Загадки пословицы шутки считалки придуманные детьми. Русские пословицы и поговорки

МКОУ «Ульдючинская сельская национальная гимназия им О.Д. Мукаевой»

Пословицы, поговорки, считалки, стихотворения на уроках математики. 1.

Один в поле не воин.

Семь бед - один ответ.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У семи нянек дитя без глаза.

Семеро с ложкой, один с сошкой. 13.

Чертова дюжина.

Занимательные вопросы

Можно ли разделить 5 конфет между пятью ребятами так, чтобы каждый получил по конфете и одна осталась в коробке? (Одному надо дать конфету с коробкой).

Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас? (двое).

У семерых братьев по одной сестричке. Сколько их? (восемь).

Летела стая гусей. Один гусь впереди, а два позади. Один позади и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько их было? (Три)

Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько их? (Трое. Бабушука, мать и дочь).

Я сел в троллейбус. В троллейбусе кроме меня было 7 пассажиров. На перво й остановке в троллейбус вошли 6 человек, а вышли 2 человека. На второй остановке вошло ещё 10 человек, но никто не вышел. На следующей остановке вошли 3 человека, а вышли 8. Потом на остановке вошло ещё 4 человека, а вышло 7. А потом на остановке вошел один гражданин с целой кучей покупок. (Сколько было остановок?)

Математические стихотворения

Квадрат

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его? Квадрат.

Слышны весною птичек песни звонкие,

И с гор течет холодная вода.

Прямоугольник с равными сторонками

Квадратом называется всегда.

Помни!

У квадрата в нашем мире

Есть прямых угла четыре.

И четыре стороны –

Меж собой всегда равны!

Квадрат числа

Ребятам часто говорят:

Как возвести число в квадрат?

Малыш запомнит из детсада:

Лишь на себя умножить надо!

Треугольник Часто знает и дошкольник,

Что такое треугольник,

А уж вам-то, как не знать…

Но совсем другое дело –

Очень быстро и умело

Например, в фигуре этой

Сколько разных? Рассмотри!

Все внимательно исследуй

И «по краю» и «внутри»!

Ученикам предлагается определить количество треугольников в любой предложенной фигуре.

Песенка треугольников

Ты на меня, ты на него,

На всех на нас скорей смотри,

У нас всего, у нас всего

У нас всего по три.

Три стороны и три угла

И столько же вершин.

И трижды – трудные дела

Мы трижды совершим.

Все в нашем городе – друзья,

Дружнее – не сыскать.

Мы треугольников семья,

Нас каждый должен знать.

Треугольник и квадрат

Жили-были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Малодушный – треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат:

«Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: «Смотри»,

Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре».

Но квадрат ответил: «Брат!

Я же старше, я – квадрат».

И сказал ещё нежней:

«Неизвестно кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя. Сказал: «Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложишься ты квадратом,

А проснешься без углов!»

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад:

Поглядел он – нет квадрата…

Онемел. Стоял без слов…

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Циркуль

Циркуль мой, циркач лихой,

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился и – ни шагу.

Линейка

Я – линейка

Прямота –

Главная моя мечта.

Игры – считалки

Один

Поиграть решили дети,

Встали в круг все, кроме Пети.

Он один не захотел

И, надувшись, в угол сел.

Но прошла одна минутка

Разревелся не на шутку.

Отгадали почему?

Стало скучно одному.

Два

Саша с Колей – два дружка,

Два весёлых рыбака.

Два часа на речке были,

Много рыбы наловили.

Их добыча велика:

Два ерша, два окунька.

Хороша была рыбалку!

Жаль, что кончилась считалка.

Три

Неразлучны три сестренки:

Катя, Маша и Алёнка.

На Алёнке, Маше, Кате

Одинаковые платья.

И сестрёнки так похожи –

Отличить никто не может.

Четыре

1,2,3,4!

В день рожденья подарили

Мне четыре новых книжки,

Я читаю их братишке.

Именинницей была

Я четвертого числа.

Пять

1,2,3,4,5!

Дети в лес пошли гулять.

И увидели ребята

Возле пня грибы – опята.

1,2,3,4,5!

Ребятишкам повезло:

Пять – хорошее число.

Шесть

Шесть подружек

В парке были,

Шесть берёзок посадили,

Шесть берёзок на аллее.

Пусть они растут скорее.

Семь

У Егора семь внучат.

Он повёл детишек в сад.

Там сорвал семь яблок с ветки,

Роздал всем по одному.

Очень радовались детки:

Не обидно никому!

Восемь

За машинку села Мила

И обновку куклам шила.

Восемь юбочек льняных,

Восемь блузочек цветных,

И, конечно, куклы, рады:

Им понравились наряды.

Девять

Девять мальчиков в подъезде

Во дворе играют вместе.

А с балконов на ребят

Девять бабушек глядят.

Десять

Спечь задумала Марина

Пирожки из пластилина.

Десять кукол пригласить,

Пирожками угостить.

Вышло десять пирожков,

Стол накрыт,

И чай готов!

Задачи в стихах

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Еж, барсук, енот, «косой»,

Волк с плутовкою – лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел, -

Помоги ему скорей,

Посчитай-ка всех зверей. (7 зверей)

Я сегодня рано встала,

Кукол всех своих считала:

Три матрёшке – на окошке,

Две Маринки – на перинке,

Пупсик с Катей, Буратино

И Петрушка в колпачке –

На зелёном сундучке.

Я считала, я трудилась,

Но потом со счету сбилась.

Помогите мне опять

Посадила бабка в печь

Пирожки с капустой печь.

Для Наташи, Маши, Тани,

Коли, Оли, Гали, Вани

Пирожки уже готовы.

Да ещё один пирог

Кот под лавку уволок,

Да в печи четыре штуки.

Пироги считают внуки.

Если можешь, помоги

В детсаду есть… паровоз,

Шесть автомобилей,

Чёрный пёс – блестящий нос,

Белый кот Василий,

Восемь куколок в одной

Кукле деревянной

И петрушка заводной,

Рыжий и румяный.

Кто внимательно послушал,

Сколько в детсаду игрушек? (19 игрушек)

Нам из Гомеля тетя

Ящик яблок прислала.

В этом ящике яблок

Было в общем немало.

Начал яблоки эти

Помогали мне сестры,

Помогали мне братья…

И пока мы считали,

Восемь раз отдыхали,

Восемь раз мы сидели

И по яблоку съели.

И осталось их сколько?

Ох, осталось их столько,

Что, когда в этот ящик

Мы опять поглядели,

Там на дне его чистом

Только стружки белели…

Вот прошу угадать я

Всех ребят и девчонок:

Сколько было нас, братьев?

Сколько было сестрёнок?

Поделили мы яблоки

Все без остатка.

А всего-то их было

Пятьдесят без десятка. (3 брата и 2 сестры).

Задача-шутка

Мой приятель шел,

Пятак нашел.

Двое пойдем,

Сколько найдем?

Задачи – игры

Сколько зайчиков

Учитель читает стихотворение, делая паузу в тех местах, где дети должны сосчитать количество зайчиков.

Бежал раз зайчик вдоль равнин,

И зайчик значит был… один.

К нему зайчиха прибежала,

Тогда всего…два зайца стало.

Ещё один к ним сел, смотри:

Теперь уж стало зайцев…три.

Мчит новый заяц: «Путь мне шире!»

Ну, стало быть их уже…четыре.

Ба! Вот бежит один опять,

Теперь уж зайцев буде…пять

Спешит ещё один из рощи –

Так, значит…шесть – чего же проще.

Тут прибежал ещё косой –

Так зайцев…семь, ведь он седьмой.

К ним еще одного попросим,

Тогда всех зайцев будет…восемь.

Прыг новый заяц: «В сборе все ведь?»

Он их спросил: «Так вас тут…девять?»

