Воспитываем ребёнка-сангвиника: строго, но с искоркой! Характеристика разных видов темперамента у детей.

Существует множество тестов на темперамент, но не все они применимы к детям, особенно маленьким. Как определить темперамент ребенка в 1 год, в 3 года, в 5 лет? Как вести себя с маленьким холериком или меланхоликом? Надо ли отдавать в детский сад и как заниматься подготовкой к школе? Рассказываем, как воспитывать детей первых двух типов темперамента.

— Не знаю, что делать с ребенком. Плачет днями напролет, каждый час просит грудь, с рук не спустишь, во сне ворочается, просыпается...

— Это ты его избаловала. Вот я как начала кормить по режиму, так и пошло. Раз в четыре часа проснется, поест и сразу спать. И ночью спит по 6-8 часов. А все потому, что воспитывать нужно начинать с пеленок.

— Ну и что хорошего, если все время спит? Вот моя доченька просыпается и гулить начинает, игрушки теребить. А если на руки взять, по дому поносить, так и засияет, как солнышко. И глазки такие живые, умненькие...

— А у моего уже характер прорезался. Если не покормишь вовремя — так заорет! Настоящий мужик.

Естественно, каждой маме приятно думать, что ее ребенок — самый лучший, а она — самая лучшая мама. Но в действительности все четверо мам и четверо детей одинаково хороши. Просто у малышей разные темпераменты.

Автором учения о четырех темпераментах был греческий врач Гиппократ, но нам оно лучше всего известно из работ Ивана Петровича Павлова. Современные психологи определяют темперамент так: «Стиль поведения, присущий ребенку и позволяющий охарактеризовать то, как он ведет себя или что ему свойственно как личности (способности, психические содержания), или объяснить, почему он действует так, а не иначе (мотивации). Темперамент позволяет охарактеризовать скорость и яркость психических реакций ребенка, особенности настроения и внимания независимо от конкретного содержания его переживаний».

У взрослого человека темперамент, как правило, «затушеван» воспитанием, но у он обычно определяется без труда. Сразу хочу подчеркнуть — речь идет именно о врожденных особенностях работы нервной системы, которые можно учитывать, но нельзя изменить. Холерик не перевоспитывается в сангвиника, а меланхолик — во флегматика. Разумеется, с годами человек становится спокойнее, собраннее, терпеливее, но для этого действительно нужны годы. Воспитать в трехлетнем ребенке мудрость и выдержку тридцатилетнего и даже пятилетнего нереально. И слава богу.

Совсем просто и с долей иронии четыре основных темперамента можно описать так:

  • холерик — быстро заводится и быстро тормозит
  • сангвиник — быстро заводится и медленно тормозит
  • флегматик — медленно заводится и медленно тормозит
  • меланхолик — медленно заводится и быстро тормозит.

Меланходик: ребенок, который не любит перемены

Слабый тип — меланхолик — человек со слабым возбуждением и торможением. Он долго «раскачивается» и быстро утомляется, с трудом приспосабливается к напряженным жизненным условиям. Младенец-меланхолик с большим недоверием относится к любым переменам, трудно к ним привыкает. Любая неожиданность заставляет его сжиматься в комок и горько безутешно плакать.

Внимание! Такое состояние может быть связано с родовой травмой или с развивающимся заболеванием, а не с особенностями характера! Поэтому сначала обращайтесь к педиатру , а потом к психологу.

Подрастая, такой ребенок может оказаться очень активным и своенравным, но главное — нелюбовь к переменам — остается с ним. Все дети в определенном возрасте — великие традиционалисты, но меланхолик — это ребенок, который в первую неделю после переезда на дачу боится выходить из дома и уходит из песочницы при первом резком движении играющих там детей. По-настоящему счастливым он чувствует себя только на коленях у матери.

«Переламывать» характер меланхолика ни в коем случае нельзя. Все слышали, что ребенок должен накопить базовый запас уверенности, чтобы приступить к освоению нового мира. У меланхолика этот запас накапливается очень медленно. Может быть, он почувствует себя в силах оторваться от мамы только в 6 или 7 лет. Пусть будет так.

Если вы попытаетесь оторвать его преждевременно, это с большой вероятностью закончится неврозом или даже более тяжелым заболеванием (все болезни от нервов — это про меланхоликов).

Но если ребенок уверен в своей «базовой безопасности» и если вам удалось поймать момент, когда он в хорошем настроении и не прочь удовлетворить нормальное детское любопытство и нормальное детское желание поиграть, он с большим удовольствием будет заниматься с вами. Понемногу (он быстро устает) продвигаясь вперед, часто возвращаясь к одной и той же игре, но зато глубоко и очень эмоционально прорабатывая ее.

Вот как внимательная мама описывает свое общение с дочкой-меланхоликом:

«Те обязанности и привычки, которые были привиты... с года примерно, сейчас проблем не вызывают: чистка зубов, уборка постели, мытье рук. Да те же календари и кормежка птиц, кошек и собак. А те, что пытаюсь привить сейчас, — воспринимаются уже с боем. Появляются „не хочу“ и „не буду“. Никак не научимся убирать игрушки. При этом Таня с фанатизмом относится к слову „порядок“, но в ее понимании порядок — это тогда, когда игрушки валяются на привычных ей местах, а не тогда, когда они убраны. Пока наводит порядок только в собственной одежде, раскладывая ее по цветам, сортам, ящикам, парам... По три раза в день.

Еще у нас правило такое: все занятия надо доводить до конца и лишь потом переключать ребенка, причем переключать плавно, вспомнив, какие недоделанные дела есть на улице или дома (там, куда идти надо). Чтобы ей самой туда захотелось... По крайней мере, чтобы против не была. Потом можно спокойно идти.

Например, собираясь на улицу, мы всегда вспоминаем, что там было интересного вчера, придумываем, чем Таня там будет заниматься и что надо взять с собой (например, мы можем накормить птичек, достроить домик, посмотреть, не выросли ли щенки...). Домой с прогулки тоже идем с какой-то целью (съесть купленное яблоко, прочитать книжку)».

Непоседливый холерик: как научить ребенка удерживать внимание?

Сильный, но неуравновешенный тип — холерик — характеризуется очень активным процессом раздражимости и резко отстающим по силе тормозным процессом. Из-за этого холерик «быстро загорается», но и быстро утомляется именно тогда, когда от него требуется каждодневная мелкая работа.

