Значение эмоций. Консультация на тему: Воспитание чувств

Развитие эмоций и чувств проходит путь от внешних социально детерминированных форм к внутренним психических процессов. Сложный процесс формирования личности состоит из трех компонентов: влияния с социальной среды, планомерного воспитательного воздействия на личность через социальные институты, сознательного целенаправленного воздействия человека на самого себя, т.е. самовоспитаниея.

Самые ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями ребенка. К ним относятся проявления удовлетворения или неудовлетворения при удовлетворении или неудовлетворении потребности в пище, сне и т.д.. Наряду с этим п начинают проявляться и такие элементарные чувства, как гнев и страх, которые изначально носят неосознаваемый характеер.

Несколько позже (примерно в 2 года) появляются проявления эмпатии сочувствие и сопереживание. Ребенок может плакать, когда ей показывают изображения человека, плачет, когда ему читают книгу или она смотрит ил льтфильм, где рассказывается о страданиях человека или животн.

Положительные эмоции у ребенка развиваются постепенно в процессе игры и исследовательской поведении. Так, сначала у малыша вызывает удовлетворение момент достижения желаемого результата, что свидетельствует о поощряли ьну роль эмоций. Позже эмоции начинают играть функциональную роль, то есть ребенку доставляет удовольствие не только результат, но и процесс игры. В старших детей проявляется предсказания удовольствие и эмо ции в этом случае возникают в начале игровой деятельности, и ни результат, ни процесс игры уже не выступают центральными в переживании младенцевини.

Характерной особенностью проявления чувств в раннем возрасте является их аффективный характер. Эмоциональные состояния возникают внезапно, бурно протекают так же внезапно исчезают. Только в старшем дошкольном возрасте вместе м с появлением сложных форм эмоциональной жизни у детей возникает способность контролировать собственную эмоциональное поведениеку.

Развитие негативных эмоций в значительной мере обусловлен неустойчивостью эмоциональной сферы детей и тесно связан с фрустрацией. Привычные способы решения фрустрирующих ситуаций определяют эмоции, которые при этом вы иникають. Состояния фрустрации и способы их преодоления, которые часто повторяются в раннем детстве, закрепляются в одних в виде безразличия, безынициативности, в других-агрессивности, зависти. Поэтому для избежания подобных эффектов нежелательно при воспитании ребенка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом. Настаивая на немедленном выполнении требований, взрослые не дают ребенку возможности с амий достичь поставленной цели и создают ситуацию фрустрации, что способствует закреплению упрямства и агрессивности у одних и безынициативности и безразличия - в др.. В таких ситуациях целесообразно использовать. Уват неустойчивость внимания детей и пытаться отвлечь ребенка от возникшейникла.

Взрослым следует помнить, что большое значение при формировании такого эмоционального состояния, как агрессивность, играет наказание ребенка. Исследования показали, что дети, которых дома строго наказывали, проявляли во д время игры большую агрессивность, чем дети, которых наказывали не слишком строго. Вместе с тем полное отсутствие наказаний неблагоприятно влияет на развитие характера личности. Дети, которых за агрессивное поведение во время игры наказывали, были менее агрессивными и вне игры, чем те, которых совсем не наказывалиали.

Одновременно с формированием эмоций у детей постепенно формируются нравственные чувства. Зачатки нравственного сознания появляются под влиянием похвалы, поощрения, а также осуждение, когда ребенок слышит от взрослых, что можно, а чего нельзя делать. Сначала ребенок руководствуется собственными интересами, общественное же полезность того или иного поступка начинает определять поведение ребенка несколько позже - в конце дошкольного пер иодду.

В начале школьного обучения дети характеризуются достаточно высоким уровнем контроля за своим поведением, у них появляется чувство стыда за совершенные недостойные поступки

У детей довольно рано проявляются зачатки эстетических чувств. Одним из ранних его проявлений является удовлетворение ребенка от прослушивания музыки. На конец первого года детям нравятся определенные вещи - игрушки и а личные вещи ребенка. Это особенно касается ярких предметов. Большая роль при этом отводится занятиям по рисованию, музыке, посещению картинных галерей, театров, концертов и т.д.. Ребенок в этом е эти еще не может адекватно оценить произведения искусства, а истинное понимание красоты приходит только в старших классаласах.

С началом младшего школьного периода расширяется круг знаний и опыта ребенка, влияет на эмоции и чувства детей. У них появляется умение управлять своим поведением, сдерживать себя, а их услышите уття не имеют того аффективного характера, который характеризовал детей раннего возрастау.

Знакомство с отдельными научными дисциплинами, занятия в кружках, самостоятельное чтение книг способствует формированию интеллектуальных чувств. Ребенка все больше привлекает познавательная деятельность, супроводжует ться положительными эмоциями и чувством удовлетворения от познания новогоо.

У детей школьного возраста меняются жизненные идеалы. Если у детей - дошкольников идеалом зачастую выступает кто-нибудь из родных, то у школьников идеалами начинают выступать другие люди, литературные герои, и исторические лици.

Характеризуя процесс воспитания чувств, следует отметить, что он начинается с раннего детства. Важным условием формирования положительных эмоций и чувств является забота со стороны взрослых. Ребенок, обделит ена любовью и лаской, сама вырастает холодной. Эмоциональная чувствительность формируется в процессе заботы о слабых (это могут быть меньше братика или сестричку или животногони).

