При чтении информация быстро забывается. Как заставить мозг запоминать прочитанное

Вы когда-нибудь сталкивались с такой ситуацией:

Вам нужно запомнить много информации, Вы прочитали её и, кажется, почти ничего не запомнили?

Уверена, Вам это знакомо. Каждому из нас доводилось читать наизусть стихи, учить десятки лекций перед экзаменами, держать в уме море цифр на работе и т.д.

Учёба в школе требует постоянной работы всех видов памяти. И дети часто жалуются, что просто не могут запомнить тему по истории с датами, выучить длинное стихотворение и т.п.

Эта проблема связана не только с большим объёмом информации. Зачастую, мы выбираем неправильный метод запоминания. Если вернуться в психологию, то каждый хоть раз слышал о том, что есть 4 типа личности по восприятию: аудиальный, визуальный, кинестетический и дискрет.

Первый предполагает, что человек лучше воспринимает услышанное. При визуальном восприятии человек живёт по принципу «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Увидев текст своими глазами, он скорее его запомнит, чем будет слушать его запись.

Если у человека кинестетический тип восприятия, то ему необходим непосредственный контакт с предметом запоминания, хорошо, если его можно взять в руки. Также кинестетики часто создают эмоциональные образы, связанные с тем, что нужно запомнить.

Дискретный тип предполагает восприятие через цифры, логические доводы, но людей с данным типом восприятия гораздо меньше, чем со всеми остальными.

Конечно, стоит учесть, что 100% чистых типов восприятия не существует, просто какой-то из них в человеке будет явно преобладать.

Как же помочь ребёнку запомнить информацию?

1) определить тип его восприятия. Это очень просто сделать. Сейчас в сети достаточно специальных коротких тестов, которые можно пройти. Можно так же просто задать ребенку несколько вопросов. Например, попросить сказать, что ему вспоминается, если спросить о последней вашей поездке на море. Это могут быть звуки: шум волн, крики чаек. А возможно красивый пляж, или ощущения, как он бежал по горячему песку.

2) направить на правильный метод запоминания.

Если Вы выяснили, что Ваш ребенок аудиал и лучше воспринимает услышанное, посоветуйте ему непременно читать все задания вслух. Так он скорее запомнит длинные стихи и сложные темы. Если он у Вас учиться в младших классах, читайте вслух вместе с ним, проговаривайте каждое задание.

В случае, если ребёнок лучше запоминает увиденное , нужно сделать так, чтобы необходимая информация всегда была перед глазами. Можно сделать небольшие записки с информацией, которую нужно выучить и приклеить возле монитора компьютера и т.п.

Кинестетический тип восприятия предполагает запоминание через ощущения и эмоции. И если ребёнку нужно выучить стихотворение, посоветуйте ему придумать ассоциации с текстом, что-то нарисовать. Так же можно поступить и с цифрами, к которым можно придумать образы. Например, цифра «2» похожа на лебедя, а «8» на матрёшку и т.п. Во время запоминания кинестетикам желательно что-то крутить в руках (ручку, карандаш, ластик и т.п.), они скорее вспомнят выученное, если вновь потом начнут крутить этот предмет.

сайт, создавая свой сервис, также позаботился о том, чтобы каждый ученик смог эффективно заниматься и запоминать пройденное. Поэтому у нас информация передаётся и через звуковую связь, и через видеосвязь, и через специально разработанную интерактивную доску, на которой можно не только писать, но и рисовать. Мы всегда будем рады видеть Вас и Вашего ребёнка в качестве наших учеников!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Люди, которые знают много разных фактов и дат всегда поражают своими знаниями. Умение вести доклад без помощи дополнительных материалов часто кажется магией.

Как лучше запомнить прочитанное


На самом деле это не магия, а просто искусство хорошо запоминать информацию, в том числе и текстовую. Если и Вы мечтаете читать и не забывать прочитанное через несколько минут, обратите внимание на наши советы.

1. Быстро просмотреть текст

Большинство людей читает книгу с первого предложения и до последнего друг за другом. Но чтобы чтение было более эффективным, перед тем, как серьезно взяться за текст, пробегитесь глазами по всему тексту, чтобы ознакомиться с ним и с его структурой. Очень часто в книгах основные моменты кратко описано в начале раздела, поэтому пробежавшись по ними, можно определить, на что в первую очередь нужно обратить внимание.

2. Выяснить, зачем читаете

Перед тем, как начать читать, нужно четко определить, какую информацию Вы хотите почерпнуть из книги и зачем она Вам. Это поможет понять, что в тексте важно, и не позволит мозгу проигнорировать такую ​​информацию. Например, если у Вас в руках огромная научная работа о динозаврах, а Вам надо изучить только птеродактилей, то сформулировав цель чтения, Вы поможете мозгу выделять информацию именно о них, а на остальное не обращать внимания. Таким образом, данные о птеродактилях запомнятся лучше.

3. Окунуться в текст

Вероятно, Вы замечали за собой такое, что иногда, читая текст, взгляд просто бродит по страницам, а мысли в голове совсем о другом. Это происходит из-за того, что Вы не концентрируетесь на самом тексте и отвлекаетесь на посторонние мысли, звуки и т. п. Погружение в книгу — это ключ к хорошему запоминания прочитанного, ведь тогда Вас ничто не отвлекает от восприятия информации. Нужно сделать книгу своей реальностью, и тогда будет легче вспомнить, о чем в ней шла речь. Если сложно сконцентрироваться на тексте, все вокруг мешает, Вам могут помочь генераторы шумов. Они создают одинаковый шум, который блокирует посторонние звуки, но сам не отвлекает.


