Обучение чтению: методика Глена Домана. Отзыв опытных родителей

Книга Глена Домана «Как научить ребенка читать» впервые была издана в середине шестидесятых годов прошлого века. С тех пор ее многократно переиздавали, и она была переведена почти на двадцать языков. Впоследствии Доманом с соавторами были написаны еще несколько книг, посвященных раннему развитию ребенка. Все эти книги объединены в серию под названием «Тихая революция».

Предварительно необходимо изготовить специальные карточки. Из обычного белого картона вырежьте полоски размером десять на пятьдесят сантиметров и напишите на них толстым красным фломастером слова печатными буквами. Толщина букв должна быть полтора сантиметра, высота - семь с половиной сантиметров. Шрифт - один и тот же для всех слов.

Обучать ребенка чтению надо в определенной последовательности.

1.Первый шаг - отдельные слова

Для первого занятия вам потребуются пять карточек. Доман советует начинать с простых, приятных и знакомых ребенку слов (названия членов семьи, домашние животные и т.д.)

Само занятие должно проходить в спокойной обстановке, ничто не должно отвлекать внимание малыша. Ребенок должен быть здоров, весел и готов воспринимать новую информацию.

Покажите ребенку первую карточку со словом «МАМА», вслух произнесите следующее: «Это означает мама». Время демонстрации - 1 секунда. Не надо ничего дополнительно объяснять ребенку. Сразу же переходите к следующей карточке. После показа пятой карточки обнимите вашего малыша и поцелуйте его. В течение первого дня показывайте карточки еще три раза с обязательным перерывом между занятиями не менее 30 минут.

Во второй день покажите малышу три раза пять вчерашних карточек и еще три раза пять новых. В сумме получится шесть занятий.

На третий день добавьте еще пять карточек. Всего пятнадцать карточек и девять занятий.

На четвертый день - двадцать карточек и двенадцать занятий.

На пятый день - двадцать пять карточек и пятнадцать занятий.

Начиная с шестого дня из каждого набора карточек, которые ребенок видел в течение пяти дней, убирается одно слово и заменяется новым. Поступайте так каждый день. Во избежание путаницы, на обратной стороне каждой карточки запишите дату ее первого показа.

Таким образом, каждый день вы будете показывать ребенку по двадцать пять карточек, разделенных на пять наборов, по пять слов в каждом из наборов. Каждый набор демонстрируется трижды в день. Каждый день добавляете пять новых слов, и убираете пять старых.

По методике Домана наборы создаются по определенным темам: предметы домашнего обихода, личные вещи, части тела, животные, продукты питания.

Сначала вы работаете только с существительными, а когда их число достигнет пятидесяти, вводятся карточки с глаголами.

2. Второй шаг - словосочетания

У ребенка уже имеется определенный словарный запас, и он готов соединять слова друг с другом. На втором шаге Доман рекомендует вводить карточки с названиями цветов . Когда ребенок запомнит цвета, сделайте карточки со словосочетаниями типа: «ЗЕЛЕНОЕ ЯБЛОКО» «ОРАНЖЕВЫЙ СЛОН» и т.д.

Со временем вы почувствуете, что малыш готов двигаться дальше. Сделайте карточки с антонимами и показывайте их ребенку, а затем переходите к словосочетаниям «БОЛЬШОЙ СТОЛ», «МАЛЕНЬКИЙ СТОЛ» и т.п.

3. Третий шаг - простые предложения

Переходим от словосочетаний к предложениям. На этом этапе вам нужно изготовить новые карточки с простыми предложениями , например, «СЛОН ЕСТ».

Размер букв уменьшите до пяти сантиметров. Кроме того, на этом шаге Гленн Доман рекомендует сделать специальную книгу . В книге должно быть пять предложений и иллюстрация к каждому предложению. Сначала текст, а за ним картинка. Размер пособия - 20x45 см, шрифт - красный, высота букв пять сантиметров. Если у вас есть фотоаппарат, то проиллюстрируйте книгу фотографиями самого ребенка. Зафиксируйте момент, когда малыш совершает то или иное действие. Детям очень нравятся подобные дневники.

4.Четвертый шаг - распространенные предложения

На этом шаге вводятся карточки, на которых написаны сложные предложения, состоящие из трех или более слов. Высота букв - четыре сантиметра. Со временем увеличивайте число слов в предложении, а размер букв уменьшайте до 2.5 см, а потом и до одного сантиметра. Цвет шрифта постепенно замените на черный.

