Личко А.Е. Социо-психологические особенности подросткового возраста как причины нарушения поведения

Личко А.Е. Социо-психологические особенности подросткового возраста как причины нарушения поведения

СОДЕРЖАНИЕ

А.Е.ЛИЧКО

СОЦИО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили название "подросткового комплекса", а обусловленные ими нарушения поведения - "пубертатного криза" (F. Hamburger, 1926).

Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть

признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием.

В современной западной психиатрической и психологической литературе широкое распространение получила концепция Е. Erik-son (1968) о "кризисе идентичности" как о главной особенности подросткового периода. Под "идентичностью" подразумевается определение себя как личности, как индивидуальности. Формирование идентичности рассматривается с психоаналитических позиций как результат "распада детского Я" и необходимости синтеза нового "взрослого Я", образования "сверх-Я" и т. п. Самой идентичности, процессу познания самого себя придается самодовлеющее значение. Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматривается как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения у подростков.

По мнению G.Nissen (1971), пубертатный криз слагается не только из кризиса идентичности, но также из "кризиса авторитета" и "сексуального кризиса". Кризис авторитета выводится как следствие "эдипова комплекса", как "протест против отца". Слабая роль отца в современной семье или его отсутствие в неполных семьях ведет к распространению этого протеста на все авторитеты мира взрослых. Крайним проявлением этого кризиса являются побеги из дому и бродяжничество. С кризисом идентичности связываются склонность к психогенным депрессиям и суицидальному поведению, а также эпизоды дереализации и деперсонализации. Кризис сексуальности объясняется по 3. Фрейду сменой эрогенных зон с анальной на генитальную.

С нашей точки зрения, суть подросткового комплекса составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфически-подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей социальной среды. К ним относятся описанные нами (А. Е. Личко, 1973) реакции эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби-реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

Реакция эмансипации

Эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших - родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Термин "реакция

эмансипации", нам представляется, более точно отражает суть явления, чем "кризис авторитетов" (G. Nissen, 1971).

Возможно, реакция эмансипации имеет какие-то биологические, филогенетические корни. У высших млекопитающих именно с периода полового созревания начинается борьба за свое место среди сородичей, за определенное положение в иерархической лестнице сложных взаимоотношений в стаде или стае (В.М.Боровский, 1936; R.Chauvin, 1963). Разумеется, эта реакция у подростков развертывается под действием социо-психологических факторов (чрезмерная опека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и всякой свободы, продолжающееся отношение к подростку как к маленькому ребенку). <...>

Проявления реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать "по-своему", "самостоятельно". <...>

Реакцией эмансипации может быть продиктовано поступление на учебу или на работу обязательно в другом городе, чтобы жить отдельно от родителей. Одной из крайних форм проявления реакции эмансипации являются побеги из дому и бродяжничество, когда они обусловлены желанием "пожить свободной жизнью".

Реакция группирования со сверстниками

Дети охотно тянутся к старшим, часто даже предпочитают играть не с ровесниками, а с ними. Подросткам свойственно почти инстинктивное группирование со сверстниками. Подростковые группы проходят через всю историю человечества от первобытного общества и древней Спарты до современных хиппи.

С. Haffter (1966) полагает, что распространившиеся в развитых капиталистических странах, начиная с 50-х годов, подростковые "банды" с социологической точки зрения явление отнюдь не новое, а скорее архаическое.

Стремление подростков к группированию со сверстниками, может быть, также имеет какие-то филогенетические корни. У высших млекопитающих, ведущих стадный образ жизни (некоторые виды обезьян, копытных и ластоногих), особи "подросткового возраста" образуют отдельные группы на периферии стада или даже обособляются в отдельные временные стада (В. М. Боровский, 1936; P. Chauvin, 1963). Обезьяны-подростки реагируют депрессией на изоляцию от группы сверстников; ни у детенышей, ни у взрослых обезьян добиться депрессии таким образом не удается (F. Schwei-cheimer, 1972). Однако подобное поведение молодняка высших млекопитающих также не может служить моделью для изучения подростковых групп, возникающих и функционирующих по социопсихологическим закономерностям. Эти закономерности еще недостаточно изучены.

Существуют два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, довольно жестко фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание другими). В этих группах есть такие роли, как "адъютант лидера" - обычно физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть "антилидер", стремящийся занять место лидера, есть "шестерка", которым все помыкают. Нередко такая группа обладает "своей территорией", тщательно оберегаемой от вторжения сверстников из других групп, в борьбе с которыми в основном протекает жизнь. Состав групп довольно стабилен, прием новых членов нередко сопряжен с особыми "испытаниями" или ритуалами. Примкнуть к группе без согласия вожака немыслимо, тот же оценивает новичка прежде всего с точки зрения опасности заполучить сильного "антилидера". Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму - условные знаки, свой "язык", свои клички, свои обряды - например, обряд "братания кровью" (Б. Н. Алмазов, 1981). Подобные группы обычно образуются только из подростков мужского пола.

