Что такое семья? Что такое Семья: значение Семьи в жизни человека.

малая соц. группа, члены к-рой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. С. выполняет важнейшие общественные и соц. функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, психотерапевтическую и т. д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СЕМЬЯ

основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены к-рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психол. отношений. Как социальное явление С. претерпевает изменения в связи с развитием общества; однако прогресс форм С. обладает относит, самостоятельностью.

На ранних этапах существования человечества - в рамках родо-племенных отношений - С. не существовало. Отношения людей строились по принципу полигамии, т.е. свободного выбора и смены половых партнеров, а также совм. воспитания детей всеми членами рода. По мере совершенствования социальных отношений и накопления материального богатства оформилась моногамная С. как союз супругов, ведущих совместное х-во и воспитывающих собственных детей. Т. о., С. явилась одним из наиб. ранних социальных институтов, призванных регулировать человеческие отношения в связи с зарождением первонач. форм частной собственности. Самой ранней формой С., сохранившейся до наст, времени, была патриархальная С., в к-рой объединялись родственники неск. поколений при главенстве старшего мужчины - собственника средств к существованию. Отношения в патриархальной С. авторитарны, при ведущей роли старшего поколения. Экон. взаимозависимость в патриархальной С. была настолько велика, что обособление отдельных ее членов было практически невозможно.

В 20 в. по мере роста благосостояния населения развитых пром. стран получила распространение т. и, нуклеарная С., объединяющая лишь супругов и их несовершеннолетних детей. В массовом масштабе появились неполные С., состоящие лишь из одного родителя с детьми. Нуклеарная С., предоставляя своим членам большую, по сравнению с патриархальной, экон. и психол. независимость, породила в то же время ряд проблем, связанных с утратой преемственности поколений. Однако отсутствие возрастной иерархии неск. поколений привело к демократизации внутрисемейных отношений и стиля воспитания.

В совр. условиях существуют С. разных типов - и патриархально-авторитарные, и нуклеарно-демократические, а также С. смешанных форм, когда, напр., совм. проживание неск. поколений уже не связано со строгой семейной иерархией. Экон. функции С. отступили на второй план; совр. С. поддерживается не столько необходимостью совм. выживания, сколько психол. мотивами.

С. как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. С. - первый коллектив, к-рый дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В С. юный гражданин получает первые практич. навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с др. людьми, усваивает нормы, к-рые регулируют поведение в разл. ситуациях повседневного общения. Объяснения и поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

На протяжении тысячелетий С. была осн. формой социализации. Вопрос о роли С. в формировании человека привлекал внимание мн. ученых и порождал противоречивые суждения. Антич. философы, в частности Платон, утверждали: все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают прежде всего из наличия неравных условий воспитания в С. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и пр. пороки. Философы нового времени не обошли эту проблему, хотя оценивали ее по-разному. Т. Кампанелла, Ш. Фурье, В. Годвин считали, что счастье людей недостижимо при сохранении моногамной (единобрачной). С. и семейного воспитания (эту форму воспитания ребенка они отрицали как абсолютное зло). Т. Мор и Г. Мабли, настаивая на единобрачии, предполагали сочетание семейного и обществ, воспитания. Т. Дезами и Р. Оуэн видели идеал будущего в свободном союзе свободных людей; при этом общество должно взять на себя максимум забот по воспитанию детей. Детям лишь в младенчестве надлежит жить с родителями. Затем они должны воспитываться в обществ, дет. учреждениях, чтобы преодолеть разнородность влияния отца и матери на мировоззрение ребенка и создать для каждого маленького гражданина одинаковые условия развития его собственных способностей. Последняя точка зрения получила нек-рое распространение и в сов. пед. науке: вплоть до нач. 60-х гг. существовало мнение о том, что гос-во должно взять на себя воспитание детей «от люльки до ун-та». Совр. ученые, не преуменьшая роли обществ, воспитания, подвергают критич. пересмотру эту тенденциозную точку зрения, указывая, что гармонич. ное развитие ребенка наиб. полно осуществляется при сочетании семейного и обществ, воспитания, а не при их противопоставлении.

Ведущий компонент воспитат. потенциала С. - внутрисемейные отношения, поскольку С. как определенная социальная общность выступает прежде всего как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. Естеств. основу С. составляют брачные и родственные связи, к-рые в определенном смысле являются первичными. Помимо них, С. включает в себя хоз.-экон., правовые, нравств., эмоционально-психол. и др. связи. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с нац. и бытовыми отношениями. В преобразованном виде С. аккумулирует в себе всю их совокупность.

Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено как тем, что они выступают первым специфич. образцом обществ, отношений, с к-рыми человек сталкивается с момента рождения, так и тем, что в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство обществ, отношений и т. о. создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяются меры функционирования и эффективности др. компонентов воспитат. потенциала С. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной С., а следовательно, ее воспитат. возможностей.

Внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, к-рые делают семейное воспитание наиб. адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте, т.е. формой, наиб. полно отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности.

Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психол. механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в разл. областях жизни, познает.н. усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравств. основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами.

Потребность в общении появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психич., но и физич. развитие. Психол. наблюдения показывают: нормальное развитие ребенка в возрасте от 4 мес до 3 лет помимо интенсивного общения со взрослыми нуждается в постоянном личном контакте с одним лицом (обычно это мать). Прекращение данного контакта на длит, время нарушает естеств. формирование мн. качеств детей.

Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми в С. создаются как посредством его постоянного взаимодействия с родителями и прародителями, так и посредством тех связей, к-рые она устанавливает с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т. п.). С. не однородная, а дифференци-ров. социальная группа, в ней представлены разл. возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в С. сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значит. ельно облегчает нормальное психич. и нравств. развитие ребенка, позволяет ему наиб. полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Значимость этого обстоятельства становится особенно очевидной в условиях феминизации воспитат. учреждений и одностороннего, только женского влияния на психику детей.

Психологи отмечают, что уникальной характеристикой внутрисемейных отношений - супружеских и между родителями и детьми - является близость, представляющая исключит. воспитат. ценность. Прежде всего потому, что неповторимы интимные узы воспитателя и воспитанника, глубоко личный контакт между ними, что обусловливает эффективность общения, его воспитат. силу. С одной стороны, это находит выражение в интенсивности, прочности и глубине усвоения ребенком в процессе подражания и сопереживания нравств. позиций родителей, проявляющихся в их привычках, суждениях и оценках, в их отношении к др. людям, обществ, событиям и т. д. С др. стороны, это проявляется в особой чувствительности, предрасположенности ребенка к внушению со стороны родителей, их сознательным установкам, касающимся его поведения.

В атмосфере любви и близости, делающих общение ребенка с родителями эмоционально насыщенным, удовлетворяется его потребность в положит, эмоциях, в к-рых он нуждается с момента рождения. Общение в С. оказывает сильнейшее влияние на дет. психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств. Вклад С. в эмоционально-нравств. развитие личности становится особенно ощутим в эпоху, когда интеллектуализация и рационализация человеческих взаимоотношений и форм обществ, жизни весьма заметны и оборачиваются угрозой одностороннего развития индивида, его «эмоциональной недостаточности». Внутрисемейные отношения, т. о., важнейший фактор превращения человека в активного участника культурной жизни.

В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают С. и определяют ее лицо. От характера и состояния супружеских отношений зависит нравств.-эмоциональный климат С., а следовательно, ее воспитат. возможности.

Степень нравств.-эмоциональной полноты и выразительности супружеских отношений по-разному представлена в таких типах С., как демократическая, авторитарная и С. переходного типа. Соответственно неодинаково и их влияние на нравств. и психич. развитие детей. Сравнит, исследования, проведенные в разных странах, выявили, что демокр. тип С. обладает более высоким воспитат. потенциалом. Установлено, в частности, что в таких С. значит. ельно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких С. обнаруживают лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, структура их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у учащихся из С. с более низкой степенью демократизации отношений. Существ, влияние на ребенка оказывает также согласованность либо, наоборот, дезор-ганизованность супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно любому типу С.). Имеются данные, согласно к-рым неблагополучная С. негативно влияет на познават. деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно к-рой дети, воспитанные в конфликтной С., оказываются плохо подготовленными к семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются значит. ельно чаще.

Конфликтная атмосфера в С. объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в С. с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в т. ч. и педагогической). и, наоборот, когда в плохо обеспеченных С. у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни пед. знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитат. неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы С Аномалии в пси-хич и нравств. развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих отрицат. явлений, к-рые нередко становятся причиной самой конфликтно-сти либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицат. ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т и). Считается, что конфликтная атмосфера С способна неблагоприятно влиять на ребенка уже в пренатальном периоде его развития Волнение матери как следствие стрессовой ситуации оказывает разрушающее действие на плод Эмоциональное состояние матери остро воспринимают дети любого возраста Особенно чувствительны к взаимоотношениям родителей подростки Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет. с отклонением от нормы В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, к-рые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психич. травмам В С с ненормальными отношениями супругов более чем в 2 раза чаще встречаются дети с аномалиями психики У лиц, воспитывавшихся в С, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность неврологич. реакций

Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, к-рые устанавливаются между родителями и детьми Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер Получено достаточно убедительных доказательств того, что в С с прочными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.н. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.

