Для ребенка лучше когда он один в семье или два и больше? Без слез, обид и ревности: лучшие советы родителям, как подружить братьев и сестер 1 ребенок хорошо а 2 лучше.

Какой бы тяжелой не была первая беременность, сколько бы жалоб от молодых мамочек не исходило: о токсикозе, изжоге, боли, усталости, казалось какое это ужасное состояние беременность, но проходит совсем немного времени – полгода, год, первенец немного подрастает и мамочка задумывается о втором. Да, да! Снова об этом ужасном самочувствие, которые они готовы пережить ещё и ещё раз! Вот такие женщины удивительные существа.

Когда лучше всего рожать второго малыша?

Первый вопрос, который может возникнуть при планировании второй беременности – это когда можно рожать второго ? Специалисты рекомендует не спешить с повторной беременностью, в идеале после рождения первенца должно пройти как минимум два-три года. За этот период времени, ослабленный организм мамочки после первой беременности и родов, способен полностью восстановится. Кроме этого, откладывая свою следующую беременность на несколько лет, польза будет не только вашему организму, но и вашему первенцу, ведь тогда вы можете продлить период грудного вскармливания своего малыша, что, несомненно, благоприятно скажется на его здоровье. В то время как при наступлении новой беременности продолжать грудное вскармливание сложнее: организму приходится «работать на два фронта» – тратить силы на развития новой жизни и сохранять надлежащий состав молока. В итоге может выйти так, что мамочка останется у «разбитого корыта»: старший ребёнок самостоятельно откажется от груди из-за того, что молоко стало невкусным, в то время как ещё не рожденный ребёнок может страдать от нехватки необходимым веществ, последствием чего может стать гипотрофия. Может приобрести целый комплекс заболеваний и сама мамочка, одно из которых анемия.

Кроме этого, при наблюдениях за беременными, которые рожают погодок, врачам удалось выяснить, что при повторной беременности женщины переносят токсикоз не только в первой половине беременности, но и во второй, а также вероятен дефицит железа. На поздних сроках беременность возможно возникновение угрозы выкидыша или преждевременных родов. А поскольку, период беременности протекает не всегда благополучно, то детки рождаются ослабленными и маловесными. Именно поэтому с повторными родами лучше не спешить.

Если же промежуток между первыми родами и вторыми наоборот велик и составляет более десяти лет, то фактически повторную беременность можно назвать первой. За такой большой промежуток времени организм уже забыл все навыки деторождения. Да и в большинстве случае общее состояния здоровье мамы в возрасте уже не такое хорошее как раньше. А поэтому велик риск протекание беременности с непредсказуемыми последствиями. Часто женщины в возрасте за 35 имеют и гинекологические проблемы, такие как миома матки, эндометриоз и другие, которые также могут отразиться на протекании повторной беременности.

Опытная мама

Многие врачи отмечают тот факт, что мамы, рожающие повторно, намного ответственнее и дисциплинированы первородящих. Им не надо регулярно напоминать об обязательном соблюдении правильного режима дня, питания, отдыха, они самостоятельно соблюдают диеты, много времени проводят на свежем воздухе, регулярно посещают врача, в срок сдают все необходимые анализы и вовремя проходят обследования. Повторно рожающие женщины психологически готовы к изменениям во время беременности. Именно во время повторной беременности мамочки становятся более раскрепощенными, не стесняются своего интересного положения и с радостью демонстрируют свой живот окружающим.

Мамы со стажем гораздо меньше нервничают и боятся во время беременности. Кроме этого, приобретенный опыт во время первой беременности, помогает маме лучше ориентироваться в период повторной беременности, лучше чувствовать и понимать ещё не родившегося малыша.

