Удмуртский национальный праздник «Гербер. Удмуртский национальный праздник «Гербер» пройдет в День города Ижевска Где и когда будет гербер

Может и должна стать туристическим регионом!

Национальный Гербер как мероприятие республиканского масштаба появился в 1992 году. Первопроходцем стал Алнашский район, где близ деревни Кузебаево впервые всем миром отметили окончание весенне-полевых работ. С тех пор вырос, обзавёлся новыми традициями, начал собирать под своё крыло не только представителей удмуртского народа, но и всех других национальностей, проживающих в Удмуртии. В этом году посетили около 14 000.

Тема Гербера объединила всех земледельцев, поскольку она знаменует собой время, когда один важный этап уже закончен (весенний день год кормит), и остаётся только ждать, каким будет урожай. Таким образом, Гербер стал многонациональной площадкой, где поощряют лучших, строят планы на будущее, и конечно, ве отдыхают. Следующий этап - выход на межрегиональный уровень.

Уже осенью мы займёмся проектированием Гербера-2018, - говорит и. о. министра национальной политики Удмуртии Лариса Буранова. - Мероприятие станет не просто грандиозным ом. Наша задача сделать его инструментом в решении конкретных задач. Чтобы выйти на межрегиональный уровень, мы должны переформатировать этот из яркого «междусобойчика» в туристическое событие. Сделать так, чтобы он вошёл во все графики и календари туристических событий России.

Уже сейчас организаторы работают в этом направлении. На Гербере-2017 побывала делегация из Санкт-Петербурга. В рамках визита было подписано соглашение о сотрудничестве, согласно которому в 2018 году площадка Гербера появится в северной столице России.

А что касается Москвы, в этом году в саду Эрмитаж Гербер пройдёт уже в третий раз.

Дни Удмуртии в Москве

Надо понимать, что Гербер в Москве имеет совершенно другой формат, отличный от республиканского а, - продолжает Лариса Николаевна. - Это, прежде всего, презентационная площадка социально-экономического развития региона, обрамлённая национальными традициями. Здесь будут представлены наши ведущие предприятия, организована -ярмарка фермерской продукции. Будет работать площадка-презентация туристических возможностей региона, где желающие смогут сразу приобрести интересные для них туры.

Конечно, зрители и гости смогут познакомиться с удмуртской культурой, приобрести самобытные сувениры, принять участие в мастер-классах по их изготовлению. Для детей будет работать площадка Тол Бабая. Будет организована и отдельная площадка московского землячества удмуртов.

Впервые в этом году организаторы планируют выйти на новый уровень, привлекая к участию в е новых людей. Именно поэтому в рамках Гербера будет организован шахматный турнир с сеансом одновременной игры с гроссмейстером, специальным гостем которого станет режиссёр Станислав Говорухин.

Также впервые создан сайт Гербера, где представлена подробная программа а. Там же желающие могли зарегистрироваться для участия в мероприятии в качестве волонтёров.

Шахматный турнир и известные гости привлекут на площадку Гербера людей разных интересов. Приняв участие в интересующих их х, они увидят и остальные площадки, которые, как мы надеемся, им тоже очень понравятся. Надеемся, что возникнут и новые совместные проекты, - уверена Лариса Буранова.

«Этномир» и «Этнодеревня»

Тема презентации социально-экономических и туристических возможностей Удмуртии будет основной и в проекте «Этномир» Калужской области, где республика получит отдельную площадку. Концепция этого проекта находится в разработке. «Этномир» посещают тысячи человек, там проходят различные ы и семинары, а потому Удмуртии очень интересно участие в этом проекте. Единственное условие, которое необходимо будет соблюсти, - отказаться от презентации оборонно-промышленного и оружейного кластера, так как концепция «Этномира» основана на демонстрации исключительно мирных производств.

«Этнодеревню», которая будет организована непосредственно в Удмуртии, можно назвать второй частью этого проекта. В разработке её концепции большое участие приняли национально-культурные объединения республики.

