Чем занять детей разного возраста: мамины секреты.

Когда я только стала мамой, мне казалось, что дети уже с раннего детства должны уметь сами себя занимать: сами придумывать игры, развлечения и тихо играть где-то в сторонке, пока мама делает свои дела. А когда мама закончит, тогда уделит детям свое внимание. Не знаю откуда такие мысли - возможно, потому что я в детстве постоянно видела играющих самостоятельно детей и помню мало моментов, когда со мной играли родители.

Стала мамой в эру раннего развития детей и развивашка, этот миф в моей семье был уже очень скоро развеян. Я поняла, что детей действительно нужно занимать:

  • организовывать пространство для игр
  • учит играть
  • и обязательно играть с ними же.
Поэтому мой личный секрет - это поддерживать порядок и баланс в ЭТИХ сферах. Сейчас объясню подробнее. Речь пойдет о детях дошкольного возраста, так как я сама - мама двух дошкольников и имею больше опыта общения именно с детьми такого возраста. Школьники уже умеют себя занимать, и задач в них больше: школа, кружки, секции, друзья. На выходных с такими детьми важно проводить время вместе, потому что в будни заняты и родители, и школьники. Это может быть совместное приготовление пищи, настольные игры, просмотры фильмов, общения, или спорт, выезды на природу, в парки развлечений, кино, театры, цирк и т.д. Мои несекретные секреты, чем и как занятий детей:

Необходимо создать пространство для игр, чтоб дети могли играть сами

В первую очередь, это игрушки. Ребенку должно быть легко их самой найти и достать. Конечно же, не всё игрушки должны быть в свободном доступе, так как малыш будет теряться и разбрасывать их. Но часть, да - то игры и игрушки, Которые хорошо соответствуют возрасту и потребностям развития ребенка. Родителям нужно периодически менять игрушки на новые, подбрасывать идеи для игр с ними и убирать на место (можно и детей привлекать к этому процессу). Для дошкольников очень хорошо работают коробочки, расставленные в каждой комнате и Наполненные всякими интересными мелочи: природными материалами, игрушками, кастрюльки, кубиками, прищепками и тому подобное. Детям очень сложно пройти мимо, чтобы не проверить, что же там интересного лежит. Их содержание также придется периодически менять и убирать игрушки на место. На спортивный инвентарь (спорткомплекс, батут, мячи и т.д.)


хочу Обратить особое внимание. Сейчас существует огромный выбор спортивных товаров: различных типов и размеров, поэтому им можно найти место даже в очень маленькой квартире. Правильно подобранные спортивный инвентарь идеально Занимает детей. Плюс - это очень хорошо для физического развития. Мои дети из спорткомплекса НЕ слезает практически целый день. В комплекте к нему еще есть качели, кольца, горка, веревочный лестницы. Спорткомплекс у нас уже 2 года и своей актуальности не потерял вообще. Это лучшая игрушка! А еще он легко превращается в домик и место для уединения, где дети с радостью играют сами. Специальный небольшой батут для квартиры - также у нас незаменимая вещь. А еще мячи - абсолютно разной формы и текстуры: начиная с маленьких и Заканчивая мячом для фитнеса.

Лучшая детская комната - это та, где можно побегать, Попрыгать, покувыркаться, повисеть и полазить. Это очень естественно для детей, и задача родителей - сделать детскую функциональной и безопасной.

Периодически родителям нужно самим играть с детьми

Если вы видите, что ребенок капризничает, но при этом НЕ сонный, здоровый и НЕ голодный, скорее всего, ему не хватает вашего внимания - поиграем с ним. Родители - лучшие партнеры для ребенка в игре. Это очень сближает эмоционально и благоприятно влияет на развитие ребенка. У нас в семье мы регулярно играем с сыновьями: в те игры, они придумывают сами или предлагаем свои. Это могут быть и предметные игры, подвижные, творческие, логические и различные развивающие занятия. Найти их можно как в интернете, так и в печатных изданиях. Или придумать самому. В наше время - это не проблема.

