Предсвадебные обряды: сватовство, смотрины, сговор, девичник.

Христианство, как официальную религию Киевской Руси, провозгласили в конце IX века. В этот момент началось и продолжалось в течение семи веков формирование русских свадебных традиций и обрядов. Введение христианства дало возможность оформлять браки через обряд венчания в храме. Христианские служители церкви продолжительное время боролись с язычеством, но так и не смогли его полностью искоренить. В итоге получилось тесное переплетение христианских традиций с языческими верованиями.

Только в XVI столетии полностью были сформированы свадебные обычаи, для которых были характерны четко определенные этапы от свадебной атрибутики до одежды и угощений. Свадебный фольклор развился тогда же. Но свадебные обряды в разных российских губерниях крайне отличались, так как свадьба всегда являлась игровым представлением, и подход к такому «театральному зрелищу» был разный даже в соседских деревеньках.

Тем не менее, ни взирая на эти расхождения, существовало некое ядро свадьбы: обряды, копирующиеся из одной деревни в другую, повторяющиеся от города к городу:

  • Девичник
  • Встреча молодых

Русские свадебные традиции: Сватовство

Как в других государствах, на Руси, также в дом невесты общепринято было засылать сватов. В назначенный вечер сваха со сватом или родня жениха наносили визит в дом девушки. Иносказательный разговор заводили издалека, и родители нареченной обычно ответ давать не спешили. Окончательным решение могло быть только после второй или третьей попытки сватов. Положительным ответов было принятие родителями невесты от сватов хлеба, который они разрезали. Если был отказ, хлеб возвращался сватам.

Для успешного обряда сватовства было принято придерживаться нескольких обязательных действий. Недопустимо было затевать в среду и в пятницу любые свадебные дела. Это были дни крайне неблагоприятные для брака. Ни сватовство, ни день свадьбы, ни при каких обстоятельствах не назначали на 13-е число. Свадьбу всегда старались играть, избегая четных чисел. Счастливыми как для свадьбы, так и для всех свадебных обрядов были нечетные числа.

Сватать, боясь сглаза, выходили, в основном, после солнечного захода. Все, кто шли свататься, старались по дороге прохожих обминать и ни в коем разе не вступать в разговоры. Как только сваты выходили, женщинами, проживающими в доме, для удачного дела, связывались до купы все кочережки и рогачи.

В Русском современном сватовстве многие обрядовые обязательства или отсутствуют полностью или очень упрощены. Будущим женихом, иногда с папой и мамой, иногда самостоятельно наносится визит к родителям его будущей невесты, на котором у них он просит «руки их дочки». При согласии отец избранницы вкладывает в руку будущего зятя правую руку дочери. После завершения сватовства будущими молодожёнами и родителями обговаривается день объявления помолвки.


Помолвка — это возвещение о единодушье влюбленных на заключение брака. После нее они уже имеют все основания именоваться невестой и женихом.

У россиян помолвку или сговор относили к наиболее важному предсвадебному обряду. Родители жениха и невесты друг напротив друга присаживались за стол и в течение нескольких минут молча, поглядывали — это было общепринято. После этого создавали уговор, вписывали в рядные записки, время будущей свадьбы.

Если невеста принадлежала к дворянскому роду, то по случаю предстоящей свадьбы в её доме устраивали бал-пиршество. Отцом молодой собравшимся представлялись жених и невеста, и объявлялось о помолвке. После этого все присутствующие на балу старались подойти к молодым, чтобы засвидетельствовать собственноручное поздравление. На пиршестве в присутствии всех гостей жених надевал невесте обручальное кольцо непременно с драгоценным камнем.

Скромные городские семьи делали помолвку не такой пышной. По заведенному порядку в этот день знакомились официально между собой родичи со стороны жениха и невесты, после чего родители совершали благословение. Бывало, что для благословения их приглашали священника.

В селах на помолвку обязательно приглашалась вся близкая родня. Родители иконами «Казанской Божьей Матери» и Иисуса Христа» благословляли союз сына и дочери, после чего традиционно обменивались хлебом и солью. После этого отцы молодых поочерёдно кланялись семь раз, ударяя друг о друга руки, и во трогательно и громко обещая дружно завершить это дело. После благословения сразу же невесту сопровождали на порог, где она отвешивала семь раз поклоны по всем сторонам света, сообщая собравшейся толпе соседей и подруг весть, что ее окончательно засватали.

Сегодня, предсвадебный обряд помолвки, отошел от старинных традиций. Желание молодых сводится к торжественному традиционному ужину или вечеринке с родственниками и друзьями, на которых они и сообщают о грядущей свадьбе и женихом преподносится невесте золотое кольцо. Принимая его, она подтверждает единогласное решение на вступление в брак.

Девичник


Без девичника — популярнейшего и последнего до свадебного обряда будущие невесты себя не мыслят. По традиции почти перед самим свадебным торжеством невестой собираются подруги, для проводов ее свободного и незамужнего времени. По старинке вечером невесту обязательно приводили в баню. Туда же приглашались женщины для исполнения печальных песен и расчёсывания волос молодой. Девушка же, разлучаясь с девичьею волей, должна была голосить и причитать.

Свадебные чины

В свадебной церемонии для особых ролей выбирались специальные люди, которых распределяли по «чинам». Каждому из них соответствовал свой «чин». За каждым человеком закреплялись определенные ритуальные поручения.

На роль дружка выбирали неженатого мужчину, знающего очерёдность всех обрядов, умеющего красноречиво говорить и руководить на свадьбе. Дружка помогал преодолевать жениху всё препятствующее по пути к невесте, которое создавали родственники и подруги невесты.

Сват — женатый мужчина-родственник, вел свадьбу, подсоединяя дружка, который помогал в выполнении тех же обрядовых действий.

Сватья — женщина замужем, сопровождала невесту и помогала ей уложить волосы, надеть фату и свадебные аксессуары.

Подженишников и подневестниц выбирали из неженатых высоких молодых друзей. Во время венчания они должны держать венцы над головами молодых. В современной свадьбе эти персонажи называют свидетелем и свидетельницей.

Тысяцкий — крёстный жениха приглашался на роль воеводы, начальника свадебного поезда.

Постельница — порядочная из родни невесты женщина, замужняя. Её роль — охранять от сглаза постель молодых в доме жениха во время свадебного пиршества.

Снарядила — женщина замужняя (родня невесты) — перед венчанием одевала и причёсывала нареченную.

Свадебный поезд

В день свадьбы жених отправлялся к невесте, чтобы с ней идти под венец.

Свадебный поезд (современное — кортеж) сопровождался магическими обрядами, которые были направлены на предохранение молодых от нечистой силы. Дружка, изредка сват, организовывал всех от родителей до присутствующих.

