Методика обучения лепке в средней группе. Методы и приемы обучения по лепке

Методика обучения лепке в разных возрастных группах.

Лепка но своему характеру требует, с одной стороны, разви­тых ощущений и восприятий, а с другой - сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Считается, что ведущим в позна­нии предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.

В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы. Подробное зрительное пред­ставление о качествах вещей возникает у человека путем многократности повторения видения предмета и его ощу­пывания.

Для узнавания предмета детям дошкольного возраста доста­точно лишь некоторых общих признаков. Осязательное знаком­ство с предметом ограничивается преимущественно теми частя­ми, за которые ребенок держит предмет или которых касается. Такое пассивное осязание дает ребенку сведения об отдельных свойствах предмета, в целостный образ они не объединяются. Но для изображения предмета этого мало: ребенок должен де­тально представлять себе весь предмет в совокупности его свойств и качеств. Процесс лепки требует тончайшего анализа и синтеза объемных свойств предмета. Самостоятельно овла­деть этим ребенок но может. Ему должны помочь взрослые. Они научат его обобщенной системе активного обследования предмета, познакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами.

Организация обследования перед лепкой - это педа­гогический способ организации чувственного опыта детей. В этой системе можно условно вычленить четыре этапа.

Первый этап - это организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движе­ние пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям (движение сверху вниз и как бы по спира­ли). Положение предмета всегда фиксировано (левая рука дер­жит предмет, правая его обследует; предмет может стоять на столе неподвижно).

На втором этапе обследование предмета рукой и взгля­дом сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции и т. д.); движения пальцев как бы измеряют соотношение глубин и определяют пространственное взаимоотношение частей.

Третий этап - выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного поло­жения по отношению к основным частям.

Четвертый этап - повторное целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда свер­ху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ. Обследование может быть направ­лено и на анализ (ощупывание) структурной поверхности пред­мета. При этом должны работать все пальцы рук. Для распо­знавания структуры материала применяется надавливание на поверхность предмета.

Таким образом, детям предлагается система обобщенных действий, которые они проделывают сначала под руководством взрослых, а позднее самостоятельно.

Движения руки по предмету органи­зуют восприятие детей, способствуют уточнению их представ­лений о форме предмета, его свойствах, а позднее и о систе­мах свойств - эталонах. Движение, обрисовывающее предмет, включенное в обследование, по своей направленности сходно с тем движением, которое впоследствии ребенок будет совер­шать при изображении предмета, оно как бы лежит в основе будущего способа действия при изображении. Когда ребенок начинает лепить, он уже представляет себе то действие, кото­рое ему необходимо совершить. Постепенно у детей склады­ваются обобщенные способы обследования предметов, а сле­довательно, формируются и обобщенные способы их изобра­жения.

Предложенная выше система обследования предмета перед лепкой осуществляется в ходе занятий, игр или специальных упражнений. При этом обучение обследованию следует начинать с 2 лет. Работа с детьми этого возраста ведется индивидуально и группами. Нужно учить детей 2-3 лет воспринимать предмет в це­лом, а также выделять некото­рые свойства, по которым его можно узнать. Проводя такие упражнения, воспитатель под­бирает образные слова, опреде­ляющие качества предмета. На­пример, он предлагает детям подержать в руке яблоко, про­вести по нему рукой, почувст­вовать массу, плотность« (яб­локо тяжелое, большое, круг­лое); после знакомства с пред­метом ребенок сам должен бу­дет слепить такое же круглое яблоко (или такой же круглый мяч и т. д.).

На четвертом и пятом году жизни воспитатель учит детей восприятию предмета в целом (прежде всего - его формы), а затем тех свойств, передача которых дает возможность изо­бразить особенности предмета. Обследование организуется так, чтобы каждый ребенок мог не только подержать предмет в ру­ке, но и совершить необходимые движения рукой по предмету. Как это делается, показывает воспитатель: рука взрослого дви­жется медленно, она ведет за собой взгляд ребенка и учит последовательно воспринимать форму предмета.

Большое место отводится ознакомлению детей с сенсорными эталонами - формой, величиной и т. д.

В лепке дети работают обычно с объемным предметом, фор­ма которого имеет в основе геометрическое тело . Поэтому в младших группах детей знакомят с такими эталонами, как шар, куб , в средней - конус, овал, цилиндр.

Знакомить детей 4-5 лет с цилиндрическими, конусными, шарообразными и овальными формами лучше всего через дидактические игры: «Найди, что спрятано», «Путешествие по групповой комнате», «Магазин», «Найди предмет такой же формы», «Геометрическое лото», «Чудесный мешочек», «Угадай, что это». Например, для игр «Чудесный мешочек» или «Угадай, что это» можно использовать фрукты (лимон, яблоко, апельсин, гру­щу, сливу) и овощи (картофель, лук, морковь, огурец). Дети должны не только активно обследовать их руками, но и по­пробовать на вкус, понюхать, рассмотреть и т. д. При повторении игры для сравнения могут быть введены геометрические тела: шар, конус . Сначала ребенок выбирает себе один из плодов, а потом находит подходящую геометрическую форму и рас­сказывает, чем они похожи и чем отличаются. После подоб­ного рассматривания предметов во время игры их следует вы­лепить.

В средней группе можно познакомить детей и с фактурой предмета . Например, индивидуально с каж­дым ребенком можно провести игру «Отбери предметы по группам». Она включает следующие последовательные задания: отобрать 1) все мягкие предметы и все твердые, 2) теплые и холодные, 3) тяжелые и легкие. Цель игры - закрепить знания и представления детей о свойствах предметов. Игра проводится так. На столе перед ребенком раскладыва­ют игрушки: зеркало, деревянную матрешку, птичку, сделанную из мягкого материала, лебедя из поролона, металлический утюг, пластмассовую чайную чашку, шишку, лимон (или какие-либо другие предметы, различающиеся по твердости, мягкости, тепло­проводности). Ребенок, взяв предмет в руки, тщательно его ощупывает, называет и откладывает в нужную группу (тяжелых, легких и т. д.) предметов.



Детям дают задания типа: най­ти предмет, имеющий шер­шавую, бугристую поверх­ность и т. д. Воспитатель обязательно проверяет это задание.

В конце года в сред­ней группе можно знако­мить детей с передачей фактуры предмета. С этой целью дать им стеки, ще­тинные кисточки, трубоч­ки с разнообразными от­верстиями и показать при­емы передачи той или иной поверхности.

В младшей и средней группах дети должны усвоить основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки, и точные их названия: раскатывание, скатывание, расплющивание, вытягивание, оттягивание, сгибание, присоединение .

Иногда при лепке той или иной формы предмета приходится применять несколько приемов лепки одновременно, как, например, при лепке овальных форм (яйцо, огурец, картошка). Здесь нужно использовать следующие приемы: скатывание, последующее небольшое раскатывание, доработка пальцами для получения более точной формы.

