Стоунхендж в англии. Стоунхендж (Stonehenge), Великобритания

На фоне бесконечного неба четко вырисовываются эти исполины. Что-то таинственное, совершенно непонятное и притягивающее есть в этих гигантах. По сей день до конца неизвестно, зачем в 3 тысячелетии до нашей эры были возведены эти мегалиты. Их предназначение до сих пор остается темой многочисленных споров в ученом мире. На первый взгляд, каменные изваяния кажутся совершенно примитивными. Но это только на первый взгляд.

Стоунхендж связан с огромным количеством неразрешимых тайн, среди которых есть совершенно мистические. Недаром его еще называют восьмым великим чудом света, крупнейшей загадкой древнего мира.

Один из крупнейших мегалитов планеты находится в Англии, в 128 километрах от Лондона, посереди Солсберийского плоскогорья. Это с множеством , а рядом располагаются холмы Девоншира. Площадь, которую занимает Стоунхендж, равняется 107 квадратным километрам.

Стоунхендж представляет собой каменное кольцо из песчаника с водруженными сверху большими каменными плитами. Внутри кольца располагается еще одна постройка в форме подковы - глыбы большего размера сгруппированы попарно и перекрыты третьим камнем. Внутри большой подковы - маленькая, состоящая из голубых камней.

Когда начали изучать Стоунхендж, выяснилось, что рядом находится еще пара древних сооружений, воздвигнутых за 2 000 лет до него. Первый - это Аверуби в районе Огборна, представляющий собой гигантский круг, ограниченный частоколом из вертикальных плит. Площадь Аверуби значительно больше, чем Стоунхенджа. Вторая находка - это Сильбури Хилл. Холм высотой 45 км, насыпанный вручную и имеющий конусообразную форму со ступенями. При этом Стоунхендж, Аверуби и Сильбури Хилл образуют равносторонний треугольник, каждая сторона которого равняется 20 км. Невольно возникает мысль о том, что все эти три постройки составляют единое целое.

Принципы, по которым возводился Стоунхендж, нельзя назвать ни примитивными, ни случайными. Они все основываются на законах перспективы. Неизвестно ни то, зачем возводился этот комплекс, ни, тем более, как осуществляли эту постройку. Зато нетрудно догадаться о том, каких усилий это стоило. Датируется постройка 4 - 2 тысячелетиями до нашей эры (за несколько столетий до падения Трои), само собой ни о каких технических помощниках речь идти не может. Каждая глыба, из которых состоит Стоунхендж, весит не менее 50 тонн, а ближайшая скала находится в 350 км от того места, на котором он стоит.

Очевидно также то, что место, на котором Стоунхендж стоит сейчас, выбрано абсолютно не случайно. Каждый мегалит находится прямо над подземным потоком воды, причем ровно в тех точках, где реки пересекаются друг с другом. Под самим Стоунхенджем обнаружено огромное количество и ручьев. Мистики говорят, что вода помогает накоплению и сохранению энергии и информации.

При изучении Стоунхенджа, ясно было установлено, что постройка отдельных частей мегалита производилась в разные исторические периоды. Причем эти этапы отдалены друг от друга тысячелетиями. Самые древние части (они датируются 3100 годом до нашей эры) - центральный ров и вал сделаны в форме окружности. Внутри этого круга были обнаружены лунки, в которых совершались жертвоприношения (были найдены следы от сожженных трупов). Эти лунки располагаются по всей окружности, на равном удалении друг от друга. Вне этого круга находится камень, получивший название «пятка бегущего монаха». Внутри рва поставлены так называемые голубые камни, причем они датированы уже другим периодом. Это тесненные глыбы голубоватого оттенка. Причем, все они неодинаковы по своим геологическим характеристикам: из разных месторождений и разного возраста. При этом даже самый ближний от Стоунхенджа каменный карьер находится аж в 380 км от восточной части Уэльса. Сегодня, чтобы довезти несколько подобных глыб, понадобится специальная техника, мощные тягачи, и подъемные краны.

Ученые, изучив следы, установили, что эти камни примерно в 1800 году до нашей эры переставляли, причем не один раз.

Предназначение Стоунхенджа - до сих пор тема для многочисленных споров. Есть бесчисленное количество версий.

Например, Иниго Джонс, английский архитектор XVII века, изучавший исполинов по заказу короля Якова I, нашел много общего с образцами античной архитектуры. Он высказал предположение, что Стоунхендж не что иное, как руины римского храма.

В более поздние времена, рассматривая точные расчеты построения исполинских камней, делалось предположение, что Стоунхендж использовался как обсерватория, служил для предсказания лунных затмений. Это предположение связано, прежде всего, с тем, что во время летнего солнцестояния, главная ось Стоунхенджа указывает туда, где восходит Солнце. На восходе мегалит рассекается лучом ровно посередине.

Предположение о том, что Стоунхендж все-таки строился для того, чтобы определять затмения и дни зимнего и летнего солнцестояния, между тем, вызывает некоторые сомнения. Неужели нужно было вкладывать столько сил для сооружения постройки, которая, по сути, будет представлять собой только календарь?

Есть и еще версия, которую в ученом мире считают совершенно невероятной. Предполагается, что Стоунхендж - это взлетная полоса для инопланетных кораблей. Якобы, в 14 км от , были найдены наскальные рисунки, датированные возрастом в 5 тысяч лет, на которых был изображен рисунок построения, очень похожего на Стоунхендж, из центра которого взлетает нечто напоминающее космический корабль.

С мегалитом связано множество легенд, однако, неизвестно, насколько они правдивы. Так, сообщается, что в 1953 году мальчик, прикоснувшись к одному из камней, упал, как подкошенный. С тех пор он полностью парализован. В 1956 году фотограф, делавший фотографии Стоунхенджа, обнаружил странный дефект на снимке - от каждого камня исходило к небу необычное свечение.

Со многими загадки сталкивались и сами ученые. Например, периодически возле камней раздаются непонятные щелкающие звуки. Говорят, что это из-за сильного магнитного поля, которое распространяется вокруг Стоунхенджа. Известно также о феноменальном явлении, когда красная стрелка всегда показывает в центр мегалита, даже если обходить его со всех сторон. Оказалось также, что если постукивать по Стоунхенджу определенным способом, то звук распространяется с камня на камень, хотя между собой они не соприкасаются.

Версий о том, что же такое Стоунхендж, бесконечное множество. Изучением мегалита занимаются историки, археологи, геологи, антропологи, химики и даже инженеры-строители. Известно наверняка только то, что до конца разгадать эту загадку невозможно, а все версии так и останутся лишь предположениями: Стоунхендж настолько стар, что уже в античную эпоху его история была забыта. На камнях нет ни единой надписи, ни рисунка, ни хоть какой-нибудь пометки.

