Воспитание совести.

Вам понадобится

  • - стремление к самовоспитанию;
  • - понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо;
  • - тетрадь и ручка.

Инструкция

Задумайтесь о том, какие поступки вы считаете хорошими, какие - не самыми лучшими, но допустимыми, и что для вас неприемлемо. Попробуйте определить, насколько часто вы их совершаете и по каким причинам. Может быть, вы просто не задумывались о том, что поступаете нехорошо. Не исключено, что побудительным мотивом к тому или иному неблаговидному действию было то, что так поступают все. Приготовьтесь к тому, что вам придется в какие-то моменты поступать не так, как окружающие. Например, вы будете покупать билет в кассе или платить штраф в банке вместо того, чтобы отдать значительно меньшую сумму прямо на месте. Имейте в виду, что окружающие могут вас не понять и даже осудить.

Каждый день совершайте хотя бы один хороший и правильный поступок. Не пытайтесь перевоспитаться сразу и не ставьте перед собой непосильных задач. Лучше запланировать заранее один хороший поступок и подумать, от какого из неблаговидных вы вполне в состоянии удержаться. Сделать это нужно во что бы то ни стало. Похвалите себя, но не хвастайтесь своими достижениями перед другими. Хорошие поступки нужны прежде всего вам.

Прежде чем давать обещание, подумайте, достаточно ли у вас сил его выполнить. Никогда не обещайте того, чего заведомо не сможете. Но если уж вы что-то кому-то пообещали, непременно сдержите слово. Поймите, что человек рассчитывает на вашу порядочность, и не подводите его.

Научитесь говорить «нет». Это очень важно, особенно в ситуациях, когда вас просят сделать что-то, противоречащее вашим убеждениям. Очень многие хорошие люди нередко совершают неблаговидные поступки исключительно потому, что были не в силах отказаться. Научитесь отказывать, даже если это может негативно сказаться на вашей карьере или отношениях с близкими. Будьте готовы к тому, что с кем-то из коллег или домашних вообще придется прервать отношения.

Помните о том, что поступать по совести вовсе не означает во всем уступать окружающим и считаться исключительно с их интересами в ущерб собственным. Совесть - это прежде всего инструмент для защиты прав всех членов общества. Если вы честно выполнили свою работу, выиграете и вы, и ваш заказчик. Но при этом вы вовсе не должны поступаться своими правами и, например, отказываться от оплаты. Учитесь защищать то, что считаете правильным.

Поймите, что ответственность за ваши поступки лежит целиком на вас. Не пытайтесь перекладывать вину за них на окружающих или обстоятельства. Попытки оправдаться ни к чему хорошему не приведут. Научитесь исправлять последствия ваших неблаговидных действий. Через некоторое время вы почувствуете, что самое надежное средство сохранить внутреннее равновесие - поступать по совести.

Батюшка, часто пишут и говорят «совестливый человек» или наоборот - «бессовестный». В характеристиках пишут «добросовестно относится к работе». Почему люди придают такое большое значение наличию или отсутствию совести?

Господь дал нам Закон, Священное Писание, Божественное Откровение, но прежде этого Господь вложил в человека свой Божественный голос, который называется совесть. Совесть - это функция души нашей, и она, конечно, много говорит человеку.

Когда человек поступает по нравственным законам, которые от Бога, то совесть одобряет. Напротив, когда человек нарушает Закон Божий, поступает против Закона, естественно, совесть обличает его. Но у человека есть еще воля. Волей человек иногда преступает этот голос совести и поступает против нее.

- Батюшка, скажите, а можно ли воспитать совесть? Или это врожденное свойство?

Совесть дана нам от Бога. Она у человека врожденная, как и разум. Человеку дается интеллект, дается воля и дается совесть.

Есть еще одна функция - это религиозное чувство в человеке. Оно сочетается, входит в связь с душой нашей, совестью, разумом. Человек ищет смысла жизни своей. И, конечно, человеку дано от рождения его воспитание, которое должны вложить родители его. Дальше его воспитывает школа.

Но человек постоянно соприкасается с жизнью обычной, улицей, и набирает, впитывает в себя все, что его окружает и воспитывает. И, конечно, совесть здесь есть руководитель, полицейский, который указывает, что хорошо, а что плохо.

Бывает так, что, имея такой неписаный закон внутри себя, голос Божий, совесть, человек все-таки поступает против совести. Как происходит этот выбор между добром и злом?

Опять-таки здесь многое зависит от воспитания человека. Многое здесь может зависеть и от его предков, генов, среды, в какой человек вырос. И поступки его, конечно, будут зависеть от его природных задатков тоже. Если вырос он в благочестивой семье, достаточно хорошо школа его подготовила, ясно, что он не преступает, старается прислушаться к голосу совести.

- Батюшка, когда совесть молчит в человеке, совсем не откликается?