Необходимо привлекать детей к делам взрослых

Еще один мой секрет в том - это активно привлекать детей к своим делам. Тем более, что лучшие игрушки для детей - это вещи родителей. Малыши с радостью принимают участие во взрослых занятиях. Конечно же, все зависит от возраста и возможностей ребенка, но чем старше она становится, тем шире диапазон помощи родителям. Конечно, не всегда получается привлекать ребенка к своим делам: часто нужно сделать что-то очень быстро или это может быть опасно, но иногда, надо обязательно! Я верю, что приучить малыша к помощи взрослым нужно уже с раннего детства, осторожно и через игру. Если ребенку не давать возможности быть помощником в 2, в 3 года, то, скорее всего, в школьном возрасте она уже много не захочет делать. Дошкольники с радостью помогут Получить белье из стиральной машины, пропылесосить (это же самое интересное занятие в мире), Замес теста, помоют овощи, пластиковая посуда и не только.

40 ПРОСТЫХ ИГР С ДЕТЬМИ.

1. Бег с "яйцом". Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и бегаем по всей квартире, стараясь удержать шарик на ложке. От 3 лет.
2. Болтуны. Быстро-быстро говорим. Кто сможет дольше? От 3 лет.
3. Быстро соображаем. Один игрок быстро называет какое-нибудь слово. Другой тут же должен сказать, что ему в связи с этим пришло на ум. Потом меняемся ролями. От 4 лет.
4. Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д. От 3 лет.
5. Гримируемся. Раскрашиваем лицо перед зеркалом в ванной. От 4 лет.
6. Даем имена. Для каждого пальчика придумываем какое-нибудь смешное имя. От 2 лет.
7. Держим равновесие. С вытянутыми в стороны руками идем, как канатоходец, по самому краешку ковра. От 3 лет.
8. Забиваем голы. Веревочкой обозначаем на ковре ворота. С некоторого удаления бросаем по воротам шарики от пинг-понга. Каждое попадание приносит очко. От 3 лет.
9. Загадываем про людей. Смотрим в окно. Придумываем про людей, которых видим внизу, разнообразные истории. От 4 лет.
10. Игра в ведьму. Из веревочки выкладываем круг. Это - дом ведьмы, в котором один из игроков - ведьма - подстерегает добычу. Остальные ползают вокруг ведьминого дома. Когда ведьма выходит наружу, все очень быстро удирают. От 2 лет.
11. Игра в привидение. Все закутываются в белые платки и кружат по квартире, как привидения, с ужасающими звуками. От 4 лет.
12. Игра в собачку. Одного игрока выбирают собачкой. Другие водят его на поводке по всей квартире. От 2 лет.
13. Игра в ступеньки. Поднимаемся по лестнице ступенька за ступенькой. Каждой новой ступеньке придумываем имя. От 5 лет.
14. Игра с магнитом. Магнит кладем под бумагу, а на бумагу - монетку. Магнитом двигаем монетку по бумаге. От 4 лет.
15. Игра в фанты. Собираем с игроков фанты. Других спрашиваем: "Что должен сделать игрок, которому принадлежит этот фант?" От 3 лет.
16. Играем в дорожное движение. Толстой кистью и красками рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда краски высохнут, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой. От 2 лет.
17. Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на стол. От 3 лет.
18. Играем в прятки. Один прячется в квартире, а другие должны его найти. От 2 лет.
19. Играем в разбойников. Прячем в комнате несколько предметов. Вернувшиеся в комнату игроки должны отыскать пропажу. От 4 лет.
20. Игрушечные деньги. Монеты кладем под бумагу. Мягким карандашом трем поверх монетки. Бумажные деньги вырезаем. От 5 лет.

