Занятие по фэмп в подг гр. Конспект нод по фэмп в подготовительной группе путешествие по стране математика

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе

Выполнила: воспитатель Шишкина Юлия Александровна

Образовательные области: "Познание", "Социализация", "Коммуникация", "Здоровье".

Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

Закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа;

Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года,

Закрепить умение ориентироваться на плоскости.

Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.

Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания,

Развивать смекалку, зрительную память, воображение, мелкую моторику рук.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Речевые:

Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, рассуждать, доказывать.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе.

Предварительная работа с детьми :

Отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия

Методические приёмы:

Игровой: использование сюрпризных моментов.

Наглядный: использование карточек, экран.

Словесный: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Поощрение, анализ занятия.

Оборудование : компьютер, цифры, тетради, счётные палочки, мяч.

Демонстрационный материал : карточки с изображением фигур из счетных палочек.

Раздаточный материал : математические наборы, тетради, карандаши, счетные палочки, геометрические фигуры.

Ход занятия:

I - Ребятки, к нам на занятие пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их. На занятии постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. А теперь красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая. Занятие начнем со стихотворения.

Чтоб врачом, моряком

Или лётчиком стать.

Надо, прежде всего

Математику знать.

И на свете нет профессий,

Вы заметьте-ка,

Где бы вам не пригодилась

Математика!

- «Ребята, как вы думаете, а какое у нас сейчас будет занятие? Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в космос на планету Математики. Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь»

- «А на чем мы с вами отправимся? Перед вами листок бумаги, а на ней цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем, на чем мы с вами полетим». - «Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось?» (Ракета)

II – Но, чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно нажать нужные кнопки от 1 до 10.

Игра с мячом «Назови число» Воспитатель спрашивает: - Какое число называется предыдущим (то, которое стоит перед названным) и какое последующим? (то, которое стоит после названного). Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально : - «Я буду бросать мяч и называть число, вы, бросая, мне мяч обратно, будете называть предыдущее и последующее числа».

Молодцы. Справились с заданием, а теперь займите свои места, приготовьте пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Луно, луно, луноход

Отправляется в полет.

На старт, внимание, зажигание

10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0

Взлет!

III – « Мы полетели (слайд №1). А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, я загадаю вам загадки. Слушайте внимательно:

1) Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели:

8 румяных, наливных,

1 с кислинкой.

Сколько их?(8)

2) На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны.

Сколько ворон?(2)

3) Мурка кошка-мышеловка

Съела трех мышей в кладовке,

И сейчас к норе подкралась.

Цап! Еще одна попалась,

Вот так Мурка! Сколько ей

Удалось поймать мышей. (4)

4) Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело

Сколько всех их прилетело? (7)

5) С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат вослед за ней:

«Не забудь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало? (3)

6) Я сегодня ночью встала,

Звёзды все пересчитала:

Три- на окошке,

Две- на перинке,

Одна в колпачке

На зеленом сундучке.

Я считала, я трудилась,

Но потом со счета сбилась.

Помогите мне опять

7) Загадали нам загадку,

Сосчитаем по порядку:

2 звезды и 3 кометы

В космосе гуляют где-то

Кто поможет отгадать, что за цифра это? (5)

IV- « Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели. (слайд №2) Как вы думаете, чем больше всего любят заниматься жители на планете Математики (решать задачи и выполнять математические задания). Посмотрите, здесь для нас приготовили задания, внимание на экран.

1 задание: «Что лишнее и почему?» (слайд №3-6)

    все цифры и одна буква и наоборот;

    все четырёхугольники и один пятиугольник;

    все фигуры зеленые, одна красная;

Если ответ правильный, лишняя картинка исчезнет. Главное! Не забудьте доказать, почему именно эта картинка лишняя.

Зарядка для глаз.

Солнышко с тучками в прятки играло,(закрыть, открыть глаза)

Солнышко тучки - летучки считало.

Серые тучки направо,

Черные тучки налево,

Легких – две штучки, (глаза наверх)

Тяжелых – три штучки, (глаза вниз)

Тучки попрощались, тучек не стало, (закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе вовсю засияло. (широко открыть глаза)

2 задание: «Найди и покажи 5 треугольников и 1 четырехугольник»

(слайд №7)

3 задание: «Математический диктант ». (слайд № 8)

Под диктовку указаний дети раскладывают геометрические фигуры в разные части листа.

В верхнем правом углу прямоугольник

В левом верхнем углу квадрат

В правом нижнем углу овал

В левом нижнем углу треугольник

А посередине круг

После выполнения задания дети проверяют правильность его выполнения, проговаривая каждое действие.

Молодцы! А сейчас мы немного отдохнём.

ФИЗМИНУТКА.

(Исходное положение: стоя врассыпную)

Раз, два – стоит ракета.

(поднять руки через стороны вверх, ладони соединить над головой)

Три, четыре – самолёт.

(руки в стороны, слегка покачать прямыми руками)

Раз, два – хлопок в ладоши. (хлопаем в ладоши)

А потом на каждый счёт: (шагаем на месте)

Руки выше, плечи шире, (руки вверх-вниз)

Раз, два, три, четыре - (хлопаем в ладоши)

И на месте походили. (шагаем на месте)

Как пружинки все присели

И на место разом сели.