Обучение данным техническим приемам может носить инди­видуальный и групповой характер. Для этого хорошо исполь­зовать утренние и вечерние часы. Детям предлагают задания вылепить тот или иной предмет, при этом каждый технический прием вычленяется отдельно. Воспитатель обязательно называет прием. При повторной лепке ребенка просят рассказать, как он будет лепить, и добиваются, чтобы он назвал все действия, ко­торые придется выполнить.

Следует отметить, что вопрос техники лепки значительно упрощается в связи с формированием у детей обобщенных прие­мов обследования предмета, так как они позволяют детям само­стоятельно, осознанно находить и применять в любом задании приемы изображения.

Таким образом, организация сенсорного обследования пред­мета позволяет опустить показ воспитателем процесса создания изображения, который раньше был связующим моментом между восприятием предмета и его лепкой.

В группе шестилетних детей обучение системе обследования предмета начинается с начала года. Для этой цели исполь­зуются игры, например: «Что рассказывает о себе игрушка?», «Найди предмет на ощупь», «Знаешь ли ты, какой это мех?», «Ателье», «Угадай, что это», «Чем похожи и чем отличают­ся?» и т. д.

Программный материал таких занятий включает обучение системе активного осязания по четырем последовательным эта­пам действий. Это обучение проходит как на индивидуальных занятиях, так и на групповых.

Дети занимаются обследованием предметов на специальных занятиях, обучающих активному осязанию, и в процессе лепки. Это дает им возможность с помощью ося­зания и зрения сопоставлять пространственные свойства изоб­ражаемого предмета с натурой. И если на первоначальных этапах обучения детей действиям обследования требуется про­ведение специальных занятий, дидактических игр, то с усвоением данной системы для детей уже достаточно осязательно-зрительного ознакомления с натурой перед лепкой.

В подготовительной к школе группе проводятся занятия по лепке незнакомого предмета без его осязательного обследова­ния, с опорой только на зрительный анализ. Дети в старшей и подготовительной группах должны различать как плоскост­ные, так и объемные геометрические формы. С этой целью в старшей группе может быть проведена серия игр и бесед, например беседа «О форме тел плоских и объемных».

Следующий этап работы включает закрепление знаний де­тей о различных геометрических формах, установление их сходства и различия. С этой целью можно проводить такие игры, как «Найди предметы, похожие на данную геометриче­скую форму», «Узнай форму на ощупь и назови ее», «Чудес­ный мешочек», «Кто назовет больше предметов, похожих на эту форму?», «Чем похожи и чем отличаются?» и др.

К середине года дети сравнительно легко осваивают назва­ния всех геометрических тел и свободно оперируют ими при сравнении с предметами, видят не только сходство предмета с геометрической формой, но и отличие от нее.

Одновременно с проведением занятий и игр по обследо­ванию предметов проводится их лепка. В старших группах сенсорный опыт детей уже позволяет давать им задания на изображение предметов по памяти.

Семилетним детям может быть предложен ряд повторных заданий, закрепляющих действия по обследованию предмета и знание геометрических эталонов. Хорошо использовать та­кие игры, как «Ателье», «Загадай загадку», «Отгадай, кто я», «Знаешь ли ты, какой это мех?», «Магазин игрушек», «Кто больше увидит?», «Каждую фигуру на свое место» и др.

Кроме игр, можно проводить специальные занятия на сравне­ние предметов, в процессе которых у детей формируется наблюдательность, зрительное восприятие. Темы занятий могут быть примерно такими: «Сорока и грач», «Дятел и ворона», «Воробей и синичка», «Еж и черепаха» и др. Так, на занятии, где сравниваются дятел и ворона, решаются следующие зада­чи: выяснить и закрепить знания детей о внешнем виде птиц; научить применять выработанные ранее обобщенные навыки осязательного обследования формы туловища и других частей; учить видеть общие внешние черты, присущие птицам (туло­вище имеет овальную форму, голова - форму шара, есть клюв, две лапы с когтями, крылья), и индивидуальные особенности, характерные для каждой птицы.

Сравнение идет по признакам: форма, цвет, величина. Старшие до­школьники должны уметь видеть не только отдельные свойства предметов, но и их отношения (пропорции, строение), переда­вать характерные признаки именно данной породы животных. Поэтому изучение натуры должно быть детальным и тщатель­ным. Оно опирается на систему действий по обследованию и ранее сформированные у детей представления о строении пред­мета. Они уже знают, что каждый предмет относится к ка­кой-то группе предметов, у которых есть общие свойства формы, строения. Например, у всех птиц форма тела овальная, удли­ненная; она может быть шире, уже, короче, длиннее, но основ­ное строение формы сохраняется. Дети должны выделять эту форму, знать, что геометрическая форма - основа для определе­ния формы любого предмета и она определяет сходство группы однородных предметов. В результате у дошкольников развивает­ся обобщенное представление о типичном строении, например, туловища дятла и вороны и об их особенностях.

Таким образом, можно сказать, что у старших дошкольни­ков восприятие предмета характеризуется большей слитностью этапов обследования. Но процесс систематического, последовательного обследования занимает немалое место во всех слу­чаях, когда предмет незнаком детям или когда требуется уточ­нить знание о нем.

К 7 годам у детей образуется запас представ­лений о предметах, их свойствах и способах изображения.

Вопрос.

Переходим к следующему вопросу.

Татьяна Коновалова
Методы обучения лепке детей раннего возраста в детском саду

Мастер-класс

«Методы обучения лепке детей раннего возраста в детском саду »

Подготовил :

Коновалова Татьяна Михайловна,

воспитатель МАДОУ детский сад №6

Обучение лепки с детьми раннего возраста можно проводить как индивидуально (для наилучшего результата, так и объединять группами по 2-5 человек (в зависимости от способностей каждого малыша) . Первоначальные занятия проводятся в течение 4-8 минут с каждой подгруппой, причём важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Для обучения лепке необходимо приготовить следующие материалы : массу для лепки (глина, пластилин, тесто, предварительно подготовив её; дощечки и дополнительные материалы на усмотрение педагога (по возрасту ) .

Сначала познакомим детей со свойствами глины или пластилина (эластичный, мягкий, затем приучаем аккуратно обращаться с используемым материалом, а также подводим к пониманию детей о том , что из пластилина (глины) можно слепить всё что угодно.

Поясняя все необходимые действия с пластилином предварительно показываем и объясняем, что делаем, соблюдая при этом медленный темп речи, чёткую и последовательную инструкцию проведения занятия. Пошаговые пояснения необходимы малышам на каждом занятии, и лишь в возрасте трех лет они уже смогут самостоятельно использовать некоторые умения в своей деятельности.