Особенности повторной беременности

Повторную беременность достаточно проблематично долго скрывать от остальных. Поскольку мышцы живота, а так же связки, удерживающие матку на месте при первой беременности, растянуты, то при повторной беременности ваш живот будет увеличиваться на глазах. Именно поэтому будущей маме при повторной беременности уже с 20 недели рекомендуется носить дородовый бандаж, который разгрузить нагрузку на позвоночник и ноги. Для многих женщин при повторной беременности – дородовый бандаж является обязательным атрибутом не только на работе, но и дома, в период отдыха и покоя.

Другой особенностью повторной беременности является то, что первые шевеления плода, рожавшие мамы, чувствую уже на 18-той недели беременности, так как повторно рожавшие мамочки уже знают к чему именно нужно прислушиваться, в то время, как первородящие мамы могут путать шевеление плода с перистальтикой кишечника.

Если во время первой беременности у женщины был токсикоз, не исключено, что во время второй беременности симптомы токсикоза усилятся. Кроме этого, если во время первой беременности вас ставились диагнозы – «повышенное давление», «белок в моче», вас мучили отеки, то во время повторной беременности необходимо регулярно сдавать анализы крови и мочи, измерять артериальное давление, соблюдать диеты и следить за возможными излишними прибавками в весе, соблюдать солевой и водный режим. И конечно, необходимо предупредить наблюдающего вас врача о былых проблемах, он поможет вам избежать их, скажет, что необходимо делать, что беременность прошла гладко.

Во время первой беременности дно матки или как принято говорить – живот, опускается примерно за две недели до родов, т.е. ребёнок к заключающему этапу готовиться заблаговременно, то при повторной беременности опускания живота заметить сложнее: головка малыша прижимается к лонному сочленению мамы уже непосредственно при родах.

Шейка матки при повторной беременности может быть более короткой. Но определить это сможет только врач, также врач должен проверить, насколько плотно она закрыта. Закрытие шейки матки должны быть полно при любой беременности, какой бы по счёту она не была.

Если во время первой беременности возник резус-конфликт, то последующие беременности заставят вас похлопотать. После первой беременности в крови мамы остаются антитела, которые стремятся разрушить эритроциты плода и могут развить гемолитическую болезнь ребёнка. Чтобы этого избежать, нужно ещё до зачатия обратиться в специализированный стационар для обследования и для дальнейшего наблюдения. Мамам предстоит ежемесячно сдавать анализ крови на антитела, при помощи УЗИ следить за количество околоплодных вод (не должно быть многоводия) и за размерами плаценты, которая не должна быть утолщенной. Все эти проблемы можно решить, если знать о них заблаговременно.

Самое главное, если женщина заранее знает о возможных осложнениях во время беременности, она меньше нервничает, а это в любом случае благоприятно влияет на протекание повторной беременности. А ведь будущей маме нервничать и переживать нужно как можно меньше.

Часто у женщин вторая беременность протекает намного легче первой. Данный факт можно объяснить тем, что дети разнополые: установлено, что у женщин, ожидающих мальчиков – токсикоз, к примеру, бывает реже. Иногда и дети от разных отцов ведут себя по-разному.

Некоторые мамочки убеждены, что первая беременность всегда «перехаживается», вторая же, наоборот, на пару недель короче. Но это только заблуждение. Роды происходят в те же сроки, что и ранее.

Повторная беременность после кесарева сечения

Если ваш первый малыш появился на свет вследствие кесарева сечения, задумываться о повторной беременности мамочке следует не раньше чем через год: необходимо дать возможность зажить рубцам на матке. Однако если вы хотите второго малыша, то затягивать повторную беременность не стоит: считается, что со временем рубец теряет свою прочность и эластичность. Оптимальная разница между первой и второй беременностью должна составлять 2-3 года, но желательно не более 5 лет.

Именно прочность рубца на матке после кесарева сечения и станет основной проблемой повторной беременности. Ещё до зачатия будущей маме необходимо пройти УЗИ-обследование, которое сможет объективно оценить состояние рубца.

