Китайская Каллиграфия – четыре драгоценности. История китайской каллиграфии

Китайская каллиграфия - это искусное красивое написание иероглифов, которые состоят из стандартных черт, от одной до 28.

Китайская каллиграфия заняла почетное место в области искусства Китая.

При написании иероглифов требуется усидчивость, нужно чувствовать кисть и знать, куда поплывет тушь.

Стили китайской каллиграфии

Для достойной оценки искусства китайской письменности нужно иметь хотя бы общее представление о его основании и развитии с течением времени.

Ещё с Ханьской эпохи (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.) китайская письменность упростилась и преобразовалась, тогда зародился стиль лишу. После Ханьской династии были придуманы ещё три стиля: цаошу, кайшу и синшу. На данный момент китайская каллиграфия насчитывает много стилей, из которых можно выделить пять основных: чжуаньшу, лишу, синшу, кайшу и цаошу.

Чжуаньшу

Официальный стиль во времена династии Цинь, который распространился в регионы, завоеванные этой династией. Все черты этого письма тонкие, а концы заострены.

Есть два главных варианта чжуаньшу: большой чжуань (дачжуань) и малый чжуань (сяочжуань).

Саму печать изготавливают преимущественно из древесины, а для нанесения иероглифов используют кисть и тушь.

Лишу

Развивался благодаря одному из вариантов чжаньшу в годы правления династии Хань.

Отличительная черта этого стиля - расширяющийся «хвост» черт.

Стиль изначально использовали для стенографических записей.

Синшу

Его ещё называют «бегущий стиль», так как при письме кисть практически не отрывается от бумаги. Своему рождению этот стиль обязан кайшу. Создал его Лю Дэшэн. И в настоящее время это самый молодой стиль китайской каллиграфии.

Синшу пишется быстро и как бы небрежно, но его манера отличается своей энергичностью и выразительностью. Синшу по достоинству оценен как художественный стиль китайской традиционной письменности.

Кайшу

Стиль пользующийся большей популярностью из всех остальных стилей и первый, которому обучают иностранцев.

Кайшу был создан между правлением династии Хань и Троецарствием. Основателем стиля принято считать Чжун Яо.

Иероглиф «кай» переводится как «образец». Иероглифы этого стиля отличаются квадратной формой за счёт ровных и прямых черт.

Цаошу

Также называют «травяной стиль», образовавшийся из стиля лишу. Однако, чтобы его читать, нужно обладать определёнными навыками, просто знать лишу недостаточно, необходимо обучиться цаошу.

Этот стиль схож со стилем синшу тем, что иероглифы пишут так же не отрывая кисть от поверхности. Цаошу никогда не был особо распространён, так как его округлые знаки трудны для прочтения.

Китайская каллиграфия очень интересна и многообразна, поэтому учиться ей лучше у опытных наставников в центре китайской культуры и языка «Тайшань» , одновременно изучая и разговорный китайский язык , оттачивая произношение. Множество программ обучения дают возможность выучить китайскую письменность и язык любому желающему.

Драгоценности ученого

Именно так называют инструменты для китайской каллиграфии - кисть, бумага, тушь и тушечница. Эти четыре предмета необходимы каждому образованному человеку, живущему в Китае. При помощи этих принадлежностей возможно добиться особой выразительности китайской каллиграфии.

Кисть

Возможности кисти намного богаче, чем возможности шариковых и перьевых ручек относительно графической части.

Кисти, которые применяются в настоящее время, бывают трёх типов, в зависимости от материалов, из которых они изготовлены: янхао, ланхао и цзыхао.

  • Янхао - кисти, изготовленные из козьей шерсти. Такие кисти очень мягкие и гибкие.
  • Ланхао ещё носят насвание кисти «волчьего волоса», хотя на самом деле материал для их изготовления - шерсть маленького зверька, который называется колонок. Эти кисти обладают большей жесткостью, нежели янхао, и используются для написания тонких линий.
  • Цзыхао носят название «фиолетовый волос», изготавливают их из кроличьей шерсти. Четкость линий - характерная черта этих кистей.

В особых случаях, для того, чтобы придать свойствам кисти сбалансированность, используют комбинированную кисть, изготовленную из шерсти двух животных. Такие кисти называют цзяньхзо. Опытные каллиграфы имеют в своём распоряжении несколько кистей различных типов.