4. Читать слова группами

5. Делать заметки

Как быстро запомнить прочитанное? Задействуйте различные виды памяти. Всем известно, что сочетание различных видов памяти — зрительной, слуховой, тактильной и т.д. — способствует лучшему запоминанию новой информации. Поэтому при изучении материала желательно его записывать, напевать, пересказывать. Можно записывать кратко тезисы, рисовать схемы, таблички — как Вам удобно.

6. Искать ассоциации

Большинство новой информации для человека на самом деле не является новой, она базируется на уже известных знаниях. Поэтому если связывать то, о чем читаешь, с чем-то уже известным, вероятность запомнить в разы возрастает. Например, можно связывать исторические даты с датами из своей жизни. Также эти связи помогают мозгу не только лучше запоминать, но и быстрее вспоминать новые знания при необходимости.


7. Усиливать впечатление от прочитанного

Когда вы очень чем-то поражены — идеей, звуком, картинкой, — вероятность запомнить это намного возрастает. Поэтому надо при чтении усиливать впечатление от текста. Можно прекратить читать и подумать о какой-то сцене из книги, представить себя героем романа. Связывайте информацию со своими чувствами (читая о змеях, чувствуйте страх, о котиках — радость и уют).

8. Визуализировать прочитанное

Этот совет перекликается с предыдущим. Как хорошо запомнить прочитанное? Постарайтесь ее визуализировать, то есть представить в виде картинок. Визуализация помогает не только более четко представить прочитанную информацию, но и сочетать одни данные с другими, например, лица людей с их именами.

9. Никогда не считать информацию слишком легкой

Когда попадаете на какую-то информацию, которая Вам кажется довольно легкой, Вы думаете, что на нее не стоит обращать внимание, потому что она и так запомнится. Однако это ощущение обманчиво. Как правило, в таких случаях информация проходит мимо человека. Даже чтобы запомнить простое, надо это повторить.

Более понятно будет из этого примера:

Если Вы хотите запомнить страницу, на которой Вы остановились, видите — 44 и думаете: «А, это очень легко запомнить». Вы закрываете книгу и через некоторое время скорее всего забудете это число. Но если обратить внимание, что это две четверки, мысленно спросить себя, на какой странице Вы остановились и ответить, шансы вспомнить это, когда вернетесь к чтению, будут гораздо выше.


10. Повторять прочитанное

Если прочитать текст 10 раз, несомненно, из него запомнится гораздо больше информации. Этот принцип знают все, особенно на примере песен — специально их не учите, но после нескольких раз прослушиваний, они запоминаются сами собой.

Как запомнить прочитанный текст, если он очень объемный? Понятно, что большую книгу Вы не будете перечитывать 10 раз. Для этого можно выделить главные моменты и повторять только их.

11. Заставить себя вспоминать изученное

Бывает, читаешь книгу, будто внимательно, кажется, что все запомнил, изучил и, закрыв ее, ничего вспомнить не можешь. В таком случае заставляйте себя вспоминать прочитанное. Как идея — напишите на отдельных бумажках вопросы, доставайте их по очереди и отвечайте. Так можно определить «белые пятна» в знаниях и перечитать нужные отрывки.

В одно ухо влетает, в другое вылетает. Знакомая ситуация? Эх, как было бы здорово взять и с первого раза запомнить нужную информацию… Я решила посмотреть, что по этому поводу говорит Его Величество всезнающий OК Google. Как лучше запоминать? И, увы, от некоторых советов у меня свело брови от удивления. Например, громко крикнуть запоминаемый текст. Или ходить постоянно во время чтения и запоминания. Или сидеть, часами медитируя, чтобы прийти в гармонию со вселенной…

Я не против всего этого. И считаю медитацию чудесным инструментом, и движение действительно помогает запоминанию. Но… Представляю себе картину, как вы несколько дней подряд готовитесь к экзамену, выкрикивая по несколько часов в день учебник по квантовой физике или по менеджменту. Так можно совсем без голоса остаться. Медитация тоже хороша, но как возможность настроиться на запоминание или дать время мозгу на усвоение и удержание запомненного. Однако, если не запомнить, то нечего будет и удерживать.

Я же хочу рассказать о способах, как лучше запоминать информацию. Мои личные наработки. То, что проверено мной на практике.

Как лучше запоминать: создать себе стимул

Ничто не увеличивает скорость и правильность запоминания, как наша личная заинтересованность в изучаемом материале. Вы, думаю, часто сталкивались с тем, что если Вам интересно, то запомнить или изучить факт не составляет труда.

Это базовый механизм нашей непроизвольной памяти: что интересно, равно тому, что важно. То, что важно, то необходимо запомнить и мозг сам запоминает.

Как это можно использовать?

Если Вам необходимо запомнить то, что на первый взгляд кажется неинтересным, создайте себе мотивацию и интерес. Если это крупный блок информации, учебная дисциплина, то предварительно узнайте, а что интересного есть в этой области?