21. Изображаем змею. Чем больше игроков, тем лучше. Бегаем по квартире друг за другом. Направляющий говорит игрокам, что они должны делать, например ползти вокруг стола или кувыркаться по комнате. От 3 лет.
22. Ищем картинки. Участник игры высматривает себе в иллюстрированной книжке какую-нибудь картинку. Другие должны ее угадать. От 2 лет.
23. Ищем колечко. Колечко незаметно перекладываем в кулак другого игрока. Нужно угадать, в какой руке спрятано колечко. От 4 лет.
24. Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку. От 3 лет.
25. Качели. Один ложится на покрывало, другие поднимают его повыше и качают. От 5 лет.
26. Кегли. Кубики расставляем на ковре, как кегли, и сбиваем их теннисным мячиком. От 2 лет.
27. Клеим коллаж. Газетные или журнальные страницы разрываем на кусочки. Из этого выклеиваем цветной коллаж. От 3 лет.
28. Комнатка из коробки. Из обувной картонной коробки делаем комнату. Рисуем на бумаге мебель, вырезаем и вклеиваем ее в коробку. От 5 лет.
29. Кроватки из спичечных коробков. Из спичечных коробков мастерим кроватки, из бумаги вырезаем подходящие по размеру подушечки и одеяльца. Рисуем на бумаге человечков, вырезаем и укладываем в кроватки. От 5 лет.
30. Кто дальше дунет. Дуем на пробки от бутылок так, чтобы они отлетели как можно дальше. От 3 лет.
31. Лента из домино. Костяшки из домино составляем друг за другом в длинную ленту, ставя их на короткое ребро. Когда лента будет готова, первую костяшку подталкиваем. Все костяшки падают, опрокидываясь одна за другой. От 2 лет.
32. Мастерим животных из бумаги. На плотной бумаге рисуем любых животных. Вырезаем. Приклеиваем полоску картона в качестве подставки. От 5 лет.
33. Мастерим книжку с картинками. Вырезаем картинки из каталога или журнала. Вклеиваем в тетрадь и украшаем обложку. От 4 лет.
34. Мастерим кораблики. Из ореховой скорлупы делаем кораблики: приклеиваем из бумаги треугольные паруса. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях. От 2 лет.
35. Мать и ребенок (отец и ребенок). С переменой ролей: взрослые играют детей и наоборот. От 2 лет.
36. Мозаика. Из бумаги вырезать прямоугольник. Затем разрезать его на 10 частей разной формы. Кусочки перемешать. Снова составить прямоугольник из кусочков. От 5 лет.
37. Нанизываем сердца. Вырезаем сердечки из цветной бумаги. В каждом сердце проделываем отверстие и нанизываем на шнурок. Цепочку подвешиваем. От 5 лет.
38. Напеваем. Один из играющих начинает напевать мелодию. Другие должны ее узнать. От 3 лет.
39. Наряжаем кукол. Делаем из лоскутов наряды для кукол. От 4 лет.
40. Обрисовываем руку. Руку кладем на бумагу. Карандашом обрисовываем по контуру. Вырезаем и разрисовываем красочными узорами. От 5 лет.

Сценарий любого веселья должен быть легким для восприятия, увлекать маленьких зрителей и радовать их.

Игры и развлечения должны быть доступными (правила понятны для всех детей, учтены возможности их исполнения), содержательными, занимательными , познавательными, интригующими , содержать сюрпризы .

При написании сценария лучше придерживаться следующих правил:

Ин тересный сюжет;

Основа праздника - игра;

Единая игровая тема;

Чередование зрелищных моментов с активными действиями детей;

Построение программы на хорошо знакомом материале;

Включение двигательных и общеразвивающих, подвижных игр;

Продолжитель ность праздника, соответствующая возрасту детей.

Кроме того, при выборе детского сценария для праздника необходимо учитывать не только количество приглашенных гостей, увлечения и особенности детей, особенности места проведения, но и обязательно возраст аудитории.

До года

Первый праздник малыша (до 1 года) не стоит организовывать очень бурно, ведь он очень маленький и быстро устает.

Можно просто украсить комнату воздушными красочными шарами. На этот праздник лучше пригласить не много гостей, достаточно будет самых близких людей и нескольких сверстников.

Праздник должен быть ярким и насыщенным, но длиться не дольше 2-3 часов.Так же важно не вносить изменения в обычный режим ребенка.

Этот праздник намного важнее для мамы и папы, чем для самого именинника.

Важно! Важнейшая задача такого праздника - не переутомить малыша .

2-3 года

Для деток 2-3 лет характерна бóльшая выносливость, но свое берет капризность и конфликтность таких малышей. На день рождения такого ребенка очень важно приглашать минимум гостей, которых он хорошо знает, чтобы не испортить праздник.

