Кабат-Зинн — Осознанность в повседневной жизни.

Кабат-Зинн — Осознанность в повседневной жизни

Джон Кабат-Зинн, создатель программы MBSR (программа снижения стресса на основе осознанности) отвечает на вопросы относительно практики осознанности в повседневной жизни. Затрагиваются темы осознанности на работе, сочетания практики и воспитания детей, где искать вдохновение к практике…

«Способ просто быть»
Джон Кабат-Зинн отвечает на вопросы об осознанности в повседневной жизни.

Вопрос: Мой партнер находится в постоянном стрессе из-за своей работы, также к этому добавляются дурные привычки (азартные игры на компьютере, например). Когда я упоминаю практику осознанности, он отвечает: «Да, да. Я займусь». Но в реальности ничего не делает. Я не хочу навязывать, но мне кажется, это бы принесло пользу нашим отношениям.

Джон Кабат-Зинн: Навязчивость и «миссионерство» были бы ошибкой номер один. Когда вы занимаетесь чем-то вроде практик осознанности, вы внезапно начинает казаться, что вашим близким стоило бы также начать практиковать, но таким образом вы заходите на очень опасную территорию. Лучше всего практиковать самому и лично воплощать осознанность в своей жизни, позвольте своей практике «говорить» с окружающими.
В вашем случае «дурные привычки» могут оказаться чем-то гораздо более серьезным. На самом деле они могут сигнализировать о наличии серьезной зависимости, которая рано или поздно неизбежно приведет к устойчивым моделям поведения, причиняющим вред всем окружающим. Использовать осознанность для того чтобы исправить положение — это не самый мудрый способ наладить отношения, не позволяйте практикам осознанности стать дешевым решением ваших вызовов. Осознанность — это не способ наладить что-то, а способ видеть вещи такими, какие они есть, и мудро взаимодействовать с ними, даже если это сложно или болезненно. «Налаживание» — это не выбор в данной ситуации. Возможно лучше говорить об «исцелении», путем привнесения мудрости и сострадания в ситуацию, не пытаясь использовать силу для того чтобы превзойти то, от чего вы зависимы.
Вам не удастся никогда изменить другого человека. Он должен сам быть готов пройти свой собственный путь перемен. Я бы посоветовал не пытаться переубедить вашего партнера в чем-либо. Просто верьте в свою собственную приверженность практике, и старайтесь, без всякого плана или цели, осознавать, что происходит с вами и вашим партнером, с тем максимумом любящей доброты и сострадания, на которые вы способны в данный момент.

Вопрос: Осознанность полностью поменяла то, как я работаю. Я меньше подвержен стрессу, я работаю эффективней, а мое артериальное давления упало! Как мне вдохновить мое окружение на работе быть более осознанными.

Джон Кабат-Зинн: Лучший способ — это воплотить осознанность на работе самому и доверять своим инстинктам. Не обязательно хорошей идеей будет взяться учить самому, или начать раздавать советы. Но было бы неплохо то тут, то там делиться с друзьями своим энтузиазмом, или даже попробовать немного попрактиковать вместе. Но нужно учитывать, что в частности на работе, это может иметь неприятные последствия. Вы же не хотите прослыть «миссионером осознанности» у себя на работе?
Я бы предложил пригласить кого-то, кто хорошо разбирается в вопросе, сделать небольшой доклад об осознанности в условиях работы и в повседневной жизни, и включить в него краткую практику медитации, для тех, кто заинтересовался. Такие выступления могут стимулировать дальнейший интерес, который может принимать различные формы: например, совместную групповую практику рано утром или групповое обсуждение.

Вопрос: Я только что завершил программу MBSR (снижения стресса на основе осознанности). Что делать дальше?

Джон Кабат-Зинн: Практиковать! Завершив — вы накопили восьминедельный импульс. Подпитывайте этот импульс — иначе он может выдохнуться, и осознанность останется в памяти сладким воспоминанием или просто хорошей идеей. Вы должны выяснить как часто и насколько долго практиковать, опираясь на обстоятельства вашей жизни. Но будьте гибкими. Для поддержки практики вы можете читать о программе снижения стресса (MBSR) и о людях с большим опытом практики. Но читайте с умом. Чтение не может заменить практику осознанности. Оно только дополняет ее. Идея о том, что сначала нужно прочитать гору книг, чтобы вдохновиться перед практикой — это миф.
Другим источником поддержки может стать группа практикующая медитацию неподалеку от вас. Пойдите и сядьте вместе с ними, когда они практикуют медитацию. Возможно, если чувствуете себя готовыми, найдите место типа «Insight Meditation Society» и пройдите там ретрит. Такой тип погружения имеет большое значение.
Но настоящая практика медитации — это ваша жизнь. Ошибочно полагать, что достаточно 45 минут практики в день и дело сделано. Речь идет о том, чтобы позволить практике заполнить каждый момент бодрствования в вашей жизни — устройте своего рода «любовный роман» с настоящим моментом, но без превращения в рутину. Это не отнимает много энергии помнить, что вы дышите, видите, обоняете, слышите, осязаете… Ощущайте ваше тело и вашу связь с природой, с коллегами по работе, с членами вашей семьи, со своим собственным сердцем — это то, что строит фундамент осознанности, что поддерживает вашу формальную практику. Вы не практикуете технику. Это становится формой бытия.

