Выкройка косоворотки мужской. Русский народный костюм на мальчика

Друзья, новая подробная статья с фото в помощь многим людям, которые делают первые шаги по шитью своими руками русской народной традиционной одежды и, в частности, русской народной мужской рубахи

Статья написана по материалам мастеркласса группы =Возрождение родных традиций=Воронеж= в сети «Вконтакте»
Благодарим Наталью Колесникову и Анну Березнякову!

Для шитья рубахи понадобится около двух погонных метров льняной ткани, весьма желательно чистой и без примесей. Ширина полотна может быть как 1,4 метра, так и 1,5 и 1,6 метра — какую найдёте.
Швейная машинка с набором ниток, хорошие ножницы, мелок или карандаш, булавочки.

Ткань желательно замочить в горячей воде, чтобы она дала усадку. После высушить и отутюжить. Разложить ткань на ровной поверхности по длине.

Необходимо отмерить (предварительно замерив любимого мужчину) и изготовить детали.

Например при росте 1,80 можно смело отрезать все 2 метра (по длине ткани), а ширину рубахи можно отмерить — просто приложив к ткани ту вещь (свитер, рубаху), которую он носит и в которой ему комфортно. Добавьте 2 сантиметра на швы и можете кроить.

Заранее подберите тесьму (бейку, вьюнок), контрастную ткань и приложите к ткани.

Итого у вас получается: одна становина (длинный прямоугольник), два рукава (длина примерно 63-65 сантиметров (лишнее уйдет в подгиб), а ширина стандартная 42+2 сантиметра на швы (потом рукав складывается вдвое и прошивается, но это потом). И две ластовицы 12х12 сантиметров.

Складываем становину по длине, а потом по ширине. Точно сводя уголки и «плечевой верх». Наша задача определить на верху центр и вырезать ровненько горловину.

На фото ткань сложена вчетверо (в длину, потом в ширину). Отмеряем и отрезаем. Сначала можно приблизительно начертить закругленный уголок.

Отрезали горловинку, сразу протаскиваем её внутрь через образовавшуюся прорезь и откладываем в сторонку — по традиции для сохранения энергии в рубахе.

Вот так, как на фото.

Далее прочерчиваем горловинку глубже (это вырез спереди) и аккуратно и ровненько отрезаем уже одну ткань (а не две и не четыре). Загибаем и симметрично дорезаем. Т.е. спереди у нас вырез получается глубже и удобнее, чем сзади. Пусть пока это будет не большое отверстие — голова в него проходить не должна, так как для этого еще будет сделан разрез.

Вырез готов. Если будете делать воротничек-стойку, то вырез должен быть гораздо меньше, практически по шее.

Обмеряем вырез горловины сантиметровой лентой для того, чтобы раскроить косую бейку (её можно и купить, но мне не нравится покупная тем, что она узковата).

Выкраиваем косую бейку. можно на контрастной ткани, как у меня. располагаем метр или линейку по косой (примерно под углом 45 градусов) и очерчиваем длину горловины. А шириной она будет 5-6 сантиметров.

Вот, что у нас получилось. Косая бейка. Пара ластовиц и обтачка (примерно 15х13 сантиметров)

Обрабатываем края всех деталей, кроме горловины и косой бейки. Хорошо оверлоком, но можно и простым зигзагом, как на фото.

Находим у неё (обтачки) центр (важно, чтобы он совпал с центром рубахи). Кстати, вырез может быть и с боку, для этого нужно передвинуть обтачку в право. Однако, в данном примере, вырез по центру.

По бокам чертим две линии на расстоянии примерно 1 сантиметр.

Ровно прострачиваем по прочерченным боковым линям. Напоминаем — все это на лицевой стороне рубахи! И вместе с нижней тканью становины делаем разрез по центру обтачки, такой глубины, какой необходимо сделать глубину выреза.

Не доходя до края простроченной линии 1 сантиметр останавливаемся и делаем боковые надрезы прямо в самые уголки. Очень важно прорезать до самого-самого уголочка (НО! НЕ ПРОРЕЗАТЬ НИТКУ). Далее выворачиваем на изнанку и с лицевой стороны прошиваем.

Теперь, как раз самое время нашить тесьму, если она будет, чтобы концы её «спрятать» под бейку, которую мы сейчас будет пристрачивать.

Приложите косую бейку к краю горловины с лицевой стороны (оставив её краешек 2 сантиметра) и приколите её булавочками. Когда будете прикалывать хорошенько её натягивайте, это делается для того, чтобы воротничек имел форму.

Пришейте. Это будет выглядеть примерно так. Обратите внимание, чтобы с обеих сторон ширина строчки была одинакова (примерно 1 сантиметр или «на ширину лапки»)

Подгибаем косую бейку два раза вовнутрь (к изнанке)так, чтобы она закрыла первый шов и прострачиваем с лица очень аккуратно, стараясь попасть в русло (т.е. в стык). Этим швом мы должны закрепить полностью косую бейку уже в сложенном виде.

Таким образом доходим до конца. Проверяем — совпадают ли у нас по ширине два края.

Проверяем так же везде ли мы с изнанки «захватили»- прошили подвернутую бейку. Если не везде, то подшиваем, если надо распарываем и прострачиваем еще раз.

Края подрезаем до 1,5 сантиметров и заправляем вовнутрь, удобно это делать ножницами, как на картинке. позже туда пришиваем пуговичку и петельку.

Сшиваем рукава, одновременно притачивая к ним ластовицы.

Складывая вдвое рукав сразу подкладываем в него ластовицу к самому краю. Соединяем строчкой края рукава, но дойдя до подложенной внутри ластовицы замедляем скорость машинки и уходим к краю ткани (не застрачивая ластовицу, а останавливаясь у самого её края).

