Постинсультная депрессия. Формирование новых жизненных ценностей и смысла жизни

Содержание статьи:

Постинсультная депрессия - это состояние, из-за которого человек может полностью утратить вкус к жизни, перестать бороться за себя. Происходит озвученная проблема из-за того, что больной травмируется не только в физическом, но и в эмоциональном плане. Исходя из актуальности озвученного фактора, стоит разобраться в некоторых аспектах его развития.

Что такое постинсультная депрессия

Постинсультная депрессия (ПИД) - это распространенное осложнение после подобного поражения организма и нарушения кровообращения в мозге. Больше трети людей, перенесших инсульт, испытывают в дальнейшем на себе эту душевную патологию. Развитие данного недуга зависит от множества причин, среди которых лидируют социальные и когнитивные факторы.

Эмоциональное расстройство в виде ПИДа возникает после воздействия очага инсульта на нейро-трансмиттеры, которые располагаются в головном мозге. Далее из-за недостатка медиаторов эмоций в виде норадреналина и серотонина происходит начало запуска постинсультной депрессии.

У некоторых людей она выражается исключительно в незначительной эмоциональной неустойчивости, которая легко корректируется. Однако большинство потерпевших после случившейся с ними трагедии очень остро ощущает на себе все проявления ПИДа.

Причины возникновения постинсультной депрессии


Как показывает жизненная практика, на ровном месте не возникает ни одна проблема. Специалисты после долгих исследований и наблюдений следующим образом определили факторы-провокаторы возникновения постинсультной депрессии:
  • Нестабильное эмоциональное состояние в прошлом . Существует специфический тип людей, который уже изначально предрасположен к постоянному нахождению в состоянии стресса. Следовательно, такая серьезная ситуация, как перенесенный инсульт, только усугубляет эмоциональную нестабильность больного.
  • Острая реакция на происшедшее . После частичной или полной потери профессиональных и бытовых навыков возрастает вероятность возникновения постинсультной депрессии. У больного появляется чувство собственной беспомощности, что крайне негативно влияет на его психологическое состояние.
  • Тяжелые последствия инсульта . Если очаг заболевания охватил левую часть тела человека, то вероятность возникновения ПИДа возрастает. К тому же следует отметить локализацию центра поражения в зрительном бугре и базальных ганглиях, что тоже приводит к вероятности развития стрессового состояния у больного.
  • Кислородное голодание мозга . Как уже было сказано, очаг инсульта крайне негативно сказывается на кровоснабжении этого органа человека. Следовательно, доступ кислорода в мозг становится проблематичным, что приводит к угнетенному эмоциональному состоянию.
  • Отсутствие поддержки близких . Беду легче перенести только в том случае, когда рядом находятся преданные и внимательные люди. В некоторых случаях родные воспринимают члена семьи после инсульта как обузу, что крайне негативно сказывается на его психике.
Перечисленные причины ПИДа имеют как физические источники образования, так и эмоциональные факторы-провокаторы проблемы. В большинстве случаев возникновение постинсультной депрессии имеет комплексный характер, поэтому не стоит игнорировать первые тревожные звоночки-предвестники надвигающейся беды.

Основные признаки наличия постинсультной депрессии у человека


В данном случае очень сложно дать четкое определение сложившейся проблемы, потому что она иногда имеет довольно скрытую картину патологической динамики. Однако по некоторым признакам можно без особых усилий определить человека, у которого возникла постинсультная депрессия:
  1. Эмоциональная нестабильность . Выражается подобное нарушение у человека с озвученной проблемой в виде постоянного чувства подавленности и нежелания воспринимать какие-либо жизненные удовольствия. К данному состоянию добавляется систематическое предчувствие надвигающейся беды и общий дискомфорт при восприятии действительности.
  2. Изменения в поведении . При постинсультной депрессии отклонение от нормы начинается с отсутствия инициативы у пострадавшего человека при ярко выраженном нежелании дальнейшей реабилитации. Вследствие этого больной становится раздражительным порой до проявления агрессии к близкому окружению. Выражается она в двигательном беспокойстве в зависимости от степени поражения организма.
  3. Соматические деформации . Больные с диагнозом «постинсультная депрессия» довольно часто ощущают так называемые «блуждающие» симптомы по всему телу, которые вызывают боль. Все это может сопровождаться астеническим синдромом и чувством дискомфорта в грудной клетке из-за недостатка кислорода.
  4. Когнитивный диссонанс . Замедленное и затрудненное мышление часто становится следствием озвученного фактора. При этом у человека после перенесенного инсульта снижается концентрация внимания и появляется негативное отношение к социуму.

Особенности лечения депрессии после инсульта

От данного состояния необходимо однозначно избавляться, потому что оно имеет довольно тяжелые последствия. Назначать лечение на основе данных интернета и советов знакомых категорически запрещается, потому что речь идет о серьезном психологическом расстройстве.

Лечение постинсультной депрессии медицинскими препаратами


При первых признаках озвученной проблемы необходимо срочно обратиться к специалисту. Лечение постинсультных эмоциональных расстройств - дело непростое, которое может подразумевать прием следующих препаратов:
  • Антидепрессанты . Как уже было сказано, очаг поражения негативно влияет на накопление норадреналина и серотонина в организме потерпевшего. Следовательно, необходимо во что бы то ни стало восполнить недостаток озвученных веществ. В этом помогут такие препараты, как Ципрамил, Сертралин и Пароксетин. Данные средства относятся к группе сбалансированных антидепрессантов. Моклобемид, Флуоксетин и Нортриптилин также станут спасением при озвученной проблеме. Эти препараты причисляют к группе активирующих антидепрессантов. Миртазапин, Феварин и Агомелатин существенно уменьшают интеллектуальные (когнитивные) нарушения после перенесенного инсульта. Относят их к группе седативных антидепрессантов, и принимать их нужно исключительно по назначению специалиста.
  • Атипичные нейролептики . Эмоциональное расстройство после инсульта искореняется при помощи озвученных препаратов. Типичный подвид подобных медикаментов может вызвать паркинсонические осложнения. Вследствие этого возможности двигательного аппарата человека существенно ограничиваются. Кветиапин, Клозапин, Зипрасидон, Перициазин и Оланзапин помогут решить проблему постинсультной депрессии без каких-либо осложнений. Обычный термин приема данных препаратов - 6 месяцев.
  • Психостимуляторы . Они могут быть назначены врачом в комплексе с антидепрессантами. Социальная настороженность, апатия и потеря интереса к жизни отлично лечится в этом случае при помощи Дезоксината, Риталина, Фокалина и Провигила. Использовать их необходимо с большой аккуратностью и только по назначению врача, потому что они способны вызвать психическую зависимость и даже спровоцировать стимуляторный психоз.

Лечение депрессии после инсульта без медикаментов


При лечении постинсультной депрессии можно вполне обойтись без применения медицинских препаратов. Для этого можно использовать приемы психотерапии, народные средства, лечебную гимнастику и массаж.