Вопрос: У меня трое детей (2, 5 и 7 лет). Я начала практиковать осознанность еще до того как они родились, но сейчас удается делать немногое. Мне хотелось бы восстановить свой уровень. Что вы можете посоветовать?

Джон Кабат-Зинн: Если вы поймали себя на мысли, что вам хочется возобновить практику, доверьтесь этому импульсу и начните практиковать. И конечно, когда вы приступите, сразу возникнет вопрос: «Когда?».
Ответ будет состоять из двух частей. У вас есть возможность для формальной практики и для неформального взращивания осознанности, путем внимательного выполнения родительских обязанностей, осознанного отношения к своей семье. Что касается формальной практики, каждый устанавливает повседневный комплекс упражнений, исходя из своей ситуации. Когда мои дети были маленькими, я просыпался чуть раньше их подъема и практиковал. Иногда это срабатывает, иногда — нет.
По правде говоря, вряд ли у вас будет время для полноценной формальной практики. Настоящая практика, когда у вас есть двухлетний, пятилетний и семилетний ребенок это быть полностью с ними. Осознанность углубляется посредством того, что вы постоянно находитесь в осознанных отношениях с ними и с собой, независимо от того, что происходит. Это интересно, например, наблюдать, как быстро меняются эмоции у ребенка. Также полезно понаблюдать за тем, насколько вы способны изменить ситуацию, если вам не нравится, что происходит. Множество вызовов и прозрений ждут вашего осознания. Это очень богатая и плодотворная практика. Когда вы укладываете ребенка спать по вечерам, или будите утром — это по настоящему драгоценные моменты для того чтобы быть здесь-и-сейчас, а не пролетать их в спешке. Ведь это ваша жизнь, каждый ее момент! Это практика высокого уровня: просто смотреть на ребенка и наблюдать свои реакции, и все это с огромной добротой и состраданием. У вас не хватило бы денег чтобы оплатить такие уроки, а ваши дети дают их вам бесплатно хотите вы того или нет.
Вы также можете потратить несколько минут чтобы «принять» вашего ребенка таким, какой он есть, и отметить, какие чувства у вас возникают. Это само по себе радикальный акт любви.

Вопрос: Мой четырехлетний ребенок не хочет слушать меня. Я часто беседую с ним накоротке, перед тем как уехать на работу, а потом весь день сижу и чувствую себя ужасно. Но ведь нужно чтобы мой ребенок меня выслушивал, нужно предостеречь его от всяких опасностей, типа прыжков с высокого кресла…

Джон Кабат-Зинн: Конечно, нам хочется гарантировать безопасность наших детей больше всего на свете. Но часто в таких ситуациях наши страхи берут над нами верх. Мы все делали нечто подобное много раз. Возникает страх в виде мыслей: «Мой ребенок обязательно поранится!» От этого мы резки с ребенком, а потом чувствуем себя ужасно, когда размышляем об этом. Затем мы находим рациональное объяснение: «Ведь я же должен оградить своего ребенка от травм».
Отсутствие осознания своего страха и стоящих за ним мыслей вызывает реакцию и ограничивает нашу способность видеть, что текущий момент предоставляет нам множество вариантов выбора. Можно, например, изменить условия, аккуратно взяв ребенка из его высокого кресла, это даст больше чем попытки научить его вещам, которые он еще не способен усвоить в данный момент. В конце концов, ему только четыре года. В таких ситуациях всегда есть множество творческих возможностей, но только вы сможете найти их, основываясь на своей готовности быть более осознанным в данный момент. Осознание — ключ в любой ситуации. Сложившаяся ситуация уже побуждает вас взглянуть пристальней на то, что произошло, и прийти к пониманию того, что же вы можете ожидать от себя в плане реакций в другие моменты жизни. В этом вся прелесть практики.

Медитация успешно применяется в некоторых европейских лечебных учреждениях, хотя многие специалисты к ней до сих пор относятся с настороженностью, а в некоторых странах – например, в России – о ее медицинских возможностях вообще очень мало известно. «Лечебная» медитация показала свою эффективность еще тридцать лет назад, когда биолог Джон Кабат-Зинн разработал серию упражнений, включающих в себя особые приемы дыхания и концентрации внимания, с целью «снижения стресса на основе осознания».