Другой тип подростковых групп отличается нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера - его функцию несут разные члены группы в зависимости от того, чем в данный момент группа занята. Состав группы обычно разнополый и нестабильный - одни уходят, другие приходят. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований, удовлетворение которых необходимо для вступления в нее.

По-видимому, существуют и промежуточные, и иные типы подростковых групп.

В закрытых заведениях для подростков (интернаты, спортивные лагеря, подростковые отделения психиатрических больниц) реакция группирования проявляется с особой силой и может быть причиной серьезных нарушений режима. В этих условиях, а также при семейно-педагогической запущенности реакция группирования может стать главным регулятором поведения подростка.

Реакцией группирования может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе (Г. М. Миньковский, 1964). В группе сверстников, как правило, начинается также алкоголизация, осуществляется первое знакомство с действием иных токсических веществ. Даже формирование психической зависимости к алкоголю или иным токсическим веществам проходит стадию особой "групповой зависимости" - например, влечение к алкоголю вспыхивает только тогда, когда подросток попадает в "свою" группу (Ю. А.Строгонов, В. Г. Капанадзе, 1978).

В обстановке спортивного лагеря для подростков с нарушениями поведения быстро складываются спонтанные группы (А. Е. Архангельский, 1971). Лидерства в них обычно добиваются подростки, судя по описанию, с выраженными гипертимными чертами -стеничные, ежеминутно бестрепетно готовые вступить в драку, общительные, активные, во все вмешивающиеся, шумные, легко вскипающие при противоречии или ограничениях. С воспитателями у них быстро устанавливаются враждебные отношения. Реже лидерами становятся истероидные подростки. Но эти не завоевывают власть в борьбе, а, легко улавливая назревающие настроения в коллективе, подделываясь под желания группы, становятся наиболее демонстративными выразителями этих желаний и настроений. В дальнейшем они поддерживают свою власть над группой руками "адъютанта" - физически сильного, но недалекого подростка, которого умеют "очаровать" и использовать как орудие расправы и запугивания, однако их власть в группе редко бывает продолжительной...

Реакция увлечения - хобби-реакция

Хобби у взрослых могут быть и могут отсутствовать. Для подросткового возраста увлечения составляют важнейшую черту. Подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. К сожалению, проблема увлечений остается еще мало освещенной в современной психологической литературе.

С нашей точки зрения, увлечения составляют особую категорию психических феноменов, структурных компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами - с другой. В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных рефлексов. В отличие же от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены, хотя и не составляют главную трудовую направленность личности, не являются профессиональной деятельностью, средством заработка.

Увлечения подростков и разнообразны, и относительно ограниченны. Хоккей и футбол, мотоспорт и автомашины, поп-музыка -наиболее частые увлечения в 60-х и 70-х годах у подростков мужского пола. Но наряду с ними приходится встречать самые неожиданные хобби. Попытка их систематизации составляет нелегкую задачу. Наша рабочая классификация (А.Е.Личко, 1973; Ю. А. Скроц-кий, 1973) была основана на стремлении разобраться в мотивах, толкающих на то или иное увлечение. С этой точки зрения выделены следующие типы увлечений.

Интеллектуально-эстетические увлечения связаны с глубоким интересом к любимому делу (музыке, рисованию,

радиотехнике, древней истории или к разведению цветов, певчих птиц и т.д.). К этой же группе относится стремление постоянно что-то изобретать или конструировать. Нередко подобные занятия для других, особенно старших, кажутся ненужными и странными. Однако для самого подростка они представляются чрезвычайно интересными и важными; ему, в сущности, безразлично, как на это смотрят со стороны. Поглощенные увлекательным для них делом, подростки иногда запускают учебу и другие дела и почти все время отдают избранному предмету. Этот вид увлечений наиболее присущ шизоидным подросткам.

Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-либо искусные мануальные навыки. Сюда относятся занятия различными видами спорта (например, карате, ставшее модным в 70-х годах среди подростков мужского пола), а также стремление научиться что-то мастерить, вышивать, ездить на велосипеде, водить мотоцикл или автомашину. Но все эти увлечения, казалось бы весьма разнообразные, можно отнести к данному типу, если за ними стоит именно желание развиться в определенном физическом отношении, овладеть какими-то умениями и т.п. Здесь удовольствие нередко доставляет не столько сам процесс занятий, сколько достигаемые результаты. К телесно-мануальным увлечениям особенно склонны бывают сенситивные юноши, у которых эти увлечения тесно переплетаются с реакцией гиперкомпенсации.

Лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций, где можно предводительствовать, руководить, что-то организовывать, направлять других, даже если это касается случайных моментов или событий повседневной жизни. Разные увлечения, будь то кружки, виды спорта, общественные обязанности, легко меняются, пока не попадется сообщество, которое удается подчинить себе. Такие подростки, среди которых много гипертимов, являются главарями в разных группах молодежи и при хорошей направленности интересов охотно занимаются полезной общественной деятельностью.

