Семья основывается на браке или кровном родстве. Семейные правоотношения

Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены к-рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологич. отношений. Как социальное явление С. изменяется вслед за развитием экономич. базиса общества; в то же время прогресс форм С. обладает относит. самостоятельностью.
Применяя понятие С. к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между к-рыми были разрешены половые отношения. В указанном смысле можно говорить о кровнородственной семье, в к-рой брачные отношения имеют лишь одно ограничение - принадлежность к разным поколениям, о групповой семье, к-рая возникла в результате запрещения половых связей не только между родителями и детьми, но и между братьями и сестрами и имела эндогамную и экзогамную разновидности, наконец, о парной семье, к-рая предполагала брачные отношения лишь одного мужчины с одной женщиной, но эти отношения были ещё непрочными и легко расторжимыми. Можно предположить существование дислокальной парной семьи, когда каждый из супругов жил в своей родовой группе.
На всех этих ступенях развития С. осн. формой трудовой и бытовой общности людей был род, имевший матриархальную или патриархальную организацию.
В качестве устойчивого социального объединения С. возникла в эпоху позднего неолита с разложением родового строя и появлением частной собственности, прибавочного продукта и классов. Первая историч. форма моногамной С.- патриархальная С., управляемая отцом, стала возможной благодаря закрепощению женщины, происшедшему в результате уменьшения её экономич. роли и сосредоточения богатства в руках собственника - мужяины. Патриархальная С. была строго моногамной лишь для женщины. Перед мужчиной же развитие рабства и др. форм зависимости и господства открыло новые возможности многоженства (наложничество рабынь, гетеризм, проституция). В странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака, но даже европ. патриархальная С. вклюяала в себя как родственников, потомков одного отца с их жёнами и детьми, так и домашних рабов, в т. я. наложниц (лат. слово familia означает совокупность принадлежащих одному человеку рабов); поэтому Энгельс определяет её как «промежуточную форму» между многоженством и моногамией. Патриархальная С. являлась одновременно производств. объединением и обычно была многочисленной. В классич. виде она существовала на первых этапах рабовладельч. формации, но различные её модификации сохранились у мн. народов и при феодализме.
С переходом к феодализму «...моногамия, развившаяся на развалинах римского мира в процессе смешения народов, облекла владычество мужчин в более мягкие формы и дала женщинам, по крайней мере с внешней стороны, более почетное и свободное положение, чем когда-либо знала классическая древность» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 72). Распространение мировых религий, прежде всего христианства, усилило идеологические узы, скреплявшие С. На «экономическом каркасе» брака появился «трогательно-сентиментальный покров». Господствующий класс, освобождённый от экономических забот, достиг такой стадии духовного и нравственного развития, при к-рой могли появиться «рыцарское отношение к женщине» и «рыцарская любовь». Но поскольку частная собственность оставалась основой браяно-семейных отношений, эти ценности возникли не в браке, а вне его, как его антиподы. Противоречие в С. между «поработителем - мужчиной и порабощённой женщиной» было дополнено не менее острым конфликтом между экономич. целями собственнич. моногамии и избирательностью полового влечения, к-рая наиболее сильно проявляет себя в чувстве любви. Ка-питалистич. индустриализация разрушила - по крайней мере в городах - характерную для феодализма связь между жизнью С. и произ-вом, а из всех экономич. функций оставила у многих С. лишь функцию организации быта. Большинство С. стало состоять лишь из супругов и их детей (нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели менее иерархич. и авторитарный характер. Женщины получили широкий доступ к работе на пром. предприятиях и в сфере услуг. Это в несравненно большей, чем при феодализме, степени обеспечило экономич. самостоятельность женщин и их независимость от мужчин, даже несмотря на сохраняющуюся в бурж. гос-вах дискриминацию в оплате жен. труда. Под влиянием революц. борьбы пролетариата женщинам во мн. странах были предоставлены гражд. права, в т. ч. право на развод. Среди классов и социальных групп, непосредственно не связанных с частной
собственностью, брак из экономич. института всё больше превращался в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Произошло известное перераспределение обязанностей мужа и жены в С. в ведении домашнего х-ва и воспитании детей. Развитие системы бытового обслуживания, досуга, детских учреждений позволило С. полностью или частично освободиться от ряда прежних обязанностей (т. н. редукция функций С.). С. всё больше сосредоточивалась на своей внутр. жизни, возрастала роль внутрисемейных отношений в обеспечении её стабильности и прочности. Ослабление контроля обществ. мнения (в результате урбанизации), а также экономич., правовых и религ. уз, скреплявших прежнюю С., резко увеличило «нагрузку» на моральные узы.
В капиталистич. обществе действуют две противоречивые тенденции изменения С.: её обновление, «реконструкция» на основе пром. и культурного прогресса и дезорганизация. Первая из этих тенденций наиболее характерна для трудовых семей, вторая - для пара-зитич. слоев. Экономич., политич. и моральные противоречия капитализма стимулируют отчуждение С. от общества. Закономерное сосредоточение С. на внутр., семейных проблемах принимает форму её «самоизоляции». В то же время возрастают возможности внутри-семейных коллизий и уменьшаются шансы их урегулирования без ущерба для единства С. Всё это ведёт к неустойчивости С., росту числа разводов.
В результате социалистич. преобразований семейные отношения освобождаются от социальных установлений старого общества (собственнического права, влияния церкви, классовых, сословных и нац. предрассудков и т. д.). Уничтожаются все формы дискриминации женщин и одновременно систематически расширяется сеть обществ. учреждений, призванных помогать С. в воспитании детей и ведении домашнего х-ва. Рост благосостояния и культуры населения ведёт к формированию социалистич. типа С.
Марксизм-ленинизм отвергает бурж. и анархистские утверждения, будто обобществление средств произ-ва в социалистич. и коммунистич. обществе должно обязательно сопровождаться «обобществлением» женщин и детей, разрушением С. В действительности коммуни-етич. идеалом отношений между полами является «...гражданский брак с любовью...» (Ленин В. И., ПСС, т. 49, с. 56). Социалистич. С. отличается от собственнической С. по мотивам брака и характеру внутри-семейных отношений. Подавляющее большинство браков в социалистич. обществе заключается не по экономич. расчёту или родительскому принуждению, а по личному выбору будущих супругов. В связи с этим внутрисемейная организация характеризуется при социализме гораздо большими, чем в любом другом обществе, равноправием супругов и сплочённостью семейной группы. Всё большее выражение получает тенденция к дроблению больших С. и раздельному жительству старшего и младшего поколений. Главными обществ. функциями С. при социализме становятся обеспечение потребностей мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве и воспитание детей. Функция накопления частной собственности отмирает уже в ходе социалистич. преобразований, а хозяйственно-бытовая функция осуществляется не как цель, а как условие семейной жизни. Существенно изменяется и характер взаимоотношений между С. и обществом, гос-вом, повышается социальная активность С. Вместе с тем определ. число С. и в условиях социализма не свободно от феод.-религ., мещанских и др. пережитков. На прочность С., рождаемость и семейное воспитание негативное влияние оказали порождённые 2-й мировой войной дсмографич. диспропорция, разрушение жилищного фонда, экономич. трудности.
Возрастание в условиях зрелого социализма роли С. как фактора, упорядочивающего воспроизводство населения и обеспечивающего первичную социализацию де-
тей обусловило активизацию теоретич. и практич. работы, направленной на укрепление брачно-семейных отношений. В 1968-70 были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик и новые союзно-респ. кодексы о браке и семье. Конституция СССР устанавливает, что С. находится под защитой гос-ва. Забота о воспитании детей является одной из осн. конституционных обязанностей сов. граждан. В стране создаётся служба С., включающая подготовку молодёжи к семейной жизни, организацию помощи одиноким людям, желающим вступить в брак, систему консультаций по вопросам планирования материнства, психологии супружеских отношений, ухода за детьми и их воспитания.
Вопреки прогнозам нек-рых бурж. теоретиков, предсказывающих замену уже в недалёком будущем С. «свободным сожительством», марксизм-ленинизм исходит из того, что в ходе строительства коммунизма С. будет развиваться и совершенствоваться.
Энгельс Ф., Происхождение С., частной собственности и гос-ва, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Ленин В. И., [Письмо] Инессе Арманд 23 мая (5 июня) 1914, ПСС, т. 48; его же, [Письмо] от 4 (17) янв. 1915 г., там же, т. 49; Ковалевский М., Очерк происхождения и развития С. и собственности, СПБ, 1895; Морган Л. Г., Первобытное общество, пер. с англ., М., 1900; X а р ч е в А. Г., Брак и С. в СССР, М., 19792; Юркевич Н. Г., Сов. С., Минск, 1970; X а р ч е в А. Г., Голод С. И., Проф. работа женщин и С., М., 1971; Дарский Л. Е., Формирование С., М., 1972; Семенов Ю. И., Происхождение брака и С., М., 1974; Чуйко Л. В., Браки и разводы, М., 1975; В а с и л ь е-в а Э. К., С. и ее функции, М., 1975; Герасимова И. А. Структура С., М., 1976; Изменение положения женщины и С., М., 1977; Демографич. проблемы С., М., 1978; X а р ч е в А. Г. Мацковский М. С., Совр. С. и ее проблемы, ?., 1978; С ы-с е н к о В. А., Устойчивость брака, М., 1981; Аннотированная библиография работ по проблемам С. в СССР (1957-1971) в. 1-2, М., 1972; С о о d e W. J., World revolution and family patterns, Chi., 1963; Handbook of marriage and the family ed. H. T. Christensen, Chi., 1964; A modern introduction to the family, ed. N. Bell and E. Vogel, rev. ed., ?. ?., 1968 Sussman М. В., Sourcebook in marriage and the family" N.Y., 19683; Hill R., Family development in three generations, Camb. (Mass.), 1970; Rapoport R., R a p o-p or t R. N., Leisure and the family life cycle, L., 1975; K einig R., Die Familie der Gegenwart. Ein interkultureller Vergleich, Munch., 1977; Chombart de Lauwe P.-H., La vie quotidienne des families ouvrieres, P., 1977s; Contemporary theories about the family. Research-based theories, ed W. R. Burr (e. a.), V. 1, N. Y.-L., 1979. А. Г. Xapчeв.