Чувства ребенка не должны ограничиваться только собственными переживаниями, а проявляться в конкретных поступках, действиях и деятельности. В противном случае ребенок вырастет сентиментальной, не способной воплощать свои чувства в жизненноя.

Главная мысль консультации заключается в том, что нет определенной инструкции, как воспитать чувства у детей, так как каждый ребенок неповторим и индиводуален. Воспитание чувств происходит не по заранее продуманному плану, а в ситуациях, которые преподносит наша обычная жизнь. И чем раньше начинается развитие эмоций, тем лучше. Учить детей надо собственным примером, а не нравоучениями. Таким образом, цель воспитания чувств у детей в том, чтобы при всем разнообразии внешних данных и характеров, все они достигли в жизни счастья и успехов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №1 «Аленушка»

Консультация для родителей

на тему

«Воспитание чувств»

г. Жердевка

2017 г.

Сейчас много рассуждают о воспитании чувств у детей. Но как осуществить такое воспитание? Что конкретно следует для этого предпринять?

Надо сразу признать, что у нас нет точной и проверенной инструкции. Ведь воспитание чувств не пропишешь в форме рецепта на каждый день. Сколько раз в день поцеловать ребёнка, приласкать его, сколько раз нахмуриться и повысить голос. Каждый ребёнок с рождения – индивидуальное и неповторимое создание. То, над чем один малыш смеётся,

другого доведёт до слёз. Некоторые дети с пелёнок отличаются «крутым нравом», а у иных глаза вечно на мокром месте. Кроме того, сама жизнь ежедневно создаёт множество ситуаций, когда нам приходится действовать без подготовки и долгих размышлений. Именно в таких неожиданных ситуациях более всего проявляется наше эмоциональное отношение к ребёнку. И для него в дальнейшем в жизни лучшим уроком становиться наше поведение в таких ситуациях.

В связи с этим можно сделать первый, самый общий, поучительный вывод. Он гласит, что воспитание чувств у ребёнка происходит тогда, когда мы сами этого не осознаём, а не по заранее продуманному плану, когда мы намеренно создаём какую-либо ситуацию в воспитательных целях. Будничная жизнь, в которой мы ведём себя непосредственно, искренне – лучший воспитатель чувств.

Второй поучительный вывод гласит, что чем раньше начинается развитие эмоций, тем лучше. Неверно утверждение, что «чувствам придёт черёд в своё время, такой маленький ребёнок всё равно ничего не понимает и не воспринимает». Ведь уже в три года, когда ребёнок, как правило, готов к поступлению в детский сад и впервые уходит из семьи в «общество», наступает иной этап эмоционального развития и возникают новые требования к воспитанию чувств. Дело не в том, что ребёнок до той поры общался с детьми в яслях в песочнице, у родственников, и т.д., а в том, что до перехода из младенческого в дошкольный возраст он был ещё недостаточно зрелым для общения, совместной игры, понимания другого ребёнка, восприятия его, как настоящего партнёра. Да и понятие будущего для ребёнка слишком туманно – отсюда и естественный «эгоизм» этого периода. Ребёнок, например, ни на минуту не может расстаться с дорогой ему вещью, потому что возможность получить её обратно ему неясна. Отдавая её другому ребёнку, он как бы теряет её навсегда и, естественно, не хочет с этим примириться. А мы терзаемся его эгоизмом. И, как правило, зря, потому что по мере взросления он придет к более правильному пониманию об отношении людей к нему самому. Отсюда третий поучительный вывод: надо учить детей принимать и отдавать, а также делиться тем что имеешь!

Надо помнить о том недостаточно любить ребенка и заботиться о его благе, необходимо любить людей, доверять им, проявлять к ним симпатию. Если мы сами способны на это, то и легко научим и своих детей и внуков.

Мы уже говорили, что нет универсального рецепта для воспитания чувств ребенка, но можно определить несколько правил.

Важно научить детей разделять радость других. Это одна из величайших жизненных ценностей. Кто умеет радоваться за других, будет много радоваться в жизни. Научиться этому просто, каждый день предоставляет множество возможностей. Зачем ждать праздника, чтобы вместе с ребенком приготовить приятные сюрпризы родным? Можно с ним вместе убрать в доме, приготовить ужин, сделать сувенир своими руками. Это будет приятно всем. Ведь сделано это не за награду, а просто так – из любви.

Воспитание чувств – отнюдь не только ласки и нежные вздохи над любимым существом. Любить кого-нибудь – означает предпринимать усилия для его блага, выдерживать и преодолевать неприятности во имя другого. Не следует, конечно, требовать от ребенка доказательств его любви, но надо осторожно и тактично внушить ему, что иногда придется жертвовать своими удовольствиями ради удовольствия других. Шажок на этом пути – угощение своим шоколадом или конфеткой. Потом поможем бабушке сделать покупки и ради этого оторвемся от своей игры, как бы хорошо нам не игралось. С дедушкой поработаем в саду, а папе будем подавать инструменты, которые ему нужны, передадим соседям просьбу мамы, хотя, что и говорить, вместо этих дел время можно провести гораздо приятнее. А уж такую мелкую неприятность, как укол, можно стерпеть из героизма и самоуважения, а не для того, чтобы порадовать маму и папу.

