Семья как основная ячейка общества. Тема


Задачи:

1. формирование представлений о семье как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека,

2. объяснение понятийт: семья, двухпоколенная, многопоколенная, полная, неполная,

3. развитие общеучебных навыков,

4. формирование оценочных суждений.

План:

1. Что такое семья?

2. Роль семьи в обществе.

3. Создание семьи. Семейные отношения.

4. Государство и семья.

Оборудование:

учебник «Обществознание», 6 класс,

CD – учебник «Обществознание» - 8 - 11 класс,

презентация РР,

технологические карты урока.

Технологии: Технология развития критического мышления, информационная.

Возраст: 6 класс.

Этапы урока.

1 этап. Вызов.

Игра в ассоциации.

Какие образы возникают у вас, когда вы слышите слово «семья»?

Составление схемы:

Вступительное слово учителя.

Семья - одна из важнейших общественных ценностей. Каждый человек помимо места в обществе, национальной принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно - брачное состояние.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья - это источник удовлетворения ряда его потребностей и коллектив, который предъявляет к нему разнообразные и достаточно сложные требования.

На разных стадиях жизни человека последовательно меняются его функции и положение в семье.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья – источник любви, уважения, солидарности, привязанности, то, на чем строится любое общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи – мерило развития и прогресса страны.

Итак, нам предстоит охарактеризовать семью как ячейку общества.

2 этап. Осмысление.

Учащиеся знакомятся с новым материалом:

Чтение статьи и поиск ответов на вопросы: (прием активного чтения материала): на полях ставим буквы «З» - знаю, «У» - узнал, «Х» - хочу узнать.

Семья́ - группа людей, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом, проживают в одном месте, связаны взаимной помощью и моральной и правовой ответственностью. В семье проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи- бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботится, о нем тоже никто не проявит заботу.

Семья объединяет людей, которые являются кровными родственниками (мама и дети, сестра и брат) или близкими людьми (муж и жена, свекровь и невестка). У членов семьи общее хозяйство, они все живут в одном доме или в одной квартире, у них общие доходы и расходы. Вместе они воспитывают детей, проводят свободное время. Такие особенности отличают семейный коллектив от других коллективов, например, трудовой бригады.

Самое главное, что отличает семью от других коллективов – это чувство любви и привязанности между ее членами. Недаром говорится, «На что и клад, когда в семье лад», или «Любовь да совет, так и горя нет», или «вся семья вместе, так и душа на месте».

Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей. Семья остается той группой, в которой проходит основная часть жизни человека.

Семья - хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактор стабильности и развития общества. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.

В 1993 году Организация Объединенных Наций установила Международный день семьи – 15 мая. Цель - обратить внимание на многочисленные проблемы современной семьи.

С 2008 года в России 8 июля отмечается День семьи, любви, верности в память о святых Петре и Февронии – покровителях семейного счастья. В день 8 июля принято совершать свадьбы и венчания. Считается, что брак будет крепким и благополучным. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и

верности стала ромашка.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи - вот мерило развития и прогресса страны.

Вопросы:

Как обстоит дело с системой «ЗУХ»?

Для чего она нужна человеку?

Почему мы изобразили ромашку, когда говорили о семье?

(После этого ученики возвращаются к схеме «Семья» и делают вывод о значении семьи для человека).

Графическое обозначение новых знаний: использование кластера.

Задание: из текста «Семья» записать в кластер:

Работа в группах:

1 группа – «Виды»,

2 группа - «Брак»,

3 группа - «Дети»,

4 группа - «Функции»,

Все ученики – «Семья и государство»

«Виды семей»

Семья - это малая группа (объединение людей), основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственности.

Все семьи разные, но есть черты, делающие их похожими. Если в семье живут только родители (мама и папа) и их дети, такую семью называют двухпоколенной. В такой семье есть два поколения: старшее – родители, младшее – дети. Поколение – это люди примерно одного возраста, живущие в одно время. Ты и твои сверстники – одно поколение. Родители, бабушки и дедушки – люди других, старших поколений.

Если же в семье живут три поколения: дети, их родители, родители родителей (бабушки и дедушки), то такая семья называется трехпоколенной. Такие семьи были распространены в России, особенно в сельской местности. Старшее поколение помогало воспитывать детей, вести хозяйство.

В жизни иногда так случается, что по каким – то причинам отсутствует один из родителей. Такая семья называется неполной. Но это совсем не означает, что такая семья хуже, чем полная. Ведь оставшийся родитель - мам или папа, делает все, чтобы детям было уютно и тепло в доме, чтобы ребенок ни в чем не нуждался.

Семьи бывают разными и по числу детей: малодетные семьи - 1-2 ребёнка, среднедетные семьи - 3-4 ребёнка, многодетные семьи - 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений). В России до 1992 года многодетными считались лишь матери, воспитавшие 5 и более детей, им вручались награды: Медаль «Медаль материнства»- вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава»- вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей. Сегодня «многодетной» считается семья, где есть три и более детей. Сведения о том, каких семей и сколько в нашей стране, мы узнаем после подведения итогов Всероссийской переписи населения.

«Брак»

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Брак - добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей. Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать».

Общество стоит на охране брака и защищает его законом - Семейный кодекс (принят в 1995 году). В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

К обязательным условиям его оформления относятся:

Достижение брачного возраста – 18 лет

Взаимное добровольное согласие

Отсутствие других действующих браков

Отсутствие родственных связей между лицами, вступающими в брак

После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности (Семейный кодекс. Раздел «Личные права и обязанности супругов»)

Супруги имеют право:

Выбора фамилии

Места жительства

Совместного решения вопросов воспитания и образования детей и др.

Обязанности супругов:

Строить семейные отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи

Заботиться о благополучии семьи и своих детей.

Раньше в семье отец зарабатывал деньги и содержал семью, а мать вела домашнее хозяйство, следила за порядком, за воспитанием детей. В современном обществе отец и мать работают и поровну делят домашние заботы. Сплоченность семьи характеризуется степенью взаимосвязанности ее членов, любви, душевной близости и крепости родственных уз.

«Дети»

Встречаются семьи, которые не выполняют своих обязанностей. Например, дети в таких семьях находятся без присмотра, бывают голодными, родители не обращают внимания на их воспитание и образование. Конечно, таких случаев не так много, но они встречаются. Тогда вмешивается государство, потому что здесь нарушаются права ребенка, нарушается Конституция России.

Какие же права имеешь ты как несовершеннолетний ребенок? В России принят Семейный кодекс Российской Федерации. В этом документе записаны права ребенка. Вот некоторые из них:

Право на жизнь, на имя, на гражданство;

Право ребенка жить и воспитываться в семье;

Право ребенка знать своих родителей, право на их заботу о себе;

Право на совместное проживание с родителями;

Право общаться с обоими родителями, другими родственниками;

Право на имущество.

За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

«Функции семьи»

Современная семья утратила многие функции, укреплявшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

1. репродуктивная - обеспечивает продолжение человеческого рода;

2. хозяйственно-экономическая - включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

3. образовательно-воспитательная - состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, проявлении родительской любви к детям, вызывающей ответные чувства детей к родителям;

4. духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение, связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи;

5. сфера первоначального социального контроля - моральная оценка поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также мера ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми;

6. психотерапевтическая - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу.

