Подходы к развитию эмоционального интеллекта у детей. Эмоциональный интеллект

Мы хотим, чтобы мы сами и наши дети были успешными и счастливыми. Но мы часто забываем, что между этими понятиями нельзя поставить знак равенства. Можно быть успешным, но при этом постоянно чувствовать себя несчастным. А можно постоянно испытывать трудности в учёбе или карьере, но относиться к ним не как к трагедии, а как к шагу вперёд.

Почему эмоции так важны?

Жизнь на 10% состоит из того, что происходит со мной, и на 90% из того, как я на это реагирую.

Чарльз Свиндолл, писатель

Современный мир полон стрессовых ситуаций, с которыми трудно справиться даже взрослым, не говоря уже о детях. Они не понимают и не знают, какие эмоции испытывают в тот или иной момент, как ими управлять, поэтому искажённо представляют, что происходит. Это приводит к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям.

Завышенные требования учителей, внушение маленькой личности важности победы и превосходства (многие хотят быть родителями победителей) - всё это слишком тяжёлый груз для хрупких детских плеч. Чем тяжелее этот груз, тем важнее разобраться с чувствами и переживаниями ребёнка.

Уже во взрослой жизни мы видим, что у людей, которые не могут управлять своими эмоциями, возникают неприятности во всех сферах жизни, в том числе и в карьере.

Когда человек охвачен негативными эмоциями и не может объективно оценить свои чувства, желания и возможности, разрушительный эффект обеспечен.

Портятся отношения с окружающими, человек замыкается в себе, теряет веру в себя, свои силы или свой профессионализм, становится раздражительным, ещё больше запутывается в своих чувствах. И тут возникает вопрос: «Каким уровнем эмоционального интеллекта он обладает?»

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (EQ) отвечает за распознавание и правильную интерпретацию эмоций. Именно он наделяет человека психологической гибкостью и способностью эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Именно поэтому понятие «эмоциональный интеллект» впервые было озвучено в отношении построения карьеры и самореализации. Однако психологи сразу уловили в этом младенческий подтекст, ведь фундаментальное развитие личности происходит именно в детском возрасте.

Для ребёнка развитие EQ - возможность создать налаженную и понятную систему восприятия, которая позволит эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, правильно воспринимать критику, распознавать чувства взрослых и ровесников и адекватно отвечать на них.

Агрессия, апатия, плохой сон, рассеянность, неспособность налаживать контакты с ровесниками и другие тревожные проявления в поведении ребёнка - очевидные сигналы, которые говорят о необходимости развития эмоционального интеллекта.

Как развивать эмоциональный интеллект с детства?

Самое важное в жизни любого ребёнка - родительская любовь. Любите своё дитя, проявляйте к нему нежность и заботу. Тактильное общение матери и ребёнка не теряет своей значимости и для детей старше младенческого возраста.

Любовь позволяет каждому человеку чувствовать себя защищённым и уверенным в себе. Это и есть надёжный фундамент для развития успешной личности.

Кроме того, очень важно создавать правильные ассоциации с различными эмоциями. Покажите своему ребёнку на реальном примере, что такое радость. Возможно, это запах пирожного? Может быть, звон колокольчика? А дружба? Ассоциируется ли у вас дружба с объятиями? Если нет, тогда как она выглядит в вашем воображении?

Создавайте вокруг ребёнка красочный и яркий мир, в котором каждое чувство и ощущение имеет свой цвет, аромат и вкус. Так вы не только откроете перед ребёнком двери в мир эмоций, но и сблизитесь с ним, ещё больше укрепите доверие между вами.

Похожий метод срабатывает и при . Не просто читайте, а играйте в сказки, рассказывайте детям волшебные истории через игру или маленький спектакль. Разыграйте перед ними сценку, используйте тактильные ощущения, аромамасла, соответствующую интонацию - это позволит ребёнку прочувствовать всю гамму искренних эмоций, которые вызывает волшебная история.

Каждый из этих методов хорошо описан в нашей книге «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Нашей, потому что создавали мы её вместе с моим сыном Глебом, опираясь на собственный опыт. Её можно смело назвать подробным руководством для родителей, где один из самых эффективных методов развития EQ показан через взаимодействие со сказочными героями Монсиками. Каждый из них олицетворяет определённую эмоцию и имеет навыки, которые помогут детям понимать эти эмоции и справляться с их помощью с различными сложностями. Монсики - это добрые сказочные существа, а сказка лучше всего воспринимается ребёнком.

Работа над эмоциональным интеллектом в детском возрасте - залог успешного развития и благополучия в будущем.

Скорее всего, такой ребёнок, будучи взрослым, сможет избежать большей части психологических проблем, с которыми сегодня нас сталкивает современное общество.

Дети более восприимчивы ко всему новому, их психика похожа на пластилин - гибка и бесхитростна. Но вот что будет слеплено из этого пластилина, зачастую зависит только от взрослых. Поэтому давайте начнём с себя.

Простые упражнения для развития EQ

Методика развития EQ проста и понятна, но требует внимательности и регулярного выполнения. Вот наиболее простые и эффективные упражнения.

