Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Электроприбор — это друг наш важный, об этом ребенок вам скажет каждый". План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: электроприборы

Мы привыкли считать, что вещи не умеют разговаривать, думать и чувствовать, потому что они не живые. Но если бы появился волшебник и оживил их, то предметы могли бы рассказать о себе много интересного. Представим, что такой чародей посетил обыкновенный магазин бытовой электро­техники. Он взмахнул волшебной палочкой, и все электро­приборы обрели дар речи.

Первой заговорила Электроплита:

Я - самый нужный людям электроприбор! Я главная на кухне: если бы меня не было, на чем бы человек готовил еду?

Микроволновая печь быстро перебила Электроплиту:

Зато я разогреваю продукты в несколько раз быстрее!
На это Холодильник сердито пробурчал:

Услышав разговор, Стиральная машина зашумела:

Что вы все о еде да о еде! Я забочусь об одежде людей, стираю, полощу, отжимаю. Благодаря мне, хозяйка не ус­тает от стирки.

А я глажу белье! - зашипел Утюг, сердито выпуская пар.
Пылесос, вытянув свой длинный шланг, похожий на хо­бот слона, загудел:

Я тоже забочусь о чистоте, без меня человеку нелегко было бы убрать пыль и грязь в квартире!

Красавица-люстра, надменно взглянув с высоты, примолвила:

Больше всех нужна человеку я! Я освещаю комнаты!

Услышав ее, Вентилятор прострекотал:

Да ты нужна только когда темно, а при ярком дневном свете без тебя вполне можно обойтись, а я в жару готов рабо­тать днём и ночью!

Зато, когда холодно, тебя не включают! - возразил ему Электрообогреватель. - А я согреваю людей в морозы!

- Вы оба не нужны, если человек купит меня! - важно
сказал Кондиционер. - Я регулирую температуру в поме­щении. Если жарко - я охлаждаю воздух, если холодно -согреваю!

Затем в спор вступили Радиоприемник и Телевизор:

А мы передаем и показываем новости, передачи, филь­мы, концерты, без нас человеку было бы скучно!

А мы записываем то, что человек видит и слышит, - заговорили в один голос Магнитофон и Видеомагнитофон. - А потом он может нас прослушать и просмотреть!

Да что бы люди делали без меня! - воинственно зазве­нел Телефон. - Только благодаря мне люди могут разгова­ривать друг с другом за сотни и тысячи километров!

Электроприборы настолько разгорячились, доказывая друг другу, кто самый нужный, что некоторые из них даже начали дымиться. Видя это, мудрый Компьютер, который до этого молчал, качая своим монитором, как головой, на­конец, заговорил твердым и спокойным голосом:

А теперь, уважаемые электроприборы, замолчите и успокойтесь, а не то перегреетесь и не сможете работать -тогда вы точно не будете нужны людям! Зря вы затеяли этот глупый спор. Ведь нас называют приборами, а при­боры - это сложные и умные устройства, сродни маши­нам. Из-за того, что мы питаемся электричеством, нас называют электроприборами. И каждый электроприбор выполняет свою работу.

Одни освещают помещения и улицу, они называются ос­ветительными приборами. К ним относятся уличные фона­ри, люстры, торшеры, настольные лампы и так далее. Дру­гие приборы созданы для того, чтобы обогревать, очищать или охлаждать воздух, это электрообогреватель, вентиля­тор и кондиционер. Третьи нужны человеку для того, что­бы облегчить ему домашний труд, например пылесос, сти­ральная машина, электроплита, кухонный комбайн и дру­гие. А вот телевизор, радиоприемник, магнитофон, телефон или компьютер служат для того, чтобы нести, пе­редавать и записывать информацию.

Да-а! - воскликнул Пылесос. - Сложно определить, какой прибор важнее - все мы в той или иной степени нуж­ны человеку!