Основанная на Браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке... Большая советская энциклопедия

  • СЕМЬЯ - Исторически обусловленная социальная ячейка, основанная на брачных связях и отношениях кровного родства. На разных этапах развития семейно-брачных отношений размеры, структура и социальная роль С. различны. Выделяются несколько основных историч. Советская историческая энциклопедия
  • семья - Семья, семьи, семьи, семей, семье, семьям, семью, семьи, семьёй, семьёю, семьями, семье, семьях Грамматический словарь Зализняка
  • СЕМЬЯ - СЕМЬЯ - основанное на браке или кровно-родственных отношениях объединение людей, связанное хозяйственно-бытовой общностью и взаимной ответственностью; первичная институционализируемая социальная форма совместной жизни людей. Возникает... Новейший философский словарь
  • Семья - I. Семья и род вообще. - II. Эволюция семьи: a) Семья зоологическая; b) Доисторическая семья; c) Основания материнского права и патриархального права; d) Патриархальная семья; e) Индивидуал., или моногамическая, семья. - III. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • семья - СЕМЬ’Я, семьи, вин. семью и (·прост.) семью, мн. семьи, семей, семьям, ·жен. 1. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Глава семьи. Член семьи. Советская семья. «У нас была хорошая, непьющая семья. Толковый словарь Ушакова
  • семья - сущ., кол-во синонимов: 21 близкие 12 вотченник 1 голодняк 2 династия 65 дом 111 задруга 2 мафия 13 поколение 6 пчелосемья 1 род 41 рой 36 семейка 4 семейные 4 семейный круг 4 семейство 15 семеюшка 1 семьища 1 фамилия 9 фиефо 1 хомут 26 юрт 6 Словарь синонимов русского языка
  • СЕМЬЯ - СЕМЬЯ - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Большой энциклопедический словарь
  • семья - Группа живущих вместе родственников. О составе, степени состоятельности семьи, об отношении членов семьи к работе, хозяйству и т. Словарь эпитетов русского языка
  • семья - семья́ в устном народн. творчестве также в знач. "жена", укр. сiм᾽я́, др.-русск. сѣмиɪа "челядь, домочадцы, семья; муж, жена", сѣмьца "младший член семьи" (Соболевский, Сб. Ляпунову 61 и сл.), русск.-цслав. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • семья - СЕМЬЯ -и; семьи, семей, семьям; ж. 1. Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Обеспеченная, малоимущая с. Многодетная с. Интеллигентная, дружная, большая с. Рабочая, крестьянская с. Зажить своей семьёй. Толковый словарь Кузнецова
  • семья - СЕМЬЯ, и, мн. семьи, мей, семьям, ж. 1. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей. 2. перен. Объединение людей, сплочённых общими интересами (высок.). Дружная школьная с. Студенческая с. Толковый словарь Ожегова
  • Семья - Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Как устойчивое объединение возникла с разложением родового строя. Сексологическая энциклопедия
  • СЕМЬЯ - СЕМЬЯ - англ. family; нем. Familie. 1. Соц. институт, характеризующийся определенными соц. нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. Социологический словарь
  • семья - -и, мн. семьи, семей, семьям, ж. 1. Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Кроме нашей семьи, то есть моей матери, сестер и брата, --- у нас в доме проживал один отставной моряк. Малый академический словарь
  • семья - семья ж. 1. Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе. || перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами. 2. перен. Род, поколение. Толковый словарь Ефремовой
  • семья - Образовано от съмь – "работник, домочадец". Этимологический словарь Крылова
  • семья - Термин, широко использующийся в законодательстве, но имеющий социологический, а не правовой характер. в разных отраслях права (семейном, гражданском, трудовом) в него вкладывается разный смысл. в теории семейного права... Большой юридический словарь
  • Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью Так же, семья – это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака или опекунства

    Жизненный цикл семьи l Жизненным циклом семьи называется последовательность значимых, этапных событий в существование семьи. Этот цикл начинается с заключения брака и заканчивается в период его расторжения. Стабильные (крепкие семьи) имеют только один момент – заключение брака, и не имеют другого – развода. Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующим: заключение брака служит первой, или начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребёнок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребёнка и называется стадией роста семьи

    Вторая стадия роста семьи l Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребёнка до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребёнок, обзавёдшийся собственной семьёй

    Третья стадия l На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие друг за другом по годам рождения дети по очереди покидают семью. Её называют зрелой фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети, и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки. Они занимают место, опустевшее после отъезда взрослых детей. Отчий дом вновь наполняется детским голосом и заботами о подрастающим поколение. Но теперь это отношения между внуками и прародителями – бабушками и дедушками. В разных семьях и разных странах третья стадия продолжается неодинаковое время. Она заканчивается, как только внуки покидают дом своих бабушек и дедушек.

