Суррогатное материнство: медицина, этика, право. Этические проблемы «суррогатного материнства

Поскольку само по себе суррогатное материнство является видоизмененной технологией ЭКО, точнее, её частным случаем, то этические проблемы ЭКО остаются актуальными и для суррогатного материнства.

Это, в первую очередь, проблема «лишних эмбрионов» и возможность их уничтожения, продажи, злоупотребления, а также ряд других, которые уже являются предметом дискуссии в течение нескольких десятилетий и, надо сказать, они не решены. В последнее время неожиданно встал вопрос инцеста, который может быть спровоцирован ЭКО. Благодаря ЭКО у одного мужчины-донора могут быть сотни детей. Теоретически, число потенциальных детей у одного донора может превысить все население земли. На практике действительно, у одного отца оказываются сотни детей, причем юридически они его потомством не являются. Мало того, эти дети -- братья и сестры -- не знают о своем взаимном родстве. Если в начале распространения ЭКО их были единицы, то теперь тысячи Вероятность встречи и брака далеко не равна нулю, а во втором поколении становится еще более вероятной. При этом никто не несет никакой ответственности за возможные последствия, а они могут быть очень серьезными.

В случае суррогатного материнства рожденные дети являются детьми матери (юридически), которая их выносила и родила, но в разных странах законы могут различаться. Допустим, закон оставит право на ребенка только биологическим родителям. Тогда «мать-инкубатор» родит ребенка, на которого у нее нет никаких прав. То есть новорожденный будет изъят в принудительном порядке. В случае, если закон оставляет матери право отказаться от сделки сразу после родов возникнет трудно разрешимый конфликт с биологическими родителями, которые будут вынуждены жить всю оставшуюся жизнь с мыслью о том, что их ребенок живет в неизвестном месте, в неизвестной семье. Они не будут иметь ни малейших прав на него. Суррогатную мать, оказавшуюся в таком положении, можно понять. Вынашивать ребенка, слышать, как бьется его сердце, родит т в муках, а потом отдать… В этот момент просыпается материнское чувство, любовь к этому ребенку, как к своему. В любом случае, суррогатная мать оказывается в состоянии эмоционального, и физиологического стресса, вызванного отнятием ребенка. Возможен мастит, рак молочной железы, заболевания репродуктивной сферы. Потенциальный конфликт интересов биологической и суррогатной матери заложен в самой процедуре суррогатного материнства и носит неразрешимый, тупиковый характер. До сих пор даже в странах, где суррогатное материнство разрешено, нет юридической схемы, позволяющей их уладить. При этом стоит иметь ввиду, что даже если стороны «разошлись» по мирному, возможность исков, разбирательств, требований возмещения ущерба не исчерпана. Может ли суррогатная мать подать в суд на клинику, если заболеет раком груди? Кто будет отвечать за возможный ущерб? Возникают сложные отношения между всеми сторонами процесса суррогатного материнства, матерями (их две, как это ни абсурдно звучит), отцами, родителями, их семьями, клиникой, отдельными врачами и т.д? Что будет, если родится больной ребенок? Каковы взаимоотношения и ответственность всех сторон, в случае нарушения договора? Если родится больной ребенок? Клиника находит выход - находится в кабальных условиях, заведомо проигрышных для суррогатной матери.

Несмотря на непрерывно звучащие разговоры в пользу прав женщины, либералы почему-то умолкают, когда речь идет о суррогатном материнстве, а зря. Трудно представить более изощренную и жестокую форму эксплуатации женщины, чем суррогатное материнство. Формально это не рабство, а добровольная услуга, тем не менее, налицо все признаки нарушения права и женщины, и ребенка. Возможные осложнения родов, невозможности грудного вскармливания, износ организма, потеря здоровья, эмоциональный шок, риск для жизни, все это плата за сомнительный «заработок». При суррогатном материнстве права женщины - суррогатной матери нарушаются за деньги и добровольно, но этот факт не компенсирует ее возможные потери, ущерб для личности и свободы.

«Неопределенная судьба «лишних эмбрионов». Так же, как и при ЭКО, лишние эмбрионы могут быть уничтожены, но это не единственная этическая проблема ЭКО и суррогатного материнства. «Лишние» эмбрионы, полученные в результате гиперстимуляции яичников, не имеют в России и многих других странах никакого юридического статуса. Таким образом человеческие существа, жизнь которых уже началась, оказываются в полном распоряжении частной клиники. Далее они могут заморожены и храниться неопределенное время, а также быть имплантированы любой матери без согласия биологических родителей. Причем в этом случае нет значительных юридических препятствий для передачи эмбриона другим лицам, а также отсутствует возможность серьезного контроля со стороны государства. Мало того, клиника может и не информировать о наличии лишних эмбрионов и возникающих этических проблемах, чтобы не озадачивать клиентов. Пары, которые пошли на искусственное оплодотворение, не подозревают о такой возможности, как появление их биологических детей в других семьях, в том числе за границей. Мало того, их дети могут оказаться предметом купли-продажи. Учитывая сомнительный бизнес клиник суррогатного материнства, можно быть уверенным, что их руководство не отягчено излишней моралью.

Хотя статус эмбриона является предметом дискуссии, за эмбрионом признается особый статус. В любом случае понятно, что когда мы имеем дело с эмбрионом, то это не часть тела или орган, это не половая клетка и не культура ткани. С чисто биологической точки он имеет тот же генотип, что и взрослый человек, который может вырасти из этой клетки. С точки зрения христианской этики, которая лежит в основе европейской цивилизации, эмбрион является человеком, хотя документов, таких как паспорт, справка или свидетельство о рождении у него не может быть. Тем не менее, по существу, при передаче эмбриона, пусть в скрытой форме (под видом оказания услуг), происходит акт купли-продажи живого человека.