В С с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается Мн исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Отношение родителей, к-рое характеризуется отрицат. эмоциональной окра-шенностью, ранит.н. ожесточает ребенка Поскольку дет. сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед др людьми.

Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в С (семейных отношений, структуры и численности С, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания взрослыми Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей среды, стимулирует усвоение положит. примера.

Успех сознат воспитат. деятельности взрослых зависит от мн обстоятельств Она становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции Особая роль принадлежит пед. культуре родителей, к-рая дает возможность сузить тот элемент стихийности, свойственный воспитанию семейному в большей мере, чем любой иной его форме.

Интимно-эмоциональная сфера семейных отношений и любовь к ребенку - необходимое условие его полового воспитания Особую важность в этой связи приобретает многообразие нравств. чувств, в формировании к-рых С играет определяющую и незаменимую роль, весь опыт неполовой любви и дружбы, к-рый ребенок получает в С, и в первую очередь любовь и уважение к матери Научившись в С уважать мать, ребенок впоследствии, став взрослым, всегда с уважением будет относиться к женщине, материнству, С Только в С рождаются нравств. -эмоциональные ценности, необходимые для будущей семейной жизни,

Супружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности В С на примере матери девочка получает первые уроки женственности, а мальчик на примере отца.

Мужественности С вносит известный вклад в становление психол пола ребенка, включающего определенный набор черт характера, особенностей поведения, установок, эмоциональных реакций и т.д. В наст. время роли отца и матери взаимодополнимы, хотя частично и сходны Родители, заменяя и дополняя друг друга, выполняют разнообразные воспитат. задачи Взаимодополнение связано прежде всего со спецификой выполнения мужских и женских социальных ролей в С От мужской роли отца обычно ждут энергичность, силу, смелость, ответственность за принятие решений и т.н. От женской роли матери зависит воспитание у детей сердечности, ласки, снисходительности, доброты, др нравств. качеств человека Именно мать в первую очередь создает эмоциональный климат в семье, стремится к удовлетворению повседневных потребностей детей, вводит их в общение с более широким кругом родственников, приучает к семейным традициям Однако родители - и отец и мать - совместно осуществляют заботу о детях, формируют их представления о мире и людях, учат разбираться в социальных ситуациях, соблюдать моральные нормы.

Гармонич. ное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в С каждого из родителей, но и с согласованностью их воспитат. действий Исследования показывают, что ок 2/3 нервно больных детей пережили противоречивые воспитат. методы своих родителей

Наилучшая позиция, к к-рой следует стремиться обоим родителям, это признание ребенка как личности, как равноправного члена семьи, без переоценки или недооценки его роли Родителям следует относиться к проявлениям активности ребенка свободно, неформально, без излишнего любопытства или диктаторства, приноравливаясь к уровню его развития, проявляя уважение к его индивидуальности Наилучшим способом воздействия является объяснение, а не навязывание или принуждение Ребенок в такой С знает, чего от него ждут, понимает, что эти ожидания он способен оправдать.

Влияние С на развитие ребенка на разных этапах его не остается одинаковым «Пик» этого влияния приходится на первые годы жизни Это не означает, что роль семейного воспитания утрачивается с поступлением ребенка в обществ. обра-зоват учреждения Пребывание в них не исключает ежедневного общения родителей с детьми и, следовательно, родительского влияния Более того, С - единственный воспитат. институт, нравств. воздействие к-рого человек испытывает на протяжении всей жизни Поэтому следует говорить не об утрате влияния С на ребенка, а об утрате монопольного влияния С начинает разделять свою воспитат. функцию с др. институтами И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным воспитанием и воспитанием общественным, тем значит. ельнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса.

Лит Макаренко А С, Книга для родителей, M, 1969, Сухомлинский В А, Родительская педагогика, M, 1978, Иваново И, Семья, общество и социа лизация индивида, в кн. Семья как объект филос. и социология исследования Л, 1974, Лаптеноке Д, Семья и духовное развитие личности, Минск, 1977, ХарчевА Г, Мацковский M С, Совр. семья и ее проблемы, M, 1978, Б с с т у ж с в-Л ада И Ф, Семья вчера, сегодня, завтра, M, 1979,

Отличное определение

Неполное определение ↓

Жизнь любого человека начинается с семьи. Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно идентичных семей. Что это такое? Какие они бывают и чем различаются?

Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

  1. С точки зрения социологии , это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.
  2. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.
  3. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.

Признаки

Семья как малая общность обладает отличительными признаками:

  • союз двух людей (традиционно мужчины и женщины), подтверждённый нормами Закона;
  • вступление в брачные отношения на добровольных началах;
  • общность быта и ведения домашнего хозяйства, приобретения материальных ценностей;
  • моральное, психологическое и нравственное единство;
  • вступление в близкие, интимные отношения;
  • рождение, воспитание и социализация детей.

Основные функции

Институт семьи подразумевает связи, которые возникают между ней и обществом, направленность её деятельности. Таких связей может быть несколько, и они вариативны для каждой отдельной малой группы.

Однако выделяется ряд традиционных функций, которые выполняет семья:

  • репродуктивная . Цель: установление сексуальных отношений с последующим рождением детей. Данная функция является ведущей, поскольку предполагает, что, вступив в интимную связь, мужчина и женщина выполняют главное своё предназначение – продолжение рода;
  • хозяйственно-экономическая . Цель: создание общих материальных ценностей, устройство и ведение совместного хозяйства, организация быта, объединение средств и капиталлов, произведение общих расчётов;
  • регеративная . Цель: сохранение семейных, родовых ценностей и реликвий, передача опыта старшего поколения младшему;
  • воспитательно-образовательная . Цель: реализация потребностей родительских качеств в контактах с детьми, их обучение, нравственное и психологическое развитие, воспитание морально-этических норм и т.д. В данном случае говорят о семейном воспитании.

Структура

Демографическая статистика выделяет несколько типов семей, характеризующихся определённым набором характеристик.

Характерный признак Тип семьи Отличительные особенности
1.Количество партнёров Моногамная 2 партнёра
Полигамная Более 2-х партнёров Многожёнство (1 мужчина и несколько женщин). Распространена у мусульман.
Полиандрия (1 женщина и несколько мужчин). Редкое явление.
Шведская семья (полиаморные отношения между 3 партнёрами)
2. Половаяпринадлежность партнёров Разнополая Партнёры мужчина и женщина
Однополая Только мужчины или только женщины. В законодательстве РФ такой вид брака не предусмотрен, поэтому такие семьи не регистрируются.
3. Количество детей Бездетная (инфертильная) Отсутствие детей
Малодетная 1 – 2 ребёнка
Многодетная 3 и более детей Пользуется особым вниманием и поддержкой государства, является наиболее устойчивой целостной ячейкой общества.
4. Состав Нуклеарная Родители и дети 1)элементарная — 3 человека: муж, жена, ребёнок. Наиболее часто встречается в европейских странах.2)составная – муж, жена и несколько детей.
Полная – наличие обоих родителей.Неполная –1) есть 1 из родителей;2) бездетная семья.
Сложная (патриархаль-ная) Несколько поколений, проживающих в одном доме и ведущих общее хозяйство. Характерно для мусульманских семей.
5. Место и роль человека. Родительская Роль ребёнка
Репродуктивная Роль родителя
6. Место проживания Матрилокальная Проживание с семьёй жены. Отношения: зять – тесть и тёща.
Патрилокальная Проживание с семьёй мужа. Отношения: невестка – свёкор и свекровь. Традиционный тип семьи: по многим канонам женщина, выходящая замуж, переходит в семью своего мужа.
Неолокальная Молодая семья живёт отдельно от родителей и самостоятельно организует хозяйство, быт и устанавливает личные взаимоотношения. Наиболее распространённый в современности тип малой группы.
7. Социальный статус Молодая 1) супруги в возрасте 18-30 лет;2) первый брак ;3) совместная жизнь до 3-х лет.
Сложившаяся Супруги ведут соместное хозяйство и воспитывают детей более 3-х лет.
Приёмная Семья, в которой кроме собственных воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей.
8. Материальное состояние Обеспеченная Материальный достаток выше среднего
Малоимущая (малообеспечен-ная) Материальный достаток на уровне или ниже прожиточного минимума.
9. Морально-психологическое состояние Благополучная Материальный достаток, благоприятная обстановка, хороший микроклимат и доброжелательные отношения между всеми членами семьи.
Неблагополуч-ная Материальные трудности, недостаток средств на ведение общего хозяйства, злоупотребление старшими членами алкоголем и наркотиками. Проблемы во взаимоотношениях. Неблагоприятная обстановка для воспитания детей. Как следствие – конфликты, приводящие к разводам.
конфликтные семьи – частые ссоры, разногласия, психологическое давление;
кризисные – семьи достигшие определённого возраста и социального благополучия;
проблемные – ячейки, в которых периодически или постоянно возникают проблемы социального или психологического характера.
Группа риска Отрицательный психологический климат, сложные межличностные отношения, неблагополучие ребенка: аномалии в развитии, физическое, психическое и нравственное нездоровье. Следствие – правонарушения, низкий образовательный уровень.
1) деструктивная : изолированность от общества всей семьи или отдельных её членов. Часто секторальные объединения или религиозные группы.
2) неполная : наличие только одного родителя;
3) распавшаяся : развод или уход из семьи одного из её членов (обычно мужчины);
4) ригидная : низкий уровень гибкости, терпимости, адаптивности, явное превосходство и давление со стороны одного члена семьи.