    Четвёртая стадия l Когда внуки взрослеют, они начинают вести самостоятельный образ жизни, а дом прародителей вновь пустеет. Начинается четвёртая стадия – стадия затухания. Она заканчивается смертью одного или обоих супругов

    Заключительная стадия l Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую – брачная пара остаётся наедине с собой. Разница лишь в возрасте. Вначале молодая пара, теперь она состарилась, отчий дом покинула молодёжь

    Проживание семей l В Европе и Америке пожилых пар, живущих отдельно от детей, больше, чем в других странах, по двум причинам: а) молодым легче найти жильё, б) в обществе преобладают индивидуалистические ценности. В России, особенно на селе, гораздо больше трехпоколенных семей: пожилая пара живёт совместно с повзрослевшими детьми, которые заботятся о ней духовно и материально. А эта значит, что стадии «пустого гнезда» у такой семьи нет.

    Нуклеарная семья Современная семья – первичная социальная и экономическая ячейка, включающая родителей и одного ребёнка. Её называется нуклеарной семьёй, потому что демографическим ядром семьи, отвечающий за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальная и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники – бабушки, дедушки, дяди, тёти и т. п. – относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, много поколенной. Последнее прилагательное уточняет, что семья расширяется за счёт 3 -4 поколений прямых родственников, а не за счёт присоединения к нуклеарной семье дядей, кузенов и т. п. l По мере того, как общество переходит от доиндустриальной к индустриальной и постиндустриальной стадиям развития, традиционная многопоколенная семья всё больше вытесняется современной двухпоколенной, или нуклеарной, семьёй. В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей l

    Аспекты семьи Выделяют следующие аспекты семьи: l Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми. l Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически - общим семейным бюджетом. l Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания. l Биологическая: состоит из родителей и детей. Социальный аспект в определении понятия семьи доминировал в социалистическом обществе, согласно положению марксизма о том, что «семья даёт нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество» . На разных исторических этапах развития семейных отношений преобладали территориальный и экономический аспекты. Например, во Франции «в понятие семьи входила группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком» , а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что «по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка» . Однако при всей важности социально-экономической функции семьи, следует отличать её от домохозяйства, которое может вести и отдельный человек, и группа лиц, не связанных отношениями родства. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании семьи. Во все времена основой её всё-таки остаётся чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения.

    Семейный цикл l l С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется следующими стадиями родительства: предродительство - период от заключения брака и до рождения первенца репродуктивное родительство - период между рождениями первого и последнего детей социализационное родительство - период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребёнка (в случае одного ребёнка в семье совпадает с предыдущей стадией) прародительство - период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей

    Семейные традиции l l l Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В. Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи. В. Сатир здоровыми считала семьи, в которых: каждый член воспринимается как равный другим; доверие, честность и открытость являются существенными; внутрисемейное общение является конгруэнтным; члены поддерживают друга; каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом; отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе; существенное место занимают традиции и ритуалы; члены принимают особенности и уникальность каждого из них; уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни); чувства каждого члена принимаются и прорабатываются. Система традиционных для русской национальной культуры верований, по мнению старших школьников, содержит убеждения, что «мужчина и женщина в семье должны выполнять различные роли» , «мужчина - оплот семьи, источник благосостояния и защитник, тот, кто решает проблемы» , «главная сфера деятельности женщины в семье - домашний труд и воспитание детей» , «женщина должна быть терпеливой, уступчивой и готовой к самопожертвованию» , «родители обязаны заботиться о воспитании детей» , а «дети должны уважать своих родителей» . Как важное убеждение, отмечается отрицательное отношение к неверности супругов: «муж и жена должны быть верными другу, любить друга и поддерживать и в радости, и в горести, в болезни и в старости» . К традиционным формам поведения в семье школьники отнесли то, что «право сделать предложение о создании семьи принадлежит мужчине (жениху)» ; «многие семейные события (вступление в брак, рождение детей, уход из жизни членов семьи) освещаются церковью» , то есть существуют обряды венчания, крещения, отпевания; «решающее слово при решении любых вопросов принадлежит мужчине» . Наибольшие затруднения вызвал вопрос ведущего дискуссии о том, каковы национальные традиции в воспитании детей. Кроме того, оказалось, что даже те школьники, которые знают о различиях в религиозных обрядах, связанных с семейной жизнью (свадьба, крещение детей) в различных религиозных конфессиях, не знают, в чём именно состоят эти различия. Главным различием указывается «более жёсткое подчинение жены мужу у мусульман» , «женщины в семье мусульман имеют меньше прав, чем в православных семьях» . Большинство школьников не смогли объяснить смысл тех обрядов, которые указывались ими, как национальные семейные традиции: смысл обрядов венчания, крещения и отпевания. «Это, безусловно, связано с тем, что в 52 % семей родители и представители более старших поколений либо совсем не придерживаются народных традиций и обычаев (более 5 %), либо следуют традициям непостоянно (47 %). Всё это приводит к тому, что большинство школьников (58, 3 %) убеждены, что в своей будущей семейной жизни им не обязательно следовать обычаям и традициям своего народа. » Этнокультурные брачные и семейные традиции так или иначе преследовались и вытеснялись унифицированными требованиями. Меняясь в соответствии с требованиями среды более высокого порядка, семья сохраняет семейные традиции как один из основных способов воспитания, продолжения себя. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьёй, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Сегодня из семейных традиций нам остался только семейный отдых.

    Международный день семьи Существует так же всемирный праздник – день семьи. Международный день семей других официальных языках (на ООН: англ. International Day of Families, фр. Journée internationale des familles) - отмечается ежегодно 15 мая начиная с 1993 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции о Международном годе семьи (Резолюция № A/REC/47/237 от 20 сентября 1993 года). Ежегодно публикуются послания Генерального секретаря ООН по текущей теме Международного дня семей. В послании 2005 года, например, говорится о большой роли семьи в поддержке ВИЧбольных, о необходимости помощи детям, заботящимся о больных родителях

    Распад семей l l l l С течением времени многие семьи распадаются. Мотивы развода это – субъективные причины, названные самими разводящимися или экспертами. Мотивы отражают только чувства, переживаемые супругами на период развода, а не реальные проблемы, приведшие к нему. Об этом хорошо знают отечественные социологи. Они основывают свои исследования на материалах бракоразводных дел. Известно, что в суде супруги не редко называют не реальную причину распада брака, а мотив, облегчающий эту процедуру. Среди них наиболее частыми являются: Отсутствие общих взглядов и интересов. Несходство характеров. Любовь к другому человеку. Супружеская неверность. Алкоголизм и связанный с ним грубость и побои. Отсутствие нормальных жилищных, а так же материальных условий. Вмешательство родителей в семейные дела супругов.

