Духовная деятельность. Формы духовной культуры – основные понятия

Духовная культура не изолирована от иных сфер культуры и общества, она проникает во все сферы человеческой деятельности, в том числе материально-практические, задавая им ценностные ориентиры и стимулируя их. Человек по-разному может реализовать свое творческое начало и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных культурных форм.

Духовная культура существует в различных видах, или формах, из которых основными являются мифы, религия, искусство, философия, наука. Эти формы духовной культуры сходны между собой в том, что с помощью них человек пытается ответить на бесчисленные вопросы, которые он, со времени появления на земле, не устает себе задавать, а различие между ними заключается в том, что они исследуют различные объекты и используют разные методы. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. - С.135.

Рисунок 8 - Формы духовной культуры

Каждый из этих компонентов имеет свой определенный предмет, свой специфический способ отражения, выполняет в жизни общества свои определенные социальные функции, содержит в себе (в разных пропорциях) познавательные и оценочные моменты - систему знаний и систему оценок.

Кратко охарактеризуем лишь подлинно всеобщие формы духовной культуры, в каждой их которых по-своему выражается суть человеческого бытия, таких как: миф, искусство, религия, философия, нравственность, наука.Культурология: Учебное пособие / авт.-сост. А.А.Радугин. - М.: Центр, 2001. - С.17-18.

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и измерение душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется. Природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

Религиозную культуру выделяют как часть духовной культуры человечества, которая порождена религиозными запросами людей и призвана удовлетворять их запросы. Религия, являясь одним из элементов духовной культуры, проявляет как черты, присущие всем духовным явлениям, так собственные внутренние закономерности развития. Религия занимает особое место в жизни современного общества, выступает как идеология, активная политическая сила и мощная национальная традиция.

Религия также выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа здесь обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека и, прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей. Выделяют компоненты религиозной культуры:

· компоненты художественного творчества (религиозная живопись, ваяние и зодчество, литература, публицистика, музыка и пр.);

· компоненты просветительской деятельности (религиозные учебные заведения, библиотеки, издательства и т.д.);

· философская и политическая мысль (религиозная философия, религиозные политические системы и партии);

· мораль (религиозно-нравственные правила и поучения).

Среди социальных функций религии выделяют следующие: иллюзорно-компенсаторную, мировоззренческую, регулятивную, коммуникативную и интегративную.

Нравственность возникает после того, как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливался с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивы -- долг, стыд и честь. С повышением внутренней автономности человека и формированием зрелой личности возникает такой нравственный регулятив, как совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека, она основана на утверждении самоценности человека независимо от внешней целесообразности природы и общества.

Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. К определению понятия искусства как общественного феномена выделяют следующие подходы, искусство:

· это специфический вид духовного отражения и освоения действительности; это форма чувственного познания сознания;

· это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности;

· рассматривается как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства);

· в искусстве проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца).

Искусство создает для человека «вторую реальность» - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Философия стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»). Философия возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но, будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам бытия, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Мещерякова Н.А. Концептуальные ос-нования философского метода и содержание вузовского курса философии / Н.А.Мещерякова, С.Н.Жаров // Наука, образование, человек. - М.: Просвещение, 1991. - С. 88. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении, есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообразие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между собой философских учений

Особое место в духовной культуре всегда занимали знания, которые по мере развития человечества все больше и больше отождествляли с наукой. Наука является одним из важнейших основных компонентов духовной культуры.

Наука, как уже было сказано, -- это одна из форм духовной культуры, которая направлена на изучение естественного мира и базируется на доказательстве. Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Наука стремится к максимальной точности, объективности. Результаты научного познания (теории, понятия и др.) организованы таким образом, чтобы исключить все личностное, привнесенное исследователем от себя. Одна из главных особенностей науки состоит в том, что она нацелена на отражение объективных сторон мира, т.е. на получение таких знаний, содержание которых не зависит ни от человека, ни от человечества. Наука стремится прежде всего построить объективную картину мира, т.е. отразить его так, как он существует как бы «сам по себе», независимо от человека. Никакой другой компонент духовной культуры (ни искусство, ни идеология, ни религия и т.д.) такой цели перед собой не ставит.