5. Пятый шаг - книги

Наконец-то ребенок дорос до настоящих книг. Нужную книгу можно купить в магазине или сделать самостоятельно. Она должна удовлетворять таким требованиям:

1.Словарь - 50-100 слов, знакомых вашему ребенку.
2. Не более 1-го предложения на странице.
3.Высота букв не менее одного сантиметра.
4. Текст должен быть напечатан перед картинками или располагаться отдельно от них.

Читайте книгу неспеша, очень выразительно два-три раза в день на протяжении нескольких дней. Потом поставьте книгу на полку, и пусть ваш ребенок читает ее, когда захочет. Одной книжки будет явно недостаточно. Неплохой выход - покупайте в магазине готовые книжки и переписывайте их нужным шрифтом, а иллюстрации вырезывайте и наклеивайте. Постепенно у малыша соберется своя собственная библиотека.

В рамках одной, пусть и объемной статьи невозможно осветить все нюансы методики Глена Домана. Поэтому я рекомендую вам приобрести и внимательно изучить следующие книги автора: «Как научить ребенка читать» и «Гармоничное развитие ребенка» (Глава 17 - Как научить вашего ребенка читать).

Гленн Доман (1919–2013) - американский врач-физиотерапевт, разработчик серии методик восстановления для детей, создатель Институтов развития человеческого потенциала, основатель издательства Gentle Revolution.

Джанет Доман - зоолог и антрополог по образованию, директор Институтов достижения человеческого потенциала, один из создателей Института Эвана Томаса.

Сложность изложения

Целевая аудитория

Родители, которые хотят научить детей легко и быстро читать.

Авторы предлагают такую методику по обучению детей чтению, которая начинается со слов, а не с букв. В книге предложены другие направления раннего развития, как правильно использовать потенциал ребенка, превращая чтение в увлекательную игру и давая ему возможность открывать мир знаний и быть счастливым.

Читаем вместе

Ребенок обладает уникальной способностью к моментальному усвоению самой разнообразной информации, именно до пяти лет у него имеется огромный запас энергии, направленной на обучение. Удивительно, но в этом возрасте он может освоить сразу несколько языков, поэтому такие преимущества терять нельзя.

Насколько успешным может быть обучение, зависит еще от отношения родителей и от применяемых методик. Важно понимать, что ребенку этот процесс должен запомниться легким и увлекательным: уроки проводятся, только если у малыша хорошее настроение, а если он капризничает - стоит прервать обучение на несколько дней. Можно проводить до пяти занятий в день, и, чтобы малышу не стало скучно, их продолжительность должна быть не более нескольких минут.

Какие лучше всего использовать материалы: картон белого цвета, фломастеры, печатный шрифт. Занятия проводятся в моменты наибольшей активности ребенка по такому принципу: поднимается карточка со словом «мама», чтобы он ее видел на расстоянии вытянутой руки, произносится это слово, затем берется новая карточка с другим словом и повторяется тот же алгоритм. В конце занятия надо обнять малыша и поцеловать. Проверять полученные знания следует через неделю после занятий. Снова берем карточку со словом и спрашиваем у ребенка, что это на ней, ждем 10 секунд. Если ответил правильно - хвалим его (только без игрушек и сладостей), если нет - называем слово сами и занимаемся дальше. Суть обучения в том, что оно начинается всегда со слов, а не с букв, поскольку двухлетка вряд ли сразу поймет, что такое буква, а отличие между носом и ртом уловит сразу.

Авторы выделяют три уровня обучения чтению: понимание значений слов, использование слов вместе для создания чего-то нового, осознание того, что книга умеет разговаривать. Из семи шагов к обучению Доман выделяет первые три, относящиеся к чтению слов.

  1. Выбираются 15 самых приятных для малыша слов (например, «мама», «папа»), они пишутся на больших карточках длиной 60 см и высотой 15 см красным фломастером печатными буквами по 12 см.
  2. Выбираются 20 основных «я-слов» (например, «нос», «глаз»), повторяется то же действие, только высота карточки уменьшается до 12 см, а буквы - до 10 см.
  3. Выбираются около 60 домашних слов (например, «стол», «апельсин»), карточки становятся по 7 см, а буквы - по 5 см.