Само по себе и ЭКО, а тем более суррогатное материнство являются полностью противоестественными способами зачатия и рождения детей. До сих пор нет убедительных доказательств их безвредности. Отрицательные последствия могут быть самыми разными. Кроме того, в случае хранения зародыша в замороженном виде его срок жизни продлевается на неопределенное время по желанию тех, кто в данный момент им владеет. Возраст окажется больше настолько, сколько длилось хранение. Конечно, заморозка останавливает большинство биохимических процессов, но не полностью. Во время хранения оплодотворенная яйцеклетка подвергается обычному фоновому радиоактивному облучению и возрастает вероятность мутации. Наличие мутации выявить очень трудно, так как многие наследственные болезни передаются рецессивными генами и не проявляются сразу, а только в последующих поколениях.

Коммерциализация деторождения. Какими бы словами о высоком значении материнства не прикрывалась новая технология суррогатного материнства, она остается коммерческой услугой, то есть услугой, которая оказывается за деньги и ради денег. При развитии этой технологии включается механизмы рыночной регуляции по схеме деньги - товар - деньги. Под товаром подразумевается набор услуг и сам ребенок. В этом процессе человеческая жизнь и сам человек становится предметом торговли, приобретает свойства товара. Спрос рождает предложение и предложение рождает спрос. В этой схеме нет места этике, человеческим взаимоотношениям, ценности и неповторимости жизни. Есть вещи, которые нельзя продавать и покупать. Если общество переступает эту черту, то оно становится другим - обществом, где можно купить человеческую жизнь. Уже появились своеобразные «питомники», где мамы из бедных стран рожают детей, добывая себе на жизнь. Нельзя не увидеть аналогии с человеческими «фермами», которые существовали в рабовладельческой Америке. По сути, появилась новая форма торговли своим телом, аналогичная проституции, которая глубоко унижает достоинство женщины, хотя в обоих случаях все происходит как будто добровольно. Причем мы еще не знаем, к каким злоупотреблениям может прийти эта индустрия, для которой нет никаких нравственных преград. Что интересно, в репродуктивных технологиях вращаются очень большие деньги. Коммерческая цена услуги за суррогатное материнство начинается от 10 тысяч долларов США и это не единственные расходы. Одна попытка ЭКО стоит около двух тысяч долларов. При этом проблема сиротства в стране до сих пор не решена. Тысячи детей без попечения родителей ждут усыновителей, а сами усыновители получают ничтожную помощь со стороны государства, не говоря уже о нормальных детях в нормальных семьях, рожденных естественным путем. Зачастую родители ребенка, которому нужна операция, которого можно спасти, встают перед необходимостью изыскивать астрономические суммы на жизненно необходимые операции. Страховые компании отказываются оплачивать счета при том, что граждане отчисляют соответствующие налоги и принудительные страховые взносы. Эти два явления: миллионы, обращающиеся в индустрии репродуктивных технологий, и дети-сироты - присутствуют в одно и то же время в одной и той же стране -- по соседству.

Десакрализация материнства и разрушение семьи. Во всех культурах, особенно европейской и христианской, материнство считается священным и уважение к материнству глубоко заложено в нравственной системе общества. Недаром образ Богоматери с Младенцем является одним из самых почитаемых. Превращение материнства в бизнес, торговлю детьми и своим телом дегуманизирует институт материнства, превращает его в ремесло. Все неэтичные стороны репродуктивных технологий сконцентрировались в индустрии суррогатного материнства, которая набирает силу. Коммерческое вынашивание детей наносит по семье удар и последствия этого удара скажутся на репродукции, причем отрицательный эффект намного превысит то число рождений, которое получат экстравагантные родители.

Возможные злоупотребления. До сих пор не изучены возможные последствия злоупотребления репродуктивными технологиями, в частности суррогатного материнсива. Суррогатное материнство существует в правовом вакууме, при его проведении возникают неразрешимые казусы. Так, плохое обращение с женщинами-инкубаторами уже имеет место, происходит их подчинение клинике суррогатного материнства, существующей полулегально. За деньги подписывается кабальный договор, который лишает мать ее прав. Бизнес коммерческого материнства быстро интернационализировался. Если в одной стране запрещено суррогатное материнство, можно поехать в другую. Богатые страны могут эксплуатировать бедные и т. д. Бизнес имеет явно выраженный полутеневой характер и не ясно, что произойдет, когда преступная группировка его возьмет его под контроль. Суррогатное материнство открывает путь к евгенике - мнимому «улучшению» человеческой породы. В одно время такие «селекционеры» оказались на скамье подсудимых в Нюрнберге. Хорошо известно как они «улучшили» человеческую породу и к чему все привело. Действительно, медик без нравственных принципов, злоупотребляющий своим знанием, уподобляется нацистским врачам. Технология суррогатного материнства, работа клиник по предоставлению услуг суррогатного материнства, является для общества своего рода «черным ящиком». Мы не знаем точно что там происходит и как происходит. Например, заявляется, что женщина предоставляет услуги суррогатной матери бесплатно, чисто из гуманитарных соображений. А нам предлагается в это поверить… Ясно, что речь идет о наличных, передача которых не лицензируется, не облагается налогом и не фиксируется как коммерческая деятельность. У нас в стране пытаются (пока что безуспешно) навести порядок и контроль над детьми, усыновленными за границу. Что же говорить о детях, вывезенных таким образом за рубеж, через экспорт услуги суррогатного материнства?

Можно предположить, что в скором времени компании, зарабатывающие деньги на суррогатном материнстве (как в случае ЭКО), запросят государственного финансирования. Эта абсурдная затея обернется налогоплательщикам в огромные суммы, которые лучше было бы потратить на обустройство сирот в приемных семьях.

Еще один главный этический вопрос: скрывать или не скрывать? Ни одно государство не требует от родителей, использовавших суррогатное материнство, рассказывать об этом своим детям. Это будет рассматриваться как вмешательство в личную жизнь и нарушение автономии семьи. Проблема, с которой сталкиваются родители, состоит в том, что они должны решить, лгать своему ребенку или нет. Дети обязательно задают вопросы вроде «откуда я появился?» Как ответить на них если было использовано суррогатное материнство? Как правило, биологические родители не афишируют тот факт, что их ребёнка вынашивала суррогатная мать, но есть и исключения. Самыми известными "биологическими родителями" страны стали популярная певица Алёна Апина и её муж продюсер Александр Иратов. Отчаявшись обрести желанного ребёнка обычным путем, они воспользовались услугами суррогатной матери. Дочку Ксюшу певице за весьма существенное вознаграждение решила выносить интеллигентная провинциалка с высшим образованием, мать двоих детей. После того, как Алёна забрала маленькую Ксюшу у сурмамы, женщины не виделись и общения не поддерживают.

