Как появился мужской костюм? История мужского костюма: эволюция моды.

Следование дресс-коду является важным моментом в любой офисной жизни, особенно когда речь идет о работе в крупных компаниях, где каждый работник – это лицо фирмы. В таких ситуациях внешний вид топ-менеджера играет огромную роль. Очень важно выглядеть представительно, сдержанно и официально. Такую задачу прекрасно выполнит строгость и красота которого сделает его вашей любимой вещью в гардеробе.

Кто и когда ввел моду на деловой костюм

Классический костюм в современном виде появился в начале XIX века в Великобритании, хотя его корни уходят во времена короля Луи XIV, в XVII век.

Прошлое столетие принесло новые тенденции: костюм перестал быть повседневной одеждой, а, кроме того, попал не только в мужской, но и женский гардероб.

Мужской костюм

Изначальный вид мужского костюма: сюртук, парик, белая рубашка, жилет, жабо, бриджи, чулки и туфли. Именно так одевались Французские модники при дворе Луи XIV.

Несколько позже, в 1666 году, король Англии Чарльз II также решил внести коррективы во внешний вид своих придворных: мужчины при нём одевались в длинное пальто, шляпу, жилет и повязывали платок на шею. Никуда не делись парик, бриджи, чулки и туфли.

К XIX веку уже Англия выступала законодателем моды в мужской повседневной одежде. Обязательными атрибутами стали: цилиндр, сюртук, визитка и перчатки. Но данный образ прижился не на долго, и уже через пару десятилетий сформировался образ, максимально близкий к современному: брюки, пиджак, жилет, шляпа.

Начало XIX века. Великобритания. The Los Angeles County Museum of Art

Фото © ester-wandrag.livejournal.com

До 60-х годов вносились незначительные штрихи, в частности, произошло разделение на вечерний костюм и неформальный. Устанавливались правила о том, когда носить смокинг, фрак или пиджак. Были введены рекомендации о цветах галстуков.

Затем классические костюмы уступили место более удобным и универсальным вещам: футболкам, ботинкам, джинсам и т.д., а сами заняли нишу формальной одежды для особых случаев.

Женский костюм

Женский прогулочный костюм для верховой езды. Испания, 1893 год

Фото © ocostume.ru

Повседневные женские костюмы возникли ближе к концу XIX века. Эти наряды не рассматривались как соответствие мужским пиджакам и шляпам, а преподносились как вещи, предназначенные для ношения вместе. Что же касается именно женского костюма в сегодняшней форме, то появился он примерно в 20-е годы XX века.

Изначально эти модели были подчёркнуто женственными: использовались более мягкие ткани, одежда предназначалась для повседневного ношения, однако, со временем, женский деловой костюм занял ту же нишу, что и мужской, став к середине 70-х годов официальным нарядом.

  • Деловой дресс-код: формула стиля для руководителей
  • l&g t;

    Как подобрать костюм под деловой стиль

    Деловой костюм – это универсальная вещь в гардеробе Генерального Директора. Умелый крой делового костюма способен скрыть все недостатки фигуры, а строгие очертания силуэта придадут представительности. Как известно, клиенты уважают мнение опытных сотрудников, поэтому, если вы выглядите слишком юно и вас не воспринимают всерьез крупные клиенты, деловой костюм поможет вам решить эту проблему. При этом предпочтительнее иметь не один, а несколько деловых костюмов различных фасонов.

    Формальный деловой стиль

    Если вы привыкли видеть подчиненных в костюме, деловой стиль которого внушает серьезность и доверие, то значит, вы приверженец формально делового стиля. Формально деловой дресс-код имеет наибольший коэффициент консервативности. Во время серьезных переговоров, особенно с иностранными партнерами, в страховых компаниях, в банках и юридических организациях вам необходимо выглядеть максимально презентабельно и строго. Здесь нет места для выражения собственных предпочтений в одежде, выбирать которую необходимо строго в соответствии с правилами формально делового стиля.

    Мужчинам желательно ограничить выбор цветовой гаммы на классическом черном, сером или темно-синем оттенках. Обязательным дополнением будет белоснежная рубашка, запонки и двойной манжет Что касается обуви, то исключительным вариантом будут туфли-дерби или популярные сейчас оксфорды.

    • костюм светлой синей гаммы или же приятного оттенка серого или бежевого цветов;
    • белоснежная блуза;
    • колготки или чулки обязательно телесного цвета;
    • туфли на каблуке 3-5 см;
    • волосы, красиво собранные в пучок или хвост;
    • запрет короткого рукава даже в теплое время года;
    • разрешается дополнить образ нашейным платком или аксессуарами небольших размеров.

    Управленческий деловой стиль

    По градации консервативности управленческий деловой стиль предполагает меньший уровень строгости, а это значит, что костюм может быть выполнен в ткани другого цвета, даже с неброским принтом.

    Женщинам предпочтительнее выбирать платья фасона футляр с жакетом или строгий брючный костюм.

    Что касается короткого рукава, то здесь никаких ограничений нет. В отношении прически допустимы распущенные волосы, а ювелирные украшения могут быть более крупных размеров и ярких расцветок.

    Неформально деловой стиль

    Максимально комфортная одежда для офиса предполагает большую возможность выразить свою индивидуальность. Блестяще подходит для работы в офисах, не придерживающихся строго дресс-кода и, так называемых, Business Friday.

    Мужчины могут позволить себе надеть рубашки и брюки ярких расцветок, поло и жилеты.

    Женщине позволительно не ограничивать себя в выборе трикотажных кардиганов, водолазок, жакетов, юбок и платьев.

    • Правила делового этикета, которым надо следовать всем, кто дорожит репутацией

    Рассказывает практик

    Татьяна Николаева, Бизнес-консультант по этикету, Москва

    Мужчинам рекомендовано надевать на переговоры костюмы темного цвета и однотонные светлые рубашки. При этом прекрасным дополняющим элементом будут выдержанные в строгом стиле галстуки без пестрых принтов и кричащих расцветок. Допускается галстук в полоску или горох, но спокойных оттенков.

    Оксфорды – это классический вариант обуви для переговоров. Не стоит экспериментировать с декоративными элементами, максимум, что можно себе позволить – это декоративный шов по мыску туфли. Ни в коем случае нельзя выбирать лакированную обувь и обувь из кожи редких для нас животных – крокодилов и змей.

    Женщины должны придерживаться строгости в выборе одежды, отдавая предпочтение темным юбкам с жакетом и скромным платьям. Блузы кроя мужской рубашки станут прекрасным дополнением к женскому образу офисного работника. Колготки должны быть только телесного цвета, а туфли – черного на небольшом каблуке со скромными декоративными элементами. На переговорах женщинам запрещается надевать галстук, даже если это веяние современной моды. Строгие и демократичные украшения дополнят строгий образ, однако наличие крупных аксессуаров неприемлемо.

    Как правильно подобрать цвет делового костюма

    Цветовая гамма должна быть подобрана не только со вкусом, но и в соответствии с вашим цветотипом. Таким образом, цвета делового костюма стоит выбирать, руководствуясь цветом ваших волос, глаз и кожи. Не стоит забывать также, что, как правило, для классического делового костюма характерны пастельные или темные однотонные расцветки. Самыми востребованными являются: темно-синий, темный изумруд, серый, хаки, беж, цвет ржавчины, нефрит, оливка, насыщенный шоколад.

    Подбирайте однотонный костюм. Классический деловой костюм не терпит пестрого разноцветья и всегда выполняется в 2-3 цветах. Однако самым элегантным вариантом является однотонная модель, создающая эффектную вертикаль с эффектом стройности.

    Самый модный и широко востребованный материл для пошива мужского делового костюма – это темно-синяя шерсть в тонкую белую полоску или с принтом «полоска мела». Поклонники черных костюмов должны оставить эту вещь в гардеробе до удачного случая.

    Как вариант можете рассмотреть рисунок в полоску, клетку или же с принтом «куриные лапки», «елочки» или букле. Некоторые бизнесмены выбирают модели в широкую полоску, однако это не подходящий вариант для офиса. Это, скорее, фасон для игры в казино и других внерабочих времяпрепровождений.

