Нод в старшей группе "удивительные свойства воздуха". В: Это мы сейчас проверим

Конспект НОД в старшей группе по теме «Как увидеть воздух».

Шишова Лилия Александровна, воспитатель МБДОУ «Березка»,
г. Суровикино, Волгоградская область.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы (5-6 лет) по теме «Как увидеть воздух». Данный материал будет интересен воспитателям детей старшего дошкольного возраста.
Это конспект познавательного занятия на развитие познавательного интереса к экспериментированию с объектами и предметами окружающей среды.
Конспект непосредственно образовательной деятельности детейстаршей группы по теме «Как увидеть воздух».
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, физическое развитие, познавательное развитие.
Формы организованной образовательной деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.
Цель: Продолжать формировать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
Задачи:
Образовательные: научить детей проводить элементарные опыты с воздухом, исследовать его свойства, устанавливать связи, происходящие изменения;
- организовать самостоятельный поиск детьми знаний по теме «Воздух»;
- обогащать и активировать словарь детей:
- познакомить с экологическими проблемами воздуха;
Развивающие: развивать организационные умения: называть тему занятия, понимать цель задания, названную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом;
-оценивать результат работы (получилось - не получилось), исправлять ошибки;
-развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи
-развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
- развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха;
- развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки;
-развивать организационные умения: называть тему занятия, понимать цель задания, названную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом;
-оценивать результат работы (получилось-не получилось), исправлять ошибки;
-развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи.
Речевые: развивать связную речь детей, обогатить словарь детей: : лёгкий, прозрачный, невидимый, бесцветный.
Воспитательные: слушать и понимать чужую речь, работать в коллективе;
воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы по данной теме, наблюдение за дождевыми червями, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.

Оборудование и материалы: полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка; салфетки на каждого ребёнка; стаканчики с водой, соломинки для коктейля, «коробка-сюрприз»
Ход (НОД)
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами помогли жителям планеты Пузыряндии, а сегодня, к нам с далекой планеты прилетел гость Шарон Шароныч (шарик накаченный гелием) и передал нам с вами вот этот подарок (красивая коробка). От благодарных жителей планеты Пузыряндии. Они считают, что в коробке находится что-то очень дорогое и ценное для человека. Как вы думаете, а можно узнать, что находится в этой коробке, не открывая ее? (Дети пробуют на ощупь, нюхают, слушают – ничего не находят)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь какие-то подсказки. Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.

(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Шарон Шароныч приготовил нам подсказку, но для этого мы должны проделать опыт.
Опыт 1: “Что внутри”.
-Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей).
-А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей).
-Его раздуло.
-Какой стал мешок? (мешок стал упругий, выпуклый, твердый).
-Что появилось в наших мешках (воздух).
А кто его видел этот воздух? Может, его и вовсе нет? (ответы детей).
Воспитатель: Я тоже никогда не видела воздух, но знаю, что он вокруг нас всегда. Мы его видим? Нет.
Давайте вместе с вами докажем, что воздух всё-таки есть. Но сначала скажите мне, а почему мы не видим воздух? (ответы детей). Почему его называют невидимкой? (ответы детей: воздух прозрачный значит, через него всё видно).
Воспитатель: А что ещё бывает прозрачным? Найдите прозрачные предметы в нашей комнате (стекла в окнах, стаканы, банки). Через стекла видны деревья на улице, другие дома, значит они какие? (прозрачные).
А сейчас мы пройдем в лабораторию и докажем, что воздух есть и он вокруг нас.
Опыты:
Воспитатель: (берёт в руки стакан) ребята, как вы считаете, это пустой стакан? Внимательно посмотрите, есть ли в нём что-нибудь? (показать пустой стакан каждому ребёнку).