Уже сейчас можно сказать, что это будет -проект. Сегодня нам необходимо найти точки соприкосновения этнического и -проектов, потому что 25 ресторанов на одном пятачке - это не экономическая , а значит, не долговечная, - считает и. о. министра национальной политики.

К сожалению, пока рано говорить и о туристической истории проекта, так как туриндустрия - это отдельная отрасль со своими законами и механизмами, которые ещё недостаточно увязываются с проектом. При этом в республике сложилась действительно уникальная ситуация, когда национальные традиции перешагнули порог современности, став её полноценной частью, а не оставшись лубочными картинками в ных фондах. И именно это привлекает туристов, заставляя их возвращаться в Удмуртию вновь и вновь.

Из действующих туристических проектов хочется отметить Усадьбу Тол Бабая. Эксперты из туриндустрии, побывавшие там в прошлом году, были приятно удивлены и посещаемости, и организации работы. Сейчас наша задача вы на «туристические рельсы» и наши ключевые - Гербер и Пельменный , - отметила Лариса Николаевна.

Центр удмуртской культуры

Помочь в решении этой задачи может и создание Центра удмуртской культуры, который, в том числе, должен стать неким ресурсным центром, проектным офисом.

Мне видится этот центр и как центр удмуртской культуры, и как площадка с конференц-залом и галереей, где общественные организации смогут проводить круглые столы, семинары и диспуты. Таких площадок в е катастрофически не хватает. Кроме того, сейчас в е очень много креативной удмуртской молодёжи, которые не делят мир на удмуртский и остальной. И им тоже нужно помочь, дать пространство и возможности для творчества, - говорит Лариса Буранова. - Кроме того, было бы не плохо организовать в центре а кафе с национальной удмуртской кухней, площадки для проведения мастер-классов по традиционным видам удмуртских ремёсел. Таким образом, сложилась бы целостная : в е есть Русский дом, территория Армянской церкви, мечеть, аккумулирующая мусульманское со , и Центр удмуртской культуры. Традиции многонациональной Удмуртии получили бы дальнейшее развитие и выразились в новых проектах и х, интересных жителям региона и привлекающих гостей из соседних областей.

Место проведения: Москва , сад «Эрмитаж»

Начало в 10.00.

Блюда из печи, древние обряды, этнокостюмы и народные гулянья.

Уникальный калейдоскоп национальных культур, музыки, песен, танцев, костюмов удмуртского народа смогут увидеть жители Москвы и гости столицы.

Удмурты - финно-угорский народ в России, бережно храняющий свою самобытность, традиции и язык.

Праздник «Гербер» (в переводе означает «после плуга») проводится после посевной. Считается, чем ярче и интереснее проходит этот день, тем богаче урожай. Организаторы мероприятия подготовили для гостей познавательно-развлекательную игру-квест «Узнай Удмуртию», в которой в течение всего дня праздника, с 10.00 до 21.00, можно будет принять участие.

«Попробуй Удмуртию». С пылу, с жару из настоящей печи удмуртские хозяюшки будут угощать легендарными перепечами. Нерушимое правило старинного рецепта - приготовление в печи. Отсюда и название – перепечи, «перед печкой». Начинки самые разнообразные. Туристы называют блюдо «пиццей по-удмуртски».

«Прикоснись к Удмуртии». Мастерицы обучат ткацкому ремеслу и помогут в общенародном плетении Пояса Дружбы. В традиции удмуртов ткачество сравнивалось с актом сотворения мира. Переплетение нитей считалось символом поддержания гармонии во Вселенной. Поэтому к этому процессу до сих пор подходят серьезно, выбирая благоприятные дни календаря.

Также пройдут мастер-классы по изготовлению кукол-закруток, соломоплетению, изготовлению поделок из бересты.

Свои изделия этнической тематики на модном дефиле представят молодые дизайнеры. Особый колорит и настроение создают хозяева праздника в национальных костюмах. В каждом районе Удмуртии свои особенности одежды.

«Удмуртский разговорный». За 30 минут постичь азы языка. По данным последней переписи, на удмуртском языке в России говорят 324 тысячи человек. В алфавите 38 букв. Преподаватели-лингвисты проведут запоминающиеся уроки. К примеру, на лекции можно будет узнать такие необычные слова, как ШУРДОН (чувство, когда появляются "бабочки в животе"). Аналогов в русском языке этому слову нет.