Младенец-холерик — это тот самый «крикун с характером», которого, когда он вырастает, обычно начинают звать «электровеником». Этот ребенок «все время куда-то ползет» или бежит, что-то на себя опрокидывает, куда-то лезет и т.д. В семьях, где живут холерики, лекарства убираются в сейф, коты вьют гнезда на верхних полках, а весь пол усыпан ровным слоем машинок, солдатиков и прочих игрушек, к которым их хозяин, поиграв пять минут, тут же остывает.

Часто у холериков проблемы с речью, просто потому, что у них не хватает терпения проговаривать последовательно все звуки. На площадке или в песочнице холерик может легко прослыть драчуном, но он дерется не со зла — просто объясняться кулаками быстрее и понятнее. Но иногда могут поколотить и его самого — он так кричит и машет руками, что дети пугаются и не знают, как его остановить.

Что делать? Прежде всего помнить, что все эти особенности — и безудержные крики младенца, и постоянное беспокойство и суетливость дошкольника — могут быть не проявлениями темперамента, а последствиями родовой травмы, поэтому консультация невропатолога не повредит в любом возрасте.

Но, предположим, ваш ребенок здоров, «просто характер такой». Что делать? Постараться не ругать (хотя это порой очень и очень трудно), а осторожно осаживать. «Я люблю тебя и не могу позволить причинять вред себе или другим», — это сказано как раз для вашего ребенка.

Старайтесь объяснять ему последствия его поступков. «Видишь, ты стукнул девочку, теперь она боится с тобой играть, и мне придется увести тебя с площадки. Видишь, ты сбросил машинку с высоты, и теперь она сломана». Приготовьтесь повторить раз 50-100, и на 101-й до малыша обязательно дойдет.

В остальном — побольше свободы. и большой гимнастический мяч для дошкольника помогут семье выкроить 15-20 минут для завтрака. Пара приятелей-холериков, которые не расплачутся от того, что в их машинку врезалась машинка вашего сына (или мячик вашей дочери), обеспечат вам относительное спокойствие на прогулке. А с мамами этих приятелей вы, скорее всего, найдете общий язык. Спортивная секция с мудрым тренером, который считает, что главное не результат, а энтузиазм, и вовсе разрядит обстановку.

Если ребенок ходит в садик, добейтесь полного взаимопонимания с воспитателем. Да, ваш ребенок зачастую плохо себя контролирует, его нужно останавливать прежде, чем он наломает дров, но это не значит, что на него можно навешивать ярлыки «драчун», «хулиган», «неуправляемый и невоспитанный», «педагогически запущенный». Учите ребенка подвижным играм, чтобы он мог быть заводилой на детской площадке.

А как быть с интеллектуальным развитием? Заниматься им на бегу! Помню, мы с сыном Алешей изучали квадрат и круг, бегая вокруг квадратной и круглой песочницы, и учили цифры, прыгая по картонкам — с цифры на цифру.

Другой вариант: вы сидите на полу (например, с географической картой или с набором букв), а ребенок пробегает мимо, выхватывая «биты знаний». Часто это достаточно эффективно — холерики обладают живым воображением и все схватывают на лету.

Ближе к 5 годам попробуйте устраивать для ребенка 10—15-минутные сидячие занятия (например, рисование, лепку, занятия по книжкам), а за год до школы попробуйте походить с ним на какие-нибудь подготовительные курсы — не надо ни английского языка, ни углубленного знания математики, пусть просто научат сидеть на одном месте 30-35 минут, слушая преподавателя.

Иногда имеет смысл сначала походить на индивидуальные занятия — например, к логопеду или психологу. При этом заранее сформулируйте ваше главное пожелание — чтобы ребенок научился удерживать внимание в пределах возрастной нормы.

Вот пример из писем.

«Хочу рассказать о своей неусидчивой дочке Анке пяти лет. И вроде неглупая она. Мыслит масштабно, выражает мысль тоже. С 4 лет умеет читать, сейчас вот уже бегло читает — успевает титры на экране прочесть и т.д. С компьютером дружит с года. Но вот убрать постель можно просить до вечера. То же касается собирания игрушек. Начинает убирать, смотришь — уже рисует или что-то строит. Постоянно отвлекается. Помогаю убрать кукол — она возмущается, что сейчас в них тоже будет играть. И вообще чем ни займется — до конца никогда не доводит начатое.

Недавно я ненавязчиво предложила, чтобы она смастерила для бабушки открытку к 8 марта. Радости было! Давай фантазировать: как бабушка обрадуется, какие у нее распустятся цветы на открытке. Я предложила привлечь к работе бисер и ткань. Все на ура! Но то ли жук, который живет у нее в банке, зашевелился, то ли машина за окном проехала — энтузиазма как не бывало! Иногда я уже пытаюсь комментировать и свои действия, чтобы у нее где-то в голове осело. Например, цитирую совковый лозунг из столовой: „Я поел и не забуду за собой убрать посуду“. А она отвечает: „А я пойду какое-нибудь занятие найду“. Вот и всё».

О маленьких сангвиниках и флегматиках мы расскажем .

Купить эту книгу

Обсуждение

Когда продолжение?

Комментировать статью "Как определить темперамент ребенка по поведению? "

Прошла тест на определение темперамента. Оказывается, я холерик. А про темперамент и национальные особенности... Как определить темперамент ребенка по поведению? Как воспитывать холерика? Как развитие ребенка зависит от типа темперамента?

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и Разные темпераменты у родителей и детей. Понятно, что у всех они разные, да и в чистом Я пыталась мужу объяснить, что ругать ребенка за его медлительность и рассеянность так же...

Обсуждение

Ох, у меня похожие проблемы с одинаковыми темпераментами. Муж и старшая дочь, друг друга обожают, но от малейшей искры нежду ними начинается такой феэйeрверк - мама не горюй. Что делать не знаю, причем с возрастом феэйeрверк все эффектнее - у меня дочь очень находчиво парирует любые нападки + не робкая ни разу. Иногда оставлю их дома одних за безобидным занятием, приду, а там пепелище - оба сидят надутые по углам. Стараюсь по возможности тушить при первом возгорании + веду разьяснительную работу с мужем и с дочерью с переменным успехом.