Опыт 2. Поворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем его в воду. Обратить внимание детей, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей обсудить).
Делаем вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Воспитатель: А хотите узнать может ли вода вытеснить воздух? Сейчас попробуем.
Опыт 3. предложить опустить стакан в воду, но стакан теперь держать не прямо, а немного наклонить. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они появились? Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Воспитатель ещё раз возвращается к тому, что воздух невидимый, прозрачный, но он есть.
Воспитатель: А я знаю ещё один способ, как можно увидеть воздух.
Опыт 4. Воспитатель берёт стакан с водой и опускает в него соломинку. Давайте подуем в соломинку. У вас такое получится. Буря в стакане воды. A вот если дуть сильно-сильно. Что получится? (вода выльется из стакана, почему)
Воспитатель: Правильно ребята, мы вдохнули много воздуха и выдохнули его в воду, пузырьки воздуха вырываются из воды, и их очень много. Воздух невидимый. Но его можно обнаружить.
Воспитатель вместе с детьми подходит к аквариуму, обращает внимание на пластмассовый листок кувшинки и маленькой девочки Дюймовочки. Просит детей прислушаться, как Дюймовочка и лист не могут договориться, спорят.
Воспитатель: Дети, давайте выясним, в чем дело, - прислушиваются.
Оказывается, листик очень хочет попасть на дно морское, а Дюймовочка боится намокнуть. Вот из-за чего, оказывается, они "поссорились!
Воспитатель спрашивает детей: "Ребята, можно ли сделать так, чтобы листок опустился на дно, но при этом маленькая девочка не намокла? "Многие дети соглашаются и правильно действуют: накрывают лист и Дюймовочку стаканом и опускают его на дно емкости. Объясняют, почему Дюймовочка оказалась сухой. Дети делают вывод.
Воспитатель: А чтобы листок с девочкой больше никогда не ссорились, давайте покажем им, как дружно мы играем в игру "Раздувайся пузырь "
Воспитатель: Давайте подумаем, какой ещё бывает воздух?
(подбор определений) Если на улице мороз - морозный воздух, тепло - тёплый, после дождя-влажный, свежий, бодрящий, ароматный, цветочный.

Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если …
Воспитатель: Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей) Движение воздуха.
Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться.
- А как называется движущийся воздух? (ветер)
-А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)
- Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)
Игра «Чудесный сундучок».
Воспитатель: Правила игры: я загадываю загадку о том, что лежит в сундучке предмет или картинка? Вы должны отгадать загадку и ответить на вопрос используется ли воздух (или его свойства) при работе этого предмета? Кто больше даёт правильных ответов, тот выиграл.
Загадки.
* Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут опустился (парашют)
* Маленький, удаленький
Громко кричит. (свисток)
* Кинешь в речку - не тонет,
Бьешь о стенку - не стонет,
Будешь о земь кидать -
Станет кверху летать. (мяч)
*Без разгона ввысь взлетает
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Наш военный (вертолет)
* Он горяч, как сковородка.
Так и пышет жаром.
На рубашке разровняет
Складки влажным паром. (утюг)
* Всю жизнь крыльями машет
А улететь не может. (ветряная мельница)
* Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней. (Книга)
* Угадай, кто ветром дует
И над головой колдует?
Смыв с волос густую пену,
Сушат их все люди. (Фен)
(Подводятся итоги игры)
Воспитатель: Теперь мы с вами знаем, что воздух не только всюду имеется: он есть в банке, в стакане, в воде, в пенопласте, в губке, - но его еще можно и взвесить, он имеет вес.
На пути встречаем сооружение - весы. Показывая на весы, воспитатель спрашивает: "Дети, кто знает, что это такое? ". Устанавливаем, что это весы, что при помощи весов можно определить, какое тело тяжелее, а какое легче.
"Дети. Давайте проверим и взвесим вот эти шары". На чашки весов кладем шары и взвешиваем.
Воспитатель спрашивает: "Какой шарик тяжелее? " Поскольку шарики одинаковые, то весы остаются уравновешенными. Дети отвечают, что шарики одинаковые, один шарик не тяжелее и не легче другого. Шарики снимаем с весов и один из них надуваем.
"Почему шарик раздулся? " Раздулся потому, что мы туда надули воздух. "Давайте еще раз взвесим". Одна чашка немного опускается. Воспитатель спрашивает: "Почему эта чашка опустилась? Какой шарик тяжелее, а какой легче? " - тяжелее тот, в котором воздух. "Значит, воздух можно взвесить на весах. Значит, воздух имеет вес".
А теперь проверим, как долго мы можем не дышать. Закройте нос и рот и не дышите. Трудно?
Вывод: без воздуха жить нельзя.
Воспитатель: Но мы совсем забыли про наш подарок. Мы много сегодня узнали по воздух, думаю, что сейчас мы сможем точно сказать, что лежит в этой коробке. Открывают, находят воздух. Ребята, воздух – это самое дорогое и ценное для человека. Давайте с вами скажем спасибо за такой ценный подарок Шарон Шароныча и сделаем подарки для жителей планеты.