Воспитание чувств у детей дошкольного возраста предполагает закрепление дружеских отношений с другими детьми. Разумеется, дружба в этом возрасте еще непостоянна и неглубока, а ссоры обычное дело. Но именно эта ранняя дружба – основа более глубоких и прочных отношений в школьном возрасте и позже. Хорошо играть с другими детьми – означает вместе проводить время, радоваться, делиться игрушками. Таким путем ребенок осознает великую истину: самая большая радость в жизни – удовлетворение от общего дела, если оно удается. А удается оно лишь тогда, когда каждый вложит в него душу. Не надо высчитывать, кто сделал больше, кто меньше, но подчеркнем, что каждый должен внести свою лепту. Один делает одно, другой – другое, а в результате возникает, например, туннель в песке или удачная игра в дочки-матери.

Говоря о жизненной школе, нельзя забывать еще об одном неисчерпаемом источнике эмоционального созревания: совместные семейные ужины, минуты тепла и уюта, общие праздники. Хорошо, если семья хотя бы раз в день имеет возможность посидеть за столом, не отвлекаясь на рабочие дела или телевизор. Пусть каждый расскажет, как у него прошел день. Не беда, что дети многого не поймут. По тону нашего голоса, по интонации они прекрасно почувствуют нашу радость или огорчение, согласие или несогласие, нашу оценку событий. В эти минуты мы становимся самими собой. И это имеет куда большее воспитательное значение, чем любые мудрые назидания. И вовсе не идеален обычный порядок: ужин, вечерняя прогулка для малышей и марш в постель спать, чтобы взрослые могли хоть минутку отдохнуть. Именно эта совместная минута перед сном необычно важна для воспитания ребенка.

Если нам удается стать свидетелями детских игр в семью, в дочки-матери, мы удивляемся точности, с какой дети копируют наши слова, жесты, хорошие и плохие привычки. Делают это они с большим чувством и техническим совершенством. Ребенок принимает не только наши слова, но и наши убеждения. Дети перенимают не только наше отношение к близким людям, но и к людям вообще. Хороший пример исправит избалованного или эгоистичного ребенка. Стоит всегда помнить, что семейная жизнь чрезвычайно действенное воспитательное средство, и применять его следует разумно.

В процессе совместной семейной жизни с родителями и другими членами семьи вырабатывается отношение детей к еде, удобствам, труду, отдыху. Наши заботы, надежды, планы, беседы за общим столом – неотделимая составляющая воспитания для будущей семейной жизни. Поскольку нично в жизни не проходит бесследно, взаимоотношения повлияют позднее на собственную супружескую жизнь и будущих детей.

Одно из наиболее частых педагогических просчетов, которые допускают добрые любящие родители, - недостаточное внимание к индивидуальности ребенка, его склонностям, качествам, темпераменту, жизненной направленности.

Дети разные. Наше главное правило: если у разных детей надо воспитывать одинаковые положительные качества, чтобы добиться гармонического развития их личности, т.е. достичь единой педагогической цели, - надо с каждым обращаться немного иначе. Если ко всем подходить одинаково, применяя одни и те же воспитательные средства и методы, то кому-нибудь, возможно, это пойдет на пользу, на кого-то не повлияет, а на кого-то повлияет неблагоприятно, если не сказать пагубно.

Каждый ребенок должен узнать и научиться многому: овладеть полезными навыками, научиться поведению в обществе, совместной работе, уважению к хорошим людям, выполнению долга, познать чувство ответственности и т.д. Все это не приходит само собой, но лишь вследствие сознательного целенаправленного воспитания личности при полном уважении индивидуальности ребенка. Цель не в том, чтобы все дети были одинаковыми и одинаково себя вели, а в том, чтобы при всем разнообразии внешних данных и характеров все они достигли в жизни счастья и успехов.


Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются.

Когда взрослый предлагает ребенку задание, он объясняет, зачем оно выполняется, т. е. мотивирует необходимость деятельности. Однако то, что выдвигает в качестве мотива взрослый, далеко не сразу становится мотивом действий ребенка. И хотя он принимает задание взрослого и приступает к его выполнению, мотив действий ребенка может не только не совпадать с мотивом взрослого, но и существенно отличаться от него. Другими словами, и ситуация деятельности, и выполняемые в ней действия могут иметь для малыша совсем иной смысл, нежели смысл, задаваемый взрослым,- глубоко личностный, субъективный.

С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира (люди, предметы, события). Взрослые, прежде всего родители, не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи.

Результатом такой познавательной деятельности, опосредствованной отношением взрослого, является наблюдаемое уже в раннем детстве выраженное, субъективное, избирательное отношение ребенка к предметам, которые находятся вокруг него. Малыш четко выделяет из окружающей среды прежде всего близких ему людей. Он начинает искать мать, плачет, если ее нет рядом, даже в ситуации, когда его непосредственные биологические потребности в пище, тепле удовлетворены. Постепенно меняется отношение ребенка к другим объектам. В раннем и дошкольном возрасте у детей появляются особо любимые игрушки, книги, посуда, одежда, отдельные слова, движения.

