Ребенок сильно психует и истерит что делать. Истерики трёхлетнего малыша: советы родителям

Детские истерики расстраивают и обескураживают родителей. Рассмотрим причины, которые могут побуждать детей к такому поведению, а также советы, как правильно действовать во время истерики у ребенка.

Почему капризничает малыш?

Истерика у детей может возникать по ряду причин…

  • Ребенок заболел . Малыш начинает плохо себя чувствовать, но сам не понимает своего состояния. Он может испытывать слабость и дискомфорт, но объяснить это своим родителям не может, поэтому у ребенка возникает истерика
  • Малыш хочет внимания. У родителей множество ежедневных дел. Маме нужно приготовить, постирать, погладить. Ребенку в это время разрешается самостоятельно поиграть или посмотреть мультик, но он отказывается это делать один. Ему хочется, чтобы родители составили ему компанию, а потому закатывает истерику.
  • Ребенок хочет достичь желаемого. По этой причине истерика может возникнуть, например, в магазине из-за того, что родители отказались купить ему очередную машинку, куклу или какую-нибудь другую игрушку.
  • Малыш выражает протест. От двух до пяти лет у ребенка формируются самостоятельные желания и потребности. Он сам хочет выбирать, на какой карусели ему кататься в парке, с кем играть на детской площадке. Родители, чрезмерно переживая за свое чадо, стараются навязать ему определенную модель поведения и запрещают ребенку проявлять самостоятельность. Ребенок начинает плакать, выражая протест.
  • Ребенок устал. Часто малыш начинается капризничать, как кажется родителям, без причины. Он был в гостях, целый день веселился, играл, смотрел с другими детьми мультики, гулял, а к вечеру начал капризничать и плакать. Причиной таких истерик может быть эмоциональное перенапряжение.

Как предотвратить истерики у ребенка 1-2 лет

У детей 1-2 лет возникает кризис первого года жизни, который выражается в непослушании, стремлении к самостоятельности, острой реакцией на запреты родителей, что сопровождается частыми истериками.

Таблица 1. Как предотвратить истерики у годовалого ребенка в конкретных ситуациях

Ситуация, приводящая к истерике Причина истерики Как поступить родителям
Годовалый малыш сидит за столом и пытается самостоятельно есть ложкой кашу или суп, его движения довольно неловкие, он пачкает стол и одежду. Мама забирает у него ложку и начинает его кормить, что вызывает недовольство и истеричный плач ребенка. Ребенку не нравится, что его попытки быть самостоятельным пресекаются. В этой ситуации можно поступить иначе — взять вторую ложку и вместе с малышом продолжить трапезу. Ничего страшного не произойдет, если он испачкается, зато ребенок предпринял попытку самостоятельно поесть. Возможно, наступил момент пересмотреть отношение к чаду. Не стоит все делать за своего малыша, а надо стараться «шагать» вместе с ним, делая все сообща. Например, в течение первого полугодия второго года жизни можно учить свое чадо надевать колготки, сандалии, шапку, варежки, шарфик, самостоятельно чистить зубки и умываться.
Годовалый ребенок закатывает истерику, когда ему не разрешают играть с недозволенным предметом. Малыш остро реагирует на запрет со стороны родителя. Если ребенок играет чем-то недозволенным, прежде чем забрать этот предмет и услышать возмутительный крик, желательно отвлечь внимание крохи на другую интересную вещь или предложить альтернативу. Например, если малыш вытащил из шкафчика документы и пытается увековечить на них свои первые рисунки, следует предложить ему порисовать в альбоме, приготовленном специально для детского творчества.
Ребенок не хочет одеваться и устраивает истерику. Малышу неприятен сам процесс одевания, ему скучно или что-то испортило настроение. Маленький ребенок не умеет одеваться самостоятельно, а сам процесс ему скучен. Сделать одевание «живым» помогут стишки и считалочки, которые нравятся малышу. Они отвлекут его внимание от скучного процесса. Отказ ребенка одеваться может быть не связан с процессом одевания. Он плохо спал, сломалась любимая игрушка, что окончательно испортило ему настроение. Плач — самый доступный для малыша способ снять напряжение. В этом случае родителям надо сохранять спокойствие. Дайте ребенку проявить немного самостоятельности, разрешив выбрать для себя одежду, даже если вещи не будут сочетаться. Обязательно нужно похвалить ребенка за сделанный выбор, не критиковать и не смеяться.
Малыш плачет, возвращаясь с прогулки. Ребенок не желает заканчивать прогулку и идти домой. Многие дети не хотят возвращаться с улицы домой, поэтому, переступив порог квартиры, начинают плакать. Чтобы предотвратить детский плач, нужно заранее подготовить ребенка к тому, что пора идти домой, а не быстро отрывать его от игры, качания на каруселях и т. д. По дороге домой обязательно нужно отвлечь малыша, переключив его внимание на то, что происходит дома, рассказать, как скучают без него игрушки и как они будут рады его возвращению домой. Придя домой, не сажайте сразу же малыша за стол, чтобы покормить, или укладывать спать. Лучше дать ему немного времени поиграть с любимыми игрушками.
Ребенок не хочет делиться своими игрушками с другими детьми и начинает кричать, если у него пытаются забрать его вещи. Нежелание ребенка делиться личными вещами. Родителям нужно с пониманием относиться к нежеланию ребенка делиться своими игрушками с другими, ведь ни один взрослый не отдаст незнакомцу свой телефон, компьютер или машину. Ребенок волен сам распоряжаться своими личными вещами. Родители должны учить малыша спрашивать разрешения поиграть чужими игрушками или обмениваться ими, но не должны отрицать или осуждать право ребенка отказать. Поэтому, если ребенок не отдает свои игрушки, плачет, не нужно настаивать на том, чтобы он обязательно ими поделился. Лучше отойти со своим малышом в другую сторону, успокоить его и продолжить игру.

