Песочная терапия. Игры с песком

Сейчас лето и многие из нас ходят на пляж всей семьей. Это счастливое время отдыха можно провести очень интересно и с огромной пользой, как для себя, так и для ребенка. Игры с песком очень эффективный способ развития детей в целом и их творческих способностей в частности. Многолетняя практика свидетельствует, что такие игры позитивно влияют на эмоциональное благополучие ребенка. Учитывая же то, что это одни из самых любимых игр в летнее время, то просто глупо не использовать их с развивающей, обучающей и психокоррекционной целью.

Сегодня очень популярен метод sunplay, что в переводе с английского означает "песочная игра". Это тот самый метод благодаря которому ребенок из песка и небольших фигурок (можно использовать так же ракушки, камешки, лепить такие фигурки из пластилина, использовать любые подручные предметы и прочее) строит свой индивидуальный и неповторимый мир в миниатюре. Играя он выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании.

Игры с песком дают ребенку возможность ощутить себя уверенным и умелым: он творит новое, не боится сломать старое и что-то менять. В песочнице созданы оптимальные условия для развития творческого потенциала ребенка, активизации его пространственного воображения, образно-логического мышления, тренировки мелкой моторики рук. Так же игры с песком являются эффективным методом психологической помощи детям:

  • в формировании уверенности в себе и стойкой самооценки;
  • в гармонизации внутреннего эмоционального состояния. В частности при негативизме, обидчивости, конфликтности;
  • при переживании любых травматических ситуаций, таких как развод родителей, потеря близкого человека;
  • в адаптации к любым изменениям в жизни;

Взрослые могут быть уверенны: если в детском песочном королевстве все спокойно, то и в душе у ребенка спокойствие и гармония.

Видеоуроки по математике.

Игры на песке.

Организовывая игры с песком следует придерживаться некоторых правил:

  • Максимально задействовать творческий подход и фантазию.
  • Полностью исключить негативную оценку как действий ребенка, так и результата его деятельности.

На песке можно еще и писать - писать буквы, цифры...Детям не страшно допустить ошибку: это не бумага, и легко можно исправить допущенные ошибки, поэтому на песке дети пишут с удовольствием. После изучения знаковой системы кроме самих знаков можно использовать такой прием как "дорисовывание".

Например. Попросите ребенка нарисовать какую-либо фигуру (квадрат, треугольник, круг и т.д.) и попросите затем, чтобы он дорисовал ее так, чтобы вышел предмет (стул, стол, лопата. лампочка и прочее)

Дети очень любят необычные истории и сказки, которые не только переносят их из реального мира в волшебный, но и развивают их кругозор. Через сказку в бессознательное ребенка закладываются яркие образы и своеобразный «банк» жизненных ситуаций. То есть набор знаний о тех процессах, которые происходят способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве этого мира и прочее. Если Вы читаете ребенку сказки, то можете разыграть любую из них на песке. Нарисовать или изготовить ее героев из песка. Сказку можно разыграть переставляя ее персонажей в различных направлениях. При этом дети могут начать самостоятельно творить изменяя сюжет, добавляя новых героев.

Сказки на песке - это не только интересное проведение времени и занятие для Вас с ребенком, но и инструмент развития в ребенке тонкого ощущения внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и напряжения, воспитания уверенности в будущем, в том что в любом случае все будет хорошо. При помощи сказок на песке можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его личности, если такие начинают формироваться.

Упражнения на песке.

Упражнение первое. Необычные следы.

Цель: Развитие тактильных ощущений, воображения.

Ход упражнения: Взрослый предлагает ребенку упражнение имитационного характера, которые оставляют след на песке. Например:

  • "идут ведмеди" - ребенок кулачком и ладошками с силой давит на песок;
  • "прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок бьет по поверхности песка, перемещаясь в разных направлениях.
  • "ползут змеи" - ребенок пальцами рук оставляет на песке волнистый след в разных направлениях:
  • "бегут жучки, паучки" - ребенок двигает всеми пальчиками, имитируя движения жуков (можно полностью погрузить руки в песок, руки встречаются - "жучки здороваются")
  • "крокозябла" - ребенок делает на песке разнообразные отпечатки, выдумывая названия для фантастических животных, которые оставили эти следы.

После окончания игры вымышленное животное можно нарисовать и сделать ее обитателем песчаного королевства.

Упражнение второе. Песочный круг.

Ребенок и взрослый рисуют на песке произвольный круг и украшают его разнообразными предметами: ракушками, камешками, пуговицами, семенами, монетами, бусинами и прочее. Они придумывают название своему «песочному кругу».

Упражнение третье. Узоры на песке.

Цель: закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности.