В первый день ребенок видит только пять карточек из первой группы с постепенным добавлением еще по пять каждый день. Так малыш тренирует мозг, учась отличать один символ от другого, продвигаясь дальше к распознаванию и чтению слов.

На втором этапе ребенок изучает тело, для этого есть карточки с перечислением его частей. Их можно показывать, применяя одновременно тактильные и звуковые ощущения.

Третий этап формирует домашний словарь ребенка: он состоит из предметов обихода, его личных вещей, действий. Последние слова необходимо иллюстрировать для лучшего усвоения и более веселого занятия. Если добавлять по одному новому слову взамен старого, будет удобно давать ребенку запоминание сразу 25 слов, разбитых на группы. Чем больше новых слов вводится, тем успешнее закрепляется материал. С еще не начавшим разговаривать малышом усвоенный материал можно проверять через вопросы «А где слово?», «Покажи слово».

На четвертом этапе формируются «предложения-структуры», именно тогда нужно выбирать первую книжку и материалы для ее чтения. На отдельные карточки выписываются книжные слова, и первое слово в предложении предлагается распознавать так же, как раньше. Затем карточки раскладываются на полу, например со словами «Мы будем читать», произносится каждое слово и наглядно показывается на карточке. Ребенку следует выучить все слова, прежде чем перейти к предложениям. Если у него не все получилось с первого раза, не стоит его ругать, нужно сохранять доброжелательную атмосферу. Какие-то грамматические моменты тоже не надо объяснять, не делать акцент на превращении красных букв в черные. Ребенку достаточно выучить пять слов в день, но надо делать это так, чтобы ему не наскучило.

Пятый шаг формирует структурные фразы и предложения, когда вместо карточек используются тексты с книжных страниц. А уже на отдельные карточки выписываются слова из книги. Карточки должны быть одинаковыми по длине и высоте, буквы - черного цвета по 2,5 см, количество карточек равно количеству книжных страниц. В углу каждой проделывается отверстие для нанизывания на шнурок. Используется тот же принцип, что и на первых шагах: карточка показывается в течение пяти дней, а из прочитанных страниц делается персональная книга ребенка. Как только будет прочитана последняя страница, ребенок может получить награду в виде сертификата.

На шестом этапе у малыша появляется его личная книжка, которая им фактически прочитана дважды. В ней должны быть буквы не менее 6 мм (для детей до двух лет не менее 2,5 см), текст и картинки должны находиться на расстоянии, всего в книге размещено не более 150 различных слов и не более 20 на каждой странице.

На седьмом, заключительном этапе начинается алфавит. Этот интересный поворот в методике Домана направлен на изначальное понимание ребенком структуры слова. Поэтому для изучения азбуки подходит любая методика.

Лучшая цитата

«Человек стал человеком исключительно потому, что он смог читать и писать».

Чему учит книга

Высокая нагрузка на мозг дает ему возможность лучше развиваться.

Лучшими учителями ребенка являются его родители, если они это делают к тому же с огромной любовью и радостью.

Учеба может быть обоюдной приятной игрой, ни в коем случае нельзя превращать ее в унылое и травмирующее занятие. Чем сильнее контроль, тем меньше у ребенка охота учиться.

Обучение следует начинать со слова как основной единицы языка, а потом переходить к буквам. Именно первая книга является важнейшим этапом в обучении чтению.

От редакции

Научить ребенка читать, безусловно, важно, а еще важнее привить искреннюю любовь к чтению, чтобы книги стали для него источником радости и наслаждения. Семейный психолог Софья Шевякова рассказывает, как сделать этот процесс увлекательным и для малыша, и для родителей: .

Некоторые родители, считающие себя прогрессивными, готовы учить свое чадо грамоте чуть ли не с самого рождения. Но есть ли в этом смысл? О плюсах и минусах раннего развития рассуждает психолог и мама троих детей Ольга Юрковская : .

Когда учеба из приятной игры превращается в рутину, процесс становится травмирующим и малорезультативным. Если вы не хотите нанести вред психике своего ребенка, рекомендуем прочесть статью психолога Александра Бэнэреску , которая рассказывает о шести «смертных грехах» воспитания: .