Дети не делятся игрушками, так как думают, что они не получат назад свое «добро». Дома родители могут поговорить с ребенком и объяснить, что детки поиграют и вернут обратно взятую у него игрушку. Чтобы ребенок мог понять это, родители могут поиграть с ним в игру про Мишку-жадину и Зайца. Суть игры в том, что вышеописанные персонажи делятся своими игрушками. При этом Заяц с удовольствием делится своими машинками, кубиками и просит разрешения поиграть игрушками Мишки, заверяя его, что немного поиграет и обязательно отдаст. Предложите ребенку сначала побыть в игре Мишкой, а потом Зайцем-добряком. Эта игра поможет ребенку освоить определенные правила поведения и в будущем с радостью делиться с другими детьми игрушками.


Капризный ребенок в возрасте от двух до 5 лет: как действовать родителям

В возрасте от двух до пяти лет происходит перестройка характера ребенка и он начинает более остро реагировать на запреты со стороны взрослых. Дети этого возраста еще эмоционально незрелы, и то, что кажется взрослым несущественным, для ребенка может обернуться настоящей трагедией и привести к истерике.

Таблица 2. Как правильно реагировать на истерики ребенка 2-5 лет в типичных ситуациях

Ситуация, вызывающая истерику у малыша 2-5 лет Причины истерики Как поступить родителям
Радостный день с гостями, мультиками, весельем и даже подарками заканчивается капризами и ночными истериками ребенка. Эмоциональное перенапряжение, усталость. Стоит помнить, что характер ребенка от двух до пяти лет еще не сформировался в эмоциональном плане. Он быстро устает от большого количества людей, нервничает в кругу незнакомых, плачет от перенапряжения. Для малыша 2-5 лет важно соблюдать режим дня. Ребенок должен отдохнуть и поспать в обед. А если вы видите, что малыш устал в гостях, то лучше увести его ото всех и успокоить.
Родители чрезмерно переживают за своего малыша, поэтому на игровой площадке запрещают ему подниматься на высокую горку, хотя другие ребята этого же возраста с восторгом скатывается с нее. Защищая ребенка от возможных падений и ушибов, родители запрещают ему кататься на велосипеде, не водят на каток и т. д. Со временем малыш, видя, что другие дети с азартом играют в догонялки, быстро ездят на велосипеде, а он сидит в песочнице, начинает возмущаться, а свой протест выражает с помощью крика. Протест против чрезмерной опеки. Ребенку нужно предоставить больше самостоятельности, дать возможность изучать и познавать мир. Нужно стараться разговаривать с малышом, как с равным. Ребенок должен понять, что родители не просто стремятся опекать его, лишая самостоятельности, а готовы стать его помощниками, к которым можно обратиться, если нужна будет помощь.
Малыш в магазине начинает кричать и тянуть родителей за одежду, чтобы они незамедлительно приобрели ему какую-нибудь игрушку или купили сладости. Не может получить желаемое. Нужно обговорить эту ситуацию с ребенком, постараться объяснить ему, что так вести себя в общественных местах некрасиво. Главное — не поддаваться на детские истерики и не покупать ребенку желаемое, иначе такое поведение будет повторяться.
Малышу до года уделяется много внимания, мама старается не отходить от него, забывая про все домашние дела и заботы. Чем старше становится ребенок, тем чаще родителям приходится отлучаться от него на некоторое время. Из-за этого он начинает плакать, призывая взрослых обратить на себя внимание. Ребенок хочет больше внимания, ему хочется быть постоянно с мамой. Чтобы исключить капризы из-за этих поводов, желательно как можно больше времени уделять своему малышу: играть с ним, заниматься творчеством, гулять. Но не лишне будет объяснить ребенку, что какое-то время он должен поиграть один, а мама, как только освободится, сразу присоединится к нему.
Активному малышу вдруг не хочется играть, он постоянно просится на руки или ложится на диван, отказывается от еды и плачет без причины. Эти симптомы могут свидетельствовать о болезни. Если ребенок в 4-5 лет может сказать взрослым, что чувствует недомогание, то малышам в 2-3 года довольно сложно объяснить свое состояние. При первых симптомах болезни нужно сразу измерить температуру. Если она повышена, тут же обратиться к врачу. Только специалист сможет точно определить причины недомогания и назначить грамотное лечение. А вот заниматься самолечением и рисковать здоровьем малыша не стоит.

Соответственно, родители должны понимать, что во время болезни дети становятся чрезмерно капризными и требуют к себе повышенного внимания.

Полезный совет в отношении поведения родителей во время детских истерик дает психолог высшей категории Л. В. Ходоровская.

Истериками дети чаще всего пытаются манипулировать своими родителями и показывают, что им что-то не нравится. В первую очередь, постарайтесь сохранять спокойствие и не потакать истерике. Разговаривайте с ребенком очень ровно. Попросите его объяснить спокойно, чего он хочет, и потом обсудите его желание. Но обещайте выполнить это желание только при наличии возможностей. Нельзя пообещать выполнить просьбу ребенка, а потом успешно забыть об этом. В таком случае истерика опять повторится, потому что ребенок не забудет обмана. Если исполнить его желание нет возможности, то постарайтесь переключить его внимание на что-то другое. Когда ваш малыш увидит, что вы реагируете на его выходки совершенно спокойно, то перестанет истерить.


Полностью избавиться от детских истерик невозможно, но предотвратить некоторые из них родителям по силам. Нужно как можно чаще проводить время со своим малышом и не отталкивать его, когда он нуждается в общении с родителями. Если же истерики не прекращаются, а постепенно только набирают обороты, остановить их становиться с каждым разом все сложнее, то следует обратиться к специалисту.

С капризами малышей сталкиваются абсолютно все родители. Но когда начинаются истерики у ребенка в 3 года, многие взрослые приходят в замешательство. Ведь очень часто они возникают внезапно без видимых на то причин. Почему так происходит и можно ли предотвратить эмоциональный взрыв? Как правильно вести себя родителям, чтобы не навредить детской психике?

Причины детских истерик

Истерикой называют состояние нервного перевозбуждения, когда человек способен терять самообладание. У малышей это чаще встречается в раннем возрасте, примерно до 4-5 лет. При этом кроха может плакать, кричать, стучать ножками или размахивать руками, а некоторые даже начинает кататься по полу. Обычно в такие моменты ребенок ничего вокруг не замечает и не слышит уговоров взрослых.