«Да, девять, - молвят те в ответ,

Но вожака все нет и нет».

А тот бежит, болотце месит,

Примчал и молвил: «Нас тут десять!»

Шарада

Первое – предлог,

Второе – летний дом.

А целое порой решается с трудом.

(За - дача)

Число – часть первая шарады.

Вторя часть – одна из нот.

А к ним прибавить букву надо,

Ответ любой из вас найдёт.

Он мастер, может сделать вам

Буфет, скамейку, шкаф, диван.

(100-ля-р)

Любопытные факты

Математические знаки « + » и « - » (плюс и минус) пришли в Европу из стран арабского Востока. Интересны соображения, которыми руководствовались арабские ученые, делая следующие выводы: «плюю на плюс даёт минус» - «друг моего друга – мой друг»; «минус на минус – плюс»- «враг моего врага – мой друг»; «минус на плюс даёт минус» - «враг моего друга – мой враг»; и, наконец, «плюс на минус даёт минус» - «друг моего врага – мой враг».

Доржиева Светлана Очировна учитель начальных национальных классов

Проект на тему: Загадки, считалки и скороговоркиВыполнила ученица
1 класса «Б»
ТОГАОУ Мичуринский лицей
Жукова Дарья
2015-2016г.

Цель проекта:

Узнать что такое загадки,
считалки и скороговорки и их
влияние на развитие
логического мышления,
памяти, речи.

Что такое загадка

Загадка – это фольклорный жанр,
представляющий иносказательное
поэтическое воспроизведение какого-либо
предмета или явления, ориентированный на
испытание сообразительности
отгадывающего.
Загадка заставляет видеть неожиданную и
поэтическую сторону в самых неожиданных
вещах, проявлять смекалку и учит логически
мыслить.

А НУ-КА ОТГАДАЙТЕ

Считалки

Считалка - произносимый нараспев короткий
рифмованным стишок, при помощи которого
определяется ведущий в игре. Детские считалки
позволяют выбрать ведущего без обмана,
справедливо. Они вырабатывают такие качества, как
чувство товарищества и честность. При разучивании с
детьми различных считалок, вы помогаете детям
тренировать память и развивать у них чувство ритма.

Скороговорка

Скороговорка – это фраза или стишок, построенные
из однокоренных или созвучных труднопроизносимых
слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные
для проговаривания вслух. Скороговорки
используются для тренировки произношения и
дикции.
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка,
делают его более совершенным и подвижным. Речь
становится правильной, выразительной, четкой,
понятной.

При создании этого проекта я сделала для себя выводы:

Считалка учит детей придерживаться
правил игры, ведь она выбирает водящего
справедливо, без обмана. Она помогает
выработке таких качеств, как честность и
чувство товарищества.
Загадка учит думать и анализировать.
Скороговорки нужны для тренировки речи.

Дорогие друзья!

В ваших руках маленький сборник загадок, скороговорок и детских считалок, которые принято называть малыми формами устного народного творчества – фольклора.

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, – они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество – убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Получается, что в те далёкие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.

У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:

да что растёт без коренья?

да что цветёт без цветка?

(Папоротник)

да что бежит без повода?

В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. Ну а в русских народных сказках, вы и сами это уже хорошо знаете, царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.

Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа – таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.

Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие – попробуйте! Любая загадка – это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3–4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда – потечёт вода» (глаз) . Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке – образное, поэтическое восприятие окружающего мира.

Загадки, предложенные в этой книге, подобраны по темам. Их можно использовать на уроках чтения, природоведения и ознакомления с окружающим миром. Конкурс на лучшего знатока загадок может стать частью КВНа, школьного праздника или экскурсии в природу. Загадки вносят в любое мероприятие весёлый дух соревнования, к тому же расширяют кругозор, развивают речь, любознательность, помогают стать наблюдательными, тренируют внимание и память. В сборник включены старинные русские загадки и те, которые придуманы известными детскими писателями совсем недавно.

Всегда любили на Руси и скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками. Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз – язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» – увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками – не игра, а серьёзные занятия. С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка. Вот почему русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.

Немало народной выдумки внесено и в считалки. Другие названия их: счёт, счётки, пересчёт, сосчиталки, гадалки. Считалка – рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий. При помощи считалок разделяют роли, устанавливают очерёдность в игре. Это маленькое весёлое стихотворение построено часто на звукоподражаниях. Послушайте сами:

Цынца-брынца, балалайка,

Цынца-брынца, заиграй-ка.

Эта считалка воспроизводит игру на балалайке. А чёткий ритм считалки «Аты-баты, шли солдаты…» напоминает шаг солдатской роты.

У древних людей со счётом было связано много разных представлений. Например, существовал запрет на счёт добытой во время охоты дичи. Чтобы владыка леса не беспокоился за своих птиц и зверей, люди пользовались тайным, условным языком и тайной системой счёта. Предполагают, что некоторые считалки хранят память о той далёкой поре. До нас дошли едва понятные остатки тайного языка древних людей. К примеру, есть такие считалки, где счёт ведётся словами, очень похожими на обыкновенные названия цифр: «Рази, двази, тризи, ризи, пята, лята, шуби, руби, дуби, крест». В этой считалке 10 слов, заканчивается она словом «крест». А на Руси счёт когда-то вели по зарубкам: после каждого десятка на бревне вырезали зарубку, ставили крест. Вот поэтому и в дошедшей до нас считалке последнее, 10-е слово – крест. Ну а в наше время дети используют считалки в игре и даже легко придумывают их сами.

06.07.2011 Рейтинг: 0 Голосов: 0 Комментариев: 0

На этой страничке собраны игры, в которые играли и мы с вами, и наши бабушки и дедушки, и хочется, чтобы о них узнали наши дети. Возможно, вы встретите знакомую игру или, например, загадку, описанную не так, как вы ее знали в детстве. Неудивительно, в одну и туже игру дети, живущие в разных местах, играют по-разному.
Читайте и вспоминайте о своем детстве, играйте со своими ребятишками и присылайте описание своих любимых игр .

Считалки

Считалка - это, по-моему, самый распространенный и самый любимый детьми способ выбора игрока, который будет водить в игре. В одних играх каждому из участников хочется водить, в других - никому, а считалка делает выбор водящего как бы случайным.

Итак, все желающие принять участие в игре встают в круг, а тот, кто знает считалку, произносит ее нараспев. При этом считающий указывает поочередно на участников, таким образом, получается, что на каждого приходится по одному слову или слогу считалки.

Иногда, водящего выбирают сразу - на кого падет последнее слово или слог считалки тот и водит. Некоторые считалки даже заканчиваются словами «тебе водить». В другом случае, тот на кого укажет считающий, произнося последнее слово или слог считалки, просто выходит из круга. Считалку произносят снова, пока в кругу не останется последний участник - он и будет водящим. Многие считалки заканчиваются, например, словами «выйди вон!».

Раз, два, три, четыре, Жили мышки на квартире.

Чай пили, чашки били, По три денежки платили.

Кто не хочет платить - Тому и водить!

Сухарики-бухарики На полочке «хруп»

На златом крыльце сидели -
Царь, царевич,
Король, королевич
Сапожник,
Портной…
А ты кто такой?

Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять,
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет,
Тот водить сейчас пойдет!

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал -
Серый зайчик ускакал.

Шла коза по мостику
И махала хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит? Это он!
Выходи из круга вон!

Заяц белый, куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Лыко драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто брал?
- Родион.
- Выйди вон!

Игры (для детей младшего и среднего школьного возраста)

Не раз приходилось слышать сожаления родителей, бабушек и дедушек о том, что современные ребятишки все реже играют в такие привычные старшему поколению «Прятки», «Выбивала», «Жмурки», «Казаки-разбойники».

