«Консультация для родителей «Детские капризы и упрямство. Консультация на тему: Консультация для родителей:"Детские капризы"

Анна Провоторова
Консультация для родителей «Капризы и упрямство»

Консультация для родителей

«Капризы и упрямство »

Понятия "капризы и упрямство " очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы , но об этом позже.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства :

Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т. е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т. к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия , которые лишены разумного основания, т. е. " Я так хочу и всё!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов :

В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

В недовольстве, раздражительности, плаче.

В двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности :

1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы

3. упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

4. Пик упрямства приходится на 2 ,5- 3 года жизни.

5. Мальчики упрямятся сильнее , чем девочки.

6. Девочки капризничают чаще , чем мальчики.

7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать , то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве ", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями . Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей , поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей :

1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности . Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

6. Истеричность и капризность требует зрителей , не прибегайте к помощи посторонних : "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.

7. Постарайтесь схитрить : "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится .

8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".

9. Спокойный тон общения, без раздражительности.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами . Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми , а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить :

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО :

Достигнуто не своим трудом.

Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум) .

Из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ :

За поступок, за свершившееся действие.

Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

Уметь хвалить не хваля (пример : попросить о помощи, совет, как у взрослого) . О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА :

1. ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т. к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

2. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

3. во всех случаях, когда что-то не получается (пример : когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки) .

4. после физической или душевной травмы (пример : ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват) .

5. когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т. д., но очень старался.

6. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

7. когда вы сами не в себе.

7-ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ :

1. наказание не должно вредить здоровью.

2. если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример : вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том, что совершённое действие вообще достойно наказания, т. е. наказывать "на всякий случай" нельзя.

3. за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи) .

4. лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

5. надо наказывать и вскоре прощать.

6. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

7. ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Консультация для родителей на тему:

«Детские капризы и упрямства , их причины и меры воздействия» .

Все взрослые , имеющие дело с маленькими детьми , не один раз сталкивались с их капризами . Что же такое капризы ребёнка ? Почему дети бывают упрямыми ? Капризы могут проявляться по-разному : иногда ребёнок выражает недовольство всем на свете - он всё время хнычет , а сам не знает , что хочет .

Нам , взрослым , поступки капризничающего ребёнка порой кажутся непонятными , а его поведение нелогичным . Но в капризах детей есть своя внутренняя логика . Часто это реакция слабости нашего ребёнка на тяжёлые для него требования . Бывает ребёнок требует что - то совершенно невыполнимое и , не добившись своего закатывает истерику : бросается на пол , колотит руками и ногами , ревёт в голос . Для того чтобы уметь гасить капризы у ребёнка , надо хорошенько разобраться в мотиве каприза .

Вот ребёнок в песке . Солнышко по - весеннему пригревает , а одет он слишком тепло , ребёнку жарко . Вдруг , неудачно повернувшись , он падает . И хотя он не ушибся , тут же раздаётся громкий плач . Его утешают , а плач ещё сильней . Что это - каприз ? Скорее сигнал . Это реакция ребёнка на неудобство на скованность одеждой и перегрев .

Часто ребёнок капризничает во время , и после болезни . И многие родители снисходительно относятся к этому . Конечно , мягкость и бережность - чувства обязательные , но постоянно и настойчиво нужно стремиться к тому , чтобы каприз , порождённый болезненным состоянием , не вошёл в привычку и не стал формой поведения и здорового ребёнка .

Часто капризы ребёнка есть следствие того , что взрослые отказываются выполнить его желание . Ребёнок не всегда может разобраться , какое из его желаний выполнимо , а какое нет . Поэтому , когда взрослые отказывают ребёнку в чём - либо , то он приписывает это их злой воле полагает , что они просто не хотят считаться с его желаниями . Света требует , чтобы мать разрешила ей гладить большим утюгом . А когда ей отказывают , начинает сердиться на мать . Нужно убедить ребёнка , что утюг для неё слишком тяжёл , и , кроме того , можно обжечься .