Основные причины истерик в 3 года могут быть следующими:

  1. Способ получения внимания. Обычно такое поведение деток наблюдается в тех семьях, где родители постоянно заняты своими делами или рождается младший ребенок, кому взрослые уделяют больше времени. Чтобы такое поведение не переросло в привычку, нужно работать с причиной – играть, уделять время и не отвлекаться больше ни на что, привлекать ребенка к своим делам. Читайте также статью по теме Как подготовить старшего ребенка к рождению младшего >>>
  2. Ребенок хочет что-то получить, к примеру, новую игрушку. Чтобы не краснеть в магазине, перед походом нужно договариваться с малышом, обсуждая, что конкретно вы сегодня сможете ему купить.
  3. Ребенок еще пока не научился словами выражать недовольство. А учить его этому должны взрослые. Нужно просто чаще разговаривать с малышом.
  4. Переутомление, недосыпание, чувство голода, холод и т. д. Если и ваш ребенок склонен к такому поведению, старайтесь придерживаться определенного режима. Это позволит предотвратить истерики перед сном в 3 года. Подробнее о сне ребенка в 3 года смотрите семинар Как быстро уложить ребенка спать ?>>>
  5. Болезнь и плохое самочувствие в этот период. Заболевшему малышу необходимо обеспечить комфортный психологический режим.
  6. Ребенок пытается подражать своим родителям. Если в вашей семье кто-то склонен к истерикам и разговорам на повышенных тонах, то странно удивляться, что кроха ведет себя подобным образом. Чтобы не допускать таких ситуаций, важно пересмотреть собственное поведение, особенно нужно вести себя сдержанно в присутствии малыша. Смотрите семинар о ролях родителей Мама и папа: воспитываем вместе >>>
  7. Проявление взрослыми гиперопеки или частые наказания ребенка.
  8. Страх или испуг. Ночные истерики в з года могут случаться потому, что малышу приснился страшный сон, а может нечаянно увидел страшную сцену по телевизору. О самых распространенных страхах смотрите рубрику >>>

Как реагировать на истерику

Истерики без причины у ребенка в 3 года могут случаться достаточно часто. В такие моменты кроха не может себя контролировать. Но хуже всего то, что подобное состояние может передаться взрослому, что станет причиной гнева и чувства отчаяния. Но крик или физические наказания станут причиной потери уважения со стороны малыша.

Как правильно реагировать на такое детское поведение и как успокоить ребенка при истерике?

  • Во время истерики будьте рядом, но не лезьте к ребенку.
  • Можно попробовать отвлечь малыша от его эмоции, но если не получится, то нужно просто подождать.
  • В момент истерики не смотрите, не разговаривайте, не пытайтесь образумить ребенка – он вас не слышит.
  • Если частые истерики у ребенка 3 лет связаны с неправильны режимом дня или голодом ребенка – ваша задача предусматривать эти моменты и обходить их.
  • Никогда не наказывайте ребенка физически.

Если все же родителям не удалось справиться с собственным гневом, то обязательно нужно объяснить ребенку, почему вы разозлились. При этом нельзя давать малышу почувствовать себя виноватым. Ваша задача не отучить кроху сердиться, а научить его управлять собственными эмоциями.

Чего нельзя делать родителям при истерике у ребенка

Если все же детских истерик избегать не удается, родители должны научиться правильно на них реагировать. При этом следует избегать распространенных ошибок, которые могут еще больше усугубить ситуацию:

  1. Не нужно пытаться во что бы то ни стало прекратить манипулятивную истерику. Если вы сразу же дадите ребенку то, что он требует, истерики не прекратятся никогда. Так даже в более старшем возрасте он будет манипулировать родителями. Гораздо эффективнее попытаться переключить внимание крохи, проявив смекалку и творческие способности.
  2. Не передразнивайте ребенка и не спорьте с ним. Сейчас он все равно вас не услышит. Поговорите позже, когда он успокоиться и будет в хорошем настроении.
  3. Не кричите. Повышенный голос сделает детский гнев еще сильнее.
  4. Не наказывайте кроху за подобное поведение.
  5. Не стыдитесь за поведение ребенка перед окружающими, даже если все случилось в общественном месте. Если вы, боясь осуждения окружающих, пойдете у малыша на поводу, то публичные истерики станут привычным явлением. Даже, если прохожие пытаются вмешаться в ситуацию, не реагируйте на их замечания.
  6. Не нужно принимать такое поведение малыша близко к сердцу.

Как быстро остановить истерику

Родители, которые часто сталкиваются с подобными психическими атаками, хотели бы найти способ, как остановить истерику у ребенка в 3 года.

  1. Важно не поддаваться панике и показывать ребенку, что его поведение, каким-то образом вас задело. Следует оставаться хладнокровным и продолжать заниматься своими делами. Можно даже выйти в другую комнату, но только так, чтобы иметь возможность наблюдать за малышом. При этом оставлять его одного надолго не нужно, иначе он может испугаться. Пытаться в такие минуты, что-то объяснить крохе бесполезно, поэтому оставьте серьезные разговор на потом. Видя, что истерикой ребенок не сможет получить желаемого, он очень быстро успокоится и в следующий раз не будет прибегать к такому способу манипулирования.
  2. Если уж вы решили положить конец истерикам, не останавливайтесь на половине пути. Именно это самая распространенная родительская ошибка, в результате которой истерики придется слушать очень и очень часто.
  3. Как только ребенок начинает кричать, в первые же минуты можно попытаться поговорить с ним, выяснив, чего он хочет. Предложите вместе поиграть или . Если же истерика уже в разгаре, то такой метод будет уже не действенным.
  4. Попробуйте просто обнять ребенка и сказать, как сильно вы его любите. Если ребенок препятствует этому, не настаивайте.

Полностью избежать детских истерик невозможно.

Так у 3-х летних малышей происходит этап взросления, однако уменьшить частоту их появления можно.

Для этого достаточно уделять малышу внимание, владеть способами обхода конфликтных ситуаций (подробнее смотрите в интернет-курсе Послушание без криков и угроз >>>), понимать, что этап истерик проходит как только ребенок становится способным контролировать свои эмоции.