Стать успешным в современном мире, не всегда значит иметь хорошую машину, недвижимость или подняться по карьерной лестнице. В успехе любого человека огромную роль играет семья. И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком судьбы для каждого из нас. Членами нашей семьи мы, как правило, дорожим и прислушиваемся к их советам. О том, что такое семья и как добиться гармонии в отношениях с семьей, - мы обсудим в нашей статье.

Что такое семья: определение

Семья - это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака. Возможно, вы уже предполагали, что такое семья. Но не стоит забывать, что согласно определению, члены семьи связаны между собой взаимной помощью, общностью быта и правовой, а также моральной ответственностью. Семья является достоянием общественных ценностей. Каждый человек с момента своего рождения уже обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. В жизни часто можно услышать вопрос: что такое семья? Определение даётся также в семейном праве. Оно гласит, что семья - это группа лиц, связанная имущественными и неимущественными обязанностями и правами, вытекающими из родства, брака или усыновления.

Чтобы усвоить определение семьи, ознакомьтесь с её главными признаками:

  1. совместное проживание;
  2. наличие общих детей (в большинстве случаев);
  3. соблюдение прав и обязанностей, которые предусматривает законодательство;
  4. наличие материальной и моральной общности;
  5. взаимная поддержка членов семьи.

Структура семьи

Структура семьи учитывается во время переписей населения и играет важную роль в жизни общества и государства. На данный момент существуют множество типов семей с её различной организацией:

  • Например, моногамная семья отличается от полигамной тем, что, как правило, состоит из двух партнеров. В то время как в полигамной семье, один из супругов может иметь сразу нескольких брачных партнеров.
  • Семья может быть однополой и разнополой. Шведской семьей называется семья, при которой трое человек (двое из которых одного пола) живут вместе. При этом отношения между партнерами могут быть различными и не всегда подразумевать совместный секс.
  • Семьи могут различаться по количеству детей и подразделяться на несколько видов: бездетная семья; однодетная семья (1 ребенок); малодетная семья (1-2 ребенка); среднедетная семья (3-4 ребенка); многодетная семья (от 5 детей);
  • В современном обществе наиболее распространена нуклеарная семья. Что такое нуклеарная семья и в чём её особенность? Нуклеарная семья состоит из одной брачной пары с детьми или без детей. А сложная семья включает в себя несколько поколений (дедушек, бабушек, сестер и их мужей, братьев и их жён, племянников и т.д.)
  • Одной из незащищенных групп населения является молодая семья. Что такое молодая семья и чем же она отличается от других семей? Дело в том, что семью можно считать молодой, если она отвечает по следующим параметрам: возраст супругов должен быть от 18 до 30 лет; брак должен быть заключен впервые, а продолжительность совместной жизни не должна превышать 3 лет.

Что такое ресурсы семьи: их виды

Чтобы удовлетворить потребности членов семьи, необходимо обладать определенными ресурсами, которые смогут обеспечить развитие личности, а также его жизнедеятельность. Ресурсы семьи - это материальные, денежные и производственные средства, возможности, ценности и источники доходов.

Существует несколько видов ресурсов:

  • Материальные ресурсы. Включают в себя любую недвижимость, бытовую технику и транспортные средства передвижения.
  • Трудовые ресурсы. Подразумевают под собой членов семьи с их возможностью вести домашнее хозяйство.
  • Финансовые ресурсы. Включают в себя деньги, ценные бумаги, банковские счета и т.п.
  • Технологические ресурсы. Используется технология ремонта, технология приготовления пищи и т.д.

