Развитие креативности в творчестве детей. Простые средства на каждый день
Статья "Создание благоприятных условий для развития креативности у детей дошкольного возраста"
Алжул Бак Юлия Григорьевна, воспитатель ГБОУ ДО ЛНР "Ясли-сада №8 "Калинка", г. Свердловск, Луганская Народная Республика.Статья предназначена для методистов и педагогов дошкольных учреждений.
Аннотация. В статье уделяется внимание зарождению креативности в период раннего детства и подчеркивается роль взрослых в данном процессе. Рассматриваются креативные проявления детей и условия, способствующие их развитию.
Ключевые слова: креативность дошкольника, условия и признаки креативности.
В современной жизни все чаще мы слышим новые слова, термины и понятия, ведь мир не стоит на месте, он совершенствуется, а человечество ищет что-то новое, интересное в различных сферах жизнедеятельности. Общество ждет от молодого поколения трансформации старых знаний в новые и необычных продуктов творчества.
Дошкольный возраст – это период не только приобретения и усвоения определенных знаний, навыков, которые необходимы для общего развития, это движение ребенка по ступеням познания мира и себя в нем, проявлений креативности и реализации в творчестве.
Е.П. Торренс говорит «креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, погружаться в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.». Это высказывание наталкивает нас на мысль о том, что именно от креативных людей, которые благодаря определенным индивидуальным чертам могут выдавать быстро и много нетрадиционных идей, зависит дальнейший прогресс общества и жизни на планете.
Многие ученые еще не могут единодушно отделить креативность от интеллекта (уровня IQ), от творчества и одаренности.
Дж. Гилфорд ставит в равные позиции креативность и интеллект. Опираясь на личную теорию двух видов мышления, конвергентного и дивергентного, он убеждает нас, что дивергентное мышление – это мышление, которое «идет одновременно во многих направлениях» и лежит в основе креативности. На практике мы замечаем первые креативные признаки уже в раннем детстве.
Например, малыш двух с половиной лет переворачивает стул, держа его перед собой, имитирует игру на баяне. Безусловно, это может быть подражание, а стул для него в тот момент предметом-заменителем, но ребенок придумал новую, хотя и «беззвучную» роль стулу. Отыграв на баяне свою мелодию, малыш направляется машинке, быстро загружает ее игрушками и везет их не тем путем, которым «едут» большинство детей. Креативный ребенок пролезает под столом, протягивает под ним свою машинку и первым разгружает ее. Это происходит тогда, когда другие мальчики спокойно объезжают всю мебель в групповой комнате. Эти действия могут свидетельствовать о первых креативных пробах ребенка. На наш взгляд, надо замечать даже незначительные зачатки креативности, поддерживать и стимулировать их.
Психолог В.Н. Дружинин считал, что интеллект и креативность две разные возможности, но связывал их существование с процессом переработки информации. Интеллект – это общая успешность адаптации человека (и животных) к новым ситуациям посредством решения задачи во внутреннем плане, "в уме", при доминирующей роли сознания над подсознанием. Именно креативность человека перерабатывает полученную информацию и создает нечто новое, ранее неизвестное.
В своей работе мы с пониманием и доверием относимся к креативным детям, их собственным самостоятельным действиям во время выполнения различных упражнений и задач. Вследствие того, мы наблюдаем положительный результат в любой деятельности, чем когда пытаемся давать образец и советуем общеизвестный алгоритм действий. Креативность дает возможность ребенку находить множество решений одной и той же задачи.
Психологи, которые работали над личностно-ориентированной моделью (А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская) считают, что творческая активность больше определяется особыми чертами личности, чем способностями. Однако для проявления этой активности необходим высокий уровень интеллектуальной одаренности.
Чем отличается креативный ребенок от других детей, если думать, что все дети от природы талантливы? Известно, что дети дошкольного возраста эгоцентрики, и поэтому они любят, чтобы их часто и лично хвалили за что-нибудь. Но наблюдая за креативным ребенком, мы видим, что она не всегда во время своей деятельности задумывается о том, чтобы ее похвалили. Мы считаем, это происходит в связи с тем, что такого ребенка увлекает сам процесс действий, а позже и процесс мыслей. Уже в шесть лет ребенок пытается не только выдавать оригинальные идеи, но и реализовывать их и получать творческий продукт, как результат креатива. Но это всего лишь наше предположение.
Гиппиус С. дифференцирует степень креативности людей по полушариям мозга. Тот, у кого доминирует правое полушарие мозга более креативный, а у кого левая – наоборот. Ученые утверждают, что невозможно создать что-то новое, не опираясь на уже существующее, прежде всего, нужно овладеть необходимой информацией.
Из опыта работы мы видим, что креативные дети не любят шаблоны, они самобытные, особенные и не похожие между собой. Например, во время обучения дошкольников элементарному письму, креативному ребенку трудно соблюдать правила печатания букв или цифр, рисования любых графических рисунков по образцу. Такой ребенок не только не понимает, почему надо писать сверху вниз или слева направо, но и не хочет подчиняться таким установкам. Наблюдения показывают, что ребенок признает, как надо писать, но подсознательно делает наоборот. На наш взгляд, это может происходить потому, что его креативная природная программа каждое мгновение ищет другие, новые, «незаношенные» способы достижения цели.
Ю.Б. Гиппенрейтер обращает внимание на то, что наследственность играет большую роль. По ее мнению у выдающихся людей самые креативные дети. Креативные родители создают для своих детей уникальные условия развития их способностей, подобных своим.
