Фольклорный праздник «Осенние посиделки. Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир

Учебно-методический материал

В помощь руководителю

фольклорного коллектива

Остапцова Татьяна Николаевна

преподаватель фольклорных дисциплин

МАУ ДО города Калининграда «ДМШ им. Р.М. Глиэра»

Понятие «традиция», исходит от латинского traditio, означающему «передавать». Первоначально traditio использовалось в прямом его значении, обозначающее материальное действие: так, в римской империи его применяли при вручении какого-либо предмета и даже, при выдаче дочери замуж. В наши времена, слово «традиция», также имеет связь с прошлым, с тем, что утратило новизну, но, неизменно, не смотря на все исторические катаклизмы, символизирует стабильность их восприятия и соблюдения. Праздников на Руси было великое множество. Сохранились праздники, которые мы продолжаем соблюдать, привыкнув к ним, даже не раздумывая об их происхождении. А ведь существуют праздники, которые вновь применимы и в нашей современной жизни. Возрождаются древние славянские традиции с их неповторимым этническим багажом.

Осенние традиционные праздники

С приходом осени на Руси в селе подходила к концу уборочная пора, появлялалось больше свободного времени, больше возможности отдохнуть и повеселиться. Даже самый свадебный сезон приходится на осень – на Покрова (14 октября). Но не только на свадьбе народ веселился и справлял обряды.

Первое сентября на Руси называли бабьим летом . В некоторых местах бабье лето начиналось с восьмого сентября. В Саратовской и Пензенской губерниях этот день называли пасековым. Там в это время убирали ульи. В Ярославской и Вологодской губерниях – луковым. В Рязанской губернии – Аспосовым днем.

В селах с этого дня начинались осенние хороводы. В некоторых местах проводили интереснейший обряд с хороводом под именем варить пиво. Молодые женщины выходили с брагою к воротам и угощали прохожих. После этого девушки становились в хоровод – пиво варить. Составив круг, девушки ходили, изображая пьяного:

Ай на горе мы пиво варили,
Ладо мое, ладо, пиво варили!
Мы с этого пива все вокруг соберемся,
Ладо мое, ладо, все вокруг соберемся!
Мы с этого пива все разойдемся,
Ладо мое, ладо, все разойдемся!
Мы с этого пива все присядем,
Ладо мое, ладо, все присядем!
Мы с этого пива спать ляжем,
Ладо мое, ладо, спать ляжем!
Мы с этого пива опять встанем,
Ладо мое, ладо, опять встанем!
Мы с этого пива все в ладоши ударим,
Ладо мое, ладо, в ладоши ударим!
Мы с этого пива все перепьемся,
Ладо мое, ладо, все перепьемся!
Теперь с этого пива все передеремся,
Ладо мое, ладо, все передеремся!

По окончании хоровода, женщины приносили кувшины браги и угощали девушек.
В Туле и Серпухове существовал следующий обряд – похороны мух и тараканов.

На Руси в Семенов день (1 сентября ) бывали постриги и сажание на коня. Этот древний обряд совершали в одних семьях с каждым сыном, в других – только первенца.

Осенний обряд 30 сентября.
Вечером этого дня молодые женщины в селениях сжигали свои соломенные постели. Весь этот обряд совершали от «недоброго глаза». А старушки сжигали одни лапти. Детей купали на пороге из решета. Все это делалось во избежание будущих болезней.

Наиболее значимые православные народные праздники осеннего цикла

Рождество Богородицы (8/21 сентября)

Народное название двунадесятого праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье.

Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли "летопроводцем" и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин – первой встречи осени и наступления бабьего лета.

Народное название великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, установленного в честь обретения святой равноапостольной Еленой Честного Креста Христова. В этот день поднимали кресты на строящихся храмах и ставили кресты придорожные.

Народное название церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в память явления Богородицы в храме в Константинополе в середине X века. В народной традиции праздник связан с завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы.

Параскева (20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли.

Праздник «Кузьминки» по народному календарю - первый зимний праздник, встреча зимы. Назвали его в честь святых Космы и Дамиана, особо уважаемых среди людей, которые их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Народ принимал их как покровителей ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали.

Еще было прозвище «кашники», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили людей и скот «во славу Божию».

В этот день отмечали курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё».

В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитных кур» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными.

В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником и широко отмечался. На день снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам - собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста - она считалась за хозяйку в доме.

Краткая характеристика событийности праздников (языческий и православный смысл праздников)

Рождество Богородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая, Госпожка богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосов день, Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) - народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви - Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 8 (21) сентября. Установлен в память рождения Пресвятой Девы Марии, Матери Господа Бога Иисуса Христа.