Рассмотрим популярные способы, которые помогут избавиться от депрессии:

  1. Психотерапия . Проводиться она может как в группах, так и при личном контакте со специалистом. Медикаментозную терапию данный способ борьбы с душевным недугом однозначно не заменит. Однако в виде сопроводительных мер при стремлении обрести жизнь без стресса она вполне сгодится. Родным и близким потерпевшего необходимо с большой ответственностью подойти к выбору специалиста. Он должен иметь опыт работы с такими пациентами, которые обрели затем положительную динамику после сеансов у психотерапевта.
  2. Народные средства . Помимо антидепрессантов, можно попробовать снять стрессовое состояние после инсульта при помощи рецептов, которые проверены веками. Отлично зарекомендовал себя настой дягиля, у которого самыми целебными являются корни. Две ложки измельченного сырья на 0,5 литра кипятка необходимо настоять в течение часа. Затем нужно пить полученный эликсир бодрости через каждые 6 часов (4 приема в сутки). Пригодятся в лечении постинсультной депрессии в домашних условиях также мята, мелисса, огуречная трава, хмель, ромашка и корень валерианы.
  3. Массаж больного . Естественным способом приведения в тонус всего организма всегда являлось озвученное средство. Множество центров реабилитации предлагают свои услуги данного плана. Можно прибегнуть к помощи массажиста, который будет приходить на дом к больному. Однако в этом случае надо предварительно поинтересоваться опытом работы специалиста и имеющимися у него рекомендациями.
  4. Методика транскраниальной стимуляции . Наука не стоит на месте, поэтому широкой популярностью стал пользоваться данный прогрессивный метод борьбы с постинсультной депрессией. Озвученная процедура заключается в том, что на мозг потерпевшего направляется воздействие слабого тока. Подобная манипуляция вызывает раздражение моторной коры мозга, запуская в дальнейшем эмоции пациента.
  5. Лечебная гимнастика . Путь восстановления после инсульта никогда не бывает легким и безболезненным процессом. Однако и в домашних условиях реально ежедневно выполнять специальные упражнения, которые посоветовал специалист. В итоге у больного появится стимул, который не позволит запустить механизм описываемого душевного недуга.

Обратите внимание! Указанные методы борьбы с заболеванием после инсульта довольно просты и не требуют существенных материальных затрат. Однако в большинстве случаев без употребления антидепрессантов и нейролептиков все равно не обойтись.

Правила поведения с человеком при депрессии после инсульта


Представляем вашему вниманию рекомендации по обращению с человеком при постинсультной депрессии:
  • Здоровый микроклимат в семье . Выяснение отношений в кругу близких в этот период просто неуместно, потому что может только усугубить постинсультную депрессию у больного. Необходимо зарыть «топор войны» раз и навсегда, когда в семье находится пострадавший человек. При острой необходимости вступить с родственниками в конфликт следует сделать это вне родных стен и не в присутствии больного после перенесенного инсульта.
  • Поведение по схеме «ты - не обуза» . Безусловно, как инсульт, так и микроинсульт вносят существенные коррективы в быт семьи потерпевшего. Он начинает болезненно ощущать свою ограниченность во многих вопросах, считая себя при этом неполноценным человеком. Необходимо скоординировать жизнедеятельность потерпевшего так, чтобы он мог выполнять посильные и необременительные ему вещи.
  • Организация полноценного общения . Нельзя замыкаться в четырех стенах, когда у близкого человека случился инсульт. Не нужно бояться визитеров, которые хотят пообщаться с потерпевшим. Общение с привычными людьми поможет избежать развития постинсультной депрессии.
  • Максимальная забота . Организовывая жизнь больного, следует помнить, что он серьезно пострадал и физически, и морально. Инсульт - это не грипп, при котором достаточно принимать антибиотики и соблюдать постельный режим. Следовательно, не вдаваясь в крайности в виде чрезмерной опеки, необходимо окружить потерпевшего максимальным вниманием.
Как избавиться от постинсультной депрессии - смотрите на видео:


Постинсультная депрессия - фактор, который должен встревожить всех членов семьи потерпевшего. Близкое окружение в силах избавиться от озвученной проблемы, если приложить к тому максимум усилий. Необходимо заботиться о своих родных, потому что их психологическое состояние после нанесенного судьбой удара может существенно осложнить реабилитацию после инсульта.

Транскрипт

1 Психологическая реабилитация после инсульта Psiholoăijas Pasaule 2004, 5 (Lpp) ПЕРЕВОД НА РУССКИЙ Карина Бородулина, Марина Кузнецова, Лига Калване. Принято считать, что целевая аудитория работы психологов это здоровые люди (имеется в виду психическое здоровье). И главная задача в работе психолога это психологическая поддержка человека, поиск и осознание причин его трудностей, открытие внутренних ресурсов и освоение новых способов поведения. Психологи также работают с людьми, у которых наблюдаются хронические заболевания. Ход выздоровления часто зависит от личностных особенностей человека и эмоционального фона человека. Так как причины многих болезней имеют именно психологический характер. Однако, что делать, если человек перенес болезнь, которая повреждает его центральную нервную систему (ЦНС)? Насколько продуктивной может быть работа психолога с таким человеком? Каким образом психолог может ему помочь? Задать себе эти вопросы заставил трагический случай, произошедший с энергичной, молодой и жизнерадостной женщиной Мариной Павловной Кузнецовой. Это был инсульт и длительное восстановление после болезни. Желание помочь другу стало основной причиной изучения возможностей психологической помощи людям, перенесшим инсульт. И уже в скором времени была создана программа психологической реабилитации и поддержки людей, перенесших инсульт и их родственников. В настоящее время наше сообщество уже имеет статус общественной организации, и называется «Vigor», что в переводе с латинского означает «жизненная сила», «жизненная энергия». В данной статье мы познакомим вас с теоретическими закономерностями инсульта, ходом болезни, последствиями и возможностями реабилитации, а также посмотрим на ситуацию глазами человека, перенесшего инсульт Марины Павловны Кузнецовой. Три года назад она перенесла серьёзный инсульт, который локализовался в левом полушарии мозга и вызвал паралич правой стороны тела, была нарушена речь. В данной ситуации поиски возможностей психологической работы начались с углубленного исследования медицинских аспектов вопроса, необходимо было узнать причины и особенности процесса болезни. Теоретическая основа позволяет осознать механизмы выздоровления, а также дает представление о методах реабилитации, в том числе и психологической. 1