Новейшие разработки, продукты, секреты, может быть тайны? Например, изучение скучных разделов физики может быть интересно тем, что вы узнаете основы, по которым рассчитываются сложнейшие космические запуски самого современного спутника, или вы изучаете основы, которые потом позволят вам понять, как построены чувствительные сенсоры у самых умных автономных роботов.

Узнайте, какой практический интерес может принести Вам то или иное обучение. Причем в ближайшей перспективе. Возможно, скучное изучение законодательства в сфере налогов позволит Вам прямо сейчас начать консультировать знакомых бизнесменов по поводу налогов, что позволит создать дополнительный доход. Деньги — одна из самых действенных мотиваций.

Сложно дать полные совет, как создать себе мотивацию, ведь каждый из нас имеет свои собственные интересы, мотивы. Ищите интересное для себя.

Как лучше запоминать: создавать образы

Маленький ликбез. Дело в том, что наш мозг оперирует образами. Вдумайтесь: образами. Мы думаем образами. Часто зрительными, чуть меньше слуховыми, тактильными. Человечество же создало множество символьной информации: тексты, цифры, схемы, графики. Все это составляет большую часть нашей ежедневной интеллектуальной деятельности. А образная память самая быстрая. Да, мы можем запоминать и цифры и логические связи, но значительно медленнее, в меньшем объёме и тяжелее, чем образы. Так почему же не воспользоваться самой быстрой памятью?

Как запоминать образами

Старайтесь все, что вам необходимо запомнить, переводить в образы (картинки в вашей голове). Перед выступлением представьте ключевые пункты вашего доклада яркими картинками с сюжетом.

Текст учебного материала проживайте, представляете в воображении. Если вы изучает биологию, представляете всех букашек и таракашек, все прожилочки листьев. Если это математика, то представляйте графики теми объектами, которые могут двигаться по траектории этого графика. Параболу представляйте как мяч, летящий вверх. Синусоиду как летучую мышь. Визуализируйте закон и формулы, положения и принципы, теоремы — все, что только можно.

Если вы имеете дело с числам, то представляете за числами определённые предметами: ящик апельсинов это 50, грузовик с апельсинами — это 1000.

Придумывайте свои образные обозначения для часто используемых символов. Например, мне часто приходится иметь дело с химическим равновесием. Я представляю себе это как чашечные весы. Я вижу, как эти весы смещаются в одну сторону, если что-то происходит в системе. Знаю людей, которые представляют ток в проводах, как реки, текущие по своим руслам. Энштей представлял себя фотоном, летящим со скоростью света. Некоторые биологи гуляют внутри клеток, ходят по митохондриям, распутывают ДНК в ядре.

Приятно вот так изучать материал, неправда ли? Да, поначалу это может казаться непривычным, нужно расшевелить мозги.

Соглашусь, это не всегда просто в начале. Но если вы выработаете привычку, то дальше уже автоматически каждый сложный текст будет рисоваться фильмом в вашей голове. А качество запоминания будет на высоте.

Как лучше запоминать: рассказать кому-то

Об этом методе как хорошо и быстро запомнить, знают многие. Надо просто пересказать. Причем знать, что нужно пересказать. Ещё больший эффект возникает тогда, когда Вам не просто нужно рассказать, а ещё и произвести благоприятное впечатление. Например, Вы выступаете с презентацией бизнес идеи, по результатам которой решается, будут ли инвестиции в Ваш проект. В этом случае мотивация к запоминанию фактов очень высока.

Как на практике использовать этот метод:

Создавайте себе условия, в которых Вам необходимо было бы выступить перед аудитеорией. Это могут быть Ваши родные и знакомые. Если это не является мотивирующим фактором, то рассказывайте перед мало знакомой аудиторией.

Создайте себе видео-блог на определённую тему (Youtube в помощь) и регулярно записывайте видео кругу ваших изучаемых задач. Необходимость регулярно освещать вопросы в теме вашего блога сделает вас настоящим экспертом.

Введите благотворительные образовательные лекции для школьников, открытые лекции для населения. Нет эффективнее способа разобраться в теме и запомнить её, как изучить тему и понятно рассказать её детям или бабушкам.

Изучили тему — записали видео, рассказали людям. Несколько лениво, да? Зато не представляете, как сильно это увеличивает качество запоминания. Так что за вами выбор.

Как лучше запоминать информацию: применять

Скажите, научились бы вы кататься на велосипеде или плавать только по книжкам? Сомневаюсь.

Прочнее всего мы запоминаем то, что делаем. Поэтому все, что вы желаете сохранить в вашей памяти, сначала воплотите в жизнь. Именно так: сначала применить, еще до того, как запомнили.

Этот способ применим, чтобы лучше запоминать слова, прочитанные текст, алгоритмы действий, даже числовые данные. И многое из того, что нам нужно.