Сведения о празднике Рождества Богородицы восходят к IV - V вв. Первое указание на этот праздник, согласно палестинским преданиям, заключается в факте сооружения св. Еленой храма в честь Рождества Богородицы. Об этом празднике упоминает св. Иоанн Златоуст, св. Прокл и блаж. Августин. В VI - IX вв. событие Рождества Богородицы было описано св. Стефаном Святоградцем, в VII в. свв. Андреем Критским и Сергием, патриархом Константинопольским, в VIII в. свв. Иоанном Дамаскином и Германом Константинопольским.

День Рождества Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания на утрени: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое". Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название "Богородичны", они входят в состав всех ежедневных служб. В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны.

В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ Иисуса Христа. С одной стороны, "вознесенная в мир божественный", с другой - она осталась связанной с обычными людьми, по-матерински переживающей и заступающейся за них.

Богородица считалась покровительницей рожениц, что вытекает из материнского начала в ее образе, что подтверждается иконографией Божьей Матери, а также этимологической близостью слов "Богородица" и "роды". Поэтому к Богородице были направлены просьбы о помощи при трудных родах. Богородица виделась не только Божьей Матерью, но Матерью вообще, родной матерью каждого человека. В этом смысле Богородицу часто называют Матерью, Матушкой. Отсюда и взгляд народа на матерщину: она оскорбляет трех матерей человека - Богородицу, Мать-сыру землю и родную мать.

В русской народной традиции образ Богородицы сблизился с образом Матери-земли, что привело к образованию культа Богородицы-земли. Богородица приравнивалась, а иногда и отождествлялась с рождающей и плодоносящей землей-кормилицей.

В особой чести была Богородица и у девушек на выданье. Они обращались к ней с просьбами о женихах.

В фольклорной традиции Богородица - любимый персонаж духовных стихов - эпических песен на религиозные сюжеты, которые исполнялись бродячими певцами на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей.

По северорусским легендам, Богородица на Пасху "ходит по земле". С Богородицей связываются и легенды о птицах и животных. Народная легенда русского населения Сургутского края сообщает о Божьей Матери, которую испугал в лесу рябчик, рассердившись, она превратила его в «малую птицу с большим шорохом», чтобы любой охотник мог скорее найти его, а нежное белое мясо («рябчиково наследство») поделила между всеми птицами и животными.

К Рождеству Богородицы или к Аспосову дню приурочивались Осенины - вторая встреча осени - Осены (первая происходила в Преображение Господне или в Семенов день). Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудов встречать Матушку Осенину. Для этой встречи специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот.

Осенины справлялись в течение целой недели (в церковной традиции на празднование Рождества Богородицы отводилось 6 дней, так как этот праздник имел день предпразднества - 7 (20) сентября и четыре дня попразднества).

Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки /Капустницы/) - народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 14/27 сентября. Установлен в первой половине IV в. в честь обретения святою равноапостольною царицею Еленою Честного Креста Христова.

Особенностью службы этого праздника являлось перенесение креста с жертвенника на престол во время вечерни и затем вынос его на утрени, после великого славословия, на середину храма для поклонения. В церкви празднование продолжается семь дней; отдание праздника совершается 21 сентября / 4 октября.

В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. В сказании говорится о нападении Константина на «еврейскую землю» и о взятии в плен «царя Евреина», который отказался сказать, где находятся «кресты честны» и был убит. О нахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка, положенного между двумя «живыми огнями». Она послала царя Константина на Одюбар-гору, где и были обнаружены «кресты честны», о которых говорили апостолы.

Так как крест представляет собой символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня считался в народе постным: «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него - пятница-середа, постная еда»; «Кто не постит Воздвиженью - Кресту Христову, - на того семь грехов воздвигнутся»; «У кого на столе о Воздвиженье убоина - тот все свои молитвы убивает».

В летописях этот день именовался «Ставровым днем» (греч. крест). С давних пор на Воздвиженье совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: «С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий крест и со смертного ложа подымет». Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви - по обещанию, в честь праздника.

В народных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом «движение», с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: «На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится»; «Вздвиженье - хлеб с поля двинулся».

К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (Смоленск.). Отмечалось приближение зимы: «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает»; «На Воздвиженье зазимки - мужику не беда»; «На Воздвиженье зима с бела - гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу». К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: «Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет»; «Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу».

В Воздвижение не начинали важных дел, так как существовало поверье, что все начатое в этот день будет неудачным и бесполезным.

К Воздвижению заканчивалась уборка овощей, льна, конопли; происходила обработка льна («мяли куделю»). Начинали рубить капусту и заготавливать ее на зиму, поэтому Воздвижение называли капустным праздником: «На Воздвиженье - чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!»; «На Воздвиженье первая барыня – капуста»; «Смекай, баба, про капусту: Воздвиженье пришло!». Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением по вечерам. «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»; «На Воздвиженье у доброго молодца - капуста у крыльца».

С Воздвижения начинался ряд осенних девичьих вечеринок, называемых «капустниками», «капустками», «капустницами», «капустенскими вечерами». Капустницы происходили не только в деревнях, но и в городах, и продолжались две недели. Девушки, надев нарядные одежды, ходили из дома в дом с песнями - рубить капусту. Приготовлялся особенный стол с закусками. Парни-женихи приходили с гостинцами и высматривали невест – «капустниц».