«Привет из Ижевска» можно будет передать родным и близким, отправив самые необычные открытки с дополненной реальностью, собственной фотографией и фантастическими рассказами.

«Познакомься с Удмуртией», а точнее с ее сказочными героями - Лопшо Педунь и Тол Бабай. Удмуртский Дед Мороз Тол Бабай - потомок удмуртских великанов полубогов-алангасаров расскажет, о том, как живется ему летом.

«Открой Удмуртию» - площадка соревнований по сбору спилс-карты Удмуртии. Во время празднования пройдут презентации-выставки туристических маршрутов по республике, будут работать выставочные стенды санаториев и домов отдыха. А главное, состоится розыгрыш туристического путешествия «Влюбись в Удмуртию».

June 21st, 2015 , 04:10 pm

В субботу прошел очередной массовый национальный праздник в Удмуртии - Гербер. Гербер переводится с удмуртского языка - "после плуга". Другими словами это праздник, связанный с окончанием весенних пахотных работ в полях. Сегодня мы посмотрим как празднуют этот красивый национальный праздник на его родине в Удмуртии.


Гербер официально в Удмуртии проводится с 1992 года. До главного республиканского праздника малые герберы проводятся еще на уровне деревень и районных центров Удмуртии. Главный же праздник выпадает на конец июня и собирает огромное количество людей со всей Удмуртии и даже России. Каждый год главный Гербер организовывают в разных местах Удмуртии. В этом году это Кезский район. От Ижевска до Кеза примерно 170 км. и я выехал с утра пораньше что бы застать начало праздника.

Прежде чем начать репортаж, хочу сделать небольшое отступление.
Я хоть и живу в Удмуртии с рождения, но с национальными традициями знаком плохо, т.к. мои родители не имеют удмуртских корней и приехали в Ижевск по советской системе распределения после учебы. По этому прошу простить меня за некоторые неточности.

1. Первая встреча с праздником меня ждала уже на въезде в п.Кез за несколько километров до основной площадки праздника. На въезде всех гостей встречают хозяева праздника в национальных одеждах, что задает соответствующее настроение:

3. Гербер празднуется в этом году в открытом поле у деревни Юски в нескольких километрах от п. Кез. Небольшой участок проходит по грунтовой дороге. Очень приятно было увидеть машину, которая поливала грунтовку водой. Тем самым предотвращая поднятие пыли:

4. Парковка для гостевых автомобилей тоже организована в открытом поле:

5. На праздник приехало огромное количество гостей:

6. Гербер чем-то напоминает татарский сабантуй, или наоборот. Но общее есть точно. Открытое поле с небольшим уклоном для лучшего обзора. Внизу уклона установлена главная сцена:

7. Я приехал как раз к открытию праздника:

9. Начало праздника напоминает демонстрацию или открытие олимпийских игр. Сначала мимо зрителей проходят небольшие группы представителей районов Удмуртии:

10. На первый взгляд это может показаться пафосно, но не нужно забывать, что именно деревня и село кормят всю Удмуртию:

11. Особый колорит создают национальные костюмы. Насколько я знаю, они в каждом районе имеют свои особенности:

13. Всех встречают и сопровождают аплодисментами:

14. Ижевская группа завершает представителей Удмуртии:

15. Не могу не отметить эту даму. Обратите внимание на маникюр, бижутерию и очки. Парик думаю и так хорошо видно. Мы ее еще встретим позже:

16. За Удмуртией идут представители других регионов где тоже проживают удмурты. Дело в том, что общее население удмуртов в РФ - 552 тыс. человек из них 410 проживают на территории Удмуртии, остальные в других субъектах. Самые многочисленные представленны на Гербере:

18. Ну и собственно замыкает колонну - Москва:

19. Тем временем на сцене начинается представление различных коллективов:

20. Звук неплохой, но прокатный. С ежегодным проведением таких масштабных праздников Удмуртии пора бы купить уже свой аппарат, а не "кормить" прокатчиков. Это во мне говорит внутренний голос человека, который непосредственно занимается профессиональным звуковым оборудованием в Ижевске :