Бывает и так , мы отказываемся удовлетворить желание ребёнка легко выполнимое , но просто в этот момент , когда ребёнок обращается к нам со своей просьбой, мы или чем-то раздражены, или устали, или просто считаем просьбу пустой и не выполняем её. Ребёнок обижен и как протест опять каприз. Ребёнок никогда не будет капризничать наедине с собой, ему обязательно нужно свидетель, для которого он плачет, капризничает. Характерно, что дети это понимают и сами.

Источником капризов может служить внутреннее состояние ребенка- усталость, сонливость, голод или жажда, перегрузка новыми впечатлениями, приводящая к перевозбуждённости нервной системы.

Не случайно, мы в детском саду никогда не даём детям сразу много новых наглядных пособий, не читаем несколько сказок сразу. Игры чередуются рисованием, чтением сказок, наблюдением. Ребёнок постоянно меняет характер занятий и не устаёт.

Часто родители оказываются беспомощными перед малышом.

Ребёнок становится маленьким деспотом в семье, он привык, чтобы ему все угождали, выполняли все его прихоти и желания. Наверное, для многих родителей странно звучат слова: требовать от ребёнка. Что, мол, можно требовать от ребёнка? Довольно многое. Конечно, требования эти должны быть разумными, учитывать возраст и состояние ребёнка его физические и психические возможности. Форма требования должна быть понятна ребёнку.

Многому можно научить ребёнка через игру. К примеру, не просто заставить убирать разбросанные игрушки, а укладывать их спать. Главное, чтобы взрослые сами серьёзно относились к обязанностям ребёнка, не брали на себя выполнение тех дел, которые уже поручили ребёнку.

Все родители замечали, что дети любят, когда на них обращают внимание окружающие. Некоторые мамы и папы идут на поводу этой склонности детей Они захваливают ребёнка,особенно, когда у них он один. Красивый какой! Умный какой! И способности необыкновенные, развит не по годам. Глядишь, и ребёнок сам уверовал в это. Но ведь он находится не только в семье - играет среди сверстников во дворе, посещает д/с, почему-то там не замечают какой он особенный- тогда появляется чувство обиды и, как следствие этого, капризы.

Очень важно при разговоре с детьми не бросать слова на ветер.

Если вы сказали, что накажете ребёнка за какой-то неблаговидный поступок или за баловство, то непременно выполните своё обещание, ведь ребёнок всё помнит и, если это войдёт в систему, в следующий раз не будет реагировать на ваши замечания.

Капризным детям полезно быть среди сверстников . И если дома им легко разжалобить маму или бабушку , то среди сверстников это , как правило , не удаётся . Капризным волей - неволей приходится сдерживать себя , не распускаться , ведь могут и засмеять , и в игру не принять .

Причиной капризов может быть и отсутствие внимания , равнодушие к детям . Эта причина меньше распространена , но всё же случается , что иные родители не считаются со справедливыми и разумными желаниями детей . Бывает , дела , игры , которые родителям кажутся незначительными , для ребят важны и серьёзны . Родители часто недоумевают : « Я же не баловала своего ребёнка , была строга к нему !» Строга - это хорошо l НО когда ребёнок только и слышит : « Перестань шуметь ! Не делай этого ! Не ходи туда ! Не вертись !» и т . д .- он начинает протестовать . И протестует доступным ему способом - капризом .

Весьма влияет на поведение ребёнка - климат в семье . Ссоры , конфликты , неуважительное отношение взрослых друг к другу или противоречия в требованиях , которые они предъявляют к ребёнку . Отец настаивает , а мать отменяет , ребёнку бывает трудно разобраться в потоке разрешений и запретов , и он вынужден протестовать против путаницы - отсюда каприз . Конечно , в семье могут быть разные оценки поступков ребёнка , разные подходы к нему , но важно помнить одно , ребёнок не должен этого чувствовать . Требования к нему должны быть едиными .

И главное попробовать не обращаться с ребёнком как с малышом , а в любой период жизни подчеркнуть , как он вырос , каким стал большим и умелым . Это поднимает ребёнка в его собственных глазах , он будет более самостоятельным , и упрямство снимет как рукой .

Чрезвычайно важно, чтобы самостоятельность малыша не искала выхода в упрямстве, а нашла применение в развитии полезной деятельности. Необходимо учить дошкольника не только самостоятельно есть, одеваться, но и привлекать его к домашним делам. И как бы иной раз плохо не удавалось малышу его первое начинание всегда надо одобрить, а при малейшей удаче похвалить его.