Ехали к невестиному дому. Дружкой через запертые ворота велись шуточные иносказательные переговоры с отцом невесты, типа «Ехали купеческие молодцы за красным товаром. Сбились с пути и просимся на ночлег» и т.д. После шуток, веселых прибауток, зачастую — денежной платы, дружку со всем свадебным поездом, пропускали во двор.

Перед самим выходом к венцу молодые благословлялись родителями девушки, которые держали в руках икону и хлеб. Отец, вкладывая правую руку дочки в руку жениха, напутствовал: «Пои и корми, одевай и обувай, работой не загружай и никогда не обижай!». Невесте, уходя из родного дому, положено было причитать, даже если ей очень хотелось замуж. Чтобы не подвергнуть молодую пару порче, в одних деревнях переводили их через горящую по дороге лучину. В других — зажжённые пучки соломы укладывали: на пороге дома, в воротах — по всему пути молодых от венца к жилищу жениха. Дружку в руках с иконой необходимо было окропить святой водой весь свадебный поезд.

Одинаковые обряды были при отправлении поезда от жилища невесты и от дома жениха. Главный же и обязательный обряд — это осыпание хмелем, рожью, овсом жениха с невестой, всех отъезжающих, и даже впряженных лошадей. Свадебный поезд от ворот невесты направлялся к церкви.

Свадебные обряды

Обрядом сводов, которые наделялись магического значения, сопровождалось отправление к венцу. Свод со специальными свадебными песнями символически соединял жениха с невестой. Его совершали или посредине жилища или во дворике. Дружкой или сватом жених подводился к невесте. Руки их он соединял и связывал вышитым полотенцем (рушником, платком). Жених с невестой по кругу трижды ходили. Магическое соединение характерно и для обряда с хлебом. Дружком отрезались две краюшки: одна — от хлеба невесты и 2 -я — от привезённого хлеба жениха. Их складывали вместе, перевязывали красной ленточкой и отдавали крёстной матери, которая клала их на столе. Иногда хлеба разламывали над головами рядом восседающих молодых. ?-ю хлеба жениха передавали невестиному отцу, а?-ю невесты — дружке жениха, половины же связывались ленточкой и укладывались на столе.


Происходящее в церкви венчание — таинственный и необычайно красивый обряд. Перед лицом Бога, стоя под венцом, молодые, клянутся быть верными как в горе, так и в радости.

Встреча молодых

Обвенчавшиеся новобрачные следовали в дом к жениху, где их благословляли его родители. По пути следования жениха с дружкой придерживались всех мер предосторожностей: читали молитвы, заговоры, дружка убирал по дороге все камни, на которые могли напустить колдовство. Ведь, в древности были уверены, что свадьбу легко мог испортить завистливый и злой человек.

Свадебные традиции бракосочетания в России являются смесью из старинных русских обрядов, традиций советского периода и западных веяний. В последнее время всё чаще мы можем увидеть, как в России проводятся свадьбы западного образца: с выездной регистрацией, без тамады, конкурсов, баяниста, выкупа и каравая, но всё-таки большая часть пока предпочитает классические русские свадьбы. В этой статье рассмотрим подробнее как же проходит традиционная русская свадьба.

Существует множество примет и традиций, и некоторые из них касаются периода подготовки к свадьбе: это традиционное сватовство, которое теперь приобретает форму небольшого застолья родителей и молодожёнов.

Также существует традиция девичника и мальчишника. По русским традициям, девичник проводился перед днём свадьбы: там собирались подруги невесты, невеста плакала и причитала, прощалась с девичеством, расплетала косу.

В наше время девичник и мальчишник всё чаще проводят так, как мы часто видим в голливудских фильмах – весело, шумно и с алкоголем.

Вернёмся непосредственно к дню торжества. Какой обряд начинает почти любую русскую свадьбу?

Выкуп невесты

Раньше словосочетание «выкуп невесты» совсем не являлось метафорой! Действительно, невесту выкупали из родительского дома.

Теперь же деньги отошли на второй план. Выкуп невесты, который обычно организуют подружки невесты, проходит в доме родителей девушки и включает в себя конкурсы. Проходя эти конкурсы, жених доказывает, что хорошо знает и любит невесту, а друзья жениха должны прийти ему на помощь.

Именно так начинается свадебное веселье. Поднявшись в дом невесты, жених забирает её на регистрацию брака. Обычно во время выкупа невесты и после него родители невесты устраивают небольшой фуршет.

Церемония бракосочетания

После выкупа традиционно пара, а за ней гости уезжают в ЗАГС, где официально регистрируется брак. Там же молодожёны исполняют свой первый танец, для чего часто заказывают живую музыку.

После принятия поздравлений от гостей обычно проводится небольшая фотосессия сначала для всех, а потом только для молодожёнов, во время которой гости готовятся к выходу жениха и невесты из ЗАГСа.

Гости посыпают выходящих молодожёнов рисом (для скорого рождения детей), конфетами (для сладкой жизни), монетками (для богатства) и лепестками роз (для красивой, романтичной совместной жизни).

Православные воцерковлённые пары также проходят обряд венчания в церкви.

Свадебная прогулка

После регистрации брака гости (часто только молодые друзья и подруги молодожёнов) отправляются гулять по городу. При этом они стараются посетить самые красивые достопримечательности, чтобы сфотографироваться там.

Семь мостов

Все мы видели, как жених несёт невесту через мост. Оказывается, этот обряд тоже относится к свадебным обычаям и традициям в России.

Считается, что молодожёны пройдут через семь мостов в день свадьбы, то их брак будет крепким. Редко случается, что пара успевает объехать все семь мостов, но хотя бы один стараются перейти все.

Также на мост часто вешают замочек с именами молодожёнов, который, по поверию, скрепляет брак.

Хлеб-соль

Традиционно молодожёны после бракосочетания приезжают в дом родителей жениха, где те встречают их с хлебом и солью.

Обычно новоиспечённая свекровь держит на рушнике (специальном полотенце) каравай, от которого жених и невеста должны откусить по кусочку. Кто откусит больше, тот и будет главой семьи.

Свадебные традиции и обычаи русского народа в наши дни теряют связь с религией: раньше таким образом родители жениха благословляли молодожёнов, отец жениха держал для этого иконы. Каравай на свадьбу – традиция, которая произошла отсюда.

Теперь свадебным караваем встречают у ресторана, в котором будет проводиться банкет по случаю празднества.

Праздничное застолье

Праздник продолжается в кафе или ресторане, где уже всё готово к прибытию молодожёнов. Оформление зала, столов и меню обычно выбирают заранее.

