Эмоциональный интеллект ребенка. Джон Готтман

Эмоциональный интеллект — это основа понимания собственных эмоций и чувств окружающих. О десяти работающих способах развития детского EQ рассказывает Виктория Шиманская — психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта у детей «Монсики», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить» и мама двоих детей.

Развитый эмоциональный интеллект — залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства. Именно поэтому сегодня перед родителями стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем.

1. Первое и самое важное — принять своего ребенка таким, какой он есть. Вся его индивидуальность, особенности характера, внешности и духовные качества — это данность, которая нуждается в полном принятии и безусловной любви.

2. Развитие всех пяти чувств. Раскройте перед ребенком этот мир во всем его многообразии. Тут замечательными помощниками могут стать коробочки эмоций, в которых собраны предметы, напоминающие определенное чувство, переживание, навык. Очень сложно объяснить ребенку, что такое счастье, но ему можно дать послушать, как оно звучит, каков его аромат и вкус. Дайте ребенку послушать колокольчик, ощутить аромат апельсина и попробовать на вкус шоколад. Детские ассоциации сработают лучше любых слов!

Особенно хорошо воспринимаются ребенком тактильные сказки. Здесь вашими помощниками могут стать любые предметы, которые есть в доме. Рассказывая сказку, дайте ребенку понюхать приятные ароматы аромамасел, ощутить прикосновение капелек воды или послушать звуки музыки.

3. Спорт. Физическое развитие напрямую связанно с развитием речевых и других важных функций мозга. Доказано, что во время физической активности улучшается мозговая деятельность, восстанавливается кровообращение, налаживается работа всех жизненно важных процессов. При этом наш мозг рассчитан на ходьбу на расстояния до 19 километров в день! Движение — это жизнь, поэтому спорт для детей важен как кислород.

4. Приключения. Создавайте для ребенка каждый день новые приключения. Ломайте шаблоны и показывайте этот мир с новой стороны. Очень важно, чтобы это были позитивные моменты, приятные знакомства, интересные игровые пространства. Такая атмосфера способствует социализации и развитию символического мышления, благодаря которому мы учимся понимать намерения и мотивацию других людей.

5. Музыка. Не пренебрегайте классической музыкой, ведь она общается с нами исключительно через чувства. Для ее понимания не нужно знать языка или видеть движений музыканта. Поэтому для ребенка это самый простой и действенный способ познакомиться с миром эмоций.

6. Чтение. Читайте ребенку сказки с воодушевлением, с эмоциями. Старайтесь привить ему любовь к книгам. Покажите, насколько интересен мир фантазии. Такой поход развивает воображение, расширяет словарный запас, но самое главное — с помощью сказки ребенок лучше начинает понимать свои и чужие эмоции.

7. Игра — это еще один ключ к развитию EQ. Играя с ребёнком, вы можете проявлять самые разные чувства, показывать на примере вымышленных персонажей как негативные, так и позитивные эмоции, обращать его внимание на их намерения и поступки. Этот бесценный опыт ребенок с успехом будет переносить и в реальную жизнь.

8. Сон. Недостаток сна негативно влияет почти на все сферы жизни. А ребенку на стадии развития полноценный сон и умение расслабляться просто жизненно необходимы. Для того чтобы научиться переходить в расслабленное состояние, можно взять пример с нашего сердца — за всю жизнь оно бесконечное количество раз сжимается и разжимается.

Разучите игру «Сердце»: возьмитесь за руки и образуйте ими контуры сердца. Сильно-сильно напрягаем все мышцы тела — и расслабляемся, можно даже упасть, если игра на мягком полу. И так несколько раз. Практикуйте эту игру вместе с ребенком — так он научится быстро переходить из одного состояния в другое.

Отдельное внимание стоит уделить ритуалу укладывания. Очень важно придерживаться устоявшихся традиций — например, чистим зубы, обливаем ноги контрастной водой, после чего укладываем ребенка в кровать. Читаем сказку при свете настольной лампы около 10-12 минут, выключаем свет, целуем, говорим, как сильно любим, подтыкаем одеяло и выходим из комнаты.

9. Социализация. С самого раннего возраста приучайте ребенка к коллективным занятиям — имеется в виду опыт общения вдвоем или втроем. В семье — это совместная уборка или творчество. С гостями — это пара интересных игр для двух или трех детей. Именно в общении с детьми происходит практическое освоение чувств и эмоций. Контактируя со сверстниками, ребенок учится определять настроение окружающих, их отношение к нему и, конечно, распознавать эмоции, вызванные различными ситуациями.

Не лишайте ребенка негативных ощущений, позвольте ему правильно ориентироваться в реальности, в которой впоследствии он неизбежно столкнется с обидами и раздражением. Не бойтесь детских садов и коллективного обучения — в этой среде дети лучше всего развивают свой эмоциональный интеллект.

10. Про любовь. Будьте открыты со своим ребёнком. Говорите ему о своих положительных и не очень эмоциях, а самое главное — о своей любви. Пусть каждый новый день начинается и заканчивается объятиями и словами: «Сегодня замечательный день! Я тебя очень люблю! Я счастлива, что ты у меня есть!».

Ну и напоследок — не забывайте о том, что главную роль в развитии эмоционального интеллекта играет мама, именно через нее ребенок начинает познавать мир. Материнская любовь, ласка и доброта учат ребенка самым прекрасных и положительным эмоциям. Поэтому прежде всего просто любите своих детей такими, какие они есть.

Виктория Шиманская

Купить эту книгу

Обсуждение

Комментировать статью "Развитие эмоционального интеллекта у детей: 10 шагов к успеху"

Важен баланс интеллектуального и эмоционального. Из большого текста о неврозах у детей, выдержка, говорящая об опасностях ТИак почему же случаются неврозы там, где мамы вроде бы занимаются опережающим развитием интеллекта? Разгадка проста.

Исследователи приходят к заключению, что полиненасыщенные длинноцепочечные жирные кислоты являются необходимым компонентом питания ребенка, а их отсутствие нежелательно сказывается на развитии интеллекта детей, находящихся на искусственном вскармливании.

Обсуждение

Мой сын пошел в 9 месяцев без какого-либо принуждения, массажа или тренировок, зачастую выказывает незаурядные интеллектуальные способности, хотя на искусственном вскармливании с первого дня жизни. Как это объяснить?

02.02.2000 17:33:22, Игорь

Действительно, с этим можно поспорить. Моему племяннику 4 года, он читает, считает и выдает такие перлы, что закачаешься, а искусственно вскармливался с самого рождения.

28.01.2000 12:42:13, Ксения

Добрый день, мамочки! Рада знакомству. С супругом обожаем свое сокровище и посвящаем все свое время ее развитию. Хотелось бы делиться своими советами по развитию ребенка и услышать методы других мам по обучению любимых чад до 2-х лет!

Обсуждение

Здравствуйте мама Татьяна!Вы пишете:" услышать методы других мам по обучению любимых чад до 2-х лет!"
Я сама воспитатель и стараюсь развивать свою внучку до двух лет...
Знаю родителей,которые занимаются с детьми с самого рождения:)
Во Франции моя знакомая Ольга Суханова обучает тоже с самого рождения, у нее двое детей и она выкладывает видеозанятия в своем блоге - [ссылка-1]
Вот еще: Алиса считает [ссылка-2]
[ссылка-3]

Сашенька 1 год 4 мес читает все: писателей, таблицу Менделеева, таблицу умножения и т.п. [ссылка-4]

Елена Сегал в Германии (двое детей) занимается по системе МИРР с 1999 г.: сын Александр в 8 лет стал чемпионом Франции по карате, а в последнии годы занимает первые места во всемирных олимпиадах по языкам - знает шесть языков, включая китайский, играет на двух инструментах и участвует в конкурсах

Если интересно могу рассказать и о других замечательных результатах раннего развития:)

Развитие детей - самая сложная наука: 6 миллиардов людей давно освоили космос, овладели атомной энергией..., но до сих пор все признают, что не умеют развивать и воспитывать детей!

Занимаются сдерживанием развития детей до 2-х лет власти: "Чем же будут заниматься педагоги начальных школ!?" - оправдываются они.

Таким образом, выходит, что ваш ребенок не должен развиваться вовремя, своевременно и оптимально и он не должен раскрыть свой гигантский, может быть, гениальный потенциал и стать поддержкой своей семьи и опорой страны, а обязан, по замыслу чиновников кормить армию педагогов!

Поэтому лучше всего обратиться к ученым, к рекомендациям основателей - авторов современной теории и практики раннего развития и обучения детей: Никитину, Тюленеву и Зайцеву, которые совершили самоотверженные подвиги в условиях строжайших запретов властей на иссследования возможностей раннего возраста. Несмотря на репрессии, гонения и бесчисленных, нанятых властями медиакиллеров и бизнес-киллеров, эти авторы создали методы интеллектуального развития детей до 2-х лет, и поведали миру о своих открытиях и реальных практических результатах.

Кроме обычных, примитивных представлений об интеллекте, были выделены "социальный интеллект" - для общения и социализации, "физический интеллект" - интеллект олимпийских чемпионов, "эмоциональный", "математический", "управленческий", "нравственный", "религиозный" и другие виды интеллекты (более 100 видов!). За 60 лет в системе МИР ребенка были созданы и апробированы методики развития всех этих видов интеллекта.