  • Если вам необходимо запомнить алгоритм действий, то просто проделайте его несколько раз (Конечно, подглядывайте, пока еще не помните его наизусть). Пусть это будут условные попытки. Допустим, вам нужно запомнить алгоритм работы с компьютерной программой. Зайдите в программу и, пока по подсказкам, пройдите по алгоритму.
  • Если вам нужно запомнить маршрут, условно двигайтесь по своей комнате мелкими шагами, представляя дорогу и делая повороты так, как это необходимо.
  • Если вам нужно знать последовательность тезисов в вашем устном выступлении, расскажите его будто перед настоящей аудиторией.
  • Если вам нужно знать метод решения задач, прорешайте эти задачи по этому методу, с подсказкой и подглядыванием. Только не стройте из себя списывающего школьника. Смело смотрите в примеры.
  • Если вы участвуете в тренинге, то бессмысленно запоминать. Большие массивы вливаемой в вас информации вылетят из вашей памяти мгновенно. Воплощайте на практике то, что вам хочется запомнить. Тренинг по созданию сайта — делайте сразу сайт, тренинг по отношениям — применяйте практики.

Очевидно? Да. Но мы часто не применяем их, а только читаем или смотрим. Помните, что память на действия самая крепкая .

Еще раз: берите и сразу делайте то, чему учитесь. Иначе вы не сможете лучше запомнить прочитанное или услышанное.

Пусть первый опыт будет не самым удачным, это не главное. Главное делать то, что хочешь запомнить.

Как лучше запоминать: создавать базу или фундамент

Может ли база быть нулевой или ненулевой? Смотря какая… Наш мозг хитро устроен. Основа его физиологической работы — это нейронные сети, а когнитивное следствие этой работы — ассоциативность мышления и памяти.

Это значит, что новое может ложиться только на известное старое, цепляться за известную информацию.

Ассоциации как крючки: если их нет, то не на что вешать. Если у вешалки нет крючков, то как тогда?

Если предмет изучения совершенно вам не известен, даже в своей минимальной основе, то запоминать материал становится крайне тяжело.

Можете ли вы сориентироваться в незнакомом городе без карты и помощи прохожих? Вы будете ходить наугад, пока на практике не изучите город? Хорошая стратегия, но своей цели (найти определённое здание) вы достигните в лучшем случае через несколько недель, а может и месяцев. Как мы обычно поступаем в такой ситуации: карты, навигаторы, общение.

Почему тогда мы пытаемся запомнить новое на нулевую базу? Надеемся быстро отыскать гостиницу, не имея карты для туристов?

Как лучше запоминать новый материал:

1. Перед изучением и запоминанием нового и сложного найдите в других источниках (гугл и Яндекс вам в помощь) самое простое объяснения основ изучаемой темы. Пусть это будет статья из википедии, лекция для чайников или для школьников. Важно понять основы, ключевые принципы (прибить вешалку с крючками)

2. Книгу читайте по спиральному алгоритму (об этом методе работы с информацией у меня ), несколько раз. Сперва это будет быстрый краткий просмотр, затем чтение ключевых выводов, далее более глубокое чтение.

Каждый раз у вас будет заполняться база знаний по этой теме, каждое прочтение будет навешиванием новых идей на имеющиеся крючки.

3. Выбирайте такие материалы (книги, тренинги, лекции, статьи), в которых вам известно 20-50% материала. Результат запоминания от освоения информации такого распределения будет выше, чем от 100% новой информации. Удивительно, не правда ли?

Итак, мы рассмотрели 5 важных принципов, как запоминать лучше любой материал. Я очень надеюсь, что хоть часть вы начнете применять сразу (смотрим выше, почему это важно). А сейчас возьмите и перескажите эти принципы кому-то, чтобы осталось в памяти большая часть информации, а при первом случае (первой книге, лекции, тренинге) сразу изучайте материалы так, чтобы они запомнились максимально полно.

Оставляйте свои впечатления и пожелания, я очень люблю комментарии!

Быстро читаете? Это не так важно, если прочитанное не удается запомнить.

Техниками, которые помогут развить читательскую память, делится автор книги «Прокачай свою память. Как читать и запоминать большие объемы информации» , эксперт в области образования и социологии Рон Фрай.

Главная проверка качества вашего понимания - это то, что вы запомнили из прочитанного материала. Пока вы студент, большая часть вашего чтения связана с , и рано или поздно от вас потребуется извергнуть полученную информацию вовне в том или ином виде - будь то сочинение, тест, курсовая работа, тест с вариантами ответов, тест по системе правда/ложь, итоговое тестирование.

Так что надо не только выполнить свое задание, но и быть уверенным, что вы запомнили то, что прочли.

Наверное, у всех есть такой опыт, когда в самый ответственный момент вы что-то забыли, и именно эта ускользнувшая маленькая деталь оказалась решающей для выставления оценки, балансирующей на грани 5и 4+ (или 4и 3+). Нужный факт был где-то совсем рядом, сидел на краешке вашего сознания, но вы так и не смогли его припомнить.

Память можно улучшить

Вам наверняка известны люди с фотографической (или почти фотографической) памятью. Они знают слова всех песен, записанных за последние четыре года, напоминают вам, что вы сказали им три года назад, и никогда не забывают ничьих дней рождения (или годовщины «дня нашей встречи» или «дня первого поцелуя» и т.д.).

И хотя некоторые люди как будто от природы наделены даром запоминания информации, хорошую память - как и хорошую концентрацию - можно развить. Вы будете контролировать, что оставить в своей голове, а что допустимо и забыть.

Некоторые люди запоминают относительно легко и не имеют сложностей с удержанием больших объемов данных. Другие сетуют на свою дырявую память, которая, кажется, больше теряет, чем сохраняет. Улучшению вашей способности к запоминанию поглощаемой информации может поспособствовать несколько факторов.

