План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе детского сада "Я и мое имя". Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

Программные задачи:

1. Уточнить представления детей об образе жизни диких животных: медведя, зайца, ежа, лисы, белки. Внешний вид, особенности поведения, повадки, условия жизни.

2. Учить устанавливать простейшие связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

3. Продолжать учить составлять рассказ по схеме. Расширять словарный запас. Закреплять в речи употребление предлогов – в, на, из-за.

4. Упражнять детей видеть схематическое изображение лесного жителя.

5. Воспитывать желание заботиться о животных, помогать им. Продолжать учить радоваться окружающему миру, природе.

Материал:

Схематическое изображение животных, письмо, корзинка с угощениями, разрезные картинки, игрушки диких животных, декорации леса, ореховые скорлупки.

Ход занятия:

Мои друзья, вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Хотите?

Но сначала давайте вспомним лесные правила.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Для наших друзей, лесных зверей, я приготовила угощение.

А сейчас возьмитесь за руки и закройте глаза:

Поднялись, опустились

В зимнем лесу очутились.

Посмотрите, как красиво в лесу, тихо и дышится легко. Воздух чистый, морозный. Вдохните аромат зимнего леса.

Ой, посмотрите, что – то на пеньке лежит! (письмо, конверт)

Мои друзья, это письмо. Давайте его прочитаем:

«Здравствуйте, ребята! Я, хозяин волшебной тропинки Старичок – лесовичок.

Приглашаю вас в гости в зимний лес и предлагаю вам отгадать загадки – задания. В конце путешествия вас ждёт сюрприз! Желаю вам удачи и успехов!»

Лесовичок прислал нам задания:

1. «Кто живёт в лесу?»

(карточка - схема с изображением животных схематически)

Вы легко догадаетесь, если посмотрите вот на эту картинку.

(Я вижу зайца, я вижу волка…..)

Ой, кто – то мелькнул среди кустов.

2. Отгадайте загадку , и вы сразу догадаетесь, кто это был:

«Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку»

«Зимой беленький, а летом серенький; никого не обижает, а всех боится»

Молодцы! Давайте расскажем о зайце.

Поможет вам эта схема (карточка – схема).

  • Заяц живет в лесу.
  • Зимой его шубка белая, а летом серая.
  • У него длинные уши раскосые глаза, маленький пушистый хвостик.
  • Он быстро бегает и путает следы.
  • Боится волка и лесу.
  • Любит морковку, капусту.

Скажите, чем питается заяц зимой?

Всё про зайчика рассказали – давайте его угостим. Найдите у меня в корзинке любимую зайчика еду.

Давайте оставим морковку на пеньке и пойдем дальше.

– Посмотрите, какой большой сугроб! Я думаю, что здесь кто- то живёт. А вы, как считаете? (это медведь, еж…)

3. Загадка:

Ребята, медведь зимой крепко спит в своей берлоге и его будить нельзя. Оставьте ему угощение и тихо – тихо пойдем дальше. Путь у нас длинный, давайте сделаем привал и немножко отдохнём. Садитесь за столы.

4. Вот и следующее задание. Называется оно «Чей дом?»

Нужно собрать картинку и вы узнаете, кто живёт в вашем домике.

Кто живёт в твоем домике?

Как называется домик лисы?... 3-4 ответа детей.

Физкультминутка

Мы пришли в зимний лес

Сколько здесь вокруг чудес

Справа берёзка в шубке стоит

Слева ёлка на нас глядит

Снежинки в небе кружатся

На землю тихо ложатся

Пойдемте мягко, как лисята

И как Мишка косолапый

И как Заинька трусишка

И как серый волк – волчишка

Вот свернулся еж в клубок

Потому что он продрог

Лучик ёжика коснулся

Ёжик сладко потянулся.

А вот ещё один сугроб. Я думаю это чьё – то жилище.

Как вы считаете, кто там может жить?

5. Загадка:

«Шубка – иголки,

Свернулся он – колкий

Рукой не возьмёшь

Кто это…» (ёж)

Скажите, можно увидеть ежа в зимнем лесу? (Нет, он зимой спит в своей норке под пеньком).

Мы оставим ежа спать до весны и не будем его тревожить.

Выберете для ёжика угощенье.

Вот ещё задание, от старичка – лесовичка.

6. «Помогите детёнышам найти свою маму»

Давайте поиграем с вами в игру – я мама лисица (зайчиха, медведица, ежиха, белка, волчица…), а вы мои ….лисята, зайчата….