За более, чем 50 лет своего существования методы раннего интеллектуального развития ребенка (сокращенно - МИР) прошли гигантский путь в невероятной борьбе за будущее наших детей и внуков: от закона Б.П. Никитина о НУВЭРС - 1968 (см.), до системы П.В. Тюленева "Читать и печатать, считать, знать ноты... - раньше, чем ходить" 1988-1995 как основы развития и образования детей эры Человека Развитого в XXI веке.
В 1999 году методики раннего развития были официально (Конгресс США) признаны стратегическим оружием - ОМП 3-го приоритета, способным в несколько раз повысить или уничтожить потенциал страны (в 20 раз! - что иллюстрировалось на примере России) с наименьшими затратами. Поэтому ни в коем случае нельзя обращаться к импортируемым неизвестно кем и неизвестно зачем методикам "иностранных авторов" - вы никогда не будете знать, кто за ними стоит и будете зависеть от конкурентов и никогда не сделаете ребенка конкурентоспособным - см. в Интернете: "Главный закон методик раннего развития детей".
Создатели методик раннего развития детей доказали: каждый ребенок обладает гигантским генетическим потенциалам, и способен стать гением в нескольких областях- см.: "Что надо знать родителю о возможностях интеллектуального развития своего ребенка?"
На основе полученных результатов сформулированы примерно следующие «законы методов интеллектуального развития» - см. в Интернете:
«Развитие ребенка до 1 года – воспитание гения»
«Развитие ребенка до 2-х лет – воспитание таланта»
«Развитие ребенка до 3-х лет – воспитание одаренного»
«После трех лет – воспитывать гения, таланта и одаренного уже поздно» и т.д.

Но тут, к сожалению, не обошлось без политики: "традиционная система образования" в РФ спланирована, как известно, оккупантами (Луначарским и т.п.) ещё во времена "цветной революции" 1917, в 20-х годах так, чтобы сократить потенциал детей в 10 - 20 раз. Это называется "переформатирование общества" и воспитание новой нации, неспособной к защите своих интересов - бессильной перед перестройками и цветными революциями - как было в Югославии, как теперь на Украине... То есть, в дошкольном и школьном образовании делается всё для того, чтобы ваш ребенок смог реализовать только 5 % своих возможностей из 100 %. Для этого надо было установить и навязать такие сказки, методики, порядки и "традиции" в домашнем, дошкольном и школьном образовании, чтобы отвадить детей от учебы и творческого развития - под лозунгом "Не лишайте детей детства!". Вот и всё.

Так что все вопросы и желания родителей, по-видимому, сводятся к одному: "Как воспитывать ребенка одарённым и вырастить его конкурентноспособным?" - наверное, много информации на эту тему можно найти в Интернете.

Желаю вам удачи и успехов в развитии и воспитании ребенка! :)

Первые 1000 дней – период наиболее активного роста и развития малыша, когда питание и обучающие занятия закладывают основу для его здорового будущего. В это время главная задача мамы – сделать правильный выбор и создать оптимальные условия для развития ребенка с первых дней жизни. Чтобы помочь ей на этом пути, эксперты клуба современных мам Nutriclub.ru запустили всероссийский образовательный проект «Навигатор развития». Зачастую мамы превращают раннее развитие ребенка в гонку за...

Последствия потери или длительного разлучения с матерью могут быть краткосрочными и долгосрочными, т.е., влияющими на развитие личности ребенка в целом. Серьезность этих последствий зависит от того, в каком возрасте ребенок потерял заботящуюся фигуру. Условно, по глубине нарушений и по степени воздействия разлуки на психику, детей можно разделить на две возрастные группы: а) маленькие дети до 4 лет б) дети от 4 до 16 лет Такое разделение по возрастам имеет значение, поскольку первые 3-4 года...

Мы подготовили подборку книг, которые помогут родителям вырастить своих детей успешными. И у вас есть возможность выиграть одну из девяти книг подборки! Поспешите! Розыгрыш будет длиться неделю! «Как все устроено». Легендарная энциклопедия, которая объясняет, как работает все на свете, и рассказывает, почему знание физики может быть очень полезным. Эта книга поможет сформировать у детей интерес к науке и покажет, что наука может быть действительно увлекательной. «Эмоциональный интеллект...

Существует распространенный стереотип, что с возрастом наши профессиональные способности снижаются. Это неправда. Сегодня многие научные исследования подтверждают обратное - с годами профессиональные способности только растут, обогащаясь приобретенным опытом. По современным меркам, именно после 50 наступает самое плодотворное, профессионально успешное время в жизни. Начать новую карьеру, с нуля запустить бизнес, найти работу своей мечты, освоить незнакомую профессию - все это более чем...

Развитие интеллекта ребенка сейчас все больше интересует родителей. Давайте вначале определимся, а что же такое интеллект. В Википедии дано такое определений: "Интеллект (от лат. intellectus - понимание) - качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая...

1. Забудь про недостатки. Лучше почаще думай о своих достоинствах. Это первая и основная заповедь. 2. Меньше сиди дома. Вокруг куча всего интересного! 3. Умей слушать. Уважай чужое мнение. Не навязывай свое. 4. Пахни собой. Найди «свой» парфюм, ведь запахи ассоциируются с людьми:) 5. Не бойся меняться. Развивайся, двигайся вперед. Пробуй. Ищи себя. 6. Запасись конфеткой. Все рекламы твердят, что свежее дыхание облегчает понимание. Так оно и есть! 7. Следи за шагами. Не надо постоянно...

2 смены: 1-15 июня - главная тема - ФОТОТУР 16-30 июня - главная тема - Развитие Эмоционального Интеллекта Программа (еще уточняется, что-то может убавиться, что-то прибавиться, но йога обязательно!): *Йога по утрам *Мягкая школа, аквааэробика (еще уточняется) *Фототренинг - Занятия для взрослых. «Мама-лучший фотограф!». О том, как сделать снимки своих детей более выразительными и красивыми. Только в первой смене! *Развитие Эмоционального Интеллекта у детей и взрослых и родительский клуб...

Будут сдвиги - будут дальнейшие шаги. И дали гормоны(забыла какие), которые остановили ее рост. То есть, она осталась где-то на росте 7- 10 летнего ребенка, без груди, без менструации, без возможности рожать детей.

Обсуждение

Моему сыну 10 лет, умеренное УО, то же редкий генетический синдром. Хочу сказать, что с 2-х до 4,5 лет у него вообще не было видимого прогресса при наличии постоянных занятий, я прекрасно это помню, так как страшно переживала по этому поводу. Когда так долго нет сдвигов, и не знаешь чего ждать, сомнения естественны. Но потом, по-немногу, дело начало двигаться - тут правильно сказали, что нужно искать "ваших" специалистов, мы к этому времени сменили трех-четырх - и никак, а с пятым - получилось:) В 5,5 сказал первые слова, хотя нам уже прочили "безречевого" ребенка, в 6 начал говорить простыми предложениями. Потом второй скачок, к школе, в 8 лет в умственном развитии. Сейчас учится в коррекционной школе, класс для детей со сложной структурой дефекта, усваивает материал при постоянных занятиях со специалистом, няней и мной (только математика нам не дается). Зато сейчас новый этап - понимание себя как отдельной личности, непростой для нас, но интересный.
Я хотела подтвердить высказанную уже мысль, что развитие идет скачкообразно, иногда с долгими-долгими перерывами в этих скачках:) А вы еще так малы, и у вас все-все-все еще впереди. И, конечно, очень рано думать, что ваш сын всегда будет на том уровне, на котором он сейчас находится. Наверное, будем реалистами, до нормы вы не вытянетесь - но я вас уверяю, вы еще много-много раз будете удивляться его подвижкам и успехам.

Хехъ... навернео придется и лекотеку покинуть, по крайней мере до родов(((сегодня еле его утащила туда, потом еле притащила обратно, весь вечер в лежку(((очень страшно за малыша(((

Эмоциональная задержка развития. Сыну 9 лет. Дома почти 4 года. Со сврстниками (моей 10 лет) ей делать нечего, общих интересов практически нет. Ребенок все может прекрасно в плане интеллекта. Программа у ребенка очень легкая.

Обсуждение

знаете, проблема нисколько не отличается от такой же у кровных детей. У нас в классе и у друзей периодически появляются дети из загородных домов по дмитровке. Так вот все они жадно начинают общаться в школе. А кто и не прекращал) хотя учится с 1 класса, а сейчас например 8-й
Теория вашего психолога красивая, но...Как же у многих психологов существуют красивые сказки про причины проблем.Все-то они знают: как жить правильно и что будет. Но я в нее не верю. Поскольку близко знаю двух очень дорогих и умело учащих жизни психологов (а на деле у них самих снежный ком проблем и на личном фронте и с детьми, и оно не улучшается).Клиенты смотрят в рот и находят все новые и новые сказки про причины неудач благодаря их креативу. Да воз и ныне там. Сапожник без сапог в этой профессии как повар, не умеющий готовить, но учащий этому.
Вам нужен приходящий учитель для освоения технологий и техники работы над домашним заданием. Банально научить учиться, научитьь искать информацию научить организации работы.
Порядок выполнения дз. План. Как сделать быстро и правильно упражнение? Как выучить стих? Как читать задачи и понимать их? Как быть, если задача не решается. Ввести эти техники работы в привычку; а уж посеешь привычку, пожнешь характер. Много пятерок в портфеле - лучшая мотивация к учебе.

