Как организовать досуг в семье. Организация и проведение семейного отдыха в культурно-досуговых учреждениях

Досуг. Его виды

Досуг - это часть социального времени личности, группы, общества, которая используется для сохранения, восстановления и развития физически и духовно здорового человека, его интеллектуального совершенствования.

Свободное время затрачивает не только физические, но и моральные силы. Времяпровождение которое затрачивает минимальное количество сил и энергии включает в себя прогулки и йогу, и наоборот активный вид отдых требует колоссального расхода энергии - такие как кик-боксинг и футбол. Некоторые виды провождения свободного времени вовсе не затрачивают физической энергии, но в тот же момент выматывают человека, например игра в шахматы или рисование картины. Пассивное времяпровождение это то время когда человек не затрачивает ни физические ни моральные силы, такое как посещение кинотеатров, музеев, просмотр телепередач. Многие люди считают такое времяпровождение не рациональным так как они считают что при пассивном времяпровождении теряются все плюсы «свободного времени» Хотя большинство людей всё-таки предпочитают пассивное времяпрепровождения.

Примеры свободного времени

Люди которые занимаются «сидячей работой» обычно проводят своё свободное время занимаясь активными видами спорта такими как игры в мяч, долгие прогулки или рыбалка. С другой стороны люди которые занимаются активной работой предпочитают проводить своё время пассивно, читая книги, журналы, или просмотром телепередач. Некоторые люди находят такие хобби как коллекционирование марок, открыток или брошек очень успокаивающим видом занятий.

Свободное время организуется во многих школах и университетах. Школы предлагают большой выбор развлекательных мероприятий. Дома престарелых так же предоставляют свободное время для проведения встреч и игр. Большое количество людей предпочитают проводить время с друзьями, совместные ужины или коктейли являются хорошим отдыхом после тяжёлого рабочего дня. Для многих молодых людей, регулярные походы с друзьями в бары и клубы является составляющей частью их свободного времени.

Некоторые люди проводят своё свободное время с целью в будущем заниматься этим делом как работой, многие люди учатся на вечерних курсах ради любви к учёбе-так и в надежде на карьерный рост.

семья воспитание дети досуг

Функция организации досуга в семье

Широко известной и часто повторяемой есть фраза, которой начинается роман Льва Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему».

Действительно, счастливые семьи похожи. В них царят взаимопонимание, уважение, любовь, но их счастье имеет разные проявления. Особенно это касается проведения досуга. В одной семье любят принимать много гостей, устраивая пышные празднества, другим нравится посещать кафе и рестораны, а кто не представляет настоящего отдыха без тихого общения с природой. Одна семья посещает массовые мероприятия, а другая - предпочитает камерным концертам.

Могут быть счастливыми те семьи, где супруги имеют разные увлечения? Например, жена любит народные песни, а муж нет. В конфликтной семье желание жены посетить концерт народной музыки повлечет недоразумение - или жена останется дома неудовлетворенной, или мужчине придется пересиливать себя, сопровождая ее на концерт. Когда же в семье царят взаимоуважение и доверие, то несоответствие интересов не повредит семейным отношениям, а наоборот, может внести разнообразие в бытовуху. Жена посетит концерт, а муж тем временем посидит за компьютерной игрой. Однако расхождение интересов и отдельное проведение свободного времени могут привести к отчуждению супругов.

Способ проведения досуга в семье является индикатором его благополучия. Собирается семья в свободное время вместе, как часто, или по взаимному согласию?

Организовать досуг с наибольшей пользой для всех членов семьи не такое уж простое дело. Старшие члены семьи чувствуют спокойнее, когда ребенок всегда «при них», но следует учитывать интересы и потребности ребенка, для которой просто необходимо общаться с ровесниками.

О досуге граждан заботится государство, но сейчас в связи с кризисными явлениями в экономике сократилась сеть внешкольных учреждений, особенно бесплатных, а оплатить занятия детей в существующих способна далеко не каждая семья.

Однако все проблемы в организации досуга детей нельзя перекладывать на государство. Ведь культура проведения досуга закладывается в семье и формируется в течение жизни. К сожалению, значительная часть современной молодежи проводит досуг довольно однообразно. Все сводится к тому, чтобы пройтись с бутылкой пива в компании друзей центральной улице города и «посидеть», а это, конечно, не способствует всестороннему развитию молодежи. И наверстать упущенное и изменить ситуацию к лучшему в будущем можно, в частности, активизируя культурно-воспитательную работу в высших учебных заведениях. Наблюдения свидетельствуют, что учащиеся, которые посещают различные кружки берут участие в художественной самодеятельности, учатся лучше тех, у кого досуг неорганизован.

Недаром функции организации досуга мы уделяем большое внимание. Ведь через досуг можно проследить, как в семье реализуются другие функции, в частности, эмоциональная и функция духовного общения, функция социализации детей (прекрасной возможностью привлечь детей к труду, развивать их познавательные способности и творческий потенциал есть свободное от работы и учебы время. Это характерно для тех семей, где воспитание осуществляется на принципах гуманистической педагогики, когда основное внимание уделяется собственному опыту ребенка, а воспитательный процесс осуществляется не через назидания и наставления, а через личный пример родителей при повседневном общении с ребенком и совместном проведении досуга.

Л. Толстой отмечал, что в течение дня человек должен заниматься разными видами деятельности: работать физически, умственно, давать работу рукам - то мастерить, создавать. Сейчас это очень актуально, ведь довольно часто наша работа и повседневные обязанности является однообразными. При организации досуга следует учитывать расписание школьных уроков, характер работы вне дома. Например, когда ребенок целый день в школе провела сидя за партой, то дома перед приготовлением уроков ей полезно выполнить какую физическую работу или поиграть в подвижные игры с друзьями, заняться спортом; после школьных занятий физкультурой дома можно заняться вышиванием и т.д. Чем больше разнообразных видов деятельности овладеет ребенок, чем разнообразны будут ее интересы, тем интереснее будет ее жизнь. Лучший отдых - смена видов деятельности. Этому надо учить ребенка.