Образовательную деятельность проводим в интересной и игровой форме, которая нравиться детям и становиться увлекательным делом в будущем. Ни в коем случае не принуждаем ребёнка заниматься лепкой , если он этого не желает. Избежать негативного отношения ребёнка к лепке стараемся путём непринуждённых манипуляций с пластилином. Например, если педагог во время самостоятельных игр возьмёт пластилин и будет лепить, постепенно вовлекая в это занятие детей . («Хочешь сделать такой же?» ) Можно также предложить ребёнку рассмотреть коробочку с пластилином, потрогать его, помять либо не принуждённо предложить переложить кусочки пластилина в другую коробочку, как – бы заостряя внимание ребёнка на этом материале.

В процессе работы обращаем внимание детей на то , что лепить надо аккуратно, не пачкать стол, не ронять на пол пластилин, не брать в рот, а после окончания лепки вымыть руки . Если с первых дней занятий лепки с детьми закрепить эти основные правила работы, то в дальнейшем не возникнет ни каких проблем, и дети аккуратно будут пользоваться с рабочим материалом. По мере того как дети ознакомятся с материалом, научатся им пользоваться, можно переходить к фронтальным занятиям со всей группой.

Прежде чем обучить малышей изображать предмет, надо научить их рассматривать его, обследовать, уметь выделить его основные свойства. Обучение изображению следует вести через показ реального предмета или игрушки.

Приемы обучения носят наглядно-действенный характер. Ребята сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения

Ведущим методом обучения формообразующим движениям должен быть показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий. Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность в дальнейшем перейти к словесным инструкциям. Слово как метод руководства обязательно применяется и при организации восприятия предмета : слово помогает фиксировать внимание детей на тех качествах , которые в дальнейшем они должны изобразить. Важно, чтобы дети отметили взаимосвязь характера действий с получаемой формой, а поэтому воспитатель не только показывает, но и объясняет.

Подбирая предметы для изображения, нужно исходить из общих дидактических принципов и особенностей возраста . Предмет, во-первых, должен быть хорошо знаком детям – на знакомом предмете легче уточнить представления детей . Во-вторых, предмет должен вызывать у ребенка положительное эмоциональное отношение, быть интересным для него. И, наконец, в-третьих, предмет должен быть прост по форме и строению, состоять из небольшого числа частей (не более двух) . Учитывая это, можно подобрать для изображения и другие простые предметы, в основе которых лежат геометрические формы – цилиндр, диск, шар.

Непосредственное обучение лепке детей этого возраста хорошо начинать с обыгрывания того предмета, который надо изобразить. Например, малышам можно дать поиграть с шариками, покатать их между ладонями. Делается это для того, чтобы они лучше поняли характер шарообразной формы, а вместе с этим то действие, которое необходимо во время лепки . Подобные игры и упражнения хорошо проводить перед занятием со всеми детьми и во время занятия с теми, у кого не получается.

Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, какие задачи ставятся на игровых занятиях по лепке с детьми 2-3 лет :

Лепить палочки и колбаски (раскатываем комочек пластилина между ладонями прямыми движениями,

Соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу и получая «баранку» , «кольцо для пирамидки» ,

Раскатывать комочек пластилина или глины круговыми движениями ладоней (получаем колобок, клубок, снежок, шарик, яблоко, ягодку,

Сплющивать комочек пластилина или шарик между ладонями (получаем лепешку, печенье, пряник,

Делать углубление в середине сплющенного куска пластилина, нажав пальчиками в центре (получаем миски для трех медведей, блюдца для кукол,

Соединять две получившиеся детали в один предмет (соединили два шарика – получили неваляшку, соединили палочку – колбаску и шарик и получили погремушку,

Лепить только на клеенке на дощечке для лепки , помогать взрослому убирать стол после лепки (раскладывать все предметы по местам) .

Заканчивать занятие не обязательно всем вместе, дети могут выключаться из занятия по своему желанию, предварительно показав свою работу воспитателю.

Ни в коем случае нельзя на глазах у малышей уничтожать их работы, так как это может привести к стрессовым и негативным моментам.

Если у ребенка не получилось что-то, он хочет сломать свою поделку - просто помогите ему, подправьте, покажите, как всё исправить. Действуйте от имени игрушки – пусть она подскажет ему, что нужно сделать чтобы подправить поделку.

Чтобы качественней и эффективней закрепить навыки и умения детей в лепке , следует как можно чаще проводить и привлекать их к этой деятельности в течение дальнейшего времени.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки : оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Тесто для лепки безопасное для здоровья самых маленьких деток и сделанное из экологически чистых материалов.

Поделки из теста можно высушить разными способами. Тогда они будут храниться долго и служить в качестве сувенира, игрушки для елки, детской игрушки

Можно раскрасить как само тесто еще в процессе его приготовления, так и готовую фигурку, тогда творчество будет интереснее и полезнее вдвойне.

На Руси фигурки из теста дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Фигурки из теста называли хлебосол.

Что же нужно для приготовления соленого теста? Предлагаю вам отгадать загадки :

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

Отдельно - я не так вкусна,

Зато красива, солона,

И в пище - каждому нужна. (Соль)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без (воды)

Во все времена для приготовления соленого теста, использовали муку различных сортов, в том числе и ржаную. Соль использовали мелкую, так как она лучше растворяется. Для пластичности в тесто добавляли растительное масло любых сортов. Воду брали теплую, соль в ней растворяется быстрее.

Предлагаю вам приготовить тесто для лепки .

Рецепт классического соленого теста

200гр. муки -1 стакан

100гр. соли - 0, 5стакана

100 мл. воды-0, 5стакана

2 ст. л масла

Кладем в миску, соль, красители, размешиваем, заливаем небольшим количеством воды, добавляем подсолнечное масло. Постепенно добавляем муку и вымешиваем тесто до однородной консистенции, до тех пор, пока тесто не будет прилипать к рукам, и не станет эластичным. Готовое тесто разлаживаем по пакетам, и на 2 час в холодильник, даем тесту отлежаться.

Существует еще и заварное соленое тесто. Для его приготовления берем те же ингредиенты, что и для классического соленого теста, но добавляем 30гр лимонной кислоты, если у вас нет лимонной кислоты, можете добавить грамм 10 уксусной кислоты, которая будет являться для теста консервантом.

Все ингредиенты кладем в кастрюлю, ставим на медленный огонь, постоянно помешиваем, нагреваем, но здесь есть одна особенность, тесто нельзя перегреть. Тесто заварили, остудили, добавляем остатки муки, и доводим до нужной консистенции. Так же, как и классическое тесто, помещаем в пакет и в холодильник на 2 часа, через 2 часа тесто готово к работе.