Здесь человек заглушил совесть свою страстями. Это плоды нарушения нашего нравственного поведения. Если человек систематически живет аморально, то когда страсть входит в обычай, человек не слышит голоса совести. Тогда человек поступает извращенно, доходит до уголовных нарушений. Его поправляет только внешнее наказание.

А с другой стороны, часто можно слышать такое выражение - «жить со спокойной совестью», или человек говорит: «моя совесть чиста». Почему так важно это необличение?

Если человек добрые поступки делает, совесть, наоборот, одобряет. А если он делает моральное нарушение, то, конечно, совесть его обличает. Но его образ воспитания, конечно, влияет на то, совершает ли он положительные или отрицательные действия.

- На ваш взгляд, какой должна быть совесть в человеке?

Здесь, конечно, надо непременно учитывать духовную жизнь, моральную жизнь. Жизнь человека складывается из Промысла Божия и действий самого человека. Если человек живет молитвой, значит, он живет с помощью Божией, действует благодать Божия.

Здесь есть участие ангела-хранителя. У каждого крещеного человека есть ангел-хранитель. Он наставляет в святости. Ангел-хранитель старается к человеку достаточно приблизиться, внушить ему добрые дела, добрые поступки, поведение. Если человек не слушает ангела, то состояние души его таково, что он не слышит ангела, не видит его.

Зачастую на человека влияют темные силы. Когда человек не слышит ангела-хранителя, здесь подступает злая сила, нас неизбежно окружают бесы. Но чем человек ближе к Богу, чище морально, тем злые духи дальше: они не могут, если человек честно живет, молится. Но когда человек теряет связь с Богом, теряет молитву, то дьявол внушает ему всякие злые мысли, злые намерения и поступки.

- Батюшка, хотелось бы услышать Ваши пожелания всем тем, кто стремится жить по совести.

Дай Бог, чтобы человек действительно жил так, как требует и хочет от нас Господь: Он хочет нам добра, человек создан для благости и блаженства праведников. Поэтому мы должны стараться жить так, как требует от нас Господь, который любит человека и дал нам возможность жить благочестиво, жить во славу Божию.

Если мы сами хотим этого и стараемся, направляем свои усилия, то, конечно, мы получаем от Бога милость и избегаем страшных последствий. Например, здоровье для нас - драгоценный дар Божий. Он в нас живет, когда мы держимся, как требует Господь для нашей благочестивой жизни и спасения нашей души. Помоги, Господи, всем укрепиться в добре, быть довольными жизнью с Богом.

КЛАССИЧЕСКИЕ ИДЕИ В.А. СУХОМЛИНСКОГО О ВОСПИТАНИИ СОВЕСТИ

Понятие «совесть» в контексте духовно-нравственного формирования личности принадлежит к разряду наиважнейших в истории любой культуры. Его статус настолько велик, что оно, по сути, выступает в роли своеобразного золотого ключа в сфере духовности и нравственности, связанной с чувством, сознанием и поведением личности. Однако, когда мы говорим о такой сложной категории этики, как совесть, прежде всего, имеем в виду качество воспитания, которое является важнейшей движущей силой в человеческом обществе.

Как известно, духовно-нравственное состояние человеческого общества в целом всегда представляло собой не только принципиально важную, но и уязвимую составляющую на любом этапе его исторического развития. В целом сегодня вопросы о совести и процессе воспитания совести вновь приобретают чрезвычайную актуальность в связи со сложностью и нынешней ситуации, заключающейся в необходимости разрешения духовно-нравственного кризиса.

По нашему мнению, одной из причин затухания духовного и нравственного составляющего личности является забвение многих прогрессивных педагогических идей и опыта, имеющих концептуальное значение. Речь идет, в частности, о классических идеях о воспитании совести выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского, изложенных в книге «Как воспитать настоящего человека» (1990). Она состоит из 59 наставлений, органически связанных между собой по смысловому содержанию и манере изложения. Василий Александрович в своей книге вносит свою лепту в понимание совести, посвящая ей целых три параграфа: «Совесть -- чуткий страж поступков», «Что нужно делать, чтобы совесть стала чутким стражем поступков», «Как формировать чувство совести; как добиваться, чтобы самым сильным повелителем поступков стала совесть».

В.А.Сухомлинский предстает перед учителями нового поколения как незаурядный педагог, сумевший вывести важность воспитания совести на основе многолетних включенных наблюдений и их анализа, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. Прежде всего, весьма заметен вклад Василия Александровича в этическую науку. Он дает своё определение понятия совести, разъясняет сущность ее компонентов, в большей мере дополняющее весьма содержательные, в то же время противоречивые представления, которые существовали в разных областях знания: философии, социологии и психологии.

Совесть в данной работе предстаёт перед читателями как наиболее актуальная проблема, решающая концептуальные задачи нравственного воспитания. Автор считает, что от искусства и мастерства воспитания совести зависит добросовестное отношение детей и молодёжи к самому себе, другим и обществу, в котором они проживают.