Рубцовая ткань от кесарева сечения отличается от внутреннего слоя матки – миометрия. Как следствие, если место прикрепления оплодотворенной яйцеклетки станет на передней стенке матки, близко от рубца, то теоретически это может привести к различным неприятным последствиям, например, к последующей фетоплацентарной недостаточности. Но лишь теоретически: плацента является органом, обладающим большими компенсаторными возможностями. К примеру, она может «вырастить» ещё одну дополнительную долю, которая обеспечит плод всем необходимым. Поэтому, если проблема только в рубце, то плацента с этим справится. Кроме этого беременная мама всегда может рассчитывать на помощь врачей, которые во время каждого её посещения женской консультации будет делать соответствующие обследования: УЗИ биометрию плода и плацентометрию, в этом случае любое отклонение сразу будет замечено. Самой мамочки так же необходимо следить за своим самочувствием, особо стоит обратить внимание на болезненные шевеления плода, которые часто связаны с расхождением рубца. Впрочем, даже очень сложную беременность в условиях стационара врачи сумеют «дотянуть» до момента функциональной зрелости плода.

Время, когда после кесарева сечения женщине категорически запрещали в дальнейшем рожать – осталось позади. Сейчас не редкость случаи, когда с помощью кесарева на свет появляется не только второй малыш, но и даже пятый. Как говорится, главное было бы желание, а с трудностями справиться можно.

Готовим старшего ребёнка к новому члену семьи

Помимо подготовки к предстоящему счастливому событию самой мамы, супругам нужно заранее подготовить к появлению нового члена семьи и старшего ребенка. Это достаточно ответственный момент, к которому нужно подойти грамотно. Подготавливать ребёнка к появлению братика или сестренке нужно постепенно на протяжении всей беременности, самое главное в процессе подготовке дать понять ребёнку, что его по-прежнему любят. Этот момент очень важен для старшего ребёнка, он не должен чувствовать, что с появлением маленького в семье – его станут любить меньше. Если ребёнок это прочувствует, то появления малыша будет для него таким же долгожданным событие, как и для самих родителей.

Протекание беременности заложено в генетической программе женского организма. Но, к счастью, современные врачи научились вмешиваться в определенные аспекты этой программы. Если ваш доктор владеет информацией о первой беременности, а в идеале и сам её вел, он поможет предотвратить возможные проблемы во время повторной беременности, а это значит только одно, что совсем скоро у вас появится здоровый малыш.

Заводя еще одного ребенка, родители мечтают о том, чтобы дети дружили между собой, чтобы старший помогал младшему. Но в реальности появление еще одного ребенка в семье зачастую сопровождается многими детскими переживаниями, ревностью, ссорами и даже драками. Родители пытаются быть справедливыми, но кто-то из детей всё равно чувствует себя обделенным.
Есть выход – прочитать книгу экспертов по общению с детьми Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно». Авторы очень доступно, со множеством конкретных рекомендаций стараются «разрулить» проблему соперничества.
Советы Фабер и Мазлиш актуальны и эффективны. Проблемы, которые они рассматривают, знакомы любой маме. Особенно радует, что в их книгах нет лишней «воды», пространных рассуждений о детях и детской психологии… Это все тоже, конечно, интересно, но иногда нам, родителям, нужно просто знать, как поступить в той или иной ситуации, нужен четкий совет-подсказка, что я и нахожу в их книгах. Емко, интересно, понятно и по существу дела.
С помощью наглядных примеров, коротких правил и забавных комиксов они показывают, в каких ситуациях нужно вмешаться в конфликт, а в каких – помочь детям самостоятельно прийти к компромиссу. Почему важно, оценивая поведение детей, не сравнивать их между собой. Как добиться того, чтобы дети чувствовали: пусть они не могут получить всё внимание родителей, все игрушки или всю комнату и им придется делиться с братьями и сестрами, родительскую любовь не нужно делить, ее хватит на всех.
То, что лично мне кажется особенно ценным, – мысль о том, что мы любим детей за то, что они вообще есть в нашей жизни. И каждый из детей занимает в нашей жизни уникальное место. Только мне кажется, что русскому человеку будет трудно следовать всем советам авторов. Мы не привыкли формулировать свои чувства и сообщать о них. Поэтому определённая работа над собой, несомненно, потребуется.
В самом начале книги авторы просят выполнить простое упражнение – описать свою реакцию на несколько воображаемых ситуаций. Делается это для того, чтобы взрослые могли поставить себя на место ребенка, у которого рождается братик или сестренка. Ну, вот, например: «Если хотите понять своего старшего ребенка, представьте, что ваш любимый муж привел в дом младшую жену, с которой просит играть и баловать ее, а на ваши упреки просит не расстраиваться и уверяет, что любит вас абсолютно одинаково». Хм… Очень надеюсь, что данное издание поможет некоторым семьям «решиться» на рождение второго ребенка (теперь вы всё знаете и вам не страшно!) и поможет тем, у кого уже есть несколько любимых карапузов «с характером»!
Анна ТИМОЩУК.