Что это? (на снегу разбросаны ореховые скорлупки)

Как вы думаете, кто их набросал?..... (белка)

Но белочки не видно, где ж она? (спряталась в дупле, на дереве)

Кто знает, как белка готовиться к зиме?....

Какого цвета у неё шубка летом?..... А зимой?

(Меняет рыжую шубку, на тёплую серую; готовит запасы: сушит грибы, ягоды, собирает шишки, делает тёплую постель из листьев)

Как вы думаете, легко ли живётся белке зимой?...(холодно, голодно, запасы кончаются…)

Давайте оставим белочке угощение – корзинку с орехами.

Посмотрите, чей это хвост торчит из-за ёлки… (лисий, хвост лисы)

7. Лесовичок, просит вас вспомнить добрые, ласковые, интересные слова о лисе.

(Лисонька, лисичка, рыжая, плутовка, хитренькая, кумушка, сестричка, пушистая, рыженькая….)

Вспомните, в каких сказках встречается лиса?

«Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Девочка и лиса», «Кот, петух и лиса», «Лисичка со скалочкой»….

Лисичка: Я очень рада, что вы знаете так много сказок и добрых слов о мне. Я провожу вас к Лесовичку.

Здравствуй Лесовичок! Спасибо тебе за необыкновенное путешествие по лесу.

Лесовичок: И вам спасибо, за то что, вы так много знаете про диких животных, соблюдаете лесные правила и не забываете подкармливать зверей. Жду вас в следующий раз.

Конспект занятия по познавательному развитию детей в средней группе «В гости к бабушке Арине»

Описание материала : Предлагаю Конспект занятия по познавательному развитию детей в средней группе «В гости к бабушке Арине»
Программное содержание:
Закреплять представление детей о домашних животных;
Узнавать и называть животных по голосу. Расширять словарный запас.
Развивать воображение, память, художественно- творческие способности
Закреплять знания, где живут.
Прививать любовь к животным.
Материал: Интерактивная доска. Видеообращение бабушки Арины, картинки с жилищами животных, сами животные. Запись звуков голосов животных. Заготовки для каждого ребенка картинки лошадь, кошка, свинья без хвостов, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, что за звук…… (звонит скайп). Кто же это к нам звонит? Давайте посмотрим.
Видео заставка (Бабушки Арины)
Воспитатель : Ну что, отправляемся в деревню.
Воспитатель предлагает детям по тропинке найти дом бабушки Арины.
Воспитатель: (подходят к картинкам с сараем и коровы.)
Дети вот мы и попали к бабушке Арине. Ой, а что это за дом такой, кто в нем живет?
Дети: Корова.
Воспитатель: А как называется дом, в котором живет корова.
Дети: Коровник.
Воспитатель: Дети как называется у коровы детеныш?
Дети: Теленок.
Воспитатель: А если много детенышей?
Дети: Телята.
Воспитатель : Посмотрите дети, а рядом с коровой кто то живет? Чей же это дом?
Дети: Лошади.
Воспитатель: А как называется дом, в котором живет лошадь?
Дети: Конюшня.
Воспитатель: Дети как называется у лошади детеныш?
Дети: Жеребенок.
Воспитатель : А если много детенышей?
Дети: Жеребята.
Воспитатель : Посмотрите дети, а это чей дом?
Дети: Собаки.
Воспитатель: А как называется дом, в котором живет собака?
Дети: Конура.
Воспитатель : Дети как называется у собаки детеныш?
Дети: Щенок.
Воспитатель: А если много детенышей?
Дети: Щенята.
Воспитатель: Дети, а вот еще какой-то домик, подходят к картинке где живут свиньи. Кто же здесь живет?
Дети: Свинья.
Воспитатель : Как называется у свиньи детеныш?
Дети: Поросёнок.
Воспитатель : А если много детенышей?
Дети: Поросята.
Воспитатель : Ну вот мы и добрались до дома самой бабушки Арины, но что это, вы ничего не слышите.
Звук (мяукает кошка)
Воспитатель: Чей же это голос, кто это?
Дети: Кошка.
Воспитатель : Молодцы вы угадали. Это кошка и она живет вместе с бабушкой Ариной.
Воспитатель: как называется у кошки детеныш?
Дети: Котенок.
Воспитатель : Не сидится ему дома вот он и гуляет пока бабушки нет.
Игра «Угадай по голосу»
Дети, вот вы узнали по голосу кошку, а сможете ли вы узнать по голосу всех тех животных которых мы встретили.
(голоса животных - корова, лошадь, собака, свинья)
Воспитатель: Молодцы, вы справились, угадали всех животных.
Физкультурная минутка: Дети давайте повторим движения животных которых мы встречали.
как ходит кошка
как скачет лошадь
как хвостиком виляет свинья
Воспитатель: Дети как здорово, у нас получилось показать, как двигаются домашние животные.
Но смотрите, что то еще здесь нам оставила бабушка Арина, какое то задание. Посмотрите внимательно на свои карточки, что же не хватает.
Дети: Хвоста.
(на столе для каждого ребенка карточка с животным без хвоста)
Работа детей за столами.