Консультация для родителей ДОУ. Капризный ребенок. Можно ли его исправить?

Описание : Предлагаю Вашему вниманию рекомендации для родителей, желающих избавиться от детских капризов. Данная работа может быть полезна воспитателям ДОУ, а также родителям.

Обычно капризы возникают без видимой причины и сопровождаются криком, плачем, топаньем ног, разбрасыванием вещей. Перерастая в истерики, они разрушают нервную систему ребенка.
Капризы – это всегда неприятно, особенно когда они проявляются часто.
Важно понимать, что чаще всего, причиной повтора детских капризов является неправильное поведение взрослых, окружающих малыша. Возможно, для достижения заветной цели родителям придется радикально менять свои привычки и способы общения с ребенком.

Возможные причины детских капризов.
1. Возраст ребенка 1,5 - 3 лет. Этап развития ребенка. Длительность его в основном зависит от выбора родителями методов воспитания.
2. Состояние здоровья. Ребенок не понимает, что с ним происходит, испуган, нуждается в повышенной опеке родителей.
3. Дефицит внимания. Ребенок понял, что каприз – лучший способ привлечь внимание родителей.
4. «Избалованность». Ребенок действует по испытанной схеме:
Запрет – истерика – победа!
5. Протест малыша против излишнего давления или чрезмерной опеки родителей.

Постарайтесь «погасить» капризы ещё до их начала:
Дайте ребёнку право выбора, или его иллюзию. К примеру, малыш часто отказывается от супа. Предложите ему на выбор две ложки с разными рисунками. Пусть он сам решит, какой будет кушать. Он будет думать, что сам сделал выбор, а вы будете довольны, потому, что без скандала накормили дитя полезной пищей.
Воспитывайте играя. Малыш отказывается чистить зубки? Попросите его напомнить, как это надо делать.
Постарайтесь переключить внимание ребенка на другое действие. «Ого, какая машина проехала!» Как правило, любопытство берет вверх.
Показывайте перспективы хорошего поведения. «Сейчас тебе необходимо собрать свои игрушки, а, после этого ты обязательно будешь смотреть свой любимый мультфильм». Всегда держите свое обещание, иначе ребенок перестанет Вам доверять.
Старайтесь избегать ситуаций, которые способствуют истерике. Например, если ребенок не может уйти из магазина, не скупив все что ему глянулось, какое-то время не берите его с собой за покупками.
Добейтесь единства требований в семье. Дети очень прекрасно понимают, что за конфетками следует идти к бабушке, а на крутую горку лучше попроситься у папы, мама вряд ли разрешит. Взрослым необходимо договориться что можно разрешить ребенку, а что нельзя. Действуйте сообща.

Если истерики избежать не удалось…
1. Спокойный тон общения, без раздражения – самое важное и самое трудное условие.
Не кричите и не реагируйте на детский крик. Сообщите ребёнку, что вы будете с ним разговаривать только тогда, когда он перестанет кричать и начнёт говорить нормальным голосом. Поясните ему, что теоретически он может получить желаемое, если сможет объяснить, зачем ему оно.
2. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", значит – нет!
3. Не сдавайтесь даже если приступ ребёнка протекает в общественном месте. При этом, постарайтесь избавиться от публики – уведите ребенка. Капризность требует зрителей. Как только «зрителей» не стало – пройдет и истерика.
4. Не стоит в это время что-либо внушать ребёнку – это бесполезно. Переговоры вести имеет смысл после того как вы вместе успокоитесь.

Будьте последовательными в своём воспитании. Установив для ребёнка дозволенные рамки, учите его сдерживать и контролировать свои эмоции. Если малышу что-то не нравится, или что-то хочется – недопустимо об этом кричать, нужно спокойно поговорить.
Ребенок должен знать о существовании слова «нельзя», которое не подлежит обсуждению. Касательно самого «нельзя» - это должны быть разумные ограничения. Их не должно быть очень много, они направлены чтобы оберегать ребёнка и окружающих от реальной опасности.
Общайтесь с ребенком на равных . Берите на руки, целуйте и обнимайте его чтобы ваш малыш чувствовал, что родители его любят, понимают и ценят. Капризы навсегда уйдут из Вашего дома.

