Конспект занятия по формированию у детей столового этикета «О главных правилах поведения за столом. Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом

Занятие-практикум

Тема. Этикет в школьной столовой

Главная задача занятии: Познакомить с правилами культур­ ного поведения в школьной столовой; сформировать первичные умения этического поведения за столом.

Примерное содержаниезанятия:_

I . Вступительное слово.

Давайте-ка попробуем перенестись в каменный век. Закройте все глаза и представьте, что мы попали в гости к древним лю­ дям. Они поймали мамонта и зажарили на костре. Теперь они разделили добычу между собой и начали есть, но что это они сидят на земле, едят руками, жир течет по рукам и на одежду, рот вытирают рукавом, чавкают и сопят.

Ой, ребята, быстрее открывайте глаза. Вам было приятно? Да, впечатление не очень хорошее. Но это было в каменном веке. У нас сейчас есть и вилки, и ложки, и салфетки. По что порой мы видим, некоторые люди ведут себя так за столом, словно напоминают древних людей. Почему?

Письменный опрос: "Твое мнение " (Подчеркни ответ, допиши сам).

Дети напоминают за столом древних людей, потому что:

1.Не знают правил поведения.

2.3нают, но не хотят их выполнять, потому что от них взрос­ лые этого не требуют.

3.Взрослые не подают примера красивого поведения.

4. Другое...

Разъяснение правил, культурного поведения за столом,

а) Правила посадки за столом.

Давайте представим, что мы сидим за обеденным столом в школьной столовой. Вспомним правила красивой посадки: первое - спинка прямая; второе - руки касаются края стола;

третье - локти прижаты к себе, чтобы не толкать соседей; четвертое - (правило для девочек) - прежде чем опуститься на стул, надо осторожно разгладить руками юбку.

Тренинг: посадка за столом в соответствии с правилами эти­ кета.

б) Правила сервировки стола.

Ну, а теперь, когда они по правилам этикета разместились за столом, подумаем о сервировке. Что это такое?

Сервировка - это удобное и красивое расположение посуды и еды на столе.

Чтобы научиться этому, надо нам решить вот такую этиче­ скую задачку:

Дано: две тарелки: одна глубокая, вторая мелкая; стакан, вилка, ложка, хлебница.

Требуется: расположить все так, чтобы было, во-первых, удобно, во-вторых, красиво.

(Дети "сервируют" стол на листочках бумаги, один ученик - на доске или столе, используя настоящую или детскую посуду).

Правильное решение:

Перед собой ставится глубокая тарелка (для первого блюда), сзади нее (или чуть вправо) - мелкая (для второго блюда), спра­ ва от большой тарелки - ложка, рядом - вилка, Причем ложка и

вилка кладутся вниз выпуклой стороной, "словно они хотят есть, стакан - чуть справа от мелкой тарелки, хлебница- посе­ редине стола.

(Контроль усвоения)

Скажите, что едят вилкой? (котлеты, салаты, рис, макароны, картофель), Что едят ложкой? (суп, борщ, каши, творог).Что едят с помощью ножа и вилки? (птицу, отбивные котлеты, от­ варное мясо). А сколько обычно подают блюд к обеду? (три блюда; - первое - жидкое, второе - мясо или рыба с гарнирами, третье - напиток).

в) Правила приема пищи.

Ребята, в наш класс пришло необычное письмо. В нем - со­ веты едокам. Давайте послушаем, правильны ли они? И попро­ буем составить свои правила правильного приема пищи.

1. Хлеб надо брать вилкой.

Правильно: Хлеб надо брать руками и столько, сколько съешь, лучше сразу отложить необходимые кусочки.

2. Если сосед попросит передать кусочек хлеба, то бери его
своей рукой.

Правильно: Нужно подать всю тарелку с хлебом.

3. Из общего блюда хватай кусочек получше, а соседу оставь
похуже.

Правильно: Это не вежливо, из общего блюда берите то, что смотрит на вас, т.е. лежит рядом.

4. Если тебе нужно достать приглянувшийся кусочек пирож­ного, то тянись через весь стол.

Правильно: Это некрасиво, нужно тихонько попросить сосе­ да передать.

5. Косточки от рыбы, мяса нужно прямо из рта вытаскивать
рукой.

Правильно: Самый лучший выход - аккуратно губами выло­ жить на поднесенную ко рту ложку или вилку, а затем положить их на край своей тарелки.

6. Соль из солонки можно брать руками.

Правильно: Лучше на кончике ножа или специальной лож­ кой.

7. Можно есть с ножа.

Правильно: Ножом только режут, есть с ножа - некрасиво, да и легко порезать язык, губы.

8. Косточки от компота можно выплевывать прямо на стол.
Правильно: Поднести ложку ко рту и положи косточку на

блюдо.

9. Когда пьешь чай, то оставь ложку в чашке.

Правильно: Размешивать нужно не слишком резко, по воз­ можности нешумно. Размешав сахар, надо вынуть ложку и по­ ложить на блюдо.

10. После еды нужно облизывать ложку.

Правильно; Грязные ложки и вилки лучше всего положить на тарелку. Ручками вправо - это знак окончания еды.

П. Наедаться всегда надо впрок, чтобы не остаться голод­ ным.

Правильно: Есть надо сдержанно и знать меру, ведь известна старая мудрость; "Лучше недоесть, чем переесть".

12. Полотняную салфетку прикрепить к груди.

Правильно: Правильнее положить на колени, чтобы не за­ пачкать одежду, бумажными салфетками вытирают губы и ру­ ки.

г) Правша общения за столом.

Послушайте, вот какая история произошла с одной девочкой.

    Ольга Васильевна, - спросила как-то ученица Катя, - как
    наклонять глубокую тарелку, когда суп подходит к концу? К
    себе или от себя?

    Если хочешь облить скатерть, наклоняй от себя, а если пла­ тье, наклоняй к себе.

    Но я ничего не хочу обливать!

    Тогда оставь тарелку в покое: в ней всего полторы ложки
    супа!

Так что же хотела сказать учительница?

Правильно, мы с вами установили еше одно правило:_ "Если осталось немного супа, то не стоит наклонять тарелку ни к себе, ни от себя, чтобы не пролить ни на скатерть, ни себе на платье "

А вот еще одна история.

Дети пришли в столовую. На столе уже стоят тарелки с ман­ ной кашей. Все берутся за ложки.

Фу! - вдруг громко говорит Слава, - Какая противная каша. - Сами ешьте эту гадость, я не буду. Учительница сказала: "Мне очень стыдно за тебя, Слава." Почему учительница так сказала? (Правила этикета запрещают за общим столом плохо говорить о еде, чтобы не портить аппетит хозяйке и другим).

Ответьте на вопросы: Что делать:

    Если за столом тебе хочется чихнуть?
    (Прикрыть лицо носовым платком или салфеткой).

    Если тебе надо высморкаться за столом?

(Сделать это как можно тише, с помощью носового платка, не привлекая к себе внимание, или выйти).

3. Если тебе надо выйти по нужде из-за стола?
(Нужно сказать тихо учительнице: "Мне надо выйти").

А теперь давайте сдадим экзамен о премудростях поведения за столом.

Тест: "Проверь себя"

Культурный ли ты едок.

да

нет

Сидя за столом ты;

1 1. Ешь беззвучно, не спеша

2. Сидишь прямо

3. Чавкаешь и сопишь

4 Шмыгаешь носом

5. Жуешь с открытым ртом

6. Моешь руки перед едой

7. Откусываешь сразу большой кусок

8. Разговариваешь с полным ртом

9. Благодаришь за еду

10. Болтаешь ногами

11. . Вслух говоришь о непонравив-

ш ейся еде

1 12. Поласкаешь рот после еды

1 13. Раскладываешь столовые прибо-

р ы удобно и красиво.

Обработка результатов:

\. Если ты ответил «да» на вопросы: 1, 2, 6, 9, 12, 13 и «нет» на вопросы: 3, 4. 5, 7, 8, 10, 11 - значит ты культурно ведешь себя за столом.

2.Если ответ «да» на вопросы 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11, а на во­ просы 1, 2, 6, 9, 12, 13 «нет» - твое поведение за столом можно охарактеризовать как некультурное, недопустимое.

З.При других комбинациях ответов твое поведение можно охарактеризовать как требующее коррекции.