«Семья и государство»

Семья – обязательная часть любого общества, государства. Семья - ячейка общества. Главное предназначение семьи – продолжение человеческого рода для дальнейшего развития общества.

Государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка. В основном законе нашей страны – Конституции, в статье 38, говорится о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Чтобы помочь семье выполнить ее главную обязанность – воспитание детей, государство:

Принимает специальные законы, чтобы помочь семье получить жилье, устроить ребенка в детский сад, дать детям бесплатное образование;

В нашей стране существует много фондов, обществ, программ по помощи семье и детям.

В городе Подольске существует благотворительная общественная организация помощи детям – инвалидам «Радуга». Ежегодно подольские школьники участвуют в благотворительной акции «Спешите творить добро!», когда ребята помогают детям – сиротам, детям – инвалидам, детям из многодетных семей.

В России действует государственная программа «Дети России», которая особую заботу проявляет оказанию помощи детям- сиротам, детям- инвалидам.

2008 год в России был Годом Семьи. Особое внимание государство уделяет молодой семье:

выплачиваются денежные пособия по беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних детей; предоставляются льготы многодетным семьям; гарантируются бесплатное среднее образование и медицинское обслуживание; предоставляются льготы на питание в школе детям из малообеспеченных семей.

В России действует более ста центров помощи семье и детям, где помогают советами, консультациями, собирают средства на лечение больных детей и приобретение дорогих лекарств.

Семья обеспечивает усвоение детьми норм общественной жизни, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях, обмене чувствами и настроениями, предотвращает психологическую неуравновешенность, защищает от переживания чувства изолированности и т.д. Важный результат существования семьи как ячейки общества - предупреждение отклонений от требования норм поведения в обществе.

3 этап. Рефлексия (распаковка понятий, подведения итогов).

Ученики каждой группы озвучивают записи в кластере, учитель фиксирует их на доске.

Все вместе оформляют графу «Семья и государство»

Главный вопрос:

Какая ветвь характеризует семью как ячейку общества?

Кубик Блума: на гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

По изученному материалу,

По иллюстрации: «Неравный брак».

Что такое брак?

Какое условие заключения брака нарушено в картине?

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

Творческое задание: составить синквейн.

1 строка – существительное – центральное понятие темы,

2 строка - два прилагательных, характеризующих главное понятие,

3 строка - три глагола, объясняющих суть происходящих событий,

4 строка – фраза, предложение или крылатое выражение, выражающее отношение автора к теме,

5 строка – слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы, итог темы.


Любящая, дружная,

Воспитывает, защищает, помогает,

Ячейка общества

Опора.


5. Домашнее задание: параграф 7, задание «В классе и дома» на стр. 75 продумать.

Наверное, каждый человек в определенный период своей жизни приходит к тому, что семья - это главная ценность. Люди, которым есть куда возвращаться с работы, и которых дома ждут - счастливчики. Они не размениваются по мелочам и осознают, что такой дар необходимо беречь. Семья - ячейка общества и тыл каждого человека.

Почему семья распадается?

Нередко случаются такие ситуации, когда созданная ячейка растрачивает свой потенциал и в результате распадается. При этом она не получает защиты от общества и государства, что наносит ей еще больший вред. Развал семьи - это полное поражение и крушение надежд.

Ученые провели многочисленные исследования и заявили, что семья сейчас переживает кризис. Он настолько масштабен, что его нельзя быстро преодолеть, не принимая решительных и кардинальных мер. Специалисты считают, что семья - ячейка общества, но она обесценивается в результате изменений в устоявшемся поведении. В обществе преобладают такие проблемы, как отсутствие социальных привязанностей, духовная раскрепощенность и нежелание людей брать на себя ответственность.

Семья - великое дело!

Сегодня довольно непростое время, и зачастую семья является главным стимулом жить. Люди, которые понимают это, стараются создать образцовые ячейки, в которых будет царить мир, взаимопонимание и любовь. Очень важно, чтобы все помогали друг другу, заботились и поддерживали.

Многие задумываются о том, действительно ли семья - ячейка общества. Кто сказал, что так должно быть? Скорее всего, это утверждает сама жизнь. Люди, которые воспринимают брак, как наверное, в чем-то правы. Если все участники порядочные и ответственные, то испытание будет с честью пройдено. В противном случае семья потерпит крушение.

Жена - тоже человек

К сожалению, нередки случаи, когда супруги перестают ценить друг друга и воспринимают брак, как что-то само собой разумеющееся. Это очень опасный путь, так как со временем можно окончательно забыть о том, что рядом находится полноценный человек со своими мечтами, планами и правами, а не просто обслуживающий персонал. Чтобы сохранить добро и мир в семье, нужно чаще говорить нежные слова, благодарить за оказанные услуги и приятные сюрпризы. Только в крепком и дружном союзе могут вырасти счастливые и уверенные в себе и в будущем дети.

Так для чего же нужна семья?

Для каждого человека брак - это начало начал, поэтому семья - ячейка общества, она играет не только но и экономическую и представляет собой важнейшее звено для формирования структуры, стимулирует развитие государства в целом.

Семья не только «производит» новых членов общества, но и заботится о том, чтобы они были правильно воспитаны и не вносили в социум разлад. С давних времен такие союзы играли регулирующую и стабилизирующую роль. Благодаря тому, что все члены семьи общаются между собой и осуществляют обмен информацией, можно говорить и о коммуникативной функции.

Семья как экономическая ячейка общества связана с удовлетворением потребностей всех участников, которые сводятся к таким нюансам:

  • Ведение домашних дел. Они приравниваются к частному производству, которое необходимо для того, чтобы обслуживать всех членов семьи.
  • Накопление общего имущества и забота о том, чтобы обеспечить его наследование.
  • Контроль над и рациональное распределение средств, включая накопление.
  • В нем должны принимать участие все члены семьи, чтобы создавать материальные и духовные ценности.
  • Воспитание и уход за детьми. Наследники должны понимать всю важность общественного производства и принимать в нем активное участие. Также стоит посвятить детей в тонкости экономического воспитания и дать ориентацию на будущую профессию.

От чего зависит характер отношений?

Поднимая вопрос: «Семья - ячейка общества. Кто сказал, что это - правда?», стоит понимать, что на характер отношений в немалой степени влияют мотивы, которые привели к созданию союза. Основные нюансы зависят от политического строя, религиозных, экономических и социальных укладов общества, а также от других факторов.

Хотя принято считать, что семья - это пара, в реальной жизни не всегда складывается именно так. Союзы бывают нуклеарные, когда под одной крышей живут родители и дети, и расширенные - вместе проживают супруги, их родители, дети и бабушки с дедушками. Независимо от состава, существуют определенные функции, которые должна выполнять семья.

Репродуктивная функция

Она подразумевает воспроизведение себе подобных, то есть в семье должны рождаться дети. Это необходимо для того, чтобы человеческий род не прекратил свое существование. Как утверждает наука «обществознание», семья - ячейка общества, но сегодня резкое снижение уровня жизни и другие невзгоды порождают многие сложности, которые затрудняют деторождение. Опасность таят в себе и ранние браки, так как в таких союзах велик риск распада.

Воспитательная функция

Полноценно эта функция может реализоваться только в семье, ни один другой институт не может ее заменить. Аристотель утверждал, что семья - ячейка общества и первый вид общения, где человек учится добродетели и познает жизнь.