2 Что такое инсульт? Статистика. Проявления. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) инсульт занимает третье место в мире среди причин смерти сразу после болезней сердца, кровеносных сосудов и онкологии. В связи с этим, эта болезнь стала важной медико-социальной проблемой и требует организованной медико-социальной и психологической помощи. В государственный центр реабилитации «Вайвари», где проводится медицинская реабилитация больных после инсульта, каждый год попадает около 500 пациентов (по неофициальным данным). Кроме того, инсульт является одной из наиболее частых причин инвалидности, которая в большинстве случаев выражается нарушением движений. По статистике, предоставленной ВОЗ, в период обострения инсульта у 80-90% больных случается гемипарез (паралич, нарушения движений и чувствительности), в 40-50% случаев это сенсорные ощущения (осязание, обоняние и другие). 2/3 больных страдают от последствий инсульта, ощущая их повседневно. Риск развития инсульта увеличивает артериальная гипертония (повышенное кровяное давление), сахарный диабет и другие факторы развития атеросклероза кровеносных сосудов курение, повышенный уровень холестерина в крови, нарушения механизма свёртываемости крови и другие. Атеросклероз наиболее частая причина инсульта (особенно в сочетании с гипертонией). Нужно отметить, что атеросклероз, в том числе атеросклероз головного мозга, случается у всё более молодых людей, и медиков больше не удивляют случаи заболеваний инсультом людей в возрасте 40 и даже 30 лет. Поврежденные атеросклерозом сосуды головного мозга становятся хрупкими и провоцируют спазматические состояния, диаметр сосудов заметно уменьшается, и это может вызвать нарушение кровообращения головного мозга, то есть инсульт. Назовём основные проявления инсульта: o расстройства важных функций организма сознания, дыхания (ритм, глубина, частота), деятельности сердца и других внутренних органов; o локальная неврологическая симптоматика (асимметрия лица, расстройства зрения, непонятная речь или ее неполноценность, частичный или полный паралич конечностей, судороги); o Менингеальный синдром (резкие головные боли, рвота, напряжение мускулов при попытке выполнить любые движения). Марина Павловна вспоминает начало болезни так: «Инсульт начался неожиданно. Была пятница, в субботу планировали поехать по грибы. Я пришла из магазина с покупками, а сын тем временем на пару минут вышел к друзьям. Помню, что я села и через мгновение почувствовала, что со мной случилось что-то необычное, непонятное. В этот момент хотела позвонить подруге, чтобы она ко мне пришла, потому что поняла, что мне нехорошо. Сняла трубку и больше не знала, как набрать номер. Я не испугалась наверно, в работе мозга уже что-то пошло неправильно. Было только непонимание я хотела позвонить, но не знала, как это делается. Потом в моих воспоминаниях пауза, помню только следующие события пришел сын, потом врач, но цели его визита я не понимала. Также в больнице я какое-то время не понимала, где я нахожусь и что случилось.» 2


3 Последствия инсульта Несмотря на развитие современной медицины, болезнь требует длительного лечения и реабилитации. И даже в случаях, когда оказана своевременная медицинская помощь, у больных инсультом наблюдается лишь частичное возобновление функций центральной нервной системы, которое выражается следующим образом: o трудности при выполнении сложных движений (сложности координации движений, сохранения равновесия и др.); o пространственная дезориентация; o нарушение чувствительности; o нарушения речевых функций: o сенсомоторная афазия, когда страдают все аспекты речевых функций - как инициация речи, так и фонематический слух; o моторная афазия, когда речь больных обычно плохо артикулирована, может быть интонационно не окрашена. Больной говорит короткими грамматически неправильными предложениями, в которых почти отсутствуют глаголы (телеграфный стиль), часто отмечаются длительные паузы; o сенсорная афазия, когда происходит утрата фонематического слуха, нарушение понимания устной и письменной речи, отчуждение смысла слов: больной не способен выделить смысловую составляющую из слышимых им звуков речи; o амнестическая афазия, когда преимущественно страдает распознавание существительных, что приводит к отчуждению смысла существительных. Больной не вполне понимает обращенную к нему речь, также нарушается понимание прочитанного текста. Его собственная речь бедна существительными, которые обычно заменяются местоимениями. Кроме этого, бывают значительные трудности при назывании предметов по показу. При этом больной своим поведением дает понять, что он знаком с предметом, может объяснить его предназначение, подсказка первых звуков, как правило, помогает; o нарушение артикуляции и понимания речи других и прочитанного при сохранении внутренней речи; o нарушение письма (аграфия) и чтения (алексия); o нарушение способности к счету (акалькулия); o ослабление памяти, интеллекта и концентрации внимания (когнитивные нарушения); o нарушения в эмоционально-волевой сфере. 3


4 Таблица 1 Цели реабилитации на различных этапах болезни после инсульта Этап болезни Обострение (до 4 недель) Ранний период выздоровления (до 1 месяца) Поздний период выздоровления (до 1 года) Резидуальный период выздоровления (через 1 год) Цель реабилитации Происходит восстановление утраченных функций (возвращение чувствительности и движений, возобновление кровообращения поврежденных органов) Улучшение функций. Вырабатываются адаптивные привычки, которые позволяют подстроиться под устойчивый неврологический дефект (если такой остается) Улучшение социальной и повседневной адаптации пациента. Профилактика повторного инсульта. Эти последствия ярко характеризует рассказ Марины Павловны о своем выздоровлении: «Я не могла говорить. Я лежала в Клинической Больнице «Гайльэзерс», в первые же дни ко мне пришел физиотерапевт и я, лежа в кровати, занималась зарядкой, поскольку встать я не могла. После того, как меня перевели в Бикерниекскую больницу, ко мне пришел логопед, и начал учить меня говорить, показывая картинки. Помню, на первой картинке был изображен дом я смотрела, знала, что это, а сказать ничего не могла. Тогда впервые меня охватил страх я начала осознавать, что со мной действительно произошло что-то нехорошее. Страх усилило неведение о моем диагнозе, о случившемся, вообще о положении дел, и все это дополнялось бессилием высказаться. Может, было бы лучше, если я была бы без сознания, но именно тогда я стала осознавать происходящее. Неизвестность вызывает ужас. Только после такого переживания можно понастоящему понять больного инсультом, который в таком отчаянии, что думает о самоубийстве. Я начала разговаривать только через два месяца после инсульта. Первое слово было «мама»». Перемены в поведении больного, которые связаны с нарушением эмоций и воли, зависят от локализации инсульта: o Если повреждения в лобной части, у больного наблюдается так называемый апато-абулический синдром (понижение психической активности), который выражается в недостатке интереса к жизни (апатии), пониженной активности и деятельности, слабой воле, также в ослаблении интеллекта и критического отношения. o Обширные повреждения левого полушария мозга называются синдромом эмоциональной лабильности (понижении активности психики и движений, недооценка нарушений своих движений и нежелание их устранить, недостаточность чувства меры и такта, переизбыток эмоций, затрудненная социальная адаптация). 4