Взрослый пальцем, ребром ладони или щеточкой рисует разнообразные знакомые ребенку геометрические фигуры, простые или более сложные узоры - прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступеньки и т.д.. После чего предлагает ребенку нарисовать такой же рисунок чуть ниже или продолжить уже имеющийся рисунок взрослого. Так же узоры на песке дети могут выкладывать в определенной последовательности из разнообразных предметов - камешков, ракушек, монеток и прочее.

Заработок на рецептах! УЗНАЙ КАК!!!

Упражнение четвертое. Волшебное исчезновение.

Цель: развитие памяти и внимательности.

Взрослый выставляет на песке фигурки (этот процесс также можно обыграть каким-либо образом в зависимости от того, какие предметы у вас имеются. Например:"А сейчас на сказочной полянке появляется волшебная принцесса Жасмин со своим другом Алладином. У принцессы Жасмин есть много сокровищ - красивых морских ракушек и камешков. К ним в гости часто приходят друзья - зайка, котенок, тигренок и так далее). Достаточно 5-6 предметов. Ребенок рассматривает предметы, а затем его просят закрыть глаза и произнести волшебные слова. Пока ребенок это делает взрослый прячет несколько фигурок в песок. Ребенок открывает глаза и отгадывает каких фигурок нет. После чего ищет их в песке и сверяет свои ответы с найденными фигурками. Со временем задание можно усложнять увеличивая количество фигурок.

Упражнение пятое. Следы на песке.

Цель: развитие левого и правого полушарий мозга и мелкой моторики рук.

Взрослый просит ребенка поставить ладошки на песок. Затем провести 2-мя ладошками по песку вверх, затем - вниз, затем - одной ладошкой вверх, а одной вниз, затем наоборот. То же самое делаем влево и вправо. То есть. Обеими ладошками влево, затем вправо, затем одной влево, а другой - вправо, затем наоборот. Далее можно усложнять задание. Одной ладошкой вверх, а другой вправо или одной влево, а другой вниз и так перебрать все возможные комбинации. Сначала не спеша, затем темп можно ускорить.

Когда упражнение с ладошками выполняется легко, то можно перейти к рисованию кругов на песке. Попросить ребенка нарисовать круги обеими руками начиная движение слева на право, затем справа налево, после чего попросить нарисовать одной рукой круг слева направо, а другой справа налево одновременно.

Упражнение шестое. Разговор с руками

Родитель и ребенок обводят на песке силуэт ладоней. Затем Вы оживляете песочные ладошки - дорисовываете им глазки, ротик, выкладываете различными камешками и ракушками пальчики. После этого необходимо затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?», «Что вас огорчает?», «Чего вам хотелось бы» и т. д. . При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Упражнение седьмое. Кто в домике живет.

Цель: закрепить знания про пространственные фигуры и формы, развить слуховую и зрительную память;

Это упражнение делается на мокром песке. Взрослый просит ребенка помочь ему построить домик для разных животных. Например бегемотик хочет жить только в квадратном домике, а жираф - в прямоугольном, зайчанок - в круглом и так далее. Теперь взрослый говорит:"Помоги мне расселить жителей по их домам. Пусть вот здесь живет бегемотик (ребенок в этот момент выбирает пасочку нужной формы и строит домик из песка), а вот тут живет зайчик (ребенок строит следующий домик), ну а здесь мы поселим жирафа"

Задание можно усложнять вводя все большее количество предметов.

Видео про погрузчик (или экскаватор, или грейдер) и хрюшку на пляже. Игра для детей "горячо-холодно"

Если статья понравилась и была полезна - подписывайтесь на обновления.

Подобные материалы:

Сказкотерапия. Возвращаем ключи судьбы.

Смехотерапия. Как и почему это работает.

Как вырастить счастливого ребенка.

При использовании материала индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Нужно помнить, что в песочнице ваш ребенок может подвергнуться опасности заразиться многими серьезными заболеваниями. Можно подхватить яйца гельминтов, что является самым частым встречающимся заражением организма ребенка. Зачастую, играя с песком, дети заражаются тремя видами гельминтов: аскариды, острицы, токсокары. Мама должна помнить, что во время игр ее чадо может получить заражение также от других деток такими неприятными инфекциями, как, например, дизентерия, грибковое заболевание (стригущий лишай).