В работе с дошкольниками мы отводим большую роль окружающей среде. Разнообразное, богатое на содержание среда, где постоянно находится ребенок, его активные действия, пробы, опыты, эксперименты помогают раскрывать предпосылки для творчества. На наш взгляд, важнейшими условиями для креативности детей дошкольного возраста должны быть:
І. Психологическая подготовка родителей и воспитателей к сотрудничеству с креативным ребенком:
информировать взрослых о понятии «креативность» и «творчество»;
ознакомить педагогов и родителей со способами и необходимыми условиями развития креативности дошкольников;
способствовать повышению собственного творческого потенциала родителей и воспитателей, развития их умения принимать нестандартные решения;
креативное взаимообогащение во время общения между взрослыми и детьми;
признание феномена своего ребенка.
II. Диагностика креативности детей (по Джонсону, адаптирована А.Туник). Основная ее цель:
способность ребенка порождать необычные идеи;
отклоняться в мышлении от традиционных схем;
быстро решать проблемные ситуации;
количество идей за определенный отрезок времени.
Ученые подчеркивают важность создания благоприятной психологической атмосферы в общении с детьми в процессе развития их креативности. Мы не забываем, что собственный пример педагога творчески решать проблему – лучший способ формировать креативное поведение воспитанников.
Проведя мониторинг, мы определили, чем больше ребенок видит, слышит, переживает, тем больше он знает, умеет и усваивает, тем более продуктивным будет его воображение в новых условиях.
Креативные дети имеют разную степень идей и их количество. У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития и только ему известны условия, благодаря которым он порождает креативную идею. Практика показывает, что малыши с креативными способностями оригинально ведут себя во время игр, ищут свои движения, передвигают игрушки и вещи таким образом, что удивляют не только взрослых, но и детей. Является ли детская этимология креативным началом дошкольника? Мы наблюдаем, как дети придумывают новые слова, которые, на первый взгляд, являются забавными, но эти слова не хуже отражают смысл событий и вещей, чем традиционные высказывания.
Всем известно, что ведущая деятельность в дошкольном учреждении – игровая, поэтому не менее важное место в развитии креативности дошкольника играет предметно-игровая среда. Наши педагоги разработали множество творческих игр, которые помогают детям фантазировать, строить собственный мир, высказывать оригинальные неординарные личные идеи, формировать креативное мышление, интерес и желание творить, развивать личностные способности. Мы используем разнообразные упражнения и игры для выявления признаков креативности дошкольников. Например: «Самоделкин», «Что общего?», «Если бы...», «Найди новое назначение вещи», «Необычная пятно», «Для чего?», «Создай свою...», «Как ты будешь делать...?» и другие.
Работая с дошкольниками, мы замечаем, что у креативного ребенка наиболее качественные, нетрадиционные, оригинальные продукты его творчества. Такой ребенок часто отходит от предложенных педагогом приемов, способов выполнения какого-либо действия, он всегда находит свой личный путь к достижению творческой цели.
Воспитывая креативного ребенка, мы даем ему возможность выполнять любые задачи самостоятельно, не смотря на то, сколько бы времени это не занимало и помним, что каждый ребенок индивидуален.
Выявить креативного ребенка по внешним признакам несложно, но нужно подтвердить на научной основе исходный масштаб проявлений его креативности. Он поможет педагогу правильно, целенаправленно осуществлять работу с такими детьми.
На наш взгляд, важнейшими признаками креативности дошкольника должны быть:
любознательность и интерес к неизвестному;
высокая познавательная активность и развитие воображения;
желание отходить от образцов;
умение вносить что-то новое и подходить к проблеме с разных точек зрения;
быстрота, легкость и гибкость мысли, оригинальность идей;
смелость и независимость суждений;
использование различных форм доказательств и предположений.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
В связи с гуманизацией обучения, воспитания и развития каждого ребенка все более актуальной становится проблема раннего раскрытия творческого потенциала дошкольника. Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях креативности, большой вклад в развитие которой внесли такие ученые как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин В.А. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, К. Хеллер, Дж. Гилфорд и многие другие отечественные и зарубежные психологи. В работах исследователей креативность рассматривается как специфическая черта мышления, отличающая его от остальных психических процессов, связывается с воображением и личностными особенностями ребенка.
В практике дошкольных образовательных учреждений наметилась тенденция усиления внимания педагогов к творческому развитию воспитанников. Одна из задач, находящихся в поле зрения методистов и психологов - совершенствование способов личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, способствующего раскрытию творческого потенциала дошкольника. Год от года заметно активизируется процесс использования программ воспитания и обучения, в которых наиболее целостно и полно выражаются идеи развития креативности детей дошкольного возраста. К ним относятся такие программы, как "Развитие" Л.А. Венгера, "Радуга" Т.Н. Дороновой, "Детство" В.И. Логиновой, "Золотой ключик" Г.Г. Кравцова, "Рекорд - старт" В.Т. Кудрявцева. Однако, несмотря на одобрение и принятие подобных программ педагогами-практиками, их реализация не всегда успешна, в первую очередь из-за отсутствия диагностических мероприятий по выявлению дошкольников с особым потенциалом. Таким образом, проблема развития креативности является наиболее значимой и актуальной в становлении личности дошкольника.
Цель: изучить показатели креативности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: креативность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития креативности детей старшего дошкольного возраста.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить креативность детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
2. Беседа.
3. Наблюдение
4. Тестирование.
5. Количественная и качественная обработка данных.
