Воспитание толерантности как стратегии поведения. Воспитание толерантности у детей

  • 2. Классические концепции воспитания
  • 3. Современные концепции воспитания
  • Системно-функциональная модель педагогической деятельности (по н. М. Таланчуку)
  • Глава 3. Организация воспитательного процесса в школе
  • 1. Динамика воспитательного процесса
  • 2. Виды воспитательного процесса
  • 3. Воспитательная работа.
  • Глава 4. Воспитательные системы и их развитие
  • 1. Что такое воспитательная система?
  • 2. Развитие воспитательной системы школы
  • 3. Методика созданий воспитательной си­стемы школы
  • Глава 5 закономерности и принципы воспитания
  • 1. Закономерности процесса воспитания школьников
  • 2. Принципы воспитания
  • Глава 6 педагогическое взаимодействие в воспитании
  • 1. Сущность и структура взаимодействия
  • 2. Типы взаимодействия
  • Типы взаимодействия
  • 3. Развитие взаимодействия педагогов и учащихся
  • 4. Условия, влияющие на взаимодействие педагогов и детей
  • Глава 7 самовоспитание как процесс и результат воспитания
  • 1. Сущность процесса самовоспитания
  • Системно-функциональная модель самовоспитания личности
  • 2. Стимулирование самовоспитания как пе­дагогическая задача
  • 3. Диагностика готовности детей к самовос­питанию
  • Глава 8 содержание воспитания
  • 1. Многоаспектность содержания воспита­ния школьников
  • 2. Развитие сущностных сфер человека
  • 3. Формирование готовности школьников к социальным отношениям
  • Системно-ролевая модель формирования личности (по н. М. Таланчуку)
  • 4. Формирование базовой культуры лич­ности
  • Глава 9 воспитание патриотизма и культуры межнационального общения
  • 1. Патриотическое воспитание молодёжи
  • 2. Воспитание культуры межнационально­го общении
  • 3. Воспитание толерантности и веротерпи­мости
  • 4. Методика воспитания толерантности и культуры межнационального общения
  • Глава 10 методы и приемы воспитания
  • 1. Что такое метод воспитания?
  • 2. Классификации методов воспитания
  • Классификация методов воспитания
  • 3. Приемы воспитания
  • 4. Выбор методов и приемов воспитания
  • Глава 11 коллектив как объект и субъект воспитания
  • 1. Понятие коллектива
  • 2. Реализация воспитательных функций коллектива
  • 3. Развитие детского самоуправления
  • 4. Сотрудничество педагогов и учащихся как фактор развития детского самоуправ­ления
  • Глава 12 формы воспитания
  • 1. Понятие «форма воспитательной работы»
  • 2. Классификация форм воспитательном роботы
  • 3. Проблема выбора форм
  • 4. Диалоговые формы воспитания
  • Сравнительные характеристики обычных разговоров учителя и учеников и дискуссии
  • 5. Формы коллективной творческой дея­тельности
  • 6. Игра в воспитательном процессе
  • 7. Изучение эффективности и анализ фор­мы воспитательной работы
  • Глава 13 функции и направления деятельности классного руководителя
  • 1. Вариативность классного руководства
  • 2. Функции классного руководителя
  • 3. Направлений деятельности классного ру­ководителя
  • 4. Взаимодействие классного руководите» и семьи ученика
  • 5. Классный руководитель и педагогический коллектив
  • 6. Классный воспитательный час
  • 7. Анализ и планирование работы клас­сного руководителя
  • Раздел плана работы классного руководителя
  • I. Коллективный анализ и целеполагание воспитатель­ной работы с привлечением родителей, учащихся, учите­лей класса.
  • III. Составление предварительного варианта плана ра­боты классного руководителя с учетом воспитательных и организационно-педагогических задач.
  • IV. Коллективное планирование работы в ученическом и родительском коллективах с привлечением учителей, организованное классным руководителем.
  • V. Составление плана классного руководителя, конкре­тизация его предварительного варианта, внесение коррек­тивов с учетом материалов коллективного планирования.
  • 1. Воспитательный процесс в сельской школе
  • 2. Организация воспитательной работы
  • 3. Особенности организации воспитательного процесса в учреждениях дополнитель­ного образования детей
  • 4. Воспитание в детских объединениях и организациях
  • Глава 15 взаимодействие школы и семьи в воспитании детей
  • 1. Воспитательные функции семьи
  • 2. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
  • 3. Содержание и формы совместной дея­тельности школы и семьи
  • 4. Формы взаимодействия педагогов и родителей
  • 3. Воспитание толерантности и веротерпи­мости

    Основным принципом в общении между людьми должны стать терпимость, причем терпимость не пассивная, а ак­тивная, когда люди настойчиво ищут не то, что их разъеди­няет, а то, что объединяет.