Специалисты выделяют несколько :

  • Детоцентризм. Чаще всего он наблюдается в тех семьях, где один ребенок. Родители очень балуют его, в результате чего он вырастает совершенно неприспособленным к реалиям взрослой жизни.
  • Профессионализм. В этом случае родители перекладывают свои обязанности по воспитанию на государственные учреждения, из-за чего ребенок вырастает черствым и боится проявлять чувства.
  • Прагматизм. Семья - основная ячейка общества, усилия которой должны быть направлены на развитие гармоничной личности. Но иногда родители формируют у ребенка только материальную выгоду и забывают о духовной стороне.

Хозяйственно-экономическая функция

Она подразумевает довольно большой спектр областей: ведение домашних дел, распределение бюджета, организация досуга и прочие.

Восстановительная функция

Психологи уверены, что хорошая семья - это успешный старт для каждого ребенка. Чтобы преодолевать жизненные трудности, необходимо быть настойчивым и уверенным в своих силах, а также иметь место, где можно восстанавливать форму. Таким местом является семья. Близкие люди легко вернут чувство психологического комфорта и жизненный тонус.

Социализация

В семье закладываются основные нормы, традиции и культура общества. Ребенок познает, добро, честь и справедливость. Семья как социальная ячейка общества играет очень важную роль, так как дети копируют модели поведения взрослых.

Супруги, которые хотят создать крепкий союз, должны помнить о взаимоприспособленности. Это качество позволяет избежать ссор и сближает мужа и жену.

Доклад.

Семья – социальная ячейка общества.

Введение.

Современный кризис, охвативший все мировое общество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимыми становится разрушение института семьи; семья не в состоянии осуществлять заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.

В данной контрольной работе раскрыты проблемы современной семьи, ее состав и взаимоотношения, существование семьи в сложных современных условиях, потребности и самореализацию семьи, как социальной ячейки общества, и, самое главное, виды, способы и организацию помощи семье.

Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог.

Объем решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями «группы риска».

Глава I. Семья как социальный институт.

I. 1. Современное состояние российской семьи: причины неблагополучия.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируют отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.

Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья «трудовой» и от ее вклада в трудовую «копилку» общества немало зависит экономическое состояние общества.

Осуществляя социальную функцию, семья формирует в зависимости от ее культурного, социального и духовного уровня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни и увлечения семьи – все зависти от социальной политики государства.

Социализация в семье зависит от состава семьи. Сегодня нет больших семей, в которых живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки.

Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей.

На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе: накопление знаний, технологий, обмена информацией и самых крупных изменений, таких, как реорганизация системы, кризис политической и экономической системы.

Классическая формула – семья как социальный институт – определяет семью как объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи, рождения и воспитания детей.

Семья – это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть в семье сосредотачивается система связей, система отношений не только супругов, но и детей, а также родственников.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:

Вступление в брак;

Рождение первого ребенка;

Окончание деторождения (последний ребенок);

- «пустое гнездо» - выделение из семьи последнего ребенка;

Прекращение семьи со смертью одного из супругов.

Для каждого человека существует две семьи: та, из которой он вышел, и та, которую он создал и в которой живет сейчас.

Семья – это созданная человеком интимная среда существования. Члены семьи связаны кровным родством (или близким к кровному), семья объединяет родственников, как живых, так и умерших, близких и дальних, известных и неизвестных.

Семья – это единица общества, которая требует постоянного внимания, если мы желаем нормального развития общества.

В средствах массовой информации и научных публикациях советского периода неоднократно обсуждался вопрос, какой из двух институтов воспитания – семья или школа – должен нести основную ответственность за социализацию детей.

Современная социальная ситуация в российском обществе не способствует развитию этой дискуссии. В семье сегодня проблема воспитания отодвигается на второй план, уступая главенство более значимой проблеме: простого выживания детей и взрослых.

Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности.

Рассматривая семью как институт воспитания детей, сегодня можно выделить ряд особенностей в осуществлении этой функции. Отмечаемые изменения качества воспитания в последнее десятилетие, прежде всего, связаны с новыми социально-экономическими условиями российского общества.

В результате экономических реформ в стране семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации, не имеющей исторических аналогий. Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30-49-летних представителей общества, которые к указанному возрасту достигают определенной стабильности, обретают уверенность в завтрашнем дне. Изменение экономических отношений в России отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного уровня, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них низкую самооценку.

Драматизм ситуации усугубляется тем, что материальные и психические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Дети не обращаются к таким родителям за советом и помощью, считая их неудачниками, неспособными к выживанию в новых условиях.

Переход России на рыночные рельсы привел к появлению в стране безработицы, которая наиболее болезненно отразилась на самой трудоспособной возрастной группе населения. Как было сказано выше, это люди, имеющие детей школьного возраста, в том числе подростков, которым более всего необходим высокий воспитательный авторитет родителей. Безработный родитель авторитетом для ребенка быть не может.

В связи с острыми материальными проблемами семьи кардинально изменились взгляды родителей на детский труд. Еще пятнадцать лет назад семья категорически отвергала идею включения в воспитательный процесс трудовой занятости детей с целью заработка денег на карманные расходы. В настоящее время массовым явлением становится одобряемая родителями трудовая занятость детей.

Очень часто родители стремятся сохранить привычное место работы даже при не высокой оплате. В таких семьях заработок детей, выполняющих непрестижную, неквалифицированную, но неплохо оплачиваемую работу, может приблизить, а порой и превышать заработки родителей. Отсюда возникает угроза падения авторитета родителей в глазах подростка в связи с их финансовой несостоятельностью. С другой стороны, это приводит к смещению в системе жизненных ценностей значимости денег как фактора успеха, снижает его интерес к получению образования. В конечном счете такая тенденция не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к планомерному снижению интеллектуального потенциала всего российского общества.

Родители-бизнесмены имеют более высокий авторитет в глазах детей, поскольку являются представителями социально продвинутой группы населения. Они более адекватно оценивают происходящие в обществе процессы и прививают детям практико-ориентированные жизненные цели. Вместе с тем именно эта категория семей с относительно высоким материальным достатком и уровнем стабильности супружеских отношений может испытывать дополнительные трудности в воспитании своих детей. Известно, что коммерческая деятельность связана с нерегламентированным рабочим днем, поэтому родители-бизнесмены более других категорий испытывают трудности в осуществлении социального контроля за детьми. Информированность о том, чем занимаются дети в свободное от школьных занятий время, довольно ограниченна. Столь же неопределенно представляют эти родители круг общения своих детей, их друзей и подруг. Эти проблемы, характерные для российской семьи в целом, в семьях бизнесменов на фоне их относительного финансового благополучия проявляются с большей остротой.

Исследования показывают, что одним из действенных средств укрепления семьи и создания доверительных отношений между взрослыми и детьми как основы воспитания является наличие в ней навыков разностороннего общения. Известно, что в процессе общения члены семьи реализуют целый спектр разнообразных семейных функций: тут и эмоциональное единение, и обмен информацией, и передача жизненного опыта от старших младшим, и межсупружеская эмпатия, и взаимная моральная поддержка, и ряд других функций. Изучение мотивов разводов убеждает, что основная масса несостоятельных браков расторгнута по причинам недооценки супругами фактора конструктивного взаимного общения или из-за неумения общаться.