Тушечница

Тушечница - обязательный атрибут для каллиграфа, изготавливается преимущественно из камня, что делает её долговечной. Нередко тушечница передавалась от поколения к поколению. Камень должен быть из мелкозернистой породы, такой, чтобы не повредил кисть, но при этом твёрдый для того, чтобы растереть тушь.

Тушь

Тушь изготавливают с применением сажи на основе клея.

К выбору туши стоит подойти основательно, ведь именно от неё зависит качество написания. Хорошая тушь должна быть ярко-черного цвета без каких-либо примесей.

Бумага

Многие считают изобретателем, открывшим столь необходимую вещь Цай Луня, который жил во время правлении династии Восточная Хань.

Сюаньчжи - особый сорт бамбуковой бумаги, именно его применяют для китайской каллиграфии. Эта бумага производится вручную, она очень мягкая и гибкая, благодаря чему высоко ценится каллиграфами. Её свойства полностью отвечают требованиям китайской живописи.

Не у всех есть возможность приобрести особую бамбуковую бумагу, в таком случае на первых порах подойдёт бумага, с похожими абсорбирующими свойствами. Часто новички в первое время использую газетную бумагу.

Где и как обучиться китайской каллиграфии

Китайская каллиграфия - занятие интересное и увлекательное, но непростое. Именитые каллиграфы оттачивали своё мастерство годами.

Возможно ли самостоятельно постичь мастерство китайской письменности? Если и возможно, то очень трудно, долго и кропотливо. Всевозможные учебники для самостоятельного изучения хороши, но они не способны отвечать на возникшие вопросы.

Можно нанять репетитора, но нужно быть уверенным в опытности и компетентности.

Пожалуй, единственным верным решением станет занятие в центре китайской культуры и языка . Там вам подберут и удобный график посещения, и дадут все необходимые знания, ответят на возникшие вопросы и помогут отточить ваши графические способности.

Назад

Каллиграфия — искусство изображения слова. Каллиграфия – это нечто среднее между рисунком и письмом. Изображенные на листах бумаги или шелка иероглифы выполняют функцию картины – доставляют эстетическое наслаждение и несут определенный смысл. Чтобы понять, в чем же фишка каллиграфии как искусства, начнем издалека. Дело в том, что во всех первобытных культурах понятия «писать» и «изображать» были идентичными. Информацию передавали не буквы и слова, а картинки. В дальнейшем рисунки схематизировались, становились не изображением предметов, а упрощенными знаками, обозначающими эти предметы.

У китайцев такими знаками стали иероглифы, представляющие собой совокупностью письма и живописи, слова и рисунка, понятия и его обозначения. А среди множества стилей каллиграфии есть стиль «Изображение смысла» - когда иероглиф похож на изображаемый предмет, причем при полном соблюдении всех правил начертания иероглифа. Вот например классический иероглиф Дракон и этот же иероглиф в стиле «Изображение смысла»:

А так как в Древнем Китае написанное ценилось куда больше произнесенного, то искусство написания слов трудолюбивые и терпеливые китайцы довели до совершенства и возвели в культ. Так в мире появилось одно из самых изящных искусств – каллиграфия.

Из Китая каллиграфия пришла в Японию – примерно в V веке н.э. в процессе внедрения в Страну восходящего солнца китайской письменности. Долгое время китайский в Японии считался чем-то вроде литературного языка, и японцы честно писали по-китайски. Потом одумались и стали применять китайские иероглифы по-новому, адаптируя их к требованиям родного японского.

Язык каллиграфии

И в Японии, и в Китае каллиграфия считалась одним из видов изящных искусств, которым, наравне с поэзией и живописью, должен был владеть каждый культурный житель вышеозначенных стран. Красиво написанный иероглиф или строка из стихотворения свидетельствовали о красоте мысли и духа. По качеству почерка угадывался не только уровень образования пишущего, но и его характер и нравственные качества. И если потерять голову от портрета незнакомки – это такая европейская романтика, то влюбиться по почерку – это уже восточная реальность.

