Роль отца в воспитании детей. Консультации для родителей

Конференция «Роль отца в воспитании ребенка»

План конференции:

    Анализ детских анкет «Роль отца в моей жизни»

    Доклад «Роль отца в воспитании ребенка»

    Анкетирование пап «Какой ты отец»

    Выступление отцов о своем участии в воспитании детей

    Итог

Анкеты дети заполняют заранее на классном часе.

Анкета для детей

    В счастливой ли семье ты живешь?

    Какую семью ты считаешь счастливой?

    О чем ты мечтаешь?

    Как ты относишься к отцу: а) любишь, б) уважаешь, в) боишься.

    Он проводит свое свободное время: а) с семьей, б) с друзьями, в) один.

    Помогает ли отец выполнять маме домашние дела? А) да, б) нет.

    Кто помогает делать тебе уроки? А) мама, б) папа, в) сам.

    Организует ли отец домашний досуг: а) да, б) нет.

    Много ли времени он проводит с тобой: а) да, б) нет.

    О чем идет у вас беседа: а) ругает за поведение, учебу, б) обсуждает фильм, книгу, дела в школе?

    Хотел ли ты быть похожим на своего отца: а) да, б) нет?

Анкета для пап

Утвердительный ответ 2 балла, иногда – 1 балл, отрицательный – 0 баллов.

    Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

    Говорят ли с Вами дети «по душам». Советуются ли по «личным делам»?

    Интересуются ли они Вашей работой?

    Знаете ли вы друзей Ваших детей?

    Бывают ли они у Вас дома?

    Участвуют ли дети вместе с Вами в домашних делах?

    Проверяете ли вы, как они учат уроки?

    Есть ли у Вас общие с ними занятия и увлечения?

    Участвуют ли дети в подготовке домашних праздников?

    Предпочитают ли дети, чтобы Вы были с ними во время «детских праздников» или хотят проводить их без взрослых?

    Обсуждаете ли Вы с ними прочитанные книги?

    А телевизионные передачи и фильмы?

    Бываете ли Вы вместе на массовых мероприятиях?

    Участвуете ли Вы вместе с детьми в прогулках, тур.походах?

    Предпочитаете ли Вы проводить отпуск вместе с ними?

Доклад

С давних времен мужчина считался добытчиком материальных благ. Муж, отец считался главой семьи. С течением времени немалую долю в материальном обеспечении семьи вносят и женщины. Высокий уровень образованности, положение заботливой хозяйки дома и матери делают их мнение в семье решающим, создают авторитет в глазах детей. Это, конечно, объективно, и все же большинство мужчин, да и женщин считают, что главой семьи должен быть муж, отец.

И правильно, мужчина более сильный и выносливый в физическом отношении человек. В трудную минуту он должен помочь, запретить, подставить свое плечо. Но, к сожалению, в повседневной жизни некоторые семьи (а может и большинство семей) держатся на плечах самоотверженных женщин. Нередко мужчины отстраняются от домашних обязанностей, от воспитания детей.

Основа семейного счастья – это сотрудничество, взаимопонимание, психологическая совместимость. Велика роль отца в воспитании сына, в подготовке его к семейной жизни. Дети, вырастая, строят свою жизнь подобно своим родителям. И родительское дело Вы должны выполнять как можно лучше. И прежде всего вы должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок. Вы должны знать с кем дружит ваш ребенок, с кем играет и во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Когда он учится в школе, вам должно быть известно, как он относится к школе и к учителям, какие у него затруднения, как он ведет себя в классе. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать.

Все это нужно знать, но это вовсе не значит, что вы можете преследовать вашего сына постоянными и надоедливыми расспросами, дешевым и назойливым шпионством. С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании. Иногда вы должны пригласить товарищей вашего сына, даже угостить их чем-нибудь, иногда вы сами должны побывать в той семье, где есть эти товарищи, вы должны при первой возможности познакомиться с этой семьей.

Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни.

Авторитет знания необходимо приведет и к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает. Как нужно поступить, когда он нуждается в совете или помощи, потому что не умеет это сделать, вы сами должны прийти с помощью.

Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете. Иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребенка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом.

Родительская помощь не должна быть навязчива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку возможность самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и решать сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допустить, чтобы он запутался и пришел в отчаяние.

Авторитет помощи внимательного и осторожного руководства счастливо дополнится авторитетом знания. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом, но он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь делать все за него, снять с него ответственность.

Ни в коем случае ребенок не должен думать, что ваше руководство семьей и им самим есть ваше удовольствие или развлечение. Он должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед обществом. Не нужно бояться открыто сказать сыну или дочери, что они воспитываются, что им еще нужно многому учиться, что они должны вырасти хорошими людьми, что родители отвечают за это. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений. Нужно сказать, что такое требование только и может быть сделано с пользой, если авторитет ответственности уже создан в представлении ребенка.

Запомните: ваше собственное поведение – самая решающая вещь в воспитании. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.

Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод вашего воспитания!

Велика роль отца в подготовке сына к семейной жизни. Дети, вырастая и становясь готовыми к семейной жизни, строят свою жизнь по подобию своих родителей. Матерей любят все, а любовь к отцу – это, прежде всего, уважение. Но это уважение приобретается и поддерживается положительными качествами личности, заботой о семье, трудом и добрыми делами. На этом строится отцовский авторитет.

Литература

    Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Ярославль, 2002.- 235с.

    Кочубей Б. И. Мужчина и ребёнок. М.: Издательство «Знание», 1990.- 421с.

    Красовский А. С. Будущий муж и отец. Минск, 1986.- 197с.

    Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1996.-325с.

    Соколова В.Н. Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 1991. – 168с.

    Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии.- 1990.- №1.- С. 93-99

    Хусанова Н.Ю. Влияние отца на формирование «Я-концепции» ребенка // Психотерапия.– 2006.–№5.– С.4-6

Отец как воспитатель.

Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. И если ты хочешь остаться в сердце человеческом, - воспитай своих детей. Именно в семье формируется личность будущего труженика и гражданина. Мы не можем и не должны ограничивать сегодняшний мир ребёнка стенами квартиры и одними лишь семейными впечатлениями. Воспитание - процесс многогранный и всеобъемлющий. Всё, что окружает ребёнка, - люди, вещи, события - всё накладывает отпечаток на его личность, изменяет и развивает его. И отцовский долг - сознательно, чутко направлять это развитие.

Отцовство - экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Встречаются иной раз молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства, иными словами не готовые к нему. Ребёнок - большое испытание на прочность семьи. Справедливости ради нужно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позже, чем чувство материнства. Ещё Аристотель заметил, что по - настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины - матерями.

Как ребёнок нуждается в том, чтобы о нём заботились, и это даёт ему ощущение надёжности и прочности мира, так и взрослый мужчина испытывает потребность заботиться о другом, быть опорой для слабого, ощущая, таким образом, собственную силу и значимость. Полнее всего это проявляется именно в отцовских чувствах. Только при этом условии мужья счастливы, есть у них чувство удовлетворённости. Вот почему Л. Н. Толстой занятый писательским и педагогическим трудом, охотно проводил целые часы в играх со своими детьми. Воскресные же дни он полностью посвящал им. В обществе детей он отдыхал, восстанавливал силы, бодрость.

Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие человеческие качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов. Видный русский писатель и историк Н. М. Карамзин писал: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты». О воспитании детей заботятся государство, школа, пришкольные и загородные лагеря и так далее, но влияние отца полностью заменить ничем невозможно. В наш век феминизации, когда в детских яслях и садах, в школах и внешкольных учреждениях работают с детьми в основном женщины, ощущается острый дефицит мужского влияния на детей. Отцы должны восполнять этот дефицит в семейных условиях, ибо мужское влияние на детей необходимо так же, как и женское. Без него семейное воспитание детей будет ущербным, ведь недаром в понятие «безотцовщина» исстари вкладывается очень горький смысл. Хорошо сказал о счастье отцовства замечательный педагог В. А. Сухомлинский: «Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По - настоящему счастлив тот, кто всю жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно».

Детям нужен отец.

Разошлись муж и жена. Распалась ещё одна семья. Причин много, постороннему трудно в них разобраться. Если распадается семья, в этом виноваты обе стороны: и муж, и жена, так как семья - творчество двоих. Нынче почти 70% разводов совершается по инициативе женщин. Они вынуждены избавиться от мужей - пьяниц, тунеядцев, грубиянов. Этим мужьям были не под силу семейные заботы. Но этот процент всё равно настораживает. Настораживает это, потому что мы, педагоги, наблюдаем в садах и в школах значительный процент детей без родных отцов, безотцовщину при живых отцах. Одни дети становятся агрессивными, другие - робкими, ущемлёнными, чем - то ущербными в характере. Неполная семья - это, как бы себя не успокаивали, беда, несчастье.

Без твёрдого отцовского руководства мать вырастит ребёнка изнеженным, точно так же как и без материнской ласки, ребёнок становиться грубым. Человеку нужны родственные, кровные связи. Ему всегда нужно с кем - то посоветоваться, разделить свою радость, поговорить. Выбирает ли он профессию, устраивает ли свою личную жизнь или сам становится родителем - всегда ему нужны отец и мать. От матери он получает ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца - мужество, силу воли, смелость поиска, уменье бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

Влияние личности отца на воспитание детей, особенно мальчиков, очень велико. Невнимание к ребёнку, нельзя оправдывать каким бы то ни было ответственным постом, или учёным званием.

Отец нужен не для того, чтобы наказывать, пресекать, запрещать, он нужен, чтобы помогать своим детям. На производстве отец - труженик, в семье отец - воспитатель, а вместе обе эти функции составляют гражданский долг, от добросовестного исполнения которого никто не вправе уклоняться. Закончив рабочий день, мы спешим к себе домой, и здесь нас ожидают не только отдых, тепло домашнего очага и житейские радости, но и многочисленные отцовские обязанности. От отца требуется любовь, общение, взаимопонимание. Теперь звание отца не даёт гарантий: сыновнее уважение надо заслужить.

Если родители любят друг друга и своих детей, в семье спокойно, радостно. Очень тяжело переносят дети семейные раздоры. Можно обмануть весь свет и жену в придачу, но детей своих обмануть никому не удаётся. Ребёнку необходима семья, ему нужна атмосфера добра, правды, доверия и чистоты. Трудно представить счастье ребёнка и аморальное поведение отца или матери. Это недопустимо и несовместимо.

Счастье семьи - это не только счастье двух людей. Это счастье для многих, кто с ними соприкасается: для их детей, для друзей, знакомых. В такой семье дети растут человечными и стойкими к жизненным невзгодам, потому что в детстве они получают необходимое количество «калорий» родительского тепла.

Счастье - это когда в семье не только мать, но и умный отец. Народная мудрость утверждает, что один отец значит больше, чем сто учителей. Поэтому для полноценного развития и воспитания необходим отец.

Живой пример отца.

Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и другое. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, сила, мужская надёжность, выдержка, деловитость, предприимчивость, чувство долга перед семьёй, рыцарское отношение к женщине. Формирование некоторых из этих черт у мальчиков без влияния отцов почти невозможно. «Из гнезда коршуна редко вылетает сокол», - гласит народная мудрость. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает естественным так относиться и к своей избраннице.

Не слушай мать, сынок: всё это глупости, что она тебе внушает, - замечает отец.

Ясно, что такое отношение к женщине впоследствии передаётся сыну. Поэтому отцовское слово, много значащее в воспитании сына, должно быть обдуманным и веским.