4 задание «Назови задуманное число» (слайд № 9)

У каждого из вас свой набор цифр. Я задаю вопрос, вы думаете, ответ показываете цифрой.

    Это число больше 5 на 1

    Это число меньше 7 на 1

    Это число стоит между цифрами 6 и 8

    Соседи этого числа цифры 1 и 3

5 задание «Запомни и сделай» (счетные палочки).

Воспитатель поочередно показывает карточки с изображением фигурок из счетных палочек. Дети считают, сколько потребуется палочек. Затем рисунок убирается, дети по памяти воспроизводят фигуру.

V – Все задания выполнены, а теперь пора нам возвращаться домой. Но чтобы лететь назад, нам нужно найти другие кнопки.

Игра «ОТГАДАЙ КОД»

Я возьму молоточек, а вам надо сосчитать, сколько раз он ударит и назвать цифру. Педагог ударяет молоточком, при этом дети называют цифру и по очереди выставляют цифры на столе: 3 5 9 1 8 6 .

Молодцы!

Говорим наш волшебный код и отправляемся в космос - 3 5 9 1 8 6 !

Пуск! Полетели!

VI « А пока мы с вами летим - небольшая «Умственная разминка»

Какое сейчас время года? А месяц?

Сколько дней в неделе? (семь)

Назовите их.

Сегодня вторник, а завтра?

Какие арифметические знаки вы знаете?

Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?

Если стол выше стула, то стул…?

Если дорога шире тропинки, то тропинка?

Если сестра старше брата, то брат…?

VII.- Подведение итогов.

Мы приземлились! Дети, вам понравилось наше путешествие?

Что мы делали? Что больше всего понравилось?

Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось выполнить все задания. Спасибо! Давайте себе похлопаем. Мы молодцы!

ЛИТЕРАТУРА

1. «Подготовительная к школе группа в детском саду». (книга для воспитателей, Москва, «Просвещение», 2001 г.

2. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва, 2004 г.

3. Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.В. И учёба, и игра: Математика. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

4. Белоусова Л.Е. Ура я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРОГРЕСС», 2004

Структурное подразделение МОУ «СОШ №82»

Октябрьского района г. Саратова

«Детский сад «Совенок»

Конспект НОД

по ФЭМП

Тема: «Путешествие на планету Математика»

Подготовительная группа

Составил воспитатель:

Шишкина Юлия Александровна

г. Саратов 2018 год

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, математика, Подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБОУ «Кормовищенская СОШ» структурное подразделение «детский сад п. Ломовка»
Месторасположение: Пермский край Лысьвенский район поселок Ломовка

Интегрированное занятие в подготовительной группе.

Тема: «Задание от мудрой совы».

Цель: закрепить ранее полученные знания.

Задачи: упражнять в умении решать примеры на сложение и вычитание в приделах 10 и «читать» их. Закрепить знания о перелетных птицах. Упражнять в устном счете (в прямом и обратном) в пределах 10, умение делить прямоугольник, круг, треугольник на 2, 4 равные части. Развивать речь, логическое мышление, внимание, зрительную память. Воспитывать доброту, отзывчивость, терпение, интерес к учебной деятельности.

Пособия: карточки с заданием, изображение перелетных птиц и совы, прстые карандаши, ножницы, на каждого ребенка прямоугольник, треугольник, круг.

        1. Организационный момент.

— Солнышко,солнышко,золотое донышко (Дети идут по кругу)

— Побежал в саду ручей (бегут по кругу

— Прилетели 100 грачей.

— А сугробы тают, тают (присесть)

— А цветочки расцветаю,

— Подросли и потянулись (тянутся вверх)

— И друг другу улыбнулись (улыбаются)

        1. Основной этап.

Дети садятся за столы.

— Сегодня, ребята, у нас на занятие гость, вернее гостья. Вы сразу ее назовете есль внимательно послушаете загадку:

Кто на дереве сит.

Зорко с высоты глядит,

Так подвижна голова.

Это мудрая ….. (сова).

— Да, это, ребята, мудрая сова. Кого еще можно назвать мудрым? (ответы детей). Сова принесла с собой задания. Как вы думаете зачем?

Задание № 1.

«Что лишнее?» (дети находят на карточке «лишний» предмет, раскрашивают его и объясняют почему).

Задание №2.

«Из какого гнезда вылетела птица?»

5 - 3 -2 журавль.

5 - 2 -3скворец.

1 + 3 -4 ласточка.

2 + 3 -5 соловей.

7 - 1 -6 утка.

6 + 1 -7 Трясогузка (кукушка).

(На доске изображены гнезда птиц, на них примеры без ответов. Рядом изображени птиц с ответами на примеры.)

— Какая это птица?

— Проведи «дорожку» к ее гнезду?

— Почему ты думаешь, что это ее гнездо?

(Дети решают примеры и находят гнезда всех птиц).

— Почему кукушка осталась без гнезда?

ФИЗМИНУТКА.

Задание №3.

«Раздели правильно».