Следовательно, одновременно со знакомством с различными свойствами и качествами вещей маленький ребенок получает некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных; другие, наоборот, «метятся» как отвергаемые. В дальнейшем ребенок учится сопоставлять эти эталоны с предметами собственной деятельности, действиями, поступками. Нередко уже здесь происходит несовпадение между тем, какие объекты (или действия) взрослый задает ребенку как значимые и какие становятся значимыми для него на самом деле, т. е. мотив деятельности, заданный взрослым, может подменяться иным, собственным мотивом, может смещаться на другие объекты или действия.

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивов, а также в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия и неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

Как одно из условий возникновения у дошкольника сложных эмоций и чувств обнаруживаются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов - двух наиболее важных сфер его психического развития.

Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Недооценка этого требования, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества, чаще всего интеллекта, что, во-первых, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управления его развитием, а во-вторых, не позволяет до конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения ребенка, как мотивы и эмоции.

Можно предположить, что в ходе любой деятельности ребенок одинаково готов раскрыть свои интеллектуальные возможности и проявить эмоциональное отношение. Однако реально в определенных условиях активизируются именно те процессы и особенности поведения, которые соответствуют поставленной перед ним задаче. Другими словами, получаемая ребенком информация может приобретать совершенно разный смысл. Поэтому в одних случаях перед ним возникают чисто познавательные задачи, а в других - задачи мотивационно-эмоционального характера, которые требуют уяснения смысла этой ситуации.

Основную роль в развитии чувств ребенка, как мы уже указывали, играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности, овладевает социальными нормами и правилами поведения. Придавая решающее значение практической деятельности в развитии детских чувств, следует иметь в виду, что уже в первые годы жизни на ее основе начинают складываться особые формы ориентировочно-исследовательских действий, направленных на выяснение того, какое (положительное или отрицательное) значение имеют те или иные объекты для самого ребенка, для удовлетворения его материальных и духовных потребностей.

Простейшие виды такого рода ориентировки, называемой мотиационно-смысловой, осуществляются при помощи системы пробующих действий. Ребенок как бы предварительно испытывает воспринимаемый объект с точки зрения своих потребностей и возможностей, проникаясь соответственно положительным или отрицательным отношением к нему, что определяет в значительной мере характер и направленность последующей детской деятельности.

Таким образом, в развитии разносторонних взаимоотношений ребенка с определенными людьми, в понимании им эмоционального состояния сверстников существенную роль играет не только и не столько исполнительная часть детской деятельности, сколько ее ориентировочная часть. Дошкольники в ряде случаев нарушают элементарные правила поведения в группе и не выполняют простейших обязанностей по отношению к сверстникам не потому, что не знают эти правила (обязанности) или не хотят их выполнить, а потому, что они не ориентируются на этих сверстников, не обращают внимания на их состояние, на возникающие у них трудности, на их нужды и интересы. В таких случаях требуется особая воспитательная работа, чтобы переориентировать ребенка, привлечь его внимание к тому, что происходит с его товарищами, вызвать сочувствие к ним и вместе с тем побудить выполнить определенные обязанности.

Мотивы и эмоции тесно связаны между собой и их проявления часто трудно отличить друг от друга. Однако это не дает основания для их отождествления: при одних и тех же потребностях в зависимости от обстоятельств могут возникать совершенно различные эмоции и, наоборот, при разных потребностях подчас возникают сходные эмоциональные переживания. Так, потребность в любимом человеке вызывает радость при свидании с ним, тоску при разлуке, горе, когда мы его теряем, когда кто-то другой пользуется его симпатией. Все это говорит о том, что эмоции - это своеобразные психические процессы, возникающие в ходе удовлетворения потребностей и регулирующие поведение в соответствии с имеющимися у субъекта мотивами, которые реализуются в сложных и изменчивых условиях.

Существенное значение для эмоционального развития детской личности имеет деятельность не только реальная, но и воображаемая, позволяющая эмоционально предвосхитить отдаленные последствия своих поступков. В процессе такого воображения происходит своеобразное проигрывание данной ситуации, во время которого можно обнаружить ценность для субъекта сложившихся обстоятельств или действий, которые в этих обстоятельствах могут быть выполнены.

Ребенок, достигший относительно высокого уровня эмоционального воображения, пытается, прежде чем приступить к решению задачи, предварительно проиграть в воображаемом плане различные варианты действия и предугадать их последствия для окружающих людей, а следовательно, и для него самого. Так, он стремится определить направление своего последующего поведения, избегая тех поступков, которые может совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.

Существенным отличием эмоций от органических ощущений является их связь с предметным миром. За одним и тем же качество эмоций может стоять бесконечное разнообразие предметных связей. Эмоция может лишь казаться беспредельной, но не являться таковой. Внимательное наблюдение позволяет обнаружить адресованность эмоций к чему-то внешнему, взволновавшему человеку, выведшему его из душевного равновесия. Вернемся еще раз к обсуждению проблемы жизненной роли эмоций, и в частности к той функции, которую они выполняют по отношению к мотивам поведения. Наиболее явно обнаруживается роль эмоций в реализации уже имеющихся у ребенка мотивов поведения. Есть основание предполагать, что эмоции играют существенную роль не только в регуляции деятельности в соответствии с уже сложившимися у ребенка потребностями, но и способствуют формированию, развитию и активизации мотивов.