Рефлексия: Мне показалась важным то....
Я понял, что


Молодые родители не всегда серьезно относятся к советам старших в воспитании детей, а уж обучение своего малыша правилам поведения за столом считают делом десятым. Вот и сводится оно в некоторых семьях к совершенно непедагогичным окрикам: «не чавкай, закрой рот и жуй, сядь прямо, не качайся на стуле, не хватай со стола до обеда…». На этом считают свою миссию оконченной. А бабушка точно знает, что через несколько лет за такого недоросля родителям придется краснеть. Или еще одна ситуация, малыш уже полчаса ковыряется в супе, выбирает оттуда то, что ему больше по вкусу, в итоге отталкивает тарелку, проливая содержимое на пол, на стол и на себя… Знакомая ситуация? Простительно, если ребенку всего год. А если уже четыре или пять? Где граница между детской неловкостью и отсутствием хороших манер? И когда надо начинать знакомить ребенка с основами этикета? Давайте разберемся какими должны быть правила поведения детей за столом.

У каждого в памяти найдется несколько неприятных моментов, когда соседский подросток или приглашенный на детский праздник малыш своим поведением просто срывали обед. Они громко разговаривали, тянулись через весь стол за лучшим куском торта, чавкали, а то и давились, не прожевывая пищу. Список неприемлемых поступков безграничен.


Давайте убережем себя от подобного поведения сына или дочери в будущем. Попробуем систематизировать обучение наших крох хорошим манерам, чтобы это было не обременительно ни им, ни нам. Лучший возраст, чтобы начать обучение - 1,5 - 2 года. Естественно, в этом возрасте ребенок не сможет уяснить все правила взрослого этикета. Да это и не нужно.

Когда учить? Всему свое время

Правила поведения за столом для малышей немного отличаются от взрослого этикета, т.к. многие гиперактивные дети во время приёма пищи становятся маленькими проказниками. Большинство детей усваивают хорошие манеры до 5-ти лет. Но начинать обучение ребёнка нужно уже в 1,5 - 2 года. Конечно, могут быть исключения из правил, но знайте, чем позже вы начнёте обучение, тем сложнее малышу будут даваться ваши уроки.

Читаем статью о том, как научить ребенка есть самостоятельно и аккуратно – полная инструкция для родителей

от 1,5 до 5

В этом возрасте ребенок активно осваивает навыки окружающего мира. Он впитывает в себя все, что видит, старается подражать взрослым. Самое время в игровой форме освоить азы этикета; Это обязательное мытье рук перед едой . Мама сама не должна забывать мыть руки перед кормлением ребенка. Перед каждым приемом пищи она должна вместе с малышом пойти в ванную и помыть руки и себе, и ему. Со временем он будет делать это автоматически; Кормление ребенка должно обязательно происходить за обеденным столом , а не в детской и не перед телевизором. Это поможет в будущем вашему ребенку серьезно относиться к еде, уважать труд тех, кто готовит пищу. Посадите малыша на высокий стульчик, чтобы он не выглядывал из-под стола, а чувствовал себя равноправным членом семьи; Постелите малышу на колени полотняную салфетку . Одежда останется чистой, даже если ребенок прольет суп или чай. Во взрослой жизни наличие в ресторане салфетки не введет вашего ребенка в ступор; Не позволяйте ребенку играть с пищей , крошить хлеб, размазывать кашу по столу. Такое поведение не позволительно даже в 2 года. Постарайтесь терпеливо объяснить малышу, что так вести себя некрасиво, что маме стыдно за него. Мама и папа никогда себя так не ведут. Конечно, кроха послушает вас не с первого раза; Только одно правило: никогда не кричите на него. Будьте терпеливы и последовательны в своих требованиях. Нельзя сегодня запрещать что-то, а завтра не заметить сотворенного ребенком; К пяти годам дети уже должны уметь обращаться с вилкой и ножом , пока детскими. Они не должны путать, что нож нужно держать в правой, а вилку в левой руке. К этому возрасту нужно научить дитя, какие продукты едят с помощью приборов, а какие берут руками.

от 5 до 10


Самый плодотворный возраст для воспитания, но и самый сложный. В этот период ребенок не так безоговорочно доверяет словам родителей. Он уже самостоятельно старается разобраться в жизни и в поступках окружающих его людей.

Мама и папа не должны допустить никакого послабления для себя в ритуале приема пищи. Если вы приучаете ребенка не пить соков из пакета, а обязательно наливать их в стакан, недопустимо будет самим нарушить это правило. Или просто однажды забыть помыть руки перед обедом. Или не поблагодарить хозяйку за обед. Ребенок это заметит, и ваши слова для него уже не будет истиной.

(Картинка кликабельная, можно скопировать и распечатать)

В 5 - 6 лет малыш должен усвоить, как нужно вести себя за столом и уже не нарушать принятых норм. Каждое нарушение нужно проговаривать с ребенком на семейном совете. Это поможет ему понять серьезность требований взрослых. Но ни в коем случае нельзя проводить «разбор полетов» в присутствии чужих людей, в уничижительной форме или с помощью криков и ругани.


Малыш уже знает, что сидеть за обеденным столом нужно прямо, не раскачиваясь на стуле . Неприемлемо расставлять локти и толкать ими соседей по столу. Если трудно добиться соблюдения этого правила словами, очень помогает прием с книгами. Во время обеда подсуньте подмышку ребенку по книге и попросите удерживать их до конца трапезы. Несколько таких упражнений, и проблем с локтями не будет; Ребенок не позволяет себе громко чавкать, говорить с полным ртом . Это внушалось ему постоянно. Знает он и о том, что в рот нужно класть небольшие кусочки пищи и тщательно пережевывать их; Малыш сдерживает отрыжку и кашель . Если это невозможно, обязательно отворачивается от стола и прикрывает рот бумажной салфеткой; Совершенно естественно будет для ребенка до 10 лет знать, что нельзя считать себя центром общества и различными громкими требованиями привлекать к своей персоне всеобщее внимание . Если малышу нужно отойти от стола, он должен попросить разрешения у кого-то из родителей тихим голосом, спокойно. Совсем необязательно знать всем, что он хочет в туалет; Нельзя тянуться к тарелке на другом конце стола через все блюда. Ребенок знает, что нужно попросить положить ему на тарелку желаемый кусочек. Нельзя рыться в общем блюде в поисках лучшего кусочка; Садиться за стол можно только после взрослых , а вставать, - после того, как все поели . Если сидеть и слушать разговоры взрослых не хочется, ребенок просто просит разрешения уйти; Благодарность за обед обязательно должна проявиться в виде волшебного слова «спасибо» .

от 10 и старше

Вы хорошо потрудились, научили своего отпрыска отличным манерам и правилам этикета. Однако, расслабляться пока рано. Он знает то, что должен знать и соблюдать каждый интеллигентный человек. Но правила хорошего тона и поведения за столом этим не ограничиваются. Впереди - изучение особых столовых приборов , не используемых ежедневно. Хорошо бы познакомить свое дитя с тем, как нужно есть различные экзотические блюда . Не лишними будут общие знания о пищевых традициях народов мира .

(Картинка кликабельная, можно скопировать и распечатать)

Не говорите с ребенком в назидательном тоне. Для лучшего усвоения правил этикета подойдет игровая форма обучения . Можно придумать званый обед для кукол и мишек, сервировав стол игрушечной посудой по всем взрослым нормам. Ответственным за этот обед, конечно же, будет ваше дитя. А вы только вовремя подскажете и посоветуете. Будьте последовательны и терпеливы в обучении. Не позволяйте себе срываться на ребенке, даже если он совершил что-то непозволительное. Не забывайте хвалить и поддерживать малыша за успехи. Привлекайте ребенка к подготовке обеда. Доверьте ему расставить тарелки, отнести на стол хлеб. Совместная работа сблизит и заставит малыша уважительнее относиться к еде и тому, кто готовит обед. Призовите себе в помощь мультфильмы и сказки , в которых говорится о правилах этикета. Обсуждайте с ребенком только что увиденную сцену из фильма по теме. Не пропускайте примеры из жизни. Правила поведения за столом должны живо вплетаться в действительность, это не застывшая догма. Собственный пример - лучший урок. Дети всегда подражают взрослым. Воспользуемся этим для обучения. Конечно, нелегко всегда держать себя в руках и не позволить схватить на лету кусочек вкусненького, но помните о ребенке.