21. Ну а мы продолжаем:

22. На сцене меняются артисты:

23. Все весело и задорно. Гостям очень нравится:

24. Рядом со сценой установлен приз победителю в конкурсе лучшего работника села. Кстати, такой же трактор я видел две недели назад у павильона Республики Беларусь на :

Вот он:

25. Давайте посмотрим чем развлекают гостей кроме сцены. По периметру всего поля можно найти массу развлечений как для взрослых, так и детей:

26. К примеру, МЧС России предлагает принять участие в конурсе:

27. Два участника должны на время одеть боевую экипировку и поразить цель струей из пожарного рукава:

28. Детям тоже есть чем заняться рядом с пожарной машиной:

29. Вообще для детей на Гербере сделано много. Различные аттракционы, игры:

30. Качели:

31. По всей территории Гербера стоят такие указатели. Правда на удмуртском языке, ведь праздник - удмуртский. Вообще, мне кажется, что я был единственным гостем на этом празднике, кто не владел удмуртским языком, и это мне совершенно не мешало:

32. Для взрослых тоже было предусмотренно не мало развлечений:

34. Национальная удмуртская забава - кто дальше кинет огромное бревно. Скажу вам - впечатляет. Кидают в среднем на 4-5 метров:

35. Обучение игры на специальном свистке-свирели:

36. Ткацкие мастера:

В субботу прошел очередной массовый национальный праздник в Удмуртии - Гербер. Гербер переводится с удмуртского языка - "после плуга". Другими словами это праздник, связанный с окончанием весенних пахотных работ в полях. Сегодня мы посмотрим как празднуют этот красивый национальный праздник на его родине в Удмуртии.


Гербер официально в Удмуртии проводится с 1992 года. До главного республиканского праздника малые герберы проводятся еще на уровне деревень и районных центров Удмуртии. Главный же праздник выпадает на конец июня и собирает огромное количество людей со всей Удмуртии и даже России. Каждый год главный Гербер организовывают в разных местах Удмуртии. В этом году это Кезский район. От Ижевска до Кеза примерно 170 км. и я выехал с утра пораньше что бы застать начало праздника.

Прежде чем начать репортаж, хочу сделать небольшое отступление.
Я хоть и живу в Удмуртии с рождения, но с национальными традициями знаком плохо, т.к. мои родители не имеют удмуртских корней и приехали в Ижевск по советской системе распределения после учебы. По этому прошу простить меня за некоторые неточности.

1. Первая встреча с праздником меня ждала уже на въезде в п.Кез за несколько километров до основной площадки праздника. На въезде всех гостей встречают хозяева праздника в национальных одеждах, что задает соответствующее настроение:

3. Гербер празднуется в этом году в открытом поле у деревни Юски в нескольких километрах от п. Кез. Небольшой участок проходит по грунтовой дороге. Очень приятно было увидеть машину, которая поливала грунтовку водой. Тем самым предотвращая поднятие пыли:

4. Парковка для гостевых автомобилей тоже организована в открытом поле:

5. На праздник приехало огромное количество гостей:

6. Гербер чем-то напоминает татарский сабантуй, или наоборот. Но общее есть точно. Открытое поле с небольшим уклоном для лучшего обзора. Внизу уклона установлена главная сцена:

7. Я приехал как раз к открытию праздника:

9. Начало праздника напоминает демонстрацию или открытие олимпийских игр. Сначала мимо зрителей проходят небольшие группы представителей районов Удмуртии:

10. На первый взгляд это может показаться пафосно, но не нужно забывать, что именно деревня и село кормят всю Удмуртию:

11. Особый колорит создают национальные костюмы. Насколько я знаю, они в каждом районе имеют свои особенности:

13. Всех встречают и сопровождают аплодисментами:

14. Ижевская группа завершает представителей Удмуртии:

15. Не могу не отметить эту даму. Обратите внимание на маникюр, бижутерию и очки. Парик думаю и так хорошо видно. Мы ее еще встретим позже:

16. За Удмуртией идут представители других регионов где тоже проживают удмурты. Дело в том, что общее население удмуртов в РФ - 552 тыс. человек из них 410 тыс. проживают на территории Удмуртии, остальные в других субъектах. Самые многочисленные представлены на Гербере:

18. Ну и собственно замыкает колонну - Москва:

19. Тем временем на сцене начинается представление различных коллективов:

20. Звук неплохой, но прокатный. С ежегодным проведением таких масштабных праздников Удмуртии пора бы купить уже свой аппарат, а не "кормить" прокатчиков. Это во мне говорит внутренний голос человека, который непосредственно занимается профессиональным звуковым оборудованием в Ижевске :

21. Ну а мы продолжаем:

22. На сцене меняются артисты:

23. Все весело и задорно. Гостям очень нравится:

24. Рядом со сценой установлен приз победителю в конкурсе лучшего работника села. Кстати, такой же трактор я видел две недели назад у на :

Вот он:

25. Давайте посмотрим чем развлекают гостей кроме сцены. По периметру всего поля можно найти массу развлечений как для взрослых, так и детей:

26. К примеру, МЧС России предлагает принять участие в конурсе:

27. Два участника должны на время одеть боевую экипировку и поразить цель струей из пожарного рукава:

28. Детям тоже есть чем заняться рядом с пожарной машиной:

29. Вообще для детей на Гербере сделано много. Различные аттракционы, игры:

30. Качели:

31. По всей территории Гербера стоят такие указатели. Правда на удмуртском языке, ведь праздник - удмуртский. Вообще, мне кажется, что я был единственным гостем на этом празднике, кто не владел удмуртским языком, и это мне совершенно не мешало:

32. Для взрослых тоже было предусмотрено не мало развлечений:

34. Национальная удмуртская забава - кто дальше кинет огромное бревно. Скажу вам - впечатляет. Кидают в среднем на 4-5 метров:

35. Обучение игры на специальном свистке-свирели:

36. Ткацкие мастера:

37. Художники напомнили мне :

38. Мастер-классы по национальным удмуртским танцам:

39. Много предлагается сувениров, сделанных своими руками. Это вам ни какой-то там Китай, как продается везде в мире:

41. Зашли перекусить:

42. А вот и наша знакомая, дает интервью прессе:

43. Кормят кашей, приготовленной на костре старинным удмуртским способом:

44. А это тангыра. Древний удмуртский ударный инструмент, с помощью которого предки современных удмуртов созывали народ на праздник или военный поход:

45. В целом, сама организация праздника, лично мне, понравилась. Очень все удобно, понятно и доступно:

46. Стоит добавить, что Гербер 2015 сопровождался сильной жарой. Температура к обеду поднялась до 35 градусов:

47. Людям совершенно не помешало провести с удовольствием этот субботний день:

48. Пожалуй, этим кадром закончу репортаж, т.к., по моему мнению, он полностью передает атмосферу праздника Гербер:

На этом все!

Подписаться на обновления этого ЖЖ . Обещаю много интересных путешествий!

Другие мои путешествия, планы, мысли и фоторепортажи.

Диана Чайникова

Национальный удмуртский праздник Гербер когда-то отмечался в каждом уголке Удмуртии. С 1992 года он приобрел статус общереспубликанского, на который съезжаются не только жители региона, но и гости из соседних областей, и со всей страны.

Праздник происходит из разных узколокальных традиций удмуртов, рассказала ИА «Удмуртия» заместитель директора по учебной работе института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ Галина Глухова. Если у северных удмуртов это Гербер, то у южных - это Гершид. У южных удмуртов он длился несколько дней - почти неделю, и каждый день посвящался молению какому-то божеству, а у северных он объединен с сенокосом, и празднование проходило в течение одного дня. Красиво и нарядно одетые удмурты выходили на луга с косой. Выбирали человека, «легкого на руку», у которого все спорилось, и он начинал покос. Косили совсем чуть-чуть, и потом начиналась общая трапеза.


udmdunne.ru

Как зародился Гербер и когда его праздновали

По словам доктора исторических наук, профессора Алексея Загребина испокон веков жители Удмуртии были охотниками, и переход к земледелию проходил через заимствование действий и лексики у соседей.