Семья и государство

Общества и государства, имеющие перспективу развития, всегда стремились укрепить институт семьи. Для этого ими активно использовались как методы нравственно-духовного воспитания, так и методы морального, правового и экономического принуждения.

На протяжении тысячелетней истории в российском обществе брак рассматривался как главное условие благонадежности и порядочности человека, его материального благополучия и общественной значимости. Традиционно на Руси считалось нелепым, противоестественным и греховным явлением отсутствие жены или мужа в зрелом возрасте. Русские вполне обоснованно полагали, что не создают семью только лишь физически больные и духовно ущербные люди. Холостой мужчина до женитьбы не являлся полноценным членом социума. Также не простым было положение незамужних девушек. Поздний брак для девушек рассматривался как чрезвычайное обстоятельство, а не замужество вызывало общественное осуждение.

Такое положение дел способствовало массовому и повсеместному созданию в России крепких, многодетных молодых семей, про которые в народе говорили: «Полна семья детей, так и счастье в ней». Именно они были традиционными семьями России, на которых держалось её демографическое благополучие. Исходя из этой национальной традиции, великий русский мыслитель Д. И. Менделеев прогнозировал рост населения России на сто лет вперед и полагал, что в начале XXI оно составит около 600 млн. человек.

Данный прогноз не реализовался. Причина - не только пережитые войны и беды. Страна не один раз за свою историю выносила подобные лихолетья и вновь возрождалась благодаря многодетным молодым семьям, которые были главным демографическим ресурсом России. Сокращения их числа, забвение семейных традиций, рост гражданских браков, повсеместная малодетность и поздние браки - все это лишает Россию демографической перспективы. Сегодня многодетные молодые семьи, особенно в городе, редкое, а скорее даже уникальное явление и это - одна из главных причин происходящих в России негативных демографических процессов.

Мы должны осознать, что народосбережение является главной проблемой России. Иначе через полусотню лет в нашей стране жителей может оказаться менее ста миллионов - в полтора раза меньше, чем сейчас. Тогда уже никакие экономические программы будут невозможны.

В современной России стали раньше умирать и меньше рожать. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для простого замещения поколений. Большинство семей в стране ограничивается одним ребенком. Причем это характерно не только для городских, но и для сельских семей. В итоге Российская Федерация занимает 6-е место в мире по темпам сокращения численности населения. По сравнению с 1991 годом численность населения России уменьшилась почти на три миллиона человек. И если бы не приток переселенцев из ближнего зарубежья, то убыль эта была бы вдвое больше. Это обстоятельство обязывает нас по-новому взглянуть на проблемы семьи. Судьба большого российского государства напрямую зависит от благополучия этой маленькой первичной ячейки общества.

В связи с этим необходима системная и последовательная работа, направленная на укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений. «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» дает четкие ориентиры и направления деятельности как федеральным, так и региональным органам власти. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты аналогичные документы. Но этого недостаточно. Нужна персональная ответственность руководителей всех уровней власти, начиная от местных органов власти и заканчивая федеральным уровнем, за состояние демографии и работу по укреплению российских семей. Это положение должно быть закреплено в уставах муниципальных образований и документах субъектов Российской Федерации. Сегодня так поставлено дело в Московской, Липецкой, Белгородской и других областях и благодаря этому здесь стали намечаться перемены к улучшению демографической обстановки.

Приложение к письму Минобразования России от 31 января 2001 г. № 90/30 16 «О взаимодействии образовательного учреждения с семьей»

B условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов -- от семьи, семьи -- от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьей занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по социальной защите детей, учитель, социальный педагог, педагог-психолог и, конечно, классные руководители и классные воспитатели. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое.

На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого образовательного учреждения стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка.

Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей

Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

Организация диагностической работы по изучению семей.

Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).

Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: >помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).

Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса).

Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания»).

Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).

Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.

Так, в системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:

Приобщение родителей к педагогическому процессу;

Неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт учреждений дополнительного образования детей, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагогов системы дополнительного образования детей и родителей их воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования детей в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через:

Разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

Семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы;

Систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);

Традиционные встречи многодетных семей;

Благотворительные праздники и концерты для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды;

Встречи опекунов детей, оставшихся без родителей;

Семейные клубы и мастерские.

Эти и другие направления совместной работы могут реализовываться как в государственных, так и в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей.

Формы взаимодействия педагогов и родителей

Формы взаимодействия педагогов и родителей -- это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Родительское собрание -- одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки.

Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это -- взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы -- одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и др.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции, размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. -- способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях).

Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8 -- 9 классов).

Диспут, дискуссия -- обмен мнениями по проблемам воспитания -- одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив -- это опора педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба -- вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий -- добровольность и взаимная заинтересованность.

Организация совместной деятельности родителей и детей

Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения -- это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В общеобразовательных школах -- единственном социальном институте, через который проходят практически все дети, сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей.

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т.д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т.п.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.

Играет огромную роль в развитии ребенка как личности. Культура организации досуга, конечно же, зависит от взрослых. В их обязанности входит научить своих любимых чад отдыхать с пользой для здоровья.

Семейный досуг – это уникальный шанс для родителей узнать своего ребенка, услышать, а главное понять его.

Совместное времяпрепровождение способствует началу настоящей дружбы между взрослыми и детьми. Правильно и интересно организованный досуг - это яркие и запоминающиеся на всю жизнь впечатления. Родители по своему опыту знают, что счастливые моменты детства запоминаются на всю жизнь.