Поднимаем иголку (если надо поднимаем и лапку), отгибаем один край рукава и механическим движением руки направляем иголочку уже в край ластовицы. И от края плавно закругляем строчку ровно вверх. Обрезаем нитку.

Скрепляем другой, верхний край рукава с краем ластовицы. Поворачиваем рукав и уже сверху прошиваем его вместе с ластовичкой также закругляя к низу. Дело тонкое и требует сноровки. На это надо обратить особое внимание внимание, чтобы под мышкой потом не оказалось дырки.

Таким же образом «разделываемся» и со вторым рукавом и ластовицей!

Вот, что должно получиться.

Теперь находим центр плеча на рукаве и на становине. Для этого складываем её по длине и отмечаем верхние крайние точки-плечи и прикалываем туда по булавочке. Рукав должен быть вывернут на лицевую сторону.

Для построения чертежа мужской косоворотки (см. также п. 12, после нажатия 10-го) необходимо снять четыре мерки (в см):окружность шеи (ОШ)- 19,5
окружность груди (ОГ) - 48
Длина изделия (ДИ) - 80
Длина рукава (ДР) - 65

Рис.1. Мужская косоворотка Рис. 2. Выкройка основы мужской косоворотки Рис. 3. Выкройка рукава мужской косоворотки Рис. 4. Раскладка выкроек на ткани для раскроя косоворотки
Отрезок II п2 равен 1/2 ВП. Из точки п2 восстанавливаем перпендикуляр 1 см и обозначаем ТОчкой пЗ

Наименование линий и точек

Обозначение линий
и точек

формула расчета

Величина в см

Объяснение построений

Длина изделия
Строим прямой угол с вершиной в точке А. От точки А вниз отмеряем мерку длины рубашки 80 см и ставим точку Д
Ширина рамки
От точки А вправо отмеряем 48+12= 60 см и ставим точку В
Середина
переда
От точки В опускаем прямую линию, параллельную АД
Глубина проймы
От точки А вниз отмеряем 1/3 ОГ (48:3+8=24 см) и ставим точку Г
Линия груди
От точки Г вправо проводим прямую линию, параллельную АВ, до пересечения с точками ВД1 и ставим точку Г1
Л и н ия
низа
От точки Д вправо проводим прямую, параллельную отрезку АВ, до пересечения с ВД1
Построение спинки
Ширина
ротска
От точки А вправо отмеряем 19,5: 3 + 1 = 7,5 см н ставим точку Р
Высота ростка
От точки Р поднимаемся на 2,5 см и ставим точку Р1, которую соединяем вогнутой линией с точкой А
Ширина спинки
От точки А по линии АВ отмеряем 22,5 см и ставим точку П
Опускаез перпендикуляр до пересечения с линией Г Г1 и ставим точку Г2ГГ2= АП
Ширина проймы
От точки П вправо отмеряем 60: 4=15 см и ставим точку П1. Из точки П1 опускаем перпендикуляр до пересечения с линией ГГ1 и ставим точку Г3 ПП1=Г2Гз
Скос плеча
От точки П опускаемся на З см и ставим точку П2
Вспомогательная точка
От точки П2 вправо отмеряем 1 см и ставим точку П3
Точки Р1 и П3 соединяем линией
Расстояние до боковой линии
От точки Г2 вправо отмеряем 7,5 см (Г2 Г3:2) и ставим точку Г4 и от этой точки опускаем перпендикуляр до пересечения с линией ДД1 и ставим точку Д2
Вспомогательные точки проймы
По биссектрисе угла Г2 отмеряем З см и ставим точку г . Линию Г2 П2 делим пополам и ставим точку П4. Оформляем пройму, как показано на рис. 2
Линия бока
спинки

Д2Д3
Г4Д3

От точки Д2 по линии ДД1 вправо отмеряем З см и ставим точку Д3. Точки Г4 и Д3 соединяем линией. Контурные линии спинки проходят по точкам А, Г, Д, Д3, Г4, г , П4, П3, Р1
П о с т р о е н и е переда
Глубина горловины
От Точки В вниз отмеряем 7,5 и ставим точку в (Вв = Ар)
Ширина горловины
От точки В влево отмеряем 7,5 см и ставим точку в1, которую соединяем с точкой в, прямой линией делим ее пополам, делаем выемку на 2 см. Ставим точку в2, которую вонутой линией соединяем с точками в1 и в
Скос плеча
От точки П1 опускаемся на 4 см и ставим точку П5
плечо переда Точки в1, П5соединяем прямой линией и на ней отмеряем
плечо спинки минус 1 см и ставим точку П6
Уступ проймы От точки Г3 поднимаемся на 5 см и ставим точку Г5, которую соединяем с точкой П6
Вспомогательная точка
По биссектрисе угла от точки Г3 отмеряем 2 см и ставим точку г I. Точки Г5, г 1, Г4 соединяем вогнутой линией
Линия бока
От точки Д2 влево отмеряете З см и ставим точку Д4, которую соединяем с точкой Г4
Удлинение переда
От точки Д1 вниз отмеряем З см и ставим точку Д5, которую соединяем с точкой Д4, как показано на рис. 2
Вспомогательная точка для линии разреза
От точки в влево по линии горловины отмеряем З см и ставим точку в 3
Длина разреза

в 3в 4

От точки в 3 вниз опускаемся на 30 см и ставим точку в 4. Контурные линии проходят по точкам переда: в, Г1, Д1, Д5, Д4, Г4, г 1, Г5, П6, в 1, в 2
П о с т р о е н и е в ы к р о й к и р у к а в а (рис. 3)
Длина рукава
От точки А вниз отмеряем 65 см и ставим точку Д
Ширина рукава
От точки А влево отмеряем 0Г=48 +2=50см и ставим точку А1
Высшая точка оката (середиа рукава)
Линию АА1 делим пополам точкой В. Из точки В опускаем перпендикуляр и обозначаем точкой Д1
Высота оката рукава
От точки А вниз откладываем отрезок, равный 1/8 ОГ 48: 8 +2=8 м, и обозначаем точкой О, которую затем соединяем с точкой В. От точки А1 откладываем 8 см, ставим точку О1, которую соединяем с точкой В
(А1 О1 = АО)
Вспомогательные точки
Прямую ОВ делим пополам точкой П
То же Отрезок ОП делим пополам точкой n, от которой откладываем 2 см и ставим точку n1
То же
То же Отрезок Пп2 равен 1/2 ВП. Из точки N2 восстанавливаем пераендикуляр 1 см и обозначаем точкой n3