«Если заглянуть в земледельческую лексику, то она очень сложная по своему составу. Там есть и иранские компоненты (все, что связано с конем - прим.ред. ), славянские, потому что многие земледельческие технологии были заимствованы от славян, тюркские компоненты, связанные с рядом сельскохозяйственных орудий, таких, как сабан (плуг - прим.ред. ). Отсюда и Сабантуй у татар. Это говорит о том, что мы все время были открыты друг другу и перенимали разные особенности культуры, но в то же время у каждого оставалось что-то индивидуальное. И удмуртский Гербер стал именно национальным праздником с момента формирования этнического самосознания», - пояснил Алексей Загребин.

По его словам, Гербер зародился в XIX веке, как праздник завершения посевных работ. Галина Глухова также отмечает, что Гербер - это возможность обратиться к богу, поблагодарив за удачно проведенные земледельческие работы, и попросить хорошего урожая.

Почему до Гербера не рвали цветы

«Раньше Гербер исчисляли не по календарю, а на местах, ориентируясь на погоду, звезды, состояние травы и т. д. Сегодня его отмечают 12 июля, а раньше он мог пройти и в другой день, временные рамки были очень зыбкими», - рассказывает Галина Глухова.

По ее словам, его праздновали примерно после второй недели Инвожо - летнего солнцестояния.

До Гербера удмурты не ломали ветки в лесу, не рвали листьев, ягод со времени, когда набухают почки и до самого Гербера. Они заранее заготавливали дрова, чтобы хватило с мая по конец июня.

«Потому что в это время спускалась с небес Инвожо-мумы (повелительница небесной влаги в традиционной системе мировидения удмуртов - прим. ред.) и поселялась именно в траве, чтобы она наполнялась соком, и как раз до Гербера и до выхода на сенокос к ней нельзя было притрагиваться», - пояснила заместитель директора по учебной работе института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ.

Зачем в первую борозду «бросали яйца»

Фото: Андрей Краснов © vk.com

В день празднования Гербера удмурты наряжались в свои самые праздничные одежды, готовили национальную выпечку и с надеждой на будущее выходили в поле.

По словам Алексея Загребина, языческие моления посвящались радости и предвкушению большого урожая.

«Поэтому, когда пахали, в первую борозду бросали яйца, чтобы уродилось такое же большое зерно. Все было направлено на увеличение плодородия земли», - рассказал он.

Галина Глухова уточнила, что подношение богу, закапываемое в первой борозде, могло включать в себя не только яйца, но и хлеб с выпечкой.

Обрядовая каша - из чего её варили и что она символизировала


web-kapiche.ru

По рассказам Галины Глуховой, вначале взрослые жители удмуртской деревни выбирали жертвенного барашка. Для подходящего устраивали испытание: бросали животное в воду, и, если оно после купания встряхивалось, считалось, что жертва принята богом. Резали, варили в котле, и на этом бульоне делали кашу из ячменя.

«Каждая крупинка - есть производное зерна. Каша - собранное воедино желание большого урожая», - пояснил Алексей Загребин глубинный смысл традиционного блюда.

С собой на праздничную трапезу приносили выпечку и караваи хлеба. Перед принятием пищи обязательно все яства освещали. Кумышка (удмуртский самогон - прим. ред.), алкогольный напиток на Гербере, по словам Галины Глуховой, появился в более позднее время. До этого женщины варили праздничный сур (пиво).


Фото: Григорий Фомин © https://сайт

Молодые жены надевали на себя все имеющиеся нарядные платья, юбки и головные уборы

В некоторых районах Удмуртии молодая жена, выходя в первый раз на сенокос (Гербер) после замужества, надевала на себя все наряды, в том числе и все имеющиеся головные уборы, довольно тяжелые даже по отдельности.

«Это показывает, насколько тяжела и нелегка судьба женщины и матери», - пояснила Галина Глухова.