Накопительские увлечения - это прежде всего коллекционирование во всех его видах. Учитывая, что любая коллекция, достигая значительной величины, приобретает известную материальную ценность, можно допустить, что в основе этого рода увлечений лежит склонность к накоплению материальных благ. Устойчивая страсть к коллекционированию часто сочетается с особой тщательностью и аккуратностью. Наиболее яркие случаи здесь принадлежат эпилептоидным подросткам.

Эгоцентрические увлечения - всякого рода занятия, показная сторона которых позволяет оказаться в центре внимания окружения. Чаще всего это художественная самодеятельность, особенно модные ее формы - участие в любительских эстрадных

ансамблях прежде всего, иногда спортивные соревнования - все, что дает возможность публичных выступлений, сосредоточения на себе всеобщего внимания. Сюда же может относиться увлечение экстравагантной одеждой, привлекающей взоры со всех сторон. Конечно, все это будет существенно отличаться побудительными мотивами от неподдельного интереса к искусству или спорту, или, в случаях страсти к броской одежде, от наивного подражания моде. С целью привлечь к себе внимание могут избираться даже такие занятия, как изучение иностранных языков, литературная деятельность, увлечение стариной, рисование, попытки стать знатоком в какой-либо модной области. Однако все эти занятия в подобных случаях преследуют все ту же цель - демонстрацию своих успехов, привлечение внимания оригинальностью своих увлечений, желание возвыситься в глазах окружающих. Наиболее благоприятствуют этому истероидные черты характера.

Азартные увлечения - картежные игры, ставки на хоккейных и футбольных матчах, различного рода пари на деньги, увлечение спортлото и т.п. Виды увлечений могут меняться, но каждое из них питается чувством азарта. Этот род увлечений чаще всего встречается у эпилептоидных и гипертимных подростков

Информативно-коммуникативные увлечения проявляются жаждой получения новой легкой информации, не требующей никакой критической интеллектуальной переработки, а также потребностью во множестве поверхностных контактов, позволяющей этой информацией обмениваться. Многочасовая пустая болтовня со случайными приятелями, глазение на все происходящее вокруг, детективно-приключенческие фильмы, реже книги того же содержания, многие часы перед телевизором составляют содержание этого рода увлечений. Контакт и знакомства предпочитаются такие же легкие, как и сама поглощаемая информация. Все усваивается на чрезвычайно поверхностном уровне и главным образом для того, чтобы тут же передать другим. Полученные сведения легко забываются, в их подлинный смысл обычно не вникают и каких-либо выводов из них не делается. Все это можно было бы считать не увлечением, а лишь манерой поведения, формой общения и т.п. Однако все это занимает время и место увлечений и, возможно, справедливо было бы расценено как самый примитивный их уровень. Обычно, если сам подросток заявляет, что у него никаких увлечений нет, речь идет на самом деле о подобном информативно-коммуникативном хобби. Этот род увлечений наиболее присущ неустойчивым и конформным подросткам.

Одно и то же увлечение может основываться на неодинаковых побуждениях, т. е. относиться к разным типам хобби. Например, увлеченное занятие музыкой может служить удовлетворению эстетической потребности или эгоцентрического желания привлечь к себе внимание, "выделиться" среди окружения... Все то же

можно сказать о многих видах спорта, о занятиях иностранными языками и др. Даже коллекционирование не всегда является накопительским хобби. Александр Ф. коллекционировал фотографии модных джазовых ансамблей, увесил ими стены своей комнаты от пола до потолка. Его комната стала местом паломничества других подростков, а он играл роль гида. Здесь коллекционирование скорее подталкивали эгоцентрические стремления, чем просто жажда накопительства.

Увлечения могут стать основой нарушений поведения подростков. Это происходит или в силу чрезмерной интенсивности хобби, когда ради него забрасываются учеба, работа, все дела и даже ставится в опасность собственное благополучие, или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих увлечений. <...>

Реакции, обусловленные сексуальным влечением

Эти поведенческие реакции составляют важную, но пока еще мало изученную область. Сюда могут быть отнесены не только непосредственные проявления сексуальной активности - онанизм, включая совместный и взаимный с другими, петтинг, ранние сексуальные связи, промискуитет, транзиторный подростковый гомосексуализм и др. Помимо них встречаются нарушения поведения, внешне не имеющие сексуальной окраски, но которые в действительности должны быть отнесены к рассматриваемому кругу явлений (некоторые случаи избирательной агрессии, демонстративных суицидальных действий).

Исследования сексуального поведения подростков пока немногочисленны, а получаемые сведения не всегда достоверны. Одна из наиболее обстоятельных работ осуществлена в Дании P. Hertoft (1969). Им обследовано 400 здоровых, социально-адаптированных юношей 18-19-летнего возраста - учащихся и рабочих перед призывом на военную службу. Ранние половые сношения (до 16 лет) отмечены у 52%, в том числе до 14 лет - у 4%. К петтингу прибегали 29%, из них почти половина достигали оргазма. В мастурбации, хотя бы эпизодической, признались 92%, в том числе 70% продолжали ее регулярно. Начало мастурбации в возрасте до 14 лет отмечено у 37%. Совместную с другими подростками мастурбацию отметили 41%, причем 9% получали удовольствие от взаимной мастурбации. Эпизодически возникавшее гомосексуальное влечение отмечено у 4%, в гомосексуальных сношениях (в Дании они не запрещены законом) признались 2% юношей.

