В чем особенности традиционной одежды австрийцев? Национальный костюм.

О формах жилищ и поселений и об образе жизни австралийцев среди этнографов сложилось не совсем правильное мнение. Их привыкли представлять себе вечными бродягами, не имеющими никаких постоянных поселении, а их жилища - жалкими шалашами или даже простыми заслонами от ветра. Это представление верно только отчасти: так жили и живут австралийцы, вытесненные белыми колонистами из более богатых районов южной, восточной и западной Австралии и принужденные бродить по скудным полупустыням центральных областей, где действительно никакие постоянные поселения и жилища не могли появиться. Но сообщения тех наблюдателей, которые име- * ли возможность видеть их быт в более счастливые времена, показывают, что австралийцам были знакомы и более совершенные формы построек и поселений.

Простейший вид жилья у австралийцев - это использование естественных укрытий. Любопытно, что аборигены из суеверного страха избегали ночевать под навесами скал и в естественных гротах и пещерах, ибо считали эти места обиталищем злых духов, но пользовались ими для защиты от дневного жара. Для ночлега использовались дупла гигантских деревьев, растущих, например, в области р. Муррей или на северном побережье. Переход от естественного к искусственному укрытию состоял в том, что австралийцы пригибали и связывали ветви растущего куста с подветренной стороны в качестве защиты от ветра и под ними разводили костер и ночевйши. Чаще устраивался искусственный заслон от ветра из ветвей, травы или коры на основе из палок; например, вбивали в землю два кола, поперек укрепляли перекладину, на нее опирали наклонно большой кусок коры - и заслон готов; около него семья разводила огонь и спала всю ночь. Такие заслоны делались на временных ночлегах. Подобные же навесы из коры, листьев, ветвей служили для защиты от дневной жары.

Обычной же формой жилища служил шалаш или примитивная хижина. Вот типичная конструкция такой хижины у племен оз. Эйр: в землю вкапывали при помощи землекопалки два больших согнутых сука на расстоянии до 3,5 м, верхние концы которых связывали; третий такой же сук вкапывался под прямым углом к этим двум; на эти шесты опирались другие, составлявшие полный круг и образовывавшие остов хижины полусферической формы. Остов крылся травой, листьями, ветками, иногда песком и глиной, образующими постепенно твердую корку. В более лесистых местностях хижина крылась корой. Форма хижины бывала чаще полусферическая, реже коническая или удлиненно-двускатная.

Хотя постройка такой примитивной хижины - дело нехитрое, однако и она требовала особой сноровки. Среди племен оз. Эйр были особые мастера постройки хижин, некоторые из них перенимали свое мастерство от отца.

Во многих областях австралийцы использовали подходящие стволы живых деревьев в качестве центрального столба, вокруг которого ставили конусом жерди основы хижины; низко висящий горизонтальный сук дерева часто использовался как опора для двускатной кровли. В Центральной Австралии поступали иногда так: выкорчевывали сухое дерево мульга и вкапывали его в песок корнями вверх, прислоняя к этим торчащим корням верхние концы расставленных по кругу жердей, которые потом, как обычно, переплетали прутьями и покрывали травой, листьями и песком.

На юго-востоке и на севере для покрытия хижины служила чаще всего древесная кора. Племена Виктории снимали для этого кору с деревьев целыми огромными пластами, влезая для этого, как они умели делать, высоко на дерево и подрезая кору топором сверху и с боков. Напротив, в полупустынных районах Центральной Австралии, где даже травы бывает недостаточно, жители иногда покрывали свои хижины каменными плитами; для этого, конечно, требовалась большая прочность деревянного каркаса; щели между камнями замазывались глиной, а низ присыпался землей снаружи и изнутри.

Такие каменные хижины составляют переход к более солидным постройкам, которые в прежние времена встречались в некоторых областях востока, юго-востока и запада Австралии и нередко удивляли наблюдателей своей поместительностью и прочностью. Так, например, в районе Порт-Фэри (Виктория) австралийцы еще в первой половине XIX в. строили довольно большие куполообразные хижины, в которых помещалось до 12человек. Они имели свыше 3 м в поперечнике, более 180 см в высоту, отверстие вверху для выхода дыма, закрываемое в дождь куском дерна, дверь из коры. Сходные жилища нашел Э. Эйр около Моунт-Напьера; они были построены на крепком деревянном каркасе куполообразной формы и покрыты перевернутыми пластами торфа; размер их достигал 9 X 13,5 м; некоторые имели два входа. Тот же Эйр видел на Белом озере (36°40" ю. ш.) хижины конической формы с центральным столбом; они были крыты корой и травой и обмазаны глиной; вверху было дымовое отверстие. Коллинз в окрестностях Шоаль-Бея обнаружил хижину, построенную из коры и переплетенных лоз дикого винограда; она имела 2,5 м в диаметре и 1,4 м в высоту; перед входом был небольшой коридор, хижина могла вместить 15 человек. Сходные сооружения были описаны в округе Ванпон (Виктория).

С. Митчелл описал виденные им на р. Гвидир хижины полукруглой и круглой формы, с конической крышей, покрытые тростником, ветвями и травой; перед входом имелся горизонтальный навес на двух подпорках, вроде портика; внутри было очень чисто. В низовьях Муррея строились хижины, вмещавшие по восемь-десять семей каждая. В Западной Австралии Грей нашел уГан- новер-Бей ульеобразную хижину на прочной деревянной основе, 2,75 м в поперечнике, с низким и узким дверным отверстием Все эти указания относятся к первым десятилетиям XIX в.

В северо-западной Австралии отмечались местами и каменные постройки.