Зачем ребенка нужно учить этикету

Ваши усилия не пропадут даром. Взрослая жизнь очень скоро станет жизнью вашего малыша. Совместный обед с потенциальным работодателем, посещение ресторана с понравившейся девушкой, деловой ужин с партнерами, корпоративная вечеринка… Часто самые серьезные разговоры ведутся именно за обеденным столом.


Умение вести себя в обществе, хорошие манеры, знание обеденного этикета, - это те бонусы, которые вы, как родители, заложили в своем ребенке еще с детства. И они обязательно принесут дивиденды в виде счастья и успеха. А вы сможете гордиться своим чадом и говорить, что ваши старания дали свои плоды.

Возможно будет интересно: 12 эффективных способов приучить ребенка чистить зубы - Почему детей категорически нельзя заставлять или уговаривать поесть, если они этого не хотят? Проблемы с весом у детей: из-за чего это случается и кто виноват? Что делать, если ребенок плохо ест и можно ли считать это серьезным поводом для беспокойства? - читаем статью с комментариями и экспериментами

Видео минутка: этикет за столом

Психологи утверждают, что учить ребенка правилам этикета за столом надо с раннего детства: от года до двух:

Как правильно сидеть за столом

Уроки хороших манер. Как правильно вести себя за столом? Как сидеть, что можно и чего не следует делать за столом? Вы узнаете на уроках хороших манер:

Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом

Для родителей очень важно поведение ребенка в обществе. Много шалостей любимые дети совершают за обеденным столом. Все недочеты и ошибки во время обеда видны окружающим. Терпение родителей быстро иссякает, но не во всем виноваты дети.

Очень важно, чтобы родители проработали вместе с чадами правила поведения за столом, тогда не будет повода к разногласиям в семье.

Чтобы не стыдиться в гостях, надо своего ребенка научить. как вести себя за столом

Некоторые родители уверенны, что ребенок должен априори знать правила поведения за столом, все обучение с их стороны сводится к окрикам и наказаниям. Можно наблюдать, как они постоянно говорят ребенку, что нужно сесть прямо, не чавкать, закрыть рот. Как и все нормы поведения в человеческом обществе ребенок должен учиться корректному поведению за обеденным столом.

По мере взросление ребенок совершает «выходы в свет» самостоятельно: детский праздник, день рождения, мероприятия в учебном заведении. В такой ситуации нет родительского контроля, это лучший индикатор, который проявит все умения и оплошности ребенка.

Когда начать обучение?


Средний возраст для усвоения манер поведения за столом – 2 года. В этом возрасте малыш, конечно, не освоит все тонкости этикета и владение столовыми приборами, но родители своим примером и пояснениями должны заложить основу культуры поведения за столом.

Обучение надо начинать с первого года ребенка

Базовые правила обучения этикету Ребенок учится, подражая взрослым, это первая ступень на пути к этикету. Процесс освоения хороших манер длится примерно до пяти лет, за это время важно объяснить базовые принципы поведения. Идеальный вариант познания правил этикета – игра. Через игровую форму ребенок легко запоминает и усваивает правила. Ребенок будет увлечен, если устроить обед для кукол и игрушек. В процессе необходимо сервировать стол, рассадить гостей, подать блюда, вести беседу за столом, убрать все приборы и проводить гостей. В такой непринужденной форме необходимо оговаривать все действия, при необходимости корректировать поведение. Все дети любят смотреть мультфильмы, во время просмотра можно обсудить правила этикета, которых придерживаются или нарушают герои.

Базовые правила поведения за столом в картинках

Азы Перед трапезой следует воспользоваться салфеткой, которая расположена рядом с приборами. Если вы ее не обнаружили, можно тактично спросить у окружающих, где она находится. Если ребенку меньше пяти лет, то допускается заправить салфетку за воротник, так ребенок сбережет верхнюю часть одежды от загрязнений. За столом ребенок должен сидеть прямо, облокотившись на спинку стула, стопы параллельно полу. Емкости большого диаметра допускается брать обеими руками, это поможет предотвратить опрокидывание. Если хочется кашлянуть или чихнуть, то следует отвернуть лицо к плечу, прикрыть рот салфеткой или рукой. Во время еды и питья следует соблюдать тишину, глотание и пережевывание не должны быть очень громкими. Если ребенку необходимо посетить ванную комнату, то он должен извиниться и аккуратно выйти из-за стола, если ребенок находится у себя дома, то излишние комментарии ни к чему. Если желаемое блюдо или напиток находятся далеко от малыша, то не нужно тянуться, необходимо попросить рядом сидящих людей о помощи. После передачи блюда необходимо поблагодарить человека за услугу. Если кувшин с напитком находится рядом, но он слишком тяжелый, то следует наливать его обеими руками, если даже в таком варианте задача не под силу, то следует обратиться к помощи взрослого человека.

Уроки этикета в детском саду

Чего делать нельзя? Чавканье и беседа с набитым ртом. Сплетни, перебивание и грубый тон разговора. Начинать употребление пищи, пока не обслужены все гости. Облизывание ножа и других острых столовых приборов. Ставить локти на обеденный стол. Раскачивание на стуле. Поглощение последнего кусочка пищи без предложения другим. Откусывание слишком больших кусков пищи.

Как вытирать рот - веселая картинка

Недопустимо играть с едой, необходимо объяснить ребенку, что нельзя крошить хлеб, размазывать кашу. Отношение к еде должно быть уважительным. Баловство за столом непозволительно для ребенка 2-3 лет, не говоря о детях старшего возраста.

Полезные привычки

Мытье рук перед употреблением пищи. Необходимо на личном примере показывать ребенку важность гигиенических процедур перед едой. Для начала можно проводить совместное мытье рук, со временем это станет полезной привычкой. Врачи рекомендуют мылить руки в течение нескольких минут, можно разучить веселую считалку и вместе с ребенком ее пропеть в течение мытья.

Прием пищи должен проходить в обеденной зоне, с юных лет важно приучать ребенка к этому правилу.

Обедать надо за обеденным столом, можно вести беседу

В дальнейшее будет проще наводить порядок во всей квартире, выработается культура принятия пищи. Не рекомендуется употреблять еду за просмотром телевизора, за компьютером, чтение газеты, это отвлекает от процесса и минимизирует общение с членами семьи.

Как только малыш научиться сидеть нужно приобрести стульчик для кормления, столешница которого будет находиться вровень с обеденным столом, тогда ребенок будет быстрее обучаться правилам поведения за столом.

Приборы для малыша можно давать уже с 1-го года

Во время еды используйте полотняную салфетку, которая защитит от загрязнений одежду малыша, тогда такой предмет не введет в ступор уже подросшего ребенка. Такое правило поможет вам сэкономить время на стирку одежды ребенка, ведь не всегда дети аккуратны во время употребления пищи.

Во время обучения ребенка правилам поведения за столом будьте терпеливы и последовательны.

Не давайте ребенку играть с едой

Только эти качества помогут добиться стойкого результата и сохранят дружеские отношения в семье. От родителей требуется последовательность, правила должны быть едины, если чего-то нельзя сегодня, этого нельзя делать и завтра. Такое же правило действует во время провождения времени с другими родственниками: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, няней.

Приучайте малыша благодарить за обед хозяйку дома, если вы дома, то это мама. Организаторы обеда всегда стараются, благодарность гостей – это признак воспитанности и уважения.

Объясните ребенку: нельзя отворачиваться от еды

Если малыш нарушил этикет поведения за столом для детей, то не следует в грубой форме делать замечания во время обеда, лучше всего провести работу над ошибками уже дома. Не следует упрекать ребенка, унижать личность. Все недочеты и ошибки следует относить к конкретной ситуации, а не к ребенку.

Другие важные моменты Важна посадка ребенка, спина должна быть ровной, можно слегка опереться на спинку стула, нельзя раскачиваться на стуле. Во время обеда нужно удобно расположиться, не рекомендуется расставлять локти, тем более толкать рядом сидящих людей. Обед это не только принятие еды, но и беседы. В диалог моно вступать только после полного пережевывания пищи. Собеседник будет лучше слышать вас, поведение будет тактичным.