Все это свидетельствует, что сексуальное поведение подростков отличается чрезвычайной неустойчивостью и легко может приближаться к патологическим формам. Причиной этой неустойчивости является недифференцированная сексуальность подростков,

отмеченная еще A. Moll (1893). Половое возбуждение у мальчиков-подростков может вызываться множеством раздражителей - мышечным напряжением в борьбе с товарищем, тряской при езде на транспорте, даже болью и страхом. Если это возбуждение достигает оргазма, то легко замыкается условно-рефлекторная связь. <...>

Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте

Эти реакции у детей были описаны рядом французских психиатров - G. Heuyer, J. Dublineau, H. Joli, L. Michaux. В нашей стране Г.Е.Сухарева (1959), О.В.Кербиков (1961) и В.В.Ковалев (1973) использовали их для понимания нарушений поведения в детском возрасте. В определенной мере эти детские реакции сохраняют свою роль у подростков. К этим реакциям относятся следующие.

Реакция отказа (demission) от контактов, игр, от пищи чаще возникает у детей, внезапно оторванных от матерей, семьи, привычного места жизни (помещение в детское учреждение, переезд на новое место жительства и др.). По нашим наблюдениям, эта реакция наблюдалась также у инфантильных подростков, когда их насильно отрывали от дома или от привычной компании сверстников. В последнем случае эта реакция представляла собой инфантильный вариант реакции группирования. У конформных подростков подобная реакция, но в крайне смягченном виде, появлялась при крутой ломке стереотипа жизни.

словам, "как уголовник, выпущенный из тюрьмы") и нарочито шокировал своим видом педагогов и приехавшее начальство.

Проявления реакции оппозиции у подростков весьма разнообразны - от прогулов и побегов из дому до краж и попыток к самоубийству - чаще всего несерьезных и демонстративных. При этом и прогулы, и побеги имеют целью либо избавиться от трудностей, либо привлечь к себе внимание. Убежав, часто держатся недалеко от дома, стараются попасть на глаза знакомым или милиции или направляются туда, где, надеются, их будут искать. С той же целью вернуть утраченное особое внимание подростками может использоваться нарочитое бравирование алкоголизацией, вызывающее поведение в общественных местах и т.п. Все эти демонстрации языком поступков как бы говорят родным: "Обратите на меня внимание! Избавьте меня от выпавших на мою долю трудностей -иначе я пропаду!"

Реакция имитации сказывается в стремлении подражать во всем определенному лицу или образу. В детстве предметом для подражания являются родные или старшие из ближайшего окружения, позднее - герои книг и кино.

У подростков моделью для имитации чаще становятся наиболее яркие товарищи или преходящие кумиры молодежной моды. Пример для подражания подросток обычно подбирает не сам, ему он диктуется той группой сверстников, к которой он принадлежит. Взрослый может стать объектом для индивидуальной имитации, если он является для подростка образцом успеха в той области, где сам подросток стремится к достижениям. В силу этого в одежде, манере вести себя, суждениях подросток, увлеченный, например, каким-либо видом спорта, начинает подражать своему спортивному тренеру, а мечтающий об артистической карьере - какому-либо известному актеру кино или эстрады.

Причиной серьезных нарушений поведения реакция имитации может стать, когда для подражания служит антисоциальный "герой". Не случайно культ гангстеризма, насилий, убийств, грабежа, возвеличивание удачного "преступника-супермена" в американском кино, телевидении, бестселлерах способствовал росту в США преступности малолетних...

Особенно выражена реакция имитации, подражание асоциальным "героям" у подростков неустойчивого типа. По мнению К.С.Лебединской и соавторов, это связано с тем, что среди них много инфантильных.

Отрицательная имитация отмечена нами у подростков относительно редко. Речь идет вовсе не о подражании отрицательным моделям поведения, а о том, что весь модус поведения строится по принципу противоположного от некоего образца. <...>

Реакция отрицательной имитации тоже может рассматриваться как форма протеста, но она отлична от реакции оппозиции - здесь

нет ни стремления привлечь к себе внимание, ни требования избавить от трудностей. Эта реакция ближе к борьбе за самостоятельность, теснее связана с реакцией эмансипации.

Реакция компенсации - желание свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой -свойственна как детям, так и в неменьшей степени подросткам. Болезненный, хилый, физически слабый мальчик, неспособный постоять за себя в драке, показать себя в подвижных играх, предмет насмешек на уроках физкультуры, компенсирует себя отличными успехами в учебе и поражающими энциклопедическими знаниями в областях, интересующих товарищей, вынужденными то и дело обращаться к нему за справками и признать его определенный авторитет. И наоборот, трудности в учебе могут компенсироваться "смелым" поведением, предводительством в озорстве и стать причиной нарушений поведения. По тем же мотивам, например, шизоидный подросток, неуклюжий и неловкий, после насмешек одноклассников начинает увлекаться гимнастикой йогов и поступает в клуб "моржей".