А многие игры, как «Краски» и «Горелки», в которые играли еще наши прапрабабушки и прапрадедушки, когда были маленькие, порой кажутся и вовсе забытыми. Хотя, буквально пару десятилетий назад такие игры были любимыми дворовыми затеями.

Хочу напомнить некогда любимые игры и забавы, чтобы вы могли рассказать о них своим детям.

«Краски»
Участники:
- водящий - хозяин красок
- угадчик - художник
- краски (все остальные участники игры)

Участники игры - краски сами выбирают себе какой-нибудь цвет (от белого и черного до золотого и изумрудного). Цвета могут быть любые, главное чтобы не было двух одинаковых. Угадчик уходит в сторону, а задача хозяина запомнить, кто какая краска.

Завязывается диалог:
- Кто там? (спрашивает хозяин)
- Художник! (отвечает угадчик)
- Что надо?
- Краску!
- Какую?

Угадчик называет какой-нибудь цвет. Если такого цвета нет, все краски хлопают в ладоши и смеются.

Если художник правильно называет цвет, то хозяин говорит: «Есть такая!». После этого художник должен выбрать одну из красок. Далее существует 2 способы игры:
1. когда участников игры (красок) мало - в случае если угадчик ошибся, то неотгаданная краска может сменить себе цвет;
2. если много участников игры - угадчик показывает на разные краски пока не найдет нужную.

Закончить игру также можно двумя способами:
1. Первая угаданная художником краска становится художником, а художник краской.
2. Правильно угаданную и выбранную краску художник может увести к себе в дом (на свою лавочку). Игра заканчивается после того, когда все краски перейдут в дом художнику. Можно договориться, например, так, чтобы оставшаяся последняя краска становилась хозяином красок, а предпоследняя - художником.

«Кошки-мышки»
Участники:
- кошка
- мышка
- друзья мышки (все остальные участники игры)

Участники игры - друзья мышки становятся в круг и прячут мышку в середине. Кошка остается вне круга, ее задача поймать мышку. Друзья мышки следят, чтобы проворная, хитрая кошка не прорвалась через круг и не догнала мышку.

Мышка дразнит кошку: «Поймай, поймай меня!», а кошка старается прорваться в круг, подлезть снизу и перепрыгнуть сверху. Если кошка все-таки прорвется вкруг, мышку надо быстро выпустить из круга (расцепить руки, или поднять их над головой), а кошке не дать вырваться обратно наружу. Таким образом, задача друзей мышки держать кошку внутри круга, если мышка оказалась снаружи, и наоборот. Задача участников в процессе сопротивления кошке не превратить эту веселую игру в рукопашную схватку.
Мышка должна стараться быть смекалистой и шустрой, но ловкая кошка рано или поздно все равно поймает мышку.

Пойманная мышка обычно становится кошкой, а из друзей мышки выбирается новая мышка и игра продолжается снова.

В школу (игра с мячом)

Участники: - учитель - ученики (все остальные участники игры)

Ученики рассаживаются на лавочке, а учитель встает напротив них, держа в руках мяч. Учитель показывает задания и просит каждого ученика поочередно повторять их. Задача ученика точно повторить то, что показал учитель, и поймать мяч.
1 задание - просто поймать мяч;
2 задание - хлопнуть в ладоши и поймать мяч;
3 задание - отбить мяч крепко прижатыми друг к другу кулачками;
4 задание - сделать из рук фигуру «чашу» (соединив локти и основание ладоней, а пальцы развести в стороны) и поймать мяч, держа в таком положении руки;
5 задание - сделать из рук фигуру «экскаватор» (скрестив предплечья друг над другом и разведя ладони в разные стороны) и поймать мяч, держа в таком положении руки;
6 задание - повернуться спиной к учителю и сделать из рук фигуру «экскаватор» у себя за спиной, сидя в таком положении поймать мяч (это задание не обязательное, зависит от возраста играющих детей); экзамен - игрок, успешно выполнивший ранее все задания, должен вспомнить их и повторить все сразу, поочередно.

Если ученик сделал ошибку при выполнении задания и не поймал мяч, то в следующий раз, когда до него дойдет очередь, он выполняет не очередное задание, а то которое у него ранее не получилось. Каждый ученик поочередно выполняет по одному заданию. Затем игроки, удачно справившиеся со всеми заданиями, пытаются по очереди сдать экзамен.
Ученик первый сдавший экзамен становится учителем, и игра начинается снова.

«Горелки»

Участники:
- «горящий» - водит в игре - остальные участники игры

Для «Горелок» требуется много свободного пространства, в такую игру дома не поиграешь. В «Горелки» играют летом на свежем воздухе или в большом спортивном зале.

«Горящий» отходит от всех участников на несколько шагов вперед. Ему запрещено оглядываться и смотреть по сторонам. Во время ожидания он может припевать: «Горю, горю! На камушке стою».

Все остальные встают за ним парами, держась за руки. Как только все встанут, участники запивают песенку:
Гори, гори, ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле -
Гляди на поле:
Ходят грачи
Да едят калачи.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят! (после этих слов «горящий» должен поглядеть на небо)

Затем, пара, стоящая последней, разнимает руки и бежит к вожаку. Один игрок бежит справа, другой слева вдоль цепочки выстроившихся участников игры. Как только бегущие сравняются с «горящим» все начинают громко кричать: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!». Задача «горящего» не подпускать друг к другу бегущих игроков и поймать одного из них за руку. Если водящий поймает бегущего игрока, то становится его парой, а не пойманный игрок - «горящим». А, если бегущие схватятся за руки, то водящему опять «гореть». В любом случае, пара участвующая в «догонялках» всегда встает впереди всей цепочки участников.

Если водящий не может поймать бегущих несколько раз подряд, его можно подразнить:
Огарушек, огарушек,
Стань на черный камушек!
Плохо стоишь -
Совсем сгоришь!

По правилам игры, ее нельзя заканчивать пока не пробегут все участвующие пары (по 1 разу).

«Летят гуси! »

Игроки рассаживаются, например, вокруг стола или на двух лавочках друг против друга. Руки у всех участников лежат ладонями вниз на столе или на коленях.

Когда водящий называет того, кто летает, все должны быстро поднять руки, сделать жест взмаха крыльями и крикнуть «летят!». Начинают игру словами: «Гуси летят!», а потом водящий называет все что угодно: мухи летят, вороны летят и т.п. Затем водящий может, например, сказать: «Коровы летят!». Если кто-то из игроков ошибается и делает взмах руками, то для начала его можно просто подразнить. Дразнят того, кто ошибся по-разному, иногда просто смеются и кричат: «Не летят, не летят, не летят!», иногда придумывают дразнилки в рифму, так:
«Коровы летят, да хвостами вертят,
на них (имя игрока, который ошибся) сидит, на нас глядит
приговаривает: «Упаду, ушибусь, еще раз ошибусь!»
У игрока, который ошибся повторно, обычно забирается фант: заколка, платочек и любая другая вещь.

Главное условие игры - водящий быстро называет «летящих», а игроки сразу не раздумывая показывают, кто летит, а кто нет.

Игра заканчивается по решению ее участников. После окончания игры фанты «выкупаются» игроками за исполнение желания.

Чтобы вернуть свои фанты игроки приходится выполнять различные задания, кому-то, например, пропеть как петушок, а другому надеть на голову смешную шапку и сидеть в ней до тех пор, пока не ошибется другой игрок.

«Съедобное-несъедобное» (игра с мячом)

Игра очень похожа на вышеописанную «Летят гуси!». Только водящий называет съедобное и несъедобное. Съедобное - это еда и напитки. Несъедобное - любые вещи предметы.

Всякий раз, когда водящий называет слово, он бросает мяч (каждому участнику игры в порядке очередности). Если водящий назвал съедобное, участник, чья очередь, должен поймать мяч. А, если несъедобное - участник должен отбить мяч.

Остальные условия игры те же, что и в игре «Летят гуси!».