5 идей активного семейного отдыха с детьми на выходные

Дети любят бегать, прыгать, преодолевать различные препятствия, поэтому активный отдых всей семьей для них будет настоящим праздником. Рассмотрим, 5 вариантов семейного активного отдыха, которые можно организовать на выходные.

В поход

Не стоит думать, что в поход можно отправиться всей семьей лишь летом. Конечно, в солнечный летний день легко поставить палатку, надуть резиновую лодку, наловить рыбу, сварить вкусную и душистую уху. Можно поиграть с ребенком в мяч, научить его разводить костер, вместе под гитару попеть походные песни. Летом есть прекрасная возможность отправиться в поход и на велосипедах. Велопробег – это ведь так здорово. Но сейчас на дворе поздняя осень, выпал первый снег. Так что же, семейные походы отменяются. Ничего подобного.

Почему бы не отправиться в поход зимой на лыжах, когда снег скрипит под ногами, а солнышко освещает покрытые снегом вершины елей. Если ваш малыш еще слишком мал и не умеет стоять на лыжах, тогда он с удовольствием прокатиться с горки на санках, «на ватрушке» или ледянке, поиграет в снежки и вместе с папой построит снежную крепость. Если летом можно устроить пикник на полянке и пожарить шашлыки, то зимой на лесной опушке можно выпить чашечку горячего душистого чая и с удовольствием полакомиться мамиными пирожками.

А можно устроить поход, например, в . Походом это мероприятие назвать сложно, но ведь после службы в храме можно походить по окрестностям монастыря. Это будет приятное соединение приятного с полезным!

Парк аттракционов

Это мечта каждого ребенка. Если в вашем городе он есть, то вопрос с организацией досуга в выходные решается очень просто. Ведь в этой «сказочной стране» детишки готовы проводить хоть каждый день. Однако родители в обязательном порядке должны оговорить с ребенком правила поведения в развлекательном центре и заранее определиться с аттракционами, подходящими вашему ребенку по возрасту. Поверьте, взрослые ничуть не с меньшим удовольствием проводят время в таком парке.

Бассейн или аквапарк

Практически в любом городе есть бассейн. А, как известно, плавание укрепляет мышечный корсет, повышает иммунитет, оздоравливает нервную и сердечно-сосудистую системы. Посещать бассейн любят абсолютно все мамочки, ведь плавание позволяет сохранять стройную фигуру. Про детей и говорить нечего. Они с удовольствием учатся плавать с кругом, дети постарше осваивают плавание на спине с ластами. А папы демонстрируют умение прыгать с вышки.

Культурный туризм

Активный отдых на природе можно и нужно чередовать с культурным туризмом. Отправляясь на экскурсию, выбирайте такие маршруты, которые будут интересны всем членам семьи без исключения. После экскурсии обязательно обменяйтесь мнениями об увиденном.

Зимняя мастерская

Позовите во двор соседских детей и родителей и организуйте конкурс на лучшую ледяную скульптуру. Для изготовления интересных ледяных поделок можно заранее сделать заготовки. Подержите в холодильнике несколько часов пластиковые бутылки, формочки, пластиковые коробочки, наполненные водой. Когда вода застынет, получится идеальный строительный материал для создания разнообразных фигур. Кстати, зимние фигурки несложно раскрасить. Для этого прекрасно подойдут акварельные краски или обычный пищевой краситель.

А можно заняться граффити или нарисовать на снежном «покрывале» прекрасную картину. Таким образом, вы не только весело проведете время, но и преобразите свой двор к Новому году. Кстати, ничто так не сближает, как совместный труд. Ваши детишки подружатся со сверстниками, а вы поближе узнаете своих соседей.

В этой статье мы более подробно остановились на зимних развлечениях, но ведь и зима, вот она!

5 вариантов спокойного отдыха семьей

Интересно отдохнуть всей семьей можно и дома, играя в спокойные и интересные игры. 5 идей игр для такого досуга предлагаем вашему вниманию ниже.

Настольные игры

В продаже имеется бесчисленное количество самого разного возраста. Мы приведем примеры всего трех игр, которые получили самые восторженные отзывы от потребителей.

Настольная игра «Мышки-малышки» или треугольное домино

Чтобы интересно и с пользой провести , его обязательно необходимо спланировать заранее.

5 советов по планированию досуга

  1. Для начала следует переговорить со своими домочадцами и выяснить, чем бы они хотели заняться в ближайшие выходные. Если желания у всех разные – найти компромиссный вариант. Составить список, в который включить интересы каждого члена семьи. Согласовать с ними план действий на ближайшие выходные.
  2. Начать подготовку к предстоящему мероприятию. Например, вы решили в выходные всей семьей отправиться кататься на лыжах. Значит, мама должна приготовить соответствующее обмундирование для всей команды лыжников, а папа приготовить лыжи.
  3. Всегда нужно иметь запасной вариант. Вы собрались кататься на лыжах, а на улице метель. Замените поход на просмотр интересного фильма или займитесь подготовкой игрушек к Новому году. К этим занятием у вас должно быть все готово.
  4. Как известно, лучший отдых – это перемена вида деятельности. Это условие необходимо учитывать в первую очередь. Если папа всю рабочую неделю выкладывался физически, то ему явно не захочется идти в поход. В этом случае, может, будет лучше, если вы дадите ему отдохнуть, а вечером поиграете в интересную настольную игру.
  5. Организация семейного досуга предполагает подготовку «плацдарма». Что это означает? Если вы собрались всей семьей посетить бассейн или парк аттракционов, нужно чтобы после возвращения был готов обед. Поэтому его нужно приготовить заранее. Если вы с утра отправляетесь в поход – палатки, спальные мешки, провизия и т.д. должны быть приготовлены уже с вечера.

– это не только общая радость и веселье, это прочный мостик к взаимопониманию, дружбе и любви.