Реакция гиперкомпенсации ("сверхкомпенсация" французских авторов) у подростков встречается даже чаще, чем в детстве. Как известно, термин "гиперкомпенсация" впервые употребил A. Adier (1912) для обозначения, с точки зрения психоанализа, одного из механизмов неврозов. Французские психиатры вложили в "сверхкомпенсацию" иной смысл. Здесь настойчиво и упорно добиваются результатов именно в той области, где оказываются слабыми. Перенесший в раннем детстве полиомиелит и с тех пор прихрамывающий мальчик усиленно занимается акробатикой и достигает заметных успехов. Страдающий заиканием подросток с увлечением отдается занятиям художественным чтением и успешно выступает на любительских концертах. Присущая с детства робость в силу гиперкомпенсации может толкнуть на отчаянные и безрассудные по смелости действия, которые внешне могут казаться банальными нарушениями поведения. Боязливый, тихий и застенчивый подросток на глазах у всего класса перелез по карнизу из окна в окно на высоте четвертого этажа. Поступок старшими был истолкован как хулиганство. Подросток же хотел показать товарищам свою "волю". Именно в силу гиперкомпенсации сенситивные, застенчивые и робкие мальчики при выборе видов спорта отдают предпочтение грубой силе - боксу, самбо, карате. Робкие сенситивные девочки тянутся к общественной работе, а нерешительные, вечно колеблющиеся психастенические подростки вдруг неожиданно поражают безапелляционными заявлениями в ситуациях, где требуется неторопливая осмотрительность.

Лычко А.Е. Психопатии и акцентуации характера
у подростков.-Л., 1983.-С. 36-50.

Обозначение ее как "реакции протеста" неточно: протестом являются и реакция отказа, и реакция оппозиции.


Обратно в раздел

Личко а. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков

Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.

Психопатии – это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), "определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток", "в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям", "мешают... приспособляться к окружающей среде". Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

Указанные критерии служат также основными ориентирами в диагностике психопатий у подростков. Тотальность патологических черт характера выступает в этом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Относительная стабильность черт характера является менее доступным для оценки в этом возрасте ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь. Под сколько-нибудь резкими изменениями в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены типа. Если очень веселый, общительный, шумливый, неугомонный ребенок превращается вдруг в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то все это скорее всего не соответствует критерию относительной стабильности, и как бы не были выражены психопатические черты, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии...

Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период...

Таковы три критерия – тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация, – позволяющие отличать психопатии...

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.

Еще на заре учения о психопатиях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о "переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием"...

П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как "латентную психопатию", М. Framer (1949) и О. В. Кербиков (1961) – как "предпсихопатию", Г. К. Ушаков (1973) – как "крайние варианты нормального характера".

Наибольшую известность получил термин K. Leongard (1968) – "акцентуированная личность". Однако правильнее говорить об "акцентуациях характера" (Личко; 1977). Личность – понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д. В описаниях K. Leongard речь идет именно о типах характера...

Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933) – О. В. Кербикова (1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии (Личко, 1977). При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, в самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к "месту наименьшего сопротивления", к "слабому звену" данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, "слабые места".

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим...

В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая (Личко; Александров; 1973).

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера...

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации...

(1994 ) Страна:

СССР →
Россия

Научная сфера: Награды и премии


Андре́й Евге́ньевич Личко (8 октября (19261008 ) -) - российский психиатр , заслуженный деятель науки Российской Федерации , профессор , доктор медицинских наук , заместитель директора .

Биография

Окончил Ленинградский медицинский институт им. И.П.Павлова в 1951 г. Спустя два года защитил кандидатскую диссертацию, а в 1963 г. получил учёную степень доктора медицинских наук за монографию «Инсулиновые комы» (АН СССР, 1962) . Основные направления научных исследований - диагностика и лечение психических расстройств в подростковом возрасте и патохарактеризуемая диагностика.

С 1965 по 1985 г. был ответственным секретарём редакционной коллегии «Журнала эволюционной биохимии и физиологии», а с 1989 г. - заместителем главного редактора журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева», в возрождении которого он принимал самое активное участие .

Акцентуации характера

Своим учением об «акцентуациях характера» А. Е. Личко внес вклад в понимание этиологии неврозов , выдвинув концепцию так называемого «места наименьшего сопротивления» (locus resistentiae minoris) в характере.

Введение понятия «места наименьшего сопротивления» (или «слабого звена») характера, а также описание этих мест применительно к каждому типу - важный вклад в психологическую теорию характера. Он имеет также неоценимое практическое значение. Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспитании детей, организации собственной жизни и т. п.