— Назовите геометрические фигуры, которые вы видите на столах.

— Вспомните как правильно обращаться с ножницами. (дети вспоминают и проговариваю правило)

— Теперь внимательно послушайте задание: прямоугольник делим на 4 равные части. Треугольник и круг- пополам. (дети выполняют задание)

— На сколько частей разделили прямоугольник?

— Покажите одну четвертую часть прямоугольника.

— На сколько частей поделили прямоугольник?

— Покажите одну вторую часть треугольника.

— Что про них можно сказать?

— На сколько частей разделили круг?

— Покажите одну вторую часть круга.

Покажите половину круга.

— Какие они?

ФИЗМИНУТКА.

Задание №4.

«Построй дом для скворца».

— Как называется дом скворца?

— Соберите из разрезанных вами геометрических фигур скворечник. (дети конструируют скворечник из ранее разрезанных геометрических фигур)

Задание №5.

«Повесь скворечник на дерево».

— Ваши скворечники готовы.

— Где можно повесить скворечники?

— Как туда забраться?

— На нашей лестнице 10 ступенек. Будем подниматься и считать их. (счет от 1 до 10)

— Скворечники повесили. Спускаемся и считаем. (счет от 10 до 1)

        1. Итог. Рефлексия.

— Ребята все задания мудрой совы мы выполнили. Расскажите сове, какое задание было самым интересным. (трудным)

Какое задание было легко выполнять. (трудно выполнять)

МДОУ д/сад № 30 «Сказка»

г. Вольск

Конспект занятия по ФЭМП

Воспитатель: Клюева Т.Б

Программные задачи:

1. Закрепить знания о количественном и порядковом счете.

2. Упражнять детей в составлении изображений предметов из геометрических фигур (Игра «Танграм»).

3. Уточнить знания детей о временных понятиях: названия зимних месяцев, их последовательность. Закрепить умение определять время по часам (ровно час)

4. Совершенствовать знания о последующем и предыдущем числе.

5. Упражнять в работе с таблицами, развивать логическое мышление: умение объединять предметы в группы по общим признакам.

6. Развивать зрительно-моторную координацию, моторику рук.

7. Активизация словаря словами: зимние месяцы; декабрь, январь, февраль; названия геометрических фигур.

8. Воспитывать организованность, сосредоточенность, интерес к познавательной деятельности.

9. Индивидуальная работа: с Леной М., Сашей В., закрепить знания о математических знаках: +, -, =.

Демонстрационный материал: 1) Картины: а) Снеговики,

б) Елочки.

2) Модель часов.

3) Таблицы.

Раздаточный материал: Наборы геометрических фигур, таблицы, игра «Танграм», «бусы», знаки «+», «-», снеговик, тарелка с манкой на каждого ребенка.

Предшествующие работы : Чтение сказки «12 месяцев».

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, я вам расскажу одну историю. Было это в то время,

когда.. Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица - Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом - Все покрыла серебром.

Когда это бывает? - (Зимой)

А что это «три белых коня»?

Дети: Зимние месяцы - декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: И было это в тот месяц, который зиму открывает, а год закрывает. Как он называется?

Дети: Декабрь.

Воспитатель: Правильно. Он последний месяц в году, но первый месяц зимы. Сколько месяцев в году?

Воспитатель: Какой по счету декабрь?

Дети: Двенадцатый.

Воспитатель: А январь? Февраль?

Жили-были снеговики (картинка)

Сколько их? (8)

Однажды прилетела к ним ворона и спрашивает: «Вы братья-близнецы?» А снеговики ответили, что они все разные и совсем не похожи друг на друга. И начали они спорить: искать признаки сходства и отличия. Ребята, помогите разрешить их спор. Чем отличаются снеговики друг от друга?

Дети: Они отличаются размером, количеством пуговиц, цветом шапки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему ворона решила, что они близнецы? Есть ли у них признаки сходства?

Дети: Они сделаны из круглых комов, из снега, есть глаза, нос, рот, шапки одинаковой формы.

Воспитатель: Так кто же был прав - снеговики или ворона?

Дети: Никто. У них есть признаки сходства и признаки отличия.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А у вас на столе лежат наборы геометрических фигур, их много; а есть среди них одинаковые?

Предлагаю внимательно посмотреть на карточку; запомнить - какие 2 признака будут объединять геометрические фигуры и разложить их по клеточкам. (Работа с раздаточным материалом)

Почему ты так разложил? Какие признаки объединяют эти фигуры?

На что ты не обращаешь внимания? (По ходу работы)

На стене изображены геометрические фигуры и сейчас мы поиграем в игру «Покатай орех во рту». Правила: орех катится в ту сторону, куда смотрят глаза, голова неподвижна.

Воспитатель: А ведь дело было в декабре. Вспомнили снеговики, что скоро праздник - Новый год.

Пошли снеговики в лес за елкой, а снега много намело. Нарисуйте им дорожки, чтобы они быстрее попали в лес.

Указания: начертите первую линию от середины к краям листа, а вторую от края листа - к середине, (двумя карандашами одновременно)

Воспитатель: Шли снеговики, шли и, наконец, показались елки.