Покров Богородицы (Покров день) - народное название богородичного праздника православной церкви - Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 1(14) октября. Установлен в память явления Богородицы во Влахернском храме в Константинополе. Это событие произошло в середине Х в. в царствование византийского императора Льва VI Мудрого.

На Руси праздник был установлен при князе Андрее Боголюбском около 1164 года. Церковному богослужению присвоено в этот день особое «величание»: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный». В честь Покрова Божьей Матери существует акафист.

В народном осмыслении церковный праздник Покрова Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды. Народ создает свою легенду о странствующей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны Ильей - пророком, пославшим на них «громы-молнии», «огненные и каменные стрелы», «град величиною с человеческую голову», «ливень-дождь». Пожалевшая людей, Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.

Покров Богородицы приобретает символическое значение и видится сказочной пеленой Девы - Солнца, которая олицетворяет утреннюю и вечернюю зарю. Эта пелена покрывает всех обездоленных и прядется из золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба.

Для крестьянина Покров день - один из самых важных осенних праздников, связывавшийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы.

Пограничное положение праздника Покрова Богородицы между осенью и зимой обозначило его как день, по которому определяли погоду на предстоящую зиму, так как для крестьян всегда представляло важность, сурова ли будет приближающаяся зима. Соответственно примечали: «Какова погода на Покров - такова и зима»; «Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся соответственно морозы» (воронежск.); «Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто - к легкому году, а не чисто - к строгой зиме»; «Отлет журавлей на Покров - на раннюю холодную зиму»; «Коли белка до Покрова чиста (вылиняла), то осень (зима) будет хороша» (пермск.); «Если заяц до Покрова не выбегает, то осень будет длинная»; характеризовался двойственный характер погоды в этот день: «Покров - первое зазимье»; «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима»; «С Покрова зима зачинается, с зимних Матрен - 6(19) и 9 (22) ноября зима встает на ноги, налетают морозы»; «Покров не лето - Сретенье (Благовещенье) не зима»; «Покров кроет землю, то листом, то снегом».

Около Покрова выпадал первый снег, покрывая все вокруг, поэтому в народном сознании Покров Богородицы связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается». Но снег, выпавший на Покров, часто быстро таял, а для крестьянина серьезной проблемой было окончание осенней распутицы и установление санного пути, поэтому следили: «Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (26/8 ноября) будет непременно то же»; «Покров наголе, то и Екатерина (24 ноября / 7 декабря) наголе»; «От первого снега до санного пути шесть недель» (Пинежье).

Но не только со снежным покровом соединялся в народном сознании день Покрова Богородицы. Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался «покровителем свадеб» и девичьим праздником: «Придет Покров, девке голову покроет»; «Если на Покров ветрено - будет большой спрос на невест»; «Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб»; «Если снег выпадет на Покров - счастье молодым»; «Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)»; «Прилетай товарец к Покрову (говорили про невест)».

Девушки особенно верили в силу праздника Покрова, поэтому к нему были приурочены различные действия, помогающие им найти суженого и выйти замуж. Накануне этого дня девушки гадали в овине: для совершения гадания они пекли небольшой ржаной хлеб, а также мяли и трепали пучок льна. Вечером хлеб и лен относили в овин и ставили на колосники - положенные горизонтально жерди, на которые ставили для просушки снопы хлеба, при этом говорили: «Мой суженый, мой милый, приходи сегодня в ригу, на работу насмотрися, из окошка покажися» (ярославск.). При этом девушка должна была молча дождаться появления суженого, стоя посредине гумна и смотря в окно, через которое бросают снопы в овин. Чаще всего, девушки боялись оставаться ночью одни в овине и, положив хлеб и лен на колосники, шли спать, а утром, когда раздавался благовест к утрене, забирали хлеб и лен из овина, которые имели чудодейственную силу привораживать сердца. Если девушка тайно даст съесть кусочек хлеба и положит в карман нитку из «вороженного» льна, то понравившийся ей парень полюбит ее.

После праздника Покрова Богородицы молодежные гулянья переносились с улицы - в избу («Покров - конец хороводам, начало посиделкам»), при этом по воскресеньям устраивались праздничные вечерки, а в будние дни, окончив хозяйственные работы по дому, девушки собирались по очереди друг к другу на посиделки, преимущественно с прядением или шитьем: «Зазимье пришло - засидки привело»; «С Покрова пряхи по ночам засиживаются».

Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок - обычно рабочих нанимали на год - от Покрова до Покрова; в Покров производился расчет пастухов и срочных рабочих, нанимали новых на следующий год. Устанавливались различные сроки: «От Покрова до Евдокей»; «От Покрова до Крещенья»; «От Покрова до Егорья». После Покрова, завершив сельскохозяйственные работы, многие крестьяне уходили в отходники, особенно, если владели каким-нибудь ремеслом, а некоторые, наоборот, возвращались домой.