Ваш ребенок не может запомнить прочитанное, выучить стихотворение, пересказать сказку? Не стоит опускать руки. О причинах плохой памяти у ребенка и способах решить проблему рассказывает педагог и психолог Марина Таланина : .

Гленн Доман

Предисловие

ПЕРВЫЙ ШАГ. Визуальное различение.

ВТОРОЙ ШАГ. Словарь о себе.

ТРЕТИЙ ШАГ. Домашний словарь.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Словарь "Предложения - структуры".

ПЯТЫЙ ШАГ. Структурные фразы и предложения.

ШЕСТОЙ ШАГ. Читаем настоящую книгу.

СЕДЬМОЙ ШАГ. Алфавит.

Предисловие

В оригинале эта книга носит название "Научите читать вашего младенца!" - но мы решили не пугать молоденьких мам, ее потенциальных читательниц.

Конечно, имеет право на существование и такой подход, при котором родительская самодеятельность считается излиш­ней, ибо, как удачно сформулировала одна мама: "всему свое время, в школе научат, в нашей стране, слава Богу, неграмот­ных нет!".

Но когда я впервые прочел предлагаемую вам книгу Гленна Домана мне открылось (как пелена с глаз спала) великое и обыкновенное чудо - куда более великое, чем всякие зайцегла-зые-зеленые инопланетяне или хождения по воде, великое именно обыкновенностью своей, повсеместностью и каждодневностью. Я говорю о чуде пробуждения человека и личности в недавно принесенном из роддома полешке. С невероятной скоростью, вчерашняя живая кукла повинуясь каким-то надземным законам, овладевает информацией об окружающем ее сложнейшем мире. Никогда на протяжении всей последующей жизни мы не сможем уже повторить это сверхъестественное усвоение незнакомого ранее материала. Каждый ребенок гениален - понимаем ли мы это в полной мере?

Через несколько лет эта гениальность проходит, отчасти по причинам биологическим, а отчасти благодаря нашей изощ­ренной системе образования, в условиях которой и те, кого потом признают мудрецами и гениями, нередко выглядят непро­биваемыми тупицами.

Но если в первые годы жизни наш ребенок способен на интеллектуальный подвиг, причем без - всякой реальной помощи со стороны взрослых, а иногда прямо вопреки их усилиям, то почему бы не приобщить его и к величайшей человеческой ра­дости-- чтению?

Но тут кто-то, осторожненький и консервативненький, прямо заверещал внутри меня - как вы можете брать на себя такую ответственность, это же насилие над слабой психикой ребенка?!

И я снова перечитал книгу Гленна Домана. И согласился с тем, что обучение чтению это действительно страшное, де­структивное насилие над маленьким человеком. Но не то обучение, которое предлагает нам эта книга, а то обычное, школьное, через которое прошли мы с вами и которое мы навязываем несчастным первоклашкам.

Судите сами. Из целостного мироздания, из волшебного и доброго мира, полного звуков, тепла, голосов и слов мы выры­ваем, допустим, звук "М", превращаем его в букву и изо всех сил вдалбливаем эту букву в детскую головенку, мыча при этом нечленораздельно. Потом мы пририсовываем какой-то домик и пытаемся убедить малыша, что это "МА" - бессмысленное, кстати говоря, "ма". Потом мы делаем еще один комплект таких же карточек, выкладываем все это в одну линию и уверяем, что получилась "мама". Самое светлое, самое близкое, что есть на свете - и вдруг превращается в сложенные из мычания значки. Хочется плакать, уткнувшись в мамино плечо.

Ведь ребенок изначально не знает, что слово строится из букв. Он запоминает образ, он соединяет его со словом буквы же, как алгебра, как ноты, как химические формулы принадлежат исключительно взрослому миру условных абстрак­ций.

Это не противоречит сказанному выше о врожденной гени­альности каждого ребенка - только благодаря ей и в значитель­ной степени, ценой её "у нас в стране нет неграмотных".

Но если мы постепенно научим ребенка сперва слову (соединенному с образом), а потом разбивке этого слова на - звуки и буквы, то мы не совершим никакого насилия, мы прос­то дадим ему новую игру - увлекательную даже на самых первых порах.