А почему нас называют бытовыми электроприборами, что значит «бытовые»? - спросила Стиральная машина, на что Компьютер ей ответил:

Хороший вопрос! Слово «бытовые» происходит от сло­ва «быт», что означает - «повседневная жизнь». Мы помо­гаем человеку в его повседневной жизни, отсюда и назва­ние «бытовые электроприборы».

Поняли, все поняли! - радостно затараторили в один голос Радиоприемник, Телевизор и Магнитофон.

Что вы поняли? - пробурчал Холодильник.
-Поняли, что такое бытовые электроприборы!

Ну и что же? - не унимался Холодильник.

- Бытовые электроприборы - это сложные устрой­ства, которые питаются электричеством и помогают че­ловеку в его повседневной жизни! - громко и четко ответил Радиоприемник, и с ним согласились остальные приборы.

Правильно! - одобрил Компьютер-Теперь, я наде­юсь, мы больше не будем ссориться. Главное, чтобы в розет­ках и батарейках всегда был электрический ток, потому что электричество - это наше питание, наша жизнь, а без него электроприборы - никому не нужная груда железа! Но сто­ит нас включить в сеть - и мы начинаем делать свою рабо­ту, полезную людям!

Обобщить представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающих комфорт,

Расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку,

Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительная работа:

Игры:

Рассматривание альбомов:

«Мир вокруг нас»,

«Один дома»,

дидактические игры:

«Собери картинку»,

«Четвёртый лишний».

Взаимодействие с семьёй:

Консультации:

Программные задачи:

Воспитательные:

Развивающие:

Образовательные:

создающих комфорт,

Материал и оборудование:

Ход занятия

Воспитатель:

Если вы скучаете.

Если вы зеваете.

Или плакать хочется.

Или носик морщится,

Значит надо…

Значит надо…

Всех друзей сюда позвать

Значит надо…

Значит надо…

Веселиться и мечтать!

Психогимнастика.

Дети : Хотим.

Воспитатель

А на балу оказаться охота.

А надо еще приготовить обед:

Дети: Да, ей было бы легче.

Воспитатель:

Игра: «Ты –мне, я - тебе»

Пылесос – убирает пыль,

Утюг – гладит бельё. И т. д.

Воспитатель

И т. д.

Воспитатель :

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель:

Воспитатель:

Показывает DWD диск.

Воспитатель:

Дети: на ноутбуке.

Воспитатель:

Физкультминутка:

С мамой мы утюг купили.

Всё на полки уберем.

Пылесосом пол протрем.

Воспитатель :

Воспитатель:

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми старшей группы по теме «Электроприборы» с использованием информационных компьютерных технологий воспитателя Берсенёвой Надежды Николаевны

Интегрируемые области: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Безопасность». Беседы: Конспект организованной образовательной деятельности

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений:

«Сказка о том, как электроприборы в магазине поссорились»,

«Кот Барсик и стиральная машина»,

«Виртуальный мир и реальность» К. Нефёдова

Игры:

«Ток бежит по проводам», «Помогаем маме».

Самостоятельная деятельность детей:

Рассматривание альбомов:

«Мир вокруг нас»,

«Один дома»,

Энциклопедия для малышей «Чудо - всюду» Т. Д. Нуждина,

выполнение заданий в альбоме с наклейками «Правила безопасности»,

использование в игре игрушек на батарейках

пылесос, радиоприёмник, фен и др.

дидактические игры:

«Собери картинку»,

«Четвёртый лишний».

Взаимодействие с семьёй:

Подбор картинок для альбома «Бытовые электроприборы».

Консультации:

«Опасные предметы дома», «Как помочь ребёнку, пострадавшему от удара током».

Программные задачи:

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира,

Воспитывать умение работать в подгруппах, договариваться,

Вызвать чувство сопереживания, желание помочь.

Развивающие:

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать,

Обогащать речь существительными, обозначающими предметы быта,

Способствовать в игре развитию умений подбирать глаголы - действия к существительным,

Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос.