Вспомогательные точки

для построения оката рукава

Прямую О1 В делим пополам точкой в
Отрезок В в делим пополам точкой в1
Вспомогательные точки для построения оката рукава
Из точки в1 восстанавливаем перпендикуляр 1 см и ставим точку в2
Отрезок О1 в делим пополам точкой в3
Из точки В3 опускаемся на 1 см и обозначаем точкой в4. Точки оката рукава соединяем, как показано на рис. 3
Ширина рукава и низках
От точки Д1 откладываем вправо 48:3=16 см и ставим точку Д2. От точки Д1 влево откладываем отрезок, равный Д1 Д2, т. е. 16 см, и ставим точку Д3
Подгиб низа рукава От точки Д2 вниз отмеряем 2,5 см для подгибки низа рукава и ставим точку д, от которой вправо отходим на 1 см. Точку Д2 соединяем с точкой д1
Оформляем другую сторону рукава так же

Раскладка выкроек косоворотки на ткани для раскроя представлена на рис. 4; расход ткани 2 м 50 см при шрине 80 см.
Детали выкроек:
1. Спинка
2. Перед
3. Рукав
4. Планка верхняя
5. Планка нижняя
6. Воротник
Раскрой и пошив
Для раскроя косоворотки выкройку накладывают на вдвое сложенную ткань (рис.4). Выкраивают точно по выкройке, без припуска на швы. К горловине прибавить 0,75 см. Разрез для застежки делается на левой стороне переда косоворотки на З см от переда по горловине. Длина разреза 28-З0 см.
Пошив косоворотки начинают с заделки нижней и верхней нагрудных планок. Для заделки нижней планки к изнанке левого края разреза переда прикладывают лицевой стороной нижнюю планку краями вровень, низ планки подгибают на 0,5 см, укладывая ее на уровне разреза переда. Сложенную вместе планку и край разреза приметывают и стачивают на машине от верха до конца по планке швом шириной 0,5 см. Планку отвертывают, перегибают ее налицо, отмеряют от шва притачки 2 см. Обрезной край планки подгибают на 0,75 см и, закрьгвая шов притачки, пристрачивают швом шириной 0,2 см от края. Ширина нижней планки в готовом виде 2,5-3 см.
Заделка верхней планки. К изнанке правого края разреза переда прикладывают лицевой стороной верхнюю планку. Планка для заделки мыса должна быть приложена ниже конца разреза на 5 см и выше горловины на З см. Планку и край разреза, сложенные вместе, пристрачивают на машине швом шириной 0,5 см. Планку отвертывают и перегибают налицо, стступая от притачки шва на 2,5 см. Второй обрезной край планки загибают на 1 см и пристрачивают к ли- невой стороне переда строчкой шириной 0,5 см от края, покрывая первый шов притачки планки. Свободвый край планки (долевой сгиб) также прострачивают швом шириной 0,5 см. Ширина верхней планки в готовом виде 4 см. Заделывают планку внизу, посередине мысиком (углом), края которого заметывают и верхнюю планку накладывают ва нижнюю, покрывая последнюю гюлностьго. Мысик приметыаают и пристрачивают на машине двумя поперечными строчками для закрепления разреза: первая на расстоянни 4 см от угла мыса, вторая на 0,5 см выше первой. Ниже поперечных сгрочек мыс пристрачивiют также двумя строчками: первая на расстоянии 0,2 см от края, вторая - на 0,3 см от первой.
Стачка и запошивка плечевык швов. Правый плечевой шов спинки складывают с правым плечевы швом переда изнанкой внутрь, причем спинку выпускают на 1 см,и сметывают. Выпущенный край спинки загибают на перед, закрыв плечевой шов переда на 0,5см, и стачивают на машине по переду от проймы к горловине швом шириной 0,5 см. Затем шов расправляют, отгибают его на перед и отступя от края сгиба на 0,2 см, настрачивают от проймы к горловине. Точно так же стачивают и настрачивают левый плечевой шов, только строчаг от горловины к пройме. После стачки плечевых швов обе планки в горловине подрезают на уровне выемки горловины.
Заготовка воротника. Воротник состоит из трех слоев: верхнего, нижнего и прокладки между ними. Прокладку вкладыивают в воротник для большей его устойчивости. Из более грубых и плотных тканей, например, полотна, парусины, воротник с вышивкоЙ делают без прокладки.
При стачке воротника складывают три слоя следующим лорядком: верхний слой воротника кладут лицом вверх, на него накладывают нижний слой лицом вниз и сверху кладут прокладку. Все три слоя должны быть сложены ровно, стачивают их отступя от края на 0,5 см. Строчку начинают с нижнего угла левой стороны и кончают нижним углом правой стороны. Воротник вывертывают на лицевую сторону, швы выправляют, выравнивая особенно тщательно на углах, чтобы нижний слой не переходил на лицо воротника, затем прометывают его с трех сторон по лицевой стороне воротника.
К горловине косоворотки лицом к лицу прикладывают вместе с прокладкой воротник и, примеывая по горловине, припосаживают ее по косым срезам. Начиная от нижней планки, воротник вместе с прокладкой притачивают отступя от края на 0,75 см. Строчат до правого края воротника. Чтобы верхний слой воротника не попал в притачку, его необходимо отвернуть. Шов притачки воротника покрывают верхним слоем воротника, край которого лодгибают внутрь приметывают и настрачивают по лицевой стороне швом шириной 0,2 см от края и на 0,3 см от строчки.
Втачка и настрочка рукава. Рукав втачивают в открытую пройму запошивочным швом. На цевую сторону проймьг накладывают рукав лицом вниз и приметывают так, чтобы обрезной край оката рукава был выпущен на 1 см от края проймы. Выпущенный край загибают на пройму на 0,75 см и пристрачивают на машине швом шириной 0,5 см. Перекосы и морщины не допускаются. Шов втачки рукава расправляют, накладывают его на пройму и прострачивают рукав на 0,2 см от края загиба.
Стачка и запошивка боковых и рукавных ш в о в . Боковые и рукавные швы стачивают запошивочным швом.
Подрубка низа рукава. После стачки боковых и рукавных швов подгибают низ рукава на 2 см. Затем обрезной край загибают внутрь на 0,5 см и пристрачивают на машине швом шириной 0,25 см от края загиба.
Подрубка низа косоворотки. Низ косоворотки подгибают так же, как и низ рукава. Вытягиваь край низа нельзя, так как подшивка получится перекошенной и со складками. Во время строчки край низа придерживают и выравнивают впереди иголки.
О б м е т к а п е т ел ь . Петли обметывают вручную. Для определения места петель нагруднуюо планку от верха до пересеченных строчек низа перегибают на три равные части. На границе первого перегиба делают мелом первую отметку, на границе второго - вторую. По меловым отметкам вдоль планки и посереднне ширины ее прорезают и обмегывают две петли. Величина петель должна соответствовать размеру пуговиц
МУЖСКАЯ НИЖНЯЯ СОРОЧКА С ОТКРЫТЫМ ВОРОТОМ
(размер 48)