Это отдельная тема, достойная огромного поста. Сейчас же мы говорим о традициях свадебного застолья.

Поздравления

Весь праздник устроен так, что особое внимание уделяется поздравлениям: поздравить успеют все! Обычно первыми поздравляют родители, им даётся слово, и они как бы благословляют детей на брак.

После поздравляют родственники: сначала с одной стороны, потом с другой, а затем и друзья. Зачастую невеста заранее готовит специальную шкатулку, в которую складывает конверты с деньгами, чтобы они не потерялись.

Танцы

После того как гости поели, начинаются танцы. Но и здесь не обходится без традиций. Обязательным является первый танец жениха и невесты. В последнее время становится модным заранее готовить этот танец, делать его необычным, невесты меняют платье для танца, женихи также могут переодеться. Конечно, такие танцы запоминаются гостям.

Ещё одним танцем, без которого трудно представить русскую свадьбу, является танец невесты и её отца. Этим танцем папа как бы провожает дочь в другую семью, прощается с ней. Этот трогательный танец напоминает о том, что в жизни невесты наступает совершенно новое время.

Семейный очаг

Старинная традиция, которая пользуется популярностью до сих пор. Как провести семейный очаг?

  1. Организаторы и помощники раздают маленькие свечки гостям.
  2. Гости встают в круг и поджигают свечки.
  3. В зале выключается свет.
  4. Под медленную музыку ведущий рассказывает притчу о семейном очаге.
  5. Родители зажигают свои свечи и подходят к молодым.
  6. Создаётся новое пламя свечи молодожёнов – семейный очаг.

Обряд снятия фаты

По традиции в конце праздника свекровь или мама невесты снимают фату. Поначалу невеста не должна соглашаться, лишь на третий раз у мамы получается уговорить её снять фату.

После того как фата снята, жених расплетает косы невесты. Ведущий во время проведения обряда обычно поясняет, что происходит, рассказывает историю обряда. Этот момент свадьбы всегда получается очень трогательным.

Второй день свадьбы

Но на этом праздник не заканчивается! За первым днём следует второй день свадьбы, традиции которого предусматривают уже неофициальное гуляние.

На второй день гости чаще всего собираются на природе, где выпивают, поют песни и жарят шашлык. В наши дни редко празднуют свадьбу дольше двух дней. После свадьбы молодожёны могут уехать в свадебное путешествия.

Таковы традиции свадьбы в России. Конечно, это не все обряды, которые существуют, многие из традиций уже уходят, но на смену им приходят новые.

Так, всё реже, к счастью, на свадьбах мы можем встретить пошлые конкурсы, которые были очень популярны ещё 10 лет назад. Теперь популярность набирают тематические свадьбы и свадьбы на природе.

В любом случае, вы не обязаны следовать всем свадебным традициям и обычаям, главное, чтобы ваша свадьба запомнилась и понравилась именно вам!

Традиционную казачью свадьбу можно разделить на два основ­ных этапа. Первый из них составляли предсвадебные, подготови­тельные обряды, второй - собственно свадьба. В свою очередь предсвадебный цикл распадается на несколько обрядовых комплексов. Первый из них включает в себя сватовство, сговор, осмотр хозяйства жениха и т. п. Содержанием этого обрядового комплекса было достижение договоренности между родственника­ми невестыл жениха о предстоящем браке, об условиях его заключения. Одни из этих обрядов были общими для всех станиц, другие совершались только в некоторых.

Сватовство было первым обрядом предсвадебного цикла., Тех, кто сватал девушку, в большинстве станиц называлисватами, только в ст. Солдатской - по-украински -старостами. В ст. Про­хладной еще в конце XIX в. их тоже называли старостами, но позднее стали именовать, как и в других станицах, сватами (так же называли друг друга родители жениха и невесты). Сватов выбирали родители жениха, обычно из числа своих родственни­ков. Чаще всего к родителям девушки посылали 2-3 сватов, среди них были и мужчины, и женщины. Сватами, как правило, были люди пожилые, опытные, они обязательно должны были состоять в браке, причем, именно в первом браке - «первой судьбы». Вдовам, вдовцам, а после появления разводов и разведенным, никогда не поручали сватовство. Очевидно, существовало пред­ставление о том, что от выбора сватов зависела будущая судьба молодых. В дореволюционный период родители жениха и он сам никогда не шли в дом невесты до тех пор, пока не получали предва­рительного согласия на брак, но позднее это правило в некоторых станицам стали нарушать: сватать девушку мог пойти сам жених со своим другом или с кем-нибудь из родственников, а также его роди­тели.

Сватовство обычно происходило вечером. Придя к родителям девушки сваты заводили иносказательный разговор. Как сооб­щают информаторы, едва ли не во всех станицах этот разговор начинался с.вопроса: «У вас телочка продается?» или «У вас есть телочка продажная?» и Уподобление невесты телочке харак­терноHtтолько для казачества и не только для восточных славян, .

В конце XIX-начале XX в. ни в ст. Прохладной, ни в ст. Екатериноградской родители девушки сразу не давали согласия на брак. Даже если им нравился жених, они откладывали оконча­тельный ответ на несколько дней или недель. Сваты приходили к ним во второй и в третий раз. В последующие годы церемония сватовства упростилась и сократилась; зачастую она завершалась в течение одного вечера. Если родители девушки согласны вы­дать ее замуж, то сваты тут же звали родителей жениха и его само­го или приходили все вместе на следующий день.

Когда предварительная договоренность о свадьбе была достиг­нута, у жениха и невесты спрашивали согласия на брак. Такое согласие они, как правило, .давали независимо от того, как в дей­ствительности относились к предстоящему браку. В станице Про­хладной и Приближной девушка отвечала своим родителям: «С вашей воли не выйду» .

Осмотр хозяйства жениха. После сватовства родственники невесты шли или ехали к женихупечь смотреть, то есть осмо­треть дом, двор, хозяйство семьи, в которую они собирались отдать свою дочь. Практическое значение этот обычай имел только тогда, когда жених и невеста жили в разных станицах и родители невесты не знали его имущественного положения. Но в таком слу­чае жених мог их и обмануть - вместо своего двора показать им хозяйство богатого соседа. Если жених и невеста жили в одной станице (что бывало чаще), то ее родителям, конечно, было известно, насколько состоятельны их будущие родственники, но обычай соблюдался и в этом случае, хотя родственники невесты и жениха не столько осматривали хозяйство, сколько продолжали праздновать сватовство.