5 Основные положения психологической реабилитации Конечно, реабилитация больных должна проходить в течение всей болезни, как это указанно в таблице 1. Обычно программа реабилитации больных после инсульта включает медикаментозную терапию, физиопроцедуры, рациональное питание, логопедическую коррекцию, кинезотерапию (терапию с использованием различных движений), психотерапию и психокоррекцию (психологическое развитие). Считается, что психологическая работа может начинаться в резидуальном периоде, но в интервью Марина Павловна рассказывает следующее: «В Бикерниекской больнице были доступны услуги логопеда и физиотерапевта. Но представьте себе ты в больнице, не можешь встать, другие движения тоже ограничены, не знаешь, что с тобой произошло, предчувствуешь что-то плохое, не можешь говорить, хотя понимаешь речь. Родственники приходят и разговаривают с тобой, но тоже мало знают. В такой ситуации, по-моему, необходима помощь психолога - специалиста, который, не углубляясь в тонкости болезни, рассказал бы о ее серьезности, длительности повреждений, и то, что эти повреждения излечимы, и как я могу помочь сама себе и врачам, которые меня лечат. Несколько визитов помогли бы уменьшить тревогу и страх, способствовали бы вере в выздоровление. Для больного инсультом важна каждая минута соприкосновения с окружающим миром, и слово специалиста имеет большое значение». О своем опыте реабилитации в «Вайвари» Марина Павловна рассказывает: «Медицинская реабилитация в «Вайвари» (занятия с логопедом, массаж, рейттерапия и др.) мне очень помогла, я улучшила свои физические функции и продолжаю это делать. Была там шесть раз, но только один раз принимала участие в психологическом курсе. Нужно сказать, что были и некоторые барьеры, например, возраст. Кажется, я прожила так долго, что казалось странным спрашивать что-то у психологов, молодых девочек. Но необходимость разговаривать и консультироваться была.» Мы также считаем, что психолог может включиться в программу реабилитации уже в ранний период выздоровления, оказывая психологическую поддержку больному и настраивая его на выздоровление. В работе с больным инсультом психолог может повлиять на речевую и другую активность человека. В первую очередь здесь подразумевается активность движений. В современной психофизиологии бытует взгляд, что возобновление неврологических функций, зависит от: o фактора времени (так называемое «терапевтическое окно», когда выздоровление возможно и проходит эффективно); o нейропластичности способности головного мозга компенсировать структуральные и функциональные нарушения в случае органических расстройств. 5


6 Исследования свидетельствуют, что на пластичность можно повлиять как фармакологическими препаратами, так и участвуя в специальных реабилитационных программах, где стимулируется активность движений. Восстановление активности это одно из наиболее значимых направлений реабилитации, потому что активность предполагает восстановление важнейших механизмов нейронов биологической адаптации и активацию сохранившихся связок нервных ячеек. Результаты серии экспериментов свидетельствуют, что те структуры головного мозга, в которых сохранилось 10 20% структурных элементов, могут возобновить свое нормальное функционирование. Доказано, что активация частей тела, затронутых инсультом, влияет на функциональную реорганизацию головного мозга. В связи с этим спорным становится мнение, что больной инсультом может только компенсировать утраченные функции. Постоянно развивая работоспособность затронутых органов, можно добиться и большего эффекта. Эмоциональное состояние больного инсультом Известно, что эмоциональное состояние в первые недели и месяцы после перенесенного инсульта неустойчиво, обостряются характерные черты личности: возможна апатия, плаксивость, у других агрессивность, импульсивность, проблемы в отношениях с близкими людьми. На эти процессы влияют и упомянутые повреждения головного мозга, и длительное изнурительное лечение, необходимость находиться в стационаре, быть под присмотром, а также физическая боль. Больной осознает, что его жизнь изменилась в худшую сторону, и эти перемены затронут его семью. В связи с этим человек перенесший инсульт, испытывает душевные страдания, болезненно переживает потерю привычного жизненного уклада, чувствует стыд за свою беспомощность, боится инвалидности и зависимости от окружающих. Такие чувства могут вызвать депрессию. Больной не верит в возможность выздоровления, теряет интерес к жизни, прекращает активно участвовать в мероприятиях реабилитации, часто в отношениях с близкими проявляет грубость и раздраженность. Депрессия, которую вызвал инсульт, становится помехой на пути к выздоровлению больной сам не прикладывает усилий, а также отвергает помощь врачей и близких. Психолог может помочь вырваться из этого замкнутого круга. Формы психологической реабилитации и возможные способы работы Обязательное условие реабилитации это общение с больным. Профессиональные навыки психолога дают возможность установить отношения с больным на нужном уровне и последовательно оказывать поддержку. Важно поддерживать контакт с человеком, это стимулирует активность его речи. 6

8 Особой целевой аудиторией работы психолога являются также и родственники больного, которым нужно помочь понять как переживания родного человека после инсульта, так и их собственные, а также выстроить правильные взаимоотношения с больным. Общественная организация «Vigor» предлагает для родственников людей, перенесших инсульт, и индивидуальные психологические консультации, и возможность посетить группы поддержки. При поиске новых возможностей психологической реабилитации после инсульта необходимо учитывать, что важно комбинированное и скоординированное использование медицинских и социально-психологических мероприятий, которые способствуют восстановлению физической, психологической и социальной активности человека. Ни возраст пациента, ни неврологические и соматические болезни, ни глубина постинсультного дефекта не исключают эффективного реабилитационного процесса. Еще пару слов из опыта Марины Павловны: «После больницы мои сыновья и муж все время побуждали меня что-то делать. Это было очень правильно, потому что личная активность помогает выздороветь. У человека, перенесшего инсульт, есть только два варианта: работать, искать, использовать помощь и прогрессировать или отказаться от возможной активности и застрять у пульта телевизора, телефона и регрессировать. Третьего не дано». Перевод Евгении Брониславны Забельской 8


Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н.Солодникова» Памятка для пациентов с депрессией Омск -2016 год Депрессия представляет собой серьезное

ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д. Бабенко» психолог Центра здоровья Что такое скорбь? Скорбь это эмоциональная реакция на значительную потерю. Слова «горе» и «душевная боль» часто используются для описания чувства скорби.

Реабилитация детей с поражением центральной нервной системы, в том числе с задержкой психоречевого развития и тяжелыми нарушениями речи. Кроме привычных, устоявшихся видов деятельности, направленных на

ДЕПРЕССИЯ ДАВАЙ ПОГОВОРИМ У вас родился ребенок, но это не приносит вам радости? Рождение ребенка колоссальное событие в жизни человека. Тем не менее, оно может привести к ощущению тревоги, усталости и

Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В. Причины нарушений речи Неблагоприятная наследственность Внутриутробная патология

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ: НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ, В КОТОРОМ РАСТЕТ РЕБЕНОК, СКАЗЫВАЕТСЯ НА ЕГО ПСИХИЧЕСКОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ЦЕЛЬ: ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНЫ И РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ И ПУТИ

С 1 декабря 2013 года! СТРЕССА Хорошо известно, что нервная система регулирует работу всех внутренних органов. Длительный стресс и эмоциональные нагрузки являются одной из причин развития большинства заболеваний:

Кафедра общей врачебной практики и поликлинической терапии Теоретические основы реабилитации Определение Реабилитация это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных

Зачем Вашему ребенку нужна музыка? Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы: 1. Зачем нужна музыка Вашему ребенку? 2. Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение Диагностический минимум Стратегия сопровождения Сведения социального характера Медицинские сведения -Особенности

ПРОФИЛАКТИКА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Что такое экзамен (2 сл) Тревожность, фазы стресса Признаки стрессового напряжения Проблема подростков Условия успеха Рекомендации: -преодоление

НЕЙРОЛЕПТИКИ Краткое описание психоза Лечение нейролептиками Побочные действия Краткое описание психоза Психоз это тяжелое психическое расстройство у больного обычно имеются галлюцинации (ложное восприятие

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С. А. Игнатьева Ю.А. Блинков Логопедическая реабилитация ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной

ГУ «Республиканский научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации» МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ Выпуск 14 М инск 2012 Оценка эффективности психосоциальной

«Реабилитационный диагноз в канис-терапии» Доцент ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Мальцева М.Н Реабилитационный диагноз Специфика реабилитационного диагноза канис-терапевта. Реабилитационный диагноз Это список

Презентация выполнена учителем начальных классов МАОУ гимназии 40 Мышляевой Н.Д. Не много ли внимания в своей жизни человек уделяет сну? Оказывается, что если мы не досыпаем, то рискуем собственным здоровьем.