Если видео не воспроизводится, перейдите по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=5CwHU-TWLNo

Среди общих правил живописи и каллиграфии первое и самое важное – это гармония духа и рождение движения. В каллиграфии вообще это очень важно – ощущение движения. Мы можем не прочитать знаков и символов чужой культуры, но плавное движение кисти, все ее нажимы и повороты от нас ускользнуть не могут. Таким образом, каллиграфия – это не только искусство идеального написания слов, но и искусство идеального духа. А вы как думали? Восточные люди легких путей не ищут.

Каллиграфия — искусство совершенства

Вместе с самим искусством каллиграфии китайцы возвели в культ и, так сказать, орудия труда, «четыре драгоценности ученого» – бумагу, кисть, тушь и тушечницу. Если верить новейшим археологическим исследованиям, древние гадательные надписи на панцирях черепах и бычьих лопатках, относящиеся к эпохе Шан (XVI-XI вв. до н.э.), первоначально наносились при помощи кисти и лишь затем вырезались по кости ножом. Таким образом, история китайской кисти насчитывает, по меньшей мере, три тысячи лет.
С бумагой история примерно такая же. Две тысячи лет назад древние греки и римляне мучились с египетским папирусом, а хитрые китайцы уже наловчились изготавливать бумагу из подручного материала – волокон бамбука, некоторых трав и старого тряпья. Кистью и тушью для письма в Китае пользовались уже в I веке до н.э. (в то время как в Европе китайская тушь стала применяться только в XVII веке). Твердая тушь изготавливалась на основе сажи, которая получалась путем сжигания смолы хвойных деревьев с добавлением специального клея. В особо качественные туши добавлялись мускус и гвоздика – для аромата. Как и подобает культовым фетишам, письменные принадлежности почитались как самые дорогие вещи, требующие особого отношения.

Кроме Японии и Китая, каллиграфия (буквально – «прекрасное письмо») являлась, и является по сей день, одним из направлений исламского искусства. Как известно, в арабских странах запрещено изображать людей и животных. Поэтому все, что остается несчастным мусульманским художникам – это плести вязь орнаментов и букв. Согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Божье Слово (Коран), попадет в рай. Самыми искусными каллиграфами считались писцы Оттоманской Турции. Поговорка тех времен гласила: «Коран был открыт в Мекке, прочтен в Египте и написан в Стамбуле». Турки создали изящный придворный декоративный шрифт «дивани» и придумали стиль «мусанна» (арабское слово, означающее «двойной»), где одна половина текста является зеркальным отражением другой.

Еще более изобретательной была разновидность арабского письма, которую можно назвать изобразительной каллиграфией, когда текст (обычно стих из Корана или мудрое изречение) расписан в форме птицы, животного, дерева, лодки, мечети или минарета. И хотя основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе), подлинными виртуозами своего дела становились единицы. Известный восточный афоризм гласил:

«Красота человека – в красоте его письма»

К сожалению, когда в обиход вошли шариковые авторучки, красота письма сошла на нет. А сейчас, с повальной компьютеризацией, люди писать вообще разучатся. Где-то читал, что в США дети уже не могут писать прописью, а пишут только печатными буквами. Где уж тут «Красота человека…»? Вот спросите тех, кто учился в начале шестидесятых. Они еще помнят уроки чистописания, когда перо с нажимом рисует жирную линию, а когда чертит волосок. Да, у них и почерк лучше, и душа светлее - не то, что нынешние «зомби»…

Китайская каллиграфия занимает достойное место в области традиционного искусства Поднебесной, это не только средство общения, но и средство выражения внутреннего мира человека.

занимает достойное место в области традиционного искусства страны, это не только средство общения, но и средство выражения внутреннего мира человека в эстетическом смысле.

В музее каллиграфии представлены изысканные экспонаты европейского и славянского письма, работы арабской и еврейской школ каллиграфии, строгие черты японской каллиграфии, примеры китайской письменности древности,которые раскрывают историю возникновения искусства каллиграфии; также зарубежные и отечественные книги по каллиграфии; редкие рукописные издания, выпущенные единичными тиражами; письменные приборы настоящего и прошлого.

Четыре Драгоценности

Кисти для Каллиграфии

Самая ранняя кисть, которая была найдена – является реликтом периода Воюющих царств (476 до н.э. – 221 до н.э.). С тех пор кисть много раз изменяла свою форму.