  1. Уровень интеллекта, возраст и опыт сказываются на том, насколько хорошо вы запоминаете. Вам нужно определить, как эти факторы влияют на вашу память, и научиться максимизировать отдачу от прикладываемых вами усилий.
  2. Заложить надежный фундамент - очень важно для хорошей памяти. Большая часть процесса обучения - это лишь добавление к тому, что вы уже знаете. Так, например, справиться с органической химией, не изучив основ, будет практически невозможно. Расширяя фундамент базовых знаний, вы улучшите свою способность запоминать новую информацию.
  3. Мотивация - ключевой фактор улучшения вашей памяти. Один мой друг, абсолютный фанат бейсбола, кажется, знает всю бейсбольную статистику с начала времен. Он может выдать вам уровень подготовки и пропущенные мячи практически всех игроков, расписание игр любимой команды на весь сезон... да и других команд тоже!

    И хотя я бы не сказал, что он самый умный парень из всех, что мне доводилось встречать, он, очевидно, любит бейсбол и крайне мотивирован запомнить все, что может, о любимом виде спорта. Наверное, и у вас есть свой интерес. Будь то кино, музыка или спорт - вы заполняете свой мозг огромным количеством информации. Выходит, если вы можете выучить столько об одном предмете, вы способны многое запомнить и о другом - даже о химии. Надо просто научиться себя мотивировать.ƒ

  4. Метод, система или процесс запоминания информации крайне важны для улучшения памяти. Они могут включать вашу мыслительную организацию, хорошие образовательные привычки, мнемонические формулы - средства, которые вы применяете при необходимости что-то вспомнить.
  5. ƒИспользовать выученное незамедлительно - столь же важно для запоминания. Это хорошо - фиксировать в памяти список терминов для их быстрого поиска, однако если вы хотите, чтобы информация задержалась в голове надолго, вы должны способствовать заучиванию, применяя эти знания. Например, можно добавить новое слово в свой повседневный словарь и корректно употреблять его в разговорах.

Изучение иностранных языков для многих людей становится разочаровывающим опытом, если у них нет возможности за пределами класса применять разговорные навыки на практике. Именно поэтому студенты языковых групп часто присоединяются к дискуссионным клубам или учатся за границей - чтобы закрепить запоминание изученного материала, пользуясь своими знаниями.

Почему мы забываем

Элементы, необходимые для развития хорошей памяти, важны также для понимания того, почему мы что-то забываем. Корни плохой памяти кроются, как правило, в одной из этих причин:

  • Нам не удается определить значимость материала.
  • Мы не освоили предшествующий материал.
  • Нам не удается понять, что именно надо запомнить.
  • У нас нет желания запоминать.
  • Мы позволяем апатии и скуке диктовать нам, как учиться.
  • Мы должны сделать учебу привычкой.
  • Мы неорганизованны и неэффективны в вопросах использования учебного времени.
  • Мы не пользуемся полученными знаниями.

Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели.

Всех нас каждый день засыпают , бомбят фактами, концепциями и мнениями. Мы способны поглощать некоторую часть этого потока просто потому, что медиа окунают нас в него.

Но для запоминания большего объема данных нам необходимо сделать сознательное усилие. То же самое усилие мы должны направить и на материал, который прочитываем.

Как запоминать?

Вот несколько базовых приемов, которые позволят вам запомнить то, что вы прочли.

  1. Понимание. Вы запомните только то, что поняли. Когда вы улавливаете заключенное в тексте послание, процесс запоминания уже начался. Способ проверить это - перефразировать суть своими словами. Можете ли вы выделить основную мысль? Если вы не поняли того, что было сказано, вам не удастся определить, запоминать это или просто удалить с карты памяти.
  2. Желание. Позвольте повторить: вы помните то, что решили запомнить. Если вы не хотите зафиксировать какую-то информацию или не верите, что сможете это сделать, то вам это и не удастся! Чтобы запомнить материал, вы должны хотеть его запомнить и убедить себя, что все получится.
  3. Зубрежка. Чтобы быть уверенными, что вы запоминаете важные сведения, нужно выйти за пределы простого выполнения задания. Чтобы действительно запомнить то, что вы выучили, вам нужно тщательно заучивать или даже зазубривать данные.

    Это включает предварительное чтение текста, критическое чтение и применение специальных средств повторения материала, которые закрепляют то, что вы должны были выучить.

  4. Систематизация. Случайные мысли и числа запомнить сложнее, чем данные, организованные в систему. Например, какой номер вам будет проще запомнить: 538-6284 или 678-1234?

    После того как вы узнали систему во втором номере, выучить его вам стало намного легче, чем первый. Вам нужно развить способность выделять существующую в тексте структуру и вызывать ее в памяти, когда вы пытаетесь восстановить содержание. Пусть система помогает вам вспоминать, как организована и согласована информация.

  5. Ассоциации. Полезно связывать или ассоциировать то, что вы пытаетесь запомнить, с чем-то уже живущим в вашей памяти. Ментально соединяйте новый материал с существующими знаниями, чтобы новые мысли попадали в вашей голове в определенный контекст.