Рис. 5 Мужская нижняя сорочка Рис. 6. Выкройка мужской нижней сорочки Рис. 7. Выкройка мужской нижней сорочки

Мужская нижняя сорочка с открытым воротом , или нижная, имеет кокетку, состоящую из двух частей, две накладные манжеты и две нагрудные планки. Спинка нижней сорочка расширенная, к середине переда прибавляют на складку.
Для построения чертежа необходи’4о СНЯТь 5 мерок (в см):
Окружность шеи (0/71) - 19,5
Окружность груди (ОГ) - 48
длина рукава (ДР)--б5
длина плеча (ДП- 16
длина Сорочки (Ди)-8о
Таблица построения чертежа ВЫяройки нижней сорочки С Открытым Воротом
Строим Прямой угол с вершиной в точке А

РАСКРОЙ И ПОШИВ

Нижняя сорочка изготовляется из белой хлопчатобумажной ткани (шифона, льняного полотна и др.). Отделку ворота и обшлагов (манжет) можно выполнить из цветного перкаля, зефира или украсить вышивкой.
Раскладку выкроек на ткани производят таким же порядком, как и для косоворотки. Разница только в том, что здесь прибавляют к спинке на сборку 6 см
и к полочке3 см на складку.
В первую очередь пришивают клинья к рукавамi зпошивочным швом, затем настрачивают манжеты.
Настрочка обшлагов (манжет) . Манжету прикладывают лицом к изнанке рукава, притачивают на 0 ,5 см от края. После притачки обшлаг оттибают на лицевую сторону рукава, верхний его край подгибают на 0,5 см и притачивают на 0,2 см от подогнутого края.
Притачка и настрочка нагрудных планок. Выкроенные нагрудные планки приметывают и пристрачивают до надсечки разреза. Сначала их пристрачивают лицом к изнанке правой стороны сорочки, затем отворачивают на лицевую сторону, перекантовывают планкой, чтобы не было видно нижнего слоя, и приметывают по перегибу. Обрезной край правой спинки подгибают на0,5 см, приметывают и настрачивают на 0,2 см от подогнутого края, сохраняя одинаковую ширину на всем протяжении планки. Левую нагрудную планку обрабатывают таким же способом. Низ левой планки заделывают мысиком, причем, загибая край мыса, надо следить, чтобы уголки мыса находились точно посредине планки. В конце разреза делают в левую сторону надрез по поперечной нитке настолько, чтобы левая планка могла свободно лечь на правую. На основе получается лишняя ширина материала, которую ровной складкой закладывают под мыс левой планки. Левую планку накладывают на правую, покрывая ее полностью. Мыс прострачивают кругом шириной 0,2 см от края его подгиба. Мыс левой планки прострачивают еще двумя поперечными строчками: первая на расстоянии 4 см от угла мыса вторая на 0,5 см выше первой.
Притачка кокетки к сп ин ке. Нижнюю часть кокеткв приметывают и пришивают к верхнему срезу сорочки лицом к изнанке. Затем верхнюю часть кокетки складывают лицевыми сторонами с основой и нижней кокеткой - воротом и плечевыми швами сорочки, приметывают, начиная от левого плеча к правому, и прострачивают по плечевому срезу, выемке горловивы и другому плечу (от правого, к левому). Аккуратно отстрачивают вокруг планок и вывертывают кокетку на лицевую сторону, расправляют уголки и еще раз отстрачивают по верху плеча и горловины. Затем подгибают низ верхней кокетки на 0,5 см, закрывая шов притачки нижней кокетки, прострачивают по верху на 0,1 см от подогнутого края.
Рукав вшивают так же, как и у косоворотки, запошивочным швом. Стачку и запошивку боковых швов производят также запошивочным швом (как и у косоворотки) до надсечки боковых шлиц, которые заделывают ластовицами. Низ сорочки тюодшивают подрубочным швом на 0,5 см.