у нас как-то более-менее ровно.Ярко выраженных темпераментов ни у кого нет.
Но я порой плотно общаюсь с девочкой-меланхоликом.Для меня это полный привет.:-)держусь день-другой,потом бесит.

Как дела
-плохо..
-жива?
-нет...
-все нормально
-не нормально..
-не скучаешь?
-очень скучаю..
и так постоянно всегда плохо. Унылый голос,тоска во взгляде..
Все,я готова на стену лезть.
Потом выясняется,что ей все понравилось и все было хорошо.

Может.когда привыкнешь и ничего,но мама девочки тоже бесится порой от этой тоски кромешной.

Как воспитывать холерика?. Врачи, поликлиники. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Темперамент и оценки. Холерик и меланхолик. Как воспитывать детей двух самых сложных типов темперамента.

Обсуждение

У! Это наш случай! Я все время как на пороховой бочке. Договариваюсь. Итак, всё, что ребенку важно ипредсказуемо - пытаюсь реализовывать и скандала не вызывать (не нажимаю сама кнопки лифта, не открываю сама машину, не выключаю его Чевостика и т.п.)

Все непредсказуемые моменты выполняю по мере сил (не иду на принцип и не пытаюсь "воспитывать"). Я так понимаю, Вы делаете также:))

И все время внушаю ребенку 2 вещи:
1) "фарш невозможно прокрутить назад" - если пришли в сад, а он вспомнил, что не съел дома витаминк уи в истерику. Абиссняю, что это ОН не напомнил. И превентивно все время говорю - дорогой, я могу забыть завтра утром дать тебе витаминку, ты уж мне напомни, будь добр, иначе я забуду, и в садике уже НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ БУДЕТ СДЕЛАТЬ. То же самое из серии "я хотел дома взять такую-то машинку показать Дане" - дорогой, я не умею читать мысли.

Ещё хорошо помогает прием (что в кровати не получить воплей, что он хотел поесть курочку, а забыл) - это в ключевые моменты - выхода их дома, укладывания и пр. спросить со всей важностью - а вот сейчас вспомни, что ты хотел сделать/взять/сказат-ь и пр. - иначе сейчас мы пойдем/ляжем спать/уберем - и будет поздно.

У нас работает.

2) внушаю, что ЕСЛИ Я МОГУ - всегда ему сделаю/куплю/помогу. Ну не могу я, пардон, вылететь из туалета, чтоб детальку в конструткор поставить ему. Поэтому мягко и дотошно абиссняю, что вот конкренто сейчас это сделать не могу, но "ты же знаешь, когда могу - с дорогой душой". И впрямь, если есть возможность и не очень в лом - поднимаюсь и иду клеить/строить/читат-ь/готовить вкусное/гулять и пр. Но если не могу - то не могу. Взываю к сочувствию и самосознанию. Или повоторяю волшебную мантру "ты не один и не только ты чего-то хочешь".

Вроде тоже помогает постепенно.

Держитесь, нам ща 4, и это уже не 3:)))

Анют, у моего тоже случаются замыкания и залипания... хотя очень милый мальчик. Кстати, у нас это все началось далеко до 3 лет. Но на Спортлэнде с психологом пообщались... В общем, вердикт примерно следующий - больше разумной свободы. Деть должен четко знать границы, но эти границы должны ему давать поле для самореализации. Много совместной деятельности, но ре определяет степень вмешания взрослого. Т.е. если деть строит, говорит, что сам поставит детальку, то надо дать ему это сделать, даже если понимаешь, что его действия приведут к разрушению постройки. Понятно, что этот стиль отношений не распространяется на вопросы жизнеобеспечения и безопасности. В общем, чем меньше строить ребенка и больше с ним договариваться, тем мягче проходит кризис. Примерно в таком ключе.
Даня вообще стараюсь уговаривать больше, но ор на старшего и махание кулаками пресекаю на месте (это табу!).
А у вас, конечно, болезнь сыграла! А с прогулками у нас тоже засада... Сама подумай - погода какая! Тебе очень самой хочется туда? Вот и детю не хочется... а потом вроде и занятие уже нашлось и домой не хочется.
Так что Анют, терпи! Снег выпадет, будет легче! Сейчас самое депрессивное время (и для детей в том числе)!

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные Наказание холерика (как?) Имеем: ребенок - холерик в семье сангвиников. Родители- бывшие отличники, красные димпломы универов...

Обсуждение

А темперамент непричем. Организованность и ответственность вырабатываются сознательным усилием воли, в 7 лет - с постоянной помощью и моральной поддержкой родителей и учителей, маленькими шагами, посильными задачами, терпеливо и кропотливо, учитывая естественную шилопопность.

Спасибо всем. Рада что нас много! Однако, в моем случае нет грозного папы, папа обычный, много работающий, мало внимания уделяющий ребенку и вообще не понимающий, как так можно...Сегодня принес диктант, в котором через слово-ошибка (пропуск к-либо гласной) Писал в прописях по-разному, сейчас, если я рядом и он не торопится, почерк как в образцовых прописях. Но в классе так не получается. Спешит, делает 33 дела одновременно, много пропускает, забывает про точки и двоеточия. Это исправимо ко 2 классу хотя бы и как, если да, или мне на форум СДВ-шников пора?

21.03.2007 16:18:05, Олея

Холерик в школе. У кого дети - холерики? У моей дочки холерический тип. Как воспитывать холерика?. Врачи, поликлиники. Как развитие ребенка зависит от типа темперамента? Как мы уже выяснили, ребенка - меланхолика надо с осторожностью отдавать...

Обсуждение

У меня тоже очень подвижный ребёнок. Сейчас ему уже 9 лет.
Каких-то конкретных игр не посоветую. Смотрите по ребёнку, что ему нравится. Наш мог быть усидчивым, только в любимых делах- конструктор (играл лет с 2-5 КАЖДЫЙ день), пазлы, чтение, рисование. Сейчас с ним гораздо легче. Мы не сразу смогли приспособиться под наш "вихрь", сейчас ясно видим все наши ошибки. В любом случае, такие дети требуют от нас большого терпения, любви, защиты и собственной мобильности (то есть быть готовой на таких же скоростях узнавать этот мир):-))

Искать, чем ребенок способен увлечься, и от этого плясать, к этому увлечению добавлять что-то развивающее(рисовать то, что любит, машины напр.). А конструкторы любит? У меня дочка тем, что ей неинтересно, и полминуты не будет заниматься, а интересным может сама заниматься очень долго.