К Покрову заканчивалась уборка хлеба - увозились последние снопы и складывались в риге или овине; завершалась уборка овощей с огородов: «Пречистая Мать (Успенье Богородицы) засевает, а Покров собирает»; «На Покров последний сбор плодов». Во многих местах начинались Покровские ярмарки: «Приспей товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке»; «Подожди до Покрова: весь долг выплачу».

Кузьминки (Кузьмодемьянки) - девичий праздник, отмечаемый по всей России девушками в осенний день памяти Кузьмы и Демьяна - 1/14 ноября.

В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила еду для семьи и угощала всех; основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная лапша. Вечером (реже - в течение трех дней) девушки устраивали «кузьминскую вечеринку» («ссыпчину», братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты - картофель, масло, яйца, крупу, муку и т.д., готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд была каша, варили козьмодемьянское пиво. Зачастую девушки продавали кашу парням за несколько копеек, накладывая ее в чашки, а полученные деньги делили между собой. Девушки-подростки варили кашу в нескольких горшках; после чего ели в определенном порядке: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце - блюдо каши со свиным салом. (новгородск.).

После угощения начинались игры молодежи, среди непременных, так называемые «поцелуйные». Так, играя в «Прялицу», играющие становились в круг, и во время исполнения песни: «Прялица, кокорица моя, с горы выброшу на улицу тебя…» - парень с девушкой кружились в разные стороны, целовались и уступали место другой паре (печорск.).

Кузьминская вечеринка могла продолжаться всю ночь. Когда заканчивалось угощение, парни отправлялись «на промысел» - воровали соседских кур для изготовления новых блюд (подобные кражи крестьянами не осуждались); после чего веселье возобновлялось.

Девичий праздник, отмечаемый в день Космы и Дамиана, логично вписывался в осенний свадебный период, когда происходят смотрины невест (говорили: «Подкузьмила девка парня!»), знакомства молодежи (в народной терминологии – «жениханье»), совместные игры и ухаживания, создавая прообраз свадебной игры (так, среди главного угощения кузьминок - свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша), что укладывалось в созданный народом образ святых, как покровителей брака и «свадебных кузнецов».

Цель:

Задачи:

    Воспитание уважение к русской культуре, духовности, патриотизма, возрождение народных традиций.

Елена Пиянзина
Фольклорный праздник «Осенние посиделки»

Термин «фольклор » (в переводе «народная мудрость» ) Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДОУ должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности.

Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники , так как именно они обладают большими воспитательными возможностями.

Древней религией славян являлось язычество, оставившее неизгладимый след в народной культуре, в том числе и праздничной . Отголоски этой народный культуры дошли до нас в таких языческих праздниках как «Масленица» , «Иван Купала» и другие. Проводя «Осенние посиделки » в детском саду, мы стремились познакомить детей с народными обрядами и праздником «Кузьминки» .Дети группы № 8 вместе с педагогами готовили театрализованное представление, пригласили на посиделки родителей , педагогов из других детских садов, детей из старшей группы. Встретили дорогих гостей, как водится хлебом- солью. Воспитанники детского сада участвовали в таких играх как собери букет из листьев, сложи осенний листок , перенеси картошку ложкой, репка и т. д. На музыкальных занятиях ребята заранее разучивали осенние песни , частушки, хороводы, потешки, которые исполняли на фольклорном празднике . В процессе этой деятельности было замечено, что именно на таких мероприятиях дошкольники имеют возможность проявить творческие способности и таланты, научиться общаться со сверстниками, познакомиться с традициями и обычаями своего народа. Стоит отметить, что правильно организованная подготовка фольклорных праздников - одно из условий успешного их проведения. В ходе проведения праздников дети почувствовали всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это быть заметно во всём : в нарядности персонажей и зала, особом эмоциональном настрое детей. Эмоциональность восприятия праздника усилилась благодаря активному участию родителей. На свои праздники мы часто приглашаем родителей воспитанников. Ведь праздник - это еще одна прекрасная возможность пообщаться с близкими, заняться вместе приятным делом.

Публикации по теме:

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный.

В стародавние времена, когда заканчивались полевые работы, собран урожай, хлеб убран в закорма- люди собирались на посиделки. Там они веселились,.

Фольклорный праздник «Бирюлевские посиделки» Сценарий фольклорного праздника «Посиделки». в старшей группе Воспитатель: Шукшина Н. Н. Зал украшен в стиле.

Фольклорный праздник ко Дню матери «Посиделки» Зал украшен под русскую горницу. Под русскую народную мелодию выходит хозяйка. Хозяйка: На завалинках, в светелке Иль на бревенках каких.

Фольклорный праздник: «Посиделки на Покров» средняя группа, Воспитатель: Самойлова В. А Музыкальный руководитель: Костылева А. Г Вот так чудо.