Методика улучшения запоминания

Каждый раз, приступая к прочтению того, что вам нужно запомнить, используйте этот процесс из шести шагов:

  1. Оцените материал и определите цель . Оцените уровень своего интереса и постарайтесь понять, насколько сложен текст.
  2. Выберите подходящую технику чтения в соответствии с целью вашего чтения.
  3. Определите важные факты. Запоминайте то, что вам нужно. Находите ассоциации, связующие детали, необходимые для запоминания.
  4. Делайте записи. Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели. Ваши записи станут важным резервом для вашей памяти. Письменное фиксирование основных моментов в дальнейшем поспособствует улучшению вашей способности запоминать.
  5. Повторяйте. Спросите сами себя о тех вещах, которые вы должны запомнить. Разработайте систему, следуя которой вы будете просматривать записи минимум три раза до того, как от вас потребуется вспомнить и воспроизвести информацию. Первое повторение должно быть вскоре после прочтения материала, второе - через несколько дней, а третье - прямо перед тем, как потребуется отвечать. Этот процесс поможет вам избежать напряженной «последней» ночи накануне экзамена.
  6. Применяйте. Найдите возможность использовать полученные знания. Учебные группы и классные дискуссии - бесценная возможность применить то, чему вы научились.

Зубрежка и мнемоника

Есть несколько специальных техник, которые помогут вам вспомнить необходимое из целого ряда различных фактов. Первая из них - механическая зубрежка , когда вы пытаетесь заучить информацию слово в слово.

Прибегайте к этому методу, только когда вам надо запомнить что-то на относительно короткое время - если у вас контрольная по датам сражений на истории, тест по химии по специальным формулам или словарный диктант на французском.

Когда требуется заучивание, вы должны сделать все, чтобы зафиксировать в памяти точную информацию. Пожалуй, наиболее эффективный способ - повторение. Запишите самое важное на небольших карточках и используйте их в качестве дидактического материала. Вам нужно регулярно проверять себя, чтобы убедиться в отличном знании всех этих данных.

Вторая техника запоминания обширной детальной информации - мнемоника . Она позволяет зафиксировать большие объемы данных, которые могут быть, а могут и не быть логически связаны. Мнемоническая техника бесценна, когда вам надо запомнить не организованные в четкую структуру сведения, сложные темы и множество фактов, складывающихся в цепь событий.

Один из самых простых способов - попытаться запомнить только первые буквы последовательности. Вот откуда в английском языке взялся Roy G. Biv (первые буквы названий цветов в радуге). Для заучивания названий нот на нотном стане применяется фраза Every Good Boy Does Fine, а FACE - для запоминания нот в промежутках.

(Этот способ противоположен Рою и использует слово, чтобы запомнить буквы.) Конечно, не все последовательности получаются такими удачными. Если бы вы попытались запомнить латинские названия знаков зодиака, вы бы столкнулись с Aries, Taurus, Gemini, Cancer, Leo, Virgo, Libra, Scorpio, Sagittarius, Capricorn, Aquarius, Pisces (Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы). Конечно, многие из вас смогли бы сделать из ATGCLVLSSCAP (ОТБРЛДВССКВР) имя, название места или еще чего-нибудь, но я вот не могу...

Одно из решений - составить простое предложение, используя первые буквы из списка, который вы пытаетесь запомнить, в качестве первых букв слов, как в нашем «охотнике», который «желает знать, где сидит фазан». Чтобы запомнить порядок знаков зодиака, заучите фразу «A Tall Giraffe Chewed Leaves Very Low; Some Slow Cows At Play» (Или, например: «Очень толстые барсуки роют лапами деревья в саду Светланы, которая выращивает розы».).

Стоп! Ведь получается такое же количество слов. Почему бы тогда просто не найти способ запомнить сами знаки? Чем второй вариант лучше? Есть пара преимуществ.

  • Во-первых, проще представить себе жирафа, корову и барсуков и то, чем они заняты. Создание мысленных образов - очень мощный способ запомнить практически что угодно.
  • Во-вторых, слова в наших предложениях связаны друг с другом, и поэтому их тоже проще удержать в памяти.

Ну же, попробуйте! Посмотрите, сколько времени уйдет у вас на запоминание предложения и сколько - на все знаки. Этот метод особенно прост, когда вы выучили все или некоторые элементы списка, но не можете зафиксировать их порядок.

Запомните : нужно составить собственную, удобную для вас фразу (или группу фраз). Подойдут любые предложения и словосочетания, которые могут вам помочь. Например, вот еще два примера, которые я придумал за несколько секунд: A Tall Girl Called Lovely Vera Loved to Sip Sodas from Cans And Plates. Any Tiny Gerbil Could Love Venus. Long Silly Snakes Could All Pray, или «Огромный Телевизор Будет Работать. Люди Давят Вишневый Сок. Саша Купил Вареных Раков», (Ведь насколько просто представить запоминающиеся глупые картинки!)

Вы заметите, что подобные мнемонические приемы позволяют с легкостью вспоминать специальную информацию, которую нужно долго удерживать в голове, чтобы использовать ее как на уроках, так и в . Они особенно полезны, когда необходимо выучить химические классификации, музыкальный рисунок или анатомические термины. Но как бы ни были эффективны мнемонические приемы, не пытайтесь использовать их для всего, что хотите запомнить.