    Каким должен быть женский деловой костюм

    Женские деловые костюмы – это изюминка офисного гардероба, поэтому к их выбору необходимо подходить ответственно и следовать определенным правилам:

    Правило 1. Субординация

    Работа в офисе предполагает ежедневное взаимодействие с коллективом. Зачастую приход на работу в новом платье сопровождается взглядом коллег и обсуждением вашего выбора. Выбирая деловой костюм для офиса, вы должны знать одно нехитрое правило: традиционно подчиненные должны быть одеты не дороже своих начальников, но и не дешевле своих же подчиненных. Иначе это плохой тон.

    Помимо этого, вы должны придерживаться одной латинской мудрости в выборе своего наряда: степень раскрепощения в одежде определяется той должностью, которую вы занимаете. Таким образом, ваш внешний вид должен соответствовать вашей позиции на служебной лестнице.

    Правило 2. Чувство корпоратива

    Чувство корпоратива, или иначе можно сказать чувство солидарности, – это ключевой момент, который вы должны принимать во внимание, покупая одежду для офиса.

    Фото © becauseiamfabulous.com

    Правило 3. Ткани

    Выбор ткани – вопрос чрезвычайно ответственный. Ткань может быть «говорящей»: например, юбка из плотного твида говорит о том, что Вы готовы к длительному и плодотворному сотрудничеству, а юбка того же фасона, но из атласа – признак вашей готовности отправиться в клуб.

    Натуральные ткани (шерсть, хлопок, лен) – признак хорошего вкуса в выборе делового костюма. Они максимально гигиеничны, подходят для долгой носки и прекрасно держат форму.

  1. Габардин - это воздушный, качественно обработанный материал с четким рубчиком по диагонали. Выглядит эта фактура абсолютно гладкой и прекрасно поддается драпировке. Самые элегантные костюмы создаются из этой ткани.
  2. Креп - это матовый материал с легкими «морщинками», не мнущийся и прекрасно драпирующийся.
  3. Вискоза - ткань искусственного происхождения, отлично драпируется и почти не мнется.

Табу в выборе делового костюма – это синтетические ткани, которые не дышат, обладают низкими показателями гигроскопичности, быстро деформируются и доставляют дискомфорт во время носки.

Правило 4. Покрой

В классическом деловом костюме приветствуются простые, скромные и лаконичные линии. Самое главное здесь выбрать фасон костюма, максимально выгодно подчеркивающий очертания фигуры и скрывающий все недостатки. Костюм должен быть прилегающего, полуприлегающего или прямого кроя.

Длина жакета зависит от особенностей фигуры:

  • дамы с идеальными пропорциями имеют возможность позволить себе выбрать абсолютно любую модель делового костюма;
  • дамам высокого роста позволительно носить длинные юбки и длинные жакеты, но при этом обязательно стоит следить за тем, чтобы одежда выгодным образом подчеркивала пропорциональность верха и низа;
  • невысоким девушкам стоит обратить внимание на короткие жакеты и длинные юбки, а также брюки легкого кроя;
  • длинный жакет – универсальная вещь для девушек любого роста и веса.

Длина жакета зависит также и от выбранных расцветок низа и верха. Чем четче контраст между верхом и низом, тем серьезнее стоит отнестись к выбору этой вещи.

При выборе юбки также имеются свои нюансы:

  • юбка должна быть строгой как по длине, так и по крою;
  • длина юбки определяется рядом факторов: вашим ростом, подобранным фасоном обуви;
  • узкие, по типу «карандаш», юбки прямого кроя выглядят наиболее эффектно, если их длина на 1-2 см выше колена, а если же прямая юбка ниже колена, тогда она утяжелит вашу фигуру;
  • удлиняющей и выигрышной для вас вертикалью в деловом костюме станет юбка, в которой соблюдены верные пропорции кроя: юбка должна бить длиннее, а не шире;
  • широкая юбка объемной формы придаст вашему образу непрофессиональность;
  • трапециевидные юбки визуально расширяют и укорачивают фигуру;
  • тугая линия талии придаст Вам лишних килограммов, поэтому выбирайте свободные модели в зоне талии, так чтобы у Вас легко проходили 3 пальца между поясом и телом;
  • не выбирайте слишком узкие модели, мешающие комфортному времяпрепровождению в офисе;
  • юбка не должна задираться, не должна слишком туго обтягивать бедра, тем более если это не идеальная часть вашего тела.

Принимайте во внимание следующие факторы при выборе брюк :

  • широкие модели брюк сделают ваш низ более объемным, а складки на брюках еще больше подчеркнут изъяны живота и бедер;
  • неправильно подобранный размер брюк приведет к появлению нежелательных складок спереди;
  • узко скроенные брюки обтягивающего типа без карманов лучше дополнить более объемным верхом;
  • мешковатые бесформенные брюки сделают ваши ноги визуально более короткими;
  • чтобы увеличить длину ног, выбирайте брюки с завышенной талией на 2-5 см и драпировками спереди;
  • если же вы все-таки желаете приобрести широкие брюки, тогда ткань выбирайте максимально мягкую и тонкую;
  • при выборе брюк не забудьте взять с собой туфли, которые дополнят ваш образ. Обувь позволит подобрать правильную длину брюк.

Абсолютные табу: майки, футболки, сарафаны, босоножки, мини, макси, гольфы, леггинсы, шлепанцы всех видов, шорты, длинные серьги, огромные фальшивые камни, шпильки, прозрачные ткани.

Выбирать одежду необходимо согласно вашему возрасту, времени года и личным предпочтениям. Не стоит экономить, ведь дорогой деловой костюм сразу выдает успешную бизнес-леди.

Мужской деловой костюм – изюминка корпоративного стиля

«Эффект сорочки» - это именно то, что вы должны чувствовать, надевая качественный деловой костюм. Данное понятие означает, что вещь, которую вы надеваете, дарит вам ощущение легкости, а не утяжеления под весом ткани.

Деловой костюм должен быть дорогим, ведь если вы работаете в компании, то взоры клиентов будут сотни и тысячи раз устремляться именно на ваш костюм. Как ни крути, все-таки встречают по одежке. Это же правило касается и офисных работников.

Если вы располагает средствами, то лучше всего приобрести деловой костюм ручной работы, и это вовсе не потому, что фабричное производство не является качественным, а потому, что вещь, выполненная в ручную, постепенно начинает повторять форму Вашего тела, что дарит невероятный комфорт и удобство. Помимо этого, деловой костюм, выполненный в ручную, это очень престижно, так как не каждый может позволить себе такую роскошь.

Фланелевый костюм-тройка от Gieves & Hawkes

Фото © bond-stinson.ru

Классика делового мира выполняется, в основном, из шерсти. Однако сегодня изготовители тканей предлагают различные ткани, которые никогда не мнутся, не выцветают и не растягиваются.

Несмотря на различные варианты тканей искусственного и естественного происхождения, шерсть продолжает оставаться фаворитом тканей для деловых костюмов. В таком костюме тепло зимой и не жарко летом. Ткань не деформируется и не подвергается заломам. Для повышения износоустойчивости к шерсти добавляют шелк, полиэстер, кашемир.

Уделяйте внимание следующим деталям:

  • рубашка должна выступать над уровнем воротника на 1-3 см, при этом ширина ворота рубашки и пиджака должны отличаться;
  • оба воротника (костюма и рубашки) должны плотно прилегать друг к другу;
  • спинка костюма должна идеально лежать на фигуре, без складок, морщинок и пузырей;
  • рукава вокруг проймы также должны лежать безукоризненно, без малейших дефектов формы;
  • рукав пиджака должен быть оптимальной длины: на 1,5 см короче рукава рубашки;
  • длина делового костюма зависит от Вашего роста, но она не должна быть ни короче, ни длиннее половины всего костюма;
  • низ пиджака должен лежать параллельно полу;
  • брюки в области промежности не должны напоминать мешок;
  • и во время сидения, и во время, когда Вы стоите, костюм должен лежать идеально, без складок и морщинок;
  • подкладка кармана должна быть спрятана от посторонних взглядов;
  • если брюки без манжета, они должны быть на 1,5-2 см ниже каблука и создавать легкий надлом в области складки;
  • следите за манжетой: она должна касаться ботинка параллельно земле.