Несколько необычный тип построек состоял в том, что сооружался деревянный каркас из четырех столбиков, вбиваемых в землю по углам прямоугольника и соединенных горизонтальными брусьями; поверх настилались полосы коры, свисавшие концами по обе стороны и образовывавшие свод.

Наиболее редкими для Австралии был^-сгвоеобразные свайные постройки: они устраивались на четырех столбах с настилом из коры, поверх которого сооружался второй ярус из такой же коры. Верхний ярус использовался для жилья в дождливое время, там же спасались от москитов. Такие «двухэтажные» хижины встречаются, например, и сейчас на р. Линд, на п-ове Йорк, и на реках Гойдер и Глайд (Арнхемленд); возможно, что это связано с папуасским или малайским влиянием.

Рот описывает несколько типов построек у племен округа Бу- лия (Квинсленд). Простейший тип - это каркас из палок, напоминающий по форме опрокинутую вверх дном лодку, оплетенный хворостом и покрытый травой, иногда сверх того обмазанный глиной; вход - у одного или у обоих концов. Другой тип построек - это полуземлянка, углубленная на 0,5 м, эллиптического плана, той же конструкции, но непременно обмазанная глиной. Подобные полуземлянки строились для защиты от холода зимой и обогревались костром. Третий тип - комбинация полусферической хижины с простым навесом, который пристраивался к ее выходу. Иногда основой хижины служило растущее дерево с сильно нагнутым стволом. В более северном округе Клонкарри (племя майтакуди) хижину полусферической формы крыли листьями коры, пригнетенной тяжелыми жердями.

В лесистом северном Квинсленде, где климат дождливый, встречаются до сих пор, пожалуй, самые большие и сложные постройки. По описанию Мьоберга, они строятся на каркасе из жердей, втыкаемых в землю по кругу или по овалу (верхние концы их согнуты и связаны), и покрываются в несколько слоев пальмовыми листьями, которые совершенно не пропускают дождя, местами также и корой дерева; дверное отверстие в холодное время года закрывают куском коры; кругом хижины роют ка-

лаву для отвода дождевой воды. Хижины эти очень велики, в каждой помещается по нескольку семей - до 30 человек; отдельные семьи имеют свои очаги, помимо центрального общего очага, где горит неугасимый огонь. В хижине царит порядок, каждый знает свое место. Нередко несколько таких хижин строятся рядом и даже соединяются крытыми ходами. Хижина служит несколько лет, главным образом в холодное время года. Нри перекочевках строятся более простые и легкие временные хижины- шалаши.

В целом можно сказать, что у австралийцев существовали до европейской колонизации разнообразные формы жилищ, в том числе и довольно сложные и поместительные. Но преобладали в качестве жилища круглые хижины легкой и временной конструкции.

Помимо жилища, австралийцы местами сооружали и своего рода хозяйственные постройки - площадки на столбах для хранения пищевых запасов и воды от собак и других животных; так поступали, например, в области оз. Эйр.

Господствующий тип поселения у австралийцев, в связи с их бродячим охотничьим бытом,- это кочевое стойбище («лагерь») весьма непостоянного состава и неодинаковых размеров. В обычное время, в особенности в сухой сезон и в скудных степных районах, австралийцы кочевали небольшими группами по нескольку семей, меняя стоянку по мере истощения вокруг нее кормовых ресурсов. Они оставались на одном месте не больше нескольких дней и переходили дальше в поисках пищи. Кочевое стойбище состояло из небольшого числа шалашей или примитивных заслонов и представляло довольно невзрачный вид. Однако в известные сезоны, когда природа оживает и появляются съедобные плоды, корни, орехи, картина менялась. К этому времени приурочивались общеплеменные сборища, когда устраивались различные обряды, корробори, празднества. Тогда из разрозненных бродячих групп собиралось вместе большое стойбище. В одном месте разбивался целый лагерь из десятков временных хижин. Они располагались при этом в определенном порядке. Учитывалось деление племени на экзогамные половины (фратрии); обе они занимали всегда две стороны лагеря и обычно между ними проходила какая- нибудь естественная граница: ручей, кусты и пр. Был и другой обычай: стойбище, когда оно было достаточно велико, делилось на три части; середину занимали семейные хижины, а по обе стороны располагались хижины или шалаши: на одном конце -холостых, юношей и мальчиков, на другом - девушек и вдов (см. главу «Общественный строй австралийцев»).

В плодородных юго-восточных районах прежде собирались вместе в известные сезоны сотни людей, принадлежащих к разным племенам. В таких случаях стойбища устраивались тоже в строгом порядке. Например, У. Томас (середина XIX в.) рассказывает о виденном им в окрестностях Мельбурна большом межплеменном сборище; там были люди из восьми окрестных племен, в общей сложности до 800 человек. Каждое племя занимало свою определенную часть стойбища, на известной дистанции от других, так что племенную принадлежность каждого человека можно было сразу определить по местонахождению его хижины.