«Только на эту букву»

В этой игре также есть водящий, который задает вопросы всем остальным участникам игры.

Каждый игрок сам выбирает себе букву. Отвечать на вопросы водящего можно серьезно, а можно шутливо, главное говорить все названия на выбранную букву.

Вопросы и ответы могут быть, например, такие:
- Какая твоя буква? - А
- А как тебя зовут? - Алеша
- Где ты родился? - В Астрахани.
- Твоя любимая ягода? - Арбуз и т.д.

Вопросы и ответы могут быть любые.

Иногда, игроки сбиваются уже в самом начале игры и называют свое настоящее имя. Если игрок ошибается в первый раз, то все остальные участники игры могут просто постучать ногами. На второй ошибке у игрока обычно забирается какая-нибудь вещь (фант), которую позднее он должен будет выкупить, выполнив какое-нибудь забавное задание.

Отвечать в этой игре надо по возможности быстро, долго не раздумывая. Когда игра продолжается долго, а игрок начинает отвечать медленного, его можно подбодрить - всем вместе похлопать в ладоши после его правильных ответов.

«Охотник»

Все участвующие в игре встают рядом - это место считается домом. Как можно дальше от играющих, заранее ставится какая-нибудь метка, например, мелом проводится черта или кладется палка. Место за меткой - это лес, где водятся разные звери.

Каждый участник по очереди ходит на охоту. Стоя на месте он говорит: «Я пойду на охоту в лес и поймаю…». Далее, при каждом шаге он называет какого-нибудь дикого зверя. Нельзя называть: домашних животных, птиц и дважды повторять название одного и того же животного. Можно заранее договориться и устроить охоту на птиц, но тогда нельзя будет называть зверей.

Если участник не смог дойти до леса: ему «не хватило» названий зверей или дважды назвал одного и того же зверя, он должен вернуться домой. Такого охотника можно подразнить: «Ты охотник плохой, возвращайся домой!».

Участник, который дошел до леса и с каждым шагом быстро без запинки называл разных животных, становится победителем.

Главное условие игры - быстро, не раздумывая называть зверей и шагать к лесу.

«Да и Нет не говорить, Черного с Белым не носить»

Водящий задает вопросы по очереди всем участникам игры. Чтобы играть было интересно игроки должны отвечать быстро. Поправлять свои ответы нельзя.

Главное условие игры - на вопросы и замечания водящего можно отвечать что угодно, только «Да и Нет не говорить, Черного с Белым не носить».

Итак, водящий выбирает одного из игроков и говорит следующее:
«Бабушка прислала сто рублей,
Что хочешь, то купи,
Да и Нет не говори,
Черного с Белым не носи!»

После этого водящий заводит разговор с выбранным игроком и задает ему разные вопросы. Задача водящего - запутать игрока и заставить произнести одно из запрещенных слов: черный, белый, да и нет.

К примеру, может получится следующий диалог:
- Каким цветом твое платье?
- Синее.
- Какое же синее? Оно черное в белую полоску!
- Оно синее в голубую полоску! и т.д.

Если игрок оговорился, он должен отдать водящему фант - любую свою вещь. После окончания игры фанты «выкупаются» игроками за исполнения желания, которое придумывает водящим или всеми другими игроками вместе.

Докучные сказки

Думаю, что сказок таких огромное множество, но мне приходилось играть в две: «Про белого бычка» и «Купи слона».

Начинаются они могут вот так.

Про белого бычка
- Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?
- Расскажи!
- Я расскажи, ты расскажи. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?
- Отстань!
- Я отстань, ты отстань. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? и т.д.

Купи слона
- У меня к тебе один вопрос - купи слона!
- Чего? - Я чего, ты чего. А ты купи слона?
Молчание…
- Ты молчишь, и я молчу. А ты купи слона!
- Вот пристал! - Ты говоришь «вот пристал», я говорю «вот пристал». А ты купи слона! и т.д.

Продолжаются докучные сказки до тех пор, пока тот, кто ее «слушает» не замолчит совсем или не убежит от рассказчика.

Загадки и вопросы-шутки

Загадки можно и просто загадывать друг другу, и играть в них. Например, можно сесть вкруг и загадывать их по очереди друг другу. Отгадывать должен сидящий справа от загадчика. Если кто-то из участников не может отгадать загадку, у него забирается фант (его любая вещь), а право отгадывать переходит к соседу сидящему справа. После того, как всем участникам надоест загадывать и отгадывать загадки игроки начинают выкупать фанты - выполняют какие-нибудь смешные поручения.

В воде родится, А воды боится. (соль)

Бел, как снег
В чести у всех;
В рот попал -
Там и пропал.
(сахар)

Сидит на ложке,
Свесив ножки.
(лапша)

Сам алый, сахарный
Кафтан зеленый, бархатный.
(арбуз)

Кругла, да не луна,
С хвостом, да не мышь,
Зелена, да не дубрава.
(репа)

Сто одежек,
И все без застежек.
(капуста)

Сидит дед - в сто шуб одет,
Кто его раздевает - слезы проливает.
(лук репчатый)

Сидит в темнице Красна девица,
А коса на улице.
(морковь на грядке)

Без окон,
Без дверей,
Полна горница людей.
(огурец)

Сам не берет
И воронам не дает.
(огородное пугало)

Стоит копна посередине двора -
Спереди вилы, сзади метла.
(корова)

Спереди - пятачок,
Сзади - крючок,
Посредине - спинка,
А на ней щетинка.
(свинья)

Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
(петух)

Белый, как снег,
Надутый, как мех,
Лопатами ходит,
А рогом ест. (гусь)

По горам, по долам,
Ходит шуба да кафтан
(баран, овца)

Кто родится с усами?
(кот, кошка)


Зимой - белый.
Летом - серый.
(заяц)

Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
(ежик)

Не зверь, не птица
Нос, как спица.
Летит - кричит,
Сядет - молчит.
Кто его убьет -
Свою кровь прольет.
(комар)

Без рук, без топора,
Построена изба
. (гнездо)
Стоит Антошка
На одной ножке.
Его ищут,
А он не откликается.
(гриб)
Стоит в поле Егорка
В красной ермолке.
Всяк, кто пройдет -
Поклон отдает.
(земляника)

Не жар, не огонь,
Дотронешься - обжигает.
(крапива)
Зимой и летом
Одним цветом.
(елка)

Над бабушкиной избушкой
Повисла хлеба краюшка.
На нее собака лает,
А достать не может.
(луна)

Без рук, без глаз,
А рисовать умеет.
(мороз)

Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
(замок на двери)

Висит груша,
Нельзя скушать.
(лампочка)

Новая посуда,
А вся в дырках.
(решето)

В брюхе - баня,
В носу - решето,
На голове пупок,
Всего одна рука,
И та на спине.
(чайник)

Кланяется, кланяется,
Придет домой - растянется.
(топор)

Без ног, а ходят,
Без рук, а указывают.
(часы)

Набита пухом,
Лежит под ухом.
(подушка)

Два конца, два кольца,
А по середине гвоздик.
(ножницы)

Конь стальной,
А хвост льняной.
(иголка с ниткой)

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(книга)

Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не находят.
(месяцы)

Два брата у воды стоят,
Друг на друга смотрят,
К друг другу не подходят.
(берега)

Ни вода, ни суша,
На лодке не проплывешь
И ногами не пройдешь.
(болото)

Утром на четырех,
Днем на двух,
А вечером на трех.
(человек: ребенок, взрослый, старик)

Брат с братом
Через дорогу живут,
А один другого не видит.
(глаза)

Здорово,
Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка,
Да крошка-Тимошка.
(пальцы)

Какому городу дают, а он не берет?
(Ростов на Дону)

Две мамы, две дочки, а всего трое?
(бабушка, мама и внучка)

Что легче: пуд железа или пуд сена?
(одинаково весят)

Сколько яиц можно съесть натощак?
(одно, второе будет уже не натощак)

Почему собака лает?
(говорить не может)

Без чего хлеб испечь нельзя?
(без корки)


Когда черной кошке легче в дом пробраться?
(когда дверь открыта)

Под каким деревом заяц сидит во время дождя?
(под мокрым)

Когда мальчика женским именем зовут?
(когда он долго спит - соня)

Шла женщина на базар и несла в корзине сто яиц, а дно упало. Сколько осталось яиц?
(ни одного, все разбились, ведь дно-то упало!)