Досуг является структурным компонентом повседневной жизнедеятельности. На сегодняшний день многие исследователи разграничивают такие понятия как «досуг» и «свободное время». Хотя досуг признается структурным элементом свободного времени, наметилась тенденция к выделению досуга как самостоятельной сферы жизнедеятельности. Это объясняется возрастанием роли досуга в жизни общества и усилением его влияния на формирование личности человека.

Досуг - синоним словосочетания «свободное время». Словарь С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой определяет досуг как «сферу свободного от учения и работы времени». В современных справочниках и энциклопедических словарях даются сходные определения досуга. Их анализ позволяет сформулировать более обобщенное определение. Итак, досуг - это часть внерабочего времени, которая остается у человека после выполнения обязательных непроизводственных обязанностей (время на дорогу на работу или учебу, сон, прием пищи, занятия домашним хозяйством и т.п.).

Потребность в отдыхе - это физиологическая потребность организма человека, досуг выступает средством ее удовлетворения. Однако досуг выполняет не только психофизиологическую, но и социокультурную функцию.

Научное обоснование досуговой деятельности, как одного из ведущих видов деятельности наряду с игровой, экспериментированием, учебной, общением, трудовой, впервые было сделано В. А. Воловиком (1984, 1998). Досуг, как любая деятельность, включает в себя следующие компоненты: мотив, задачу и действия (операции). Автором определены особенности досуговой деятельности:

  • ее мотивом является потребность личности в самом процессе деятельности;
  • она может быть разнообразна по своему предмету;
  • цели и содержание досуговой деятельности детерминированы уровнем нравственного развития и культурного уровня человека;
  • досуговая деятельность может носить социально-полезный, нейтральный и асоциальный характер.

Данные особенности создают определенную уровневую структуру досуга, которая определяется развитием потребностей человека. Автором выделены следующие его уровни.

  • 1. Потребление.
  • 2. Творчество.
  • 3. Экстериоризация (социальная активность).

Данные уровни взаимообусловлены, что позволяет осуществлять воспитательный и просветительный процесс путем целенаправленной организации досуговой деятельности путем перевода ее на все более высокий уровень развития (В. А. Воловик).

Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп.

К первой из них относятся учеба и самообразование в широком смысле слова. Это различные формы коллективного и индивидуального освоения культуры: посещение музеев, выставок, театров, зрелищных мероприятий, чтение книг и периодики, просмотр телепередач и т.п.

Другую группу в структуре досуга представляют различные формы любительской и общественной деятельности: самостоятельные или организованные (в учреждениях культуры, спортивных организациях, клубах) занятия и увлечения (хобби). Перечень их очень широк и всецело зависит от уровня развития науки, техники, культуры в целом. Это и традиционные (коллекционирование, занятия хореографией, музыкой, живописью, фотографией, физкультурой и спортом, туризмом и т.д.), а также более современные направления (шопинг, виртуальные игры, экзотические виды досуга).

Важное место в структуре досуга занимает общение с другими людьми (семейный досуг, дружеские встречи в домашних условиях, на природе, а также в местах массового отдыха: развлекательных центрах, игровых залах, клубах, кафе и пр.).

Всего исследователи насчитывают до 300 форм проведения досуга. Наше общество в последнее время меняется в духовном и психологическом плане. Трансформации, произошедшие в досуговой сфере жизнедеятельности, обусловлены прежде всего процессами глобализации, технологическими и культурными новациями. К их числу можно отнести появление и развитие глобальной сети Интернет. Изменения в сфере досуговой жизнедеятельности произошли в основном на содержательном уровне. Изменился состав читаемой литературы, телеи кинопристрастия, что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности человека (А. С. Батнасунов, 2004). Возникли новые формы досуга. Их характерными особенностями стали развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность содержания.

Особенности досугового поведения определяются возрастом. Для молодой части населения характерны восприимчивость к инновациям, склонность к риску, большее, в сравнении с другими возрастными группами, количество свободного времени. К сожалению, основное содержание досуга молодежи составляет виртуальное общение в социальных сетях, посещение развлекательных клубов. В то же время, постепенно возрастает количество молодых людей, проводящих свое свободное время в спортивных клубах, фитнес-центрах, в путешествиях и пр. Вступая в брак, молодые люди формируют свой уклад жизни, семейные традиции, которые определяются их интересами и потребностями.

В практике дошкольного образования досуг рассматривается как развлечение, организация праздников, детских утренников и других увеселительных мероприятий. Однако такой подход нам представляется достаточно узким. У ребенка необходимо формировать умения самостоятельно заполнять свое свободное время интересной и содержательной деятельностью. Однако отсутствие представлений о многообразии форм интересного времяпрепровождения и навыков самоорганизации являются причинами инфантилизма старшего дошкольника и его зависимости от воли, желаний и наличия свободного времени взрослого. Когда ребенок становится школьником, проблема организации внеу- чебного времени без участия взрослых становится особенно актуальной. Отсутствие навыков организации полезного досуга в семье часто замещается компьютерными играми.

Большинство дошкольников предпочитают проводить свой досуг на уровне потребления развлекательных программ, шоу и т.п. К сожалению, причинами этого является неспособность организовывать свое свободное время у родителей, которые часто рассматривают досуг как развлечение, а не способ удовлетворения своих потребностей в познавательном, духовном, эстетическом, физическом развитии.

В практике семейного и дошкольного образования достаточно часто встречаются перегибы как в сторону предоставления абсолютной свободы ребенку в праве определения для себя предпочтительного содержания и формы досуга, так в сторону излишней его заорганизованно- сти. В первом случае взрослый снимает с себя функцию формирования культуры досуга и контроля за его содержанием, а во втором - лишает ребенка возможности проявлять свою творческую активность (познавательную, речевую, двигательную, художественную и пр.).

Искусство воспитания заключается в том, чтобы предоставить ребенку возможность свободного выбора вида деятельности под прямым или опосредованным контролем взрослого и тем самым обеспечить развитие его способностей, интересов, потребностей.