Эта концепция А. Е. Личко явилась результатом переработки идеи выдающегося отечественного психиатра и психолога В. Н. Мясищева об «индивидуальной чувствительности» к психическим травмам .

Развивая положения В. Н. Мясищева о «ситуативности» и «индивидуальной гиперчувствительности» к воздействиям извне, А. Е. Личко разработал учение о том, что каждому типу характера присущи свои, отличные от других типов «места», у каждого типа своя Ахиллесова пята . Исходя из этих наблюдений, происхождение невротических заболеваний А. Е. Личко связал не столько с врожденной неполноценностью нервной системы, как это прежде делали многие исследователи, сколько с соотношением патогенной ситуации и индивидуальных особенностей характера:

Сочинения

  1. Личко А. Е. , Иванов М. Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического применения. - Л. - 1976. - 57 с.; М.: «Фолиум», 1995, 64 с., 2–е изд.
  2. Личко А. Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей). - Л.: Медицина, 1979. - 336 с.
  3. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 256 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-9268-0828-6
  4. Личко А. Е. Шизофрения у подростков. - Л.: Медицина, Ленингр. отд., 1989. - 214 с.
  5. Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология: руководство для врачей. - Л.: Медицина: Ленингр. отд., 1991. - 301 с.

См. также

Ссылки

  • Сопоставление типологии Личко с соционическими типами (статья С. И. Ворощенко Типы и патологии – Киев, 1990).

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 8 октября
  • Родившиеся в 1926 году
  • Умершие в 1994 году
  • Заслуженные деятели науки Российской Федерации
  • Умершие в 1996 году
  • Психиатры России
  • Психиатры СССР
  • Психологи России
  • Психологи СССР
  • Доктора медицинских наук

Wikimedia Foundation . 2010 .


Помимо классификации К. Леонграрда, в практике психологов и психиатров используются акцентуации характера Личко.

Он расширил и дополнил это понятие, вывел свою типологию характеристик заостренных черт личности.

Краткая предыстория

А. Личко вывел свою систематику акцентуаций характера, основываясь на , Г.Е. Сухаревой и П. Б. Ганнушкина.

Однако она немного отличается .

Предназначена классификация в первую очередь для изучения подросткового возраста , охватывает не только акцентуации, но и психопатологические отклонения характера.

Личко предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера», объясняя это тем, что личность - более широкое понятие и нельзя ее оценивать только с точки зрения акцентуаций.

Внимание при исследованиях направлялось на подростковый возраст, потому что в этот период наиболее ярко начинают проявляться различные психопатии.

Типы акцентуации характера по Личко:

Акцентуации характера с точки зрения А. Е. Личко

Согласно теории Личко, акцентуация - это временные . В процессе они могут появляться и исчезать. Эти изменения и особенности личности иногда переходят в психопатии и сохраняются уже во взрослом состоянии.

Направление развития заостренных черт личности определяется социальным окружением и видом акцентуации. Она бывает явная и скрытая .

Согласно психиатру А. Личко, акцентуации - это пограничные состояния между нормой и патологией .

Поэтому свою классификацию он выстраивал на основе видов психопатий.

Акцентуации характера — примеры:

Классификация

Были выделены следующие виды акцентуаций:

  1. Гипертимный тип . Активный, неусидчивый, плохо контролируется учителями. Лабилен, легко подстраивается под изменяющиеся ситуации. Подростки склонны к конфликтам со взрослыми, в том числе учителями. Перемен не боятся. Настроение преобладает позитивное. склонны переоценивать свои возможности, поэтому способны идти на риск, не раздумывая.

    Для них приемлем азарт, шумные, активные компании и развлечения. Увлечений много, они поверхностны.

  2. Циклоидный . Характерна частая смена настроения - от хорошего до плохого. Предпочитают одиночество, нахождение дома, чем активные развлечения в компании. Неприятности переживают тяжело. Болезненно реагирует на критику и замечания. Есть склонность к , апатии, легко раздражается. Перемена настроения может быть привязана ко времени года.

    В процессе взросления выраженные черты акцентуации могут сглаживаться, но иногда происходит застревание на угнетенно-меланхолической стадии. В период подъема, когда настроение хорошее, наблюдается жизнерадостность, оптимизм, высокая активность, общительность, инициативность. В противоположном состоянии - плохом настроении - проявляют повышенную чувствительность, остро реагируют на критику.

  3. Сенситивный . Люди этого типа отличаются высокой чувствительностью. Подростки производят впечатление замкнутых, они не стремятся к совместным играм, боязливы. Хорошо относятся к родителям, ведут себя послушно. Возможны сложности адаптации в коллективе. Может развиться комплекс неполноценности.

    У людей этого типа развито чувство ответственности, предъявляют к себе и другим высокие моральные требования.

    Усидчивость позволяет успешно заниматься кропотливой работой и сложными видами деятельности. выбирают тщательно. Предпочитают общаться с теми, кто старше.