Дети конструируют бумажные вертушки и дарят подарки Шарон Шаронычу и выпускают его в окно.

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

"Воркута" кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрация

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«ПРОГИМНАЗИЯ № 1» г.Воркуты

«1 №-а прогимназия» муниципальнöй сьöмкуд велöдан учреждение Воркута к.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по экологии.

Старшая группа

«Воздух и его свойства»

Воспитатель: Инжуватова А.Е.

Воркута 2015г.

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Цель: Познакомить детей с понятиями «воздух», со свойствами воздуха, его влиянием на здоровье человека; развивать наблюдательность, любознательность.

Программное содержание. Познакомить с таким природным явлением как ветер, его ролью в жизни человека; закладывать основы экологической культуры на основе взаимодействия с предметно-природным миром. Формировать интерес к экспериментальной работе. Развивать восприятие, память, внимание, речь, познавательные интересы. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: ведерко с водой, стакан. Фрукты: апельсин, лимон. Овощи: лук, чеснок. Веер, воздушный шар, картины с изображением ветра, бури, ветряной мельницы и т. д.

Раздаточный материал . Веер, ведерка с водой, стаканы, шарики, губки, соломинки.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная.

Ход занятия Звучит музыка, воспитатель читает стихотворение:

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет:

Он плывет себе в волнах

На раздутых парусах.

Ребята, закройте глаза и прислушивайтесь. Что вы слышите? (Ответы детей.)

А я слышу шелест и представляю как по нашей группе летает легкий свежий ветерок, слышите? Посмотрите, ветерок побывал в нашей группе и что-то принес. (Воспитатель показывает воздушный шар.)

Кто это к нам прилетел? А почему он называется воздушным?

Дети. В нем спрятался воздух.

Воспитатель. Ребята, давайте знакомится. Его зовут Летунчик. А кто его нам отправил? Наверное какой-то сказочный герой, который летает по воздуху. Каких летающих героев вы знаете?

Дети. Винни - Пух, Баба-Яга, Гуси-Лебеди, Карлосон, Змей-Горыныч.

Воспитатель. А я, кажется знаю, это Винни-Пух шел в гости к ослику ИА и потерял свой шарик. Он мне тоже подарил шарик, но он не летает. Почему?

Дети. Один шарик заполнен воздухом, а другой нет.

Воспитатель. Где же мы возьмем воздух, у меня его нет. Летунчик утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. Мы станем учеными и проведем опыт.

1опыт.

Воспитатель. Ребята, вы видите воздух?

Дети. Нет.

Воспитатель. Значит воздух невидимый, прозрачный. Он не имеет формы. Но мы можем обнаружить, почувствовать. Если создадим движение. Возьмите веер и помашите в сторону лица. Что вы почувствовали? Какой воздух? При ветерке было тепло или холодно? (Ответы детей.) А теперь подуйте на ладошку. Какой воздух?

Вывод. Значит, воздух невидимый, но его можно почувствовать, создав его движение.

2опыт.

Воспитатель ставит ведерко с водой для каждого ребенка. Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают в воду. Воспитатель обращает внимание детей, что стакан надо держать очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (Обсуждение вопросов.)

Вывод. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

3опыт.

Снова опускаем стакан в воду, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Ответы детей.)

Вывод. Значит Воздух есть и вводе.

4опыт.

Ребята кидают камешки, гвозди, пуговицы в ведерко с водой. Дети внимательно наблюдают, что происходит. Что увидели?

Дети. Пузырьки.