Кисть должна была иметь острый кончик , аккуратные и не растрепанные волоски, округлую форму по бокам и большую упругость. Изготовление правильной кисти проходило в 70 этапов, и в зависимости от стиля письма или живописи имелось более 200 разновидностей кисти. Кисти изготовлялись из волосков козла или зайца; такие кисти хорошо впитывали жидкость и удерживали достаточное количество чернил.

Рукоятка кисти может быть выполнена из бамбука, слоновой кости, нефрита, хрусталя, золота, серебра, фарфора, сандала, рога быка и т.д. Многие художники для создания вдохновения украшают рукоятки кистей художественными узорами.

Тушь для Каллиграфии

Хорошие чернила должны быть однородными и иметь блеск. С изобретением бумаги, они были улучшены.

В рецептуру туши входили такие ингредиенты, как смолянистая сажа сосны, свиной жир, растительные масла и даже ароматические вещества, которые не только придавали легкий аромат картине, но и не позволяли туши тускнеть в течение многих веков.

Тушь тщательно перемешивали, сушили и формировали в виде небольших продолговатых брикетов, нередко на них наносился выпуклый узор или надпись (например, “золото не меняется”).

Перед использованием тушь растирали в тушечнице, которой не следовало быть ни слишком гладкой (тогда тушь трудно растереть), ни слишком шероховатой (тогда тушь крошится, и на бумаге остаются ее мелкие частички).

В древние времена императора Цяньлуна династии Цин (1644 – 1911) уделялось большое внимание производству чернил и были даже эксперты для оценки качества чернил.

Бумага для Каллиграфии

Также тщательно подбирали и бумагу, чтобы тушь по ней не растекалась. Изготовленная из смеси измельченной древесной коры и рисовой соломы, бумага была абсолютно белой, тонкой и прочной. Изготовления бумаги является одним из «четырех великих изобретений”, которые привнес древний китайский народ.

До создания бумаги, наши предки использовали узлы в шнурах для записи событий. Затем вырезали на костях, слоновой кости, раковинах черепах и бронзе. В течение очень многих лет они писали на кусочках бамбука . В начале династии Хань богатые люди писали на белом шелке, но это было вне досягаемости для большинства людей,так как ткань была очень драгоценна.

Цай Луня сделал ценный вклад в историю. Именно его исследования привели к созданию бумаги. Впоследствии, многие сорта бумаги были произведены различного качества и интенсивности использования. Сегодня Xuan бумага первоначально сделанная в провинции Аньхой также сияет своим обаянием.

Чернильный камень


Чернильный камень в Древнем Китае считался самым важным из “четырех сокровищ”, так как хороший чернильный камень был главным условием достижения желаемого вида чернил.

Хороший чернильный камень был весьма ценным и дорогостоящим приобретением. У чернильного камня шероховатая поверхность, дабы при соприкосновении с ней чернильной палочки образовывался порошок для изготовления чернил. Сразу производили небольшое количество чернил, так как они быстро испарялись.

При изготовлении чернильного камня использовались самые различные материалы: керамика, фарфор, кирпич и природный камень. Конечно же последний вид материала распространен был больше всего.

В ходе развития китайской каллиграфии возникло множество стилей . Одним из самых необычных из них был “травяной стиль”: выписанные им знаки напоминали траву, колеблющуюся под ветром. В ряде направлений даосизма каллиграфия понималась как способ выражения особого, запредельного состояния сознания. Впоследствии каллиграфия утратила явный мистицизм, однако магическое начало, связанное с экстатическим переживанием самого акта “обретения тушью формы”, живо до сих пор.

Китайская Каллиграфия очень значима в культуре Китая и является скорее особым искусством, нежели просто способом передачи информации. Во многом это было обусловлено изначальной магической функцией иероглифов, которые выступали в качестве посредников в общении человека и Неба.

Просмотры: 204

Центр «Поднебесная» проводит курсы китайской каллиграфии, которые ведут только носители языка, профессионалы своего дела.

Китайская каллиграфия – это жемчужина восточной культуры, неповторимое и, пожалуй, одно из самых удивительных явлений в истории мировых цивилизаций. Это искусство можно сравнить с живописью, поскольку оно богато разнообразием форм и стилей и оказывает тем самым эмоциональное воздействие на человека, и с музыкой, поскольку может передавать гармонию и ритм.