    Людям свойственны разные воззрения и интересы (соци­альные, экономические, национальные, вероисповедные). В этой связи терпимость (толерантность) становится осно­вой цивилизованных отношений между людьми. Особенно она важна сегодня в России, когда мы переживаем период радикальных трансформаций, переоценки ценностей, воз­никновения полярных по своим убеждениям партий, рас­слоения общества.

    Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, об­щества в целом. Она полностью соответствует тем гумани­тарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.

    Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть - со своими обычаями, традиция­ми, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому - это наш долг, причем в первую оче­редь - перед своей совестью.

    Однако в реальной жизни, в обыденном мнении часто со­здается негативное отношение к тем или иным группам лю­дей, проявляется агрессивность.

    Толерантность означает уважение, принятие и правиль­ное понимание богатого многообразия наших форм само­выражения и способов проявления человеческой индиви­дуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии.

    Это качество является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека.

    Толерантность - реализуемая готовность к осознан­ным личностным действиям, направленным на достиже­ние гуманистических отношений между людьми и группа­ми людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

    Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то и проявляется во всех жизненных ситуа­циях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в от­ношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относится к людям другой веры или националь­ности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о меж­личностной, социальной, национальной толерантности и ве­ротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере.

    Проявление толерантности, которое равнозначно уваже­нию прав человека, не означает терпимого отношения к со­циальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же пра­во за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению,

    речи, поведению и ценностям, но обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также оз­начает, что взгляды одного человека не могут быть навяза­ны другим.

    Толерантность является структурным компонентом лич­ности и затрагивает все сущностные сферы человека.

    Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую обще­ственность, так и российское общество. Прежде всего это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расши­рение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти со­циальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных со­циальных проблем.

    Сегодня решение задачи воспитания толерантности дол­жно пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воз­действие на формирование личности ребенка. Педагоги ча­сто сталкиваются с неблагоприятным воздействием сте­реотипного мышления членов семьи, антисоциальных норм неформальных объединений, «героической» агрессивности, пропагандируемой средствами массовой информации.

    Школа имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Они могут быть реализованы в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гумани­стические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

    Основой толерантности является признание права на от­личие. Оно проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь; в понимании и принятии тради­ций, ценностей и культуры представителей другой нацио­нальности и веры.

    В то же время терпимость вовсе не означает безразличия к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Если невозможно сразу и однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

    В рамках педагогического влияния на межнациональное общение необходимо говорить о воспитании межнациональ­ной толерантности, потому что она проявляется в отноше­ниях между представителями разных национальностей и предполагает способность видеть и строить межнациональ­ные отношения с учетом соблюдения интересов и прав вза­имодействующих сторон.

    В словаре «национальная толерантность» трактуется как «специфическая черта национального характера, духа на­родов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ори­ентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отно­шениях». Таким образом, межнациональная толерантность - это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической груп­пы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия само­выражения.

    Межнациональная толерантность тесно связана с веро­терпимостью, которую также необходимо воспитывать у мо­лодого поколения. Сегодня часто бесцеремонно в духовную жизнь российских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные, религиозные организации. Согласно ст. 14 Конституции РФ наше государство - светское, ни­какая религия не может устанавливаться в качестве госу­дарственной или обязательной. В другой статье (28-й) гово­рится, что «каждому гарантируется свобода совести веро­исповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедо­вать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

    Таким образом, ст. 14 запрещает обязательность и го­сударственный характер религии, ст. 28 разрешает ее сво­бодно выбирать и распространять независимо от места жи­тельства или должности человека. Следовательно, это может делать и учитель школы. Тем более что в ст. 29 Конституции говорится о праве свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом, о запрете цензуры. В то же время существует запрет на про­паганду религиозной нетерпимости или религиозного пре­восходства.