Если вы часто носите костюмы, то нужно иметь не один, а несколько деловых костюмов. Но даже если у вас только один деловой костюм, тогда позаботьтесь о приобретении 4-5 галстуков и 2-3 рубашек, которые бы сочетались друг с другом по цветовой гамме.

Еще раз скажем, что встречают, к сожалению, не по уму, а по одежке, а значит правильно подобранный деловой костюм будет визитной карточкой.

Несколько важных моментов о мужских сорочках

Мужская сорочка – это обязательный атрибут делового гардероба. В классическом варианте рукав длинный, менее традиционные варианты предполагают наличие и короткого рукава. Для деловых переговоров сорочку необходимо выбирать исключительно нежных тонов пастельного типа и носить их стоит под пиджак для создания образа настоящего бизнесмена.

При выборе ткани отдавайте предпочтение натуральному хлопку, так как именно этот материал будет наилучшим образом подчеркивать Вашу интеллигентность и серьезность. Для того чтобы обеспечить максимальный комфорт от ношения сорочки, производители тканей добавляют к хлопку шелк и немного вискозы. В итоге получается тонкая, воздушная текстура, удобная для ежедневной носки. Выбирайте также фактурные ткани, с рисунком «рубчик» или же мелким геометрическим орнаментом в жаккардовом стиле – такое приобретение заявит о вас, как об уверенной в себе личности.

Покрой деловых сорочек:

  • носите приталенные модели, если у вас фигура типа треугольник (широкие плечи и узкие бедра);
  • носите полуприлегающие фасоны, если ваш низ и верх сбалансированы;
  • носите сорочки прямого, свободного кроя, если ваша фигура «расслабленная» и вам есть что скрыть.

Когда выбираете рубашку, следите за длиной рукава: она должна доходить до начала фаланги большого пальца. Деловые модели сорочки должны быть строгими, не допускающими декора, нашивок, вставок и других видов отделки.

Существует еще несколько важных моментов, которые стоит учитывать при выборе рубашки: не носите короткий рукав под пиджак. Если есть галстук, то обязательно застегивайте верхнюю пуговицу сорочки. Будьте опрятны на работе, всегда выглажены и выстираны.

Ваш идеальный костюм

Все то, о чем говорилось выше, является основой выбора мужских деловых костюмов. Но при помощи костюма можно сделать Джеймса Бонда из любого мужчины. Костюм, как трансформер, может изменить до неузнаваемости абсолютно любого, добавить ему интеллигентности и серьезности, статуса и престижа, авторитета и лидерства. Важно подобрать именно тот деловой костюм, который идеально подойдет именно вам.

Если вы мужчина большого размера

В данном случае однотонность костюма будет как нельзя кстати. Выбирайте строгую цветовую гамму, можно с узором «меловая полоска», которая выгодно удлинит вашу фигуру. Если вы поклонник клетки, то отложите такой костюм до более удобных встреч нежели формальных переговоров. Следите за тем, чтобы костюм идеально садился на вас, чтобы он не стеснял движения, не образовывал лишние складки. Мягкие ткани помогут вам в этом.

Пиджак должен быть более длинным, чем обычно, а рукава более узкими. Брюки должны быть строгими, классическими без новомодных складок на талии. Туго сидящие брюки в зоне талии и слегка расширенные в области бедер придадут Вам стройности. Если у Вас большой живот, тогда используйте подтяжки. Не бойтесь, что они станут объектом всеобщего обозрения! Пиджак скроет все. В случае с подтяжками носите брюки, свободные на талии.

Если вы ниже среднего роста

Темный цвет и однотонная дымка увеличивают рост. Помимо этого, отличным инструментом добавить несколько сантиметров к росту является вертикальная полоска. Узкий галстук также поможет вам решить проблему с ростом. Брюки должны быть узкими внизу, а пиджак идеально подобранной длины с квадратными подплечниками.

Покупая деловой костюм в бутике, обратите внимание на модели, созданные именно для невысоких мужчин. Не укорачивайте купленную вещь, иначе вы рискуете нарушить баланс пропорций. Если вариантов в обычном магазине для вас нет, обратитесь в ателье по пошиву.

Если вы нестандартно худой

Используйте «слои» из одежды, чтобы добавить недостающих килограммов. Что это значит? Например, носите жилет или же джемпер поверх рубашки. Пиджаки с двумя бортами не подходят для худых мужчин. Подбирайте одежду строго по размеру, иначе костюм большего размера будет смотреться на вас так, словно вы донашиваете чью-то вещь. Если у вас мелкие плечи, тогда жесткие подплечники и клетчатые пиджаки исправят эту проблему. Если вы не только худой, но еще и слишком высокий, тогда носите пиджак с двумя бортами и широкий низ.

Если у вас идеальная фигура

Костюм должен быть именно вашего размера. Брюки предпочтительнее выбирать с заниженной талией и свободного покроя. Сорочка с широким воротником и крупным галстуком добавит гармонии вашему образу. Даже при всех застегнутых пуговицах, пиджак должен сидеть свободно, раскрепощая ваши движения. Иначе, вся прелесть накаченного тела будет утеряна.

Не зря говорят, что классика бессмертна. Классика универсальна и вездесуща, чрезвычайно красноречиво указывающая на ваш статус.

Говорит Генеральный Директор

Галина Синцова, Президент ОАО «Мэлон Фэшн Груп», Генеральный Директор ЗАО «Первомайская заря», Санкт-Петербург

Руководитель – это лицо компании, и именно по его внешнему виду строят мнение о всех остальных работниках компании. Уже в течение 30 лет я возглавляю модный бизнес, и дресс-код, в моем мнении, это воплощение моих собственных идей. Я всегда следую современным канонам делового стиля и всегда дополняю свой образ мелкими, но важными аксессуарами. В тканях я не люблю экстравагантности, потому что еще несколько лет назад в цехах «Первомайской зари» работали люди в простых халатах, и это было бы верхом наглости – спуститься одетой по последнему писку моды.

Шоппинг у меня всегда происходит за границей, а в России у меня нет на это времени. В зарубежных торговых центрах я не только приобретаю новые вещи, но и анализирую ассортимент продукции, способы обслуживания и мнения покупателей.

Если говорить о моих бизнес-партнерах, то в их внешнем виде я всегда подчеркиваю чистоту и ухоженность одежды и обуви. Цена их делового костюма меня мало волнует. В перестроечные времена я по долгу службы часто встречалась с партнерами, одетыми в дорогие и качественные костюмы, но не обладающими интеллектом и умом. Кроме своего внешнего вида «с иголочки» они не могли предложить ничего большего.

Деловой костюм для самых ленивых предпринимателей

Данный вид делового костюма придуман для людей, которые не любят уделять чрезмерное внимание своему внешнему виду, либо просто не имеют для этого достаточно времени. Если необходимо экстренно надеть официальную одежду, но не хочется мучиться с подбором и глажкой рубашек, это - эффективное решение.

В сущности, данная одежда - это комбинезон, имеющий внешний вид делового костюма. Удобная молния избавляет от необходимости застёгивать пуговицы. Таким образом, надеть подобную вещь, не сложнее, чем простую пижаму.

Имея в своём гардеробе несколько комбинезонов, можно каждый раз выглядеть по-разному на всевозможных мероприятиях.

Как должны сочетаться обувь и деловой костюм

К классическому костюму, согласно этикету, требуется обувь без украшений, имеющая шнуровку, предпочтительно, закрытую.

Туфли необходимо начистить до блеска. Лакированная обувь подойдёт под фрак, но этот вид не для офиса или переговоров. Предпочтение лучше отдать оксфордам, либо, в качестве альтернативы, можно надеть дерби или блатчеры.