Воспитание совести, -- писал он, -- одна из тончайших сфер процесса формирования духовного мира человека, ибо мы здесь имеем дело с внутренним миром личности, с чувствами, мотивами поведения . Опираясь на это положение, Василий Александрович создал систему дидактических правил, где содержатся много важных для педагога и школьника поучений и наставлений, сопровождаемых главным постулатом: «Нравственной личностью ты станешь лишь тогда, когда в твоей душе навсегда поселятся совесть, стыд, ответственность и долг» .

Отличительная черта характеристики совести в книге «Как воспитать настоящего человека» -- подача материала в эмоционально-насыщенной разговорной форме. В нём отражается искренняя любовь Василия Александровича к детям, стремление проникнуть в их внутренний мир в целях уловить тончайшие особенности душевной жизни. Профессиональная заслуга В.А. Сухомлинского заключается в том, что он сумел создать гуманистическую направленность своей педагогической деятельности, помогающей ребенку открыть самого себя.

В первую очередь, следует принять во внимание то, что В.А. Сухомлинский определяет совесть как знание. Он поясняет свою точку зрения тем, что совесть лишь тогда станет стражем поведения, когда человек постоянно упражняется в умножении знания на переживание, чувствование. Важная исходная установка знаниевого подхода автора к совести заключается в том, что он в своей педагогической деятельности к знанию придавал культовое значение, относил его к ни с чем не сравнимому духовному богатству, которое приобретается, в большей степени, именно в годы детства, отрочества, ранней юности. В.А. Сухомлинский твердо считал, что культ знаний, озаряя своим светом мир вещей, убеждает человека в том, что есть ценности, в которых выражается самая сущность человека.

В то же время Василий Александрович предостерегает учителя от того, что школьное обучение не должно сводиться к накоплению знаний для будущего, а должно быть гражданской жизнью молодого человека сегодня . Он рассматривал этот процесс как интегративный компонент духовно-нравственного формирования личности. Следует сказать, что В.А. Сухомлинский был одним из немногих педагогов, которые возвышали свой голос в защиту духовно-нравственных ценностей народов в годы глубокой то- тализации советского государства.

Последовательно выявляя и раскрывая сущность, структуру и динамику проявления совести, Василий Александрович мастерски подводит учителя к процессу ее воспитания, в ходе которого происходит усвоение личностью моральных понятий, совестливых установок, духовных и нравственных ценностей.

В центре внимания В.А. Сухом- линского оказались такие структрные компоненты совести, как переживание, чувствование, стыд, ответственность, долг, долженствование, достоинство, честь, красота, которые должны быть сформированы на специальных уроках совестливости. Он утверждает, что привести человека к позитивному душевному состоянию очень нелегко. Здесь самое главное, -- пишет он,- оставить его наедине со своей совестью, осветить его душу светом добра. Он призывал своих воспитанников быть ответственными, уметь быть духовно сильными и мужественными, прежде всего, по отношению к самому себе, пробуждать в себе угрызения совести, развивать чуткость своей совести.

В структуре совести несомненный интерес вызывает позиция автора о стыде. Василий Александрович придавал чувству стыда большое внимание, считал его внутренней работой самой личности. Развитое чувство стыда у Сухомлинского связано с осознанием личности своего ненадлежащего поведения, иногда даже самоосуждением. Именно такой человек в разрешении проблем и противоречий жизни способен опираться только на себя, на свои собственные принципы, причём исключительно на духовные и нравственные.

Умение устыдить и пристыдить он относит к большому искусству педагога. По сути, Василий Александрович призывает учителя овладеть искусством обращения к сознанию через тончайшие, чувствительные уголки сердца . Стыд, по определению В.А. Сухомлинского, есть способность человека совестливо удивляться [там же]. Раскрывая сущность стыда как важнейшего компонента совести, Василий Александрович предупреждал педагога о том, что он не должен иметь ничего общего с унижением, оскорблением, осмеянием человеком [там же].

Весьма актуальным на сегодняшний день по своему содержанию выступает оригинальный свод наставлений о стыде и стыдливости, составленные В.А. Сухомлинским:

Стыдись пустоты своей души. Пуще всего стыдись того, что у тебя нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов;

Стыдись своего слабоволия, беспринципности, «бесхребетности»;

Сгорай от стыда, если почувствуешь, что в тебе зашевелился гнусный червячок: «моя хата с краю»;

Стыдись того, что нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов;

Стыдись равнодушия, безразличия в своем отношении к гражданской жизни, долгу, обязанностям. Это равнодушие недостойно мужчины, недостойно женщины -- будущей матери гражданина;

Стыдись не только явной подлости, но и малейшей угрозы того, что о тебе могут подумать как о подлом человеке;

Стыдись безответственности, легкомыслия, ветрености своих чувств;

Стыдись невежества. Пусть на страже твоей порядочности всегда стоит чувство стыдливости за что-то примитивное, несовершенное в самом себе .