Методики: «Тест дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса»
мышление креативность дошкольник
1. Мышление детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - период интенсивного развития личности ребенка, формирование первоначальных знаний и умений, период становление различных видов деятельности и развития посредствам их ребенка как субъекта деятельности. Именно в этот период дети наиболее интенсивно познают окружающий мир; закладываются основы всего последующего развития.
Человек много знает об окружающем его мире. Он знает химический состав далеких звезд, ему знаком мир элементарных частиц, он знает законы высшей нервной деятельности, он знает о существовании рентгеновских лучей, ультразвуков, хотя не имеет возможности воспринимать все это. Человек отражает в сознании не только предметы и явления, но и закономерные связи между ними. Например, люди знают закономерности между широтой и высотой местности над уровнем моря, отношение между сторонами прямоугольного треугольника и другое.
Но разве все эти знания получены человеком только с помощью анализаторов? Возможности познания окружающего мира с помощью анализаторов очень ограничены. Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось только теми познаниями, которые дают зрение, слух, осязание и другие анализаторы. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. Что же такое мышление? В чем его сущность?
Определение мышления в разных источниках трактуется по-разному. Приведем несколько примеров определений мышления.
Мышление - высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.(1;с.138)
Мышление - форма психического отражения, свойственная только человеку, устанавливающая с помощью понятий связи и отношения между познавательными феноменами. Человек может мыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей степени опираться в процессе мышления на восприятие, представления или понятия. В зависимости от этого различают три основных вида мышления: предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактное.
Предметно-действенное мышление - это вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами.
Наглядно-образное мышление - это вид мышления, который непосредственно опирается на восприятие или представления.
Абстрактное мышление, по преимуществу характеризующее старших школьников и взрослых, - это мышление понятиями, лишенными, непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям.
Кроме видов мышления, есть формы мышления. Различают три основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и конкретизации, классификации.
Таким образом, мышление сложный психический процесс имеющий виды, формы, операции.
Особенности мышления детей дошкольного возраста:
В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта.
Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).
На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований.
В четыре-пять лет начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения.
Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания.
Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4--5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача взрослого -- формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека -- это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.
В старшем дошкольном возрасте (пять-шесть лет) продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений).
Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.
Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
В шесть-семь лет ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.
Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6--8 последовательных картинок.
2. Креативность детей старшего дошкольного возраста
Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Дошкольный возраст -- благоприятный период для развития креативности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе -- способности и склонности.
Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания преобладающим на протяжении всего дошкольного периода остается непроизвольное внимание. Вместе с тем, детям еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. Но в процессе интересной для них деятельности внимание может быть достаточно устойчивым.
Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшее впечатление.
К концу дошкольного периода начинает преобладать наглядно-схематическая форма мышления как высший этап в развитии наглядно-образного. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития являются схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематическое изображение.
Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности -- творческий. Своеобразие данного типа состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, характеризуя особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи подчеркивают ее специфичность. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое. Н.Н. Поддьяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста . По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности .
В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.
В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.
Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение -- психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые показатели в развитии воображения -- опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать содержательными ее особенностями.
Воображение функционирует на различных уровнях: по степени выраженности может быть пассивным и активным, в свою очередь активное подразделяется на воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение состоит в восстановлении предметов, явлений, событий по их изображению или словесному описанию.
Творческое воображение связано с определением возможных результатов действий, открывающих или создающих новые предметы, явления, ситуации. При этом в творческом воображении возникают представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности. Оригинальность как своеобразие представлений творческого воображения -- это степень их новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности.
С помощью воображения создаваемые образы детализируются, «оживают», что свидетельствует о самоценности творческих проявлений, особенно в период раннего становления творческих личностных качеств. Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, ВТ. Кудрявцев называют воображение важнейшим новообразованием дошкольного детства и связывают с ним процессы зарождения творческой личности.
3. Условия развития креативности детей дошкольного возраста
Одним из важнейших факторов развития креативности детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита [Дьяченко, 1994:.123] и Л. Кэррола [Ефремов, Уникон-ТРИЗ: 38-39], выделено шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию креативности является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития креативности ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития креативности вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способность развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития креативности заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое условие успешного развития креативности. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом. Развитие креативности детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
В условиях современных подходов к образованию, где ставится акцент на развитие творческой личности, проблема развития детской креативности становится наиболее актуальной. При характеристике креативности А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, A.M. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, П. Торренс, Э. Фромм и многие другие отечественные и зарубежные психологи рассматривают креативность как общую творческую способность, связанную с развитием воображения, фантазии, глубинным свойством индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения .
В отечественных и зарубежных исследованиях креативность чаще всего заменяется творческостью. Основным критерием творческой деятельности Выготский Л.С., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Петровский В.А., Эльконин Д.Б., Дъяченко О.М., Дж. Гилфорд, Дж. Гауэн считают воображение.
Стоит помнить о том, что развитие креативности детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс.
Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и креативность его обречена остаться на самой низкой ступени.
Для определения уровня креативности детей я выбрала методику:
«Тест дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса.»
Тестирование проводится в групповой форме.
Детям предлагаются незаполненные бланки тестовой тетради, необходимые для проведения тестирования.
Тестовая тетрадь состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А - 4, на каждом листе бумаги изображено по 4 квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи.
Тестирование проводится ограниченно по времени: 25 минут
Перед началом тестирования дается инструкция к тесту дивергентного мышления: «Вам предлагается 12 рисунков. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Работая в квадратиках по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадратика на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите его в строчке под картинкой (или скажите мне). Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл».
