый тип акцентуации может встречаться и в сочетании с другими типами, например с гипертимным, - тогда он приобретает окраску гипертимности и его можно назвать гипертимно-неустойчивым, если совместно с истероидным - то соответственно истероидно-неустойчивым. Этот тип встречается, как правило, среди подростков мужского пола, реже - среди взрослых, видимо, люди этого типа часто переходят в разряд хронических алкоголиков, наркоманов, за проявлениями которых уже трудно запомнить эту акцентуацию.

Kraepelin (1915) назвал представителей этого типа безудержными, неустойчивыми (При сходстве названий "лабильный" и "неустойчивый" следует указать на то, что первое относится к эмоциональной сфере, а второе – к поведению). Schneider (1923) и Stutte (1960) более подчеркнули в своих названиях недостаток воли ("безвольные", "слабовольные"). Их безволие отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей,.которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлечений представители этого типа также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению.

В детстве они отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними все время приходится следить. У части из них встречаются симптомы невропатии (заикание, ночной анурез и т. д.).

С первых классов школы нет желания учиться. Только при непрестанном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, всегда ищут случая отлынивать от занятий. Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Они убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Подстрекаемые более стеничными сверстниками, могут ради компании сбежать из дома. Все дурное словно липнет к ним. Склонность к имитации у неустойчивых подростков отличается избирательностью: образами для подражания служат лишь те модели поведения, которые сулят немедленные наслаждения, смену легких впечатлений, развлечения. Еще детьми они начинают курить. Легко идут на мелкие кражи, готовы все дни проводить в уличных компаниях. Когда же они становятся подростками, то прежние развлечения, вроде кино, их уже не удовлетворяют, и они дополняют их более сильными и острыми ощущениями – в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, наркотики.

С наступлением пубертатного периода такие подростки стремятся высвободиться из-под родительской опеки. Реакция эмансипации у неустойчивых подростков тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Истинной любви к родителям они никогда не питают. К бедам и заботам семьи относятся с равнодушием и безразличием. Родные для них – лишь источник средств для наслаждений.

Неспособные сами занять себя, они очень плохо переносят одиночество и рано тянутся к уличным подростковым группам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять в них место лидера. Обычно они становятся орудиями таких групп. В групповых правонарушениях им приходится таскать каштаны из огня, а плоды пожинают лидер и более стеничные члены группы.



Их увлечения целиком ограничиваются информативно-коммуникативным типом хобби, да азартными играми. К спорту они испытывают отвращение. Только автомашина и мотоцикл сохраняют заманчивость как источник почти гедонического наслаждения бешеной скоростью с рулем в руках. Но упорные занятия и здесь отталкивают их.

Учеба легко забрасывается. Никакой труд не становится привлекательным. Работают они только в силу крайней необходимости. Поражает их равнодушие к своему будущему, они не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком-либо положении для себя. Они целиком живут настоящим, желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствий. Трудности, испытания, неприятности, угроза наказаний – все это вызывает одинаковую реакцию – убежать подальше.

Побеги из дому и интернатов – нередкий поступок неустойчивых подростков.

Слабоволие является, видимо, одной из основных черт неустойчивых. Именно слабоволие позволяет удержать их в обстановке сурового и жестко регламентированного режима. Когда же за ними непрерывно следят, не позволяют отлынивать от работы, когда безделье грозит суровым наказанием, а ускользнуть некуда, да и вокруг все работают – они на время смиряются. Но как только опека начинает ослабевать, они немедленно устремляются в ближайшую "подходящую компанию". Слабое место неустойчивых – безнадзорность, обстановка попустительства, открывающая просторы для праздности и безделья.

Самооценка неустойчивых подростков нередко отличается тем, что они приписывают себе либо гипертимные, либо конформные черты.