Как видно, поучения и наставления В.А. Сухомлинского написаны в духе поговорок и пословиц, и потому они легко воспринимаются и запоминаются. О своей безмерной любви к устному народному творчеству писал академик г.Н. Волков: «Настолько восторженным было отношение Сухомлинского к народным пословицам как педагогическим миниатюрам, что по их образцам он создавал свои афоризмы» . Оригинален и язык изложения, точность формулировок, их образность и эмоциональность.

Воспитание совести, по мнению Василия Александровича, необходимо начать с освоения моральных понятий, которые должны быть не только усвоенными, но и превратиться во внутренние личные стремления. По этому поводу он дает следующее наставление: «Как бесценное моральное богатство надо беречь эти душевные порывы, не осквернять их равнодушием» . Как подчеркивает В.А. Су- хомлинский, моральные знания всегда связаны с нравственными ценностями общества и получают свое развитие в деятельности и поведении людей. В какой-то степени В.А. Сухомлинский считал совесть своего рода критерием моральности поведения личности.

В постановке цели воспитания совести большое значение для В.А. Сухом- линского имела необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей детей. По этому поводу он пишет, что «даже грудные дети не одинаковые: один -- крикливый, другой

Спокойный; один капризный, другой благодушный и покладистый». Его требование к учителям относительно учета индивидуальных и возрастных особенностей тесно связано с требованием тщательного изучения самого процесса воспитания совести. Ярким примером тому служат собственные обращения Василия Александровича к самим детям: «С того времени, как ты делаешь свой первый шаг по земле и начинаешь видеть мир, к тебе устанавливается определённое отношение со стороны старших. Ты очень рано, 6-или 7-летним ребёнком, вступаешь в трудовую и интеллектуальную жизнь.» .

Воспитание совести, считал В.А. Сухомлинский, наряду с усвоением моральных понятий начинается с крупиц нравственности исходя из того, что «совесть -- существо чрезвычайно тонкое, нежное и капризное» . Он рекомендует школьным учителям учить детей и подростков повелевать своей совестью, держать ее в узде, тогда она становится мудрым и благородным стражем поступков, поведения всей жизни. В качестве наставления В.А. Сухомлинский приводит стихи Н. Заболоцкого:

личность совесть духовный сухомлинский

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!..

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звёзды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай её узды [там же].

Следует отметить, что выявленные педагогом смыслы воспитания совести обосновываются соответствующими необходимыми примерами из жизни своих подопечных: Феди, Мишко, Станислава, Юрки. Он проводит мысль о важности непрерывного процесса воспитания совести в любых реальных моментах жизни, самое главное -- не упустить время.

Удивляет в Василие Александровиче его умение выделять острые проблемы времени и донести их детям на самом доступном языке. В книге представлена также быль о жителях зоны затопления, когда строилась Кременчугская гидроэлектростанция. Она никого не оставляет равнодушным, особенно тех, кого постигла такая же участь: потеря малой родины в связи строительством грандиозных сооружений. Герой рассказа привозит своих детей и внуков вернуться на место старого дома, чтобы делать самую главную работу -- подметать двор. Причём не оставляя ни одной сухой веточки, ни клочка бумаги. На вопрос, почему они это делают, отвечает:

Совесть у человека должна быть чистой -- вот для чего мы двор подметаем и мусор вывозим. Не для рыб стараемся, а для себя; чтобы не стыдно самому себе в душу заглянуть [там же, с. 120].

С учетом понимания концептуальной значимости его идей и педагогического опыта в современных условиях нами сделана попытка создать своеобразную программу под названием «Тропинки совести» в виде тематических (дидактических) единиц и педагогических постулатов. Нами сохранены принцип изложения наставлений о совести и тематика расположения материала, которая представляет логическую завершенность. Программа сведена в 9 тематических групп и выражается в следующем:

Совесть как знание. Структурные компоненты совести. Переживание. Чувствование. Стыд. Ответственность. Долг. Долженствование. Достоинство. Честь. Красота. Установление добросовестных отношений между близкими людьми.

Постулат: «Воспитание совести -- одна из утонченных сфер духовного, нравственного совершенствования и самосовершенствования».

Постулат: «Будь честен наедине с самим собой» .

Долг по отношению к другим людям. Долженствование как школа воспитания. Человеческая потребность - потребность в дорогом, единственном в мире человеке. Коллектив -- самый могучий побудитель самовоспитания личности.

1. Постулат: «Только в величии духа постигается долг» .

2. Чувство стыда как неотъемлемое свойство совестливого человека. Стыдливость как показатель высокоразвитой и чуткой совести. Угрызение совести.

3. Постулат: «Совесть хоть и без зубов, а грызет» (русская пословица).

4. Моральные понятия: добро и зло, их сущность. Честь и бесчестие, их сущность. Справедливость и несправедливость, их сущность. Моральная стойкость и несгибаемость личности.

5. Постулат: «Обращаться к совести - это значит верить, доверять».