Подбирая игры для праздника, рассчитанного на детей в возрасте2-3 лет,особый упор следует делать на развитие координации движений, в том числе мелкой моторики рук. Именно в этом возрасте очень быстро идет развитие речи и резко возрастает число употребляемых слов, начинает формироваться воображение. Играя, расширяется кругозор ребенка, увеличивается словарный запас, развивается речь и память.

Однако в 2-3 года,конечно же не следует ждать от малышей, что они поймут смысл всего происходящего вокруг и будут принимать активное участие в играх. Не настаивайте, пусть ребенок сам проявит инициативу. В качестве подарка для деток такого возраста можно приобрести, к примеру, паровозик или машинку, мячик, книжки или паззлы, конструктор или кубики.

Для деток до 3-хлет лучше всего организовывать такие мероприятия до обеда, пока они бодры и веселы. Время празднования не должно превышать больше2-3 часов,чтобы дети не перевозбудились и не начали капризничать.

4-5 лет

С детьми от 4 до 5 лет чуть посложнее, ведь они уже имеют друзей и мнения на некоторые вещи. Важно перед праздником посоветоваться с ними по поводу приглашенных. Можно совместно сделать некоторые приготовления к празднику - выбрать торт, разукрасить открытки, подготовить место праздника и так далее.

Для деток дошкольного возраста нужно организовать праздник, который получится радостным и запоминающимся. Для этого можно пригласить на торжество веселых аниматоров, которые проведут этот праздник. Это могут быть забавные клоуны или сказочные персонажи, которые будут не только играть с детьми в подвижные игры, а показывать различные фокусы и шоу мыльных пузырей.

Дошколята с удовольствием играют не только в подвижные игры, но и в те, где нужно подумать. Упор в играх рекомендуется делать на развитие наблюдательности, запоминания, логики, воображения и навыков речи, а в подвижных играх - на совершенствование координации, скорости, ловкости и внимательности.

Идеальное время для деток этого возраста - это обеденное или послеобеденное время. Подвижные конкурсы очень выматывают детей, и они быстро устают, поэтому не стоит устраивать подвижные праздники дольше, чем на 2 часа.

Важно! Дети дошкольного и младшего школьного возраста не могут долго фокусировать внимание на повествовании.

6-9 лет

К 6-9 годам дети , как правило, уже определились, с кем дружат, и кого пригласить на праздник выберут сами. Сценарий в детском саду могут помочь составить воспитатели или родители приглашенных друзей ребенка.

В возрасте6-7лет можно все большее внимание уделять спокойным играм, развивающим логику, математические способности, память и расширяющим кругозор. При этом не забывайте и активные игры на развитие скорости реакции, выносливости и силы.

Для школьников можно устраивать подобные торжества ближе к вечеру.

Важно! Не забывайте, это праздник для детей , а не родителей, поэтому все силы и внимание должны быть сконцентрированы на развлечения и игры с детьми.

10-12 лет

Для ребят 10-12 лет оптимальным вариантом будет включение в детский сценарий для праздника энергичных, спортивно-эстафетных игр, а также квест-программ, интерактивных, музыкальных или театрализованных программ, тимбилдинга.

Можно устроить настоящее приключение. Например, в первобытных временах, с динозаврами, охотой, дикарями и т.д.

Важно! Обязательно выберите единую тему и идею для такого сценария.

Для детей разных возрастов

В домашних условиях бывает, что на праздник могут прийти друзья и родственники с детьми разных возрастов от 1 года до 12 лет . И тогда перед взрослыми встает проблема: «Как сделать этот праздник интересным не только для именинника, но и для всех его гостей?».

В таком случае, рекомендуется проводить программы с игровыми упражнениями под разные возрастные группы детей. При этом упражнения необходимо чередовать: сначала задание для маленьких детей, следующее - для более взрослых и т.д. Также необходимо чередовать спокойные игры с подвижными. На некоторых этапах детского праздника можно привлекать старших детей в помощь младшим. Если же весь праздник будет подчинен определенной увлекательной идее, например «Поиск сокровищ» или «Волшебное путешествие», интересно будет детям любых возрастов.