А и Б сидели на трубе, А упала, Б пропала - что осталось на трубе?
(буква И)

В комнате четыре угла, в каждом углу сидит по кошке, а против каждой кошки еще по три кошки. Сколько всего кошек в комнате?
(четыре)

Росло четыре березы, На каждой березе - по четыре больших ветки, На каждой большой ветки - по четыре маленьких ветки, На каждой маленькой ветке - по четыре яблока. Сколько всего яблок?
(ни одного, на березах яблоки не растут)

Надо было как-то одному мужику через реку переехать и перевезти с собой на другой берег в лодке: волка, козу и капусту. Только лодочка была маленькая, и мог он их с собой только по одному перевозить: либо волка, либо козу, либо капусту. И была одна задача, как же их по очереди перевозить, чтобы пока его нет на береге, коза капусту не съела, а волк козу. Как он их перевез?
(сначала козу, потом капусту, козу обратно отвезти, затем волка и опять козу)

Скороговорки

Иногда забавно поиграть в скороговорки. Один медленно и внятно произносит скороговорку. А другой, повторяет ее быстро несколько раз подряд. Порой получается самые невероятные фразы!

На дворе трава,
На траве дрова;
Не руби дрова
На траве двора!
Съел молодец 33 пирога с пирогом,
Да все с творогом

У осы не усы
Не усищи,
А усики!

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша
Щетина у чушки,
Чешуя у щучки

Всех скороговорок
Не перескороговоришь
И не перевыскороговоришь!

« Предыдущая Теги:


    Валентина Дмитриева .

    Стихи, песенки, загадки, считалки, поговорки, потешки. Для детей от 0 до 3 лет

    Предисловие

    Уважаемые родители и воспитатели!

    В этой книге собраны потешки, пестушки, прибаутки, песенки, пословицы, скороговорки и стихи для самых маленьких. Это первые художественные тексты для малышей, начинающих осваивать окружающий мир.

    Потешки (от слова «потешать») и пестушки (от слова «пестовать» – нянчить, холить, заботиться) – это короткие стихотворные приговорки на все случаи жизни. Они помогают успокоить или развеселить ребенка, умыть и покормить его быстро и весело.

    Наши предки верили, что пестушки, потешки и колыбельные не только делают ежедневные процедуры легкими и радостными, но и помогают ребенку расти здоровым и сильным.

    Потешки, пестушки и пальчиковые игры тренируют ловкость детских ручек, тем самым развивая речь и мышление ребенка. Как правило, они сопровождаются поглаживаниями, похлопываниями, растираниями – необходимым малышу телесным контактом с родным человеком.

    Колыбельные песни, которым посвящен один из разделов сборника, помогают ребенку спокойно заснуть, гармонизируют его психологическое состояние после наполненного эмоциями дня. Несложный мотив колыбельной, в ритме покачивающейся люльки, не требует от мамы или бабушки музыкальных способностей и помогает утешить и успокоить ребенка.

    Прибаутки нужны, чтобы развеселить и рассмешить малыша. Эти веселые минутки позволяют ребенку увидеть многие вещи с необычной стороны, поднимают настроение. В сюжетах прибауток часто обыгрываются голоса птиц и животных, описываются природные явления и т. п. Поэтому прибаутки важны для развития образного мышления и творческих навыков ребенка.

    В сборник включен раздел с русскими народными пословицами и поговорками, подобранными специально для малышей. Используя их в повседневной речи и простыми словами объясняя ребенку смысл этих выражений, вы не только обогатите его словарный запас, разовьете образное мышление, но и начнете знакомить его с такими важными темами, как отношения в семье, дружба, труд.

    Проговаривание скороговорок – не просто способ научиться правильно произносить звуки, но и своеобразная веселая игра, в которой ошибка – это повод лишний раз посмеяться над собой. А считалки вносят разнообразие в любую игру.

    Загадки – один из самых любимых и детьми, и взрослыми видов стихотворного творчества. В старину загадки предназначались для испытания мудрости, а позднее стали веселой народной забавой, какой остаются и по сей день.

    Все стихотворные произведения, посвященные малышам, развивают речевое внимание, тренируют память, способствуют увеличению словарного запаса, развитию музыкальных и творческих способностей.

    В сборник также включены рифмовки – стихотворные тексты, специальным образом построенные по законам ритма и рифмы. Большая часть рифмовок напоминает загадки – взрослый начинает читать текст, а ребенок должен угадать, чем он заканчивается, опираясь на смысл рифмовки и подбирая необходимое слово.

    Стихотворения русских поэтов можно использовать для чтения вслух, заучивания наизусть, для подготовки к праздникам – и дома, и в детском саду.

    Чтение поэтических произведений способствует эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка, формирует его как личность.

    Пестушки

    * * *


    Ай ты, моя девочка,
    Золотая белочка,
    Сладкая конфеточка,
    Сиреневая веточка.
    Ой ты, мой сыночек,
    Пшеничный колосочек,
    Лазоревый цветочек,
    Сиреневый кусточек.

    * * *


    Во саду-садочке
    Выросла малинка.
    Солнце ее греет,
    Дождичек лелеет.
    В светлом теремочке
    Выросла (имя ребенка),
    Люди ее любят,
    Все ее голубят.

    * * *


    Киска, киска, киска, брысь!
    На дорожку не садись:
    Наша деточка пойдет -
    Через киску упадет.

    * * *


    Ах ты, моя деточка,
    Золотая кветочка,
    Виноградная веточка,
    Сладкая конфеточка!

    * * *


    Кыши, кыши,
    Расти, (имя ребенка), выше,
    Расти, (имя ребенка), выше,
    До хором, до крыши!
    В роток – говорок,
    А в головку – разумок.

    * * *


    А дыбок, дыбок, дыбок,
    Скоро Ванечке годок!
    Вырастай с дубок,
    Достанешь потолок!
    Расти повыше -
    Достанешь до крыши!
    Вот такой расти,
    Чтоб все видеть могли!

    * * *


    Дыбочки, дыбок,
    Скоро (имя ребенка) годок!

    * * *


    Хорошенький хорошок,
    Пригоженький пригожок,
    Стройненький стройнишок,
    Родненький роднишок!

    * * *


    Во сыром бору елонька,
    Под елонькой – травонька,
    На травоньке – цветики.
    По травоньке – тропонька,
    По тропоньке идет (имя ребенка) .

    * * *


    Не плачь, не плачь -
    Куплю калач.
    Не плачь, дорогой, -
    Куплю другой.
    Не плачь, не кричи -
    Куплю тебе три.

    * * *


    Ай, не плачь,
    Не плачь, не плачь,
    Я куплю тебе калач!
    Если будешь плакать -
    Куплю худой лапоть!

    * * *


    Тра-та-та, тра-та-та,
    Поймал дедушка кота,
    А бабушка кошку
    За левую ножку!
    Ай на-ри, на-ри-на-на,
    Ри-да-ду, да-ри-да-да!

    * * *


    Тушки-тутушки,
    На столе – преснушки,
    А в печи – ватрушки.
    Преснушки, ватрушки -
    Нашему Андрюшке.

    * * *


    Ай, дуду, дуду, дуду!
    Идет ворон по лугу,
    Он играет во трубу.
    Труба точеная,
    Позолочёная.