Прочитав книгу, вы сможете помочь своим детям:
– научиться выражать негативные чувства, не причиняя боли окружающим;
– перестать враждовать между собой и самостоятельно приходить к компромиссу;
– быть самими собой, не сравнивая себя с братьями и сестрами.

Конкретные советы родителям от Адель Фабер и Элейн Мазлиш
Вместо того чтобы всё делить поровну, давайте каждому по потребности.
Вместо того чтобы демонстрировать одинаковую любовь, покажите каждому ребенку, что любите его по-особенному.
Вместо того чтобы уделять детям равное количество времени, уделяйте время по реальной потребности.

Прочитав книгу, вы поймете, что:

1) Детей нельзя сравнивать ни в их присутствии, ни в их отсутствие.

2) Нельзя убеждать детей (словами, подарками или иными действиями), что любишь их одинаково, потому что это их не удовлетворит, а, наоборот, огорчит. Каждый должен чувствовать, что он для вас уникален и незаменим.

3) Похвала должна быть адресована непосредственно тому, кто ее заслужил. К примеру, не стоит говорить: «Твой брат такой молодец!»

4) Нельзя хвалить одного, принижая другого. Например: «Ты от- лично убрал в комнате, а твоя сестра так и не пропылесосила, хотя я ее просила трижды».

Ссоры и склоки - обычное явление в нашей жизни

Один хорошо , а два - лучше

Д рессируя детеныша нутрии по имени Барби, 6-летний Кевин Моррелл разговаривает с ней по-английски. Своим оловянным солдатикам, выстроенным на полу, он отдает команды по-русски. В этом есть определенная логика - очевидная для Кевина, но недоступная для окружающих. Кевин, как и его 9-летний брат Сережа, - двуязычный ребенок.

Сережа разговаривает с русскими - по-русски, а с остальной частью мира - по-английски. Для Кевина подобной градации пока не существует. Он выбирает язык в зависимости от своего настроения.

Кевину было 3 года, когда его мама, русская военная журналистка, вышла замуж за американца Стивена Моррелла - бывшего летчика-истребителя, а теперь генерального директора русской фармацевтической компании "Время". К моменту женитьбы на Галине Стив прожил 10 лет в Европе и говорил свободно на трех языках. Галина, работавшая в ранней молодости переводчиком-синхронистом, говорила на трех других. Однако дети Галины - Сережа и Кевин, проводившие основное время в московском детском саду и с няней, знали только один язык - русский.

