Как сделать гильоширование. Выжигание по шелку

Часто кладут по гильошированной поверхности. Попробуем детально разобраться с терминами. На главном фото этой статьи характерный пример, увы жаль, что пришлось отколоть кусочки эмали, чтобы вам показать как это все получается, про реставрацию эмалей можно почитать по ссылке
Все ссылки активны, вы можете изучать ту или иную технику более детально с наглядными примерами – не стесняйтесь и не гнушайтесь знаний, они лишними не бывают!

Гильош (от фр. guilloché – узор из волнистых линий) – орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий (причем линии, повторяющие направление, строго параллельны только между собой), переплетающихся между собой. Появился давно и наиболее активно использовался для лепных украшений в классической архитектуре. Гильоши встречаются в романской архитектуре, архитектуре ренессанса и неоклассицизма.

В ювелирной промышленности, в производстве столового и бытового серебра, а так же в изготовлении корпусов часов нам нужно знать и понять, что такое термин гильоше и что он обозначает.

гильоширование

Гильоше (франц. guilloche от guille - «кавычка, закорючка») – декоративная токарная обработка и техника декорирования изделий из твердых материалов: различных металлов (по большей части благородных), слоновой кости, дерева и др. Смысл гильошировки заключается в нанесении на поверхность тонкого гравированного узора из волнообразных, параллельных либо пересекающихся штрихов в правильной геометрической последовательности. На поверхности вращающейся заготовки вырезается некий геометрический узор. Если станок наносит прямые линии, то в таком случае заготовка совершает поступательные движения. Мастер создает сложнейшие геометрические узоры путем медленного расчерчивания заготовки, линия за линией.

В современном промышленном производстве осуществляется с помощью специальных машин типа токарного станка с вращающимся барабаном и резцом (гильоше ), работающих по заданной программе. Но похожая техника использовалась в средневековых изделиях – без станка, вручную, резцом типа гребенки. Кстати даже в производстве фарфора, во второй половине XVIII века на Севрской фарфоровой мануфактуре применяли технику «guillochage»: сквозь слой прозрачной глазури просвечивает гравированный геометрический орнамент.

Предполагается, что именно великий учёный и живописец Леонардо да Винчи, увлекшись резьбой, разработал один из первых токарных станков. Примерно через сто лет после его смерти, в начале XVII века, на основе токарного станка (скорее всего на юге Германии) создали гильоширную машину для нанесения круговых узоров. Режущий инструмент, или гравёрный резец, изготавливался из стали или иного твёрдого металла. Находчивые до инженерных решений европейцы усовершенствовали станок, прикрепив приводной шнур к педали или подвесной пружине. Это значительно увеличило «мощность» станка, а самое главное позволило освободить обе руки, что облегчало управление резцом. Токарная обработка металлических поверхностей становилась всё более популярной.

В XVII и XVIII веках токарные станки и гильоширные машины европейского изготовления проникли в дома знати и особ королевской крови. Токарная резьба сделалась излюбленным занятием в часы досуга при дворах монархов Европы. Царь Пётр I, прусские короли Фридрих III и Фридрих IV, английский Георг III, а также французские Людовик XV и Людовик XVI лично занимались токарным украшением таких предметов, как шкатулки и компасы, которые мы и поныне видим в музеях. В мастерских этих монархов трудилось множество искусных токарей. Токарным делом увлекались не только мужчины, но и женщины, даже у королевы Виктории был станок. Именно в эту эпоху, эпоху увлечения механизмами, люди создали прекраснейшие образцы тонкой токарной работы.

Наибольший расцвет техника гильоширования получила в конце XVIII – XIX века и вплоть до начала XX, с расцветом популярности машинной гильошировки, применяемой в ювелирном искусстве.

Считается, что вершины объединения гильоширования и горячих эмалей добился . На самом деле, есть удивительные образцы из Дании, как минимум на полвека старше.

Мастера гравировали золото и серебро «лучами», «муаром», «колоском» или «волной», а затем покрывали тонким слоем прозрачной эмали нежных оттенков: розовых, палевых, голубых. После полировки эмаль «играла огнем» и рисунок менялся в зависимости от угла падения лучей света. Этот прием имел свое название: «tour a guillocher» (франц. «гильоше с поворотом»).