    Однако следует заметить, что не все религиозные объеди­нения заслуживают толерантного отношения, особенно когда речь идет о религиозных культах экстремистской направ­ленности. Некоторые из них, имеющие скандальную славу на Западе, зарегистрированы в нашей стране и пополняют свои ряды за счет российской молодежи. Деятельность этих орга­низаций должна рассматриваться с позиции их негативного влияния на семью, детей, молодежь. Здесь воспитывается человек, отвергающий родную семью, традиции, свой народ. Действительно, подобные обстоятельства усложняют де­ятельность педагогов по воспитанию веротерпимости у де­тей, однако очень многое зависит от каждого учителя, от его личной позиции в решении этой проблемы, от профес­сионализма в подходе к данному вопросу в учебной и вне-учебной работе.

    Как в этой связи относиться к преподаванию религии в школе? Вероятно, целесообразно детям давать знания о различных религиях, что позволит обеспечить свободный осознанный выбор религии или отказ от всех ее разно­видностей. Ознакомившись со всем культурным достояни­ем, ученик способен выработать в себе доброжелательное отношение к любому другому религиозному или мировоз­зренческому подходу.

    Можно предложить в плане воспитания у школьников ве­ротерпимости специальный курс по истории религий народов России, предусмотрев прежде всего изучение религии свое­го народа, затем ознакомление подростков с верованиями других этносов, проживающих в России. При этом важно, чтобы чужая вера освещалась как мировоззрение, составля­ющее основу национальной культуры, когда определяются, особенно на ранних этапах развития общества, ценностные ориентации, образ жизни и ментальность народа.

    Воспитание толерантности и веротерпимости является важнейшим элементом и условием формирования культу­ры межнационального общения.

    Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. Путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному уважению лежит в трех проекциях: 1. апеллировать к симпатическому пониманию, (Г.Г. Шпет), 2. Формирование эмпатии – М.М. Бахтин, путь к пониманию через со-мышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет ведет в свою очередь к со-действию.

    Если человек толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен.

    Воспитание толерантности – это процесс воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям. Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. В этой связи, в воспитании толерантности выделяется два понятия: Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

    Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

    Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. оспитание как процесс взаимодействия, а не воздействия сопряжен с толерантностью - с терпением и терпимостью, но не всего, что угодно, а лишь того, что дает пищу для размышления и развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают этого другого. Однажды в Германии мне довелось общаться и жить в доме человека, который проявил огромную доброту, бескорыстие, но когда я неверно воспользовалась водой в душе, очень тактично и тонко поправил ошибку. Эта ситуация запомнилась, но оставила в недоумении. Дождавшись удобного момента, я задала вопрос о том, почему ему приходится экономить воду, будучи столь богатым человеком? Он ответил очень ясно и убежденно, что запасы пресной воды на планете ограничены и если каждый из нас не будет заниматься самоограничением, это скажется на качестве жизни других людей. «Ведь кому-то может не хватить, если я что-то использую чрезмерно». Думаю, что он преподал хороший урок. Во всяком случае, хочу сказать, что размышляя над этим, я все больше начинала понимать, что значит стимулировать процесс осознания, дав образец собственного поведения. Признаться честно, по возвращении из Франкфурта я долго следила за собой, боясь бросить бумажку в неположенном месте, оставить непогашенным свет, вовремя отремонтировать кран, чтобы вода не расходовалась впустую, и т.д. Постепенно кое-что стало получаться автоматически. Сформировалась установка.



    Воспитание толерантности через образцы нравственных поступков

    Для воспитания толерантности необходимы люди, готовые увлечь за собой собственным примером. О том, что обществу необходимы образцы для подражания, которые будут стимулировать не только мысли, но и действия, поступки, пишет Ю.А. Шрейдер: «Без человеческих образцов высшей нравственности не возникает элементарное просвещение, а сохраняющиеся устои подвергаются размыванию временем… Точно так же мораль не может сохраниться в обществе, где отсутствуют абсолютные моральные ориентиры и подвижники, готовые идти на жертву ради следования этим ориентирам. В таком обществе и элементарная порядочность становится редчайшим явлением» .