Наука представляет собой исторически сложившуюся систему познания объективных законов мира. Результатом научной деятельности выступает система развивающегося доказательного и обоснованного знания. Научные знания выражаются в различных формах: в понятиях, категориях, законах, гипотезах, теориях, научной картине мира и др. Научные знания достигаются посредством проверенных практикой методов познания. Научное знание дает возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества и человека.

Наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.

Таким образом, наука представляет собой сложное общественное явление, которое имеет многосторонние связи с окружающим миром. Науку рассматривают с теоретической точки зрения, где наука представлена как система знаний, форма общественного знания; как социальный институт; и с точки зрения общественного разделения труда, где наука - форма деятельности, а также с точки зрения практического применения выводов науки.

Однако место рассмотренных выше видов духовной деятельности в сфере культуры не равнозначно. Так, наука находится на периферии культуры, ибо она реализует не собственно духовные потребности человека, а его материальные требования. Но наука все же относится к духовной культуре, ибо в ней может преобладать познавательный интерес, а познание - всецело явление духа. Возрастая до степени познания ради познания, наука перерастает в философию. Тем не менее, оказывается, что познание ради познания, также как и искусство ради искусства, может приносить человеку наибольшую духовную пользу, смысл и удовлетворение.

Мораль и нравственность, вслед за наукой, также находятся на периферии духовной деятельности, ибо является ее продуктом и результатом. Мораль есть то, что «выпадает в осадок» в результате духовного познания, осуществляемого в собственно духовных видах самопознания - религии, философии и искусстве. Таким образом, мы пришли к еще более узкому смыслу духовной деятельности человека, которая формирует саму культуру. Между тем и они - философия, религия и искусство - не равнозначны. Но устанавливать разницу между ними можно исходя не из их ценности, ибо они одинаково бесценны для человека, а с точки зрения различия в методах осуществления духовной деятельности. Так, например, к систематическим формам духовного познания можно отнести только философию и религию, которые основываются на теоретических положениях, приведенных к концептуальному виду, в то время как искусство не носит теоретический характер и разбивается на отдельные виды со своими специфическими средствами осуществления творчества.

Однако собственно духовное познание нельзя отождествлять и с данными сферами его непосредственной реализации: философией, религией и искусством. В них тоже феномен духовного может отчуждаться и овнешняться. Собственно духовная деятельность в философии есть философствование, в религии - вера, в искусстве - творческое созидание произведения искусства, выражение в нем духовной идеи.

Образцы культурной деятельности запечатлены в духовной истории человечества, однако каждый человек, чтобы стать культурно-духовным, должен открывать их в себе и для себя путем приобщения, прежде всего к философии, духовным традициям и искусству. Человек призван обогащать себя разнообразным духовным познанием, только тогда он сможет избежать как религиозного фанатизма, так и воинствующего атеизма, которые равносильно враждебны культуре и духовности, ибо используют методы насилия. Нижников С.А. Обществознание: человек и общество: Учебное пособие / С.А.Нижников. - М.: Уникум-Центр, 2006. - С. 284-285.

Таким образом, цель духовной культуры - познание мира и общение между людьми, самопознание, самопостроение человеческой личности в процессе общественных коммуникаций.

Характеризуя всеобщие формы духовной культуры, можно назвать в их числе прежде всего:

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и измерение духовной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

Религия также выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека, и, прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, религия освобождала человека от мифологической слитности с природой, внутренней его зависимости от стихийных сил и страстей. Призывает его к поиску первоначала в духовной, религиозной сфере.