  4. Шизоидный тип. Наблюдается замкнутость, стремление проводить время в одиночестве, отгороженность от мира. К другим людям и общению с ними равнодушны, что может проявляться в демонстративном избегании контактов. У них отсутствует такое качество, как сочувствие, не проявляют интереса к окружающим людям, нет сопереживания и понимания чувств других. не стремятся показывать людям свои чувства, поэтому сверстники не понимают их, считая странными.

  5. Истероидный . Отличаются высокой степенью эгоцентризма. Им необходимо внимание других людей, и они все делают, чтобы получить его. Демонстративны и артистичны. Переживают, если внимание оказывают не им, а кому-то еще. Ими должны восхищаться - одна из важных потребностей личности. Истероиды становятся инициатором мероприятий и событий, но сами не способны четко организовать их. Заслужить авторитет у сверстников им также проблематично, несмотря на то, что стремятся к лидерству. Им нужна похвала в свой адрес, а вот критику воспринимают болезненно. Чувства неглубоки.

    Склонны к обману, фантазиям, наигранности. Нередко проявляют демонстративный тип суицида в попытках привлечь внимание и заслужить сочувствие окружающих.

  6. Конформный тип. Подростки с подобной акцентуацией легко подчиняются воле других людей. Они не имеют собственного мнения, следуют за группой. Основной принцип - быть, действовать, как все. При этом отличаются консерватизмом. Если им нужно защитить свои интересы, пойдут на любые поступки, находя им оправдание. Склонен к предательству. Находит способ выживать в коллективе, подстраиваясь под него и приспосабливаясь под лидера.
  7. Психастенический тип. Отличается нерешительностью, нежеланием брать на себя ответственность. Склонны к самоанализу, критично подходят к оценке своей личности и поступков. Обладают высокими умственными способностями, опережая сверстников. В поведении может наблюдаться импульсивность и непродуманность действий. Аккуратны и рассудительны, достаточно спокойны, но при этом нерешительны и не способны на активные действия, где требуется риск и взятие на себя ответственности.

    Для снятия напряжения склонны употреблять алкоголь или наркотические вещества. Психастеники проявляют себя деспотично в личных отношениях, что в итоге может приводить к их разрушению. Склонны они и к проявлению мелочности.

  8. Неустойчивый . К учебе проявляют мало интереса, что доставляют немало волнений родителям и учителям. Имеют склонность к развлечениям. Жизненные цели отсутствуют, живут одним днем, ничем не интересуются. Основные черты - легкомыслие, лень, праздность. Не интересует их и труд. Не любят, чтобы их контролировали, стремятся к полной свободе. Открыты к общению, коммуникативны, любят разговоры. Имеют склонность к разным видам зависимостей. Часто попадают в опасные компании.
  9. Эмоционально-лабильный тип. Резкая, непредсказуемая смена настроения. Поводом для перепадов эмоционального состояния может служить любая мелочь, вплоть до неправильно брошенного взгляда или сказанного слова.

    Тип чувствителен, нуждается в поддержке, особенно в периоды плохого настроения.

    К сверстникам относится хорошо. Обладает чувствительностью, понимает отношение и настроение окружающих. Сильно привязываются к людям.

  10. Эпилептоидный тип. Одна из выраженных черт характера - жестокость, склонны обижать младших и слабых, животных. Дружить и общаться предпочитает со взрослыми, необходимость налаживать коммуникацию со сверстниками причиняет дискомфорт. В раннем возрасте проявляют черты капризности, плаксивости, требуют внимания.

    Обладают самолюбием и стремлением к власти. Если становятся начальником, подчиненных держат в страхе. Из всех акцентуаций считается наиболее опасным типом личности, так как обладает высокой степенью жестокости. При необходимости сделать карьеру и добиться высокого поста, умеют угодить высшему руководству, подстроиться под его требования, при этом не забывая про свои интересы.

  11. Астеноневротический тип. Проявляют дисциплинированность и ответственность. Однако у них высокая степень утомляемости, особенно заметно это при монотонной деятельности или необходимости участвовать в соревновательной работе. Сонливость, утомляемость может возникать и без видимой причины. В проявлениях акцентуации заметна раздражительность, повышенная мнительность, ипохондрия.

    Есть вероятность эмоциональных срывов, особенно если события происходят не так, как хотят астеники. Раздражительность сменяется раскаянием.

Помимо ярко выраженных типов могут наблюдаться и смешанные характеры.

Таблица акцентуаций характера:

Где используется методика?

Тест Личко расширен до 143 вопросов. Ориентирован больше на детей и подростков.

Используется для выявления ярко выраженных проблем и акцентуаций в характере, позволяет прогнозировать появление , психопатий, своевременно начать коррекцию негативных состояний, выявить опасных личностей.

Личко считал, что важно изучать акцентуации уже в подростковом возрасте, так как большинство в этот период проявляется наиболее ярко и формируется до переходного возраста .

Применение методов диагностирования, тестирования, беседы позволяет своевременно выявить проблему и разработать коррекционную программу .

