Что может провоцировать развитие страхов у детей. Сверхценные и ночные страхи у детей

Взрослые по-разному реагируют на страхи ребенка. Некоторые паникуют и начинают пичкать его успокоительными препаратами. Кое-кто на беспокойство ребенка не обращает внимания, предпочитая думать, что все само собой образуется. Иные ругают и даже наказывают свое чадо, придерживаясь того мнения, что все страхи надуманы, а ребенок с их помощью пробует манипулировать родителями. И лишь немногие взрослые своевременно обращаются за консультацией к психологу. Именно такое решение проблемы является правильным, поскольку игнорирование детского страха может привести к нешуточным последствиям, вплоть до неврозов, требующих длительного лечения.

Но даже когда удается избежать развития невроза, детские страхи, оставленные без внимания и должной коррекции, наносят психике ребенка серьезный вред. Помните, что многие присущие взрослым фобии, комплексы, так отравляющие их жизнь, уходят корнями именно в детство. Что же такое страх? Это реакция психики человека на угрожающие внешние факторы, сопровождающаяся сильными отрицательными эмоциями. Однако психологический анализ демонстрирует нам тот факт, что особенность детских страхов в следующем – как правило, в действительности для крохи никакой угрозы нет, а чувство страха, которое малыш испытывает, обусловлено богатым детским воображением. Воображение, в свою очередь, подпитывается впечатлениями из окружающего мира. Это может быть реакция на пугающие рассказы взрослых о несчастных случаях, на просмотренный фильм ужасов (даже если ребенок его не смотрел, а просто играл в комнате, где был включен телевизор).

Основные причины детских страхов

Классификация

  1. Страхи «немые». Ребенок сам их отрицает, но для родителей наличие проблемы очевидно. Это может быть боязнь громких звуков, животных, незнакомой обстановки, новых людей.
  2. Страхи «невидимые». Здесь наоборот - ребенок их признает, а родители никакой проблемы не видят. Отличаются гораздо большим разнообразием, но все же можно выделить наиболее распространенные «невидимые» страхи.

Методики самостоятельного выявления причины детских страхов

Чтобы успешно избавиться от страха, нужно грамотно выявить его причину. Существует несколько простых и доступных методик, которые можно использовать в домашних условиях. Несмотря на всю свою простоту, эти методики позволят получить точное представление об имеющейся проблеме.


К беседе с малышом этот человек должен подойти очень ответственно. Заранее продумайте список вопросов, которые он должен задать ребенку. Эти вопросы необходимо выучить, а не считывать с бумажки, потому что для малыша беседа должна выглядеть как дружеский разговор, а не как соцопрос. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы ребенок их с легкостью схватывал их смысл. Не торопите малыша с ответом, пусть подумает, сколько ему нужно, и не заостряйте внимание на той или иной причине, чтобы у ребенка не появились новые страхи.

Страхи в соответствии с возрастом ребенка

Первый год жизни


1-3 года

  • Темнота. Часто этот страх провоцируют сами родители, пугая малыша вымышленными персонажами.
  • Одиночество (даже на 1 минуту ребенок боится остаться один). Как правило, страх этот связан с тем, что на первом году жизни потребность ребенка постоянно находиться с мамой сочли за избалованность.
  • Ночные страхи как продолжение боязни темноты. Часто бывают спровоцированы просмотром современных фильмов и мультфильмов.

3-5 лет


5-7 лет

  • Новая форма ночных страхов – боязнь самого сна, поскольку во сне ребенок часто видит кошмары. Это отрицательно воздействует на нервную систему малыша. Обязательна психокоррекция.
  • Боязнь наказания в этом возрасте по-прежнему служит тревожным звоночком о проблемах в отношениях между ребенком и родителями. Начинать решать эту проблему следует с изменения своего подхода к воспитанию. Если вы физически наказываете ребенка, необходимо это прекратить. Давно было доказано, что такая форма воспитания ничего, кроме вреда, не приносит.
  • Боязнь животных, чаще всего, собак. Возникает после просмотра определенных телепередач или под влиянием услышанных разговоров взрослых. Чрезмерно опекая свое чадо, взрослые только усиливают этот страх.
  • Боязнь собственной смерти и смерти родителей. Отсюда – страх перед различного рода происшествиями, авариями, пожарами и т.п.

7-11 лет


Научно доказано, что в большинстве случаев развитие детских страхов связано прямым или косвенным образом с родителями. Психологи дают мамам и папам следующие полезные рекомендации:

  • Хорошо, если вы читаете эту статью, только планируя стать родителями. В таком случае запомните, что во время беременности необходимо как можно меньше испытывать стресс. Чем спокойнее протекает беременность, тем ниже риск возникновения детских страхов у ребенка. Так что позаботиться о психическом здоровье малыша нужно заранее.
  • Обращение к мамам. Даже если вы занимаете на работе руководящую, ответственную должность, всегда помните, что ребенок не является вашим подчиненным. Ему нужна прежде всего забота и ласка мамы. Отмечено, что у детей властных и строгих мам страхи встречаются гораздо чаще и в намного более тяжелых формах. Лечение таких расстройств детской психики может обернуться серьезными последствиями и необходимостью применения фармакологических средств.
  • Обязательно уделяйте ребенку как можно больше своего внимания. У него не должно создаваться ощущение собственной ненужности и заброшенности. Даже занятость на работе или наличие младшего ребенка не может служить для вас оправдание – превозмогайте себя и находите силы. В подростковом возрасте проблема детских страхов, вызванных «ненужностью», приводит к очень печальным последствиям, вплоть до развития суицидальных наклонностей.
  • Не впадайте в другую крайность – не прививайте малышу сознание собственной исключительности. Это может привести к эгоистическому мышлению и другому страху – потери исключительного положения в семье.
  • Не ограничивайте свое чадо в его общении с ровесниками, чтобы избежать развития страхов перед школьной жизнью.
  • Не сравнивайте, никогда не сравнивайте своего малыша с другими, не ставьте ему в пример других детей! Это неизбежно приведет к формированию заниженной самооценки и развитию вследствие этого нешуточных проблем во взрослой жизни.
  • Никогда не пугайте ребенка различными персонажами – «бабайками», дяденьками, полицейскими, врачами, собаками.