Это игра, в которой ребенок не уходит в свой собствен­ный, часто недоступный для нас мир; вы играете с ним вместе и выигрываете оба. Все игры на свете по сути своей очень серьезны, все серьезные дела в определенной степени игра. Вот так, играючи, вы не только безболезненно приобщите своего малыша к миру чтения, не только укрепите свою дружбу с ним, но и очень многому научитесь у него - улыбке, комму­никабельности, терпению, воображению, благодарности, радости.

Ведь на самом деле, дети только притворяются, играют в то, что они у нас учатся, тогда как они посланы нам, чтобы научить каждого из нас быть человеком.

Р.Б.Рыбаков

Мы, матери, - скульпторы,

а наши дети - это глина.

B.C. Стонер

"Естественное образование"

Большинство инструкции начинается словами о том, что если не следовать им четко и безоговорочно, они не сработают.

В противовес этому довольно безопасно сказать, что независимо от того, насколько плохо вы ознакомите своего ребенка с чтением, он все равно обучится этому лучше, чем если бы вы совсем не учили его чте­нию. То есть, в любом случае это игра в одни ворота и, независимо оттого, хороший или плохой вы игрок, в любом случае вы выигрываете. Даже, если вы играете исключительно плохо, результат в худшем случае будет нулевым.

Тем не менее чем разумнее вы играете свою роль в игре обучения своего маленького ребенка читать, тем быстрее и лучше он научится читать.

Если же вы играете в игру правильно, то оба - вы и ваш ребенок получите огромное удовольствие.

Вам потребуется не более получаса в день.

Прежде чем начинать обсуждение того, как обучать детей читать, давайте вспомним основные данные о ребенке.

1.Ребенок младше пяти лет может с легкостью впитывать огромные дозы информации. Если ребенку меньше 4 , это будет еще легче и более эффективно. Если менее 3, еще легче и значительно эффективней. А ра­нее 2-х лет самый легкий и эффективный путь.

2.Ребенок младше пяти лет может принимать информацию с удиви­тельной скоростью.

3.Чем больше информации ребенок приобретет до 5 лет, тем больше ее сохраняется.

4.Ребенок до 5 лет обладает огромным запасом энергии.

ПЕРВЫЙ ШАГ. Визуальное различение.

ВТОРОЙ ШАГ. Словарь о себе.

ТРЕТИЙ ШАГ. Домашний словарь.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Словарь "Предложения - структуры".

ПЯТЫЙ ШАГ. Структурные фразы и предложения.

ШЕСТОЙ ШАГ. Читаем настоящую книгу.

СЕДЬМОЙ ШАГ. Алфавит.

Предисловие

В оригинале эта книга носит название "Научите читать вашего младенца!" - но мы решили не пугать молоденьких мам, ее потенциальных читательниц.

Конечно, имеет право на существование и такой подход, при котором родительская самодеятельность считается излишней, ибо, как удачно сформулировала одна мама: "всему свое время, в школе научат, в нашей стране, слава Богу, неграмотных нет!".

Но когда я впервые прочел предлагаемую вам книгу Гленна Домана мне открылось (как пелена с глаз спала) великое и обыкновенное чудо - куда более великое, чем всякие зайцегла-зые-зеленые инопланетяне или хождения по воде, великое именно обыкновенностью своей, повсеместностью и каждодневностью. Я говорю о чуде пробуждения человека и личности в недавно принесенном из роддома полешке. С невероятной скоростью, вчерашняя живая кукла повинуясь каким-то надземным законам, овладевает информацией об окружающем ее сложнейшем мире. Никогда на протяжении всей последующей жизни мы не сможем уже повторить это сверхъестественное усвоение незнакомого ранее материала. Каждый ребенок гениален - понимаем ли мы это в полной мере?

Через несколько лет эта гениальность проходит, отчасти по причинам биологическим, а отчасти благодаря нашей изощренной системе образования, в условиях которой и те, кого потом признают мудрецами и гениями, нередко выглядят непробиваемыми тупицами.

Но если в первые годы жизни наш ребенок способен на интеллектуальный подвиг, причем без - всякой реальной помощи со стороны взрослых, а иногда прямо вопреки их усилиям, то почему бы не приобщить его и к величайшей человеческой радости-- чтению?

Но тут кто-то, осторожненький и консервативненький, прямо заверещал внутри меня - как вы можете брать на себя такую ответственность, это же насилие над слабой психикой ребенка?!