Следует избегать крикливого тона в разговоре с сыном. В. А. Сухомлинский советовал:

«Как наивысшую ценность берегите гордость, неприкосновенность личной чести ребёнка». Нельзя грубо оскорблять сына, публично наказывать его, унижать.

Поведение отца - это пример не только в воспитании сына, но и в формировании личности дочери. Девочки также нуждаются в отцовском влиянии. Девочки требуют особо тонкого и нежного обращения отца, их струны души могут оборваться, если натянуть их слишком туго. Отец должен следить, чтобы в семье девочка не росла избалованной и кокеткой, а готовилась к роли труженицы и матери.

Отец - это человек, который всё лучшее, чем он богат, чем одарила его природа и окружающие люди, что он приобретает в неустанных поисках, умеет передать детям.

Анкета для пап.

Уважаемые папы! В целях сотрудничества с дошкольным учреждением по воспитанию и развитию ваших детей ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Выберите, пожалуйста, те образы, которые близки Вам более других (подчеркните):

мудрый отец; глава семьи; отец – кормилец; настоящий отец; занятый отец; успешный отец; лидер в семье; доступный ребёнкуотец; терпеливый; строгий; импульсивный; чуткий и заботливый; суровый отец; всегда находящийся на работе; отдалённый отец;
дополните, если хотите ………………………………………………………….

2. С кем чаще общается Ваш ребёнок в семье: с Вами, мамой, бабушкой, дедушкой, сестрой (братом), телевизором, игрушками (подчеркните)?

3. В чём, по-вашему, заключаются функции отца в семье, с которыми Вы справляетесь наилучшим образом………………………………………………..

4.Сформулируйте, пожалуйста, воспитательные функции в семье, с которыми Вы справляетесь наилучшим образом…………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

5.Сколько времени Вы проводите со своим ребёнком?.........................................

6. Чем занимаетесь с ним в свободное время?........................................................

………………………………………………………………………………………..

7.Просит ли Вас ребёнок поиграть с ним, почитать, рассказать о чём-либо?......

………………………………………………………………………………………..

8. Как часто вы говорите своему ребёнку: «сейчас я занят, потом…» - очень часто, иногда, редко, почти никогда (подчеркните).

9. Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?..............................

………………………………………………………………………………………..

10. На ваш взгляд, получает ли в общении с отцом ребёнок что-то такое, что не может быть восполнено общением с матерью? Подчеркните выбранный ответ: да,
нет, мать и отец во всём могут замещать и дублировать друг друга; не приходилось задумываться над этим вопросом;
дайте свой ответ…………………………………………………………………….

11. Как часто говорите своему ребёнку: «Я тебя люблю», фразы, подчёркивающие ваше единство и общность (подчеркните)?

12. Как часто Вы говорите ребёнку о том, что вам нравится в нём (подчеркните)?
часто; иногда; редко; почти никогда.

13. Ругаете ли своего ребёнка при посторонних, друзьях?....................................

………………………………………………………………………………………..

14. Какие трудности в общении с детьми?..............................................................

………………………………………………………………………………………..

15. Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?......

………………………………………………………………………………………..

16. Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребёнком? Какие?.......

………………………………………………………………………………………..

17. Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?.......................................

………………………………………………………………………………………..


Отец как воспитатель.

Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. И если ты хочешь остаться в сердце человеческом, – воспитай своих детей. Именно в семье формируется личность будущего труженика и гражданина. Мы не можем и не должны ограничивать сегодняшний мир ребёнка стенами квартиры и одними лишь семейными впечатлениями. Воспитание – процесс многогранный и всеобъемлющий. Всё, что окружает ребёнка, – люди, вещи, события – всё накладывает отпечаток на его личность, изменяет и развивает его. И отцовский долг – сознательно, чутко направлять это развитие.

Отцовство – экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Встречаются иной раз молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства, иными словами не готовые к нему. Ребёнок – большое испытание на прочность семьи. Справедливости ради нужно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позже, чем чувство материнства. Ещё Аристотель заметил, что по – настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины – матерями.

Как ребёнок нуждается в том, чтобы о нём заботились, и это даёт ему ощущение надёжности и прочности мира, так и взрослый мужчина испытывает потребность заботиться о другом, быть опорой для слабого, ощущая, таким образом, собственную силу и значимость. Полнее всего это проявляется именно в отцовских чувствах. Только при этом условии мужья счастливы, есть у них чувство удовлетворённости. Вот почему Л. Н. Толстой занятый писательским и педагогическим трудом, охотно проводил целые часы в играх со своими детьми. Воскресные же дни он полностью посвящал им. В обществе детей он отдыхал, восстанавливал силы, бодрость.

Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие человеческие качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов. Видный русский писатель и историк Н. М. Карамзин писал: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты». О воспитании детей заботятся государство, школа, пришкольные и загородные лагеря и так далее, но влияние отца полностью заменить ничем невозможно. В наш век феминизации, когда в детских яслях и садах, в школах и внешкольных учреждениях работают с детьми в основном женщины, ощущается острый дефицит мужского влияния на детей. Отцы должны восполнять этот дефицит в семейных условиях, ибо мужское влияние на детей необходимо так же, как и женское. Без него семейное воспитание детей будет ущербным, ведь недаром в понятие «безотцовщина» исстари вкладывается очень горький смысл. Хорошо сказал о счастье отцовства замечательный педагог В. А. Сухомлинский: «Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, – это искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По – настоящему счастлив тот, кто всю жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно».

Детям нужен отец.

Разошлись муж и жена. Распалась ещё одна семья. Причин много, постороннему трудно в них разобраться. Если распадается семья, в этом виноваты обе стороны: и муж, и жена, так как семья – творчество двоих. Нынче почти 70% разводов совершается по инициативе женщин. Они вынуждены избавиться от мужей – пьяниц, тунеядцев, грубиянов. Этим мужьям были не под силу семейные заботы. Но этот процент всё равно настораживает. Настораживает это, потому что мы, педагоги, наблюдаем в садах и в школах значительный процент детей без родных отцов, безотцовщину при живых отцах. Одни дети становятся агрессивными, другие – робкими, ущемлёнными, чем – то ущербными в характере. Неполная семья – это, как бы себя не успокаивали, беда, несчастье.