Являются неизменным вдохновением современной моды. Только этника может внести в тот или иной элемент гардероба неповторимую изюминку гармоничной индивидуальности и наделить его особенным характером. Славянская культура всегда рождает особый интерес, так как национальные костюмы в русском стиле неизменно харизматичны и самобытны. Именно по этой причине русская рубаха все чаще появляется в коллекциях знаменитых дизайнеров, при этом, не только отечественных.

Немного истории

Основу любого славянского национального костюма во все времена составляла рубаха. Истоки появления русской традиционной рубахи берут свое начало в древние времена старообрядцев и язычников. Первое известное ее название — косоворотка. Особенность такого одеяния состояла в том, что ворот ее был скроен по косой, а не привычным всем образом посередине.

Традиционная славянская косоворотка
Именно такое положение ворота дало название этой старинной русской рубахе

По мнению историков глубоко изучающих славянскую культуру, считается, что крой косоворотки позволял не выпадать нательному крестику во время работы.

Как правило, такой косой ворот рубахи был смещен в правую сторону, а первые упоминания о такой одежде относятся к 15 веку. Рубаха широко использовалась мужчинами в обиходе, носилась на выпуск, подпоясывалась кушаком или поясом.


Подпоясанный мужчина в русской косоворотке выглядел более статным

Если обратиться к более древним старославянским временам, то происхождение слово «рубаха» произошло от созвучных «рубъ», что означало «рубище, полотно», а также слова «руш» (рвать, рушить). И это не является простым совпадением! Изначально рубаха представляла собой скромное и простое по крою одеяние: туникообразное полотнище, сложенное вдвое, с прорезью для головы.

Первые рубашки отнюдь не шили или резали, а руками отрывали кусок ткани. В результате несложной эволюции, к такому одеянию добавились длинные и свободные рукава. Первые рубахи шились из конопляного волокна, и только многим позже миряне стали использовать хлопковое и льняное полотно.

Что касается женской рубахи, то ее история не менее богата на события, нежели мужская. Первые рубашки считались нижней одеждой и надевались под платья и сарафаны. Крой их был свободным, длинным, именовалась такая одежда «стан».


Такая женская нижняя рубаха была популярна в 13 веке

Существовали всевозможные рубашки для различных жизненных случаев: для ворожбы, для работы на поле (покосные), для кормления младенцев, обрядовые или праздничные. Особенно интересной моделью такой рубахи в народном стиле, с точки зрения истории, до сих пор считается рубаха-порукавка. Особенность ее заключалась в особо длинных рукавах, которые нередко доходили до пола. В них были прорези для того, чтобы свободно висящие рукава можно было завязывать за спиной, или же рукав собирался в складки и закреплялся специальными наручнями. Такая модель предназначалась для ворожбы и всевозможных магических старославянских обрядов, а вот работать в ней было крайне неудобно. Именно такая рубаха породила всем известное выражение: «Работать спустя рукава!».


Рубаха для ворожбы украшалась особым орнаментом

Как и любой элемент, составляющий национальный костюм, рубаха имеет интересную и колоритную историю, интерес к которой не утрачен и по сей день.

Орнаменты и символизм

У каждого народа есть множество тайн и секретов, над разгадкой которых «бьются» ученые, а также интересующиеся древними русскими традициями и национальной символикой. и сегодня является одной из наиболее магических, рождая немало вопросов и сегодня. Традиционно любая одежда в этническом стиле украшалась вышивкой, особенно в этом искусстве преуспели представители трудолюбивых славянских народов.


На данный момент известна масса исконно славянских орнаментов
Наносились такие узоры на одежду, предметы быта и т.п

Издавна считалось, что национальная одежда не только обладает эстетическим колоритом, но и имеет обережные свойства. На Руси особое внимание уделялось вышивке. Славяне считали, что внешняя оболочка человека отражает его внутреннюю суть, является зеркалом его души. Именно поэтому особая атрибутика и декор рубахи являлся мощной защитой против скверны, недоброго глаза и зависти. Славяне стремились жить в ладу не только с собой и своим миром, но и с Матерью-Природой. Славяне верили, что быть в согласии с природой — это значит, сохранять и преумножать ее богатство! Поэтому вышитая вручную рубаха — это отражение духовности и символ нравственности.


Благодаря вышивке, обычная одежда превращалась в мощный оберег

Каждый элемент декора рубахи, будь она мужской или женской, имел свое глубокое значение:


  • Барвинок — олицетворение неувядающей жизни.
    Символ барвинка вышитый на мужской рубашке
  • Виноград. Изображение гроздьев винограда на рубахе — традиционный мужской декор, означающий богатство, плодородие и изобилие.

    Виноград можно встретить на традиционных украинских рушниках
  • Ласточка. Традиционный славянский символ, олицетворяющий весну, успех и счастье, которое приносит на своих крыльях ласточка.
  • Маки. На Руси верили, что вышитые на рубахе маки помогут защитить от любого зла. Чаще всего таким орнаментов вышивалась одежда невесты и жениха.
    Сейчас маки используются, скорее, в декоративных целях
  • Хмель. Листья и плоды хмеля изображались на рубахах юных девушек и парней, что означало молодость и любовь.
    Вышивка хмель
  • Петух. Традиционный славянский символ, которым украшались рубахи мужчины — главы семьи. Петух был не только вестником зари, восходящего солнца, но и олицетворял мужское начало и очаг дома.
    Пример использования изображения петуха в вышитой композиции
    Сейчас этот символ используется и в таких вот оберегах
  • Голуби. Таким орнаментом украшали рубашки молодоженов как символ образования новой семьи.

По мнению наших предков, вышивкой, как правило, украшались только те части рубахи, через которые к телу и к душе был доступ злых сил. Сама рубаха являлась защитой и темных сил, поэтому так называемый охранительный узор наносился там, где заканчивалась ткань: на манжеты, на ворот, подол и разрезы.