И я снова перечитал книгу Гленна Домана. И согласился с тем, что обучение чтению это действительно страшное, деструктивное насилие над маленьким человеком. Но не то обучение, которое предлагает нам эта книга, а то обычное, школьное, через которое прошли мы с вами и которое мы навязываем несчастным первоклашкам.

Судите сами. Из целостного мироздания, из волшебного и доброго мира, полного звуков, тепла, голосов и слов мы вырываем, допустим, звук "М", превращаем его в букву и изо всех сил вдалбливаем эту букву в детскую головенку, мыча при этом нечленораздельно. Потом мы пририсовываем какой-то домик и пытаемся убедить малыша, что это "МА" - бессмысленное, кстати говоря, "ма". Потом мы делаем еще один комплект таких же карточек, выкладываем все это в одну линию и уверяем, что получилась "мама". Самое светлое, самое близкое, что есть на свете - и вдруг превращается в сложенные из мычания значки. Хочется плакать, уткнувшись в мамино плечо.

Ведь ребенок изначально не знает, что слово строится из букв. Он запоминает образ, он соединяет его со словом буквы же, как алгебра, как ноты, как химические формулы принадлежат исключительно взрослому миру условных абстракций.

Это не противоречит сказанному выше о врожденной гениальности каждого ребенка - только благодаря ей и в значительной степени, ценой её "у нас в стране нет неграмотных".

Но если мы постепенно научим ребенка сперва слову (соединенному с образом), а потом разбивке этого слова на - звуки и буквы, то мы не совершим никакого насилия, мы просто дадим ему новую игру - увлекательную даже на самых первых порах.

Это игра, в которой ребенок не уходит в свой собственный, часто недоступный для нас мир; вы играете с ним вместе и выигрываете оба. Все игры на свете по сути своей очень серьезны, все серьезные дела в определенной степени игра. Вот так, играючи, вы не только безболезненно приобщите своего малыша к миру чтения, не только укрепите свою дружбу с ним, но и очень многому научитесь у него - улыбке, коммуникабельности, терпению, воображению, благодарности, радости.

Ведь на самом деле, дети только притворяются, играют в то, что они у нас учатся, тогда как они посланы нам, чтобы научить каждого из нас быть человеком.

Р.Б.Рыбаков

Как научить вашего ребенка читать.

Мы, матери, - скульпторы, а наши дети - это глина.

B.C. Стонер

"Естественное образование"

Большинство инструкции начинается словами о том, что если не следовать им четко и безоговорочно, они не сработают.

В противовес этому довольно безопасно сказать, что независимо от того, насколько плохо вы ознакомите своего ребенка с чтением, он все равно обучится этому лучше, чем если бы вы совсем не учили его чтению. То есть, в любом случае это игра в одни ворота и, независимо оттого, хороший или плохой вы игрок, в любом случае вы выигрываете. Даже, если вы играете исключительно плохо, результат в худшем случае будет нулевым.

Тем не менее чем разумнее вы играете свою роль в игре обучения своего маленького ребенка читать, тем быстрее и лучше он научится читать.

Если же вы играете в игру правильно, то оба - вы и ваш ребенок получите огромное удовольствие.

Вам потребуется не более получаса в день.

Прежде чем начинать обсуждение того, как обучать детей читать, давайте вспомним основные данные о ребенке.

1.Ребенок младше пяти лет может с легкостью впитывать огромные дозы информации. Если ребенку меньше 4, это будет еще легче и более эффективно. Если менее 3, еще легче и значительно эффективней. А ранее 2-х лет самый легкий и эффективный путь.

2.Ребенок младше пяти лет может принимать информацию с удивительной скоростью.

3.Чем больше информации ребенок приобретет до 5 лет, тем больше ее сохраняется.

4.Ребенок до 5 лет обладает огромным запасом энергии.

5.Ребенок до 5 лет проявляет непреодолимое желание учиться.

7. Ребенок до 5 лет изучает целый язык и он может выучить любой язык или так много языков, сколько будет ему представлено. Он может научиться читать на одном или на нескольких языках с такой же готовностью, с какой он осваивает язык разговорный.

С какого возраста лучше начать.

Вопрос о том, когда следует начать обучать ребенка читать, довольно занимателен. Вообще на каком этапе своего развития ребенок готов чему-либо учиться?

Однажды, одна мама спросила известного специалиста по детскому развитию, с какого возраста ей следует начать обучать своего ребенка?