Не менее известная в деловых и светских кругах Ольга Слуцкер, президент сети фитнесцентров "World Class", прибегла к помощи американки Люси, которая стала суррогатной матерью для её сына Миши. Между женщинами сложились очень тёплые отношения, они сильно сблизились в период вынашивания беременности и продолжают дружить семьями.

Термин «суррогатное материнство» означает методику переноса оплодотворенных яйцеклеток женщины, которая по тем или иным причинам не может выносить беременность, в организм другой женщины – суррогатной матери. Рожденный этой женщиной ребенок передается генетическим родителям на основе заключенной договоренности. Соглашение о суррогатном материнстве может быть коммерческим и некоммерческим (альтруистическим). Первое предусматривает материальное вознаграждение, второе не предполагает никакой оплаты, кроме возмещения расходов в период беременности. Некоммерческие программы обычно выполняются в отношении родственников, их участники могут не соответствовать общим требованиям репродуктивного законодательства. Коммерческие программы обычно проводятся с помощью посредников – фирм, подбирающих суррогатных матерей, юридических родителей, медицинских учреждений.

В 1995 году программу «суррогатного материнства» начали применять на территории бывшего СССР. Первый ребенок появился в Харькове, там мама родила его для собственной дочки, имевшей врожденное отсутствие матки. В этой семье нет никаких сложностей, мама, родив ребенка, достаточно благоразумно отдалилась от молодой семьи, разменяла квартиру, ребенок развивается нормально, никаких психических сдвигов нет. Число детей в мире, рожденных от суррогатных матерей, подсчитать довольно сложно, подавляющее большинство таких мероприятий охраняются вследствие правила конфиденциальности, есть данные, что таких детей родилось порядка 1500, есть данные, что уже 250 тысяч.

Сейчас в Украине около 1 миллиона супружеских пар не могут завести детей из-за бесплодия. В мире таких пар - 20% от числа семейных пар. Сколько из них решаются прибегнуть к помощи суррогатной матери - такой статистики, разумеется, нет. Родители, решившиеся на этот шаг, так же, как и суррогатная мать, тщательно оберегают ото всех тайну рождения ребенка. Как правило, женщине приходится «изображать» беременность, оформлять декретный отпуск и т.д. Никаких законов, регламентирующих такую ситуацию, нет.

Программа «суррогатного материнства» дает шанс иметь ребенка женщинам, у которых удалена матка или вынашивание беременности им противопоказано. В этих случаях используются яйцеклетки и сперма бесплодной супружеской пары. Оплодотворенные яйцеклетки женщины, которая по тем или иным причинам не может выносить беременность, переносятся в организм другой женщины - суррогатной матери, и находятся там в течение всего периода беременности. Замечено, что эмбрионы приживаются в матке другой женщины гораздо лучше - вероятность возникновения беременности в таком случае составляет 30% и более (по некоторым данным до 70%). Но к альтернативному методу обзаведения потомством (речь идет об оплодотворении in vitro (в пробирке) и о суррогатном материнстве), несмотря на изменение в ментальности, отношение далеко не однозначное.

Американские исследования, проведенные в последние годы, показали, что люди, которые решают родить ребенка с помощью суррогатной матери, обычно остаются удовлетворенными своим опытом. Моральные и юридические проблемы, связанные с практикой суррогатного материнства, оказались более сложными, чем собственно психологические. В США не принято законов, запрещающих суррогатное материнство, а нашумевшие судебные решения в Кентукки и Мичигане подтвердили юридическую силу заключаемых по этому поводу соглашений. Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков; они утверждают также, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон. Кроме того, многие феминистки думают, что такая практика будет способствовать эксплуатации женщин, а некоторые церковные группы усматривают в ней дегуманизирующую, безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи. Существуют также опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать «своего» ребенка после установления той связи с ним, которая создалась во время 9-месячной беременности и родов.

Сторонники использования суррогатных матерей указывают на то, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребенка, который будет генетически «своим» для мужа. Они отмечают также, что подобная процедура, позволяющая произвести на свет желанное дитя, по сути дела не так уж сильно отличается от усыновления. По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Этот акт связан, конечно, с потенциальными опасностями для суррогатной матери, но она способна их оценить и может сознательно пойти на риск; таким образом, решение о заключении контракта не будет для нее более рискованным, чем для многих других женщин, выбирающих себе не совсем безопасные занятия. Сторонники суррогатного материнства не считают его формой эксплуатации женщин; они утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за выполнение этой роли достаточную материальную компенсацию, а также моральное удовлетворение от приносимой обществу пользы.

Но важно сказать и о ребенке: он может унаследовать от суррогатной матери генетические дефекты (если использовали ее яйцеклетку). Некоторые из таких дефектов, к сожалению, не могут быть выявлены современными методами. Возможно также повреждение плода в результате неосторожности суррогатной матери - например, если она будет во время беременности употреблять наркотики или недостаточно хорошо питаться. Столь же важны, но остаются пока без ответа вопросы психологической адаптации ребенка. Если ребенку объяснят (или он случайно узнает), что его родила не мать, а другая женщина, не станет ли это для него источником проблем или тягостных переживаний? А если контакты ребенка с этой женщиной будут продолжаться и после его рождения (так бывает, когда суррогатная мать - родственница или близкий семье человек), то как это может сказаться на ребенке в дальнейшем?

Специальная комиссия Американского общества по борьбе с бесплодием (1986) выразила по поводу суррогатного материнства «серьезные сомнения этического характера, которые не могут быть сняты, пока не будет получено достаточных данных для оценки опасности и возможных преимуществ обсуждаемой процедуры».