Огромный интерес вызывают эти мегалиты не только у ученых, но и у обывателей. Ежегодно к легендарному Стоунхенджу съезжаются тысячи туристов со всех уголков нашей земли. Кто-то приезжает просто посмотреть на исполинское изваяние, а кто-то мечтает прикоснуться к камням, веря, что так им передастся жизненная энергия.

Всего в 130 км от столицы Великобритании расположилось древнейшее сооружение, причину возведения которого не могут назвать до сих пор. Стоунхендж и поныне окутан тайнами и мистическими загадками, притягивая к себе не только любопытных туристов, но и палеонтологов, историков, антропологов, археологов и многих других ученых.

Гигантские каменные исполины более 5 тысячелетий стоят на страже Стоунхенджа, строго оберегая в секрете истинную причину создания этого своеобразного памятника древности. Расположенное посреди мелового плато Солсбери, сооружение из громадных каменных глыб занимает площадь 107 кв. км и находится посреди болотистой местности недалеко от девонширских холмов. Неразгаданные тайны древнего Стоунхенджа дают основание для того, чтобы назвать его восьмым чудом света. Не зря Стоунхендж внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Происхождение слова Стоунхендж

Как и само сооружение, слово «Стоунхендж» имеет древнее происхождение. Считается, что оно произошло от словосочетания староанглийских слов «stan» и «hencg», что переводится как каменный стержень. В действительности верхние камни зафиксированы на огромных каменных глыбах в виде стержней. Есть предположение, что слово «Стоунхендж» имеет в своей структуре староанглийское «hencen», что в переводе значит «виселица», так как каменные сооружения из двух вертикальных глыб и лежащая на них горизонтальная плита напоминают средневековые виселицы.

Эти изваяния, напоминающие средневековые орудия казни получили названия трилиты, что в переводе с греческого значит три камня. Таких трилитов, весящих по 50 тонн, здесь пять. Кроме огромных трилитов в создании Стоунхенджа использовано 30 каменных глыб, весящих по 25 тонн каждая и 82 пятитонных мегалита – крупных обломков скал, которые в древности использовали для возведения сооружений, имеющих культовое предназначение.

Грандиозное сооружение

Каменные монолиты Стоунхенджа выложены по периметру большого круга. Сверху на этих глыбах располагаются громадные каменные плиты. Внутри круга находятся каменные глыбы более крупных размеров и перекрытые более крупными плитами, которые расставлены в виде подковы. Во внутренней части этой своеобразной подковы расположены голубые камни, образующие подобие подковы поменьше.

Аверуби и Силбэри Хилл

Во время исследования Стоунхенджа рядом обнаружили еще более древние сооружения – огромный круг, выложенный с помощью каменных вертикальных плит – Аверуби и Силбэри Хилл — рукотворный курган конусообразной формы, достигающий высоты 45 м. При изучении этих сооружений пришли к интересному выводу, что все они связаны между собой, составляя единое целое. Такое заключение ученые сделали на основании того, что между Стоунхенджом, Аверуби и Силбэри Хиллом расстояние составляет по 20 км, а сами они расположены так что находятся в углах равностороннего треугольника.

Загадки Стоунхенджа

Никто из ученых не может определенно сказать, с какой целью и как именно возводилось это каменное сооружение. Остается загадкой, каким образом за несколько столетий до победы над Троей были доставлены многотонные глыбы на место возведения Стоунхенджа, если к ближайшим скалам расстояние составляет 350 км. Даже, используя современное строительное оборудование, совсем не просто доставить каменную глыбу весом 25 тонн на такое расстояние, а как этого добились во II тысячелетии до нашей эры, невозможно понять.

Пытаясь как-то объяснить причину появления каменных монолитов на болотистой равнине, люди сочиняли легенды и сказания. Согласно одному из них могущественный колдун Мэрлин приносил сюда по воздуху легендарных гигантов, чтобы здесь заживлять их раны. Англичане называют Стоунхендж «пляской великанов». Действительно, расставленные по кругу камни ассоциируются с хороводом взявшихся за руки великанов.

Еще одна загадка Стоунхенджа касается возведения мегалита над точками пересечения подземных рек. Под Стоунхенджем находятся огромные запасы подземных вод. Наличие их можно объяснить расположением каменного сооружения в болотистой местности, но как объяснить, каким образом древним людям удалось точно расположить мегалит, остается загадкой.

Строительство Стоунхенджа длилось около 2000 лет. В последнее время археологи нашли на территории этого каменного сооружения свидетельства древних деревянных монументальных построек, которые были воздвигнуты здесь 8000 лет назад.

Культовое место

Позже, на территории Стоунхенджа были образованы два земляных вала в форме круга диаметром около 115 метров, разделенные глубоким рвом, вырытым оленьими рогами. Во время раскопок в отдельных районах рва обнаружили кости крупных животных, а в некоторых местах останки сожженных трупов. На основании проведенных исследований пришли к выводу, что это место было культовым и здесь осуществлялись жертвоприношения. Через многие сотни лет после окончательного строительства Стоунхенджа его стали использовать в качестве кладбища для кремированных останков.

Камни Стоунхенджа

Внутри рва находятся голубые камни, которые были уложены гораздо позже, примерно в 1800 году до н. э. Специалисты установили, что эти огромные глыбы были доставлены сюда из месторождений, расположенных в разных местах, и переставлялись с одного места на другое неоднократно. Как это удавалось без современной техники, трудно представить. За пределами круга находится огромный монолит, называемый пяткой убегающего монаха. С противоположной стороны валов напротив «Пяточного» камня внутри находится «Камень-плаха».

Несмотря на свое название, камень к жертвоприношениям не имеет никакого отношения. Подвергаясь воздействию внешних природных факторов, на камне появились продукты выветривания – окислы железа, имеющие кроваво-красный цвет. Эти «кровавые» пятна и дали название камню.

В центре Стоунхенджа установлена глыба из зеленого песчаника весом около 6 тонн, выполнявшая роль алтаря.

Самая масштабная реконструкция Стоунхенджа произошла в конце III тысячелетия до нашей эры. Огромные каменные блоки были доставлены в район строительства с южных холмов, расположенных от места строительства на расстоянии 40 км. Даже такое незначительное по нынешним меркам расстояние трудно преодолеть в современных условиях, чтобы перевезти 30 огромных каменных блоков. Что и говорить о доставке каменных глыб в конце III тысячелетия до нашей эры? Результаты той древней реконструкции сохранились до наших дней в почти неизменном виде.