"Что ж, - сказал он - а когда родится ваш ребенок?"

"О, ему сейчас всего 5 лет" - ответила мать.

"Мадам, бегите быстрее домой, вы потеряли лучшие 5 лет его жизни" - сказал эксперт.

Старше двух лет обучение чтению дается труднее и труднее год от года. Так, если вашему ребенку 5, то все-таки легче научить его читать, чем если бы ему было в. В 4 года гораздо легче, чем в 5, а в 3 еще легче.

Наверно, самым лучшим временем для того, чтобы начать, является 1 год. Это займет наименьший объем времени и не будет отнимать очень много энергии у вас. (Если же вы хотите прибавить себе немножко проблем, то можете начать обучение с 5 месяцев, а если вы чрезвычайно целеустремленный человек, то даже с 3-х).

Обучение вашего ребенка складывается из двух жизненно важных принципов; первый - это ваше отношение, ваш подход, второй - это объем и порядок материалов для чтения.

1. Родительское отношение и подход.

Учиться - это величайшее приключение в жизни. Учение желанно, жизненна необходимо, неизбежно и выше всего - это наиболее стимулирующая и захватывающая жизненная игра. Ребенок верит, он будет всю жизнь верить в это, если вы не убедите его в обратном.

Самое важное правило, что оба - родитель и ребенок - должны радостно подходить к обучению чтению, как к забавной, желанной игре. Родителю никогда не следует забывать, что обучение - это наиболее интересная игра жизни, это не работа. Учение - это награда, а не наказание. Учение - это удовольствие, а не необходимость, это привилегия, а не обязанность. Родителю необходимо все время помнить об этом и никогда не делать ничего, что разрушило бы это естественное отношение ребенка к учению.

Только дети, ведущие себя очень хорошо, должны получить возможность играть в игру обучения чтению. Те дети, которые плохо себя ведут и непослушны, не получают такой возможности. К тому же, если ваш ребенок плохо себя вел, не следует говорить ему, что он хороший мальчик, и что он может играть с вами, хотя на самом деле именно вам хочется поиграть. Ребенка просто так не проведешь. Он знает, что вел себя плохо и если после этого все же разрешить ему эту игру, он решит, что игра это своеобразное наказание. Если ребенок себя плохо вел в течение 3-х дней подряд, то он не должен играть с вами в течение всего этого времени, независимо от того, насколько родителю хочется самому поиграть в нее.

Второй важной вещью является то, чтобы определить временной промежуток, который можно играть в игру. Дело в том, что он должен быть очень коротким. Поначалу игра должна продолжаться 3 раза в день, но каждое занятие должно занимать всего лишь несколько секунд.

Чтобы понять, когда следует закончить каждое занятие, родитель должен развивать в себе чуткость. Вы должны хотя бы за мгновение предугадывать мысли ребенка и останавливать игру до того, как ребенок захочет оставить ее.

Если родитель сможет во время уловить этот момент, то ребенок будет просить родителя продолжать игру и родитель будет взращивать, а не разрушать естественное желание ребенка учиться.

Итак родителям следует помнить две вещи; первое - обучение это самая большая радость, чем что-либо еще, второе - что каждое занятие должно заканчиваться до того, как ребенку захочется его закончить.

Все материалы, используемые в обучении вашего ребенка читать, очень просты. Они основаны на многолетней работе и экспериментах очень большой группы ученых и исследователей, которые изучали, каким образом человеческий мозг растет и функционирует. Они разработаны на основании факта о том, что чтение - это функция мозга. Они признают н оценивают возможности н ограниченность маленького детского визуального аппарата и они продуманы для того, чтобы встретить нужным образом все вытекающие из этого сложности. Все материалы должны быть выполнены на достаточно плотном белом картоне для того, чтобы они не рвались при первом же использовании и прикасании к ним ребенка. Такой белый картон можно купить в специальных магазинах. Можно использовать большие ватманские куски, которые потом режутся до нужного, размера.