Главные правила безопасности при игре с песком:

1. Выбирайте место для игры. В простых песочницах, которые располагаются во дворах или детских садах, особенно высок риск заразиться, так как к ним имеют доступ кошки и собаки, люди бросают окурки, бутылки и так далее. Не стоит отпускать играть ребенка в песочницы в городских дворах, не имеющие ограждения.
2. Безопаснее играть на пляже, так как от высокой температуры и хорошего нагревания песка большинство личинок погибают, поэтому риск заражения крохи во время игры с песком значительно снижается.
3. Главное правило во время игр в песочнице – полный запрет на перекусы в песке. Это не гигиенично, ведь руки ребенка грязные, а значит на них может быть большое количество бактерий. Постоянно мыть руки на улице нереально. Необходимо постоянно следить, чтобы малыш не грыз игрушки в песочнице, а также не пробовал сам песок. Еще следует предупредить ребенка, что кидаться песком в других деток нельзя, так же как играть с найденными в песке различными предметами. За совсем маленькими детками в любом случае необходим неусыпный присмотр взрослых, только так вы сможете избежать неприятностей.
4. Если у ребенка имеются открытые ранки, тогда в целях безопасности пока они полностью не заживут малышу лучше не играть в песке и с песком.
5. Ребенку не стоит играть на холодном или сыром песке, также нельзя допускать, чтобы кроха садился на него, так как у него может образоваться заболевание мочеполовой системы. Это очень важно для девочек, ведь у них могут возникнуть воспалительные заболевания.
6. Чтобы песок не пылил или не подпадал в глаза детям, его можно смачивать. Также влажный песок не будет рассыпаться, если детвора решит построить замок или «налепить пирожков». Смачивать песок лучше водой из лейки, чтобы она не разбрызгивалась и в конечном итоге у вас не образовалась «каша».
7. Ночью песочницу лучше закрывать фанерой или целлофаном, это поможет избежать визита незваных гостей.
8. После прогулки нужно протереть лицо ребенка влажной салфеткой, а дома умыть с помощью мыла, поменять одежду, а также вымыть обувь. Если песчинка попадет ребенку в глаз, его следует промыть водой двигаясь от внешнего края глаза к внутреннему. Придя домой воспользуйтесь свежим отваром ромашки, который имеет противовоспалительное действие.
9. Раз в месяц сдавайте анализы на выявление яиц гельминтов, это не зависит от частоты общения с песком, зато позволит выявить заражение на ранней стадии, а значит вылечить заболевание без каких-либо последствий для здоровья ребенка.

Консультация для родителей: "Игры с песком"

Цель: Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.

Образовательные задачи: формирование навыка экспериментирования с песком; обогащение тактильного опыта у воспитанников;

Развивающие задачи: развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.

Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Образовательные области: "Здоровье" продолжать вызывать желание заботиться о своем здоровье.

Оборудование:
стол с песком; столы и стулья на каждого ребенка; тарелочки с песком по количеству детей; магнитная доска; картинка улыбающегося солнышка; мелкие предметы (макароны; бусины; фасоль), вода и салфетки для мытья рук.

Педагог: Здравствуйте ребята, поздоровайтесь с гостями. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку.
Ребята, а знаю такую волшебную страну, где круглый год лето, светит солнышко и согревает все кругом своими лучиками. В этой стране совсем нет снега, там много песка, которым можно играть, из которого можно строить замки. Хотите туда отправиться?
А солнышко, которое светит нам с мольберта, знает туда дорогу.
Ребята повторяйте за мной:
Проснулось солнышко и сладко зевнуло (Поднять руки вверх), Солнышко лучик тебе протянуло (Протянуть руки в центр круга), Солнышко щечку тебе полоскало (Погладить ладонями щечки), Доброй дороги тебе пожелало! (Прижать ладони к груди).
И вот мы уже в волшебной стране.
Дети подходят к столу с песком.

Посмотрите ребята, что это? Ответы детей, песок. Правильно - это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним.
Но прежде, чем мы начнём играть с песочком, давайте повторим правила игры с песком:
1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
2. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
4. Нельзя вдыхать песок - будет трудно дышать!
5. После игры с песком – помой руки!
Педагог: Молодцы! Все правила запомнили!
Давайте опустим ладошки в песочек, погладим его, переберем пальчиками. Какой он на ощупь?
Ответы детей: теплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный.
Давайте аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуем, как приятно стало нашим ладошкам. А теперь давайте представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по теплому песочку от края стола к центру и за тем обратно.
Пошли пальчики гулять, Долго, долго шли пешком, А затем бегом, бегом, Немного поскакали. И в конце пути упали.
Ребята давайте поиграем в игру «Необыкновенные следы». Посмотрим, как идёт медведь.
«Идёт медведь» - сжимаем руки в кулачок и с силой надавливаем на песок.
Мишка косолапый
По лесу идет, Топ-топ-топ..

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.


«Ползёт змея» - расслабленными/напряженными пальцами рук делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Змея очковая в песке
Очки вдруг потеряла.
Ползет она в большой тоске,
Ползет куда попало.


«Бежит сороконожка» - двигаем всеми пальцами, имитируя движение.
У сороконожки заболели ножки.
Видишь на дорожке снятые сапожки?