Образовательные:

Обобщить представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающих комфорт,

Расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку,

Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Материал и оборудование:

Журналы с бытовой техникой, ножницы, клей, четыре альбомных листа, мяч, DWD диск, ноутбук.

Ход занятия

Воспитатель:

Если вы скучаете.

Если вы зеваете.

Или плакать хочется.

Или носик морщится,

Значит надо…

Значит надо…

Всех друзей сюда позвать

Значит надо…

Значит надо…

Веселиться и мечтать!

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я Надежда Николаевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька.) .

Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших пригожих я приглашаю поиграть.

Психогимнастика.

Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение.

А если они сердятся, хмурятся? А когда они над чем то задумались?

Вот такое же задумчивое лицо было у мальчика Вити, которого я сегодня встретила. А вы хотите узнать, почему у него было такое задумчивое лицо?

Дети : Хотим.

Воспитатель : Тогда слушайте, вот что он мне рассказал:

Про бедную Золушку сказку читаю,

Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.

Не справиться девушке с тяжкой работой,

А на балу оказаться охота.

Никто не оценит бедняжки стараний!

Ей так не хватает машины стиральной.

Приходится Золушке дом убирать,

Но где пылесос, чтобы ей помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины, что моет посуду.

А надо еще приготовить обед:

Как жаль, что электроплиты в доме нет.

Присела бедняжка - всего не успеть.

Сейчас телевизор бы ей посмотреть!

Однако работает, сил не жалея,

Надеется только на добрую Фею.

А как вы, ребята, считаете, Золушке было бы легче справиться с домашней работой если бы у неё была бытовая техника?

Дети: Да, ей было бы легче.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть и вспомнить пользу электроприборов.

Игра: «Ты –мне, я - тебе»

Дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч, называя бытовой электро- прибор. Ребёнок, возвращая мяч, называя действия, которые этот прибор выполняет.

Пылесос – убирает пыль,

Холодильник – сохраняет продукты,

Стиральная машина – стирает бельё,

Утюг – гладит бельё. И т. д.

Воспитатель : А что будет, если вдруг все приборы исчезнут? Может их можно чем- нибудь заменить?

Саша: Вместо холодильника можно опустить продукты в погреб.

Вика: Вместо стиральной машины постирать руками.

Дима: Вместо пылесоса подмести веником.

Оля: Без утюга всего сложнее, но можно аккуратно расправлять вещи, не сильно выжимать.

И т. д.

Воспитатель : Оказывается можно обойтись без всех этих электроприборов или нет?

Дети: С ними легче, быстрее выполнять работу по дому.

Воспитатель : Вот над этим и задумался мой знакомый мальчик Витя. Как же Золушке помочь?

  • Дети: Надо подарить ей пылесос, стиральную машину, утюг и др.

Воспитатель : Но где же мы возьмём настоящую бытовую технику?

А вы не забыли про Фею- крёстную? Может она поможет?

Дети: Можно послать картинки, а Фея превратит их в настоящие.

Воспитатель: А у нас есть такие картинки?

Дети: Можно вырезать из старых журналов и наклеить на листы бумаги.

Воспитатель: У нас есть четыре листа бумаги, на каждый можно приклеить несколько картинок.

Дети делятся на подгруппы, выполняют работу, договариваются. Воспитатель по необходимости помогает.

Воспитатель : Ваша работа закончена. Какие же электроприборы Золушка получит в подарок?

Дети перечисляют бытовую технику, изображение которой они наклеили.

Воспитатель : Как вы думаете, теперь Золушка успеет на бал.

Дети: Да, она быстрее справиться с работой и не очень устанет.

Воспитатель: Ребята, в сказках, конечно, много волшебства. А какое волшебство заставляет работать всю бытовую технику?

Дети: Электрический ток. Он бежит по проводам, когда мы включаем в розетку.

Воспитатель: А ведь наша Золушка не знает, что электрический ток может быть опасным.

Показывает DWD диск.