6. Цель воспитания совести. Желания и стремления. Самоконтроль и самопроверка поступков.

7. Постулат: «Поступай по велению собственной совести» .

8. Добро как выражение внутреннего побуждения. Творение добра. Умение замечать тончайшие порывы души.

9. Постулат: «Развивай чуткость своей совести» .

10. Этические беседы как один из методов воспитания совести («Что такое совесть?», «Что значит жить по совести?», «Что значит учиться на совесть?», «Совесть -- мать всех добродетелей» и др. Уроки совестливости (чтение художественной литературы, разбор нравственных ситуаций и т.д.).

11. Постулат: «Как неповторим человек, так и неповторимы условия, которые в наибольшей мере благоприятствуют воспитанию совести».

12. Святое и нерушимое в человеке. Нравственные и духовные ценности в истории человеческого общества.

13. Постулат: «Воспитывай чистую совесть» .

14. Образцы нравственного величия. Пример как мотив желания стать настоящим человеком.

15. Постулат: «К костюму совести не пришьешь» (русская пословица).

16. Тропинки совести. Главные тропинки совести: регуляция собственного желания; преодоление трудностей; вкладывание духовных сил в труд; борьба с потребительским отношением к человеку.

Постулат: «Расчищай тропинку к своей совести» .

Системообразующей идеей программы «Тропинки совести», состоящей из 11 пунктов, выступает гуманистически направленная, общественно значимая совместная деятельность субъектов образования: педагогов, детей и их родителей, общественности. Здесь заложено их общее стремление проникнуть в глубинный мир личности через определённые тропинки, ведущие к нравственному закону -- совести. В постулате «Расчищай тропинку к своей совести» - суть всех заповедей В.А. Сухомлин- ского, изложенной в книге «Как воспитать настоящего человека».

В.А. Сухомлинский пунктуально, шаг за шагом раскрывает пути воспитания совести, при этом уделяя должное внимание примеру учителя: «Воспитатель только тогда является сеятелем разумного, доброго, вечного, когда он правильно видит добро и зло, правильно оценивает тончайшие порывы души, мысли, намерения, устремления» . Данная цитата, ставшая давно крылатой, была посвящена

В.А. Сухомлинским именно совести в заглавии под названием «Совесть как чуткий страж поступков» .

В.А. Сухомлинский принципиальное внимание уделял профессиональной подготовке учителя и признавал ее величайшую роль в воспитании совести. Фундаментальное значение для современного воспитания имеют те методы и средства, подсказываемые гением педагогики. Всё, что излагает Сухомлинский о совести и её компонентах, важно для родителей, учеников и учителей одновременно. Он блестяще доказывает исключительность роли учителя -- учителя знающего, профессионально подкованного в вопросах внутреннего мира ребенка. Обо всех истинах, составляющих смысл совести, стыда, долга, ответственности, -- писал он, -- с детьми надо говорить тонко, умно, задушевно и -- особенно важно, -- к чему-то призывая и побуждая их, обращаясь к их же совести. А обращаться к совести -- это значит верить, доверять.

В книге «Как воспитать настоящего человека» представлены результаты как теоретического, так и практического характера, которые могут быть эффективно использованы в духовно-нравственном формировании школьников на современном этапе исторического развития российского общества. Проблема совести как никогда актуальна и сегодня и потому представляет большой практический интерес, требует к себе должного исследовательского отношения.

Примечания

1. Волков Г.Н., Петрова Т.Н., Панькин А.Б. Введение в этнопедагогику. М., 2006. 366 с.

2. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / сост. О.В. Сухомлинская. М., 1990. 273 с.

Впервые я увидел это чудо из окна своей комнаты.

Окно выходило на нестерпимо горячий двор, где с утра до ночи барахтались крикливые южные дети, эвакуированные в тыл страны. Отцы их ушли на войну, матери работали на оборонных заводах, и дети, предоставленные собственной праздности, росли анархической вольницей.

Они не давали прохода девчонкам из соседнего двора, они бросали камни в проходящий мимо трамвай, они грабили и разоряли огород, устроенный жильцами на задворках.

Стояло знойное ташкентское лето. Среди двора был прохладный фонтан, окружённый широким бассейном. Они стали выливать туда всякую дрянь, и по двору пошёл отвратительный смрад. Они искалечили четыре скамьи, что спокон века окружали фонтан. И разговоры их мало-помалу превратились в однообразный поток сквернословия.

Ещё недавно они были нисколько не хуже других. Но отрыв от семьи, от школы, растлевающее влияние соседних мальчишек, скука безделья, отсутствие книг, лютый зной, парализующий волю, — всё это в краткий срок исковеркало их нравственный облик.

Правда, порой в них всё ещё сказывались проблески прежних пионерских традиций, но проблески эти были случайны.

Особенно обеспокоила меня такая история.