    * * *


    Посылали молодицу
    Под горушку по водицу,
    А водица далеко,
    И ведерко велико.
    Наша Катя подрастет,
    Катя силы наберет,
    Станет по воду ходить,
    Ведра красные носить.

    * * *


    Поет, поет
    Соловушек!
    Поет, поет
    Молоденький!
    Молоденький,
    Хорошенький!
    Хорошенький,
    Пригоженький!

    * * *


    Наша Маша маленька,
    На ней шубка аленька,
    Опушка бобровая,
    Маша чернобровая.

    * * *


    Ай, дыбок, дыбок, дыбок,
    Стоит Танечка дыбок!
    Купим Танечке платок -
    Во всю голову цветок!

    * * *


    Ах, Ванюша, попляши!
    Твои ножки хороши,
    Еще нос сучком,
    Голова пучком.

    * * *


    Маленькие ножки,
    Маленькие ножки!
    За водой ходили
    Маленькие ножки.
    И домой спешили
    Маленькие ножки.
    Дома танцевали
    Маленькие ножки.
    Ой, как танцевали
    Маленькие ножки.

    * * *


    Васенька-дружочек,
    Не ходи ты на лужок -
    Потеряешь сапожок,
    Тебя мышка съест.

    * * *


    Чи-чи-чи, сорока,
    Чи-чи, белобока,
    На печке сидела,
    Кашку варила,
    Деток кормила:
    Петьке – больше,
    Вовке – меньше.
    А ты не плачь,
    Купит папенька калач!

    * * *


    Сынок, не плачь,
    Испеку калач!
    Сынок, не вой -
    Испеку другой!
    Сынок, не реви -
    Испеку все три!

    * * *


    Не плачь, детка,
    Прискачет белка,
    Принесет орешки -
    Тебе для потешки!

    * * *


    У лисы боли,
    У волка боли,
    У Николаши боль
    На березку в лес улети.

    * * *


    У лисы боли,
    У медведя боли,
    А Оленькины боли -
    Уйдите в поле.
    Там им умереть,
    Чтоб и дня не болеть!

    * * *


    У волка боли,
    У зайца боли,
    У медведя боли,
    А у Сашеньки заживи!

    * * *


    Уж ты, детка, не плачь,
    Придет дедушка-торгач,
    Принесет тебе калач,
    Крупитчатый,
    Пересыпчатый.

    * * *


    Лапушки, лапушки,
    Надоели балушки,
    Сядьте, посидите,
    Губки сожмите,
    Ручки сложите!

    * * *


    А лады, лады, лады,
    Не посажены сады.
    А мой Васенька пойдет,
    Он посадит и польет.
    Топ, топ, топ…

    * * *


    А таточки, таточки,
    Встал мальчик на пяточки.
    Стал на пяточках ходить,
    Одну бабушку любить.
    Топ, топ, топ…

    * * *


    Уж ты, месяц, крутые рога,
    Уж ты, солнышко ясное!
    Как у солнышка лучики горят,
    Так у Танюшки
    Русы косыньки висят.

    * * *


    Расти, коса, до пояса,
    Не вырони ни волоса,
    Расти, косонька, до пят -
    Все волосыньки в ряд.
    Расти, коса, не путайся -
    Маму, дочка, слушайся.

    * * *


    Ножки, ножки,
    Куда вы бежите?
    – В лесок по мошок:
    Избушку мшить,
    Чтоб не холодно жить.

    * * *


    А дыбы, дыбы, дыбы,
    Шел дед по грибы,
    А баба по орешки -
    Ванюше для потешки.

    Поэзия для детей
    Приставалка


    – Отчего у мамочки
    На щеках две ямочки?
    – Отчего у кошки
    Вместо ручек ножки?
    – Отчего шоколадки
    Не растут на кроватке?
    – Отчего у няни
    Волоса в сметане?
    – Отчего у птичек
    Нет рукавичек?
    – Отчего лягушки
    Спят без подушки?..
    – Оттого, что у моего сыночка
    Рот без замочка.
    Саша Черный

    Пробуждалочки
    Народные песенки и потешки
    * * *


    Котик серенький присел
    На печурочке
    И тихохонько запел
    Песенку дочурочке:
    – Вот проснулся петушок,
    Встала курочка.
    Подымайся, мой дружок,
    Встань, моя дочурочка!

    * * *


    Ночь прошла,
    Темноту увела.
    Замолчал сверчок,
    Запел петушок.
    Встала маменька,
    Открыла ставенку:
    – Здравствуй, солнышко,
    Колоколнышко!

    * * *


    Потягушечки,
    Порастушечки!
    Поперек толстушечки!
    Руки – хватушечки,
    Ноги – бегушечки!
    Потягунюшки,
    Порастунушки!
    В ножки – ходунушки!

    * * *


    Вот такая(ой) расти,
    Ко мне в гости ходи,
    Вот такая(ой) расти,
    Нам на радости!

    * * *


    Ручки-ручки – потягушки,
    И ладошки – похлопушки.
    Ножки-ножки – топотушки,
    Побегушки,
    Попрыгушки!
    С добрым утром, ручки,
    Ладошки
    И ножки,
    Щечки-цветочки -
    Чмок!
    Мы проснулись,
    Мы проснулись.
    Сладко-сладко потянулись,
    Маме с папой улыбнулись!

    * * ** * *


    Вместе с солнышком встаем,
    Вместе с птичками поем:
    – С добрым утром!
    – С ясным днем!
    Вот как славно мы живем!

    * * *


    Тяги-тяги-потягушеньки!
    На Машеньку порастушеньки!
    Расти, доченька, здоровая,
    Как яблонька садовая!

    * * *


    На кота потягушки,
    На дитя порастушки,
    А в ручки хватушки,
    А в рот – говорунок,
    А в голову – разумок!

    * * *


    Солнышко, солнышко,
    Загляни в окошко.
    Загляни в окошко -
    Разбуди Сережку.
    Чтоб денек
    Чуть-чуть был дольше,
    Чтобы мы узнали больше,
    Чтоб игрушки не скучали,
    А с Сереженькой играли.

    * * *


    Потягушеньки, потягушеньки,
    На Ваню порастушеньки,
    Поперек толстушеньки!
    А в ножки – ходунушки,
    А в ручки – хватунушки,
    А в роток – говорок,
    А в головку – разумок.

    * * *


    Тяги-тяги-потягушеньки,
    На дочку порастушеньки.
    Ты расти здоровая во все времечко,
    Как пшенное тестечко.

    Поэзия для детей
    Песня солнечного луча


    Луч вбил в ставню через щелку
    Золотистую иголку
    И запрыгал на полу.
    – Эй, проснись,
    Лентяй-мальчишка…
    Встали утки, встала мышка,
    Кошка моется в углу.
    Спит! Храпуша… Нос распухнет…
    Самовар ворчит, на кухне
    Ждет парное молоко.
    Золотится лес и крыша.
    Мчится в лес теленок Миша,
    Хвост задравши высоко.
    Встань-вставай…
    Вода в кадушке
    Холодней брюшка лягушки -
    Брызги горсточкой в глаза.
    День сияет, сад сверкает,
    Перед дверью жучка лает -
    Ну, вставай же, егоза!
    Саша Черный

    Умывалочки
    Народные песенки и потешки
    * * *


    Вода текучая, дитя растучее,
    С гуся вода – с тебя худоба,
    Вода книзу – а дитя кверху.

    * * *


    Водичка, водичка,
    Умой мое личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтобы кусался зубок!

    * * *


    Все котятки
    Мыли лапки:
    Вот так! Вот так!
    Мыли ушки,
    Мыли бpюшки:
    Вот так! Вот так!
    А потом они устали:
    Вот так! Вот так!
    Сладко-сладко засыпали:
    Вот так! Вот так!

    * * *


    Ты расти, расти, коса,
    До шелкова пояса:
    Как ты вырастешь, коса,
    Будешь городу краса.