С детства непослушны, непоседливы, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними все время приходится следить. У части встречаются симптомы невропатии (энурез, заикание и т. п.).
С l-го класса школы не желают учиться. Нехотя подчиняются при строгом контроле, но всегда ищут случай отлынивать от занятий.
Полное безволие обнаруживается, когда дело касается любого труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними старшие.
Рано выявляется повышенная тяга к удовольствиям, развлечениям, праздности, безделью. Убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Подстрекаемые более предприимчивыми товарищами могут за компанию сбежать из дома. Охотно подчиняются и подражают тем, чье поведение сулит наслаждения, веселье и смену легких впечатлений. Готовы все дни проводить в уличных компаниях. Еще детьми начинают курить.
Легко идут на мелкие кражи.
Когда становятся подростками, то прежними развлечениями, вроде кино, теперь уже не довольствуются. Ищут более сильных и острых ощущений — в ход идут алкоголизация, хулиганские поступки, проявляют интерес к наркотическим средствам. Поэтому нарушения поведения, делинквентность обусловлены прежде всего желанием поразвлечься. Выпивки начинаются рано, иногда с 12-13 лет, и всегда в компании асоциальных приятелей. Поиск необычных впечатлений подталкивает на правонарушения.
Реакция эмансипации сопряжена все с тем же желанием удовольствий и развлечений. Глубокой любви к близким никогда не питают. К семейным заботам и бедам относятся с равнодушием. Родные для них — прежде всего источник средств для развлечений. Реакция группирования проявляется в раннем тяготении к асоциальным уличным компаниям. Неспособные сами занять себя, плохо переносят одиночество и в этих компаниях прежде всего ищут развлечений. Трусость и недоста
точная инициативность приводят к тому, что неустойчивые подростки легко становятся послушным орудием асоциальных групп. В групповых правонарушениях им достается самая опасная роль, приходится таскать каштаны из огня, а плоды пожинают более стеничные члены группы.
Все увлечения, требующие какого-то труда, для них непостижимы. Доступными оказываются только информативно-коммуникативный тип хобби, да еще азартные игры. Отсюда любимое времяпрепровождение — многочасовая пустая болтовня со случайными приятелями. Интерес к детективным историям и приключениям питается жаждой легких впечатлений, новой информации, не требующей никакой интеллектуальной переработки. Знакомства предпочитаются такие же легкие, как и получаемая информация — они нужны только, чтобы ею обмениваться.
Веселая компания всегда важнее преданного друга. Полученные сведения легко забываются, в подлинный смысл их не вникают, никаких собственных выводов из них не делается. Занятия спортом, как и всякий труд, не привлекают. Только автомашина и мотоцикл представляются заманчивыми как источники почти гедонического наслаждения бешеной скоростью с рулем в руках.
Но упорные занятия и здесь отталкивают, предпочитают угон автомашин и мотоциклов с целью покататься. Художественная самодеятельность не кажется заманчивой, даже модные ансамбли быстро надоедают.
Сексуальное влечение не отличается силой, но пребывание в уличных группах ведет к раннему сексуальному опыту, включая знакомство с перверзиями. Сексуальная жизнь становится таким же источником развлечений, как выпивки и хулиганство. Романтическая влюбленность проходит мимо неустойчивых подростков, чувство любви остается для них незнакомым.
Учеба легко забрасывается. Никакой труд не привлекает.
Работают только в силу крайней необходимости. Поражает равнодушие к своему будущему — не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии. Живут сегодняшним днем, желая извлечь из настоящего максимум удовольствий. От трудностей, неприятностей и испытаний стараются убежать. С угрозой наказания бывают связаны первые побеги из дома и интернатов.
Повторные побеги нередко бывают обусловлены жаждой «свободноЙ жизни».
Слабоволие и трусость позволяют удерживать неустойчивых в условиях жестко регламентированного, даже сурового режима.
Когда безделье грозит наказанием, а ускользнуть некуда, они нехотя смиряются и работают.
Самооценка обычно неправильна: себе приписывают гипертимные или конформные черты, хотя справедливо отвергаются черты психастенические, которые им кажутся особенно непривлекательными. К самоанализу они действительно неспособны.

Остаться без неусыпного контроля, быть предоставленным самому себе — наиболее чувствительный удар по слабому месту неустойчивой акцентуации. Психологическая защита у неустойчивых довольно примитивна и однообразна — импунитивная реакция, бегство «куда глаза глядят».
Социопсихологические исследования В. В. Юстицкого [Патохарактерологические исследования…, 1981] обнаружили в неустойчивых лишь отчетливую неприязнь к психастеникам — им явно не по душе их рассудительность, ответственность и осторожность.
Существуют данные, что неустойчивый тип акцентуаций часто сочетается с психофизическим инфантилизмом или с легкими признаками резидуального органического поражения головного мозга [Лебединская К. С. и др., 1982].

О с о б е н н о с т и Д и н а м и к и неустойчивой акцентуации несложны. Сглаживание неустойчивости с возрастом, к сожалению, происходит нечасто: по данным нашего сотрудника А. А. Александрова, при повзрослении лишь 17 % обнаружили удовлетворительную социальную адаптацию. Хронический алкоголизм представляет большую опасность для этого типа акцентуации. При воспитании по типу гипопротекции из неустойчивой акцентуации легко формируется психопатия.
Скрытая акцентуация по неустойчивому типу обнаруживается, когда подросток, до определенного момента бывший под строгим присмотром, В силу обстоятельств оказывается внезапно лишенным постоянного контроля. Он быстро выискивает асоциальную компанию, начинает алкоголизироваться и оказывается вовлеченным в правонарушения.