Особенности разных типов темпераментов детей: холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник. Ребенок - холерик. Спокойным этого ребенка никак не назовешь. В школу в 6.3. Как воспитывать холерика? Холерик в школе. Как определить темперамент ребенка по поведению?

Обсуждение

А что, меланхолики лучше? Тут все зависит от вас и вашей реакции на замечания учителей. У меня сых холерик, в третий класс идет. В нашей школе поощряют активное, непосредственное поведение детей на уроке. Обсуждения и споры часто ведутся так, что во время уроков в коридорах шум, как на перемене. Задавать учителю вопросы, спорить, отстаивать свое мнение - вот то главное, на что обращается внимание. Есть и консервативные школы, где поведение определяет обучение, главное вам туда не попасть, ребенка замучают и вас замучают. Не давайте подвести дочку под черту удобных для большинства учителей "послушных" девочек. Контролируйте полученные знания (не отметки) и дай Бог вам хорошего учителя. Девочка у вас - супер, вырастет бойкая, активная девушка, с кучей друзей и знакомых, разносторонними интересами и в полной уверенности в том, что у нее все получается.

У моей дочки холерический тип. Разумеется не в чистом виде, но многие признаки есть - быстрая смена характера, близко слезки, шумная и т.д. Ей 8 лет и она сейчас идет в пятый класс. Так что не волнуйтесь по поводу учебы. На мой взгляд учеба как раз дается легко. Гораздо сложнее с отношениями в коллективе. Не знаю как у Вашего ребенка, но у моей помимо всего прочего присутсвует стремление к лидерству - она пытается всех построить и заставить делать то, что ей нужно. И обламывается. Пока:)) Вот на эту тему у нас постоянные трагедии - и те полгода, что мы ходили в первый класс и на тренировках по айкидо.
А с подготовкой к школе проблем вроде бы возникнуть не должно. Или я ошибаюсь?

В нашей школе поощряют активное, непосредственное поведение детей на уроке. Как воспитывать холерика? Всем добрый день! У меня младший сын - типичный холерик со всеми вытакающими) прям как в учебнике про его тип темперамента написано)...

Обсуждение

Во-первых, стандартное. Ванны с магнезией (и маму туда же), лепка из глины и приятных видов самодельного теста, вообще тактильные штуки (ИМА тут бывает, ее спросите, когда придет). Бассейн, много беготни на свежем воздухе, все такое прочее.

Во-вторых: упражнения, прикольные и интересные, на силу реакций. Обнять, скажем, шар из тонкой бумаги, чтоб не смялся. А потом - чтоб смялся. Можно в ролевой игре. Взять бумажный стаканчик (это от Имы идея) и нежно переставить. То же с маминой рукой -взять нежно, погладить. Потом взять этот стаканчик и смять.

Когда истерика - найти свою стихию. Если это вода - в охапку и в душ, а хоть и в одежде. Если это воздух - кружиться у мамы на руках, танцевать, бегать, дышать глубоко. Поищите, что выводит.

моему двоюродному брату еще ввели обливание ледяной водой (со льдом из хол-ка) в режим дня года в 4-5, он просто холерик, но это его 1) дисциплинировало, 2) он этим гордился, 3) несколько остужало - так что ли сказать. Короче говоря, тренировали нервную систему и дух, т.е. темперамент воспитывали:)

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. И у меня возник вопрос, а этих героев можно как-то разбить на типы характеров и охарактеризовать их психологически? А вот Слоненок - наверно меланхолик, стеснительный и извиняющийся...

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Элла, в как узнать-у меня ребенок флегматик, меланхолик, холерик или сангвиник? Мне еще и потому нравится представлять типы темперамента на коорд.плоскости, что наглядно видно, что один...

Обсуждение

По тому, как он подходит к решению проблемных задач:)
Холерик, если что-то не получается быстро и так, как ему хочется, начнет злиться, кидаться, разбивать, ругаться, кричать (естественно, я беру крайние варианты). Я знаю одного холерика, который разбивал трубки телефонных аппаратов, если долго не мог куда-нибудь дозвониться:) Для него телефон с обычным номеронабирателем (который нужно крутить пальцем) был пыткой.
Легко успокоить аудиогипнозом:)
Флегматик будет долго и вдумчиво решать задачу так и эдак, полностью сосредоточившись на ней и не отвлекаясь на менее важные стимулы. Легко "очаровывается" зрительно-пространственными задачами.
Меланхолик, скорее, сначала попросит Вас, чтобы Вы показали ему образец выполнения задачи. Успокаивается при физическом, телесном контакте. Для него важнее ваши взаимоотношения в процессе выполнения задачи, чем сама задача.
Сангвиник не будет так сильно расстраиваться, как холерик, если у него что-то не получается, может, в отличие от меланхолика, и так же, как флегматик, долго играть один, но ему, в отличие от флегматика, и так же, как холерику, необходимо почаще переключаться с одного вида занятий на другой.

А родителям- меланхоликам ребенок - холерик - буйным и гиперактивным. Попадется педиатр- меланхолик, еще и диагноз какой-нибудь Свекровь ходила в больницу и после курса кварцевой лампы, все прошло. Особенности разных типов темпераментов детей: холерик...

Обсуждение

Я холерик, а муж флегматик. Это какой-то кошмар для меня. Мне все время веселья надо, а ему дома в тишине побыть. Но унас какое-то взаимное влияние друг на друга происходит. Мне уже тоже уюта домашнего хочется, а он и гостей начал с удовольствием приглашать. Но природа берет свое. И у нас частенько конфликты на это почве происходят. Но так как я быстро отхожу, а он спокойно мирится. То ругаемся мы не надолго. А мне как холерику тоже холерика всегда хотелось в мужья, а флегматики так притягивают своим спокойствием и романтизмом. Прелесть! Я обожаю своего флегматика, хотя он иногда такой зануда и причем этого не отрицает.

Мы с мужем абсолютно одинаковые, практически никогда не ссоримся (тьфу 3 раза). Думаю, в этом и есть секрет счастливого брака. В основном, мне кажется, люди с разными психотипами могут уживаться, поддерживая взаимный (и в основном, сексуальный) интерес "непохожестью" друг на друга, но до поры, до времени. Но это лично мое мнение.