Правила декорирования

Мало кто поспорит с тем, что русские рубахи, декорированные этническими мотивами — это всегда торжественно, элегантно и стильно. Надевая сегодня такие элементы национального костюма, мы не только внешне преображаемся, создавая неповторимый в своей колоритности образ. Это еще и дань уважения богатейшей славянской истории и традициям наших предков. Современные модели рубашек с использованием национальной символики пользуются невероятной популярностью у представителей любого поколения. Особо ценится в изготовлении такого элемента гардероба ручная работа.


Красная рубаха с ручной вышивкой станет одним из самых нарядных элементов гардероба

Сегодня рубашку в народном стиле можно надеть даже на деловые переговоры. Согласно поверьям, вышивка голубыми с золотом нитками обязательно принесет финансовый успех в любом начинании!

До сих пор сохранились некоторые традиционные правила декорирования одежды в народном русском стиле:

  • Основной цвет ниток для вышивки считался красный или его оттенки (алый, брусничный, вишневый, кирпичный, смородиновый).
    Также часто используется черный цвет, но основным остается красный
  • Швы, которыми шьется и вышивается рубаха, должны быть счетными: для каждого стежка нитки считаются. Известными счетными швами считаются такие, как «роспись», «набор» или «счетная гладь».
  • Хлопковые нитки наделяют рубаху обережными свойствами от сглаза, порчи и завистливых взглядов.
  • Шелковые нити помогают добиться успеха в карьере, сохранить ясность ума.
  • Шерстяная вышивка рубахи, по поверьям наших предков, помогает излечить от телесных и душевных хворей. Вышитое на рубашке шерстью солнце поможет в холода согреть и тело, и душу.
  • Вышивая рубаху, нужно выбрать орнамент, в котором каждый символ находится в одной тематике, иначе можно внести некую энергетическую сумятицу.


    Используемые цвета также играют свою роль

  • Вышивка на рубашке в этническом стиле выполняется только в хорошем настроении. Она не должна содержать узелков, чтобы не нарушить магическую связь.
  • Выбирая ткань для пошива рубахи, важно отдавать предпочтение исключительно натуральным тканям. Так, лен и хлопок прекрасно подойдут для пошива повседневных рубашек, шерсть — для холодной поры, а шелк можно использовать в особо торжественных случаях, таких, как свадьба.

В такой рубахе было удобно работать

Несмотря на простой крой такого одеяния, ручная вышивка с использованием древнеславянской символики наделяет его особенным смысловым колоритом. Рубаха легко дополнит не только повседневный, но также деловой или праздничный образ, придавая смысловой элегантности, оберегая от зла и подчеркивая высокий статус.

Содержимое страницы

Русский народный костюм - это удивительная одежда, созданная женщинами, жившими на Руси. Такой костюм является выражением яркой черты национальности, сочетающий в себе удивительные методы: вышивка, ткачество и вязание.

Русский народный костюм берёт свое начало в 12 веке. Его носили люди любых сословий: крестьяне, бояре, купцы. Такой костюм был отражением родословной и содержал в себе информацию о том, чем занимались те или иные люди.

Собранные нами выкройки помогут Вам сшить русский народный костюм для любого роста. Сшить русский народный костюм по выкройкам под силу даже тем, кто не разу не имел дело с шитьем.

1. Изготовление сарафана для русского народного костюма достаточно простое. Для начала снимаем мерки с ребенка. Сарафан русского костюма состоит из:

  1. переднего полотнища 1 деталь;
  2. полотнища спинки 1 деталь;
  3. лямок 2 детали;
  4. вставки 2 детали;
  5. обшивки верхней части 2 детали.

Выкройка ниже подготовлена для детей ростом от 120 до 140 сантиметров.

Эту выкройку необходимо перенести на выбранный материал и вырезать его. Материал необходимо выбрать красного, синего или оранжевых цветов. Обратите внимание на яркость ткани. Такой материал должен подчеркнуть особенность русского костюма.

Начинаем собирать наш костюм по следующему алгоритму:

  1. для начала сшиваем по бокам элементы переда, спины и вставок;
  2. затем верхнюю часть;
  3. пришиваем лямки;
  4. края сарафана костюма украшаем красной тканью.
  5. Русский народный костюм готов.

Кокошник - это головной убор, который надевали по праздникам на Руси. Носить его могли только женщины, находящиеся в браке. Все это началось в XVI веке. Кокошник выглядел как высокая корона, к которой был прикреплена ткань, за которую прятали волосы.

Сделать кокошник своими руками не проблема, если у Вас есть желание и необходимые материалы:

  1. картон;
  2. ткань;
  3. ножницы;
  4. клей;
  5. фурнитура: кружева, тесьма, стразы;
  6. сантиметровая лента.

Для начала нам необходимо сделать основу для кокошника. Её мы будем делать из картона. Обратите внимание, что кокошник должен идти от уха до уха по лбу. Именно по такому алгоритму измеряйте расстояние.

Далее нам необходимо обтянуть перед кокошника тканью. Для этого накладываем кокошник на ткань, отступаем от каждого края по 2-3 сантиметра и чертим контур. Далее по контуру обрезаем и начинаем перетяжку. Для закрепления ткани используем клей. На этом же этапе клеим ленту, которая будет поддерживать кокошник на голове.

Теперь приступим к декоративному моменту. Берем фурнитуру, которую Вы выбрали для кокошника, и отделываем перед.

Кокошник готов!

Кокошник для русского костюма своими руками фото




Русский народный костюм для мальчика состоит из двух частей - это косоворотка (рубаха) и штаны. Для того чтобы сшить косоворотку, нам понадобиться:

  1. Ткань - лен или хлопок;
  2. Швейная машинка;

По этой схеме сшить косоворотку не составит труда. Для начала по выкройке вырежем из ткани нашу будущую рубаху. Получим основную часть, 2 рукава и 2 ластовицы.