Научите ребенка, как правильно держать приборы

Для удобства нужно использовать приборы, при помощи ножа и вилки можно разделать пищу, поглощать ее небольшими кусочками. В процессе еды не стоит торопиться, нужно спокойно и размеренно пережевать еду. За столом может случиться всякое, если хочется чихнуть или покашлять, необходимо отвернуться от стола и прикрыть рот салфеткой. Если ситуация не исправилась, можно извиниться и покинуть застолье, посетить ванную комнату. Во время обеда поведение должно быть сдержанным, не стоит приковывать общего внимания, активно жестикулировать, громко разговаривать. Активные дети часто хотят быть в центре внимания, но следует соблюдать правила, вести себя в рамках приличия. Если ребенку приглянулось блюдо, которое находится слишком далеко от него, то следует попросить окружение передать блюдо. Нельзя тянуться через весь стол, расталкивая окружающих, такое поведение недопустимо. Когда передали блюдо, то нельзя копаться в нем в поисках лучшего куска, это выглядит очень не эстетично. Перед возвращением блюда на место следует предложить порцию своим соседям.

Обучение этикету в игре

Научите ребенка! Дети могут присаживаться за стол после взрослых, считается неприличным покидать стол, если трапеза не окончена всеми участниками. Если вашему ребенку неинтересно за столом, начались взрослые разговоры, то в полнее допустимо покинуть его, предварительно спросив разрешения. Такое поведение считается уместным.

Для детей, которые освоили базовые правила этикета можно переходить к изучению столовых приборов, тонкостей их использования. Очень интересно использовать новые столовые приборы в повседневной жизни, тогда для ребенка не будет сюрпризов, он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

Интересно! Если в вашем окружении есть иностранцы, вы ходите к ним с детьми в гости, то неплохо было бы познакомиться с культурой потребления еды в других странах. Это расширит кругозор ребенка, будет прививать уважение к другой культуре. Для детей бывает очень интересным изучение пищевых традиций народов Мира.

Для чего?

Не всегда освоение правил поведения в обществе будет даваться вам с ребенком легко, но вы всегда должны помнить, что они – важная часть приспособления. В человеческой культуре многие важные решения принимаются именно за приемом пищи, положительное впечатление от совместного обеда может обеспечить рабочее место, дружеские отношения, благосклонность партнера. Поэтому так важен этикет за столом для детей уже с самого раннего возраста. Бесплатные бонусы, которые родители заложили в своем чаде, будут служить ему всю жизнь. Поведение человека за столом многое говорит о статусе и образовании человека.

Как правильно вести себя за столом

✓ Если вас зовут за стол, не опаздывайте, не заставляйте себя ждать.

✓ Не начинайте есть, пока все не соберутся за столом.

✓ Не придвигайтесь вплотную к столу, но и не сидите слишком далеко от него. Не откидывайтесь на спинку стула, не разваливайтесь на нем.

✓ Не затыкайте салфетку за воротник. Место салфетки - у вас на коленях. Не вытирайте салфеткой лицо. Ею надо лишь слегка промокать губы.

✓ Сидите прямо, не сгибайтесь над тарелкой.

✓ Не тянитесь через тарелку вашего соседа, чтобы достать что-то со стола. Попросите кого-нибудь передать то, что вам нужно.

✓ Не накалывайте хлеб на вилку. Хлеб надо брать руками.

✓ Не откусывайте от целого куска хлеба и не крошите его в суп. Хлеб отламывают небольшими кусочками и только потом отправляют в рот. Точно так же не принято намазывать целый кусок маслом: мазать нужно отломанные кусочки.

✓ Не макайте хлеб в соус. В крайнем случае придерживайте хлеб вилкой, но не лезьте в тарелку пальцами! В любом случае не вытирайте тарелку хлебом досуха.

✓ Если в солонке нет ложечки, соль надо брать кончиком чистого ножа.

✓ Не чавкайте. Жуйте с закрытым ртом.

✓ Сдерживайте отрыжку.

✓ Не разговаривайте с набитым ртом.

✓ Не заглатывайте пищу большими кусками. Во-первых, это отвратительно выглядит, а во-вторых, вредно для желудка.

✓ Не раздвигайте локти и не ставьте их на стол. Локти должны свисать со стола и быть прижаты к бокам.

✓ Не ешьте ложкой то, что можно есть вилкой.

✓ Не ешьте суп с конца ложки, не прихлебывайте. Приоткройте рот, поднесите ложку боковой стороной, слегка наклоните ее в сторону рта и бесшумным движением губ снимите пищу с ложки.

✓ Не требуйте второй порции.

✓ Не старайтесь ухватить последний кусочек мяса, зачерпнуть последнюю ложку супа и т.д.

✓ Не выискивайте на общем блюде куски получше: берите то, что лежит ближе к вам.

✓ Не выплевывайте кости, шкурки и другие «лишние» кусочки на тарелку. Прислоните к губам вилку и извлеките изо рта кость, после чего положите столовый прибор на тарелку. Фруктовые косточки надо извлекать изо рта с помощью ложки.

✓ Не играйте столовыми приборами, салфетками и другими столовыми принадлежностями.

✓ Если вы в гостях, не садитесь за стол, пока вас не пригласит сесть за стол хозяин или хозяйка дома. Помните, что мальчики не должны садиться раньше девочек.

✓ Если вы сопровождаете к столу девушку, подайте ей правую руку. Подавать левую не принято.

✓ Если за общим столом рядом с вами сидит девушка, ваша обязанность поговорить с ней, предложить помощь.

✓ Если вы сидите между двумя людьми и хотите поговорить с одним из них, не поворачивайтесь к другому спиной. Не разговаривайте с другим человеком через соседа.

✓ Сидя за столом, не ковыряйтесь во рту зубочисткой. В крайнем случае старайтесь делать это незаметно.

✓ Не критикуйте блюда, которые подают к столу.

✓ Если вам не хочется какое-либо блюдо, откажитесь от него, не объясняя причин. Не говорите, что оно вам не нравится: этим вы обидите хозяев.

✓ Не оставляйте чайную ложку в чашке. Помешав напиток, положите ложку на блюдце.

Публичное выступление. Как не волноваться

Что такое этикет для школьников?

Как вести себя в ссоре?

Классный час: Как вести себя за столом, 1 класс

Правила вежливого общения для детей


Уже у древних египтян были в почёте столовые приборы, а умение есть красиво и бесшумно считалось важным достоинством.

На Руси при дворе московских государей и великих князей столовые приборы подавались только почётным гостям, а сами хозяева брали кушанья с тарелки руками.

Всерьёз взялся обучать русских дворян хорошим манерам только Пётр I. Он составил и издал знаменитую книгу «Юности честное зерцало», в которой были изложены правила поведения в обществе и подробно описаны правила поведения за столом.

В наше время каждый воспитанный человек должен знать эти правила поведения за столом:

Никогда не спеши первым занять место за столом.

Помоги девочке сесть за стол, отодвинув для неё стул.

Сев за стол, не отказывайся от еды. Хозяйку может обидеть такое пренебрежение к её стараниям. Если ты не голоден, попробуй всего понемногу.

Не следует ударяться в другую крайность - поглощать всё без разбора, не обращая внимания на соседей.

Если блюдо с угощением, которое ты хочешь попробовать, стоит далеко от тебя, не тянись за ним, а вежливо попроси, чтобы тебе его передали.

Кушанья на тарелку клади небольшими порциями, не смешивая всё в бесформенную массу.

Матерчатую салфетку не засовывай за воротник и не повязывай вокруг шеи. Разверни её и положи на колени перед тем, как подадут кушанье. Этой салфеткой не выти­рай ни рот, ни столовые приборы. Рот и руки следует вытирать бумажными салфетками. После еды бумажную салфетку положи в тарелку, а матерчатую - рядом с салфеткой.

Во время еды старайся быть аккуратным. Ешь не торопясь, не разговаривай с полным ртом. Если тебя о чём-то спросили, то, прежде чем ответить, сначала прожуй и проглоти пищу.

Учись правильно пользоваться столовыми приборами. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой. Не ешь с ножа: это не только некрасиво, но и опасно - можно порезать рот. Нож держи в правой руке, а вилку - в левой. Не перекладывай их из одной руки в другую, пока не съешь всё угощение.

Если ты уронил нож, вилку или ложку, не поднимай их. В такой ситуации нужно попросить другой прибор и не стараться объяснить свою неловкость, привлекая к себе внимание.