06.01.2001 04:48:36, Нюша

В общем смысле темперамент человека - это индивидуальные проявления впечатлительности, возбудимости нервных процессов, уравновешенности и скорости протекания психических процессов.

Иван Петрович Павлов подчеркивал, что основой темперамента человека является тип нервной деятельности. От сочетания силы нервных процессов, уравновешенности и подвижности зависит, какой из четырех типов нервной системы будет у ребенка.

Иван Павлов подчеркивал, что темперамент, несмотря на врожденный характер, все же поддается педагогическому влиянию. Ведь у детей особенности ВНД (высшая нервная деятельность) проявляются ярче, чем у взрослых, в силу того, что они еще не замаскированы чертами характера, не прикрыты педагогической работой и жизненными установками.
Воспитатель может судить о типе темперамента на основе анализа поведения малыша.

Темперамент ребенка проявляется еще в раннем детстве и определяет стиль поведения малыша, его манеру общения, предпочтения, отношение к игре, проблемные моменты в общении с друзьями и родителями.

Психологи выделяют четыре типа темперамента : холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический. Однако представители какого-то из направлений редко встречаются в «чистом виде», чаще у человека смешанный тип, но, тем не менее, в его поведении достаточно выразительно присутствуют особенности определенного типа темперамента.

Наверняка, вы не раз обращали внимание, как по-разному ведут себя детки , начиная с рождения: один карапуз спокойно сидит в колясочке и внимательно наблюдает за всем вокруг, а другого не удержишь на месте никакими игрушками и ограничителями, ему крайне важно вылезти и самому исследовать территорию. Причина - в темпераменте малыша , переделывать который нет смысла, а вот попытаться научиться понимать ребенка и общаться с ним, исходя из его личных качеств.

Если дошкольник сангвиник…

Сангвиники - это дети спокойного типа с уравновешенной, подвижной и сильной нервной системой. Своим поведением они напоминают холериков: так же активны, у них живая мимика, говорят громко и быстро. Но у маленького сангвиника обычно жизнерадостное, спокойное настроение, без резких перепадов.

Основная особенность сангвиников - их быстрая адаптация к новым условиям. Малыши очень быстро осваиваются в ясельной группе и детском саду. Привыкание к воспитателю и сверстниками проходит очень быстро: уже к вечеру первого дня ребенок играет с другими детьми и не плачет, вспоминая маму. Сангвиник легко засыпает и просыпается, быстро переходит от спокойных занятий к подвижным играм и наоборот. В контакт с детьми вступаю легко, причем с одинаковой простотой руководят другими и подчиняются. Соблюдение распорядка в группе не представляет сложности, охотно прислушивается ко взрослым и их указаниям.

Однако повышенная пластичность нервной системы иногда может играть плохую роль: ребенок меняет игрушки одну за другой, с той же легкостью расстается с приятелями, верных друзей практически не имеет, ничего не доводит до логического завершения. Ребенок послушен, однако слишком легко вступает в контакт с незнакомыми взрослыми и случайными прохожими. Разнообразие интересов приводит к тому, что ребенок меняет кружки, занятия, не достигая в них больших успехов.

Активный сангвиник действительно как солнышко - яркий, эмоциональный, впечатлительный. Такие малыши открыты миру, часто пребывают в хорошем настроении, улыбаются, общительны, первыми идут на контакт.

Сангвиники достаточно легко привыкают к новой обстановке , находят новых друзей , поэтому пребывание в садике или поход в школу не представляет для них проблем. Из таких малышей вырастают отличные путешественники - им очень нравится открывать для себя новые места , и пусть сначала это будет парк на другом конце города, будьте уверены, если ему там будет интересно, то поездку можно считать успешной.

А для развлечения сангвиника не стоит прикладывать особых усилий, этот ребенок с одинаковым удовольствием готов как прокатиться на велосипеде , так и просто побродить по заброшенным дорожкам в дубовой роще. Чтение, спорт, творчество - у сангвиника нет каких-либо особых предпочтений, при чем он часто успешен во многих направлениях.

Без новых впечатлений ребенок начинает скучать, поэтому часто берется за несколько дел одновременно , не всегда успевая все сделать в срок или достаточно хорошо. Но сангвиник не унывает, он соглашается с тем, что был не прав, но при этом не перестает неутомимо открывать для себя все новые и новые горизонты.

Дети-сангвиники редко капризничают , хорошо осваивают новые знания, не испытывают проблем с речью, часто становятся заводилами, но без проблем готовы уступить свое место кому-то другому, так как достаточно неконфликтны.

У малыша-сангвиника могут возникать проблемы с сосредоточенностью и внимательностью, иногда он бывает рассеянным и несерьезным при выполнении заданий. Проблема становится серьезной, если задача, над которой работает ребенок, ему не интересна. Взять себя в руки и довести начатое до конца для сангвиника достаточно проблематично, поэтому он легко может вместо решения скучного примера заняться чем-то интересным, например, болтать с соседом по парте.

Советы родителям сангвиника

Похвала и поощрение - отличные принципы в работе и воспитании сангвиника, если малыш заслужил хорошее слово, не забывайте сказать, что именно он сделал хорошо, обрадоваться, что он уделил должное внимание качеству выполненной работы. Например, если сангвинику не напомнить, что при отработке навыков письма необходимо стараться, писать он будет как «курица лапой», при чем абсолютно искренне не видя в этом проблемы.

Сангвиники очень любят учиться , поэтому в классе или группе детского сада такой ребенок чувствует себя достаточно комфортно. К тому же у него не возникает проблем в общении , взаимодействии, его часто хвалят учителя, ставя в пример детям. Сангвиники при этом не зазнаются , для них привычно быть хорошими, знающими, правильными. Но иногда они могут попадать и под отрицательное влияние . В таком случае с ребенком следует много и аргументировано разговаривать. Сангвиник - готов признать проблему и согласиться на компромисс, в том случае, если вы докажете ему, что он был не прав.

Для ребенка-сангвиника очень важен пример его семьи, а также оценка родных и близких. Если ребенок знает, что маме или папе не нравится его выбор, он будет страдать, и чаще всего выберет то, что сделает его хорошим в глазах значимых для него людей.