Заварное тесто пластичнее простого теста, при работе с ним на руках не остается соляная пудра, так как соль растворяется вся при нагревании, такое тесто не прилипает к рукам, изделия из него получаются намного изящнее, так как тесто раскатать можно намного тоньше, чем из обычного соленого теста. Хранить его в холодильнике можно до одного месяца, простое можно хранить не больше недели.

Предлагаю вам попробовать что-то вылепить из заварного теста.

Для окрашивания соленого теста я использую пищевые красители, но они не всегда бывают под рукой, можно взять кофе растворимый, какао, морковный и свекольный сок, куркуму.

Предлагаю окрасить тесто разными способами.

Если изделие сделано из неокрашенного теста, можно раскрасить акриловыми красками или гуашью.

Чтобы проверить, пригодна ли масса для лепки , из нее выкатывают гладкий шар, в середине него пальцем продавливают ямку. Тесто не должно ни растекаться, ни сиюминутно возвращать форму. Края углубления должны оставаться ровными.

Тесто с крахмалом.

Нужно : мука пшеничная – 0,5 стакана, крахмал – 0,5 стакана, соль экстра – 1 стакан, вода – 0,5 стакана.

Так же, как и в первом случае, сначала смешивают муку, соль и крахмал. Далее постепенно добавляют чистую или подкрашенную воду. Масса для лепки , в составе которой есть крахмал, становится более эластичной. Готовое тесто не должно крошиться и липнуть к рукам.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка. Как именно?

Повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.

Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

Синхронизируют работу обеих рук.

Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Самое важное и ценное заключается в том, что лепка на ряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

ВВЕДЕНИЕ

В детском саду проводят много интересных занятий, на которых дети получают знания, умения, навыки, развиваются физически и умственно. Воспитатели формируют на этих занятиях отношение ребенка к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвет, величину, число, пространственные отношения, учат видеть и понимать прекрасное в жизни, природе, искусстве.

Основой обучения детей является ознакомление их с окружающей жизнью, с миром предметов и явлений.

Полученные знания дети закрепляют в речи, уточняют в разнообразной деятельности, отражают в игре. Чтобы подвести ребенка к лепке, к скульптурному изображению предметов, воспитатель знакомит детей с предметами, показывает их особенности, помогает понять форму, строение предметов, характеризующие их особенности.

Воспитатель показывает детям, как передаются знакомые им предметы и явления в различных видах искусства, показывает, как передает поэт впечатления о жизни в стихах, как художник отражает явления и предметы в живописи, в графике, скульптор - в монументальной и станковой скульптуре, в скульптурной миниатюре, в игрушке.

На занятиях лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей.

Изображать предметы, явления в лепке задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее овладение правильной техникой необходимо.

Поэтому перед нами стоит проблема : какие формы и методы ознакомления детей младшего дошкольного возраста на занятиях лепкой будут способствовать формированию технических умений и навыков.

Объект исследования: процесс формирования технических умений и навыков на занятиях лепкой

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования технических умений и навыков лепке у детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически изучить особенности обучения лепке детей младшего дошкольного возраста.

В настоящем исследовании были поставлены и решались следующие задачи :

1) Изучить история возникновения лепки, как вида изобразительного искусства;

2) изучить особенности лепки в детском саду;

3) рассмотреть методику обучения лепки детей младшего дошкольного возраста.

Гипотезой исследования стало предположение, что изучение теоретических аспектов обучения лепки, позволит понять сущность и особенности использования этого вида изобразительной деятельности в работе с детьми.

Для осуществления исследовательской работы нами были определены следующие основные методы:

Теоретический анализ и синтез;

Анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;

Изучение опыта работы педагогов.

1. Лепка- вид изобразительной деятельности

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «...В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл... Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного - тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые скульпторы создавали свои произведения - статуи, скульптурные группы, бюсты.

В скульптуре художник выражает духовный мир человека и представления об окружающем, воплощает свои эстетические идеалы.

Скульптура как вид искусства играет значительную роль в нашей жизни. Она выполняет разные задачи, пропагандирует большие идеи, сложные мысли и чувства. Как и другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в содержании, и в выборе материала и выразительных средств.

Отличительной особенностью скульптурного изображения является его объемность, трехмерность. Основные виды скульптуры - это круглая скульптура и рельеф. Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой (примерами подобной скульптуры являются памятник Минину и Пожарскому И. П. Мартоса, памятник А. С. Пушкину А. М. Опекушина и др.). В том случае, если предмет изображен с одной стороны и представляет из себя выпуклое изображение, выступающее над плоскостью, - перед нами рельеф.

Рельефное изображение имеет две разновидности: барельеф и горельеф. Фигуры, изображенные в барельефе, выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема, в горельефе они возвышаются над плоскостью изображения более чем наполовину, а иногда бывают и полнообъемными и лишь прикасаются к фону отдельными деталями. Поэтому барельеф иногда называют низким рельефом, а горельеф - высоким. Наряду с выпуклым рельефом существует еще одна его разновидность - углубленный рельеф, или контррельеф. Этот вид рельефа приближается к графическому изображению, он был распространен в Древнем Египте, но сейчас встречается редко.

Характер скульптуры, выбор изобразительных средств, материала зависит, прежде всего, от цели создания произведения. По назначению скульптурные произведения делятся на монументальные и станковые.

Монументальные произведения рассчитаны на массовое восприятие, они пропагандируют значительные общественные события, часто воплощают положительный образ своего времени. К монументальной скульптуре относятся памятники исторических событий, памятники героям. Монументальные произведения предназначаются для украшения площадей, парков, больших общественных зданий. Если монументальная скульптура, как правило, превышает изображаемый объект в два-три раза, то станковая скульптуру по своим масштабам занимает промежуточное положение, так как предметы, изображенные в станковой скульптуре, почти совпадают с размерами натуры (они бывают чуть меньше или немного больше оригинала).

Станковая скульптура не связана с каким-либо художественным ансамблем. Ей свойственна тонкая психологическая многогранная характеристика образов и богатство формы. Это скульптурные портреты, фигуры, скульптурные группы, которые мы часто видим в музеях и художественных салонах.

Разновидностью станковой скульптуры является скульптура малой формы. Она включает в себя статуэтки из камня, дерева, кости, металла. Хорошо известны античные терракотовые статуэтки IV-V вв. до н. э., в которых изображены мифологические герои или древние божества. К скульптуре малой формы можно отнести и мелкую декоративную пластику современных народных мастеров.

Произведения скульптуры создаются из разных материалов: твердых (камня, дерева, металла) или пластичных (терракоты, стекла и т. д.). Выбор материала дает возможность скульптору выявить особенности создаваемого образа.

Говоря о художественном образе в скульптуре, нужно отметить, что в этом виде искусства в основном изображается человек. Различные свойства материалов используются для передачи всего комплекса особенностей человеческого тела, его мягкости, упругости, динамики, плавности движений и т. д. Человек - главная тема скульптуры, но не единственная. Художники-скульпторы в своем творчестве отражают и весь многообразный мир, окружающий человека.