    Сам термин «толерантность» как дозволение, уступка сначала только в вопросе религиозной свободы, как допущение иного появляется в Европе уже во второй половине XVI века, хотя этому предшествовал значительный по времени этап вызревания и осознания феномена толерантности.

    Моделью толерантных отношений в современном понимании, по мнению французского исследователя М. Конша, является такое сообщество, в котором господствуют интеллектуальная свобода и абсолютная терпимость к любому мнению. Толерантность - «...это взаимная свобода, которую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, таким образом, что выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия, но, напротив, совместно с сущностью мира». Оно включает уважение человеческого достоинства, которое не допускает рассмотрения человека в качестве средства. Толерантность Р.В. Брислайн рассматривает как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму. Оно считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям.

    В связи с этим выделяются два аспекта толерантности:

    Внешняя толерантность (к другим) - убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;

    Внутренняя толерантность (как гибкость, как отношение к неопределенности, риску, стрессу) - способность к принятию решений и размышлению над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия. Основная цель воспитания толерантности: 1.содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей; 2.способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

    Личность формируется под влиянием осознания себя полноценным человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

    Одним из способов достижения толерантных отношений друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.

    Подходы к воспитанию толерантности: Личностно-ориентированный: признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера; индивидуальный подход Деятельностный: опора на активность, сознательность и самостоятельность; ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого человека; обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение. Обучение правам человека и воспитание толерантности – процесс взаимосвязанный, т.к. толерантность (терпимость) - это особая ценность прав человека, она утверждает уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантность вытекает из факта уважения прав других людей. Она вырастает из убеждения, что все свободны иметь собственное мнение, веру, свободны от предрассудков, каждый вправе критиковать мысли и действия других людей и власти, а также внимательно прислушиваться к критике. Она неразрывна с признанием за каждым права на творчество, на культурную самобытность, свободный выбор нравственности, с правом иметь индивидуальный облик, вести собственный образ жизни. Обучение правам человека выполняет важные образовательные и воспитательные функции: философско-культурологическая, которая направлена на преодоление узконационального мышления, предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам; образовательно-правовая, смысл которой в повышении правовой культуры учащихся путем расширения знаний не только национальных, но и международных правовых норм, элементов правоотношений и правовых институтов, формирование умения творчески использовать эти знания для решения социально-правовых проблем. воспитательно-формирующая, ориентированная на глубокое восприятие и осмысление прав человека, представлений, оценок, требований, личностного отношения и преобразования их в устойчивые убеждения и прочные навыки сознательного гуманного поведения; психолого-развивающая, которая в процессе усвоения прав человека пробуждает и совершенствует интерес к себе, к своему внутреннему миру, к познанию своего «я», системе потребностей, интересов, установок, что составляет психологическую основу самовоспитания и самосовершенствования; коррекционная, которая направлена на диагностику отклоняющегося поведения (агрессивность, насилие, нетерпимость, жестокость) и его коррекцию психолого-педагогическими средствами.

    Литература:

    1.Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности //

    Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

    2. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

    3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1.

    4.Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.7.

    5. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование, №6, 2001. - с. 152-156.

    Основным принципом в общении между людьми должны стать терпимость, причем терпимость не пассивная, а ак­тивная, когда люди настойчиво ищут не то, что их разъеди­няет, а то, что объединяет.

    Людям свойственны разные воззрения и интересы (соци­альные, экономические, национальные, вероисповедные). В этой связи терпимость (толерантность) становится осно­вой цивилизованных отношений между людьми. Особенно она важна сегодня в России, когда мы переживаем период радикальных трансформаций, переоценки ценностей, воз­никновения полярных по своим убеждениям партий, рас­слоения общества.

    Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, об­щества в целом. Она полностью соответствует тем гумани­тарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.

    Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть - со своими обычаями, традиция­ми, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому - это наш долг, причем в первую оче­редь - перед своей совестью.

    Однако в реальной жизни, в обыденном мнении часто со­здается негативное отношение к тем или иным группам лю­дей, проявляется агрессивность.

    Толерантность означает уважение, принятие и правиль­ное понимание богатого многообразия наших форм само­выражения и способов проявления человеческой индиви­дуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии.

    Это качество является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека.