Вы никогда не задумывались, отчего, даже если ребенок кровный (на гены не спишешь, родители медалисты)здоров, много играл и играет:-), а все равно ответственности нет? Я думаю, это качество во многом врожденное. Меня никогда этому не учили, имеем гиперответственность, брата не учили - имеем здоровый пофигизм. Родители одни, методу не меняли. Так что с детьми, у которых это качество на подкорке не заложено, разумны вырабатывание привычек и рефлексов, технологии, мотивация, режим и разумная организация времени. Как в армии. 8 часов на уроки в день не научит дитя делать их самому, только отвращение разовьет. Мнение, конечно, частное. Но не знаю ни одного случая, чтоб годами сидели до заката над дз и потом вдруг озарение пришло "я буду делать все сам и быстро"

06.12.2012 09:40:07, Темурика

а, ну и брат младше на 2.5 года - самое то для игр было всегда, пока не наверстал.

Но был развит бытовой интеллект и природная осторожность и смекалка, поэтому не Моему ребенку тоже 10 лет, дома с 3 лет, 4 года посещали хороший логопедический сад, во Главные проблемы у нашего - слабая волевая сфера, задержка психо- эмоционального развития, т.е...

Обсуждение

Нашему было 10 лет в 4 классе. Читал хорошо, т.к. его научили это делать повара ДД. Он им помогал, а они с ним- читали. Но, читал только механически, не понимая ни слова. Дизартрия- не говорил почти, речь обыкновенную плохо понимал в силу общей недоразвитости и отсутствия словарного запаса. По записи в личном деле "значительно снижены все виды памяти, регулярные занятия с логопедом на протяжении года не дали положительной динамики". Т.е. ничего не мог повторить. Ни движения, ни услышанный текст, ни прочитанный текст. Отсутствовали таки базовые понятия, как больше-меньше, раньше-позже и т.д. Т.е. НЕ понимал о чем это абсолютно. Но был развит бытовой интеллект и природная осторожность и смекалка, поэтому не сразу мы все поняли. Удивляло, что не мог пересказать НИКАК, даже не понимал о чем простые русские народные сказки, объемом 1/2 страницы. Ни одного предложения не мог составить. Рассказ (пересказ) о Летнем саде (10 предложений) мы готовили недели две. Решетки, скульптуры -и т.д.- все как иностранные слова. Ортодонт, увидев его язык сказала, что язык большой и вялый. Не развиты мышцы, еще бы, Коля все время молчал!. Не смотрел телевизор, т.к. не понимал о чем там первое время. Не переспрашивал не понятные слова, т.к. не понятно было абсолютное большинство слов. Кроме этого, мышление- ближе к конкретному и отсутствие пространственного и логического мышления. Официальный УО. Не знал времена года, месяцы и другую элементарную информацию. Самое страшное, что и не мог запомнить. Все надо было повторять до 1000 раз- БУКВАЛЬНО. Я до сих пор не могу понять как мы его взяли и где были наши глаза и знания.
Учеба - это ад. Да, в коршколу не отдали, т.к. это было для нас не приемлимо так же как для вас))). Да и рядом их нет. Занимались сами ежедневно+ репетиторы.
Кстати, если школьный учитель говорит, что мальчик просто запущенный, то, имхо, не так все плохо. У нас первая учительница в ноябре бегала по школе с криками: "Как взяли умственно отсталого в нормальную школу!" А педстажа у нее 50 лет и учеников она знает. Разницу в математических понятиях "больше На и больше Во столько-то" усвоили через год где-то. Просто ЗПР с IQ 73 балла стал через 10 месяцев домашней жизни и ежедневных занятий+ ноотропов.Мне кажется, у вас не на столько запущенный мальчик. Действительно от стресса можно забыть все. Я, сдавшая госы в институте на 5 и имеющая красный диплом, и то первые 5 минут успокаивалась на экзамене, а потом уже формулировала ответ. Иначе- каша в голове от волнения. Может от горя забыть, может не усвоить. Но 2 класс- это так мало и столько времени до 5 класса догнать!
Оперативная память действительно относительно легко тренируется и улучшается с помощью ноотропов.
Кстати, имена наш до сих пор запоминает с трудом, хотя учится в 8 классе общеобразовательной школы.
Удачи!

Большинство малышей, попав в семью, догоняют обычных детей и по эмоциональной сфере, и по умственному развитию. А интеллект тут ни при чем, если нет поражения гол.мозга, ребенок будет развиваться и с режимом так же, если его установить, сообразуясь с...

Обсуждение

Наш отказник с рождения, но мы забрали очень рано: в 3 месяца. Были трудности и со здоровьем, и с развитием. Я считаю, что то, что мы его забрали так рано, помогло ему преодолеть и не самый благополучный (по всей видимости) внутриутробный период, и 3 месяца без мамы. Сейчас умный, красивый, здоровый малыш.

Любые факторы развития влияют на личность ребенка и "откладывают отпечаток на всю его дальнейшую жизнь".
Но, мне кажется, все не так катастрофично, как вам было сказано в ШПР. Большинство малышей, попав в семью, догоняют обычных детей и по эмоциональной сфере, и по умственному развитию.

Часто мы определяем круг интересов детей, исходя из наших установок, представлений о полезности и даже страхов. Тогда в ответ на восклицание: «Мама! Я хочу рисовать!» – ребенок слышит: «Ты девочка! Ты должна танцевать!» Обычно наши представления о том, кому и чем нужно заняться, отражают больше наши собственные мечты или разочарования и мало соответствуют реальной ситуации и индивидуальности малыша. Как показывает жизнь, самый лучший тест на определение способностей и подходящего возраста для...

Вас не смущает, что мы готовим детей к жизни в мире, которого еще нет и о котором мы ничего не знаем? В отличии от поколений наших мама и бабушек, у нас нет даже иллюзии о том, что мы знаем - какие навыки им нужны, какую профессию выбрать. Точно мы можем сказать только, что все будет совсем не так, как раньше. Все будет быстро меняться. И наш опыт скорее всего не пригодится нашим детям. Как вы решаете для себя - что выбирать для ребенка, на что его ориентировать, какой ВУЗ предпочесть?

Обсуждение

Не выбираю, не ориентирую, сам разберется. Но пока что ребенок (ему 15) тяготеет к профессии, которая существует тысячи лет и которую имели один его дед и один прадед (и которая мне раньше совсем не нравилась, но с тех пор как ребенок ее выбрал, нравится всё больше и больше).

Самое главное, вовремя выявить способности, превратить их в склонности - а дальше помочь с развитием талантов. И не навязывать свои взгляды на жизнь. Ребёнок не может прожить вашу жизнь.

Интеллект подтянулся вслед за эмоциональным здоровьем. В общем, терпения Вам и успехов! 17.03.2010 10:38:35, Наталья1971. подтверждаю, такие логопеды есть. и на логопедической базе есть методики когнитивного развития детей до 3х лет.

Обсуждение

Пангея, моей девочке в возрасте около 2 лет была оформлена инвалидность в связи с задержкой психомоторного и речевого развития тяжелой степени (видимо, предполагалось, что ребенок имбецил). Затем отмечалась "значительная положительная динамика" и в результате её 4 года нервно-психическое развитие соответствовало 2,5 годам. Сейчас ей 7 лет, в сентябре пойдем в массовую школу, развитие в целом соответствует возрасту, есть решаемые проблемы, с которыми мы справимся. Так что главное - не отчаиваться и верить в ребенка, всё ещё может сильно измениться. Что делать конкретно - подскажут специалисты.

То, что плохо жует, перенапряжен корень языка, плохая речь-это указывает на гипоксическое повреждение.
Однозначно необходим логопед и если нет противопоказаний по эпи-логопедический массаж.
Из педагогической коррекции-ЦЛП на ул. Строителей, институт коррекционной педагогики, центр "Подсолнух" на маршала Бирюзова, "Наш солнечный мир".
Из медицины-институт медтехнологий на Опарина, д.4, запись 438 3089,если нет противопоказаний, курсы обкалываний могут дать стимул к преодолению психоневрологических задержек.

Это "педагогический" диагноз, означающий, что ребенок интеллектуально развивается с отставанием от Скорее речь идет об эмоциональных нарушениях. Вам нужен хороший, внимательный и любящий детей детский психолог. Терпения Вам, любви и веры в успех!

Обсуждение

ЗПР расшифровывается как "задержка психического развития". Это "педагогический" диагноз, означающий, что ребенок интеллектуально развивается с отставанием от возрастной нормы, ощутимым, но недостаточным для умтсвенной отсталости. В МКБ "ЗПР" нет, а есть смешанное специфическое расстройство психического развития. Главное "лечение" - коррекция познавательной сферы.
Но то, о чем Вы пишете, к ЗПР имеет непрямое отношение. Скорее речь идет об эмоциональных нарушениях. Вам нужен хороший, внимательный и любящий детей детский психолог. Но и он не ускорит эмоциональное созревание Вашего сына. Будет Вас сопровождать, помогать советами, что-то откроет\закроет в опыте Вашего ребенка - да. Но проблем за Вас не решит. 9 месяцев - слишком маленький срок для такого прорыва.
Терпения Вам, любви и веры в успех!