К костюмам свободного стиля, например, узким брюкам, подойдут чёрные лакированные туфли.

Не существует строгих правил о цвете обуви. Единственное требование - они должны сочетаться с одеждой, но не быть светлее, чем брюки.

Классические оксфорды цвета Бургундия

Фото © soletopia.com

Женщинам при выборе обуви к костюму стоит помнить о следующем.

Обувь может быть элегантной, но не экстравагантной, стильной, но не кричащей.

Обувь должна быть либо чёрной, либо одного цвета с одеждой. Кроме того, есть список гармонирующих цветов: светлые костюмы - голубая и серая обувь, тёмные - бежевая или коричневая.

Носок и пятка должны быть закрытыми.

Спортивный стиль недопустим.

Каблук - не выше пяти сантиметров.

Чулки и колготки - обязательно, причём либо кремового, либо телесного цвета. Под светлую обувь разрешаются прозрачные чёрные колготки.

В холодное время года деловую обувь следует держать в офисе.

  • Общение руководителя с подчиненными: этика деловых отношений

С чем носить деловой костюм

Элементы женского делового костюма

Украшения не должны быть чересчур крупными. Скромные украшения прекрасно дополнят ваш стильный офисный наряд, но не станут объектом всеобщего притяжения. Ваша речь, ваш голос и лицо – это самое главное, на чем должно быть сконцентрировано внимание клиента. Именно по этой причине вы должны отказаться от всех украшений, которые шумят, слишком блестят и вообще чересчур привлекают внимание. Золото, серебро и жемчуг – беспроигрышные варианты для деловой дамы.

Сумку надо подбирать так, чтобы она подходила под ваш общий образ. Универсальными вариантами являются гладкие модели темных расцветок, так как они безошибочно подходят к абсолютно любому фасону делового костюма. Стремитесь выбирать достаточно вместительные варианты, но так, чтобы модели не выглядели слишком объемными.

Деловой костюм предполагает обязательное наличие колготок телесного цвета чуть темнее Вашего естественного цвета кожи. Ни в коем случае не надевайте яркие колготки, чулочные изделия с рисунком или другим авангардным принтом. Спортивная обувь допускает ношение непрозрачных плотных колгот, а вот изящная обувь на каблуке будет красиво смотреться только с прозрачными чулочными изделиями.

Обильное пользование парфюмом запрещено в офисном обиходе, но и полный отказ от них – признак плохого вкуса. Самое главное здесь правильно подобрать свой истинный аромат. Свое предпочтение стоит отдать строгим ароматам «одеколонного» типа или же легким, воздушным запахам. Откажитесь от сладких, томных, тяжелых ароматов. Забудьте об эротических вариантах. Грамотно подобранные духи чувствуются окружающими на расстоянии полуметра, а вот шлейф из духов, томно наполняющий комнату в течение всего рабочего дня, не вариант для леди в деловом костюме.

Мужские аксессуары

Небольшие скромные запонки смотрятся очень элегантно. Несмотря на свой миниатюрный размер, запонки очень важны для создания образа. Правильно подобранные запонки добавят нужный акцент к вашему деловому стилю. Золотое правило запонок: они прекрасно подходят к сорочкам с двойной манжетой.

При помощи галстука вы можете добавить ярких и оригинальных акцентов к общему образу. Именно поэтому этот предмет гардероба так и популярен среди мужчин. Галстук может рассказать о многом: об образе жизни владельца, о его привычках и пристрастиях, а также о традициях, существующих в компании.

Существует распространенное мнение, что галстук – это способ выразить себя, проявить свой характер, продемонстрировать свой стержень.

Как уже отмечалось, дресс-код уже не тот, его требования очень смягчились. Однако, что касается галстука, здесь все же есть некоторые правила. Так как галстук свидетельствует о статусе и положении в обществе, к его выбору надо подходить очень ответственно. Так, например, в Америке существует понятие power tie или «галстук силы». Что же это такое? Яркой красный галстук выбирают многие политики во время проведения важных мероприятий. Так, Джордж Буш блистал перед публикой именно в таком галстуке силы.

Выбирая галстук для серьезных переговоров, надо обращать внимание на контраст. К белым рубашкам отлично подходят рубиновые, чернильно- и королевско-синие галстуки, демонстрирующие отличный вкус владельца и его превосходство над другими.

Можно говорить о четырех видах галстуков:

  • классика, шириной в 9,5 см;
  • модные галстуки;
  • галстуки-бабочки для публичных встреч;
  • галстуки-пластроны с характерными двумя концами, придающими образу торжественности.

Лучшие галстуки – это те, в изготовлении которых используется шерсть или шелк.

Настоящие эксперты мира моды заявляют, что самыми модными являются следующие типы галстучных узлов: традиционный «классический», массивный «виндзор», тонкий «нью-классик» и симметричный и не очень объемный «полувиндзор».

Универсальным вариантом является галстук одного цвета, который идеально смотрится с любой рубашкой и любым костюмом. Но даже в этом случае, необходимо учитывать фактурность этого изделия.

  1. Некрупный горох – это признак того, что вы в курсе, как стоит одеваться для консервативных серьезных встреч. Такой галстук идеально подойдет под строгий костюм классического типа, ведь он подчеркивает ваш статус и авторитет в компании. Основной цвет данного предмета гардероба должен соответствовать главной цветовой гамме костюма или, наоборот, играть на контрасте. А вот оттенок гороха и рубашки обязательно должны сочетаться.
  2. Диагональ в галстуке подходит для повседневного использования и является очень популярным фасоном.
  3. Галстуки с геометрическими фигурами подходят для смелых и авторитетных людей, желающих проявить свой характер посредством одежды.
  4. Пейсли, или принт в «жемчужину», это сама элегантность. А если остановить выбор на крупном рисунке в этом стиле, то первые полосы в модных журналах Вам будут обеспечены.
  5. Галстук в клетку не подходит для деловых переговоров, так как наиболее эффектно смотрится в тандеме с костюмами спортивного кроя, кардиганами, в которых можно работать только в свободной, ни к чему не обязывающей обстановке.
  6. Яркий рисунок с животными или любыми другими крупными принтами – это вариант для ночного отдыха в клубе.
  7. Абстракция придаст игривости Вашему образу, однако может отвлечь Вашего клиента на серьезных переговорах. Избегайте абстрактный рисунок во время деловых встреч, но освежайте свой образ при помощи такого галстука в любых других удобных ситуациях, например, во время путешествия.

Галстук – это некрупная, но чрезвычайно яркая и «говорящая» деталь делового костюма. Именно он выделяет вас и ваше лицо из массы других таких же работников.

Примите во внимание несколько простых правил в выборе комбинации «галстук-рубашка-костюм»:

  1. Сочетайте 3 цвета.
  2. Сочетайте 2 цвета с одним принтом.
  3. Сочетайте 1 цвет с 2 разными принтами.
  4. Избегайте большого количества рисунков.
  5. Не бойтесь контраста.
  6. Учитывайте текстуру.
  7. Придерживайтесь одного стиля.
  8. Не переборщите с рисунком. Предпочтительно использовать два принта.

Где купить деловой костюм: бренды

Мужской деловой костюм

Henry Poole & Co. Создан в 1806 г. Специализируется на «bespoke». Ателье шило костюмы для множества глав стран Европы.

Anderson & Sheppard. Основан в 1906 г. Специализируется на «bespoke». Среди клиентов - влиятельные персоны, главы государств.

Gieves & Hawkes. Создано в 1785 г. Специализируется на «bespoke» и «made-to-measure». Среди клиентов - известные актёры, влиятельные политики.

Kilgour French & Stanbury. Создано в 1886 г. . Специализируется на «bespoke» и «made-to-measure». Среди клиентов -президенты, крупные политики, знаменитости.

Dege & Skinner. Создано в 1865 г. Специализируется на «bespoke». Выполняет заказы в Великобритании для королевского двора.