Современные образовательные программы дошкольного образования определяют содержание и направления культурно-досуговой деятельности. По мнению М. Б. Запепиной (2009) культурно-досуговая деятельность дошкольников характеризуется следующим:

  • целенаправленностью и продуманностью;
  • возможностью осуществления в свободное время ребенка и протекания в индивидуальной и коллективной формах;
  • относительной свободой выбора содержания и форм досуговых мероприятий;
  • обусловленностью региональными особенностями и традициями;
  • возможностью формирования базовой культуры детей посредством участия в совместной творческой деятельности со взрослым (педагогом, родителями).

Организация досуга - одна из значимых функций семьи по восстановлению и укреплению здоровья, удовлетворению духовных потребностей. Семейный досуг, по определению С. В. Лавренцовой (2007), - это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как активной, так и пассивной деятельности, способствующей сплочению семейного коллектива, направленная на развитие личности, восстановление психических и физических сил, а также на формирование родительских и супружеских отношений, на генерацию, хранение и развитие нравственных и культурных ценностей, норм, образцов поведения членов семьи.

Для семейного досуга характерны отсутствие норм, жесткой регламентации, свобода выбора видов и содержания досуговой деятельности.

В качестве оценки полноценности досуга используются два основных критерия.

  • 1. Объем свободного времени, отводимого на семейный досуг.
  • 2. Содержание досуга.

Оба показателя определяются уровнем общей культуры родителей, финансовыми возможностями семьи, а также всем укладом жизни. Если большую часть времени мать вынуждена тратить на занятия домашним хозяйством, то у нее не остается свободного времени на организацию семейного досуга и свой личный отдых. Поэтому очень важно, чтобы у каждого члена семьи был определенный круг обязанностей по дому, что позволит высвободить время для содержательного времяпрепровождения.

Содержание семейного досуга должно определяться интересами КАЖДОГО члена с учетом их возрастных, психологических особенностей, а также интересов и потребностей. Хорошо, когда интересы совпадают. Ведь в семье, где все ее члены занимаются спортом или увлекаются туризмом, гораздо проще организовать совместный досуг, чем в той, где в свободное время отец занят рыбалкой, мать - рукоделием, сын - роликами, а дочь - танцами. Однако часто даже внешне

ю разные интересы можно объединить одной идеей. Например, совместной поездкой за город, на дачу, в дом отдыха, на турбазу, где каждый сможет заняться своим любимым делом. Безусловно, это не идеальный способ времяпрепровождения, так как в нем отсутствует главный показатель совместного отдыха - общение. Но гораздо лучше варианта, когда каждый член семьи настаивает на своем и не учитывает интересы других.

К сожалению, в практике семейного воспитания в основном главной является ориентация на детские, а не на общесемейные формы и виды досуга. При этом чаще в таком досуге участвуют матери, а общесемейный досуг развит недостаточно. В тоже время внутрисемейные досуговые отношения обеспечивают благоприятный психологический климат в семье и выполняют реабилитирующую функцию. Ориентация на совместный досуг взрослых и детей положительно сказывается на укреплении и сплочении семьи.

В семье с малолетними детьми процесс формирования традиций семейного отдыха только зарождается, и молодые родители постепенно вовлекают своих детей в те формы досуговой деятельности, которые привлекательны для них и будут полезны для ребенка. Например, малыш, которого уже с года родители берут с собой в многодневный поход в рюкзаке, как правило, вырастает заядлым туристом. Если двухлетнего ребенка родители берут с собой на занятия в фитнесс-клуб, то он не останется равнодушным к занятиям физкультурой и спортом. В доме, где доброй традицией является подготовка семейных концертов к каждому празднику, вырастает ребенок, чуткий к музыке, поэзии. Таким образом, если у родителей уже есть совместное увлечение, то дети охотно разделяют их, но только в том случае, если они становятся активными участниками процесса подготовки и организации совместных мероприятий.

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. По данным С. В. Лав- ренцовой, две трети современных семей в России не имеют увлечений. Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», в которых воспитанию детей не придается никакого значения. Достаточно часто дети из таких семей посещают клуб или секцию только для того, чтобы в лице тренера и друзей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой совместный досуг. Такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.

Интересы ребенка формируются под влиянием семейных традиций, которые могут передаваться от одного поколения к другому. Атмосферу отношений с родителями, подготовки семейных мероприятий ребенок переносит в свою будущую семью. Как правило, большинство людей проводят свое свободное время так, как это делали их родители.

Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом крепкой дружной семьи, в которой не остается

и места вредным привычкам (химическим и нехимическим зависимостям, малоподвижному образу жизни), озлобленности, скуке. У детей, отчужденных от семейной стороны бытия, возникает духовная разобщенность с родителями. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи от совместного времяпрепровождения в путешествиях, играх, чтении, тренировках, посещении театра, выставок и пр. Если во время досуга удовлетворяются интересы ребенка (в движении, познании, общении) и интересы взрослых, тогда он оказывает развивающее воздействие на тех и других.

Формы семейного досуга можно сгруппировать по следующим признакам:

  • по количеству детей;
  • составу и структуре семьи;
  • типу лидерства в семье;
  • семейным укладам;
  • социальному составу;
  • семейному стажу;
  • качеству отношений и психологической атмосферы в семье;
  • уровню культуры взрослых членов семьи и др.

Выделяют следующие формы организации семейного досуга.

Организованные в домашних условиях:

  • - любительские занятия (рукоделие, рисование, музицирование, пение, цветоводство, коллекцонирование, уход за домашними животными, видео- и фотосъемка и т.п.);
  • - совместное обращение к аудиовизуальной информации (просмотр телевизора, использование Интернета и других средств СМИ);
  • - организация домашних театров, концертов, игровых программ и т.п.);
  • - семейное чтение;
  • - игры (с детьми, настольные, подвижные и т.д.);
  • - праздники (дни рождения, тематические домашние детские праздники с включением игровых программ и конкурсов; семейные традиционные праздники).