Сегодня специалисты в области когнитивной терапии добавляют к этим упражнениям работу по осознанию депрессивного состояния (неотвязные мрачные мысли, падение самооценки), а также постепенную тренировку контроля над этими психическими процессами: расслабление, безоценочное принятие своих эмоций и мыслей и наблюдение, как они «проплывают, словно облака по небу». О возможностях, которые может открыть эта методика, мы беседовали с ее автором.

Джон Кабат-Зинн (Jon Kabat-Zinn) – биолог, профессор медицины Массачусетского университета (США). В 1979 году он оказался у истоков «духовной медицины», первым предложив использовать практику медитации в лечебных целях.

Psychologies: Как вам пришла мысль использовать буддийские медитативные техники для борьбы со стрессом?

Об этом

  • Джон Кабат-Зинн «Куда бы ты ни шел – ты уже там», Издательство Трансперсонального института, 2000.

Джон Кабат-Зинн: Наверное, эта идея возникла как бессознательная попытка помирить моих собственных родителей. Мой отец был известным биологом, а мать – увлеченной, но непризнанной художницей. Их взгляды на мир радикально отличались, и это часто мешало им найти общий язык. Уже в детстве я понял, что мировоззрение каждого из нас по-своему неполно. Все это впоследствии заставляло меня задаваться вопросами о природе нашего сознания, о том, как именно мы осознаем все то, что существует вокруг. С этого начался и мой интерес к науке. В студенческие годы я занимался дзен-буддийскими практиками, йогой, восточными единоборствами. И все сильнее становилось мое желание связать эти практики с наукой. Когда я защитил докторскую диссертацию по молекулярной биологии, я решил посвятить свою жизнь моему проекту: включить буддийскую медитацию – без ее религиозного аспекта – в медицинскую практику. Я мечтал создать программу лечения, которая поддавалась бы научному контролю и была приемлема для всех с философской точки зрения.

И как вам это удалось?

Когда я занялся осуществлением своего проекта, я был доктором биологии, защитил диссертацию в знаменитом Массачусетском технологическом институте и успешно занимался медициной. Этого было достаточно, чтобы получить «зеленый свет». Когда выяснилось, что моя программа эффективна, я получил широкую поддержку. Так родилась Программа снижения стресса за восемь недель на основе медитации (MBSR). Каждому ее участнику предлагается еженедельное занятие в группе и один час в день домашней практики по аудиозаписи. Постепенно мы начали применять нашу программу в лечении тревожности, фобий, зависимостей, депрессии…

Какой вид медитации вы используете в своих программах?

Мы пользуемся разными медитативными практиками – и традиционными упражнениями по определенной методике, и более свободными техниками. Но все они основаны на развитии осознания реальности. Этот вид внимания лежит в основе буддийской медитации. Вкратце я могу охарактеризовать это состояние как полное перенесение внимания на настоящий момент – без какой-либо оценки самого себя или действительности. Такая позиция создает благоприятную почву для душевного мира, спокойствия ума, для сострадания и любви. Мы надеемся, что, обучая людей медитации, мы соблюдаем дух буддийского пути, дхармы, но при этом говорим на светском языке, понятном всем. Мы предлагаем участникам программы разные упражнения. При мысленном сканировании тела (body scan) человек, лежа, сосредотачивается на ощущениях в каждой его части. При сидячей медитации внимание направляется на разные объекты: дыхание, звуки, мысли, умственные образы. Есть у нас и практика безобъектного расслабленного внимания, которое также называется «открытое присутствие» или «умственная тишина». Ее впервые предложил индийский философ Джидду Кришнамурти. На наших тренингах можно научиться осознанно двигаться – ходить и заниматься йогой – и осознанно принимать пищу. Более свободные практики помогают научиться включать открытое и безоценочное восприятие реальности в любой момент повседневной жизни: когда мы общаемся с детьми и домашними, делаем покупки, наводим порядок в доме, занимаемся спортом. Если мы не даем своему внутреннему монологу себя отвлечь, мы остаемся полностью внимательными ко всему, что мы делаем и переживаем. В конечном итоге сама жизнь превращается в практику медитации. Главное – не пропустить ни минуты своего существования, постоянно ощущать настоящее, то самое «здесь и сейчас».

При каких болезнях может помочь медитация?