H.Huntsman & Sons, Ltd. Создано в 1849 г. . Специализируется на «bespoke» и «made-to-measure». Среди клиентов - короли, принцы, герцоги.

Norton & Sons. Создано в 1821 г. Специализируется на «bespoke». Среди клиентов - крупные политики, аристократы, монархи, знаменитости.

Davies & Son. в 1804 г. Специализируется на «bespoke» и «made-to-measure». Среди клиентов - монархи, президенты, знаменитости.

Фото © michaelandrews.com

8 брендов женских деловых костюмов

Versace и Saint Laurent, ориентирующийся на мужской стиль и делающий костюмы преимущественно в чёрном цвете.

Roland Mouret и Marc Jacobs, которые делают деловые костюмы преимущественно в пастельных тонах.

Prada также придерживается пастельных тонов и отличается оригинальными узнаваемыми фасонами.

Chanel стараются разбавить деловой стиль неформальными вставками: вязанными кардиганами, медальонами и т.д.

Roberto Cavalli используют тёмную цветовую гамму.

Giorgio Armani создаёт лёгкую одежду с мягкими линиями, дополненную декоративными элементами.

Emilio Pucci любит экспериментировать и под час предлагает смелые варианты деловых костюмов.

Temperley London тоже имеет широкий список необычных моделей на любой вкус.

Я давно работаю в сфере услуг, а именно - индивидуально пошива, а если еще конкретнее, то индивидуального пошива для мужчин (дамы, простите за дискриминацию).

Мне искренне нравится дело, которым я занимаюсь на протяжении уже не одного года.

И вроде бы, что сложного написать о деле, которое тебе приносит удовольствие, но как оказалось для меня это намного больше, чем сухо описать процесс индивидуального пошива.

Портные, работающие в наши дни скажут, что мужчины носят костюмы темно-синих, почти чернильных оттенков, а мы призываем выбирать оттенки по светлее. Мужчины в основном раскупают темно-синие ткани для костюма. Это удивительно. Как-будто продолжают тенденцию заданную еще в детстве - мальчикам голубое, девочкам - розовое.

Bespoke портной - это опытный мастер, который создает предметы одежды для своих клиентов. Как правило, он будет вовлечен во все стадии создания предмета одежды, начиная со снятия мерок клиента, создания выкройки, и потом собственно пошив одежды.

Все статьи

История мужского делового костюма

Униформа капитализма одержала победу более масштабно, чем сам капитализм. Когда Барак Обама впервые посетил Ху Цзиньтао, главного лидера Китайской Народной Республики, оба они были одеты в почти одинаковые синие костюмы, белые рубашки и красные галстуки.

Мужской деловой костюм стал символом соответствия. Хотя этот предмет одежды был демонстративно отвергнут титанами Силиконовой долины такими, как Стив Джобс из Apple, Марк Цукерберг из Facebook и Сергей Брин из Google.

Тем не менее, деловой костюм имеет захватывающую и таинственный историю, зная которую, вы будете получать удовольствие, каждый раз одевая его.

Это одежда родилась в ходе революции, войны и чумы. Деловой костюм еще несет на себе отпечаток этого бурного прошлого, а также влияния просвещеного мышления, спортивных увлечений 19-20 столетия и щегольства Английских денди. В эти годы мужской деловой костюм вполне может отмечать свое 150-летие, жаль, что торжества в его честь не состоятся.

Первые шаги на пути создания современных лекал мужских костюмов были сделаны в середине 17-го века. На становление имиджа, что теперь называется "Британский аскетизм" повлияла вспышка чумы в 1665 и Великий пожар в Лондоне. Через год Карл II приказал своим придворным одеваться в простые туники, рубашки и штаны. Это была значительная перемена, хотя монархи давно ввели законы, регулирующие расходы и не допускающие простонародье одеваться слишком грандиозно. Но теперь, принуждая элиту одеваться более скромно, было сделано заявление, что сила и власть больше не должны были быть подтверждены ярдами кружев и оборок.

Даже когда придворная мода сделала поворот в сторону пышности и цвета, мрачный мужской костюм с жилетом относился к высшему обществу. Формирующийся меркантильный класс принял его также, как и аристократы. А после французской и американской революции сдержанность в цветах укрепила свое развитие. Крой и палитра послереволюционного гардероба джентльмена упростились и состояли из синего, серого, белого и коричневого- это была основа в одежде Английской знати.

К концу 18-го века Лондон стал центром пошива мужского костюма. Отчасти это стало результатом случайности. К этому времени английские ремесленники были очень опытны в работе с тяжелыми шерстяными тканями (если сравнивать их с аналогами современного костюма), которые лучше всего подходят для британского климата. А приток иностранных портных, которых появилось много в Лондоне после наполеоновских войн, позволил развиться высококлассному портновскому искусству, т.к они были весьма опытны в пошиве униформы для континентальных бойцов. Так слияние нескольких культур принесло новую струю в изготовление мужского костюма.

В это же время карьерист по имени Джордж "Бо" Brummel начал свой путь к успеху в мире моды.

Первый денди

Его путь к вершине моды начинался издалека. Он был весьма дружен с принцем регентом и, используя часть своего наследства, выкупил у него полк, состоящий из десятка лучших драгун. Хотя князь Браммел и воображал себя военным человеком, полк для него был скорее игрушкой или модным аксессуаром того времени, нежели средством борьбы.

Поездки Брамеля в Лондон за покупкой формы для своего полка, привели его к контакту с самыми лучшими портными Лондона. И это дало возможность исполнить в жизнь его идеи трансформации мужского костюма того времени.

Когда принц вступил на трон в качестве Георга IV, Джордж покинул Оксфорд и отправился прямо за царевичем в Лондон, где стал ослепительным алмазом в свите его высочества, благодаря своему безупречному вкусу.

После увольнения из армии он жил на средства своего наследства. Джордж Браммел первый, кто решился отрезать все лишнее, по его мнению, от мужского костюма. Он шокировал общество идеей, что ткань должна облегать и подчеркивать телосложение своего обладателя. Революционер моды отправил в прошлое золотые побрякушки, пышные кружева и парики, которые, как он считал, делали мужчин похожими на павлинов. Браммель говорил, что «Если люди оборачиваются, чтобы посмотреть на вас на улице, вы не очень хорошо одеты."

Помимо этого он возмутил общественность новаторской идеей купания один раз в день.

Опыт облегания тканью человеческого тела, а не драпировка ею вокруг был в новинку в 19 веке. Историки моды отмечают, что средневековое мужское белье было мягким и объемным, чтобы хоть немного уменьшить дискомфорт от металлических пластин из которых состояли доспехи. Но эпоха Просвещения и Неоклассицизма принесла тенденцию плотно облегающей одежды в попытке подражать греческим статуям обнаженных мужчин. Браммель преуспел в этой тенденции, используя облегающие фигуру силуэты пальто и брюки. Он использовал простые цвета, чтобы сосредоточить внимание на форме и линиях, пропагандируя то, что г-н Келли называет "тирания монохрома". А когда принц регент урезал свой яркий гардероб в стиле Джорджа Браммеля, он распространился по всему Лондону и за его пределами.

Английскому денди приписывают также изобретение современных брюк, одежды более распространенной сегодня, чем мужской костюм. Говорят, что он приспособил длинные панталоны для своих десяти драгун взамен штанов до колен, которые носили только вместе с чулками. Но Патрик Гант-владелец Norton & Sons портновской мастерской, основанной в1806 году, заявляет, что брюки пришли из другого военного направления. По его словам брюки это производная «спецодежды» русских казачьих кавалеристов.

В начале 19 века обычно каждый предмет гардероба заказывали или покупали у различных поставщиков, портных. Поэтому трудно себе представить хоть кого-нибудь сегодня в мужском костюме Браммеля в современном деловом обществе. Практика изготовления пиджака и брюк из одной ткани, одной фирмой обретет свое место в истории еще через несколько лет.

Война, медицина, спорт и мужской деловой костюм.