Обработка данных:
Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в баллах:
Беглость (Б)
Гибкость (Г)
Оригинальность (О)
Разработанность (Р)
Название (Н)
1. Беглость - продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания.
Основание: творческие личности работаю продуктивно, с этим связанна более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).
2. Гибкость - число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.
Живое (Ж) - человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животные, насекомое, рыба, птица и т. д.
Механическое, предметное (М) - лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.
Символическое (С) - буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т. д.
Видовое, жанровое (В) - город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д.
Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.
3. Оригинальность - местоположение (внутри - снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.
Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи дано стимульной фигуры.
Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру - стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.
1 балл - рисунок только снаружи.
2 балла - рисунок только внутри.
3 балла - рисунок как снаружи, так и внутри.
Общий балл по оригинальности (О) равен сумме баллов по этому фактору по всем рисункам.
4. Разработанность - симметрия - ассиметрия, где расположены детали, делающие рисунок ассиметричным.
0 баллов - симметрично внутреннее и внешнее пространство.
1 балл - ассиметрично вне замкнутого контура.
2 балла - ассиметрично внутри замкнутого контура.
3 балла - ассиметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон контура и ассиметрично изображение внутри контура.
Общий балл по разработанности (Р) - сумма баллов по фактору разработанности по всем рисункам.
5. Название - богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).
0 баллов - название не дано
1 балл - название, состоящее из одного слова без определения
2 балла - словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке.
3 балла - образное название, выражающее большее, чем показано на рисунке, т. е. скрытый смысл.
Общий балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок.
В результате получены результаты оформляются в поименную таблицу.
Уровни креативности:
Далее по полученным результатам составляется гистограмма. Данный тест поможет выявить детей с разными уровнями креативности. В дальнейшем составляется комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня креативности детей старшего дошкольного возраста. Целью является: повышение уровня креативности детей старшего дошкольного возраста с помощью разработанного комплекса мероприятий.
В ходе работы была подобрана методика на выявление уровня креативности у детей старшего дошкольного возраста (Тест дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса). Полученные данные и их сравнение, дадут возможность говорить об уровнях креативности у детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, выявление проблем и составление комплекса мероприятий, направленного на повышение уровня креативности детей для их решения.
Библиографический список
1. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ, 2004.
2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб., 2005.
3. Боно Э. Учите своего ребенка мыслить. - Мн. . 2005
4. Дементьева Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми. Курган, 2009.
5. Ильин Е. П. Психология творчества креативности одаренности. СПб., 2009.
6. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма /Под ред. Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной. М., 1995.
7. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов-на-Дону, 2004.
8. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей /сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов и др. -- Ростов н/Д: Феникс, 2004.--416 с.
9. Психология одаренности: от теории к практике /Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2000.
10. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., 2000. С. 227-229.
11. Савенков А.И. Одарённый ребенок дома и в школе / Екатеринбург: У- Фактория, 2004. - 272 с.
12. Туник Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. СПб., 2002.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста. Сравнение уровня креативности у условно здоровых детей и детей с синдром дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности. Коррекционные занятия на развитие креативности у детей с СДВГ.
дипломная работа , добавлен 14.11.2010
Дидактическая игра и развивающая среда как педагогические условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста. Межличностные отношения со сверстниками как психологическое условие. Проект "Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста".
дипломная работа , добавлен 02.03.2014
Особенности формирования и выявление уровня сформированности операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Эффективность условий использования дидактической игры при развитии операций логического мышления у старших дошкольников.
дипломная работа , добавлен 29.06.2011
Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста. Художественная деятельность детей старшего дошкольного возраста как основа развития мышления. Описание программы занятий для развития мышления средствами нетрадиционного рисования.
курсовая работа , добавлен 23.03.2014
Особенности креативности и творческих способностей детей дошкольного возраста. Определение особенностей декоративно-прикладной деятельности и уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Разработка системы занятий.
дипломная работа , добавлен 20.07.2012
Особенности формирования мышления у детей с нарушениями зрения. Диагностика элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Влияние режиссерской игры на развитие образного мышления у детей дошкольного возраста.
дипломная работа , добавлен 24.10.2017
Теоретические основы развития креативности детей старшего дошкольного возраста в игре. Проблемы развития креативности детей. Особенности развития творческих способностей дошкольников. Роль педагога в развитии креативности дошкольников в игре.
дипломная работа , добавлен 14.02.2007
Понятие и виды мышления, его развитие в онтогенезе. Особенности развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста. Характеристика продуктивной деятельности старших дошкольников на занятиях в ДОУ, конструирование из бумаги (оригами).
дипломная работа , добавлен 06.12.2013
Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Мышление как познавательный психический процесс. Специфика его развития у детей в онтогенезе. Формирование элементарных математических способностей дошкольников в процессе воспитания.
дипломная работа , добавлен 05.11.2013
Изучение основных методов развития мышления в дошкольном возрасте. Особенности умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Анализ возможности развития мышления у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности.
У каждого из нас
Внутри талант таится
И очень важно в детстве
Дать ему раскрыться.
Т.Л. Мирончик
Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, креативности ребенка дошкольного возраста. Э. Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» .
Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир. Также общеизвестно, что художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает еще больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Роль изобразительной деятельности в общем развитии ребенка
Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И рисование здесь выступает как один из путей развития и совершенствования детского организма.