Воспитатель. Это пузырьки воздуха, которые вышли из предметов. Камень тяжелый он тонет, а воздух –легкий, он поднимается вверх.

Вывод. Значит воздух есть везде, он вокруг нас, он в предметах, в воде, в пустом стакане.

5опыт.

Детям предлагается закрыть нос и рот, поинтересоваться легко им или трудно. (Ответы детей.)

Берем стакан с водой ставим соломинку, выдыхаем воздух, что вы увидели?

Дети. Появляются пузырьки.

Вывод. Значит мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Летунчик помог нам обнаружить воздух и хочет узнать. Что вы нового узнали о воздухе? (Ответы детей.)

Воздушный шар приглашает нас в путешествие по воздуху. Давайте отправимся.

Физкультминутка.

Мы по воздуху летим

На воздушном шаре.

Все увидеть мы хотим

Головою повертим.

А потом присядем

На носочки встанем

Воспитатель. Ребята, мы с вами летим, а как мы нужно правильно дышать? Мой приятель Буратино считает, как хочешь, а Летунчик советует только носом. (Ответы детей.) Давайте вдохнем воздух правильно. Куда он попал?

Дети. В нос.

Воспитатель. Правильно, после этого он опускается в горло, дыхательную трубочку. Затем через бронхи в легкие. По пути воздух согревается. Поэтому в холодную погоду так важно дышать носом, а не ртом. Нос еще очищает воздух от пыли и микробов. Они оседают на волосиках в носу. Ребята, а откуда берется чистый воздух?

Дети. Чистый воздух нам дают листочки деревьев и растений.

Воспитатель . Да, ребята, мы дышим кислородом, которые выделяют растения и деревья. Чтобы не заболеть, нам надо каждый день делать дыхательную гимнастику.

1-упражнение. Подыши одно ноздрей и придет к тебе покой. И.п.- стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1-правую ноздрю указательным пальцем правой руки закрыть, левой ноздрей делать тихим и продолжительным вдох.

2-как только вдох окончен. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихим, продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.(4-5раз.)

2-упражнение.

Тихо-тихо мы подышим.

Сердце мы свое услышим.

1-медленно вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться. Прекратить вдох и сделать паузу на 4 сек.

2-плавный выдох через нос.(2 раза.)

3-упражнение «Вырасти большой». Вырасти хочу скорей

Добро делать для людей.

1-поднять руки вверх, подняться на носки (вдох)

2-опустиь руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произнести звук у-х-х.(4-5раз.)

Воспитатель. Молодцы! Воздушный шарик считает, что вы будете очень здоровы. А ведь нос нужен не только для дыхания. Для чего нужен нос? (Ответы детей.)

Игра «Узнай по запаху».

Закройте глаза, зажмите руками нос. Я мимо вас пронесу предмет, а вы его по запаху определите. Что это? Ну. Что удалось? Почему? Дети. Нос закрыт. Воспитатель. А теперь уберите руки, чувствуете?

(Воспитатель подносит кусочки апельсина, лука и т. д.)

Значит по воздуху распространился запах и мы его чувствуем. А какие фрукты и овощи вы еще знаете? Где они растут? (Ответы детей.) В них много витаминов и сейчас в холодную погоду укрепляйте свой организм.

Шарик Летунчик приглашает путешествие дальше. У него есть хороший друг, а угадайте вы его разгадку.

Я березку качну, Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать?

Воспитатель. Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.)

Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать куда дует ветер? Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)

Предложить детям посмотреть картинки с изображением влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)

Воспитатель. Сильный ветер- это ураган, смерч. Они очень опасны, почему? Дети. Они ломают, рвут, уносят. Воспитатель. А еще ветер помогает нам. Как Летунчик считает, что ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?

Дети. Разносит семена, животным помогает охотиться.

Воспитатель. Посмотрите, мы пролетаем над городом. (Показывает картину города, где заводы и автомобили.) Почему такой грязный город? Что можно сделать, чтобы воздух был чище?

Дети. Сажать деревья, растения, не мусорить.

Воспитатель. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.

А вот и наш садик. Спасибо Летунчику за полезное путешествие. Чем вы сегодня занимались? Что вам понравилось? Какой он воздух? Что такое ветер? Что он умеет делать? Молодцы.