Следующая проблема не является исключительно воспитательной проблемой российской семьи, а носит всеобщий характер. Сегодня часто употребляется термин «гуманизация» в приложении к разным сторонам жизни (в том числе к образованию). Актуализация этого термина к началу XXI века в разных странах мира свидетельствует о том, как меняется система ценностей человечества. Известно, что прошедшее столетие знаменовалось интенсивным развитием науки и техники, отодвинув в системе ценных ориентаций на второй план межличностные отношения. Основу жизни цивилизованных сообществ составляли, прежде всего, ценности материального ряда. Однако владение материальными ценностями далеко не всегда определяло психологическую комфортность личности, не давало ощущения счастья. В настоящее время наблюдается возврат к ценностям эмоционального характера: понимается значимость взаимопонимания, моральной поддержки, эмпатии, взаимопомощи и т.п. Все эти термины укладываются в емкое понятие «гуманизация межличностных отношений».

В рамках семьи требование гуманизации особенно уместно, так как должно проявляться почти во всех сферах ее жизнедеятельности. Исследования фиксируют, что около трети семей школьников не отвечают этому принципу. В таких семьях царит взаимное равнодушие, отсутствие интереса членов семьи друг к другу, даже рукоприкладство. В результате семейных ссор совершается огромное количество преступлений между родственниками, причем очень часто страдают дети. Стало очень распространенным бегство детей из дома: 57% детей в приемниках-распределителях ушли из семей добровольно или были изгнаны.

Именно в таких семьях довольно часто отмечаются случаи сексуальной эксплуатации детей, т.е. использования их для сексуальных услуг за деньги. Эти проявления крайних мер неблагополучия в значительной степени связаны со снижением внимания государства к семьям группы риска.

В прошлые десятилетия семья была объектом профессионального внимания правоохранительных органов и находилась под жестоким контролем общества. Сегодня обретенная в процессе демократизации свобода понимается такой семьей как безнаказанность. Отсутствие правовой базы для борьбы с подобными асоциальными проявлениями привело к негативным последствиям более широкого масштаба, связанным с судьбой нового поколения – детей. О массовости этих последствий можно судить по статистике насилия над детьми в семье: ежегодно около 2 млн. российских детей жестоко избиваются родителями, 50 тыс. детей убегают из дома, 2 тыс. оканчивают жизнь самоубийством.

Таким образом, остро стоит вопрос о защите прав ребенка в неблагополучной семье. Справедливости ради следует отметить, что подобные асоциальные явления не прошли мимо внимания законодательных органов: в Государственной думе был рассмотрен закон «О предотвращении насилия в семье». С его принятием усиливается ответственность псевдородителей, злоупотребляющих своими правами по воспитанию детей.

Подводя итог выше сказанному, сделаем выводы.

Вывод первый: переход России на качественно иной путь развития экономики существенным образом отразился на жизнедеятельности семьи. Сегодня рано говорить об окончательных социальных последствиях, но материальное положение семей на данный момент по многим показателям оставляет желать лучшего.

Вывод второй: ухудшение финансового положения семьи, связанное с падением престижа ряда профессий, обусловило сокращение воспитательного потенциала родителей.

Вывод третий: государственная политика в области занятости своими неопределенными действиями не дает гарантии от безработицы, не формирует свой социальный заказ семье и школе на профессиональную подготовку молодежи.

Вывод четвертый: недостаточное внимание государственных функциональных институтов к семьям группы риска ведет к криминализации российского общества за счет расширенного воспроизводства этими семьями подобного себе потомства.

Вывод пятый: национальные интересы России требуют безотлагательных мер по социальной поддержке семьи как главной составляющей структуры общества и приоритетного субъекта воспитания детей.

I. 2. Функции семьи.

Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Эта основная функция, но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это:

Воспитательная – социализация молодого поколения;

Хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

Социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;

Духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;

Социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;

Досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

Эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

Социальная функция семьи.

В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить только через защиту семьи. Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности.

От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Являются ли образцом для детей отец и мать, отсутствие их отрицательно влияет на развитие ребенка, такие дети чаще ущербны, нервозны, тревожны.

Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают, с ним занимаются. В дошкольном возрасте ему открывают мир. Помогают в учении младшему школьнику, подростку и юноше выбрать жизненный путь.

В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее.

В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребенка, он учится отвечать за свои поступки. В семье ребенок приучается трудиться, выбирает профессию, юноша готовится к самостоятельной семейной жизни, приучается продолжать традиции семьи.

Семья – это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.

Анализ социального влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% - средства массовой информации, на 20% повлияла школа, на 10% повлияла улица.

I. 3. Типология семьи.

Рассматривая типы семей, обратимся к самой распространенной современной семье – семье, состоящей из многих поколений. В этой семье живут вместе и дети, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии. Но сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности поколений.

Существует семья, состоящая из многих поколений, когда взрослые дети после каких-либо неудач возвращаются домой. Также взрослые дети остаются в семье родителей, так как не могут решить проблемы жилья. Данная семья характеризуется кровным родством нескольких поколений, которые объединены преданностью семье, чувством единства, хотя могут жить отдельно.

Наиболее распространенной является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась занятость женщин в производстве.

Неполная семья – это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. Американские исследователи выявили лишь 2,8% семей, где отец один воспитывает детей. Такая семья – результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного ребенка. Сегодня таких семей, где главой семьи является мать 25%. Эти семьи требуют особого внимания со стороны социального педагога. Эта семья чаще всего живет за чертой бедности, доход женщины меньше, чем мужчины, а после развода отец вносит в бюджет только треть своей зарплаты. Эти семьи нуждаются в государственной поддержке. И в самом тяжелом положении находится семья, где дети рождены вне брака. Несовершеннолетние одинокие матери с ребенком обречены на нищету.

Внебрачная семья, возникающая с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества. Поэтому мать как можно раньше должна объяснить ребенку правду о его появлении. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца. Мальчики более уязвимы, чем девочки. Нередко в такой семье отрицательно влияет на отношения в семье и воспитание ребенка сильная любовь матери. Другая мать видит в нем препятствие для брака. Отец в такой семье чаще всего не принимает участие в воспитании ребенка, иногда мать сама отказывает отцу в воспитании ребенка.

Семья в повторном браке – это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или жены. Подобные браки в XIX веке были редки, но в XX веке они стали распространены, особенно после Отечественной войны. Проблемами этих семей являются: наследование имущества неродного отца, отношение мачехи и детей, их взаимопонимание. В этих семьях наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплочены. Особую тревогу в такой семье вызывает смерть кого-то из родителей при первом браке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается на отношениях с новой матерью или отцом. Стрессовыми могут быть ситуации при решении вопроса о свидании бывшего супруга с детьми, с бывшими родственниками, дедушками и бабушками. Эти ситуации требуют помощи социального педагога. Для работы с такой семьей необходима психологическая, клиническая, образовательная и социальная программы. Важно помнить, что в этой семье идет процесс приспособления к новой жизни, новым отношениям каждого члена семьи. Этот процесс продолжается чаще всего три года. Важно обратить внимание на потери, на распределение ролей в семье, на проблемы каждого члена семьи и всей семьи. Работая с супругами этой семьи, социальный работник обращает внимание на распределение времени, места и денег, затраты и отношения с приемными детьми. Так как приемные дети требуют особого внимания, то с ними требуется и особая образовательная программа, в которой бы учитывалась их материальное и духовное состояние в новой семье.