Примерно в середине 19-го века мужской деловой костюм стал менее скованным. Сюртук, который до этого был полон ваты и был скроен, чтобы максимально обтянуть фигуру, постепенно уступил место более свободному пиджаку, но все еще с очень четкими приталенными линиями. И благодаря серии небольших постепенных изменений, различные части мужского платья, которые должны были удовлетворять потребности обладателя, обрели единую форму. Портные, работающие в районе Мекки мужского костюма-Sville Row, являются экспертами в разъяснении влияния военных, медицинских и спортивных событий на современный деловой костюм.

Военное прошлое мужского делового костюма, пожалуй, наиболее очевидно. История подплечников, используемых в современном костюме берет свое начало от военных эполет и желания сделать акцент на V-образный торс (широкие плечи- узкая талия), к которому так стремился Браммель. Этот эффект достигается с помощью подплечников.

Современный лацкан это производная от сюртука, который носили как в армии так и на флоте. Военные расстегивали свой мундир и края отворачивались и ложились на манер, как сейчас лежит лацкан в современном мужском костюме.

Привычный для нас лацкан на мужском костюме образовался, в момент, когда военные расстегивали свой мундир и края отворачивались и ложились на манер, как сейчас лежит лацкан в современном костюме.

Пол Мандей, возглавляющий сегодня любимую портновскую мастерскую Браммеля, отмечает, что военный мужской костюм "технически отличается" от гражданского, но все же «ДНК» у них одно.

До переезда портных на Сэвил Роу в 19 веке, здесь находились клиники хирургов. Их профессиональная деятельность повлияла на наличие пуговиц на рукавах мужского костюма. Прорезанные петли на рукавах, застегнутые на пуговицы позволяли врачам посещать больных, требующих немедленной хирургической помощи, не снимая пальто/пиджак. К тому же в те времена было неприлично находиться в обществе в одной рубашке, это было допустимо только у простолюдинов.

Сейчас у любого костюма в пиджаке есть одинарная или двойная шлица, свидетельство спортивного прошлого мужского костюма. Наличие шлицы позволяло чувствовать себя комфортнее на лошади в пальто или пиджаке во время охоты. Так же косые боковые карманы на пиджаке оказались удобнее прямых во время верховой езды.

Как в мужском костюме объединились пиджак и брюки, также произошло с галстуком и шелковым шейным платком. Кусочек шелка, повязанный вокруг шеи прибыл из Европы-Хорватии и укрепился при дворе Людовика XIV.

Предшественник галстука появился в Англии в 1860 году (как и костюм) и был показателем статуса своего обладателя в то время. Его узор и цвет обозначал принадлежность к определенной школе, военному полку или спортивному клубу.

Точное время победы привычного мужского делового костюма над своими предшественниками сюртуком и визиткой произошло в конце 19 века. Связано это было с подъемом американской деловой культуры. К 1890 году офисные работники предпочли неформальный костюм с его спортивным энергичным образом жизни, нежели военно-аристократичную визитку.

До сих пор на передовой.

Начиная с небольшого участка между Пикадилли и Риджент Стрит, костюм захватил мир. С начала 20 века сильные мира сего до сих пор облачаются в деловые костюмы.

Цвет и количество пуговиц на пиджаке - дань моде. А под натиском технического прогресса происходят внутренние изменения мужского костюма.

Развитие общественного транспорта повлияло на появление карманов для железнодорожных и автобусных билетов. Далее последовали карманы для ручек и мобильных телефонов. Сейчас поступают запросы на внутренние карманы для iPad. «Нет проблем. Он не слишком отличается от кармана для дичи и зайцев, что использовали джентельмены в пальто, которые носили во время охоты», - говорит Г-н Мандей, английский портной.

Сэвил Роу сильно изменилась за последние 200 лет, но индивидуальный пошив мужских костюмов процветает до сих пор.

Теперь на крой костюма влияет страна его происхождения. Миру известен итальянский, английский, американский, немецкий стиль костюма. Но, несмотря на место его происхождения, уже 150 лет мужской деловой костюм продолжает отвоевывать свое место в гардеробе.

С уважением, Алина Зимакина

История мужского костюма стара так же, как мир. Тем не менее, мужской деловой костюм в современном понимании был изобретением английской моды 19 века. Изначально классический костюм был по карману немногим, и его носили лишь состоятельные люди, да и то по особым случаям: например, на воскресную церковную службу. Постепенно стали возникать различные варианты костюмов. Так появился смокинг, мужской костюм-тройка и многие другие.

Сейчас дизайнеры разработали вариации этого предмета гардероба практически на все случаи жизни: существуют спортивные мужские костюмы, свадебные и даже карнавальные мужские костюмы. При этом, несмотря ни на какие прихоти переменчивой моды, его составляющие всегда неизменны: это пиджак, брюки, иногда жилет, дополненные такими распространенными аксессуарами как галстук, бабочка, шейный платок, ремень, запонки. Право диктовать правила для данного вида одежды, как считают многие, надолго закрепила за собой Европа. Ведь именно с легкой руки европейцев костюмы так быстро распространились по всем уголкам земного шара. Немецкие и итальянские мужские костюмы тут по-прежнему остаются высшим эталоном качества, и надо сказать, не без основания.

Тем не менее, во многих странах появились национальные вариации классического мужского костюма. Ярким примером этому может служить Китай. Специально для Мао Цзэдуна, лидера КНР, был разработан дизайн народного костюма «Mao Suit» («костюм Мао»). В нем требования европейской моды сочетались с национальными китайскими особенностями одежды. А вот русский (и советский) мужской костюм мало чем отличался от европейского, разве что более жесткими стандартами и меньшей возможностью комбинировать детали. Только в последнее десятилетие происводство мужских костюмов в нашей стране стало больше отвечать современным запросам стиля и моды.

Костюм, как и любая другая одежда, должен соответствовать множеству требований, предъявляемых не только обществом, но и его носителем, в первую очередь. Сейчас в продаже можно найти различные виды мужских костюмов на любой вкус. Как же правильно подобрать мужской костюм, чтобы он наилучшим образом подчеркивал достоинства своего владельца?

Для современного делового человека практически не существует проблемы, где купить мужской костюм, подходящий по стилю и размеру. В магазинах представлены образцы различных марок мужской одежды, многие ателье также предлагают услуги по пошиву и прокату мужского костюма. Но иногда бывает непросто сориентироваться и выбрать именно то, что нужно. Для начала стоит определиться, для какой цели этот важнейший предмет гардероба будет служить.

Существуют «формальные» мужские костюмы, составляющие основу гардероба современного мужчины. Как правило, это костюм двойка, состоящий из пиджака и брюк одной ткани (чаще всего, шерстяной). Они идеально подходят для деловых встреч, некоторых официальных случаев.

Выделяется также костюм стиля «casual» (то есть, неформальный). Его конструкция проще, а расцветки намного либеральней. Он отлично подходит для мероприятий, запланированных на выходной день, семейных и дружеских вечеринок. Ткани для него более легкие и оригинальные, например мужской костюм из вельвета можно отнести к этой категории. Часто этот стиль предполагает упрощение моделей делового мужского костюма, пиджак и брюки могут быть разного цвета, из разных тканей.

Существует также понятие «fashion item», что означает «костюм на один сезон». Здесь производство мужских костюмов следует веяниям моды, экстравагантным, но, увы, недолговечным. В этой сфере преобладают нетрадиционные модели мужских костюмов, такие ткани как лен, хлопок и шелк. Стандартными цветами для делового мужского костюма являются черный, темно-синий, все оттенки серого. К ним также можно добавить и более «неформальные цвета»: темно-коричневый, темно-зеленый.

Темно-синий цвет — насыщенный, приятный для глаз, к тому же, он прекрасно сочетается с белоснежными и голубоватыми рубашками. Кроме того, он отлично подчеркнет уверенность мужчины в себе. Серый цвет менее официален и больше располагает к себе; для выставки или презентации это идеальный вариант. Также его можно разнообразить рубашками светлых оттенков: лилового, розового, персикового.