Красоту ручной обработки гильоше невозможно повторить примитивной имитаций штамповкой или . Хоть и получается красиво, но не передается красота и игра света настоящей гильошированной поверхности. Процесс гильоширования (а в старину абсолютно!) очень трудоемкий и дорогой. В наше время не каждая известная фирма по производству ювелирных изделий или часов может позволить себе содержание такого работника, как мастера гильошировщика .
Полезные статьи.

Всегда было интересно: как Фаберже делал свои прекрасные вещи?

Как у него получалось такое внутреннее свечение, которое в обыденной жизни меня мало где окружает?
Я расскажу, как делают это.


Знакомьтесь: технология гильоширования. Гильош - это штриховка на металле резцом, иногда покрытая сверху прозрачной эмалью.

Гильош создает удивительную игру света и пространства. Для меня гильош, как и весь Фаберже, - это окошечко в утерянный мир роскоши и силы.


Гильош впревые применил Бреге на корпусе своих часов, для того чтобы царапины, которые образуются в процессе эксплуатации, не так бросались в глаза. Этот гильош выглядел как окружности, уменьшающиеся по мере приближению к центру. Ширина канавок, образующих такие кольца, была около 0.3 мм. Позже гильош стали делать и на циферблатах, но текстуры имели уже более замысловатый вид.

С середины 18 века было создано множество сложнейших станков для нанесения гильоша.

Гильоширование может производиться двумя способами: токарной обработкой и фрезерной, с помощью так называемого фрезерного станка с пантографом.

Токарный станок для гильоширования - станок, на котором с помощью различных устройств резцу либо заготовке, закрепленной в патроне, придается движение с помощью шаблонов, копиров или более сложных устройств, например - "Розы шпинделя" (по-английски - "Rose engine").

В этом станке резец закреплен неподвижно, а патрон с закрепленным в нем циферблатом совершает всевозможные движения.

Фрезерный станок для нанесения гильоша - фрезерный станок с пантографом, который придает движение шпинделя от движения щупа по шаблону. (Отсюда)

Сейчас таких станков почти не осталось. Механика вытесняется ЧПУ. Ныне существующие механические станки с дедушкиной технологией произведены в период с 1850 по 1948 год.

Ископаемое механическое гильоширование наносят на циферблаты дорогих часов.

Например, Бушерон

В последнее время в моду вошли резные элементы на ткани. Узорами с перфорацией украшают края воротничков, рукава, подолы платьев. Вы тоже можете следовать модным тенденциям, изучив гильоширование — технику художественной резьбы по ткани — и преобразив с его помощью старые вещи.

История творчества

Гильоширование как вид творчества признали сравнительно недавно — лишь в середине ХХ века. Российская рукодельница из Рыбинска Зинаида Котенкова разработала авторский способ выжигания на ткани лишь в 1980-е годы.

Метод заключается в использовании специального паяльника или инструмента для выжигания, чтобы вырезать узоры на ткани или приклеивать кусочки материи, образуя аппликацию.

В 1990 году Зинаида оформила авторское свидетельство, подтверждающее новаторство ее творческой идеи, которую можно использовать для создания самых разных изделий: скатертей и салфеток, закладок и панно, украшений для открыток и обложек блокнотов.

Готовый узор напоминает работу, выполненную вышивкой гладью в технике ришелье.

Рабочие инструменты

Гильоширование основывается на использовании горячих предметов - резаков или нагревателей. Начинающим рукодельникам достаточно иметь под рукой паяльник с заостренным рабочим концом.

Но если вы хотите научиться вырезать сложные витиеватые узоры, приобретите специальный прибор для выжигания по дереву . Запаситесь различными насадками — с тонкими, закругленными и широкими кончиками, которые помогут выполнить рисунки любой сложности.

Отдайте предпочтение резакам с функцией регулирования напряжения, чтобы можно было работать и с плотными, и с тонкими тканями. Кроме того, при сниженном напряжении вы сможете не только вырезать узоры, но и оплавлять материю для склейки элементов мозаики друг с другом.

За резаком удобно ухаживать, подтачивая его иглу каждый раз, когда она затупится, с помощью обычной наждачной бумаги.

Кроме того, гильоширование потребует у вас наличия стандартных инструментов, применяемых в творчестве: ножницы, пинцет — для более удобного перемещения мелких деталей, клей, трафареты и схемы.

И не забудьте про технику безопасности: гильоширование основано на работе с высокими температурами. Следите за тем, чтобы раскаленные поверхности инструмента не соприкасались с голой кожей, волосами, ногтями.