Воспитатель: Вот здесь правила, которое необходимо соблюдать, чтоб не случилось беды. Может этот фильм тоже подарить Золушке. А при помощи чего мы можем посмотреть этот фильм?

Дети: на ноутбуке.

Воспитатель: Совершенно верно. И теперь пришла пора поиграть нам, детвора.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре - Хлопают в ладоши

С мамой мы утюг купили.

Будем гладить, а потом Имитируют глажку белья

Всё на полки уберем.

Ну, а с папой мы вдвоем Имитируют уборку

Пылесосом пол протрем.

С делами управимся - Хлопают в ладоши

К телевизору усядемся Приседают

Воспитатель : А теперь мы подаренный Золушке диск о правилах безопасности в работе с бытовыми приборами и об опасности для детей если они будут включать их без разрешения взрослых посмотрим фильм « Уроки тётушки Совы для её друга Домовёнка»

Просмотр презентации «Наши домашние помощники».

Воспитатель: Теперь мы сложим ваши работы и диск в конверт, подпишем его и отправим Золушке.

Ребята, я надеюсь, вы тоже будете помнить и выполнять правила обращения с электричеством.

А я знаю, что в нашей группе есть предметы, в которых прячется неопасное электричество. Может, мы с ними поиграем?

Дети расходятся по группе, находят игрушки на батарейках. (Машины, руль, фонарик, «говорящая азбука») .


Сказка про высокий дуб →

Проблема - правила безопасности

Сидел как-то Алеша дома. Мама не разрешила ему идти гулять, потому что на улице шел дождь, и было очень холодно. Алеша лежал в своей комнате на ковре и играл в войну. Когда он победил всех врагов, ему стало скучно, и он начал оглядываться вокруг в поисках какого-нибудь интересного занятия. Сначала он хотел залезть на подоконник, но потом вспомнил, что высоко забираться нельзя. А на полу ничего интересного не было. Он зажмурился и начал играть в «темный лабиринт». Алеша полз на четвереньках вдоль стены и, натыкаясь руками на игрушки, пытался угадать, что же такое он нашел. Полз он, полз, и вдруг рука наткнулась на что-то круглое. Алеша открыл глаза и увидел розетку. Она была похожа на смешную мордочку с двумя круглыми глазками. Он долго рассматривал ее. Дырочки были как две таинственные пещерки.

Интересно, - подумал Алеша. – А вдруг там кто-то живет?

Он, конечно, помнил, что мама строго-настрого запрещает трогать розетки, потому что в них электрический ток. Но в дырочках было темно и загадочно. Алеша попытался заглянуть туда сначала одним глазом, потом другим. Потом он прижался к розетке ухом и зажмурился: вдруг там живут волшебные человечки, которые сейчас затаились в темноте и перешептываются?

Но внутри было тихо. Алеша открыл глаза и удивился. Вокруг было темно. Далеко впереди мерцал таинственный огонек. Он был такой красивый и походил на маленькую далекую звездочку. Алеша обрадовался и побежал ему навстречу. Он бежал и бежал, а огонек приближался. Вдруг Алеша заметил, что рядом с ним появился еще один. И еще, и еще. Огоньков стало так много, как звезд на небе. Они искрились и переливались, как праздничный салют.

Как красиво! – подумал Алеша. Огоньки плыли ему навстречу. Их была уже целая туча. Алеша остановился и прищурился. В темноте он увидел крошечные фигурки. Эта искристая туча колыхалась именно над ними.

Это же маленькие человечки! – вдруг понял мальчик.

Это действительно были волшебные человечки. В руках у них были крохотные острые палочки, на кончиках которых сверкали огненные искры. И глаза у человечков тоже ярко горели в темноте. Только лица у них были ужасные. Едва Алеша разглядел их злобные сморщенные мордочки, как тут же захотелось ему бежать отсюда, как можно дальше.

Он бежал по темной дороге, а сзади свет разгорался все сильнее, все ярче. Алеша увидел, что бежит он вдоль черной каменной стены. За стеной что-то гудело и рычало, как будто там рвались на волю тысячи страшных злых зверей.