Лично я давала все, что нам выписывали: Фенибуд, атаракс, ноотропил, кавинтон, нейромультивит. Не одновременно, конечно, а как назначали. От лекарств видела только положительный эффект. У нас и ЗПР+ОНР+ госпитализм+очень была плохая память (все виды). Думаю, что мы закончили 4 класс обычной школы (без понижения на 1-2 класса), в немалой степени благодаря препаратам. Но у нас ребенок был совсем не умным, катастрофически мало знал для 10 лет. Дома год. ЗПР еще "лечили" ежедневными дополнительными занятиями. Занимаемся и летом каждый день.

уф, прочла все ниженаписанное и как-то неуютно мне стало...:)Я люблю заниматься с детьми.Я люблю откапывать в энциклопедиях ответы на их вопросы.Я люблю наблюдать, как, каким образом дети будут решать свои проблемы (хотя они еще маленькие и их проблемы далеки от того, кто и что сказал во дворе.В основном это проблемы крепления деталей конструктора или попытки въезда на велосипеде на горку)Мне нравится читать старшему книжки по 100 раз, а мелкому читать стихи наизусть.Нравится наблюдать за их реакцией, делать карточки и петь зайцевские склады. Делая все это я чувствую себя, что называется, в своей тарелке:) Правда вот с приятельницами я это не обсуждаю:), обычно находятся другие темы для разговоров, разве что совет спросить...Сижу вот теперь и думаю - может и правда я человек недалекий...дети действительно занимают очень большую часть моей жизни... хотя я и не страдаю от этого:)

Развивающие игры. 10 шагов к успеху. Для детей старшего дошкольного возраста. УЧИСЬ РАЗМЫШЛЯТЬ. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления. (пособие для начальных классов).

Обсуждение

Ох, Надежда Григорьевна, где ж Вы раньше были, пока я из Москвы не уехала? Спасибо, все равно, будем искать-доставать.

Надежда Григорьевна, большое спасибо Вам за заботу! Срочно бегу искать и рассматривать эти книги, поскольку мы как раз сдали собеседование и, наконец, полностью свободны в выборе дальнейших занятий:-). Пора подумать и о приятной программе на лето. Первыми на очереди у нас стоят деление/умножение - обещала объяснить сразу после собеседования, до этого боялась запутать, другие идеи надеюсь найти в указанных книжках. Почему-то возраст старший дошкольник - первоклассник очень плохо обслужен "продвинутой" литературой. Положим, в 5 лет достаточно сложным казался учебник Петерсон для 1-го класса, попозже пойдет Перельман и иже с ним, а в промежутке - какая-то лакуна, просто брать учебники 2-го-3-го классов кажется скучным, хочется чего-то с изюминкой
;-). Еще раз большое Вам спасибо.

Стать специалистом по чувствам означает освоить несколько навыков, объясняет Марк Брэккет , директор Йельского центра эмоционального интеллекта. Во-первых, признавать эмоции в себе и других («Да, я действительно огорчен!»). Во-вторых, понимать причины и последствия эмоций («Эта хандра из-за погоды или из-за курса валют?»). В-третьих, точно маркировать происходящее («Моя досада обусловлена растерянностью»). В-четвертых, выражать эмоции социально приемлемым способом («В этом племени уволенные рвут на себе волосы»). В-пятых, управлять своими эмоциями («Я постою на голове и все пройдет»), а также помогать другим людям справиться с чувствами («Я принес тебе чай и готов тебя выслушать»).

Почему бы вообще не забыть про все эти эмоции?

Герой с волевым подбородком, который успешно действует, не испытывая ни страха, ни сомнений, — это миф. Без эмоций люди не смогут даже контрольную написать, да и вообще на нее не придут: незачем. Работы американского невролога Антонио Дамасио ясно показывают , что, отключив эмоции, человек и вовсе лишается способности принимать решения. По большому счету эмоция — это дополнительная информация. Если человек понимает, что с ней делать, то это сильно помогает в решении разных жизненных задач.

Зачем это детям

Родители, как правило, стараются сосредоточиться на развитии академических навыков. Считается, что детям важнее уметь производить арифметические операции с грибочками, чем вовремя догадаться, что кто-то сейчас заплачет. С этим готовы поспорить американские ученые, которые уверяют , что эмоциональная компетентность играет решающую роль в академическом успехе. И это объяснимо. Почти тридцать лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта — Майер и Саловей — доказали , что чувственная сфера прямо влияет на внимание, память, способность к обучению, на умение общаться и даже на физическое и умственное здоровье.

Психологи из Орегонского университета добавляют , что школьники с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в школе и более эмпатичны, чем их неподкованные товарищи.

Кадр из фильма Warner Bros.

Много ли зависит от родителей

Вообще-то, да. Психологи считают, что детям растить эмоциональный интеллект помогает родительская отзывчивость, а также коучинговый подход к эмоциям : папа и мама рассказывают о своих переживаниях, а заодно своим примером демонстрируют, что с чувством можно не только стучать кулаком по столу, но и работать. К тому же многое зависит от обстановки в семье. Чем благополучнее домашняя атмосфера, тем больше шансов научиться распознавать полутона настроения по наклону головы бабушки. В 2011 году британские ученые опубликовали исследование , изучавшее жизнь 17 000 детей. Из него стало очевидно, что уровень психического благополучия сильно коррелировал с будущим успехом.

С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект

В 2-4 года дети вполне распознают базовые эмоции: счастье, печаль, грусть, страх. Чем лучше посетитель детского сада разбирается в эмоциях, чем больше знает слов для их обозначения, тем меньше у него поведенческих проблем.

Кадр из фильма Universal

Как развивать эмоциональный интеллект у детей от 2 до 7 лет

Психолог и педагог детского центра «Дом гнома» Ирина Беляева рекомендует четыре шага для развития эмоционального интеллекта у детей до 7 лет.

  • Показать эмоцию. Можно изображать разные чувства, рисовать рожицы, демонстрировать крупные планы из мультфильмов.
  • Называть эмоции. В Йельском центре эмоционального интеллекта даже разработали специальную шкалу настроения , на осях которой нужно отмечать свое состояние и называть его. Особенно важно замечать счастливые моменты: «Ты сильно воодушевлен. Кажется, тебя посетило вдохновение. Вижу, ты польщена», — говоря с детьми о положительных переживаниях, мы расширяем их картину мира.
  • Попросить ребенка изобразить ярость, смятение и замешательство.
  • Обсудить личный опыт. В каких ситуациях ребенок испытывал те или иные эмоции, что помогло? Заодно имеет смысл расшифровать телесные знаки: что я чувствую и в каком именно месте. Стучит ли у меня в висках, подкатывает ли ком к горлу и откуда взялись эти слезы? Что хочет сказать язык тела другого человека: ему интересно меня слушать или он старается не уснуть?

Полезно создавать книги эмоций. Туда вклеивается лицо ребенка с комментариями. «Тут я сердит и сжал кулаки». Важное знание для ребенка — эмоции не навсегда, они проходят, меняются, а еще на них можно влиять.

Кадр из фильма Sony/Columbia

Как развивать эмоциональный интеллект у детей от 7 до 10 лет

Клинический психолог, психотерапевт Екатерина Блюхтерова, создательница «Мастерской домашней психологии», советует следующие шаги.

  • Проявлять свои родительские эмоции. Ребенку необходимо знать, что папа не просто так с изменившимся лицом бежит к пруду, а он очень-очень разгневан тем, что из его ботинок сделали домики для хомяков. «Мама озабочена, дедушка в эйфории, дядя боится грозы» — это нужно детям не просто проговаривать, но и показывать мимикой и языком тела.
  • Озвучивать чувства ребенка. Даже в 8 лет не просто разобраться, что с тобой происходит, пока родитель не скажет: «Вижу, ты места себе не находишь от досады». При этом важно поддерживать ребенка и утешать.
  • Не ставить запрета на детские чувства, но находить им социально приемлемый выход. «Давай поплачем, а потом пойдем в чулан топать ногами и рвать салфетки».
  • Использовать терапевтические истории, которые предлагают стратегию поведения в сложной для ребенка ситуации. «Одна девочка тоже пришла в новый класс…»

Кадр из фильма Universal

Как развивать эмоциональный интеллект у подростков

Подросткам могут помочь все вышеперечисленные пункты. На что стоит обратить внимание особо.

  • Провокационное поведение подростка легко перепутать с эмоциональной глухотой. С 12 лет у детей начинает работать биологическая программа на отделение от родителей, поэтому многие вещи подростки делают, чтобы им поскорее сказали: «Кажется, тебе пора!»
  • Родителям важно признать, что у ребенка появилась масса сложных, новых и раздирающих ощущений, не отвергать и не обесценивать их. Можно вспомнить себя в этом возрасте, рассказать о своем опыте и посочувствовать человеку, который проходит через все это сейчас.
  • Полезно обсуждать книги и фильмы о нравственных дилеммах и сложном моральном выборе. Это поможет подростку взглянуть на мир глазами другого человека.

И что — действует?

Да, это работает. Исследования Университета Британской Колумбии, Иллинойского университета в Чикаго и Университета Лойолы подводят результаты программ по развитию эмоционального интеллекта, которые американцы внедрили в школах, и солидарно заявляют : у детей и впрямь улучшаются психическое здоровье, социальные навыки и результаты обучения. Причем все это оказывается полезным даже спустя годы.