1. При проведении праздника и в процессе подготовки необходимо использование совместной деятельности, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство общности. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников

2. Начать праздник можно «издалека», то есть задолго до самого торжества. Например, вместе с ребенком или детьми нарисовать красочные авторские приглашения и разбросать их по почтовым ящикам тех, кого вы хотите пригласить.

3. Помощь в украшении комнат, стола, создании костюмов способствует развитию творчества детей.

4. Речевой материал к празднику нужно подбирать, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.

5. Основной принцип подбора игр и викторин на праздник: «участвовать должны все» . Конечно, бывают исключения, когда кто-то из приглашенных детей отказывается принимать участие в конкурсах, но при грамотно организованном празднике, это скорее исключение, чем правило.

6. Для того чтобы поддерживать внимание детей, важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.

7. В ходе праздника взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.

8. И не забудьте заранее приобрести призы и подарки для игр.

На что еще следует обратить внимание:

Праздники для мальчиков должны отличаться от праздников для девочек.

Большое внимание стоит уделить характеру и увлечению ребенка.

В сценарии в зависимости от возраста детей можно включать:

Подвижные игры, подходящие данному возрасту;

Веселые конкурсы;

Театрализованные представления;

Шоу мыльных пузырей;

Шарикомоделирование (изготовление фигурок из воздушных шариков);

Незатейливые фокусы;

Загадки, шарады;

Тимбилдинг;

Аквагрим;

Эстафеты, спортивные состязания;

Творческие мастер-классы:

Песочная мастерская (картины цветным песком и рисунки на песке)

Художественная мастерская (картины на холсте, бумаге, картоне)

Работа витражными красками (любые стеклянные поверхности)

Рисунки на воде (марморирование)

Лепка из полимерной глины.

Создание праздничных открыток (скрапбукинг)

Мастерская гримера

Дорогой друг, через 5-6 дней мы поговорим о заданиях, которые дети любят выполнять все вместе, конкурсах, а также Вы сможете скачать и распечатать раздаточный материал.

Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки. Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Подвижные игры для дошкольников

Подвижные игры для младшего дошкольника

Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.

  • Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

  • Игра "Солнышко и дождик"

Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап - кап - кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».

  • Игра "Воробушки и кот"

Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

  • Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

  • Игра "Кот и мыши"

Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

  • Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

  • Через ручеек (подвижная игра с прыжками)

Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

  • Игра "Птички и кошка"

Задачи: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание: для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

  • Игра "Снежинки и ветер"

Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).

    Подвижная игра "Найди себе пару"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Описание: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

  • Подвижные игры для детей 5-7 лет

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

  • Игра "Медведь и пчелы"

Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

    Игра "Горелки"

Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

  • Подвижная игра "Два мороза"

Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

  • Игра "Хитрая лиса"

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

  • Игра "Ловля оленей"

Задачи: упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

Описание: Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки — олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

    Игра "Удочка"

Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Описание: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

  • Игра "Охотники и соколы"

Задачи: упражняться в беге.

Описание: Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

    Игра "Паук и мухи"

Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

    Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

Подвижные игры для школьников 7-9, 10-12 лет

Школьники тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Мы подобрали игры, в которые можно играть на прогулках на продленке или на уроках физической культуры в 1-4 классах. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.

Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.

    Игра "Бездомный заяц"

Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.

Описание: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.

Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.

Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.

  • Подвижная игра "Ноги от земли"

Задачи: учиться соблюдать правила игры.

Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

    Игра "Пустое место"

Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.

Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

  • Подвижная игра "Третий лишний"

Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.

  • Игра "Перестрелка"

Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.

Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.

Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.

Подвижные игры на прогулке

Гуляя с детьми в детском саду или на продленке в начальной школе, воспитателю нужно чем-то занять детей: отличным решением является организация подвижных игр во время прогулки. Сначала воспитатель знакомит детей с различными играми, а в дальнейшем дети сами, разделяясь на группы, смогут решить, в какую игру они хотят играть. Игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на развитие детского организма и укрепление иммунитета. И время прогулки летит незаметно.

Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создаст травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы или детского сада можно найти много мусора.

  • Игра "Поезд"

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу - чу - чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

  • Подвижная игра "Жмурки"

Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

  • Игра "День и ночь"

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

  • Игра "Корзинки"

Задачи: упражнять в беге друг за другом, развивать скорость, быстроту реакции, внимательность.