    Повод к разводу l Надо учитывать и повод к разводу. Им может стать какой-либо пустяк, переполнивший чашу терпения и послуживший сигналом к активным действиям. Поссорились и бросились к загсу писать заявление о разводе. Многие, конечно, одумываются, но и многие идут до конца. Сегодня среди ученых начинает преобладать точка зрения, что развод не отрицает института брака. Он отрицает определённый тип отношений в браке – отношений, построенных на нелюбви супругов, авторитарном подавление одного другим, унижении личного достоинства и неравенстве полов. Развод играет очень важную роль в жизни общества. Он символизирует свободу личности. Без него брак превратился бы в принудительное сожительство. Если человек не нашёл счастья в браке, ему нужно предоставить шанс попытаться сделать это ещё раз

    Основания и причины развода l Во многих странах достаточным основанием и одним из самых частых мотивов при разводе служит именно супружеская неверность. В нашей стране примерно четверть всех причин разводов связанно с нарушением супружеской верности. Измена затрагивает область супружеских чувств, являясь антиподом любви. Для современной семьи любовь - важнейший мотив для вступления в брак, нередко единственное основание для создания и существование семьи. Измена же отражает разные противоречия, конфликты дисгармонию между супругами. Супружескою неверность можно встретить в семьях с благополучными и устойчивыми отношениями, чаще - в конфликтных проблемных семьях, а также в семьях с критическими, практически разрушенными отношениями супругов. l Мотив “измены” наблюдается чаще всего при расторжении молодых браков, что свидетельствует скорее о незрелости, легкомыслии супругов, о непонимании семейных ценностей и такого понятия как ”священность семейных уз”. Огромную роль здесь играет этическое воспитание и общая культура людей. Во все времена культура мужчины, его честь и достоинство определялись культурой его отношений к женщине. Истинная культура заключается в том, чтобы видеть и уважать в женщине прежде всех человека, друга и личность. Кроме того, супружеская верность во многом зависит от добрачного поведения: мужчины и женщины, имеющие добрачные половые связи, легче нарушают обет супружеской верности. Это связано с тем, что ранний половой опыт, скорее всего не основанный на настоящей любви, снижает оценку сексуальных отношений и чувство долга, обязательства по отношению к другому партнеру. Чувство супружеского долга - это осознание человеком своих обязательств перед брачным партнером, отождествление своих личных интересов с интересами семьи. Но признавать чувство долга - это еще не все. По этому поводу очень точно писал Н. А. Добролюбов “Не того можно назвать человеком истинно нравственным, что только терпит над собой веление долга, какое-то тяжелое иго. . . , а именно того, кто заботится слить требование долга с потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самого сознания и саморазвития так, чтобы они не только сделались инстинктивно необходимы, но и доставляли внутреннее наслаждение“. Таким образом, верность, преданность - это нравственный долг перед другим партнером.

    Вывод l Брак, с точки зрения социального воспроизведения общества и его нравственной чистоты, одно из самых гениальных изобретений человечества. Семья – это спасительная гавань в жизненных перипетиях. Когда в обществе кризис, на улицах разгул преступности, в магазинах всё дорого, на работе идут сокращения, родной дом становится самым нужным, самым желанным и любимым место на свете

    Презентация Марчук Анастасии, ученицы 8 «В» класса МАОУ СОШ № 5 Проверил: Сергей Александрович Галицкий

    Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны взаимопомощью, общностью быта; в ней вырабатывается совокупность норм и образцов поведения.

    Современная семья очень сильно отличается от семьи прошлых лет тем, что отношения между родителями и детьми изменились, можно сказать, кардинально. Теперь они более привязаны эмоционально друг к другу. Так, накопленный опыт дедушек и бабушек редко передается детям. Это связано с тем, что сами ребята перестали стремиться к перениманию опыта у старших поколений.

    Но при этом отношения между родителями и детьми стали сложнее. Сегодня большинство детей имеют высокий уровень образования и могут проводить время вне семьи. Здесь сказался экономический кризис прошлых лет, когда взрослые были вынуждены искать пути для того, чтобы выжить в мире. Но и сейчас многие семьи вынуждены работать на двух-трех работах, чтобы обеспечить себя и своих родственников. В это время дети остаются без присмотра и чувствуют свою независимость. В определенной мере это плохо влияет на их развитие, образование, культуру.

    В последние годы было замечено, что авторитет родительской власти потерял свою силу. Многие взрослые этого не понимают и стараются всеми силами вернуть его, применяя силу. Это неправильно. На смену авторитета родителя должен прийти авторитет личности родителей.

    В течение долгих лет в сознании людей укоренилось разделение труда. На некоторые профессии брали только женщин или только мужчин. Да и домашние дела были поделены на «мужские» и «женские». Этот стереотип в настоящее время уходит в прошлое. Теперь с ребенком может заниматься и отец в то время, когда мать зарабатывает себе и им на жизнь.

    При этом на сегодняшний момент, занимать руководящие должности может не только мужчина, но и женщина. Так, в Областной Думе уже сейчас присутствуют женщины. Из этого можно сделать вывод, что статус женщины повысился.

    Современные родители не воспринимают опыт своих бабушек и дедушек, основываясь на личном опыте, личных убеждениях. В какой-то степени это правильно.

    В некоторых семьях принято не делить обязанности, как это было раньше, а объединять их. Так, например, муж может приготовить и убрать дома, когда у него появиться свободное время. И если совсем недавно это считалось стыдным, то теперь - это в порядке вещей.

    Но взаимоотношения в семье имеют основополагающую сущность. Когда ребенок растет среди скандалов и драк он перенимает опыт общения такой же и по-другому не понимает. Чрезмерная опека тоже плохо влияет на детей, они становятся нерешительными, злыми…. Да и между взрослыми если нет взаимопонимания, то очень трудно находиться вместе. Особенно, когда требуется поддержка и помощь.

    Среди современных семей наблюдаются и такое, что вместе с молодоженами и их детьми, живет и старшее поколение. Это стало нормальным явлением в мире. С чем связано такое?

    В первую очередь с тем, что жилплощадь дорожает постоянно, в то время как заработанные платы остаются на одном уровне. Очень многие молодые семьи не могут позволить себе приобрести жилье. И дело не в том, что они не хотят.

    В самой простой семье воспитывается хотя бы один ребенок. Реже - два. Как правило, их надо отдавать в садик. Но яслей по Воронежу совсем мало и мамы вынуждены находиться дома, воспитывая ребенка. Детских садов осталось не так много, как хотелось бы. А те, которые еще работают - переполнены, поэтому бабушки и дедушки вынуждены помогать своим детям, и воспитывают внуков.

    Уже стало нормальным в мире, что существуют семьи, которые не заключали юридический брак. Социологи и правоведы ввели такое понятие, как фактическая семья. В этой семье также имеется общность быта, взаимная ответственность ее членов, дети.

    Нельзя сказать, что в этом случае отношения и ответственность находятся вне правового регулирования и базируются только на нормах нравственности. Нет. Существуют правовые гарантии, добровольное или принудительное признание отцовства, взыскание алиментов и требования к родителям обеспечить надлежащее воспитание детей.

    Несмотря на то, что прогресс движется вперед, экономика страны тоже стала достаточно стабильной, и все же существуют неполные семьи. В нашей стране ежегодно заключается огромное количество браков. Но число разводов и смертей растет из года в год. Чаще всего это материнские семьи (мать и дети). Реже - отцовские. Некоторая часть таких семей вновь становится полными после вторичного брака.

    Многие годы успешно функционировала система семейного воспитания, которую можно назвать «автоматической». Воспитывался в первую очередь сам уклад семейных отношений. Семья была преимущественно многодетной, члены ее активно осуществляли взаимопомощь и взаимозащиту.

    В таких семьях дети наблюдали трудовую деятельность родителей и участвовали в ней. Огромную роль играло то, что дети практически постоянно находились на природе, наблюдали за животными. А авторитет отца и других старших членов семьи служил как образец поведения и защитника.

    При этом нельзя забывать о том, что в те времена темпы взросления детей были огромными. Подрастающее поколение вступало в жизнь в экстремальных ситуациях. Гражданская война, восстановление народного хозяйства - все это требовало от каждого члена общества готовности участвовать в общих делах и выполнять посильные поручения.