Самые перекочевки тоже совершались в порядке и организованно. Они всегда происходили в пределах строго определенной территории, составлявшей владение племени или его подразделения. Самовольное вторжение на чужую территорию запрещалось обычаем. Когда группа намеревалась переменить стоянку, об этом обычно еще накануне вечером главарь уведомлял всех членов группы и назначал точное место, где к будущему вечеру будет разбит новый лагерь. С утра люди пускались в путь, захватив с собой свою несложную утварь. Обычно мужчины шли отдельно, своей дорогой, налегке, неся с собой только оружие. По пути они охотились и к вечеру приносили на новую стоянку дневную добычу. Женщины с детьми шли другой дорогой, нагруженные всем имуществом. Не считая грудных детей, женщина несла на себе неразлучное корытце с мелким скарбом, землекопалку, тлеющую головешку, нередко и запас воды. Хотя и тяжело нагруженные, женщины вместе с подростками собирали попадавшуюся им в пути пищу: клубни и корни, семена, мелких животных, так что на новую стоянку и они приходили с добычей. Придя на условное место, женщины быстро разбивали лагерь, строили нехитрые шалаши, собирали топливо, разводили огонь и начинали готовить пищу. Подошедшие охотники жарили свою дичь, и все приступали к трапезе, отдыхали, разговаривали и занимались мелкими домашними делами, а то и развлекались пением и плясками.

Бродячий быт господствовал в прежнее время далеко не во всей Австралии. Как уже говорилось, в более плодородных районах австралийцы строили себе постоянные жилища. Наблюдатели встречали настоящие оседлые деревни. Такие деревни описывались еще в первые десятилетия XIX в. в западной Виктории, в Новом Южном Уэльсе, на побережье Западной Австралии и в других местах. Например, Стёрт видел на р. Маккари (Новый Южный Уэльс) деревню из 70 хижин, в каждой из которых помещалось по 12-15 человек; это были не временные, а более или менее постоянные жилища. Подобную же деревню, но меньше, в 20-30 хижин, описывает один из ранних поселенцев Виктории, видевший ее в районе Порт-Фэри. Грей отмечает такие же деревни в Западной Австралии.

Иногда подобные деревни служили местами лишь относительной оседлости; время от времени жители покидали их, отправляясь бродяжничать в поисках пищи и оставляя в деревнях более громоздкое свое имущество, а через известное время возвращались обратно.

Таким образом, у австралийцев до прихода европейцев намечался местами переход к оседлости. Это было в тех же более благоприятных районах - в западной Виктории, на западном побережье, где обнаруживались также зачатки земледелия. Вторжение европейцев оборвало развитие этого процесса. По свидетельству Брау-Смита, «вскоре после занятия Виктории европейцами туземцы перестали строить хижины и селиться деревнями»; они вернулись к чисто бродячему быту, уходили от опасного для них соседства белых ^колонистов в более отдаленные места 1 . Недаром ранние наблюдатели не раз встречали деревни," покинутые своими обитателями.

Средства передвижения

Сухопутных средств транспорта у австралийцев не было никаких. Они передвигались исключительно пешком и все свое имущество носили на себе. Последнее составляло обязанность женщин.

Свою поклажу австралийка носила частью на руках или подмышкой, частью на голове. Поразительна ловкость, с которой она держала в равновесии на голове свое корытце с мелкими вещами, иногда с водой, в то время как руки были заняты другой ношей; чтобы вода не расплескалась, в нее иногда клали ветки с листьями.

Зато в качестве водных средств передвижения у австралийцев имелись лодки и плоты. Разумеется, они были только у племен, живших на берегах немногочисленных рек и озер и по побережью океана, и то не у всех. Например, у племен побережья Большого Австралийского залива и вообще по всей прибрежной полосе от нынешнего г. Аделаида до устья р. Гаскойн совершенно не было никаких лодок или плотов. В других местах встречались определенные их типы.

Простейшим пловучим средством служило обыкновенное бревно, на которое австралиец ложился плашмя или садился верхом и греб руками и ногами. Связав несколько таких бревен вместе, он получал примитивный плот, на котором можно передвигаться, гребя веслом или просто отталкиваясь шестом или копьем. Плоты употреблялись в качестве единственного средства передвижения по воде на всем северо-западном побережье - от северо-западного мыса до порта Эссингтон, а также встречались на берегу залива Карпентария, на оз. Александрина и кое-где в других местах. В некоторых местах северо-западного побережья употреблялись плоты в два слоя древесных стволов. Особый усовершенствованный вид плота отмечен на р. Аделаида (Северная территория): он состоял из нескольких слоев коры общей толщиной до 22 см, имел в длину около 5 м, в ширину у широкого конца 1,25 м и поднимал до десяти человек.

Такой плот из коры составляет переход к корьевому челноку или лодке-наиболее распространенному еще недавно в Австралии виду судна. Корьевой челнок встречается в двух видах: более примитивный, из одного куска коры, и более сложный, сшитый из нескольких кусков. Первый вид был распространен главным образом на юго-востоке, но встречался местами и на восточном и северном побережьях; сшитые из отдельных кусков коры лодки преобладали на восточном побережье от Брисбена к северу до Рокингамской бухты, а также на западном и восточном берегах залива Карпентария и на крайнем севере - до порта Эссингтон.

Для изготовления лодки из одного куска кора снималась с дерева большим целым пластом в виде овала; держа его надогнем, ему придавали желаемую форму и затем концы собирали складками, связывали или сшивали, инргда обмазывая глиной.

Между бортами вставлялись распорки. Длина такой лодки обычно достигала 4-4,5 м, но иногда превышала 6 м; в ней помещалось до восьми - десяти человек. Плавали на таких лодках главным образом по рекам. Некоторые лодки изготовлялись очень тщательно и служили годами. На другой тип лодок шли два- три куска коры и более. Они имели плоское дно и наклонные борты; отдельные части сшивались растительными шнурами, щели замазывались смолой, воском, затыкались травой. Гребли веслом или корьевым черпаком, даже просто руками, или отталкивались шестом. В Новом Ю^ном Уэльсе рыболовы, выезжая на таких лодках, раскладывали на них огонь, на котором тут же и поджаривали рыбу.