Кладка. Обычно в ходе сватовства родители жениха и невесты. договаривались о расходах на свадьбу. В ст. Екатериноградской в начале XX в. жених должен был заплатить родителям невесты «условленную сумму денег, от 10 до 200 рублей,смотря по состоя­нию. Иногда, вместо денег (или вместе с ними) жених дает одну или несколько лошадей, быков, коров, баранов или известную меру пшеницы, муки, проса, а иногда отдает рощу, сад и т. п.» . Это единственное упоминание о том, что родители невесты могли получить в качестве свадебного выкупа скот, рощу или сад. Как правило, взнос жениха состоял из денег, продуктов питания, предметов одежды или домашнего обихода, необходимых для при­даного. Например, в ст. Прохладной родители невесты получали от родителей жениха «пособие деньгами, водкой, вином, мукой и разными продуктами из домашнего хозяйства» . Все эти припа­сы были предназначены Для свадьбы. По свидетельству информа­торов, в более поздний период во всех станицах, включая и стани­цу Екатериноградскую, жених чаще всего платил родителям не­весты от 10 до 50 рублей. Иногда он покупал невесте свадебное платье, туфли или недостающую часть приданого - одеяло, шаль, юбку и т. п. В станице Приближной этот взнос называликлад­кой - как во многих регионах России. Впрочем, в этой же стани­це зафиксировано и другое его название -калым . Но в отли­чие от калыма, известного многим народам Кавказа, кладка в ка­зачьих станицах не оставалась у родителей невесты, а тратилась ими на свадьбу или на приданое.

Сговор в конце XIX - начале XX в. совершался и в ст. Про­хладной, и в ст. Екатериноградской. Но если в ст. Прохладной сго­вор{змовини} сводился к переговорам между сторонами невесты и жениха о предстоящей свадьбе, о размере свадебного взноса, то в ст. Екатериноградской сговор был едва ли не главным обрядом предсвадебного цикла. Именно во время сговора здесь «сводили» жениха и невесту, а также заключали окончательное соглашение о свадьбе. В день" сговора торжественная процессия с песнями отправлялась из дома жениха в дом невесты. Во двор все входили свободно через открытые ворота, но дверь в комнату им открывали только после того, как сваха трижды читала молитву и просила пустить странников погреться. Родственники невесты усаживали пришедших за стол, угощали. Потом одна из девушек вводила в комнату невесту, которая подносила жениху рюмку водки и рюмку вина, просила отведать. Жених выпивал, целовал невесту, потом подносил ей водку и вино. В это время девушки пели:

И как тебе, Настасьюшка, нестыдноЧужого-то детинушку целовать..."

Затем невеста обносила вином и водкой своих родственников и родственников жениха. На этом своды заканчивались, но сговор продолжался; родственники жениха и невесты начиналикласть руку, скрепляя договор о браке.

В таком виде сговор исполнялся в ст. Екатериноградской еще в начале XX в., но вскоре он как отдельный обряд перестал суще­ствовать и был забыт. Жители Екатериноградской, как и других станиц, стали ограничиваться тем, что во время сватовства спра­шивали у жениха и невесты согласия на брак. За пределами Кабардино-Балкарии сговор был одним из важнейших обрядов предсвадебного цикла во многих станицах на Тереке, на Дону (он мог также называться «рукобитьем» или «сводами»), песни, кото­рые пели там во время этого обряда, были очень похожи на песни станицы Екатериноградской. В том или ином виде сговор был известен всем восточным славянам, поэтому можно предположить, что когда-то он исполнялся не только в Екатериноградской, но и во всех остальных станицах на территории Кабардино-Балкарии, однако впоследствии слился со сватовством.

Каравай. За день или за два до свадьбы во всех станицах пекли свадебный обрядовый хлеб. Он имел несколько разновидностей. Прежде всего, это был большой круглыйкаравай. Кроме него, почти во всех станицах готовили к свадьбе также продолговатыйлежень. В ст. Прохладной в конце XIX в. пекли также калачи -витушки икруглый калач. Кроме того, во всех станицах к свадьбе готовили небольшие булочки -шишки, без которых и сейчас не обходится ни одна казачья свадьба-

В доме невесты каравай пекли обязательно во всех станицах, в некоторых (ст. Прохладная, Приближная) его пекли также и в доме жениха. В ст. Александровской у невесты пекли каравай, а у жениха - лежень.

Каравай украшали шишками иптичками из теста, калиной, но главным его украшением была ветка или верхушка дерева. В ст. Прохладной в конце XIX в. ее называлигНьцем - так же, как на Украине, но впоследствии появилось другой название -веси-ля. Это тоже украинский термин, которым первоначально обозна­чали свадьбу. В ст. Екатериноградской и Приближной не было особого названия для свадебного деревца. Часто его называликараваем, как и обрядовый хлеб.

В ст. Солдатской веточку, укра­шавшую каравай, называли сосной, в ст. Котляревской -квит-кой. в ст. Александровской - простоветкой. Веточки для каравая срезали или сламывали с разных деревьев или кустов - с акации (ст. Екатериноградская), с тополя (ст. Приближная), с сирени (ст. Прохладная) и других. В ст. Котляревской и Александровской ве­точка была небольшой, разветвлялась на 3, в ст. Приближной - на 7 или 9 веточек, в ст. Екатериноградской это была целая вер­хушка дерева высотой более метра- В ст. Солдатской и Екатерино­градской со свадебного деревца снимали кору, оборачивали все ве­точки полосками теста и запекали в печи. В других станицах кору не снимали, ветки вместо теста оборачивали цветной бумагой. Свадебное деревце украшали лентами, бумажными цветами, в ст. Екатериноградской и Приближной на веточки вешали конфеты, орехи, шишки.

Предсвадебные обряды. включали в себя сватовство, смотрины, рукобитье и запой, великую неделю, баню и девишник. Сватовство, или сватанье, представляло собой приход представителей семьи жениха в дом невесты. В роли сватов обычно выступали отец и старший брат жениха нередко с ними было и особое лицо, которое и выполняло роль свата, т.е. вело переговоры с родителями невесты. Смотрины представляли собой второй этап предсвадебных обрядовых песен.

Родственники жениха приезжали в дом невесты и смотрели е, дом, хозяйство до этого они разузнавали о семье невесты, е зажиточности интересовались мнением односельчан о невесте и е семье. Родители невесты тоже иногда посещали дом жениха с теми же целями. Когда вс было выяснено и если обе стороны удовлетворены, происходил сговор, совершался договор о порядке свадьбы, о расходах, о приданном невесты. Невеста в это время повязывала каждому из сватов расшитые ею полотенца, а они дарили ей подарки и угощали пряниками и конфетами.