    * * *


    Буль-буль-буль, карасики!
    Моемся мы в тазике.
    Рядом лягушата,
    Рыбки и утята.
    Мы пойдем купаться
    И в воде плескаться,
    Брызгаться, резвиться,
    Будет Настя мыться.
    Мы помоем ножки
    Нашей милой крошке,
    Вымоем ручонки
    Маленькой Настенке,
    Спинку и животик,
    Личико и ротик -
    Чистая какая
    Доченька родная!

    Полоскальная


    Вода текучая,
    Дитя растучее.
    С гуся вода,
    С Даши худоба.
    Водичка вниз,
    А Дашенька вверх!

    * * *


    Ай, лады, лады, лады!
    Не боимся мы воды,
    Чисто умываемся,
    Маме улыбаемся.
    Знаем, знаем, да-да-да,
    Где ты прячешься, вода!
    Выходи, водица,
    Мы пришли умыться!
    Лейся на ладошку
    По-не-множ-ку!
    Лейся, лейся, лейся
    По-сме-лей -
    Катя, умывайся веселей!

    * * *


    Мы пойдем купаться
    И в воде плескаться,
    Брызгаться, резвиться,
    Чисто-чисто мыться.

    * * *


    От водички, от водицы
    Все улыбками искрится.
    От водички, от водицы
    Веселей цветы и птицы.
    Катя умывается,
    Солнцу улыбается.

    * * *


    Водица-царица,
    Всем помощница!
    Помогала лугам,
    Помогай и нам!

    * * *


    Водичка-водичка,
    Умой Настино личико,
    Настя кушала кашку -
    Испачкала мордашку.
    Чтобы девочка была
    Самой чистенькой всегда,
    Помоги, водичка,
    Умыть Настино личико!

    * * *


    Чистая водичка
    Умоет Саше личико,
    Анечке – ладошки,
    А пальчики – Антошке!

    * * *


    Сова-совушка,
    Белая головушка,
    Сова умывалась,
    В лапти обувалась,
    В лапти, в тряпички,
    В теплые рукавички.

    * * *


    Шла баба из заморья,
    Несла кузов здоровья,
    Тому-сему помаленьку,
    А Ванюшке весь кузовок!

    * * *


    Раздувайся, пузырь,
    Раздувайся вверх и вширь!
    Раздувайся, пузырь,
    Пузырь мыльный и цветной,
    Раздувайся большой,
    Оставайся такой
    Да не лопайся!

    * * *


    С гуся вода,
    С лебедя вода,
    С моего дитя -
    Вся худоба
    На пустой лес,
    В болотную воду,
    Под гнилую колоду!

    Поэзия для детей
    Приказ


    Кран, откройся!
    Нос, умойся!
    Мойтесь сразу
    Оба глаза!
    Мойтесь, ушки!
    Мойся, шейка!
    Шейка, мойся
    Хорошенько!
    Мойся, мойся,
    Обливайся!
    Грязь, смывайся!
    Грязь, смывайся!
    Э. Мошковская

    Доктор


    – Доктор, доктор,
    Как нам быть:
    Уши мыть или не мыть?
    Если мыть, то как нам быть:
    Часто мыть или пореже?..
    Отвечает доктор:
    – ЕЖЕ!
    Отвечает доктор гневно:
    – ЕЖЕ – ЕЖЕ -
    ЕЖЕДНЕВНО!
    Э. Мошковская

    * * *


    Кукла в ванночке не плачет,
    Просидит хоть целый час.
    Любит мыться! Это значит -
    Кукла умница у нас!
    О. Высотская

    Кормилочки
    Народные песенки и потешки
    * * *


    Травка-муравка со сна поднялась,
    Птица-синица за зерно взялась.
    Зайки – за капустку,
    Мишки – за корку,
    Детки – за молоко.

    * * *


    Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
    Потерял пастух дуду.
    А я дудочку нашла,
    Пастушку я отдала.
    – На-ка, милый пастушок,
    Ты спеши-ка на лужок.
    Там Буренка лежит,
    На теляток глядит,
    А домой не идет,
    Молочка не несет.
    Надо кашку варить,
    Нашу (имя ребенка)
    Кашкой кормить.

    * * *


    – Кисонька-мурысенька,
    Где ты была?
    – На мельнице.
    – Кисонька-мурысенька,
    Что там делала?
    – Муку молола.
    – Кисонька-мурысенька,
    Что из муки пекла?
    – Прянички.
    – Кисонька-мурысенька,
    С кем прянички ела?
    – Одна.
    – Не ешь одна! Не ешь одна!

    * * *


    Пришел кисель,
    На залавочке присел,
    На залавочке присел,
    Поесть (имя ребенка) велел.

    * * *


    Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
    Вари кашу круту,
    Подливая молочка,
    Накорми казачка!

    * * *


    Пошел котик на торжок,
    Купил котик пирожок,
    Пошел котик на улочку,
    Купил котик булочку.
    Самому ли есть
    Либо деточке снесть?
    Я и сам укушу,
    Да и деточке снесу.

    * * *


    Ой, люли, люли, люли,
    В море плыли корабли,
    Насте кашку привезли.
    Кашенька молочненька
    Для любимой доченьки.
    Настя, ротик открывай,
    Кашку сладкую глотай!
    А кто кашку кушает,
    Маму с папой слушает,
    Вырастает сильным,
    Здоровым и красивым!

    * * *


    Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
    На зеленом на лугу
    Стоит чашка творогу.
    Прилетели две тетери,
    Поклевали, улетели.
    Как они летели,
    Мы на них глядели. Ам!

    * * *


    Пекла кошка пирожки
    Из гороховой муки.
    Лист из печки вынула -
    На пол опрокинула.
    Покатился колобок
    Прямо мышке под порог.
    Мышка Прасковья
    Пищит из подполья:
    – Катись, колобок,
    На мышиный зубок!
    Мышка-то рада,
    А кошке досада.

    * * *


    Уж ты, дедушка Степан,
    Наизнанку твой кафтан.
    Тебя деточки любили,
    За тобой гурьбой ходили.
    Шапка на тебе с пером,
    Рукавички с серебром.
    Уж ты ходишь, семенишь,
    Рукавичками звенишь.
    Рукавичками звенишь,
    Ребятишкам говоришь:
    – Собирайтесь все сюда,
    Покушайте киселя!

    * * *


    Уж я Танюшке пирог испеку.
    Уж я внученьке румяненький.
    На нем корочка пшеничная,
    А начиночка яичная,
    А помазочка медовая,
    Моя внученька бедовая.

    * * *


    Кому пирожки,
    Горячие пирожки?
    С пылу, с жару -
    Гривенник за пару!
    Нажарила, напекла
    Акулина для Петра!

    * * *


    Ай да квас!
    С медком,
    С ледком!
    И густой,
    И забористый!

    * * *


    Кукареку, петушок,
    Золотой гребешок,
    Вскочил к Маше на шесток,
    Уклюнул блинок.

    * * *


    Люли, люли, люленьки,
    Прилетели гуленьки.
    Стали гули говорить,
    Чем Ванюшу накормить.
    Один скажет – кашкою,
    Другой – простоквашкою,
    Третий скажет – молочком
    И румяным пирожком.

    * * *


    Летите, пичужки,
    Несите ватрушки
    Нашему Андрюшке.

    * * *


    Вот орешки!
    Хорошие орешки!
    Вкусные, на меду,
    Сколько хочешь накладу!

    Потешки и прибаутки

    * * *


    Чаконьки-баконьки
    По полю ходили,
    Огород городили.
    Злой медведь,
    Не бери больших,
    Бери маленьких,
    Косолапеньких.

    * * *


    Сорока-ворона
    Кашу варила,
    На порог скакала,
    Гостей созывала.
    Гости не бывали,
    Каши не едали.