Что читать по теме

Психолог Ирина Беляева рекомендует родителям книги «Эмоциональный интеллект» Д.Гоулмана и «Эмоциональный интеллект ребенка» Д.Готтмана и Д.Деклер . Обсуждать эмоции с детьми можно на примере детских книг: для 3-летних подойдет игровая книга Михаила Яснова «Большая книга эмоций» , книга Джудит Виорст «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, плохой день» , серии Русе Лагеркранц «Моя счастливая жизнь» и Дороти Эдвардс «Моя озорная сестренка» . Лучше выбирать книги с рассказами про детей, а не антропоморфных животных, так как истории про людей дети скорее воспринимают как истории о себе. С 5 лет можно размышлять над книгами Оскара Бренифье, например «Что такое чувства?» . С 7 лет и до старости — развивать эмоциональный интеллект при помощи художественной литературы, кино, искусства, даже при помощи компьютерных игр. Важно обсуждать с ребенком, почему здесь такие герои, такие картинки, такая музыка, такой цвет. В любой хорошей книге есть что обсудить: от «Саши и Маши» Анни М.Г.Шмидт до «Гамлета» и «Братьев Карамазовых» .

ДИАНА УЖЕ ОПАЗДЫВАЕТ НА РАБОТУ, потому что не может уговорить своего трехлетнего сына Джошуа надеть куртку, чтобы отвести его в детский сад. После торопливого завтрака и перепалки из-за ботинок, которые он наденет, Джошуа напряжен. Его совершенно не волнует, что менее чем через час мама должна присутствовать на важной встрече. Он говорит, что хочет остаться дома и играть. Когда Диана объясняет ему, что это невозможно, ребенок падает на пол. Он расстроен, сердится и начинает плакать.

За пять минут до приезда няни семилетняя Эмили в слезах обращается к родителям. «Это несправедливо, что вы оставляете меня с незнакомым человеком», - рыдает она. «Но Эмили, - объясняет ей папа, - няня - хорошая знакомая твоей мамы. Кроме того, мы купили билеты на этот концерт уже несколько недель назад». «А я все равно не хочу, чтобы вы уезжали», - плачет девочка.

Четырнадцатилетний Мэтт говорит маме, что его выгнали из школьного ансамбля, потому что в автобусе кто-то курил анашу, и учитель подумал, что это он. «Клянусь Богом, это был не я», - говорит Мэтт. Но оценки мальчика ухудшились, и вдобавок у него появилась новая компания. «Я тебе не верю, Мэтт, - говорит мать. - И пока ты не исправишь оценки, я не разрешаю тебе никуда ходить». Не говоря ни слова, Мэтт в ярости выскакивает за дверь.

Три семьи. Три конфликта. Эти дети разного возраста, они находятся на разных стадиях развития, но тем не менее их родители столкнулись с одной и той же проблемой - как справиться с детьми, когда они охвачены эмоциями. Как и большинство родителей, они хотят относиться к своим детям справедливо, с терпением и уважением. Они знают, что мир ставит перед детьми множество задач, и хотят быть рядом, чтобы объяснить и поддержать. Они хотят научить своих детей эффективно решать проблемы и построить с ними крепкие и здоровые отношения. Они хотят относиться к ним правильно, но у них нет для этого средств.

Хорошее воспитание требует чего-то большего, чем простое интеллектуальное руководство. Оно затрагивает личностные черты, что не учитывают большинство рекомендаций, которые получали родители в течение последних тридцати лет. Хорошее воспитание включает в себя воздействие на эмоции .

За последнее десятилетие ученые выяснили, насколько огромную роль в нашей жизни играют эмоции. Они узнали, что успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. Это качество называют «эмоциональным интеллектом». С точки зрения воспитания оно означает, что родители должны понимать чувства своих детей, уметь им сочувствовать, успокаивать и направлять. У детей, которые получают бо льшую часть уроков по регулированию эмоций у своих родителей, это качество означает способность контролировать импульсы, мотивировать себя, понимать социальные сигналы других людей и справляться со взлетами и падениями в своей жизни.

«Семья является тем местом, где мы впервые начинаем изучать эмоции», - пишет Дэниел Гоулман, психолог и автор книги «Эмоциональный интеллект» , в которой подробно описываются научные исследования, позволившие нам глубже проникнуть в эту область знания. «В семье мы впервые узнаем, какие чувства должны испытывать по отношению к себе, как нам думать об этих чувствах, как мы можем на них реагировать и как понимать и выражать свои надежды и страхи. Это эмоциональное образование включает не только то, что родители говорят и как они себя ведут непосредственно с детьми, но и способы, которые помогают им справиться с собственными чувствами, обмен эмоциями, который происходит между мужем и женой. Некоторые родители являются одаренными эмоциональными учителями, другие - отвратительными».

Чем отличается поведение этих родителей? Поскольку я психолог-исследователь, изучающий взаимодействия между родителями и детьми, то бо льшую часть последних двадцати лет я провел в поисках ответа на этот вопрос. Работая с исследовательскими группами из Иллинойского и Вашингтонского университетов, я провел два углубленных исследования 119 семей, наблюдая, как родители и дети реагируют друг на друга в эмоционально напряженных ситуациях . Мы наблюдали за этими детьми с четырех лет до подросткового возраста. Кроме того, мы ведем наблюдение за 130 парами молодоженов, поскольку они станут родителями маленьких детей. Наши исследования включают продолжительные беседы с родителями, обсуждение их браков, их реакции на эмоциональные переживания своих детей и их осведомленность о роли эмоций в жизни. Мы оценивали физиологические реакции детей во время стрессовых взаимодействий «родитель-ребенок». Мы внимательно наблюдали и анализировали эмоциональные реакции родителей на гнев и печаль своих детей . Затем повторно связывались с этими семьями, чтобы узнать, как развиваются их дети, - об их здоровье, успеваемости, эмоциональном развитии и социальных отношениях.

Наши результаты рассказывают простую, но увлекательную историю. Мы обнаружили, что большинство родителей относятся к одной из двух категорий: тех, кто учит детей управлять своими чувствами, и тех, кто этого не делает.

Родителей, которые учат управлять эмоциями, я называю «эмоциональными воспитателями». Подобно спортивным тренерам, они учат своих детей умению справляться со взлетами и падениями. Эти родители разрешают детям выражать свои отрицательные эмоции. Они принимают их как факт жизни и используют эмоциональные моменты, чтобы научить детей важным жизненным урокам и построить с ними более близкие отношения.

«Когда Дженнифер грустно, я считаю это очень важным временем для того, чтобы создать между нами связь, - говорит Мария, мать пятилетней девочки, участницы одного из наших исследований. - Я говорю, что хочу с ней поговорить и узнать, что она чувствует».

Как и многие другие родители, практикующие эмоциональное воспитание, Дэн, папа Дженнифер, расценивает состояние грусти и гнева своей дочери как время, когда она нуждается в нем больше всего. «Именно в такие моменты я больше всего ощущаю себя отцом, - говорит Дэн. - Я должен быть рядом с ней… Должен сказать ей, что все в порядке. Что она переживет и эту проблему, как и множество других».

Родителей, подобных Марии и Дэну, можно описать как «теплых» и «позитивных», но для развития эмоционального интеллекта отдельно взятых тепла и позитивного отношения недостаточно. На самом деле бо льшая часть родителей относится к своим детям с любовью и вниманием, но далеко не все умеют эффективно справляться с их отрицательными эмоциями. Среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект, я выделил три типа:

  1. Отвергающие - это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей, игнорирует их или считает пустяком.
  2. Неодобряющие - это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций, может сделать выговор или даже за них наказать.
  3. Невмешивающиеся - они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения и не устанавливают лимиты в поведении своих детей.

Чтобы показать вам, насколько по-разному реагируют на чувства своих детей эмоциональные воспитатели и три вышеописанных типа, давайте представим Диану, чей малыш не хочет идти в детский сад, в каждой из этих трех ролей.

Если бы Диана была родителем отвергающего типа, то могла бы сказать Джошуа, что нежелание идти в детский сад является глупым; что нет никаких причин грустить из-за того, что он уходит из дома. Затем она могла бы попытаться отвлечь его от грустных мыслей, возможно, подкупив печеньем или рассказом об интересных мероприятиях, которые запланированы воспитателем.

Если она принадлежала бы к неодобряющему типу, то могла бы отругать Джошуа за отказ сотрудничать, сказать, что устала от его своевольного поведения, и пригрозить отшлепать.

Будучи приверженцем невмешательства, она могла бы принять расстройство и гнев Джошуа, посочувствовать ему, сказать, что для него естественно желание остаться дома, но не знала бы, что делать дальше. Не имея возможности оставить его дома и не желая ругать, шлепать или подкупать, возможно, в конце концов, она пошла бы на сделку: я поиграю с тобой десять минут, а после этого мы выйдем из дома без слез. И это могло бы тянуться до завтрашнего утра.

А как поступил бы эмоциональный воспитатель? Начать как невмешивающийся родитель с сопереживания, дав Джошуа понять, что понимает его печаль, а затем пойти дальше и показать, как он может справиться с неприятными эмоциями. Возможно, их разговор звучал бы приблизительно так:

Диана : Надевай куртку, Джошуа. Пора идти.

Джошуа : Нет! Я не хочу идти в детский сад.

Диана : Не хочешь идти? Почему?

Джошуа : Потому что я хочу остаться здесь, с тобой.

Диана : Хочешь остаться?

Джошуа : Да, я хочу остаться дома.