Третий тип пловучих средств в Австралии составляли долбленые лодки-однодеревки. Область их распространения-Новый Южный Уэльс, южный Квинсленд и северное побережье, где, однако, встречались и другие типы лодок. Однодеревки изготовлялись путем выдалбливания и выжигания середины ствола. Некоторые исследователи предполагают, что этот тип лодок заимствован австралийцами у их соседей - островитян Меланезии. Жители побережья Арнхемленда получали их, как установил Дональд Томсон, от индонезийских моряков, а потом сами стали делать по тому же образцу. Несомненно, заимствованы лодки-однодеревки с аутригерами^ (балансирами). Последние встречаются только на севере - на п-ве Иорк, т. е. там, где вообще заметно папуасское влияние (например, лук и стрелы). Здесь употреблялись лодки как с одним, так и с двумя балансирами, папуасского типа.

Таким же чужеземным - папуасским или малайским - влиянием объясняется наличие лодок с мачтой и парусом на о-ве Гроот (залив Карпентария). В других местах Австралии парусные лодки не встречаются.

В общем австралийцы были плохими мореплавателями. Лодки употреблялись больше на реках и озерах, чем для плавания по морю, но и в последнем случае они редко удалялись на большие расстояния от берега. Пользовались лодками главным образом для рыбной ловли.

Когда лодка была не нужна, ее обычно вытаскивали на берег и хранили под кроной дерева в прямом, неперевернутом положении.

Одежда и украшения

Одежды австралийцы до прихода белых почти не знали. В этом сказался, с одной стороны, низкий уровень их культуры, а с другой - сравнительно мягкие климатические условия.

Только в юго-восточной части материка и в некоторых восточных районах австралийцы шили себе плащи из шкурок опоссума. Эти плащи имели прямоугольную форму, их носили внакидку на спине, причем два верхних угла скреплялись на груди заколкой, продетой сквозь отверстия. Плащ надевали главным образом в холодное время года как мужчины, так и женщины. Женщины прятали под плащ и грудных детей. Этими же плащами иногда покрывались ночью от холода.

Во всей остальной части Австралии одежды для защиты от холода совершенно не было. Для этой цели местами употреблялся только жир, которым натирали тело. Наблюдатели отмечали с удивлением, что, хотя во многих областях внутренней Австралии температура спускается по ночам нередко ниже нуля, людям не приходит в голову чем-нибудь накрыться от холода; они спят, правда, в таких случаях у костра, но все же зачастую просыпаются с кожей, покрытой инеем.

У очень многих племен мужчины и женщины ходили совершенно обнаженными; другие употребляли набедренные повязки или пояски с передниками. Сообщения об этом, однако, довольно противоречивы, так что трудно сказать с полной уверенностью, какие именно племена обходились без всякой одежды, тем более что теперь, под влиянием европейцев, ношение одежды распространилось почти повсюду.

В отличие от столь скудной одежды, украшения у австралийцев были гораздо более обильны и разнообразны. Форма их довольно проста: это по большей части повязки, носимые на голове, на шее (ожерелья), на руках (браслеты), на ногах.

Головную повязку делали из растительных волокон, перьев, раковин, зубов, цветов и т. п. Она удерживала длинные волосы, служила украшением, а также имела магическое назначение. Ожерелье делалось тоже из разнообразных материалов и имело много разных форм: подвески, кисти, кольца. Браслеты носили как на руках, так и на ногах; их изготовляли из растительных волокон, перьев. К украшениям надо отнести и палочку, которую протыкали сквозь носовую перегородку.

Украшения надевались лишь на праздниках корробори, при тех или иных религиозных обрядах. В этих же случаях широко применялась, в частности мужчинами, раскраска тела и покрывание его разным пухом, который приклеивался кровью или другими клейкими веществами. Для раскраски тела употребляли красную охру, гипс, уголь. Голову тоже при этом украшали различными головными уборами и сложными прическами.

В обычное же время о своей прическе австралийцы мало заботились. Мужчины носили длинные волосы, женщины часто стригли их коротко каменными ножами.

К постоянным украшениям надо отнести, наконец, рубцы, которыми покрывалась грудь, спина, плечи, руки, в особенности у мужчин. Эти рубцы обычно были связаны с посвятительными обрядами и служили знаком Принадлежности к возрастной группе взрослых мужчин и к определенному племени.

В целом материальная культура австралийцев произ- щие выводы водит на исследователя двойственное впечатление. С одной стороны, уровень ее развития чрезвычайно низок. По бедности, простоте, примитивности своей.материальной культуры австралийцы занимают место рядом с наиболее отсталыми народами земли, а пожалуй, и ниже всех других, ибо они не знают даже лука и стрел, керамики, земледелия и скотоводства и ведут бродячую охотничье-собирательскую жизнь. Морган и Энгельс ставили австралийцев на «среднюю ступень дикости». Они не вышли еще из стадии чисто «присваивающего» хозяйства. Но, с другой стороны, при всей примитивности, материальная культура австралийцев представляет пример прекрасного приспособления человека к условиям среды. Ловкость и изобретательность на охоте, создание такого замечательного оружия, как бумеранг, изощренная техника обработки растительных продуктов, умение найти средства к существованию в самых неблагоприятных условиях в сухой и скудной пустыне - все это - внушает нам уважение к австралийцам - бедному и отсталому, но бодрому и энергичному народу.

Австралийцы хотя и сохранили в своей технике традиции эпохи мезолита и даже верхнего палеолита, в целом стояли, однако, на уровне неолитической культуры. Об этом говорит их техника обработки камня, в частности тонкая выделка наконечников дротиков, ножей, шлифовка топоров. В своем собирательском хозяйстве они достигли почти порога земледельческой культуры.