Описание: Выбираются двое ведущих. Один из них будет ловцом, другой — беглецом. Все оставшиеся участники делятся на пары и берутся за руки, создавая что-то наподобие корзинки. Игроки разбегаются в разные стороны, а ведущие разделяются, ловец пытается догнать беглеца. Беглец должен бегать между парами. Корзинки не должны поймать беглеца, а для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

  • Игра "Хватай, убегай"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Воспитатель находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же взрослый кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача взрослого — попытаться попасть в убегающих детей.

В этой статье мы привели 29 подвижных игр с подробным описанием правил игр. Надеемся, что данный материал поможет организовать игры детей в школе на переменах и уроках физической культуры, на прогулке в ДОУ и ГПД.

Составитель : Оксана Геннадьевна Борщ, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.

После появления второго или третьего малыша в семье времени у мамы для индивидуальных занятий с каждым ребенком становится резко меньше -­ малыши требуют много внимания и энергии, и не мне вам про это рассказывать.

И если в первое время, пока малыш много и часто спит, еще можно как-­то ухитриться выкроить время на спокойное занятия со старшим ребенком, а затем найти индивидуальное время и для самого малыша, то по мере того, как малыш будет подрастать и становиться активнее ­- времени и возможностей будет становиться все меньше и меньше. А значит рано или поздно обязательно встанет вопрос о том, как совмещать их занятия. Давайте попробуем подумать над тем, что можно сделать в этом направлении и немного систематизировать опыт в этом вопросе.

Мне кажется, что ключевые вопросы должны быть такие:

  1. Когда заниматься?
  2. Чем заниматься?
  3. Где заниматься?

Когда?

Первый вопрос, который нужно рассмотреть ­ время — «когда заниматься?» В первую очередь, когда вы никуда не спешите. И свободны в своей деятельности. Когда вы совершенно расслабленны и довольны жизнью, даже если что-­то пойдет не так, как планировалось, это не выбьет вас из колеи, а наоборот — зарядит новым опытом и новыми знаниями.

Во-вторых, когда оба ребенка настроены дружелюбно и не пытаются тянуть «одеяло» на себя. Когда они оба сыты, никто не капризничает, никто еще не хочет спать.

Почему это так важно? Потому, что, положа руку на сердце, мама, проводящая занятия с 2 разновозрастными маленькими детьми, в этот момент напоминает циркового акробата, пытающегося удержать много тарелочек на нескольких пальцах. И, как если бы акробат начал одновременно дрессировать тигра, то его тарелочки начали бы падать, так и если в ваше занятие будет вклиниваться еще что-­то и это что-­то исходит от настроения – заниматься не получится.

Такое вот несложное правило, которое на деле может стать или серьезным препятствием или, при удачном планировании и внимательном подходе, поможет проводить успешные занятия.

С какого возраста младшего ребенка? Наверно это во многом зависит от характера детей – и старшего, и младшего. И если со старшим еще как-­то можно договориться, что малыш просто посмотрит и будет делать что­-то свое, то с младшим такой договор возможен далеко не сразу. Поэтому разброс в возрасте может быть очень и очень большой – у кого-­то и новорожденный сразу принимает участие в занятиях мамы и старшего, а кому-­то и в 2 года рано.

Поэтому вопрос когда можно начинать, должен решаться совершенно индивидуально:

  • когда дети готовы (мы это можем понять из наблюдения и анализа);
  • когда между ними нет ревности (зависит от того, как мы встраиваем отношения между детьми в семьи и насколько они справедливые);
  • нет попыток завладеть маминым вниманием целиком и полностью;
  • младший ребенок преодолел ограничение наглядного мышления и уже может не хватать то, что делает старший в первую же минуту.

Если они уже могут относительно спокойно поделить маму, могут чуть-­чуть подождать, пока мама не закончит с братом или сестрой и при этом не потеряют целиком внимание и интерес к теме, если могут увидеть, что то, что у них в руках, ничуть не менее интересное чем то, что у брата (сестры) – значит время уже пришло и можно спокойно начинать совместные или параллельные занятия.