Возможности психотерапии в саморазвитии и оздоровлении. Шиверская Е.В. доцент кафедры социальной работы ГИУСТ БГУ, кандидат медицинских наук. Существует много определений психотерапии: «система лечебных

Успокоительные и снотворные Что такое успокоительное и что такое снотворное По каким показаниям принимаются Что следует учитывать при приеме лекарств Что такое успокоительное и что такое снотворное Успокоительные

Беременность для женщины это не что иное, как возможность ощутить себя по-настоящему счастливой. Для каждой будущей мамы важно знать, что ее малыш прекрасно себя чувствует, находясь в утробе. К сожалению,

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в детском саду Воспитатель Л.С.Риязутдинова «Здоровье состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней

Суицидальное поведение у онкологических больных: особенности, Е.А. ПАНЧЕНКО профилактика Ведущий научный сотрудник ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского», доктор мед. наук 1 В МИРЕ ЕЖЕГОДНО ОТ СУИЦИДА ГИБНЕТ

СООБЩЕНИЕ на тему «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы продленного дня в работе с обучающимися начальных классов» Учитель-логопед МОУ ЦПМСС Вербенко М. Б. Воспитатель ГПД Кашканова Г.Г.

Методика, направленная на исследование способа противостояния неблагоприятным воздействиям внешней среды «Человек под дождём» ЦЕЛЬ: понять характер поведения (стиль поведения) человека в неблагоприятных

10 сентября 2017года в Несвижском районе проводится ЕДЗ (единый день здоровья)на тему: «Всемирный день предотвращения самоубийств». Помощь в кризисной ситуации. На протяжении своей жизни человек часто

Профилактика заболеваний. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из приоритетных принципов охраны

НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА ДОКТОРА Яценко ПОСТИНСУЛЬТНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ОТВЕТ ЕСТЬ! «Неврологическая клиника доктора Яценко», предлагающая уникальные комплексные программы постинсультной реабилитации, основанные

УДК 376.4 АУТИЗМ: ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Е.К. Буракова Н.В. Федосенко В данной статье представлены основные принципы и этапы работы с ребенком с РДА на примере анализа случая. Ключевые слова: аутизм,

НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИЯ В ПЕДИАТРИИ Маслова Ольга Ивановна 17 февраля 2013г. 1 При поражении нервной системы ребенка основными синдромами являются: Нарушения тонуса и моторики Особенности ликвородинамики Снижение

Музыкотерапия - метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают

Оценка эффективности ступенчатой схемы применения Цитофлавина в качестве антиоксиданта, метаболического нейропротектора у больных с хронической ишемией головного мозга Магистрант 3 года: Научный руководитель:

Хроническая болезнь почек 1 Хорошо известно, что курение - вредная привычка. Наиболее распространенный способ курения сегодня - курение сигарет. Другие способы курения - трубки и сигары. Курение - единственная

Мультидисциплинарный подход в нейрореабилитации Руководитель центра медицинской реабилитации врач-невролог Махнева Н.А. Актуальность проблемы В настоящее время решены многие сложные вопросы диагностики

«Использование аппаратно-программных комплексов с биологической обратной связью в практике образовательных учреждений» ООО «Научно-производственная фирма «Амалтея» г. Санкт-Петербург ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО

Проект «Особый путь к общению» География проекта: Каширский муниципальный район Основная целевая аудитория: дети от 3-х лет и старше с тяжёлыми нарушениями речи (I уровня речевого развития), в том числе

А ВЫ ГОТОВЫ К ШКОЛЕ? ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития общества как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида 196» Педагог-психолог Лысых Е. А. 2015 год Сенсорное развитие ребёнка это развитие его восприятия

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний Что такое сердечно-сосудистые заболевания? Сердечно-сосудистые заболевания представляют собой группу болезней сердца и кровеносных сосудов, в которую входят:

МДОУ детский сад «Берёзка» с. Иогач Консультация для родителей В ДЕТСКИЙ САД С РАДОСТЬЮ с. Иогач 2016 Воспитание-дело трудное, и улучшение его условий одна из священных обязанностей человека. Сегодня одной

Программа «Интересный мир цвета и звука» Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1.1. Наименование «Интересный мир цвета и звука» для работы в интерактивной среде: сенсорной комнаты. 1.2. Место реализации программы

7 правил жизни после инфаркта МОЖНО ЛИ ЖИТЬ ПОЛНОЦЕННОЙ ЖИЗНЬЮ ПОСЛЕ ИНФАРКТА? И САМОЕ ГЛАВНОЕ КАК ИЗБЕЖАТЬ ЕГО ПОВТОРЕНИЯ? ПРАВИЛО 1 Необходимо принимать лекарства Стандартная лекарственная терапия у

Медицинская деонтология в онкологии Материал подготовлен: ГБУЗ «Волгоградский областной клинический онкологический диспансер» «Окружи больного любовью и разумным утешением, но, главное, оставь его в неведении

Деятельность Центра восстановительного лечения и реабилитации детей и оказание реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями. Прокошева Е.Г КОГБУЗ «Детский клинический консультативнодиагностический

Коррекционная психолого-педагогическая работа при заикании По определению, данному в приказе МЗ 311 от 6 августа 1999 г. «Об утверждении клинического руководства «Модели диагностики и лечения психических

Здоровьесберегающие технологии в семье (Консультация для родителей) Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от санитарной и гигиенической культуры условий жизни

УДК 616.89-008.454:616.8 (575.2) (04) РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕРАПИИ ТРЕВОЖНЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ВЕРТЕБРОГЕННОМ КОРЕШКОВОМ БОЛЕВОМ СИНДРОМЕ М.А. Асимов, С.А. Нурмаганбетова, А.Ш. Давлетбакова Представлены результаты

Между матерью и ребенком существует прочная связь, как эмоциональная, так и физическая. Находясь в утробе, малыш целиком и полностью зависит от состояния здоровья организма матери. Во время беременности

Виды обследований, проводимых дпя уточнения диагноза при особенностях развития ребенка. В динамичном и сложном мире перед современными думающими родителями встает комплексная задача: как раскрыть потенциал

Психическое здоровье детей Почти 90 миллионов детей во всем мире имеют психические проблемы со здоровьем. И цифра эта постоянно растёт. Поэтому, психическое здоровье детей становится главной проблемой

ПЕДАГОГИКА Андрейчук Виктория Андреевна магистрант Институт культуры и искусств ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет» г. Москва ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Российское Общество по изучению головной боли совместно с Глобальной кампанией по уменьшению бремени головной боли в мире «Преодоление бремени головной боли» Информация для пациентов, страдающих хронической

Ю. В. Лужков Социальная реабилитация инвалидов средствами экстремальных видов спорта Наступление инвалидности привносит в жизнь человека ряд значимых изменений, которые определяют его новый социальный