Описанная в этой главе материальная культура коренного населения Австралии в настоящее время сохранилась лишь в тех немногих областях центральной и западной части материка, куда еще почти не проникли колонизаторы. Да и там культура эта существует далеко не в прежнем самобытном виде. Там же, где коренное население ближе соприкоснулось с колонизаторами, где его эксплуатируют как рабочую силу на овцеводческих станциях, держат запертым в миссионерских поселках или в правительственных резерватах,- там, конечно, от старого уклада хозяйства и быта осталось мало (о быте этих австралийцев сказано особо). Наконец, во многих областях, тяготеющих к юго-восточному, восточному и западному побережьям, теперь не осталось и самих аборигенов - они истреблены колонизаторами.

Национальный костюм — важная часть страны, рассказывающая о ее истории, культуре, традициях и укладе местных жителей. Мы можем знать что-то поверхностное о той или иной части света, но, когда речь заходит о незнакомых странах, например, о Японии, нам сразу приходит в голову кимоно или клетчатый килт, если речь идет о Шотландии.

В каких-то странах часть национальной одежды превратилась в анахронизм: в России можно увидеть костюм лишь в музее или на выступлении фольклорного ансамбля. А в Индии — это часть повседневной жизни: женщины учатся ходить в сари с раннего возраста.

В этой статье мы расскажем про наиболее красочную и интересную национальную одежду.

Национальные костюмы Японии

Кимоно шьется по одному образцу, не связанному с чьей-то конкретной фигурой и ее особенностями. Варьируется только длина. Силуэт подчеркивает лишь талию и плечи. В комплекте с ними носят тапочки дзори, похожие на современные шлепанцы-вьетнамки на небольшой платформе.

Правда, сделаны они из дерева, что сильно деформирует стопу в дальнейшем (их по-прежнему носят во время отдыха или летом, когда нет дождей).

В многотысячной уличной толпе Токио все еще можно встретить женщин, одетых в кимоно. Хотя и Японцы в последнее время сетуют на то, что национальный костюм постепенно уходит в небытие. Но лишь из-за того, что такая одежда сковывает движение, спешить в ней не получится.

Если вам посчастливиться попасть в Японию, вы поразитесь тому, как жители преданы к одежде своей страны.

Даже после Второй Мировой войны и американской оккупации произошло необъяснимое возрождение национального костюма.

Национальные одежда в Шотландии

Это первая страна, с которой у нас ассоциируются словосочетание «национальный костюм». Шотландская клетка (тартан) — это не просто клетка. Ширина пересекающихся полос и их цвет расскажет об определенном клане, населяющую ту или иную местность. Соблюдение этой традиции важно для шотландского народа.

Мужские килты и женские юбки шьются из тартана определенной расцветки, соответствующие их клану.

В настоящее время в Шотландии редко встретишь кого-то в национальном костюме, часто это дело особых случаев: национальных праздников, фестивалей, свадеб, футбольных матчей, встречи шотландской диаспоры в других странах и так далее.

Национальные костюмы Бутана

Бутан — это единственная страна в мире, где местное население обязано носить национальную одежду. Национальный дресс-код (Дриглам Намжа) носят все, без него не пустят ни в одно государственное учреждение или другое приличное место, это нарушение общественного этикета. К туристам это, конечно, не относится.

Национальный костюм представляет собой подпоясанный халат — гхо. Дополнительно к нему одевают специальный шарф. У простолюдин он белый, у короля — желтый. Кто-то снимает верхнюю часть халата, когда на улице жарко или поддевают брюки, или спортивные трико, когда холодно. В целом, местных жителей это устраивает.

Как-никак, в Бутане вместо ВВП — индекс счастья.

Одежда в Индии

Это многонациональная страна. Как-никак здесь говорят на 447 языках и 2000 тысячах диалектов. Поэтому национальный костюм и его особенности разнятся в зависимости от штата. Даже влияние европейского масс-маркета, его дешевизна и практичность не смогли снизить популярность сари, патиала, дхоти и шервани.

Сари — это широкая полоска ткани (обычно 5-10 метров) , которая драпируется вокруг тела женщины специальным образом. Как правило, ткань обматывают несколько раз вокруг талии, а оставшийся «хвостик» перебрасывают через плечо, оголяя живот.

Для туристов продаются специальные подробные схемы про то, как правильно «замотать сари». Правда, иностранке в таком костюме особо не походишь, он годится только для фотосессий.

Искусству грациозной носки этой национальной гордости девочки-индианки обучаются с 10-12 лет.

Сальвар-камиз — еще одно популярное одеяние у индианок. Мода на нее зародилась в Афганистане и со временем перекочевала в Индию. Этот красивый, практичный наряд популярен до сих пор, немного упростив свой внешний вид. Сальвар — шелковые шаровары, камиз — туника, доходящая до середины бедра.

Мужчины из рабочих каст носят дхоти — искусно задрапированная набедренная повязка. Джентльмены побогаче предпочитают шервани (длинный, расшитый сюртук) в сочетании с шароварами и тюрбаном (особенно этот головной убор популярен у тех, кто исповедует сикхизм).

Что носят в Перу

Именно пончо является основой национального костюма перуанцев. Оно удобное и простое, долго держит тело в тепле. Изготавливаются из пряжи альпаки. Такая одежда получается очень легкой, теплой и потрясающе ноской. Узор на пончо — это не просто украшение, а особая примета , которая расскажет к какой деревне или общине относится перуанец. По краям пончо украшается бахромой. Именно из Перу пончо перекочевало в американские и европейские масс-маркет магазины, правда такая фабричная вещь сильно растеряла свою функциональность.