Андрей Б., 16 лет. Отец — пьяннца, скандалнст, осужден за хулиганство.
Мать строгая, держала сына в руках, пока ему не исполнилось 12 лет.
С этого возраста перестал ее слушать, начал прогуливать школу, дважды оставался на второй год. Время проводил на улице, был уличеи в мелких кражах, стал выпивать. В подростковых компанях играл подчиненную роль — им помыкали, заставляли воровать, добывать вино, за неподчинение — били. После наказаний со стороны матери стал убегать из дома, обычно соблазненный кем-либо из приятелей. По несколько дней скрывались на пустых дачах, жили на чердаке. Домой возвращался сам или приводила милиция. На лето был направлен в военно-спортивный лагерь для трудных подростков. Там легко подчинился строгому режиму, серьезных нарушений поведения не было.
С осени снова стал прогуливать школу и проводить время в уличных компаниях.
Во время беседы легко признался, что себя считает трусливым — боится наказаний матери, побоев товарищей, в лагере его силком заставляли заниматься онанизмом. Учиться не любит. Даже от физкультуры старался отлынить. Больше всего любит «гулять» и смотреть приключенческие фильмы.
Планов на будущее не строит («надо будет где-нибудь работать; лучше, чтобы недалеко от дома»). О побегах вспоминает без удовольствия («спать холодно было»). Выпивал с ребятами по стакану вина, водку не любит («невкусная»). Никаких сексуальныех интересов не проявляет («фильмы про любовь — скучища»-):
Выраженный физический инфантилизм гипогенитального типа — вторичные половые признаки соответствуют первой пубертатной фазе. При высоком росте и длинных конечностях — детское выражение лица.

При патохарактерологическом обследовании с помощью ПДО по шкале объективной оценки диагностирован неустойчивый тип, отмечены склонность к диссимуляции и алкоголизации. Самооценка — неверная: по шкале субъективной оценки выступили гипертимные н конформные черты, отрицаются черты психастенические.
Заключение. Психофизический инфантилизм. Нарушения поведения на фоне явной акцентуации неустойчивого типа.
Катамнез. Собран через 3 года. Работал слесарем на заводе. Прогуливал, пьянствовал. В 19 лет был призван на военную службу.

Основная черта представителей этого типа – патологическая слабость воли. Их безволие прежде всего проявляется, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей, долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако и в развлечениях неустойчивые подростки не обнаруживают особой напористости, скорее плывут по течению, примыкая к более активным, инициативным сверстникам.

С этим связаны отсутствие, сложной мотивации поступков, недостаточная способность тормозить свои влечения, удержаться от удовлетворения внезапно возникшего желания (если его осуществление не связано с какими-либо трудностями).

Кроме безвольности, отмечается повышенная внушаемость неустойчивых личностей, их нецелеустремленная криминальность.

Отмечается, что социальное поведение неустойчивых больше зависит от влияния окружающей среды, чем от них самих. Имеется в виду, с одной стороны, их повышенная внушаемость и импульсивность, с другой – незрелость высших форм волевой деятельности, неспособность к выработке устойчивого социально одобряемого жизненного стереотипа, и, как следствие, неорганизованность, отсутствие стремления к преодолению трудностей, склонность идти по пути наименьшего сопротивления, невыработанность собственных запретов, подверженность отрицательным влияниям. Психическая неустойчивость (прежде всего волевая) является почвой, на которой нередко формируются различные варианты невротических расстройств, алкоголизм, наркомания.

Неустойчивая акцентуация проявляется часто уже в первых классах школы. У ребенка полностью отсутствует желание учиться. Только при непрестанном контроле, нехотя, подчиняясь давлению взрослых, они выполняют полученные задания, но постоянно стараются отлынивать от занятий. Первые нарушения поведения в детстве, связанные с эмоционально-волевой незрелостью, усиливаются в подростковом возрасте.

Все дурное начинает как будто притягиваться к этим подросткам. Образцом для подражания служат лишь те модели поведения, которые сулят немедленные наслаждения, смену легких впечатлений, развлечения.

Для коррекции поведения таких детей чрезвычайно важен полный контроль за их поведением и деятельностью (прежде всего учебной), система разумно организованных требований. Это должна быть целая система контрольных мер в школьных занятиях, в семье (проверка результативности учебы, совместный труд со взрослыми), наполнение досуга неустойчивого подростка кружковыми занятиями и т.д.).

Очень важно, чтобы ужесточение режимных моментов сочеталось с искренней заинтересованностью взрослых (педагогов, родителей) в успехах учащегося, происходило на фоне положительных эмоциональных контактов. Важно (хотя в этом случае и сложно) пробудить у подростка интерес, уважение к своей личности, собственным положительным качествам, своему будущему. В таких условиях (с которыми, кстати, неустойчивые легко смиряются) подросток может длительное время не допускать нарушений в поведении, весьма неплохо учиться. Но как только контроль ослабевает, неустойчивый подросток начинает стремиться в «подходящую компанию». Особенно опасно для неустойчивых подростков такое изменение жизненной ситуации, которое ведет к безнадзорности, обстановке попустительства, открывающих простор для праздности и безделья.

Вконтакте

Телеграм