ГБДОУ детский сад №120 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе

«Формирование у дошкольников временных понятий при помощи методики моделирования сказки «Колобок»

Занятие мастер-класс, разработанное для логопедической группы детей среднего возраста, имеющих диагноз: ТНР, ОНР III уровня речевого развития (конец учебного года).

Тема: Сказка «Колобок» и обобщающие понятия: «Времена года», «Год»

Цель : познакомить детей с цикличностью года и временами года, которые составляют этот цикл и идут друг за другом в строгой последовательности.

Задачи : расширять и закреплять представления детей о времени, а так же о таких понятиях как: год, времена года, сезонных изменениях в природе. Развивать познавательную активность детей.

Закреплять умение определять время года по характерным признакам, устанавливать причинно-следственные связи между временами года. Обогащать активный и пассивный словарь по данной теме, развивать фразовую речь, актуализировать названия цветов: белый, черный, коричневый, синий, желтый, серый, оранжевый. Развивать общую и мелкую моторику детей. Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе. Развивать любознательность.

Методы : словесные: беседа, объяснение, пояснение. Практические: работа по перфокартам; природный материал для массажа пальчиков (шишки); динамическая пауза «Времена года», диск с записью музыки П.И. Чайковского «Времена года».

Оборудование : демонстративный материал: сказка «Колобок» в виде часов, перфокарты в виде часов с геометрическими фигурами по кругу, цветные карандаши, сосновые шишки, дидактический раздаточный материал картинки «Круглый год».

Предварительная работа: занятия по ознакомлению с окружающим миром, беседа по картинкам о временах года, наблюдение за явлениями природы, за признаками смены времен года на прогулках, чтение сказки «Колобок».

Ход занятия

Дидактическое пособие «Часы-Колобок».

Демонстрация дидактического пособия «Часы-Колобок».

Беседа по сказке «Колобок».

Как называется эта сказка? (Эта сказка называется «Колобок».)

Сколько зверей встретил Колобок? (Колобок встретил четырех зверей.)

Назовите этих зверей! (Колобок встретил зайца, волка, медведя и лису.)

Кто съел Колобка? (Лиса съела Колобка.)

На что похожа наша картинка? (Эта картинка похожа на часы.)

Беседа о времени:

Зачем люди придумали год, месяцы, неделю, сутки, часы? (Чтобы измерять время.)

Что помогает измерять время в природе?

(Солнце. Из-за того, с какой силой оно светит, происходят природные изменения.)

Сколько времен года в году? (В году четыре времени года.)

Назовите четыре времени года, в каком порядке они идут друг за другом? (Зима, весна, лето, осень.)

- А сейчас мы с вами познакомимся с часами, которые показывают четыре времени года и вместе составляют год.

Демонстрация пособия-перфокарты «Круглый год» в виде часов со стрелкой и с геометрическими формами вместо героев сказки. Каждый ребенок получает по перфокарте.

Пособие-перфокарта «Круглый год».

Беседа по перфокарте . В течение беседы дети раскрашивают геометрические фигуры.

На что похож этот рисунок: квадрат, над ним треугольник? (Это похоже на дом!)

На какой планете мы живем? (Мы живем на планете Земля.)

Дом раскрашиваем черным, как земля, цветом.

Что могут обозначать эти рисунки: круг, под ним треугольник вершиной вниз и круг, под ним треугольник вершиной вверх?

Педагог показывает вершины треугольников.

(Эти знаки обозначают людей: мужчину и женщину.)

Мужчину раскрашиваем синим цветом, а женщину-красным.

Как выдумаете, людям нужно измерять время и зачем это?

Дети высказывают свое мнение, аргументируя его. (Чтобы планировать свою жизнь)

Что в природе людям подсказывает, как измерять время? (Солнце!)

Чем похожи Солнце и Колобок? (Они круглые, желтые, катятся.)