Сзади тоже послышались крики. Искрящаяся толпа приближалась с невероятной скоростью. Алеша бежал изо всех сил, но человечки настигали его. Они уже тянулись к его ногам и жалили его своими острыми пиками. Алеша бежал и бежал, впереди показались два светлых круга. Чем ближе они становились, тем яснее понимал Алеша, что это два окошка электрической розетки, через которые волшебные силы и затянули его в это темное царство. А злые человечки как муравьи уже ползали по нему и больно кололи его своими огненными палочками. Алеша зажмурился и из последних сил выпрыгнул в отверстие розетки.

Сидит он на полу: одежда в некоторых местах обгорела, вся в дырочках, кожа обожженная болит, а в глубине розетки мерцают искорки. И слышится тихий злобный голосок:

Подойди, подойди к розетке!

Ну, уж нет! – ответил Алеша и отполз от розетки подальше. – Я теперь к электричеству близко не подойду.

Посидел он на полу и, прихрамывая, пошел к маме. С тех пор никогда больше не трогал он розетку.

Добрая и поучительная сказка от нашего автора Полины Игнатьевой-Крук наверняка поможет ответить на распространенные детские вопросы: «Кто такой Ток?», «Где он живет?», «Почему нельзя трогать розетки и электроприборы?» Обязательно прочитайте ее своему малышу, а потом в непринужденной беседе обсудите основные правила безопасности. На примере героев сказки легко объяснить, почему ток может быть опасен и как с ним не ссориться.

Маленький Ваня рос очень любопытным мальчиком. Все ему было интересно: почему из крана течет вода, где спит солнце, зачем трамваю «рожки» , почему у человека руки две, а нос один, например. Но больше всего Ване было интересно, что такое Ток . Или кто такой Ток, и почему нельзя лазить в розетку. Он так и спросил:

–Мама, а почему нельзя лазить в розетки?
– Там ток, сынок, – ответила мама.
– Ток? Его так зовут? – переспросил Ваня.
– Да, так и зовут, – мама очень любила Ване все объяснять.
– А фамилия у него есть?
– А как же, Ванечка! Его фамилия Кусь! Ток очень злой, и поэтому фамилия у него тоже злая.
– А сколько ему лет? – мальчику было интересно все.
– Он старенький, сынок. Ему лет 200 примерно.

Ваня почесал в затылке и произнес:
– Ого! Это как до нашей бабушки и обратно. И даже больше… Мама, а откуда он пришел к нам? Чего он у нас живет? У него что, дома нет?

Мама улыбнулась и рассказала Ване такую историю.
Однажды, когда Ток был совсем молодым, он пошел в лес. Встретил там медведя и попросился у него жить. Пообещал ему за это освещать берлогу. Но медведь сказал, что зимой он спит, и свет ему не нужен. Обиделся Ток и пошел к белкам. Постоял возле дупла, постучал тихонько:
– Белки, тук-тук! Можно я у вас поживу? Я смогу жить в холодильнике, и тогда у вас никакие запасы на зиму не испортятся. На что белки ему ответили:
– Нет, Ток, ты нам не нужен. У нас нет холодильника. А запасы свои мы сушим летом на солнышке, нам ничего морозить не надо. Поищи себе другой домик.

Ток огорчился и присел на пенек отдохнуть. Вдруг он увидел Сову.
– Сова, давай вместе жить, – предложил Ток,– я буду освещать тебе дорогу, когда ты ночью по лесу летаешь.
Сова посмотрела на Ток с презрением и фыркнула:
– Зачем мне ночью дорогу освещать? Мыши увидят, что я лечу и спрячутся. Что я тогда буду есть? Или хочешь, чтобы я осталась голодной? Поищи себе других друзей, – сказала Сова и улетела.