Упражнения на развитие осознанности

Эмоциональный дневник

Чтобы научиться осознавать себя здесь и сейчас, записывайте раз в три часа эмоцию, которую испытываете в данный момент. В конце дня выделите превалирующую эмоцию и подумайте, над чем следует работать.

Через пару недель вы научитесь ощущать себя в реальном времени без каких-либо сложностей.

Более эффективным это упражнение сделает своеобразный чекинг - анализ физического состояния при переживании определённой эмоции. Такая практика хороша и для улучшения здоровья.

Стоп!

Как часто наши действия сопровождаются ? Мы не задумываемся над тем, что делаем, а просто совершаем какие-то привычные, регулярные манипуляции. Упражнение «Стоп!» заключается в резком прерывании какого-либо действия, чтобы избавиться от инерции и позволить себе обдумать ситуацию. Только так можно ощутить себя здесь и сейчас, начать контролировать свою реальность.

Упражнения для повышения самооценки

Какая удача!

Научите себя мыслить позитивно, реагируя даже на неприятные события фразой: «Какая удача!». Такая реакция станет сюрпризом для окружающих, но и этот факт принесёт вам пользу, ведь тогда вы найдёте ещё больше плюсов в ситуации. В качестве усиления эффекта можно пользоваться фразой: «Это же так здорово, потому что…». Почему? Задумайтесь над этим.

Продай свой недостаток

Эффективная техника, позволяющая интерпретировать даже негативные стороны личности в положительном ключе. Расскажите аудитории о своём недостатке другими словами, придайте ему другую окраску. Например, можно ли считать осторожность трусостью, а смелость - безрассудством? А ведь всё зависит от того, с какой стороны посмотреть. Синтон-подход опирается на позитивный подход к развитию. Он говорит: у вас нет недостатков, у вас есть особенности.

Необходимо развивать свои достоинства и работать над недостатками.

С таким подходом вы сможете продать любой свой недостаток. Например, продайте неуверенность. Расскажите аудитории честно и правдиво, как вы, обладая этим качеством, перед совершением важного шага рассматриваете все варианты событий, присматриваетесь к различным решениям и только после этого совершаете самый выгодный для вас шаг.

Упражнения для развития мотивации

Открытость новому

Чтобы развить в себе это ценное качество, можно воспользоваться простым, но очень эффективным упражнением, которое заключается в том, чтобы найти как можно больше вариантов применения самым обычным вещам. Пусть это будет обычное полотенце, старое ведро или просто кусок картона. Придумайте наибольшее количество вариантов, как можно использовать эти вещи. Это не только интересно, но и весело. Поэтому практикуйте это упражнение вместе с семьёй и детьми. Они отлично проведут время и поработают над своими воображением и смекалкой.

Два случайных слова

Откройте любую книгу или журнал, наугад выберите из текста два любых слова и попробуйте найти между ними нечто общее. Сравнивайте их, анализируйте, размышляйте и составляйте взаимосвязи. Это эффективная и весёлая .

Упражнение для повышения адаптивности

Напоследок - известный метод Elevator Pitch - презентация своего бизнес-проекта за 30–60 секунд. Представьте, что вы - это ваш собственный бизнес-проект. Начните себя презентовать как можно ярче, оставаясь при этом честным с самим собой.

Для начала воспользуйтесь этим шаблоном:

  1. Профессия.
  2. Хобби.
  3. Как я меняю мир к лучшему?

Каждое из этих упражнений поможет вам стать лучше в эмоциональном и психологическом смысле. Однако не стоит воспринимать эмоциональный интеллект как универсальный ключ к успеху. Жизнь достаточно многогранна. Поэтому совершенствуйте свой ум, тело, душу и любите себя. Ведь единственное, что нам подвластно в этом мире, - это мы сами.

Малыши дают нам ясное понимание, что означает быть “живым”: в одно мгновение ребенок бегает и полон радости, а в другой - плачет, разбрасывая игрушки по комнате. Специалисты считают, что такие ситуации дают родителям возможность обучать детей тому, как контролировать вспышки чувств и направлять эти эмоции в конструктивное русло в столь раннем возрасте, когда происходят скачки и устанавливаются границы в эмоциональном росте. Зачем и как развивать эмоциональный интеллект у ребенка, расскажет наша статья.

Что такое эмоциональный интеллект и какая от него польза?

Эмоциональный интеллект включает в себя осознание, понимание и способность выражать свои эмоции и управлять ими.

Помогая детям понимать и переживать такие эмоции как гнев, разочарование или замешательство, вы развиваете его эмоциональный интеллект.

Ребенок с высоким уровнем эмоциональным интеллекта:

  • лучше управляет своими чувствами;
  • может справиться с напряженными ситуациями;
  • стремится понимать других;
  • может создать крепкую дружбу.
  • растет уверенным, ответственным и успешным;
  • умело подходит к созданию межличностных отношений.

Управлению эмоциями уделяется не так много внимания, как, например, успеваемости, но исследования говорят о том, что предсказать успешность человека в жизни позволяет как раз эмоциональный интеллект, а вовсе не коэффициент умственного развития.