Рабочие материалы

Хитрость данного вида рукоделия заключается в том, что работа выполняется только на синтетических тканях. Они не горят, как натуральные, а начинают плавиться, благодаря чему подогретый кусочек материи можно отрезать или приклеить.

Чаще всего рукодельники используют следующие материалы:

  • Нейлон — материал прекрасно подходит как под основу, так и для изготовления отделочных деталей. К этой группе относятся синтетический атлас, трикотин, кримплен, рифленая плотная парча.

Кроме того, гильоширование приемлет использование искусственного шелка, люрекса, капрона, искусственного бархата, шифона.

Перед началом работы проверьте свойства ткани. Возьмите маленький лоскуток и подожгите его, чтобы понять, плавится материал или горит, оставляет ли рабочая игла на нем гарь и копоть.

Не забудьте о дополнительных рабочих материалах. К примеру, из картона и фольги легко сформировать шаблоны будущих деталей. А пуговицы, бусины и вышивка бисером прекрасно подойдут для украшения готовой работы.

Картины своими руками

Чтобы лучше запомнить, что такое гильоширование, попробуйте самостоятельно выполнить красивую картину из материи своими руками. Вам понадобится неплотная синтетическая ткань, бумага, лампа и стекло.

С помощью данного мастер-класса вы научитесь выполнять гильоширование двух слоев ткани, приклеивая лоскуты вспомогательной материи на основную.

  • Распечатайте рисунок будущей картины на листе бумаги. Следите, чтобы у него был толстый контур.

  • Установите стекло так, чтоб под ним можно было расположить подсвечивающую лампу. К примеру, стекло можно положить на 2 подпорки, а лампу поставить под него.
  • Подберите ткани, из которых будете создавать картину. В качестве основы выбирайте светлые материи — на них будут лучше смотреться яркие цвета.

  • Положите лист с распечатанным трафаретом на освещенное снизу стекло. Сверху уложите ткань, из которой вы планируете вырезать мелкие детали. Проведите нагретым резаком по внешнему контуру рисунка, вырезая элементы картины.

  • Старайтесь вырезать контур каждой детали, не отрывая руки от материи.

  • После того, как все детали вырезаны, разложите их в поле видимости так, чтобы осталось свободное рабочее пространство. Прикрепите основную ткань к трафарету с помощью швейных булавок и подсветите лампой.

  • Начните приклеивать те детали, которые окажутся перекрыты другими элементами сверху. Приложите лист к основной бумаге и с помощью легких быстрых движений резаком вдоль внешнего края, которые напоминают стежки от центра к краю, соединяйте элементы с основой.

  • После того, как вы приклеите все листья, начните крепить лепестки. Не держите долго паяльник на одном месте — вы можете пропалить как саму деталь, так и основную ткань, оставив некрасивые дырки.

  • Когда вы припаяете все детали к основе, можете начинать работу над внутренним контуром. Теми же движениями, создающими пропаянные отверстия в виде капелек, пройдитесь по внутренним линиям рисунка.

  • Завершите отделку — нагрейте паяльник чуть сильнее и начните вырезать контур салфетки. Его можно сделать как ровным, так и ажурным, как в мастер-классе.

Ваша салфетка готова! Изделие может стать отличным украшением стола или оригинальным подарком близкому человеку. Чтобы превратить салфетку в картину, просто поместите изделие под стеклянную рамку.

Теперь попробуйте освоить гильоширование в несколько иной технике. Данный видеоурок расскажет вам, как создать объемную брошь в виде тканевого цветка методом склеивания объемных деталей-лепестков.

На первых порах может показаться, что гильоширование — довольно трудоемкий процесс. Но вы очень быстро привыкнете к работе с миниатюрным паяльником и начнете получать удовольствие от процесса.

Для гильоширования (выжигание по ткани) нужно использовать только синтетические ткани, которые не горят, а плавятся. Перед началом работы прочность и клейкость ткани проверяется на небольшом отрезке. Кроме специального прибора выжигателя для работы можно переделать обычный выжигатель по дереву, заменив иглу.

Гильоширование по ткани

Для создания салфетки в технике гильоширования понадобится:

  • ткань из синтетического волокна размером 20х20 сантиметров;
  • серебристый кусочек ткани для создания орнамента;
  • заостренный заточенный паяльник или выжигательный аппарат по дереву – прибор для гильоширования;
  • лист бумаги с нарисованным узором орнамента;
  • монета для оформления краев салфетки;
  • стекло;
  • лампа.