Рукобитье было следующим моментом свадебного обряда. Оно состояло в окончательном договоре сторон, благословении жениха и невесты, пире, когда невеста угощала родных жениха, а они обменивались с ней подарками. Рукобитье, когда били по рукам в знак окончательной договорнности, заканчивалась заручинами - обещанием выполнить все условия договора и женить невесту и жениха. Великая неделя представляла собой подготовку к свадьбе. Надо было приготовить невесте платье для венца, приданое, нередко невеста в сопровождении бояр, т.е. близких людей - родных и подруг, обходила село и приглашала на свадьбу гостей, прежде всего родных.

Великая неделя заканчивалась украшением деревца, плетением венка, печением каравая, а затем баней, которая кроме гигиенических целей имела магический смысл - очищение от всего злого, вредного, что могло испортить невесту или же будущую жизнь молодых. Перед самой свадьбой собирался девишник. Это весьма поэтическая и эмоциональная часть обряда.

Невеста прощалась с родителями и подругами, прощалась с красотой, т.е. с венком или украшенным деревцем - символами девичества. Девишник заканчивался расплетением косы, что у восточных славян делала старшая сестра невесты или подруга, а у западных - обычно брат невесты или близкий родственник, что означало согласие всей семьи на брак. На следующий день после свадьбы или через день молодожны посещали родных, начиная с родителей невесты. При этом их обычно одаривали, желали им счастья, принимали приветливо и заботливо.

Так к ним должны были относиться все в течении всей их жизни. Главная часть свадебного обряда - свадьба - включала в себя приготовление невесты к венцу, приезд жениха за невестой вс заканчивалось прощанием невесты с родителями и родным домом и благословением е отцом и матерью. В свадебном фольклоре можно выделить пять жанров величальные, корильные, свадебные лирические песни, причитание и приговоры. Величальные песни По обрядовой функции, поэтическому содержанию и художественным особенностям - это один из самых ярких жанров.

По своему происхождению - это магические песни. Строгой закреплнности величальных песен в обрядах не было. Объектами изображения величальных песен не стали конкретные действия, они рисуют участников свадьбы. Ой - свашенька пылка, Пылкай поскорей, Не мучь нашу девку Наша девка нежна, В городе зродилося, Калачами кормилася, Мдом поилася Персонажами величальных песен являются две группы участников свадьбы свадебные чины жених, невеста, тысяцкий, дружка, большой боярин, средний боярин, подружье, поезжанин, сваха, сват и т.д. и гости новобрачных.

Художественная форма величальных песен, как и их поэтическое содержание, также жанрово обусловлена. Первую композиционную форму величальных песен представляют песни-описания они строятся на основе прямого изображения внешности величаемого и выражаемого к нему отношения. Как у тысяцкого головка - Ровно маковка в огороде А у тысяцкого бородка - Ровно медянка на блюдце Второй формой является вопросно-ответная форма обыкновенно песня начинается с риторического вопроса задаваемого себе поющими, а затем следует ответ, в котором изображается внешность величаемого Ещ кто у нас на свадьбе маленек Да маленек - Да Птр у нас на свадьбе всех помене В начале песен идт риторическое восклицание, восхваляющее величаемого, а затем - основная часть, разъясняющая, почему же величаемый человек вызвал такое восхищение.

Тысяцкий хорошенек - На тысяцком рубашка мовчановская, Как на тысяцком штаны бархатные Песни-обращения от начала и до конца обращение к величаемому - Уж ты винная ягодинка, Удалой добрый молодец У тебя же, у молодца, У тебя лицо белое, Примени к снегу белому Песни-диалоги - начинаются с просьбы к невесте рассказать о ком-либо из участников свадьбы - Княгиня - душенька - Скажи, пожалуй, нам Про свою гостейку - У меня свет гостейка Такая-то Во любви позвана, Во чести посажена Повествовательная часть плюс монолог или диалог.

Повествовательная часть имеет три разновидности обычно изображается условный пейзаж и несколько персонажей, один или два из которых обязательно величаемые, а другие - выражают сво отношение к ним. На луге, луге стояли три роты, Три роты восины Посредь роты ходит - Свет Андрей Николаевич На нм шуба соболья, Она крыта парчою, Что парчою голубою Как бояре-то спросят - Господин наш полковник Тебя кто шубой дарил - Али тесть, али тща, Что дарил государь царь. в повествовательной части - пейзаж о величаемом человеке рассказывают или птицы или животные.

На дубочке два голубчика сидят, Они воркуют, говорят - Не было такого молодца Ивана Васильевича Ни в Казане, ни в городе Появился такой молодец у нас Он со тысячи на тысячу ступает. символическое описание величаемого при помощи параллелизма Что у светлого у месяца Отрастали золотые рога, Как у князя новобрачного Отрастали косы русые По могучим по плечикам Соезжались князья да бояры, Его кудрям дивовалися - Ещ что это за кудерьки, Ещ что это за русые Начинается с небольшой символической картины, переходящей затем в изображение величаемого.

Чрная ягода смородинка Прилегала по круту Бережку - Прилегали кудри русые Ко тому лицу белому, Ко тому ль лицу румяному Что такого-то Русые кудри по плечам лежат, Брови чрные, как у соболя, Очи ясны, как у сокола Символическая часть плюс реальная.

Различие разновидностей этой формы а в основе построения лежит параллелизм. б прямое разъяснение символа. а Эта ягодка сладка, Земляника хороша Почему она сладка, Почему хороша - Потому она сладка, Потому хороша - На угорышке росла, Против солнышка цвела - На восточной стороне б Во саду было, во садику, Во зелном виноградику, Здесь катились два яблочка, Два яблочка, два садовые, Садовые, медовые Врозь по берегу катилися, Словно сахар рассыпалися 1. Среди величальных песен встречаются такие, которые совмещают в себе несколько композиционных форм Чарочка моя серебряная, На золотом блюдечке поднеснная - Кому чару пить, кому выпивать - Пить чару, выпивать чару Александру, Александру Михайловичу, Наталье, Наталье Семеновне - На здоровье, на здоровье, на здоровьице им. 2. на композиции некоторых песен ощущается влияние композиции, больше характеризующей другие жанры фольклора, особенно лирическую песню. 3. Особенность композиции во многом объясняется и характером их исполнения.

Величальные песни пелись за вознаграждение, поэтому выработалась специальная форма - дополнение к величальным песням.

Песни - дополнения исполнялись за величальной песней Как у дружечки бородка - За то его цари любят, Господа-то почитают, На большо место сажают Слышишь ли, дружка Тебе песню пом, Тебе честь воздом, Воеводой называем - Воевода ты наш, воевода, Крепок ты наш содержитель Иногда величальные песни начинались с них или песенки - дополнения разбивались на части Спасибо, дружинушко, Спасибо, хоробренький, Что хорошо игриц даришь Дружинушко хорошенький, Дружинушко пригоженький Где-то ты хорошился Чи в меду, чи в патоке, Чи в наливном яблоке Подари, дружинушка, Подари, хоробренький, Не рублм, полтиною - Золотою гривною Художественные средства величальных песен, как и композиция, достаточно сложны и разнообразны.