    В таких тяжелых условиях ребенку и подростку не уделяли много времени в семье. Но при этом для них всегда был определен круг обязанностей, которые выполнялись беспрекословно. Каждый член семьи имел свои обязанности.

    Несмотря на то, что все жили достаточно плохо, семьи были многодетными. И очень мало было социально-неблагополучных семей, конфликтных.

    Да, обстановка прошлых лет отрицательно сказалась на материальном уровне, психологическом. Но она существенно стимулировала и ускоряла гражданское становление, достижение социальной зрелости.

    Большая часть семей проживала в сельской местности и жила за счет выращенных фруктов и овощей. Здесь дети могли наблюдать за трудовой деятельностью родителей постоянно. Сейчас и в городских и в сельских семьях дети видят, как родители собираются на работу и приходят с работы. Но они не наблюдают труд родителей и не знают, в чем он заключается.

    СЕМЬЯ

    СЕМЬЯ, основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Будучи необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя мн. социальные функции, С. играет важную роль в обществ. развитии "Общественные порядки, - писал Ф. Энгельс, - при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются... ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой - семьи" ( К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 26) Через С. сменяются поколения людей, в ней осуществляется "производство самого человека, продолжение рода" (там же, с. 26). В С. происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, а также в значит. части реализуется обязанность заботиться о старых нетрудоспособных членах общества С. является также ячейкой организации быта и важной потребительскои единицей. Кроме этого, С. выступает как один из осн. объектов демографической политики. Первая из задач эффективной демографич. политики, указанных в решениях 26-го съезда КПСС, - "способствовать упрочению семьи как важнейшей ячейки социалистического общества" (Материалы 26-го съезда КПСС, М. 1981, с 136)

    Основу С. составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между мужчиной и женщиной, даже юридически оформленным, а представляет отношение между мужем и женой, родителями и детьми. "( К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 27), что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется прежде всего тем, что С. обязана своим возникновением, существованием и развитием прежде всего обществ. потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем С. рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены к-рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

    С. выражается через такие понятия, как функции С., ее структура и ролевое поведение членов С. Функции семьи отражают систему взаимодействия семьи и общества, с одной стороны, и семьи и личности - с другой. В зависимости от эволюции общества и изменения требований, предъявляемых им к С. как социальному институту, призванному удовлетворять определ. социальные потребности, изменялись как содержание, так и значимость ее социальных функций. Важнейшими функциями семьи всегда были рождение и воспитание детей Важная в прошлом функция семьи - предоставление определ. социального статуса всем ее членам - стала менее значимой, по мере того как личные способности, образование, умения стали значить больше, чем семейные связи и происхождение. В докапиталистич. и капиталистич. обществах одной из осн. функций С. является передача по наследству частной собственности. По мере обобществления труда и индустриального развития изменились и такие функции С., как экон. обеспечение, совместное владение имуществом. Совокупность функций, к-рые выполняет совр С., можно свести к следующим - репродуктивная, воспитательная, хоз. экон. рекреативная (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха), коммуникативнал и регулятивная (включая первичный социальный контроль и реализацию власти и авторитета в С.).

    Под структурой С. понимается вся совокупность отношений между её членами, включая, помимо отношений родства, систему духовных, нравственных отношений, в т. ч. отношений власти, авторитета и т. д. Выделяют т. н. авторитарную структуру и в связи с этим авторитарные семьи, к-рые характеризуются жестким подчинением жены мужу и, как правило, строгой дисциплиной во взаимоотношениях родителей и детей. Демократич. семьи основаны на распределении ролей в соответствии не с традициями, а с личностными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них в принятии решений, добровольном распределении обязанностей и воспитании детей, на сознании, а не принуждении. Важную роль в совр. брачно-семейных отношениях играют правовые отношения, регламентирующие закреплённые в юридич. нормах взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей друг к другу. Ролевое взаимодействие в С. есть совокупность норм и образцов поведения, к-рые характеризуют одного члена С. в его отношениях с др. её членами. Осн. ролевые отношения в С. - мужа и жены, отца (матери) и детей, братьев и сестёр, а также свёкра (свекрови), тестя (тёщи) и невестки (зятя) и т. д. характеризуются различными особенностями взаимоотношений, которые существенно различаются в традиц. и в совр. С. Традиц. роли, при которых женщина вела дом, х-во, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто - единоличным собственником земли и имущества, и обеспечивал экон. самостоятельность С., заменились ролями, при к-рых подавляющее большинство женщин в одних странах и существенная их часть в других стали участвовать в производств. деятельности, экон. обеспечении С. и принимать равное участие в общесемейных решениях. Это повлияло на все стороны функционирования С. и особенности брачно-семейных отношений, способствовало освобождению и развитию личности женщины-матери, равенству супружеских отношений, но вместе с тем воздействовало на демографич. поведение, приводя к снижению уровня рождаемости и росту уровня разводимости. Для совр. семьи характерна ориентация на личностные, а не статусные характеристики индивидов в ситуации брачного выбора. Если в прошлом были распространены браки по сговору родителей, то теперь подавляющее большинство составляют браки, в к-рых молодые люди самостоятельно принимают решение о вступлении в брак и сами выбирают брачных партнёров. Происходит процесс усложнения взаимоотношений между старшим и средним поколениями в семье и одновременно с этим растёт число нуклеарных семей. Изменяются отношения между родителями и детьми. Во-первых, традиц. нормы и ценности, во многом поддерживаемые традиц. семьёй, становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, устанавливаемыми в процессе межличностного общения в отд. семьях. Во-вторых, происходит изменение структуры лидерства в семье и характера отношений между супругами и между родителями и детьми. Наконец, основой совр. брака становятся не экон. или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

    В бурж. лит-ре распространены представления о возможности замены существующих брачно-семейных отношений новыми формами семьи, об их распаде и "смерти" С. Марксистско-ленинская социология убедительно доказывает, что нынешние тревожные тенденции развития брачно-семейных отношений (снижение уровня рождаемости, рост частоты разводов, увеличение числа неполных семей, рост числа одиноких) характеризуют не их распад, а сложности социально обусловленной трансформации института С. и её функций и становления её как малой социальной группы.

    С. как важнейшая социальная ячейка является объектом исследования мн. обществ. наук - социологии, экономики, права, этнографии, психологии, педагогики, демографии. Каждую из наук, в соответствии с её предметом, привлекают специфич. стороны функционирования и развития С. В центре внимания экономики находится С., или домохозяйство, как экономич., гл. обр. потребительская, ячейка; социология сосредоточивает внимание на анализе С. как социального института, осн. на браке и выполняющего определ. социальные функции; этнографич. исследования связаны с изучением особенностей уклада жизни и быта семей с разл. этнич. характеристиками; для демографии осн. интерес представляет роль семьи и семейной структуры нас. в воспроизводстве населения. В зависимости от аспекта изучения могут несколько различаться определения С. и подчёркиваться те или иные её особенности. Так, для демографии наличие юридически оформленных отношений между супругами не имеет решающего значения, в то время как для правоведения оно находится в центре внимания; для педагогики изучение семьи без детей лишено смысла, хотя для социологии оно представляет определ. интерес и т. д. Вместе с тем, изучая разл. стороны одного и того же объекта - С., все эти науки взаимодействуют и взаимно обогащают друг друга. Несмотря на то что в каждой из наук существует собств. подход к типологии семей, сформировались нек-рые общие принципы выделения типов семейной организации и типов С. В зависимости от формы брака выделяются типы семейных организаций: и . Моногамия представляет собой форму брака, в к-рой один мужчина может быть одновременно женат только на одной женщине. В 20 в. во всех экономически развитых обществах моногамия является обязательной нормой признаваемого обществом брака. В тех странах Азии и Африки, где социальные и юридич. нормы не предписывают моногамии, она также является наиболее распространённым типом брачных отношений. Полигамия - брак, при к-ром допускается, чтобы один человек имел одновременно двух или неск. брачных партнёров; более распространена полигиния.