НОД в старшей группе

Тема «Свойства воздуха»

Цель: формирование представлений детей о свойствах воздуха путем опытов и экспериментов.

Задачи: развивать познавательную активность

развивать плавный длительный выдох

развивать тактильные ощущения

развивать слуховое внимание

развивать связную речь

развивать навыки взаимодействия детей с друг с другом

Оборудование: воздушные шарики, атласные ленточки, цветные и белые листы бумаги, резиновые игрушки

Ход

1.Коммуникативная игра «Солнечные лучики»

Логопед: Ребята, давайте с вами познакомимся. Назовите своего соседа справа ласково и протяните руки вперед.

Наши руки – это солнечные лучики, чувствуете, как стало тепло?

Логопед: Ребята, скажите, кто такие ученые? (люди, которые много изучают, делают опыты, открытия).

Хотите быть сегодня маленькими учеными?

Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию.

Опыт с воздушными шариками

Посмотрите, сколько много воздушных шариков в лаборатории, давайте их соберем.

Интересно, а какое настроение у ваших шариков?

Какой формы шарики?

А что же случилось с моим шариком, почему он такой маленький?

(сдулся, плохо надули).

Что же сделать, чтобы шарик вновь стал круглым?

(надуть посильнее)

Хорошо, попробую!

И, правда, получилось! Вот какой красивый шарик и настроение у него стало веселым.

Ребята, а что у шариков внутри, посмотрим? Видите, что-нибудь?

(ничего не вижу, ничего).

Развяжем шарики, что случилось?

(они сдулись)

Почему сдулись шарики?

Из шариков вышел воздух.

Вы заметили, какого цвета воздух?

Почему мы не видим воздух?

(у воздуха нет цвета, он бесцветный)

Еще про воздух говорят, что он невидимка.

Почему так говорят?

(потому что мы его не видим, он невидимый).

Ребята, а где нас окружает воздух?

(на улице, в группе, дома)

Опыт с атласными ленточками

Внутри нас есть воздух? Хотите проверить? Возьмите атласную ленточку. Подуйте на нее.

Что происходит с ленточкой?

(колышется, шевелится, двигается)

Что помогает ленточке двигаться? (ветер, воздух)

А почему твоя ленточка зашевелилась? От чего стала двигаться твоя ленточка? Что стало происходить с твоей ленточкой, когда ты на нее подул?

Как же воздух внутри нас оказался?

(мы вдохнули носом)

Давайте надуем животики, как шарики. Положите руки на живот. Вдох – шарик надули,

Выдох – шарик сдулся.

Ребята, а почувствовать воздух можно?

(садятся на ковер)

Опыт с веером

Как вы думаете, для чего нам нужна цветная бумага?

Я предлагаю сделать веера.

Помашите веером тихо. Что чувствуете? (ветерок)

А сейчас помашите посильнее. Что чувствуете? (ветер)

Что же такое ветер?

Ветер – это движение воздуха.

А сейчас закроем глаза и посидим в тишине, послушаем звуки.

Ребята, что вы услышали?

Да, ребята, вы услышали разные звуки. А воздух можно услышать?

Хотите услышать нашего невидимку?

Подойдите к столу. Возьмите игрушку, из чего они сделаны?

(из резины).

Значит игрушки какие?

(резиновые).

Попробуйте надавить на игрушку. Что-то слышите?

(шум, писк)

Почему раздается шум? Почему игрушки запищали?

Воздух выходит через дырочки и раздается шум.

Ребята, хотите заставить звучать эти листочки?

Из чего эти листочки?

(из бумаги)

Значит они какие?

(бумажные)

Приложите край листочка бумаги к губам и подуйте. Что происходит с листочком?

(листочек дрожит)

Слышится звук.

Ребята, а нам с вами нужен воздух? Зачем?

(дышать)

Без воздуха можно долго продержаться?

Игра «Ныряльщики»

Предлагаю поиграть в игру «Ныряльщики»

Вдох, присели и не дышим, нырнули.

Кому воздуха не хватает, встает и выныривает.