Диана : Черт, кажется, я знаю, что ты чувствуешь. Иногда по утрам мне тоже хочется, чтобы мы с тобой забрались в кресло и вместе посмотрели книжки, а не бросались к двери. Но знаешь что? Я дала обещание людям на работе, что приду точно в 9:00, и я не могу нарушить обещание.

Джошуа (начиная плакать): Почему не можешь? Это несправедливо. Я не хочу идти.

Диана : Иди сюда, Джош. (Сажает его на колени.) Прости, дорогой, но мы не можем остаться дома. Я понимаю, ты чувствуешь себя расстроенным?

Джошуа (кивает): Да.

Диана : И тебе грустно?

Джошуа : Да.

Диана : Мне тоже немного грустно. (Она позволяет ему некоторое время поплакать сидя на руках). Я знаю, что мы можем сделать. Давай думать о дне, когда нам не нужно будет идти ни на работу, ни в детский сад. Мы сможем провести вместе целый день. Можешь придумать что-нибудь особенное, что бы ты хотел сделать?

Джошуа : Есть блины и смотреть мультики?

Диана : Да, это было бы здорово. Что-нибудь еще?

Джошуа : А мы сможем взять мой грузовик в парк?

Диана : Наверное, да.

Джошуа : И мы сможем взять с собой Кайла?

Диана : Может быть. Мы должны спросить его маму. Но сейчас настало время идти на работу, хорошо?

Джошуа : Хорошо.

На первый взгляд, эмоциональный воспитатель может показаться отвергающим родителем, потому что он отвлекает Джошуа от мысли остаться дома. Но между ними есть существенная разница. Как эмоциональный воспитатель, Диана признала печаль сына, помогла ему назвать свою эмоцию, позволила ее прочувствовать и находилась рядом, пока он плакал. Она не пыталась отвлечь его внимание от своих чувств. Она не ругала его за печаль, как сделала бы неодобряющая мать. Она позволила ему понять, что уважает его чувства и думает, что его желание обоснованно.

В отличие от невмешивающейся матери эмоциональный воспитатель устанавливает границы капризов ребенка. Она потратила несколько дополнительных минут, чтобы справиться с чувствами Джошуа, но дала ему понять, что не собирается опаздывать на работу и нарушать свое обещание коллегам. Джошуа был разочарован, и Диана разделила с ним это ощущение. Тем самым она дала Джошуа возможность узнать, прочувствовать и принять эмоцию, а затем показала, что можно выйти за рамки своей печали, подождать и получить удовольствие на следующий день.

Этот ответ является частью процесса эмоционального воспитания, который я и мои коллеги вывели из наблюдений за успешными взаимодействиями родителей с детьми. Процесс, как правило, состоит из пяти этапов.

Родители:

1) понимают, какую эмоцию испытывает ребенок;

2) считают эмоции возможностью для сближения и обучения;

3) сочувственно выслушивают и признают чувства ребенка;

4) помогают ребенку найти слова для обозначения эмоции, которую он испытывает;

5) вместе с ребенком изучают стратегии решения проблемы, одновременно устанавливая границы.

Влияние эмоционального воспитания на развитие ребенка

ЧЕМ ЖЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ребенка отличается от обычного воспитания? Наблюдая и подробно анализируя слова, действия и эмоциональные реакции семей, мы обнаружили поистине значительный контраст. Дети, чьи родители постоянно использовали эмоциональное воспитание, имели более крепкое здоровье и более высокую успеваемость. У них лучше складывались отношения с друзьями, наблюдалось меньше проблем с поведением, они были менее склонны к насилию. Дети, имеющие опыт эмоционального руководства, обладали лучшим эмоциональным здоровьем и испытывали меньше негативных, а больше позитивных чувств.

Есть и еще один результат, который я считаю самым удивительным: когда матери и отцы использовали технику эмоционального воспитания, их дети быстрее восстанавливались. Они грустили, сердились или испытывали страх, попадая в трудную ситуацию, но быстро себя успокаивали, приходили в норму и продолжали продуктивную деятельность. Иными словами, эти дети имели более высокий эмоциональный интеллект.

Наша работа показала, что эмоциональное воспитание может защитить детей даже от вредного влияния все шире распространяющегося кризиса американских семей - от супружеских конфликтов и разводов. Учитывая тот факт, что более половины современных браков заканчивается разводами, миллионам детей угрожают проблемы, которые социологи связывают с распадом семьи . Это проблемы низкой успеваемости, неприятия другими детьми, депрессии, болезней и антиобщественного поведения. Аналогичные проблемы возникают у детей несчастных, конфликтующих родителей, даже если те не развелись: когда мать и отец постоянно ссорятся, их конф­ликт мешает ребенку завязывать дружеские отношения . Мы также обнаружили, что супружеские конфликты снижают школьные успехи детей и повышают их восприимчивость к заболеваниям. А самое главное, эпидемия нездоровых и распадающихся браков вызывает увеличение случаев девиантного и агрессивного поведения детей и подростков.

Когда подобные ситуации (конфликты, раздельное проживание или развод) возникали в семьях, практиковавших эмоциональное воспитание, результат получался иной . Хотя в целом такие дети выглядели печальнее других детей, участвовавших в нашем исследовании, - оказалось, что эмоциональное воспитание ограждало их от пагубных последствий, наблюдавшихся у остальных детей, переживших развод родителей. Они не начинали хуже учиться, не были агрессивными и не испытывали проблем со сверстниками. Поэтому мы можем считать эмоциональное воспитание первым научно подтвержденным буфером против эмоциональной травмы развода.

Еще одно неожиданное открытие, которое мы сделали в ходе наших исследований, связано с отцами. Результаты показали, что, когда отцы практикуют метод эмоционального воспитания, они оказывают чрезвычайно положительное влияние на развитие эмоционального интеллекта своих детей. Если отцы понимают чувства своих детей и стараются помочь им решить проблемы, дети лучше успевают в школе и успешнее устанавливают отношения с другими людьми. И наоборот, эмоционально отдаленные отцы, суровые, критичные и отвергающие эмоции, оказывают глубоко негативное влияние на детей. В среднем такие дети хуже учатся, больше ссорятся с друзьями и больше болеют. (Этот акцент на отцах не означает, что мать не влияет на эмоциональный интеллект. Ее взаимодействие с детьми играет немаловажную роль. Однако мы выяснили, что влияние отца является гораздо более сильным , будь оно хорошим или плохим.)

Конечно, это не означает, что лучше жить хоть с каким-нибудь отцом, чем совсем без отца. Эмоционально присутствующий папа может быть огромным преимуществом для развития ребенка, тогда как холодный и жестокий отец может нанести большой вред.

Несмотря на наши выводы о том, что эмоциональное воспитание может помочь детям вырасти более здоровыми и успешными, эта техника ни в коем случае не является лекарством от серьезных семейных проблем, которые требуют помощи профессионального психотерапевта. В отличие от сторонников многих других теорий воспитания я не буду утверждать, что эмоциональное воспитание является панацеей от проблем семейной жизни. Его применение не остановит семейные раздоры, резкие слова, ущемленные чувства, печали и стрессы. Семейная жизнь не обходится без конфликтов. Тем не менее, как только вы начнете использовать этот подход, почувствуете себя ближе к своим детям. А близость и уважение к членам своей семьи помогает легче переносить возникающие проблемы.

И наконец, эмоциональное воспитание не означает отсутствия дисциплины. На самом деле, когда вы эмоционально близки со своими детьми, вы больше в них вкладываете, а значит, можете оказать на них большее влияние. Ваше положение позволяет вам быть строгим. Если вы видите, что ваши дети делают ошибки или не хотят выполнять какую-то работу, можете сделать им замечание. Вы не боитесь устанавливать границы. Не боитесь сказать, что они вас разочаровали, когда знаете, что они могут сделать лучше. А поскольку между вами существует эмоциональная связь, то они прислушиваются к вашим словам, их интересует ваше мнение и они не хотят вызывать ваше недовольство. Таким образом, эмоциональное воспитание помогает вам мотивировать своих детей и управлять ими.

Конечно, подобное воспитание требует значительного вовлечения и терпения, по сути, оно почти не отличается от работы любого тренера. Если хотите, чтобы ваш ребенок преуспел в бейсболе, вы не отказываетесь от игры, а выходите во двор и начинаете его тренировать. Точно так же, если хотите, чтобы ваш ребенок справлялся с чувствами, стрессом и развивал здоровые отношения, вы не должны закрываться или игнорировать выражение отрицательных эмоций; вы должны найти с ним общий язык и направлять его.

Эмоциональными воспитателями могут быть бабушки и дедушки, учителя и другие взрослые, но родители находятся в привилегированном положении. В конце концов, именно они устанавливают правила, по которым будет играть ребенок. И именно они будут с ним рядом в трудных ситуациях - будь то младенческие колики, приучение к горшку, война с братьями и сестрами или несостоявшееся свидание. Ребенок смотрит на них в ожидании сигнала. Так что натягивайте бейсболку тренера и помогайте своему ребенку выиграть игру.