    В зависимости от структуры родственных связей выделяют разл. типы семей. Наиболее распространённым типом является простая, или нуклеарная семья, представляющая собой супружескую чету с детьми, не состоящими в браке. Если нек-рые из детей в С. состоят в браке, образуется другой её тип - расширенная, или сложная семья. Она включает и более поколений или же две или более нуклеарных семей, живущих вместе и связанных общим х-вом, независимо от того, принадлежат ли они к одному или разл. поколениям. Важным основанием для типологии семей, в частности нуклеарных, является наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью (в состав к-рой входят оба супруга) и неполную семью, где один из супругов отсутствует. Для характеристики семей в историч. перспективе, а также для анализа семей, живущих в нек-рых странах Африки и Азии, применяются другие подразделения типов семейной организации. Выделяется патриархальная семья, в к-рой отец является формальным главой С. и осуществляет в ней власть. Матриархальная С. представляет собой форму семейной организации, в к-рой формальный глава С. - мать. Такой тип С. встречается довольно редко и среди антропологов нет единой точки зрения, существовали ли общества, в к-рых преобладала чисто матриархальная С.

    С позиций этнографии наиболее существенно разделение семей по этнич. признакам. В СССР наиболее значительны различия между семьями народов тюркского происхождения, с одной стороны, и народов, населяющих Европ. часть страны, - с другой. Эти различия проявляются в составе С., числе детей в ней, уровне разводимости, доле одиноких людей брачного возраста и т. д.

    В демографии С. изучается как ячейка воспроиз-ва нас., в связи с чем на первый план выдвигается ее репродуктивная функция, к-рая рассматривается в тесной связи с др. социальными функциями С. В то же время объектом изучения является сам процесс образования и развития семей, или демографич. развитие С. При этом рассматриваются изменения в составе С., оказывающие непосредств. влияние на воспроиз-во нас. вступление в брак, рождение детей, развод или смерть к.-л. из членов С., возникновение молодой С. Развиваясь, С. проходит ряд этапов, последовательность к-рых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи. Выделяется разное число фаз этого цикла: образование С. - вступление в первый брак; начало деторождения - рождение первого ребенка; окончание деторождения - рождение последнего ребенка; "пустое гнездо" - вступление в брак (и выделение из семьи) последнего ребенка; прекращение существования С. - смерть одного из супругов. На каждом этапе С. обладает специфич. социальными и экон. характеристиками. Жизненный цикл С., к-рый называют иногда моделью С. или моделью развития С., исследуется обычно на шкале возраста супругов (или одного из них) либо возраста С., под к-рым понимается продолжительность брака супружеской четы, образующей ядро С. Нормальная последовательность фаз семейного цикла может нарушаться вследствие смерти к.-л. из членов С., разделения или воссоединения родственников или прекращения брака. В этих случаях приобретает значение время и причина прекращения брака (смерть супруга или развод), вступление во второй брак и т. д. Частота и причины таких изменений, а также их влияние на дальнейшее развитие С. изучены мало. На протяжении семейной жизни каждый член С. последовательно меняет своё семейное состояние, будучи сперва ребёнком (см. ), затем супругом, родителем супруга, иногда - прародителем, в связи с чем меняются его социальные роли в С. и соотв. его место в семейной структуре нас. Изменение семейного состояния часто связано с переходом в другую С. Переход С. из одной стадии в другую меняет ее демографич. состав, под к-рым понимается распределение членов С. по тем или иным признакам, существенным с точки зрения воспроиз-ва нас. Наибольшее значение имеют такие характеристики состава С., как наличие в ней супружеской четы или только одного из супругов, их возраст, число и возраст детей и т. д. Таким образом, демографич. состав семей определяет их демографич. типы, характеризующие стадию семейного цикла, и перспективы демографич. развития С. Переход из одной стадии в другую сопряжен, хотя и не всегда, с изменением типа С. (напр., вступление старшего ребенка в брак меняет тип С., а рождение еще одного ребёнка его не меняет).

    Демография изучает не отд. С., а их совокупности. Поскольку процесс образования и развития С., перехода их из одной стадии в другую происходит непрерывно, нас. всегда состоит из С., находящихся на разных стадиях жизненного цикла. Распределение этих С. по типам, соответствующим разным стадиям, а их членов - по семейному состоянию, образует семейный состав населения. В каждый данный момент он соответствует возрастно половой и брачной структурам нас., сформировавшимся под влиянием демографич. процессов в прошлом, и находится под непосредств. воздействием брачности и прекращения брака, рождаемости и смертности. Число вновь заключаемых браков, а в значит. мере и вновь образующихся С., зависит от того, сколь ко в нас. людей, к-рые могут вступить в брак, в каких они возрастах, а также от уровня брачности и от того, остаются ли молодожены с теми или иными из своих родителей или выделяются в самостоят. С. Прекращение браков вследствие разводов или овдовений, а также выделение взрослых детей из родительских С. меняют состав С. и прекращают существование части семей. Аналогичную роль играют рождаемость и смертность, увеличивая одни и уменьшая др. семьи. Непрерывный процесс образования и распада С. тесно связан с др. демографич. процессами, что дает иногда основание рассматривать воспроиз-во нас. как воспроиз-во семей. В совр. демографии эти связи изучены, однако, недостаточно.

    Большинство демографич. событий, в частности рождений, происходит в семьях и дифференцировано в зависимости от брачного и, по видимому, также от семейного состояния (напр., смертность состоящих в браке ниже, чем никогда не состоявших в браке, вдовых или разведенных) и поэтому семейный состав служит одним из факторов воспроиз-ва нас. Таким образом, число С., их величина и состав рассматриваются в демографии, с одной стороны - как предпосылка тех или иных демографич. событий, с другой - как их результат. Поведение демографическое непосредственно зависит от условий и образа жизни С., в связи с чем детерминация и факторы демографич. процессов изучаются обычно на микроуровне, т. е. на уровне отд. С. Однако демографич. значение они приобретают, будучи взятыми в совокупности семей. Поэтому качеств. анализ этих факторов в теоретич. аспекте должен быть органически взаимосвязан с количеств. анализом частоты их возникновения в разных группах нас., что может указать и на закономерности, не проявляющиеся на уровне отд. семей. Таким образом, демографич. развитие семей требует статистич. исследования.