Легко было без воздуха?

(трудно, тяжело)

Без воздуха можем долго находиться?

Да, ребята, воздух нам очень нужен. Без него нет жизни на земле.

Сегодня в нашей лаборатории вы провели много опытов с воздухом, много о нем узнали.

(расскажем)

Я предлагаю написать письмо вашим мамам и папам обо всех открытиях, согласны?

С чего начинается письмо?

«Здравствуйте, мамы и папы! Сегодня мы были учеными. Мы узнали, что воздух бесцветный, его называют невидимка. Воздух окружает нас и даже находится внутри нас. Воздух можно почувствовать, он движет предметы. А еще воздух можно услышать. Без воздуха нет жизни на земле»

Ребята, куда поместим письмо?

(в раздевалку)

Хорошо, когда мамы и папы придут, они смогут прочитать наше письмо.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»

    Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

    Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

    Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

ОО «Речевое развитие»

    Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.

    Активизировать речевую деятельность.

    Закреплять и расширять словарный запас детей.

    Воспитывать культуру общения.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

    Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.

    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Методы и приемы:

    Словесные: вопросы, художественное слово.

    Наглядные: иллюстрации.

    Практические: физминутка, исследование предметов, Д/и «Кому нужен воздух», кляксография.

Словарная работа: невидимый, прозрачный, загрязненный, парашют, кляксография.

Оборудование: кусок ткани, иллюстрации: парашютисты, небо с самолетом, загрязнение окружающей среды (пожар, заводы), полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, карточки с изображением живой и неживой природы, картинки символы (человечек, дерево, перечеркнутые цветные пятна, перечеркнутый глаз), акварельные краски, кисточки, коктейльные трубочки, альбомный лист А5, стаканчики с водой.

Воспитатель: Ну что все в сборе, мы можем начинать

Встаньте рядышком по кругу

Улыбнемся все друг другу.

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется:

Все: «Доброе утро»

Меня зовут Ларина Сергеевна.

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, на адрес нашего детского сада сегодня пришла посылка. Давайте посмотрим, что в ней. (Из коробки вылетает воздушный шар с запиской) Посмотрите какой красивый шарик, а у него письмо. Я его сейчас прочту.

«Здравствуйте, ребята. Я шарик из страны волшебных воздушных шаров. У нас приключилась беда. Злой волшебник сдул моих друзей. И его злые чары можно победить только, отправившись в нашу страну на волшебном парашюте и разгадать секрет воздуха».

Воспитатель: Друзья мои, давайте поможем нашим шарикам вновь наполниться воздухом.

Игра с воздухом «Парашют».

Воспитатель: (из коробки достается кусок ткани) Посмотрите, какой он легкий, воздушный, воздуху послушный. Давайте встанем все в круг, возьмемся за края и отправимся в путь.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Воспитатель: Ребята, что нам помогло надуть наш парашют?
Воспитатель: Смотрите, как парашют наполняется воздухом. (слайд с парашютом). Это и помогает парашютистам медленно и плавно приземляться и не ударяться о землю. И еще раз надуем наш парашют. (опускаем на пол).

Воспитатель: Вот мы и попали с вами в волшебную страну.

Ребята, скажите, вы когда-нибудь видели воздух? Какой он? Почему мы называем его невидимкой?

Воспитатель: Как можно проверить, есть ли здесь воздух? (руками обводит зал).
Воспитатель: А я предлагаю поймать его с помощью пакетов (подходим к столу, где лежат пакеты. Дети берут их и одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
Воспитатель: Что произошло с пакетами?

Воспитатель: Что в них находится?

Воспитатель: А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете?

Воспитатель: Вот мы и открыли один из секретов воздуха. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Наши открытия мы будем отмечать с помощью карточек с символами, чтобы мы не забыли про них.

Воспитатель: Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («перечеркнутое цветное пятно и перечеркнутый глаз»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы отгадали первый секрет и один из шариков наполнился воздухом. (Из-за двери вылетает один шарик, Воспитатель прикрепляет карточку и шарик к коробке).

А сейчас я предлагаю присесть на стульчики.