Сценарий развлечения (старшая, подготовительная группы) «Осенние посиделки» (проводится русской избе) Цель: Приобщать детей к русской.

Сценарий развлечения «Осенние посиделки» Осенние посиделки /старшая группа/. Задачи: Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость.

Сценарий осеннего фольклорного праздника "Капустки" (для детей старшего дошкольного возраста от 5-7 лет)

В последнее время многие философы, педагоги и психологи начали говорить об изменении смысла и целей образования от «человека образованного» к «человеку культуры», о тесной взаимосвязи образования и культуры, где элементы культуры должны составлять ядро обновленного содержания образования и развивать у детей культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, эстетико-художественную культуру, психологическую культуру и другие культуры. Главное теперь – не вложить в голову ребенка как можно больше знаний, а воспитать его гармонически развитым, и научить его творчески мыслить, показать ребенку, как велик и многообразен мир, научить его жить в гармонии с ним.
Так же в последнее время начало повышаться национальное самосознание людей, вновь возродился интерес к народной культуре, традициям, народным праздникам. Мы стараемся возродить исконно русские традиции, И это не удивительно – ведь фольклорное искусство представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему и, как показывает многовековой педагогический опыт, является действенным средством в воспитании творческой личности.
Творческая основа фольклорного искусства - его вариативность и импровизационность, синкретизм способов коммуникативного общения (слово, музыка, движение) - позволяет раскрыть художественную индивидуальность личности ребёнка, способствует формированию его творческой активности, которая является одним из показателей развитой музыкально-эстетической культуры.
Для меня эта тема актуальна потому, что в русском фольклоре отражена вся многовековая мудрость народа, он просто пронизан любовью к своей родине, природе, семье. Он удивительно гармоничен, и очень трудно найти человека, которого бы оставили равнодушным задушевные русские песни или кого бы не захватила веселая русская пляска.
И свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, народными промыслами, привить им любовь к русской культуре и русским традициям.
Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».
Современная система народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.
Следует также выделить существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции.
Во-первых: обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы и праздника.
Во-вторых: массовость. На праздник собирались все, и все в нем участвовали. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза.
В-третьих: праздник – это веселье, смех.
Функции народных праздников:
- развивающая
- информационно-просветительная
- культурно-творческая
- рекреативно-оздоровительная.
Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю.
Цель: формирование познавательного интереса у детей к истории своей страны, к обычаям старины, к русскому народному фольклору.
Задачи:
1. Дать представление о русском народном празднике «Капустник», «Осенины»; расширить и обогатить социально-нравственный и эмоциональный кругозор детей.
2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни и танцы.
3. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту.
4. Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, русский фольклор.

Предварительная работа:
1. Наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью.
2. Рассматривание картин об осени известных художников.
3. Знакомство с осенними народными праздниками, русским народным творчеством, стихами, рассказами об осени, народными приметами, песнями хороводами.

Атрибуты:
Для засолки капусты: 2 столика; капуста, морковка, соль; терка, нож, разделочная доска; таз с водой и салфетками
2 пары больших галош + 2 стойки
Шишки – 10 штук
8 обручей, 2 ведра, 4 картошки, 2 лейки
2 грузовика с лентами, 2 лука, 2 огурца, 2 помидора, 2 свеклы, 2 картошки
Шапочки: огурцы – 2 шт., фасоль, горох, кабачок, грибы – 3 шт.
Шляпа для Пугало

Персонажи:
Ведущая
Тетушка Слякоть

Зал празднично украшен в осеннем стиле.
Под звуки вальса “Осенний сон” А.Джойса вбегают дети.

Ведущая: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости приглашаем всех вас в нашу горницу, на деревенские посиделки, садитесь поудобнее. Как гласит народная пословица: «В тесноте, да не в обиде».
- Ребята, отгадайте загадку:
Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосени ёлочек. Я ……..(осень)

- Посмотрите за окно. На дворе грустная пора осень. Что именно вызывает у вас грусть? (Хмурое небо, мелкий дождь, ненастная погода, холодно и т.д.)
- Но у осени есть и свои радости. А теперь представим себе, что мы живём много-много лет назад. Наступила осень. Работы в поле и огороде закончены. Можно было и отдохнуть. Люди выполняли по дому мелкую работу, пели песни и шутили. С обрядом одного такого праздника мы сегодня и познакомимся. Чему он был посвящён вы узнаете отгадав загадку еще одну загадку:

Голова - на ножке,
Зелены одёжки.

Ведущая: Ребята, а вы знаете как капусту надо солить?
-Что нужно взять из продуктов? (капусту, морковь, соль)
-Какие инструменты и посуда нам понадобятся? (Разделочные доски, ножи,
шинковка, сечка, тёрки, кадушка, толкушка).
- Капусту можно нашинковать ножом или шинковкой, или нарубить сечкой. Эта
работа трудная мы её поручим мама. Девочки у нас почистят морковку, а мальчики её
натрут.