В результате гибели одного из родителей возникает осиротевшая семья. Семейное горе часто сплачивает семью, формирует заботу друг о друге. Забота ребенка о близких влияет на воспитание у него положительных качеств. Важно, чтобы в такой семье оставшийся родитель стал образцом для ребенка в его воспитании. Немалую роль в воспитании ребенка играет память об ушедшем родителе.

Глава II. Методы работы социального педагога с неблагополучной семьей.

Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи, где живет ребенок в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили еще и безработицу.

Требуется повседневная защита социальным педагогом, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остается одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.

Именно в таких семьях у ребенка наблюдаются отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда к ребенку относятся формально, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.

Основная цель деятельности социального педагога состоит в защите прав и интересов ребенка, в том числе и от собственных нерадивых родителей. Именно стихийный, неуправляемый рост числа семей группы риска и резкое снижение их качественных характеристик в последние годы обусловили необходимость обеспечить защиту детей в семьях со стороны российского общества. Для решения этой задачи, в частности, была введена новая должностная категория в системе образовательных учреждений – социальный педагог. Таким образом, социальный педагог является непосредственным исполнителем поставленной российским государством задачи обеспечения необходимых жизненных условий для несовершеннолетних, по тем или иным причинам лишенных родительского попечения.

Социальный педагог может осуществлять защиту прав, здоровья и жизни детей от недееспособных родителей в рамках соблюдения нормативных актов.

Социальные педагоги в своей практической деятельности руководствуются соответствующими статьями Семейного кодекса РФ, где закреплены обязанности родителей по отношению к детям: «Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей» (ст. 65). Невыполнение родителями указанных выше обязанностей по отношению к детям дает социальному педагогу законное право вмешательства в личную жизнь такой семьи.

В работе с неблагополучной семьей социальный педагог руководствуется следующими основными принципами:

1) соблюдение приоритета интересов ребенка: «первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» (Конвенция о правах ребенка, ст. 3);

2) максимально возможное сотрудничество с биологическими родителями ребенка: не игнорирование их, а партнерство;

3) защита прав ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье, его «право знать своих родителей, право на их защиту, право на совместное с ними проживание» (Семейный кодекс, ст. 54);

4) тесное взаимодействие с другими заинтересованными органами и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечения, образования и т.д.

Работа социального педагога с родителями строится поэтапно. Сигналом к началу такой деятельности становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье. Источником информации могут выступать: школа, детский сад, поликлиника, участковый милиционер, соседи, родители других детей и т.д. С момента поступления сигнала социальному педагогу рекомендуется вести записи всех выявляемых фактов по данному делу в хронологическом порядке. Такой дневник поможет не только при составлении отчетов, но и в разработке планов дальнейших действий.

Этап I. На основании сигнал об ущемлении интересов ребенка социальный педагог производит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих срочного изъятия ребенка из семьи с целью защиты его жизни и здоровья. В случае необходимости такой процедуры дальнейшая работа с родителями производится после принудительного изъятия ребенка из семьи.

Этап II. Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники: поликлинику, детский сад, школу, наркологический и психиатрический диспансеры, районное отделение милиции, соседей, коллег родителей по работе и т.д.

Этап III. Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребенка.

Этап IV. Диагностика семейного благополучия будет неполной без ознакомительной беседы с ребенком. Такую встречу наедине желательно организовать в школе (дошкольном, внешкольном детском учреждении), где посредством наводящих вопросов выясняются некоторые детали, связанные с отношением родителей к ребенку. Социальный педагог делает выводы как на основе прямых ответов на вопросы, так и посредством визуальных наблюдений, Оценивается готовность ребенка отвечать на вопросы, т.е. общаться; отклонение от ответов на определенную тему; нервная реакция при упоминании конкретных членов семьи и т.д.

Этап V. Далее следует первая встреча социального педагога с проблемной семьей. Специалисты рекомендуют организовать ее за пределами места проживания семьи. Лучше назначить родителям и ребенку встречу в учреждении: в школьном кабинете или помещении органов опеки и попечения. Такая официальная обстановка способствует созданию деловой атмосферы предстоящего разговора. В собственном доме родители чувствуют себя более уверенно. Кроме того, здесь существует ряд отвлекающих факторов: дети, работающий телевизор, приготовление еды и т.п. Наконец, родители могут вообще не впустить социального педагога в свой дом.

Необходимо предусмотреть участие в этой встрече с семьей не только социального педагога, но и классного руководителя. Их совместные действия позволяют вести беседу в строго избранном направлении, лучше владеть ситуацией. Известно, что родители из семей риска склонны в подобных случаях к эпатажу, непрогнозируемым реакциям, уклонению от обсуждаемой темы. Поэтому приглашая таких родителей на собеседование, следует составить план предстоящего разговора и тщательно приготовиться к нему. Главная цель встречи с родителями – определить степень риска семейного неблагополучия для ребенка и решить вопрос о необходимости его изъятия из семьи или возможности оставить в ней при последующей реабилитационной работе с родителями.

В начале беседы следует представиться, назвать официально учреждение, в котором работают социальный педагог и другие участники разговора. Затем социальный педагог формулирует цель предстоящей беседы. Форма общения с семьей избирается в соответствии с позицией родителей, которая может быть агрессивной, безразличной, виноватой, готовой к сотрудничеству, отвергающей помощь и т.п. Для достижения доверительной атмосферы, снятия психологического напряжения рекомендуется использовать такой прием как беседа за чаем с печеньем и конфетами. Продолжительность встречи не должна превышать одного часа с небольшим перерывом через 30 минут. Перерыв используется работниками для совещания в соседней комнате с целью определения правильности выбранной тактики, и при необходимости, корректировки направления дальнейшей беседы. Перерыв используется работниками для совещания в соседней комнате с целью определения правильности выбранной тактики, и при необходимости, корректировки направления дальнейшей беседы.

В ходе этой встречи необходимо добиться от родителей признания, что в семье действительно есть проблемы, которые создают угрозы физическому и психическому здоровью ребенка, мешают его полноценному развитию и воспитанию.

В результате первой встречи с семьей социальный педагог должен получить ответы на следующие вопросы:

1) позволяет ли атмосфера внутри семьи оставить в ней ребенка на время реабилитационной работы с родителями и почему (аргументы)?

2) какие именно характеристики семьи внушают надежду на возможность ее качественных изменений в лучшую сторону?

3) какие жизненно необходимые качества отсутствуют в данной семье и требуется их сформировать дополнительно в процессе реабилитационной работы?

Если ответ на первый вопрос будет отрицательным и существует неуверенность в безопасности пребывания ребенка с родителями, то социальный педагог вправе поставить вопрос о его немедленной передаче в учреждение защиты детства. Однако при этом следует помнить, что родительская семья – наиболее благоприятная среда пребывания ребенка и идти на столь крайние меры следует лишь в случае реальной угрозы его здоровью и жизни.

Этап VI. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии при отделе опеки и попечения, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи. На заседании комиссии при желании может присутствовать обсуждаемая семья. Ее стремление принять участие в заседании рассматривается как положительный фактор и свидетельствует о заинтересованности в судьбе ребенка и о желании родителей сохранить его в семье.

Этап VII. Независимо от решения вопроса о пребывании ребенка в семье или вне ее начинается работа по определению регенеративных, восстановительных, потенций семьи для выполнения родительских функций. Разрабатывается план работы с неблагополучной семьей по ее реабилитации и повышению воспитательных способностей родителей.