Хотелось бы в заключение отметить, что практически все детские страхи хорошо поддаются психологической коррекции и бесследно проходят, если их не запускать и вовремя на них реагировать, если относиться к данной проблеме со всей подобающей серьезностью.

Как утверждают психологи, большинство страхов у детей обусловлено возрастными особенностями, и в старшем возрасте они проходят. Но когда ребенок чего-то сильно боится, это может отпечататься в его памяти и перейти с ним во взрослую жизнь в виде . Поэтому родители должны обращать внимание на особенности психики малыша и корректировать свои методы воспитания в соответствии с его чувствительностью и восприимчивостью. Зачастую детские страхи возникают на почве сильных переживаний, испуга от громкого звука или другой неприятной ситуации. Такую боязнь у ребенка психолог может устранить очень быстро и легко.

А вот если страх появился из-за внушений и запугиваний взрослых, он начинает подпитываться детской фантазией, и побороть такой страх очень сложно. Еще сложнее, если родители малыша сами склонны к фобиям, и навязывают ребенку боязливое восприятие мира, постоянно предостерегая его от травм, различных несчастий и угрожая наказанием.

Катализаторами детских страхов являются: чрезмерная опека взрослых, неуверенность родителей в себе, постоянные разговоры взрослых о болезнях и смерти, напряженность в семье, а также ссоры и крики родителей. Когда в семье разлад, первыми страдают дети. Они чувствуют себя отверженными и теряют ощущение безопасности, что приводит к появлению систематических страхов. Существуют и другие скрытые причины детской боязни, которые могут выявить только психологи.

Страхи у детей дошкольного возраста

По мере взросления дети испытывают различные эмоции. Страхи у детей дошкольного возраста могут быть различными. Малыши до года боятся громких звуков, одиночества, наказания и боли, отдаления от мамы, новой окружающей среды и посторонних людей. К двум годам дети начинают бояться темноты. Кроме того появляются ночные страхи у детей, вызванные их бурной фантазией и спровоцированные пугающими картинками, увиденными по телевизору или на компьютере. Например, родители могут смотреть интересную передачу о красотах африканской природы, а ребенок увидит на экране вулкан или большую змею, и не будет неделю спать.

К 5 годам у детей усиливается страх темноты и появляется боязнь замкнутого пространства. Поэтому родители, которые используют в качестве оставлять его на несколько минут одного, должны выбирать для этого просторную и хорошо освещенную комнату. Ни в коем случае нельзя закрывать малыша в ванной, это может оставить негативный отпечаток в его сознании на всю жизнь.

Дети в возрасте 5-7 лет чаще всего боятся сказочных персонажей, ассоциируя их с реальными людьми. Также у малышей появляются страхи, связанные со стихией, дети боятся грома, молнии, огня, воды и т.д. Если родители постоянно кричат на ребенка или бьют его, у малыша появляется страх наказания. Кроме того, дети в этом возрасте уже боятся страшных снов, могут бояться животных (если им этот страх навязывают родители), и самый неприятный страх, который появляется у дошкольников – боязнь потерять родителей.

Страхи у детей школьного возраста приходят с раннего детства и только усиливаются. Малыши по-прежнему боятся темноты, одиночества, страшных сновидений и фантастических персонажей. Но вдобавок к этому они начинают бояться высоты, глубины, пожара и многого другого.

Преодоление детских страхов

Определить боящегося ребенка несложно, так как дети, испытывающие постоянный страх, отличаются напряженностью и беспокойством в поведении. Они знают источник угрозы и стараются его избегать. Но, тем не менее, точная диагностика детских страхов – это работа психолога. Специалисты выявляют боязни у детей во время общения с ними, используя различные приемы. Преодоление детских страхов осуществляется несколькими методами. Одним из таких действенных методов диагностики является рисование страхов, когда ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится. Также детские страхи можно проговаривать в виде ролевых игр и на примере героев сказки.

Коррекция страхов у детей начинается с их родителей. Так как зачастую дети лишь отражают тревоги и опасения взрослых, навязывающих им излишнюю мнительность и закрепляющие в них трусливое поведение. Если ребенок боится темноты и страшных снов, помочь ему можно уменьшив уровень тревожности днем. Для этого родителям нужно наладить взаимоотношения в семье, нейтрализовать все конфликты, а также исправить свои ошибки в воспитании. Положительно на детей влияют и занятия спортом, предполагающие плаванье, преодоление препятствий, а также нейтрализацию страхов перед высотой, темнотой и водой. Даже обычные игры в пятнашки или казаки-разбойники помогут ребенку бороться с некоторыми страхами, такими как боязнь нападения и страх перед наказанием.

Кроме того, работа с детскими страхами предполагает снятие у детей непосредственно боязни перед страхом. Ведь бояться это совершенно естественно и нормально. Страх помогает нам избежать опасностей. Поэтому родители обязательно должны постоянно повторять, что бояться не стыдно, свои страхи нужно принять.