Особенности развития творческого воображения дошкольников
Каждый педагог знает: способность детей сочинять, придумывать, рисовать, мастерить требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, мимикой, игровой ситуацией, наглядностью) .
Ребенок не рождается фантазером. Его способности основываются на развитии воображения. Ни в какой другой области воображение не имеет такого значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением, невозможна ни одна творческая деятельность. Следовательно, для изобразительной деятельности необходимо развивать у детей:
- Эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоты формы предметов, сочетание цветов) ;
- Образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышления) ;
- Воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов;
- Эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности – важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания;
- Мелкую моторику рук.
Интеграция видов художественной деятельности у детей дошкольного возраста имеет естественный характер и играет важнейшую роль в развитии художественно-творческих способностей детей. Дети часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в работе с художественными материалами (бумагой, глиной, природными материалами) , инструментами (карандашами, фломастерами, кисточками, стеками) в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дети на занятиях с интересом и увлеченно рассматривают и обследуют натуру, художественные материалы, формы поверхности, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) , осваивают самыми разными приемами особенности бумаги, красок, мелков, ткани, природного материала.
Залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является систематическая комплексная работа с использованием новых методик и общение с ребенком, раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.
Создание условий для самостоятельной деятельности и развития представлений многообразия окружающего мира – непременное условие развития творческих способностей детей.
Но не только от создания условий зависит творческий процесс. Развитие творческих способностей тесно связано с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение можно считать одним из составляющих творческих способностей.
Воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности.
Воображение – способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действии. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого – либо свойства предметов другой области.
Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа переработка образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению опыта.
Воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. При построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличии от них, дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями.
Таким образом, обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии.
Исходя из этого, можно сказать, что творческие способности это и есть креативность. Исследования психологов позволяют связать креативность с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л. С. Выготского, можно утверждать, что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению.
Творческие способности ребенка надо развивать уже с самого раннего возраста и на всем протяжений его детства. Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Использование нетрадиционных техник для развития творческих способностей дошкольников
Сегодня в обучении детей изодеятельности перед педагогами стоит одна задача - развитие у дошкольников творческих способностей, но способности, как известно, на пустом месте не рождаются, а чтобы ребенок мог творчески созидать, предстоит кропотливая работа.
Наиболее интересными занятиями, которые стимулируют творческий потенциал детей, а значит, развивают их художественно-творческие способности, являются различные занимательные занятия.
Занимательность означает качество, вызывающее не просто любопытство, а глубокий, устойчивый интерес. То есть цель проведения занимательных занятий - создать устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Все занятия сделать занимательными невозможно, и к этому стремиться бесполезно. Но внести элементы занимательности в каждое занятие воспитатель не только может, но и должен. Занимательные занятия делятся на два типа: с традиционными изобразительными материалами и с материалами нестандартными, или нетрадиционными.
Среди первых наиболее выигрышными с точки зрения занимательности являются занятия интегрированного характера (комплексные) .
В то же время сохранить устойчивую мотивацию к художественно- творческой деятельности у детей помогают занятия второго типа - с нетрадиционными материалами, а вернее, с использованием нестандартной техники рисования. Ведь изобразительный материал может быть одним и тем же - например, гуашевая краска. Использовать ее можно и в технике набрызга, и смешивая краску с крупой, солью, и рисовать клеевой кистью на гладкой поверхности картона, и в технике рисования чернильными кляксами, монотипией, в пальцевой технике, разбрызгивая по фону, с помощью оттиска. Существует даже такой необычный приём, как рисование апельсинами - когда в лоток или коробку небольшого объёма наливается краска, разведенная до густоты сметаны, кладется лист бумаги, а апельсин выполняет роль «кисти» .
Так или иначе, но создание творческой атмосферы зависит от желания и умения взрослого создавать условия для развития детского творчества. Если сам педагог не любит рисовать, лепить, творить - детям будет сложно чему-то у него научиться.
Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
Воображение у ребёнка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает большое место в его жизни.
- До трёх лет у ребёнка воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
- В 4-5 лет ребёнок начинает планировать, составлять в уме план предстоящей деятельности.
- В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.
Заключение
Итак, изобразительная деятельность - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для творческой активности. Дети рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев, декоративные узоры и т.д. Им доступно использование различных выразительных средств (цвет, форма, размер и т.д.) . Дети дошкольного возраста в состоянии выражать с помощью цвета своё отношение к предметам. Занятия рисованием способствуют эмоциональному развитию. Дети осваивают способы смешения красок, приёмы осветления и затемнения цвета; знакомятся с различными нетрадиционными техниками рисования, способствующими развитию воображения, фантазии.
Использование творческих проектов в работе с детьми дошкольного возраста в отечественной педагогике ещё не достаточно разработано, слабо внедряется в практику. На основе исследований ученых и методистов, разработавших методику обучения младших школьников выполнению коллективных и индивидуальных творческих проектов, делаются попытки разработать и апробировать творческие проекты для детей старшего дошкольного возраста. Проектная деятельность старших дошкольников осуществляется на базе изобразительной деятельности и ручного труда.
Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи: формирование у детей алгоритма деятельности (на примере ручного труда и изобразительной деятельности) ; развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности; формирование и совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта; развитие эмоциональной сферы.
Литература
- Бородкина Н.В. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. – М.: Академия развития, 2012.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1991г.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2007.
- Жукова О.Г. «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста» Айрис-Дидактика, Айрис-Пресс, 2010.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Просвещение, 1990.