Порядок создания салфетки в технике гильоширования:

Для начала нужно подготовить рабочую зону.

Ставим стекло, а под ним размещаем лампу.


На стекло кладем лист бумаги с нарисованным узором орнамента салфетки, а сверху узора кладем серебристую ткань к бумаге лицевой стороной. На ткани будет отражаться узор с бумаги. С помощью выжигателя или паяльника обводим все контуры орнамента.

Узор вместе с тканью должен остаться на бумаге, а лишнюю ткань, которая обрезалась по контуру, нужно осторожно убрать.


Используя нож, убираем все мелкие, уже предварительно вырезанные, участки ткани на узоре.


Узор остается скрепленный с листом бумаги. Сверху на скрепленный с бумагой узор накладываем основную ткань 20х20 сантиметров лицевой стороной к листу бумаги. Расположите ткань так, чтобы узор оказался в желаемом месте. В данном примере узор будет в уголке салфетки. С помощью выжигателя или паяльника нужно точечно прихватить узор в нескольких местах. Сразу же после прихвата участка ткани нужно придавливать пальцами нанесенную паяльником точку, чтобы узор и ткань плотно сцепились между собой.

Используя нож, аккуратно поддевая всю салфетку вместе с узором, нужно отделить ее от листа бумаги. Таким образом узор получается переведен на ткань.


Следующим этапом нужно паяльником или выжигателем точечно пройтись по всему нанесенному узору, не забывать прижимать пальцами узор к ткани. На желаемых участках будущей салфетки в качестве декора на узоре можно сделать несколько сквозных отверстий. Таким образом отделка станет ажурной.

По внешнему контуру отделки нужно паяльником или выжигателем обрезать всю лишнюю основную ткань.


Весь контур салфетки оформляем с помощью монетки.


Для большей ажурности и в качестве дополнительного декорирования салфетки в каждом вырезанном полукруге можно сделать сквозное отверстие.


В данной технике можно так же сделать многослойные рисунки. Каждый раз слоя ткани между собой нужно точечно, но тщательно скреплять.

Гильоширование на коже


Существует и другое направление гильоширования, в котором обработке поддается кожа. При этом выжигатель используется не для создания отверстий в материале, а для нанесения рисунка.

Для овладения данным искусством также понадобится некоторая практика, поэтому прежде чем обрабатывать изделие, которое вы желаете украсить, потренируйтесь на ненужных отрезках кожи.

Выберите подходящую вещь, на которую вы будете наносить рисунок – например, кожаную сумку или кошелек. Для начала подойдет не новое изделие, которое в случае чего не жалко будет испортить. Помните о том, что для создания контрастного рисунка лучше обрабатывать кожу светлых оттенков.


Подготовьте рисунок, который будете переносить на кожаное изделие. Лучше всего будут смотреться, например, растительные элементы, а вот геометрические точные фигуры лучше не использовать. Выбранный рисунок перенесите на кальку.

Теперь рисунок нужно тонкими штрихами перенести на кожу. Для этого вам понадобится булавка или толстая игла.


После этого переходите к непосредственному выжиганию рисунка. Делайте это медленно, не напрягая руку.

Трафареты и схемы

Используйте в работе нижеприведенные универсальные трафареты и схемы.





Или создания вышивки нужно достаточно долго учиться. А потом нужно запастись огромным терпением, чтобы вышить скатерть или сплести кружевной воротник. Но ведь так хочется получить красивую, ажурную вещь как можно быстрее. В решении данной проблемы может помочь такая техника работы с тканью, как выжигание по шелку (ткани) или гильоширование .

Говоря о выжигании по ткани, неверно было бы упоминать только о работе с шелком. Выжигать ажурные узоры можно на любых синтетических тканях . Почему именно синтетических? Потому что, под воздействием высокой температуры эти ткани как бы спекаются, и волокна после тепловой обработки не осыпаются, сохраняя узор.

Слово «выжигание», обычно ассоциируется с обработкой твердых предметов - например, . Из дерева действительно можно выжечь интересные предметы, однако, те, кто этим хоть раз занимался, знают, что после такой обработки на изделии остаются черные отметины. При работе с тканью используется практически такой же инструмент, что и при выжигании по дереву, однако обугленной ткани и темных подпалин в итоге быть не должно. Добиться этого можно регулировкой температуры иглы, которой производится нанесение . Итак, давайте более подробно поговорим обо всех тонкостях и секретах техники выжигания по ткани (гильошировании) .