Как выявлять акцентуации характера? Комментарий психолога:

Андрей Евгеньевич Личко родился 8 ноября 1926 года в г. Луга Ленинградской области. В 1945 году он окончил фельдшерское отделение Владимирской фельдшерско-акушерской школы, а в 1951 г. — Ленинградский медицинский институт им. академика И.П. Павлова. В 1953 г., будучи аспирантом психиатрического сектора Института физиологии им. И.П. Павлова АН СССР, защитил кандидатскую диссертацию, посвященную нарушениям высшей нервной деятельности при инфекционных психозах. С 1954 г. А.Е. Личко — сотрудник группы акад. Л.А. Орбели АМН СССР, а в 1956 г. при открытии Института эволюционной физиологии им. И.М. Сеченова АН СССР он был назначен его ученым секретарем. В 1966 г. В возрасте 40 лет А.Е. Личко был выдвинут кандидатом на выборы членов-корреспондентов Академии наук СССР по отделению физиологии. А.Е. Личко был единственным кандидатом и, тем более, учитывая высокий авторитет его учителя академика Л.А. Орбели, результат ожидался положительный. Но в конце 1966 года Приказом МЗ РСФСР он был назначен заместителем директора по научной части Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. В этой должности он проработал до конца своей жизни.


А.Е. Личко — автор около 200 научных трудов. Часть из них отражают его исследования в области инсулиношоковой терапии психозов, результаты которых им были обобщены в монографиях «Инсулиновые комы» (АН СССР 1962) и «Новое в инсулиншоковом лечении психозов» (Медицина, 1970), за первую из них ему в 1963 г. была присуждена ученая степень доктора медицинских наук. В те времена эти монографии были настольными книгами всех психиатров Советского Союза. Казалось бы, что Андрей Евгеньевич и далее посвятит себя биологической психиатрии. Но произошло неожиданное для многих коллег — А.Е. Личко стал создавать подростковую психиатрию. Для этого он сформировал в 1970 г. творческий коллектив по изучению проблем подростковой психиатрии. А.Е. Личко развил ряд оригинальных концепций об акцентуациях характера у подростков, о специфических подростковых поведенческих реакциях, об эндореактивных психозах у подростков. Итоги этих исследований представлены в книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков» (1-е издание в 1977 г., 2-е в 1983 г.) и руководстве «Подростковая психиатрия» (1-е издание в 1979 г., 2-е — в 1985 г). За монографию о психопатиях А.Е. Личко был удостоен Почетного диплома им. В.М. Бехтерева АМН СССР. Эти книги, а также «Шизофрения у подростков», «Подростковая наркомания» стали настольными книгами психиатров страны. Существенный вклад он внес также в развитие медицинской психологии, особенно психологической диагностики и патохарактерологии. Широкое признание получил разработанный под его руководством Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков, предназначенный для оценки психопатий и акцентуаций характера в указанном возрасте. Патохарактерологический диагностический опросник стал одной из первых отечественных типологических методик, основанных на принципе классификации.

А.Е. Личко известен также активным участием в дискуссиях по актуальным вопросам психиатрии. Кроме того, он автор ряда популярных статей в журналах «Наука и религия», «Здоровье», «Юность». Особенно привлекла внимание широкого круга читателей его книга очерков-рассказов «Эти трудные подростки», выпущенная Лениздатом в 1983 году.

А.Е. Личко был человеком редкой эрудиции. Его великолепное знание истории поражало даже специалистов, а патографии известных людей (император Павел 1, А.Ф. Керенский, И.В. Сталин, А. Гитлер) привлекали внимание самых широких кругов читателей. Иногда соглашаясь на настойчивые просьбы, особенно гостей Петербурга, А.Е. Личко проводил, выражаясь современным языком, авторские экскурсии по городу. Особенно посчастливилось тем, кто прошел с ним по памятным местам жизни Ф.М. Достоевского, творчество которого он знал досконально. А.Е. Личко любил общаться с молодежью. Его лекции-семинары, проводимые на школах молодых психиатров СССР, были самыми посещаемыми. На них собиралась не только молодежь, но и известные психиатры. Этому способствовало великолепное владение русским литературным языком.

Под руководством А.Е. Личко было подготовлено и защищено 18 кандидатских и 4 докторских диссертаций. В 1969 году ему было присвоено ученое звание профессора, в 1977 г. — почетное звание заслуженного деятеля науки РСФСР. Он награжден четырьмя медалями и значком «Отличнику здравоохранения».

С 1965 по 1985 г.г. А.Е. Личко был ответственным секретарем редакционной коллегии Журнала эволюционной биохимии и физиологии, а с 1989 г. — заместителем главного редактора журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии», в возрождении которого он принимал самое активное участие. Длительное время он был экспертом ВАКа.

Сочетание широты взглядов с четкостью и яркостью их изложения сделало А.Е. Личко одним из самых авторитетных психиатров и медицинских психологов страны, который при жизни, к сожалению, не получил должного признания.

УДК 159.9(092)

Попов Ю.В. Жизненный путь профессора А.Е. Личко [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 5 (16). - URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] - дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.