Женский образ немыслим без смешной шляпы с вогнутыми полями — льикльи.

Боливийские национальные костюмы

Этой южноамериканской стране больше половины населения ходят в национальной одежде. Инициатором возрождения традиционного костюма стал нынешний президент Эво Моралес. По происхождению он индеец народности аймара.

Обязательные элементы женского костюма аймара — многослойная юбка, белая блузка, массивная шаль и шляпа котелок (подобные носили английские джентльмены начала прошлого века). Не смотря на кажущуюся простоту, стоимость одного комплекта может достигать несколько тысяч долларов.

История про то, как шляпа-котелок стала must-have женского образа, заслуживает целой книги. Но если вкратце, то в начале 20-х годов прошлого века предприимчивый торговец привез большую партию мужских котелков. Но товар рыночным спросом не пользовался. Чтобы как-то избавиться от партии хотя бы в ноль, бизнесмен внушил местным женщинам, что шляпы приносят плодородие. Такая реклама стала действенной, с тех пор шляпа стала основой костюма. Образ дополняется украшениями из золота и серебра, массивными брошами из бисера и серьгами.

Экспедиция Джеймса Кука с небывалым для того временем количеством научных деятелей на борту корабля «Индевор» подошла к неведомой ранее земле в конце апреля 1770 года. Ученые были поражены увиденным и несказанно рады (они ведь не знали, что снаряжали экспедицию именно для поиска неведомых южных земель). Так началась история Австралии, которую писали представители западной цивилизации.


Джеймс Кук - первооткрыватель Австралии

До этой исторической высадки, австралийский континент населяли около трехсот тысяч местных жителей. Это приблизительно полтысячи различных племен, которые жили на всей территории Австралии. Немного гуще остальных земель было заселены восточные и южные прибрежные зоны, отличающиеся обилием дичи, рыбы и мягким климатом. Первые колонисты хотели было использовать местных жителей в своих целях (попросту говоря, сделать их рабами), но безрезультатно. Аборигенов вытеснили вглубь континента, где тяжелые условия привели к тому, что они начали охоту на разводимых белым населением овец. Этого только и надо было поселенцам, чтобы начать массовую расправу над аборигенами.


Традиции австралийских аборигенов

Сегодня на территории Австралии проживает около пятидесяти тысяч аборигенов. В специально отведенных для них поселениях их существует большинство. Образ жизни и культура ничем не отлична от их предков.

Традиционные занятия аборигенов

Дерево и камень лежит в основе изготовления оружия для охоты и орудий для повседневной деятельности. Предки современных коренных жителей Австралии были искусными охотниками и рыболовами. Об этом свидетельствует знаменитый на весь мир бумеранг, который изобрели австралийские аборигены. А чего стоят национальные танцы… Современная цивилизация прижала аборигенов сильно. Потомки свидетелей первых белых людей на своем континенте кочуют с места на место в своих резервациях и заняты собирательством.


Поскольку австралийские аборигены оседлостью не отличаются, жилища их носят временный характер. Но все же отличия есть. Традиции и время года вносит свою поправку на конструкции. Если стоянки кратковременны, то «жилье» представляет собой наспех сооруженный заслон от ветра из веток, в котором кроется углубление для ночевки. Между таким жилищами раскладывают костры.


В оседлый период, длящийся несколько месяцев, аборигены сооружают более основательные шалаши с применение коры деревьев, обмазывая их для крепости глиной. Иногда хижины украшают рисунками. В пустынных областях жилища укрывают, применяя каменные плиты. Отдельные племена в прошлом делали себе жилища в пещерах.

Одежда

До того, как на землю Австралии ступила нога первого европейца, коренные жители не заботились о том, чем прикрыть тело. Коренные жители центра Австралийского континента мужского пола носили пояс, изготовленный из человеческих волос с раковиной на характерном месте. У женщин одежда состояла из передника. К чести жителей Западной части Австралийского континента нужно отметить изобретение сандалий. А всему виной раскаленный песок. Но скудость одежды – это вовсе не скудость ума. Просто условия жизни этих людей не подталкивали их к моделированию национальных костюмов.


Искусство коренного населения

Аборигены Австралии являются представителями древнейшей земной культуры. И одной из самых неизученных. То, что дошло до наших дней, представлено наскальной резьбой, резьбой по дереву, восковой лепниной или рисунками на коже. Древние мифы ложились в основу сюжетов таких произведений. Изобразительным искусством туземцы старались приблизить себя к своим верованиям.

Важно!!!

Австралийские аборигены в изобразительной деятельности руководствовались не сходством рисунков с действительностью, а идейным, духовным началом, поэтому непосвященным нарисованное кажется бессмысленным.

Люди каменного века предавали особенные ритуальные значения рисункам охрой. Основой для творчества служили скалы и эвкалиптовая кора. Аборигены верили, что если за рисунками не следить, то это может вызвать засуху со всеми вытекающими последствиями. Аборигены севера Австралии были особенно щедры на шедевры. Рисовали в цвете везде от скал, до предметов быта и внутренних частей своих хижин. Особенно интересны изображения животных с показом внутренних органов (так называемые «рентгеновские»).


Интересная физиологическая особенность аборигенов Австралии, выработанная в процессе эволюции, видеть окружающий мир «быстрее», чем европейцы, стало причиной того, что свои рисунки они принимают за реализм, а фильмы на экране воспринимают как набор отдельных картинок. А белые жители Австралии считают рисунки аборигенов чем-то сродни авангарду.