- Ланина И.В., Кучеева Н.В. Изобразительное искусство для малышей (4-5 лет) . – М.: Ранок, 2012.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: Каро, 2010
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96с.
Особенности креативности ребенка-дошкольника
Коточигова Е.В.,
кандидат психологических наук, заведующая кафедрой дошкольного образования ГОА У ЯО «Институт развития образования»,
Ярославль, Россия
Аннотация. Целью статьи является выделение специфики креативности детей дошкольного возраста.
Одна из насущных задач современного образования - выявление, поддержка и развитие творческой, креативной личности. Соответственно, научная обоснованность, технологическая проработанность формирования творческой, креативной личности в настоящем приобретают актуальность и значимость.
В трудах С.Л. Рубинштейна, Я.А. Пономарева, А.М. Матюшкина, Дж. Гилфорда и др. освещены общетеоретические вопросы психологии творчества. Изучению взаимосвязи «общие - специальные» способности посвящены исследования В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, В.Н. Дружинина.
Существуют труды, описывающие методы, средства развития креативности и творчества: А.М. Матюшкина, Г.С. Альтшуллера, Д.Б. Богоявленской, В.С. Юркевич, Ю.Д. Бабаевой и другие, что особенно ценно для практической деятельности.
Однако до настоящего времени нет в наличии однозначно трактуемого и строго определённого понятия «креативность», не указаны технологии и техники работы педагогов - практиков по формированию рассматриваемого качества (креативность) у детей-дошкольников.
Таким образом, запросы общества, государства, на творческую, креативную личности, с одной стороны, но слабая проработанность основ (теоретической, методологической и методической) формирования данного качества, с другой стороны, определили проблему исследования.
Мы стремились обнаружить специфику креативности детей дошкольного возраста.
Психологический словарь называет креативностью творческие возможности или (способности), проявляющиеся в деятельности, чувствах, мышлении (Психологический словарь, 1990)
«Способности» в психологическом словаре В.В. Давыдова квалифицируются как «индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными успешного осуществления определенного рода деятельности» (Психологический словарь,1983).
Выше сказанное позволяет понимать способность к творчеству как индивидуально-психологическую особенность человека. Благодаря этим «особенностям» возникает готовность к освоению, а затем и выполнению творческой деятельности.
Такого подхода придерживаются как российские, так и иностранные исследователи.
По мысли Платонова К.К., способность к творчеству - высший уровень проявления активности в деятельности. Способность к творчеству - это и «особый способ выполнения интеллектуальной деятельности, характеризующий высшую степень активности мыслящего субъекта» (Платонов К.К., 1986).
Баррон Ф., Харрингтон Д. определили креативность как способность осознавать новое в жизни. При этом процесс может носить «как сознательный, так и бессознательный характер» (Barron F., Harrington D., 1981).
Совершенно другое понимание особенностей творчества можно прочесть в работе Козленко В.Н. Исследователь замечает, что креативность - это набор особенностей психики, обеспечивающих продуктивные преобразования в деятельности
Е.П. Торренс определяет креативность как способность к порождению оригинальных идей. Ученый говорит, что креативность - процесс обнаружения проблем в информации (Torrance E., 1988).
Анализируя спектр определений понятия «креативность», К.В. Тейлор их группирует следующим образом. В первой группе акцент делается на возникновении «новой целостности». Вторая группа определений сосредоточивается на «продуцировании нового».
Определения, делающие акцент на самовыражение творца, составляют третью группу.
Характеристика креативности через отношения «Оно», «Я», «Сверх-Я» - так называемые, психоаналитические определения.
«Проблема» стоит во главе угла в определениях, включенных в пятую группу.
И последняя, шестая группа - это те определения, которые не возможно отнести к какой-либо выше названной группе (Taylor C.W., 1988.).
Множественность интерпретаций понятия «креативность» обусловила вариативность подходов к построению структуры креативности.
Операции дивергенции, преобразования, импликации считает Дж. Гилфорд, есть основа креативности (Guilford J.P., 1967). Ученый вычленял четыре параметра креативности:
Оригинальность;
Семантическую гибкость;
Образную адаптивную гибкость;
Семантическую спонтанную гибкость. (Guilford J.P., 1967).
Творческие способности, утверждал А.И. Лук, включают 15 показателей (Лук А.Н., 1976).
Предложенная Ф. Вильямсом модель креативности характеризуется следующими факторами, объединенными в две группы (Туник Е.Е., 2003).
1. Когнитивно-интеллектуальные: беглость мышления, гибкость мышления, оригинальность мышления, разработанность мышления.
2. Личностно-индивидуальные: способность пойти на риск, сложность (комплексность), любознательность, воображение.
Структура креативности по А.М.Матюшкину заключается в компонентах: любознательность, легкость владения языком (как средством формулирования мыслей), интуитивность (Матюшкин А.М., 1989).
Системный подход к выделению структуры креативности изложен в рабочей концепции одаренности (В.Д. Шадриков и др.). «Творческая одаренность» не рассматривается как своеобразный вид одаренности, но характерна для всякого труда. Логично предположить, что, «творческая одаренность» - это не только особенность высшего уровня выполнения деятельности, а и характеристика ее развития (Рабочая концепция одаренности,1998). Креативность рассматривается как основание развития личности.
На любой возрастной ступени «творческость» (креативность) имеет свою специфику. Разнообразные исследования психологов, педагогов выявляют механизмы формирования воображения, творческого мышления у дошкольников, указывают на специфику творческой одаренности в дошкольном возрасте. Рассматривая проблему развития креативности, ученые подчеркивают значение дошкольного детства в становлении способности к творчеству.