Предназначение

Ученые всех стран теряются в догадках о предназначении Стоунхенджа. На это счет есть целый ряд предположений и версий. Одни считают исполинское сооружение древней обсерваторией, другие доказывают, что друиды совершали здесь свои культовые обряды. Есть мнение, что Стоунхендж построен в качестве посадочной площадки для инопланетных кораблей, а приверженцы существования параллельных измерений уверенны, что здесь открывается портал в иные миры.

На отдельных наскальных рисунках возрастом 5 тысяч лет обнаруженных в 14 км от Аддис-Абебы якобы есть изображения, похожие на каменные глыбы Стоунхенджа. На одном из этих древних рисунков над центром каменного изваяния изображение напоминает взлетающий космический корабль.

Паранормальные явления

Исследователи паранормальных явлений утверждают, что вблизи комплекса происходят удивительные вещи. Как-то во время экскурсии по Стоунхенджу мальчик случайно задел куском изогнутой проволоки один из камней и упал без чувств. После этого случая ребенок долго не мог прийти в себя и на целых полгода утратил способность шевелить руками и ногами.

Во время фотосъемки Стоунхенджа в 1958 году фотограф наблюдал поднимающиеся столбы света над огромными каменными глыбами. А в 1968 году один из очевидцев рассказывал, что видел огненное кольцо, исходящее от камней Стоунхенджа, в котором находился яркий светящийся объект. В 1977 году очевидцам удалось снять на видеокамеру эскадру НЛО над мегалитом, и этот видеофильм продемонстрировали по всем каналам британского телевидения. Интересно, что во время наблюдений за неопознанными объектами у очевидцев сломался компас и вышел из строя переносной телевизор.

В районе Стоунхенджа ученые не раз слышали щелкающие звуки и странное жужжание непонятного происхождения. Многие ученые утверждают, что причина подобных явлений кроется в сильном магнитном поле, распространяющемся вокруг Стоунхенджа. Удивительно, но стрелка компаса, которая должна указывать на юг, всегда поворачивается к центру мегалита независимо от того, в какой стороне сооружения остановиться. Трудно объяснить еще одно странное явление. Если постучать по одному из камней определенным образом, то звук распространится на все камни, хотя они между собой не связаны.

Версии учёных

Английский архитектор XVII века Иниго Джонс, изучая сооружение, пришел к выводу, что строение Стоунхенджа напоминает архитектуру античных времен и высказал предположение, что это руины древнеримского храма. Другая версия свидетельствует о том, что на территории Стоунхенджа погребена языческая царица Боадицея, сражавшаяся с римлянами. В связи с этим существует мнение, что в Стоунхендже хоронили и вождей древних племен.

Позднее ученые предположили, что Стоунхендж возвели для того, чтобы точно предсказывать время лунных и солнечных затмений, а также дат начала полевых работ. Доказательством служит тот факт, что в день летнего солнцестояния во время восхода Солнца его луч проходит точно посередине этого каменного сооружения. Однако, такая версия вызвала отрицание у скептиков, утверждающих, что вряд ли было оправдано вкладывать столько сил и средств, чтобы убедиться в существовании обыкновенного календаря и смены времен года.

По мнению многих ученых Стоунхендж был местом паломничества и исцеления. Анализ человеческих костей, найденных в местах погребений на территории каменных сооружений, показал, что похороненные здесь люди страдали от серьезных заболеваний. К голубым камням Стоунхенджа стремились раненные в боях воины, калеки и безнадежно больные, надеясь получить здесь исцеление. Многие, не дождавшись выздоровления, умирали и их здесь же хоронили.

Известная на весь мир достопримечательность Англии – Стоунхендж, представляет собой древнее сооружение из каменных блоков, окруженных рядом земляных рвов. Это каменное мегалитическое строение внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с культовым объектом Эйвбери и связанными с ними памятниками.

Находится этот археологический памятник, постоянно привлекающий туристов, на юго-западе графства Уилтшир, Англия.

До сих пор историки и исследователи пытаются разгадать цель данного сооружения, но к единому мнению так и не пришли.

Как выглядит Стоунхендж?

Внешне Стоунхендж представляет собой каменные глыбы, рвы и ямы, упорядоченные определенным образом. Как выглядело данное сооружение во время его использования, остается только догадываться ученым и археологам со всего мира.

Среди каменных глыб выделяются трилиты и мегалиты, менгиры – отдельно стоящие камни из известкового песчаника серого цвета. Часть меньших по размеру камней имеет голубоватый оттенок и является кремнистым песчаником.

Считается, что памятник представляет собой кромлех – концентрические окружности из грубо обработанных каменных глыб. Правда, в настоящее время от окружностей остались лишь некоторые фрагменты, которые позволяют ученым догадаться, каким сооружение было прежде. Например, создана следующая компьютерная реконструкция Стоунхенджа.

Внешняя окружность ранее состояла из 30 вертикальных сероватых камней высотой более 4 метров и шириной более 2 метров. Вес одной такой глыбы составляет около 25 тонн. На эти каменные плиты сверху были уложены горизонтальные глыбы длиной более 3 метров, толщиной и широтой около метра.

Конструкция была довольно крепкой, т.к. специально на вертикальных опорах делались выступы, а на горизонтальных плитах пазы для них. Сейчас остались лишь 13 вертикальных плит и 6 горизонтальных перекрытий. В диаметре внешний круг составлял 33 метра .

Внутри этого круга находился круг из 30 голубоватых камней, из которых сейчас осталось не больше 10. Эти камни не имели горизонтальных перекрытий и были меньше по размеру, чем глыбы внешнего круга.

Внутри комплекса находились 5 трилитов, расположенные в форме подковы. Трилит представлял собой два вертикальных камня и уложенное сверху горизонтальное перекрытие. Размеры трилитов были разные. Основание подковы, образованной трилитами, было направлено к авеню – параллельной паре рвов, направленной к реке Эйвон. Внутри трилитов также в форме подковы располагались голубоватые камни.

Практически в центре круга располагался вертикальный алтарный камень весом около 6 тонн, стоящий напротив центрального трилита. Сейчас алтарный камень находится в горизонтальном положении.

Вокруг каменного сооружения обнаружены ямы, которые расположены двумя окружностями разного диаметра из 30 ям каждая (внутренняя окружность – лунки Z, внешняя окружность – лунки Y). Считается, что в этих деревянных ямах ранее располагались высокие деревянные столбы.