ЗАСОЛКА КАПУСТЫ
Чтоб капуста сладкая хрустящая была надо морковку натереть.
А сейчас мы будем капусту в кадушку складывать, морковкой перекладывать, солью посыпать, да толкушкой толочь, чтоб капуста сок дала.
Чтобы капуста заквасилась её надо в тепле подержать несколько дней. Завтра мы её проткнём до самого дна, чтобы вышла вся горечь. А через 5-6 дней закроем деревянным кружком и положим сверху гнёт, и тогда кадушку можно опускать в погреб.



Ведущая: Вот мы и закончили солить капусту, но из неё можно приготовить и многое
другое. А что можно приготовить из капусты? (дети перечисляют блюда из капусты)
Ведущая: Кончил дело, гуляй смело. После работы начинается настоящее веселье. И вам я предлагаю повеселиться, и начать веселье с песни.

Хоровод «Капуста»



Ведущая: Скорей, ребята, поспешите,
И через лужу перейдите

Игра «Перейди лужу в калошах» (ст.гр.)
Участвуют по два ребенка. "Лужа" - ковер в центре зала. По сигналу дети надевают калоши и бегут с одного конца ковра до другого и обратно. Побеждает тот, кто прибежит быстрее.



Под музыку “Осеннее настроение” входит тетушка Слякоть и брызгает детей водой.

Тетушка Слякоть: Я на праздник торопилась,
Вот так славно нарядилась.
Смогу вас развеселить,
Очень щедро одарить.


Ведущий: Дорогая гостья, очень странно
Вы себя ведете на празднике у нас.
Чувствую я, что-то тут неладно –
Прекратите брызгать воду на ребят.

Тетушка Слякоть: Ой-ой-ой! Скажите-ка на
милость, ну подумаешь немного сырость
развела. Лучше загадку отгадайте
Маленькие детки
Расселись на ветках,
В коричневых рубашках
С орешками в кармашках. (Шишки)

Тетушка Слякоть: Шишки быстро разбирайте,
С ними в круг большой вставайте.
А потом уж не зевайте,
Шишки с пола поднимайте.

Игра «Шишки»
Дети разбирают шишки и, образуя круг, кладут их перед собой. Под музыку дети без шишек бегут по кругу. Осень убирает несколько шишек. По окончании музыки дети разбирают шишки. Оставшийся без шишки выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока останется одна шишка.

Тетушка Слякоть (сердито): Пока вы тут веселитесь, на поле уже давно урожай поспел. Собрать его некому, пропадает совсем.

Ведущая: Ты Тетушка, не переживай, сейчас наши ребята все исправят…

Игра «Посади и собери урожай»
Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
Участвуют 2 команды по 4 человека.

1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.



Тетушка Слякоть: Урожай-то мы набрали, теперь нужно перевезти его в хранилища.

Игра «Перевези с поля урожай» (ср.гр.)
В одной стороне зала стоят 2 грузовика, в другой стороне на пол раскладывают муляжи лука, огурцов, помидоров, свеклы и картофеля, по 2 штуки каждого. В игре участвуют по двое. По сигналу они везут грузовики на противоположную сторону зала, заполняют их овощами и возвращаются назад. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Более сложный вариант: перевозить по одному овощу.


Ведущий: Молодцы! Все справились с заданием. Тетушка Слякоть, а наши ребята тебе сейчас исполнят песню, «Урожайную»

Песня «Урожай собирай»




Тетушка Слякоть: Вот вы какие шустрые, урожай собрали, песни спели, а вот скажите-ка мне, кто все лето охраняет огород? Верно – Пугало!

Музыкальная игра «Пугало»

Дети и воспитатели, одетые в фольклорные костюмы, вместе с музыкальным руководителем под фонограмму песни «Течет ручей» (муз. А. Костюка, сл. П. Черняева) входят в музыкальный зал и встают в полукруг.

Ведущая:

За околицей села веселы были дела,

Вышли дети на народ, встали дружно в хоровод,

И танцуют при народе «Во саду ли, в огороде».

Хоровод «Во саду ли, в огороде»: на первую часть музыки дети и взрослые идут по кругу, на вторую часть делают два шага в центр круга со словами «о-хо-хо», затем два шага из центра круга со словами «а-ха-ха». На вторую часть музыки — хлопки в ладоши в ритм музыки, затем кружение. Садятся на места.

Ведущая . Раньше в деревнях после сбора урожая собирались люди на веселые гуляния: на других посмотреть, да и себя показать. Вот и мы с вами пришли на такое гуляние.

А ну, что сидите? А сказать ничего не хотите?

Выходят мальчик и девочка. Говорят по очереди.

Девочка:

Поглядите на ребят:

Все на лавочках сидят!

Все на лавочках сидят

И на девочек глядят.

Мальчик:

Мы не просто так сидим

И на девочек глядим.