Без твёрдого отцовского руководства мать вырастит ребёнка изнеженным, точно так же как и без материнской ласки, ребёнок становиться грубым. Человеку нужны родственные, кровные связи. Ему всегда нужно с кем – то посоветоваться, разделить свою радость, поговорить. Выбирает ли он профессию, устраивает ли свою личную жизнь или сам становится родителем – всегда ему нужны отец и мать. От матери он получает ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца – мужество, силу воли, смелость поиска, уменье бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

Влияние личности отца на воспитание детей, особенно мальчиков, очень велико. Невнимание к ребёнку, нельзя оправдывать каким бы то ни было ответственным постом, или учёным званием.

Отец нужен не для того, чтобы наказывать, пресекать, запрещать, он нужен, чтобы помогать своим детям. На производстве отец – труженик, в семье отец – воспитатель, а вместе обе эти функции составляют гражданский долг, от добросовестного исполнения которого никто не вправе уклоняться. Закончив рабочий день, мы спешим к себе домой, и здесь нас ожидают не только отдых, тепло домашнего очага и житейские радости, но и многочисленные отцовские обязанности. От отца требуется любовь, общение, взаимопонимание. Теперь звание отца не даёт гарантий: сыновнее уважение надо заслужить.

Если родители любят друг друга и своих детей, в семье спокойно, радостно. Очень тяжело переносят дети семейные раздоры. Можно обмануть весь свет и жену в придачу, но детей своих обмануть никому не удаётся. Ребёнку необходима семья, ему нужна атмосфера добра, правды, доверия и чистоты. Трудно представить счастье ребёнка и аморальное поведение отца или матери. Это недопустимо и несовместимо.

Счастье семьи – это не только счастье двух людей. Это счастье для многих, кто с ними соприкасается: для их детей, для друзей, знакомых. В такой семье дети растут человечными и стойкими к жизненным невзгодам, потому что в детстве они получают необходимое количество «калорий» родительского тепла.

Счастье – это когда в семье не только мать, но и умный отец. Народная мудрость утверждает, что один отец значит больше, чем сто учителей. Поэтому для полноценного развития и воспитания необходим отец.

Живой пример отца.

Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и другое. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, сила, мужская надёжность, выдержка, деловитость, предприимчивость, чувство долга перед семьёй, рыцарское отношение к женщине. Формирование некоторых из этих черт у мальчиков без влияния отцов почти невозможно. «Из гнезда коршуна редко вылетает сокол», – гласит народная мудрость. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает естественным так относиться и к своей избраннице.

Не слушай мать, сынок: всё это глупости, что она тебе внушает, – замечает отец.

Ясно, что такое отношение к женщине впоследствии передаётся сыну. Поэтому отцовское слово, много значащее в воспитании сына, должно быть обдуманным и веским.

Следует избегать крикливого тона в разговоре с сыном. В. А. Сухомлинский советовал:

«Как наивысшую ценность берегите гордость, неприкосновенность личной чести ребёнка». Нельзя грубо оскорблять сына, публично наказывать его, унижать.

Поведение отца – это пример не только в воспитании сына, но и в формировании личности дочери. Девочки также нуждаются в отцовском влиянии. Девочки требуют особо тонкого и нежного обращения отца, их струны души могут оборваться, если натянуть их слишком туго. Отец должен следить, чтобы в семье девочка не росла избалованной и кокеткой, а готовилась к роли труженицы и матери.

Отец – это человек, который всё лучшее, чем он богат, чем одарила его природа и окружающие люди, что он приобретает в неустанных поисках, умеет передать детям.

Анкета для пап. Уважаемые папы! В целях сотрудничества с дошкольным учреждением по воспитанию и развитию ваших детей ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:1. Выберите, пожалуйста, те образы, которые близки Вам более других (подчеркните):мудрый отец; глава семьи; отец – кормилец; настоящий отец; занятый отец; успешный отец; лидер в семье; доступный ребёнкуотец; терпеливый; строгий; импульсивный; чуткий и заботливый; суровый отец; всегда находящийся на работе; отдалённый отец;дополните, если хотите ………………………………………………………….2. С кем чаще общается Ваш ребёнок в семье: с Вами, мамой, бабушкой, дедушкой, сестрой (братом), телевизором, игрушками (подчеркните)?3. В чём, по-вашему, заключаются функции отца в семье, с которыми Вы справляетесь наилучшим образом………………………………………………..……………………………………………………………………………………….4.Сформулируйте, пожалуйста, воспитательные функции в семье, с которыми Вы справляетесь наилучшим образом…………………………………………….……………………………………………………………………………………….5.Сколько времени Вы проводите со своим ребёнком?…………………………………..………………………………………………………………………………………..6. Чем занимаетесь с ним в свободное время?………………………………………………..………………………………………………………………………………………..7.Просит ли Вас ребёнок поиграть с ним, почитать, рассказать о чём-либо?……………………………………………………………………………………………..8. Как часто вы говорите своему ребёнку: «сейчас я занят, потом…» – очень часто, иногда, редко, почти никогда (подчеркните).9. Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?…………………………………………………………………………………………………………………..10. На ваш взгляд, получает ли в общении с отцом ребёнок что-то такое, что не может быть восполнено общением с матерью? Подчеркните выбранный ответ: да, нет, мать и отец во всём могут замещать и дублировать друг друга; не приходилось задумываться над этим вопросом;дайте свой ответ…………………………………………………………………….11. Как часто говорите своему ребёнку: «Я тебя люблю», фразы, подчёркивающие ваше единство и общность (подчеркните)?часто; иногда; редко; почти никогда.