Тем не менее, самым строгим и консервативным остается черный: он подойдет для большинства случаев. Классический костюм способен преобразить любого мужчину, именно поэтому он должен быть в гардеробе у каждого, и желательно не в единственном экземпляре - на жаркую и холодную погоду, для строгой и менее формальной обстановки.

Внешний вид костюма очень мало изменяется, однако допускаются некоторые колебания относительно цветовой гаммы и рисунка, а также ткани костюма для того или иного сезона.

В первоначальном его виде классический костюм родился в Англии в XIX веке. Кроме брюк, пиджака и жилета, который сегодня, скорее факультативен, джентльмен ранее обязательно надевал головной убор и перчатки. Мода менялась, цилиндры уступали место котелкам, фетровым шляпам, перчатки для мужчин в скором времени утратили свое историческое значение, и сегодня мы имеем то, что имеем - брюки и пиджак, иногда жилет, а также галстук, сорочку и туфли, завершающие образ стильного джентльмена нашего времени.

Немалое значение имеет не только расцветка, но и факутра ткани. Можно выбрать и купить недорогой мужской костюм. В этом случает нужно, прежде всего, убедиться, что ткань соответствует стандартам качества и комфорта. Кроме того, нельзя забывать, что любой рисунок на ткани может не только подчеркнуть достоинства, но и выявить недостатки фигуры. В любом случае, полоска или клетка неоднотонного костюма должна быть тонкой, элегантной и не сильно выделяться по цвету.


Костюм-тальер из мастерской Джона Редферна, 1903

Женский деловой костюм – это словосочетание еще сто пятьдесят лет назад звучало оксюмороном. Мир женщин был домашним, уютным, замкнутым. Деловой костюм носили исключительно мужчины, и тогда он еще заметно отличался от того, что мы называем офисным костюмом сегодня. Мужской костюм состоял из суконного сюртука, фланелевых брюк, жилета, сорочки и галстука-бабочки. Кроме делового костюма, который мужчины носили каждый день в городе, высшие слои общества обладали обширным набором специальных костюмов: твидовый костюм для загородных пикников, охоты и игры в гольф; фрак и набор вещей к нему; костюм для верховой езды, обычно включавший редингот и высокие сапоги; куртка для послеобеденного курения сигар и трубок (впоследствии превратившаяся в смокинг); блейзер с белыми брюками для посещения регаты и лаунж сьют (англ. Lounge Suit – костюм для свободного времени), из которого впоследствии и сложился современный деловой костюм. Помимо костюмов мужчинам полагалось иметь несколько пальто – честерфилд с бархатным воротником для города, пальто-поло для посещения скачек, макинтош – для сырой погоды и т.д.

Женщинам же полагалось выходить из дома только для светских развлечений и походов по магазинам. Светские женщины не работали и мало путешествовали, нижние слои общества были слишком бедны, чтобы иметь больше 2-3 платьев и пары юбок с блузками. Однако к рубежу XIX-XX веков ситуация заметно изменилась. Женщины высшего общества стали более мобильными, появилась прослойка среднего класса, многие представительницы которого занимались интеллектуальным трудом и нуждались в соответствующей одежде. К этому времени основной одеждой работающих женщин стал комплект из темной юбки и закрытой белой блузки. Так одевались учительницы, секретарши, стенографистки, владелицы маленьких бизнесов (например, вышивального ателье или кондитерской лавочки). Женщины, обладавшие некоторым достатком, могли дополнить такой комплект женственным жакетом типа спенсера или болеро.


Американские городские костюмы. Каталог посылторга, 1909

Но настоящий прорыв произошел благодаря английскому кутюрье Джону Редферну, одевавшему английский королевский двор и придворных дам. В конце XIX века специально для принцессы Александры, будущей королевы Великобритании, он изобрел женский костюм с жакетом-пальто на основе мужского сюртука. Жакет и юбка изготавливались из одной ткани, обычно используемой для мужских костюмов, и сочетались со строгой блузкой с высоким стоячим воротником и женским галстуком. Обувь, перчатки, дорожная шляпа и сумочка-ридикюль дополняли образ. В таком виде Александра путешествовала по Европе со своим мужем, принцем Уэльским (будущим Эдуардом VII). Этот костюм приобрел название костюм-тальер или по-английски Taylor suit.

Слово Taylor (тейлор) в английском языке относится в первую очередь к мужскому портному, шьющему строгие костюмы безупречного покроя. Это высшая категория портных, элита швейного бизнеса. Название костюма в этом случае подчеркивает его необычность – мужской точный крой и все технологические тонкости изготовления делового костюма впервые были применены для создания женской одежды, которую раньше шили преимущественно женщины-портнихи и модистки, руководствуясь приблизительными выкройками и скрывая недостатки кроя вычурным декором. Редферн не только шил высококачественные костюмы для светских женщин, но и изготавливал небольшие тиражи готовых жакетов, костюмов и пальто для среднего класса и буржуазии, и которые требовали лишь небольшой подгонки по фигуре.

К 1910 г. костюм-тальер стал чрезвычайно распространен, а его массовым производством в размерной линейке занимались многие компании, особенно американские, поскольку именно в США массовое производство одежды к этому времени стало лидирующей отраслью. В течение короткого времени костюм-тальер эволюционировал в почти современный деловой костюм – юбка его укоротилась до щиколотки и стала уже, жакет приобрел вид пиджака с отложным воротником и лацканами, блузка обрела застежку спереди и отложной воротник. Теперь горожанки повсюду одевались в костюм, будь то работа или свободное время, и лишь для вечера переодевались в нарядные платья.


Твидовый повседневный костюм, 1935

После Первой мировой войны развитие городского элегантного костюма пошло семимильными шагами. Заметный вклад в его развитие внесли многие великие кутюрье и дизайнеры. В 1920-х самый модный костюм был, разумеется, от Шанель: выполненный из шерстяного джерси, он состоял из прямого кардигана без застежки и прямой юбки с парой складок и длиной до колена. Вместо блузки к костюму Шанель полагался джемпер без рукавов, подхваченный мягким поясом на уровне бедер. Свои знаменитые твидовые костюмы Шанель изобрела позже. Нельзя также пройти мимо изобретения ею в 1926 г. маленького черного платья, которое стало предметом must have (англ. «должно иметь») и носилось как днем, так и вечером. Маленькое черное платье с глухим воротом и длинным рукавом уже тогда нередко ассоциировалось с деловым стилем и заменяло строгий костюм.


Габриель Шанель в собственном костюме, вторая половина 1920-х гг.


Дневное черное платье Дома Шанель, 1926

В 1930-х гг. городской элегантный костюм стал основным предметом женского гардероба. Костюм был настолько популярен, что его носили даже вечером и для особых ситуаций. Легенда приписывает итальянскому дизайнеру Эльзе Скьяпарелли изобретение плечевых накладок, благодаря которым жакет стал необычайно широкоплечим и которые продержались в моде более 15 лет.

Жакет 1930-х был двух типов – короткий и утянутый в талии или длинный (до середины бедра) и повторяющий изгибы тела. Жакеты носили как с юбками, так и с платьями. Принято считать, что костюм тридцатых годов – самое элегантное изобретение ХХ века, к которому дизайнеры современности обращаются каждый раз, когда нужно создать изысканный, рафинированные образ.


Свадебный костюм. Герцог и герцогиня Виндзорские, 1937


Элегантный дневной костюм в синих и коричневых тонах, 1944


Знаменитый костюм Le Bar Кристиана Диора из его первой коллекции, 1947


Льняной костюм. Кристобаль Баленсиага, 1952

прикрывала колено. Такие костюмы в эпоху бурного развития молодежной моды оказались наиболее приемлемым видом одежды для офиса и официальных мероприятий.