За столом не делай замечаний соседям. Обнаружив в своей тарелке случайно попавший в неё несъедобный предмет, избавься от него незаметно.

Мясо нарезай в тарелке маленькими кусочками. Съешь один кусочек - отрежь следующий. Всю порцию нарезать не следует: мясо быстро остынет, а тарелка будет выглядеть неряшливо.

Старайся есть бесшумно: не дуй на горячую пищу, не прихлёбывай, не чавкай, не стучи столовыми приборами.

Из общего блюда бери ближний к тебе кусок, ни в коем случае не выбирая себе кусочек, который кажется тебе лучшим.

Птицу - утку, гуся, курицу, индейку - бери с общей тарелки вилкой и отрезай небольшими кусочками.

Рыбные косточки вынимаются вилкою или руками.

Гарнир - картофель, макароны, овощи - набирай на вилку, помогая при этом ножом.

Никогда не облизывай пальцы; вытирай их бумажной салфеткой.

Не собирай хлебом соус на тарелке, каким бы вкусным он ни был.

Косточки от ягод в компоте не выплёвывай на блюдце, а вынь изо рта ложечкой и положи на блюдце.

После еды грязные нож, вилку, ложку клади только в свою тарелку.

За столом сиди прямо, не наваливайся на него грудью и не ставь локти на стол.

Если тебе нужно выйти из-за стола, попроси разрешения у хозяйки.

Не оставляй чайную ложку в чашке с чаем или кофе. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.

Соблюдай правила поведения за столом даже тогда, когда ты ешь один. Это поможет всем твоим навыкам превратиться в постоянные и полезные для тебя привычки.

Правила поведения и этикета за столом для маленьких детей

Общепринятый этикет за столом для детей объясняют, как только они сами берут в руки ложку. Знание правил хорошего поведения также необходимы детям, как элементарные сведения об окружающем мире.

Это важно не только для того, чтобы малыш хорошо вел себя за столом в детском саду и в гостях у друзей. Хорошие манеры со временем становятся полезной привычкой, которая формирует характер. Если хотите вырастить культурного ребенка, объясните ему правила поведения за столом в доброжелательной доступной манере. В возрасте одного года малыш способен понять основные требования, сложные правила этикета за столом ему еще не нужны.

Правила поведения детей за столом, которые вы будете им рассказывать не должны быть только теорией. На вашем личном примере во время семейного принятия пищи малыши должны видеть, что вы ведете себя так, как говорите.

Если вы учите благодарить за еду, а сами этого не делаете, не ждите, что дети вас превзойдут. Обучение малышей строится на их желании подражать взрослым, поэтому ваше поведение за столом скажет им намного больше, чем все ваши слова.

Для обучения правилам поведения за столом для детей есть много интересных игр и мультфильмов. Используйте эту возможность. Не забывайте, что малыши познают мир во время игры.

Основные требования к детям

  • Правильная поза за столом. В первую очередь необходимо обращать внимание на то, как малыш сидит за столом. На стуле приучайте его сидеть прямо, облокачиваясь на спинку. Локти нужно убирать со стола. Малыш не должен находиться вплотную к столу или слишком далеко от него, чтобы ему было удобно есть.
  • Уважительное отношение к еде. Малыш должен уважительно относиться к пище, независимо от того нравится она ему или нет, не разбрасывать ее и не играться. Есть аккуратно, стараясь не проливать суп и компот на пол и на стол. Не бросать хлеб и кашу на пол.
    • Чистота и аккуратность. Годовалому малышу трудно остаться чистым при самостоятельной работе ложкой. Нужно приучать его к аккуратности, завязывая перед едой слюнявчик. Лучше купить в магазине большой, непромокаемый слюнявчик, который удобно мыть в теплой мыльной воде и сушить после каждого приема пищи.
    • Правильно держать ложку. Нужно показывать ребеночку, как правильно держать ложку. Даже если у него не сразу получится, он будет знать, к чему стремиться. В скором времени (годам к двум) каша и суп будут съедаться быстрее, а слюнявчик уже не понадобится.
    • Тишина во время еды. Хотя взрослые любят беседовать во время общих застолий, малыш должен научиться, что во время еды отвлекаться нельзя. Никаких разговоров, чихания, икания, срыгивания, чавканья и других посторонних звуков. Громкий смех и разговоры тоже неуместны. Пусть малыш покушает, а потом рассказывает все, что душе угодно.
    • Нужно научить пользоваться салфеткой после еды. Ставьте на детский стол стаканчик с парой салфеток, и покажите, как вытирать после еды рот и руки. Ребенку это очень понравится. Только не нужно жертвовать ради хороших манер пачкой салфеток во время каждого обеда.
    • Полезные привычки

      Научите малыша, что перед едой обязательно нужно мыть руки. Вместе с мамой ребеночек моет ручки, и только потом садится за стол. Если с детства вы не выработаете эту привычку, потратите много сил и времени на лечение разных болезней. В два года, когда малыш уже может мыть руки самостоятельно, ему можно помогать и напоминать. Но формировать эту привычку в пять лет, ругая ребенка за забывчивость уже трудновато.

      Полезной привычкой будет благодарить за еду маму или бабушку, которая ее приготовила. Даже если еда не очень понравилась, ребенок должен быть вежливым и проявлять уважение к близким людям, которые о нем заботятся. На семейном совете можно обсуждать меню и давать право голоса детям в выборе любимых ими блюд.

      Очень полезно научить малыша не привлекать к себе всеобщее внимание за столом. Любому человеку приятно внимание, но нужно научить ребенка скромности, чтобы его поведение в будущем было приятно людям, с которыми он будет общаться и есть вместе. К скромности относится также привычка не выбирать самый лучший кусок на общем блюде.

      Послесловие

      Если у ребенка нет аппетита, не заставляйте его есть. Никаких сказок, мультиков и спектаклей в семейном исполнении во время еды, чтобы чадо съело лишнюю ложечку полезнейшей каши, устраивать нельзя. О какой культуре поведения может идти речь, если мама готова на все, лишь бы ребенок покушал?

      Самым большим врагом в воспитании является крик и упреки. Если малыш допустил грубую ошибку, поговорите с ним на прогулке или перед сном. Спросите, почему он себя так вел. Разные провокации со стороны ребенка можно пресечь просто, попросив его встать из-за стола. Он легко перенесет это когда на столе стоит суп или каша, но лишившись вкусного десерта, будет вести себя разумнее. Идите первыми на контакт и проводите обучение культуре поведения в доброжелательной и дружеской манере. Для вас будет большим приобретением не только культурные манеры, но и дружба вашего ребенка.

      razvitie-vospitanie.ru

      Правила поведения детей за столом

      Правила поведения детей за столом

      Являясь родителями, вы прекрасно знаете, что самые неприятные вещи дети делают в неподходящие моменты. Особенно нас раздражают разные шалости за обеденным столом. Как правило, такие поступки чаще всего пресекаются родительским криком или наказанием, но мало кто из взрослых удосуживается объяснить детям правила поведения за столом или научить их хорошим манерам.

      Начинайте обучение в раннем возрасте

      Приучение к дисциплине, хорошим манерам и основам этикета во время еды можно начинать в самом раннем возрасте. Обеденный стол будет свидетелем многих важных событий в жизни вашего ребёнка. Когда-то впервые ваш малыш встретится за обедом с родителями своей избранницы, пойдёт на деловой ужин с потенциальным работодателем или на корпоративной вечеринке будет сидеть за столом рядом с руководителями фирмы. Хотя, на самом деле, повод не важен. Хорошие манеры, в любом случае, принесут малышу только пользу.

      Правила поведения за столом для детей немного отличаются от взрослого этикета, т.к. многие гиперактивные дети во время приёма пищи становятся маленькими проказниками. Большинство малышей усваивают хорошие манеры до 5-ти лет. Но начинать обучение ребёнка нужно уже в 2 года. Конечно, могут быть исключения из правил, но знайте, чем позже вы начнёте обучение, тем сложнее малышу будут даваться ваши уроки.