12. Как часто Вы говорите ребёнку о том, что вам нравится в нём (подчеркните)?часто; иногда; редко; почти никогда.13. Ругаете ли своего ребёнка при посторонних, друзьях?………………………………………………………………………………………………………………………..14. Какие трудности в общении с детьми?……………………………………………………..………………………………………………………………………………………..15. Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?……………………………………………………………………………………………..16. Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребёнком? Какие?…….………………………………………………………………………………………..17. Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?…………………………………………………………………………………………………………………………..

Цель: повысить успешность социального развития ребёнка на основе позитивной активности взаимодействия с отцами.

Задача: повысить посещаемость родительских собраний папами и их заинтересованность в воспитании их собственных детей.

План проведения

  • Вступление
  • Мини – дискуссия по анкетам
  • Чтение стихов о папе
  • Заключительный этап
  • Предложить отцам рекомендации по воспитанию детей
  • Чаепитие

Подготовительный этап:

1.Оформить приглашение отцам на родительское собрание.

2. Интервью о папе с ребёнком.

3. Разучивание с детьми стихотворений о папе.

4. Провести анкетирование отцов.

Ход

1. Вступление

Звучит песня: « Папа может, папа может всё, что угодно…»

Воспитатель:

Добрый вечер уважаемые папы! Спасибо всем, что нашли время посетить наше дошкольное учреждение. Тема нашего собрания: « Роль отца в воспитании детей».

Сегодня мы хотим поговорить о вас, отцах. Отец! Какое это гордое звание. В нём всё и доброта, и ласка, и мужская сила, и справедливость и конечно любовь к детям.

Роль отца в воспитании детей не менее важна, чем роль любящей матери.

Отец для девочки – это первый мужчина, с которым она начинает общаться в своей жизни. Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обречены на самоутверждение в течение всей своей жизни. Девочки, с первых дней окружённые папиной любовью, вырастают более уверенными в собственной полноценности, чувствуют себя более защищёнными.

Мальчик нуждается в обществе отца, в его любви, дружбе и понимании. Мальчик начнёт чувствовать себя мужчиной и брать пример с того мужчины, который находится рядом, и пользуется его расположением. Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен кричать на ребёнка, когда тот плачет, стыдить его, заставлять заниматься неинтересными делами. Отец должен, как можно больше проводить время с сыном, давать ему почувствовать свою гордость и радость за его успехи.

Основная ролевая позиция мужчины как супруга состоит в том, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным для обеспечения себя, жены и детей.

Мужчина принимает самое активное участие в хозяйственно – бытовой деятельности семьи и наравне с женой выполняет весь объём домашней работы.

Как родитель он несёт ответственность за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического воздействия.

Таким образом, отец в семье даёт определённый образец поведения, является источником уверенности и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка.

Дорогие папы, как видите, вы очень важны для того, чтобы ваши дети росли счастливыми, добрыми, мудрыми людьми.

2. Мини – дискуссия по анкетам.

Воспитатель:

  • Как вы думаете, почему мы сегодня собрались именно в таком составе?
  • Какова роль отца в семье?
  • Что вы считаете главным в воспитании ребёнка?
  • Есть ли у вас с ребёнком общие интересы и любимые занятия? Какие? (Зачитываются 3 – 4 ответа из анкет).

За несколько дней до собрания мы записали видеоинтервью детей по самым различным вопросам, один из них звучал так: « За что ты любишь своего папу?» А сейчас посмотрите и послушайте, что дети говорят о Вас.

(Педагог должен соблюдать педагогическую этику. Если ребёнок негативно отвечал на вопрос, то данную запись ребёнка нельзя выносить на всеобщее обсуждение. Следует тактично и индивидуально обсудить данную проблему с отцом.)

Вопросы для интервью:

  • Ты любишь своего папу? За что?
  • Чем занимаетесь в свободное время с папой?
  • Чем папа занят вечерами?
  • Когда вы с папой вместе, о чём беседуете? Какие папа задаёт тебе вопросы? О чём ты его спрашиваешь?
  • Тебя папа ругает? За что?
  • Какой твой папа – добрый или строгий?
  • Что ты с папой любишь делать?
  • Когда ты вырастешь, каким будешь папой?

А теперь давайте поговорим о наших детях поподробнее.

(Отцам предлагается подготовить рассказ о своём ребёнке)

Вопросы для подготовки презентации рассказа о ребёнке:

  • Растёт ли ваш ребёнок счастливым и здоровым?
  • Часто ли он смеётся?
  • Как часто он огорчается?
  • Любит ли ваш ребёнок интеллектуальный труд? Нравится ли ему отгадывать загадки, решать ребусы и головоломки?
  • Много ли вопросов задаёт ваш ребёнок?
  • Что он умеет делать очень хорошо?
  • Бывают ли случаи, когда ваш ребёнок говорит неправду?
  • Во что любит играть ваш ребёнок?
  • Как вы думаете, ваш ребёнок любит вас? Что даёт вам основания так думать?

(Воспитатель обобщает ответы отцов)

Да, дети действительно растут очень хорошие. Но воспитание ребёнка дело непростое. Главное — не опоздать! Главное – с первых дней воспитывать и в себе, и в ребёнке потребность проводить как можно больше времени вместе. Пусть на всех жизненных поворотах ребёнка поддерживает понимание: мой папа всё может, всё умеет.

3. Предложить папам послушать стихи:

Папа, ты самый хороший на свете,
Лучший отец на огромной планете!
Как я тобой восхищаюсь, горжусь!
Крепко за дружбу и руку держусь!

Пусть иногда ты бываешь суров.
Значит, так надо! Всегда будь здоров!
Пусть твоя жизнь будет светлой, красивой,
Солнечной, яркой и очень счастливой!

Мне папа приносит игрушки, конфеты,
Но папу люблю я совсем не за это.
Весёлые песни он мне напевает,
Нам скучно вдвоём никогда не бывает!