Зачем молодых жен бросали в реку, и кто их спасал

«Пока сидели трапезничали, молодых женщин, которые вышли в этом году замуж, будто ненароком кидали в реку, и муж должен был свою жену спасти, после чего спасенная одаривала подарками всех присутствующих», - рассказала Галина Глухова.

По ее словам, сегодня кидание молодух в воду воспринимается, как забава, но действо имело сакральный ритуальный подтекст:

«Раньше свадьбу играли не только ради того, чтобы, как сейчас говорят, соединились два любящих сердца. Сейчас жених и невеста пляшут вместе с гостями, а раньше новобрачные во время празднования должны были молчать, потому что в этом обряде происходил переход в другой статус - в статус жены и мужа. В период перехода они считались временно умершими. Фата не только от сглаза защищала. Считалось, что девушка в этот момент безликая, бессемейная, временно умершая личность».

Галина Глухова пояснила, что со дня свадьбы молодая удмуртская девушка считалась чужой для своей семьи:

«Во время купания невесты происходило, с одной стороны, очищение от теперь чужой семьи и принятие в новую семью. После спасения мужем считалось, что она теперь принята в его семью».

Она добавила, что в воду молодух бросали не повсеместно. К примеру, в Малопургинском районе молодую женщину привязывали к дереву, и кто-то из новых родственников расспрашивал ее, как она будет называть свекровь, свекра и других родственников своей семьи. Если она не хотела отвечать или отвечала неправильно, веревку затягивали потуже и повторяли вопрос.

На Гербере тихо пели и водили хороводы

Алексей Загребин ассоциирует Гербер с таинственным элементом ожидания: «а как бог воспримет наш труд».

«Отсюда все песни и действа, которые исполнялись тихо, с наименьшим шумом и с неким благоговейным страхом: как бы не спугнуть», - рассказал он.

Галина Глухова разъяснила, что удмуртам не свойственно громкое песнопение. В некоторых локациях женщины напевали мелодии с междометиями, в других исполнялись лиричные песни. Пение с надрывом и изменением тональности скорее свойственно исполнителям русских народных композиций.

Как удмуртские девушки доказывали готовность стать невестой

Еще одна традиция Гербера - так называемая свадьба поля. Проходила она на ржаном поле, вблизи водоема. В некоторых районах это была имитация настоящего соединения девушки и юноши, которых наряжали, как молодую пару.

«Основная идея обряда - девушки показывают свое совершеннолетие, свою готовность стать невестой. Когда жениха с невестой наряжали, тем самым им давали возможность в дальнейшем устроить свою семью», - пояснила Галина Глухова.

По ее рассказу, празднично одетые «жених и невеста» с молодыми «гостями» пели, взявшись за руки, хороводные песни. Затем возвращались в деревню, где шли, не расцепляя рук, во всю ширину улицы, и взрослое население выходило и угощало их.

Молодые девушки показывали свое умение петь, плясать, вести себя в коллективе, готовить, ведь перед Гербером они тоже готовили стряпню, сур.

«В свадьбе поля принимали участие только те, кто прошел через обряд совершеннолетия, в основном девушки примерно с 15 лет. Причем засидевшихся в девичестве на игрища и посиделки не принимали», - добавила сотрудник УдГУ.

После променада по улице в конце деревни они устраивали обрядовые игры, которые сегодня воспринимаются как детские (например, «колечко»), и хороводные танцы.

Алексей Загребин толкует обряд свадьбы поля как встречу земледельца с полем:

«Это соединение труда, ума, воли и желания человека и плодородной земли. Невеста - мать-земля, женское начало, а земледелец - это мужчина».


Фото: Михаил Шустов © https://сайт

Гербер сегодня

Доктор исторических наук, профессор Алексей Загребин пояснил, что в 21 веке Гербер перерос в форму национального праздника, который стал интересен окружающему миру.

На празднике москвичам и гостям столицы свадебные обряды Удмуртии, мастер-классы по рукоделию и ремесленничеству, национальные блюда и многое другое.

Помимо национального колорита гости смогут и с промышленным, инвестиционным потенциалом Удмуртии: зрители гонку дронов и последние наработки предпринимателей республики.