  • необходимо проявлять требовательность и строгость к сангвинику;
  • важно не оставлять без внимания мелкие нарушения, указывая на необходимость уборки за собой игрушек;
  • следить за тем, чтобы начатое дело было доведено до конца и, важно, с хорошим качество выполнения;
  • небрежную работу следует предложить сделать заново, затем показав конечный итог добросовестной работы;
  • воспитывать внимательное отношение к товарищам для прочных и устойчивых отношений.

Каким бы ни был темперамент малыша, главное - не пытаться его изменить, а любить его таким, какой он есть.

Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирождёнными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов…
Если дело идёт о природном типе нервной системы, то необходимо учитывать все те влияния, под которыми был со дня рождения и теперь находится данный организм.
И. П. Павлов.

В статье из старого журнала «Семья и школа» (1957 год) дается характеристика темперамента детей-сангвиников с примерами поведения , перечислены особенности и черты характера сангвиников , разбираются трудные моменты в их воспитании , названы педагогические приемы и рекомендации по воспитательной работе с «быстрыми» детьми. Информация, безусловно, будет полезна педагогам, воспитателям и родителям.

Хотя темперамент — наиболее устойчивое свойство личности, его черты могут изменяться под влиянием окружающей обстановки и воспитания. Известный отпечаток на темперамент накладывает возраст. Всё это затрудняет определение темперамента у того или иного ребёнка. К тому же разные темпераменты имеют некоторые сходные черты. Так, медлительные дети (флегматики) противоположны так называемым быстрым детям (сангвиникам), но и те и другие неутомимы, выносливы, то есть схожи между собой по проявлениям силы нервной системы. Отличаются же они по скорости протекания и смены психических процессов. Подвижные школьники, в противоположность медлительным, быстро отвечают на всё новое, быстро переходят от одной деятельности к другой, от сна к бодрствованию, от шалости к серьёзности. Учителя нередко говорят о таких детях, что они «всё схватывают на лету». Это, конечно, ещё не характеризует способностей, потому что можно схватить быстро, но поверхностно или неправильно. Речь идёт лишь об известной быстроте реакции и перехода от возбуждения к торможению.

Среди изучавшихся нами школьников черты сангвинического темперамента особенно характерно проявлялись у двух старшеклассниц - Вали Г. и Людмилы С. Остановлюсь на первой из них.

Сангвиник: особенности, черты характера

Показателями силы нервных процессов являются прежде всего энергичность и неутомимость Вали. В раннем детстве, по отзывам родителей, она отличалась решительностью и инициативностью. Девочка не боялась далеко отходить от матери, разговаривать с незнакомыми людьми, она без страха подходила к животным, например к собакам, гладила их. Валя смело купалась в речке, весело бегала по лужам, а её ровесница, двоюродная сестра, боялась идти по большой луже, если в ней отражалось небо. Темнота не пугала Валю.

Способность к продолжительной умственной работе Валя проявляла уже в 1-2-м классах. После школы она была способна отдохнуть в короткий срок и готовить уроки, а потом снова играла, находила себе разные дела. Ещё нагляднее это сказалось в 6-7-м классах.

Из школы приду,- рассказывает Валя,-немного отдохну и учу уроки, а потом что-нибудь читаю. Усталой я не бываю.

О силе нервной системы Вали отчасти свидетельствует легко выработанная ею привычка сосредоточиваться в различных и трудных условиях. Валя может учить уроки когда угодно и где угодно: дома, у товарищей, в школе.

Другая черта темперамента Вали - уравновешенность .

Мы не видели её капризной, порывистой,- говорят родные,- хотя она считалась бойкой. Даже будучи сердитой, дочь сделает то, что требуешь, она не бросит дела, у неё не бывает срывов.
- Эта ученица быстро загорается,-рассказывает классная руководительница,- но при этом не выходит из равновесия, баз резких эмоциональных вспышек. В спорах с подругами она не выходит из себя. Её и в других случаях не легко вывести из равновесия.

Третья черта темперамента Вали - подвижность .

Валя легко переключается от одного занятия к другому. Например, она увлечённо читает интересную книгу. Но подходит время готовить уроки - девочка быстро закрывает книгу, берёт учебник и сразу учит, как бы позабыв о прочитанном интересном месте в книге. Выучив один урок, Валя легко принимается за другой.

Её отличает лёгкость перехода от побуждения к поступкам. Различные чувства быстро сменяют друг друга . После сильного переживания - ссоры с отцом - Валя уже на следующее утро была бодрой и живой. Она и с девочками, «если ссорится, то на пять минут».

Что-нибудь я сначала очень переживаю,- говорит Валя,- но потом всё быстро забываю. Если я стою с человеком, который чем-то расстроен, то я, конечно, переживаю с ним, но, отойдя, могу снова быть весёлой.

В другой раз она сказала:

В дождь у меня бывает пасмурное настроение, но стоит выглянуть солнцу - моей пасмурности как не бывало.

Из сказанного о Вале может сложиться впечатление, что дети-сангвиники доставляют меньше хлопот взрослым, чем другие дети. В известном смысле это действительно так.

Однако было бы неправильно видеть в тех или иных особенностях темперамента готовые качества характера. Эти особенности могут привести к образованию не только положительных, но и отрицательных черт, как, например, склонности «разбрасываться» . Эта черта представляет собой отрицательное проявление одной из особенностей сангвинического темперамента - подвижности нервных процессов.

Так, у Вали и Людмилы нередко наблюдается то, что учителя образно называют «порханием по верхам». Быстрота восприятий и лёгкость, с какой они переключаются от одного на другое, порождают известную поверхностность самих восприятий. Поэтому, если не принять специальных мер, сангвиник может вырасти человеком без глубоких знаний и устойчивых интересов.

Сангвиник довольно легко может менять привычки , навыки и установившиеся отношения с окружающими. Обычно Валя систематически и в определённое время готовит уроки. Но эта привычка порой легко «расшатывается», когда родители ослабляют контроль за девочкой. Если Валя попадала в среду недисциплинированных учениц, с ней приходилось начинать всё сначала.

Сколько я слёз пролила с дочерью,- вспоминает мать Вали.- Вот она кажется уже совсем хорошей, послушной, вежливой. Проходит некоторое время. Я на Валю надеюсь, а она опять нарушает дисциплину, разговаривает и вертится на уроках, опять получает двойки.