Каждому из них ещё ранней весной было подарено горсоветом по фруктовому деревцу. Они посадили эти тонкие деревца невдалеке от фонтана, и дня четыре гордились, что у них вырастут собственные абрикосы и персики, которые они пошлют бойцам на фронт, но потом сами же вырвали эти деревца с корнем, назло друг другу, во время одной из бесчисленных ссор, — а ссорились они ежеминутно, — и юный сад, уже покрывшийся первой листвой, почти весь превратился в пустырь.

Тут я не выдержал, позвал их к себе и вместо всяких нотаций деловито сказал:

— С нынешнего дня вы вступаете в мою антифашистскую лигу. В лиге будет восемь бригад. Я — председатель лиги. Мною назначаются бригадиры такие-то. Первая бригада должна к послезавтрему вычистить бассейн фонтана и налить его чистой водой. Вторая ремонтирует скамейки. Третья проводит арыки к уцелевшим фруктовым деревьям. Четвертая следит, чтоб никто не ругался. И т. д., и т. д., и т. д.

Вот тут и случилось чудо. Те самые дети, которые, казалось бы, целью своей жизни поставили портить, вредить, разрушать, стали тотчас же состязаться друг с другом в созидательной общеполезной работе!

Их пионерская природа проснулась в них сразу, и было забавно следить, какими ревнителями общего блага сделались эти вчерашние «преступники».

— Дедушка Булатов, ну как вам не стыдно! Зачем вы льёте помои в арык? — закричал двенадцатилетний Юра Брук одному седому неряхе, забывая, что вчера сам же без удержу пачкал этот самый арык.

Словом, едва эти расхлябанные дети, стоявшие на грани хулиганства, попали в привычное для них русло привычной пионерской системы труда, все случайные наслоения безнадзорности, базара и улицы смылись с них легко и мгновенно. И они тотчас же превратились в нормальнейших советских ребят.

Поразительна быстрота этого перерождения: уже через день в вымытом ими бассейне заструилась ключевая вода, где они целыми часами плескались по очереди. Скамьи были реставрированы в двадцать четыре часа. И возле огорода соседей была поставлена неусыпная стража, состоявшая из тех же сорванцов, которые только вчера так усердствовали в расхищении помидоров и моркови. Все это, конечно, превосходно. Это показывает, как пластична, гибка и податлива психика советских детей, как много заложено в ней здоровых социальных инстинктов и навыков, и как легко педагогу пробудить эти инстинкты и навыки в любой — самой тяжелой — обстановке.

Но почему они так благородны в коллективе, а как отдельные личности так слабо сопротивляются злу?

Не виноваты ли мы, поэты, беллетристы, педагоги, что мы ни разу не показали им на уроках и в книгах обаяния доброты, человечности, нежности, — всего того, что называется нравственной красотой человека?

Попытались ли мы сделать их зорче и внимательнее к чужому страданию? Вооружили ли мы их праведной ненавистью к тому, что в старину называлось пороками?

Что сделали мы для того, чтобы дети не так легко поддавались соблазнам курения, сквернословия, разгильдяйства?

Кто из нас сказал им, что у человека есть долг перед собственной совестью?

Совесть надо смолоду развивать и растить, как и всякое ценное качество человеческой психики, и наши Толстые, Некрасовы, Чеховы, могучие аккумуляторы русской народной совести, могли бы хорошо научить нас этому трудному делу. Но мы, современные писатели, почему-то перестали учиться у них, ибо какая же из нынешних книг для детей может назваться «учебником совести?».

Только теперь, когда жизнь натолкнула меня на необходимость воспитывать большие коллективы детей, эвакуированных из прифронтовой полосы, я узнал, как далеко отстает наша литература от их нынешних насущных потребностей. Больше, чем когда бы то ни было, необходимо теперь укрепить моральную стойкость детей, поднять их этический уровень, а детские книги говорят им о нормах поведения по отношению к врагу (и конечно, это естественно), но ни слова — о нормах поведения по отношению друг к другу, к родителям, к каждой человеческой личности, которая встречается им на пути.

И в журнале «Пионер», и в газете «Пионерская правда», и во всех книгах, изданных московским Детгизом, — всюду выведены только паиньки, идеально благородные отроковицы и отроки, вместилища всех добродетелей. И это отчасти понятно: в стране Зои Космодемьянской и Александра Чекалина не могут не бросаться в глаза ежедневные факты детского геройства, детских подвигов. Но нужно быть слепыми, чтоб не видеть, что наряду с этими бессмертными подвигами, наряду с той массовой помощью, которую миллионы самоотверженных советских детей организованно оказывают нашему фронту и тылу, у нас, по условиям военного времени, появились запущенные, одичалые дети, оторванные от твердых моральных устоев, от книг, от семьи, от школьной трудовой дисциплины.

Достойно удивления не то, что у нас есть эти беспутные подростки и дети, а то, что их всё же так мало. Их гораздо меньше, чем было бы во всякой другой — не советской — стране. Но дело не в их количестве, а в том, что они являются заразой для всех неустойчивых, морально шатких детей.