Организованные вне дома:

  • - рекреативный семейный отдых (на даче, турбазе, в природных условиях, спортивный и познавательный туризм);
  • - оздоровительный и спортивный семейный отдых (посещение фитнесс-клуба, бани, спортивные соревнования, турниры, массовые забеги, велопробеги и т.д.);
  • - посещение театров, музеев, кинотеатров, концертов и других культурно-зрелищных мероприятий;
  • - участие в массовых праздниках, зрелищных мероприятиях, конкурсах;
  • - посещение игровых и развлекательных центров;
  • - хождение в гости.

По данным мониторинга Всероссийского центра изучения общественного мнения в 2010 г., предпочтительными видами отдыха для населения России являются торжества на дому: так, принимают у себя в гостях родственников или друзей - 31% респондентов, а предпочитают самим быть в гостях чуть больше опрошенных - 37%. Таким образом, данные исследований подтверждают, что общение с друзьями и родственниками традиционно является для россиян предпочтительной формой проведения досуга.

В настоящее время многие исследователи обращают внимание на необходимость возрождения традиций организации семейного досуга, которые веками складывались в русских семьях. Как отмечает Т. А. Куликова (2000), в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с поиском и сбором информации о родословной своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов с родословной, посещение мест, памятных для предков и т.д.). Во многих семьях сохранилась традиция совместных обедов, которые восполняют дефицит ежедневного общения членов семьи, подтверждают ее цельность и единство. Традиция общесемейных трапез всегда являлась символом семейственности.

Таким образом, можно говорить о многообразии форм семейного досуга. Содержательную сторону некоторых форм мы рассмотрим в следующих параграфах.

Проверь себя!

  • 1. Дайте определение досуга, перечислите его уровни, группы, формы.
  • 2. Перечислите особенности досуговой деятельности.
  • 3. Составьте схему классификации форм семейного отдыха.
  • 4. Выделите группы факторов, определяющих содержание совместного семейного досуга.
  • 5. Перечислите формы досуга, используемые в вашей семье, в семье ваших друзей. Какие из них стали традиционными? Чем это можно объяснить?
  • 6. Составьте тезисы выступления на собрании перед родителями на тему: «Семейный досуг как средство профилактики вредных привычек у детей».

Вопрос о планировании семейного отдыха встал передо мною в какие-то длительные празднично-выходные дни, когда у нашей семьи оказалось очень много совместного времени и нам оказалось совершенно нечего делать вместе. В результате мы все выходные маялись со скуки, несколько раз поругались, навели дикий беспорядок в квартире, наели несколько лишних килограммов и устроили ударную вахту возле компьютера и телевизора.

После этого я поняла — свободное время не равно отдыху. Если хочешь хорошо отдохнуть со своей семьей, то отдых надо планировать и организовывать. Как и ко всем полезным привычкам, к организации семейного досуга тоже надо подходить постепенно и последовательно.

Для начала я определила: что для меня — хорошо проведенный семейный досуг. Для меня это, прежде всего, активный и познавательный семейный отдых. Потом я составила список конкретных мероприятий, которые расшифровывают для меня понятие «активного и познавательного досуга». Здесь оказались семейные походы на выставки и пикники, совместные танцы, тематические застолья с конкурсами, просмотры интересных фильмов, рисование.

Затем я этот список ещё больше расширила и разбила по категориям:

  • мероприятия дома,
  • когда на улице непогода,
  • мероприятия с выходом из дома,
  • требующие материальных затрат и не требующие,
  • чем можно заняться вдвоем с супругом, с детьми и полным составом семьи,
  • чем можно заняться самой, пока все спят или разбрелись кто куда (я – это тоже семья),
  • с разными временными затратами (мероприятия на свободный вечер, выходные, отпуск).

Чтобы не получилось как в басне Крылова «Лебедь, Щука и Рак» («когда в товарищах согласья нет, не будет в деле толк, одна лишь мука»), я попросила каждого члена семьи составить подобный список (дочке было лениво писать, и она просто нарисовала) и все объединила в единый большой список. Теперь мне осталось посмотреть, чем можно заняться в ближайший свободный вечер, выходные, отпуск, выбрать наиболее подходящее и … полный вперед.

Но тут меня ожидали два подвоха.

  1. Первый подвох был в том, что я не учла правило: лучший отдых – перемена деятельности. Мне, после рабочей недели, полной общения с кучей самого разного народа никак не хотелось ни идти в гости, ни встречать заранее приглашенных гостей. Больше всего мне подходили , пикники на природе или просмотр хороших фильмов. И это правило оказалось справедливым для всех членов семьи: мужу после сидячей недели хотелось двигаться, ребенку после недели умственного труда, хотелось поработать руками. Таким образом, правило перемены деятельности должно быть учтено при планировании отдыха.
  2. И второй момент. Как сказал один полководец: «Залог успешного наступления – хорошо подготовленный плацдарм». Иначе, придя в кино, можно упереться носом в объявление «ремонт» или «билетов нет» (как мы, когда «с улицы» пришли смотреть «Аватар»). После того как было решено, как семья будет проводить ближайший семейный досуг, следует заняться подготовкой плацдарма для него.

Что может означать на практике планирование отдыха? Смотрим свои списки и сверяемся с тем, что есть для проведения запланированного досуга: лото, домино, скрабл. Разбираем завалы дисков и книг: может, есть интересные фильмы, которые мы ещё не смотрели? Может, часть книг не прочитана (заодно соберете лишние, которые можно сдать в местную библиотеку). Подбираем рецепты выходного дня: что можно приготовить для тематических ужинов? Что можно быстро приготовить, чтобы не отрывать время от семейного досуга? Что можно приготовить всей семьей? Желательно, чтобы к нужному моменту билеты были куплены, лыжи и коньки смазаны, в холодильнике имелись необходимые продукты, а настрой был позитивным.