Наталия Кузоватова
Консультация для родителей: «Детские капризы»

Детские капризы

Рождение и воспитание ребенка – огромная радость для любой заботливой и любящей семьи. Всегда очень трепетно наблюдать за тем, как малыш подрастает, овладевает новыми навыками, каждый день узнает новое и учится тому, что не умел раньше.

По мере взросления ребенка формируется его индивидуальность, закладываются основы его будущего характера. Ребенок развивается как личность с собственными желаниями и запросами. Но в один прекрасный день родители понимают , что их послушный малыш ведет себя не совсем так, как раньше : безо всякой причины устраивает истерики, швыряет игрушки, поднимает рев, плохо спит. Проходит время, но подобное поведение ребенка не только не прекращается, но и усугубляется. Ласковый и добрый малыш становится вредным, упрямым, раздражительным и практически неуправляемым. Любое требование воспринимает в штыки, на отказы и запреты родителей реагирует бурными криками. Слова «не желаю» , «не хочу» , «не буду» становятся главными и почти единственными в лексиконе ребенка.

Нам, взрослым, порой очень сложно объяснить логику в таких поступках ребенка; мы считаем подобное поведение проявлением дурного характера или неправильного воспитания других членов семьи. И, как следствие, не находим верного решения сложившейся ситуации. В результате появившихся противоречий в душе ребенка накапливаются обида, недоверия, сомнения в собственной значимости. Кем станет в будущем такой малыш?

С другой стороны, у родителей возникает вопрос , стоит ли потакать всем без исключения требованиям и капризам ребенка ? Не станет ли такое дитя беспощадным тираном, терроризируя всех членов семьи? Очевидно, что вседозволенность тоже не выход.

Так как же поступать родителям , если малыш капризничает ? Как следует реагировать на плач и истерики, как справляться с раздражением у ребенка, а главное, как пережить этот острый период детских капризов , не испортив нервов ни себе, ни малышу? Несложные рекомендации помогут вам справится с маленьким капризулей .

Если ребенок не хочет идти спать :

Замечайте первые признаки переутомления ребенка (капризничает , трет глаза, зевает) .

Переключайте ребенка на спокойные игры (рисование, пазлы, настольные игры) .

Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой, вода успокаивает.

Оставайтесь сами спокойными, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.

Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж, спойте колыбельную, поговорите с ним, почитайте книгу.

Если ребенок не хочет убирать игрушки :

Твердо решите для себя : необходимо ли это.

Будьте примером для ребенка сами.

Убирайте игрушки вместе, разговаривайте с ребенком, объясняя смысл происходящего.

Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

Если ребенок говорит грубые слова :

Объясняйте ребенку, почему нельзя говорить такие слова (они обижают человека) .

Расскажите, как чувствует себя человек, которому сказали грубое слово (обидно, грустно, хочет заплакать) .

Покажите, какими другими словами можно заменить грубость. Не ругайте ребенка и не угрожайте наказанием.

Дайте возможность ребенку выплеснуть его агрессию другими способами, например, в игре.

Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

Если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей природой.

Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос : «Что вы сегодня кушали?» . Лучше задайте нейтральные вопросы : «Что было интересного в садике?» , «Чем занимался?» , «Как твои успехи?» . Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

Детские капризы и упрямство. Способы их преодоления.
Прежде чем приступить к рассмотрению темы, необходимо определить область этой темы то есть поставить ее в определенные рамки. Капризы как и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегосяповедения, наряду со:
1. Непослушанием, выражающимся в непослушании и озорстве.
2. Детским негативизмом то есть неприятием чего либо без определенных причин.
3. Своеволием.
4. Недисциплинированностью.
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка.
Понятие «капризы» и «упрямство» очень родственны и четкой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.
Упрямство – это психическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которых нет видимых мотивов.
Проявление упрямства
- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;
- выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер,то есть ребенок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаваться, и поэтому «стоит на своем».
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, еще в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
Проявления капризов
- желание продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы;
- в недовольстве, раздражительности, плаче;
- в двигательном перевозбуждении.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризах
1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 – 4 годам;
3. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь нормальная;
4. Пик упрямства приходится к 2,5 – 3 годам жизни;
5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки;
6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики;
7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по пять раз в день. У некоторых детей до девятнадцати раз.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
3. Не пытайтесь в это время что – либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки его еще сильнее возбуждают.
4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и отвести в сторону.
6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: « Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.
7. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка!» Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.
8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь идет о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребенка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. Нельзя хвалить за то, что достигнуто не своим трудом, не подлежит похвале (красота, сила, ум, ловкость), из жалости или желания понравиться.