Хочу похожим быть на папу,
Во всём хочу как папа стать.
Как он – носить костюм и шляпу,
Ходить, смотреть и даже спать,

Быть сильным, умным, не лениться.
И делать всё, как он на пять!
И не забыть ещё жениться!
И… нашу маму в жёны взять.

Мой папа находчивый,
Умный и смелый,
Ему по плечу
Даже сложное дело.

Мой папа весёлый,
Но строгий и честный.
С ним книжки читать
И играть интересно.

4. Заключительный этап

Уважаемые папы! Давайте воспитывать наших детей не столько словами и подарками, сколько примером, достойным всяческого подражания. Во многих семьях дети всё больше и больше ощущают нехватку отцовской заботы, общения с отцом. Папа занят на работе. Проходят месяцы, годы и папа даже не заметил, как выросли дети.

Помните:

Гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлёта личности ребёнка.

Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребёнку набрать высоту.

А сейчас мы предлагаем вам скрепить нашу дружественную встречу ароматным чаем.

Атапина О.В., воспитатель МБДОУ детского сада «Жемчужинка»

Подготовка к собранию

I.Написать плакаты:

«Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие» (Дж. Родари).

«Учи жену без детей, а детей без людей» (Русская пословица).

II. Объявить конкурс на лучшую самодельную игрушку.

III.Оформить приглашение отцам и дедушкам на родительское со­брание: аппликация Чебурашки, держащего в лапках конверт-приглашение. На конверте слова русской пословицы: «Один отец значит больше, чем сто учителей», в конверте - листок с текстом приглашения.

IV.Провести анкетирование отцов.

  1. 1.В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?
  2. 2.Сколько времени Вы проводите со своим ребенком? Чем занимаетесь с ним в свободное время?
  3. 3.Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо? Как поступаете, когда не можете выполнить просьбу?
  4. 4.Ругаете ли Вы ребенка при посторонних, друзьях?
  5. 5.Курите ли Вы в комнате, где находится Ваш ребенок?
  6. 6.В чем испытываете трудности в общении с детьми, их воспитании?
  7. 7.Доброта или строгость Ваши помощники в воспитании?
  8. 8.Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?
  9. 9.Кто будит сына (дочь) по утрам, собирает в садик?

10.Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

V. Записать на магнитофон ответы детей на вопросы:

а) Вы любите своих пап? За что?

б) Кто с вами больше занимается в свободное время, папа и ма­ма? Чем занимаетесь в свободное время с папой? Чем папа занят вечерами?

в) Если бы ты был папой, в чем бы ты помог маме дома?

г) Если вы с папой идете вместе, о чем беседуете? Какие папа задает вопросы, о чем вы его спрашиваете?

д) Кем работает ваш папа? Чем занят на работе?

е) Приходилось ли вам слышать бранные слова?

ж) Какой твой папа: добрый или строгий?

VI. Подготовить с детьми стихотворные благодарности наиболее активным папам.

VII.Оформить выставку поделок «Это сделано руками наших пап». VIII.Нарисовать картинку для конкурса «Что бы это значило».

IX.Пригласить на собрание работников прокуратуры и пожарной охраны.

X.Оформить выставку детских рисунков на тему «Мой папа».

XI.Организовать встречи детей с папами - работниками разных
профессий.

Ход собрания

Звучит песня «Папа может все».

Ведущий: «Одни отец значит больше, чем сто учителей». - гласит пословица. Учитывая огромную роль отцов в вос­питании детей, мы решили провести собрание, на которое вынесли веч­ные вопросы отцов и детей.

Звучит песня «Улыбка». Наша дискуссия невозможна без знакомст­ва. Пожалуйста, сожмите руки в дружеском рукопожатии, познакомьтесь.

Включается запись ответов детей на вопрос: «За что вы любите своих пап?» Вопросы отцам: «Какова Ваша роль в семье как отцов?» (зачитать ответы 2-3 анкет); «Что вы считаете главным в воспитании ребенка?»; «Чье участие в воспитании должно быть больше: материнское или отцовское?».

Обобщение: В семье для детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действует на них лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смело­сти - это забота отца.

Действительно, мужское отношение к миру, к своему долгу, пра­вильное понимание своего места в жизни, наконец «рыцарство» способен сформировать у мальчика именно отец свои примером, поступком. «Сын, ведь мы с тобой мужчины», - тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Мальчик, по примеру отца, моментально встает с сиденья.

Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его на­дежность, чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более инте­ресной, счастливой - все это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.

Музыкальная пауза

Вопросы отцам:

Какие интересы Вас объединяют с детьми?

Как Вы считаете, достаточно ли времени проводите с ребенком?

Чем любите заниматься в свободное время, вечерами, в выходные дни?

Ссылаясь на положительный опыт, интересные ответы в анкетах, предложить отцам выступить.

Бывает ли так, что Вы собрались поиграть с детьми, но отклады­ваете свое намерение, потому что нашли себе другое занятие?

После ответов отцов включить магнитофонную запись ответов де­тей на вопросы:

Чем ваши папы заняты вечерами?

Кто с вами больше занимается в свободное время: мама или папа?

Что вы любите делать вместе с папой?

Чему тебя научил папа?

Обобщение ведущего.

Поэт В. Иванов в стихотворении «Почему» называет причину раз­рыва контакта с ребенком,

Сын пришел к отцу с вопросом - Папа! - сын вернулся вскоре.

Папа! Папа! Вот смешно! А бывал в пустыне ты?
Почему, скажи мне, просом А приплыть в Донское море
Называется пшено? Могут, думаешь, киты?
Почему сосед - новатор? Почему с усами жито?

Что такое эскадрон? Папа, что такое «грань»?

Что такое экскаватор? Поглядел отец сердито:

Как без спичек жили раньше? - После! Некогда! Отстань!