Семья и воспитание детей

Прежде чем вступать в брачные отношения юноша и девушка, как и все подрастающее поколение племени, обязаны пройти через ряд испытаний.

Каким образом у аборигенов образуются семейные пары?

Совет старейшин должен обсудить кандидатов на создание семьи. А выбирает жену для юноши брат его матери.


На больших племенных торжествах устраивают свадебные церемонии. Сексуальные отношения ограниченны весьма строго. Чтобы считаться взрослым детям устраивают испытание голодом, страхом, болью. Детей с малых лет обучают всем знаниям, которыми обладает племя. Не смотря на разнообразие культурных традиций и языковых ответвлений, в целом они схожи по всей территории континента.

Культура и традиции потомков колонистов

Потомки первых переселенцев создали свою культуру, которая в основном зиждется на традициях Великобритании. Отдельно можно отметить День памяти ветеранов всех войн, в которых участвовала современная Австралия, с парадами и грандиозными торжествами в крупных городах. Сюда традиционно можно добавить Рождество и Новый Год. Еще одна особенность страны – религиозная и расовая терпимость.


«Кубок Мельбурна» - одна из традиций современных жителей. Внимание свей страны приковано к этим скачкам с обязательными ставками каждого жителя. Очень ценятся семейные традиции с пикниками на природе.


Вывод:

Австралия – богатейшая страна с точки зрения культурного наследия, в котором переплетены древние традиции аборигенов, британских переселенцев и традиций, возникших в ходе современной истории страны.


Свадебные традиции в Австралии.

Потусторонний мир аборигенов Австралии. Во что верят австралийские аборигены.

Хотите выглядеть, как истинный австриец? Следуйте не моде, а традициям. Национальные костюмы в Австрии популярны в повседневности и на торжествах. Сегодня мы расскажем, что носят австрийцы в праздники и будни и почему Австрия – единственная страна в Европе, где народный костюм стал основой гардероба каждого жителя.

Костюм, по которому можно изучать историю страны

Тесная связь повседневной австрийской моды с национальными традициями очевидна даже туристам, проводящим в стране всего несколько дней. Традиционный костюм не пылится в музейных витринах, а является базовым элементом повседневного гардероба. Чтобы понять истоки удивительного отношения к народной одежде, нужно вернуться на 400-500 лет назад.

  • Для пошива повседневной одежды крестьяне и ремесленники использовали ткани собственного производства. Они были окрашены в практичные цвета – серый, коричневый, темно-зеленый, темно-синий.
  • Долгое время на украшение крестьянской одежды существовал запрет, который был отменен около 300 лет назад. В традиционном костюме Австрии, особенно женском, постепенно появились вышивка и кружева. На праздники наряды украшали элементами красного цвета.
  • Окончательно запрет на вышивку, ленты и декоративные элементы исчез в XVIII веке, но до сих пор традиционному австрийскому костюму свойственна сдержанность в декорировании. Разнообразие достигается за счет комбинирования цветов и элементов одежды.
  • Жители различных горных районов оформляли свои костюмы по-разному. Постепенно вышивка и отделка стали выполнять не только декоративную, но и информационную функцию. По ним можно было определить семейное положение, профессию или статус владельца.
  • Много лет мужские костюмы шили из шерстяного сукна лоден, которое отличается плотностью, долговечностью и устойчивостью к погодным условиям.

В сохранении национального костюма как элемента повседневной жизни большую роль сыграли королевские вкусы. Еще Карл Великий высоко ценил удобный народный костюм и всячески поощрял его ношение придворными. Император Франц-Иосиф превратил традиционный костюм лесника в элегантный охотничий наряд.

Сегодняшние официальные лица продолжают традицию и на мероприятиях появляются в костюмах узнаваемого национального кроя.

В чем различие повседневного и праздничного традиционного костюма?

Основой для повседневных нарядов были лоден, хлопок, лен, кожа. Праздничную одежду шили из того же лодена и льна, добавляя яркие элементы.

  • Для будничной одежды характерна сдержанная цветовая гамма. Синий, зеленый, коричневый серый – цвета для мужчин. Для женщин – синий, оттенки зеленого и бежевого, коричневого.
  • Праздничные варианты включают красные, фиолетовые, ярко-голубые, белые цвета.
  • Украшают праздничные костюмы разнообразной вышивкой и лентами. Для мужских вариантов характерны контрастные лацканы и яркие платки.
  • Вышивка занимает почетное место в национальном австрийском костюме. Традиционные мотивы – флористические и геометрические. Сейчас особой популярностью пользуется эдельвейс – как символ Альп. Его изображением украшают блузки, галстуки, жакеты и аксессуары.
  • Головные уборы всегда были важной частью традиционных облачений. Тирольская шляпа с ярким пером дополняла мужской образ. Женщины из богатых семей надевали на праздники чепцы с меховой отделкой, вышивкой серебряной и золотой нитью. В современных вариантах костюма остались мужские шляпы, их носят и дамы среднего и старшего возраста.

Самые известные модели и элементы австрийского костюма

Многие модели и даже отдельные элементы национального австрийского костюма хорошо известны всей Европе.

  • Tracht (трахт): традиционный мужской костюм, основная деталь которого – двубортный пиджак серо-зеленого, синего или коричневого цвета. Изначально был одеждой охотников и пастухов. В начале XX века получил остроумное название – альпийский смокинг.
  • Lederhose (ледерхозе) – шорты, преимущественно кожаные. Носятся на подтяжках и могут иметь разную длину. Раньше были одеждой пивоваров, так как с кожи легко было стереть следы пива. Сейчас изготавливаются из льна, плотного хлопка.
  • Тирольская (егерская шляпа) – обязательный атрибут мужского костюма. Имеет высокую тулью, небольшие поля, украшена сбоку пером, основание тульи охвачено витым шнуром. Исторически имела зеленый цвет, сейчас может быть серой, коричневой, синей.