Воспитатель: Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. Как мы себя чувствуем? Значит, для чего нужен воздух?

Д/и «Кому нужен воздух»

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух для жизни? Молодцы, вы много знаете. А сейчас давайте поиграем. Я вам раздаю карточки. (Раздаются карточки с изображением живой и неживой природы) Посмотрите на них внимательно. Перед вами два мольберта. На одном изображен воздух, на втором его нет. А сейчас я вас хочу попросить прикрепить ваши картинки по очереди на один из мольбертов и объяснить свой выбор.

Воспитатель: Мы с вами определили, что воздух нужен для жизни дереву, цветку, кошке, белке, бабочке. Это все живая природа. А то, чему воздух для жизни не нужен называется неживая природа. Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим карточкам еще одну: «Воздух нужен всему живому». Вот и второй шарик «ожил».

Воспитатель: Скажите мне, как мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас?

Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем? Помашите ладошками на себя? Что мы сейчас почувствовали? Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребята, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха? Ветер – это и есть движение воздуха.

Воспитатель: Отметим с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)

Воспитатель: Мы разгадали еще один секрет и еще один шарик наполнился воздухом.

Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем с ветерком.
Физкультминутка (под муз. (минус) «У меня, у тебя»)

Ветер веет над полями,

И качается трава.

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья -

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнём.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнём.

Опыт «Воздух в человеке»

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте присядем за столы (дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
Воспитатель: Опустите трубочку в стакан с водой, сделайте носиком вдох и подуйте в нее. Что происходит?
Воспитатель: Почему появились пузырьки?

Воспитатель: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем носом новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали, что в человеке есть воздух. («изображение человека»)

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, с помощью воздуха можно рисовать. Хотите попробовать? Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Этот способ называется кляксография. Для того, чтобы нарисовать наши кляксы нужно капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

Какие замечательные кляксы у нас получились. А теперь давайте вспомним какой секрет мы с вами разгадали? Поместим нашу карточку к остальным.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наши шарики все наполнились воздухом. Давайте с помощью наших карточек-подсказок расскажем им про секреты воздуха, которые мы с вами узнали. (Обобщение знаний по карточкам)
Воспитатель: В благодарность за помощь жители волшебной страны приготовили для вас подарки. (Из коробки воспитатель достает мыльные пузыри) . Что это? При помощи чего мы надуваем мыльные пузыри.

Вот и настало время возвращаться нам обратно. Давайте встанем с вами в круг и надуем наш парашют.

Итог НОД:

Воспитатель: Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Ребята, вы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о воздухе, помогли шарикам. А теперь каждый из вас возьмет свою баночку с собой на прогулку и понаблюдает, как играет с мыльными пузырями ветерок. До свидания, ребята.

Конспект НОД в старшей группе "Свойства воздуха".

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах), преодоление боязни тактильного контакта.

5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

Предварительная работа:

наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Оборудование:

оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, корочки апельсина,листы бумаги по количеству детей

Организационный момент:

Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?

(одевает халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Правильно воздух. Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой.

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.

Посмотрите - я принесла вот такие шарики. Кто знает какого они цвета?

Красный и синий

А как называются эти шарики?

Воздушные

А вы знаете, почему они так называются?

Потому что внутри шарика есть воздух

А откуда воздух появился в шариках?

Он там появился, когда шарик надували.

Значит - в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим

Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

Выходят пузырьки.

Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была

Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.

Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.

Нет (ответы)

Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто).

Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?

Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. а как вы думаете мы сможем почувствовать воздух?

Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.

А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?

Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?

Можно подуть себе на руку. .Опять дует ветерок

Физминутка

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)

Вправо – влево, влево - вправо

Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг (ходьба)

Вот закончилась игра,

Заниматься нам пора (садятся)

А как вы думаете мы сможем ли мы услышать воздух?

На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа) .

Колебание

Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?

Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух. (воздух издаваемый из резиновой игрушки)

Скажите, а у воздуха есть запах?

Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?

Пахнет апельсином.

Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?

Это корка

Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.

Подведение итогов:

Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?

Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть поймав пакетик, услышать благодаря свистку. Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри.

В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.

Дети дуют мыльные пузыри, звучит музыка.