А снеговикам больше всего понравилась елочка, которую забыл нарисовать художник.

Задание: Рисование елки в тарелке с манкой (пальцем).

Почему вы изобразили такую елку?

Сколько у нее веток с каждой стороны? Сколько всего веток у елки? Захотели снеговики украсить елку, да вот беда - игрушек у них нет.

а) Игра «Найди бусинки в песке» (На ощупь)

б) Игра «Подставь нужный знак»

Из разных цифр я сделала бусы А в тех местах, где цифр нет Поставьте минусы иль плюсы,

Чтоб нужный получить ответ.

Захотели звери увидеть эту елку и прибежали на полянку лиса и заяц. (Игра «Танграм»). (Работа с раздаточным материалом).

Физминутка:

Вставай, дружок, смелей в кружок.

Лепи скорее ты снежок.

Кати по снегу свой снежок Он превратится в толстый ком.

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла!

Закрыли глаза, представили какой снеговик у нас получился. Открыли глаза. (Пред ними снеговик)

Снеговик: Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, гости!

Как хорошо, что я к вам попал. И праздник уже закончился, а я все переживаю - правильно ли я выполнил поручение Деда Мороза. (Словесные логические задачи).

1. Вике и Кате надо было подарить краски и карандаши. Что надо подарить Кате, если Вика не любит рисовать красками? (Краски)

2. Мальчики живут в трехэтажном доме. Не на первом и не на третьем этаже. На каком этаже находится их квартира? (На втором)

Вот спасибо, успокоили меня, все я сделал правильно.

А вы, ребята, в этом году уже в школу пойдете? А на уроки опаздывать не будете?

Воспитатель: Нет, не будут. Наши дети дружат с будильником, который их вовремя разбудит; и про часы много знают (можно загадки дети загадывают другу). Вспомним виды часов. Игра: «Угадай, который час?»

Снеговик: Молодцы, ребята. Я предлагаю поиграть с моим снежком.

Правило: Я бросаю мяч и называю число; вы ловите и бросаете его мне обратно, называя последующее и предыдущее число.

Снеговик: Заигрался я с вами, совсем забыл - меня ведь ждут. До свидания, ребята, я, надеюсь, мы с вами еще встретимся.

Воспитатель: Вот и закончилась эта история. Она стала интересной благодаря вам, ведь вы выполнили много заданий, чтобы помочь снеговикам. Ой, а это что такое? (маленькие снеговики, но у них нет рта). Ребята, вспомните все задания, все ли у вас получилось?

Дорисуйте рот снеговику (Если у вас все получилось - нарисуйте улыбку, если вы немного затруднялись - рот без эмоций (полосочкой), а если многое не получилось - грустный рот).

Покажите, как вы сегодня потрудились. (Дети дорисовывают, объясняя свой выбор).

Предлагаю взять своих снеговиков на память об этой удивительной истории.

МДОУ д/с № 30 «Сказка»

г. Вольск

Занятие

в подготовительной к школе группе

по ФЭМП

участвуют

(взрослые и дети)

Тема:

«Математическая ярмарка»

Воспитатель: Клюева Т.Б

Программное содержание:

1. Закрепить умение детей составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание (по арифметическому действию, по схеме, по числовым данным). Продолжать формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

2. Развивать умение детей классифицировать геометрические фигуры, находить их по КОДу.

3. Продолжать воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни. Развивать у детей мыслительную активность, логическое мышление, речь, любознательность, память.

4. Активизация: умение правильно применять слова: осталось, всего, стало при составлении математических задач

5. Индивидуальная работа: с Ваней, Женей- развивать навыки самоконтроля.

Предшествующая работа:

Знакомство со структурой задачи; умение отличать её от рассказа, стихотворения, загадки- шутки и т.д.; чтение математической сказки «Как Нина учила брата решать задачи.»

Демонстрационный материал:

1. «карусель»

2. цифры до 10

Раздаточный материал

1. схемы, карточки с арифметическими действиями.

2. набор геометрических фигур.

3. карточки КОДы.

Место проведения:

Музыкальный зал.

ХОД ЗАНЯТИЯ

«Почему и отчего к нам пришло веселье,

Ведь уже не Новый год и не новоселье,

Но не зря нам сейчас Весело с друзьями;

Что у нас, что у нас?

Отгадайте сами...?»

Сегодня мы собрались, чтобы принять участие в математической ярмарке.

Участники: дети подготовительной группы детского сада № 30 «Сказка» и родители. Эти дети готовы участвовать в математической ярмарке, а родителей выберем жребием: у кого они тоже становятся участниками нашей ярмарки- прошу выйти.

И так участники определились. Сегодня вас ждут конкурсы, загадки, игры, забавы. Оценивать конкурсы будут гости знатные

Они будут внимательно следить за вами, а в конце сообщать нам о победителе

I Чтобы попасть на ярмарку, надо купить билеты, но они зашифрованы вот подсказка (геометрические фигуры; КОД,) звучит музыка, занавес открывается)

«Заходи честной народ,

Ярмарка веселая в гости вас зовет»

(Участники занимаются своими места)

II Разминка

«Отгадай загадку шутку, но всего лишь за минутку» (правильный ответ- очко)

1. Ты, да я - да мы с тобой. Сколько нас всего? (2)

2. Тройка лошадей пробежала 9 км. Сколько км. пробежала каждая лошадь? (по 9 км.)