Третья внешняя окружность состоит из 56 ям, которые носят имя человека, их обнаружившего, – лунки Обри. На пересечении лунок Обри находятся два кургана, в которых не обнаружено захоронений. Также на пути лунок Обри лежат 2 опорных камня, которых еще в XIX веке насчитывалось 4, и они четко указывали на стороны света.

Интерес представляют еще два камня, расположенные друг напротив друга. Первый – камень-эшафот, находится напротив аллеи и представляет собой горизонтальный монолит длиной около 5 метров. Второй – пяточный камень, расположен на самой аллее и представляет собой вертикальную глыбу высотой 6 метров.

Более подробно устройство Стоунхенджа и оставшиеся до настоящего времени каменные глыбы можно рассмотреть на планах.

Теории Стоунхенджа

Существует множество теорий предназначения Стоунхенджа. Ученые подсчитали, что время, чтоб привезти в данную местность эти каменные плиты (ближайшее место, где есть осадочные горные породы песчаника, – Южный Уэльс, до которого нужно преодолеть путь в 200 км), обработать и установить их в определенном порядке, могло занять около 20 веков.

Вероятно, такие неимоверные усилия, затрагивающие столько времени, должны были преследовать грандиозную цель.

Одной из версий появления Стоунхенджа является деятельность Мерлина, которого считают волшебником и наставником короля Артура. Считается, что он перенес огромную конструкцию на луга Англии с Днепровских порогов. Стоунхендж в этой теории связывали с круглым столом короля Артура. Различия в форме и размерах камней означали индивидуальность каждого члена круглого стола.

В другой теории камни Стоунхенджа рассматривали как святилище друидов. В священном месте они собирались для творчества, обмена информацией и соревнований в собственных талантах.

Другие исследователи считали Стоунхендж местом захоронения языческой королевы Боудикки, которая после смерти мужа возглавила племя иценов. В войне против Римской империи ицены пали, а не пожелавшая сдаваться Боудикка отравилась. В честь нее и было воздвигнуто данное сооружение. Правда, ни одна из этих теорий не подтвердилась учеными: с помощью радиоуглеродного метода было доказано, что постройка Стоунхенджа относится к 3500 г до н.э., когда описываемых событий еще не было. Перестал использоваться Стоунхендж где-то в 1100 г до н.э.

Иногда рассматривают версию о месте массового захоронения людей на территории Стоунхенджа, но эта версия не подтверждается. На территории Стоунхенджа лишь однажды найдены останки мужчины, убитого из лука.

Распространена теория о том, что Стоунхендж – это астрономическая обсерватория древних людей. Главным исследователем этой теории считается Дж. Хокинс. Но остается непонятен выбор места под обсерваторию. Обычно их располагали на возвышенностях, этот же объект расположен на склоне пологого холма.

Стоунхендж может быть местом силы, т.е. некоторым генератором энергии. Действительно, многие называют территорию Стоунхенджа аномальной зоной, где творятся непонятные науке процессы и явления. Но доказательств данной теории нет, и вряд ли они когда-то появятся.

Как добраться до Стоунхенджа?

Расстояние до памятника от Лондона составляет 140 км. Ближайшие города к Стоунхенджу – Эймсбери и Солсбери. Известное сооружение находится в 3 км от Эймсбери и 13 км от Солсбери.

Добраться на место можно от железнодорожного вокзала Ватерлоо на поезде до Солсбери, а затем на местном автобусе, который регулярно ездит к Стоунхенджу, или на такси. И как вариант можно взять машину в аренду и доехать самостоятельно.

Отправляясь в Англию, обязательно включите в список объектов для посещения Стоунхендж. Возможно, именно вам удастся приблизиться к разгадке тайны этого знаменитого сооружения.

Так писал о Стоунхендже сэр Филип Сидней, один из поэтов блестящей елизаветинской эпохи. Уникальный мегалитический памятник, известный под названием Стоунхендж (нависающие камни) или Хоровод Великанов — это загадка, над которой ломали голову многие поколения. Он возвышается на гладкой как стол Солсберийской равнине, в южной части Англии. В нескольких милях от него протекает река Эйвон. Сооружение составлено из гигантских каменных глыб, вес которых колеблется от 5 до 50 т.

В средние века бытовало мнение, что величайшее чудо Британии - дело рук её величайшего волшебника - Мерлина. Миф о строительстве Хоровода Великанов придворным чародеем короля Артура имеет несколько вариантов. Наибольшую популярность приобрела версия, изложенная литератором XII столетия Гальфридом Монмутским в его псевдохронике «История бриттов». Согласно этой версии, Стоунхендж должен был увековечить память четырёхсот шестидесяти бриттских вождей, предательски убитых во время мирных переговоров вторгшимися на остров саксами. Мерлин якобы установил этот грандиозный мемориал на месте коварного убийства в царствование короля Аврелия Амброзия, дяди Артура. Но, как гласит легенда, волшебник не был архитектором сооружения, ему лишь принадлежала идея перенести Хоровод Великанов из Ирландии, где он прежде находился. Согласно Гальфриду, Мерлин обратился к королю со следующими словами:

«Если ты хочешь украсить могилу убитых мужей отменно прочным сооружением, пошли к Кольцу Великанов, которое находится на горе Килларио в Ибернии (древнее название Ирландии). Оно выложено камнями, с которыми никто из людей нашего времени не мог бы управиться, не подчинив искусства уму. Камни огромны, и нет никого, чья сила могла бы их сдвинуть. И если расположить эти глыбы вокруг площадки, где покоятся тела убиенных, так же, как это сделано там, они тут встанут навеки». Далее в хронике говорится следующее: «Услышав эти слова, Аврелий усмехнулся, заметив: «Как это так? Везти столь огромные камни из столь отдалённого королевства, точно в Британии не найдётся камней для задуманного мною сооружения!» На это Мерлин ответил: «Понапрасну не смейся, ибо то, что я тебе предлагаю, отнюдь не пустое. Камни исполнены тайн и придают лечебные свойства различным снадобьям. Некогда великаны вывезли их из крайних пределов Африки и установили в Ибернии, где тогда обитали».»