Дети разного возраста будут разное по продолжительности время заниматься одним делом ­- ясно, что старший скорее всего окажется более усидчивым, и для него занятие будет более продолжительным, чем для малыша. Значит при планировании такого занятия, где детей будет 2 или даже 3, нужно учесть этот момент – что будет, когда малыш устанет и начнет требовать внимание к своей персоне ? Чем мы сможем его отвлечь или что мы сможем ему предложить? Сможет ли он отойти в сторону на минутку и поиграть еще во что-­то? Или он будет требовать внимания только к себе? Желательно знать ответы на эти вопросы до того, как вы вместе окажетесь на коврике или за столом, занимаясь.

Как мы уже говорили, мышление маленьких детей наглядное. Чем меньше ребенок, тем сложнее ему удержаться от соблазна схватить, отобрать, забрать себе тот предмет, который держит в руках старший ребенок. Даже если у него в руках то же самое. Но познавательная потребность детей такова, что они хотят узнать и получить все. И в руках другого тот же предмет выглядит другим предметом. Чем меньше младший ребенок, тем важнее иметь про запас как нужное количество одинаковых предметов (каждому по кисточке и своей палитре для рисования красками, одинаковые кубики или помпоны и т.п.), а если это невозможно,­ желательно держать под рукой коробочку с «сокровищами». Разумеется, крайне важно, чтобы эти сокровища представляли собой действительно интересные для ребенка предметы.

Чем?

Чем могут вместе заниматься дети разного возраста? Играть, конечно. В ролевые игры, в настольные (типа лото или домино). В этом случае мама играет вместе с малышом и помогает ему, а старший играет за себя. Только существенный момент – старший должен понимать, что эта игра – не соревнование «кто умнее», а просто веселое времяпровождение. И возможно, для такой игры вам придется упростить правила, чтобы со стороны старшего не было попыток заниматься махинациями.

Дети, занимающиеся одновременно, могут заниматься или какой-­то параллельной деятельностью, или совместной. Параллельная :­ дети в одном месте, мама рядом, но у каждого свое занятие, и они не пересекаются по сути и содержанию. Совместная: дети вместе работают над какой­-то задачей. Понятно, что чем больше разница в возрасте, тем больше будет параллельных занятий, чем ближе дети друг к другу и чем они старше (возраст младшего не менее 1,5-­3 лет), тем больше будет занятий именно совместных.

Дети могут одновременно заниматься в тетрадках или какими-то спокойными занятиями. Старший может учить уроки, а младший, сидя рядом, – рисовать. А мама посредине между ними. Занятия иностранным языком ­ мама: дает старшему задания на письмо или чтение, а с малышом занимается устной речью или раскрашиванием картинок по теме. Главное, чтобы малыш не мешал старшему ребенку. А старший не задирал и не дразнил малыша.

Вместе дети могут заниматься активными физическими играми. Например, прыжками и кувырками, вместе проходить полосу препятствий (особенно хорошо в таких играх стимулировать помощь и заботу со стороны старшего ребенка малышу). Для совместных занятий отлично подходят игры по книжкам или тематические дни.

Только маме в этом случае нужно хорошо продумать роль для каждого из детей. И заранее придумать хотя бы несколько заготовок с идеями, что делать если что-­то пойдет не так, как планировалось. Кроме того, занятия по книжкам или тематические дни отлично подходят для создания ситуаций взаимопомощи детей, для их кооперации над общим решением задачи.

На кого нужно в таком занятии ориентироваться в первую очередь? Традиционно мамы ориентируются на старшего ребенка. И не потому, что с ним занятия более важны. Скорее потому, что, если старшему ребенку предложить ориентироваться на малыша – он все очень быстро сделает и так же быстро убежит.


И совместного занятия как такого не получится, и пользы для старшего ребенка окажется немного. Кроме того, как мы помним, каждый ребенок развивается в своей ЗБР (зоне ближайшего развития). Это значит, что для настоящего развития нужны такие задачи, которые для ребенка будут на грани самостоятельного выполнения. Следовательно, ориентироваться нужно на того, чье задание должно быть сложнее . А малышу вы всегда можете или хорошо помочь, или упростить его задание (а это всегда проще, чем усложнять), или дать что-­то свое. Однако, в некоторых
случаях бывает разумно подключить старшего ребенка к вашим занятиям с малышом. Во-первых, старший может показать малышу пример, а это очень полезно – дети учатся у других детей гораздо быстрее, чем у взрослых. Во-­вторых, старшему бывает полезно почувствовать себя все знающим и умеющим, а заодно вспомнить, что и он тоже когда­-то чего-то не умел.