И наконец, чтобы вырастить смелого и активного ребенка, родители должны запомнить несколько простых правил:

  1. Не унижайте и не оскорбляйте достоинство ребенка, а также не возносите малыша слишком высоко. Он должен быть равноправным членом семьи по своим правам и обязанностям.
  2. Не пугайте ребенка фантастическими персонажами, Бабой-Ягой, Бармалеем, а также волками и чужим дядей, который непременно должен прийти и забрать кроху в тот момент, когда он начинает плакать. Дети воспринимают все намного серьезнее, чем взрослые.
  3. Если у Вас в семье один ребенок или между Вашими детьми большая разница в возрасте, чаще приглашайте в дом друзей-сверстников, родственников или просто малышей, живущих по соседству. Дети нуждаются в общении с одногодками.
  4. Чаще рисуйте и разрешайте малышу мастерить все, что он захочет. Это поможет ему избавляться от своих переживаний, а кроме того Вы сможете анализировать психологическое состояние ребенка по его поделкам.
  5. Не останавливайте Ваше чадо во время активных игр со сверстниками, а также чаще играйте всей семьей. Просите малыша забраться выше на дерево, или нырнуть глубже в воду. В моменты, когда Вы контролируете ситуацию, это будет безопасно, но очень полезно для самооценки ребенка.
  6. Не забывайте о постоянном телесном контакте с малышом. Чаще гладьте его и целуйте. Это даст ему ощущение безопасности и защищенности.
  7. Стабильная и доброжелательная обстановка в семье поможет свести детские страхи к минимуму.

Человеку свойственно чего-то бояться. А уж ребенку тем более. Еще бы, ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью. Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя, психолога вовремя помочь ребенку . Такого вида расстройства как страхи появляются у 40% детей. Но страх вовсе не всегда является симптомом нервного или психического заболевания. Родители по большей части объясняют тревожное состояние своих детей разными причинами: кого-то напугал фильм или книга, кого-то собака на улице и т.д. Самое распространенное мнение, что дети боятся всякой ерунды, но это только нам, взрослым так кажется. Для ребенка страх - это самая сильная эмоция. Каждому известно ощущение страха, который сковывает, парализует, заставляет наше сердце биться с удвоенной силой.

Что такое страх?

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне страх - это выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне - это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона. Страх - это привычное чувство, которое мы испытываем достаточно часто. Один раз испытав страх в какой то ситуации, мы будем переживать похожие чувства каждый раз в аналогичных случаях. Страх появляется с опытом. Нас пугает то, что когда-то потревожило нашу душу и сознание. Редко кто боится тех предметов и ситуаций, в которых реально никогда не оказывался, или хотя бы не видел или не читал об этом. Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью, ребенок растет и начинает познавать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Откуда берутся страхи

Причина первая и наиболее понятная – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей покусанных собакой развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.) А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка : «Не будешь спать – заберет Баба-Яга!»

По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда малыш будет бояться уже на бессознательном уровне. Причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка .

Так самые распространенные - это внушенные страхи . Их источник - взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь », «Не бери – обожжешься », «Не гладь – укусит ». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет!

Детская фантазия , одна из наиболее частых причин страха. Ребенок существо эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Разве многие из нас не боялись в детстве темноты? А почему? Не потому ли, что в темноте перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища? Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Существуют внутрисемейные конфликты. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной. Очень часто причиной страха у ребенка может быть взаимоотношения со сверстниками . Если детский коллектив не принимает ребенка , обижает его, и малыш не хочет идти в садик, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Так же причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями. Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза , которое должны диагностировать и лечить медики. Проявлением невроза можно считать, те страхи, которые не считаются нормой для данного возраста ребенка или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы (см. табл.).

Детский невроз страха может быть наследственным заболеванием, передающимся всем членам одной семьи. В данном случае имеется в виду наследование типа нервной системы и ее особенностей. Некоторые дети склонны к различным нервным расстройствам, т.е. они более ранимы, более эмоциональны, такие дети часто плачут, у них часто случаются истерики. Поэтому появление какой-то критической ситуации выбивает их из колеи еще больше. Например, люди с имунодифицитом часто болеют, к ним «пристают» все инфекции. А дети с расшатанной психикой и неврозами, получают вдобавок еще и страхи.

Виды страхов

Некоторые страхи сопровождают определенный возрастной период. У детей до года они выражаются в беспокойстве при громких звуках , а также связанные с отсутствием матери или с ее настроением. В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), одиночества иособенно темноты . Эти страхи типичны и нормальны для ребенка этого возраста. Позднее в 3-4 года , появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка . Малыш может сам придумать какое то чудовище и потом долго его бояться, думая, что оно живет под шкафом. У детей 6-7 лет может появиться страх смерти , своей или своих близких. Ребенок уже знает, что человек может умереть, поэтому многие обычные бытовые или природные ситуации (гром, гроза и т.п.) могут вызывать панику. Существует 3 вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

1. Навязчивые страхи . Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К ним относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

2. Бредовые страхи . Это самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или боится одевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Но если вы обнаружили у ребенка такой вид страха, не стоит заранее пугаться. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, ребенок боится надевать определенные ботиночки, потому что он просто когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь боится повторения ситуации.

3. Сверхценные страхи. Эти страхи самые распространенные. Они связанны с некоторыми идеями, как говорят, с «идеями фикс» ивызванны собственной фантазией ребенка .. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. На этих страхах, как правило, дети «зацикливаются» и не могут «вытащить» из своей фантазии. Сначала они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детскому сверхценному страху можно отнести: страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков. Например, боязнь воды теоритически можно отнести к двум видам страха: навязчивым и сверхценным. Но если ребенок когда-то тонул, и теперь боится воды - это навязчивый страх, а если нет причины, то это уже сверхценный. Существует основные виды страхов, проявление которых в определенном возрасте считается нормой.