Истерики у ребенка 5 лет — одни из самых неприятных моментов для родителей. Психологи утверждают, что дети не закатывают истерики просто так, лишь потому, что им надоело быть хорошими или они стремятся манипулировать взрослыми. Зачастую крики указывают на злость и неудовлетворение дитя. Поскольку они не могут правильно объяснить и рассказать, что им не нравится, они начинают кричать.

Чтобы понять, как , нужно научиться сохранять спокойных дух и понимать, что его беспокоит.

Родителям важно осознать, что в 5 лет наступает кризисный период в жизни, когда , замыкаться в себе.

В период кризиса пяти лет ребенок может:

  • замыкаться в себе, быть менее разговорчивым, перестать делиться с родителями своими радостями и победами;
  • стать неуверенным в себе, бояться новых дел, выглядеть напуганным;
  • раздражаться и злиться, грубо себя вести со старшими и даже сверстниками;
  • закатывать истерики без особого основания, долго плакать;
  • копировать манеру поведения своих родителей, имитировать ситуации из жизни;
  • отстаивать свои права, требовать больше свободы, говорить о самостоятельности.

Если ребенок правильно развивается, то уже к и рассказывать о своих насущных потребностях. Он начинает пристально наблюдать за взрослыми, слушать, о чем они говорят, и желает находиться в кругу толпы. Маленькие дети хотят быть похожими на взрослых, копируют их манеру поведения, чтобы их также считали большими.

У детей головной мозг уже хорошо развит, они учатся проявлять самообладание, контролируя свои эмоции и чувства. В этот период у дошкольников особенно развито воображение, они любят фантазировать, складывают свое личное представление об окружающем мире. Их привлекает все то, что творится вокруг них, они начинают рассказывать вымышленные собственные истории.

В возрасте 4-5 лет для ребенка важное место в жизни занимает общение с другими людьми, со сверстниками. Если нет возможности поговорить с кем-то или тяжело добиться расположения других, то дитя может чувствовать одиночество. Это становится одной из причин кризиса, что в результате приводит к истерикам и капризам.

Работа над качествами

Для того чтобы успешно бороться с истериками ребенка, нужно выявлять следующие качества:

  • понимание;
  • спокойствие;
  • терпение;
  • любовь.

Важно понимать, что ребенка нельзя назвать взрослым человеком, только в миниатюрном виде. Это формирующаяся личность, которая еще не может полностью контролировать себя, свои эмоции и способна остро реагировать на непредвиденные обстоятельства и неприятности. Поэтому родителям необходимо стараться ставить себя на место ребенка и смотреть на ситуацию его глазами.

Если родитель что-то запрещает, нужно обязательно держать свое слово. К тому же очень важно, чтобы в подобных вопросах супруги были единомышленниками, работали в команде и их мнения по поводу мер наказания не расходились.

Если возникают истерики у ребенка 4-летнего возраста, следует сохранять спокойствие и самому не терять самообладание. Насколько это возможно, родители должны не обращать внимание на детские выходки, крики, а продолжать заниматься своими делами. Следует напоминать себе причину возникновения истерики, тогда легче будет с ними справляться и держать себя в руках.

В случае с детскими истериками родителям важно запастись терпением. Не следует ожидать, что они сразу прекратятся, особенно если чадо заметило, что . Только правильная и последовательная реакция сможет прекратить капризы и истерики.

Можно попробовать следующие методы:

  • Когда ребенок начинает кричать и капризничать, то если это возможно, следует взять его на руки и, не причиняя ему вреда, подождать, пока он успокоится. Важно не дать ему швырять предметами и пинаться. При этом сохранять спокойствие, не кричать. В результате малыш увидит, что его действия безрезультатны.
  • Если начинается истерический припадок, то можно отвести дитя в пустую комнату, оставить его там и объяснить, что он сможет выйти только после того, как успокоится.
  • При истериках на людях родители должны сразу же увести капризника из поля зрения окружающих. Нельзя идти у него на поводу только потому, что он устроил представление. Это подольет масло в огонь и убедит его в том, что, закатив таким образом истерику, он легко сможет добиться своих целей.

Воспитательный процесс

Воспитательные меры зачастую выражаются в . Они учат детей быть послушными и развивать самообладание. При вразумлениях не следует перегибать палку и быть слишком жесткими.

Требования, которые выдвигаются детям, должны быть четкими и последовательными, чтобы малыш понимал, что конкретно от него ожидается, и не желал ничего менять. Многие родители отмечают, что не стоит устанавливать слишком много правил. Важно, чтобы ребенок уяснил для себя один из важных моментов, что любой случай непослушания ведет к наказанию.

Выражать свои требования следует в форме утверждений. К примеру, вместо того, чтобы спросить о том, не мог ли он прибраться у себя в комнате, нужно четко сказать, чтобы он навел порядок там, где разбросал игрушки. Вежливость родителей в этом вопросе несколько неуместна, поскольку подобный вопрос дает детям возможность проанализировать все за и против и выбрать лучший для них вариант. Нельзя выпускать власть из своих рук.

Иногда родителям трудно определить, внимательно ли слушает ребенок в четыре года, насколько четко понимает их слова. Поэтому важно не забывать о повторении. Ключевые мысли следует повторять по несколько раз, включая жесты и подбирая правильный тон голоса.

В семье, где несколько маленьких детей, меры наказания могут отличаться друг от друга, особенно если есть ребенок, которому пошел 5 год, и он проходит кризисный этап в жизни. В некоторых ситуациях достаточно только строгого взгляда, а для других детей необходимо применять конкретные действия.

Последовательность и решительность

Когда родители говорят, что их чадо не понимает слова «нет», то здесь в первую очередь им нужно подумать о себе. Ведь чаще всего проблема скрывается не в самом ребенке и в том, что ему что-то не понравилось, а в том, что родители не могут как следует запретить и не выражают твердость характера.

Маленькие дети могут моментально увидеть любую, даже малейшую непоследовательность действий своих родителей.

Иногда дети могут одновременно спрашивать мнение об одном и том же вопросе, но по-разному подходить к этому. Или же зная, что мнения родителей могут разойтись, они поспрашивают у обеих сторон, затем найдут лазейку и воспользуются этим в своих же интересах. Поэтому следует действовать решительно. Если родитель что-то запрещает, нужно обязательно держать свое слово. К тому же очень важно, чтобы в подобных вопросах супруги были единомышленниками, работали в команде и их мнения по поводу мер наказания не расходились.