Другой модной формой костюма шестидесятых оказался брючный костюм Андре Куррежа, напоминавший футуристические одежды для космических путешествий. Курреж, выходец из мастерской Баленсиага, остро чувствовал изменения, происходившие в умах молодых женщин, и предлагал им одеваться в геометрически выверенные костюмы, сшитые из ослепительно белых тканей. Узкие брюки-дудочки вошли в моду не без участия Андре Куррежа.
Ив Сен-Лоран – один из главных дизайнеров ХХ века – открыл собственный Дом моды в 1961 г. С этого момента он постоянно пополнял копилку моды все новыми и новыми версиями традиционных вещей. Именно он возродил и переработал классический тренч и костюм сафари, бархатный костюм с бриджами и женский смокинг. Последний он вывел на подиум в своем дефиле 1966 г.

В 1960-е столица моды перекочевала в Лондон, а свингующая молодежь начала носить мини. Казалось бы, «взрослый» костюм должен выйти из моды, но этого не произошло благодаря Жаклин Кеннеди, самой молодой Первой леди США. Вынужденная из дипломатических соображений и согласно этикету носить костюмы отечественного производства, Жаклин обратилась к американскому дизайнеру русского происхождения Олегу Кассини, который начал шить для нее так называемые «костюмы-коробочки» (англ. Box-suit).

Небольшие и компактные, эти костюмы шились из шерстяных твидов и букле насыщенных цветов. Прямой жакет костюма-коробочки обычно имел рукав длиной 3/4, двойной борт и короткую длину, а юбка едва


Прогулочный костюм из шкуры козленка, Андре Курреж, 1964


Жаклин Кеннеди во время своего визита в Лондон, 1962


В годы Второй мировой войны ткани были в большом дефиците, поэтому все вещи стали шить как можно уже и короче. Костюм по-прежнему оставался важной частью женского гардероба, позволяя выглядеть собранно и дисциплинированно, но общие пропорции его были слишком жесткими, «квадратными».

Вот почему после войны женщины с таким удовольствием переоделись в женственные нарядные платья с узкой талией, покатыми плечами и пышной юбкой, предложенные им Кристианом Диором. Это не означает, что костюм исчез из женского гардероба.

В 1950-х его главным апологетом стал Кристобаль Баленсиага – перфекционист и мастер иллюзий. Он создавал превосходные костюмы для женщин любого типа фигуры. Баленсиага любил работать с материалами, хорошо держащими форму, а его модели выглядели минималистично и изысканно одновременно. Поклонник рукава-реглан и цельного кроя, Баленсиага создавал строгие и даже деловые костюмы нетрадиционной конструкции и пропорций.


Костюмы стюардесс для Британских авиалиний. Мэри Куант, начало 1970-х

В начале 1980-х гг., когда экономика США находилась на подъеме, а женщины постепенно начали занимать лидирующие позиции в бизнесе, появилась довольно агрессивная форма женского делового костюма – Power Suit (англ. «костюм власти»), а в офисах поселились жесткие правила корпоративной культуры.

«Костюм власти» отличался контрастом форм – широкие подкладные плечи двубортного жакета сочетались с узкой талией и укороченной юбкой «офисной» длины (на ладонь выше уровня колена). Тонкие черные колготки или чулки дополняли образ, как и лодочки на умеренном каблуке и набор модных аксессуаров: органайзер Filofax, ручка Mont Blanc, часы Rolex, сумка Louis Vuitton. Внезапно разбогатевшие яппи породили моду на логоманию, подтверждая свою состоятельность с помощью модных люксовых брендов.

Главным создателем модного костюма на протяжении всего десятилетия оставался Джорджио Армани, который переосмыслил и переработал костюм 1930-х годов, убрал из него все лишнее и сделал мягким, пластичным и люксовым.


«Костюм власти», середина 1980-х гг.


Костюм Джорджио Армани, 1982


Костюм Ширин Гилд по мотивам афганских и иранских мужских одеяний, 1997

Кризис 1987 г. изменил отношение к роскоши напоказ. Теперь стало немодным быть кричаще одетым и выставлять на обозрение ярлыки известных марок. Поиски духовности, аутентичности и стремление к демократичному непритязательному образу привели к упадку корпоративной культуры и появлению нетрадиционных форм костюма, нередко базирующихся на национальной одежде восточных народов. Пенджабские костюмы с туникой вместо сорочки, китайские жакеты «мао», афганские костюмы с жилетом и брюками-афгани пополнили ряды модных офисных костюмов.

На протяжении 1990-х кэжуализация (движение в сторону повседневной одежды) достигла своего предела – в офисах и деловых центрах можно было встретить людей, одетых как угодно, только не по-деловому. Индустрия роскоши забила тревогу – люксовые марки плохо продавались, все носили джинсы, кроссовки и футболки. В результате совместных усилий модного бизнеса, глянцевых журналов и дизайнеров этот кризис был преодолен, и мода вновь вернулась к разнообразию стилей, цветов и орнаментов в начале нулевых.

Сегодня корпоративная культура довлеет лишь над некоторыми сферами деятельности, позволяя остальным работникам офисов подходить к выбору одежды более творчески. Это означает, что все многообразие версий костюмов, созданных на протяжении предыдущего столетия, поступило в арсенал работающих женщин. Сегодня вы вольны выбрать по-мужски строгий костюм с брюками или романтический костюм в стиле 1950-х с приталенным жакетом и юбкой-карандашом, маленькое платье-футляр с небольшим изящным жакетом или выразительное платье-пальто. Не ограничивайте свой выбор и получайте удовольствие от одежды, в которой ходите на работу.

Возникла с появлением первобытного человека и того момента, когда он набросил на свои плечи набедренную повязку и шкуру животного. А одежда и мода - два неразделимых понятия. Мода отражает отношение человека к культуре, иллюстрирует обычаи. Образ и уровень жизни, положение человека в обществе, его статус - все это можно понять, взглянув лишь на то, во что одет человек того или иного времени.

Мужчины всегда придавали моде большое значение. Однако мужи древней Греции не особо себя баловали, и одевались в довольно простое платье - хитон, которое подпоясывалось на талии, и закреплялось на плечах специальной пряжкой. Сверху был надет короткий плащ-хламида, или же накидка - гиматий, закрепленная все той же пряжкой.

Древние Римляне облачались в тогу - длинный кусок шерстяной ткани, оборачиваемый специальным образом вокруг тела, образуя изящные драпировки. Тогу носили только привилегированные патриции.

В Феодальные времена Западной Европы мужская одежда отражала личное благосостояние и принадлежность к определенной социальной группе. Одежда феодалов XII в. представляла собой длинные платья, которые и намека не давали на возможность работать. Патрициат, монашеский орден и рыцари носили специальную одежду, имеющую отличительные особенности, которые не применялись веще чьей-либо одежде. Например, в XIII-XIVв.в. В Англии и Франции стоял запрет короля на использовании меха для элементов декора одежды подданных. Мех носили исключительно королевские особы. Среди рыцарства существовала определенная мода на цветовую гамму одежды, определяющая положение в обществе, статус и даже душевное состояние. Ведь, как известно, влюбленный рыцарь должен был носить цвет одежды дамы своего сердца.

Французское дворянство XVII-XVIII в.в. диктовало моду во всем мире. Королевством в то время правил главный эстет и модник того времени Людовик XIV. Изящество, талант и сообразительность побеждают мужественность и силу. В цене мужская галантность, красноречие, юмор, умение держаться и танцевать. Именно тогда зарождался образ «Светского льва». Среднестатистический дворянин того времени имел 30, а тои более костюмов для выхода в свет.

Именно тогда, уже к концу XVIIв., в мужском гардеробе закрепились три основные составляющие: брюки, сюртук и жилет. Такой элемент гардероба, как , в то время завязывался изящным бантом.

Элегантность и лоск в мужской одежде достигает своего апогея в XVIII-XIXв.в. Мужчины того времени надевают двубортные сюртуки, жилеты и брюки, поверх же - длинный плащ - каррик, с большим количеством оборок и складок на спине. Главной особенностью мужской одежды XIXв. является небрежная элегантность.

XX в. другими словами называют эпохой мужского костюма. Любой, уважающий себя мужчина должен иметь в своем гардеробе костюм. Он одевается по любому поводу, будь то торжество, встреча, официальный прием или мероприятие. Чаще всего, в таких случаях,