Название страха Мальчики Девочки
3 4 5 6 7 (дошк) 3 4 5 6 7 (дошк)
1. Остаться дома в одиночестве * * * *
2. Нападения * * * *
3. Заболеть, заразиться * *
4. Умереть * * * *
5. Смерть родителей
6. Чужих людей * * * * *
7. Потеряться * * * *
8.Мамы и папы * * *
9. Наказания *
10. Баба-яги, Кощея бессмертного, Бармалея и т.д. * * * * *
11. Страшных снов * * * * *
12. Темноты * * * * * *
13. Животных * * *
14. Транспорта * *
15. Стихийных бедствий * * * *
16. Высоты * * * *
17.Глубины * * *
18. Маленьких тесных помещений * * *
19. Воды * * *
20. Огня * * * *
21. Пожара * * *
22. Войны * *
23.Больших помещений, улиц *
24. Врачей * * * *
25. Уколов * * * * *
26. Боли * * *
27. Резких громких звуков

Звездочкой (*) отмечены страхи, которые, обычно испытывают дети соответствующего возраста.

Как победить страх

Последствия детских страхов могут быть самыми разными: тревожность, агрессия, капризность, проблемы в общении со сверстниками, зажатость, комплексы, неврозы и другие серьезные проблемы. Поэтому особенно важно помочь ребенку вовремя преодолеть страхи. Помощь специалиста нужна в том случае, если страх ребенка доходит до патологии. Но если родители видят, что страх не причиняет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться своими силами.

Существует много методов для выявления страхов. Для начала нужно поговорить с ребенком. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть просто рядышком друг с другом. Беседа важное условие для избавления от страхов. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку (см. табл.) имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания для малыша. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок , следует только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка , а так же не стоит зачитывать список с листочка.

Реакция родителей на наличие страха должна быть спокойной. Нельзя оставаться равнодушным, но и сильное беспокойство, отрицательный эмоциональный фон могут привести к усилению проблемы. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, пусть он расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться. Можно попробовать переубедить ребенка , но не стоит уменьшать страх, не придавать ему значения, или наоборот говорить малышу о том, что все это глупости, что ранит кроху еще больше. Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться. Очень хороший метод - это сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.

Нарисовать страх - это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. А после того как ребенок нарисует, сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу , что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять, или выкинуть, делать все это вместе с ребенком, не забывая все время хвалить его, говорить какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх. Для борьбы со страхами можно также использовать игру или инсценировки . Это лучше делать в группе детей. Поэтому родители самостоятельно не могут воспользоваться этим методом и должны действовать совместно со специалистом-психологом, проводящим групповую терапию. Обычно каждому ребенку предлагается придумать рассказ на тему его страха. У детей с неврозом страха, как правило, бывает в таких историях негативное окончание. Задача психолога проиграть сюжеты рассказов в группе. А родители могут закрепить достигнутые результаты дома, повторив задание вместе с ребенком. Но не стоит заставлять детей, это может спровоцировать еще больший страх.

Общение ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи, само по себе является отличным методом коррекции невроза страха. Малыш будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей. Все виды коррекции стоит применять в комплексе и подходят они для любых видов страха. В серьезных случаях, когда вы чувствуете, что страх сильно беспокоит вашего ребенка , лучше не заниматься «самолечением», а обратиться к психологу. Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, а нужно относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным вам не казался его страх.

Правильное поведение

  • не стоит заниматься «закаливанием», т.е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка , но это самое маленькое, что может произойти. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии. Если вы все же хотите попробовать этот метод, поставьте себя на место малыша. Если вы, скажем, боитесь мышей, засуньте руку в аквариум или клетку с ними, с большим количеством. Пройдет ли у вас страх? К сожалению, не все родители понимают, сколь хрупка психика ребенка . Никогда не кричите на ребенка . Все что угодно, можно объяснить спокойно!
  • не относитесь к страхам детей, как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за “трусость”. Ведь страх, как уже говорилось, опасная эмоция человека.
  • важно дать понять ребенку , что вы его хорошо понимаете, выше уже отмечалось, что объяснить ребенку , что «монстров не существует!», обычно невозможно. Не принижайте значение страха для самого ребенка , не игнорируйте его жалобы.
  • постоянно уверяйте своего ребенка , что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять.
  • обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей, понять, что именно беспокоит ребенка , и что явилось причиной страха. Малыш должен научится сам справляться со своими страхами, но этого не произойдет без вашей, родительской помощи.
  • постарайтесь отвлекать ребенка . Например, когда у ребенка началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь (например, посмотреть в окно). Разговаривайте с ребенком больше!
  • поддерживайте ребенка , но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

Неврозы - психогенно обусловленные функциональные расстройства нервной системы, при которых в отличии от психозов человек сохраняет критическое отношение к болезни и не утрачивает способности руководить своим поведением.

Детские страхи - что это такое? Для чего они нужны? Как помочь ребенку справиться с ними? Где проходит грань между возрастной особенностью и патологическим страхом, когда требуется помощь специалиста? Эти и многие другие вопросы часто волнуют родителей детей-дошкольников.


Страх - это одна из основных эмоций, сигнализирующих об угрозе благополучию, здоровью, жизни человека; страх вовсе не всегда является симптомом нервного или психического заболевания. С точки зрения эволюции человека, он играет защитную и обучающую роль, способствуя познанию окружающего мира. В развитии ребенка страх - это еще и способ отграничения собственного “я” от всего чужеродного и опасного.