Выбираем для души:

До чего же хороши!

Ведущая:

А будешь долго выбирать —

Не с кем будет танцевать!

Исполняется танец «Светит месяц» (русская народная мелодия). На первую часть музыки дети идут по кругу парами, у мальчика обе руки на поясе, девочка держит мальчика под ручку. На вторую часть дети останавливаются лицом друг к другу и под музыку выполняют движения: хлопок в ладоши, хлопок о ладонь друг друга, руки на пояс, развели в стороны (как бы удивились), снова хлопок в ладоши, снова о ладонь партнера и три хлопка в ладоши. Движения повторяются три раза. Затем выходят дети и читают небылицы.

1. Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах,

Щелкают орешки да творят насмешки.

2. Чудо, чудо-чудеса, на пеньке стоит лиса,

Палочкою машет, а зайчата пляшут.

3. Да разве это чудо? Я еще чуднее знаю!

На болоте стоит пень, шевелиться ему лень.

Шея не ворочается, а посмеяться хочется.

4. Да разве это чудо? Я еще чуднее видел!

Стучит-бренчит по улице — Фома едет на курице,

Нимошка —- на кошке по кривой дорожке.

5. Да разве это чудо? Я еще чуднее слышал.

Плыли утром по реке два барана в челноке,

Черный с удочкой, белый с дудочкой.

Черный рыбку ел, белый песню пел,

Как Иванушка младой шел с ярмарки домой.

Выходит мальчик с котомкой.

Ведущая:

А вот Иванушка идет.

Что-то нам он принесет?

Иванушка:

Я на ярмарку ходил,

Посмотрите, что купил.

Дети поют песню «Где ты был, Иванушка?» По ходу песни Иванушка достает покупки-игрушки: курочку, уточку, барашка, коровку.

Ведущая: Вот как много всего на ярмарке купил Иванушка. Осенью, ребята, когда заканчивались полевые работы и был убран урожай, открывались ярмарки. На них продавались разные товары. Иванушка купил себе животных. Они ему в хозяйстве пригодятся. А наши девочки на ярмарке платочки купили. Покажите нам свои платочки, красавицы!

С расписными павловскими платками выходят девочки.

Первая девочка:

Мы на ярмарку ходили

И платки себе купили.

Вторая девочка:

И на празднике у вас

Потанцуем мы сейчас.

Девочки исполняют «Танец с платками» (под русскую народную мелодию «Калинка»). На первую часть танцующие, с платками на плечах, ходят по залу. На припев платки держат перед собой на вытянутых руках и громко топают ногами («топотушка»). Затем накидывают платки на плечи и плавно ходят по залу. На припев кружатся, держа платок на вытянутых руках.

Ведущая:

Погляди-ка народ,

Кто-то к нам сюда идет.

Не шумите, не кричите,

А тихонечко сидите.

Выходят дети в шапочках Кота и Кошки, читают русские народные прибаутки.

Кошка:

Как у нашего кота очень шубка хороша,

Как у котика усы удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

Выйдет котик из ворот — сторонится весь народ.

Три-та-та, три-та-та,

Вышла кошка за кота!

Кошка:

За Кота Котовича, за Петра Петровича.

Тише, мыши, не шумите,

И кота вы не сердите.

Кот усами шевелит,

Всем вам прятаться велит.

Игра «Кот и мыши». Детям надевают шапочки мышек. Кот «спит», мыши бегают тихонько по залу под музыку «Ах вы, сени» (русская народная мелодия). Как только музыка прекращается, Кот просыпается и ловит мышей. Ведущая:

За околицей села

Веселы у нас дела!

Дети с ярмарки пришли

И всем ложки принесли.

Выходят дети с расписными ложками в руках и читают стихи.

Наши ложки всем знакомы,

Не сидится ложкам дома.

Ложки по свету гуляют

И мастеров своих прославляют.

Исполняется танец с ложками под музыку русской народной песни «Самара-городок». На первую часть музыки дети идут по залу врассыпную, держа руки с ложками за спиной. На вторую часть играют на ложках под музыку. Затем все садятся на места. Выходит мальчик:

Мы играем целый день,

Заплетаем свой плетень.

Проводится игра «Плетень» под русскую народную мелодию «Сеяли девушки яровой хмель». Дети разбиваются на четыре команды, руки у всех в команде «заплетены». Каждая команда ходит друг к другу в гости и кланяется. На вторую часть мелодии дети отпускают («расплетают») руки и танцуют, кто как может. По окончании пляски все снова «заплетаются» в свои плетни. Выигрывает тот плетень, который «заплетется» быстрее.

Ведущая: Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Выходит взрослый с куклой-дедом.

Дед: Здорово, ребята!

Дети: Здравствуй, дедушка Егор.

Дед: Какой забор? Я на заборе не сижу, за девчатами не гляжу! Старый стал! А вот поиграть с вами — поиграю!

Проводится игра «Как у дедушки Егора было семеро детей».