Одному из родителей не следует отменять наказание и запреты другого. Даже если супруги не согласны друг с другом, это следует выяснить наедине, не вынося на всеобщее обозрение. Дети моментально видят, когда их родители расходятся во мнениях, и сразу делают для себя выводы.

Если после непослушания родители обещали принять воспитательные меры, то так и следует поступать. При этом нужно дать понять, что если они не допускают плохих поступков сегодня, то такое поведение неприемлемо вообще.

Не нужно допускать ситуации, когда ребенок в пять лет начнет спорить, вступать в дискуссию, прося объяснить, почему именно такое наказание, а не что-то полегче. Детские истерики могут возникать в тех ситуациях, когда дети считают, что у взрослых просто нет выбора и они смогут уступить, к примеру, если находятся в окружении других людей. Но четкое и твердое «нет» даст понять, что родители не поддаются на постоянное нытье.

Не следует принимать воспитательные меры, опираясь на свое настроение. Хороший и радостный дух — это не повод игнорировать плохие поступки своего чада, а при дурном настроении не следует срываться и строго наказывать. В результате такой непоследовательности в требованиях чадо может подумать, что все решения принимаются в зависимости от настроения. Это приводит к тому, что ребенок начинает вести себя еще хуже.

В одной мудрой книге поощряется держаться сказанных слов, чтобы любое «да» означало «да», а «нет» — «нет». Это также касается обещаний что-то купить, подарить или исполнить желание своего малыша. Тогда дети научатся доверять словам своих родителей.

Если не давать слабину и не уступать капризам дитя, уже в следующий раз оно не захочет устраивать подобные истерики, поскольку увидит твердость духа и поймет, что своими криками ничего не сможет добиться.

Что важно делать родителям

Когда у детей возникают истерики, часто взрослые просто не знают, как им поступить. Чтобы добиться положительных результатов, нужно соблюдать несколько правил.

Первое, что нужно сделать, — это выяснить причину криков:

  • желание показаться взрослым и безрезультативность действий;
  • попытки научиться управлять своими эмоциями;
  • понимание отличий между девочками и мальчиками;
  • детские представления и фантазии, которые отличаются от реальности жизни.

После того как родители определили источник проблемы, они стараются придерживаться следующих правил:

  • Уделять ребенку больше времени: вместе проводить досуг, заниматься домашними делами, общаться, расспрашивать о делах, рассказывать интересные моменты о себе. Важно прислушиваться к мальчику или девочке, их мнению, принимать желание помочь, чтобы малыш чувствовал себя нужным.
  • Всегда нужно просто и доступно объяснять своему чаду о своих действиях. К примеру, зачем нужно вовремя ложиться спать, почему нельзя все купить в магазине и т.п.
  • В случае , нужно побеседовать с ребенком о том, что такие действия являются недопустимыми.

Во время разговоров малышу нужно чувствовать, что с ним говорят на равных и у родителей серьезные намерения. Проводя досуг, участвуя в совместных играх, желательно представлять себя маленьким ребенком. Важно постараться дать ему больше свободы, чтобы он руководил процессом игры. Также необходимо давать малышу какие-то взрослые обязанности и приучать их ответственно выполнять.

Когда малыш может справиться сам и не требует помощи, то лучше ему не мешать. Не следует запрещать ему выполнять сложные задания, поскольку это поможет ему понять, что он был не прав, и в следующий раз прислушаться к словам взрослых. Детям необходима поддержка и похвала. Если закрывать глаза на капризы, неумелое подражание взрослым и кривляния, не заострять на этом свое внимание, то ребенку со временем просто надоест это делать.

Истерика - это состояние крайнего нервного возбуждения, приводящее к потере самообладания. У детей от года до пяти лет она проявляется чаще всего громким криком, плачем, катанием по полу и размахиванием руками и ногами. Иногда дети в припадке истерики могут биться головой о стену, кусать себя и окружающих. Ребёнок в этом состоянии не может адекватно воспринимать обычные методы общения и поэтому бесполезно пытаться ему что-то объяснить или доказать. Дети пользуются истерикой, когда понимают, что на вас она действует.

Причины, по которым дети устраивают истерики

  • Стремление обратить на себя внимание. Чтобы истерика не возникла по этому поводу, нужно заранее предупредить ребёнка, что в какой-то ситуации вы не сможете уделить ему время, и предложить ему альтернативный вариант для самостоятельного занятия.
  • Старание добиться чего-то желаемого. В этом случае не надо немедленно отказываться от своего решения, нужно несколько раз уверенно сказать «нет», если запрет действительно обоснован, и продолжать заниматься своими делами.
  • Неспособность выразить словами своё недовольство. Вы должны научить его выражать свои эмоции другими способами.
  • Утомление, недосыпание, чувство голода. Для детей, склонных к истерикам очень важно соблюдение распорядка дня. Его надо кормить и класть спать вовремя, не допускать переутомления, не играть в активные игры перед сном, не гулять слишком долго, не допускать возле него большого скопления малознакомых людей, не посещать различные новые для него зрелищные мероприятия. Если нужно рано утром идти в детский сад, разбудите ребёнка заранее и дайте ему время окончательно проснуться, иначе, если он закатит истерику, у вас не будет времени применять приёмы
  • Состояние во время или после болезни. Понятно, что мама должна вовремя заметить признаки надвигающейся простуды или наличие у своего ребёнка хронически проблем со здоровьем. В этом случае ему нужно создать щадящий психологический режим и обратиться к врачу.
  • Желание подражать взрослым или сверстникам. Нелепо требовать от ребёнка хорошего поведения, если вы сами часто срываетесь и нервничаете, когда вас что-то не устраивает. Ведите себя так, как вы хотите, чтобы вёл себя ваш ребёнок. Если он повторяет за истеричными детьми, нужно постараться объяснить ему, что так себя вести нехорошо, и при отсутствии эффекта постараться свести к минимуму подобные общения.