По-видимому, эмоции оказывают специфическое влияние на актуализацию мотивов поведения. Например, у некоторых детей уже в известной мере сложились простейшие социальные мотивы поведения в виде стремления сделать что-то полезное для детей и взрослых, однако для реализации этого желания требуются особые условия. Так, старшим дошкольникам предлагают убрать помещение или изготовить игрушку для малышей, чтобы им было удобно и интересно играть. Пока малыши, для которых надо что-то сделать, находятся вне поля зрения и дети плохо представляют себе их нужды и потребности, предложенная работа обычно выполняется без интереса и в большинстве случаев не доводится до конца.

Отношение детей к предложенному заданию меняется, и эффективность его выполнения значительно возрастает, когда с помощью образных описаний и наглядных пособий (например, картин) взрослый пробуждает у ребенка эмоциональное воображение. Оно позволяет не только представить, но и прочувствовать, как плохо и неуютно малышу в неубранной комнате и без игрушек и как ему будет хорошо и радостно, когда работа, связанная с уборкой помещения или с изготовлением игрушек, будет доведена до конца. В этом случае эмоции придают мотивам действенный характер.

Роль эмоций в формировании новых мотивов поведения. Обычно новые формы деятельности ребенка организуются таким образом, чтобы эта деятельность привела к определенному социально значимому результату (трудовому, учебному и т. д.), но на первых порах такого рода результаты в ряде случаев не являются содержанием мотивов поведения. Ребенок действует вначале под влиянием других, ранее развившихся побуждений (стремления использовать данную деятельность как повод для общения со взрослым, желания заслужить его похвалу, избежать его порицания). Конечный социально значимый результат в этих обстоятельствах выступает пока для ребенка как промежуточная цель, которая достигается ради удовлетворения другого рода побудительных мотивов. 11 Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985.- С.10

Особенности психологии чувств

3. Воспитание чувств

В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости. Благодаря этому дети 9-11 лет часто производят впечатление большей уравновешенности и кажутся в этом отношении порой более похожими на взрослых, чем даже подростки, выглядящие часто более возбудимыми.

Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции Дерябин В.С. «Чувства, влечения, эмоции». Л.: Наука, 1974 г. - С. 219. .

Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Подлинные чувства - переживания - плод жизни. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. Нельзя произвольно, по заказу вызвать у себя то или иное чувство: чувства не подвластны воле, они своевольные дети природы. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются, и формируются.

Невозможно, да и не нужно, полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в учебной деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению учебных действий (например, сильный страх мешает отвечать хорошо знающему материал ученику), и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, учитель должен главным образом ориентироваться на положительное подкрепление учебной деятельности школьника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе учебной работы. С другой стороны, ориентация ученика только на получение положительных эмоций, связанных с успехами или занимательностью уроков, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Ребенку (как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.

Как уже говорилось, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать - это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка. Чувства. Если посредством эмоций осуществляется быстрая и непосредственная оценка конкретной ситуации (интересна, опасна, нейтральна и т. д.), то чувства - это эмоциональные процессы более высокого уровня, они выражают целостное отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает в нем, в форме непосредственного переживания.

Счастье. Широко распространенное представление о счастье как о «чистом» наслаждении, как о переживании «сплошного блаженства» неверно. Оно приводит, с одной стороны, к искажению, извращению жизненных целей, когда некоторые люди в погоне за счастьем стремятся уйти от преодоления всяких жизненных трудностей, от тревог и забот. В результате, убивая печали, они убивают и радости. Уделом этих пресыщенных удовольствиями индивидов становится почти постоянное чувство скуки. На такую участь обрекают своих детей чересчур заботливые, но неразумные родители, стремящиеся создать им беззаботное детство. Другие люди приходят к пессимистическим взглядам, понимая, что радости покупаются лишь ценой страданий. В действительности же страдания, т. е. переживание тех или иных отрицательных эмоций, отнюдь не антипод счастья как чувства. Наиболее остро счастье переживается тогда, когда удовлетворяются потребности человека в оптимальном сочетании положительных и отрицательных эмоций. Свободный творческий труд является важнейшим источником человеческого счастья, потому что он, как ничто другое, способен насыщать жизнь самыми разными эмоциями, при этом порождаемое им страдание тут же вознаграждается живой радостью реализации своих возможностей, наслаждением результатами своих усилий.

Счастье есть чувство, посредством которого человек оценивает факты с точки зрения того, насколько ему удается осуществить себя. Настоящее счастье требует от человека такого самоосуществления, при. котором он реализует все свои человеческие потенции.

Человек не может быть абсолютно счастлив. В каждый отдельный момент своей жизни он чувствует себя то умеренно, то безмерно счастливым, то несчастным, то находящимся где-то посредине между крайними состояниями.

Самоуважение. Самоуважение, согласно У. Джемсу, пропорционально успеху и обратно пропорционально величине притязания. Повышение общего самоуважения под влиянием частного успеха встречается чаще, чем его понижение вследствие неудачи. Человек с пониженным самоуважением будет переживать частную неудачу глубже и тяжелее, чем спокойный и уверенный в себе.