Основное же практическое предназначение – это запись знаков, которые составляют китайскую письменность.

Занятия проводит носитель языка.

Стоимость индивидуальных занятий - 2 200 руб. за 1,5 часа.

Стоимость групповых занятий - 4 800 руб. за 4 занятия в месяц.

* Расписания занятий нет, т. к. ориентируемся на удобное для ученика время.

На курсах китайской каллиграфии в нашем центре вы познакомитесь со следующими аспектами:

    Материалы, которые используют каллиграфы,

    Принципы построения основных черт,

    История иероглифов – длинный путь от старинных знаков до современных,

    Написание иероглифов от самых простых до сложных,

    Распознавание различных стилей письма.

Окончив обучение, Вы сможете создавать парные надписи в стиле кай-шу и каллиграфические свитки. Столь сложные курсы в центре «Поднебесная» ведет профессионал письма Ю Цзя, которая будет не только отличным преподавателем, но и хорошим другом для Вас!

Длительность курсов зависит от того, каким будет обучение – индивидуальным, в том числе на дому, или организованным в мини-группах от двух до семи человек. Позвоните нам, и мы ответим на все Ваши вопросы!

Записаться на занятия

Фото с занятий




Не только опытные, но и любимые учителя:

Вань Ланьсяосюань (Сюань) - ведущий методист, автор уникальной методики преподавания китайского языка в русскоязычной аудитории. Готовит преподавателей китайского языка. Преподает с 2000 года. Сюань родом из провинции Шаньдун - родины Конфуция. Кандидат филологических наук, магистр экономики.

Ю Цзя, родилась в городе Суйхуа провинции Хэйлунзяна КНР. В 2006г. закончила Тихоокеанский государственный университет по специальности русский язык. 3 года работала преподавателем в Сахалинском государственном университете (СахГУ) в Южно-Сахалинске.

Чжэн Синь родом из города Чандэ провинции Хунань. Окончила Хунаньский педагогический университет, факультет дошкольного образования.

В университете она постоянно совершенствовалась и изучала русский и английский языки, в результате достигла отличных результатов. Кроме того, она изучала психологию детского образования.

Каллиграфия в Китае всегда считалась важнейшим искусством. В древности создавались иерархические списки “важных искусств” и в них каллиграфия стабильно была на первом месте. Каллиграфия в Китае родилась раньше живописи. Ведь изначально написание иероглифов было магической техникой, которой владели лишь жрецы-шаманы древнего царства Шан-инь (III тысячелетие до н.э.). В те времена они знали, как вызвать дождь написанием соответствующего иероглифа. Иероглифы тех времён действительно напоминают магические знаки, они совсем не похожи на современную нам китайскую письменность. Этот почерк называется “Гу Вэнь”. Меня они завораживают своей первобытной мистической красотой. С тех пор до нас дошла самая мистическая книга Китая – “И-цзин” или “Канон перемен”.

Иероглифы почерком “Гу Вэнь”. Эпоха Шан-Инь (III тысячелетие до н.э.):

Иероглиф “Лошадь”, почерк “Гу Вэнь”. Эпоха Шань-Инь (III тысячелетие до н.э.):

Иероглиф “Лошадь”, почерк “Гу Вэнь”. Эпоха Чжоу (II тысячелетие до н.э.):

Чуть позже иероглифы стали выполнять функцию письменности, которой владели лишь правители, дворяне и первые чиновники древних царств, непрерывно сражавшихся друг с другом. Знание иероглифов и умение их написать стало выдавать в человеке принадлежность к правящей элите. Именно этими иероглифами написаны самые известные нам китайские философские трактаты: Дао Дэ Цзин философа Лао Цзы, притчи Чжуан Цзы, трактат Лунь Юй Конфуция. В те времена не было кисти и бумаги, поэтому иероглифы вырезались на бамбуковых дощечках. Этот почерк называется “сяо джуань”. Эти древние иероглифы сейчас используют лишь для надписей на печатях. Важным событием в истории китайской каллиграфии стал приход к власти Цинь Ши Хуанди (III век до н.э.) – первого императора Китая, который первым объединил весь Китай в одну империю. Империя требовала большого бюрократического аппарата и каллиграфия стала делом чиновника. Тогда же была проведена первая реформа по стандартизации и унификации иероглифов Китая.