Нравственность возникает после того, как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливался с жизнью природы, коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Первые нравственные регулятивы - долг, стыд, честь, совесть. Нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Нравственность смотрится как способность человека к самоограничению, самоконтролю, самооценке действий.

Искусство есть удовлетворение потребности человека в образно символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека «вторую реальность» - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Философия стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»). Философия возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критического осмысления и рационального доказательства. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам бытия, видит вещи и весь мир в их человеческом измерении.

Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.

Культура включает в себя также идеологию.

Идеология – это система взглядов, убеждений, ценностей и установок, в которых осознаются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений (консерватизм, либерализм, социализм, национализм, гуманизм).

Определяя сущность идеологии и ее место в культуре, можно выделить следующие ее характеристики:

Дает целостную картину мира, уделяя особое внимание месту в нем человека;

Интегрирует знания, выработанные предшествующим опытом;

Выступает стимулятором и интегратором человеческого поведения;

Организует общественную жизнь и побуждает индивидов действовать;

Ей принадлежит ключевая роль в преобразовании и развитии общества.

Идеология имеет следующие функции:

Познавательную – создание модели социального мира и места в нем человека;

Аксиологическую – оценка различных ценностей и норм поведения;

Программно-целевую – выработка целей общественного развития и способов их достижения;

Футурологическую – предсказание путей развития общества в будущем;

Интегрирующую – формирование целостной социокультурной практики общества;

Защитную – борьба с влиянием других идеологий;

Социально-организующую – определение принципов социальной организации и управления.

Духовный мир. Материальный мир

Как вы считаете, чего больше всего не хватает со­временному человеку (в его подавляющей массе): мате­риальных благ, пищи, технических средств, знаний? Нет, ему в первую очередь не хватает Любви. Даже само это Мировое понятие люди сумели извратить, обычно заменяя Высшее Духовное состояние понятием простого физио­логического акта, свойственного всему животному миру и единственным назначением которого является продол­жение рода. Эта «любовь» на физическом плане...

"ДУХОВНАЯ МИССИЯ РОССИИ"

Интервью с Т.Н. Микушиной - философ, общественный деятель, основоположник нового философско-этического Учения

Вопрос: Есть много пророчеств по поводу миссии России. В разные времена пророки разных национальностей, разных верований и взглядов – все они в один голос говорили о высоком предназначении нашей страны. В чём, по-Вашему, миссия России?

Ответ: Если верить в то, что существует Высший Закон, или Высший Разум, или Бог (можно по-разному называть), то...

Духовное развитие подобно развитию ребенка в нашем мире. Ребенок не понимает, как растет, - и мы не понимаем, как происходит наше духовное развитие. Мы только знаем по опыту, что он должен все разбивать, ошибаться, падать, плакать, переболеть детскими болезнями, - без этого он не вырастет, это реальный и естественный процесс.

То же самое - в духовном развитии. Нет места мистике.

Появившись на свет, ребенок ничего не понимает и мало что чувствует, его действия и движения происходят на...

Каждый человек имеет биополе, которое защищает его от негативного воздействия извне. Порой эта защита ослабевает, что негативно сказывается на физическом и моральном состоянии. Причиной ослабления биополя могут служить многие факторы, приводящие к заболеваниям.

Причин духовных и энергетический заболеваний масса. Практики и эзотерики отмечают, что они могут возникнуть из-за неправильного поведения и поступков, негативно влияющих на карму. Так или иначе, любое действие, приводящее к ослаблению...

Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи впервые призвал свой народ готовиться к войне и концу света.

В недавнем послании иранцам Хаменеи призвал свою паству ждать прихода 12-го, «скрытого» имама Махди, который должен прийти во время Последнего суда для спасения мира и установления исламского мирового порядка.

«Вопрос об имаме Махди представляет наибольшую важность, и о его пришествии четко сказано в учении нашей священной религии», – сказал Хаменеи.

Духовный лидер отметил, что долг...

ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС В ЕВРОПЕ

На протяжении многих столетий слово "Европа" было созвучно словам "культура", "философия", "прогресс". Когда-то казалось, что пройдет еще немного времени, - и лучшие умы Европы выведут формулу человеческого счастья.

Сегодня о счастье в Европе почти не говорят, а говорят больше об удобстве, комфорте, безопасности, а в последнее время и о выживании в условиях скопления на относительно небольшой территории огромного разнообразия интересов, религий, менталитетов...

Духовная составляющая закона.

Очень важно понять, что человек духовен, и именно духовная составляющая личности человека отличает его от животного. Поэтому и закон состоит из двух составляющих из ДУХА ЗАКОНА И ЕГО БУКВЫ. Эту важную особенность не учитывали в судопроизводстве при советской власти вследствие господства материалистического мировоззрения.

И если буква закона, это буквальное исполнение каждого слова в кодексе, то ДУХ закона это желание установить СПРАВЕДЛИВОСТЬ! Понять это...

Духовный лидер коптских христиан папа Шенуда III в своем телевизионном интервью выразил сожаление и принес извинения мусульманам Египта по поводу неудачных заявлений коптского епископа Бишоя, которые вызвали недовольство приверженцев ислама.

Епископ Бишой в одном из своих выступлений отметил, что в Коран уже после кончины Мохаммеда были вставлены несколько стихов, «оспаривающих Божественную природу Иисуса Христа».

Согласно исламской традиции, все имеющиеся стихи в нынешнем тексте Корана...

К основным формам духовной культуры относятся следующие понятия:

  • Миф – это не только первая исторически форма культуры, но также и показатель духовной жизни человека, причем сохраняющийся даже и тогда, когда он (миф) утрачивает свое господство. Сущность мифа заключается в том, что он представляет собой бессознательное смысловое родство человека с силами непосредственного бытия – природы или общества. При выступлении мифа в виде единственной формы культуры, то для человека все одушевляется, природа становится грозным миром, появляются родственные человеку мифические существа – это демоны и боги.
  • Религия – выражает потребности человека, людей ощущать свою причастность к основам бытия. Только теперь человек ищет свои основания не непосредственно в природной жизни. Боги религий обитают в области потустороннего мира (трансцендентного). В религии обожествляется, в отличие от мифов, не природа, но сверхприродные силы человека, и конечно в первую очередь – дух свободный и творческий. Так как божество помещается в другой потусторонний мир и воспринимается человеком как сверхъестественный абсолют, то религия освобождает человека от мифологической зависимости. То есть от природы, зависимости от стихийных и сил страсти. Религия побуждает человека к поискам первоначальности в духовной, религиозной области.
  • Нравственность появляется тогда, когда миф уходит в прошлое. Где поведение человека внутренне сливалось с природой, коллектива и другого на бессознательном уровне. Теперь человеку необходим самоконтроль. Первые регулятивы нравственности – это стыд, долг, честь, совесть. Нравственность проявляется как способность человека к самоограничению, самоконтролю, самооценке своих действий.
  • Искусство удовлетворяет людей в образно символическом выражение, а также воспроизведении значимых этапов в жизни. Оно создает как бы вторую реальность – выраженную специальными образно-символическими средствами.
  • Философия («любовь к мудрости») – служит для выражения мудрости, она при обращении к смысловым основам бытия видит материальные вещи, да и весь мир в их человеческом измерении.
  • Наука – изучает мир, строит модели, служит для познания мира, его законов. Это используется в дальнейшем для улучшения жизни человека и общества в целом.
  • Идеология , также является одной из форм духовной культуры. Она представляет собой систему взглядов, убеждения, ценности и установки, с помощью которых формируются отношения людей к реальному миру, к социальным проблемам и конфликтам. Она содержит цели общественной (социальной) деятельности, которая направлена на стабилизацию или изменение общественных отношений.

Таким образом, формы духовной культуры многообразны и имеют большое значение при формировании духовно развитой личности, для развития как индивидуума в виде человека, так и общества в целом.