Изображение растений, предметов быта часто встречается в рельефной скульптуре, так как композиция в рельефе располагается на плоскости, которая позволяет изображать не только многофигурные сцены, но и пейзаж.

Круглая скульптура, всегда связана с определенной средой, в которой она находится. Свет, естественный или искусственный, окружает скульптуру и служит средством выявления ее пластических особенностей.

Эту особенность света и тени усиливать характер формы умело использовали греческие скульпторы. Рассматривая скульптурную группу Лаокоон, мы видим, как мастер сумел показать страдания, которые испытывают герои. Светотень помогает автору усилить внутреннее состояние героя, она углубляет морщины лица, глазные впадины кажутся очень глубокими и темными - все вместе создает впечатление тяжелых страданий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Дети этого возраста учатся передавать в лепке предметы круглой, прямоугольной, треугольной формы; осваивают изображение предметов, состоящих из одной или нескольких частей разной величины.

Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям - сначала простым, а затем более сложным. Это позволит им изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладевает формообразующими движениями во второй младшей группе, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического восприятия. Формообразующие движения руки в лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов передаются массой, объемом.

На занятиях лепкой детей сначала учат раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, в результате чего получаются предметы удлиненной формы (палочки, колбаски, конфетки и т.д.); затем - свертывать палочки в кольцо, в завиток (бублики, колесики, булочки и т.д.); соединять палочки (лесенки, самолеты и др.). На освоение приема лепки предметов раскатыванием прямыми движениями можно отвести около 10- 15 занятий. Остальные занятия следует отвести обучению детей изображению предметов округлой формы, предметов, состоящих из частей округлой формы и палочек, а также предметов, состоящих из частей округлой и дискообразной (сплющенный шар) формы: ягоды, шарики, орешки, лепешки, пряники, блюдечки, куколка-неваляшка, грибы и др., а также на занятия по замыслу детей.

Примерный конспект занятия по лепке, на котором дети учатся раскатывать глину прямыми движениями ладоней и свертывать ее в колечко, соединив концы и плотно прижав их друг к другу, приведен в приложении 4.

Когда дети освоят лепку предметов, исходная форма которых представляет собой столбик, колбаску, можно учить их раскатывать глину круговыми движениями ладоней. Этим приемом можно лепить предметы шарообразной формы (орешки, ягоды, шарики и др.). Такой шар является основой для создания многих предметов, не только шарообразных, но и дискообразных. Для того чтобы получить дискообразную форму, нужно сплющить скатанный круговыми движениями шарик, сдавив его ладонями. Это действие не сложное, его можно объяснить детям так: «Скатали шарик, а теперь сдавите его, нажимая обеими ладошками» и показать руками в воздухе (без глины), как надо сдавливать шарик.

Примерный конспект занятия, на котором дети учатся передавать в лепке дискообразную форму, приведен в приложении 5.

На занятиях по лепке важно приучать детей аккуратно обращаться с глиной, класть комочки и готовые изделия на специальные дощечки или клеенки, сохранять порядок в процессе лепки на своем рабочем месте, мыть руки после работы с глиной. Освоив лепку одночастных предметов, дети уже могут составлять изображения из двух-трех частей (неваляшка, маленькая куколка, цыпленок, черепашка и др.). Примерный конспект такого занятия приведен в приложении 6.

2.3 Методика обучения лепке в средней группе

На занятиях по изобразительной деятельности следует развивать у детей пятого года жизни эстетическое восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности; умение рассматривать предметы, называть форму, цвет, величину.

Дети пятого года жизни уже способны воспринимать и выкладывать геометрические фигуры (пять-семь), лежащие в основе многих предметов и их частей, в определенной последовательности с учетом их различия по величине, составлять разнообразные предметы из набора бумажных геометрических фигур, преобразовывать их путем разрезания по прямой, по диагонали.

Необходимо приучать детей выполнять все старательно, аккуратно, доводить начатое до конца, радоваться получившемуся результату. Здесь очень многое зависит от взрослого. Он должен быть терпеливым тактичным, понимающим; уметь вовремя похвалить ребенка, помочь ему, посоветовать, порадоваться его достижениям; не раздражаться, если что-то не получается, не спешить с упреками, не сравнивать ребенка с его сверстниками, старшим ребенком в семье - в этом случае ребенок теряет уверенность в своих силах и интерес к изобразительной деятельности. Следует помнить: у каждого ребенка свой темп развития, свои достоинства и трудности.

На одном занятии, как и в предыдущей группе, целесообразно предлагать детям лепить не один, а несколько предметов одинаковой формы, например, несколько простых яиц и одно золотое, несколько огурчиков, больших и м аленьких, несколько неваляшек и т.п. Изображая на одном занятии несколько раз один и тот же предмет, дети невольно изменяют его величину, положение в пространстве и одновременно приобретают уверенность, свободу движений. Это способствует проявлению творчества.

Нужно учить детей самостоятельно готовить материалы для занятий и убирать их по окончании работы. Обычно материал для занятия раскладывают дежурные вместе с воспитателем, а остальные дети в это время играют или занимаются своими делами. Более целесообразным представляется такой порядок, при котором дежурные вместе с воспитателем готовят все необходимое на отдельном столе. Затем каждый ребенок по предложению воспитателя берет и ставит на свое рабочее место все необходимое. По окончании работы каждый ребенок убирает свое рабочее место, унося все материалы обратно на общий стол. Такой порядок приучает детей к самостоятельности, ответственности, умению убирать за собой.

В средней группе для лепки детям предпочтительно давать глину, которая в силу своей мягкости, пластичности является лучшим материалом; также можно использовать пластилин, пластическую массу.

Следует продолжать учить детей аккуратно пользоваться материалом, лепить на специальной дощечке или клеенке; приучать действовать аккуратно, не разбрасывать глину по столу, не смахивать на пол; готовое изделие ставить на дощечку или клеенку; после окончания лепки не вытирать руки о платьице или брючки, а мыть их.

Начинать работу по обучению детей лепке следует с закрепления приемов, которые они усвоили в предыдущей группе. Затем детей учат передавать в лепке предметы овальной формы. С этой целью им предлагают на одном занятии лепить предметы круглой и овальной формы.

На занятиях по лепке можно предложить детям следующие темы: «Рыбки», «Рыбки - большая и маленькая», «Уточка», «Птичка», «Девочка в длинной шубке», «Мисочка», «Чашка и блюдце», «Козленок», «Зайчик».

Опыт показывает, что лепка предмета уже знакомой детям круглой формы и в сравнении с ним предмета новой для них овальной формы является эффективным методическим приемом. В сравнении дети лучше познают особенности овальной формы.