Как построить семейное счастье

О том, что такое счастье семьи и как достичь той самой гармонии, написано немало книг. Но, чтобы создать прочный фундамент в семье, необходимо работать над собой и развивать нужные качества. Они помогут пережить вам вместе и взлёты, и падения. Таким образом, чтобы построить семейное счастье вы должны обладать пониманием, уважением и самопожертвованием к своему партнеру. Будьте ответственны за ваше счастье и помните, что оно для вас общее. Никаких "я" в семье не существует, только "мы". Так вы создадите крепкую и счастливую семью.

Что такое семья для детей, и какими должны быть условия для их развития? Для ребенка, семья - это, прежде всего среда, в которую закладываются условия его психического, физического, интеллектуального и эмоционального развития. Чтобы это развитие осуществлялось, вы должны уделять внимание воспитанию ребенка и проводить с ним различные занятия. Также необходимо найти с ребенком тот контакт, при котором вы сможете выявить его интересы и вписаться в них. Если ваш ребенок дошкольного возраста, то уделите внимание развитию смысловой сферы, чтобы в будущем у ребенка не возникли проблемы с получением новой информации и развитием личности.

Таким образом, для того, чтобы узнать, что такое семья, сочинение будет бессмысленным. Прислушайтесь к изложенной информации в нашей статье, и помните, что счастье семьи зависит только от вас.

Основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью и воспитанием детей. С развитием цивилизации и в различных социальных сообществах функции семьи меняются.

СЕМЬЯ

family) Семья в психоанализе - это всегда то, что антропологи называют нуклеарной семьей, состоящей из матери, отца и детей, которые рассматривают себя и рассматриваются обществом как исходная ячейка, а не большая семья клана или племени. В результате такие явления, как ЭДИПОВ КОМПЛЕКС и соперничество между братьями и сестрами (см. СИБСЫ), всегда описываются в терминах, которые потеряют смысл, еслиих применить к культурам, где дяди, бабушки и дедушки не менее значимы, чем отцы, а между двоюродными и родными братьями и сестрами не делается различий. Кроме того, явления, подобные кризису юношеской ИДЕНТИФИКАЦИИ, имеющие место только в нуклеарных семьях, определяются таким образом, словно они - неотъемлемые свойства человеческой природы. семейная терапия - это ПСИХОТЕРАПИЯ, которая в качестве объекта лечения рассматривает не отдельного пациента, как "представителя" семьи, а всю семью в целом. В США выпускается журнал "Семейный процесс", где публикуются исследования, основанные на предположении, что неврозы являются внутрисемейными нарушениями. семейная романтика - фантазия ребенка о том, что его родители - не настоящие, и что на самом деле он благородного, даже королевского происхождения.

Семы

Sems ). "Социально сформированные проводящие структуры эргов". Выученные или приобретенные динамические черты, промежуточные цели, связывающие аттитюд с изначальным эргом. Семы берут свою энергию из эргов и придают аттитюдам некоторую организацию и стабильность.

СЕМЬЯ

1. В самом строгом значении термин "семья" относится к фундаментальной единице родства. В своей минимальной или ядерной форме семья состоит из матери, отца и потомства. В более широком использовании это может относиться к расширенной семье, которая может включать дедушку и бабушку, двоюродных братьев и сестер, приемных детей и т.д., которые все вместе действуют как отдельная социальная единица. У социологов и антропологов имеется множество других специальных классификаций для различных видов семей, согласно тому, как они представляются в различных культурах и обществах. 2. Более широкое значение – группа людей с близкими социальными или личными связями, даже если между ними нет никаких кровных связей. 3. Еще более широкое значение – термин, применимый к любой совокупности близко или формально связанных предметов или событий; в математике это относится к семье кривых, в социальной психологии – к семье черт или отношений, в лингвистике – к семье языков и т.д. 4. В биологии – уровень классификации связанных видов (или иногда отдельного вида), которые сгруппированы в определенном порядке.

СЕМЬЯ

основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Основные исторические формы С.: парная (при неустойчивых связях между мужем и женой и раздельном имуществе), большая (включающая несколько поколений родственников), полигамная, моногамная. Большинство современных С. состоит из супругов и их детей (нуклеарная С.). Сфера возникновения и развития семейных конфликтов.