Пришиваем ластовицу к краям рукавов, как это показано на фотографии

Полученные детали прикладываем к основной части и пришиваем их с помощью машинки.


Теперь необходимо согнуть рукава и прошить их. После этого прошиваем основу.





Косоворотка готова. Приступим теперь к декоративной части. Для начала сделаем горловину:











Урашаем рубаху красивой лентой


Мужская рубаха:как сшить и вышить

Рубаха - Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» — «кусок, отрез, обрывок ткани»—и {родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом.

Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным» и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоев населения, менялся только материал и характер отделки. Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» — ткани из козьего пуха. Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. На Руси её называли «зендень».

Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица», «срачица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому серк» и англосаксонскому «сьорк» через общие индоевропейские корни. Некоторые исследователи усматривают разницу между рубахой и сорочкой. Длинная рубаха, пишут они, делалась из более грубой и толстой материи, тогда как короткая и лёгкая сорочка — из более тонкой и мягкой. Так постепенно она и превратилась в собственно бельё («сорочка», «чехол»), а верхнюю рубаху стали именовать «кошулей», «навершником». Но это тоже произошло позже, в XIII веке.

Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено.

Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено.

Мужская рубаха и ее особенности

На основе этнографических данных 18-20 вв., Г.С. Маслова четыре основных типа мужских рубах:

1. Туникообразная.
2. С прямыми поликами.
3. С узкими нашивками на плечах.
4. На кокетке.

Туникообразный покрой мужской рубахи - наиболее древний из известных нам кроев и вместе с тем наиболее распространенный покрой. Различают два типа туникообразной рубахи: "с бочками" и "без бочков". Рубаха "с бочками" образуется из полотнища ткани перегнутого по утку (на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие "бочки" и рукав прямого покроя.

Туникообразная рубаха "с бочками" имеет несколько вариантов:

С прямыми цельными бочками;
- со скошенными боковыми полотнищами (более поздняя форма, вытиснившая рубаху с прямыми бочками);
- с бочками, выкроенными "по-топорному" или "в замок" (в северных регионах);
- с боковыми клиньями, вставленными с каждой стороны сзади между средним и боковыми полотнищами, при этом прямые бочки, расширенные вставкой клиньев, пришивались в сборку (начало 20 в. на Алтае);
- "колошкой". Особенность ее покроя в том, что боковые полотнища перегибаются на плечах так же, как центральное. Она имеет прямые рукава и прямой разрез ворота без воротника;
- туникообразная рубаха без бочкой из одного перегнутого широкого полотнища. Такие рубахи изготовляли преимущественно из фабричной ткани, рубаху с бочками изготовляли из домотканого холста;

Сорочки из одного перегнутого полотнища холста. Изготовлялись в Закарпатье, имели специфичный покрой рукавов, пришитых в сборку.

Рубахи туникообразного покроя изготовлялись с прямым или косым разрезом на груди; без воротника "голошейка" или с воротником "стойка". "Голошейку" я прямым разрезом на груди считают наиболее древней. Косой разрез делали слева, часто рубаху дополнял воротник "стойка", застежка на пуговицы.

Мужские рубахи шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, поэтому такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными. Случайность в орнаменте появилась в конце 19-начале 20 века в местах, где было сильное влияние города (Московская обл.).

В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл.

Как отмечает Б.А. Рыбаков, в творчестве древних существовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический.

Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой: защищала наиболее уязвимые части тела - шею, ноги, руки. Поэтому и покрывали орнаментом-оберегом горловину, низ рукавов, подол рубахи. Они и являются местами традиционного расположения орнамента. Ластовица также могла являться цветной декоративной деталью. Наряду с узорным ткачеством и вышивкой в качестве декора широко применялись тесьма, блестки, позумент, пуговицы, бисер, полоса кумача. По богатству украшений мужская праздничная рубаха иногда не уступала женской.

Рисунок материала для мужской рубахи.

Без рисунка домотканая холстина, цвет натуральный;
Красная, бордовая, темно-красная, темно-боровая однотонная;
Клетка мелкая, цвет: сочетание белый - красный, темнобордовый - черный;
Полоска мелкая, цвет: голубой - белый, красный - черный - желтый, бордовый - черный;
Цветной набивной рисунок, цвет: красный, черный, пестрый, мелкий узор.

Крой мужской рубахи

Мужской костюм старообрядцев Алтайского края.
До нашего времени дошли только те образцы мужского костюма старообрядцев Алтайского края, которые сохранились в коллекциях краеведческих музеев. Поэтому мы можем рассмотреть их менее детально, но с полным описанием традиционного кроя.

Рубаха.
Древнерусские мужские рубахи были также прямого покроя туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища. Рукава делались узкими и длинными. Названия некоторых деталей мужской рубахи сходно с названиями в женской рубахе: становина, рукава, ластовицы (см. рис. 17).

Для пошива рубахи чаще всего использовался домотканый холст (см. Раскрой рубахи), позднее - покупные ткани: кумач, сатин, шелк (см. Раскрой рубахи с кокеткой). На холщовых рубахах проставки, отделка ворота, рукавов и низа рубахи делались из кумача, Отделка выполняла как декоративную функцию, так и символическую - как оберег. Верх рубахи делался на подкладе.

Мерки:
Длина Изделия - от середины шеи, по спине, на 20-25 см выше колена. Объем Шеи, Длина Руки - от шеи до середины запястья, Объем Кисти - меряется с подогнутым большим пальцем.

Раскрой рубахи:

См. рис. 18. Ткань - домотканый холст (ширина 40см).

Расход ткани 3.5м.