В средней группе детям доступна лепка некоторых четвероногих животных, форма тела которых близка к овальной, туловище расположено горизонтально по отношению к земле и опирается на четыре ноги.

В средней группе дети, овладев приемами лепки предметов цилиндрической, круглой, овальной форм, могут лепить более сложные объекты: рыб, птиц, животных

Занятия по лепке способствуют непосредственному познанию предметов, их формы и пропорций. В некоторых случаях лепка того или иного объекта может предшествовать рисованию, позволяя лучше понять и затем передать в рисунке образ предмета, объекта. Особенно это важно, когда дети впервые изображают предмет новой для них формы, например, овальной. Однако такая последовательность нужна не всегда, буквальный повтор может привести к однообразию и скуке.

Примерный план занятий по лепке в средней группе приведен в приложении 7.

2.4 Методика обучения лепке в старшей группе

В этой группе, как и в предыдущей, в педагогический процесс включаются разные виды изобразительной деятельности и изобразительные задачи: изображение предметов, создание сюжетных композиций. Также включается декоративная деятельность, создание изображений по замыслу.

Дети шестого года жизни уже понимают, что в лепке можно изобразить различные предметы и явления; что изображения получаются красивыми, интересными, если хорошо передана форма предметов и их частей, разнообразных по величине, цвету, расположению на листе. Для них не представляет трудности лепка шаров, овалов, цилиндров, из которых затем составляются более сложные по форме изображения. Полученные знания, умения и навыки позволяют дошкольникам изображать большой круг предметов и явлений, интересующих их; отражать в лепке свои творческие замыслы.

В старшей группе на занятиях по лепке детей учат передавать характерные особенности предметов и объектов. Мелкая мускулатура кистей у детей достаточно развита, чтобы они могли тщательнее, чем в предыдущих группах, оттянуть мелкие детали, сгладить переходы, убрать образовавшиеся от пальцев углубления. Чтобы сглаживание было более эффективным, нужно давать детям на подносиках или блюдцах мокрые тряпочки для смачивания пальцев.

Содержанием лепки могут быть живые объекты (птички, кролики, котята). Детям предлагают лепить посуду, при этом их учат разным способам лепки: чашечку предлагается лепить путем вдавливания середины шара и утоньшения стенок; ручку чашки изготавливают из палочки глины, раскатанной прямыми движениями. Блюдце лепят из диска, края которого поднимают мелкими движениями пальцев обеих рук.

Передача соотношения по величине при изображении животных лучше дается детям в лепке. Они легко усваивают, что у четвероногих животных ноги расположены парами: две передние и две задние; тело как бы лежит на передних и задних ногах; голова овальная, длинная, расположена выше туловища и соединена с ним шеей. Постепенно овладевают способами лепки морды разных животных: зайца, собаки, лисы, медведя и др.

В процессе обучения воспитатель должен направлять их внимание на сравнение и выявление сходства и различия разных животных. Тогда, усвоив способы изображения одного животного, дети смогут вылепить, а затем и нарисовать любое другое животное, сравнив их изображения на картинках, игрушки и т.д.

Предлагая ту или иную тему для лепки, педагог должен неоднократно подчеркивать в беседе, объяснении различия в величине, строении, форме частей, которые придадут работам детей выразительность и правдивость. В процессе выполнения лепки дети должны прилагать усилия для выражения этих отношений, а воспитатель - предъявлять известную требовательность; некоторым детям - индивидуальную помощь.

Технические приемы лепки четвероного животного закрепляются на занятиях по замыслу детей. Для того чтобы они не повторяли уже знакомые образы, полезно сделать в групповой комнате выставку изображений разных животных в скульптуре, игрушках, картинках. Не следует выставлять слишком много изображений: важнее позаботиться о наличии ярко выраженных отличительных признаков. Примерный конспект занятия по замыслу детей приведен в приложении 8.

В течение года на занятиях по лепке дети неоднократно повторяют изображение человека, всякий раз стараясь передать действие, движение, например, изобразить, как малыши танцуют на празднике новогодней елки. Беседуя с детьми о передаче этой темы в лепке, целесообразно вспомнить простые движения танца, вызвать несколько ребят в начале занятия, чтобы они показали эти движения. Следует обратить внимание на положение рук и ног танцующих - это облегчит детям передачу движения. Необходимо обратить внимание на характерные особенности этих персонажей, которые нужно передать в лепке.

Наряду с предметными изображениями дети могут создавать в лепке коллективные композиции, например, на темы сельской жизни (птичий двор, площадка молодняка в зоопарке). Примерный конспект такого занятия приведен в приложении 9.

В процессе их восприятия следует развивать такие мыслительные операции, как сравнение и уподобление, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. На этой основе у детей развивается способность анализировать воспринимаемые предметы, сравнивать их между собой, устанавливать сходство и различия (по форме, цвету, пропорциям, положению в пространстве).

2.5 Методика обучения лепке в подготовительной группе

В этой группе (как и в предыдущих) надо предоставлять детям возможность широко проявлять инициативу, творчество на занятиях и в свободное время, поощрять поиски самостоятельного композиционного, цветового решения.

В подготовительной группе усложняются задачи обучения детей лепке и развития их творчества. Дети выполняют в лепке разнообразные изображения: предметные, сюжетные, декоративные (индивидуальные и коллективные); создают изображения как из отдельных частей, так и из целого куска. Образцами для лепки могут служить небольшие скульптурные произведения. Воспитатель обращает их внимание на передачу движения в скульптуре, на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке.

Хорошо если небольшие скульптурные произведения постоянно находятся в групповой комнате и дети их рассматривают, рассказывают о них. Можно предложить детям вылепить скульптурную группу с человеком и животным или дать темы по литературным произведениям. Например, можно предложить детям создать коллективную картину-панораму по сказке «Царевна-лягушка». Это может быть сценка, где Иванушка приходит на болото за своей стрелой и видит, что ее держит лягушка. Воспитатель распределяет работу: одни ребята лепят деревья; другие - животных, птиц; третья подгруппа детей создает картину болота с кочками, травой. Наиболее умелые ребята лепят Иванушку и лягушку. Предлагая создать такие композиции, воспитатель должен обсудить с детьми пропорциональные соотношения между персонажами, их позы и т.п. Чтобы облегчить детям работу, можно показывать им иллюстрации в детских книгах, а также настольный театр.

Дети учатся лепить фигуры животных и людей из одного куска глины, намечая сначала ее общую форму, а затем детали. При лепке из целого куска возможно и отделение лишней, а также прибавление недостающей глины к той или иной части фигуры. Основная работа производится движениями пальцев, иногда кистями обеих рук.

На занятиях по лепке дети могут все вместе слепить чайный сервиз для кукольного уголка.