Как воспитание поможет вашему ребенку снизить риски

СОВРЕМЕННЫЕ РОДИТЕЛИ сталкиваются с проблемами, которых не было у предшествующих поколений. Если в 1960-х родители переживали из-за алкоголя на выпускном вечере, то сегодня они постоянно беспокоятся из-за распространения кокаина в средней школе. Вчерашние родители волновались, что их дочери-подростки могут забеременеть; сегодня они рассказывают своим пятиклассникам о СПИДе. Поколение назад борьба за сферы влияния между враждующими молодежными бандами вспыхивала только в неблагополучных районах города и заканчивалась драками и редко ударом ножом. Сегодня молодежные банды существуют даже в благополучных районах, где проживает средний класс. А с распространением торговли огнестрельным оружием и наркотиками их разборки нередко заканчиваются перестрелками со смертельным исходом.

Прочитала недавно эту книгу, мне очень понравилась, но надо будет перечитать основные мысли несколько раз. Сделала для себя выписку основного по пунктам. Если кому интересно, оно все под катом. В этой части 4 главы из 7, а то слишком длинно получилось.


Глава 1. Эмоциональный интеллект. Ключ к воспитанию эмоционально развитого ребенка

Среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект, я выделил три типа:
1. Отвергающие - это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей, игнорирует их или считает пустяком.
2. Неодобряющие - это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций, может сделать выговор или даже за них наказать.
3. Невмешивающиеся - они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения и не устанавливают лимиты в поведении своих детей.
В отличие от невмешивающейся матери эмоциональный воспитатель устанавливает границы капризов ребенка. Процесс, как правило, состоит из пяти этапов.
Родители:
1) понимают, какую эмоцию испытывает ребенок;
2) считают эмоции возможностью для сближения и обучения;
3) сочувственно выслушивают и признают чувства ребенка;
4) помогают ребенку найти слова для обозначения эмоции, которую он испытывает;
5) вместе с ребенком изучают стратегии решения проблемы, одновременно устанавливая границы.

Когда матери и отцы использовали технику эмоционального воспитания, их дети быстрее восстанавливались. Дети, чувствующие, что их уважают и ценят в семье, лучше учатся в школе, у них больше дружеских связей, более здоровая и успешная жизнь.

Eсли родители чутко реагируют на реакции младенцев, поддерживают с ними визуальный контакт, имитируют их лепет и позволяют отдохнуть, когда те перевозбуждены, младенцы раньше учатся управлять своими эмоциями. Эти дети не перестают испытывать возбуждение, когда для него есть повод, но после исчезновения стимула быстро успокаиваются.

Mаленькие дети, с которыми занимались эмоциональным воспитанием, постепенно начинали включать успокаивающие ответы своих воспитателей в собственное поведение.

Имейте в виду, что многие семьи могут придерживаться смешанной философии - то есть их отношение к выражению эмоций может меняться в зависимости от того, о какой эмоции идет речь. Например, родители могут считать, что время от времени грустить - это нормально, а проявления гнева неуместны или опасны; и напротив, ценить гнев своих детей, видя в нем проявление уверенности в себе, а страх или грусть считать трусостью или ребячливостью. Кроме того, в семье могут существовать разные стандарты для разных членов. Например, родители могут считать, что гнев сына и уныние дочери - это нормальные эмоции, но никак не наоборот.

Отвергающий родитель

Считает чувства ребенка неважными и несущественными
не интересуется или игнорирует чувства ребенка
хочет, чтобы отрицательные эмоции ребенка быстро прошли
для прекращения эмоции часто использует отвлечение
может высмеять или не придать значения эмоции ребенка
считает детские чувства иррациональными, поэтому с ними не считается
проявляет мало интереса к тому, что ребенок пытается ему сказать
мало знает о своих и чужих эмоциях
чувствует себя неуютно, боится, испытывает беспокойство, раздражение, боль, когда ребенок выражает сильные эмоции
боится выпустить эмоции из-под контроля
больше интересуется, как справиться с эмоцией, чем смыслом самой эмоции
считает отрицательные эмоции вредными
считает, что концентрация на отрицательных эмоциях еще больше усугубляет ситуацию
не знает, что делать с эмоциями ребенка
видит в эмоциях ребенка требование все исправить
считает, что негативные эмоции свидетельствуют о плохой приспособленности ребенка
считает, что негативные эмоции ребенка плохо влияют на его родителей
минимизирует чувства ребенка, преуменьшая события, которые вызвали эмоцию
не решает с ребенком проблемы; считает, что со временем они сами разрешатся

Влияние стиля на детей: дети узнают, что их чувства неправильные, неуместные и безосновательные. Они могут решить, что у них есть какой-то врожденный недостаток, который не позволяет им правильно чувствовать. Им может быть трудно регулировать свои эмоции.

Неодобряющий родитель

Поведение родителей этого типа во многом сходно с отвергающим, но они относятся к эмоциям еще более негативно.

Судит и критикует эмоциональные выражения ребенка
совершенно уверен в необходимости введения границ для своих детей
подчеркивает соответствие стандартам хорошего поведения
делает выговоры, проявляет строгость и наказывает ребенка за выражение эмоций вне зависимости от того, как тот себя при этом ведет
считает, что выражение отрицательных эмоций должно быть ограничено по времени
считает, что отрицательные эмоции должны контролироваться
считает, что отрицательные эмоции свидетельствуют о плохом характере
считает, что ребенок использует отрицательные эмоции, чтобы манипулировать родителями; то есть речь идет о борьбе за власть
считает, что эмоции делают людей слабыми; чтобы выжить, дети должны быть эмоционально холодными
считает отрицательные эмоции непродуктивными, пустой тратой времени
считает, что отрицательными эмоциями (особенно печалью) не следует разбрасываться
озабочен тем, чтобы ребенок слушался старших

Влияние этого стиля на детей: такое же, как при отвергающем стиле.

У НЕОДОБРЯЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ МНОГО ОБЩЕГО с отвергающими, но есть между ними и несколько различий: они более критичны и не испытывают сочувствия, когда описывают эмоциональные переживания своих детей. И не просто игнорируют, отрицают или преуменьшают негативные эмоции своих детей - они их не одобряют. Поэтому их дети часто получают выговор или наказание за выражение своих эмоций.

Невмешивающийся родитель

Свободно принимает все эмоциональные выражения ребенка
предлагает утешение ребенку, который испытывает негативные чувства
мало рассказывает, как нужно себя вести
не помогает ребенку справиться с эмоциями
все разрешает; не устанавливает ограничений
не помогает детям решать проблемы
не учит детей способам решения проблем
считает, что с отрицательными эмоциями ничего нельзя сделать, кроме как пережить
считает, что управление негативными эмоциями построено по законам физики; высвободите эмоции - и работа сделана

Влияние этого стиля на детей: дети не учатся регулировать свои эмоции; у них есть проблемы с концентрацией внимания, завязыванием дружеских отношений, и они хуже ладят с другими детьми.

Многие невмешивающиеся родители просто не знают, как научить своих детей управлять эмоциями

Эмоциональный воспитатель

Расценивает отрицательные эмоции ребенка как возможность для сближения
легко может находиться рядом с грустным, сердитым или испуганным ребенком; эмоции его не раздражают
осознает и ценит собственные эмоции
считает мир отрицательных эмоций той областью, которая требует родительского участия
чувствителен к эмоциональным состояниям ребенка, даже если они мало проявляются не теряется и не тревожится из-за эмоциональных выражений ребенка; знает, что делать
уважает эмоции ребенка
не подтрунивает и не преуменьшает негативные чувства ребенка
не говорит, как ребенок должен себя чувствовать
не чувствует, что он или она должны решать за ребенка все проблемы
использует эмоциональные моменты, чтобы:
- выслушать ребенка
- посочувствовать и успокоить его словами и лаской
- помочь ребенку назвать эмоции, которые тот испытывает
- предложить варианты урегулирования эмоций
- установить границы и научить приемлемому выражению эмоций
- выработать навыки решения проблем

Влияние этого стиля на детей: дети учатся доверять своим чувствам, управлять своими эмоциями и решать проблемы. Они имеют высокую самооценку, лучше учатся, хорошо ладят с другими детьми.

Многие родители в процессе эмоционального воспитания замечают, сколько радости им доставляет выражение эмоций детьми, так как это подтверждает, что родители и ребенок имеют одинаковые жизненные ценности. Возможно, именно потому, что эти родители считают ценными отрицательные эмоции своих детей, они более терпеливо относятся к их злости, грусти и страхам.
Введение определенных границ является обычным методом для эмоциональных воспитателей, которые могут принять любые проявления чувств, но не любое поведение.
Поскольку такие родители понимают смысл и назначение эмоций в своей жизни, они не боятся показывать эмоции своим детям.
дети, с которыми занимаются эмоциональным воспитанием, лучше учатся в школе, более здоровы, их отношения со сверстниками складываются благополучнее. У них меньше проблем с поведением, и они быстрее восстанавливаются после тяжелых переживаний.

Глава 3. Пять основных шагов эмоционального воспитания

Эмпатия: основа эмоционального воспитания

ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ, ЧТО ВЫ РОСЛИ в доме, где вам не сочувствуют. Представьте, что ваши родители ожидают, что вы всегда будете веселым, счастливым и спокойным. В этом доме печаль и гнев считаются признаком неудачи или потенциальной катастрофы. Со временем вы понимаете, что нет никакого смысла говорить об истинной внутренней жизни со своей семьей. Это делает вас одиноким.

Когда мы пытаемся разобраться, что переживают наши дети, они ощущают поддержку и понимают, что мы на их стороне. Они пускают нас в свой мир только в том случае, если мы воздерживаемся от критики, не обесцениваем их чувства и не пытаемся отвлечь от целей. Они рассказывают нам, что они чувствуют и о чем думают.
Эмпатия - это всего лишь способность поставить себя на место своего ребенка и отреагировать соответствующим образом.