Педагог: Посмотрите, какие получились интересные следы, сколько их много и все они разные.
А теперь, я прошу вас подойти к столам и сесть на стулья. Молодцы!
Педагог: (Обращает внимание на солнце на мольберте). Ребята, посмотрите, как ярко светит наше солнышко. Так и хочется понежиться под его лучами. Наши глазки не привыкли к такому яркому свету, давайте зажмурим глазки сильно-сильно, откроем. Уже легче смотреть на солнце. Еще раз зажмурим, сильно-сильно, откроем. Поморгаем. Привыкли глаза. Теперь солнышко не кажется таким ярким.
Сейчас я приглашаю родителей помочь детям справиться со следующим заданием.
Перед вами стоят тарелочки с песком, вам нужно нарисовать пальчиком солнце (рисуем круг и лучики), а затем мамы помогут вам украсить лучики разными мелкими предметами.
Игра – упражнение «Песочное солнце»
Цель: Создание мандалы на песке, с использованием мелких предметов (макарон; бусин; фасоль). Ребёнок на песке рисует круг, совместно с мамой украшает лучики солнца различными предметами.


Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы ребята! Все справились с заданием. Наши солнышки нам улыбаются, давайте мы тоже улыбнемся им.


Педагог: Дорогие мамы, все эти несложные и интересные упражнения, вы сможете проделать совместно с детьми во время игры, на летнем отдыхе, прогулки во дворе и даже в домашних условиях, если позаботитесь о запасах песка. Вместо песка можно использовать различные виды круп, соль, а чтобы игра казалась интереснее, песочек с помощью пищевых красителей можно покрасить в яркие цвета.
Игры с песком отлично развивают воображение ребёнка, мелкую моторику рук, делают пальчики чувствительными, обогащают тактильный опыт и конечно вызывают положительные эмоции.
Но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком - помой руки!

Следует помнить, что в песочнице ребенок может подвергнуться опасности заражения многими серьезными болезнями. Можно подхватить яйца гельминтов – самое часто встречающееся заражение организма ребенка. Обычно, играя с песком, можно заразиться тремя видами гельминтов: острицы, аскариды и токсокары. Следует помнить, что во время игр ребенок может получить заражение от других детей такими неприятными инфекциями, как дизентерия или грибковое заболевание (к примеру, стригущий лишай).

Основные правила безопасности при игре с песком:

  1. Выбрать место для игры. В обычных песочницах, которые находятся во дворах или детских садах, повышенный риск заразиться, потому что к ним имеют доступ бродячие кошки и собаки, люди могут бросить окурки, бутылки и тому подобное. Не следует отпускать играть ребенка в те песочницы в городских дворах, которые не огорожены.
  2. Безопаснее привести ребенка на пляж. На пляже от высокой температуры и нагревания песка многие личинки погибают, поэтому риск заражения ребенка во время игры с песком немного снижается.
  3. Основное правило во время игр в песочнице – это полный запрет на любые перекусы в песке. Это и не гигиенично, так как руки ребенка грязные и на них может быть много бактерий. Постоянно мыть руки на улице не получится. Нужно постоянно следить, чтобы ребенок не грыз игрушки в песочнице и не пробовал песок. Также нужно предупредить ребенка, что нельзя кидаться песком в других детей, не играть с найденными в песке разными предметами. Для совсем маленьких детей в любом случае необходим присмотр взрослых, чтобы избежать неприятностей.
  4. Если есть открытые ранки, в целях безопасности до их полного заживления игры с песком лучше отложить.
  5. Ребенку нельзя играть на холодном или сыром песке, нельзя допускать, чтобы он садился на него, у него может возникнуть заболевание мочеполовой системы. Особенно это важно для девочек – могут возникнуть воспалительные заболевания.
  6. Песок можно смачивать для того, чтобы он не пылил и не попал случайно в глаз ребенка, а также не рассыпался, если нужно строить замок или «печь пирожки». Лучше это делать водой из лейки, тогда вода не разбрызгивается и не получается «каша».
  7. Ночью лучше закрывать песочницу фанерой или целлофаном, чтобы избежать визита непрошенных гостей.
  8. После прогулки необходимо протереть лицо ребенка салфеткой, а дома умыть с мылом, поменять одежду и вымыть обувь. Если песчинка попала в глаз, его нужно промыть водой движением от внешнего края глаза к внутреннему. Дома можно использовать свежий отвар ромашки, который обладает противовоспалительным действием.
  9. Раз в месяц нужно сдавать анализы на выявление яиц гельминтов, при этом не важно, как часто ребенок играет с песком. Это позволит выявить заражение на ранней стадии и вылечить заболевание без последствий для здоровья ребенка.