Самоконтроль, осознанность и понимание эмоций — основы эмоционального интеллекта

  • Самоконтроль является одной из составляющих эмоционального интеллекта, и этот аспект важен для прогнозирования достижений у детей. Дети, способные контролировать эмоциональные импульсы, демонстрируют способности к социализации и чаще добиваются поставленных целей. В основу одного исследования легло изучение самоконтроля детей школьного возраста и их успехов в 30 лет. Выяснилось, что такое исследование дало корректные прогнозы о социальном положении, окружении, успешности. Дети с высоким уровнем самообладания были более здоровыми, зарабатывали больше, не имели судимостей и проблем с алкоголем, чего тест IQ предсказать не смог.
  • Первым кирпичиком эмоционального интеллекта является осознанность и понимание эмоций. Мы должны научиться понимать и принимать свои эмоции до того, как сможем контролировать и выражать их. Эмоции - не неудобство, они служат определенным целям. Например, печаль - это эмоция, способная замедлить как наши мысли, так и нашу двигательную активность, позволяя поразмыслить над источником эмоционального расстройства и более пристально разобраться в предпосылках. Гнев ускоряет нас, мобилизуя мощь и энергию, обеспечивая интенсивный проток крови к конечностям. Такая эмоция служит подготовке к борьбе. Гнев может сказать, что наши права были попраны, но придает силы для защиты от будущих угроз.

Эмоции должны уважаться нами, о них нужно размышлять. В своем недавнем заявлении Американская академия педиатрии посоветовала родителям не гасить отрицательные эмоции у детей, так как малыш должен развить собственную регуляцию эмоций. Детям нужен опыт эмоций и практика, которая позволила бы им развивать управление собой и эмоциональный интеллект.

Поскольку эмоциональный интеллект является основополагающим фактором развития детей, исследователи изучали, как родители и воспитатели могут способствовать его развитию. В частности психолог Джон Готтман наблюдал, как родители реагируют на эмоции своих малышей, пытаясь понять, как при этом развивается эмоциональный интеллект.

Д. Готтман обнаружил 4 типа реакций родителей на эмоции своих детей :

  • Не принимающие детские чувства всерьез родители считают эмоции несущественными и пытаются их устранить как можно скорее, часто с помощью отвлечения внимания.
  • Осуждающие эмоции родители видят негативные эмоции чад, как что-то, что можно подавить, обычно наказанием.
  • Не вмешивающиеся родители принимают все эмоции ребенка , но не помогают ему решить проблемы или установить ограничения в их поведении.
  • Родители, обучающие взаимодействию с эмоциями , ценят негативные эмоции, с пониманием относятся к выражениям чувств, используют эмоциональный опыт своего дитя, как возможность для сближения, говоря с детьми о названиях эмоций и решениях проблем. Исследования Готтмана показали, что дети, родители которых работали с их эмоциями, имеют отменное здоровье, хорошо учатся, ладят с людьми.