После этой беседы король Амброзий отправил за море пятнадцать тысяч бриттов, во главе со своим братом Утером Пендрагоном (будущим отцом Артура). Экспедиция столкнулась с сопротивлением обитателей Зелёного острова, но, в конце концов, последние были разбиты. Далее Гальфрид рассказывает:

«Одержав победу, бритты поднялись на гору Килларио и, овладев каменным сооружением, возрадовались и дивились ему. И вот, когда они столпились вокруг него, подошёл Мерлин и сказал: «Приложите, юноши, все свои силы и, двигая эти камни, постарайтесь понять, что могущественнее, сила или разум, разум или сила». Повинуясь его приказанию, они единодушно взялись за всевозможные орудия и приступили к разборке Кольца. Иные приготовили бечеву, иные канаты, иные лестницы, дабы довести до конца задуманное, но ничего не добились. Наблюдая за бесплодными их усилиями, Мерлин рассмеялся и измыслил свои собственные орудия. Затем, применив кое-какие необходимые приспособления, он сдвинул камни с невероятной лёгкостью; сдвинутые им глыбы он заставил перетащить к кораблям и на них погрузить. Ликуя, они отплыли в Британию и с попутными ветрами достигли её, после чего привезенные камни доставляют к могилам убиенных мужей».

Так объясняется происхождение памятника на Солсберийской равнине в одном из самых популярных литературных произведений средневековья. Но для наступившей затем эпохи Возрождения характерно некоторое пренебрежения к культуре средних веков и повышенный интерес к античности. В связи с новыми культурными веяниями история о Мерлине была объявлена нелепой басней. Теперь строительство гигантского мегалитического сооружения стало модно приписывать друидам, таинственной касте кельтских жрецов, основные сведения о которых черпали из «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря. Великий римский полководец и политик сообщает, что друиды «...много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величие мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов», а также, что «...их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, отправляются туда для её изучения».

Первое серьёзное исследование Стоунхенджа было произведено во второй половине XVII в. Джоном Обри, членом Королевской академии и личным другом короля Карла II. Он тщательно осмотрел памятник и зарисовал не только камни, но и куда менее приметные земляные сооружения. Однако, не будучи вооружён современными археологическими методами, он не смог сделать обоснованных научных выводов о дате строительства. Авторитетное мнение Обри очень способствовало популярности «друидической» версии происхождения Хоровода Великанов.

Проведённые уже в XX в. археологическое исследования памятника показали, что представление о друидах, строителях Стоунхенджа, не более научно, чем сказка о Мерлине. Любителей исторических загадок ожидал сюрприз. Как правило, народное воображение увеличивает древность памятников, легко жонглируя веками и тысячелетиями. Например, автору данной статьи неоднократно приходилось слышать рассказы о том, что старая железнодорожная насыпь близ села была построена при Екатерине, а каменным печенежским бабам 14 тысяч лет. Со Стоунхенджем всё вышло наоборот. Как выяснилось, он был неимоверно древним не только во времена Мерлина (V в. н. э), но и тогда, когда в Британии предположительно появились первые друиды (около V в. до н. э.).

Археологи несколько колеблются в определении даты начала строительства Стоунхенджа, но не сомневаются, что первые элементы памятника были созданы ещё в неолите, окончание же строительства относят к раннему бронзовому веку. Основные сооружения, более всего впечатляющие современных туристов, возвели в период 1900 - 1600 до н. э.

Изучение Хоровода Великанов - задача не простая не только из-за разрушительного действия времени. Как выяснилось, Стоунхендж неоднократно перестраивался ещё в доисторическую эпоху. Старейшая его часть так мало выразительна с точки зрения непрофессионала, что большинство туристов минуют её, даже не заметив, и переступают границу немыслимо древнего памятника без всякого внутреннего трепета, устремляясь к маячащим впереди циклопическим каменным аркам. Между тем, граница эта представляет собой неглубокий ров, окаймлённый двумя земляными валами. Ров и валы образуют удивительно правильный круг, диаметром около 115 м, разорванный на северо-востоке. Внутренний вал, более высокий и широкий чем внешний имеет ширину 6 м и высоту 1,8. Ширина и высота внешнего вала соответственно 2,5 м и 0,5 - 0,8 м. Что до рва, то он весьма неровен, и судя по всему, не имел самостоятельного значения, а просто служил карьером, из которого добывали материал для валов. Следует сказать, что материал этот - богатый мелом грунт Солсбери, и во времена, когда за состоянием валов следили, они, должно быть, имели ослепительно белый цвет, что выглядело очень эффектно.

Как уже было сказано, на северо-востоке в земляном кольце имеется разрыв (около 10 м). На прямой, соединяющей середину этого разрыва и центр круга, в 30 м за его пределами, расположен поставленный стоймя огромный камень. Его высота - 6 м, вес - около 35 т. Этот камень называют Пяточным, но, как и многие другие археологические объекты, он обязан своим именем случайности, и оно никак не связано с его назначением. Если человек среднего роста встанет в центр Хоровода Великанов и посмотрит на Пяточный камень в разрыв кольца, он увидит его верхушку точно на уровне горизонта. А если он проделает это ранним утром в день летнего солнцестояния, то увидит как солнце взойдёт прямо над камнем.

Внутри кольца первоначально было установлено всего четыре камня. Два из них сохранились до наших дней, от остальных двух остались лунки. Камни образовывали вписанный в круг прямоугольник, длинные стороны которого были перпендикулярны оси, проведенной из центра через Пяточный камень, а короткие, соответственно перпендикулярны ей. Все пять камней, относящиеся к первому периоду строительства Стоунхенджа необработанные. В этот же период была выкопана цепь лунок вдоль внутренней стороны вала, тоже образующая правильный круг, так называемое «кольцо Обри», получившее своё имя в честь первооткрывателя. Это необычайно интригующая деталь сооружения. Лунки расположены на тщательно выверенном равном расстояние друг от друга. Число их необычно - 56. Очевидно, что такое количество выбрано неслучайно. Если бы древние строители просто хотели создать замкнутое кольцо из равноудалённых лунок, то их было бы 64. Такое кольцо очень просто устроить, последовательно деля дугу окружности пополам.

Вскоре после того как «лунки Обри» были выкопаны, их засыпали толчёным мелом. В некоторых из них археологи обнаружили кремированные человеческие останки. Эта деталь, наводит на мысль о кровавых жертвоприношениях, но по зрелому размышлению такая мысль представляется недостаточно основательной. Не исключено, что Стоунхендж, тогда ещё не оправдывавший своего нынешнего названия, был местом погребения.