Е.Е. Кравцова при выделении психических новообразований дошкольного периода пишет о том, что творчество вероятнее особенность психического развития дошкольников, чем их индивидуальная характеристика. Е.П. Торренс считал
дошкольный возраст пиком в формировании творчества. Работы, посвященные развитию творчества дошкольников, разворачиваются в следующих направлениях:
1. Исследования детского творческого мышления Н.Н. Поддъякова, Н.Е. Вераксы, Л.Ф. Обуховой; и других;
2. Изыскания специфики воображения детей (О.М. Дьяченко; Е.Е. Кравцова, Е.Е. Сапогова и др.);
3. Изучение творческой одаренности детей (А.М. Матюшкин).
В каждом из названных направлений затрагиваются проблемы творчества дошкольников, компонентов творческой деятельности, воображения, речи, мышления.
Говоря о возрастных особенностях креативности, Е.И. Николаева утверждает, что для социализации «ребенку нужно пожертвовать собственной уникальностью» (Николаева Е.И., 2006). Процент оригинальных ответов в 4 года отмечается у 50% детей, число их снижается в два раза в начале посещения школы.
Богоявленская Д.Б. выделяет несколько уровней творчества. По ее мнению, нижняя возрастная граница первого, эвристического уровня приходится на дошкольный возраст (Дружинин, В.Н.,2008).
В исследованиях средового воздействия на формирование креативности (В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова) обнаружено: повышение креативности не является поступенчатым и однонаправленным. Ученые пишут, что вслед за существенным повышением креативности можно видеть ее снижение (Дружинин В.Н., 2001).
Рассмотрим различные точки зрения на проблему становления креативности и влияния среды на рассматриваемое качество личности.
Например, Р. Фергюссон говорил, что возможно «высвобождение» творческого потенциала, а не его формирование.
Э. Де Боно считает, что при целенаправленном применении специальных методов, существенно повысится уровень творческих возможностей.
Мы согласны с В.Н. Дружининым, утверждающим, что креативность это свойство, актуализирующееся тогда, когда этому способствует окружающая среда, а становление креативности происходит в специально созданной среде (Дружинин В.Н., 2001).
Обобщая результаты исследований креативной среды, выделим условия, препятствующие возникновению креативности и стимулирующие творчество.
Барьеры формирования креативности:
1. Конформизм. Люди не высказывают оригинальные суждения, чтобы не выделиться среди окружающих.
2. Цензура. Люди не «позволяют» себе брать ответственность за решение проблем.
3. Ригидность не позволяет усовершенствовать существующие решения, увидеть нечто новое в хорошо знакомом.
4. Стремление немедленно дать ответ, в то время как лучшие решения возникают во время «творческой паузы».
5. Семейная среда, где к ребенку предъявляются несогласованные требования.
Факторы, способствующие творчеству:
1. широкий доступ к разнообразной информации;
2. естественная, простая обстановка;
3. образцы креативного поведения;
4. отсутствие строгого контроля, жесткой «заданности»;
5. поддержка любознательности, желания задавать много вопросов;
6. поддержка независимых суждений, поступков, а также независимости;
7. внимание к самостоятельным разработкам, наблюдениям, чувствам, сопоставлениям;
8. билингвистический опыт;
9. родители поддерживают интересы детей.
Таким образом, креативность - интегративная характеристика личности. Для креативности существует сенситивный период - с года до пяти. Креативность проявляется в дошкольном возрасте в условиях специально организованной среды (предметно - информационная обогащенность, образцы креативного поведения).
Эмпирическое исследование особенностей развития креативности в дошкольном возрасте проводилось на базе одного из детских садов г. Ярославля. В исследовании приняли участие 20 дошкольников, разного пола, в возрасте 5-6 лет.
Методы исследования: тест Е.Торренса «Завершение фигуры», опросник Рензулли, методы статистики (первичной).
Интерпретация результатов состоит из анализа показателей креативности: беглости, оригинальности, гибкости и разработанности.
Семнадцать из двадцати детей показали высокий уровень по параметру «беглость». Ими было дорисовано 8 -10 фигур. Три человека - средний уровень (дорисовано 6-7 фигур), детей, которые не выполнили задание или дорисовали менее пяти фигур - нет.
При дорисовывании фигур более половины детей затронули семь и более тем, перечисленных в «каталоге», семь человек - от семи до пяти тем и два человека - менее пяти тем. Таким образом, к порождению разнообразных идей и стратегий, легкости перехода от одного аспекта к другому склонны более половины детей (55%) исследуемой группы. «Негибкость» мышления, бедность кругозора показали два человека из группы (10%).
Девять человек показали высокий уровень способности высказывать идеи, отличающихся от банальных или твердо установленных. Эти дети отличаются оригинальностью решений, могут избегать очевидных и неинтересных ответов. Три человека проявили малую оригинальность и их изображения носили стандартный, общеизвестный характер.
Две трети детей группы показали высокий результат по параметру «разработанность», их работы отличаются детальной проработкой придуманных идей: сложные изогнутые линии при дорисовывании фигур, использовали цвет, дополняли картинку многоплановым сюжетом. Два человека отличаются слабой способностью к проработке фигур. Рисунок дополняется прямыми замыкающими фигуру линиями, без использования цвета, сюжет в картинках отсутствует.
Анализируя, полученные данные мы видим, что большая часть детей имеет высокие показатели развития креативности как, в общем, так и по составляющим креативности: беглости, гибкости, разработанности.