Как развивать эмоциональный интеллект у ребенка: советы психолога Д. Готтмана

Как повысить эмоциональный интеллект у ребенка: 10 шагов

  1. Слушайте . Все потребности вашего дитя должны быть услышаны. Как только ребенок выразил свои внутренние переживания, он может двигаться дальше. Чтобы чувствовать себя в безопасности, делясь своими чувствами, ему важно знать, что вы полностью присутствуете и слушаете его. Не поддавайтесь желанию попытаться помочь договорить, терпеливо дослушивайте все, что хочет сообщить вам чадо.
  2. Называйте чувства. У малышей словарный запас ограничен, понимание причин и следствий также неразвито, поэтому часто у них возникают трудности с описанием собственных ощущений. Поощряйте развитие лексики, пополняя ее названиями чувств. Если вы видите, что ребенок расстроен, спросите, чувствует ли он грусть или печаль. Объясните, что это нормально испытывать противоречивые эмоции, например, первая неделя в детском саду может вызвать в ребенке и воодушевление и испуг.
  3. Признавайте эмоции. Вместо уговоров и рассказов, что причин для истерик нет, если ваш ребенок не может собрать мозаику и начинает кричать, лучше признать, что такая реакция вполне естественна. Скажите, что это действительно досадно, что малыш не собрал головоломку. Важно принимать чувства своего чада и не показывать неодобрение. Если малыш почувствует, что вы порицаете его негативные эмоции, они ему будут казаться постыдными. Тогда вместо того, чтобы выражать неприятные эмоции и управлять ими, ребенок будет подавлять их, что может привести к бессознательным их проявлениям, например, к агрессивному поведению или .
  4. Смотрите на истерики как на возможность обучения. Эмоциональные трагедии - нормальное явление для малышей, ваша задача использовать такие вспышки для обучения управлению и такими состояниями. Если ребенок разразился криком в магазине из-за того, что вы не купили сладости на кассе, сначала признайте это: “Я понимаю, что ты рассержен и огорчен, но сегодня конфеты не будет”. Как только буря миновала, поговорите со своим ребенком, помогите ему понять, какие чувства он испытывал.
  5. Научите решению проблем. Когда возникают конфликтные ситуации, попробуйте найти альтернативные способы ухода от ссор. Вы можете сказать: “Я знаю, ты зол из-за того, что сестренка сбила твою башню, но ты не должен ее бить. Что еще ты можешь сделать, когда разозлишься?” Если на ум ребенку не приходят никакие идеи, дайте ему варианты. Посмотрите вместе не напряжены ли мышцы живота, челюсть, не сжал ли он кулаки, и покажите, что можно глубоко дышать и “сдуть” эту злость. Подчеркните, что восстановив контроль, малыш чувствует себя хорошо. Дети должны понимать, что злиться это нормально, если они никому не причиняют вред.
  6. Устанавливайте границы поведения, а не эмоций. Никогда не говорите детям, как они должны ощущать себя, но всегда вмешивайтесь, если их поведение неуместно. Если ребенок разозлился и начинает драться, вам не нужно оставаться в стороне, остановите ребенка. Отделяйте ребенка от его поведения, он должен понимать, что любим, несмотря на его поступки.
  7. Подавайте хороший пример. Некоторые родители игнорируют собственные негативные эмоции, надеясь избавить детей от состояния дискомфорта или трудностей. Но если вы скрываете собственные чувства, это только смутит дитя. Признавая, что вы недовольны, но не ведя себя при этом агрессивно, можно показать ребенку, что и со сложными эмоциями можно справиться.
  8. Хвалите детей, когда им удается управлять своими состояниями. Отмечайте те ситуации, когда ребенку удается выразить эмоции, контролируя их. Расскажите как вы рады, что ему удалось не рассердиться, когда младший братик мешал ему играть, и что вы заметили, как он постарался найти для него веселое занятие.
  9. Работайте с триггерами. Нужно знать, что заставляет ноздри вашего ребенка раздуваться. Возможно ребенок начинает злиться, когда устал, а может быть, когда голоден. Когда вы определили триггеры, можно начать работать над эмоциональным интеллектом, учитывая и их.
  10. Делитесь . По мере того, как ваш малыш становится старше, он может связывать свои эмоции с опытом других людей, включая и ваш. Например, если ребенок боится начинать дошкольное обучение, вы можете рассказать ему, как это было у вас, как вы нервничали, когда пошли на новую работу. Ищите книги, песни, рассказы и игры, соотносящиеся с опытом ребенка, так ребенок поймет, что он не одинок и существует много способов управлять чувствами.

Уделяйте время эмоциональному воспитанию своих детей, тогда они будут расти счастливыми и радовать вас!

Общительный, услужливый, оптимистичный… Это те качества, которые делают ребенка, а затем и взрослого, любимым и успешным. Прийти к этим качествам можно в любом возрасте, но лучше, начать работу над собой с раннего детства, чтобы правильное поведение стойко вошло в привычку. Благодаря развитию эмоционального интеллекта, этого добиться не так уж и трудно.

Эмоциональный интеллект — что это?

Раньше считалось, что для достижения успеха достаточно развития высокого коэффициента IQ и определенных знаний. Сегодня нам известно, что для полного набора необходим эмоциональный интеллект, который состоит из:

  • уверенности в себе
  • знания собственных преимуществ и ограничений
  • готовности принять вызов
  • способности сопереживать и сотрудничать.

Людям с высоким эмоциональным интеллектом (EQ, Emotional Intelligence Quotient) легче идти по жизни — круг общения значительно шире, чаще приглашают к сотрудничеству, поскольку они легко разрешают конфликты. В школе, на рабочем месте такие люди больше получают симпатии, легко продвигаются вверх по карьерной лестнице и осуществляют свои мечты. Развитый эмоциональный интеллект, это умение общаться с любым человеком, уважать мнение других и справляться с негативными качествами.

Как развивать эмоциональный интеллект у детей

Ребенок с трех лет должен знать, что он не имеет права кого-то бить или оскорблять, он добьется своей цели не прибегая к физической силе. Кроме кулаков, бранных слов или истерики, существуют более действенные аргументы, например, спокойствие и твердость. Относиться к другим с уважением и пониманием, это то, что действительно необходимо в любой ситуации. Ребенок все познает с помощью окружения и прежде всего, родителей.

Взрослые должны показать чаду, что хорошо или плохо, что можно себе позволить и нельзя. Правила допустимого поведения и общения придется повторять несколько раз, прежде чем кроха их усвоит. Кроме того, правила усваиваются в обществе сверстников, но не требуйте слишком многого. Ребенок 2 — 3 — х лет еще не способен делиться игрушками и получать от этого удовольствие, это понимание приходит к пяти годам, если конечно, поддерживать развитие данного навыка.

Примером, служите вы, поэтому будьте последовательны. Четко формулировать дозволенное не обязательно, просто ведите себя так, как считаете нужным. Когда ребенок кричит, скажите — «я не слышу тебя, когда ты кричишь, говори спокойно», или во время ожидания — «мы спокойно ждем своей очереди». Наблюдая за вами, малыш установит для себя правила самостоятельно и будет им следовать.

День по настоящему хорош, когда начинается со слов «доброе утро» и все время слышатся приятные слуху «спасибо», «извините», «пожалуйста». В наше скоростное время вежливость все больше уходит в прошлое и многие ограничиваются пресловутым «здрасте». Научите малыша произносить волшебные слова как можно чаще — почтительность, необходимо возрождать. Самыми безжалостными вырастают дети, у которых проблемы с самоуважением.