Раскрашиваем Солнце-Колобка в желтый цвет.

И вот покатилось «Солнце-Колобок» вперед и кто ему встретился? (Ему встретился зайчик.)

Зайчик будет символом зимы. Почему, как вы думаете? (Зимой заяц белый.)

Белый маленький треугольник не раскрашиваем, обводим по контуру.

Затем дети встают, делают один шаг назад от стульчиков, кружатся как снежинки, расставив ручки в разные стороны, садятся на стульчики.

Кто потом появился на пути у «Солнца-Колобка»? (Волк.)

Посмотрите дети, какой худой и голодный волк. Волк будет символом весны. У всех заканчиваются припасы к весне, голодно весной!

Дети раскрашивают большой треугольник серым цветом, как земля весной.

Дети встают, делают один шаг назад от стульчиков, приседают и тянутся ручками вверх как росточки трав.

Кто был следующий на пути «Солнца-Колобка»? (Медведь.)

Медведь будет символом лета! Как вы думаете почему? (Он ведет летний образ жизни.)

Дети раскрашивают овал коричневым цветом.

Дети встают, качают руками как деревья ветвями, шевелят при этом пальчиками как листочками, им очень жарко, они рады ветерку, затем садятся на стулья.

Кто же последним встретился «Солнцу-Колобку»? (Последней на пути Колобка была Лиса.)

Лиса будет символом осени! Как вы думаете, почему? (Потому, что осенью много оранжевой листвы.)

Раскрашиваем большой треугольник оранжевым цветом.

Дети встают, делают один шаг назад от стульчиков, поднимают ручки вверх, соединяют пальцы рук, кружатся как опавшие листья и садятся на стульчики.

Вот и прошли все 4 времени года и год и закончился! Лиса съедает Колобка-это конец старому году (Старое Солнце), на смену ему приходит Новый год (Новое Солнце). По указу русского царя Ивана III Новый год у наших предков наступал осенью. Русский царь Петр I издал другой указ, по которому мы до сих пор встречаем Новый год 1 января.

Времена года идут друг за другом! А мы должны беречь природу и радоваться каждому времени года! Чтобы радоваться, нам нужно быть здоровыми во все времена года!

А что для этого нужно делать? (Правильно питаться, заниматься спортом, физкультурой, закаливаться, соблюдать режим дня!)

Можно позаниматься массажем, который укрепляет здоровье, нервную систему и иммунитет!

Проводится массаж рук природным материалом (шишками).

Домашнее задание: Рассказать родителям о годе, временах года (по пособию-перфокарте «Круглый год»).

Выдается раздаточный материал: картинка «Круглый год». Нужно подобрать и наклеить картинку зверя на соответствующую ему картинку времени года.

Картинка «Круглый год».

Список литературы:

1.Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32.

2.Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. СПб. 2005

3. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. - М.: Гном-Пресс, 2004.

4. Эльконинова Л.И. Предметность детской игры в контексте понимания игрового и сказочного пространства-времени // Мир психологии. 1999. №4.

Наталья Владимировна Мамасуева,

воспитатель 1 квалификационной категории

Детского сада № 9 «Белоснежка»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

Тема: «Берегите и цените воду»

Цель : Познакомить детей со свойствами воды, дать детям понятия о важности воды в жизни людей и животных. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов.

Задачи:

Образовательные

1.Обобщить и расширить знания детей о свойствах воды

2. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи

3. Учить детей рассуждать, делать выводы

Развивающие

1.Развивать словесно – логическое мышление

2.Развивать у детей внимание, память

3.Развивать и поддерживать активность у детей

Воспитательные

1.Воспитывать умение выслушивать своих товарищей

2.Воспитывать бережное отношение к воде

Словарная работа:

Опыты, прозрачная вода, без цвета, вода не имеет запаха, вода не имеет вкуса, не засорять водоемы, жидкость, фильтр, уголь

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов, сказок познавательного характера
  2. Изготовление панно «Кому нужна вода»
  3. Беседы на тему «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде»
  4. Опыты (превращение снега в воду, воды в лед)

Оборудование:

1.Ведерко,капельки с загадками

2. Карточки с рисунками (ответы на загадки)

3.Инвентарь для опытов (стаканчик с водой по количеству детей), сахар, краски

4. Пиктограммы, обозначающие свойства воды

5.Пиктограмма «помыл руки – не забудь плотно закрыть кран»

Ход занятия

1 часть:

Ребята, когда я пришла сегодня в детский сад, то увидела на пороге ведерко.