Задавшись целью как можно скорее установить контакт с детьми, Стив нанял себе преподавателя русского языка. В скором времени он мог объясняться на русском, что доставило детям много радости. Общение теперь происходило в семье следующим образом: Стив разговаривал с Галиной на английском, с детьми - по-русски, а с тещей и тестем, прожившими много лет в Германии, - по-немецки. В России такой порядок решил все проблемы. Но - не в Америке. Когда дети прилетели в Калифорнию, они испытали шок. 150 родственников Стива говорили, кроме английского, в лучшем случае по-испански. Не понимая того, что им говорят взрослые, Кевин и Сережа совершали ошибки. Не понимая того, что им говорят дети (у Стива 30 племянников от 5 братьев и сестер), они не могли участвовать в играх, требующих живого общения. Обижаясь и негодуя, Сережа и Кевин шли к Стиву, который продолжал говорить с ними на "бейсик рашн". Другие дети веселились в бассейне, а "русские" Морреллы держали за руку Стива.

Тем не менее мир вокруг продолжал говорить по-английски и язык постепенно накапливался в подсознании маленьких Морреллов. Однако требовался некий толчок извне, благодаря которому механизм мог быть запущен.

И такой толчок произошел - когда его никто не ждал. Однажды ранним летним утром Кевин вошел в гараж бабушки Фей. Рядом с колесом машины он увидел огромную гремучую змею, которая спокойно уставилась ему прямо в глаза. Кевин не шелохнулся, помня о правилах поведения при встрече со змеей, но истошным голосом заорал на весь дом: "Бабушка, скорее, на помощь, здесь страшная гремучая змея". Заорал он все это по-английски. Бабушка, тут же хладнокровно застрелившая змею из ружья одним выстрелом, была потрясена не меньше мальчика. "Ну вот, бабушка, теперь я могу говорить по-английски", - радостно сказал Кевин. Конечно, он говорил с большими ошибками, используя только настоящее время или инфинитивы. Но вся семья бурно радовалась этому событию. Вслед за Кевином заговорил по-английски и Сережа. Игры с детьми, в которых они теперь участвовали наравне со всеми, продвигали их язык каждый день на новый уровень. Общение с кузенами стало для мальчиков самым большим стимулом выучить язык.

Один хорошо , а два - лучше

Настало время возвращаться в Россию. В самолете дети говорили с пассажирами по-английски, однако после посадки в Шереметьево они тут же перешли на русский и никакая сила не могла их заставить произнести хотя бы одно английское слово. Через месяц родители взяли опытного преподавателя из США, специализирующегося на обучении иностранцев английскому. Занятия, обходившиеся в круглую сумму 700 долларов ежемесячно, представляли собой борьбу не на жизнь, а на смерть. Победили дети - они продолжали говорить по-русски.

Вернувшись в Америку через несколько месяцев, дети быстро и безболезненно сменили русский на английский. Желание играть и общаться с кузенами снова сделало свое дело. Однако на этот раз кое-что решили поменять и родители. Стив и Галина тоже начали разговаривать с детьми по-английски. Дети пришли от этого в полный восторг. Казалось, именно этого им все время не хватало. В итоге, когда семья вернулась в Россию, у нее был уже единый язык общения - английский. Более того, дети требовали, чтобы с ними по-английски разговаривали бабушка и дедушка. Теперь большую часть времени, вместо прогулок в парке, дети просиживали в Интернете, посылая электронные письма в Америку своим кузенам. Электронная переписка быстро научила их грамотности. Она ничем не напоминала скучный учебник или нудного преподавателя, требующего запоминать времена и списки неправильных глаголов.

К тому же она не приходила как профессор английского два раза в неделю, а требовала ежедневной готовности излагать свои мысли письменно. BBC, NTV, CNN и, конечно, Cartoon Network, ставшие доступными в Москве благодаря космос-ТВ, оказались, с точки зрения детей, более привлекательными, чем русское телевидение. Американские интерактивные энциклопедии на CD нравятся детям тоже гораздо больше, чем тридцатитомная БСЭ, собирающая пыль на книжных полках у бабушки. С их помощью написать сочинение или реферат - одно удовольствие.