Любовь. Моральное отношение к человеку - это любовное отношение к нему. Чистейшее выражение любви к человеку заключено в формуле: «Хорошо, что вы существуете в мире». Любовь выступает как утверждение человеческого существования данного человека для другого. Быть любимым - это значит быть самым существующим для другого изо всех. Напротив, акт или чувство ненависти, презрения есть отказ в признании, полное или частичное перечеркивание бытия человека, его значимости. Ненависть есть идеальная форма уничтожения, морального «убийства» человека.

В настоящей любви другой человек существует для меня не как «маска», т.е. носитель определенной функции, который может быть использован соответствующим образом как средство, а как человек в полноте своего бытия. Человека любят не за тот или иной поступок, встретивший одобрение или порицание других людей, который может быть случайным, и не за его заслуги, а за него самого, за его подлинную сущность.

Человек является единственным и неповторимым только для тех, кому он безусловно дорог. Тот, кого никто не любит, так же легко заменим, как вещь или деталь машины. С уходом того, кто любил меня и с кем связана какая-то часть моих значимых переживаний, уходят в прошлое и сами переживания, и этот аспект моего «Я», ибо никто и никогда не увидит меня глазами ушедшего друга.

Чувство комического. Чувство комического возникает в результате внезапно обнаруживающегося несоответствия между кажущейся значительностью действующего лица и ничтожностью, неуклюжестью, вообще несуразностью его поведения, между поведением, рассчитанным на более или менее значительную ситуацию, и пустяковым характером ситуации, в которой оно совершается. Комическим, смешным кажется то, что выступает сначала с видимостью превосходства и затем обнаруживает свою несостоятельность. Несоответствие или несуразность, обычно заключенные в комическом, сами по себе еще не создают этого впечатления. Для возникновения чувства комизма необходимо совершающееся на глазах у человека разоблачение неосновательной претензии.

Юмор. Юмор предполагает, что за смешным, за вызывающими смех недостатками чувствуется что-то положительное, привлекательное. С юмором смеются над недостатками любимого. С юмором относятся к смешным маленьким слабостям или не очень существенным и во всяком случае безобидным недостаткам, когда чувствуется, что за ними стоят реальные достоинства. Чистый юмор означает реалистическое приятие мира со всеми его слабостями и недостатками, которых не чуждо в реальной действительности обычно даже самое лучшее, но и со всем тем ценным, значительным и прекрасным, что за этими недостатками и слабостями скрывается Василюк Ф.Е. «Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций». - М: 1984 г. - С. 187. .

Ирония. Ирония расщепляет то единство, из которого исходит юмор. Она противопоставляет положительное отрицательному, идеал - действительности, возвышенное - смешному. Смешное, безобразное воспринимается уже не как оболочка и не как момент, включенный в ценное и прекрасное, и тем более не как естественная и закономерная форма его проявления, а только как его противоположность, на которую направляется острие иронического смеха. Ирония разит несовершенства мира с позиций возвышающегося над ними идеала. В чистом виде ирония предполагает, что человек чувствует свое превосходство над предметом, вызывающим у него ироническое отношение.

Насмешка. Истинная ирония всегда направляется на свой объект с каких-то вышестоящих позиций; она отрицает то, во что метит, во имя чего-то лучшего. Она может быть высокомерной, но не мелочной, не злобной. Становясь злобной, она переходит в насмешку, в издевку. И хотя между подлинной иронией и насмешкой как будто едва уловимая грань, в действительности они - противоположности. Злобная насмешка говорит не о превосходстве, а наоборот, выдает скрывающееся за ней чувство озлобления ничтожного и мелкого существа против всего, что выше и лучше его. Если за иронией стоит идеал, в своей возвышенности иногда слишком абстрактно, внешне, может быть, слишком высокомерно противопоставляющий себя действительности, то за насмешкой и издевкой, которые некоторые люди склонны распространять на все, скрывается чаще всего цинизм, не признающий ничего ценного (216, с. 494).

Чувство трагического. Когда зло начинает восприниматься как существенная сторона действительности, как заключающееся в самой основе и закономерном ходе ее, юмористическое чувство неизбежно переходит в чувство трагическое. При этом трагическое чувство, констатируя фактическую взаимосвязь добра и зла, остро переживает их принципиальную несовместимость.

Трагическое чувство тоже, хотя и совсем по-иному, чем ирония, связано с чувством возвышенного. Если в иронии возвышенное внешне противостоит злу, низменной действительности, то для трагического чувства возвышенное вступает в схватку, в борьбу со злом, с тем, что есть в действительности низменного.

Из трагического чувства рождается особое восприятие героического- чувство трагического героя, который, остро- чувствуя роковую силу зла, борется за благо и, борясь за правое дело, чувствует себя вынужденным неумолимой логикой событий иногда идти к добру через зло.

Смятение. Смятение возникает в ситуациях, когда признание факта поступка сопровождается внутренними колебаниями, неуверенностью в правильности сделанного выбора, возвратом отвергнутого и вновь утверждением своей правоты. Это состояние человека, для которого любой выбор оказывается недостаточно внутренне мотивированным, любой отказ - неоправданным.