3. Третье важное правило: лучше придумать несколько вариантов досуга, чтобы не переживать, если один вариант по каким-то причинам сорвется.

Например, если запланированы лыжи, но ударили морозы под -40 градусов Цельсия – не беда, у вас есть подборка фильмов и телефон, где можно заказать пиццу, а потом устроить семейный кинотеатр с ее поеданием.

4. Есть ещё один момент: иногда у членов семьи совершенно разные представления о хорошо проведенном семейном досуге. Поскольку у нас в семье представления примерно одинаковые, я с этим вопросом непосредственно не сталкивалась. Но выход вижу в том, что некоторым помогает правило: лучше качественный отдых по отдельности, чем потерянное время вместе.

Для меня показателем того, что все мои правила работают, стали ближайшие новогодние каникулы, которые в отличие от прошедших, были проведены весело и интересно: с просмотром любимых волшебных сказок, с походами в кино и на выставку кошек, с посещением гостей и семейным планированием на новый год.

Хотите стать читателем журнала «Успевай с детьми!»?

Весь день вы крутитесь как белка в колесе, мечетесь между детсадом, школой, работой, магазином и сервисным центром по починке телефона, компьютера или стиральной машины. А вечером хочется свалиться без задних ног и уснуть в теплых объятиях. Не тут-то было: впереди семейный вечер с мужем и детьми. Как организовать свой досуг так, чтобы и отдохнуть, и малышам было весело, и муж растаял как чеширский кот в домашней обстановке после тяжелого рабочего дня?

Во-первых, примите к сведению, что сделать вечер семейного отдыха молено только всей семьей. Иначе кто-то будет скептически смотреть, как другие старательно вырезают аппликации для дартса, и коллективизма (как и взаимного удовольствия) не получат ни трудящиеся на благо новой игры, ни занудливые критики перед телевизором. Если что-то делать, то делать вместе: либо смотреть новую -комедию, либо дружно строить корабль-кровать в детской комнате.

Во-вторых , родители, не забывайте, что ваши желания и интересы не всегда совпадают с желаниями ваших детей. Они всегда ждут массы новых впечатлений каждый день, тогда как вы понимаете семейный вечер как теплую ванну с легкой музыкой и валяние в постели.

Недавние опросы детей школьного возраста показали, что больше всего ребята от 7 до 17 лет любят компьютерные игры, походы в кино либо просмотр фильмов дома и с меньшим энтузиазмом относятся к техническому творчеству. Молодые родители же предпочитают сходить в театр, вместе воплотить какой-нибудь гастрономический рецепт. Если же родители и сходятся с детьми в едином и неделимом мнении по поводу проведения вечера семейного отдыха, то это, увы, касается компьютерных игр (по статистике, это около 50% от общего количества семей). На втором месте по совместимости интересов стоит спорт. Его любят все.

Но даже если вы не любите спорт, а компьютер используете только в рабочих целях, не стоит ассоциировать семейный вечер с телевизором. Планировать специально и составлять сценарии семейных вечеров, пожалуй, тоже не стоит, так как экспромты лучше всего. При утомительной серьезной работе дома нужно получать заряд веселья, смеха и детства. Почему бы себе это не позволить, тем более что в доме есть дети? Придумайте семейные традиции. К примеру, по вторникам можно печь пироги и устраивать семейный вечер чаепития с шахматами, кроссвордами или нардами — почему нет? В любой семье найдется своя «фишка», спланированная или нет, но удовольствие обеспечено.

Еще одна важная деталь организации вечера семейного отдыха — инициатива. Это самый сложный пункт во всей подготовке. Ведь иногда так сложно перебороть усталость и желание поскорее «встретиться с диваном»! Заставлять себя не нужно, а расслабляться ведь можно и активно. Превратите кухню в мини-кафе с барменом, официантами и посетителями, устройте поэтический вечер в поисках рифмы или музыкальный — в поисках общей любимой песни. Поменяться ролями детей-родителей на вечер, устроить конкурсы на смекалку с призами и конфетами, сочинить сказку про семью, бабушек и дедушек, связав с реальностью и семейным альбомом, написать сообща сценарий семейного вечера в честь дня рождения деда или папы.

Все должно быть и полезно и приятно: мы развиваем и воспитываем своих детей в игре, получая от этого удовольствие.

Кстати, о сценариях семейных вечеров. Ваши дети любят рисовать? Пусть подготовят цветные плакаты с портретом папы, украшением подарков и помещения. Читают стихи и поют? Значит, конкурсы пения, анекдотов и стихов должны быть включены обязательно. Можно ведущим сделать не просто маму или старшую сестру, а Карлсона или старуху Шапокляк. Придумайте игры на движение. Например, изобразить известную картину («Джоконда», «Грачи прилетели», «Опять двойка!»), сымитировать заплыв пиратов за сокровищами (то есть тортом).

Вариантов множество...

Поиграем!

Наверное, самые популярные домашние игры — с детьми. Это привычные для каждого с детства прятки и жмурки, догонялки и хороводы, угадайки и щекоталки. Такие игры раскрепощают и взрослых, и малышей и в немалой степени укрепляют дружеские отношения между ними. Согласитесь, невозможно сердиться на карапуза, который разбил вашу любимую вазу или смастерил кораблик из важных документов, если вы сами пять минут назад опрокинули стол, играя в прятки или тот самый кораблик пытались запустить в дальнее плавание в ванной.

Такие семейные развлечения очень важны и для больших, и для маленьких участников игры. Хорошее настроение и заряд бодрости вам обеспечен, если прогулка с детьми внезапно превратится в настоящую погоню со свистками, улюлюканьем и пулеметными очередями. Кстати, имитация последнего потребует от вас огромного таланта, чем вы впоследствии можете заслуженно гордиться.