Теперь, когда английский и русский стали для детей равноправными, предстояло решить еще одну проблему: языки не должны были смешиваться. Это было последнее, но очень сложное испытание двуязычия. Друг семьи, американский менеджер Рикардо Кабеса де Бака, сам выросший в двуязычной семье (мать - американка, а отец - эквадорец), предложил родителям применить систему материальных стимулов. Если дети смешивают языки или обращаются на неправильном языке к члену семьи (например, к бабушке - по-английски), то они не получают того, чего просят. Система подействовала безотказно.

Для ребенка лучше когда он один в семье или два и больше?

    Лучше когда их двое, трое, четверо... С точки зрения детей - день рождения не один раз в год, а три - на каждый день рождения покупали подарки не только имениннику, но и брату и сестре. Особенно плюсы летом. Когда все друзья разъезжаются на каникулы одному ребенку скучно, а троим нет. Болеть тоже веселее втроем, а не одному (ветрянка, краснуха). Сейчас у нас трое взрослых детей и один малыш. Задумываемся как бы еще одного завести, чтобы сыну веселее было. Главное чтобы на всех деток маминой любви хватало, чтобы никто себя не чувствовал обделенным.

    Ответ на этот вопрос зависит от некоторых факторов: характер ребнка(что бы не ревновал), финансовое положение семьи, расположение времени мамы и папы, возраст первого ребнка. Если ребнок ревнив или сильно любвеобильный то второго ребнка лучше родить когда первый вырастит, если финансы позволяют то можно хоть и десяток нарожать, совмещение работы папы и дом работы мамы, если ребнку первому до 2 год то будет сложно со вторым, а если старше то спросить у первого ребнка хочет ли он и заводить второго ребнка для первого как поучение быть наней и защитником.

    Я считаю что лучше несколько детей, чем один. Если ребенок будет один, он будет чувствовать себя одиноко.С братьями или сестрами веселей. Где подерутся, а где и поддержат друг друга в трудную минуту. В общем родителям виднее, смогут ли они их обеспечить...

    Согласно своим наблюдениям могу сказать, что одному ребенку в семье не совсем хорошо, лучше, когда детей хотя бы двое. Они будут вместе многому учиться, делать, помогать, а вот один ребенок чаще бывает эгоистичным. Да и родителям к старости иметь не одного ребенка это лучше в отношении помощи.

    У меня брат старше на семь лет. Всю свою жизнь,а ему уже за пятьдесят,он жаловался,что меня больше любили.Тем не менее,сейчас я благодарю Бога и родителей за то, что у меня есть брат.И сейчас я хочу дать ту любовь,которую он не дополучил в детстве.Детей должно несколько.Решать родителям,но и дарить родительскую любовь всем.

    Ну конечно же когда несколько детей они растут добрыми и не жадными.Был период, когда старший ребнок не хотел никого, этот период надо пережить настанет время и она сам захочет ещ кого-то рядом родного и маленького.

    Лучше конечно иметь брата или сестру, им будет гораздо веселее, а про будущее, когда родители покинут мир иной, то на то время будет у каждого ребенка своя семья и заботы, они же не будут играть всю жизнь друг с другом. И вам будет веселее с несколькими)))) и о вас заботы будет в несколько раз больше.

    На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Номинальные брат или сестра - это совершенно необязательно родные люди. Их формальное наличие может ничего не значить в жизни взрослого человека.

    Во-первых, у детей в одной семье могут оказаться настолько разные характеры, склонности и потребности, что отношения между ними могут не складываться несмотря на все старания или надежды родителей. Так происходит, когда один ребнок склонен к уединению, а второму нужно постоянное общение, и он достат первого; когда оба ребенка - прирожденные лидеры; при очень большой разнице в возрасте; когда родители заставляют одного ребнка против его желания быть вечной нянькой другому. И вообще, кто сказал, что дети в одной семье обязаны дружить? В конце концов, они являются конкурентами за родительское внимание и их ресурсы.