    Толерантность - реализуемая готовность к осознан­ным личностным действиям, направленным на достиже­ние гуманистических отношений между людьми и группа­ми людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

    Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то и проявляется во всех жизненных ситуа­циях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в от­ношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относится к людям другой веры или националь­ности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о меж­личностной, социальной, национальной толерантности и ве­ротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере.

    Проявление толерантности, которое равнозначно уваже­нию прав человека, не означает терпимого отношения к со­циальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же пра­во за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению,

    речи, поведению и ценностям, но обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также оз­начает, что взгляды одного человека не могут быть навяза­ны другим.

    Толерантность является структурным компонентом лич­ности и затрагивает все сущностные сферы человека.

    Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую обще­ственность, так и российское общество. Прежде всего это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расши­рение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти со­циальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных со­циальных проблем.

    Сегодня решение задачи воспитания толерантности дол­жно пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воз­действие на формирование личности ребенка. Педагоги ча­сто сталкиваются с неблагоприятным воздействием сте­реотипного мышления членов семьи, антисоциальных норм неформальных объединений, «героической» агрессивности, пропагандируемой средствами массовой информации.

    Школа имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Они могут быть реализованы в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гумани­стические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

    Основой толерантности является признание права на от­личие. Оно проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь; в понимании и принятии тради­ций, ценностей и культуры представителей другой нацио­нальности и веры.

    В то же время терпимость вовсе не означает безразличия к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Если невозможно сразу и однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.



    В рамках педагогического влияния на межнациональное общение необходимо говорить о воспитании межнациональ­ной толерантности, потому что она проявляется в отноше­ниях между представителями разных национальностей и предполагает способность видеть и строить межнациональ­ные отношения с учетом соблюдения интересов и прав вза­имодействующих сторон.

    В словаре «национальная толерантность» трактуется как «специфическая черта национального характера, духа на­родов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ори­ентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отно­шениях». Таким образом, межнациональная толерантность - это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической груп­пы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия само­выражения.

    Межнациональная толерантность тесно связана с веро­терпимостью, которую также необходимо воспитывать у мо­лодого поколения. Сегодня часто бесцеремонно в духовную жизнь российских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные, религиозные организации. Согласно ст. 14 Конституции РФ наше государство - светское, ни­какая религия не может устанавливаться в качестве госу­дарственной или обязательной. В другой статье (28-й) гово­рится, что «каждому гарантируется свобода совести веро­исповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедо­вать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

    Таким образом, ст. 14 запрещает обязательность и го­сударственный характер религии, ст. 28 разрешает ее сво­бодно выбирать и распространять независимо от места жи­тельства или должности человека. Следовательно, это может делать и учитель школы. Тем более что в ст. 29 Конституции говорится о праве свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом, о запрете цензуры. В то же время существует запрет на про­паганду религиозной нетерпимости или религиозного пре­восходства.

    Однако следует заметить, что не все религиозные объеди­нения заслуживают толерантного отношения, особенно когда речь идет о религиозных культах экстремистской направ­ленности. Некоторые из них, имеющие скандальную славу на Западе, зарегистрированы в нашей стране и пополняют свои ряды за счет российской молодежи. Деятельность этих орга­низаций должна рассматриваться с позиции их негативного влияния на семью, детей, молодежь. Здесь воспитывается человек, отвергающий родную семью, традиции, свой народ. Действительно, подобные обстоятельства усложняют де­ятельность педагогов по воспитанию веротерпимости у де­тей, однако очень многое зависит от каждого учителя, от его личной позиции в решении этой проблемы, от профес­сионализма в подходе к данному вопросу в учебной и вне-учебной работе.

    Как в этой связи относиться к преподаванию религии в школе? Вероятно, целесообразно детям давать знания о различных религиях, что позволит обеспечить свободный осознанный выбор религии или отказ от всех ее разно­видностей. Ознакомившись со всем культурным достояни­ем, ученик способен выработать в себе доброжелательное отношение к любому другому религиозному или мировоз­зренческому подходу.

    Можно предложить в плане воспитания у школьников ве­ротерпимости специальный курс по истории религий народов России, предусмотрев прежде всего изучение религии свое­го народа, затем ознакомление подростков с верованиями других этносов, проживающих в России. При этом важно, чтобы чужая вера освещалась как мировоззрение, составля­ющее основу национальной культуры, когда определяются, особенно на ранних этапах развития общества, ценностные ориентации, образ жизни и ментальность народа.