Ввиду этих сомнений упомянутое общество рекомендует использовать суррогатное материнство только в порядке клинического эксперимента при соблюдении следующих условий:

1. Необходимо собрать достаточные сведения о психологическом воздействии всей процедуры на суррогатных матерей, на использующие их супружеские пары и на рождающихся детей.

2. Особое внимание следует уделить тому, чтобы супруги и суррогатная мать дали добровольное согласие на процедуру, располагая всей необходимой информацией.

3. Отец и суррогатная мать должны быть тщательно проверены в отношении инфекционных заболеваний и генетических дефектов.

4. Оплата услуг специалистов - врачей, адвокатов и др.- должна ограничиваться обычными для них гонорарами; они не должны получать комиссионные за подбор участников и организацию всей процедуры.

Несмотря на такие рекомендации, в ряде случаев суррогатное материнство будет, несомненно, организовано на менее строгих условиях (и менее профессионально). Сейчас уже очевидно, что для некоторых женщин, предлагающих свои услуги в качестве суррогатных матерей, главным стимулом служат деньги, и это может толкать их на предоставление ложных сведений о состоянии здоровья или обстоятельствах жизни. С другой стороны, беспринципные или недостаточно серьезно относящиеся к делу адвокаты и врачи иногда так увлекаются перспективой хорошо заработать на подборе суррогатных матерей, что не в состоянии действовать только в интересах своих клиентов. И все же, как могут засвидетельствовать сотни ранее бездетных супругов, польза от такого способа преодоления бесплодия неоценима.

В Библии упоминался элемент суррогатного материнства, когда бездетные женщины для поддержания своего престижа прибегали к помощи рабынь, которые рожали ребенка от хозяина, а сразу после родов на руки его брала законная жена, тем самым демонстрируя свое неоспоримое право на младенца. Несмотря на это, христианская религия отрицательно смотрит на подобные манипуляции, связанные с донорством половых клеток, так как они нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны.

Кроме этого, представители церкви, признавая важность деторождения, не считают его единственной целью брака. Определяя брак как «таинство любви», они видят этическую ценность сексуальных отношений супругов в полной и взаимной самоотдаче, где душа и тело становятся едины. При этом такое единение не сводится только к воспроизводству человеческого рода. Православная церковь, принимая идею синергии, т.е. сотворчество Бога и человека в преображении мира, вместе с тем отвергает всякую претензию последнего заменить собой Творца мироздания. Поэтому, если муж бесплоден, и медицина не в состоянии ему помочь, жена должна принять его таким, каков он есть, не пытаясь в той или иной форме найти ему подмену. Известный московский священник-сектовед Олег Стеняев однозначно ответил, почему церковь так относится к бесплодным женщинам, для которых ребенок - мечта всей жизни: «Жизнь возникает по воле Бога, поэтому другие попытки несостоятельны. Рождение ребенка - благословение Божье, бесплодие - наказание за грехи!» (цит. по «Православие и проблемы биоэтики», 2001). Кроме того, священнослужителей очень беспокоит вопрос о возможности прибегать к новым репродуктивным технологиям и таким образом иметь детей однополыми парами. Категорически осуждая гомосексуальные браки, церковь считает их особо неприемлемыми для воспитания ребенка.

Несколько по-иному к новым репродуктивным технологиям и, в частности, к проблеме суррогатного материнства, подходит мусульманская религия. Там это приветствуется как способ рождения детей, ценность которых в мусульманских странах остается непреходяще высокой. Кроме того, поскольку в странах, исповедующих ислам, разрешена полигамия, то суррогатной матерью может быть другая жена мужа.

Процедура суррогатного материнства возможна только при следующих показаниях:

    отсутствие матки (врожденное или приобретенное);

    деформация полости или шейки матки при врожденных пороках развития или в результате заболеваний;

    синехии (спайки внутри матки) полости матки, не поддающиеся лечению;

    различные заболевания внутренних органов, при которых вынашивание беременности противопоказано;

    неудачные повторные попытки экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) при неоднократном получении эмбрионов высокого качества, перенос которых не приводил к наступлению беременности. Требования, предъявляемые к суррогатным матерям:

    возраст от 20 до 35 лет;

    наличие собственного здорового ребенка;

    психическое и соматическое здоровье.

Рождение и воспитание ребенка — наиболее важная цель в жизни каждой супружеской пары.

К сожалению, более 20% пар не в состоянии иметь своих детей, поэтому вынуждены прибегать к различным методам, чтобы воплотить желание иметь полноценную семью в реальность. В последнее десятилетие популярность обрел один из таких методов, как суррогатное материнство. Во многих странах оно считается наиболее актуальным и правовым способом, поэтому центры суррогатного материнства считаются нормой. Однако, в процессе суррогатства, не редко может возникать ряд проблем как физического, так и эмоционального характера.

Суть суррогатного материнства

Вынашивание плода, в котором участвует третье лицо, т.е. женщина, согласившаяся стать суррогатной матерью, заключает договор с будущими родителями. На основании данного договора, в нее будет помещена зигота биологических родителей, которую ей останется только выносить в течение всего срока и родить. Задача по договору суррогатного материнства заключается в вынашивании ребенка, а после родов — в передаче новорожденного законным (биологическим) родителям.
Отметим, что данная процедура хоть и популярна, но к ней стараются прибегать только в самом крайнем и безвариантном случае.

Суррогатное материнство: многогранность проблемы

Использование технологий для помощи в продолжении рода не всегда может положительно влиять как на жизнь суррогатной матери, так и на судьбу будущих родителей. Как и любой другой метод искусственного зачатия, он имеет свои негативные стороны, которые крайне важно учитывать. В первую очередь такой подход затрагивает психоэмоциональную и социальную стабильность обоих сторон.
Не все будущие родители могут полностью оценить те проблемы, которые способны возникнуть в процессе или после использования подобных методов.

Даже включая тот факт, что для некоторых родителей суррогатное материнство — единственный шанс обрести полноценную семью, существуют и противники такого метода репродукции.

Основные проблемы, которые возникают, имеют весьма разносторонний характер:

2) В некоторых случаях, суррогатная мать не выбирается должным способом, из-за чего здоровье будущего ребенка под сомнением.