2. Надо хвалить за поступок, за свершившееся действие; начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения; очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже; уметь хвалить ребенка,не хваля (например, попросить о помощи, совет, как у взрослого).
О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
3. Наказывать нельзя и ругать когда:
- ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни так как в это время психика ребенка уязвима и реакция непредсказуема;
- когда ребенок ест, сразу после сна и перед сном;
- во всех случаях, когда что-то не получается, (например, когда вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки);
- после физической или душевной травмы (например, ребенок упал, а вы ругаете за это, считая, что он виноват);
- когда ребенок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью, но он очень старался;
- когда внутренние мотивы его поступков вам не понятны;
- когда вы сами не в себе;
7 правил наказания
1. Наказание не должно вредить здоровью;
2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать (например, вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребенок, или вы сомневаетесь в том, что совершенное действие вообще достойно наказания, то есть наказывать «на всякий случай» нельзя;
3. За один поступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи);
4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием;
5. Надо наказывать и вскоре прощать;
6. Если ребенок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому не важно объяснить ребенку, за что и почему наказан;
7. Ребенок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своем семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
«Детские капризы и упрямства, их причины и меры воздействия».
Все взрослые, имеющие дело с маленькими детьми, не один раз сталкивались с их капризами.Что же такое капризы ребёнка? Почему дети бывают упрямыми? Капризы могут проявляться по-разному: иногда ребёнок выражает недовольство всем на свете - он всё время хнычет, а сам не знает, что хочет.
Нам, взрослым, поступки капризничающего ребёнка порой кажутся непонятными, а его поведение нелогичным. Но в капризах детей есть своя внутренняя логика. Часто это реакция слабости нашего ребёнка на тяжёлые для него требования. Бывает ребёнок требует что-то совершенно невыполнимое и, не добившись своего закатывает истерику: бросается на пол, колотит руками и ногами, ревёт в голос. Для того чтобы уметь гасить капризы у ребёнка, надо хорошенько разобраться в мотиве каприза.
Вот ребёнок в песке. Солнышко по-весеннему пригревает, а одет он слишком тепло, ребёнку жарко. Вдруг, неудачно повернувшись, он падает. И хотя он не ушибся, тут же раздаётся громкий плач. Его утешают, а плач ещё сильней. Что это - каприз? Скорее сигнал. Это реакция ребёнка на неудобство на скованность одеждой и перегрев.
Часто ребёнок капризничает во время, и после болезни. И многие родители снисходительно относятся к этому. Конечно, мягкость и бережность - чувства обязательные, но постоянно и настойчиво нужно стремиться к тому, чтобы каприз, порождённый болезненным состоянием, не вошёл в привычку и не стал формой поведения и здорового ребёнка.
Часто капризы ребёнка есть следствие того, что взрослые отказываются выполнить его желание. Ребёнок не всегда может разобраться, какое из его желаний выполнимо, а какое нет. Поэтому, когда взрослые отказывают ребёнку в чём- либо, то он приписывает это их злой воле полагает, что они просто не хотят считаться с его желаниями. Света требует, чтобы мать разрешила ей гладить большим утюгом. А когда ей отказывают, начинает сердиться на мать. Нужно убедить ребёнка, что утюг для неё слишком тяжёл, и, кроме того, можно обжечься.
Бывает и так, мы отказываемся удовлетворить желание ребёнка легко выполнимое, но просто в этот момент, когда ребёнок обращается к нам со своей просьбой, мы или чем-то раздражены, или устали, или просто считаем просьбу пустой и не выполняем её. Ребёнок обижен и как протест опять каприз. Ребёнок никогда не будет капризничать наедине с собой, ему обязательно нужно свидетель, для которого он плачет, капризничает. Характерно, что дети это понимают и сами.