Подвижность сангвиника порождала и другой недостаток в поведении девочек. Если новизна обстановки, новые события, как правило, стимулировали активность девочек, то сравнительно однообразная обстановка и занятия легко вызывали у них вялость, сонливость.

Сангвиники охотно берутся пусть за сложное, но новое дело . Для флегматиков, наоборот, большую трудность представляют новые, даже простые дела, а повторяющиеся, хотя и сложные, занятия они выполняют легко.

Для сангвиника характерна известная эмоциональная неустойчивость, некоторая мимолётность переживаний, что может проявиться как отрицательное качество во взаимоотношениях с другими людьми. Про Людмилу говорят, что она «не всегда выдерживает характер: вчера только возмущалась девочкой, а сегодня разговаривает с ней, как будто ничего и не было», а Валя иногда бывает «непостоянной в дружбе, без глубокого душевного общения».

В воспитании таких детей необходимо учитывать не только положительные, но и указанные отрицательные возможности их темпераментов.

Воспитание детей-сангвиников: каким должен быть подход

О том, каким должен быть подход к сангвиникам, покажем, главным образом, на примере воспитания Людмилы. Её родные вовремя обратили внимание на отрицательные возможности темперамента девочки.

Как приохотить сангвиника к будничным делам? Прежде всего, для них особенно полезен и необходим чёткий режим и определённый ритм работы . Режим формирует усидчивость, выдержку и терпение, воспитывает серьёзное отношение к своим обязанностям и умение доводить дело до конца. А это особенно трудно даётся детям-сангвиникам.

Родители Людмилы строго следили за тем, чтобы дочь своевременно выполняла домашние поручения: ежедневно мыла посуду, вытирала пыль, поливала цветы.

Энергичность сангвиника в однообразных условиях может быть также вызвана примером других (подруг, старших в семье). В детстве Людмила любила вместе с бабушкой поддерживать порядок в доме, работать на огороде, во дворе.

Если я в огороде копала,- рассказывает бабушка,- то и Людмила просила дать ей маленькую лопаточку. Она окучивала со мной картофель, полола морковь, старалась не отставать от меня. Посуду мыть, постель убирать внучка начала с пяти лет. Помню, она с трудом натягивала покрывало на кровать, даже залезала на неё, пыхтя. Я хвалила: «Молодец! Замечательно!».

Несмотря на то, что сангвиники легко справляются с поручениями, важно не снижать требовательности к ним . Людмила, например, охотно начала утренние занятия по гимнастике, но отец постоянно проверял, как она их выполняет. Однажды Людмила поленилась делать зарядку: причёсываясь перед зеркалом, она переступала с ноги на ногу, делая вид, будто выполняет упражнения. Отец пристыдил её. С тех пор девочка свой день начинала с зарядки. После отъезда отца в командировку привычка к утренней гимнастике поколебалась. Но отец часто звонил домой, спрашивал обо всём, и Людмила не решалась нарушать его требования. Бабушка любила внучку, но была не менее требовательна к ней.

Большое внимание родители Людмилы обращали на нравственное воспитание дочери, особенно на то, чтобы делаемые внушения оставляли более глубокий и прочный след в девочке. Желая предупредить быструю изменчивость в привязанностях дочери, родители внушали ей:

Люся, недопустимо так легко бросаться друзьями. Где твоё уважение к ним и к себе?

Людмила снова налаживала прервавшиеся было отношения с подругой, приучала себя к выдержанности и постоянству, правильно выражала свои чувства по поводу тех или иных явлений. Родители старались продлить её переживания, чтобы они оставляли в ней более глубокий след. Таким подходом родители Людмилы добились того, что она избавилась от многих недостатков, находивших почву в её темпераменте.

Нередко трудности в воспитании детей-сангвиников вызываются смешением особенностей их темперамента с характером и моральными качествами. Так, живость и общительность сангвиника одни оценивают как отзывчивость, чуткость, а другие - как легкомыслие, непостоянство, как стремление показать себя. Это порождает, порой, недоразумения и конфликты.

Подруга Вали пишет: «При первом знакомстве с ней мне показалось, что она очень ветреная, но постепенно я отошла от этой мысли. Однако то, что многим людям она доверяла так же, как мне, часто заставляло настороженно относиться к ней и даже не доверять ей».

Валя о своих отношениях с подругой, с которой дружит более трёх лет, отзывается так: «Она меня считает непостоянной в дружбе. На самом деле это не так. Я, по-моему, сильно привязываюсь к человеку, но быть всё время с одним и тем же не могу. Когда я нахожусь в обществе, то иногда разговариваю не со Светой, что, наверное, кажется ей оскорбительным».

Как видим, сангвиники сами замечают неправильную оценку их поведения. Часто они обижаются на это и действительно отходят от своих друзей. Лишь некоторые понимают, что причина недоразумения в особенностях их темперамента, и тактично стараются устранить недоразумения. Вот почему так важно взрослым понимать особенности ребенка-сангвиника и воспитать у него самого правильное отношение к этим особенностям.

Познать себя очень важно для самовоспитания, играющего большую роль в моральном развитии подростка и юноши. Неумение разобраться в неправильных оценках своих особенностей приводит нередко к отрицательному внушению. Валя, которую подруга упрекала в непостоянстве и легкомыслии, признавалась, что ей самой очень трудно было преодолеть взгляд на себя как на человека «несерьёзного».

Она не всегда могла противостоять этому взгляду, и это наложило определённый отпечаток на её поведение. Она порой и сама не решалась положиться на себя, боясь своего «легкомыслия», часто не верила в свои силы.

Таковы некоторые особенности воспитательной работы с «быстрыми» детьми. Умение учитывать темперамент детей - постоянное и важное условие успеха воспитателя. Знание каждого темперамента и умелый подход к нему обеспечат формирование правильных форм поведения и полноценного характера .

Л. Ильина, журнал «Семья и школа», 1957 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Ваш малыш холерик, флегматик, сангвиник или меланхолик?

Индивидуальные особенности нервной системы обнаруживаются при внимательном наблюдении за поведением ребенка. Именно особенностями нервной системы объясняется и сила эмоций ребенка, и то, как он переходит от сна к бодрствованию, каков он в общение с другими детьми, устойчив ли в играх (часто ли меняет игрушки, играющих) и т. д.