      Правила поведения за столом или чего нельзя делать ребёнку за столом:

  1. Начинать есть, пока не обслужены все присутствующие за столом, и вставать из-за стола до того, как все поели.
  2. Облизывать нож! Острые предметы никогда нельзя держать во рту.
  3. Балансировать на задних ножках стула.
  4. Говорить с набитым ртом.
  5. Жевать с открытым ртом и громко чавкать.
  6. Ставить локти на стол.
  7. Перебивать других во время беседы за столом, грубо разговаривать или сплетничать, смотреть телевизор.
  8. Направлять столовые приборы на рядом сидящих людей.
  9. Забирать последний кусок, не предложив его другим.
  10. Откусывать такие куски пищи, которые невозможно пережевать.
  11. Правила поведения за столом, которые вы должны объяснить своему ребёнку:

  12. Сев за стол, нужно простелить салфетку на колени. Если кто-то случайно взял вашу салфетку, не нужно кричать во всё горло: «Кто взял мою салфетку?». Тихонько спросите об этом окружающих. Многие родители не знают, как лучше распорядиться салфеткой: заправить её за воротник, чтобы уберечь верхнюю часть одежды малыша, или простелить на колени и обезопасить низ. Специалисты по этикету советуют заправлять салфетку за воротник ребенка, если ему меньше 5-ти лет.
  13. Посадка за столом должна быть ровной: прямая спина, опёртая на спинку стула, подошвы расположены параллельно полу.
  14. Если необходимо, стеклянные стаканы и ёмкости с напитками можно держать двумя руками. Маленькими ручками тяжело захватить широкую посуду, поэтому стоит использовать две руки для предотвращения её опрокидывания.
  15. Если за столом по кругу передаётся корзинка с хлебом или другие продукты, то делается это слева направо. Если вас просят передать какое-то блюдо, которое находится к вам ближе всего, возьмите его левой рукой и сначала предложите человеку, сидящему слева от вас, а уже потом, переложив его в правую руку, передавайте направо.
  16. Когда вам хочется чихнуть или кашлянуть, нужно отвернуть лицо от стола в сторону к плечу и прикрыть рот рукой или салфеткой (лучше салфеткой).
  17. Всегда вытирайте рот салфеткой, прежде чем сделать глоток из стакана или бокала. Жирные губы оставляют неприятный и неаппетитный след на стекле.
  18. Если вам нужно воспользоваться туалетом или умывальником, просто извинитесь и выйдите из-за стола. Когда у вас в доме присутствуют гости, не нужно уведомлять всех о том, куда вы идёте и с какой целью.
  19. Выходить из-за стола нужно справой стороны от стула.
  20. Правила поведения за столом. Напитки

    Малыши любят отстаивать свою независимость и являются большими сторонниками самостоятельности, копируя поведение взрослых. Но когда дело доходит до напитков, появляются новые правила поведения за столом для детей, которые следует соблюдать:

  21. Во-первых, ребёнок не должен тянуться за напитком через весь стол. Ему следует вежливо попросить об этом кого-то другого, при этом, не забывая говорить слова «пожалуйста» и «спасибо».
  22. Если кувшин, чашка или другая ёмкость слишком тяжелая или неудобная для малыша, нужно использовать две руки для того, чтобы её перенести или сделать глоток. Одна рука должна держать ёмкость за ручку, а вторая - поддерживать противоположную сторону сосуда.
  23. Напомните ребёнку, что для того, чтобы налить напиток, он может обратиться за помощью к взрослым, и такая просьба не будет считаться зазорной.
  24. Причмокивание и громкое глотание неприятно и неаппетитно для окружающих. Объясните малышу, что пить нужно спокойно и медленно. А перед тем, как сделать глоток жидкости, следует прожевать, проглотить всю пищу и вытереть рот салфеткой. Исключения могут быть в тех случаях, когда дети по незнанию кладут в рот что-то острое или горячее.
  25. Когда ребёнок становится старше и уже мастерски владеет искусством разлива, он может предложить свою помощь людям, сидящим слева и справа от него. Разлив напитков можно даже включить в застольные обязанности малыша.

Надеемся, наши советы помогут вашему малышу овладеть хорошими манерами и основам этикета во время еды.

gym1534uz.mskobr.ru

Нескучный детский этикет: как вести себя за столом

Поведение за столом – это первые уроки этикета для ребенка и начинать их можно очень рано, как только ребенок начнет «появляться» за общим столом. Годовалые малыши с удовольствием берут в руки ложку, еще не понимая, зачем. Ведь брать еду руками и отправлять ее в рот, облизывая пальцы, размазывать по тарелке и столу очень интересно и забавно. Ваша задача – убедить малыша, что принимать пищу при помощи столовых приборов гораздо интереснее, удобнее, чище и красивее.

Здесь вашими помощниками в приучении ребенка к самостоятельности и культуре поведения станут удобный столик, детский набор посуды, детские столовые приборы. Вручите малышу загадочную ложку. Конечно, поначалу он ею много не съест и вам придется попутно его кормить со своей ложки. Но он получит первые необходимые навыки.

После этого – постигайте основы столового этикета. Все правила поведения за столом делятся на две большие части: что нужно делать и чего делать нельзя.

Нужно:
Перед едой тщательно вымыть руки;
Кушать за обеденным столом;
Кушать не спеша;
Жевать с закрытым ртом;
Быть аккуратным и внимательным за столом;
Класть на тарелку столько еды, сколько сможешь съесть;
Пользоваться салфеткой во время еды;
Сидеть на стуле прямо, кушать над тарелкой;
Убрать за собой посуду или предложить свою помощь;
Поблагодарить за обед волшебным словом «Спасибо!».

Нельзя:
Разговаривать во время еды, не прожевав (можно подавиться);
Бросаться едой, размазывать еду по тарелке, играть едой;
Откусывать большие куски и набивать полный рот едой;
Класть на стол локти;
Кричать, размахивать руками, качаться на стуле, баловаться;
Брать чужие приборы и еду с чужих тарелок;
Кушать перед телевизором, компьютером, планшетом и т.д.;
Чавкать, вытирать рот руками, рукавом или скатертью.

И помните, ваш пример – самый лучший способ вырастить воспитанного ребенка.

Нескучный детский этикет: учимся хорошим манерам

Идеальных мам не существует или почему французские родители не сдаются

5 секретов эффективной мамы

ТОП-10 советов родителям, которых сводят с ума их дети

«После трех уже поздно»: в каком возрасте следует активно развивать ребенка

Воспитание ребенка по законам циклов развития: от 0 до 7 лет

Хорошие манеры, или 13 главных правил этикета за столом для ребёнка

Воспитательный процесс и вхождение детей в социум многогранны и подразумевают множество нюансов, о которых стоит помнить родителям. Например, правила этикета за столом являются важной составляющей социализации ребёнка.

Привитие основ правильного «застольного» поведения должно начинаться ещё в раннем детстве, лишь в этом случае культурные навыки станут привычкой и в какой-то степени естественной личностной чертой сначала дошкольника, а потом и школьника.

Однако родителям, которые занимаются проблемой привития ребёнку правил этикета за столом, необходимо учитывать, что их чадо воспринимает взрослые привычки в качестве образца поведения. Значит, важно следить и за собственными манерами, иначе все старания будут напрасными.

Яблоко от яблони

Приучить ребёнка к правильному поведению за столом – задача мамы и папы, а не педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Когда малыш начнёт «трапезничать» вместе со взрослыми, именно последние и должны прививать ему правильные манеры.

Лучший же воспитательный метод – собственный этикет. Если домочадцы сами ведут себя за трапезой достойно, то, скорее всего, и ребёнок со временем станет воспринимать правила поведения за столом как вполне естественный поступок.

Адекватный приём пищи подразумевает не просто тихую еду и применение необходимых столовых принадлежностей, а, в первую очередь, способность ребёнка:

  • кушать, не балуясь с продуктами;
  • не чавкать;
  • не раскачиваться на стуле;
  • не смеяться громко;
  • не толкаться и пр.
  • Наверняка каждый малыш в раннем возрасте увлекался чем-нибудь из вышеперечисленного, приводя в недоумение гостей или раздражая родителей. Взрослым следует проявить настойчивость в приучении ребёнка и указывать ему на неправильность поведения.

    Стоит ли торопиться?

    Ребёнок в годик или полтора ещё не способен с первого раза услышать родительские просьбы, понять и поменять своё поведение. Кроме того, в этот возрастной период дети не способны кушать аккуратно в силу физических особенностей – крохотные пальцы настолько неловкие, что не могут отправить содержимое ложки в рот без особых потерь.