Почему? Создание этих техник требует больше времени, чем может быть у человека. И проблемы порой возникают с запоминанием не самого материала, а придуманных вспомогательных фраз! Слишком большое их количество может затруднить процесс заучивания и помешать вспомнить все в нужный момент.

Сложные мнемонические коды не особо полезны - их бывает нелегко удерживать в памяти. Когда решаете использовать мнемотехнику, нужно сохранять ее простоту, чтобы обеспечить быстрое восстановление материала, на которое вы и рассчитывали при заучивании.

Многие люди жалуются, что голова у них как решето, что все прочитанное сразу же утекает наружу и они не могут ничего запомнить. Надеюсь, теперь вы понимаете, что это решаемая проблема. Не обязательно быть гением, чтобы иметь хорошую память, но вы должны быть готовы работать над приобретением навыков, отвечающих за эффективное запоминание. Оттачивая эти навыки, вы улучшите результаты чтения, поднимая уровень запоминания.

13.05.2011, 16:53

Добрый день! У меня очень серьезная проблема - нет памяти, практически исчезла((не могу ничего запомнить. Началась эта проблема примерно 5 лет назад. Врачи говорили, ничего, только родила, все восстановится. Прошло 2 года, второго родила, еще хуже(((Прошло 3 года после вторых родов, а у меня кранты.... от того, что пытаюсь что то запомнить начинает болеть голова. Рассеянное внимание, после двух минут разговора с человеком, потом какой то щелчок и я думаю о своем, но не о теме разговора, а потом когда меня спрашивают, я не знаю что ответить, не помню, не слышала.....
Учу элементарные детские стихи с детьми и не могу их запомнить(((((стыдно.....
Дальше как жить?????
Если кто знает, как быть, что делать или к кому обратиться....ПОМОГИТЕ

13.05.2011, 17:17

я начиталась, что это депрессия. фиг его знает... послушаю тоже, может чего посоветуют.

13.05.2011, 18:02

У Вас много забот, устаете с детьми, может депрессия действительно.
Во время разговора с людьми думать о своем, такое тоже бывает.
Попробуйте составлять план на день, только обязательно записывайте (заведите себе малнький блокнотик), что планируете сделать и т.д., потом отмечайте, что сделали.
Учите стихи - отлично! кроссворды разгадывайте.
Можно принимать глицин.:)

13.05.2011, 18:08

У меня такое было после нескольких общих наркозов...отголоски до сих пор ощущаю, особенно сейчас, в сессию.
У Вас были наркозы?

13.05.2011, 18:33

Кстати, да - наркозы просто "убивают" нейроны! По себе сужу... Иногда попиваю глицин... хотя кардинально не влияет...

13.05.2011, 19:40

У меня у ребенка такая же проблема. Как токлько надо уроки делать, то раз и отключается. Ничего не помнит..

И у меня фигня такая же началась.

Немного помог фезам. Делала дуплекс сосудов. Но этого мало, надо МРТ с сосудистой програмой сделать.

С этим надо к невропатологу.

13.05.2011, 20:02

Я в первую Б. стала составлять списки на все.
Теперь я больная до этого дела, но мне с бумажками гораздо проще:))
Вот только сейчас составила список покупок в магазине, на рынке, что положить мужу в командировке:))
Списки вещей в отпуск, аптечка, это уже стандартно и не обсуждается:))

13.05.2011, 20:51

а правда пробуйте записывать если забыли поможет вспомнить запись на шпаргалке.

13.05.2011, 22:15





Что будет дальше?????

14.05.2011, 01:28

Да, наркозов у меня было 8 штук((((
Меня волнует то, что когда я разговариваю или мне рассказывают (я вот например сейчас хожу в автошколу) я ничего не помню, когда выхожу из кабинета, так, общие фразы....
У меня речь стала прерывистой, несвязной...
Небольшое напряжение внимания, сразу голова начинает болеть, мозг закипает...
Что будет дальше?????

Может и из за наркоза...переутомление,стресс..у вас голова загружена...больше отдыха..:flower:

Мама и Киклан

14.05.2011, 01:36

у меня всегда была отменная память - на телефоны, имена, события, важные дела
но 4 наркоза (относительно легких, дипривановых) за 4 года - подкосили мою память основательно

14.05.2011, 01:41

Если кто знает, как быть, что делать или к кому обратиться....ПОМОГИТЕ
обследуйтесь - грамотный (если повезет) невропатолог, психотерапевт (психиатр):- может быть всё что угодно от нарушения кровоснабжения мозга и паталогий костно-мышечной системы до депрессий, неврозов и астено-невротических синдромов.

14.05.2011, 10:47

угу и щитовидку еще проверить бы....
у меня был период когда для элементарных вещей мне приходилось реально напрягать мозг...и казалось что слышно как там все скрипит....(в мозгу)

14.05.2011, 16:55

спасибо девушки за подсказку, буду искать выход из положения более настойчиво))))
Даа, мои 8 общих наркозов показали себя во всех красках((((

14.05.2011, 19:42

17.05.2011, 01:25

Я теперь поняла, почему у меня тоже стали проблемы с памятью...Всегда она была отменной.
А теперь на меня даже муж злиться из за этого.....видимо и правда наркоз....у меня всего он один был - год назад во время родов...:(Вот бы никогда не подумала.....