Fibrosis.ru ПОДДЕРЖКА ПАЦИЕНТОВ С ИДИОПАТИЧЕСКИМ ЛЕГОЧНЫМ ФИБРОЗОМ СЕГОДНЯ Я НАЧАЛ ЛЕЧЕНИЕ ИЛФ Информация для тех, кому был поставлен диагноз идиопатический легочный фиброз. Данное пособие поможет при

Всемирный день борьбы с инсультом 2015 Тема 2015 Рязанский медицинский колледж Я женщина 1 Инсульт не делает различий между полами, женщины больше подвержены риску инсульта и во многих случаях ухаживают

Содержание Введение Глава I. Особенности внимания у младших школьников с нарушениями речи 1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста 1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших

Презентация на тему: «Мы за здоровый образ жизни» Социальный педагог- Киселёва Ирина Васильевна Работу выполнила ученица 10«Б» класса Анастасия ГБОУ Школа 2070 (Корпус 11) г. Москва. Здоровье, как основная

МЕСТО СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО

ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ НА УРОВЕНЬ АЛЕКСИТИМИИ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ У ПАЦИЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ МОЗГА. Смык А.В., Непомнящих В.М., Дёмина Д.В., Леонова

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ОБРАЗОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ЕДИНОГО ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА» 20 октября 2018 год Конгресс-центр (Центр Международной Торговли), Москва Организаторы: Всемирная Ассоциация

Протокол от 2017 г. Обследование учащихся, вновь зачисленных в школу: выявление логопатов, определение учащихся, нуждающихся в занятиях ЛФК, разработка рекомендаций по работе с детьми группы риска (нарушение

Платто Берта Владимировна воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 19» г. Сыктывкар СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ С ДЕТЬМИ

Учились делать свою работу обдуманно и поэтапно. Важным моментом, на который мы обращаем внимание, является взаимодействие в группе. Мы наблюдали, как ребята могут проявить свои организаторские, лидерские

Приложение 10 к приказу от 28 декабря 2016г. 369 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ 1. Назначение и применение программ реабилитационной помощи осуществляется на основе действующих стандартов и порядков по

Лечение наркомании самостоятельно. Лечение наркомании самостоятельно НЕВОЗМОЖНО Лечение наркомании - самая большая проблема в наркологической практике. Существует мнение, что «бывших наркоманов не бывает»,

Осторожно инсульт! Среди диагнозов, от которых не получается «отмахнуться» в надежде, что «само пройдет», инсульт, пожалуй, один из самых грозных. Все знают, что это состояние смертельно опасно. А что

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства

АНТИДЕПРЕССАНТЫ Что такое депрессия Медикаментозное лечение депрессии Антидепрессанты и их применение 1 Что такое депрессия Депрессия это очень многоплановая группа заболеваний c выраженной взаимосвязью

106 1 Особенности ЛФК и физиотерапии при заболеваниях суставов Е.Ю.Панасюк ГУ Институт ревматологии РАМН 2 Реабилитация rehabilis - восстановление способности Реабилитация представляет собой совокупность

СЕНСОРНАЯ КОМНАТА МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ МЫ ВСЕ ЗНАЕМ... СЕНСОРНАЯ КОМНАТА - ЭТО специально..., мощный инструмент для людей, чьи возможности... окружающий мир ограничены болезнью. В сенсорной комнате происходит

Как помочь человеку, перенесшему инсульт? Об этом нашим читателям в качестве эксперта рассказывает медицинский психолог Владимирской городской больницы № 4 Ольга Фролова.

- Ольга Сергеевна, какая роль в реабилитации больного после инсульта отводится родным?

После медицинской помощи крайне необходима помощь родственников, близких людей. Она должна быть регулярной. Важно помогать активно - заниматься, восстанавливать утраченные навыки. Если человек не может двигать рукой, значит, надо учить этому заново. Особенно остро период после инсульта переживают те, кто до болезни занимался активной деятельностью или был на высоком посту. А после инсульта порой даже элементарные действия и навыки становятся сложностью. Бывает, больные не в силах отвечать на простые вопросы из-за нарушения речи. Иногда, при тяжелой форме инсульта, меняется характер. Сильнее проявляются негативные черты. Не надо злиться, обижаться, кричать на больного. Особенно если он по каким-то причинам не желает отвечать на обращения и выполнять несложные упражнения. Нужно понять и принять его тяжелое психологическое состояние. Чтобы пациент после инсульта смог почувствовать любовь со стороны своих близких людей, надо уделять ему больше внимания, давать маленькие поручения, показывать, что он нужен. В этот период очень важны поддержка и одобрение: вот этого неделю назад ты не мог делать, а теперь делаешь. Это укрепляет веру больного в то, что он идет в правильном направлении.

- Могут ли пациенты полностью восстановиться?

Это зависит не от человека, а от тяжести и объема заболевания. Кто-то восстанавливается полностью. Нужно помочь таким пациентам вначале снять острый стресс, а затем успешно реабилитироваться. Важно восстанавливать, тренировать познавательные функции. Скорость мышления, память, внимание. Человек обязательно должен заниматься умственным трудом, решать задачи, учить стихи. Очень часто у него возникает страх повторного инсульта. Некоторые раздумывают: работать ли дальше, не бросить ли? Работать! Если нормальное самочувствие и если есть такая возможность. Как только человек перестает заниматься умственным трудом, сразу снижается вся познавательная сфера. Обязательно нужно соблюдать все рекомендации врачей.

- Связан ли инсульт с депрессией?

80% пациентов с инсультом находятся в подавленном состоянии. Они считают себя обузой. Особенно если болезнь в тяжелой форме, с парализацией, нарушением речи. Хотя и сам инсульт также вызывает печаль. Болезнь может задеть те участки головного мозга, которые отвечают за эмоции, и это может быть причиной пониженного настроения, нежелания ничего делать. Психологическая помощь чаще всего нужна и пациенту, и его родственникам. Толчком для выхода из депрессии может стать либо психотерапия, либо медикаментозная помощь.

-Как повышать настроение, снимать стресс?

- Соблюдать режима труда и отдыха. 8-9-часовой сон обязателен. Поддерживать правильный режим питания. Отказаться от вредных привычек. Использовать музыкотерапию и арт-терапию, аутотренинги, эмоционально-мышечную релаксацию. Помогают ежедневные прогулки на свежем воздухе. Хороша дыхательная гимнастика, стоит заняться хобби - тем, что человеку нравится. В общем, испытывать побольше положительных эмоций - кому-то доставит радость букет цветов, кому-то фотография любимой внучки или кошечки.

Постинсультные депрессии (ПД) встречаются с высокой частотой (по обобщенной оценке Hackett et al. она составляет примерно 33%), оказывают негативное влияние на процесс реабилитации, качество жизни, соматическое здоровье больных, способствуют манифестации сопутствующих психических заболеваний, прежде всего тревожных расстройств, и увеличивают смертность больных в течение последующих лет.

Несмотря на всю важность своевременного выявления и лечения ПД, эти состояния часто остаются нераспознанными, и лишь в 10% случаев выявленной ПД назначается адекватное лечение. По мнению ряда авторов, проблема лечения депрессий при инсультах и других неврологических заболеваниях остается одной из наименее исследованных тем .