    Во-вторых, как раз эти ресурсы и следует принимать во внимание, а именно жилищные условия и финансовое положение семьи. И учесть, что даже двух детей не каждая российская семья может себе позволить, а если позволяет, то не может обеспечить им приемлемый минимум комфорта. Двое детей, особенно разнополых, делящих одну комнату в подростковом возрасте и дальше - это дискомфорт даже при самых теплых отношениях между ними, способный разрушить отношения в дальнейшем. И здесь же - борьба за родительское внимание. Когда детей много, то внимания каждому ребнку не хватает, особенно при работающей матери.

    Как-то по ТВ показали семью из двух родителей и пятерых детей, ютящихся всемером в однокомнатной квартире. Родители рассчитывали расширить жилищные условия за счт количества детей, но государство этого не оценило и квартиру не предоставило. Насколько хорошо жилось этим детям в таких условиях и насколько они будут ценить общество друг друга в будущем после смерти родителей - вот вопрос. А единственный ребнок в семье - совсем необязательно ребнок избалованный.

    Я считаю, что все же двое и больше детей в семье лучше, они и развиваються намного быстрей и им вдвоем всегда интереснее. Другой вопрос в том,как обеспечить двух детей? Ведь многие семьи отказываються от второго ребенка, так как боятся непотянуть двоих. Наше государство не может дать народу такие условия, чтобы мы не задумывались над этой темой. Захотели одного ребенка родили, захотели двоих, уже как-то и не верится в такое. Но всеже если у вас в семье нет никаких финансовых вопросов, проблем, то даже и не думайте, рожайте двух, трех... Дети всегда в радость)))

    Лучше столько детей, сколько вы сможете обеспечить. Если у вас ни будет ни времени ни денег на ребенка, то лучше его вообще не рожать, потому что таким образом вы увеличиваете количество несчастных людей в этом мире.

    Как по мне, если любви, терпения и заботы родителей хватит на нескольких детей, то лучше, чтоб в семье их было несколько. Игрушки игрушками, но я еще не встречала не одного человека, который бы сказал, что жалеет, что у него есть брат или сестра. Даже в тех случаях, когда отношения у них сложились не самые близкие. Все равно это родные люди, ближе которых не бывает.

    Для ребенка самое главное, что бы его любили родители(и бабушки -дедушки в том числе). Может быть куча братьев и сестер, а все в ссоре, у каждого своя жизнь, бывает и по другому. И если ребенок один, не обязательно что он вырастет эгоистом. Бывает, что семьи где двое-трое детей младшие, а иногда и старшие(хотя редко), избалованные. Все зависит от родителей от их воспитания, что они позволяют своим детям, занимаются или не занимаются ими и т.д.

Один ребенок – хорошо, а два (три, четыре и т.д.) – лучше, и с этим сложно не согласиться. Правда, когда в одном доме растут несколько братьев и сестер, то, как бы вы ни старались, разногласий между ними не избежать. И многие мамы и папы вынуждены признать, что отношения без ссор и обид между всеми детьми – увы, скорее миф, чем правда. И говорить в таких случаях: «Не ругайтесь, в вас течет одна кровь» или «Вы же не чужие» нельзя, так как эти фразы вызывают в каждом ребенке отчуждение и отчаянное сопротивление. Однако, несмотря на эти неприятные прогнозы, подружить старших и младших можно. Сегодня мы расскажем, как этого добиться.

Каждому родителю хочется, чтобы детки росли в дружной обстановке, заботились и любили друг друга. Но, как утверждают психологи, любить друг друга они не обязаны, хоть звучит это несколько странно.

В обычной, благополучной и здоровой семье нормой считается, если дети соперничают, конфликтуют друг с другом, борются за внимание родителей и ревнуют их к старшим/младшим. Также братья и сестры, находясь вне дома, скажем, в лагере или школе, уже самостоятельно объединяются против «внешних врагов», защищая и оберегая друг друга, так как кровное родство выше всяких личных недомолвок. И это, отметим, происходит без лишних родительских напоминаний.