Все детали кроятся по прямоугольникам. Становина выкраивается вдоль ткани из цельного полотнища, отмеряется 2 Длины Изделия (перегибается пополам). Длина бочка = Длина Изделия - Длина проймы. Ширина бочка -1.5 полотнища - 40см+20см, на худого мужчину - 40 см. Ширина рукава 60см. Длина рукава = Длина Руки - Ширина Плеча (на 48-50 размер длина рукава 70-72см). На рукав -1.5 полотнища (40см+20см). Глубина Проймы - 30см, если рукав без сборок, 25 см + 10 см, если со сборками на плече (10 см на сборки, 5 см спереди, 5см сзади). Ластовицы 15х15 см или 20х20см.

Последовательность шитья рубахи:
1. Сшить становину с бочками, швы на бочках расположить сзади. Сложить бока, отметить середину. Заложить складки под мышками (односторонние 0.5-0.7см). Количество складок должно быть одинаково спереди и сзади. Складки закрепить строчкой и вышивкой (мелким крестом или зигзагом) вдоль каждой складки.

2.Определить середину полотнища. Отложить 1.5-2 см вперед и назад, вырезать горловину.

3. Сшить два полотнища рукава. Шов на переднюю сторону.

4.Нашить становину на рукав, рукав на бочок.

5. Нашить широкую проставку (до 5см). Шов проставки должен совпадать со швом соединения становины и бочка.

Б. Ластовицу вшить "в надсечку". На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.

7.Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.

8. Горловину и вырез отделать кумачом по косой бейке. Вырез (около 20см) должен составлять квадрат с горловиной. Квадрат украсить вышивкой.

9. Обработать низ рубахи. Отделка "полянкой" рубахи. Застежка на левую сторону. Вышивка в квадрате по переду (возможно до пояса). Проставка кумачом, тесьмой по всему шву соединения становины с бочками. Ширина бочка 40см (без шва). Ширина рукава 40 см с клином (см. рис. 19). Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.

Отделка "кержацкой" рубахи

Застежка на правую сторону. Вышивка в квадрате по переду. Проставка из тканья по рукаву может быть вышитая. Свадебная рубаха украшалась мелким кружевом на конце рукава. Низ рукава отделывается кумачом или контрастной тканью, позднее - тесьмой. Если набраны складки то вышивкой по складкам. Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.

Раскрой рубахи с кокеткой:
См. рис.20 Ткань - сатин (ширина 60см). Расход ткани 3.5м. Кокетка кроится вдоль ткани, длина 50см (перегибается пополам). Ширина бочка 30см, если мужчина полный, то можно 60см. Воротник
- стойка высотой 4-4.5 см. Планка шириной 2.5-З см - отделка на вырез. Рукава из целого полотнища с треугольным или трапецевидным клином (шир. 15 см).

Последовательность шитья:

1. Сшить полотнища рукавов. Собрать складки на плечах односторонние или встречные. Шов на рукаве расположить на переднюю сторону.

2.Собрать складки на бочках, так, что бочок уменьшится до 5-6см. Сшить становину и бочка.

3. Кокетку нашить на рукав, потом на становину, так, чтобы шов кокетки совпал со швом становины.

4. Ластовицу вшить "в надсечку". На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.

5. Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.

6. Пришить воротник и планку. Сделать вышивку.

7.Обработать низ рубахи.

Отделка рубахи

Кокетку можно сделать на подкладе. На плечах делается рамка из контрастной ткани, которая ограничивает складки. Рамка с вышивкой, можно по складкам. Вышивка по воротнику и планке, можно вышить квадрат. Вышивка по периметру кокетки, можно отделать тесьмой.

На конце рукава можно сделать односторонние складки, можно бантики. Отделка контрастной тканью или тесьмой. Вышивка по складкам бочков или на тряпочке, которая нашивается на складки. Можно оформить рамку 5x15 см с вышивкой по складкам. Низ отделать лентой или контрастной тканью.

Ворот рубахи

Ворот - рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» - затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду.

По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» ee необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии. Эта тема поистине необъятна, ей посвящено огромное количество научных трудов Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную «стоечку». Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.

Застёгивали ворот на пуговицу. Пуговицы в археологических находках преобладают бронзовые и медные, но исследователи полагают, что металл просто лучше сохранился в земле. В жизни наверняка чаще встречались сделанные из простых подручных материалов - кости и дерева.

Легко догадаться, что ворот был особенно «магически важной» деталью одежды - ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей - конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, - золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды - «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно. В разделе Украшения подробнее рассказано об охранительном смысле украшений и о том, почему при маломальском достатке люди старались обзавестись золотом и благородными камнями и не прятали их в сундук, а размещали на одежде и на собственном теле.


Здесь я буду отчитываться о проделанной мною работе. Заодно можно посчитать какое количество времени потребуется для того, чтобы сшить мужскую рубаху. (и, конечно, поучиться на ошибках)
Начала шить рубаху по этой схеме. Для этого мне понадобились:
- 2 метра белого льна
- 0,5 метров красного льна. Пойдёт на ластовицы. На самом деле материала нужно совсем чуть-чуть - 16х32 - учитывая загибы по 1 см.

Для вышивки: "мулине" красного цвета. Выбирается узор и вышивается гладью (лучше счётной), тамбуром или крестиком. Также имеют место быть комбинированные техники.

Выкройка очень проста, 95% всей работы занимает вышивка, но и она не такая уж и сложная. Кырка, к тебе обращаюсь.
Для экономии материала предлагаю вот такое расположение полотнищ.

Схема кроя мужской рубахи

Затем, страшно, конечно, но всё надо вырезать.
А теперь о вышивке. Рукава можно смело вышивать, а всё остальное только после того как рубаха уже сшита. (для того чтобы не нарушить рисунок).
моя вышивка на рукаве:

Изнанка вышивки должна получиться тоже более менее красиво.
Узелков делать нельзя!
Считается, что узлы делаю для порчи.(мне так сказали) А мы портить никого не хотим,тем более, что без узелков даже удобнее.
Все нитки заправляем в в сам узор с изнаночной стороны. Он не распустится, боятся нечего.

Мужская свадебная рубаха, выкройка