    * * *


    Катя, Катя маленька,
    Катенька удаленька,
    Пройди по дороженьке,
    Топни, Катя, ноженькой!

    * * *


    Ай да Петрушка -
    Ноги дубовые,
    Кудри шелковые.
    Сам ходит,
    Сам бродит,
    Кричит, смеется,
    Редко дерется!

    * * *


    Павушка летала,
    Перышки роняла.
    – Кому эти перышки?
    – Родимому Вовушке.
    – На что ему перышки?
    – Шапочку пушить.
    – На что шапочка?
    – Дедушке дарить.
    Дадим Вове каши
    В красной чаше,
    Хлеба краюшку,
    Меда кадушку,
    Пышки, лепешки,
    Куриные ножки.

    * * *


    Катя-Катя-Катюха
    Оседлала петуха.
    Петух заржал,
    На базар побежал.

    * * *


    – Ваня, Ванечка!
    Куда ходил?
    – В лесочек!
    – Что видел?
    – Пенечек!
    – Под пенечком что?
    – Грибок!
    Хвать – да в кузовок!

    * * *


    Скок-поскок!
    Молодой дроздок
    По водичку пошел,
    Молодичку нашел.
    Молодиченька
    Невеличенька -
    Сама с вершок,
    Голова с горшок.
    Молодичка-молода
    Поехала по дрова,
    Зацепилась за пенек,
    Простояла весь денек.

    * * *


    Вскочил козел
    На чужой двор.
    – Зачем вскочил?
    – Бруска просить.
    – На что бруска просить?
    – Косу точить.
    – На что косу точить?
    – Сено косить.
    – На что сено косить?
    – Коня кормить.
    – На что коня кормить?
    – Дрова возить.
    – На что дрова возить?
    – Избу топить.
    – На что избу топить?
    – Маленьким ребяткам
    Прянички печь.

    * * *


    – Куколка ты, куколка!
    Где ж ты, куколка, была?
    Где ж ты, барынька, была?
    – Я была, была, была
    В Новегороде,
    Еще была я, была
    В Вышнем Волочке.
    – Постой, постой, куколка!
    Постой, постой, барынька!
    – Неколи стояти,
    Пора мне бежати,
    Волка снаряжати.
    У волков-то свадьба:
    Мушка – стряпушка,
    Комар – полетушка,
    А я побегушка.

    * * *


    Пошла Маня на базар,
    Принесла домой товар:
    Родной матушке платок -
    Посередочке цветок,
    Братьям-соколам -
    По козловым сапогам,
    Сестрицам-лебедицам -
    Да по белым рукавицам.

    * * *


    Трах-бах-тарабах,
    Едет Ваня на волах,
    Едет Ваня на волах,
    Держит дудочку в руках.
    Он на дудочке играет,
    Ребятишек забавляет.

    * * *


    Ходит кот по лавочке,
    Водит кошку за лапочки:
    Топы, топы по лавочке!
    Цапы, цапы за лапочки!

    * * *


    По синю морю корабль бежит.
    Серый волк на носу стоит,
    А медведь паруса крепит.
    Заюшка кораблик за веревку ведет,
    Лисичка из-за кустика хитро глядит:
    Как бы зайку украсть,
    Как бы веревку сорвать.

    * * *


    – Постой, куколка!
    Постой, барынька!
    – Некогда стоять,
    Пора мне бежать,
    Сову снаряжать.
    У совы-то свадьба,
    У совы в усадьбе:
    Мушка-стряпушка,
    Комар-полетушка.
    Синица-сестрица,
    Сорока-девица,
    Кукушка-рябушка,
    Чечетка-подружка.
    Воробушек-шурин
    Глазки прищурил,
    Ворона-невеста
    Села на место!

    * * *


    У нас в Рязани
    Грибы с глазами!
    Их едят, а они глядят.

    * * *


    Федя-Бредя съел медведя,
    Упал в яму, крикнул:
    «Ма-а-ма!»

    * * *


    Улита, улита,
    Высуни рога!
    Дам тебе, улита,
    Пи-ро-га!

    * * *


    У нашего луня,
    У милого друга,
    Сорок кадушек
    Соленых лягушек,
    Сорок амбаров
    Сухих тараканов.
    Пятьдесят поросят -
    Только ножки висят.

    * * *


    Ой дуду, дуду, дуду,
    Сидит котик на дубу.
    Сидит котик на дубу
    И играет во трубу,
    Во серебряную,
    Разрисованную.
    Уж ты, котик, поиграй,
    Наших деток забавляй!

    * * *


    – Бабушка Ульяна, где была?
    – Гуляла.
    – Какое чудо видала?
    – Курочку-рябушку
    С петушком на дрожках.

    * * *


    Как петух в печи пироги печет,
    Кошка на окошке рубаху шьет,
    Поросенок в ступе горох толчет,
    Конь у крыльца в три копыта бьет,
    Уточка в сапожках избу метет.

    * * *


    Идет Кузьма из кузницы,
    Несет Кузьма два молота.
    – Тук-тук-тук!
    Вот ударим разом вдруг:
    Для всех людей
    Накуем гвоздей!

    * * *


    Сбил, сколотил – вот колесо,
    Сел да поехал – ах, хорошо!
    Оглянулся назад -В новом сарафане.
    Детки на кошках -
    В новых сапожках.

    * * *


    – Уточка-горожаночка,
    Где ты ночь ночевала?
    – У города.
    – Чего ж ты ночью работала?
    – Коней пасла.
    – Чего выпасла?
    – Коня в седле,
    В золотой узде.
    – Где ж этот конь?
    – Николка увел.
    – Где ж этот Николка?
    – В город уехал.
    – Где ж этот город?
    – Водой снесло.
    – Где ж эта вода?
    – Быки выпили.
    – Где ж эти быки?
    – На гору ушли.
    – Где эта гора?
    – Черви выточили.
    – Где ж эти черви?
    – Гуси выклевали.
    – Где ж эти гуси?
    – В тростник ушли.
    – Где тростник?
    – Сиротой прибит.
    Акулина-сирота
    Отворила ворота -
    Сучком, крючком,
    Тростничком!

    * * *


    Печка топится -
    Растопляется,
    Кошка в зыбке качается,
    Волк на полатях обувается,
    Медведь у печи
    Сухари толчет,
    Курица в сапожках
    Избу метет.

    * * *


    Ездил я на меленку.
    Видел там диковинку:
    Коза муку мелет,
    Козел насыпает,
    Маленький козленочек
    В скрипочку играет.

    * * *


    Ой, ребята, та-ра-ра!
    На горе стоит гора,
    А на той горе дубок,
    А на дубе воронок.
    Ворон в красных сапогах,
    В позолоченных серьгах.
    Черный ворон на дубу,
    Он играет во трубу,
    Труба точеная,
    Позолоченная,
    Труба ладная,
    Песня складная!

    * * *


    Ой, лишеньки, лишеньки,
    Кричит в берлоге мишенька:
    – Болит, болит живот!
    – Сходи, зайка, в огород,
    Нарви травки мяточки,
    Припарь ему пяточки.
    – Парил, лиса-кумушка,
    Парил, лиса-голубушка,
    Его пар не берет,
    Пуще к пяткам пристает.

    * * *


    Совушка-сова,
    Большая голова,
    На дереве сидит,
    Головушкой вертит.
    Во все стороны глядит
    И все говорит:
    – Никто совушку не бьет
    И за ушки не дерет!

    * * *


    На болоте стоит пень,
    Шевелиться ему лень,
    Шея не ворочается,
    А посмеяться хочется.

    * * *


    Скрип, скрип, скрипачок,
    Купи новый башмачок:
    Кошке Машке,
    Коту Николашке,
    Кобылке Нениле,
    Мерину Гавриле,
    Утке Анютке,
    Селезню Васютке,
    Кочету Никите,
    Курице Улите.