Список таких заболеваний все время удлиняется. Но важно и то, что именно мы понимаем под излечением. Мы исцеляемся, когда восстанавливаем такое же состояние организма, в каком он был до болезни или травмы? Или когда учимся принимать ситуацию такой, какая она есть, и, несмотря на проблемы, проживать ее с наибольшим комфортом? Исцеление в первом смысле не всегда осуществимо даже новейшими средствами современной медицины. Но по второму пути к исцелению мы можем пойти в любой момент, пока мы живы. Именно этому учатся на собственном опыте пациенты, которые практикуют нашу программу или другие медицинские и психологические техники, основанные на осознании. Мы занимаемся так называемой активной медициной, которая побуждает пациента самостоятельно начать путь к благополучию и здоровью, опираясь на способности своего организма к саморегулированию. Обучение медитации – полезное дополнение к лечению с помощью средств современной медицины.

Медитация осознания в России

«Метод Джона Кабат-Зинна основан на фундаментальных научных исследованиях в области нейрофизиологии», – подтверждает Дмитрий Шаменков, кандидат медицинских наук, руко-водитель научного проекта «Осознанное управление здоровьем».

«По сути, в основе этих исследований лежат труды таких выдающихся русских физиологов, как Павлов или Сеченов. Они доказывали, как может быть важна способность человека влиять на работу своей нервной системы для достижения здоровья. Базовым инструментом для этого, считает Кабат-Зинн, является так называемая осознанность – наших ощущений, мыслей, действий, – которая позволяет человеку лучше чувствовать себя и свой организм, помогает механизмам его саморегуляции. Если освоить навыки такой работы по управлению своим здоровьем, в том числе с помощью осознанного снижения стресса, восстановление будет идти гораздо быстрее. В тех зарубежных клиниках, где понимают значение такого подхода, удается достигать феноменальных результатов в терапии даже сложных заболеваний (неврологических и сердечно-сосудистых, иммунологических расстройств и болезней обмена веществ типа сахарного диабета). К сожалению, российской медицине этот подход практически незнаком: сегодня мне известен лишь один проект создания такого центра снижения стресса в Москве».

Комментарий Андрея Кончаловского

Созерцание в моем представлении – важнейшая вещь, потому что это часть пути к высокому духовному уровню человека. Для медитации ключевое понятие – «сосредоточение», когда вы отключаете от себя потихоньку внешний мир, входите в это особое состояние. Но в него невозможно войти, просто сидя с закрытыми глазами. Так можно просидеть и час, и два – и все равно непрерывно думать: «А что я буду делать потом, завтра или через год?» Кришнамурти говорил о болтливом уме. Наш мозг болтает – он так устроен, все время создает какие-то мысли. Чтобы исключить мысль, нужно сознательное колоссальное усилие воли. Это вершина самообладания. И я завидую тем, кто на это способен. Потому что сам не освоил – соскакиваю в глупую болтовню мозга!»

По сути, вы предлагаете новый подход к болезни и больному?

Да, в лечении мы ставим во главу угла понятия внимания и ухода, что полностью соответствует принципам Гиппократа. Именно эти правила врачебной этики положили начало современной медицине. Но в последнее время о них часто забывают, потому что врачи вынуждены за свой рабочий день принимать как можно больше пациентов.

А вы лично почувствовали пользу от медитации?

Обучать других медитации и осознанию может только тот, кто занимается ею сам. Медитация изменила мою жизнь. Если бы я в 22 года не начал медитировать, не знаю, был ли бы я сейчас в живых. Медитация помогла мне прийти к гармонии между разными аспектами моей жизни и личности, дала мне ответ на вопрос: «Что я могу принести миру?» Я не знаю ничего, что лучше медитации помогало бы нам полностью осознавать себя в настоящем моменте в своей жизни и отношениях – как бы сложно это ни было иногда. Осознание само по себе просто, но достичь его сложно. Это трудная работа, но для чего же еще мы предназначены? Не взяться за это дело – значит упустить самое глубокое и самое радостное в нашей жизни. Ведь так легко заблудиться в построениях своего ума, уйти в желание быть лучше или оказаться в другом месте – и перестать осознавать всю важность настоящего момента.

Получается, медитация – это образ жизни и скорее профилактика, нежели лечение…

Нет, я не случайно сказал, лечебные свойства медитации вполне доказаны, – просто ее нельзя воспринимать как лечение в классическом смысле этого слова. Конечно, медитация оказывает профилактическое действие: приучив себя прислушиваться к своим ощущениям, проще почувствовать, что в организме что-то не в порядке. Кроме того, медитация укрепляет иммунную систему и дает нам способность полноценно переживать каждый момент своей жизни. Чем крепче наше физическое и психическое здоровье, тем лучше мы переносим стресс и сопротивляемся болезненным процессам и тем быстрее выздоравливаем. Говоря о медитации, я имею ввиду улучшение здоровья на протяжении всей жизни, а ведь цели человека меняются на каждом ее этапе…

Есть ли противопоказания для медитации?