И наша литература могла бы сыграть здесь великую роль: она могла бы обличить всю эту вредоносную нечисть, показать её антисоветское нутро, отнять у неё тот ореол молодечества, который влечёт к ней молодые сердца, и тем самым до известной степени обезвредить ее. Но она предпочитает молчать и притворяться слепой. Она делает вид, будто она не замечает этих свихнувшихся, будто вокруг неё одни только паиньки, которыми нужно без конца умиляться.

Она словно забыла, что в СССР есть миллионы детей и подростков, которых нам доверили бойцы, уходя на передовые позиции, что мы ответственны за них перед Красной Армией, что эти дети и эти подростки очень скоро, кто в 1948, кто в 1950 году, станут полноправными хозяевами нашей страны, что в них наше ближайшее будущее, что судьба нашей родины (и значит, всего человечества) зависит от того, будут ли эти завтрашние строители жизни достойны тех громадных задач, которые на их плечи возложит история, будут ли они совестливы, благородны и нравственно стойки.

Я не сомневаюсь, что они такими и будут в огромном своем большинстве, но что сделали мы, писатели, чтобы помочь им в труднейшую эпоху их жизни и подкрепить более слабых из них?

Ничего или почти ничего.

Спешно требуется увлекательная книга о том, как хорошо быть правдивым, деликатным, отзывчивым, добрым, и как отвратительны грубияны, лгуны, хвастуны, курильщики, торгаши.

Было бы противоестественно, если бы детские писатели не стремились к тому, чтобы воспитать в наших детях военную храбрость. Военная храбрость — великая духовная сила, с ней всегда сочетаются другие высокие проявления души. Но большинство наших детей — в тылу, и им, кроме храбрости, необходимы ещё многие благородные качества, о воспитании которых мы должны позаботиться.

Между тем детская литература сбросила со своих плеч всю ответственность за этическое воспитание этих детей.

Созданный в нашем дворе коллектив, о котором я сейчас говорил, я назвал гайдаровцами в честь незабвенного писателя Гайдара, непритязательная повесть которого так чудотворно повлияла на поведение сотен тысяч советских детей, мобилизовав их для помощи фронту и тылу, и тем сослужила нашему народу немаловажную службу. Книга Гайдара «Тимур и его команда» была единственной книгой, которая во все эти месяцы оказывала мне практическую помощь в нравственном оздоровлении одичалых детей.

Но книга Гайдара написана ещё до войны. Когда же я для своих гайдаровцев искал в книжных лавках какие-нибудь новые стихи или повести, могущие способствовать моральному воспитанию детей в той обстановке, в которой они сейчас очутились, я находил главным образом лишь такую залихватскую чушь:

Немец мертв. Мы обыскали
И машину и его.
Все бумаги отобрали.
Не оставив ничего.

Стишки эти сочинил А. Иванов, и напечатаны они в прошлом году » Кабардино-Балкарским газетным издательством».

Все они звучат, как пародия на бесчисленные стихи, которые в течение войны передавались нашим детям по радио, пелись на эстрадах, воспроизводились в газетах.

Кому это нужно, чтобы дети и подростки глубокого тыла, нуждающиеся в том, чтобы мы возможно скорее привили им тысячи навыков скромности, дисциплины, работоспособности, терпения, упорства, будничного героизма в будничном незаметном труде, — кому это нужно, чтобы дети и подростки воспитывались исключительно на подобный стихах и рассказах о фееричных, эффектных и невероятных подвигах малых детей в схватках с целыми батальонами немцев.

Именно потому, что фронтовые подвиги советских детей поэтичны и величественны, мы не можем допустить, чтобы повествования о них превращались в равнодушный шаблон.

Ещё для детей среднего и старшего возраста можно в последнее время найти книги, служащие тем воспитательным целям, о которых я сейчас говорил, но маленькие дети, дошкольники, оставлены без всякой литературной опеки.

На психику маленьких детей, как известно, больше всего влияют волшебные сказки, ещё недавно столь недооцененные нами. Это подтверждается тысячелетним педагогическим опытом. Ибо волшебная сказка наиболее приспособлена к образному первобытному мышлению пятилетних, шестилетних, семилетних детей. Для них она не лакомство, а хлеб, — наиболее питательная и здоровая пища.

И меня, — особенно после того, как я соприкоснулся с «гайдаровцами», — больше всего удручало, что разрозненные, клочковатые отзвуки военных событий, заполняющих все их чувства и помыслы, не приведены при помощи поэтической сказки в некое стройное целое. Почему, в самом деле, среди детских писателей не нашлось никого, кто, воспользовавшись формою сказки, вскрыл бы перед малыми детьми моральную основу войны, наглядно обнаружил бы перед ними ее высокогуманные цели, показал бы им, что уничтожение фашизма есть раньше всего торжество человечности, любви, сострадания, нежности, что во всех наших жертвах и подвигах есть та же воля к победе добра над злом и правды над кривдою, какою издавна славится весь русский фольклор. Эта воля к победе добра наиболее понятна ребенку, когда она воплощается в образах сказки.