Часто бывает, что мы сами, неосознавая того, провоцируем истерики у детей. Это происходит, когда родители, бабушки и дедушки чересчур опекают или применяют патологическую строгость к ребёнку, что подавляет его самостоятельность и проявление инициативы.

В то же время, отсутствие необходимой родительской опеки, недостаточно отчётливое выражение своего отношения к положительным и отрицательным поступкам ребёнка, а также невыработанная система поощрений и наказаний так же отрицательно влияет на ребёнка - порождает вседозволенность и в тоже время неуверенность в себе, неспособность определить границы поведения, которые нельзя переходить.

Излишняя заласканность, потакание его капризам и отсутствие разумных требований также приводит к воспитанию капризных, истеричных детей.

Ошибки воспитания играют, несомненно, большую роль в формировании поведения ребёнка, однако нужно ещё раз подчеркнуть, что они являются лишь провоцирующими факторами, а корень всех проблем лежит в особенностях нервной системы ребёнка, которые являются врождёнными. И как раз в раннем детстве эти особенности проявляются наиболее ярко.

Различают несколько типов нервной системы ребёнка. Каждый тип имеет свои признаки, по которым можно определить, к какому складу нервной системы относится ваш ребёнок. Определить это нужно как можно раньше, чтобы выработать правильную тактику обращения с ребёнком, и этим помочь ему адаптироваться к различным жизненным ситуациям, что в конечном итоге, поможет ему вырасти уверенным в себе и способным адекватно переносить стрессы. Разберём основные типы нервной системы у детей и то, как нужно вести себя родителям, чтобы избежать конфликтов.

Итак, слабый тип нервной системы характеризуется замедленными процессами возбуждения и торможения. Такой ребёнок очень впечатлительный, подвержен тревоге и страху. Он необщительный, замкнутый, глубоко переживает обиды. Не любит конфликтов, плохо переносит изменения в своей жизни. Часто у него снижена самооценка, но он адекватно умеет анализировать свои чувства и эмоции. У такого ребёнка часто меняется настроение, его легко вывести из равновесия. Но он никогда не будет проявлять свои эмоции громким криком, недовольство будет выражать упорным хныканьем, которое не прекратится до тех пор, пока вы не обратите на него внимание. В стрессовых ситуациях у него парализуется воля, теряется контроль над своим поведением, он становится невменяемым. В сильном расстройстве такой ребёнок способен на непредсказуемые действия. У такого ребёнка неустойчивый аппетит и некрепкий сон.

Воспитывая, старайтесь относиться терпеливо к его промахам, не скупитесь на заслуженные ласки и похвалы, чаще привлекайте его к общению с близкими людьми. Вместе с ним занимайтесь домашними делами, мотивируя тем, что вам нужна его помощь. Делайте так, чтобы он достаточно отдыхал, максимально оградите его от шумных мероприятий, от резких перемен в жизни.

Второй тип нервной системы – сильный . Процессы возбуждения и торможения уравновешенны. Дети такие редко бывают в плохом настроении. Нервничают только по довольно весомым причинам. Легко сходятся с детьми, спокойно адаптируются в разных ситуациях, конфликты разрешают легко и быстро. Они легко увлекаются, но быстро меняют эти увлечения, в связи с этим часто не держат обещания. Такие дети легки в воспитании, они редко создают проблемы. Однако если систематически нарушать режимные факторы, дети начинают меняться и вести себя, как дети со слабой нервной системой.

Следующий тип нервной системы – неуравновешенный . Процессы возбуждения преобладают над торможением. Такие дети легковозбудимы, даже новая игрушка может вызвать бурную реакцию. Спят они недолго и неглубоко, легко просыпаются от малейшего шороха. В обществе часто ведут себя шумно, любят быть в центре внимания. Легко отвлекаются, поэтому не могут довести дело до конца. Детям с такой нервной системой нравится руководить, так как это получается лучше, чем заниматься однообразным делом. Если ребёнку в резкой форме указать на ошибки, он начнёт злиться и кричать, и, добившись, своего будет использовать скандалы постоянно. Любит всего достигать быстро и обязательно успешно. Если не получается, сразу теряют интерес.

Воспитывайте таких детей ненавязчиво. Помогайте им закончить начатое дело, так они научатся терпению. Научитесь чувствовать момент, когда ребёнок перестаёт воспринимать то, что вы пытаетесь ему донести и начинает противостоять вам - меняйте тему, иначе может начаться истерика. Периодически аккуратно внушайте ему, что его поведение не всегда правильно. Подавайте ему пример своим спокойствием, ведь он любит подражать вам.

И последний тип нервной системы – медлительный . Процессы торможения преобладают над возбуждением. Малыши такие крепко спят, хорошо кушают, до года быстро и выше нормы набирают вес. Эти дети спокойны, рассудительны, у них не бывает необдуманных поступков, ему комфортно в одиночестве, т.к. никто не отвлекает его от раздумий. Он долго «раскачивается», однако если возьмётся за дело, обязательно доведёт до конца. Он опасается резких перепадов настроения других людей. Они сдержанны на эмоции, поэтому часто сложно понять их душевное состояние. Такие дети умеют преданно дружить.

Роль родителей состоит в том, чтобы стимулировать ребёнка с такой нервной системой к действиям. Выбирайте такие игры, где нужно немного побегать, громко поговорить. Не ругайте их за медлительность - прежде чем что – то сделать ему нужно собраться с мыслями и понять, что от него требуется. Не спешите всё делать за ребёнка (потому что так быстрее). Помогите ему перебороть свою инертность. Подстёгивайте, устраивая соревнования. И, конечно обязательно подыгрывайте.

К серьёзным истерикам склонны в основном дети со слабым и неуравновешенным складом нервной системы.

У детей до года, истерики могут выражаться в приступах длительного истошного плача, возникающего даже при малейшей погрешности в уходе (мокрые пелёнки, голод, длительный промежуток между периодами сна, погрешности в питании кормящей матери). Их очень трудно успокоить, даже если эти погрешности устранены. Вызваны такие истерики, как правило, повышением внутричерепного давления и помочь в этом случае может только невропатолог. У новорождённых это бывает вследствие нарушения течения беременности и родов у матери, а иногда и проявлением врождённых заболеваний головного мозга.