Не одно поколение успело смениться в Британии, прежде чем сооружение решили модернизировать, создав комплекс, который современные археологи именуют Стоунхендж II. Новые строители принялись возводить внутри земляного кольца ещё два концентрических круга из голубоватых камней. Эти круги также были разорваны на северо-востоке, открывая вид из центра на Пяточный камень. Кроме того, вход был отмечен дополнительными камнями. Мегалиты Стоунхенджа II были не слишком велики, по сравнению с циклопическими каменными блоками, которые можно увидеть на Солсберийской равнине сегодня. Их вес был около 5 т каждый. Привезли камни не из Ирландии, как гласит средневековая легенда, а из Уэльса, с гор Преселли. Край не столь отдалённый, как Ирландия, но всё же расстояние по прямой составляет 210 км, однако скорей всего мегалиты везли 380 км по рекам. Ко второму периоду строительства Стоунхенджа относится также сооружение двух валов, симметричных относительно оси центр - Пяточный камень и ведущих от входа сначала прямо на северо-восток, а затем к реке Эйвон, которая протекает в 2 милях от Хоровода Великанов. У археологов эта деталь памятника получила название «Авеню». Предполагается, что валы ограждали священную дорогу, по которой подвезённые на плотах камни, доставляли при помощи катков к месту строительства.

Внушительное сооружение из голубоватых камней простояло на Солсберийской равнине очень недолго. По-видимому, его ещё не успели толком завершить, как было принято решения разобрать оба кольца. Что заставило древних зодчих поступить столь странным образом, скорее всего, навсегда останется загадкой.

Очистив священное место от голубых камней, строители принялись возводить новое сооружение, на этот раз из глыб твёрдого светло-серого песчаника, которые называются сарсенами. Их привозили из местности Марлборо-Даунс, расположенной на 35 - 40 км севернее Стоунхенджа. Там огромные сарсеновые валуны встречаются прямо на поверхности земли. Окрестные жители называют их Серыми Баранами. Уже упоминавшемся здесь исследователю Стоунхенджа Джону Обри доводилось охотиться в этих краях, и он оставил их описание:

«Эти холмы имеют такой вид, будто их засеяли огромными камнями, и очень густо; по вечерам они похожи на стадо овец, и этим объясняется их название. Так и кажется, что это и есть место, где Гиганты швыряли камнями в Богов».

Вес каждой глыбы, прибывшей на Солсберийскую равнину из Марлборо-Даунс, исчислялся десятками тонн. В отличии от необработанных камней Стоунхенджа I, блоки третьего периода строительства явно подвергались обработке металлическими инструментами. Неровности, которые сейчас можно видеть на камнях Хоровода Великанов - следствие разрушительного действия времени: выветривания, температурных перепадов, а иногда и молотков туристов. В своё время они были огранены и отшлифованы, что было непросто, учитывая твёрдость материала (Один своеобразный любитель древностей, посетивший Стоунхендж в XVII в. оставил в своём дневнике следующую запись: «Камни эти удивительно тверды и крепки, и как я не бил молотком, мне не удалось отколоть ни кусочка»).

В последний период строительства древние зодчие соорудили круг из 30 поставленных вертикально сарсеновых блоков и снабдили их сверху перемычками, так что образовалось сплошное кольцо. В уложенных сверху блоках делали выемки, которые соответствовали шипам на камнях-опорах, что обеспечивало прочность постройки. На северо-востоке кольцо-перемычка не было разорвано, но просвет между опорами был сделан больше. Таким образом, кругозор наблюдателя был ограничен сверху, но ничто не препятствовало лицезрению Солнца, появляющегося из-за горизонта после самой короткой в году ночи.

В середине сарсенового кольца была возведена подкова, составленная из пяти так называемых трилитов. Этот термин, означающий «три камня», специально изобрели для обозначения сооружений Стоунхенджа, представляющих из себя два поставленных стоймя каменных блока, увенчанные третьим, так что получается что-то вроде буквы П. Сооружения эти поистине исполинские. Их высота приблизительно 6 - 7 м. Самый большой трилит был возведён напротив входа. Вес составляющих его камней равен 50 тонн (Для сравнения: вес самых крупных блоков египетских пирамид - 15 т). Четыре других трилита образуют ветки подковы, открытой на северо-восток и симметричной относительно оси центр - Пяточный камень.

Сарсеновые кольцо и подкова, хотя и изрядно разрушенные, довольно отчётливо просматриваются в современных руинах, но был ещё один этап строительства, обозначенный археологами как Стоунхендж III В, выявить который помогли тщательные исследования. На этом этапе разобранное ранее кольцо голубых камней было восстановлено. Теперь оно огибало подкову из трилитов и как бы дублировало окаймлявшее его сарсеновое кольцо. Часть голубых камней образовала ещё одну подкову внутри подковы из трилитов. Кроме того, создатели Стоунхенджа III В выкопали два ряда лунок между сарсеновым кольцом и «кольцом Обри», которые принято обозначать лунки X и Y. В одном ряду лунок 29, в другом 30.

Памятник имеет ещё ряд деталей, вроде отдельно лежащих камней, насыпей и рвов. В общем описании сооружения они представляются второстепенными, но в принципе, каждая из таких мелочей может оказаться ключом к важной научной проблеме.

Долгое время главное загадкой Хоровода Великанов, находящейся в фокусе внимания публики был вопрос о том, как первобытные люди могли перемещать на значительные расстояния такие громадные камни, а затем устанавливать их с замечательной точностью. Но эта проблема давно решена современными учёными. Более всего в области мегалитического строительства прославился норвежский учёный Тур Хейердал, который воспроизвёл технику передвижения гигантских монументов острова Пасхи. Но были и другие энтузиасты. Какое-то время передвижение гигантских блоков при помощи примитивных технических средств, имитирующие строительство Стоунхенджа, стало чем-то вроде национального английского спорта. За такими попытками следили популярные радиопередачи. Выяснилось, что примерно 16 человек на тонну достаточно для того, чтобы перетаскивать камни на километр - полтора в день. Это по суше, на катках. После того, как блоки грузили на плоты, дело, естественно, шло быстрее. Работа, конечно, не из лёгких, но, если люди, говоря словами известного анекдота, «мають час та мають натхнення», вполне осуществимая.

Однако, как написали 1963 г. в газете «Манчестер гардиан», «...упор обычно делается на трудности транспортировки каменных глыб к месту постройки. Но гораздо труднее было решить, где их установить, - это требовало от строителей величайшего напряжения всех их знаний и сил». Статья была откликом на публикацию нашумевшей работы сотрудника Смитсоновской астрономической обсерватории профессора Джеральда Хокинса, в которой он попытался ответить на вопрос: каково было назначение величайшего мегалитического памятника Британии.