Лично я бы ответил, что нет, но мои коллеги не советуют заниматься медитацией в случае острой депрессии. Они считают, что она может подкрепить один из механизмов депрессии – «пережевывание» мрачных мыслей. На мой взгляд, главная проблема – это мотивация. Если она слабая, то медитацию осознавания практиковать сложно. Ведь она требует серьезного изменения образ жизни: надо не только выделять время на упражнения по медитации, но и тренировать осознание в повседневной жизни.

Если медитация действительно помогает, почему ею не пользуются в клинической и больничной практике?

Медитацией пользуются, и очень широко! Программы снижения стресса с помощью медитации предлагают более 250 больниц и клиник во всем мире – и это число растет с каждым годом. Основанные на медитации методы применяются все шире в большинстве стран Европы. Их используют в медицине уже много лет, а недавно ими заинтересовались и психологи. Сегодня метод преподают на медицинских факультетах таких престижных университетов, как Стэнфорд и Гарвард. И я уверен, что это только начало.

* Исследования начали (с 1979 года) и продолжают сегодня ученые Клиники снижения стресса Массачусетского университета в США (сегодня – Center for Mindfulness in Medicine, Health Care and Society): www.umassmed.edu

10.05.2017

Самоучитель по исцелению. Как преодолеть физическую и эмоциональную боль и выйти на более высокий уровень состояния здоровья и благополучия

Книга самоучитель по исцелению основана на программе курсов освобождения от стресса при медицинском центре Массачусетского университета. Методика исцеления не заменяет медицинское лечение, но станет вашим верным помощником на пути к выздоровлению.

Самоучитель по исцелению — Обзор книги

Первым шагом к исцелению и основой подхода является обучение внимательности. Внимательность - одна из важнейших практик медитации, она достигается путем концентрации внимания на вещах, которые мы привыкли игнорировать в нашей повседневной жизни, относясь к ним как к чему-то само собой разумеющемуся. Необходимо помнить, что мобилизация ваших внутренних сил для исцеления - это процесс, который требует энергии и желания работать над собой с вашей стороны. Не стоит ждать, что кто-то сделает всю работу за вас!

Практика внимательности: обращение к истокам

Внимательность - это полное присутствие и осознание каждого конкретного момента. Благодаря внимательности практически любая повседневная деятельность может стать медитацией! Таким образом, мы можем уйти от режима автопилота и привести себя к жизни в настоящем моменте.

Систематические тренировки разума, такие как практика внимательности, помогает нам освобождать себя от автоматических стереотипов поведения.

Медитация и исцеление

Основоположник позитивной психологии доктор Мартин Селигман из Пенсильванского университета установил, что пессимистическое мышление подвергает людей риску заболеваний, а оптимистическое оказывает защитный эффект против болезней и преждевременной смерти, свои научные труды, автор изложил в книге

Образ жизни, мысли и действия могут оказывать огромное влияние на здоровье человека. Более того, ученые доказали, что склонность к определенным болезням зависит от типа мышления: например, некоторые исследования предполагают, что некоторые черты характера, такие как гнев, могут привести к повышенному кровяному давлению, враждебность и цинизм - к ишемической болезни сердца. Напротив, такие психологические черты, как оптимизм, сопричастность, ощущение полноценности жизни и ее управляемости, связаны со здоровьем.

Регулярное достижение реакции расслабления может оказать положительное влияние на здоровье и защитить от пагубного воздействия негативных психологических факторов.

Согласно исследованиям Медицинской школы Массачусетского университета, больные, применяющие медитацию, исцеляются быстрее, чем пациенты с такими же заболеваниями, получающие такое же лечение, но не практикующие медитацию.

Итак, медитация действительно может положительно воздействовать на иммунную систему, что повысит способность тела к противостоянию недугам и исцелению от болезней. Но не стоит рассматривать ее исключительно как способ укрепления физического здоровья. Как вы увидите далее, не-стремление - один из основополагающих принципов практики медитации.

Гармония vs Разладка: прислушайтесь к сигналам вашего организма!

Малейший насморк, головная боль, боль в желудке - для многих современных людей это повод бежать на прием к врачу или в аптеку за лекарствами. Все эти симптомы рассматриваются нами как недоразумения, неприятные препятствия в бурном течении нашей жизни, когда болеть просто нет времени. Но на самом деле эти симптомы - обратная связь нашего организма: таким образом он сообщает нам, что произошла разладка . Игнорирование или заглушение этих симптомов лишь усугубляет их, и в дальнейшем мы можем столкнуться с еще более серьезными проблемами.

Смех является здоровым состоянием гармонии разума с телом.