Данная статья ставит перед собой задачу обозначить основные патогенетические предпосылки терапии ПД и сделать краткий обзор существующих методов лечения этих состояний.

Патогенетические предпосылки адекватной терапии постинсультных депрессий

Первые гипотезы, объясняющие развитие депрессий после инсульта, учитывали различные социопсихологические факторы. Наиболее часто ПД считали психогенной реакцией на возникающий после инсульта физический недостаток. Большое влияние психологических аспектов было отмечено во многих последних исследованиях. Так, было выявлено, что риск развития ПД коррелирует не столько с тяжестью инсульта, сколько с тяжестью функциональных ограничений (тяжестью психотравмирующей ситуации), которые он накладывает . Кроме того, отмечено, что благоприятная обстановка вокруг больного в остром периоде инсульта (раннее начало реабилитационных мероприятий) снижает частоту депрессий .

Другой популярной гипотезой является органическое происхождение ПД. Наиболее популярна точка зрения, что очаг инсульта, повреждая определенные структуры мозга, приводит к изменению функционирования нейромедиаторных систем. Согласно этой теории, разрушение аксональных проекций нейронов, содержащих биогенные амины, приводит к прекращению синтеза нейротрансмиттеров . Наиболее распространена серотониновая гипотеза, и именно она подтверждена данными позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ) : у больных с поражением левого полушария в неповрежденном полушарии происходило повышенное связывание лиганда NMSP ( -метилспиперона) с серотониновыми рецепторами 2-го типа. В последнее время все большее обоснование получает иммунно-биохимическая гипотеза, согласно которой инсульт вызывает повышенную выработку провоспалительных цитокинов, которые ингибируют индоламин-2,3-диоксигеназу (участвующую преимущественно в синтезе серотонина), тем самым тормозя синтез нейромедиаторов . Считается, что на развитие ПД могут влиять оба фактора: и психогенный, и биологический, хотя не исключено, что существуют состояния преимущественно психогенные или преимущественно органические.

Исходя из изложенных положений, в ведении больных ПД можно отметить следующие принципы:

В терапии ПД показали эффективность различные средства и методы: антидепрессанты, психостимуляторы, электросудорожная терапия (особенно при лекарственной непереносимости и тяжелой, рефрактерной к лечению депрессии), транскраниальная магнитная стимуляция, групповая поведенческая и межличностная психотерапия.

Наиболее патогенетически оправданным является назначение антидепрессантов (особенно серотонинергических). Кроме того, известно, что назначение антидепрессантов:

  • способствует обратному развитию неврологического дефицита (флуоксетин и нортриптилин — , тразодон — ),
  • улучшает восстановление когнитивных функций (Ципралекс — , нортриптилин и флуоксетин — ),
  • снижает смертность больных в последующие годы (нортриптилин и флуоксетин — ).

Благоприятное влияние антидепрессантов на мозговые функции, по-видимому, вызвано тем, что они стимулируют выработку мозговых нейротрофических факторов, способствующих регенерации мозговой ткани и усилению нейрональной пластичности. Наиболее явно этот эффект выражен у Ципралекса, который после 12 недель использования значимо усиливает выработку иРНК мозгового нейротрофического фактора (BDNF, англ. brain-derived neurotrophic factor) .

В связи с большой распространенностью депрессивных расстройств и недостаточностью ресурсов психиатрической помощи в настоящее время принято, что первый антидепрессант больному может назначить врач любого профиля . Тем не менее, существуют показания к экстренному вызову специалиста. К ним относится наличие у больного биполярного расстройства, тяжелая депрессия с заторможенностью и/или бредом, суицидальные мысли и тенденции.

При выборе антидепрессанта нужно учитывать:

  1. Хорошую переносимость. Особо важно влияние антидепрессанта на состояние сердечно-сосудистой системы, влияние на международное нормализованное отношение (МНО). Важно избегать назначения препаратов с выраженными холинолитическими свойствами (амитриптилин, имипрамин).
  2. Достаточную эффективность.
  3. Клиническую картину депрессии. Тревожную депрессию предпочтительно лечить препаратами с седирующими свойствами (миртазапин, миансерин, тразодон и др.), ПД с преобладанием апатии — активирующими антидепрессантами (моклобемид, нортриптилин, флуоксетин и др.). Препараты сбалансированного действия (Ципралекс, пароксетин, венлафаксин и др.) подходят для лечения и тех, и других состояний.
  4. Наличие сопутствующих психических расстройств (чаще всего тревожно-фобических). Осложнение ПД фобиями требует назначения антидепрессантов с противофобическим механизмом действия (пароксетин, сертралин, Ципралекс).

Для того чтобы определить, назначение каких препаратов для терапии ПД является наиболее оптимальным, проводились многочисленные исследования. По результатам одного из последних и наиболее крупных исследований , наиболее эффективными препаратами оказались миртазапин и Ципралекс, а лучше всего переносились Ципралекс и сертралин (см. рис.). Эти данные дают серьезное основание утверждать, что препаратом выбора для первого курса антидепрессивной терапии у больных с ПД может стать Ципралекс.

Прием антидепрессанта должен длиться не менее 6 месяцев (в случаях сохранения субсиндромальных депрессивных проявлений, наличии рекуррентного депрессивного расстройства лечение может быть более длительным), с постепенной отменой.

В настоящее время очевидно, что адекватное лечение психических расстройств (прежде всего, депрессий) является залогом успеха реабилитации больных, перенесших инсульт. Именно современные стандарты лечения больных с инсультом включают назначение антидепрессантов. Это одно из нововведений, которое позволяет неврологам добиваться более качественного восстановления утраченных функций и более высокого качества жизни у этой категории пациентов.