СЕМЬЯ

устойчивое объединение, основанное на браке или кровном родстве людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Важнейшая функция С. – репродуктивная, т. е. рождение и воспитание детей. С. обеспечивает наиболее адекватные условия для полового воспитания детей и формирования их полового самосознания. У индивидов, воспитанных в С., особенно в которых есть и отец и мать, реже встречаются половые извращения, легче и естественнее проходит процесс половой социализации.

Семья

славянск. «семь» - работник, слуга, домочадец; лат seimа – домочадец) - 1. фундаментальная единица родства. В своей минимальной или ядерной, нуклеарной форме семья состоит из отца, матери и их потомства. В более широком значении термин относится к «расширенной семье», которая может включать дедушку, бабушку, двоюродных братьев и сестер, приемных детей и т. д., которые все вместе функционируют как отдельная социальная единица. Существует множество других специальных классификаций для различных видов семей, согласно тому, как последние представляются в разных культурах и обществах; 2. более широкое значение – группа людей с близкими социальными или личными связями, даже если между ними нет никакой кровной связи; 3. еще более широкое значение – термин, который обозначает любую совокупность близко или формально связанных объектов или событий. Например, в социальной психологии – семью черт или отношений, в математике - семью кривых, в лингвистике – семью языков и т.п.; 4. в биологии – уровень классификации связанных видов (иногда отдельных видов), которые сгруппированы в определенном порядке; 5. в психоанализе – то, что антропологи называют нуклеарной семьей, состоящей из отца, матери и их родных и/или приемных детей, которые рассматривают себя и рассматриваются обществом как исходная ячейка, а не большая семья клана или племени. В результате такие явления, как Эдипов комплекс и соперничество между братьями и сестрами всегда описываются в терминах, которые теряют смысл, если их применить к культурам, где дяди, бабушки, дедушки и другие родственники отнюдь не менее значимы для детей, чем их отцы, а между двоюродными и родными сибсами не делается при этом существенных различий. Кроме того, явления, подобные кризису юношеской идентичности (в психопатологии - «нарушению отождествления»), обычно имеющие место только в нуклеарных семьях, определяются таким образом, словно они представяют неотъемлемые свойства и всегда существующие свойства человеческой природы. Существуют исследования, основанные на предположении о том, что неврозы являются преимущественно внутрисемейными нарушениями. Термин семейная романтика обозначает фантазии ребенка о том, что его родители – не настоящие, и что на самом деле он имеет высокое, благородное, даже королевское происхождение.

Семья

малая социальная группа, состоящая из людей, связанных узами родства и/или супружества. Представляет собой динамическую систему, функционирование которой определяется действием двух законов: закона гомеоста-за и закона гетеростаза. Согласно закону гомеостаза, каждая семья стремится сохранить свое положение, остаться в данной точке развития. Согласно закону гетеростаза, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл: некую последовательность смены стадий. Семья выполняет ряд функций, наиболее важными из которых являются: функция духовного (культурного) общения, эмоциональная, сексуально-эротическая, функция первичного социального контроля, репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая.

Практически каждый человек, живущий на этой планете, рано или поздно находит себе вторую половинку. Одни пары живут вместе десятилетиями, наслаждаясь обществом друг друга, и не усложняют всё штампами в паспорте. Другие же отправляются в ЗАГС, чтобы связать себя узами брака. В любом случае - это семья. Ведь их объединяют любовь и чувства. Но для чего нужна семья вообще? Этот вопрос наверняка закрадывался в голову многих из нас. Что ж, стоит попытаться найти на него ответ.

Определение

Для начала можно отметить, как принято характеризовать семью на словах. То есть обратиться к терминологии. Определение гласит, что это социальный институт и базовая ячейка общества. И характеризуется она определенными признаками. В частности, союзом двух любящих друг друга людей и добровольным вступлением в брак. Впоследствии становятся связанными общностью быта. Но самое главное, что семья - это в первую очередь важнейшая общественная ценность.

Польза

Для взрослого является источником удовлетворения определенных потребностей самого различного характера: начиная с заботы и интимной близости и заканчивая помощью партнёра по дому и выполнением им работы.

Для младших членов общества семья является средой, в которой складываются благоприятные условия для развития. Даже не столько физического, сколько эмоционального, психического и интеллектуального. Всё это ребёнку обязаны дать его родители. Которые, в свою очередь, должны сами состояться как личности, способные воспитать полноценного члена цивилизованного общества. Потому к рождению ребёнка, если таковое планируется, нужно относиться с максимальной ответственностью. В современном обществе многие её, к сожалению, не осознают.

Другие функции

Теперь можно более подробно рассказать о том, для чего нужна семья, помимо вышеперечисленного. Социологи дополнительно выделяют ещё несколько её функций.