Источником капризов может служить внутреннее состояние ребенка- усталость, сонливость, голод или жажда, перегрузка новыми впечатлениями, приводящая к перевозбуждённости нервной системы.
Не случайно, мы в детском саду никогда не даём детям сразу много новых наглядных пособий, не читаем несколько сказок сразу. Игры чередуются рисованием, чтением сказок, наблюдением. Ребёнок постоянно меняет характер занятий и не устаёт.
Часто родители оказываются беспомощными перед малышом.
Ребёнок становится маленьким деспотом в семье, он привык, чтобы ему все угождали, выполняли все его прихоти и желания. Наверное, для многих родителей странно звучат слова: требовать от ребёнка. Что, мол, можно требовать от ребёнка? Довольно многое. Конечно, требования эти должны быть разумными, учитывать возраст и состояние ребёнка его физические и психические возможности. Форма требования должна быть понятна ребёнку.
Многому можно научить ребёнка через игру. К примеру, не просто заставить убирать разбросанные игрушки, а укладывать их спать. Главное, чтобы взрослые сами серьёзно относились к обязанностям ребёнка, не брали на себя выполнение тех дел, которые уже поручили ребёнку.
Все родители замечали, что дети любят, когда на них обращают внимание окружающие. Некоторые мамы и папы идут на поводу этой склонности детей Они захваливают ребёнка, особенно, когда у них он один. Красивый какой! Умный какой! И способности необыкновенные, развит не по годам. Глядишь, и ребёнок сам уверовал в это. Но ведь он находится не только в семье - играет среди сверстников во дворе, посещает д/с, почему-то там не замечают какой он особенный- тогда появляется чувство обиды и, как следствие этого, капризы.
Очень важно при разговоре с детьми не бросать слова на ветер.
Если вы сказали, что накажете ребёнка за какой-то неблаговидный поступок или за баловство, то непременно выполните своё обещание, ведь ребёнок всё помнит и, если это войдёт в систему, в следующий раз не будет реагировать на ваши замечания.
Капризным детям полезно быть среди сверстников. И если дома им легко разжалобить маму или бабушку, то среди сверстников это, как правило, не удаётся. Капризным волей-неволей приходится сдерживать себя, не распускаться, ведь могут и засмеять, и в игру не принять.
Причиной капризов может быть и отсутствие внимания, равнодушие к детям. Эта причина меньше распространена, но всё же случается, что иные родители не считаются со справедливыми и разумными желаниями детей. Бывает, дела, игры, которые родителям кажутся незначительными, для ребят важны и серьёзны. Родители часто недоумевают: « Я же не баловала своего ребёнка, была строга к нему!» Строга - это хорошоl НО когда ребёнок только и слышит: «Перестань шуметь! Не делай этого! Не ходи туда! Не вертись!» и т.д.- он начинает протестовать. И протестует доступным ему способом - капризом.
Весьма влияет на поведение ребёнка- климат в семье. Ссоры, конфликты, неуважительное отношение взрослых друг к другу или противоречия в требованиях, которые они предъявляют к ребёнку. Отец настаивает, а мать отменяет, ребёнку бывает трудно разобраться в потоке разрешений и запретов, и он вынужден протестовать против путаницы - отсюда каприз. Конечно, в семье могут быть разные оценки поступков ребёнка, разные подходы к нему, но важно помнить одно, ребёнок не должен этого чувствовать. Требования к нему должны быть едиными.
И главное попробовать не обращаться с ребёнком как с малышом, а в любой период жизни подчеркнуть, как он вырос, каким стал большим и умелым. Это поднимает ребёнка в его собственных глазах, он будет более самостоятельным, и упрямство снимет как рукой.
Чрезвычайно важно, чтобы самостоятельность малыша не искала выхода в упрямстве, а нашла применение в развитии полезной деятельности. Необходимо учить дошкольника не только самостоятельно есть, одеваться, но и привлекать его к домашним делам. И как бы иной раз плохо не удавалось малышу его первое начинание всегда надо одобрить, а при малейшей удаче похвалить его.