Все детские страхи условно можно разделить на две группы: «возрастные, обязательные» и «приобретенные, факультативные». Под «возрастными» предлагается понимать страхи, обусловленные закономерностями развития детской психики. Например, годовалый ребенок очень боится выпустить маму из поля зрения. Это происходит потому, что для детей этого возраста понятие времени очень расплывчато. Они плохо представляют себе, сколько это - два часа, три дня, месяц или год. И если мама и папа исчезают из поля зрения, пусть даже на совсем короткое время - то для ребенка это все равно что навсегда.

В возрасте шести-семи лет ребенок обычно впервые осознает, что человек смертен, и любое стихийное бедствие - гроза, ураган, пожар - ассоциируется у него с угрозой для существования. В этом возрасте может появиться ярко выраженный страх смерти.
Наиболее разнообразны страхи детей в возрасте от трех до пяти лет, это обусловлено бурным развитием воображения, образного мышления в сочетании с наивностью и внушаемостью. Ребенок тем более подвержен страхам, чем более эмоционален и тревожен.

Каковы причины детских страхов?

Хотя у каждого ребенка обычно бывают свои причины для возникновения страхов или тревожных состояний, некоторые причины беспокойства типичны в дошкольном возрасте.

1. Родительское запугивание в воспитании.

Родители часто не замечают того, как они своими высказываниями способствуют зарождению страхов у ребенка. Если ребенок плачет, то иногда вместо утешения может получить что-то вроде: "Будешь плакать - я тебя отдам чужой тете!". Во-первых, ребенок может верить тому, что слышит, тогда он испытывает чувство незащищенности и переживает из-за того, что источником страха становится самый близкий для него человек. Во-вторых, если ребенок уже достаточно взрослый, чтобы понимать, что на самом деле мама никогда не воплотит в жизнь то, чего обещает, то происходит подрыв материнского авторитета в глазах ребенка. Малыш постепенно перестает доверять маминому слову в критических для него ситуациях. В-третьих, ребенок сам учится запугиванию в тех ситуациях, когда сложно добиться желаемого иначе.
Восприятие трех-пятилетнего дошкольника вообще очень конкретно. Он все воспринимает буквально, поэтому, если мама говорит: "Ты плохой! Уходи, я не хочу с тобой разговаривать!" Для ребенка это вселенская трагедия, вдобавок то, что происходит сейчас, происходит навсегда в восприятии ребенка. Для ребенка это означает: "Мама меня больше не любит!" А это катастрофа. Поэтому, когда мы говорим: "Кто не будет спать, тому я заклею ротик и глазки!" следует отдавать себе отчет, что ребенок воспринимает это буквально. Для ребенка это триллер! Фильм ужасов. Или "Позову дядю, он тебя заберет!" для ребенка все по-настоящему! Одним таким высказыванием можно нанести ребенку серьезную психологическую травму, не говоря уже о том, что такая фраза становится мощным источником для страхов.

2. Непонимание смысла слов


Ребенок может уже рассказать вам о своих страхах, однако он еще недостаточно хорошо понимает речь взрослых. И это, в свою очередь, может становиться источником страхов. Малыш слышит обрывки взрослых разговоров, воспринимает слова нередко вне контекста, не понимает языковых игр, гипербол или иронии. Услышав в ответ на обычное: «Как поживаешь?» родительское: «Помираю совсем…», ребенок может прийти в ужас. То же касается телевизионных передач. Нередко стоит объяснить ребенку значение сказанного, чтобы предотвратить появление неоправданных страхов.

3. Конфликтная обстановка в семье.

В семье, где конфликты между родителями не редкость, дети зачастую подвержены страхам. Напряженная атмосфера в семье делает детей более тревожными, чем их сверстники из семей с более благоприятным психологическим климатом.

4. Травмирующее событие.

В этом случае источником страха становится реальное событие происшедшее с ребенком. Например, ребенок может бояться собак, если когда-то был укушен, или бояться выходить во двор, если его там напугали. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой. Именно страхи этого типа часто становятся источником для плохого сна ребенка, его ночных кошмаров. Психика ребенка восстанавливается, снова и снова проигрывая для ребенка травмирующую ситуацию.

Что делать, если ребенок испытывает страхи?

О многих детских проблемах можно сказать: «Перерастет!» Со страхами дело обстоит вовсе не так утешительно. Ребенок растет, и страхи растут вместе с ним. У малыша все больше расширяется кругозор, развивается воображение, фантазия, и потому он все больше осознает те опасности, которые его подстерегают в жизни. Но не будем говорить о крайностях, ведь отсутствие охранительного страха влечет за собой отсутствие чувства опасности, осторожности. Родители таких детей охраняют своих чад, чтобы не случилось ничего непоправимого, и испытывают не меньше волнений, чем родители трусишек.


Любые страхи детей требуют от родителей внимательного и тактичного отношения. Если ваш ребенок боится засыпать в темноте или оставаться один в комнате, ни в коем случае нельзя подвергать его “закаливанию” и запирать одного в темной комнате, “чтобы привыкал”. В этом случае он не избавится от своего страха, а лишь приобретет новые опасения или иные расстройства.

Снятие детского страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, насколько родителям удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие; насколько родители понимают малыша и как относятся к его страхам. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться родителей, и почувствуют, что те не осуждают их, а понимают. Рассказывая о травмирующем событии, ребенок отодвигает его от себя, делая далеким и туманным, приглушая яркость восприятия.

Свежее травмирующее событие можно обыграть. Например, если ребенок оказался случайно в темном помещении и испугался, хорошо помогут игры в «Прятки» или «Жмурки».