Словом, моим «гайдаровцам» младшего возраста во что бы то ни стало понадобилась увлекательная военная сказка, воспитывающая в них не только задор молодечества, но и те нравственные начала, о которых мы сейчас говорили. Эта, сказка разгрузила бы их слишком отягощенную психику и окрылила бы их тем оптимизмом, который нужен каждому ребёнку, как воздух. Но детские поэты молчат, как немые, и дети остаются без сказок.

Корней Чуковский

Вот, например, «правильная правда» заключается в том, что воровать - плохо, а значит, воровство - это «не по совести». Но, с другой стороны, деревенские мальчишки считают трусами тех, кто не хочет лезть в чужой огород. У них другая правда («в чужом саду яблоки слаще»), и совесть, значит, тоже по-другому устроена? Получается, если в классе стыдно быть отличником, стыдно тянуть руку вверх, показывая, что ты знаешь ответ, то "по совести" нужно быть двоечником? Если друг не чистит зубы по утрам и не моет руки перед едой, то совестно быть предателем, то есть поступать не так, как он? Да, так прямолинейно и считают многие дети. И чтобы научить их поступать, не оглядываясь на мнение окружающих, чтобы дать понять, что совесть не должна корректироваться мнением друзей, но обязана быть лишь барометром правды, понадобится немало сил и терпения. А вот наказания в данном случае не подействуют вовсе - они только укрепят ребенка в его правоте, ведь это будет его страдание за правду…

Баш на баш

Если взрослым кажется, что ребенок растет бессовестным, часто поступает неправильно, потому что эта самая совесть спит в нем то ли богатырским, то ли вечным сном, это может значить только одно - малыш видит мало справедливости вокруг. С ним самим могут часто поступать не так, как хотелось бы. И он в ответ тоже считает нормой поступать по-своему. И вовсе необязательно, что дело происходит в неблагополучной семье.

Семья может быть «сверхблагополучной», но вот отношения в ней - оставляют желать много лучшего. Ну, например, ребенку часто что-то обещают, но не выполняют. И он начинает поступать также. Или родители часто решают какие-то вопросы на повышенных тонах. И дети могут запросто тоже начать кричать на взрослых. А на вопрос: «Тебе не стыдно кричать на маму?», ответ будет вполне логичным: «Нет, не стыдно, ведь вам же не стыдно делать тоже самое».

Другая причина того, что у ребенка формируется «искривленная совесть» - это постоянное сведение счетов между ним и родителем. Причем, «счет» этот, безусловно, начинают вести взрослые. Мама говорит ребенку: «Раз ты со мной так несправедливо (читай: не так, как надо мне) поступаешь, то и я с тобой буду также». Ничего о правде из такого «баш на баш» дети не узнают. Следовательно, и формирование совести будет происходить с задержкой, и идти совсем не тем путем, каким хотелось бы…

Совестью нельзя злоупотреблять

Не нужно каждый раз, когда ребенок набедокурил, взывать его к совести. Достаточно лишь огорчиться, показать, что какой-то поступок малыша расстроил взрослых. Если постоянно спрашивать ребенка: «Ну, тебе не стыдно?», совести у него не прибавится. Но если он увидит и поймет, что огорчил любимого человека, стыдно станет наверняка. Потому что совесть пробуждается не от частых упреков, а от нежелания обидеть любимых людей. И здесь внушить ничего не получится. Взрослые либо любят своего ребенка и получают любовь в ответ, либо… нет.

Когда нужно объяснять

Чтобы помочь ребенку разобраться в том, что такое совесть, на это состояние нужно обращать внимание ребенка. Начать можно с книжек, где все полярно - есть четко выраженное «хорошо» и такое же явное «плохо». Прочитав подходящую для разговора о совести книжку, следует обсудить ее с ребенком: «Главному герою стыдно… Он даже покраснел… Как думаешь, почему?.. А когда еще бывает стыдно? А тебе бывало стыдно? А когда стыдиться не стоит?»

И еще. Если родители поступили с ребенком нечестно (не выполнили обещания, не сдержали слова, накричали «ни за что»), не стоит вуалировать этот поступок усталостью, кучей проблем и т.д. Нужно просто ИЗВИНИТЬСЯ. Заставить себя проговорить «трудные» слова: «Я виноват перед тобой, мне стыдно. И оправдываться я не буду. Просто постараюсь больше не обманывать (или не огорчать, или не наказывать, не разобравшись в сути вопроса и т.д.)». Почему это так важно? Да потому, что дети берут с родителей пример во всем. И если ребенок посчитает, что у его мамы и папы нет совести, то, скорее всего, решит, что и ему она тоже ни к чему. И уже почти невозможно будет объяснить такому человеку, что совесть - это не хвост ящерицы и, потеряв ее однажды, новую можно и не отрастить.