Стресс: каким он бывает, что его вызывает и как научиться им управлять

Стресс - это постоянная адаптация к изменениям и нагрузкам, к изменяющемуся внутреннему и внешнему миру. Но изменения (как нашего тела и разума, так и окружающего мира) неизбежны. Даже континенты, горы, скалы, океаны и звезды галактики подвергаются изменениям, пусть и в течение гораздо более длительных промежутков времени.

Жизнь - это постоянная трансформация, поэтому стресс неизбежен. Мы не можем полностью избежать стресс-факторов в нашей жизни, но мы можем изменить свое отношение к ним.

Болезнь, как правило, возникает не из-за возбудителя как такового, а из-за неадекватности реакции нашего организма на него. Только осознание конкретного момента помогает осуществить контроль, когда вы больше всего склонны поддаться автоматической реакции на стресс. Как же выработать управляемую реакцию на стресс? С помощью практики внимательности. Начинать следует с дыхания: привлечение внимания к дыханию даже на один миг позволит осознать момент.

Медитация

Изюминка в медитации

Первое обращение к практике медитации, как правило, вызывает удивление: в ней, вопреки мнению многих, нет ничего необычного или мистического. Для того чтобы получить представление о том, что такое медитация, попробуйте съесть одну за другой три изюминки, обращая внимания на свои действия и ощущения в каждый конкретный момент. Сначала обращаем внимание на форму и цвет изюминки, пробуем ее на ощупь, фиксируем чувства и мысли, которые приходят нам в голову в этот момент (например, симпатия или антипатия, наши размышления о пище), нюхаем ее и, наконец, съедаем с полным осознанием процесса - начиная от того момента, как рука подносит изюминку ко рту, и до ощущения, что изюминка попадает в наш организм. По мнению многих испытавших на себе этот эксперимент, такой способ приема пищи доставляет больше удовольствия и позволяет насыщаться быстрее, а сам эксперимент доказывает, насколько осознание действий в момент их совершения делает процесс более простым и контролируемым.

В целом задача внимательности состоит в том, чтобы понять, что именно в этот конкретный момент протекает жизнь.

Практика внимательности: основные принципы

В основе практики внимательности лежат семь тесно взаимосвязанных между собой факторов отношений: не-суждение, терпение, ум новичка, доверие, не-стремление, признание и освобождение.

Заключение

Медитация откроет для вас новый мир и покажет, как сделать то, что кажется большинству современных людей невозможным - выйти из режима «делания» и войти в режим «бытия». Исцеление - это всегда личный опыт конкретного человека в его уникальной жизненной ситуации. Осознание важности вашей собственной роли в процессе исцеления не менее важно, чем понимание принципов практики медитации и непрерывность занятий. Помните: успех, которого вы достигнете в результате занятий, будет исключительно вашей заслугой. И это сделает его еще ценнее. Ключ к вашему исцелению - в ваших руках!

Для кого эта книга?

Книга будет полезна всем, кто хочет достичь душевного покоя, равновесия и контроля над собственным телом, а также людям, испытывающим хронические боли и другие проблемы со здоровьем.

Жунал Mindful – это ведущее издание в Америке, посвященное практикам mindfulness.

Интервью Джона Кабат-Зинна



– Предполагали ли вы 35 лет назад, что дело, начало которому положено в пустующем кабинете клиники, станет оказывать такое огромное влияние на жизни несчетного количества людей?

– Если быть кратким, то да. Я никогда не представлял эту работу как нечто мелкое и незначительное. Она всегда воспринималась мною как важная. Я убежден, что знания о практике медитации обогащают западную медицину, привнося в нее возможность излечивать человека изнутри через прозрение, мудрость и сострадание. Кроме этого, я преследовал цель популяризации медитации.

И в итоге MBSR проникла в совершенно различные стороны жизни человека: рождение детей, образование, борьба с пагубными привычками, депрессиями и психическими расстройствами.

– Изначально мы не ожидали, что наши идеи и предложения пойдут настолько далеко. Очень похоже на высаживание семян – не предугадать, насколько успешно они взойдут, какой будет урожай, и как далеко ветер разнесет их семена. В этом и состоит особая прелесть земледелия. Уверен, если бы мы заранее знали результат, наш ум утратил бы свежесть и любопытство, и мы бы не достигли столь значительных результатов.

– За счет чего достигается благоприятное воздействие MBSR на человека?

– Курс длится восемь недель, сбалансирован и неоднократно доказал свою эффективность. Он является пошаговой целостной системой. Опытные преподаватели отмечали ослабление его воздействия на учеников в случае, если преподаватель пытается его каким-то образом его перестроить (что-то опустить и за счет этого углубиться в другие аспекты).

Программа – это определенный каркас, и особое значение имеет преподаватель, «вдыхающий» в нее жизнь. Недопустима его некомпетентность ни в одной из областей, охватываемых курсом. Если учитель вдохновлен тем, что передает своим ученикам, искренне любит свое дело, то это напрямую повлияет на успехи его последователей.