Итак, вам нужно:
1) понять эмоцию ребенка;
2) отнестись к эмоции как к возможности для сближения и обучения;
3) сочувственно выслушать ребенка и подтвердить обоснованность его чувств;
4) помочь ребенку правильно назвать свои эмоции;
5) обозначить пределы переживаний, одновременно помогая решить проблему.

Шаг № 1: осознание эмоций ребенка
НАШИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ: для того чтобы родители могли понять, что чувствуют их дети, они должны научиться сначала осознавать свои эмоции.
Неспособность выражать собственные чувства может стать камнем преткновения для родителей, которые боятся потерять контроль над негативными эмоциями, например гнев, печаль и страх. Такие родители избегают выказывать свой гнев, в частности, из страха, что это только ухудшит ситуацию. Они могут бояться, что дети скопируют их манеру выходить из себя или отдалятся от них. Их может пугать перспектива причинить детям боль, физически или психологически.

Ирония в том, что, скрывая свои эмоции, эти родители воспитывают детей, которые значительно хуже справляются с отрицательными эмоциями, чем те дети, чьи родители проявляют свои чувства.

Шаг № 2: эмоция как средство для сближения и обучения

Для многих родителей сама идея, что детские негативные эмоции являются возможностью для сближения и обучения, служит облегчением. Признавая эмоции своих детей, мы обучаем их искусству самоуспокоения, которым они будут пользоваться в течение всей своей жизни. Некоторые родители совершают ошибку, пытаясь игнорировать негативные чувства своих детей в надежде, что те сами пройдут. С эмоциями это происходит редко. Теперь вы знаете, что негативные чувства рассеиваются, если дети могут поговорить о своих эмоциях, назвать их и почувствовать, что их понимают.Мой совет:улавливать негативные чувства как можно раньше, до того, как они достигнут критической точки и спровоцируют кризис.Обращаясь к чувствам, пока те еще не набрали силу, вы получаете возможность тренировать умение выслушать и получать навыки решения проблем.

Шаг № 3: сочувственное выслушивание и подтверждение обоснованности чувств ребенка
ЕСЛИ ВЫ ВИДИТЕ, что сложилась подходящая ситуация, чтобы создать близость и начать обучение способам решения проблем, то должны быть готовы перейти к самому важному этапу эмоционального воспитания - сочувственному выслушиванию. Сядьте на одном уровне с ребенком, сделайте глубокий вдох, расслабьтесь и сосредоточьтесь.Помните, что в момент, когда ребенок переживает сильные эмоции, взаимный обмен простыми наблюдениями работает лучше, чем «прощупывание». Вы спросите дочь: «Почему тебе грустно?», но она может ничего об этом не знать.Эффективным способом продемонстрировать свое понимание может быть пример из собственной жизни.

Шаг № 4: помочь ребенку обозначить эмоцию словами
СЛЕДУЮЩИЙ ПРОСТОЙ, НО ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНЫЙ шаг эмоционального воспитания состоит в том, чтобы помочь детям назвать эмоции, которые они испытывают. По данным исследований, обозначение эмоции обладает успокаивающим действием на нервную систему и помогает детям быстрее восстановиться после неприятных инцидентов. Я точно не знаю, как это происходит, но предполагаю, что в тот момент, когда мы говорим об эмоции, подключается левая доля мозга, где находятся центры языка и логики, что помогает нам сосредоточиться и успокоиться. Это не означает, что детям нужно рассказывать, что и как они должны чувствовать. Ваша задача - расширить словарный запас так, чтобы ребенок мог выразить то, что он чувствует.

Шаг № 5: введение ограничений + помощь в решении проблемы
Этот процесс также состоит из пяти шагов:
1) введение ограничений : когда мы говорим ребенку, что он чувствует правильно, но ему нужны другие способы выражения - мы сохраняем его характер и поддерживаем чувство собственного достоинства. Так, для маленьких детей в возрасте от трех до восьми лет популярным методом наказания за плохое поведение является так называемый тайм-аут. Его правильное применение - короткая изоляция детей от позитивного взаимодействия со сверстниками и воспитателями. При правильном использовании этот метод может стать эффективным способом помочь детям прекратить плохое поведение, успокоиться и начать все заново на более позитивной ноте. К сожалению, многие родители и воспитатели используют тайм-аут неправильно. Они сопровождают изоляцию резкими словами и отрицательным отношением, чтобы дети почувствовали себя отвергнутыми и униженными. Но подобное уничижительное наказание дает мало пользы.
2) определение целей : Чтобы определить цели решения проблем, спросите ребенка, какой результат он хотел бы получить.
3) обдумывание возможных решений : Идеи родителей могут быть очень полезными, особенно для детей младшего возраста, которым трудно предложить несколько вариантов. Тем не менее вы не должны полностью брать на себя поиск решений. Если вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок достиг результата, то нужно поощрять его предлагать идеи самому.
4) оценка предложенных решений на основе ценностей вашей семьи
5) помощь ребенку в выборе решения .

Глава 4. Стратегии эмоционального воспитания

В этой главе вы найдете список стратегий, которые можно использовать, если ваше эмоциональное воспитание встречает препятствия на своем пути.

Избегайте чрезмерной критики, унизительных комментариев и не высмеивайте своего ребенка

Используйте для воспитания вашего ребенка «строительные леса» и похвалу: родители использовали каждый маленький успех ребенка, чтобы повысить его уверенность в себе и подтолкнуть к переходу на следующий уровень компетентности

Избегайте «родительской матрицы»: Например, родители могут беспокоиться, что один ребенок слишком самоуверен, а другой, наоборот, слишком робок. Независимо от конкретной задачи матричный подход заставляет родителей внимательно следить за поведением детей и постоянно пытаться направить их в нужное русло. Если конфликты в той или иной степени имеют отношение к тезисам родительской программы, бдительные мамы и папы считают своей задачей донести свою точку зрения до детей. Но морализаторство без обращения к чувству, лежащему в основе поступка, чаще всего бывает неэффективным.

Создайте ментальную карту повседневной жизни своего ребенка: Родители должны найти время разговаривать со своими детьми, заходить в детский сад или школу, посещать внешкольные мероприятия, узнавать друзей своих детей и их учителей.

Избегайте «объединения с врагом»: трудно продолжать поддерживать ребенка, если придерживаешься той же позиции, что и авторитетные фигуры, на которых он злится, - учителя, тренеры, воспитатели или родителей других детей. Помните, цель ваших разговоров не в том, чтобы ребенок с вами согласился, а в том, чтобы поговорить с ним и достичь взаимопонимания.

Подумайте о переживаниях своего ребенка, представив аналогичную ситуацию в мире взрослых

Не пытайтесь навязать ребенку свои решения: Родители могут быть разочарованы нежеланием детей принять непрошеный совет. Но как правило, дети на таких советах не учатся.

Повысьте самооценку своего ребенка, предоставляя ему выбор и уважая его желания: Большинство маленьких детей практически не контролируют свою повседневную жизнь. В следующий раз, когда ваш ребенок обратится к вам с небольшой просьбой - неважно, насколько глупой или тривиальной она вам покажется, - попробуйте не воспринимать ее как борьбу характеров. Вместо этого спросите себя, действительно ли она является настолько сложной, что вы не можете ее выполнить. Помните, что результаты принесут пользу вашему ребенку, ведь он использует эти взаимодействия для развития собственной личности.

Пусть дети делятся с вами мечтами и фантазиями

Будьте честны со своим ребенком

Читайте вместе детские книги: при чтении вслух у детей возникает ощущение, что в истории принимает участие их семья, поэтому сюжет и характеры кажутся им ближе. К сожалению, многие родители перестают читать детям вслух, как только те научатся читать сами.

Процесс воспитания требует терпения: Если вашему сыну грустно, он может плакать. Если ваша дочь злится, она может топать ногами. Зачастую ему будет достаточно, если вы просто сядете с ним рядом, обнимете или погладите по спине, особенно когда он борется с печалью или страхом. Взяв за правило быть рядом с ребенком, когда он охвачен сильными эмоциями, вы получите возможность установить с ним стабильные близкие отношения.

Поймите основу вашей власти: Если вы эмоционально связаны со своим ребенком, настройка ограничений происходит на основе подлинных реакций на его недостойное поведение. Ребенок реагирует на ваши гнев, разочарование и беспокойство, так что вам не приходится усиливать свою реакцию наказаниями типа шлепков или изоляции.
1) допустимы любые чувства, но не любое поведение;
2) взаимоотношения родитель - ребенок - это не демократия; только родитель определяет, какое поведение является допустимым.

Верьте в позитивную природу человека: Ваш ребенок хочет стать таким человеком, которого вы будете любить и которым будете восхищаться

-Когда эмоциональное воспитание не подходит :
-Если у вас мало времени
-Если вы не можете поговорить один на один
-Если вы слишком расстроены или слишком устали для того, чтобы воспитание оказалось продуктивным
-Если вам нужно справиться с серьезным нарушением поведения
-Если ваш ребенок «выдумывает» эмоцию, чтобы манипулировать вами

ЕСЛИ ВЫ РЕШАЕТЕ ОТЛОЖИТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ, то должны пообещать себе и ребенку, что вернетесь к проблемному вопросу в ближайшее время.