    Именно поэтому следует морально подготовиться к тому, что до аккуратных завтраков ещё далеко, а на столе обязательно будет рассыпанная каша, разлитый суп и выплеснутый кисель. Только регулярная тренировка поможет через некоторое время уверенно орудовать столовыми приборами.

    Однако одновременно ребёнку нужно объяснять элементарные правила, вроде тех, что нельзя бросаться кашей, стучать ложечкой по тарелке с супом и лить сок на пол. Поведенческие нормы закладываются уже в раннем детстве, поэтому не нужно считать такие пояснения бесполезной тратой времени.

    Одно дело, если проблема неаккуратных обедов кроется в несовершенной мелкой моторике – не следует торопить события, всему своё время. А вот если ребёнок специально хулиганит за столом, чтобы привлечь родительское внимание, то необходимо реагировать.

    Пусть дети ещё не всё понимают, однако способны разобраться в эмоциональном состоянии родителей. Поэтому маме можно и нужно говорить, что плохое поведение её расстраивает, поскольку она готовила вкусную кашу специально для любимого сыночка (дочки).

    Когда начинать уроки этикета?

    Этикет и правила поведения за столом – важный пункт взросления ребёнка. Однако нужно определиться, с какого возраста можно приступать к целенаправленному обучению.

    Обычно специалисты называют срок в 18 месяцев, когда ребёнок начинает активно подражать взрослым, старательно копируя все их действия. Кроме того, именно в этом возрасте малыши уже знакомы со столовыми приборами и более-менее сноровисто ими орудуют.

    Ну и, конечно, следует понимать, что принципы поведения за столом для детей должны быть максимально простыми и соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям. К примеру, глупо требовать от двухлетки умения пользоваться ножом.

    Игровая деятельность – важнейший метод обучения ребёнка «застольному» этикету. Придумывая «торжественный раут в королевском дворце» (с участием кукол), можно ненавязчиво познакомить кроху с основными правилами – как в гостях, так и дома.

    Этикет для дошкольников

    Итак, возраст от 1,5 до 5 лет – идеальный период для формирования многих привычек, в том числе и такой полезной, как столовый этикет. На помощь придёт игра: в куклы, которые обедают, в плюшевого медвежонка, который идёт в гости. А когда ребёнок чуточку подрастёт, сможет освоить и прочие умения:

    Правила этикета для детей от 5 до 10 лет

    Этот возрастной промежуток – самый важный и плодотворный для привития навыков столового этикета, однако ситуация осложняется тем, что дети уже не столь явно доверяют родительским словам. Ребёнок способен заметить несоответствие между требованиями мамы и её неправильными поступками.

    Что же должны уметь ребятишки в этом возрасте? Ниже представлен краткий перечень основных этикетных навыков:

  • ребёнок осознаёт, что нельзя раскачиваться на стуле, расставлять на столе локотки и толкаться. Если локти всё время разъезжаются, можно предложить малышу держать во время трапезы книжки;
  • ребёнок молчит во время приёма пищи, не чавкает. Также он понимает, что откусывать нужно понемногу и тщательнейшим образом пережёвывать продукты;
  • дети воздерживаются от кашля, отрыжки и икания. Если подобных действий избежать невозможно, они понимают, что нужно отвернуться от стола и прикрыть рот салфеткой;
  • 8-летний ребёнок уже должен понимать, что нельзя громко кричать, чтобы привлечь внимание других едоков. Если ему необходимо выйти в уборную, стоит сказать об этом маме или папе тихо, не повышая голос;
  • дети понимают, что некрасиво тянуться к желаемому блюду через весь стол. Школьники уже знают, что в этом случае необходимо просить соседей положить ему на тарелочку нужный кусок;
  • 10-летние дети уже понимают, что присаживаться за стол следует лишь после старших, а подниматься с места – только после того, как встанут взрослые. Если нужно выйти из-за стола, ребёнку нужно попросить разрешения;
  • дети старше пяти лет уже знают, что после трапезы следует поблагодарить хозяев, сказав привычное, но от этого не менее ценное слово «спасибо».
  • «Застольный» этикет для подростков

    Ребёнок старше 10 лет обычно уже хорошо знает все правила красивого поведения для детей за столом. Он понимает, как правильно обращаться с основными столовыми принадлежностями, осознаёт, когда нужно садиться и выходить из-за стола.

    Однако это лишь главные принципы, которые должен знать каждый приличный человек. Теперь необходимо перейти к более узким и специфическим знаниям.

    К примеру, можно научить ребёнка пользоваться приборами, которые не применяются каждый день: вилки для крабов и омаров, щипцы для фруктов, льда, салатов. Во-первых, так дети расширят свою эрудицию и кулинарные возможности, во-вторых, это просто интересно.

    Помимо советов для каждого возрастного этапа, имеются и общие правила, выполнение которых позволит поскорее приучить ребёнка к «застольному» этикету. Что же рекомендуют специалисты:

    Очень часто маленькие дети, садясь за стол, превращают употребление пищи в балаган. Кое-кто игнорирует это, повторяя: «Ну что с них взять? Это же дети?». Но не стоит придерживаться такого же мнения. Приучить ребенка воспитано вести себя за столом, хотя и достаточно трудно, но все-таки возможно.

    Основные аспекты в подготовке к употреблению еды

    Самое главное правило, это хорошенько вымыть руки перед едой. До тех пор, когда кроха не может самостоятельно это делать, то эта ваша прямая обязанность: тщательно вымыть ручки и вытереть полотенцем. К двум или трем годам малыш должен сам четко осознавать необходимость этой процедуры. В случае, если ребенок иногда забывает об этом, то не ленитесь напоминать ему.

    Этикет для детей нужно прививать с детства, например, мальчику привить, что он джентльмен. Они должны знать, что сестричку, маму, тетю, бабушку и т. д. нужно пропускать за стол первыми, помогать им что-то достать и прочее. Для ребенка эти знания намного проще усвоить. Если у него перед глазами будет четкий пример для подражания. Тут уже большая ответственность лежит на папе, который должен демонстрировать хороший пример.

    Поза ребенка за столом тоже очень важна. Это имеет не только эстетическую значимость, но и влияет на здоровье крошки. Правильная осанка – залог общего хорошего развития. Если ребенок совсем маленький, то усаживайте его в специальное кресло, которое плюс ко всему еще и обезопасить от падений.

    Также малыш должен сидеть со всеми взрослыми на одном уровне. Самым удобным будет посадить ребенка около себя, с левой стороны. Таким образом, если он что-то уронит, вам будет несложно поднять это. Запретите ребенку стаскивать со стола кусочки вкусненького, пока все не уселись за стол. Это довольно некрасиво. Приучите малютку садиться за стол и начинать кушать вместе с другими членами семьи и желать им приятного аппетита.

    Когда вы с ребенком в гостях, то объясните ему, что он не должен торопиться садиться за стол. Сначала должны расположиться взрослые, а затем — дети. Возможно, для малышей предназначен другой стол.

    Усадив ребенка за стол, дайте ему несколько салфеток. Одну бумажную, которой можно вытереть запачканное лицо. Вторую – полотняную, она должна лежать на коленях и защищать его одежду от загрязнений. Если малыш еще совсем маленький, то наденьте ему специальный нагрудник или слюнявчик.

    Знакомство ребенка со столовыми приборами

    Первым столовым прибором, с которым знакомиться ребенок есть ложка. Это связано с тем, что нельзя давать малышу острые и режущие предметы, такие как нож и вилка. Зачастую, во время приема пищи, дети начинают играться с тарелкой. Если это происходит, то можно смело убирать миску от него, так как ребенок уже наелся.

    Приблизительно в возрасте 3 годика, можно давать ребенку и вилку. Но помните, что нельзя оставлять его с этим прибором наедине, это не безопасно. И уже где- то в лет 6-7 допускается использование детками ножика. Ребенок должен запомнить основное правило, что нож мы держим правой рукой, а вилку – левой.

    Правила этикета для детей за столом

    Самые основные правила поведения за столом, нам знакомы еще с глубокого детства. Наши родные довольно часто говорили нам такие фразы: «Не разговаривай с полным ртом!», «Не играй с едой!» и прочее. Это и есть правила этикета для детей, но в более грубой форме.