Ток очень рассердился, что никто с ним не хочет дружить, подумал-подумал и решил пойти жить к людям. Дошел он до города и постучал в самый первый дом.
– Тук-тук! Здравствуйте, я Ток Кусь. Можно я поживу у вас?
– А что ты умеешь? – спросил человек.
– Я могу зажигать лампочки, могу нагревать утюг, могу в холодильнике холодно сделать, могу воду кипятить, в машинке одежду стирать. Я очень способный!
–А еще что-нибудь умеешь?

Ток задумался на минутку.
– Могу фонари на улицах включить, если будет темно. А еще могу зажечь гирлянду и звезду на новогодней елке.
– Это здорово, – обрадовался человек,– тогда проходи, пожалуйста, будем жить вместе. Где ты расположишься – на диване или, может, в шкафу? Выбирай!

Ток вздохнул и сказал:
– В лесу меня очень обидели медведь, белки и сова. Я очень злой на них, поэтому я бы очень хотел спрятаться, и чтоб меня никто никогда не трогал. Пожалуй, я пойду жить в розетку. Буду вам служить, помогать во всем, но у меня одно условие: никогда ко мне в розетку не заглядывайте, иначе я разозлюсь и могу любопытного укусить за пальчик. А если обижусь, то и вовсе уйду. Не будет у вас в доме ни света, ни холода в холодильнике, ни жары в утюге.

–Что ты, что ты, дорогой Ток! – человек чуть было не испугался, что такой ценный гость сможет уйти. – Оставайся у нас! За это мы обещаем никогда тебя не тревожить.

На том и сошлись. Так и живут до сих пор человек и Ток.
– Понравилась тебе сказка, Ванечка?
– Очень понравилась, мама. Я тоже не буду Ток обижать и никогда не полезу в розетки, чтобы он от нас не ушел. Я теперь знаю, что там живет злой Кусь.
– Ну и правильно, сынок, – мама погладила мальчика по волосам. – Пошли лучше чай с вареньем пить, а чайник нам поможет вскипятить дядюшка Ток.

Уважаемые читатели! Понравилась ли вашему малышу наша сказка? Может быть у вас есть собственные интересные истории о том, как рассказать детям о пользе электричества и научить их соблюдать правила безопасности? Ждем ваших комментариев.

Если у вас есть собственные сказки, присылайте их на адрес [email protected] , лучшие мы с радостью опубликуем.

Познавательное путешествие-знакомство «Электричество и электроприборы»

Сценарий познавательного путешествия

Кривякова Елена Юрьевна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ центр развития ребенка – детский сад №315 г. Челябинска

Описание:

Вашему вниманию предлагается сценарий познавательного путешествия. Раздел «Ребёнок и окружающий мир». Сценарий познавательного путешествия направлен на расширение и обобщение знаний об электричестве и электрических приборах, воспитание безопасного поведения по отношению к электричеству и электроприборам, интереса к окружающим в быту предметам, использование полученных знаний в игровой деятельности. Подготовленный материал будет полезным для педагогов дополнительного образования, воспитателей логопедических и общеобразовательных групп.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация».
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, экспериментальная.
Цель: Развитие интереса к явлениям и предметам в окружающем мире. Расширение знаний безопасного поведения.
Задачи
Образовательные:
1. Расширить знания об электричестве и электроприборах.
2. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.
3. Пополнить словарь детей новыми понятиями «гидроэлектростанция», «аккумулятор», «электрический ток».
Коррекционно-развивающие:
4. Активизировать речь и мыслительную деятельность детей. Способствовать умению четко и грамотно формулировать свою мысль.
5. Автоматизировать звукопроизношение у детей при звукоподражании.
6. Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память, творческое воображение.
7. Развивать социальные и коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.
Воспитательные:
8. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам через умения слушать товарища и принимать мнение другого.
9. Воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при обращении с электричеством.
Ожидаемый результат: повышение интереса к окружающим предметам в быту и использовании полученных знаний в повседной жизни.
Предварительная работа: беседа «Путешествие в прошлое электрической лампочки»; заучивание загадок и стихов об электроприборах; рассматривание иллюстраций с изображением электроприборов; подбор предметов, работающих от батареек, аккумуляторов, элементов питания, для выставки; рассказы детей из личного опыта.
Оборудование:
- разрезная картинка с изображением электрической лампочки;
- карточки из дидактической игры «Эволюция транспорта и окружающих нас вещей» на примере группы «осветительных приборов»;
- свеча;
- мультимедийная система;
- игрушка набор для проведения опытов по разным отраслям знаний «Электрическая сирена» из серии научных игрушек «Изучаем окружающий мир»;
- выставка предметов, работающих от батареек, аккумуляторов, элементов питания;
- мольберт;
- мягкие модули;
- модели с изображением правил безопасности при работе с электроприборами;
- эмблемы с изображением лампочки по количеству детей.
Методы обучения и воспитания: художественное слово (стихи и загадки), демонстрационный материал, использование элементов технологии ТРИЗ (приемы: «хорошо - плохо», моделирование), экспериментирование.
Условия проведения: просторный зал, в котором можно свободно передвигаться; стульчики по количеству детей; стол, на котором расположена выставка; мольберт с перевернутыми моделями безопасного обращения с электроприборами.