    Осн. источником данных о С. служат переписи населения, выборочные демографич. обследования и эмпирические социологич. исследования. В исторической демографии сведения получают из метрических или приходских книг с помощью восстановления истории семей метода (ВИС). Для отграничения при переписи или обследовании нас. одной С. от другой важное значение имеет определение С. как единицы учета. Наиболее распространено определение С. как группы людей, связанных родством, совместно проживающих и имеющих общий бюджет; оно рекомендовано ООН и применяется в переписях большинства стран, учитывающих С., в т. ч. и в СССР. Обычно С. рассматривается применительно к постоянному населению, в СССР при переписях в составе С. учитываются только те, кто проживал в данном месте не менее 6 месяцев (или отсутствовал не более этого срока, за исключением учащихся, живущих по месту обучения, и лиц, проходящих срочную службу в армии, к-рые в состав С. не включались). Люди, живущие вне семьи, считаются одинокими либо (в СССР) отдельно проживающими членами С. Живущих вне С. следует отличать от не состоящих в браке как категории брачного состояния. В переписях нек-рых стран единицей учёта служит не С., а домохозяйство, как преимущественно экономич. единица, состоящая из лиц, совместно проживающих и ведущих общее х-во, в состав домохозяйства могут входить и не родственники. Согласно определению ООН, домохозяйство может состоять из нескольких С. или из одной или неск. С. вместе с одним или несколькими не связанными родством лицами. В рамках домохозяйства С. определяется как единица, члены к-рой связаны между собой кровным родством, усыновлением или браком, иногда в более узком смысле - как ядро С. В большинстве экономически развитых стран С. и домохозяйства совпадают и преобладающая часть домохозяйств состоит из одной С. напр., в США (1976) только 3,5% домохозяйств имели в своем составе лиц, не связанных родством. С. (и соотв. домохозяйство) как единицу учета, ввиду многозначности термина, иногда называют статистич. С., или переписной С. Иногда, чтобы подчеркнуть социально экон. характер связей, употребляют термин "семейное домохозяйство".

    Строгая система статистич. показателей С. отсутствует. Чаще всего семейный состав нас. характеризуют распределением С. по величине, по типам, по числу ядер С., иногда в сочетании с распределениями членов семей по тем или иным социально демографич. признакам (возрасту, брачному состоянию, семейному состоянию и др.). Распространённым показателем является средняя величина семьи (частное от деления числа членов всех С. на число семей), иногда применяется и обратная величина - коэффициент семейности. Для экономич. характеристики С. употребляется показатель семейной нагрузки - число иждивенцев, приходящихся в среднем на одного члена С., имеющего занятие или самостоятельный источник средств существования.

    Об эволюции семьи за достаточно длительный период трудно судить из-за отсутствия массовых данных переписей нас. (домохозяйства и семьи стали учитываться в переписях западноевроп. стран лишь с сер. 19 в.) и изменения определений от переписи к переписи. Как показывают исследования, общая тенденция в изменении величины и состава С. в значит. степени предопределила изменения характера воспроиз-ва нас. в ходе демографической революции; в то же время каждому ее этапу соответствовала определ. структура и тип семьи (см. ). На этапе снижения смертности, при сохранении высокой рождаемости, наблюдался умеренный рост доли крупных и сокращение доли небольших семей, относит. стабильность доли простых семей, увеличение доли одиноких при небольшом увеличении средней величины С. На этапе снижения рождаемости увеличивается доля мелких и сокращается доля крупных С., растет доля простых и сокращается доля сложных семей, средняя величина С. уменьшается. Согласно исследованиям амер. демографа Н. Райдера, ср. величина С. до начала демографич. перехода составляет 3,15, в переходный период - 4,67, после его завершения - 3,37. Об изменении средней величины С. (домохозяйства) с последней трети 19 в. в отд. странах дают представления след. данные.

    Тенденция к сокращению величины С. проявляется одновременно с сокращением рождаемости или с нек-рым отставанием. Существенную роль в уменьшении величины С. играет связанный с индустриализацией и урбанизацией процесс нуклеаризации С., приводящий к преобладанию в семейной структуре нас. простых С. В развивающихся странах Азии и Лат. Америки снижение смертности, не сопровождавшееся снижением рождаемости, привело к росту средней величины С.

    Формы и состав семей (и домохозяйств) в разных странах различны и зависят от социально-экон. условий, а также от распространенности разл. форм брачно-семейных отношений. В экономически развитых странах преобладают простые С., состоящие из супружеской четы с детьми, в развивающихся странах - относительно много сложных С., что отражает влияние традиций патриархальной С. На распределении С. по типам и величине сказываются также различия в характере демографич. процессов. В развивающихся странах Азии, Африки и Лат. Америки, где уровень рождаемости высок и распространены сложные С., больших, крупных семей сравнительно много. В странах зарубежной Европы, Сев. Америки (кроме Мексики), а также в Японии, где уровень рождаемости низок и преобладают нуклеарные С., больших семей относительно мало (табл. 1). Согласно прогнозам ООН, отмеченные различия в распределении семей по величине в группах стран сохранятся, по крайней мере, до кон. 20 в. Если внутри С. выделяются ядра семьи, то можно сгруппировать их на состоящие из одного семейного ядра или из неск. ядер.

    Осн. часть семей в большинстве стран (табл. 2) - простые, содержащие лишь одно семейное ядро [выделяется Индия, отличающаяся своеобразием структуры домохозяйств (семей)].

    В СССР, по переписи нас. 1979, насчитывалось 66,3 млн. семей, из к-рых 42,4 млн. в гор. поселениях и 23,9 млн. в сел. местности.

    За период 1959-78 общее число семей в СССР выросло на 16 млн., или увеличивалось в среднем на 800 тыс. семей в год, причём число семей росло быстрее числ. нас., что отражает тенденцию к обособлению молодых семей и сокращению величины С., как в гор., так и в сел. нас. (табл. 3). Ср. величина семьи колеблется по союзным республикам: от 3,1 в гор. нас. Латв. ССР и Эст. ССР до 6,6 в сел. нас. Тадж. ССР (1979). В распределении С. по величине можно выделить три крупных региона: первый, с преобладанием малых С., включает Латвию, Эстонию, Украину и большую часть РСФСР; второй, с преобладанием средних С., - Белоруссию, Литву, Грузию, Молдавию; третий, с преобладанием больших С., - республики Ср. Азии, Армению и Азербайджан, а также авт. республики РСФСР. Различия между этими регионами объясняются в основном разным числом детей в С. и неодинаковой распространённостью семей сложного состава.

    В изменении величины С. (табл. 4) наблюдается тенденция к росту числа небольших (из 2-3 чел.) и крупных семей (7 и более чел.). Доля крупных С. невелика, однако их абсолютное число составило в 1979 3,2 млн., в их состав входило ок. 27 млн. ч.

    Помимо семей, при переписях нас. учитывались лица, не входящие в состав никакой семьи (одиночки), и лица, постоянно проживающие отдельно от семьи, но сохраняющие с ней материальную связь (отдельно проживающие члены семьи). В эти категории входят: учащиеся, живущие без родителей по месту обучения; пациенты больниц для хроников; живущие в домах для престарелых; призванные в Сов. Армию; не имеющие семьи пенсионеры и др. лица, живущие одиноко. В 1959-78 числ. лиц этих категорий увеличилась и к 1979 составила ок. 30 млн. человек (11% нас.). Это или молодые люди, ещё не создавшие семьи, или пожилые, не имевшие семьи или живущие отдельно от своих детей. Как среди одиночек, так и среди отдельно проживающих гораздо больше молодых мужчин. Пожилые в этих категориях - в осн. вдовы и разведенные женщины, не имевшие детей или живущие отдельно от них.

    По данным переписи 1979, в СССР преобладают простые С., имеющие в своем составе супружескую чету с детьми (любого возраста) или без них. На семьи такого типа приходится 52,6 млн. (ок. 80%) семей, причём из них примерно 1/3 состоят из одной супружеской четы с детьми, а 1/5 включает ещё и одного из родителей супругов и др. родственников.