В этой группе продолжается работа по овладению детьми лепкой декоративных изделий по мотивам народной скульптуры: животных по образцам гжельской керамики, дымковских игрушек. Вылепленные скульптурки дети могут расписать специальными красками ангобами, после чего их следует обжечь в муфельных печах. Эти фигурки украсят интерьер групповой комнаты, изостудии, могут стать подарком на день рождения кому-либо из сотрудников детского сада, малышам.

Дети пользуются стекой - ею они надрезают, разделяют части в целом куске глины. Педагог учит их поворачивать создаваемое в лепке изделие на дощечке, чтобы рассматривать фигуру то с одной, то с другой стороны.

Организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в первой младшей группе.

Для успешного овладения лепкой важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов разной формы (зрительное, осязательное, кинестезическое); цвета, начиная с контрастных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и постепенно добавляя другие (без ограничения количества) цвета, не требуя от детей запоминания названий большого количества цветов (однако сам воспитатель должен их называть). Это дает им возможность узнавать и запоминать больше цветов. Особое значение в сенсорном развитии детей, обогащении их сенсорного опыта и на основе этого овладении изобразительной деятельностью имеют рассматривание предметов и явлений окружающего мира и дидактические игры, в процессе которых уточняются и обогащаются представления о предметах и их свойствах.

В первой младшей группе детей следует познакомить со свойствами глины, пластилина. Лепка привлекает детей новизной материала. Ребенку третьего года жизни легче действовать непосредственно руками, чем каким-либо инструментом. Планируя занятия по лепке, следует большинство занятий отводить на самостоятельное овладение ребенком теми или иными изобразительными движениями, ранее показанными педагогом.

У детей четвертого года жизни совершенствуются и развиваются восприятие, мышление, память; постепенно формируются представления о форме предметов, величине, основных цветах. Это позволяет выдвигать новые задачи обучения детей художественно-творческой деятельности. Дети этого возраста учатся передавать в лепке предметы круглой, прямоугольной, треугольной формы; осваивают изображение предметов, состоящих из одной или нескольких частей разной величины. На занятиях по лепке важно приучать детей аккуратно обращаться с глиной, класть комочки и готовые изделия на специальные дощечки или клеенки, сохранять порядок в процессе лепки на своем рабочем месте, мыть руки после работы с глиной.

В средней группе на занятиях по изобразительной деятельности следует развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности; умение рассматривать предметы, называть форму, цвет, величину. Дети уже способны воспринимать и выкладывать геометрические фигуры (пять-семь), лежащие в основе многих предметов и их частей, в определенной последовательности с учетом их различия по величине, составлять разнообразные предметы из набора бумажных геометрических фигур, преобразовывать их путем разрезания по прямой, по диагонали. Детям пятого года жизни доступна лепка некоторых четвероногих животных, форма тела которых близка к овальной, туловище расположено горизонтально по отношению к земле и опирается на четыре ноги.

В старшей группе в педагогический процесс включаются разные виды изобразительной деятельности и изобразительные задачи: изображение предметов, создание сюжетных композиций. Также включается декоративная деятельность, создание изображений по замыслу. Дети шестого года жизни уже понимают, что в лепке можно изобразить различные предметы и явления; что изображения получаются красивыми, интересными, если хорошо передана форма предметов и их частей, разнообразных по величине, цвету, расположению на листе. Для них не представляет трудности лепка шаров, овалов, цилиндров, из которых затем составляются более сложные по форме изображения. Полученные знания, умения и навыки позволяют дошкольникам изображать большой круг предметов и явлений, интересующих их; отражать в лепке свои творческие замыслы. В процессе их восприятия следует развивать такие мыслительные операции, как сравнение и уподобление, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. На этой основе у детей развивается способность анализировать воспринимаемые предметы, сравнивать их между собой, устанавливать сходство и различия (по форме, цвету, пропорциям, положению в пространстве).

В подготовительной группе усложняются задачи обучения детей лепке и развития их творчества. Дети выполняют в лепке разнообразные изображения: предметные, сюжетные, декоративные (индивидуальные и коллективные); создают изображения как из отдельных частей, так и из целого куска. Образцами для лепки могут служить небольшие скульптурные произведения. Воспитатель обращает их внимание на передачу движения в скульптуре, на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке. В этой группе продолжается работа по овладению детьми лепкой декоративных изделий по мотивам народной скульптуры: животных по образцам гжельской керамики, дымковских игрушек.

В конце каждого занятия необходимо рассматривать и анализировать детские работы; отмечать те из них, в которых интересно и выразительно решена тема; поддерживать детей, которые нуждаются в этом.

Заключение

Изобразительная деятельность имеет очень большое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни; то, что их взволновало, вызвало положительное, а иногда и отрицательное отношение.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства, способствующего формированию эстетического отношения к действительности.

Цель исследования, заключавшаяся в изучении методики обучения дошкольников лепке, достигнута.

Задачи исследования решены:

Нами изучена и проанализирована основная психолого-педагогическая, методическая литература;

- нами исследована методика (формы, средства), позволяющая обучать детей дошкольного возраста лепке;

- нами обобщены и систематизированы теоретические данные по проблеме исследования;

- нами систематизированы выводы по результатам исследования.

Одна из важных задач воспитателя в руководстве изобразительной деятельностью - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.

Организуя работу с детьми, направленную на овладение ими изобразительной деятельностью, педагоги занимаются обогащением педагогического процесса эффективными методами и приемами; следует избегать устаревших шаблонов и стереотипов.

Творчеству детей надо учить, но это особое обучение. Оно должно включать учебные и творческие задания, предложение дополнить созданные изображения интересными деталями.

Список использованной литературы

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. - М., 1984

2. Аракчеев Ю.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины. - М., 1980

3. Берсенева Л., Третьякова Н. Научите детей рисовать! // Дошкольное воспитание. - 2009. - №2. - с. 70

4. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л., 1975

5. Брыкина Т.И. Творчество в работе детей с различными материалами. - М., 2002

6. Васильева М., Юнг Т. О развитии творческого потенциала дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2006. - №2. - с. 9

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991

8. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. - М., 2004

9. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. - М., 2004

10. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995

11. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000

12. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2- 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М., 1992

13. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М., 1996

14. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М., 1969

15. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. - М., 1961

16. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М., 1980

17. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). - М., 1985

18. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995

19. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2. - с. 80

20. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М., 2007

21. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М., 1991

22. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., 1990

23. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2- 7 лет. - М., 2006

24. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. - М., 2006

25. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура: Интегрированные занятия с детьми 5- 7 лет. - М., 2009

26. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. - М., 2005

27. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. - М., 2005

28. Кузин В.С. Вопросы изобразительного творчества. - М., 1971

29. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981

30. Лилов А. Природа художественного творчества. - М., 1981

31. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М., 1991

32. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. - М., 2005

33. Никитина Э.В. Формирование эстетических суждений у детей старшего дошкольного возраста о природе. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2007

34. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство - детям. - М., 1976

35. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., 2007

36. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие силами искусства. - М., 1999

37. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982

38. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М, 1980

39. Сенсорное воспитание в детском саду / По ред. Н.Н. Поддъякова, В.И. Аванесовой. - М., 1981

40. Соломенникова О.А. Радость творчества // Развитие художественного творчества детей 5- 7 лет. - М., 2005

41. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. - М., 2005

42. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. - М., 1977

43. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. - М., 1947 вып. 2

44. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М., 1961

45. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956

46. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961

47. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. - М., 2005

48. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М., 1984

49. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. - М., 1986

50. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 2007

51. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1972

52. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М., 1996

53. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М, 1985

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольников. Разработка методических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений города, направленных на эффективное решение задач по обучению дошкольников лепке.