Ход мероприятия:

Вступительное слово воспитателя (стимулирование к предстоящей деятельности) :
Дорогие ребята! Я рада вас всех видеть здоровыми и веселыми. Сегодня нас ждет необычное путешествие, в котором мы узнаем много интересного. А для начала …
Проблемная ситуация: обратите внимание, что лежит на столе? Похоже, это разрезанные части картинки. Возьмите каждый по одной части, попробуйте вместе собрать общую картинку (дети собирают) .
Что получилось? (электрическая лампочка) .

Воспитатель: Скажите, а всегда ли люди использовали для освещения лампочки? (ответы детей) .
Погружение в проблему: Предлагаю вам окунуться в прошлое и проследить, как люди освещали свои жилища в разное время.
Дидактическая игра «Эволюция окружающих нас вещей»


Задание: Перед вами лежат картинки с изображением разных осветительных приборов. Выберите картинку, которая привлекла ваше внимание, понравилась вам. А теперь с их помощью мы будем строить дорожку из прошлого в настоящее. (Разложить карточки в хронологической последовательности, в соответствие с ранее проведенной беседой: «Путешествие в прошлое электрической лампочки») .
Воспитатель: Мы построили мостик из прошлого в настоящее. Я сейчас возьму свечу, зажгу её, а вы следуйте за мной (ребёнок, идущий последним, собирает картинки) . Переходим по « мостику» от прошлого к «настоящему».
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в настоящем (воспитатель предлагает детям присесть на стульчики напротив экрана) .
Загадка-стихотворение:
Вижу розетку вверху на стене,
И интересно становится мне,


(Электричество)
Воспитатель: А вы хотите узнать, как к нам в дом приходит электричество?
Показ слайда