    Семей, состоящих из двух и более супружеских пар, в 1979 было 2,9 млн., или 4,3% всех семей. Это в основном семьи, в к-рых состоящие в браке дети живут вместе с обоими родителями, реже - состоящие в браке братья и сестры. Процент семей такого типа более высок в республиках с высоким уровнем рождаемости, поскольку в связи с более ранним вступлением в брак супруги там в среднем моложе. Семьи с тремя и более супружескими парами крайне редки - по приближенной оценке 0,02% всех С. Семьи с супружескими парами (простые и сложные) составляют 83,7% всех семей в стране и охватывают почти 9/10 всех лиц, живущих в семьях. Довольно значительна категория С., не имеющих в своем составе супружеской пары. В неё входит 9 млн. неполных семей, состоящих из женщин (реже - мужчин) с детьми (любого возраста). Примерно 1/8 их часть включает одного из родителей женщины или мужчины, а незначит. часть - также прочих родственников. Кроме того, не имеют в своём составе супружеской пары ок. 1,8 млн. т. н. прочих семей, состоящих, напр., из двух сестёр, бабки и внучки и т. д. Неполные и прочие семьи в 1979 составляли 16,3% всех семей и имели в своём составе 29 млн. человек, т. е. немногим более 10% нас.

    Процессы этнич. ассимиляции и консолидации наций приводят к образованию значит. числа этнически смешанных С., объединяющих лиц разных народов. Они образуются в результате этнически смешанного брака в первом либо втором поколении и объединяют в основном лиц из народов, близких по особенностям культуры и быта. В 1959 таких семей было 10,2%, в 1970 - 13,5%, в 1979 - 14,9%. В гор. поселениях, где больше возможностей межнац. общения, доля смешанных семей (1979) была больше: 18,1% против 9,2% в сел. местности.

    Средняя величина С. коренных национальностей союзных республик колеблется по республикам довольно значительно: в сел. местности, напр., С. таджиков в среднем почти вдвое больше латышских. Гораздо менее значит. различия в средней величине рус. С., как правило, ср. величина рус. С больше в тех союзных республиках, где больше величина С. коренной национальности.

    В 80-е гг. формирование С. начинается в относительно более раннем возрасте и не всегда сопряжено с достижением полной самостоятельности молодых супругов. В то же время становится всё более распространённой простая семья, состоящая из родителей и детей, что отражает стремление к раздельному проживанию старшего и младшего поколений.

    Одним из существ. факторов динамики состава семей и сокращения величины семьи служит снижение уровня рождаемости. Вызванный глубокими социальными преобразованиями, происшедшими в стране, этот процесс начался ещё в 30-е гг. и постепенно охватил широкие слои нас. Большое влияние на уровень рождаемости оказало массовое вовлечение женщин в общественное произ-во, не всегда подкреплявшееся эффективной работой детских учреждений и системы бытового обслуживания нас. Однако главным фактором перехода к малодетной семье как результата изменения самого типа рождаемости послужило коренное изменение положения женщин в обществе и в семье и связанный с этим переворот в общественном сознании.

    Всё это свидетельствует о глубоких качеств. сдвигах, происшедших в социальных функциях семьи. С. в значит. мере утратила свою производств. функцию, оставаясь преим. ячейкой потребления и организации домашнего быта. Благосостояние совр. семьи уже не связано прямо с числом её членов и больше зависит от личного труда каждого вне семьи, чем от совместного труда в семейном х-ве. Вместе с тем чрезвычайно выросла роль С. в организации досуга её членов, в создании специфич. атмосферы домашнего очага, духовной близости, заботы и взаимопомощи. Серьёзные изменения произошли и в традиц. функции С. по воспитанию детей и передаче им трудовых навыков, к-рую С. ныне всё больше делит со специализиров. обществ. учреждениями.

    Изменилась и структура С.: на смену авторитарной С., осн. на беспрекословном подчинении главе (кормильцу), на неравенстве, бесправии, приходит новый тип С. - равноправное содружество духовно близких людей, свободных от материальной зависимости и принуждения, связанных уважением, симпатией и взаимной помощью.

    Прогрессивным в целом изменениям в социально-демографич. функциях С., как и всякому развивающемуся обществ. явлению, свойственны определённые противоречия развития - недостаточная подготовленность молодёжи к браку и семейной жизни, неустойчивость части семей, особенно молодых, чрезмерная иногда нагрузка, к-рую несут работающие матери, воспитывающие детей. Рост потребностей и, в частности, повышение требований, предъявляемых родителями к условиям воспитания и содержания детей, побуждает нек-рые С, ограничиваться меньшим числом детей, чем родители хотели бы иметь. Всё это может иногда приводить к неблагоприятным социальным и демографич. эффектам. Именно поэтому широкая программа социальных мероприятий, намеченных 26-м съездом КПСС, включает как органич. составную часть меры демографич. политики, направленные на укрепление С.

    Выполнение этой программы обеспечит необходимые социальные предпосылки для рационализации воспроиз-ва нас. в интересах как каждой С., так и всего общества. В то же время дальнейшее развитие науч.-технич. революции в СССР, органич. соединение её с преимуществами социализма будут сопровождаться постепенным преодолением отмеченных трудностей, а следовательно, стабилизацией социалистич. С. как формы индивидуальной жизнедеятельности людей и важнейшего фактора морального, социального и экономич. прогресса общества.

    Маркс К., Капитал, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; его же, Проект закона о разводе, там же, т. 1; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же; Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, там же, т. 3; Ленин В. И., О праве наций на самоопределение, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25; его же, О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме", там же, т. 30; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45; Материалы XXVI съезда КПСС, М. 1981; Ковалевский М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности, СПБ, 1895; Морган Л., Первобытное общество, пер. с англ., М. 1900; Квиткин О. А., Основные линии разработки переписи семей 1926 г., в кн.: Всесоюзная перепись населения 1926 г., т. 56, в. 1, М.-Л., 1931; Всесоюзная перепись населения 1926 г., т. 55 - 56, в. 1-3, М.-Л., 1931-33; Вольфсон С. Я., Семья и брак в их историческом развитии, М. 1937; Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 г., СССР (сводный том), М. 1962; Косвен М. О., Семенная община и патронимия, М. 1963; Цеткин К., Из записной книжки, в кн.: Воспоминания о В. И. Ленине, т. 5, М. 1970; Юркевич Н. Г., Советская семья, Мн., 1970; Дарский Л. Е., Формирование семьи, М. 1972; Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г., т. 7, М. 1973; Семенов Ю. И., Происхождение брака и семьи, М. 1974; Брак и семья. Демографический аспект, М. 1975; Чуяко Л. В., Браки и разводы, М. 1975; Васильева Э. К., Семья и её функции, М. 1975; Герасимова И. А., Структура семьи, М. 1976; Брачность, рождаемость, смертность в России и в СССР, М. 1977; Xарчев А. Г., Мацковский М. С., Современная семья и её проблемы, М. 1978; Демографические проблемы семьи, М. 1978; Брачность рождаемость, семья за три века, М. 1979; Демографическое развитие семьи, М. 1979; Харчев А. Т., Брак и семья в СССР, 2 изд., М. 1979; Xоменко А. П., Семья и воспроизводство населения, М. 1980; Численность и состав населения СССР по данным Всесоюзной переписи населения 1979 г., М. 1984; Голод С. И., Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты, Л., 1984; Мurdосk G P., Social structure, N Y, 1949; Sussman M. В., Sourcebook in marriage and the family, 3 ed., N. Y., 1968; Bell R., Marriage and family interaction, 3 ed., Homewood (III), 1971; Aldоus J., Hill R., International bibliography of research in marriage and the family, 1900-64, Minneapolis, 1967; Household and family in past time, Camb., 1972; Demographic yearbook, 1976, 1982, N. Y., 1977-84.

    Энциклопедия «Народы и религии мира»