Но, прежде всего, стоит понимать, что осознанность – это образ жизни, а не статичное состояние. Научившись жить в настоящем, люди исцеляются.



– Считаете ли вы по-прежнему актуальным в названии вашей программы подчеркивать аспект борьбы именно со стрессом? Ведь, как мы упоминали ранее, MBSR уже давно шагнула за его рамки.

– На мой взгляд, название выбрано верно. Стресс – это универсальный человеческий опыт, понятие широкого значения. Давние и новейшие исследования подтверждают и конкретизируют его негативное воздействие на разум, душу и тело. Узнавая все больше о стрессе, человечество стремится углублять свои знания о противостоянии ему. Практика осознанности служит отличным помощником в развитии эмоциональной устойчивости.

– Нередко вы подчеркиваете, что внимательность не направлена на борьбу с проблемами или на извлечение определенных выгод. Скорее она призвана открыть нам самих себя. Тем не менее, ваша программа воспринимается как ориентированная на результат.

– На первый взгляд, в этом кроется противоречие. Однако те преимущества, которые получают участники программы, возникают именно потому, что являются побочными эффектами, а не целью. Люди знакомятся с собой и учатся понимать и принимать себя, а это открывает новые возможности.

Большинство приходят на курсы потому, что испытывают боль, пребывают в унынии, гневе, страхе или других негативных чувствах. Единственное, к чему они стремятся – уйти от всего этого. Поэтому преподаватели неоднократно подчеркивают, что осознанность – это не бегство от себя и своих проблем.

– Насколько я знаю, вы увлечены работой с болью не только в узком смысле слова, но и в ее широком понимании, когда человек находится в смертельно опасном состоянии.

– К нам обращаются люди с тяжелыми заболеваниями с целью преодолеть их симптомы. А после отмечают, что программа повлияла на всю их жизнь.

Я расскажу вам о профессоре Массачусетского технологического института, который перед операцией по трансплантации костного мозга обратился к нам. Он хотел научиться контактировать со своим умом таким образом, чтобы быть в состоянии после хирургического вмешательства длительное время провести в одиночной изолированной палате.

После вступления в группу по MBSR он поймал себя на мысли, что чувствует себя свободнее и спокойнее среди других участников курса, чем рядом со своими коллегами. На его взгляд, это объясняется тем, что в группе собраны люди, осознающие свои страдания, и хотя его коллеги тоже страдают, но степень осознания у них другая. А после однажды в метро он понял, что все люди испытывают душевные и телесные недуги, и в этот момент ощутил необыкновенную свободу.

– Если все самое ценное и подлинное внутри нас, то почему столько внимания уделяется научным исследованиям?

– Для признания программы обществом и ключевыми институтами здравоохранения необходимо, чтобы ее эффективность была научно подтверждена.

Но прежде всего наука призвана объяснять природу Вселенной и человека, живущего в ней. Сейчас возможность узнать новое о мозге привлекает многих опытных и молодых ученых, интерес поддерживается присуждением грантов.



Есть ряд работ, которые особенно приковывают к себе мое внимание. К примеру, исследователи под руководством Пола Кондона сравнивали результаты медитации сострадания и практики осознанности между собой, а также по отношению к поведению участников контрольной группы. Люди, прошедшие курсы, в пять раз чаще уступали место больному человеку, чем те, кто не занимался практиками. Но что наиболее интересно, участники обеих медитировавших групп были одинаково склонны сопереживать боли других и отказываться от некой доли собственного комфорта для облегчения страданий незнакомцев.

Другой любопытный опыт: при поддержке благотворительного фонда Билла и Мелинды Гейтс проводилось исследование потенциала применения компьютерных игр для развития у детей навыков взаимодействия с окружающими (умение считывать эмоции и т. д.).

Также меня заинтересовало, что в Медицинском институте университета Рочестера проводится обучение специалистов «внимательной» беседе при оказании неотложной помощи. Больные испытывают меньший уровень тревоги, а медики вместо привычного восприятия пациентов как носителей болезни учатся замечать их как людей. К тому же пресекается на корню вероятность «выгорания» на работе.

Дэвид Кресвэлл исследует проблему одиночества, испытываемого людьми преклонного возраста. Ни один из видов традиционной терапии ее не решал. Сколько бы суррогатов дружеских отношений не поддерживалось внутри группы, какие бы совместные мероприятия не проводились, все было без толку до тех пор, пока не пришла идея учить их практике MBSR. Чувство одиночества отступило.

– Какие проекты вне медицинской сферы кажутся вам значительными?

– Мне близка тема воспитания молодого поколения в школах и высших учебных заведениях.