Относитесь к малышу с пониманием, цените чувства, не унижайте ни словом, ни действием. Позвольте принимать решения самостоятельно (в разумных пределах) и не применяйте рукоприкладства — ребенок, который чувствует себя униженным, впоследствии обижает других. Оценивайте успехи и обеспечьте комфорт после постигшей неудачи. Развитие эмоционального интеллекта невозможно без ежедневной тренировки, ниже описаны наиболее распространенные ситуации на детской площадке и способы их разрешения.

Уроки хорошего поведения

Есть ситуации, которые представляют настоящую проблему воспитания. Рассмотрим несколько обстоятельств и способы решения.

1. Отказывается делиться качелями

Оказавшись на детской площадке, четко скажите, что она для всех детей. Если же ситуация все равно возникла, направьте кроху — «ты уже покатался, теперь девочка пусть покатается, а потом ты». Дети, которые учатся использовать качели или велосипед по очереди с маленького возраста, легко овладевают искусством компромисса.

2. Ребенок не хочет делиться игрушками

Малыш ревниво относится к такой идее и прячет от других свои игрушки? Большинство детей действительно не понимают, почему с кем-то нужно делиться. Вместо того, чтобы заставлять изменить мнение, научите обмениваться. Если вы ждете маленького гостя, спрячьте любимые игрушки и оставьте только те, которые ребенок готов предложить для совместной игры.

3. Малыш хочет быть в центре внимания

Хорошо, что он амбициозен и не хочет сидеть в углу, но такое поведение может вызвать проблемы. Цените данную черту характера, но объясните, что другим тоже есть чем гордиться. При необходимости задайте порядок выступлений: «а теперь мы послушаем Аню». Некоторые педагоги используют другой трюк — говорит тот ребенок, у которого в руках мяч. Мяч передается по кругу и высказывается каждый.

4. Осуждение

Развитие эмоционального интеллекта ребенка начинается, как вы уже читали выше, c личного примера. Откажитесь от привычки осуждать людей за спиной. Если хотите обратить внимание на плохое действие говорите так: «выкинуть бумажку куда попало — плохой поступок». Указывайте на ошибку человека не затрагивая его личность.

Иногда, дети говорят неприятные слова «ты мне не нравишься», «ты тупой/толстый/некрасивый» или вопросы вроде «почему у тети усы». Подобные высказывания больно ранят человека и унижают. Объясните, что нельзя комментировать внешность. Если ребенок хочет о чем-то вас спросить, пусть задает вопрос тихо.

Дайте понять, что все люди отличаются, и внешний вид или их ошибки не могут характеризовать человека как плохого или хорошего. Почитаете сказки на эту тему, например, «Красавица и чудовище» или «Ослиная шкура».

Кроме того, будет хорошо, если вы вместе начнете изучать культуру и традиции разных народов, углубленные знания истории совсем не повредят, а наоборот, помогут лучше понять людей другой национальности, что важно для построения международных отношений в будущем. Интересные факты о странах и народах, вы найдете на нашем новом проекте просто о туризме .

5. Ребенок навязывает свое мнение

Он играет только с теми, кто готов подчиняться и оскорбляет, если сверстник не согласен с правилами. Поощряйте ребенка сотрудничать с другими, быть членом команды, а не руководителем группы. Продемонстрируйте преимущества, которые приходят от совместной работы. Расскажите истории о людях, объединивших усилия для достижения общей цели. Обратите внимание на чувства, когда его идеи оказываются не интересными для окружающих.

Развитие эмоционального интеллекта, процесс сложный и долгий. Пройдет не мало времени и потребуется уйма терпения, прежде чем юный ученик успешно сдаст «экзамен». Когда вы вместе дойдете до вершины, то сразу заметите, как изменился мир вокруг вас — правильное отношение к разным ситуациям и способность контролировать их, значительно облегчают жизнь ребенка и родителей.

Стать специалистом по чувствам означает освоить несколько навыков, объясняет Марк Брэккет , директор Йельского центра эмоционального интеллекта. Во-первых, признавать эмоции в себе и других («Да, я действительно огорчен!»). Во-вторых, понимать причины и последствия эмоций («Эта хандра из-за погоды или из-за курса валют?»). В-третьих, точно маркировать происходящее («Моя досада обусловлена растерянностью»). В-четвертых, выражать эмоции социально приемлемым способом («В этом племени уволенные рвут на себе волосы»). В-пятых, управлять своими эмоциями («Я постою на голове и все пройдет»), а также помогать другим людям справиться с чувствами («Я принес тебе чай и готов тебя выслушать»).

Почему бы вообще не забыть про все эти эмоции?

Герой с волевым подбородком, который успешно действует, не испытывая ни страха, ни сомнений, — это миф. Без эмоций люди не смогут даже контрольную написать, да и вообще на нее не придут: незачем. Работы американского невролога Антонио Дамасио ясно показывают , что, отключив эмоции, человек и вовсе лишается способности принимать решения. По большому счету эмоция — это дополнительная информация. Если человек понимает, что с ней делать, то это сильно помогает в решении разных жизненных задач.