Почему бывает дым? Снова сын пришел к папаше:

Да отстань же ты, -Где луна бывает днем?
Отстань же Папа, папа, а когда же

С почемуконьем своим! Мы с тобой в театр пойдем?

Маленький ребенок откровенно взывает к заложенному самой при­родой инстинкту защитника: смотри, я слаб, ты мне так нужен.

Главное тут - не опоздать! Главное - буквально с первых дней вос­питывать и в себе и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе. Вы строите дом из кубиков, возводите крепость из песка, чините сломавшуюся игрушку, собираете подъемный кран из пластинок конструктора, соединяете хитрые проводки радиосхемы, разыгрываете на полу Бородинское сражение, гоняете по двору футбольный мяч, читаете по очереди вслух газету, обсуждаете последние новости и каждый раз, не отдавая себе отчета, внушаете своему ребенку то ощущение уверенности в себе, защищенности, которое нельзя сравнить ни с каким другим. Ребе­нок идет с этим ощущением через детство, через трудную пору отрочест­ва, вступает в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает сознание: мой отец все может, все умеет. Пока воспитание детей протека­ет спокойно, вы, придя с работы, отгораживаетесь газетой от тех малень­ких странностей и неприятностей, которые бывают в поведении сына или дочери. Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Пере­ходный период проходит безболезненно в семьях, где у папы и ребенка дружеские отношения с раннего детства, где ребенок уверен - отцу все интересно в его жизни, не только оценки и поведение, где вместе читают, вместе путешествуют, где родители разделяют увлечение детей, будь то марки, выпиливание, рисование. И этот процесс протекает крайне болез­ненно в семье, где такого контакта нет, где сын с горечью говорит: «Папа меня не понимает». А таких примеров в жизни немало.

Выступление работника детской комнаты милиции о профилактике детских правонарушений.

Музыкальная пауза

Ситуация: отец ведет из садика ребенка. «Ну, как дела?» - спраши­вает он с теплинкой в голосе. «Хорошо» - односложно отвечает сын. «Что было на обед? - спрашивает отец, - Чем занимался? Как себя вел?» Как вы оцениваете эту беседу? Верно ли отец повел разговор с ребенком? Есть ли у вас трудности в общении в ребенком? Какие?

Магнитофонная запись ответов детей на вопросы:

Кем работает отец? Что он делает на работе? О чем беседуете вы с отцом, идя в детский сад, возвращаясь домой?

Завоевание доверия ребенка не означает выпытывание. Ребенок должен сам заговорить о себе, приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно в том случае, если вы пойдете ему навстречу, по дороге из садика расскажете, что тре­вожит вас на работе, что удалось вам сделать за день, вспомните людей, с которым встречались, поделитесь своими заботами и мыслями, расскаже­те, что вас затронуло в прочитанной газете. Говорите с ним обо всем: о семейных проблемах, планах проведения выходного дня, о последнем хоккейном матче. Не думайте, что ваш ребенок мал и ничего не поймет. Поймет, но по-своему. Главное, что он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему, как ко взрослому.

Чаще обращайтесь к ребенку с вопросами: что нового произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? Как ты думаешь, у тебя хороший друг? Почему? Расскажи, о чем эта книга? Как бы ты по­ступил на моем месте?

Не рубите с плеча: какая дурацкая песня, что ты ее без конца по­ешь! Может быть, это песня-однодневка, но вспомните, какие вы песенки любили. Не давайте готовых положений и выводов.

Говорите больше с детьми, и вы убедитесь, что постепенно иници­ативу красноречивого рассказчика заберет ребенок. Он увлеченно заговорит о своих ребячьих делах. Считайте, что ваш контакт состоялся - ребенок поверил в ваш интерес к нему. Теперь нужно закрепить достигнутый успех.

Не стесняйтесь бегать с ребенком наперегонки во весь дух, пре­вращаясь в лошадку, Бармалея, удивляться совместным открытиям в при­роде. Если хотите войти в душу ребенка, надо поверить в его детский мир, принять его таким, каков он есть. Вы, конечно, не думаете, что этого лег­ко добиться. Главное не опоздать!

Музыкальная пауза

Ситуация:

«Куда прешься весь в снегу, дрянь? Мать только что вымыла пол.... Вернись, говорю!» - кричит на сына отец. Сын обиделся. Он и сам теперь увидел лужи на чистом полу, но он так торопился к родителям, хотел рассказать, какую они снежную горку построили во дворе. Надо ли было так грубо кричать на ребенка?

Во многих семьях есть свой Борька, топающий в валенках или гряз­ной обуви на кухню. Но один ребенок поймет свою ошибку, если вы возьмете его за руку, молча выведите из кухни, чтобы отряхнуть с ног капли уличной влаги. Другому вы спокойным тоном сделаете замечание. Третьего вы поучите в шутливой форме, выбрав для него подходящую минуту: покажите, как запыхавшись, в грязной обуви он бежит на кухню, оставляя за собой грязные следы. Четвертого надо.... Впрочем, на каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка, вы должны выбрать соот­ветствующий прием, но исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе это все вызовет протест и ответную грубость.

Музыкальная пауза

Слушают ли вас дети? Какими средствами вы добиваетесь этого? Считаете ли вы, что единство требований с женой - успех в послушании? Как, по-вашему, есть ли у вас авторитет? Доброта или строгость ваши по­мощники в воспитании?

Магнитофонная запись ответов детей на вопрос: добрый или стро­гий твой папа? Почему ты так считаешь?

А.С. Макаренко писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не уп­рашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот, что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины.

В семье подчас следят за каждым шагом ребенка, отец не дает ни в чем спуску ему: запрещает играть в шумные игры, требует неукоснитель­ного соблюдения режима дня. Что будет, если мальчик устроит беспоря­док в игрушках или на столе для занятий! Другое, в детском саду, в школе. Здесь свобода по сравнению с домашней дисциплиной. Можно от души порезвиться, побегать там, где нет взора взрослого. И потом какая неожи­данность: сын безобразничает. Это случай, когда отцу не надо гордиться достигнутой дисциплиной.