Этап VIII. Дальше следует посещение социальным педагогом семьи в месте ее проживания. Трудность на этом этапе часто возникает по причине нежелания семьи идти на контакт с социальным педагогом как представителем власти. Родители используют при этом свое право на неприкосновенность жилища и отказываются впустить в дом постороннего. В такой ситуации иногда приходится использовать силовые методы и повторить визит совместно с участковым милиционером или инспектором по делам несовершеннолетних. Однако этот путь сокращает до минимума возможности доверительного контакта социального педагога с семьей в его дальнейшей работе с ней. Поэтому рекомендуется использовать этот прием лишь, в крайнем случае, когда ребенку угрожает реальная опасность. Кардинальная задача социального педагога: демонстрируя миролюбие и терпимость, убедить взрослых членов семьи в том, что его визит продиктован добрыми намерениями; его задача – не инспектирование и применение силы, а помощь и поддержка. Поэтому не следует вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка. Результатом успешной работы социального педагога в этом направлении станет готовность семьи идти на контакт с представителем власти и следовать предлагаемым рекомендациям.

В процессе обследования жилья ребенка (семьи) следует получить ответы на ряд вопросов, составляющих в целом социальные показатели данной семьи. Предлагаемая методика позволяет представить семью в виде формализованной матрицы с балльной системой оценки. С помощью указанной методики определяется уровень неблагополучия, что помогает принять обоснованное решение об изъятии или оставлении ребенка в семье. (См. приложение 1).

Визит в семью позволяет социальному педагогу провести углубленное обследование условий проживания ребенка: санитарно-гигиеническая обстановка, организация питания, обеспеченность сезонной одеждой и обувью, наличие у ребенка собственной постели, своего угла или комнаты и т.п. Одновременно возникает возможность наблюдать в естественной среде характер взаимоотношений как между супругами и другими взрослыми, так и между родителями и детьми.

Представляет интерес определить стиль супружеских отношений (демократический, авторитарный, есть ли основания предполагать насилие в семье). Необходимо зафиксировать реакцию родителей на проводимые социальным педагогом факты невыполнения ими своих родительских обязанностей: будут ли они принимать обвинения, защищаться, перекладывать ответственность друг на друга, поддерживать супруга и т.п. При проживании в семье других взрослых следует определить отношение к ним каждого из супругов, а также отношение ребенка к этим членам семьи (нейтральное, доброжелательное, уважительное, неприязненное, боязливое и т.п.). Исследуя характер отношений родителей с ребенком, важно обратить внимание на особенности его поведения в их присутствии (боязнь отвечать на вопросы, стремление уклониться от прямого физического контакта с родителями, несовпадение в его ответах при беседе наедине с социальным педагогом и при родителях и т.п.).

Этап IX. Углубленное ознакомление с неблагополучной семьей позволяет социальному педагогу сделать ряд выводов, необходимых для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи. Зарубежные специалисты рекомендуют подключать членов семьи к разработке плана действий или по крайней мере, согласовывать предполагаемые меры с каждым взрослым членом ее членом. Семья должна быть поставлена в известность относительно всех методов, которыми будет проводиться работа, включая возможность видеозаписи и применение других визуальных, медицинских и иных технологий. Применение такого рода диагностических и терапевтических методик без информирования семьи может быть расценено как нарушение прав человека.

Готовность родителей участвовать в разработке плана действий по повышению своего воспитательного потенциала свидетельствует об их стремлении сохранить ребенка в семье. Отсюда следует вывод, что в данном случае мы имеем дело с родителями, для которых ребенок представляет ценность, рассматривается ими как неотъемлемая часть семьи. План совместных действий с такой семьей следует разрабатывать с учетом указанной мотивации родителей. Иными словами, сохранение ребенка в семье ставится в зависимость от безусловного выполнения родителями реабилитационных мероприятий.

Учитывая свойственную таким семьям внутреннюю дезорганизованность, зарубежные специалисты применяют практику подписания совместного соглашения между органами опеки как представителями власти и семьей. В соглашении констатируются внутренние проблемы, свойственные семье и мешающие ей осуществлять воспитание ребенка; определяются причины ухудшения условий пребывания ребенка в семье; обозначаются цели и задачи предстоящей работы социального педагога с семьей.

Содержательная часть соглашения включает практическое действие сторон по улучшению жизненных параметров семьи и достижению социальных нормативов, требуемых ребенку. Четко расписываются права и обязанности сторон – участников соглашения. Устанавливаются сроки выполнения сторонами каждого пункта договора и срок действия соглашения в целом. Отдельным пунктом оговариваются оценки результатов осуществляемых мер по созданию необходимых условий жизнедеятельности ребенка в семье. (См. приложение 2).

Достоинством данного соглашения является участие в нем семьи ребенка в качестве одной из ответственных сторон, берущих на себя определенные обязательства. Таким образом, достигается добровольная включенность семьи в процесс собственной реабилитации. С другой стороны, подписание соглашения родителями означает признание ими наличия в семье проблем, требующих решения.

Работа социального педагога по реализации соглашения строится на принципах системного подхода в организации всей деятельности. На него возлагается задача координации работы разных служб – участников процесса социальной помощи семье: школы (детского сада), детской поликлиники, районного отделения милиции, органов социальной защиты населения, общественных гуманитарных организаций и фондов и т.п.

Работу социального педагога с семьей можно представить в виде схемы.

Заключение.

Семья – социальная ячейка общества. Выполняя различные свои функции, она тем самым организует и осуществляет связи в обществе. Человеческое сообщество – это большая паутина, ниточки которой держат всю структуру, переплетаясь между собой. Так и семья, малый социальный институт, поддерживает всю систему общества в определенной стабильности.

Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услуг теряется. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью из нутрии.

Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью. Эту задачу может и должен осуществлять социальный педагог.

На сегодня наука еще только занимается разработкой методов и технологий по работе с семьей. Проверяет их на практике.

Способы решения проблем семьи, описанные в контрольной работе, также являются теорией. Социальная педагогика в области семьи – это новое направление работы социального педагога с проблемами в обществе.

Но даже то, что совершается на сегодня в этой сфере, не маловажно и статистика показывает хорошие результаты работы. Ведь социальные педагоги прилагают все усилия, чтобы семья педагогически, психологически, социально и материально развивалась правильно и гармонично.

Здоровая семья – залог светлого и счастливого будущего для детей, взрослых, общества и человечества в целом.

Литература.

  1. Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека. – М., 1995.
  2. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России. – 1995. - № 2. – С.146-166.
  3. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. – М., 1999.
  4. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. – М., 1995.
  5. Арнольдов А.И. Концепция социальной работы. – М., 1996.
  6. Быков А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической помощи и поддержки детей и подростков. – М., 2001.
  7. Горшкова Е.А., Овчарова Р.В. Реабилитационная педагогика: История и современность. – М., 1992.
  8. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа. – Ставрополь, 1998.
  9. Дети группы риска: Материалы международного семинара. – СПб., 1998.
  10. Дипломированный социальный педагог: Специфика профессиональной деятельности и система профессиональной подготовки / Под ред. М.А.Галагузовой, М.Н.Костиковой. – Екатеринбург, 1997.
  11. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования: Кн. для социальных педагогов и социальных работников. – М., 1995.
  12. Инновации в работе специалистов учреждений социально-педагогической поддержки / Л.Я. Олиференко, Е.Е. Чепурных, Т.И. Шульга, А.В. Быков. – М., 2001.
  13. Панов А.М. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми в Российской Федерации. – М., 1998.
  14. Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика. – 1994. - №3.
  15. Семейный кодекс Российской Федерации: Комментарии. – М., 1997.
  16. Синягина Н.Ю. Детско-родительские отношения и проблема жестокости в современных семьях // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: Защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 22-25 сентября 1998 г.) – М., 1998.
  17. Современное положение детей, молодежи, семьи // Международ. науч.-практ. конф., (13-17 июля 1994 г.) – Вологда; Дюссельдорф, 1995.
  18. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М., 1997.
  19. Типовое положение о социальном приюте для детей и подростков // Вестн, психосоциал. и коррекц. – реабилитац. работы. – 1995. - №1.
  20. Шульга Т.И., Спаниярд х., Слот В. Методика работы с детьми группы риска. – М., 2000.