Игра “Прятки”, таким образом, позволяет снять страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Заранее оговариваются места, где прятаться нельзя. Затем выключается свет, остается только ночник. Ведущий обходит квартиру с шуточными угрозами в адрес прячущихся. Прячущиеся сидят в темноте и стараются ничем себя не выдать. Лучше, когда ребенок сразу становится ведущим, это позволяет ему преодолеть страх и нерешительность. Хороших результатов можно добиться, когда ведущие взрослые “сдаются”, так и не найдя прячущегося ребенка.
Игра «жмурки» помогает ребенку научиться воспринимать темноту не только как источник опасности, но как игровую территорию.
Очень помогает в отыграть страхи использование «перчаточных» кукол. Поиграйте с ребенком в «страшное», пусть он «спасет» зайчишку или тигренка от опасностей, посоветует, как ему стать смелее. Таким образом, через игру ребенка сможет понять, как самому бороться с неприятным, мешающим жить чувством. Пояснять ребенку, что он может теперь вести себя, как смелый герой, совсем не нужно, пусть осознание произойдет на метафорическом уровне игры.


Рисование страхов также помогает снизить их интенсивность. Можно сочетать рисунок страшилища с сочинением сказки о нем. Окончание сказки можно варьировать, изменять, придумывать несколько концовок, например, найти страху друзей, которые помогут ему измениться и перестать быть страшным. Серия полученных рисунков (отображающая динамику изменения страха) с успехом может стать диафильмом, если рисунки соединить между собой. Каждый показ с пояснениями будет увеличивать дистанцию между малышом и его страхом.

Страх, свойственный возрасту, следует отличать от неврозов и навязчивых состояний, когда справиться своими семейными силами не представляется возможным. При неврозе или психическом заболевании переживания страха отличаются от нормальных страхов особой яркостью, сюжетностью. Они, как правило, сопровождаются сердцебиением, потливостью, ознобом, чувством жара, нарушениями сна, аппетита. Для них характерны сильное беспокойство и тревога, иногда достигающая степени ужаса, паники. При невротических страхах ребенок становится более пассивным, не стремится к познанию нового, уходит в свои проблемы. В этих случаях страх утрачивает функцию полезной, адаптивной эмоции и указывает на бессилие, утрату веры в себя, несет дезадаптивную функции.

29.08.2009

Анна Бердникова,

психолог


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

    Обсудим на форуме:











на форуме ("связанная" тема)

Лара77 (15/02/2013)

Здравствуйте! Может быть кто-то сталкивался с такой ситуацией как у меня. Мой сын, ему 8 лет просмотрел 3 фильма ужасов (он был с его старшей сестрой), и теперь у нас началась не жизнь а сплошной кошмар. Вторую неделю он не спит, ему кажутся духи, он слышит как кто-то ходит. Засыпает только после того как я ему почитаю, сначала молитву(он сам просит) потом рассказ. И после он засыпает. Но за ночь встаёт 2-3 раза приходит к нам с мужем в постель, ложится и спит, или я его перевожу к себе, только с тем условием, что я ложусь рядом. Если ухожу,через какое-то время, он снова просыпается и приходит. Даже днём он боится сам в комнате делать уроки, ему кажутся духи везде, в ванную тоже только с открытой дверью, и то просит чтобы я с ним постояла. Подскажите как быть!

Sveta_L (13/09/2009)

В статье говорят о страхах с которыми мамы с успехом справляются. моей дочери сегодня 12 лет развивается нормально согласно возраста, но в классе есть девочки которые физически развиваются быстрее и моя дочь боится что у нее грудь так ине вырастет (хотя она растет) она уже подросток и мои утешения что все будет воспринимает с настороженностью

Кис-Кис (01/09/2009)

Моей дочке три дня назад приснился кошмар. Посреди ночи слышу душераздирающий визг, забегаю к ней в комнату, а она сидит в кровати и показывает на подушку и стену, крича при этои "жука, жука" (жуки). Сама перепугалась, все осмотрела, ничего не нашла. Ребенок в эту ночь отказался спать в своей кровати, пришлось к себе ложить (благо муж в командировке). Она даже в моей кровати видела жуков. Заснула кое-как, и то со мной в обнимку. Еще пару дней она про это вспоминала, я ей объяснила, что мама жуков прогнала, и они больше никогда не придут. Вроде помогло...
Слашала такой способ борьбы с детским страхом (от 3 лет): пусть ребенок нарисует свой страх на листке бумаги. Затем лист надо на глазах у ребенка порвать или положить в банку и закрыть крышкой. Банку надо поставить на видное место и показывать ребенку, что "страшилка" оттуда не может выбраться, или выкинуть в мусорный контейнер. Уж не знаю: пройдет ли это само или лучше с психологом посоветоваться? Стараюсь не акцентировать внимание на страхе, всячески успокаиваю и говорю, что с мамой никого не нужно боятся, но пока не особо помогает.

Ruth (29/08/2009)

Женни
Ну вот разложили по полочкам страхи.
Замечательно.
А вот как с этим бороться?
Где пилюли от страха?

Многие родители обеспокоены появлением у ребенка страхов, которые мешают ему нормально развиваться и проводить досуг. Страх - это защитная реакция, и полностью избавляться от нее не нужно, это даже невозможно. Пока четкие рамки поведения не установились в психике малыша, он защищает его от неприятных последствий. Например, боязнь животных защитит ребенка от необдуманных игр, ведь если больно ущипнуть собаку, она может укусить или поцарапать.

То же касается и страха высоты. Если ребенок будет слишком безопасно относиться к огромной высоте, никакие перила не обезопасят его от падения. Но вместе с тем патологические фобии, которые не выполняют никакой полезной функции, а просто мешают ему нормально развиваться, следует поддавать корректировке.