В воспитании нужна мера. Для того, чтобы ребенок был спокойнее в школе, надо дать ребенку разрядку энергии дома.

Отец должен наказывать за непослушание - иначе в ребенке родит­ся безответственность. Но наказание без раскаяния - не воспитывает. Ес­ли ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить - наказание ниче­му не научит, но может озлобить. «Почему, бывает, мы утрачиваем свой авторитет? Можно ли его вернуть?» - этот вопрос был задан отцом педа­гогу А.С. Макаренко. Ответ был таким: «Иногда отцы жалуются на своих детей. Им с ними неинтересно, никогда ничего не расскажут. Но сначала надо вспомнить: когда впервые отмахнулись от вопроса ребенка, грубо оборвали его восторженную речь, прервали какое- то очень важное для него занятие. Разве не тогда впервые в ваших отношениях с ребенком прошла трещина, началось отчуждение? Если дети вам не верят, если сын грубит матери, если ваше слово отталкивает как горох - никакой педаго­гический фокус не поможет. Это значит, плохо воспитывали свое сокро­вище. Всю воспитательную работу надо начать сначала: много пересмот­реть, о многом подумать и, прежде всего, самого себя положить под мик­роскоп». «Мудрый человек требует от себя, ничтожный от других». В этих словах Толстого выражается педагогический принцип, который нам, взрослым, не трудно понять.

Музыкальная пауза

Выступление пожарного о правилах противопожарной безопасно­сти в быту.

Магнитофонная запись ответов детей: если бы ты был папой, в чем бы помогал маме по хозяйству?

Теплота, покой, уют в доме во многом зависят от матери, а ее ду­шевное состояние - от мужа, отца.

Расширяются ли у вас обязанности в семье?

Уважаемые папы!

Разве вас должно удивлять, если я скажу, что папа-алкоголик, куря­щий отец не могут стать полноценными воспитателями? Но если у вас доб­рое сердце и порой вы балуете своего сынишку прогулками, подарками и если ваш ребенок принимает вас как такого человека, каким сам хочет стать, то он без особых усилий может воспринять вашу доброту вместе с вашим пристрастием к курению, алкоголю, праздности. Так вот, давайте воспитывать наших детей не столько словами, добрыми впечатлениями и подарками, сколько примером, достойным всяческого подражания.

Я знаю, во многих семьях дети все больше и больше ощущают не­хватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на ра­боте, возвращается поздно, а ребенок ждет: «Вот скоро папа придет» - и засыпает, так и не увидев отца. И если так пройдет неделя, месяц, так пройдут годы, то возникает парадокс: хотя вся семья живет в одной квар­тире, под одной крышей, тем не менее отец и дети не знают друг друга хорошо, папа даже не заметил, как выросли дети.

Хорошо ли это?

Нет, очень даже плохо. Потому, что время зарождения настоящей сердечной дружбы между отцом и сыном (дочкой) прошло. Прошло вре­мя, когда отец мог войти в жизнь своих детей как свой человек, старший друг, наставник.

Чтобы стать для своих детей своим человеком, недостаточно быть для них отцом. Нужно, чтобы они - папа, мама с детьми - жили вместе, как друзья.

Знайте: гордость за своих родителей - это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей - это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку взлетать до полной высоты.

  1. 1.Нужно ли извиняться перед ребенком, если вы виноваты?
  2. 2.Чтобы стать для детей своим человеком, нужно...

Конкурс «Что бы это значило».

Разрешите закончить наш разговор лирической страничкой. «Са­мые лучшие дети бывают у счастливых родителей». Я хочу напомнить вам маленький секрет семейного счастья с помощью стихотворения В. Тушновой «Жена».

Она всегда спокойна и нежна.

Пожалуй, чуть спокойнее, чем нужно.

Не девушка, не женщина - жена,

С которой вы живете очень дружно.

Ты убежден, что знаешь наизусть

Ее привычки, мысли, опасенья.

Но почему проскальзывает грусть

В ее глазах в беспечный день весенний?

И выражение маленького рта –

Смесь мужества, иронии, печали.

Ты говоришь: забота, суета,

Ей отдохнуть бы - все мы подустали.

Так вот, послушай, ты ошибся, друг,

И это никакая не усталость,

И если бы ее ты обнял вдруг,

Печали той следа бы не осталось.

И если бы сумел поцеловать

Ее нетерпеливо, как бывало,

К ней красота вернулась бы опять,

Она бы прежней девочкою стала.

И если б только догадался ты

Ее как прежде задарить цветами,

Она сама бы стала как цветы,

Но все это, конечно, между нами.

Ты сердишься: какая чушь!

Во всем твоя фантазия больная,

Откуда ты все это можешь знать?

Но это уж моя забота: знаю.

Под песню «Папа может все» входят дети. Зачитывают благодарно­сти отцам.

У детей микрофон-магнитофон. Дети-корреспонденты задают во­просы папам: что узнали на собрании, как вы относитесь к мату, что по­советуете нам; ругаете ли вы сына в присутствии других?

Дети, скажите, о чем бы вы хотели попросить папу сделать для вас в группе, на участке? И вы хотите, чтобы папы приходили к вам в группу, например, чинить игрушки вместе с вами, делать кормушки и скворечники, играть в шахматы, рассказывать о своей профессии? Сядьте каж­дый к своему папе и подумайте вместе, с какими играми, рассказами, затеями они могут придти к вам в группу? Чтобы мы узнали о вашем решении - пусть папы напишут на листочках, чему они научат детей, а вы положите эти листочки в волшебную шкатулку и тогда встречи обя­зательно состоятся.

Звучит музыка.

Итак, внимание! С помощью ваших пап вы научитесь... (зачитать). А сейчас мы все вместе будем пить чай и участвовать в конкурсах.