3) Данный метод репродукции воспринимается исключительно как работа, что противоречит природным инстинктам.

4) Женщина при вынашивании ребенка отводит его потребности на второй план, так как первоначальная цель — это заработок.

5) Иногда между ребенком и суррогатной матерью во время беременности устанавливается крепкая психологическая связь, что приводит к определенным трудностям в момент, когда нужно отдавать ребенка биологическим родителям.

Суррогатная мать и правовые проблемы

В некоторых случаях проблемы юридического характера могут касаться и суррогатной матери. Например, ребенок рождается с некоторой патологией: отклонением или неизлечимым заболеванием, будущие родители, узнав об этом, отказываются от него, при этом не оплатив суррогатной матери материальную компенсацию. Дополнительно ее могут обвинить в заболеваниях ребенка. Поэтому такой вопрос необходимо тщательно изучать не только со стороны физиологии, но и со стороны правовых отношений.

Проблемы эстетического характера, касающиеся суррогатной матери

Если говорить о правовых нормах, то законодательство РФ имеет возможность их регулировать, в отличии от эстетических. К основным моральным и эстетическим нормам можно отнести следующие аспекты:

  • проблемы психологического характера, которые затрагивают суррогатную мать;
  • нарушается представление о родстве;
  • соблюдение полной тайны о рождение ребенка;
  • психологические проблемы, который могут развиться у будущих родителей.

Проблемы физического типа для ребенка и суррогатной матери

В первую очередь отметим физические проблемы вынашивания чужого ребенка:

  • ранний и более тяжелый токсикоз;
  • такие физические проблемы как: потеря аппетита, общее недомогание, перепады настроения во много раз сильнее, чем при вынашивание собственного ребенка.

Помимо этого следует помнить о послеродовой депрессии, которая возникает на фоне гормонального изменения. В этот период психоэмоциональное состояние роженицы не стабильное, к чему еще прибавляется психологический стресс от передачи ребенка биологическим родителям. Также не стоит забывать и о связь малыша с женщиной, которая его выносила, поэтому, ребенок тоже в какой-то мере будет испытывать эмоциональный дискомфорт.

Психологические проблемы для будущих родителей

Проблемы психологического характера могут затрагивать и будущих родителей. Наиболее распространенные следующие:

  • страх биологических родителей в исчезновение суррогатной матери после предоплаты;
  • не знание о условиях, в которых будет находится женщина во время вынашивания ребенка и воздействие окружающей среды на плод;
  • боязнь сходства ребенка с суррогатной матерью и возможностью передачи чего-то негативного.

Немаловажным остается и полная сохранность появление ребенка на свет. Те, кто использовал данный метод репродукции, а именно — суррогатное материнство, оставлял отзывы, о том, что достаточно сложно сохранить весь процесс в тайне. Особенно это связано с менталитетом людей, любящих обсуждать и разводить сплетки касательно чужих семей.

Можно считать, что у каждой передовой технологии, которую преподносит нам этот мир – есть свои сторонники и ярые противники. Так и в случае репродуктивного материнства – помимо недоработанной правовой базы, в битве схлестнулись морально-этические аспекты этого метода борьбы с бесплодием. Нельзя сказать, что одна сторона явно уступает в аргументах другой, довольно веские факты приводят и одна и другая стороны. Постараемся детальнее раскрыть, что же таится за суррогатным материнством помимо благих намерений и появлением новой репродуктивной технологии.

Возникают ситуации, в которых семейная пара прибегает к помощи собственных родственников, в целях использования их в качестве суррогатной матери. Это может быть бабушка, сестра, тетя, вообще – из близкого кровного рода. Первая проблема, с которой сталкивается семья в подобной ситуации, имеет такое понятие как – «нарушение семейной идентификации», что означает возникновение личностного кризиса в семье посредством смешивания отношений, ведь если собственная мать рожает женщине ребенка, как остальным членам семьи к этому относится? Считается, что первые месяцы после рождения новорожденный тесно связан с матерью, а именно суррогатной матерью, даже если биологически это не так.

Так же дела обстоят и с конфиденциальностью насчет суррогатного материнства(), вернее факта беременности, который невозможно скрыть перед окружением близких людей. Многие участницы суррогатного материнства делятся с психологом о том, как трудно хранить в тайне, и порой избегать общества, дабы сохранить новость об участии в программе.

Но даже если со стороны сурмамы может не возникнуть подобных проблем, они легко могут появиться у генетических родителей. Страх, переживания, одолевающие супружескую пару на протяжении всей беременности, приводят к нарушениям психического здоровья. Первым в дело вступает материнский инстинкт у бесплодной женщины, которая была вынуждена обратится за помощью к суррогатной маме, рано или поздно начинает терзать себя мыслями о возможном отказе передачи ребенка после рождения, о том, что она полюбит его и пожелает оставить себе, или в течение беременности каким то образом повлияет на состояние плода, причинив ему вред.

И спустя годы это чувство не покидает женщину, или супружескую пару. На подсознательном уровне родители пытаются выискивать различные сходства ребенка с суррогатной матерью, все негативные стороны характера, которые проявляет ребенок – списывать на генетику именно сурмамы а, не учитывая свое собственное воспитание.

Человеческая взаимопомощь уходит на второй план, уступая место деньгам, зачастую у женщин возникает мысль о хорошем заработке, работе, а не решительности для такого шага из соображений о благом поступке на радость бесплодной паре, упуская все нюансы влияния беременности на собственное здоровье и здоровье малыша

О коммерческой стороне репродуктивного материнства мы говорили ранее, но стоит напомнить, что с каждым годом данная программа якобы выносить ребенка с благой целью все больше напоминает процесс «купли-продажи», ценным товаром которого может являться сам новорожденный малыш.