Воспитатель комментирует: Это – гидроэлектростанция. Под большим напором вода поступает в турбину, где с помощью генератора вырабатывается электричество. Оно подаётся в специальные подстанции, а от них потом по проводам бежит к нам домой, в больницы, на заводы и туда, где люди не могут обойтись без электричества.
Воспитатель: Скажите, а для чего люди ещё используют электричество, кроме освещения помещения? (предполагаемый ответ детей: для пользования электроприборами).
Игра «Загадки-разгадки»
Дети по очереди загадывают загадки. После ответов детей, правильный ответ появляется на экране мультимедиа.
1 -й ребенок:
Пыль увижу – заворчу,
Заверчу и проглочу! (Пылесос)
Воспитатель: Какие звуки мы можем услышать при работе пылесоса? (ДЖ)
2 –й ребенок:
В неё сначала бельё загружай,
Насыпь порошок и в розетку включай,
Программу для стирки задать не забудь,
А после ты можешь пойти отдохнуть. (Стиральная машина)
Воспитатель: Какие звуки мы слышим при работе стиральной машины? (Р), (У) .
3-й ребенок:
Помялось платье? Ничего!
Разглажу я сейчас его,
Работать мне, не привыкать…
Готово! Можно надевать. (Утюг)
Воспитатель: Какие звуки мы можем услышать во время работы утюга? (ПШ) .
4-й ребенок:
Живут там разные продукты,
Котлеты, овощи и фрукты.
Сметана, сливки и колбасы,
Сосиски, молоко и мясо. (Холодильник)
Воспитатель: Молодцы, мы с вами не только все загадки разгадали, но и вспомнили все звуки, которые мы слышим при работе этих электроприборов.
Интересно, а какие звуки мы слышим, когда работает холодильник? (ответ ДЗ) .
Ребята, вспомните, какие электроприборы мы с вами еще не назвали, назовите их. (Ответы детей сопровождаются показом слайдов) . Все вспомнинили?!
Физкультминутка (активизация внимания и двигательной активности, восстановление работоспособности) .
Воспитатель: Где обычно в квартире стоит холодильник? (на кухне)
И мы с вами представим, что мы на кухне (дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Что за шум на кухне этой?
Будем жарить мы котлеты.
Мясорубку мы возьмём,
Быстро мясо провернём.
Миксером взбиваем дружно
Всё, что нам для крема нужно.
Чтобы торт скорей испечь,
Включим мы электропечь.
Электроприборы – это чудо!
Жить без них нам было б худо.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что люди научились приручать электричество, и даже прятать его в специальных «домиках»: аккумуляторах и батарейках – их называют «элементы питания» (Показ картинок на слайде).
Эксперимент (специально приготовленный стол) . Мы сейчас с вами проведем эксперимент и проверим: правда ли электрическая система может работать от обычных батареек. И убедиться в том, что в них действительно «живёт» электричество (Опыт с набором «электрическая сирена») .


Воспитатель: Ребята, а кто знает, где ещё люди используют эти «домики» для хранения электричества: батарейки, аккумуляторы? (Ответы: видеокамера, фонарики, пульт управления, фотоаппарат). Педагог обращает внимание детей на выставку, рассматривают экспонаты.
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, какую пользу человеку несёт электричество? (ответы детей) .
- А есть ли вред? (ответы детей) .
Правила безопасного обращения при работе с электроприборами
Дети присаживаются на мягкие модули напротив мольберта.
Задание: Используя модели, нам надо сформулировать основные правила безопасности при работе с электроприборами. По показу моделей формулируем правила.


Правило 1. Не засовывайте в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические!
Почему? Потому что ток, как по мостику переберётся по предмету на вас и может сильно повредить здоровью.


Правило 2. Не касайтесь руками оголённых проводов!
Почему? По оголённому, не защищённому обмоткой проводу, течёт электрический ток, удар которого может быть смертелен.


Правило 3. Не прикасайся к включенным приборам голыми руками!
Почему? Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.


Правило 4. Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра!
Почему? Потому, что включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте: потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и другие электроприборы.
Воспитатель читает стихотворение:
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК
Вижу розетку внизу на стене
И интересно становится мне,
Что за таинственный зверь там сидит,
Нашим приборам работать велит?
Зверя зовут электрический ток.
Очень опасно играть с ним, дружок!
Руки подальше от тока держи.
Пальцы в розетку совать не спеши!
Если попробуешь с током шутить,
Он разозлится и может убить.
Ток – для электроприборов, пойми,
Лучше его никогда не дразни!
Подведение итогов познавательного путешествия.
Вот и закончилось наше путешествие-знакомство с электричеством и электроприборами. Что понравилось и запомнилось вам особенно в нашем путешествии? (ответы детей) . Желаю вам помнить о важности электроприборов в нашей жизни и не забывать о коварстве электричества. Помните правила безопасности по использованию электроприборов. А напоминать о нашем путешествии будет вот такая весёлая электрическая лампочка - эмблема.

Воспитатель раздает детям эмблему с изображением электрической лампочки.