    Воспитание толерантности и веротерпимости является важнейшим элементом и условием формирования культу­ры межнационального общения.

    наталия хрычева
    Статья «Воспитание межнациональной толерантности»

    В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость, обусловленная личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением и мнением, отличающимся от своего.

    «Толерантность – это то , что делает возможным достижение мира, ведет от культуры войны к культуре мира» .

    В своем широком смысле слово «толерантность » - означает терпимость к чужим мнениями поступкам, способность относится к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

    Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному воздействию с людьми и группами людей не зависимо от их национальности, социальной и религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

    Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены к два взаимосвязанных блока :

    1. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать в этих целях :

    Формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

    Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

    Развитие способности к межнациональному и межрелигиозному воздействию;

    Развитие способности к толерантному общению к конструктивному взаимодействию и представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

    Формирование умения определять границы толерантности .

    2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования. А именно :

    Профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

    Гуманизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания ;

    Включение и реформирование образования ведущих идей педагогики и толерантности ;

    Реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.

    Актуальность проблемы толерантности связана с тем , что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы необходимые для общего выживания и свободного развития, это то, что делает возможным достижения мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого» .

    Толерантность – это человеческая добродетель, искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свободы других людей. В то же время, толерантность - не уступка , снисхождение, жизненная позиция на основе признания иного.

    Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме . Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению к друг другу, что очень не просто.

    Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

    На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

    Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс , охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальных культур у детей, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей. В производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников.

    Воспитательная работа в данном направлении должна начинаться уже в начальных классах, так как именно в младшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических различий. Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладываются отношение к ним.

    Определенная роль в системе формирования межэтнической толерантности , принадлежит внеклассной и вне учебной работе, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки, посещение выставок, национальных театров. Творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, школьные вечера способствуют обогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активности учащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства других народов, проживающих рядом. Все это позволяет организовать воспитание детей в духе межэтнической толерантности и культуры мира .

    Однако для успешного решения данной проблемы должны быть соблюдены определенные педагогические условия.

    К ним относятся следующие :

    Обогащение кругозора информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;

    Создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам;

    Включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность.

    Мы известны миру своей толерантностью , межэтническим согласием и диалогом. Растущий миротворческий потенциал нашей страны должен и дальше бережно сохранятся и развиваться.

    Исходя из особенностей республики – ее открытости, множественности культур и этносов, учебные заведения должны стать местом приобщения молодежи общечеловеческим ценностям и многообразию культур, воспитания высокой нравственности и патриотизма, где молодые люди учатся сосуществованию друг с другом не теряя своей этноэдентичности.

    Публикации по теме:

    Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы) Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями.

    Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образования Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Мы живём.

    Конспект занятия «Паралимпийские игры» подготовительная группа (воспитание толерантности) Конспект образовательной деятельности по воспитанию толерантности к людям с ограниченными возможностями в подготовительной к школе группе.

    Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.» Гуманизация - одна из ведущих идей модернизации.

    Родительское собрание в старшей группе «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Родительское собрание в старшей группе Тема «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Дети - Цели:.

    Толерантность (к другим) - убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов.

    На территории нашей страны проживает свыше 100 народностей и чтобы сохранить необходимо много работать над человеческими качествами, учить людей уважать, беречь чувства другого человека.

    Функции воспитания толерантности:

      Информационная

      Эмоциональная

      Поведенческая

    1. Развивать личные навыки толерантного общения.

    2. Повышать внутригрупповое доверие между субъектами педагогического процесса.

    3. Формировать собственные жизненные установки.

    В сентябре 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целе­вую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 го­ды)».

    Принятая в соответствии с декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) программа направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм то­лерантного поведения».

    Определение толерантности даёт А. Г. Асмолов: это «искусство жить в ми­ре непохожих людей и идей».

    Конструктивное взаимо­действие социальных групп с различными ценностями может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и на­выков межкультурного взаимодействия.

    Формирование установок то­лерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность.

    Терпимость означает уважение, принятие и правильное понима­ние богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыраже­ния и проявления человеческой индивидуальности.

    Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

    Терпимость – это единство в многообразии.

    Терпимость – это не уступка, снисхождение или потворство.

    Терпимость – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека. Ни при ка­ких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием пося­гательств на эти основные ценности. Терпимость должны проявлять отдельные лица группы и государства.

    Толерантность детей .

    «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

    Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.

    Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

    Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

    Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

    На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 - 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.

    Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе.

    Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель - ученик».

    Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса.

    Сегодня все большее распространение в детской, особенно под­ростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много.

    Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой ин­формации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных меха­низмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и сво­бод других, непохожих на тебя, людей.

    Подходы к воспитанию толерантности детей в межкультурной среде.

    Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставникаю.

    Можно выделит две группы методов понимания:

      Методы интерпретации.

    При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.

      Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию.

    Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.

    Воспитание культуры толерантности у детей предусматривает следующие направления обучения толерантности:

    1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

    2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.

    3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

    4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

    5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.

    Основной целью является формирование у детей навыков толерантных отношений.

    Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:

      ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;

      ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;

      социально адаптированный ребенок.

    последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности:

    1-5 классы: воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания посредством вовлечения учащихся в открытое детское движение

    7-9 классы: обучение учащихся пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, раскрытие интереса к другим народам, нациям посредством музейой педагогики, педагогики поддержки, работы учащихся по сохранению школьных традиций

    10-11 классы: формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся

    Интерактивное обучение - обучение, погруженное в процесс общения, основанное на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу).

    Цели методики

      развитие эмпатических способностей у педагогов, детей и родителей;

      воспитание терпимости к инакомыслию;

      развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;

      воспитание у детей среднего школьного возраста неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру. Цель урока-тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:

      снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

      развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

      развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

      формируется умение ценить свою и чужую работу;

      закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

    Пути и средствавоспитания толерант­ности.

    Воспитание мо­жет и не менять отношения, даже если оно не­гативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыс­лить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не при­знавал, полюбил то, чего прежде не любил: он име­ет право на свое отношение.

    Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию со-существования;

    воспитание же толерантности призвано помочь ре­бенку достойно прийти к этой ситуации.

    Воспита­ние толерантности – это, с педагогической точки зре­ния, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное созда­ние условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были.

    Опыт толерантности , положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (нега­тивизм отношения), имеется у каждого человека, в том числе ребенка, даже самого маленького, у кото­рого есть «любимые» и «нелюбимые» люди.

    Принципиально важно и другое: процесс воспи­тания толерантности происходит эффективней, ког­да он обоюдный. Конечно, создать такую ситуацию весьма непросто, но в «контактных» условиях веро­ятно. И при этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения.

    Толерантность, в сущности, не столько качество, чер­та личности, сколько ее состояние, точнее – реализуе­мое состояние. Поэтому еще одной особенностью вос­питания толерантности выступает теснейшее двуедин­ство его задач: развитие готовности и подготовленности человека к со-существованию с другими людь­ми, сообществами, обстоятельствами и принятию их та­кими, каковы они есть.

    Другое дело, что школой отнюдь не исчерпыва­ется, в ней не замыкается сфера проявления толе­рантности: и сама школа погружена в более широ­кую социальную среду, факторы которой существен­но менее доступны педагогическому влиянию.

    Здесь важно отметить следующее: с одной сто­роны, эта среда «содержит» множество положи­тельных примеров действительной толерантно­сти (чаще всего в поликультурной, особенно в разно-этнической и многоконфессиональной среде), с другой стороны, гораздо больше разных по со­держанию и характеру, по ценности и значимости, по силе «раздражителя» негативных объектов, требующих толерантности.

    И при этом всякая сре­да, каково бы ни было ее пространство, – всегда своя для каждого человека, именно «на него» лично ориентирована в своих – для него же – по­зитивных или негативных проявлениях.

    Источники соответствующей информации – фоль­клорные или литературные персонажи и реальные люди, складывающиеся отношения часто совсем раз­ных людей, идущие от настороженности, недоверия, даже враждебности – ко взаимному принятию. И здесь также ценен собственный опыт ребенка или сообще­ства, особенно – известные, а потому и убедительные примеры позитивного решения трудных ситуаций.