Раскаяние. Раскаяние возникает в ситуации, когда человек признает факт совершения поступка, т. е. признает уже свершенный, реальный выбор, но сожалеет о нем. Отвергнутый в поступке собственный мотив (ценность, идеал) вновь возвращается самосознанием в «Я»; при этом личность признает свершившийся поступок, переживает его конфликтный смысл и готова нести ответственность Ольшанникова А.Е. «Эмоции и воспитание». М: Знание, 1983. С. 78. .

Страх. В традиционной психологии принято относить страх к числу эмоций астенических, т. е. понижающих жизнедеятельность. Страх действует угнетающе на психическую деятельность и тем более на интеллектуальную работу. Состояние опасности вызывает эмоцию страха. Люди храбрые, мужественные умеют, однако, побеждать эту эмоцию и владеть собой: это достигается силой разума, чувства долга и т. д.; большое значение имеет привычка. Полная победа над страхом может сама по себе дать в самом лучшем случае только нормальное психическое состояние и отсутствие мучительных переживаний.

Дело обстоит так у многих, но далеко не у всех. Страх вовсе не единственно возможная реакция на опасность. Страх вовсе не является чем-то естественно неизбежным, первичным, с чем можно бороться лишь голосом разума, привычки и т. п. Опасность может совершенно непосредственно вызывать эмоциональное состояние стенического типа, положительно окрашенное, т. е. связанное со своеобразным наслаждением и повышающее психическую деятельность. Это переживание «особенной прелести опасности» и «высочайшего напряжения всех духовных струн».

Стыд. Стыд - сложное, специфически культурное образование, гарантирующее соблюдение определенных групповых норм, обязанностей по отношению к «своим». Его положительный коррелят - честь, слава, признание и одобрение со стороны «своих». Чувство стыда психологически сложнее чувства страха, оно предполагает более высокий уровень осознанности. Однако оно остается частным, ограниченным, действуя только внутри определенной человеческой группы: стыдиться можно лишь «своих». Стыд - механизм общинно-групповой. Хотя это внутреннее переживание, стыд предполагает постоянную оглядку на окружающих: что скажут или сказали бы они? В переживании чувства стыда еще нет разграничения поступка и мотива: стыдиться можно даже случайных, не зависящих от человека обстоятельств, которые ставят его в невыгодное положение в глазах окружающих.

Обида. Чувство обиды возникает у человека, когда он считает, что по отношению к нему совершена какая-то несправедливость, неприятность, нанесено оскорбление, совершен обман, неблагодарность и т. д. В основе этого чувства лежит механизм неподтверждения ожиданий относительно поведения другого человека в отношении переживающего обиду. Обычно обида возникает у человека в результате действий, слов или даже взгляда другого человека по отношению к нему. Но одно и то же действие или слова у одних могут вызвать чувство обиды, а у других это чувство может и не возникнуть в силу того, что у них нет жестких ожиданий относительно поведения окружающих. Недаром говорят об «обидчивых» людях, т. е. таких, которые легко обижаются и даже склонны видеть обиду (оскорбление, несправедливость) там, где ее и нет.

Человек, наносящий обиду другому человеку, может это сделать нарочито, расчетливо, с определенной целью, а может это сделать непроизвольно, не желая этого. Между тем чувство обиды, возникшее у одного из партнеров общения или совместной деятельности, может полностью разрушить это общение или деятельность и уж во всяком случае создать серьезные препятствия для их нормального функционирования. Поэтому учитель должен очень внимательно следить за своими действиями, словами, замечаниями, чтобы невольно не причинить кому-либо из учащихся обиды, а в случае возникновения у кого-либо из них этого чувства, постараться как-то его разрядить (извиниться за невольно причиненную обиду, пошутить по этому поводу и т. д.).

Младший школьный возраст

Чувства можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний. Так, выделяют следующие виды подобных «ценных» чувств Дерябин В.С. «Чувства, влечения, эмоции». Л.: Наука, 1974 г. - С. 120. . 1...

Особенности психологии чувств

В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости. Благодаря этому дети 9-11 лет часто производят впечатление большей уравновешенности и кажутся в этом отношении порой более похожими на взрослых...

Патология чувств

К патологии чувств относятся следующие: Адинамия (др. - греч. ?дхнбмЯб - бессилие) - резкий упадок сил, мышечная слабость, сопровождающаяся значительным уменьшением или полным прекращением двигательной активности. Древняя медицина, которая...

Сравнительный анализ материалистических концепций Демокрита и Эпикура

Чувства рассматривались в системе атомистического материализма в связи с этическими проблемами как основание для этики. Демокрит различал удовольствие и неудовольствие как показатели полезного и вредного. "Удовольствие... есть состояние...

Характеристика младшего школьного возраста

Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются, прежде всего, внутри учебной деятельности и по поводу учебной деятельности. Конечно, все те чувства, которые появились у него в дошкольном возрасте...

Чувства и эмоции

Несмотря на то, что внутренний мир человека богат и разнообразен, психологи всегда стремились классифицировать чувства. При этом выделялись две категории чувств: чувства положительного порядка...

Чувства и эмоции

Тогда на землю я упал; И в исступлении рыдал; И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли В нее горючею рекой... М.Ю. Лермонтов Переживания эмоциональных состояний -- радости, любви, дружбы, симпатии, благосклонности или боли, горя, страха...

Чувства и эмоции

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Ф.И. Тютчев Для того чтобы изучить какое-либо психологическое явление, в том числе эмоции и чувства, необходимо понять...