Стадии истерики

Стадия крика – ребёнок истошно кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг.
Стадия двигательного возбуждения – начинает кидать всё, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками.
Стадия рыданий – ребёнок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом.

Если во второй стадии на ребёнка не обращать внимания, то третья не наступит. В третьей стадии вы обязательно должны помочь ребёнку успокоиться, иначе она может продлиться бесконечно долго, та как ему трудно справляться со своими эмоциями. Обнимите его, прижмите к себе, посадите на колени и покачайте. Обессилевший малыш, успокоившись, скорее всего, захочет полежать или даже поспать.

Что делать, чтобы истерики у ребёнка возникали как можно реже, а со временем и совсем прекратились.

1. Взрыв эмоций легче предотвратить, чем потом лихорадочно думать, что предпринять.
Нельзя ждать наступление того момента, когда будет трудно что-либо сделать. Вы должны контролировать начинающиеся изменения в настроении ребёнка (недовольство, раздражение, плаксивость), и уметь вовремя отвлечь малыша от предмета, вызвавшего негативную реакцию. Можно предложить заняться чем-то иным, обратить внимание ребёнка на какой-либо другой предмет или явление. Иногда вспышку удаётся остановить проявлением сочувствия к его плохому настроению, при этом нужно попытаться увести его в сторонку и поговорить с ним, успокоить, обнять, ласково погладить по голове. Ребёнок не всегда может понять и объяснить своё состояние, поэтому, помогая выразить словами то, что он чувствует, вы даёте ему возможность расслабиться, способствуете устранению напряжённой ситуации. Со временем, исходя из темперамента ребёнка, вы успешно научитесь пользоваться этим методом.
Но помните, метод отвлекания эффективен только тогда, когда если истерика находится в начальной стадии, и не работает, если она уже в разгаре. Отвлечь ребёнка в этот период уже невозможно, тщетность попыток лишь выведет вас из себя.

2. Дайте ребёнку понять, что вы не терпите истерик.
Если истерика всё-таки случилась, прекратите всякое общение с ребёнком на это время. Не пытайтесь уговаривать, кричать и шлёпать его - это не поможет, а может даже усилить проявления истерики. К тому же из-за воплей вас попросту не услышат. Сделайте вид, что вы его не видите. Если потребуется, оденьте наушники, но не реагируйте. Когда обстановка немного разрядиться, вы можете начать применять различные приёмы, позволяющие утихомирить ребёнка.

3. Во время истерики нужно ненадолго изолировать ребёнка
Отведите ребёнка в отдалённое место, где не должно быть детей, игрушек и телевизора. Пусть поймёт, что когда он ведёт себя неправильно, ему не будет позволено играть с другими детьми. В этом месте ребёнок должен находиться, столько, сколько понадобиться времени, чтобы он успокоился. При повторной истерике, его нужно вернуть на прежнее место и опять оставить там на какое-то время, но не выпускать его полностью из поля зрения. Главное в это время - самому сохранять спокойствие. Однако он должен запомнить, что истерика – не повод, чтобы увиливать от домашней работы или от выполнения уроков и, придя в норму, ему доведётся закончить работу.

4. Ваша тактика действий во время истерик ребёнка должна быть всегда одинаковой.
Алгоритм ваших действий при вспышках должен повторяться. Даже тогда, когда это происходит в общественных местах. Да, будет неприятно, но знайте, что окружающие не раз оказывались в таких ситуациях. Найдите в себе силы и будьте уверенны, что делаете это во благо своего ребёнка. Если такие вспышки эмоций возникают и при общении с другими людьми, нужно рассказать им, как правильно себя вести в такой ситуации и предупредить, чтобы не обращали внимания на ребёнка до того времени, пока он не успокоится. Общайтесь с этими людьми, дабы оценить успешно ли идёт перевоспитание.

5. Расскажите ребёнку, как нужно цивилизованно выражать своё недовольство.
Обычно дети закатывают истерики потому, что не знают, как по - другому выразить свои чувства. Дайте понять, что ничего плохого в его скверном настроении нет, что все люди иногда расстраиваются, но нужно уметь сказать о том, что не нравится. Назовите несколько слов, которые он может использовать (например: я рассержен, я в гневе, я очень недоволен, мне грустно, мне скучно) и прорепетируйте их вместе с ребёнком. Поощряйте его похвалой каждый раз, когда он будет говорить о своих волнениях.

Для борьбы с истериками ребёнка, вам нужно уметь сохранять спокойствие.

Сделать это порой очень трудно, особенно, когда истерика случается в самый неподходящий момент. Но вы должны уметь сдерживать себя. Если всё же вы разгневались, глубоко вдохните, и выйдите на 3 минуты в другую комнату. Вам нужно потерять с ребёнком зрительный контакт. Но перед этим предупредите, что вы даёте ему время успокоиться и сейчас вернётесь. Пользуйтесь одной и той же фразой и больше ничего не говорите. Главное здесь спокойствие и молчание. Готовьтесь к разрухе в комнате, где остался ребёнок, но не наказывайте его за это. Этот метод называется «тайм-аут» . Он прост, универсален и способен помочь в сохранении спокойного расположения духа и контроля над гневом. Однако знайте, что в последующем, вы должны увеличить количество времени, проводимого с ребёнком за совместными играми, иначе, из-за частых тайм – аутов, он может озлобиться и потерять доверие к родителям.
После истерики ведите себя так, как будто ничего не произошло. Не надо комментировать произошедшее. Пусть ребёнок опять заслужит ваше расположение.

Через две – три недели таких приёмов, истерики у вашего ребёнка должны стать реже.

Если, несмотря на ваши усилия и терпение, плохое поведение всё-таки сохраняется, нужно обратиться неврологу, который назначит обследование. Если обследование не выявит отклонений, невролог назначит консультацию психолога или психотерапевта, который определит, есть ли у ребёнка психические нарушения и надо ли проводить медикаментозное лечение.

Ребёнку с возбудимой нервной системой можно помочь лёгкими успокаивающими средствами. Это могут быть отвары успокаивающих трав, успокоительные сборы.