    дипломная работа , добавлен 11.09.2012

    Процесс рисования дошкольника. Развитие технических умений у детей. Роль образца, показа и подражания в младшей и старшей группе. Задачи обучения детей изобразительной деятельности на материале народного искусства. Средства эстетического воспитания детей.

    реферат , добавлен 20.12.2009

    Теоретические основы проблемы обучения детей дошкольного возраста представлениям о количестве и счетной деятельности. Методические приемы обучения счету детей. Диагностическое обследование детей старшей группы на выявление предматематических знаний.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

    Знакомство с теоретическими основами детского творчества в лепке детей дошкольного возраста. Особенности диагностики исходного уровня развития творческих способностей детей 3-4 лет. Развитие творчества как одна из главных задач дошкольного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2016

    Значение лепки для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Ее виды и способы (конструктивный, пластический, комбинированный). Основные задачи и содержание обучения технике лепки из пластилина детей различных возрастных групп детского сада.

    презентация , добавлен 20.11.2015

    Характеристика процесса развития мелкой моторики рук у ребенка. Методы и приемы по использованию лепки. Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности по лепке, направленной на развитие моторики рук у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2014

    Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме обучения детей 4 лет лепке. Педагогические условия организации индивидуальной работы с ребенком. Основные направления развития воображения дошкольника. Художественно-эстетическое развитие детей.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Характеристика и классификация общеразвивающих физических упражнений. Методика обучения в младшей, средней и старшей группе дошкольного учреждения. Сущность контроля за дыханием, использование предметов. Правила записи общеразвивающих упражнений.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2012

    Выявление возможностей использования лепки в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Технические способы, приёмы работы с пластическими материалами. Разработка конспекта по развитию мелкой моторики рук у детей в процессе обучения лепке.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Психологическая характеристика особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, методы и приемы обучения лепке дымковской народной игрушки, применяемые материалы. Определение уровня сформированности технических навыков.

На занятиях по изобразительной деятельности следует развивать у детей пятого года жизни эстетическое восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности; умение рассматривать предметы, называть форму, цвет, величину.

Дети пятого года жизни уже способны воспринимать и выкладывать геометрические фигуры (пять-семь), лежащие в основе многих предметов и их частей, в определенной последовательности с учетом их различия по величине, составлять разнообразные предметы из набора бумажных геометрических фигур, преобразовывать их путем разрезания по прямой, по диагонали.

Необходимо приучать детей выполнять все старательно, аккуратно, доводить начатое до конца, радоваться получившемуся результату. Здесь очень многое зависит от взрослого. Он должен быть терпеливым тактичным, понимающим; уметь вовремя похвалить ребенка, помочь ему, посоветовать, порадоваться его достижениям; не раздражаться, если что-то не получается, не спешить с упреками, не сравнивать ребенка с его сверстниками, старшим ребенком в семье - в этом случае ребенок теряет уверенность в своих силах и интерес к изобразительной деятельности. Следует помнить: у каждого ребенка свой темп развития, свои достоинства и трудности.

На одном занятии, как и в предыдущей группе, целесообразно предлагать детям лепить не один, а несколько предметов одинаковой формы, например, несколько простых яиц и одно золотое, несколько огурчиков, больших и маленьких , несколько неваляшек и т.п. Изображая на одном занятии несколько раз один и тот же предмет, дети невольно изменяют его величину, положение в пространстве и одновременно приобретают уверенность, свободу движений. Это способствует проявлению творчества.

Нужно учить детей самостоятельно готовить материалы для занятий и убирать их по окончании работы. Обычно материал для занятия раскладывают дежурные вместе с воспитателем, а остальные дети в это время играют или занимаются своими делами. Более целесообразным представляется такой порядок, при котором дежурные вместе с воспитателем готовят все необходимое на отдельном столе. Затем каждый ребенок по предложению воспитателя берет и ставит на свое рабочее место все необходимое. По окончании работы каждый ребенок убирает свое рабочее место, унося все материалы обратно на общий стол. Такой порядок приучает детей к самостоятельности, ответственности, умению убирать за собой.

В средней группе для лепки детям предпочтительно давать глину, которая в силу своей мягкости, пластичности является лучшим материалом; также можно использовать пластилин, пластическую массу.

Следует продолжать учить детей аккуратно пользоваться материалом, лепить на специальной дощечке или клеенке; приучать действовать аккуратно, не разбрасывать глину по столу, не смахивать на пол; готовое изделие ставить на дощечку или клеенку; после окончания лепки не вытирать руки о платьице или брючки, а мыть их.

Начинать работу по обучению детей лепке следует с закрепления приемов, которые они усвоили в предыдущей группе. Затем детей учат передавать в лепке предметы овальной формы. С этой целью им предлагают на одном занятии лепить предметы круглой и овальной формы.

На занятиях по лепке можно предложить детям следующие темы: «Рыбки», «Рыбки - большая и маленькая», «Уточка», «Птичка», «Девочка в длинной шубке», «Мисочка», «Чашка и блюдце», «Козленок», «Зайчик».

Опыт показывает, что лепка предмета уже знакомой детям круглой формы и в сравнении с ним предмета новой для них овальной формы является эффективным методическим приемом. В сравнении дети лучше познают особенности овальной формы.

В средней группе детям доступна лепка некоторых четвероногих животных, форма тела которых близка к овальной, туловище расположено горизонтально по отношению к земле и опирается на четыре ноги.

В средней группе дети, овладев приемами лепки предметов цилиндрической, круглой, овальной форм, могут лепить более сложные объекты: рыб, птиц, животных

Занятия по лепке способствуют непосредственному познанию предметов, их формы и пропорций. В некоторых случаях лепка того или иного объекта может предшествовать рисованию, позволяя лучше понять и затем передать в рисунке образ предмета, объекта. Особенно это важно, когда дети впервые изображают предмет новой для них формы, например, овальной. Однако такая последовательность нужна не всегда, буквальный повтор может привести к однообразию и скуке.

Примерный план занятий по лепке в средней группе приведен в приложении 7.