Первая - это хозяйственно-бытовая. То есть суть функции заключается в удовлетворении материальных потребностей обоих членов семьи. Люди женятся, работают, покупают на совместно накопленные средства квартиру, обставляют её техникой и мебелью - это самый примитивный пример. Но наглядный. Ведь в складчину всё получается приобрести быстрее.

Эмоциональная составляющая

Но конечно, первое и основное, для чего нужна семья, - это чувства. Любовь, симпатия, забота, уважение, признание, взаимная поддержка. Желание вместе заниматься духовным обогащением, в конце концов. Это ведь всё то, что нужно для семьи.

И конечно, ещё одной немаловажной функцией является сексуально-эротическая. Каждый партнёр должен удовлетворяет соответствующие потребности другого. По желанию, естественно. Хотя, по сути, разве в счастливых парах иначе бывает?

Нет, но вот в других семьях - да. Нередко союзы распадаются из-за сексуальной несовместимости. Взрослые и молодые семейные пары рушатся, так как неудовлетворенные друг другом партнёры начинают злиться, срываться и, наконец, искать себе утешение на стороне.

Представления о нормальной семье

Никаких «стандартов» нет. В наше время - уж точно. Для чего нужна семья - было сказано, а теперь можно уделить внимание её характеристикам. Всё-таки кое-какие представления о здоровом союзе есть сейчас. И они вполне адекватны и правильны.

В семье каждый партнёр должен воспринимать другого как человека, равного себе. Проявлять доверие, открытость, быть честным и хранить супружескую верность. Последний аспект с каждым годом становится всё более утопичным. Но ведь он правильный. Люди женятся, потому что любят друг друга и не представляют жизни без своего партнёра, который их во всём устраивает. Тогда зачем искать чего-то иного?

Что нужно для семьи - так это ответственность каждого её члена. Если возникают какие-то проблемы, нужно их решать вместе, а не пытаться переложить вину на партнёра.

Также в здоровой семье люди вместе отдыхают, получают удовольствие от чего-либо и радуются. А ещё с уважением относятся к традициям друг друга. Если один из партнёров имеет немецкое происхождение, а другой - русское, то почему бы не отмечать национальные праздники обоих?

Ещё в нормальной семье должно существовать право на приватность. Всем нам иногда надо побыть наедине с самым дорогим человеком - с самим собой. И понимает правильно. А не как желание его второй половинки отдалиться. И ещё: оба партнёра обязаны принимать особенности и отличия друг друга, не пытаясь «перекроить» суть возлюбленного человека. Если всё перечисленное соблюдается, и не из-за того, что так надо, а потому что от души и сердца идёт, то счастливая обеспечена.

О проблемах

Итак, весьма подробно было рассказано о том, что такое семья. Определение нормальных, здоровых отношения также дано. И теперь можно отметить вниманием ключевые моменты, которые указывают на несостоятельность пары и несовместимость в браке.

Партнёрам стоит задуматься, если они отрицают проблемы и поддерживают иллюзии. Если, допустим, жена из 24 часов в сутках 15 проводит на работе, это стоит обсудить. Скорей всего, при таком раскладе мужчина чувствует себя холостым.

Отсутствие интимности - тоже проблема. Как и жесткое распределение ролей в семье. Если женщина на работе, а у мужчины в этот день выходной - почему бы ему не потратить 30 минут на вытирание пыли? У многих людей по этому поводу и всем другим подобным есть большие предрассудки.

Проблемой являются конфликтные взаимоотношения. Особенно скрытые, когда пара создаёт иллюзию того, что всё нормально. Допустим, жена узнала об измене мужа, но ничего не говорит и ведет себя как ни в чем ни бывало, но подсознательно ненавидя своего супруга. Любую проблему нужно решать, в противном случае микроклимат в семье будет крайне неблагоприятным.

Выводы

Что ж, ключ к счастливой совместной жизни - это взаимная толерантность, правильная расстановка приоритетов, умение находить компромиссы, а также сохранение своей индивидуальности (ведь именно в неё люди и влюбляются). Кстати, немаловажно сохранять ту самую «искорку», о которой многие так любят говорить. Но для этого нужно просто избавиться от рутины и регулярно вносить в жизнь разнообразие.

Отношения идеальными не бывают, но их можно построить. А в основу положить любовь. И ни в коем случае не нужно следовать стандартам. Союз будет счастливым, если партнеры будут жить так, как им обоим хочется. А для чего нужна семья ещё, как не для этого?