У детей данной группы преобладает фактор креативности «беглость»: 85% испытуемых продемонстрировали «высокий» уровень. Испытуемых, имеющих низкий уровень по этому фактору, не выявлено. Дети способны порождать большое количество версий, идей, предложений.
Наименее выраженный фактор креативности у испытуемых - «оригинальность» (45% детей продемонстрировали «высокий» уровень). «Низкий» уровень обнаружен у 20% детей группы испытуемых. Давать своеобразные, оригинальные ответы, порождать идеи, отступающие от общепринятых норм, способны лишь 45% детей группы испытуемых.
Мы также организовали экспертную оценку сотрудниками ДОУ (специалистами, воспитателями) проявлений креативности детей группы. Опросник Рензулии позволяет выявить проявления креативности.
Использовались критерии оценки: очень высокий - 40-34 балла, высокий - 33-27 баллов, средний - 26-21 балл, низкий - 20-15 баллов, очень низкий - 15-10 баллов.
Мы получили следующие результаты опроса.
Музыкальный руководитель ДОУ: очень высокий уровень - 4 человека, высокий уровень - 2 человека, средний уровень - 5 человек, низкий уровень - 5 человек, очень низкий уровень 4 человека.
Воспитатель группы: очень высокий уровень - 1человек, высокий уровень -бчеловек, средний уровень - 7 человек, низкий уровень - 2 человека, очень низкий уровень 4 человека.
Воспитатель изодеятельности: очень высокий уровень - 4 человека, высокий уровень - 3 человека, средний уровень - 8 человек, низкий уровень - 2 человека, очень низкий уровень 3 человека.
В итоге, суммируя показатели всех трех специалистов, мы получили следующие результаты:
очень высокий уровень - 4 человека (20%), высокий уровень - 2 человек (10%), средний уровень - 7 человек (35%), низкий уровень - 4 человека (20%), очень низкий уровень - 3 человека (15%).
Всех детей группы можно отнести к трем уровням проявления креативности:
1. Высокий показатель креативности: стабильны в проявлении изучаемого качества, способны раскрыть творческий потенциал в различных ситуациях. Расхождение в оценке педагогами 1-2 балла.
2. Средний уровень: отмечаются различия в проявлении креативности в зависимости от рода занятий (изобразительная, музыкальная и другие виды детской деятельности). Расхождение в оценке разными педагогами 3- 4 балла.
3. Низкий показатель. Выражены различия в показателях оценки креативности. Расхождение в оценке разными педагогами 6 и более баллов.
Подводя итоги обследования, можно констатировать следующее:
Шесть детей (30%) показали высокий уровень развития разных видов способностей и творческих проявлений личности.
Десять человек (50%) имеют средний уровень, и 4 человека - низкий (20%) уровень развития творческих проявлений личности.
Таким образом, в группе существуют дети, которые могут реализовать креативность в любой ситуации, не зависимо от условий, они в меньшей степени зависят от созданных условий. Но большая часть детей не могут себя реализовать, они более зависимы от своих личностных характеристик (особенностей темперамента, психофизически показателей, эмоциональности и др.) и от создания определенных психологических и педагогических условий. Такие дети требуют участия педагога для реализации своего творческого потенциала.
Итак, креативность - психологический феномен, имеющий иерархическую структуру. Общепринятое определение феномена «креативность» в настоящем отсутствует, что затрудняет теоретические изыскания и психолого - педагогическую практику.
Дошкольный возраст сензитивен для развития креативности.
Креативность детей - дошкольников развивается под влиянием факторов: наследственность, среда, воспитание.
В ходе проведенного эмпирического исследования были выявлены особенности креативности детей 5-6-летнего возраста: наибольшая выраженность фактора «беглость», наименьшая - «оригинальность».
Безусловно, полученные данные нуждаются в проверке на большей выборке испытуемых. Необходимо также изучение и вербального аспекта креативности.
Литература
1. Варламава Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2002. - 256с.
2. Гальперин, П.Я. К психологии творческого мышления/ П.Я.Гальперин // Вопросы психологии. - 1982. - №5.
3. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура. Диагностика, развитие. -М.:ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. - 224 с.
4. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей.З-е изд. - СПб.: Питер, 2008. -368 с.
5. Имаметдинова, Р.Я. Креативные способности детей /Р.Я.Имаметдинова //Одаренный ребенок.- 2006.№6. с.99-101.
6. Козленко В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Совершенство, 1990. - С. 131-148.
7. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976. - 114с.
8. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. -1989. - №6. - С. 29-33.
9. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб.: Речь, 2006. - 220 с.
10. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 254с.
11. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. -М.; Педагогика, 1983. - 448 с.
12. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Т. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.
13. Рабочая концепция одаренности. - М.: Магистр, 1998. - 68с.
14. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. - СПб.: Речь, 2003. - 96с.
15. Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality // Ann. Rev. of Psychol. - 1981. - Vol. 32. - P. 439-476.
16. Guilford J.P. Measurement of creativity // Explorations in creativity. - N.Y., 1967. -P. 101-119.
17. Guilford J.P. The nature of human intelligence. - N.Y., 1967. - Р. 43-57.
18. Taylor C.W. Various approaches to and definions of creativity // The nature of creativity. - Cambridge, 1988. - P. 99-126.
19. Taylor C.W. Various approaches to and definions of creativity // The nature of creativity. - Cambridge, 1988. - P. 99-126.
20. Torrance E. The nature of creativity as manifest in the testing // The nature of creativity. - Cambridge, 1988. - P. 43-75.