Чувства и эмоции человека

1. Понятие и характеристика эмоций и чувств человека Человек испытывает легкость или трудность, удовлетворенность или огорчение...

Чувства и эмоции человека

Классификаций базовых эмоций много. В начале века американский психолог Вудвортс предложил линейную шкалу эмоций, которая отражает весь континуум эмоциональных проявлений: любовь, веселье, радость; удивление; страх, страдание; гнев...

Эмоциональная сфера личности: эмоции и чувства, их виды. Теории эмоций

Чувства - одна из форм психического отражения мира. В отличие от познавательных процессов, в которых действительность отражается в виде ощущений, образов, представлений, понятий, мнений...

Моральные чувства возникают при оценке поступков людей, анализе условий жизни и при совершении нравственных поступков. Важнейшим моральным чувством является чувство долга. В основе его лежит переживание общественных потребностей и необходимости их выполнения. К моральным чувствам относится также чувство доброжелательности к людям, сочувствие, негодование по поводу несправедливости, аморального поступка.

Значительное место в жизни людей занимает любовь -- моральное чувство, которое облагораживает любящих. Это чувство, связывающее мужчину и женщину, соединяет в себе как сочувствие и переживание, так и долг по отношению друг к другу. Его составными частями являются также радость от существования другого, нежность и тоска друг по другу.

Формирование нравственных качеств личности и особенно ответственности -- центральная проблема воспитания, одна из важных проблем в деле формирования нового человека. Во многих случаях от ответственности личности зависят наши успехи в экономическом строительстве и сфере социальных отношений.

Воспитание нравственных качеств личности на современном этапе развития общества актуализируется. Личность в современном индустриальном обществе поставлена в такие условия, что часто вынуждена полагаться только на собственные нравственные инстанции в ситуации выбора.

В патриархально-общинном мире межличных связей (разложение которых было ускорено промышленной и довершается научно-технической революцией) проблема совести спорадически возникала лишь для индивидов, возвысившихся в своем нравственном развитии над уровнем ближайшей общности. В широком же социальном масштабе конфликта между личной совестью и велением группы почти не существовало -- то и другое по самому своему существу совпадали, отклоняющееся же поведение и было аморальным, порочным, бессовестным. В современных же условиях социальные требования общества, нормы морали уже не, слиты так тесно с совестью личности и могут расходиться с ее нравственным сознанием. Личность, таким образом, не всегда ориентируется на мнение группы, экспектации окружающих и норм морали. Поэтому повышается значимость нравственности самой личности, особенно заостренности ее чувства ответственности, поскольку во многих случаях от деятельности личности зависит благополучие, а иногда и жизнь других людей.

Ответственность свойственна личности, которая находится на высоком уровне нравственного развития. Развитое чувство ответственности определяет отношение личности к себе и другим людям, коллективу, обществу в целом. Ответственность личности предполагает осознание ею своего долга перед обществом, умение оценивать свои поступки и согласовывать их с обязанностями.

К интеллектуальным чувствам относят переживания, которые связаны с умственной деятельностью,-- чувство нового, удивления, уверенности в силу разума, удовольствие от решения проблемы, неуверенность в истинности решения и т. д. В основе названных чувств лежит любовь к знаниям, которая может принимать различные формы и направления.

Высшим уровнем интеллектуального чувства является любовь к истине, которая заставляет человека упорно трудиться, преодолевать трудности в процессе познания, сознательно отказываться от других видов деятельности, для того чтобы больше времени посвятить поиску истины.

Воспитывать интеллектуальные чувства возможно только у развитого человека. Поэтому большое значение для развития интеллектуальных переживаний имеет всеобщее среднее образование молодежи. В процессе обучения в школе учащиеся овладевают основами знаний, которые способствуют развитию интеллектуальных чувств. Важное значение для становления интеллектуальных чувств имеет создание в нашей стране различных научных и технических обществ, издание научных и научно-популярных журналов, поощрение научной деятельности. Однако главнейшая роль в развитии интеллектуальных чувств принадлежит семье. Постоянное приучение детей с раннего возраста к интеллектуальным занятиям способствует как развитию способностей ребенка, так и порождает любовь к истине.

С моральными и интеллектуальными чувствами тесно связаны и эстетические переживания людей. Это чувство красоты, прекрасного. Эстетические чувства возникают в результате восприятия человеком явлений природы, произведений искусства, благородных поступков. Эти чувства имеют ряд градаций -- от легкого волнения, удовольствия, радости или грусти до настоящего эстетического восторга. В последнем случае наши эстетические чувства сливаются с моральными. Эстетические чувства имеют несколько форм своего проявления -- чувство возвышенного, трагического, комического и т. д.

Необходимым условием развития эстетического чувства является осознание молодежью необходимости развития духовного мира человека, культуры поведения, красоты человеческих отношений. Успех эстетического воспитания зависит от совершенствования системы и методов воспитания в средних и высших учебных заведениях, систематического знакомства учащихся с искусством, общение их с природой.

Нравственное, интеллектуальное и эстетическое воспитание способствует развитию активной жизненной позиции личности, т. е. системы ее взглядов и отношений к явлениям общественной жизни, к труду, материальным и духовным ценностям общества, к другим людям и себе самой.