Давайте посмотрим, что находится в ведерке.

Что это? (капельки)

Как вы думаете, они здесь появились? (На улице стало тепло и сосульки стали таять.)

Ребята, на каждой капельке написана загадка. Внимательно послушайте эти загадки, и ---- Тогда вы сможете узнать, о чем мы сегодня говорить.

Загадка 1

Лежало одеяло, мягкое, белое

Солнце припекло, одеяло потело. (снег)

(На доске появляется пиктограмма, обозначающая ответ загадки)

Загадка 2

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут (дождь)

Загадка 3

Мост как синее стекло!

Скользко, весело, светло. (лед)

(На доске появляется пиктограмма, обозначающая ответ загадки)

Загадка 4

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит (ручеек)

(На доске появляется пиктограмма, обозначающая ответ загадки)

Ребята, как вы думаете, что объединяет все наши отгадки?

(все эти отгадки объединяет – вода)

- О чем мы с вами будем говорить? (С егодня мы будем говорить о воде)

Правильно.

2часть:

Вода – это жидкость. Что с ней можно делать?

(Воду можно – налить, перелить, вылить. Вода течет)

Ребята, скажите какой цвет, имеет вода?

(Вода имеет прозрачный, белый цвет)

Давайте проверим, какой цвет имеет вода. Для этого проведем опыт.

- Опыт №1 « Вода прозрачная»

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика помещается палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? В стаканчике с одой палочка видна, а в стаканчике с молоком –нет. Детям предложить посмотреть друг на друга сначала через стаканчик с водой, а потом через стаканчик с молоком. Через какой из них что – ни будь видно?

Мини вывод : вода прозрачная, без цвета.

Если в воду добавить акварельные краски, гуашь разного цвета.

Что произошло с водой?

(Вода изменила свой цвет)

Мини вывод: Вода может менять свой цвет, в зависимости от того, что в нее добавили.

Ребята, как вы думаете, вода имеет запах?

Для того, чтобы узнать имеет ли вода запах, я предлагаю провести опыт.

Опыт №2 «Есть ли у воды запах?»

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Когда дети убедятся, что вода не имеет запаха, подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Мини вывод: У воды нет запаха.

Ребята, из опытов мы узнали, что вода прозрачная и не имеет запаха.

А есть ли у нее вкус?

(вода не сладкая, не соленая)

Давайте мы с вами проверим, имеет ли вода вкус.

Опыт №3 «Есть ли у воды вкус?»

Предложить детям попробовать воду через соломинку. Для сравнения дать попробовать молоко или сок.?????

(У воды нет вкуса)

Мини вывод: Уводы нет вкуса, она безвкусная, но если в воду добавить сахар то вода станет (сладкой), соль (соленой), сок лимона (кислой) . Значит, мы можем сделать вывод, что вкус воды зависит от того, что в нее добавили.

3 часть:

Ребята, для чего людям вода?

(Людям нужна вода, чтобы ее пить, готовить пищу, стирать, умываться)

Правильно. Людям требуется очень много воды.

Подумайте и скажите, кто еще не может без воды?

(Вода нужна рыбам, т.к.они в ней живут; растениям нужна вода, чтобы расти их поливают водой; животным, птицам нужна вода чтобы пить, а некоторые в ней живут – крокодилы, утки, киты и т.д).

Вывод: Всем нужна чистая вода. Но чистой воды становиться все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. В реки и озера сливаются с точные воды фабрик и заводов. От загрязнения воды страдает все живое. Загрязненная вода вредна и для здоровья человека.

Ребята, сегодня я покажу, как можно очистить воду в домашних условиях.

Опыт № 4

Для того,чтобы очистить воду мне понадобится: две пробирки (водной из которых налита неочищенная вода),бумажный фильтр, уголь, воронка. В пустую пробирку, вставляется воронка, в эту воронку вставляется бумажный фильтр. На дно бумажного фильтра положить уголь. После этого через бумажный фильтр и уголь льем неочищенную воду, таким образом, мы воду очищаем (отфильтровываем). В пустой пробирке появляется очищенная вода.

Ребята, как вы думаете, воду нужно беречь? (Да)

А как мы с вами можем это сделать?

(Не засорять водоемы, закрывать кран когда вода не нужна – появляется пиктограмма). Правильно, каждый человека должен ценить воду.

Вывод: Ребята, сегодня мы поговорили о том, как важна вода для жизни людей, животных, о том что ее нужно беречь. И я думаю узнали очень много интересного о воде.