3. Если курица стоит на двух ногах и весит 2 кг. То сколько она будет весить, если встанет на 1 ногу? (2кг.)

4. Может ли идти дождь 2 дня подряд? (нет)

5. Два числа- один и пять, «Быстро их сложить и ответ сказать.!» (6)

6. Пуд муки за 100 руб. продают. Сколько стоит 3х рублевая булочка? (3 рубля)

III (звучит музыка) «Карусель»- составление задач по схемам- картинкам. Дидактическая, игра «Найди пару»

Задание: встать парами, чтобы арифметическое действие соответствовало схеме- картинке.

(один ребенок из пары- составляет задачу; другой отвечает)

Взрослые (конкурс логиков)

Физминутка:

песня- танец.

Мама, пирогов бы поесть.

Да что ты, сынок, ни муки, ни маслица нет.

Ничего, мама, есть у меня денежки, пойду я на базар, да куплю мучки, маслица. Мужик:А ну, Жужжа, служи!

Дядя, вы по что собачку мучите?

Моя собака, что хочу, то и делаю.

А продайте её мне за 3 рубля.

Бери! (аналогично покупает кошку- за 1 рубль)

Мама- нету больше денег- то, чего есть- то станем?

Пойду я, мама, продам свой пиджак с карманами, обменяю на мучку.

(мужик змею мучает).

Почто вы змейку мучаете?

Не мучую, а запускаю.

Отдай мне её за пиджак с карманами.

Давай свой пиджак. Бери змейку, да вот эти бумажки в придачу, (мужик уходит)

А на что они мне?

Змея- Бери, Ваня, это ведь цифры.

(решение и составление задач по двум цифрам)

Дети составляют,- взрослые отвечают; взрослые составляют- дети отвечают.

V (под русскую музыку появляется коробейник с коробкой)

«Добрый день, гости званые и желанные!

Посмотрите, что я принес; есть прихитрые шутки, позабавиться от скуки.

Игрушки- славные, занятные и забавные!

Дёшёво продам- за правильный ответ отдам Решите задачу- придет удача!»

«А теперь, господа честные, покажите своё умение да задач решение.»

Задачи детям:

1. На дереве сидели птички. Когда прилетели еще 2, их стало 5. Сколько птиц сидело на дереве? (3)

2. Дети сделали закладки, 1 они подарили воспитателю, осталось - 3. сколько всего закладок сделали дети?

3. Мама вымыла 5 чашек, а Таня на 1 больше.

Сколько вымыла Таня?

Взрослые;

1. Косте 6 лет, а Мише- 4 года. Кто из них будет моложе через 3 года? (Миша)

2. У Тани - 2 сестры и 1 брат. У Славы 1 сестра и 2 брата.

По скольку детей в каждой семье? (по 4)

3. Одна майка сохнет на солнце 1 час; а в тени - 4 часа. Мама выстирала 5 маек своего сына. За сколько времени вы сохнет на солнце 5 маек (за 1 час)

«Ничего не продаю - за правильный ответ даю.»

(игра для тех участников, кому призы не достались)

«Скажи наоборот» детям»

1. Если дуб толще березы, от березы - то береза... (тоньше дуба)

2. Если днем светло, то ночью... (темно)

3. Если папа выше мамы; то мама... (ниже папы)

4. Если сегодня среда, то завтра... (четверг)

5. Днем я играл, а ночью... (спал)

6. Если вчера был вторник, то сегодня... (среда)

7. Если волк бежит быстро, то черепаха... (медленно)

8. Если папа вышел раньше из дома, то мама... (позже)

9. Если минута длиннее секунды, то секунда... (короче минуты)

10. Если число 6 четное, от 7... (нечетное)

Спасибо, коробейник, за подарки красивые, за задачи интересные. Да и нам пора возвращаться в детский сад, но сначала мы хотели бы услышать, что нам скажут уважаемые гости.

Итог : ребята, где мы побывали? Что интересного увидели? Чем занимались? Что запомнилось больше всего?

«Вот и день кончается,

Ярмарка закрывается!

До свиданья молодцы,

Красные девицы.

Ждем вас после пятницы,

В субботу, да в воскресеньице.»


Клюева Татьяна Борисовна

Интегрированное занятие по ФЭМП

в подготовительной группе на тему:

«Помощники Незнайки».

Выполнила: Малькова Кристина Игоревна – старший воспитатель МБДОУ детского сада «Золотая рыбка» р.п. Мокшан

Тема: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.

Программное содержание.

1.Обучающие задачи:

- упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете;

Закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;

Продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;

Записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;

Совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20;

Упражнять в счете в пределах 20;

Закрепить умение сравнивания 2-х рядом стоящих чисел, используя знаки,

Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетке.

2. Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

Развивать смекалку, воображение;

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

Воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.

3. Методические приемы:

Игровой (использование сюрпризных моментов);

Наглядный (использование иллюстрации);

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

Поощрение, анализ занятия.

4. Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал : мяч, карточки с цифрами и арифметическими знаками и знаками для сравнения: «», «

Раздаточный материал: простые карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, карточки с зайчиками и морковками, тетради в клетку, карточки для сравнения чисел второго десятка, счетные палочки.

Ход учебного занятия.

Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: - Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы!

Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Его написал Незнайка. Он уже ходит в школу. Вот, что он пишет: «Дорогие ребята! Для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот и мне задали такие задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите, мне, пожалуйста».

Воспитатель: - Поможем Незнайке?

Дети: Да!

(Дети встают полукругом. Игровое упражнение «Круглый год». Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание, а ребенок отвечает и возвращает мяч).

Игра «Круглый год».

Какое сейчас время года? (Весна)

Назови соседей весны. (Зима, лето)

Назови весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май)

Назови пропущенный месяц: декабрь, …, февраль. (Январь)

Назови пропущенный месяц: октябрь, …, декабрь. (Ноябрь)

Назови соседей зимы. (Осень, весна)

Назови осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

Назови зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль).

Назови соседей лета. (Весна, осень).

Назови летние месяцы по порядку. (Июнь, июль, август).

Назови все месяцы по порядку: сентябрь...

(Дети передают мяч друг другу).

Скажите, с какого месяца начинается календарный год? (С января).

А каким месяцем год заканчивается? (Декабрём).

Сколько всего месяцев в году? (12)

Сколько всего времён года? (4)

Молодцы, вспомнили последовательно времена и месяцы года.

Воспитатель: - Ребята, а сейчас тихонечко займите свои рабочие места.

Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель: - Выложите в ряд столько зайчиков, сколько показывает цифра на моей карточке.

(У воспитателя карточка с цифрой 5).

Сколько взяли зайчиков? (5)

Какую цифру поставим рядом с числом 5? (Цифру 5)

Что любят кушать зайчики? (Морковку).

Сколько надо взять морковок, чтобы хватило каждому зайчику? (5 морковок).

Поставьте цифру, которая показывает 5 морковок. (Цифра 5).

Сколько всего мы взяли зайчиков и морковок? (10).

Как получили число 10?

Дети: - Из двух меньших чисел: 5 и 5.

Воспитатель: - Запишите у себя на столе равенство.

Что можно сказать про количество зайчиков и морковок?

Дети: - Их поровну, одинаково, по пять.

Воспитатель: - Молодцы.

Ребята, сейчас мы с вами узнаем из каких еще двух меньших чисел можно составить число 10.

Обратите внимание на дом.

Скажите, как он называется? (многоэтажный).

Молодцы. Правильно. А какие еще есть дома? (одноэтажные). Молодцы.

Назовите № дома. (№10).

Ребята, помогите мне заселить цифры в квартиры так, чтобы вместе они составили число 10.

Сначала посчитаем, сколько этажей в доме? (5)

На каждом этаже сколько квартир? (Две).

Молодцы. Ребята, заселять цифры мы будем снизу вверх.

Вика, засели цифры в квартиры на первый этаж.

(1 и 9, а вместе 10).

(Дети заселяют цифры в квартиры, а в конце проверяем все варианты состава числа 10).

1 и 9, а вместе 10

2 и 8, а вместе 10

3 и 7, а вместе 10

4 и 6, а вместе 10

5 и 5, а вместе 10

Ребята, а какие еще варианты состава числа 10 существуют? (называют наоборот 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4).

Давайте вспомним стихотворение С. Я. Маршака «Веселый счет».

Ноль катился по странице

И не значил ничего.

Рядом встала единица,

Сделав Десять из него!

Молодцы, ребята. Справились с заданием, и Незнайка благодарит Вас.

Воспитатель: - А сейчас, ребята, проявите находчивость, смекалку и юмор. Послушайте задачи-шутки:

    Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг).

    У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного? (4).

    Сколько лап и двух медвежат? (8).

Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь немножко отдохнем. (Тихо встают возле столов).

Физкультминутка.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим!

Воспитатель: - А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачи по картинкам.

Давайте вспомним, из чего состоит задача.

Дети: задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.

(На доске появляется таблица).

УСЛОВИЕ (то, что известно в задаче).

ВОПРОС (то, что нужно найти).

РЕШЕНИЕ (то, что нужно сделать,

чтобы ответить на вопрос).

ОТВЕТ (результат от ответа

на поставленный вопрос).

Воспитатель: Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? («+»).

А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? («-»).

Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи? (2).

Обратите внимание на картинку. Посчитайте, сколько птичек сидит на ветке? (8), а сколько летит птичек? (2). Попробуйте составить задачу по этой картинке.

Дети: На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек на ветке?

Воспитатель: - Назовите условие задачи. (На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички).

Назовите вопрос. (Сколько стало птичек на ветке?).

Эта задача на сложение или вычитание? (Сложение).

- …, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (8+2=)

- …, сколько надо взять палочек? (8)

- …, сколько надо добавить палочек к 8? (2)

Сколько стало палочек? (10)

Какой же ответ? (На ветке стало 10 птичек).

Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.

Дети: У девочки было 9 шаров. Один шар улетел. Сколько шаров осталось у девочки?

Воспитатель: - Назовите условие задачи. (У девочки было 9 шаров, один шар улетел).

Назовите вопрос. (Сколько шаров осталось у девочки?).

Эта задача на сложение или вычитание? (Вычитание).

Нужно записать решение задачи.

Максим, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (9-1=)

Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.

Света, сколько надо взять палочек? (9)

Ваня, сколько надо отложить палочек от 9? (1)

Сколько осталось палочек? (8)

Запишите ответ и прочитайте решение задачи.

Какой же ответ? (У мальчика осталось 8 шаров).

Ребята, мы видим, что действие «сложение» приводит к увеличению числа, а действие «вычитание» - к его уменьшению.

Работа со вторым десятком.

(Дети встают перед фланелеграфом полукругом).

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами продолжаем учиться считать до 20.

Саша, выложи цифры от 11 до 20. Прочитайте эти числа по порядку.

Соня, посчитай обратно от 20 до 11.

Миша, найди число 15 и покажи сколько в нём десятков и единиц. (ребенок обводит указкой десятки и единицы).

Один десяток, это сколько счетных палочек? (10 палочек).

Даша, найди число 20 и расскажи про него.

(2 десятка и 0 единиц).

2 десятка, это сколько счетных палочек? (20 счетных палочек).

Молодцы.

А сейчас поиграем в игру «Найди ошибку».

Ребята, обратите внимание на счетный ряд. Все числа идут по порядку. По моей команде, вы закрываете глаза, а теперь откройте и найдите ошибку. Исправьте её.

(Ребенок находит ошибку и исправляет ее. Теперь этот ребенок становится ведущим).

Воспитатель: - А сейчас тихонечко займите свои места.

Перед вами у каждого карточка с двухзначными числами. Сравните эти числа с помощью арифметических знаков.

(Дети выполняют задание).

(По окончании дети с воспитателем проверяют по образцу правильность выполнения задания. Образец на доске). 17=17

Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием и помогли Незнайке.

А теперь Незнайка приготовил вам графический диктант.

Перед вами листок в клетку и простой карандаш. Послушайте задание. Отступи 5 клеток слева, поставь маленькую точку, 3 клетки сверху, ставь точку и начинай рисовать:

1 – вправо

2 – вправо

1 – влево

3 – вправо

1 – влево

1 – вверх

1 – влево

1 – вправо

2 – вправо

6 – влево

1 – вверх

1 – влево

1 – вверх

1 – вправо

12 – вверх

Что получилось? Как ты догадался, что это заяц? (У зайца длинные уши и маленький хвостик.)

Дорисуйте зайчику глазик.

Воспитатель: - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в зайчиков. Наденьте шапочки. (У воспитателя на столе маски зайчат).

Воспитатель: - Были ребятки, а стали зайчатки. Встаньте вкруг и проговаривайте вместе со мной.

К нам сегодня в детский сад

Прискакали зайчики.

Полюбили очень их

Девочки и мальчики.

Пригласили их плясать,

Дружно ножки выставлять,

Присядь вправо, присядь влево,

А затем кружись ты смело.

И ладошки у ребят

Словно листики шуршат.

Воспитатель: - Молодцы. Снимите шапочки. Были зайчатки, стали ребятки.

Итог занятия.

Воспитатель: - Ребята, вот вы и выполнили все задания, и этим самым помогли Незнайке.

Что же мы сегодня нового узнали?

Какие задания с вами выполняли? (ответы детей)

Незнайка благодарит вас за помощь и дарит вам вот такое улыбающееся солнышко.

А сейчас покажите, какое у вас настроение.

У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы!

Олеся Аревкова

Цель: Формировать у детей элементарные математические представления.

Задачи:

Образовательные: Совершенствовать навыки порядкового и обратного счета в пределах 10, умение называть соседей числа, умение ориентироваться на листе бумаги, закреплять знания о геометрических фигурах, решать простые арифметические задачи, формировать умение работать в команде.

Развивающие: Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные: Воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе, умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная.

Оборудование: письмо, карта, геометрические фигуры разных цветов и размеров, числовые карточки от 1 до 10, наглядный материал для решения арифметических задача, касса счетных материалов на каждого ребенка, шарики Су-Джок, простые карандаши, листы в крупную клетку для графического диктанта.

Методы и приемы:

Игровой: (игры, физкультминутка);

Словесный: (вопросы к детям, уточнения, поощрения);

Наглядно – демонстрационный: (цифры, математические знаки, карточки с заданиями)

Практический (выполнение упражнений)

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Ребята, утром на столе я нашла конверт, который адресован детям подготовительной группы. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ребята, тут письмо и карта. Интересно, от кого оно? Это письмо от геометрических фигур из волшебной страны, фигуры узнали, что дети нашей группы очень любят математику и поэтому они для вас приготовили интересные математические задания.

Ну, что ребята хотите выполнить задания? Не испугаетесь трудностей? Тогда смелее в путь, а выбрать верную дорогу нам поможет карта.