Прежде всего, определимся с набором требуемых инструментов :

Специальный прибор для гильоширования (прибор для выжигания по дереву) - существуют разные модели, с различными характеристиками. Некоторые умельцы переделывают для такой работы паяльник.

Специальный стеклянный с подсветкой. Впрочем, те, кто не собирается делать гильоширование своим источником дохода, а планирует заниматься выжиганием исключительно как хобби, могут обойтись толстым, закаленным (витринным) стеклом, закрепленном на опоре, которое будет подсвечиваться снизу. Либо можно купить обычный стеклянный стол (двухуровневый - на втором уровне ставится подсветка), но только не из органического стекла.



Как уже говорилось выше, это может быть любая синтетическая ткань, однако из шелка получаются наиболее эффектные изделия, поскольку сам материал выглядит очень благородно;

Вспомогательные материалы - иголочки, для закрепления ткани на бумаге .



Рисунок, который будет выжигаться на ткани. В изданиях по рукоделию можно найти массу изображений, которые можно выжечь. Специалисты рекомендуют не перерисовывать их от руки, а отсканировать и распечатать на принтере - тогда узор будет более четко виден на бумаге.

Суть выжигания по шелку заключается в следующем. На нижнюю полочку стола ставится подсветка, а на верхнюю - кладется рисунок, на него ткань, которая прикрепляется к иголочками. Затем нужно включить аппарат и дождаться, когда игла раскалится до нужной температуры (её можно регулировать, а степень накала иглы следует проверить на кусочке ткани - накал должен быть таким, чтобы ткань ни в коем случае не обугливалась).





При выжигании по ткани следует соблюдать определенные правила:

Работу следует начинать с центра изображения, в этом случае ткань не будет смещаться. Игла, касаясь ткани, должна прорезать её, оплавляя края, и не оставлять темных подпалин.

Каждую линию рисунка следует проводить, не отрывая руки (иглы от ткани) от начала до конца, слегка прижимая пальцами ткань к рисунку. Движения должны быть плавными, с одинаковым нажимом и длительностью обработки ткани .

В процессе работы периодически нужно удалять нагар ткани с иголки (с помощью наждачной бумаги и хлопчатобумажной ткани), чтобы проводимые линии были четкими, одинаковой толщины.



Поскольку при выжигании по ткани работать приходится с раскаленным предметом, к данному виду рукоделия нельзя допускать маленьких . Да и самим мастерам следует соблюдать ряд важных правил:

Выжиганием по шелку (прочим тканям) нельзя заниматься людям с астматическими и аллергическими заболеваниями
-на рабочем месте следует обеспечить хорошее освещение
-через каждые полчаса аппарат следует выключать на несколько минут, чтобы дать ему остыть
-помещение, где осуществляется работа, необходимо периодически проветривать
-заниматься выжиганием можно не более 6-7 часов в день (с перерывами).

Если соблюдать все эти правила, то сам процесс работы будет приносить радость. А терпение и аккуратность, вместе с опытом работы (который приходит достаточно быстро), позволят создавать потрясающе красивые , или стильные аксессуары одежды.



С помощью техники гильоширования можно украшать ажурными вставками платья, кофточки и юбки, делать «кружевные» воротнички, создавать и салфетки, а так же предметы декора для особых случаев - или на каждый день.





Однако, помимо изготовления, с помощью выжигания по ткани, ажурных узоров, данная техника позволяет «вырезать» из ткани мелкие детали, которые можно затем использовать в создании иных предметов. Плюсом такого вырезания, в отличие от обычного, ножницами, является то, что края вырезанных деталей сразу обработаны - они не осыпаются - и, значит, тут же могут использоваться по назначению.



Из данных деталей, например, можно собрать , или сделать брошку, заколку и т.д. Предметы, составляющие элементы которых обработаны в технике гильоширования, сохраняют свою легкость, поскольку не отягощены дополнительной обработкой. Кроме того, такие мелкие детали крупного объекта (например, панно), могут прикрепляться на основу с помощью того же метода - раскаленной иглой не прорезают две детали, а лишь слегка плавят их, затем быстро соединяя.


Выжигание по ткани - гильоширование - было известно мастерам ручной работы очень давно. В нашей стране, к концу прошлого века оно пережило второе рождение - было доработано и усовершенствовано. Сейчас же популярность этого красивейшего вида рукоделия, вновь набирает обороты.