Специалисты до сих пор не выяснили, кто получает большее удовольствие от детских игр — сами ли дети, которым уж точно положено в них играть, или родители, в чьей душе еще сохранилась ребячество. Такие домашние развлечения обычно носят стихийный характер, и тем больше в них прелести, свежести, взаимной заинтересованности. Главное в играх с малышами — искренность. Не стоит смотреть на ребятню свысока, не стоит поддаваться и сюсюкать, будьте естественны, поверьте в игру, и не бойтесь вернуться в детство хотя бы на пару часиков — это совсем не так плохо! 10

Устав от догонялок или пряток, вы можете отлично провести время за интеллектуальными играми. Нет, не спешите садиться за компьютер и доставать диск с «Цивилизацией», не забирайтесь на антресоли в поисках «Монополии». Вспомните о старых, добрых шахматах. Это, безусловно, сложная игра, но ведь нашему серому веществу постоянно требуются тренировки, а она как раз таки их подразумевает. Мало того, шахматы успокаивают лучше всякого аутотренинга, так что если вы еще не умеете или просто не хотите играть, просто пробуйте! А не знаете правил игры в шахматы — тоже не беда! Выберите банальные шашки — они ничуть не хуже... Такими же магическими свойствами обладают и другие семейные развлечения, требующие некоторой работы интеллекта. Устройте домашнее «Поле чудес» или «Что? Где? Когда?», всякого рода викторины, игры со словами, фанты. А почему бы не устроить литературный вечер или, в духе времени, вечер сериалов? Для этого вам всего только и потребуются — домочадцы в количестве не менее трех штук, несколько посадочных мест, телевизионный пульт.

Переключая каналы (и всякий раз попадая на очередное мыло!), водящий выбирает любого героя (желательно известного актера или актрису) и выключает телевизор. Ваша задача правильно поставить вопрос (отвечать можно «да» или «нет») и первым угадать имя героя. Если вы проводите вечера и выходные перед экраном ТВ, вам будет легко. В противном случае просто сдавайтесь на милость домохозяйкам. Сферы этой игры безграничны — вопросы могут касаться литературных персонажей, писателей, исторических личностей и даже ныне здравствующих политиков. Только представьте: вы и ваша свекровь (или теща — что тоже страшно весело) за одним столом вместе с остальными родственниками, мило улыбаясь, задаете друг другу каверзные вопросы, демонстрируя свою образованность и эрудированность. Большая порция адреналина обеспечена уже на первых минутах игры.

Можно, конечно, и проиграть, но это не смертельно, и в кругу семьи очень быстро найдется хотя бы один человек, желающий вас утешить. Ошибки и проигрыши в таких случаях чаще всего кидают нас на поиски правильного ответа, достойного решения, поэтому «умные» семейные игры — отличный стимулятор для самосовершенствования.

Есть еще одна категория домашних игр, объединяющая работу разума, фантазию и юмор. Это всевозможные постановки, спектакли, сценки из жизни, анекдоты в лицах. Подобные игры требуют небольшой предварительной подготовки. Для семейных концертов сооружается импровизированная сцена, в качестве микрофонов используются флаконы из- под дезодорантов или трубки телефонов, вместо цветов артистам преподносят бокал вина или блюда с домашними пирожками. Довольно известна среди таких развлечений игра в ассоциации. Смысл игры прост — постараться как можно доступнее изобразить свою ассоциацию с тем, кто водит. Например, какого животного этот человек вам напоминает. Какая книга, цветок или предмет интерьера наиболее отображает его сущность. Может быть, он надежен, как дубовый стул? Или нежен, словно фиалка? Словом, эта игра предполагает узнавание и помогает сблизиться со всеми участниками. Конечно, развлечения такого рода приняты не во всех домах. Только в дружной семье с одинаковой радостью играют в старые, привычные, даже традиционные игры и открывают двери всему новому и интересному.

Кстати, к одним из самых традиционных семейных игр можно, пожалуй, отнести азартные развлечения — такие, например, как карты. Каждый из нас хотя бы раз в жизни играл в «дурака». Хотя, правильнее — «в дурачки». Это наиболее распространенное в узком домашнем кругу карточное развлечение, причем чисто русского происхождения. Правда, стоит заметить, что в некоторых семьях к времяпрепровождению за картами относятся очень и очень пренебрежительно. А то и вовсе накладывают на карточные игры домашнее вето, полагая, что карты — это развлечение для бездельников и шулеров. Хотя в карты играли и будут играть все слои общества — от высших эшелонов власти до малообеспеченных семей. Здесь главное знать меру. А то бывает так, что садятся за стол вечером и не выходят до утра. То же самое касается и других азартных игр — домино, лото, нарды — только от вас зависит, что ставить на кон и где проводить границу между развлечением и жесткой схваткой. В подобных играх всегда четко определены правила, и потому фантазии тут почти негде развернуться. Зато можно расслабиться и одновременно потренировать память и наблюдательность. Такие игры в кругу семьи тем и хороши, что остается доля азарта, эмоциональная насыщенность, но без риска получить дубинкой но голове за нечестный выигрыш или, наоборот, всю жизнь расплачиваться с победителем.

Конечно, редко можно встретить семью, в которой с одинаковым интересом играют в шахматы и в «казаки-разбойники», самозабвенно режутся в «дурачка» и устраивают домашнее «шоу звезд». Игровой стиль, прежде всего, определяется личностями членов семьи. Скажем, флегматик не станет скакать по квартире, играя в жмурки, ему больше по душе спокойное времяпрепровождение за шашками или пасьянсом.

Но уж если родственники собрались вместе, да еще и настроены поиграть, развлечься всей дружной оравой, то выбор игры проблемой не будет. Самое главное — настрой!