Зачем это детям

Родители, как правило, стараются сосредоточиться на развитии академических навыков. Считается, что детям важнее уметь производить арифметические операции с грибочками, чем вовремя догадаться, что кто-то сейчас заплачет. С этим готовы поспорить американские ученые, которые уверяют , что эмоциональная компетентность играет решающую роль в академическом успехе. И это объяснимо. Почти тридцать лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта — Майер и Саловей — доказали , что чувственная сфера прямо влияет на внимание, память, способность к обучению, на умение общаться и даже на физическое и умственное здоровье.

Психологи из Орегонского университета добавляют , что школьники с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в школе и более эмпатичны, чем их неподкованные товарищи.

Кадр из фильма Warner Bros.

Много ли зависит от родителей

Вообще-то, да. Психологи считают, что детям растить эмоциональный интеллект помогает родительская отзывчивость, а также коучинговый подход к эмоциям : папа и мама рассказывают о своих переживаниях, а заодно своим примером демонстрируют, что с чувством можно не только стучать кулаком по столу, но и работать. К тому же многое зависит от обстановки в семье. Чем благополучнее домашняя атмосфера, тем больше шансов научиться распознавать полутона настроения по наклону головы бабушки. В 2011 году британские ученые опубликовали исследование , изучавшее жизнь 17 000 детей. Из него стало очевидно, что уровень психического благополучия сильно коррелировал с будущим успехом.

С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект

В 2-4 года дети вполне распознают базовые эмоции: счастье, печаль, грусть, страх. Чем лучше посетитель детского сада разбирается в эмоциях, чем больше знает слов для их обозначения, тем меньше у него поведенческих проблем.

Кадр из фильма Universal

Как развивать эмоциональный интеллект у детей от 2 до 7 лет

Психолог и педагог детского центра «Дом гнома» Ирина Беляева рекомендует четыре шага для развития эмоционального интеллекта у детей до 7 лет.

  • Показать эмоцию. Можно изображать разные чувства, рисовать рожицы, демонстрировать крупные планы из мультфильмов.
  • Называть эмоции. В Йельском центре эмоционального интеллекта даже разработали специальную шкалу настроения , на осях которой нужно отмечать свое состояние и называть его. Особенно важно замечать счастливые моменты: «Ты сильно воодушевлен. Кажется, тебя посетило вдохновение. Вижу, ты польщена», — говоря с детьми о положительных переживаниях, мы расширяем их картину мира.
  • Попросить ребенка изобразить ярость, смятение и замешательство.
  • Обсудить личный опыт. В каких ситуациях ребенок испытывал те или иные эмоции, что помогло? Заодно имеет смысл расшифровать телесные знаки: что я чувствую и в каком именно месте. Стучит ли у меня в висках, подкатывает ли ком к горлу и откуда взялись эти слезы? Что хочет сказать язык тела другого человека: ему интересно меня слушать или он старается не уснуть?

Полезно создавать книги эмоций. Туда вклеивается лицо ребенка с комментариями. «Тут я сердит и сжал кулаки». Важное знание для ребенка — эмоции не навсегда, они проходят, меняются, а еще на них можно влиять.

Кадр из фильма Sony/Columbia

Как развивать эмоциональный интеллект у детей от 7 до 10 лет

Клинический психолог, психотерапевт Екатерина Блюхтерова, создательница «Мастерской домашней психологии», советует следующие шаги.

  • Проявлять свои родительские эмоции. Ребенку необходимо знать, что папа не просто так с изменившимся лицом бежит к пруду, а он очень-очень разгневан тем, что из его ботинок сделали домики для хомяков. «Мама озабочена, дедушка в эйфории, дядя боится грозы» — это нужно детям не просто проговаривать, но и показывать мимикой и языком тела.
  • Озвучивать чувства ребенка. Даже в 8 лет не просто разобраться, что с тобой происходит, пока родитель не скажет: «Вижу, ты места себе не находишь от досады». При этом важно поддерживать ребенка и утешать.
  • Не ставить запрета на детские чувства, но находить им социально приемлемый выход. «Давай поплачем, а потом пойдем в чулан топать ногами и рвать салфетки».
  • Использовать терапевтические истории, которые предлагают стратегию поведения в сложной для ребенка ситуации. «Одна девочка тоже пришла в новый класс…»

Кадр из фильма Universal

Как развивать эмоциональный интеллект у подростков

Подросткам могут помочь все вышеперечисленные пункты. На что стоит обратить внимание особо.

  • Провокационное поведение подростка легко перепутать с эмоциональной глухотой. С 12 лет у детей начинает работать биологическая программа на отделение от родителей, поэтому многие вещи подростки делают, чтобы им поскорее сказали: «Кажется, тебе пора!»
  • Родителям важно признать, что у ребенка появилась масса сложных, новых и раздирающих ощущений, не отвергать и не обесценивать их. Можно вспомнить себя в этом возрасте, рассказать о своем опыте и посочувствовать человеку, который проходит через все это сейчас.
  • Полезно обсуждать книги и фильмы о нравственных дилеммах и сложном моральном выборе. Это поможет подростку взглянуть на мир глазами другого человека.