Сам ущерб, наносимый суррогатной матери во время беременности – нельзя обойти стороной. Во-первых, организм подвергается колоссальным изменением, что не всегда есть хорошо, процесс беременности длительный, а значит, последствия ее носят такой же характер. Ведь не зря статистика показывает высокий процент возникновения токсикоза на ранних сроках именно у суррогатных матерей, так как внедрение чужеродного эмбриона, его прикрепление и дальнейшее развитие влияет на работу организма женщины. Случается даже, что попытки искусственного оплодотворения (ЭКО) не всегда результативны после одного раза и женщине приходится пройти через ряд диагностических процедур еще и еще.

Встречаются некоторые состоятельные семейные пары, которые берут в услужение плохо социально состоятельных женщин в суррогатные мамы, которые из-за отчаяния соглашаются на любую денежную сумму за то что бы рожать ребенка чужим людям

Сточки зрения активисток феминистических движений, суррматеринство в скором времени послужит неким толчком для эксплуатирования женской половины населения, путем отступления человека от духовенства и нравственности считают церковные служащие, утверждая, что суррогатное материнство служит для отступления от гуманистического начала общественности.

В конце концов, даже отвергая все вышеперечисленные проблемы, для самой суррогатной матери на протяжении беременности, а это около 9 месяцев, такой поступок может стать большой психологической проблемой в момент рождения малыша, так как все таинство беременности эта невидимая связь матери с малышом наносит колоссальный удар по любой здравомыслящей женщине.

Суррогатное материнство и его нормативные проблемы

В продолжение темы хотелось бы указать на явные недоработки в сфере нормативноправового регулирования вопроса суррогатного материнства. По сей день, многим известно, что генетические родители не могут быть полностью защищенными от мошенничества или простого отказа суррогатной матери давать право на регистрацию ребенка бесплодной супружеской паре. Например, Россия – страна, где путем долгих судебных разбирательств, опираясь на Семейный кодекс, суррогатная мать может добиться сохранить за собой право на опеку над ребенком которого выносила для семьи, заключив перед этим официальный договор. Рассматривать это дело будут длительное время, но зачастую в пользу сурмамы. Поэтому будущим родителям остается полагаться лишь на добросовестность и порядочность суррогатной матери.

Ни в одном документе не указаны действия и законы, направленные на решение проблемы, когда при рождении ребенка выясняется наличие какой либо патологии или заболевании, возникает риск отказа генетических родителей от ребенка. Или в случаях когда вместо одного рождается несколько детей, но тут зачастую будущие родители снисходительно относятся, и даже радуются двойному прибавлению в семье. Но тем не менее эти, и еще множество нюансов до сих пор лежат на поверхности общественности и предпринять четкую стандартизацию в законодательстве, для регулирования всех вопросов касательных суррогатного материнства – увы, но видимо невозможно.

Суррогатное материнствоправославие

На сегодняшний день неизменной является только отрицательная позиция Российской Православной Церкви, которая старается затрагивать и поднимать эту тему все чаще(). Дело в том что, в соответствующих документах, касаемые церкви указывается негативное отношение к суррогатному материнству, и вот почему – она не считает деторождение единственной и главной целью в браке, а всего лишь плодом желания супружеской пары. И если случается такое, что ни при каких условиях, консервативных методах или хирургическим вмешательством победить бесплодие невозможно, то супругам необходимо просто смириться со своей участью в этой жизни, либо молиться, что бы Бог придал им силы для скорейшего излечения, на худой конец – усыновить ребенка из детского приюта. Все остальные пути к появлению ребенка Церковь к сожалению – осуждает. Есть ли ?

В виде исключения в документах так же отмечается применение процедуры экстракорпорального оплодотворения при абсолютных показаниях бесплодия, для этого необходимо, что бы пара состояла в официальном браке и была повенчана. Такая вспомогательная репродуктивная технология как – донорство яйцеклеток, криоконсервация и т.д. считаются непосильным грехом.

Отдельный вопрос касается крещения новорожденного ребенка в Русской Православной Церкви. Ведь малыш вовсе не считается виновником манипуляций проведенных цивилизованным обществом, и не несут ответственности за грехи родителей своих. Поэтому детям, рожденным «из пробирки» не отказывают в крещении. Вот некоторые нюансы, с которыми можно столкнуться при желании крестить ребенка:

  • в ситуациях, когда новорожденному угрожает смертельная опасность – процессия крещения проводится вне зависимости от условий, при которых он появился на свет.
  • только после покаяния будущих родителей и суррогатной матери в содеянном, пообещав нести христианской воспитание новорожденного допускаются к крещению.
  • если супружеская пара категорически отказывается покаяться, и сознательно идут против законов Православной Церкви, они лишаются права крестить ребенка, вплоть до его совершеннолетия, когда он сможет самостоятельно выбирать вероисповедание.

Отношение церкви к суррогатному материнству.

Вот такими убеждениями оперирует Православная Церковь, когда заходит вопрос о суррогатном материнстве:

  • в силе с активистами феминистических движений, РПЦ считает, что после согласия на суррогатное материнство женщина теряет свое достоинство и просто становится неким хранилищем, инкубатором для вынашивания детей, превращаясь в неодушевленный предмет который всячески используют.
  • сурматеринство попирает священность материнства природного.
  • нарушает главный принцип Божьей заповеди – о появлении человека, его целей и смысла на этой земле.
  • необратимо нарушает брачный союз.
  • нарушает некую таинственную связь между ребенком и суррогатной матерью.
  • лишает еще не рожденного ребенка права на полноценную семью, когда к репродуктивному материнству обращаются одинокие мужчины, женщины, лица нетрадиционной ориентации.
  • способствует халатному отношению суррогатной матери и будущим родителям к новорожденному путем искусственного оплодотворения.
  • нарушает духовную и телесную целостность сурмамы или родителей.

Суррогатное материнство -это грех или нет?

Хочется сказать, что в любом случае выбор остается только за супружеской парой или женщиной, которая соглашается стать суррогатной матерью, несмотря на все осуждения из вне.

Но по убеждениям РПЦ – если женщина получает ребенка путем программы суррогатного материнства, счастливой, на их счет, она никогда не станет. И какими бы громкими словами о жертвенной любви не пыталась бы прикрыться этот репродуктивный метод борьбы с бесплодием, он прежде всего был, есть и будет – чисто коммерческой услугой, ведь предоставляя такую «помощь» специалисты и клиники получают крупные денежные суммы. Деньги ради денег.