Тот факт, что Хоровод Великанов ориентирован на точку восхода в день летнего солнцестояния был замечен очень давно. Как известно, солнце встаёт точно на востоке лишь в дни осеннего и весеннего равноденствия (за исключением экватора). В зимнюю половину года точка восхода перемещается к югу, а в летнюю - к северу. Причём это смещение тем сильнее, чем ближе к полюсу находится наблюдатель. Находясь на полярном круге можно увидеть, как светило в середине ночи ненадолго коснётся горизонта в точке севера и снова устремится вверх. За полярным кругом оно не зайдёт вовсе. На широте Стоунхенджа точка восхода в день летнего солнцестояния находится почти точно на северо-востоке. Ориентация главной оси сооружения в этом направлении давало основания считать его храмом солнечного культа, где жрецы, увидев, что светило вновь возвратилось к Пяточному камню, торжественно объявляли о рождении нового года.

Но астроном Хокинс справедливо заметил, что для того, чтобы отметить точку солнечного восхода, как и любую другую точку на горизонте, достаточно двух камней. Между тем, в Хороводе их намного больше, и структура их размещения настолько сложна, что не может быть произвольной. По всей видимости, рассуждал профессор, назначение сооружения не исчерпывалось определением дня солнцестояния с которого пойдёт отсчёт нового года, хотя это и очень важная задача для первобытного земледельческого народа.

Находясь в Стоунхендже, Хокинс обратил внимание на то, как узки зазоры между стоячими камнями трилитов. Они не превышают 30 см, и в них невозможно протиснутся. При этом они ориентированы так, что сквозь них можно смотреть лишь в определённый проём сарсенового кольца, что ещё больше сужает кругозор, взгляд упирается в фиксированную точку на горизонте. Исследователь довольно быстро пришёл к выводу, что сквозь зазор центрального трилита, сохранившегося лишь частично, можно было наблюдать момент захода солнца в день зимнего солнцестояния. Но чтобы установить ориентацию прочих объектов полуразрушенного памятника, все данные пришлось подвергнуть тщательной математической обработке, для чего потребовалась электронно-вычислительная машина.

Как выяснилось, все прямые, соединяющие основные пункты Стоунхенджа, непременно указывают на какое-то особое положение Солнца либо Луны. В частности, два трилита на концах подковы ориентированы на заход Солнца в летнее солнцестояние и восход в зимнее. Два оставшихся, очевидно были предназначены для наблюдения за восходом и закатом Луны. Часто на прямой, соединяющей два важных пункта, находится третий объект - добавочный ориентир.

В композиции Хоровода Великанов чётко просматриваются линии, указывающие на точки восхода и захода Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, а также равноденствия. Что касается Луны, то траектория её видимого движения по небосводу гораздо сложнее, чем у Солнца. В течении года она движется как бы навстречу Солнцу: на север зимой и на юг летом. Но её крайние положения, в отличии от солнечных не остаются неизменными из года в год, а совершают маятникообразные перемещения в течении 19-летнего цикла. Таким образом на каждое крайнее положение Солнца приходится два крайних положения Луны, и каждое из этих положений зафиксировано в структуре Стоунхенджа.

Хокинс отмечает экономичность композиции памятника. Так, в Стоунхендже I просматривается 16 направлений на особые положения светил, каждое из которых определяется двумя точками. Но при этом использовано не 32 точки, а всего 11. Шесть из них использованы более одного раза, в том числе две точки используются 6 раз.

Исследования Хокинса не ограничились определением основных направлений, в которых велись наблюдения. Учёный обратил внимание на отрывок из труда античного историка Диодора Сицилийского, в котором тот рассказывает о мифическом острове гипербореев, расположенном далеко на севере. Хокинс посчитал, что Диодор ведёт речь о Британии, и упоминает в своём описании Стоунхендж: «И есть также на этом острове великолепное святилище Аполлона, а также прекрасный храм, украшенный многочисленными пожертвованиями, сферический по форме. Кроме того, там есть город, посвящённый этому богу, и большинство его жителей играют на кифаре... Говорят также, что с этого острова Луна видна так, будто бы она очень близка к Земле, и глаз различает на ней такие же возвышенности, как на Земле. Говорят также, что бог посещает остров каждые 19 лет; это период, за который звёзды завершают свой путь по небу и возвращаются на прежнее место...При своём появлении бог играет на кифаре и танцует ночь напролёт от весеннего равноденствия до восхода Плеяд, выражая таким образом восторг по случаю своих побед. А цари этого города и хранители святилища именуются Бореадами, так как они происходят от Борея (северного ветра), и должности эти передаются у них в роду из поколения в поколение».

Как астроном, Хокинс знал, что лунные и солнечные затмения могут повторяться с цикличностью приблизительно в 19 лет. Ему пришло в голову, что Хоровод Великанов мог использоваться для предсказания затмений. Работая дальше в этом направлении, учёный понял, что во II тысячелетие до н. э. затмения имели место в те периоды, когда зимняя Луна восходила точно над Пяточным камнем.

Но, если быть точным, полный цикл видимого движения Луны составляет не 19, а 18,61 солнечных лет. Таким образом, чтобы максимально точно предсказывать повторение небесных явлений следует отсчитывать два раза подряд по 19 лет, а потом лишь 18. Таким образом речь уже идёт о 56-летнем лунном цикле, который намного точнее 19-летнего (19+19+18=56). И тут Хокинс вспомнил о странном, никем до сих пор не объяснённом числе «лунок Обри».

Согласно гипотезе Хокинса, Стоунхендж не просто обсерватория, но что-то вроде гигантского каменного арифмометра, для вычисления годов, когда может произойти затмение. Представив себя на месте доисторического жреца, он писал следующее:

«Если раз в год перекладывать камень по кругу из одной лунки Обри в соседнюю, то можно предсказать все предельные положения Луны в данное время года, а также затмения Солнца и Луны в солнцестояниях и равноденствиях. Если использовать шесть камней, размещённых через 9, 9, 10, 9, 9, 10 лунок Обри, и раз в год перемещать их против часовой стрелки в соседнюю лунку, то можно достичь изумительных результатов в предсказании астрономических явлений. При наличии шести камней - трёх белых и трёх чёрных - это счётное устройство могло в течении сотен лет, и притом очень точно, предсказывать все важные явления. Связанные с Луной».

Легко видеть, что при расположении, предложенном Хокинсом, камень определённого цвета должен попадать в каждую лунку с периодичностью 18 - 19 лет. Нужно было лишь отметить лунки, соответствующие «опасным» годам.