    Отметим правила поведения:

    1. Сидеть за столом нужно ровно, со прямой спиной. Нельзя закидывать локти на стол.
    2. Не разговаривайте с полным ртом. Недопустимо громко разговаривать и петь за приемом пищи.
    3. Некрасиво брать еду руками, исключение – хлеб.
    4. Нельзя забавляться с едой.
    5. Не чавкайте и не хлебайте очень громко.
    6. Если вдруг, вам хочется чихнуть или закашлять, то нужно отвернуться в сторону и прикрыть рот или нос салфеткой.
    7. Есть нужно не спеша. Строго запрещено плеваться едой.
    8. Желательно не оставлять недоеденным, то что лежит в подставной тарелке. Соблюдения этого правила во многом зависит и от родителей. Не нужно накладывать ребенку слишком большую порцию.
    9. Если запачкались, то вытретесь салфеткой.
    10. Если вам понадобилось посетить ванную комнату, просто на просто не громко извинитесь и покиньте стол. Не совсем тактично рассказывать всем, куда вам надо отойти.
    11. Нужно быть вежливым и поблагодарить за кушанье того, кто это готовил.
    12. Уходить из-за стола нужно со всеми. Если ребенку очень неинтересны разговоры взрослых, то он может покинуть застолье с разрешения старших.

    Какими методами привить ребенку правила этикета?

    Перед тем, как учить ребенка манерам поведения за столом, нужно обратить внимание на самого себя. Дети все впитывают, словно губки, и если вы не следите за своим поведением, то не стоит ожидать этого от ваших отпрысков.

    В случае, когда у вашей семьи в норму вошло чавканье, громкие разговоры и даже ненормативная лексика за столом, то скорей всего, малыш будет вести себя так же. Следите за своими манерами и подавайте достойный пример для подражания.

    Этикет для детей эффективнее воспринимается в форме разнообразных игр. Их существует масса, примером послужит игра «Порванные записки». Ее суть состоит в том, что мы берем небольшие листочки бумаги и пишем на них половинки правил поведения. Ребенок должен самостоятельно отыскать нужные половинки определенного правила.

    Для детей постарше необходимо четкое объяснение. Не ленитесь повторять много раз одно и тоже, до тех пор, пока ребенок не начнет автоматически соблюдать правила этикета.

    • Не упрощайте ребенку прием пищи

    Подавайте все виды блюд в тарелках определенного типа. Детям нужно с раннего возраста показывать, что суп подают в глубокой тарелке, вторые блюда в мелкой, а десерты в блюдцах. Приобщайте ребенка к накрыванию стола. Он должен знать, где какой прибор должен лежать, и что чем едят.

    В противном случае ребенок возможно утратит доверие к родителям и изолируется от вас.

    • Не нужно рассказывать всю информацию за один раз

    Объём памяти малыша не насколько еще велик. Лучше объяснять все постепенно, не торопясь.Терпение вам не будет излишним.

    • Никаких шалостей за столом

    Многие мамы часто прощают своим деткам шаловливость за столом. Это можно делать, когда ребенку около 2-3 лет. С возрастом, стоит быть строже к нему. Если никакие указания не действуют на ваше чадо, то скажите ему, что если он и далее будет вести себя таким образом, то больше не будет кушать со всеми остальными. Это должно повлиять на ребенка, так как для него очень важно все делать со взрослыми.

    • Не надо стесняться просить о помощи

    Часто бывает, что ребенок все хочет делать самостоятельно. Например, он тянется через весь стол за ломтиком чего-то. Это не очень красиво и плюс он может весь испачкаться едой. В таких случаях следует объяснить малышу, что можно тихонько попросить у кого-то помощи, и вряд ли ему откажут в этом.

    • Отрыжки пресекаем сразу

    Такое неприятное явление как отрыжки следует сразу пресекать. Расскажите ребенку, что это крайне некрасиво и если вдруг такое случилось, то следует немедленно прикрыть рот ручкой и извиниться.

    • Прививаем чувство такта

    У детей зачастую еще отсутствует чувство такта. Это выражается в тех ситуациях, когда ребенку не нравиться какая-то еда и он прямо об этом говорит. Скорей всего, человеку, который это приготовил, затратил немало сил, будет очень обидно. Объясните вашему чаду, что нельзя критиковать пищу. Если ему не нравиться вкус чего-то, пускай просто вежливо попросит, что-нибудь другое взамен.

    В случае, если ребенок достаточно часто отказывается от блюд, то стоит пересмотреть его рацион и заменить некоторые продукты альтернативными. Для детей не маловажен также внешний вид еды, чем ярче, тем лучше.

    В этой статье мы рассказали вам, как правильно привить вашим любимым деткам правила поведения за столом. Будьте терпеливыми и усердными! У вас все обязательно получиться, и вы будете гордиться своим ребенком.

    Общее правило: воспитанный, культурный человек, сидя за столом, всегда старается не досаждать сидящим рядом с ним, а проявляет по отношению к ним внимание и предупредительность.

    Сиди на стуле красиво и свободно. Не подтягивай под себя ноги, не обхватывай ими ножки стола, не болтай ногами.

    Не сиди на краешке стула, не раскачивайся на нем, не сиди вразвалку, не клади руки на спинки соседних стульев.

    Не наклоняйся низко над тарелкой. Не ставь локти на стол — иначе сидящие рядом подумают, что ты боишься за свою котлету. Не набрасывайся на еду, даже если ты голоден, старайся не показывать этого. Есть с аппетитом не значит есть с жадностью.

    Из общего блюда не выбирай лучший кусок, а бери тот, который ближе.

    Бери из общего блюда столько, чтобы после этого и другим осталось.

    В гостях ешь то, чем угощают. Не капризничай и не ставь условий — «буду-не буду!». Все, что положил себе на тарелку, придется съесть. Поэтому лучше бери понемногу, особенно незнакомые блюда. Если что-то тебе не понравилось, не следует извещать всех об этом и демонстративно выплевывать пищу. Запомни правило: кусочек, который находится во рту, должен быть съеден.

    Откусывай небольшими кусочками и в рот бери маленькими порциями.

    Неприлично следить за тем, кто, как и сколько ест.

    Считается неприличным вылизывать или вымарывать тарелку после съеденного блюда кусочком хлеба (даже если там остался вкуснейший соус).

    При доедании можно наклонить суповую тарелку или десертную чашку, но только от себя, а не к себе.

    Положив еду на тарелку, не надо все это смешивать и разминать, превращая в бесформенную кучу.

    Если ты случайно взял в рот слишком горячую еду, не надо ее выплевывать. Запей ее глотком воды или какого-либо другого напитка, стоящего на столе, и затем проглоти. Это единственное исключение из правила, что с полным ртом не пьют.

    Если в рот попала маленькая косточка (например, от Рыбы), ее нельзя выплевывать, а надо постараться аккуратно губами выложить на поднесенную ко рту ложку или вилку, а затем положить ее на край своей тарелки. Только в крайнем случае вытащи эту косточку пальцами.

    Перед тем, как запить еду каким-либо напитком, обязательно проглоти еду и вытри губы бумажной салфеткой, чтобы не оставлять на краях посуды неприятных следов.

    Иногда даже с самыми внимательными и аккуратными людьми за столом может что-нибудь произойти. Например, если упал кусочек пиши на скатерть, его можно убрать любым удобным предметом — ножом, вилкой и положить этот кусочек на край тарелки. Если пища или капли жидкости попадут на платье или костюм, то, не привлекая к себе внимания, тихо, без всяких извинений, возьми салфетку и слегка протри пятно. Если при этом пострадал сосед, то необходимо извиниться, но не стоит слишком долго объяснять причину своей неловкости.

    Если тебе надо срочно выйти из-за стола (почувствовал себя плохо или требуется выйти в ванную), не нужно давать никаких объяснений. Достаточно кивнуть хозяйке и сказать: «Прошу меня извинить». Когда ты вернешься за стол, не надо ничего объяснять, никто и не ждет от тебя объяснений. Займи свое место без комментариев.

    Если за столом тебе вдруг хочется чихнуть, а времени достать носовой платок нет, прикрой лицо своей салфеткой.

    Если за столом тебе надо высморкаться, сделай это как можно тише и не извиняйся, чтобы не привлекать к себе внимания.

    По окончании обеда, вставая из-за стола, не оставляй стул отставленным, а пододвинь его обратно к столу.