И что — действует?

Да, это работает. Исследования Университета Британской Колумбии, Иллинойского университета в Чикаго и Университета Лойолы подводят результаты программ по развитию эмоционального интеллекта, которые американцы внедрили в школах, и солидарно заявляют : у детей и впрямь улучшаются психическое здоровье, социальные навыки и результаты обучения. Причем все это оказывается полезным даже спустя годы.

Что читать по теме

Психолог Ирина Беляева рекомендует родителям книги «Эмоциональный интеллект» Д.Гоулмана и «Эмоциональный интеллект ребенка» Д.Готтмана и Д.Деклер . Обсуждать эмоции с детьми можно на примере детских книг: для 3-летних подойдет игровая книга Михаила Яснова «Большая книга эмоций» , книга Джудит Виорст «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, плохой день» , серии Русе Лагеркранц «Моя счастливая жизнь» и Дороти Эдвардс «Моя озорная сестренка» . Лучше выбирать книги с рассказами про детей, а не антропоморфных животных, так как истории про людей дети скорее воспринимают как истории о себе. С 5 лет можно размышлять над книгами Оскара Бренифье, например «Что такое чувства?» . С 7 лет и до старости — развивать эмоциональный интеллект при помощи художественной литературы, кино, искусства, даже при помощи компьютерных игр. Важно обсуждать с ребенком, почему здесь такие герои, такие картинки, такая музыка, такой цвет. В любой хорошей книге есть что обсудить: от «Саши и Маши» Анни М.Г.Шмидт до «Гамлета» и «Братьев Карамазовых» .

Наталья Кузярина
Развитие эмоционального интеллекта у детей

Существенным фактором успешности человека в жизни, не только взрослой, но и во время дошкольного и школьного детства, является уровень его интеллекта - ряда умственных (логических, вербальных, математических) способностей. Но человек обладает еще и совокупностью других, не ориентированных на логику, способностей, таких как чувства, переживания, эмоции , отношения. В этом случае говорят об эмоциональном интеллекте .

Эмоциональный интеллект – это знание и использование собственных эмоций , способность человека к эмпатии и отношениям с другими людьми. Составляющими эмоционального интеллекта являются :

1. Знание собственных эмоций . Узнавание своих чувств в момент их появления, способность наблюдать свои чувства являются решающими для понимания самого себя. Тот, кто знает свои чувства, более успешен в жизни, ясно понимает, что он действительно думает о своих личных решениях от выбора спутника жизни до выбора профессии.

2. Способность конструктивно обходиться с эмоциями . Нужно так обходиться со своими чувствами, чтобы они были адекватны ситуации. Это означает не только, что нельзя радоваться чужому горю, вымещать зло на невинном, но и значит, что человек способен успокаивать самого себя, избавляться от страха, мрачного, подавленного настроения, раздражительности, агрессии и т. п. Тот, у кого не развиты такие способности , будет постоянно бороться с тяжелыми переживаниями, эмоциональными проблемами . Кто обладает ими, тот гораздо быстрее восстанавливает стабильное эмоциональное состояние и более устойчив к неудачам и испытаниям.

3. Способность использовать эмоции в деле . Поставить эмоции на службу достижения какой-либо цели очень важно для нашего внимания, мотивации, успешной деятельности, креативности. Способность управлять эмоциями , не быть рабом спонтанных эмоциональных импульсов , уметь отказываться от немедленного результата в пользу долгосрочных целей – основа успеха любого рода деятельности.

4. Эмпатия - способность человека чувствовать и понимать чувства других людей, эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства; способность к пониманию и сопереживанию.

Способность знать о том, что чувствуют другие люди, является основой знания людей. За отсутствие эмпатии приходится дорого платить в социальной жизни. Кто умеет чувствовать состояние других людей, тому будет легче воспринимать скрытые социальные сигналы, которые дают понять, что хочет другой человек. Эмпатия особенно необходима во всех социальных профессиях : учителям, воспитателям, медицинскому персоналу и всем, кто работает с людьми, и особенно – с детьми. Нужна она и родителям.

5. Способность к отношениям. Искусство отношений во многом зависит от понимания и обхождения с чувствами других людей, т. е. от эмпатии. От наличия или отсутствия этой способности зависит, как относятся к вам другие, и насколько эффективно вам удается наладить контакт с людьми, т. е. социальная компетентность или некомпетентность.

Некоторые исследователи под эмоциональным интеллектом подразумевают свойства человека, весьма близкие обыденному понятию «характер» . Дело не в противопоставлении чувств, эмоций , сердца холодному здравому рассудку, а во взаимодополнении и равновесии их. Только тот, кто умеет воспринимать свои чувства (гнев, печаль, радость, страх и т. п., идентифицировать их (знать, что чувствует или чувствовал, контролировать, умело обходиться с ними, является человеком с , а значит с высоким самосознанием, способностью управлять собой, понимать других людей, идти на компромисс.