Где?

Это очень своеобразный вопрос, который редко возникает в индивидуальных занятиях. В индивидуальных занятиях мы можем заниматься в любых условиях – хоть на коврике, хоть за столом, хоть на кухне, стоя рядышком и готовя еду.

А вот когда детей больше одного, сразу возникают многочисленные вопросы:

  • Как сделать так, чтобы они не отвлекались – вместе или по ­очереди?
  • Что будет делать и куда пойдет один из детей, когда он устанет или закончит, чтобы не мешать другому?
  • Как поступить и разделить детей, если один из детей начнет баловаться и кривляться, а другой будет из­-за него отвлекаться? Балуются и кривляются дети которым скучно и не интересно и они хотят развлечь себя.
  • Как посадить младшего рядом со старшим, чтобы он не мешал и ему не бросалось в глаза что старший делает? Может быть развернуть его стульчик спиной к старшему?

Решения у этих вопросов сугубо индивидуальные и зависят от возможностей вашей домашней среды. Но еще до начала совместного занятия вы должны точно знать ответы на эти вопросы, чтобы в случае, когда проблема наступит, вы были к ней готовы.

Опыт

Опыт является вашим самым главным помощником в теме совмещений занятий. И если есть области, где можно легко и приятно использовать чужой опыт и чужие наработки, то тема совместных занятий целиком и полностью должна строиться на вашем собственном опыте.

Не бойтесь пробовать, экспериментировать, ошибаться. Опыт именно так и рождается – из наблюдения за детьми, за их возможностями, за тем, как они приспосабливаются к друг другу и как они работают в паре. И из анализа, который желательно делать после каждого занятия – что сработало, что нет, почему получилось так, как нужно поступить в следующий раз? Этот анализ – залог будущей плодотворной работы обоих детей.

Чем хороши совместные занятия? Такие занятия, помимо экономии времени для мамы, обладают еще рядом преимуществ. Тем, что дети учатся взаимодействовать не только в чисто игровых ситуациях, но и в ситуации учебного взаимодействия со взрослым. Учатся немного подождать своей очереди, учатся работать самостоятельно, без постоянной поддержки взрослого. Малыши учатся у старшего новым приемам работы (например с пластилином), старшие, видя возможности малыша, учатся лучше понимать младших братьев или сестер. Но главное – совместные занятия дают детям возможность дружить и находить не только точки соперничества, но и точки соприкосновения, что очень важно в жизни семьи вообще и жизни братьев и сестер в частности.

Индивидуальные занятия. Несмотря на то, что совместные занятия могут быть вполне эффективными, мы не должны прекращать индивидуальных занятий с каждым ребенком. Чем меньше ребенок получает внимания во время общего занятия, тем важнее для него получить свое личное время. И не только потому, что в общем занятии у детей разного возраста сложно одновременно ориентироваться на ЗБР (зона ближайшего развития) каждого ребенка, а значит кто-­то из детей окажется или в зонах уже знакомых им вещей, или в зонах дел, пока далеких от их реальности. Дело еще в том, что для ребенка крайне важно само по себе индивидуально общение с взрослым. Именно в общении со взрослым (а не с другим ребенком, особенно, младшим), ребенок получает образцы поведения, культурные шаблоны и так необходимую ему индивидуальную поддержку и внимание.

  1. Даже если у вас пока только 1 ребенок, продумайте свой маршрут, последовательность действий, что и как нужно брать с собой, если вы вместе с малышом поведете старшего на тренировку, на занятия и т.д. Обратите внимание на то, где ребенок больше всего «зависает», на что нужно время, какие моменты надо подготовить заранее.
  2. Подумайте, удобен ли ваш режим дня. Не хотите ли вы в нем что­-то изменить? Достаточно ли для детей физической нагрузки? Достаточно ли сна? Какие проблемы вы видите, а главное, знаете ли как их преодолевать.