Родителям нужно соблюдать в воспитании детей баланс и быть мудрыми, чтобы не акцентировать внимание на разногласиях, и вместе с тем не заставлять «любить друг друга, потому что вы родные». Тогда братья и сестры с бОльшей вероятностью вырастут дружными и заботливыми.

6 шагов, которые помогут родителям подружить детей:

Выделите пространство. Несмотря на возраст, каждый ребенок в доме должен иметь свой личный «островок безопасности и уединенности». Это может быть не только комната, а хотя бы своя кроватка, тумбочка, столик или полочка. И, разумеется, его одеждой, обувью и посудой (без ведома малыша), нельзя распоряжаться никому, даже маме с папой.

Озвучьте простые правила. Объясните детям, что все имеющиеся игрушки, в том числе и планшеты, гаджеты могут использоваться всеми на равных условиях, но каждый ребенок может отказать брату/сестре, если не хочет чем-то делиться из личных «закромов». Не стоит силой заставлять чадо отдавать какую-то особенно ценную ему вещь против его воли. Кто-то из деток еще не умеет выстраивать свои границы, поэтому сохраняйте терпение и такт.

Обозначьте личное время для каждого ребенка, чтобы он пообщался с родителями. Так называемый, «часик индивидуальной любви». Крайне важен этот пункт для первенцев, потому что в их памяти живы те времена, когда они обладали безраздельным правом на маму и папу, а сейчас вынуждены «делить» их с другими детьми. Как проводить совместный досуг? Гуляйте, читайте книги, рисуйте, мастерите, ездите за продуктами, делайте, что угодно, но только с одним-единственным малышом. Можно скреативить и создать расписание – когда, с кем и где вы будете проводить время, так вы гарантированно избежите ссор и капризов.

Перестаньте сравнивать. Пожалуй, один из самых важных советов в нашем списке. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сравнивайте детей, даже если очень хочется, но – нельзя! Старайтесь оперировать исключительно безоценочным суждением – только повествуя, описывая и утверждая. Например: «Армашка здорово рисует. Мадинка вкусно готовит. Арсенчик очень внимательный». Потренируйтесь как-нибудь в одиночестве, это важный навык. У нас, увы, он напрочь отсутствует, мы привыкли судить детей и ставить их в пример друг другу, либо противопоставлять со словом «ЗАТО». «Армашка отлично рисует, ЗАТО Мадинка замечательно готовит». Тут дети не понимают родителей и обижаются: неясно, их только что похвалили или осудили? Армашка, значит, плохо готовит, а Мадинка не умеет рисовать? Или как? Старайтесь не объединять похвалу в единое предложение, и все поймут так, как надо.

Учитывайте интересы всех детей. Это правило плавно вытекает из предыдущего: не заставляйте детей делать то, чего они не хотят, ни словесно, ни действиями. Конечно, когда они еще крохи, так удобно проводить время совместно: играться, гулять, кушать. Но если между детками разница в 3-4 и более лет, то их интересы будут существенно разниться, это относится и к режиму дня, и к досугу. Оставьте старшего ребенка дома, чтобы он не скучал с вами и младшеньким на занятиях в «развивашке», и наоборот – не берите кроху туда, где он начнет мешать старшему в его «взрослых» занятиях.

Будьте справедливы. Самый главный пункт, который мы оставили напоследок. Не лепите из старшего «няню» для младших братиков/сестричек, не выделяйте «любимчика», вкладывая все средства только в него, не ждите, что дети осознают, как вам трудно (в том числе и финансово) – старайтесь все доходчиво объяснять без упреков и угроз. Вместе с тем, дети – гораздо умнее, чем мы думаем, они способны на милосердие, заботу и сами могут предложить помощь, если видят, как вам тяжело.

Растите детей личностями с индивидуальными взглядами на жизнь. Да, это требует колоссального труда и отдачи, но оно того стоит. Не просите детей дружить насильно, только потому, что вам будет приятно, поверьте, они вырастут достойными людьми, которые ценят добродетель, и станут помогать и поддерживать друг друга по собственному желанию.