Величальные песни исполнялись хором.

Итак 1 в центре внимания находился человек, его характеристика 2 все образы величальных песен можно разделить на две группы на собственно свадебные между ними есть определнная взаимосвязь - намечаются соотношения образов девушки и невесты, холостого парня и князя жениха и т.д. Особенно стоят образы вдовы и вдовца. 3 Все образы кроме вдовы и вдовца создаются по одной схеме изображаются внешность, одежда, богатство и т.д. 4 Но не смотря на общую схему, персонажи между собой различаются они своеобразны, и это зависит от их возрастной и семейной определнности. 5 Основным принципом создания образов - принцип идеализации, находящийся в прямой зависимости от главной функции величальных песен как жанра - функции величания того или иного участника свадьбы. 6 Обрядовая функция и поэтическое содержание величальных песен объясняют их оригинальные композиционные формы и жанровую специфику использования художественных общефольклорных средств.

Корильные песни.

Семья невесты боялась потерять расположение мифических сил, которые покровительствовали семье и берегли е до этого времени. Чтобы не лишится этого расположения, надо было представить вхождение невесты в чужую семью как проявление насилия со стороны жениха. Идт старик с волоку, Нест пестерь с воробу На Васькину голову Чирей с овин Да короста с блин, Ниточек с моточек Да чирей на носочик, Чашка вкруг - Да чирей в пуп Акцент в ней не на изображение человека, а на тех бедах которые призываются на его голову.

Корильные песни исполнялись только в доме невесты Выйди-ка, свекровья горбатая, Встреть-ка невесту богатую Выдь-ка, свекровь сопливая, Встреть-ка невесту счастливую В отличие от величальных песен, корильные создают комическо-сатирический портрет величаемого, смеются над человеческими пороками.

Предметом изображения является человек - его внешность, одежда, отношение к нему окружающих - принцип гротеска. Гротеск не знает только низкого и только высокого. Он мешает противоположности, сознательно создавая остроту противоречий и играя одной лишь своеобразностью Сам шестом Голова пестом, Уши ножницами, Руки грабельками, Ноги вилочками, Глаза дырочками про жениха В корильных песнях возникает целая галерея портретов нищих, воров, обжор, пьяниц, дураков Дружка-вор, дружка-вор, Дружка - воровьи глаза По своим моральным качествам персонажи корильных песен противопоставлены персонажам величальных.

Бестолковый сватушко По невесту ехали, В огород заехали, Пива бочку пролили, Всю капусту полили, Верее молилися - Верея, вереюшка Укажи дороженьку По невесту ехати Характеристика персонажей. 1 возрастная характеристика и семейное положение персонажа никак не сказываются на его изображении 2 образы обнаруживают очень большое сходство, а потому очень слабо различаются между собой.

Вполне определнно можно говорить о мужском и женском персонажах. Например песни дружке и тысяцкому отличаются только адресатом. Тысяцкий - неумоя, Сватушка - кукомоя Сунься в лоханку - умойся, На тебе рогожку - утрися, На тебе лопатку - молися Не гнися, дружка, не гнися, Вот тебе лавочка - садися, Вот тебе помои - умойся, Вот тебе помело - утрися, Вот тебе заслонка - молися 3 корильные песни выработали довольно устойчивый тип песни, в котором адресатом является не один человек, а коллектив. членам свадебного поезда Уж что вы, бояре, не белы пришли Чрны, как вороны, широки бороды Сходите в кузнецы, скуйте топоры, Бежите во темны леса, Нарубите осинник, нажгите пепелу, Сварите щлоку - умойте головы, Купите бороны - расчешите бороды. 4 окружающий персонажей мир изображался фантастическим, ярким, существующим как бы вне реального пространства и времени.

Корильная песня активно использует, например, приметы не городского, а крестьянского быта, причм нередко заглядывают в е тмные уголки.

В них употребляются такие детали, чтобы оттенить наиболее непривлекательные качества адресата корильных песен и выразить к нему отрицательное отношение. Описательность - главная композиционная особенность, так как ругая человека, создавали, прежде всего, его портрет. У тебя - у богатины На горбу грибы выросли, На затылке - обабочки, На загривке - синявочки Ты - горохово пугало Шалаболы болтаются, Тебя кони пугаются Сравнительно редко используется композиционная форма повествовательная часть монолог.

Идт дружка на порог, А косым глазом В печь заглядывает Густа ль капуста, Да велик ли горшок каши Ой, иди, дружка, пройди, А мы тебя давно ждали, Лисицами двор слали, Сенцы - коврами, Избу - девицами Вот тебе лавочка - садися, Когда не нажрался Вот тебе корочка - подавися Встречаются и песни - диалоги У нашего подженишника Расчсаны кудри А знать, его черти скубли - А за что его драли А за что его лупили - Что нам мду не купили Способы описания персонажей. 1.способ прямого описания Как на дружке кафтан - Чрт по месяцу таскал Как на дружке сапоги - Они с искорками Они с искорками- Пальцы выскакали 2. изображение участника свадьбы при помощи описания его поступков.

Как Иван-то господин Да вс по миру ходил, Да вс по миру ходил, Суму новую носил Как у нас-то ночевал, Он на печке спал Он на печке спал, Он на полку взглянул Он на полку взглянул, Блинов стопу стянул. 3. изображение персонажа через описание тех событий, в которых он или участвует, или может принять участие события эти случаются или могут случиться обязательно не по его вине. Уж ты, тысячко, не садись к окну Ох, сегодня у нас перелт совы Полетит сова из окна в окно, Сядет она прямо на голову, Спустится сова потом на бороду 4. сами поющие накликают на голову того человека, которому потся песня, разные беды, невзгоды.

Не умытка дружко, Не умытко - Помойте их киселм, Оботрите его помелом, Положите его под полом, Покройте его корытом, Ой, тем корытом немытым В любой корильной песне используется или один, или два, или три, а то и все четыре способа описания.

В зависимости от этого они могут быть и двухчастными, и трхчастными, и четырхчастными. Корильные песни пародировали употреблявшийся в величальных песнях композиционный прим вопрос - ответ, наполнив его другим содержанием, текст которых строился при помощи ряда вопросов, соединяющихся попарно - по смыслу В огороде у нас не лук ли У нас тысяцкий не глуп ли - В огороде у нас не мак ли У нас тысяцкий не дурак ли Антитеза - принцип оформления корильных песен.