Необходимые слова должны быть расписаны яркими фломастерами, которые не стираются. Различные их марки продаются в магазинах. Текст должен быть написан аккуратно, чётко и разборчиво простыми, печатными буквами. Необходимо соблюдать поля, хотя бы в 1 см на карточках. Используемые материалы должны состоять из следующих компонентов:

1. Слова; "МАМА" ("MOMMY"), "ПАПА" ("DADDY"), имя вашего ребенка на отдельных карточках в дополнение к 12-ти другим словам, описанным на следующей странице под заголовком "Первый шаг". Эти карточки должны быть 15 см высотой и 60 см длиной. Буквы должны быть примерно 12 х 10 см с расстоянием около 1 см между ними. Они должны быть написаны красным фломастером и печатными буквами:

2.Двадцать основных Я-слов, (описанных на последующих страницах под заголовком "Второй шаг") тоже на белом картоне, примерно 12 см высотой и 60 см длиной и тоже красными печатными буквами примерно -10 см высотой:

3. Основные слова из окружающего ребенка мирза, описанные под заголовком "Третий шаг". Тоже белый картон, 3 см высотой и буквы около 5 см высотой:

4. Словарь по структуре предложений. Тоже отдельные карточки, примерно 8 см высотой, написанные черным печатным, шрифтом, буквы 5 см высотой;

5.Словарь предложений и коротких фраз. Фразовая карточка со словами, напечатанными черным простыми буквами около 2,5 см высотой. Эти карточки могут быть собраны воедино и сделаны в виде книжки, нанизанной на какое-нибудь кольцо или скрепленной скрепкой. Карточки могут быть довольно длинными, чтобы заключать в себе весь текст каждой страницы: Все будет описано в последствии.

6. Детская книжка, использующая ограниченный набор детских слов, отпечатанных черным простым шрифтом около 6-мм высотой.

Все материалы начинаются с больших красных широких букв и постепенно изменяются до черных обычных печатных буке нормального размера. Это делается затем, чтобы дать еще не установившемуся детскому аппарату возможность тоже взрослеть и усложняться в соответствии с усложнением изучаемого материала.

Чтение — одно из самых сложных навыков у людей. И как научить читать ребенка — порой очень сложный вопрос. Мы все хотим, что бы дети любили читать , а не просто от того, что надо это уметь в школе и в жизни. Любовь к книгам надо прививать с рождения, и желательно на своем примере.

Сейчас очень много разных методик по обучению чтению, они объясняют как научить читать ребенка, и в них очень легко запутаться, а выбрать нужную и результативную еще сложнее. Важно еще не отступать от методики, а следовать ее урокам и довести дело до конца. Самое важное в обучении, что бы оно было в игровой форме и приносило удовольствие и малышу и вам.

Поэтому, я рассматриваю методику Домана, как самую интересную, развивающую, легкую, результативную.

Сейчас я вам расскажу о самом Глене Домане, о карточках Домана, и об его методике: как научить читать ребенка.

Будучи ученым-нейрофизиологом, Глен Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект.

Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.

Родители готовят подборку карточек Домана с изображением растений, животных, великих людей и многого другого. С первых дней жизни детям показывают серии карточек по разным отраслям знаний, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и заканчивая изображением растений, животных, великих людей и исторических событий и многого другого. Показывая картинки, взрослый произносит сначала название, а потом показывает картинку. В будущем добавляются все новые и новые факты об этом изображении.

Например:

1. написанное слово «апельсин» и показывают изображение апельсина
2. Теперь факты: Апельсин – это плод апельсинового дерева
3. Апельсин относится к семейству рутовые, подсемейству Цитрусовые
4. Родина Апельсина — Китай
5. Апельсин — это гибрид, полученный в древности, смешением мандарина с помелом.
6. Сейчас растет по всему побережью Средиземного моря, атак же в Центральной Америке.

Некоторые современные психологи, считают систему обучения детей Глена Домана неприемлемой, используя лишь её самые яркие проявления. Карточки Домана — это прекрасная возможность познакомить ребенка с окружающим миром, увеличить его словарный запас. Постарайтесь подстроиться под ритм, характер и темперамент вашего ребенка — если ему необходимо длительная задержка, остановитесь, рассмотрите карточки, или наоборот показывайте их быстро. Главное в любых занятиях — это удовольствие и желание ребенка.

Предлагаю вашему вниманию . По его методике представлены уже готовые к просмотру ребенком. Их нужно скачать на свой компьютер и запустить. ВСЕ КАРТОЧКИ или ПРЕЗЕНТАЦИИ ОЗВУЧЕНЫ. Каждые 2 дня добавляются новые презентации, заходите и качайте.