Предметом, центром этого метода, и результатом его действия является – ребенок, который становится неким товаром, без какого либо права на выбор.

И поддержание мира будет сохраняться лишь в том случае, когда будут сохраняться человеческие ценности и духовные принципы, которые нельзя купить или продать. Ведь человеческая жизнь, жизнь новорожденного является главной ценностью в этом мире.

Необходимо всего лишь, заглянуть поглубже, дабы усмотреть истинную причину появлений мужского или женского бесплодия. Беспорядочная половая жизнь, частые аборты или перенесенные заболевания передаваемые половым путем – наряду с суррогатным материнством является страшным грехом. А когда все это приобретает масштабный характер проявлений, то и бесплодие предотвратить становится сложнее.

Неужели нельзя обратить свою любовь и заботу ребенку из приюта, который уже существует на этом свете, и нуждается в той самой родительской защите? Тем самым обретая некий Божий подарок, если завести детей естественным путем у супругов не получается.

Тем более, что суррогатное материнство репродуктивная технология, которая открывает возможности для ныне популярных нетрадиционных браков – завести ребенка, имея скрытый умысел и нарушая все природные и Божьи законы. Это один из самых страшных грехов, по мнению Церкви. Ведь сколько зарегистрировано случаев усыновления зарубежными парами нетрадиционной ориентации, детей, рожденных от суррогатных матерей и последующим насилием в такой семье.

Но вместо того что бы попытаться покаяться перед Богом, встать на путь истинный, исправляться духовно и физически, люди просто отдают предпочтение легкому пути решения проблемы. Просто заказать, выложить крупную сумму денег и получить на руки ребенка без лишних хлопот.

На протяжении всего периода существования человечества одной из основных целей заключения брака являлись дети. С их появлением на свет связаны мечты, паны, надежды и приятные заботы. Но, к сожалению, далеко не все могут прочувствовать радость материнства. Проблема бесплодия в России на данный момент стоит чрезвычайно остро. Рождаемость в стране не увеличивается, а наладить работу репродуктивных органов у больных удается далеко не всегда.

Выходом из этой ситуации может стать суррогатное материнство. Это новейшая услуга, которая тем или иным образом затрагивание не только медицину, но и многие другие сферы жизни человека. Однозначного отношения к данной теме быть не может, ведь она чрезвычайно сложная и противоречивая. Поэтому не удивительно, что тема суррогатного материнства, несмотря на то, что оно разрешено российским законодательством, продолжает горячо обсуждаться. Уже на начальных этапах как сурмамы, так и бездетные пары ощущают на себе в полной мере как правовые, так и этические проблемы суррогатного материнства.


Одна из основных проблем суррогатного материнства связана с юридической стороной вопроса.

Согласно законодательству РФ правом на новорожденного обладает суррогатная мать. Записать в свидетельстве о рождении биологических родителей можно только с ее разрешения. То есть после родов она должна написать отказ от новорожденного. Это провоцирует возникновение непредвиденных проблем. Например, иногда суррогатные мамы отказываются отдавать малыша или же начинают требовать с биологических родителей большую сумму денег в обмен на ребенка.

Также бывают случаи, когда суррогатная мать отдает ребенка родителям, но спустя некоторое время подает на них иск в суд, аргументируя этот поступок тем, что она передумала. В данном случае законодательство полностью встает на сторону родившей ребенка женщины.

Юристы уверяют, что эту проблему можно достаточно легко решить, если подать в суд с просьбой признать родителями биологических мать и отца. Однако при этом ни в коем случае не стоит ссылаться на подписание контракта.

Стоит отметить, что проведение генетического анализа в данном случае также будет сопряжено некоторыми проблемами, так как на эту процедуру должна дать согласие суррогатная мама.

Также не стоит забывать, что у части желающих прибегнуть к услуге суррогатного материнства могут быть некоторые ограничения.

Так, воспользоваться данной услугой в России имеют право:

  • законные супруги;
  • мужчина и женщина, которые живут в гражданском браке;
  • незамужние одинокие женщины.

Что касается одиноких мужчин, то им по закону не разрешается пользоваться услугой сурмамы. В данном случае единственное, что может сделать мужчина – посетить клинику вместе со знакомой сурмамой, которая разрешит выполнить подсадку. При этом может использоваться ее личная или донорская яйцеклетка.

При желании в такой ситуации можно выполнить внутриматочную инсеминацию. После родов женщина должна будет написать отказ от ребенка, чтобы мужчина смог забрать его себе.

Стоит сказать, что все эти действия никак не регулируются договором, так как они не относятся к суррогатному материнству. Это значит, что биологический отец не имеет никаких гарантий на то, что он получит ребенка. Причем ситуация значительно усложняется если донором яйцеклетки будет женщина, вынашивающая ребенка. В этом случае она будет иметь на родившегося малыша все права.

По российскому закону использовать яйцеклетку сурмамы нельзя. Если женщина, страдающая бесплодием, не может дать свои половые клетки для процедуры, то она может воспользоваться услугой предоставления донорских яйцеклеток.

Стоит сказать, что в некоторых случаях с юридическими проблемами может столкнуться и сурмама.

Например, иногда случается так, что ребенок рождается с каким-либо заболеванием. Такое может произойти как по вине сурмамы, так и из-за биологических родителей. В этом случае вся ответственность ложится на женщину, которая родила. В таких ситуациях биологические родители часто винят в этом суррогатных матерей, даже несмотря на то, что они постоянно находятся под наблюдением медиков. Здесь генетические родители могут поступить так: забрать ребенка себе или отказаться от него. В свою очередь дальше сурмама может самостоятельно воспитывать малыша или написать от него отказ и передать в детский дом.

К юридическим проблемам, с которыми сталкиваются суррогатные мамы можно отнести также то, что они должны получить официальное разрешение на это от законного супруга, ведь вынашивание чужого ребенка может негативно отразиться на семейных взаимоотношениях. Стоит сказать, что зачастую биологические родители ребенка настаивают на том, чтобы сурмама отказалась от интимной близости на весь период беременности. Это также не улучшает взаимоотношения между супругами.