  • Dirndl (дирндль) – традиционный женский костюм для повседневной работы по дому. Состоит из блузки с присобранными рукавами, широкой юбки и фартука. Современный австрийский дирндль имеет, как правило, яркую юбку, открытую блузку и кокетливый жакет-корсаж.
  • Leibkittel (лейбкиттель) – элемент традиционного женского костюма, представляет собой узкий жакет-корсаж на бретелях с пришитой к нему широкой юбкой. Для него выбирают ткани ярких и насыщенных цветов – алого, зеленого, сапфирового. Иногда украшается шнуровкой или вышивкой.

Австрийский дирндль стал основой для создания множества вариантов современных нарядных и повседневных платьев

Образы национальных австрийских костюмов близки к баварским и германским. Сходна цветовая гамма, стиль вышивки, покрой. Австрийский костюм несет черты традиционной сельской моды – натуральные ткани и расцветки, ручная вышивка, фартуки и длинные юбки. Поэтому этот стиль называют Landhausmode (ландхаусмод).

Традици и и современность: как австрийцы относятся к национальному костюму

Многие народы уважительно относятся к своей истории, но в Австрии национальный костюм – не архаичное прошлое, а день сегодняшний. Дизайнеры ежегодно демонстрируют коллекции с национальным колоритом. Официальные лица Австрии появляются на приемах в альпийских смокингах, а в гардеробе городских модниц обязательно найдется традиционный дирндль или сарафан на его основе.

Национальные костюмы стоят довольно дорого. Цены на женские дирндли начинаются от 500 евро, а на суконные мужские куртки – от 350 евро. Это объясняется использованием натуральных тканей местного производства и экологически чистых красителей. Вещи бывают украшены вышивкой ручной работы.

Заключение

Национальный австрийский костюм отличается практичностью и традиционным обликом, который сложился в последние 400 лет.

Где купить:

  • в сувенирных магазинах;
  • в специализированных отделах магазинов одежды;
  • в дизайнерских бутиках;
  • в интернет-магазинах.

Куда носить:

  • а праздники;
  • по городу;
  • на экскурсии;
  • на вечеринки;
  • на прогулки;
  • на шопинг.

Стиль и манера одеваться у каждой страны так же различны, как национальная культура, кухня или политика. Бывает, что при одном взгляде на одежду человека можно понять, откуда он родом. Мы решили подробно разобраться, как одеваются в той или иной стране мира, а заодно помочь тебе, если ты вдруг решишь слиться с толпой в незнакомом городе.

Одежда

Глобально гардероб австралийки можно разделить на три части: офисный, повседневный и на выход. В офис – темные брюки или юбка, светлая сорочка и минимальный макияж. Наряжаются австралийки только в самых “крайних случаях” – в театр, на официальный прием или в дорогой ресторан.

Стиль кежуал – самый распространенный в Австралии. Джинсы и неглаженая футболка – можно сказать, униформа любого австралийца вне зависимости от пола. Для девушек определяющим фактором в выборе одежды является комфорт: в жарком австралийском климате некогда задумываться о сочетаемости цветов и фактур. К тому же в австралийских офисах достаточно строгие, почти жесткие условия работы («от звонка до звонка», без опозданий и лишних разговоров с коллегами), поэтому в свободное время девушки хотят расслабиться в комфортной свободной одежде.

В целом, австралийки – далеко не самые стильные. Даже на неделе моды в Сиднее сложно увидеть кого-то аккуратно и со вкусом одетого. Девушки не разбираются в цветовых сочетаниях, не стараются так подбирать модные вещи, чтобы они вписались в их гардероб, при этом базовым их стиль тоже не назовешь. (Мы тщательно отобрали фотографии с наиболее стильными девушками. Кстати, самые модные, как всегда, азиатки, которых в Австралии очень много).







Любимые бренды

Рынок одежды в Австралии крайне узок и монополизирован несколькими крупными производителями и импортерами. Вещи, в основном, – китайского производства, но каждая фирма отвечает за качество своей продукции. Поэтому, если сшитые в Китае джинсы продаются в магазине Calvin Klein, то можно быть уверенным в их качестве и долговечности. Футболка за пять долларов после первой стирки сразу приходит в негодность, а за двадцать – можно носить несколько лет.

Прическа и макияж

Как и в большинстве рассмотренных нами стран мира, австралийки предпочитают натуральную красоту. Косметикой девушки почти не пользуются – наверное, руководствуются опять же принципом комфорта. Волосы носят средней длины – либо распущенными, либо убранными в хвост. Повальной моды на какой-то определенный цвет волос нет: кто-то красится (чаще – в блондинок), кто-то носит натуральный цвет. При этом все выглядят ухоженно и аккуратно.






Местные it-girls

Австралийские it-girls в плане моды и красоты ничем не отличаются от соотечественниц и подходят под описание выше. Несмотря на работу стилистов, актрисы Кейт Бланшетт, Наоми Уотс и Николь Кидман выглядят довольно просто, хоть и ухоженно. Модели Миранда Керр и Джемма Уорд одеваются в расслабленном, почти молодежным стиле, в отличие от Эль Макферсон, в манере одеваться которой четко прослеживается влияние 70-х, хиппи и бохо. Певица Кайли Миноуг и на красной дорожке, и в обычной жизни выглядит немного небрежно и иногда эксцентрично.