Существует ряд навеянных страхов, которые не подкреплены каким-либо опасным фактором. Например, боязнь страшных персонажей из сказок. Рассказывая детям на ночь сказки о злобной Бабе Яге, следует подумать, как отнесется к ним ребенок. Для ранимой детской психики сказочный персонаж - это могущественная сила, которой наверняка стоит бояться.

Очень часто из-за страхов ребенок начинает замедляться в психомоторном развитии, начинает писать в кровать. Фобии могут спровоцировать ухудшение функций речевого аппарата и даже заикание. Поэтому, если ребенок вдруг начинает проявлять жалобы на боязнь чего-либо, следует очень ответственно к этому отнестись.

Страхи бывают разными, их проявления могут значительно ухудшать жизнь детей. Например, страх перед потерей близкого человека способен настолько завладеть психикой, что ребенок откажется ходить в садик, школу, а каждый его выход из дома будет сопровождаться продолжительными истериками.

Страхи детства в некоторых случаях остаются на всю жизнь, если их своевременно не выявить и не устранить. Во взрослом возрасте они существенно влияют на социальную адаптацию личности, создавая лишние проблемы в рутинных делах.

Основные причины развития страхов у детей


Каждый страх имеет свою причину или повод. Ребенок очень редко может полностью придумывать себе то, чего нужно бояться. Зачастую страх - это трансформация услышанного или увиденного, которая рассматривается только с негативной стороны. То, что малыш услышал или увидел, дополняется живым и богатым детским воображением и создает полноценный образ страха.

Причины можно поделить в зависимости от фактора, который спровоцировал формирование страха:

  • Негативные герои из сказок . Чувство страха у детей может формироваться на почве преобразования отрицательных персонажей мультфильмов и сказок. Если этот вымышленный герой описан довольно сильным, малыш может бояться, что сказка станет явью. Сказки и созданы для того, чтобы ребенок примерял на себя роль храброго героя, который совершает подвиг, или красивой принцессы, которой все восхищаются. В сказке все просто и положительный герой легко справляется с отрицательным, но, проецируя роль на себя, ребенок оценивает свои реальные шансы и начинает бояться встречи с ним.
  • Наказание - не способ контроля или учебы . Очень часто родители с помощью наказаний «знакомят» детей с правилами этого мира. Постоянные запреты с бесконечной тирадой «не делай то, не делай это» значительно ограждают детское пространство действий и ограничивают их возможности познавать мир. Со временем, чтобы ни делал ребенок, он совершает это сквозь страх быть наказанным. Постоянное ощущение угрозы провоцирует тревожный фон, который весьма неблагоприятен для полноценного и гармоничного развития детей.
  • Увиденные картины угрозы или насилия . Если ребенок случайным образом стал свидетелем неприятных картин, где человек причиняет вред другому человеку, ему это запомнится надолго. Если он увидел картину насилия или угрозу для жизни близкого, в том числе одного из родителей, то запомнит это на всю жизнь. Часто после такого появляются страхи потери близкого человека, и ребенок невообразимо боится, что такое случится еще раз. Для него образом любви и наиболее близкими в жизни являются мама и папа. Если детская психика рисует угрозу самому близкому, что есть у ребенка, значит, боязнь потери будет преобладающим чувством для него.
  • Горький опыт . Для детей наступать на одни и те же грабли бывает не слишком характерно. Если в прошлом имелись неприятные ситуации, связанные с неким фактором, очень часто ребенок будет бояться его и даже трансформирует свою боязнь в длительный страх. Такой механизм работает даже на простых примерах, например, дверная щель, где он прищемил себе пальчик. Вероятно, что он будет обходить ее десятой дорогой. Более серьезные страхи связаны с более существенными травмами или стрессовыми факторами. Например, если собака напугала лаем ребенка или даже напала на него. В таком случае сформируется стойкий страх перед этим животным, и малышу очень сложно будет находиться рядом с ним.
Причины страхов у детей сочетаются с бурной фантазией и впечатлительностью самого малыша. Если для него выдумки - это обычное занятие, значит, боязнь будет довольно длительной и стойкой.

Важно! Для полноценного развития ребенка без страхов следует читать сказки с хорошим концом и позитивным сюжетом.

Признаки наличия страхов и фобий у ребенка


Легче всего заметить страх ребенка тогда, когда он сам скажет об этом. Если малыш достаточно замкнут в себе и боится даже рассказывать о том, что его беспокоит, узнать, есть ли у него фобии, получится только по косвенным признакам.

Проблема страхов у детей замечается в изменении их поведения, странных просьбах, которых никогда раньше не было. Внимательные родители практически сразу заметят первые признаки того, что ребенок чего-то боится. В зависимости от вида страха и предмета боязни, будет проявляться то или иное поведение.

Общие признаки, по которым можно заподозрить наличие фобии у малыша:

  1. Ребенок рассказывает о том, что ему страшно или он чего-то боится. Иногда признание может наступить после длительного периода попыток бороться со страхом самостоятельно.
  2. Изменяется его поведение, он стает более замкнутым, отказывается делать рутинные вещи (например, страх остаться одному провоцирует панику, когда все уходят из комнаты).
Для детей характерно несколько видов страхов, с которыми они сталкиваются в период взросления и познания нового мира. Каждый имеет тенденцию к развитию после пускового фактора или на фоне чувствительной личности.

Очень часто детские фобии выливаются в страшные сны, которые повторяются со временем. Они выматывают эмоционально, и ребенок практически дрожит даже при упоминании любых факторов, связанных со своим страхом. Сны могут быть первым звоночком на пути к развитию полноценной фобии, которая очень часто остается на всю жизнь.