Приложение 1.

Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания.

п/п

Показатели семьи

Баллы

Состав семьи

мать, отец, дедушка, бабушка

только мать и отец

мать и отчим, отец и мачеха

одна мать, один отец

нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

Санитарно жилищные условия семьи

благоустроенная отдельная квартира

квартира с родителями супруга(и)

более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами

комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами

комната в общежитии, в бараке без удобств

Доход семьи

могут практически ни в чем себе не отказывать

денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг

на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает

трудности

живут от зарплаты до зарплаты

денег до зарплаты не хватает

Педагогический стиль семьи

постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм

отношений, атмосфера доверия

слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость

первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении

доброжелательного, дружелюбного отношения к детям

равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни

напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

Уровень социального здоровья семьи

атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без

большой привязанности, живут «по привычке»

в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке

судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов

состоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

Ценность детей в семье

дети – главная ценность в семье

дети – равнозначимая ценность наряду с супружеством

дети дополняют супружеские отношения

дети – элемент социального статуса: «как у всех»

дети – обуза, доставляют много дополнительных забот беспокойства

Отношения семьи со школой

высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка

обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях

интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери

критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний

отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его труда по другим причинам)

Инструкция по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи как института воспитания

Общая сумма баллов – 105.

При анализе конкретной семьи сумма баллов:

Ниже 21 характеризует семью группы повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

От 22 до 30 характеризует семью в пределах допустимой нормы;

Более 31 балла характеризует благополучие семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).

Приложение 2.

Структура соглашения.

  1. Причины заключения соглашения, социальные проблемы семьи.
  2. Цель совместных действий сторон.
  3. Срок действия соглашения.
  4. Обязанности сторон.
  5. Права сторон.
  6. Процедуры совместных действий.
  7. Оценка эффективности такого соглашения.

Рассмотрим пример такого соглашения.

Семья Наташи, 7 лет. Родители злоупотребляют алкоголем, постоянной работы не имеют. Девочка посещает школу нерегулярно, часто болеет, на учете в поликлинике не состоит, одета неопрятно и не по сезону. Замкнута, школьная успеваемость низкая. После сбора необходимой информации через школу, детскую поликлинику, районное отделение милиции и посещения социальным педагогом семьи рассматривается вопрос о возможности дальнейшего пребывания ребенка в семье. Исходя из приоритетного права ребенка на совместную жизнь с кровными родителями семье предлагается шанс доказать свою воспитательную дееспособность путем выполнения условий письменного соглашения.

Соглашение.

Мы, отдел опеки и попечения (или Центр семейного воспитания), с одной стороны, и семья Наташи, с другой стороны, заключаем настоящее соглашение с целью условий проживания Наташи в семье, укрепления ее здоровья и создания возможностей получения образования и медицинской помощи.

Причины заключения соглашения:

1. Плохое состояние здоровья Наташи, частые простудные заболевания, анемия, несоответствие между массой тела и возрастом, связанное с неполноценным и недостаточным питанием.

2. Отсутствие в семье достаточной заботы о потребностях Наташи: у девочки педикулез, отсутствует теплая одежда и обувь, неряшливая внешность.

3. Девочка не состоит на учете в детской поликлинике и не получала никаких необходимых прививок от болезней.

4. У Наташи отсутствует собственная постель, личное полотенце, средства гигиены, свой уголок в квартире.

5. В доме нет игрушек, книг, других средств развития личности ребенка.

6. Невнимание родителей к Наташе связано с их пристрастием к алкоголю и постоянной нехваткой денег на продукты питания и одежду для девочки. В квартире грязно, требуется ремонт.

7. Срок действия соглашения – три месяца, по истечении которых соглашение может быть продлено для дальнейшей совместной работы либо прервано в связи с отсутствием положительных результатов.

Отдел опеки и попечения обязуется:

1. оказать содействие в организации лечения от алкоголизма членов семьи по их добровольному согласию.

2. Оказать содействие в трудоустройстве родителей.

3. Оказать помощь в приобретении одежды и обуви для Наташи.

4. Оказать содействие в получении Наташей медицинской помощи и обследовании состояния ее здоровья.

5. Оказать содействие в получении Наташей педагогической помощи, в организации дополнительных занятий по школьной программе.

6. Оказать помощь семье в приобретении строительных материалов для самостоятельного ремонта квартиры.

7. Организовать в школе бесплатные обеды для Наташи.

8. Оказать помощь родителям Наташи в ведении домашнего хозяйства.

Родители Наташи обязуются:

1. Начать лечение от алкоголизма.

2. Встать на учет в бюро по трудоустройству с целью получения постоянной работы.

3. Посещать с Наташей детскую поликлинику.

5. Произвести ремонт квартиры.

6. Принимать социального педагога у себя дома.

Работники отдела опеки и попечения имеют право:

1. Поставить вопрос об изъятии Наташи из семьи, если в течение трех месяцев со дня подписания соглашения положение в семье не улучшится.

Родители имеют право:

1. Получать информацию об оценке социальным педагогом их деятельности в процессе реализации соглашения.

2. Участвовать в совещаниях, где обсуждается ситуация о данной семье.

Процедура совместных действий:

Один раз в неделю социальный педагог будет посещать семью в удобное для обеих сторон время, и оказывать помощь членам семьи и консультировать их.

Один раз в неделю (среда с 14.00 до 16.00) родители с ребенком будут приходить в отдел опеки и попечения или в Центр семейного воспитания для проведения терапевтической работы с психологом, врачом, юристом и т.п.

Один раз в неделю (по понедельникам после окончания школьных занятий, с 12.00 до 14.00) Наташа будет оставаться в школе для дополнительных занятий с педагогом и психологом.

Социальный педагог будет регулярно поддерживать связь с учителем и участковым педиатром, чтобы узнавать о состоянии здоровья и школьных успехах Наташи.

Отдел опеки и попечения предоставляет родителям Наташи возможность проконсультироваться с юристом по вопросам, связанным с выполнением данного соглашения.

Оценка эффективности проведенной работы:

Результативность действий соглашения рассматривается на итоговом заседании комиссии представителей органов опеки и попечения в присутствии семьи. Участники совещания решают вопрос о дальнейшей судьбе ребенка: оставить или передать в соответствующее учреждение в связи с продолжительной опасностью для его жизни и здоровья.


«Мощным взмахом поднимает
Он красавицу княжну,
И за борт её бросает
В набежавшую волну».