Как у нашей-то свашеньки хорошая шаль А у вашей-то свашеньки - мережа на голове Как у нашей-то свашеньки пальто хорошее, А у вашей-то свашеньки - рыболовная гуня Отрицание Друженька не хорошенький, Друженька не пригоженький Как на дружке-то кафтан Чрт по месяцу таскал Художественные средства оксюморон и эвфемизм. Оксюморон показывает несуществующие в действительности предметы - способствует созданию более яркой, запоминающейся картины.

Да и наша сваха богата У нашей-то свахи три рубахи Да перва-то рубаха дубовая, Да друга-то рубаха смоляная, Да третья-то рубаха крапивная Эвфемизмы также способствуют более яркому, но не прямому изображению участника свадьбы и отношения к нему скрытая ирония, юмор становится основой подтекста. Александр, не гляди под стол - У нас нет мослов А ботинки поросячьи Шубка рявкает, Шапка бряхнет А ботинки заскагочут Лирические песни Свадебные лирические песни обрядовы по своему назначению, в выражении или вполне определнного обрядового чувства, настроения.

Песни, воспроизведя обряды, могли создавать необходимый обрядово - эмоциональный колорит свадьбы. Свадебные лирические песни были обращены к совершаемым обрядам, но исполнители стремились выразить в песнях, прежде всего сво отношение к ним. По эмоциональному содержанию свадебные лирические песни подразделяются на две противоположные группы отрицательные, положительные.

Свадебные события могут быть расположены в определнном порядке они дают представления о взаимоотношениях молодых до свадьбы, во время свадьбы и после не в определнной последовательности и оценка - указывает на е цикличность. 1 цикл - главное действующее лицо - невеста. Смысл песен заключается в том, чтобы как можно ярче, глубже и эмоциональнее представить трагическую судьбу девушки - невесты. Берегись, белая рыбица, Хотят тебя рыболовнички поймать, Во шлковые тенеты посадить, На двенадцать штук тебя разрубить, На двенадцать блюд тебя разложить.

События развиваются последовательно, со вс возрастающей драматической напряжнностью. Самая последняя песня, которая венчает эту группу, рассказывает о просьбе девушке Выкупи меня, матушка, из неволи - Что будет дать, дитятко - Сто рублей - Негде взять, дитятко 2 цикл. Также есть начало и конец. Но героев два - жених и невеста. Молодец спрашивает дорогу в е терем Ох, ты глупый, добрый молодец Уж, какая в терем дороженька Дороженька в чисто поле - Широко, прераздольное Здесь девушка радостно встречает весть о замужестве. Конец в этой группе не является неожиданным - когда уже муж спрашивает невесту, кто ей мил больше всех из роду - Мил мне, милшенек Иванушка в дому - Это-то, Машенька, правда, твоя Это-то, Машенька, истинная Объектом изображения в лирических свадебных песнях являлся обряд, но главным, ради чего создавались эти песни, было обрядовое чувство - выражения эмоционального отношения к свадьбе как к факту действительности. Тема свадьбы проходит через все свадебные песни.

Среди свадебных лирических песен выделяются а лирические любовные отношения до свадьбы б лирические семейные после свадьбы. а Через быструю речку лежит дубовая дощечка, Что никто по этой дощечке, здесь никто не хаживал, Что никто не хаживал, никого не важивал Перешел детинушка, перевл девчоночку б Перешл Данила-сын, Перевл Настасьюшку, Перевмши, целовал, Целовамши миловал Перевод через реку и платок-подарок - символы брака.

Свадебная лирическая песня рассказывает о каком-нибудь одном событии из ряда событий, которые должны произойти или уже произошли с женихом и невестой. 1 изображение событий - строго объектизировано повествование в третьем лице единственного или множественного числа. 2 Не нарушалась временная последовательность их исполнения в обряде - зависит от логики развития обряда и чувства.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Обрядовая поэзия

Календарной обрядовой поэзией называется группа обрядов и словеснохудожественных жанров, связанных с народным календарм, который основывался на.. В русской обрядовой поэзии олицетворены силы природы, имеющие значения для.. Сущность обрядов и песен зимнего цикла состоит в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай и приплод скота. Первая..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.

Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия , на Руси передающиеся из поколения в поколение.

Свадебные обряды древних славян

Для наших предков свадебный обряд был крайне важным событием: к созданию новой семьи подходили крайне ответственно, надеясь на помощь Богов и судьбы. Само слово «свадьба» состоит из трех частей: «сва»-небо, «д»-деяние на земле и «ба»-благословленное Богами. Получается, что исторически слово «свадьба» расшифровывается как «земное деяние, благословленное Богами». Из этого знания и исходили древние свадебные обряды.

Вступление в семейную жизнь в первую очередь всегда направлено на продолжение здорового и сильного рода. Именно поэтому древние славяне накладывали несколько ограничений и запретов на создание новой пары:

  • возраст жениха должен быть не меньше 21 года;
  • возраст невесты — не меньше 16 лет;
  • род жениха и род невесты не должны быть близки кровно.

Вопреки существующему мнению, и жениха, и невесту редко выдавали замуж или женили против их воли: считалось, что Боги и сама жизнь помогают новой паре найти друг друга в особом, гармоничном состоянии.

В наше время достижению гармонии тоже уделяется много внимания: к примеру, все больше людей начинают использовать специальные медитации для привлечения любви . Наши предки лучшим способом гармоничного слияния с ритмами матери-природы считали танец.

В день Перуна или в праздник Ивана Купалы молодые люди, желающие встретить свою судьбу, собирались в два хоровода: мужчины вели круг «посолонь» — по ходу солнца, а девушки — «противосолонь». Таким образом оба хоровода шли спинами друг к другу.

В момент сближения танцующих столкнувшихся спинами парня и девушку выводили из хоровода: считалось, что их свели Боги. Впоследствии, если девушка и парень были любы друг другу, устраивались смотрины, родители знакомились между собой, и, если все было в порядке, назначалась дата свадьбы.

Считалось, что в день бракосочетания невеста умирала для своего рода и его духов-хранителей, чтобы возродиться в роду жениха. Этой перемене придавалось особое значение.

В первую очередь, о символической смерти невесты для своего рода говорил свадебный наряд: у наших предков было принято красное свадебное платье с белым покрывалом вместо нынешней полупрозрачной фаты.

Красный и белый на Руси были цветами траура, а плотное покрывало, которым полностью закрывали лицо невесты, символизировало ее нахождение в мире мертвых. Снять его можно было только во время свадебного пира, когда благословение Богов над молодыми уже было совершено.