Только человек с развитым эмоциональным интеллектом способен оптимально использовать свой логический интеллект . Человек, не осознающий свои чувства, не дающий себе отчета в том, что он чувствует, бывает жертвой приступов неконтролируемых чувств и эмоций , часто ведущих к неадекватному поведению, неверной оценке ситуации, трудностям в контактах с людьми, агрессивному поведению и даже насилию. Люди, проявляющие агрессию, не осознают, что чувствуют и переживают их жертвы. Неразвитость собственных чувств ведет к нечувствительности к чувствам других.

Не менее важно понимать чувства других. Эта способность человека имеет решающее значение в различных ситуациях социальной жизни – в семье, школе, профессии, - для эмоционально «правильного» (корректного) общения людей друг с другом. Поэтому способность понимать и правильно обходиться с чувствами других людей, выражающихся в их мимике, жестах, интонациях, словах – также неотъемлемая составная часть эмоционального интеллекта .

Маленькие дети способны непроизвольно сочувствовать другим людям, когда те плачут, а также растениям и животным. Но будут ли развиты эти естественные задатки эмпатии, зависит не от врожденных способностей, а от воспитания. Решающую роль при этом играют родители и педагоги, которые служат детям примером. Учителя и близкие ребенка, обладающие высокоразвитой эмпатией , способны воспитать чуткого, доброго, отзывчивого, понимающего других человека.

Начинать воспитание и развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии , различных зависимостей, депрессий, проявлений жестокости, преступности и других тяжелых явлений современной цивилизации.

Воспитание доброты, сочувствия, отзывчивости, гуманности, терпения, усидчивости, стремления доводить начатое дело до конца является неотъемлемой частью ежедневных занятий и игр с детьми, как в детском саду, так и дома. И этим, безусловно, занимаются и педагоги, и родители. Сложнее обстоит дело с развитием способности к отношениям со сверстниками и взрослыми. Здесь очень важна психопрофилактическая работа с детьми, заключающаяся в умении найти правильный подход к воспитанию каждого ребенка. Хороших послушных детей легко воспитывать , а вот с «трудными» - трудно.

Агрессивных детей следует учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.). Нужно помнить, что причинами агрессивности ребенка могут быть не только недостатки семейного воспитания и низкий уровень эмоционально-волевой сферы , но и негативное отношение взрослого (педагога, родителя) к ребенку. У детей в возрасте 5-7 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом. К открыто конфликтующим детям нужно проявлять любовь и чувство симпатии, независимо от их поведения, необходимо исключать ситуации, провоцирующие ребенка на конфликт, поднимать статус ребенка на фоне других детей (порицание с глазу на глаз, а похвала на фоне коллектива) . Замкнутых, тайно конфликтующих детей необходимо ставить в активную жизненную позицию, повышать их самооценку, статус в коллективе, делать первыми помощниками воспитателя, развивать эмоции , интерес к товарищам через поручение важных ролей и особых заданий, поощрять за самые малые достижения.

Система поощрений и наказаний должна быть очень гибкой. Наказание не должно унижать ребенка. Нужно избавлять детей от вредных привычек , поддерживать успехи, помогать им осознавать свои достижения и все, что они делают хорошо.

Чтобы поддержать ребенка, необходимо :

Опираться на его сильные стороны;

Избегать подчеркивания промахов;

Показывать, что вы удовлетворены им;

Уметь и хотеть демонстрировать свою любовь к нему;

Избегать дисциплинарных наказаний;

Проявлять эмпатию и веру в ребенка;

Демонстрировать оптимизм;

Чаще применять слова поддержки («Я уверена, что ты все сделаешь хорошо» , «У тебя все получится» , «Ты делаешь это очень хорошо» и т. п.) и избегать слов, выражающих разочарование и разрушающих веру ребенка в себя («Ничего-то ты не можешь» , «Это для тебя слишком трудно» , «Опять у тебя ничего не получается» ).

Не следует путать поддержку с похвалой. Поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Похвала заключается в том, что ребенка хвалят за что-то хорошее или за какие-то успехи в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе. Когда взрослый выражает удовлетворение от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать или делать новые попытки. Поддерживать детей можно с помощью :

Отдельных слов («красиво» , «аккуратно» , «прекрасно» , «здорово» , «продолжай» );

Высказываний («Я горжусь тобой» , «Мне нравится, как ты работаешь» , «Я рада, что ты мне помог» , «У тебя все идет прекрасно» );

Прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка) ;

Совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, играть с ним, слушать его) ;

Выражения лица (улыбка, кивок) .

При обучении искусству отношений используются разнообразные этические беседы и дискуссии, решение проблемных ситуаций, имитационные и ролевые игры, элементы психогимнастики, чтение и обсуждение художественных произведений, просмотр и анализ фрагментов видеозаписей, обыгрывание ситуаций, социально-поведенческие тренинги, рисование на заданную тему и т. д.

Детский сад выполняет социальный заказ общества (родителей) : подготовить детей к обучению в школе . Под готовностью многие понимают набор способностей и навыков, непосредственно задействованных в обучении, - прежде всего уровень когнитивного (познавательного) развития , внимание, память, логическое мышление, координацию глаз – рука и т. п. Но важна также роль социального и эмоционального компонента , а развитие социальной компетентности и эмоциональной сферы ребенка некоторые педагоги и исследователи признают главным элементом понятия «психологическая готовность к школе» .