20.05.2011, 19:32

Я тоже не думала, что наркоз действует на память
Начала обследоваться с эндокринолога, анализы буду сдавать, а потом прямой дорожкой к невропотологу.

Солнышко лесное

20.05.2011, 22:57

Девушки, у моей мамы похожая проблема - с юности рассеянное внимание.
Со временем количество наркозов растет, к сожалению. Сейчас у нее около 5 штук накопилось. Появилась проблема, что не может вспомнить нужное слово. Хотя ей всего 55 лет.
Так вот, в прошлом году я наугад купила ей vitrum memory. После курса приема (1 упаковка), в словах она уже ориентировалась спокойно. Я уже тоже прикупила себе упаковочку, но терпения не хватает курс пропить.

22.05.2011, 00:53

а как за руль садится собираетесь в таком состоянии? имхо, это преступлением будет. сорри.

Согласна с предыдущим оратором!!! Как за руль то? :010:Ведь там гипер(!!!) внимание нужно, там не только за свою жизнь отвечаешь.
Совершенно точно, вам необходимо обследование, начните с невропатолога.

22.05.2011, 01:25

Так вот, в прошлом году я наугад купила ей vitrum memory. После курса приема (1 упаковка), в словах она уже ориентировалась спокойно. Я уже тоже прикупила себе упаковочку, но терпения не хватает курс пропить.
сей продукт - экстракт гингко билоба. Сейчас моден и считается (хоть и далеко не всеми), что его прием повышает память, внимание и т.п. за счет усиления циркуляции крови в тканях мозга.
Этот экстракт содержится в огромной массе препаратов "головной" направленности от лекарств до БАДов, но его бесконтрольно и самостоятельно без назначения врача примененять как универсальный рецепт от забывчивости вряд-ли стоит.

22.05.2011, 02:37

Да, наркозов у меня было 8 штук((((
Меня волнует то, что когда я разговариваю или мне рассказывают (я вот например сейчас хожу в автошколу) я ничего не помню, когда выхожу из кабинета, так, общие фразы....
У меня речь стала прерывистой, несвязной...
Небольшое напряжение внимания, сразу голова начинает болеть, мозг закипает...
Что будет дальше?????
Дальше надо больше отдыхать. Вы вся в ваших детях. Вольно или невольно ваша голова занята ими и ничто для вас на данном этапе не станет важнее, чем дети. Нужно переключать внимание - работа, отдых, спорт - что-то для себя. И со временем должно стать лучше. Посвятите время себе и отключите мозг.
П.С. У меня так же. Я вышла на работу, все записываю на бумажку, этими бумажками у меня усеян весь рабочий стол. Но становится постепенно лучше - уже помню почти всех наших клиентов (по именам нет, но хотя бы кто из какой организации).

Раба Любви

22.05.2011, 04:37

пантогам(пирацетам) творит чудеса.это что-то типа витамина мозга.назначают даже малым детям.

Вот оно, счастье

22.05.2011, 09:55

У меня тоже проблема с памятью. Особенно на работе тяжко. Всё приходится записывать, но бывает, что и это забываю(Иногда после разговора прям физически ощущаю пустоту в голове - ничего не откладывается. Уже как старческий склероз, что в детстве было,помню, а что недавно-нет.

Ходила с ребёнком к психологу, у него тоже с памятью не очень. Она ему посоветовала ему упражнения для тренировки: каждый день учить по четверостишью и еще одно:

Облико Морале

22.05.2011, 14:45

Девушки, отдых не помогает, увы.
У меня было такое после двух операций подряд под общим наркозом - ну просто швах, из головы всё вываливалось... детский стишок из 4-х строчек не могла запомнить, телефоны, пересказать услышанное (с этим вообще ужас...).
Сейчас получше, но всё равно память не та. Немного помогает тренировка, упражнения на запоминания (в интернете полно), на наблюдательность.
И все равно, некоторые вещи ну никак в голове не удерживаются:(
Она ему посоветовала ему упражнения для тренировки: каждый день учить по четверостишью и еще одно:
я ему говорю 10 недлинных слов, он слушает, повторяет сколько запомнил, потом я еще раз их говорю, он опять повторяет, в любом порядке. В идеале на 3-4 раз ребёнок должен все слова запомнить и повторить. И так каждый день с новыми словами.
Летом будем друг друга тренировать))
И как результаты?

Вот оно, счастье

23.05.2011, 00:01

И как результаты?
А сами вы можете запомнить 10 слов? А 20? Я вот могу. Легко. Я знаю методику, которая позволяет легко запомнить 30-40 с одного раза и повторить их в том же порядке (связана с активным включением правого полушария). А что толку... не могу вспомнить в подробностях виденное или слышанное, только общую канву... плохо запоминаю стихи, а зрительная память вообще никакая:(... если видела человека только один раз и у него нет "особых примет" (ну там, очень высокий или очень толстый), на улице не узнАю.

Результатов пока нет, только начали. Я сама запоминаю, выстраивая ассоциативный ряд, но тоже в пределах 10 слов.

Тут недавно и смех, и грех
Я книгу прочитала, посоветовала подруге. Она тут же за неё взялась и прочитала довольно быстро. Примерно такой диалог состоялся:
-Как жаль, что так закончилось.
-Как?
-Ну тот-то покончил жизнь самоубийством..
-Да??!!
- Под поезд бросился
-Да ты что??!!