Дети стоят по кругу, ребенок с куклой в центре. Все поют: «Как у дедушки Егора было семеро детей. Они не пили, не ели. друг на друга все глядели, разом делали вот так!» Ребенок с куклой показывает любое движение (например, хлопки в ладоши), дети повторяют, игра продолжается.

Ведущая: Вот и подошел к концу наш праздник. Становись-ка, народ, ты в прощальный хоровод!

Дети встают в хоровод и под русскую народную мелодию «Посею лебеду на берегу» (фонограмма) уходят из зала.

Галина Мухина
Фольклорный праздник в старшей группе «Осенние посиделки»

УТРЕННИК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ «ЧЕМ БОГАТЫ, ТЕМ И РАДЫ»

Декорации : русская изба с печью, лавками и т. д.

Ведущий : (на фоне р. н. п. «Ходила младешенька» )

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души .

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир .

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить :

Скучно жить без посиделок ,

Их бы надо возродить.

(В зал входит Хозяйка)

Хозяйка : Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть! Рады видеть вас у себя в гостях. В нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой , праздник радостный . По обычаю по старинному посиделками называется . Пожалуйте, гости дорогие! Милости просим!

(В зал входит первая группа детей . Раскланиваются с Хозяйкой)

Хозяйка : Здравствуйте, проходите, будьте как дома.

Гость : Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

(Усаживаются на лавку. Входит вторая группа гостей . Раскланиваются с Хозяйкой)

Хозяйка : Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – честь!

Гость : Туда голуби летают, где их привечают.

(Усаживаются на лавках)

Хозяйка : Собралось у нас гостей со всех волостей. Ну, что ж, доброе начало, как говориться, половина дела. Припасла я вам забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

(Исполняется р. н. п. по выбору муз. Руководителя)

Хозяйка : Мужики здесь мастера,

Ловко правят все дела.

Да и девицы под стать

Им не станут уступать!

Вот сейчас мы и убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь промучишься.

Станет музыка играть,

Надо ниточку в клубочек намотать.

А как кончит играть,

Значит, хватит вам и ниточку мотать.

(Проводится игра для девочек «Смотай клубочек» )

Хозяйка :(мальчикам) А вы, ребятушки, что призадумались? Вижу и вам поиграть захотелось. И для вас есть у меня игра-забава. Надо быстро в лапти обуться и ко мне вернуться.

(Проводится игра «Обуй лапти» )

Хозяйка : Издавна славился русский народ своим трудолюбием. И мы не сидели сложа руки. Богатый урожай вырастили в своем огороде.

(Хоровод «Во саду ли, в огороде» )

Разрешите мне начать.

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать.

Слушайте, запоминайте,

Складно, быстро повторяйте.

(Для детей : Три сороки тараторки тараторили на горке)

Хозяйка : И для этих гостей у меня скороговорки припасены.

Туесок мой раскрывайте,

Скороговорку доставайте.

(Проводится игра с родителями. Скороговорки для родителей : - Летели три пичужки через три пустых избушки; - Несет Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня; - Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши)

Хозяйка : Бай качи-качи-качи

Вкусны наши калачи.

Калачики доставайте

Да играть начинайте!

(Проводится игра «Калачи» )

Хозяйка : А сейчас для всех ребяток

У меня полно загадок

(Загадывает загадки)

Хозяйка : Там, где песня льется,

Веселей живется.

Ну-ка, дети запевайте,

А мамы, папы подпевайте.

(Исполняют песню по выбору муз. Руководителя)

Хозяйка : Приглашаем вас сейчас

На веселый перепляс.

(Русская пляска)

Хозяйка : Играми да песнями сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощеньем знатным. Чем же мне потчевать вас, гости дорогие?

Гости : (по очереди)

Не красна изба углами, а красна пирогами;

Все, что есть в печи, на стол мечи;

Где есть пить, там и квас лить.

Ешь пока рот свеж, а завянет, никто не заглянет.

Хозяйка : Я приглашаю вас на чай.

«С чая лиха не бывает» -

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд!

(Чаепитие совместно с родителями)

Публикации по теме:

«Посиделки». Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной групп «ПОСИДЕЛКИ» ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ Составила Чеснокова Наталья Владимировна – музыкальный руководитель МБДОУ «Детский.

«Деревенские посиделки». Фольклорный праздник для детей и родителей старшей и подготовительной группы ДЕКОРАЦИИ: деревенская околица, плетень, собачья конура. На плетне – лапти, крынки. Около плетня – лавочки, берёзовые пеньки. Макеты деревенских.

Фольклорный праздник «Посиделки» Ход занятия: Звучит музыка стук в дверь заходят девочки Гости: Дома ли хозяюшка? Хозяюшка. Дома, дома! Проходите, гости дорогие! Девочки.

Фольклорный праздник «Посиделки у печки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Дом детского творчества города Рудни Смоленской области.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский Пензенской области. Фольклорный.