Литература

  1. Hackett M. L, Yapa C., Parag V. Anderson CS Frequency of Depression After Stroke: A Systematic Review of Observational Studies // Stroke. 2005; 36; 1330-1340.
  2. Kanner A. M. Depression in Neurological Disorders. Lundbeck Institute, 2005.
  3. Landreville P., Desrosiers J., Vincent C., Verreault R., Boudreault V. BRAD Group. The role of activity restriction in poststroke depressive symptoms // Rehabil Psychol. 2009, Aug; 54 (3): 315-322.
  4. Sorbello D., Dewey H. M., Churilov L., Thrift A. G., Collier J. M., Donnan G. Bernhardt J. Very early mobilisation and complications in the first 3 months after stroke: further results from phase II of A Very Early Rehabilitation Trial (AVERT) // Cerebrovasc Dis. 2009; 28 (4): 378-383.
  5. Robinson R. G. The clinical neuropsychiatry of stroke. Cognitive, behavioral and emotional disorders following vascular brain injury // Second edition. 2006, p. 238.
  6. Mayberg H. S., Robinson R. G., Wong D. F. PET imaging of cortical S2 receptors after stroke: lateralized changes and relationship to depression // Am J Psychiatry. 1988, 145: 937-943.
  7. Pascoe M. C., Crewther S. G., Carey L. M., Crewther D. P. Inflammation and depression: why poststroke depression may be the norm and not the exception.
  8. Wang Q., Tang X. N., Yenari M. A. The imflammatory resonce in stroke // J Neuroimmunology. 2007, 184 (1-2), 53-68.
  9. Mikami K., Jorge R. E., Adams H. P. Jr., Davis P. H., Leira E. C., Jang M., Robinson R. G. Effect of Antidepressants on the Course of Disability Following Stroke // Am J Geriatr Psychiatry. 2011.
  10. Raffaele R., Rampello L., Vecchio I., Tornali C., Malaguarnera M. Trazodone therapy of the post-stroke depression // Arch Gerontol Geriatr. 1996; 22 Suppl 1: 217-220.
  11. Jorge R. E., Acion L., Moser D., Adams H. P., Robinson R. G. Escitalopram and Enhancement of Cognitive Recovery Following Stroke Arch Gen Psychiatry. 2010; 67 (2): 187-196.
  12. Narushima K., Paradiso S., Moser D. J., Jorge R., Robinson R. G. Effect of antidepressant therapy on executive function after stroke // Br J Psychiatry. 2007, Mar; 90: 260-265.
  13. Jorge R. E., Robinson R. G., Arndt S., Starkstein S. Mortality and poststroke depression: a placebo-controlled trial of antidepressants // Am J Psychiatry. 2003, Oct; 160 (10): 1823-1829.
  14. Cattaneo A., Bocchio-Chiavetto L., Zanardini R., Milanesi E., Placentino A., Gennarelli M. Reduced peripheral brain-derived neurotrophic factor mRNA levels are normalized by antidepressant treatment // Int J Neuropsychopharmacol. 2010, Feb; 13 (1): 103-108.
  15. Cipriani A., Furukawa T. A., Salanti G., Geddes J. R., Julian P. T., Higgin J. P. T., Churchil R., Watanabe N., Nakagawa A., Omori I. M., McGuire H., Tansella M., Barbui C. Comparative efficacy and acceptability of 12 new-generation antidepressants: a multiple-treatments meta-analysis // Lancet. 2009; 373: 746-758.

Г. Е. Иванова*, доктор медицинских наук, профессор
М. А. Савина**, кандидат медицинских наук
Е. А. Петрова*, кандидат медицинских наук, доцент

* НИИ цереброваскулярной патологии и инсульта ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздравсоцразвития России,
** ФГБУ НЦПЗ РАМН,
Москва

1 В состав мультидисциплинарной бригады входят: невролог, дефектолог (логопед), кинезитерапевт (врач и инструктор ЛФК), эрготерапевт, психолог, психиатр (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 № 236 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным инсультом»).

2 В большинстве фармакологических исследований лечение начиналось с 14 суток инсульта. Безопасность более раннего назначения антидепрессантов (особенно в острейшем периоде) не исследовалась.

3 При отсутствии какого-либо эффекта от лечения препаратом в стандартной дозе в течение 4 недель пациент должен быть направлен к психиатру.

анонимно , Женщина, 62 года

Здравствуйте, у моей бабушки случился инсульт 5 дней назад,она просто упала, ей вызвали скорую и оказали своевременную помощь. МРТ показал что инсульт задел речевую зону.В первый день после инсульта парализовало правую сторону,сейчас она уже двигается и даже встаёт, но у неё перекосило рот и речь вообще отсутствует.Она все понимает и выполняет команды,которые просит врач.Но иногда когда родственники с ней разговаривают,складывается впечатление, что она не понимает,и находится в своём мире,конечно прошло ещё совсем мало времени,но хотелось бы у Вас узнать,возможно ли будет восстановить речь и понимание, и приблизительно в какое время это начнёт восстанавливаться?Мы очень передиваем за нее.Хотелось бы добавить,что после стационара её отправляют в реабилитационный центр,на восстановление. Заранее благодарю за ответ

Здравствуйте. Нарушение, при котором понимание речи, в основном, сохранно, а вот самостоятельная речь отсутствует, называется моторная афазия. В первые дни невозможно предсказать, с какой скоростью будет восстанавливаться речь, и насколько полно она восстановится. Первые 21 день называются острым периодом инсульта. Главной задачей проводимого сейчас лечения является стабилизация состояния. Основной процесс восстановления нарушенных функций (в Вашем случае – речи) происходит во время восстановительного периода. Он начинается с четвертой недели после возникновения инсульта и длится от 1 до 2 лет. Но обычно уже в больнице начинаются мероприятия по ранней реабилитации. Основной метод восстановления речи – занятия с логопедом – афазиологом. Надеюсь, что такие занятия скоро у Вас начнутся. Поинтересуйтесь об этом у лечащего врача. Но имейте в виду, что только занятий с врачом – недостаточно. Если Вы заинтересованы в восстановлении, то должны будете заниматься с ней сами ежедневно в течение длительного времени. А как построить занятия, какие конкретные упражнения нужно делать – это спрашивайте у специалиста афазиолога. Причем невозможно получить рекомендации сразу на весь период восстановления, нужно наблюдение специалиста. А сейчас постарайтесь не акцентировать внимания больного на его дефекте, так как часто люди очень болезненно переживают невозможность говорить. Тем не менее вовлекайте её в разговор, просите её кивнуть, повторить простые слова, попросите её подпеть Вам какую - нибудь простую песню (…маленькой ёлочке…), попытайтесь, чтобы она закончила фразу, используя всем известные поговорки (без труда не вытащишь и рыбку из …???). Обязательно обговаривайте все, что вы делаете рядом с ней, не молчите.(«Сейчас будем пить чай, тебе положить сахар?» – подождите ответа, попросите повторить за вами « да»). Если не получается, не задерживайтесь на этом, ведите разговор дальше, «как ни в чем не бывало» Надеюсь, что восстановление у Вас пойдет быстро. Если вдруг Вы не будете знать, что конкретно делать – свяжитесь со мной через сайт. Учтите, что это не консультация, а моё мнение по Вашему письму. С уважением Николай Николаевич

анонимно

Спасибо большое за вашу консультацию!

Консультация врача-невролога на тему «Постинсультное состояние» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

О консультанте

Подробности

Невролог, анестезиолог-реаниматолог, реабилитолог.

Основное направление деятельности - инсульт: лечение, восстановление двигательных и речевых нарушений, консультации по уходу за тяжелыми больными, психологическая помощь больным и их близким.

C 1997 года, первым в Нижегородской области, стал работать врачом нейро-реаниматологом палаты интенсивной терапии, а затем, отделения реанимации для больных с ОНМК. Неоднократно проходил обучение на курсах повышения квалификации, в том числе по теме "Новые технологии диагностики, лечения и профилактики инсульта".

Одновременно работал над реабилитацией двигательных и речевых нарушений после инсульта, организовал и руководил "Службой реабилитации доктора Жулова", в рамках которой проводил как административную и лечебную работу, так и обучение персонала методикам и технологиям восстановительного лечения.

С 2012 года является исполнительным директором Нижегородского отделения Межрегионального общественного фонда помощи родственникам больных с инсультом "ОРБИ". В рамках работы фонда проводит лекции для младшего и среднего персонала отделений для пациентов с ОНМК и для родственников больных по темам, связанным с уходом, восстановительным лечением, профилактикой инсульта.

В настоящее время продолжает работать как в качестве нейро-реаниматолога, так и в качестве специалиста по реабилитации больных с инсультом.