Успокоительный сбор или чай для детей: Фенхель, ромашку, алтей, солодку, пырей (1:1:2:2:2). Две столовые ложки сбора залить стаканом кипятка, кипятить 20 минут, процедить. Принимать в теплом виде по 1 чайной ложке (детям с 1го года) перед едой 3 раза в день или на ночь 3-4 недели. Если аллергия на травы, их употреблять нельзя.

Можно давать детям просто настой пустырника в такой же дозе.

Грудных возбудимых малышей желательно через день купать в растворе хвойного экстракта в течение 20ти дней.

Из препаратов ребёнку разрешается без назначения врача давать только гомеопатические средства (дормикинд, тенотен, нотта, нервохель). Возможно также применение препарата на основе аминокислоты глицина. Поддержать нервную систему ребёнка поможет витаминный комплекс нейровитан. Дозировки препаратов чётко расписаны в инструкции к ним. Все лекарства нужно давать в течение 4х недель, потом сделать перерыв и вновь повторить курс лечения.

Более серьёзные препараты для лечения детей может назначать только врач.

Врач педиатр Сытник С.В.

Многие родители сталкивались с таким явлением, как детские истерики. В каждом возрасте они проявляются по-разному и причины их различны. Но в любом случае страдают все члены семьи, включая самого младшего.

К 2-3 годам малыш учится проявлять свое «Я», становится личностью со своими желаниями и потребностями. Когда начинается возрастной кризис, пик которого приходится на 2,5 — 3 года, родители перестают узнавать своего ребенка. Их любимое чадо становится неуправляемым: устраивает истерики по любому поводу, на улице и дома.

Почему так происходит?

Во-первых, маленький ребенок с потрясающей скоростью приобретает новые навыки и умения, познает окружающий мир со всеми его законами и парадоксами. Детская психика не успевает подстраиваться под многочисленные изменения в жизни, и в итоге случаются приступы истерики.

Во-вторых, дети такого возраста уже имеют свои желания, но не всегда умеют их выразить, а тем более обосновать. Очень часто возникает столкновение интересов взрослых и ребенка, при этом ребенок начинает плакать или злиться, считая, что его ущемляют как личность. Таким способом, через протест Кроха показывает взрослым свою автономность.

Причины детских истерик также зависят от многих факторов

  • нет возможности иного выражения чувств;
  • привлечение внимания;
  • сильное желание заполучить что-либо;
  • усталость, голод;
  • стремление походить на взрослых;
  • плохое самочувствие, болезнь;
  • чрезмерная строгость или наоборот, слишком сильная опека взрослых;
  • отрыв от интересной игры;
  • особенности нервной системы.

Действия родителей

От реакции взрослого очень многое зависит в этот период. В первую очередь родителям важно уяснить: такое поведение считается абсолютно нормальным явлением для данного возраста. Малыш начинает осознавать, что мир крутится не только вокруг него, и порой не желает с этим мириться. В результате проявляются вспышки гнева, агрессии, протест, злость.

Эмоциональная обстановка в семье играет очень важную роль в дальнейшем развитии маленького человека. Родители, осознанно или нет, принимают различные меры, чтобы это прекратилось. Кто-то оставляет малыша одного в комнате, кто-то пытается успокоить его объяснениями. Популярным способом является переключение внимания, но психологи не рекомендуют к нему прибегать. Таким образом, проблема не решается, а откладывается.

  1. Нельзя подавлять проявление детских эмоций, ведь это необходимо для дальнейшего психологического развития;
  2. Критике можно подвергать поступки ребенка, но не личность в целом. Малыш должен быть уверен, что любовь родителей остается, несмотря ни на что;
  3. Нельзя отвечать агрессией на детский гнев и припадки. Кроха должен понимать, что такое поведение не может изменить мир;
  4. Запреты должны быть обоснованы и постоянны.

Известный педиатр, Евгений Комаровский, к советам которого прислушивается огромное количество родителей, как в России, так и за ее пределами, советует научиться отличать капризы от истерики.

Капризы ребенка, это выражение желаний «хочу — не хочу», а истерика – это проявление неадекватного поведения. Во втором случае малыш не может объяснить чего хочет, так как его речь еще может быть не сформирована полноценно.

Доктор Комаровский утверждает, что ребенок устраивает подобные сцены только перед теми людьми, которые к ним чувствительны. Дети быстро понимают, кто управляем, а кто нет. Например, если мама или бабушка бежит к нему при первых признаках негодования, а папа не реагирует или уходит, то такое будет повторяться только при маме или бабушке. Малыш видит, что его истерика способна изменить поведение или решение некоторых членов семьи, поэтому будет повторять данный способ достижения желаемого снова и снова. В подобных случаях важно заботиться о безопасности ребенка. В истерическом состоянии он может непроизвольно покалечиться.

Очень важно исключить болезни, которые могут провоцировать такое состояние. Среди недугов, приводящих к истерикам, выделяются анемия, дерматит, нарушение обмена кальция и магния. Поэтому консультация педиатра не повредит.

Метод игнорирования считается самым оптимальным в борьбе с неконтролируемым припадком. Но игнорировать надо не ребенка, а его поведение. Следует продолжать разговаривать в спокойном тоне, не обращая внимание на крики.
Можно уйти из зоны видимости ребенка, показать свою незаинтересованность подобным поведением. Доктор Комаровский положительно отзывается и о методе «тайм-аута» (метод угла), который после двух лет можно понемногу применять.

Необходимо также учитывать, что взаимоотношения в семье имеют большое значение в преодолении кризиса. Если ребенок с младенчества привык, что при каждом писке к нему устремляются все члены семьи, делая его центром вселенной, то он будет так же поступать и в более старшем возрасте. Если мама и папа общаются на повышенных тонах, то и для их чада подобная форма общения будет считаться нормальной. Поэтому важно показать своим примером, как можно спокойно решить все конфликты.

И самое главное, что должны помнить родители такого малыша: все это временно. Нужно лишь попытаться понять своего малютку и любить его. Любой кризис заканчивается очередным этапом взросления. Маленький человек научится по-новому смотреть на окружающий его мир, а взрослые приобретут бесценный опыт в воспитании.