Давайте посмотрим куда нам нужно идти?

1. Задание треугольника

Воспитатель: Цифры такие непоседы! Они постоянно путаются. Помогите мне, ребята, поставить их правильно.

Игра «По порядку становись!»

Дети берут по одной цифре, пока играет музыка, "цифры” гуляют, а по команде "По порядку становись!” дети строятся по порядку. А теперь цифры надо поставить наоборот. Игра проводится 2 раза.

Воспитатель: Ну что, ребята, справились с заданием? Молодцы! Идем дальше. Давайте посмотрим на карту.

2. Задание квадрата

Воспитатель: Ребята, перед тем, как мы приступим к заданию нам нужно найти свой стульчик.

Игра «Найди соседей» Цифра «2», найди своих «соседей». Ребенок с цифрой 2 находит «соседей» и дети занимают места на стульчиках.

Воспитатель: Немного поиграли, а теперь пора за дело приниматься. На этот раз нам предстоит решить арифметические задачи.

Воспитатель: - Давайте вспомним, что такое задача.

В задаче должно быть – условие, вопрос, решение ответ.

Что такое условие? (Условие, это то, что уже известно)

Что такое вопрос задачи? (Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то,

что нужно найти)

Что такое решение задачи? (Решение, это то, что можно сложить,

объединить, прибавить)

Что такое ответ задачи? (Ответ задачи, это то, что получилось, и известно нам)

- Послушайте задачу: «На желтом цветке сидело 3 божьих коровки и на красном цветке сидело 3 божьих коровки.

Как называется эта часть задачи?

Ответы детей: - Условие, это то, что нам уже известно.

Воспитатель: - Сколько всего божьих коровок сидело на цветках?».

Ответы детей: - Это вопрос задачи, это то, что нам неизвестно, то, что нужно найти.

Воспитатель: - Какое решение задачи? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего божьих коровок?

Ответы детей: - Нужно сложить, объединить, прибавить: 3 + 3 = 6

Воспитатель: - Теперь можно ответить на вопрос задачи? Давайте проговорим ответ задачи полным предложением.

Ответы детей: - Всего на цветках сидело 6 божьих коровок.

Воспитатель: А теперь вам нужно самостоятельно придумать свою задачу, чтобы вопрос звучал так: «Сколько всего?»

Дети делятся на две команды, придумывают задачи и решают их.

Воспитатель: Ну что, ребята, справились с заданием? Тогда дальше в путь. Но сначала мы с вами отдохнём и сделаем физкультминутку.

(физкультминутка проводится под музыку)


«Ветер дует, задувает»

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

А под пальмой краб сидит

и клешнями шевелит,

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне (движения в соответствии с текстом).

Воспитатель: Мы с вами отдохнули и идём дальше. Давайте посмотрим на карту: куда же нам идти?

3. Задание круга

Нужно поселить все геометрические фигуры в один дом. Прямоугольник будет жить в центре листа, круг – над прямоугольником, овал – под прямоугольником, справа от прямоугольника поселится квадрат, слева – треугольник.

Воспитатель: Ну, что ребята и с этим заданием мы тоже справились.

Посмотрите ребята мы выполнили задание треугольника, квадрата и круга и если мы соединим эти фигуры то у нас получится домик с круглым окошком в котором нас ждет сюрприз. Но сейчас домик закрыт и чтобы его открыть нам нужно выполнить последнее задание фигур - «Графический диктант».

Перед диктантом сделаем пальчиковую гимнастику с массажным шариком «Су-джок»


Шарик, шарик, ты колюч,

Для меня к здоровью ключ!

Ты на ежика похож,

До чего же ты хорош!

Я люблю с тобой играть,

Я люблю тебя катать

Я сожму тебя немножко,

Покраснеет пусть ладошка.

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну!

А теперь последний трюк:

Он летает между рук!

Воспитатель: А теперь сядьте красиво, ножки поставьте вместе, спинка прямая, возьмите листочек бумаги и карандаш в руки - диктант.


Воспитатель: Ребята, что у Вас получилось? (Ключ)

Ребята вы хорошо потрудились, справились со всеми заданиями, а какое задание больше всего вам понравилось? Какое было самым легким? Какое трудное? Молодцы ребята.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в средней группе «В лесу геометрических фигур» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Уинский детский сад» Конспект интегрированного занятия в средней группе Тема: «В лесу.

Конспект комплексного занятия для детей с ЗПР старшей группы по ФЭМП и конструированию «Страна геометрических фигур» Конспект комплексного занятия для детей с ЗПР старшей группы по ФЭМП и конструированию «Страна геометрических фигур» Задачи: 1. Закреплять.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по стране геометрических фигур» Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Путешествие по стране геометрических фигур». МДОУ - детский сад компенсирующего.

Конспект НОД по ФЭМП для старшей группы «Путешествие в страну геометрических фигур» Цель: обобщить, уточнить знания о геометрических фигурах. Задачи: - уточнить и обобщить знания детей о геометрических фигурах, продолжать.

Конспект открытого занятия по ФЭМП, у детей младшего дошкольного возраста «Дружная семейка геометрических фигур» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. тема "Дружная семейка.