Разумеется, Хокинс не настаивал на том, что три с половиной тысячи лет назад всё происходило в точности так, как он описал. Он даже не считал свою гипотезу относительно числа «лунок Обри» абсолютно доказанной, а лишь высоковероятной. Что касается 30 стоячих камней сарсенового кольца, то профессор связывал их с днями месяца. По этому поводу он вспомнил также лунки X и Y, числом 30 и 29. С их помощью могли устраняться неточности, связанные с тем, что полный лунной месяц (промежуток между двумя полнолуниями) составляет 29,53 суток.

Какие ещё возможности давал обитателям доисторической Британии Хоровод Великанов, пока можно только гадать. Всё более подробное археологическое изучение памятника будет давать больше и больше пищи для размышлений не только о научно-техническом потенциале древних, но и о социальной роли проектов, подобных возведению Хоровода Великанов. Хокинс сравнивал строительство этого гигантского астрономического прибора доисторическими племенами с космической программой современных сверхдержав.

Он писал: «Космическая программа поглощает около 1% всего национального продукта США. Стоунхендж, несомненно, поглощал не меньше. Его строительство, бесспорно, требовало от тогдашних жителей Англии гораздо больших усилий, чем космическая программа от американцев, и, вероятно, значило для них гораздо больше».

Один из самых знаменитых археологических памятников в мире, Стоунхендж состоит из земляных сооружений, окружающих кольцевые и подковообразные конструкции из больших менгиров. Он находится в центре самого плотного комплекса памятников неолита и бронзового века в Англии. Сам памятник и его окрестности были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 г. вместе с Эйвбери. Стоунхендж передан британской короной в управление «Английскому наследию», тогда как ближайшие окрестности принадлежат Национальному тресту.
Описание Стоунхенджа

На плане выделяются
1 - Алтарный камень, шеститонный монолит зеленого слюдяного песчаника из Уэльса
2-3 - курганы без могил
4 - упавший камень 4,9 метров в длину (Slaughter Stone - эшафот)
5 - Пяточный камень (Heel Stone)
6 - два из первоначально четырех вертикально стоящих камней (на плане нач. XIX века их положение указано иначе)
7 - ров (канава)
8 - внутренний вал
9 - внешний вал
10 - авеню, то есть параллельная пара рвов и валов, ведущая за 3 км на реку Эйвон (en:River Avon, Hampshire); сейчас эти валы едва различимы (см. виртуальную экскурсию)
11 - кольцо 30 ям, т. н. Y лунки; в 1930-х лунки были обозначены круглыми столбиками, которые теперь убраны
12 - кольцо 30 ям, т. н. Z лунки
13 - круг 56 ям, известный как лунки Обри (Aubrey holes)
14 - малый южный вход

Камни, сосредоточенные в центре Стоунхенджа, обозначены на плане цветом: серым - для валунов песчаника (сарсена) и синим - для ввозимых издалека камней, главным образом голубых камней (bluestone). Эти каменные глыбы были, вероятно, доставлены на место строительства Стоунхенджа с расстояния в 380 км, примерно с восточной части Уэльса, поскольку это ближайший каменный карьер.

Расположение камней реконструировал Уильям Стьюкли в начале XIX века, дальнейшие исследования внесли в него незначительные коррективы. (См. также круговые панорамы).

30 сарсеновых камней образуют круг диаметром 33 м. Эти камни достигают высоты 4,1 м, ширины 2,1 м и веса около 25 тонн. Сверху на них положены камни-перемычки длиной около 3,2 м и шириной 1 м и толщиной 0,8 м так, что вершины перемычек находятся на 4,9 м над уровнем земли. Камни закреплялись при помощи системы «паз и шип». Дуга внешнего кольца из 13 камней сохранилась вместе с перекрытиями. На плане перемычки не указаны.

В пределах этого круга стояло пять трилитов из сарсена, образуя подкову, открытую в сторону авеню. Их огромные камни весят до 50 тонн каждый. Трилиты устроены симметрично: самая маленькая пара трилитов была 6 м высотой, следующая пара немного выше, а самым большим был единственный центральный трилит высотой в 7,3 м. К XIX веку сохранилось только два трилита с юго-востока и одна сильно согнутая опора центрального трилита. В первой половине XX века был восстановлен один трилит с северо-запада и выправлена опора центрального трилита, чем был полностью изменен вид комплекса с северо-запада.

Форму кольца и подковы повторяют кольцо без перекрытий и подкова из голубых каменей.
Датировка Стоунхенджа

Первые исследователи связывали постройку Стоунхенджа с друидами. Раскопки, однако, отодвинули время создания Стоунхенджа к новокаменному и бронзовому векам. Современная датировка элементов Стоунхенджа основана на радиоуглеродном методе. В настоящее время выделяют следующие фазы:
Фаза 1 - строительство главного рва и валов (культура Виндмилл-Хилл). Во рву было найдено значительное число оленьих рогов со следами «износа». Поскольку ниже этих рогов ила найдено не было, было высказано предположение, что ров был вырыт вскоре после умерщвления оленей. Последнее событие было датировано радиоуглеродным методом 3020-2910 до н. э.
Фаза 2 - вторичное заполнение рва, деревянные сооружения и лунки Обри.
Фаза 3 - похоронная врезка в вершину вторичного заполнения рва, постройка каменных колец из песчаника и голубых камней, авеню и лунки Y и Z (Уэссекская культура). Материал для датировки валунов сарсена, имеющийся в весьма ограниченном количестве, указывает на 2440-2100 до н. э.

Назначение Стоунхенджа

Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина. В середине XVII века английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию, что Стоунхендж возвели древние римляне. Некоторые учёные средних веков считали, что Стоунхендж построили швейцарцы или немцы. В начале XIX века утвердилась версия о Стоунхендже как о святилище друидов. Некоторые считали, что это гробница Боадицеи - языческой королевы.

"" Ещё авторы XVIII века подметили, что положение камней можно увязать с астрономическими явлениями. Наиболее известная современная попытка истолкования Стоунхенджа как грандиозной обсерватории каменного века принадлежит Дж. Хокинсу и Дж. Уайту. Научного подтверждения она не имеет.

Также часто утверждают, что Стоунхендж использовался для захоронений. Действительно, на территории памятника найдены захоронения, но произведены они были много позже постройки Стоунхенджа. Например, во рву найден скелет молодого мужчины, датированный с помощью радиоуглеродного метода 780-410 годами до н. э.

По сообщениям информационных агентств, профессор археологии из Университета города Шеффилда Майк Паркер Персон, который руководит проектом Stonehenge Riverside Archaeological Project, отметил, что по его мнению Стоунхендж с самого начала своего существования и до расцвета в третьем тысячелетии до нашей эры рассматривался обитателями Англии как территория для погребения мёртвых.