Правовые проблемы суррогатного материнства можно предотвратить, если перед тем как провести процедуру искусственного оплодотворения грамотно составить контракт и прописать в нем следующее:

  • сурмаме будут оплачены все необходимые медицинские процедуры и лекарства;
  • генетические родители возьмут на себя расходы по дородовому лечению суррогатной мамы;
  • сурмаме будут возмещены потери по работе;
  • местопроживание женщины в момент вынашивания малыша;
  • действия генетических родителей и сурмамы в случае рождения ребенка с какими-либо заболеваниями;
  • место рождения ребенка;
  • обязанность сурмамы после родов передать новорожденного родителям;
  • обязанность родителей забрать ребенка;
  • обязанность обоих сторон придерживаться договора;
  • санкции при нарушении установленных правил.

Этические

К сожалению, многоаспектность проблемы суррогатного материнства не дает возможности решить все задачи только лишь с помощью договора. Мнение людей по поводу данной услуги сильно разделились, поэтому участники процесса нередко сталкиваются с осуждением не только от посторонних лиц, но и даже со стороны людей из близкого окружения.

Этические проблемы суррогатного материнства (биоэтика) включает в себя в первую очередь крайне негативное отношение церкви. Представители религиозной сферы считают, что таким способом жестко нарушается святость семьи и брака. По их мнению, бесплодная пара должна смириться со своей проблемой и найти свое предназначение в других сферах жизни, но ни в коем случае не пытаться решить ее.

Помимо этого ярые противники сурматеринства считают, что это своего рода торговля людьми. Но и этот довод тяжело назвать справедливым, ведь суррогатная мать не продает своего ребенка, а лишь вынашивает чужого, чего не может сделать родная мать.

Также противники считают, что в скором времени ситуация дойдет до того, что состоятельные женщины не захотят самостоятельно вынашивать и рожать детей и начнут для этих целей нанимать менее обеспеченных женщин.

Это также нельзя назвать правдой, ведь российское законодательство и биоэтика, суррогатное материнство запрещают женщинам, которые не имеют на это серьезных медицинских показаний. Причем врачи должны официально подтвердить тот факт, что пациентка не способна выносить ребенка. В противном случае с ней не захочет иметь дело ни одна клиника репродуктологии в мире. Таким образом, суррогатное материнство – это не прихоть, а единственный способ завести генетически родного ребенка бесплодным парам.

Крайне негативно в сторону суррогатного материнства высказываются и феминистки, аргументируя свою позицию тем, что данная услуга является эксплуатацией женщин. Однако в действительности суррогатное материнство – это благородный подвиг. Также важно осознавать, что женщина идет на этот шаг осознанно и исключительно добровольно, что четко указанно в российском законодательстве.

Также не стоит забывать, что сурмамой может стать только женщина с безупречным здоровьем, а это значит, что при вынашивании малыша, она абсолютно никаким образом не рискует.

Еще довольно часто в обществе можно услышать мнение о том, что сурмамы за время вынашивания привыкают к чужому ребенку и в итоге при расставании с ним получают тяжелейшую психологическую травму. Это самый веский довод из всех. Однако и его также можно оспорить.

Прежде чем выполнить искусственное оплодотворение женщина должна пройти ряд психологических тестов и побеседовать со специалистом данной сферы. Таким образом, претендентки, не способные пойти на то чтобы отдать ребенка, сразу исключаются.

С теми же, чью кандидатуру одобряют, на протяжении всего периода беременности постоянно работают психологи. Они помогают максимально легко преодолеть суррогатного материнства проблемы, которые могут возникнуть.

Для исключения возникновения проблем с психикой на роль сурмамы берутся только женщины, у которых есть минимум один свой ребенок. Вопреки распространенному мнению это нужно не только для подтверждения репродуктивного здоровья, но и для того, чтобы после родов женщина смогла переключиться на заботу о родном малыше и у нее отсутствовала потребность привязываться к чужому.

Помимо этого существует мнение, что психика страдает не только у суррогатной матери и ребенка, но и у генетических родителей.

Биологические мамы часто беспокоятся о том, что сурмама во время беременности будет выполнять действия, которые негативно отразятся на развитии плода или после родов сбежит вместе с ребенком.

После рождения ребенка биологические родители могут опасаться, что ему передались черты сурмамы и постоянно искать их. В данном случае также требуется помощь квалифицированного психолога.

При суррогатном материнстве часто нарушаются родственные связи. Например, в случае, когда женщина вынашивает ребенка для своей дочери, которая не может иметь детей. Таким образом, сурмама является сразу и матерью и бабушкой ребенка. Это грубое нарушение кровнородственной связи. В таких ситуациях дети, особенно в раннем возрасте не могут понять, кто кому кем приходится.

Избежать данной проблемы суррогатного материнства в России можно довольно легко. Для этого нужно просто сохранить историю происхождения в тайне.

Не стоит также забывать, что вынашивание ребенка с чужими генами женщине дается очень нелегко. Суррогатные мамы гораздо чаще остальных беременных страдают токсикозом, который сопровождается тошнотой, рвотой, слабостью и потерей аппетита. У них нередко случается отторжение плода. На этом фоне может возникнуть излишняя тревожность, раздражительность и мнительность. Во избежание всего этого женщина в течение всей беременности должна наблюдаться у врача и иметь возможность в любой момент выти на связь с ним.

В завершение стоит сказать, что когда речь идет про суррогатное материнство понятие морально нравственные проблемы с каждым днем все больше игнорируется. Дело в том, что, несмотря на все свои недостатки сурматеринство помогает решить демографическую проблему. По прогнозам специалистов ООН в середине 21 века количество людей в возрасте старше 60 лет значительно превысит количеств лиц, младше 15 лет. При этом процент бездетных пар станет еще выше. Именно сурматеринство по мнению ученых поможет в будущем омолодить население планеты.

Мнение психолога (видео)