Д. Садовников «Песня про Стеньку Разина»

Лозунг «Семья – ячейка общества» придумал не Карл Маркс. Хотя его советские последователи строго следили за нравственностью рядовых членов партии. Из анекдота: «чем каждая женщина удерживает мужа?» я запомнил: «еврейка – криком, гречанка – грацией, а русская – партийной организацией».

Первым в известной истории произнес слова про «ячейку общества» амалекитянин Аман на пиру у Ахашвероша. Тот ему поверил, принес любимую жену Вашти «на алтарь отечества»,- как и его последователь Стенька Разин, утопивший персидскую княжну в угоду дружкам.

С чего же всё начиналось? Был грандиозный пир во дворце царя, правителя 127 стран. Пир длился 180 дней. Было даже птичье молоко. Да что молоко – суши из далекой Японии привезли!

Все мужчины и женщины сидели раздельно. (Оказывается, это не выдумка раввинов. Просто мудрый царь хотел избежать конфликтов за столом из-за женщин).

Вы думаете, выпивая, мужики, даже цари – как древние, так и современные – обсуждают лунную сонату Бетховена? Как бы не так! Они похваляются красотой своих женщин, хвастаются своими успехами у слабого пола и какие они крутые по этой части.

Кстати, я думаю, Мухаммед спас арабов от вымирания, запретив им вино. Они бы при своём темпераменте погибли от кровосмешения.

И вот персы прославляли красоту персидских женщин, мидьяне – своих. Кстати, сегодня реальность изменилась и мужчины предпочитают женщин другой billiga fotbollströjor Barn национальности и даже расы. Не зря появилась новая форма туризма – сексуальная, в страны Азии. А если сомневаетесь – спросите, кто сегодня в Америке президент?

Но Ахашверош, мидиец, оказался современным мужчиной. Он хвастает фигурой своей жены-вавилонянки и предлагает всем полюбоваться обнажённой царицей. Главе 127 государств мало демонстрации золота, драгоценностей, могущества и так далее. Он хочет ещё, чтобы все завидовали его сексуальным утехам.

Что же Вашти? Я думаю, для неё предложение Ахашвероша было весьма лестным. Она оценила стремление мужа продемонстрировать гостям своё главное koszulki nba sklep достояние и бросилась к зеркалу, чтобы где надо – подпудрить, а где надо – подкрасить… и гордо продемонстрировать миру «основное богатство царя».

Но тут вмешивается Главный Игрок. Её тело покрывается волдырями. Вашти – прежде всего женщина и истинную причину отказа она скрывает за напускной грубостью. Она знает характер мужа, подозревает, чем она рискует… но спесь и глупость – близняшки. Царица предпочитает погибнуть, но не опозориться; и, упрекая мужа, громко заявляет, что тот не умеет пить. Настоящий царь не пьянеет, как конюх!

Ахашверош в бешенстве, он собирает Верховный суд, чтобы определить степень вины супруги и надлежащее ей наказание. Просит помощи у евреев – известных буквоедов и законников. Евреи мудро отнекиваются. Советовать царю — себе дороже.

Все молчат. Скажешь: «казнить» — проспится царь от вина и припомнит. Скажешь: «помиловать» — сейчас же обвинят в пренебрежение царским достоинством и первым отправят на плаху.

А у меня вопрос: почему царь, отличавшийся крутым нравом и самоуправством, интересуется чужим мнением? Возможно, оскорбление себе он бы «любимой игрушке» простил… Не зря же он так переживает потом, после казни о красоте Вашти! Что же он хочет знать? Не разрушит ли пример Вашти Империю!

У Амана свои интересы и он рискует дать совет царю. Во-первых, он не забыл пощечину, которую некогда получил от Вашти – а амалекитяне страшно злопамятны. По сей день кто на евреев «бочку катит» – начинает припоминать все «обиды» от убийства Каином Авеля. Во-вторых, Аман мечтает выдать дочь за царя. В третьих, хочет при помощи приказа царя заставить свою упрямую супругу Зереш говорить с ним дома по-амалекски.

И он за тысячи лет до Карла Маркса восклицает: «Семья – ячейка общества! Пример царицы негативно повлияет на все семьи!».

А царю разве не плевать на все семьи? Своё-то гнездо он должен будет разорить! Но он понимает, что отсутствие мира в семьях разрушит Империю,- а за Империю billiga Nike fotbollsskor Ахашверош любому пасть порвет. Так что замысел Амана осуществился и царь, подобно Стеньке Разину, казнил любимую жену. Любимая-то любимая, а «своя Империя ближе к телу».

И в этом Ахашверош, несомненно, прав. В смысле, не в казни, а в «рубашке». Откуда мы знаем, что мир сегодня нестабилен и скоро сильно переменится? Из того, что устойчивую семью, «ячейку общества», во многих странах начинают заменять куда более свободные отношения «бой-френдов» с «гёрл-френдами». Впрочем, бросать красивых княжён в набежавшую волну всё же без особой нужды не следует.

Полная энциклопедия наших заблуждений Мазуркевич Сергей Александрович

«Семья - ячейка общества»

«Семья - ячейка общества»

Эта всем известная фраза в подлиннике звучит несколько иначе. Фридрих Энгельс писал: «Семья - это экономическая ячейка общества». Всего одно слово, а разница довольно существенная.

Из книги Акционерные общества. ОАО и ЗАО. От создания до ликвидации автора Сапрыкин Сергей Юрьевич

1.8. Документы, оформляемые при внесении различных изменений и дополнений в устав акционерного общества, или утверждение устава общества в новой редакции Внесение изменений и дополнений в устав акционерного общества или его утверждение в новой редакции осуществляется

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЯЧ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭЛ) автора БСЭ

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Из книги Энциклопедия заблуждений. Третий рейх автора Лихачева Лариса Борисовна

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

24. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА Общество – сложное образование с развитой структурой. Структура – это способ связи и иерархия элементов в социальной системе. Проблема социальной структуры общества – одна из центральных в

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Из книги "Шпионские штучки 2" или как сберечь свои секреты автора Андрианов Владимир Ильич

«Лебенсборн». Была ли семья ячейкой нацистского общества? Чтобы завоевать мир, мы должны произвести немецкую кровь… Солдаты СС должны довести количество детей в своих семьях как минимум до четырех, с тем расчетом, что, если двое из них погибнут в боях, оставшиеся в живых

Из книги Как совершить кругосветку. Советы и инструкции для осуществления мечты автора Ёрдег Элизабетта

Из книги О стыде. Умереть, но не сказать автора Цирюльник Борис

«Семья - ячейка общества» Эта всем известная фраза в подлиннике звучит несколько иначе. Фридрих Энгельс писал: «Семья - это экономическая ячейка общества». Всего одно слово, а разница довольно

Из книги автора

8.7. Ячейка в банке Если вы хотите надежно спрятать предмет, то воспользуйтесь услугами банка. Предъявив в банке паспорт и составив соответствующий договор, вы можете арендовать ячейку. Стоимость аренды зависит от размеров и составляет от 0,5 до 1 доллара в сутки. В табл. 8.1 в

Из книги автора

Семья Другой удачный тип экипажа - семейная группа. Роли уже распределены и остаётся только перенести их в новую обстановку. Конечно в том случае, если все согласны!Возраст детей очень критичен. Маленькие требуют много внимания, но более управляемы. Новорожденных держат