Чем младше ребенок, тем ярче проявляются его индивидуальные особенности. В зависимости от типа нервной деятельности одни черты характера легче формировать, другие - труднее. Требования взрослого для одного могут быть посильными, а для другого - непосильными. А непосильные требования вызывают упрямство, ведут к конфликту.

Психологи утверждают, что индивидуальный подход на основе учета особенностей ребенка помогает раскрыть положительные стороны его натуры и сформировать положительные качества личности ребенка. Тип темперамента - основа будущего характера, а характер - это устойчивые особенности личности, которые проявляются в поступках.

Рассмотрим четыре типа высшей нервной деятельности или темперамента и рекомендации по взаимодействию с детьми.

1.Возбудимый ребенок (холерик)

Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке – реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик – это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до «наоборот», любит риск, приключения.

Бурно реагирует на все и бурно проявляет свои чувства. Легко переходит от состояния веселья к грусти. Засыпает беспокойно, долго ворочается, быстро просыпается. Вспыльчив, шумлив, говорит громко. Подвижен. Активен. Быстро сходится с детьми, но скоро, из-за неумения сдерживать свои желания, становится виновником конфликтов. Поскольку у таких детей возбуждение сильнее торможения, рекомендуется:исключить из обстановки все, что возбуждает (громкую музыку, громкие разговоры, игры с шумными детьми,большие компании);соблюдать установленный режим;
укреплять процессы торможения спокойными играми и занятиями

Для этого хороши: игры с внезапной остановкой «стоп»;
занятия с конструктором, крупный и мелкий строительный материал, когда вы советуете построить что-то конкретное и занимаетесь своим делом, все таки поглядывайте, как ребенок строит, подсказывайте, советуйте;занятия с картинками, лото;рисование, лепка, аппликация.

Ошибки родителей:

Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.

Разговаривать с таким ребенком (да и между собой) надо тихо, спокойно.Тон взрослого при этом должен быть требовательным, без лишних уговоров. Не злоупотребляйте просмотром телевизора. Очень важно замечать и поощрять всякое проявление сдержанности «Как хорошо ты сегодня играл - тихо, спокойно.» Замечания же по поводу плохого поведения рекомендуется делать тогда, когда спадет возбуждение, спокойно и твердо: «Некрасиво», «Ты огорчил нас» и т. д. Самое главное, чтобы вы, родители, всегда помнили: он не виноват в том, что родился «нервным ребенком».

2. Ребенок со слабой нервной системой (меланхолик)

О нем обычно говорят - впечатлителен. В отличие от легко возбудимых – у этих детей слабы не только тормозные, но и возбудимые процессы. Это вполне полноценный ребенок, но мало активен, даже пассивен. Он нерешителен, не уверен в себе, в своих делах, даже в том, что хорошо знает. Такой ребенок тих, редко смеется, шумные дети его утомляют. Внешне не проявляет своих чувств, но они у него устойчивы, глубоки его привязанности, привычки. Долго помнит обиды, глубоко их переживает. Замкнут и медлителен, но очень отзывчив, чуток. Он остро реагирует на все новое, на незнакомых взрослых и детей, чувствителен к ласке, к тону, с которым к нему обращаются.

Ошибки родителей:

Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.

Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, родители только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.

В общении с такими детьми рекомендуется постепенно приучать их к играм вдвоем (впоследствии увеличивать количество играющих), приглашая спокойного, нешумливого товарища, самим участвовать в игре. Надо стараться, чтобы такой ребенок поменьше оставался один и не сосредотачивался бы на своих переживаниях.

Важно приобщать его к самостоятельности. Слишком большая опека сделает его еще более неуверенным в себе, ему, наоборот, надо помочь преодолеть робость. Такой ребенок очень внушаем, и нетрудно вселить в него уверенность, что он все может, что у него все хорошо получится. Говорить с ним необходимо мягко, но уверенно, организуя его общительность со взрослыми, а затем и с детьми.

3. Медлительный ребенок (флегматик)

Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать, в еде непривередлив. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня.

Ошибки родителей:

Не старайтесь ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Гораздо проще просто начать раньше;
- не стоит упорно стараться навязать полезное с вашей точки зрения занятие, если он сопротивляется;
- не язвите, не называйте его лентяем, тюфяком и прочими «ласковыми» прозвищами;
- наберитесь терпения и не спешите сделать все за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам.

Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.

Воспитание такого ребенка требует терпеливости. Рекомендуется не торопить его, лишний раз не упрекать: «Опять последним одевался» и т. д. Он от этого еще больше затормаживается. Окрики рождают неуверенность. Так как ребенок малоподвижен, надо побуждать его к движениям: полезна гимнастика, спорт. Очень важно сделать все, чтобы не развилась лень. Постарайтесь сдружить его с активными детьми и понаблюдать при этом, чтобы они не подавляли его инициативу. Замечая проявления активности и инициативы, важно похвалить за это. Полезно для развития активности в деятельность ребенка вносить элементы соревнования: «Кто скорее?», заинтересовать, ускорить темп привлекательной для него перспективой. Например: «быстрее оденешься - не опоздаем в цирк и т. д.»

4. Спокойный ребенок (сангвиник)

Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это ребенок-солнце. Обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.

Сангвиники – эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: «С кем ты дружишь?» – обычно отвечают: «Со всеми».

Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.

С таким ребенком родителям легко. Быстро засыпает и легко просыпается. Умеет в играх и подчиняться, и руководить. Дружелюбен. Любознателен. Задает много вопросов, но интересы его неустойчивы так же, как и навыки. Такого типа ребенок быстро переключается с одних занятий на другие, но не доводит начатое до конца. Одинаково переходит от спокойных игр к подвижным. Помните, что он легко попадает под влияние, как положительное, так и отрицательное. Быстро устает от однообразных действий.

Ошибки родителей:

Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Привычный дружелюбный и веселый тон подростка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к мелочам сильно сказываются на успеваемости, а в будущем – и на успехах в работе.

Надо помочь такому ребенку научиться делать все аккуратно, например: сложить одежду, игрушки. Если задание сделано плохо, предложить тут же переделать. Контроль за его поступками, действиями должен быть систематический, требования - строгие и постоянные.

Подготовил материал:

старший воспитатель Дубынина Н.А.

(на основе журнала «Наш малыш»)