Подготовка к свадебному дню как для жениха, так и для невесты начиналась накануне вечером: подруги невесты вместе с ней отправлялись в баню для ритуального омовения. Под горькие песни и слезы девушку омывали водой из трех ведер, символически указывая на ее присутствие между тремя мирами: Яви, Нави и Прави. Невеста и сама должна была плакать как можно больше, чтобы получить прощение духов своего рода, которых она покидает.

Утром дня свадьбы жених присылал невесте подарок, означающий верность его намерений: шкатулку с гребнем, лентами и сладостями. С момента получения подарка невесту начинали переодевать и готовить к обряду бракосочетания. Во время одевания и причесывания подруги также распевали самые печальные песни, а невеста должна была плакать еще больше, чем накануне: считалось, что чем больше слез будет пролито до свадьбы, тем меньше их прольется во время супружеской жизни.

Тем временем в доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в которых сам жених и его дружина отправлялись за невестой с дарами ее подругам и родителям. Чем богаче семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к дому невесты под пение и танцы.

По прибытию родственники невесты проверяли намерения жениха вопросами и шуточными заданиями. Эта традиция сохранилась и в наше время, превратившись в «выкуп» невесты.

После того, как жених прошел все проверки и получал возможность увидеть невесту, свадебный поезд вместе с молодыми, дружиной и родственниками направлялся на капище. Ехали на него всегда долгой дорогой, закрыв лицо невесты плотным покрывалом: считалось, что в это время будущая жена наполовину находится в мире Нави, и видеть ее «полностью живым» людям было нельзя.

По приезду на капище ожидающий молодых волхв проводил обряд благословения союза, тем самым подтверждая лад в паре и скрепляя клятву молодых перед Богами. С этого момента жених и невеста считались семьей.

После обряда все гости во главе с семейной парой отправлялись на пир в честь свадьбы, который мог длится до семи дней с перерывами. Во время угощения молодые получали подарки, а также многократно одаривали своих гостей поясами, куколками-оберегами и монетами.

Кроме того, в течение полугода семейной жизни новая семья, оценив подарок каждого гостя, должна была нанести ответный визит и подарить так называемый «отдарок» — ответный дар, стоимостью превышающий подарок гостя. Этим молодая семья показывала, что подарок гостя пошел впрок, увеличив их благосостояние.

Со временем непоколебимые свадебные традиции претерпели некоторые изменения, вызванные переселениями и войнами. Изменения прижились и принесли нам память о русских народных свадебных обрядах.

Русские народные свадебные обряды

С появлением христианства на Руси свадебные обряды изменились коренным образом. За несколько десятилетий обряд благословения Богов на капище перешел в обряд венчания в церкви. Люди не сразу приняли новый уклад, и это прямым образом сказалось на проведении такого важного события, как свадьба.

Поскольку без венчания в церкви брачный союз не считался действительным, свадебный обряд состоял из двух частей: венчание в церкви и обрядовая часть, пир. «Волхование» не поощрялось высшими церковными чинами, но некоторое время церковнослужители участвовали в «невенчальной» свадебной части.

Так же, как и у древних славян, в традиции русской народной свадьбы долгое время сохранялись традиционные обычаи: сватовство, смотрины и сговор. На общих смотринах, проходивших на гуляньях, семья жениха присматривала невесту, справляясь о ней и ее семье.

Найдя девушку подходящего возраста и статуса, родственники жениха засылали сватов в семью невесты. Сваты могли приходить до трех раз: первый — заявить о намерениях семьи жениха, второй — присмотреться к семье невесты, и третий — получить согласие.

В случае удачного сватовства назначались смотрины: семья невесты приезжала в дом жениха и осматривала хозяйство, делая вывод: хорошо ли будет жить здесь их дочери. Если все было в порядке и соответствовало их ожиданиям, родители невесты принимали приглашение разделить трапезу с семьей жениха. В случае отказа сватовство прекращалось.

Если и этап смотрин оказывался успешным, то родители жениха приезжали с ответным визитом: они лично знакомились с невестой, наблюдали за ее умением вести хозяйство и общались с ней. Если в итоге они не разочаровывались в девушке, то к невесте привозили жениха.

Девушка должна была показаться во всех своих нарядах, показать, насколько она хороша как хозяйка и собеседница. Жених тоже должен был показать свои лучшие качества: в вечер «третьих смотрин» невеста в большинстве случаев имела право отказаться от жениха.

Если молодые смогли понравиться друг другу и не возражали против свадьбы, их родители начинали обсуждать материальные затраты на свадьбу своих детей, размер приданого невесты и подарки от семьи жениха. Эта часть называлась «рукобитием», потому что, договорившись обо всем, отец невесты и отец жениха «били руки», то есть скрепляли договор рукопожатием.

После завершения договора начиналась подготовка к свадьбе, которая могла продолжаться до месяца.

В день свадьбы подруги невесты одевали ее в подвенечный наряд под причитания о ее девичьей веселой жизни. Невеста должна была постоянно плакать, провожая свое девичество. Тем временем жених с друзьями приезжал к дому невесты, готовясь выкупать свою будущую жену у ее семьи и подруг.

После удачного выкупа и символических испытаний жениха молодые ехали в церковь: жених с друзьями отправлялся шумно и с песнями, а невеста — отдельно, долгой дорогой, не привлекая к себе особого внимания. Жених непременно должен был прибыть к церкви первым: таким способом будущая жена избегала клейма «брошенной невесты».

Во время венчания невесту и жениха ставили на расстеленную белую ткань, осыпанную монетами и хмелем. Также гости внимательно следили за венчальными свечами: считалось, что кто выше свою свечу держит, тот и в семье главенствовать будет.

После завершения венчания молодые должны были задуть свечи одновременно, чтобы умереть в один день. Погашенные свечи следовало хранить всю жизнь, оберегать от повреждений и зажигать ненадолго только во время появления первого ребенка.

После венчального обряда создание семьи считалось законным, и далее следовал пир, на котором в значительной степени проявлялись обрядовые действия древних славян.

Этот обычай существовал долгое время, пока не видоизменился в современные свадебные традиции, которые все же сохранили многие обрядовые моменты старинных свадеб.

Старинные свадебные обряды

Многие люди в наше время даже не догадываются о том, какое сакральное значение имеют ставшие привычными моменты любой свадьбы. Вместо аутентичного обряда на капище или венчания в церкви, долгое время являющегося обязательным, теперь происходит государственная регистрация брака с последующим банкетом. Казалось бы, что в этом осталось от древнего уклада? Оказывается, очень многое.

Традиция обмена кольцами. Обмен кольцами существует очень долгое время: еще наши предки надевали друг другу кольцо в знак соединения перед Богами на небе и на земле. Только в отличие от современного обычая носить обручальное кольцо на правой руке, раньше его надевали на безымянный палец левой руки — ближней к сердцу.