Для своей же защиты дети часто создают себе воображаемых друзей, наделяют их сверхспособностями и искренне верят в то, что они защитят их. Такой механизм стоит на страже спокойствия ребенка, и нельзя его рушить просто так. Нужно сначала избавляться от фобии, а затем необходимость в воображаемых друзьях отпадет сама по себе.

Если малыш довольно остро реагирует на эмоциональные факторы, часто плачет или сердится, значит, он достаточно уязвим к проявлениям детских фобий. По своей сути, это способ бороться с непониманием некоторых вещей и явлений в этом мире. Если ребенку что-то неизвестно, значит, оно может нести угрозу - впечатлительные личности следуют именно такому принципу.

Разновидности страхов у детей


Эмоционально неустойчивый ребенок по-особенному реагирует на происходящее. То, к чему взрослый человек давно привык, и что не вызывает у него поводов для беспокойства, для детской психики может оказаться полнейшим шоком, который сформирует устойчивую фобию. В зависимости от того, какая ситуация для малыша стала шоковой, такой страх и появляется. Чем эмоциональнее он, тем ярче будут проявления подобных страхов.

Рассмотрим основные виды страхов у детей:

  • Страх смерти . Этот страх может касаться как самого ребенка, который боится за свою жизнь, так и родителей, и близких, ведь они - самое ценное, что есть у него. Совершенно нормально взрослыми людьми воспринимается смена поколений, старение и процесс умирания. Каждый человек во взрослом возрасте целиком и полностью принимает неизбежность будущего и учится с этим жить. Узнать ребенку, что когда-то не станет родителей, близких и даже его самого, в совсем еще юном возрасте бывает часто непосильно для детской психики. Тяжело воспринимается факт любой неизбежности, тем более такой фатальной. Поэтому следует разговаривать с малышом об этом и по возможности избегать посещений похорон. Часто зрительные образы могут быть более устойчивыми, чем вербальные установки. Они могут провоцировать сны и яркие фобии.
  • Страх наказания . Часто он связан с особыми условиями воспитания детей в семье. Если очень большую роль в педагогическом процессе играет наказание за неправильные действия, значит, весь мир ребенка вертится на том, что делать нужно так, чтобы его не считали виновным. Зарождается страх быть недостойным своих родителей, снижается самооценка. Такие дети даже при отсутствии физического наказания могут проявлять подобные страхи, ведь сильнее всего они боятся не боли, а того, что родители будут ими недовольны.
  • . Он целиком и полностью провоцируется путем рассказывания впечатлительных сказок. Негативные герои в них вводятся только для того, чтобы показать, как добро всегда торжествует над злом. Именно поэтому делать акцент на негативных персонажах никак нельзя. Впечатлительная психика и бурная фантазия ребенка мигом нарисует в подсознании страшную Бабу Ягу или Змея Горыныча. Часто для малыша в сказках побеждают далеко не положительные герои. Именно поэтому следует акцентировать внимание на доброте и хорошей стороне сказки, на позитивных героях и на неизменной победе добра.
  • Страх темноты . Этот вид фобий может быть связан как с другими, включая предыдущие, так и развиваться самостоятельно. Зачастую это самый распространенный вид страха. Впечатлительный малыш с легкостью представляет себе в темноте любых монстров и чудовищ, которые только возможно вообразить. У ребенка появляется чувство страха в любой стрессовой ситуации. Часто роль играет переезд в новый дом или новую комнату, где приходится ночевать одному. Иногда такую фобию провоцирует просмотр фильма с кровавыми сценами или ужасами, ведь для детей они не предназначены.

Как побороть чувство страха у ребенка


Самый оптимальный способ бороться с детскими страхами - это не допускать их появления, вовремя объяснять ребенку все, что вызывает у него боязнь. Если страх все же появился, следует помочь малышу избавиться от него.

Многие родители задаются вопросом, как преодолеть страх детям, ведь их психика еще не способна стойко противостоять внешним стрессовым факторам, и самое главное, как не позволить ему перейти во взрослую жизнь человека.

Существует несколько приемов, которыми родители способны помочь ребенку справиться со страхом:

  1. Уберите стрессовый фактор . Конечно, по возможности можно убрать тот провоцирующий фактор, который запустил процесс формирования фобии. Например, если малыш панически боится какой-то вещи или наказания, следует убрать ее и начать базировать свое воспитание на других вещах. В идеале для такого ребенка воспитание должно основываться на поощрениях больше, чем на наказаниях. Не следует угрожать какими-то негативными последствиями в случае непослушания или уклонения от своих обязанностей.
  2. Разговор . Помочь ребенку с фобией можно с помощью обычной родительской беседы. Следует разобраться в его страхе и найти именно то, из-за чего он возник. Например, если напугал негативный персонаж из сказки, стоит рассказать более правдоподобно счастливый конец малышу и объяснить, что сказки всегда заканчиваются хорошо и ему ничего не угрожает.
  3. Безопасность . Второе, что захочет ощутить ребенок с фобией, - это уверенность в безопасности. Следует почаще обнимать его и проявлять заботу так, чтобы он чувствовал, что он не один. Чрезмерное отталкивание и акцент на самостоятельности в этом случае могут только усугубить состояние малыша.
  4. Позитив . Если докопаться до основания возникновения фобий, они - эмоциональное проявление чего-то плохого. На этом фоне развивается тревога - постоянное ощущение приближения того, чего ребенок боится. В таком состоянии он очень скоро закроется в себе и выдаст депрессивные или истерические проявления. Следует занять его и показать, что море добра и радости можно получить от жизни, не фокусируясь на своих страхах.
Как побороть страх у ребенка - смотрите на видео:


Если страх имеет довольно стойкую форму и не корректируется, следует обратиться к специалисту. Опытный психиатр или психотерапевт знает, как избавить ребенка от страхов.