Произвело впечатление совместное обучение практике внимательности учеников и их учителей в ходе проектов «Внутренние дети» и «Осознанные школы».

Практика осознанности для студентов, предложенная учеными Университета Дьюка , помогает молодым людям справляться с жизненными вызовами, диктуемыми их возрастом.

Также следует отметить особую роль практики осознанности в бизнесе и социальной сфере. Политики, экономисты, общественные деятели открывают для себя новые возможности, которые дает внимательность. Все больше транснациональных компаний и всемирно известных предприятий видят за данной практикой будущее, предлагая топ-менеджменту и рядовым сотрудникам участие в программах MBSR. При относительно скромных затратах достигаются впечатляющие результаты.

– Несомненно, мы наблюдаем стремительный взлет волны интереса к внимательности. Достаточно ли компетентных специалистов для удовлетворения спроса на преподавателей?

– В «Центре осознанности» и на тренингах по всему миру во главе с Саки Санторелли готовят людей передавать знания о внимательности. Сертификат, выдаваемый нашим выпускникам, подтверждает, что им даны ценные знания, но не гарантирует, что они превратились в отличных учителей. Квалификацию преподавателя должны оценивать ученики.

У практики внимательности перспективное будущее. Одним из ключевых вызовов обществу я вижу цифровую революцию и альтернативную реальность, рождаемую развитием технологий. Сами по себе они несут как бескрайние возможности, равно как и мощные отвлечения. Уже сейчас многие находятся онлайн чаще, чем вне сети. Если мы не будем способны избегать ловушек, выставляемых новыми технологиями, они поглотят нас.



(англ.)

Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.

Джон Кабат-Зинн
Jon Kabat-Zinn
Дата рождения:

5 июня (1944-06-05 ) (74 года)

Гражданство:

США

Джон Кабат-Зинн - создатель Программы снижения стресса посредством осознанности (англ. Mindfulness-Based Stress Reduction ). Благодаря многолетним усилиям Кабат-Зинна и его сподвижников, «светская медитация», очищенная от метафизического контекста восточных традиций, получила признание западного здравоохранения как средство с доказанной эффективностью при терапии целого ряда психологических расстройств и соматических заболеваний. Пропагандируемая Кабат-Зинном практика осознанности стала предметом научных исследований и многочисленных публикаций. Пользуясь растущей популярностью, она проникает в сферы образования, бизнеса и даже политики.

Биография

Джон Кабат-Зинн родился в 1944 г. в Нью-Йорке. Отец - Элвин Кабат, ученый, специалист в области биомедицины, член Национальной академии наук; в 1965-1966 г.г. возглавлял Американскую ассоциацию иммунологов. Мать - Салли Кабат, художница. В Кабат-Зинн допускает, что идея поставить традиционную медитацию на службу современной медицине могла возникнуть у него как бессознательная попытка примирить родителей, чьи взгляды на жизнь радикально отличались.

Окончив один из престижных вузов Америки, университет Хеверфорда (штат Пенсельвания), Кабат-Зинн поступил в прославленный Массачусетский технологический институт (MIT), где в 1971 г. получил ученую степень (Ph.D., приблизительно соответствует российской степени кандидата наук) в области молекулярной биологии.

Напишите отзыв о статье "Кабат-Зинн, Джон"

Примечания

Отрывок, характеризующий Кабат-Зинн, Джон

– Как можно быть здоровой… когда нравственно страдаешь? Разве можно оставаться спокойною в наше время, когда есть у человека чувство? – сказала Анна Павловна. – Вы весь вечер у меня, надеюсь?
– А праздник английского посланника? Нынче середа. Мне надо показаться там, – сказал князь. – Дочь заедет за мной и повезет меня.
– Я думала, что нынешний праздник отменен. Je vous avoue que toutes ces fetes et tous ces feux d"artifice commencent a devenir insipides. [Признаюсь, все эти праздники и фейерверки становятся несносны.]
– Ежели бы знали, что вы этого хотите, праздник бы отменили, – сказал князь, по привычке, как заведенные часы, говоря вещи, которым он и не хотел, чтобы верили.
– Ne me tourmentez pas. Eh bien, qu"a t on decide par rapport a la depeche de Novosiizoff? Vous savez tout. [Не мучьте меня. Ну, что же решили по случаю депеши Новосильцова? Вы все знаете.]
– Как вам сказать? – сказал князь холодным, скучающим тоном. – Qu"a t on decide? On a decide que Buonaparte a brule ses vaisseaux, et je crois que nous sommes en train de bruler les notres. [Что решили? Решили, что Бонапарте сжег свои корабли; и мы тоже, кажется, готовы сжечь наши.] – Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы. Анна Павловна Шерер, напротив, несмотря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов.
Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться.
В середине разговора про политические действия Анна Павловна разгорячилась.