Иероглиф “Лошадь”, почерк “Да Чжуань”. Эпоха Сражающихся царств (VI век до н.э.):

Иероглиф “Лошадь”, почерк “Сяо Чжуань”. Эпоха Цинь (III век до н.э.):

Со временем Китай превратился в конфуцианскую империю, в которой всё должно было быть подчинено строгому закону. Именно тогда, в эпоху династии Хань (II до н.э. – II век н.э.), на рубеже нашей эры, родился дошедший до нас закон написания книг (в китайском слово “каллиграфия” дословно переводится именно так). В эпоху Хань (II до н.э. – II век н.э.) была изобретена бумага. Теперь иероглифы начали писать кистью при помощи туши. Тогда и был изобретён почерк “Ли шу” – связующее звено между современной нам каллиграфией и древним почерком “Джуань”.

Иероглиф “Лошадь” почерк “Ли Шу”:

Уже в эпоху Хань (II до н.э. – II век н.э.) начал зарождаться уставный почерк “Кай Шу”, при помощи которого мы сейчас учим китайскую каллиграфию. Иероглифы в этом стиле сведены к 8 -10 базовым чертам. Именно с изучения этих черт, вот уже 2000 лет, начинается обучение новичков каллиграфии. С него же начнём и мы на курсе китайской каллиграфии в Школе живописи У-син. Этот почерк стал особо популярен в государственном делопроизводстве Китая в эпохи Тан и Сун. Далее “Кай Шу” был принят за норму в работе с официальными документами Китая. В то же время в Китай проникают идеи буддизма. Написание иероглифов стилем Кай Шу становится одной из практик китайского Чань буддизма.
Дело в том, что в стиле Кай шу невозможно выразить индивидуальность, единственное, что ты можешь – просто безупречно, без привязок и вовлечения создавать заданные уставом формы. Эта идея была крайне близка китайским Чаньским и позже японским Дзен-монахам и практика каллиграфии была интегрирована в быт буддистского монаха.

Иероглиф “Лошадь” – почерк “Кайшу” до реформы Мао Цзэдуна:

Китайская цивилизация достигла апогея своего величия во времена династий Тан и Сун (VIII – XII века). В те годы китайское искусство поднялось на невероятные высоты. Эпоха Династий Тан и Сун, связана с таким явлением в Китайской культуре, как “неоконфуцианство” – философское течение, которое попыталось подвести общий знаменатель под разными частями китайской культуры. Именно тогда живопись, каллиграфия, поэзия и искусство создания печатей объединяются в единое целое.

Неоконфуцианство объединило не только живопись и каллиграфию. Были попытки объединить воедино и более масштабные части китайской культуры, такие как даосизм, конфуциаонство и буддизм. Неоконфуцианство также создало образ “Сюнь цзы” китайского джентльмена, человека, который может всё. Этому образу стремилась соответствовать вся китайская элита, не исключая императора. В число благодетелей Сюнь цзы были так же включены владение живописью, каллиграфией и стихосложением. Объединив живопись и каллиграфию воедино, мастера эпохи Тан Сун существенно обогатили оба вида искусства. Каллиграфы стремились привнести в ранее академичную живопись понятие каллиграфического приёма и начали писать картины лишь оттенками туши, они создавали объекты на рисунках при помощи быстрого движения кистью. Приём рисования ствола бамбука был построен по аналогии с приёмом написания базовых каллиграфических черт: вертикали и горизонтали.

В то же время и каллиграфию многие начали воспринимать в качестве творчества. Именно тогда настал золотой век китайской скорописи и полускорописи. Эти 2 стиля позволяли каллиграфу выразить свою индивидуальность через творчество написания иероглифов. Скоропись и полускоропись у каждого автора была своя, и часто с трудом напоминала исходный иероглиф, поэтому автору скорописной надписи приходилось часто на тыльной стороне работы подписывать пояснение. Особенно, если речь шла о “бешеной” скорописи, где целый столбец иероглифов мог быть написан одним движением, одной линией.

Иероглиф “Лошадь” – полускоропись:

Иероглиф “Лошадь” – скоропись: