Исполнение супружеского долга. Супружеский долг и что нужно знать об обязательствах

Что происходит в постели между мужчиной и женщиной по прошествии некоторого

Времени после свадьбы? Для многих пар — это супружеский долг. Сексуальная жизнь через некоторое время после свадьбы утихает и приедается, другими словами появляется однообразие и чувство долга. В большей части ответственность за это лежит на женщине. Как же сделать так, чтобы муж не ходил на сторону, а наслаждался любовными утехами дома с женой? Существует ряд рекомендаций, разработанных психологами для женщин, которые хотят заинтересовывать своего мужчину изо дня в день, а не просто исполнять супружеский долг. Ведь секс - это одна из самых важных основ брака.

Что происходит со временем в паре?

По исследованиям ученых, любовь живет три года. В это время как раз проходит этап притирки друг к другу, становятся понятными все привычки и повадки второй половинки. Мы узнаем друг друга и привыкаем. Аналогичное происходит и с интимом: некогда бушевавшая и мешавшая соседям спать страсть утихает, и занятия сексом превращаются в супружеский долг. Ситуация усложняется с появлением дома детей. Недосыпы, усталость и занятость сказываются на желании и возможности заниматься любовью. Однако если женщина более терпима к отсутствию близости, то мужчинам она просто необходима. И если они не получают ее со своей женой - то стоит быть готовой к тому, что любимый пойдет «налево». Любая женщина, находящаяся в браке, способна заново влюбить и заинтересовать сексуально своего мужчину - главное, взять себя в руки и пойти ему на встречу.

Как заинтересовать мужа?

Первая и самая основная рекомендация от психологов - заняться собой. В это понятие входит множество аспектов: сменить имидж, поработать над физической формой (в особенности это касается представительниц слабого пола, считающих, что у них есть проблемы с фигурой и отказывающихся от близости ввиду данного комплекса).

Что еще подразумевают под понятием супружеского долга?

Супружеский долг - это не только гармоничная сексуальная жизнь, где каждый партнер полностью удовлетворен и доволен своей жизнью в браке. На плечах женщины, помимо всего прочего, лежит ответственность за уют и тепло в доме. Старайтесь избегать того, чтобы ваша жизнь стала походить на «супружеский долг»: не хочется, но надо.

Не такой уже и простой, как кажется некоторым новичкам, этот супружеский долг. Ветераны супружеской жизни на себе испытывают его тяжесть, с годами становящуюся непомерной. Недаром один из самых критических моментов между двумя супругами – это всяческое отсутствие супружеских отношений.

Есть семьи, которые после нескольких лет совместной жизни смиряются с возникшими обстоятельствами и просто решают спать в отдельных комнатах. Другие прибегают к услугам "внешних поставщиков" необходимых ощущений. Словом, сколько случаев, только и вариантов решения проблемы.

А вот две американские пары сочли, что, если их брак находится в критическом состоянии, его надо срочно спасать. Был брошен клич SOS. После чего постановили: считать секс одним из необходимых и обязательных ежедневных дел, как, например, еда, сон, чистка зубов и т.д.

Для наилучшего самовыражения эти предприимчивые супруги обзавелись под завязку эротическими книгами, секс-игрушками, ароматическими свечами и маслами и др. А потом начали претворять, собственно, свою идею в жизнь – заниматься любовью ежедневно, невзирая на дела, усталость и заботы, под девизом "Секс – это самое важное дело твоей жизни!"

Или вот еще одна душещипательная история.

Первая из пар (женаты восемь лет, двое детей) осознала, что секс полностью ушел из их семьи. Супруга отказывала мужу по причине большой усталости после работы, но одновременно чувствовала, что муж несчастлив и что их брак превращается в тоскливую рутину. И вот настал решительный момент, когда необходимо было что-то предпринять. Эрос нужно было разбудить, причем самым решительным образом. И тут как раз – день рождения мужа. Есть идея! Изобретательная супруга решила подарить мужу Год любви – все 365 дней секса.

Супруг вначале не высказал горячего энтузиазма по поводу инициативы жены: а как же чувства, страсть и спонтанность, присущие настоящему сексу? Время спонтанных действий для их пары прошло, коротко и ясно заявил он своей дражайшей половине. Но… подчинился.

Год любви, вспоминает теперь женушка, был самым волнующим временем их брака. Женщины понимают, считает самоотверженная половина, что секс – одна из важнейших сторон отношений в паре, но никогда не воспринимают ее в качестве главного дела всей их жизни.

Но пришла пора с этими темными пережитками прошлого попрощаться. Самое главное в жизни – это отношения между мужчиной и женщиной. Стало быть, чтобы ничего не отвлекало, надо первым делом выключить телевизор и записать секс в ежедневник среди других важных дел на день – вот ее совет.

Сама про себя она говорит, что этот эксперимент пошел лично ей на пользу: она стала чувствовать себя более счастливой, менее агрессивной и подверженной стрессу. Более того, она и не подозревала, что именно недостаток секса и был источником проблем в их браке!

Другая парочка (женаты 14 лет, двое детей) занялись экспериментами после журналистского расследования супруга на тему "Сто дней секса". Результат расследования был настолько удручающ, что его жена резво предложила попробовать, наверное, в качестве некоей компенсации за перенесенные страдания программу "Сто дней секса".

Сказано – сделано. Пара назвала эти дни "лавиной плотских утех", отмечая при этом явное улучшение самочувствия. Теоретизируя таким образом, супруги пришли к выводу: частый секс оставляет ощущение, что ты желанен, тем самым стимулируя все сферы человеческой деятельности - от работы до спорта и т.д., не говоря уж о самих "необыкновенных ощущениях".

Естественно, обе пары вынуждены были признаться, что не все так гладко. Спустя несколько дней они уже, закусив удила, прикладывали определенные усилия для претворения идеи в жизнь, ведь случались дни действительно утомительные или моменты просто нежелания. Однако настрой был решительным, настроение менялось - раз надо, так надо, - и все становилось на свои места! Единственное сомнение в удаче эксперимента возникает тогда, когда подумаешь, а почему они все говорят обо всем этом в прошедшем времени? Если все было так прекрасно, почему никто из них не продолжил в том же духе? Похоже, сейчас они все вернулись к тому, с чего начинали?

Еще подозрительнее выглядит пиар-кампания. Почему столько разговоров, попыток убедить другие семьи в прелести своего эксперимента? Причина, возможно, кроется в маленьком бизнесе, который обе пары устроили из своего семейного сексуального марафона. Обзавелись сайтами, блогами, написали книги, ведут телевизионные программы, выставляют ролики в интернете, проводят конференции, пишут статьи…

Возможно, цель эксперимента была другая: как стать богатыми и знаменитыми, превратив рутину в праздник?

Не правда ли забавно читать пособия молодоженам написанные в древности, в которых обсуждается таинство первой брачной ночи! Ведь согласно статистике, подавляющее большинство современных молодоженов (девять из десяти) уже имеют сексуальный опыт. Можно ли из этого сделать вывод, что понятие «первая брачная ночь» уже не актуально? Конечно же нет! В любом случае первый день и ночь семейной жизни запомнятся навсегда. Как же бывает забавно вспомнить собственный первый опыт и послушать истории других!

Свадьба для двоих

Он (Сергей, 28 лет): Мы долго спорили с будущей женой, какой должна быть наша свадьба. Я предлагал пойти расписаться только вдвоем (или, на крайний случай, взяв с собой лишь свидетелей). Дело в том, что я ужасно не люблю все эти пафосные кортежи, застолья, на которых собирается сотня человек, и половина гостей даже не знают друг друга. Не люблю все эти «выкупы невесты», «похищение туфельки» и прочие дурацкие свадебные обряды. А Оксана мечтала о том, чтобы торжество было «как у людей». Из-за этих споров мы едва всерьез не разругались. Но потом все-таки нашли компромиссное решение.

Она (Оксана, 25 лет): Я бы, может, была не прочь сыграть тихую свадьбу, но мне не хотелось обижать родителей и родственников, так надеявшихся погулять на моем празднике. В итоге мы договорились, что в день свадьбы исполним всю «программу», а вечером, когда гости сядут за стол, уедем в свадебное путешествие. Знаете, как в кино. Женились мы в апреле, поэтому решили съездить в Крым — там в это время очень красиво. Заказали заранее гостиницу, билеты. В общем, первую брачную ночь мы провели в купе спального вагона, под стук колес. Хотя до свадьбы мы встречались полтора года, эта ночь получилась очень необычной и действительно запоминающейся.

А жених — последний!

Есть такой довольно скабрезный анекдот. На свадьбе у гостей спрашивают: «Кто еще не спал с невестой?» — «Я» — «А ты кто?» — «Жених» — «Ну, ты еще успеешь!» А между прочим,некоторые свадебные обычаи, сохранявшиеся у примитивных народов вплоть до недавнего времени, в точности повторяют этот анекдот. У некоторых африканских племен, к примеру, жених отдавал свою невесту перед свадьбой нескольким своим друзьям. На Маркизских островах первую брачную ночь невеста проводила по очереди с гостями (которые получали право «доступа к телу» строго по старшинству), и все это происходило в присутствии жениха.

А в средневековой Европе (примерно с XII по XVII-XVIII века) существовало так называемое право сеньора: крестьяне не только должны были получить у него разрешение на брак, но и уступить первую брачную ночь. «Право сеньора» было юридически закреплено и являлось чем-то вроде разновидности налога. И если невеста не очень-то нравилась господину, он мог не покушаться на ее невинность, а взять этот «налог» продуктами или деньгами.

Как украли… жениха

Он (Олег, 29 лет): Перед тем как расписаться, мы с Олей целый год жили в гражданском браке, вместе снимали квартиру. Так что наше решение было вполне осознанным. Но существовала одна проблема — я очень боялся знакомить Олю со своей мамой. Будущая жена не понимала меня: она-то сразу привела меня в дом к своим родителям, я даже успел подружиться с будущим тестем и добиться расположения тещи. Но моя мама — особый случай. Она ужасно ревновала не только меня ко всем моим девушкам, но и моей сестре не позволяла приводить домой кавалеров. В общем, я хотел, чтобы Оля познакомилась с мамой уже после свадьбы. Но Оля настояла на том, чтобы все было «как у людей» — и сбылись мои наихудшие ожидания. Мама восприняла ее в штыки, потом закатила мне истерику — требовала, чтобы я отменил свадьбу. В загс она идти отказалась, а в день свадьбы… отключила будильник в моей комнате. Роспись у нас была назначена на утро, и я едва не опоздал на нее — проспал… Неудивительно, что весь день я был взвинченным и издерганным. Маме не удалось сорвать свадьбу, но настроение она мне подпортила изрядно. Пришли мы в ресторан. Я выпил бокал шампанского, а сам думаю не о торжественности момента, а о том, как бы поскорее попасть в нашу уютную квартирку и отдохнуть. И тут вижу — жена делает мне какие-то таинственные знаки, зовет выйти. Вышли мы на крыльцо — а там машина стоит. Оля схватила меня за руку и…

Она (Ольга, 27 лет): Я видела, как Олег переживает из-за истерик мамы, и думала только об одном — как бы отвлечь его. И придумала. Заранее сняла квартиру на несколько дней, навела там красоту. Мой будущий муж об этом ничего не знал, зато в тайну были посвящены наши свидетели. Они тихонько ушли в самом начале свадебного застолья, прихватив с собой запас продуктов и шампанское, и поехали в наше временное «гнездышко» накрывать стол и украшать квартиру цветами и шариками. А потом я тоже тихонько вызвала такси и… украла собственного мужа со свадьбы . Привезла его в наш временный приют, а там — красотища, накрытый стол! Он просто в себя не мог прийти от неожиданности. Мы выпили со свидетелями по бокалу шампанского, потом они оставили нас вдвоем… В общем, первая брачная ночь удалась. А главное — я смогла отвлечь своего мужа от проблем и устроить для него настоящий праздник.

Мама вам в помощь!

У разных народов есть множество интересных и подчас забавных обычаев, связанных с первой брачной ночью . Например, во Франции бедным молодоженам приходилось несладко: подгулявшие гости собирались под окнами спальни, шумели, пели песни и всячески безобразничали, отвлекая молодых от самой важной свадебной обязанности. Вконец расшалившись, гости могли даже ввалиться в спальню в самый интересный момент.

По греческому обычаю , перед тем как отдать брачное ложе молодым, туда запускали малышей, чтобы те в свое удовольствие попрыгали и повалялись на кровати. Считалось, что детская возня на брачном ложе — к здоровому потомству.

А в Японии одним из главных действующих лиц первой брачной ночи была… мама жениха. Она не только убирала ложе молодых цветами и подсыпала туда манной крупы (крупа символизировала опять-таки обильное и здоровое потомство) — у нее было еще много интересных обязанностей. Еще до свадьбы будущая свекровь должна была рассказать невесте о достоинствах своего сына — да так, чтобы у девушки отпали последние сомнения, стоит ли выходить замуж. А непосредственно во время брачной ночи мама мужа присутствовала в комнате и… мягко и ненавязчиво руководила действиями молодой неопытной жены, помогая ей преодолеть страх и стеснение.

Драгоценная девственность

Он (Виктор, 37 лет): В ранней юности я особо не задумывался о том, будет ли моя будущая невеста невинной девушкой. Но с возрастом (и с опытом!) я пришел к тому, что обычаи наших дедов, требующие от невесты чистоты и неискушенности, — это правильные обычаи. Сможет ли женщина, знавшая в своей жизни нескольких мужчин, достаточно уважительно относиться к собственному мужу? Вряд ли. Проблема заключалась в том, что сегодня найти взрослую девушку, не имеющую сексуального опыта, очень тяжело. Когда я познакомился с Ириной, мне казалось, что я встретил именно такую девушку. Мы встречались несколько месяцев, она была очень скромной и приятной. Когда я осторожно поинтересовался, были ли у нее мужчины, а она покраснела и ответила «нет», я, недолго думая, сделал ей предложение. Боже, как же я ошибся!

Она (Ирина, 24 года): — самое ужасное, что случилось в моей жизни. У меня действительно до мужа никого не было! И я очень волновалась из-за того, что должно было произойти. Да я и не поняла тогда толком, что он делает. Пришла в себя от того, что Виктор стал орать на меня и обзывать всякими гнусными словами. Я расплакалась, просидела остаток ночи на кухне, а под утро вызвала такси и уехала к родителям. Вскоре мы подали на развод. Но меня продолжал мучить вопрос, как же он мог решить, что я не невинная девушка? Я даже пошла к врачу. Она объяснила мне, что у меня такое анатомическое строение, при котором первый опыт проходит бескровно и безболезненно. И добавила: «Повезло вам, девушка!» Эх, знала бы она!.. Впрочем, сейчас (через три года после этой злосчастной брачной ночи) я начинаю думать, что мне действительно повезло. Если бы тогда все было бы так, как ожидал Виктор, я бы, может, и по сей день жила с этим… идиотом.

Между прочим, не так давно в одном тесном женском кругу мы обсуждали всяческие вопросы, связанные с невинностью. Я, правда, в обсуждении не участвовала — слишком болезненная для меня тема. Одна барышня (у нее отец — военный, а мама — врач-гинеколог) рассказывала, что когда отец еще при Союзе служил на Кавказе, то мама зарабатывала там бешеные деньги… операциями по восстановлению невинности, которые делала местным невестам. А другая девица рассказывала, как ждала из армии жениха и что она в это время вытворяла, умудряясь формально сохранить девственность. Ну и какой толк в такой девственности, скажите?

Конечно, брачная ночь была для меня травмой. Первое время я даже думала, что у меня никогда больше никого не будет. Но полгода назад я познакомилась с одним мужчиной. Он гораздо моложе и красивее моего «мужа на одну ночь». Я не знаю, как сложатся дальше наши отношения, но пока что он помог мне забыть мой злосчастный первый опыт и почувствовать себя женщиной.

Невинность — священная, ужасная и … дорогая

Во многих странах Африки и Южной Америки к девственности относятся как к чему-то ненужному и даже вредному. Лишение невинности рассматривается порой как сугубо женская проблема. Например, в Парагвае новорожденных девочек немедленно лишает невинности акушерка при помощи пальца, в Колумбии это делает мать ребенка. В Центральной Африке маленьких девочек лишают невинности старейшие женщины рода.

У некоторых народов эту миссию берут на себя священнослужители. А вот у народности тогда, живущей в Индии, для дефлорации невесты приглашался мужчина из другой деревни, бравший на себя эту ответственную миссию.

Долг — превыше всего!

Он (Алексей, 32 года): Друзья-приятели рассказывали, что в первую брачную ночь они рассматривали подарки, считали деньги или помогали невесте разобрать сложную прическу и расшнуровать хитрые застежечки и завязочки на свадебном платье. А до секса дело так и не доходило: «Ах, мы так устали! Ах, мы и так не первый год знаем друг друга — так зачем нам это нужно после стольких волнений и хлопот!» А я этого, простите, не понимаю — как можно не заниматься любовью в первую брачную ночь? Ну и что, что устали? Ну и что, что и раньше предостаточно этим занимались? Может, я старомоден, но, по-моему, свадьба — это, что ни говори, великий день, единственный в жизни. Этот день посвящен любви, и его обязательно нужно закончить любовью. Когда мы женились, мой старший брат уступил мне для первой брачной ночи свою квартиру. И, несмотря на усталость, несмотря на то, что мы до свадьбы два года встречались, все у нас было, как полагается. И не один раз…

Она (Наталья, 32 года): Мне очень импонирует отношение моего мужа к нашей свадьбе как к великому дню, который бывает только один раз в жизни. И я горжусь тем, что в первую брачную ночь он все-таки исполнил свой супружеский долг. Но я, честно говоря, получила от этого исключительно моральное удовлетворение. Я была настолько измотана свадебными хлопотами и волнениями, что мне было уже все равно: что, как и сколько раз там исполняется. Я почти спала и, кажется, даже видела очень и очень приятный сон. Настоящей «брачной» для меня была, наверное, третья или четвертая ночь после свадьбы — я не только отдохнула, но и наконец осознала тот факт, что мы — муж и жена, поэтому и мой психологический настрой во время близости был особенным. Вот если бы мы прямо из загса пошли «исполнять долг», а уж потом принимали гостей, было бы лучше. Жаль, что в наших свадебных обычаях такого не заведено.

Воздержание, воздержание и еще раз воздержание!

Далеко не во всех странах первая брачная ночь означает близость супругов. Например, в Индии первые три ночи после свадьбы на кровать между молодыми укладывали символическое изображение одного из божеств индуистского пантеона. Оно (божество) следило за целомудрием молодоженов, которые в первые ночи супружества предавались исключительно духовному общению. Этот обычай был очень разумным: ведь молодые люди вступали в брак по решению родителей и, мягко говоря, не очень хорошо знали друг друга. Три ночи воздержания помогали им познакомиться ближе, почувствовать доверие. И тогда на четвертую ночь все у них получалось хорошо.

Раннехристианские и средневековые европейские традиции тоже предписывали молодоженам в первые дни брака воздерживаться от интимной близости. Отголоски этих правил долго сохранялись в брачных обычаях некоторых европейских народов. Например, в Испании принято было либо разлучать молодых во время свадебного застолья, либо приставлять к ним в первую брачную ночь человека, который следил за тем, чтобы первая ночь молодоженов была невинной.

Если постоянное удовольствие, счастье и отсутствие страданий для многих из нас остаются лишь незбыточной мечтой, то исполнение долга - это то, что доступно нам ежедневно. Долг перед семьей, перед обществом, перед Природой.

Может быть, достаточно этот долг просто исполнять? И не нужно больше ни к чему стремиться, не нужно желать удовольствий и счастья, не нужно самореализовываться, не нужно познавать себя и мир, не нужно любить. Жить для других, - может быть, в этом наше предназначение?

Исполнение долга перед кем-то, – что это, вынужденная необходимость , исполнив которую мы уменьшаем свое страдание, или возможность реализовать себя , получив удовольствие? Рассмотрим оба варианта.

СМЫСЛ ЖИЗНИ - В ИСПОЛНЕНИИ ДОЛГА?

Долг – это перечень действий человека, которые он должен произвести в силу какой-то необходимости, ради достижения какой-то необходимой цели. Чтобы действия стали долгом, человек прежде должен узнать о необходимости их произвести. Узнать можно от родителей, от воспитателей, от окружающих, из книг, из законов и т.д. Узнать можно из своих ощущений, чувств, от интуиции. Но узнать, не значит осознать. Знать или чувствовать свой долг, не значит осознавать его необходимость.

Предположим, ч еловек исполняет долг только ради уменьшения своего страдания . Это, конечно, не только физическое страдание, это может быть страдание и эмоциональное, и интеллектуальное, и душевное, и духовное.

Отвечая на вопрос - "Может ли смысл жизни заключаться только в … отсутствии страданий?" - мы выяснили, что главный источник человеческих страданий – незнание, в том числе незнание человеком причин своих страданий.

Если человек познал необходимость исполнения долга, если он исполняет этот долг осознанно, он перестает страдать. Если бы целью человека было избежать страдания, то познание необходимости исполнять долг привело бы к тому, что человеку больше нет смысла продолжать его исполнять. Отсутствие страданий, как было доказано ранее, не может являться ни смыслом, ни целью человеческого существования.

Но может быть, человек исполняет долг ради удовольствия? Возьмем для примера только два типа удовольствий – на уровне физического тела и на уровне высших чувств.

Удовольствия от исполнения долга на уровне физического тела.

Человек должен заботиться о своей семье – о родителях, супруге, детях. Он должен кормить, одевать, обеспечить удобное жилище - тогда продлится его род. Человек обязан заботиться о продолжении жизни своего народа, а значит, о физическом существовании народов, могущих повлиять на его народ, на его семью. Чем лучше материальные условия жизни, тем она продолжительнее, тем больше вероятность того, что она не прекратится. Безусловно, все перечисленное является важной частью смысла человеческого существования.

Все это не только обязанность, но и источник удовольствия. Забота о материальном благе окружающих всегда несет быструю и конкретную радость – человек горд и доволен собой, ему благодарны, и следы его заботы долго видны. Приносит удовольствие и познание возможностей физических тел, творческая реализация возможностей материи доставляет весьма конкретное наслаждение. Строительство, приготовление пищи, сооружение машин и космических кораблей, лечение и развитие тела, возведение городов, создание новых материалов, изменение внешнего вида любых объектов и многое другое.

Но для чего сохранять физические тела своих близких, своего и чужого народа? Для чего сооружать новые механизмы и строить города? Чтобы отдыхать и размножаться? Что делать, когда дети выросли и стали самостоятельными? Должен ли человек умереть? И бессмысленна ли жизнь бездетного человека? Для чего Природа всячески сохраняет жизнь каждого человека, независимо от наличия у него потомства? Для чего бесконечно улучшать условия жизни – чтобы меньше работать и больше отдыхать? Но зачем?

Однообразное материальное благополучие группы близких нам людей почему-то не доставляет удовольствия на уровне эмоций, не дает удовлетворения и любознательности рассудка.

Высшие чувства человека не могут смириться, когда только меньшинство может обладать теми же материальными благами. Но больше всех противится такому «благу» наш духовный уровень.

Материальные условия всегда будут не достаточны для счастья людей. А значит и человек обеспечивший им эти условия, тоже не получит от этого длительного удовольствия. Чтобы человек не делал для людей, им всегда будет чего-то не хватать.

Удовольствия от исполнения долга на уровне высших чувств.

Огромное влияние на человека имеет другая группа восприятий – удовольствия и страдания на уровне высших чувств. Здесь сосредоточены все принципы морали, понятия доброты, ответственности, справедливости и честности. Дружба, уважение к людям, радость творчества и многое другое. Мы получаем удовольствие от познания этих чувств, от познания их необходимости, от познания способов их получения.

Нам доставляет удовлетворение творческая реализация возможностей, приводящих к возникновению подобных чувств – это обязательно совместное творчество с людьми и объектами Природы, и чувства рождаются у многих людей одновременно. Нам интересно выяснить, - в чем долг каждого, как достигнуть общей справедливости и любви, что должны делать люди, чтобы испытывать уважение, как рождается чувственная любовь между людьми и как ее удержать.

Ничто так не сближает людей, как общие высшие чувства, возникающее гармоничное единство – любовь на уровне высших чувств сильнее, стабильнее и продолжительнее, чем любовь физическая, эмоциональная и рассудочная , а значит и удовольствия от нее больше.

Удовольствие от исполнения своего долга, от бескорыстной помощи, от совместного творчества, от радости, подаренной другому. Именно эти удовольствия отличают человека от животного, а вовсе не количество приобретенных знаний, как иногда пишут в учебниках.

Но можно ли абсолютизировать перечисленные удовольствия? Можно ли сделать их целью жизни? Так и хочется сказать, - конечно, да! Но, что делать с людьми, которые не могут быть ответственными, у которых не получается совершать только добрые поступки? Что делать человеку, который сам является обузой для других? Что делать инвалиду, беспомощному старику, нищему? Бессмысленна ли их жизнь? Бесполезен ли человек, нарушивший закон, моральный или экономический? Потерял ли он свою неповторимую индивидуальность? Конечно, нет.

Разве эгоистичный и равнодушный к человечеству индивидуум подлежит уничтожению? Кто будет судить его? Кто сравнит ценность жизни грешника и праведника, священника и преступника? Большинство? Но из опыта известно, - большинство очень часто ошибается. Сколько зла на Земле совершено во имя высших целей равенства, братства, свободы и справедливости! Для чего вообще нужна справедливость? Для самой себя или для чего-то более важного?

Василий Розанов отвечает так: «Справедливость составляет необходимость для всякого действия человека лишь под условием, что она необходима для его счастья, и в меру этой необходимости» (Цель человеческой жизни»).

Что может ограничить удовольствия высших чувств в безопасных пределах? Ответ есть в любой религии - смирение перед Высшей мудростью, Высшей истиной, Высшей любовью, перед Абсолютным Единством, перед Тем, что является источником и целью всего. А это уже удовольствие на следующем уровне человека - духовном.

СМЫСЛ ЖИЗНИ - ЖИТЬ РАДИ ДРУГИХ?

Достижение внешних целей, работа ради людей, ради живых существ, ради человечества и планеты Земля, все это приносит огромное удовлетворение, - от уважения других, от осознания своего влияния на чужое совершенствование, от внешнего познания и внешней любви. Альтруистичные цели - прекрасны .

Человек – часть семьи, часть общества, часть человечества, часть Природы. Человек работает для семьи, для общества, для человечества ради уменьшения страдания и роста удовольствия на всех их уровнях. Внешняя работа – это реализация внешних возможностей. А внешних возможностей для человека – бесчисленное множество, и любая при желании может быть сделана целью в жизни.

Что будет, если сделать целью жизни какие-либо внешние цели, касающиеся только группы объектов, например, семьи, фирмы или целого народа? Посвятить себя воспитанию детей, процветанию компании, благополучию города или страны. Это значит, интересами других групп можно частично, но пренебречь. Ограниченные цели вступят в противоречие с целями других уровней - с внешними духовными удовольствиями и удовольствиями высших чувств, с внешними удовольствиями физического тела.

Но другие семьи и другие народы не будут долго терпеть. Рано или поздно, жизнь ради нескольких избранных объектов вступит в противоречие с интересами других объектов, возникнет страдание. Смысл жизни, ограниченный только семьей или только работой, или только интересами группы людей, вступит в противоречие с другими необходимыми частями смысла.

Франкл Виктор : «Способность и возможность трудиться сама по себе еще ничего не значит, она не может составить ни достаточной, ни даже сколько-нибудь существенной основы для осмысленного существования» («В борьбе за смысл»).

Что будет, если всю жизнь стремиться к реализации целей только на одном внешнем уровне? Например, пытаться всех накормить, пренебрегая моральными законами. Или развивать бизнес путем выпуска некачественного товара, или другим способом «хитрить» с покупателем. Или стремиться к всеобщему образованию, заставляя людей учиться, лишая при этом положительных эмоций, не связанных с образованием. Или заниматься политикой ради интересов группы людей, прикрываясь заботой о всеобщем благе. Или стремиться к всеобщей справедливости, не слушая аргументов рассудка. Кто скажет спасибо за реализацию таких целей? Многим ли доставят удовольствие подобные цели?

А что делать, когда достигнута самая желанная цель, ради которой вынесено столько страданий, потрачено столько сил и времени? Что делать, когда человек не видит больше достойных целей вокруг себя? В такой ситуации даже сильный и целеустремленный человек может задуматься о самоубийстве.

СМЫСЛ ЖИЗНИ - В ПРОДОЛЖЕНИИ РОДА?

Для чего же человеческому виду поддерживать свое существование?

Согласно современной синтетической теории эволюции, любая популяция обладает таинственной врожденной способностью наследственной передачи изменений при смене поколений. Такая эволюция не содержит никакой цели, а является лишь статистическим результатом случайного процесса, на который оказывают влияние разнообразные эволюционные факторы. Это и случайные генные мутации, и колебания численности популяции, и изоляция популяции, и дрейф генов, и, конечно, естественный отбор, определяющий вероятность достижения отдельным организмом возраста, когда он сможет произвести и вырастить потомство.

Естественный отбор , по мнению современных дарвинистов, является главным фактором, направляющим эволюционный процесс в целом. С его помощью Природа (окружающая среда) случайным образом отбирает, какой популяции давать потомство и развиваться, а какой погибнуть. В результате выживают всегда наиболее приспособленные. Жизнеспособное потомство могут дать только более приспособленные особи.

Чарльз Дарвин писал: «По-видимому, в изменчивости живых существ и в действии естественного отбора не больше преднамеренного плана, чем в том направлении, по которому дует ветер» («Воспоминания о развитии моего ума и характера»). И еще: «Естественный отбор, или выживание наиболее приспособленного, не заключает в себе неизбежного прогрессивного развития, он только использует такие изменения, которые возникают и оказываются полезными для каждого живого существа в сложных условиях его жизни» («О происхождении видов путем естественного отбора»).

Но Дарвин не рассматривал причины наследственности, изменчивости и естественного отбора, ограничившись тем, что назвал это «законом природы». Он честно признался: «В целом я могу заранее сказать, что не занимаюсь здесь вопросом о происхождении умственных способностей, как не занимался и вопросом о происхождении жизни» («О происхождении видов путем естественного отбора»).

Если подобная теория эволюции верна, то жизнь отдельного человека – не более чем случайный набор событий в череде случайной эволюции. Смысл отдельной жизни в таком случае сводится к нулю. Отдельного смысла вообще нет, остается только смысл популяции. Но и его тоже нет. Смысл существования человечества уходит в какой-то бессмысленный закон Природы. Все смыслы становятся бессмыслицей.

В очередной раз приведем цитату Трубецкого Е.Н.: «Заслуживает ли названия жизни это бессмысленное чередование рождений и смертей, эта однообразная смена умирающих поколений? Самая целесообразность устройства живых организмов, сообщающая ему видимость разумности, на самом деле только подчеркивает суетность их существования в его целом, потому что вся эта целесообразность рассчитана на ту единую и единственную цель, которая никогда не достигается, - цель сохранения жизни. Умирает каждый живой индивид, а жизнь рода слагается из бесконечной серии смертей. Это - не жизнь, а пустая видимость жизни. К тому же и эта видимость поддерживается в непрерывной «борьбе за существование». Для сохранения каждой отдельной жизни нужна гибель других жизней. Чтобы жила гусеница, нужно, чтобы истреблялись леса. Порочный круг каждой жизни поддерживается за счет соседних, столь же замкнутых кругов, а дурная бесконечность жизни вообще заключается в том, что все пожирают друг друга и никогда до конца не насыщаются… Нас возмущает это рабство духа, это подчинение воли, мысли и чувства роковой необходимости биологического закона». («Смысл жизни»).

Вернемся к исполнению долга. Наш вывод следующий: исполнение долга не может быть способом, используемым лишь для уменьшения страданий или для получения удовольствий. Исполнение долга – этонеобходимость . Если человек осознает эту необходимость и действует в согласии с ней, исчезает страдание и возникает удовольствие. Страдание и удовольствие – универсальные индикаторы, позволяющие каждому человеку точно определить, верно ли он осознает и исполняет свой долг.

Долг – это необходимые действия, совершаемые человеком в течение жизни. Необходимость этих действий заключается не в самих действиях, а в необходимости достижения какой-то цели. Действия не могут быть целью самих себя.

Смысл и сущность жизни человека, в соответствии с их определениями, заключены во всех причинах жизни, а не только в целевых. В свою очередь, целевая составляющая сущности и цель жизни не могут заключаться в каких-то действиях, они могут заключаться только в их результате. Сущность и цель жизни не могут заключаться только в исполнении долга , они могут заключаться в необходимом результате, достигаемым исполнением долга.

Выражение «сущность или цель жизни - в исполнении долга перед кем-то» звучит так же странно, как выражение «сущность или цель питания – в исполнении долга перед организмом». Эти утверждения ни истинны и ни ложны. И сущность, и цель, и долг – все эти понятия имеют отношение к необходимому результату каких-то действий, и не могут быть выражены друг через друга.

Исполнение долга – не цель, а средство достижения других целей. Исполнение долга – необходимая составляющая смысла существования человека, условие реализации полного смысла его жизни, но не смысл в целом, не самоцель.

Прежде чем утверждать смыслом и целью жизни долг перед людьми, человечеством, Природой или Богом, необходимо узнать, в чем собственно заключается этот долг.

Что такое моральный долг, в принципе, известно каждому из нас. Однако далеко не каждый задумывается о том, что именно несёт в себе понятие морального долга. В первую очередь это не просто обязательство перед кем-то, а обязанность перед самим собой — умение совершать поступки, жертвуя собственными благами. По сути, моральный долг — это проявление силы и характера. Человек, лишённый моральных качеств, не способен сожалеть, сопереживать, сострадать.

Моральный долг

Если рассматривать это понятие обширно, то его можно поделить на две части — долг перед окружением, в котором человек находится, и долг перед обществом. Однако и эти две составляющие можно также разделить на части. Долг перед близкими включает в себя ещё и такое понятие, как собственная, или личная, выгода. Долг перед обществом обычно рассматривается как обязательство перед определённой частью социальной группы. В жизни часто возникают ситуации, когда приходится выбирать между долгом и совестью, порой эти понятия кардинально противоречат сложившейся ситуации. Легко обозначить моральный долг — примеры из жизни многочисленны: когда на человека нападают и перед ним стоит выбор — убить ради защиты либо не переступать моральной грани «Не убий», подчинившись текущим обстоятельствам. Нелегко сделать правильный выбор тогда, когда заглушает все остальные чувства.

Ошибка стоит… жизни?

К сожалению, жизнь часто вносит свои коррективы, заставляя человека бороться с противоречивыми чувствами. Нередко ситуации складываются таким образом, когда надо выбирать между законодательством и совестью. Наиболее чаще такой выбор предстоит делать политикам и военным. Принимая новый закон, который будет приносить ограниченные блага простым людям, но эффективность отдельной касте, либо стреляя в человека, потому что так надо — такой был приказ, — в обоих случаях человек выполняет свой моральный долг, забывая на время о посылах тревожащей душу совести. И это несмотря на то что как и в основе общественного уклада, так и в законодательной базе основным постулатом остаётся призыв «Не навреди». Так и получается, что о том, насколько правильно поступил человек в конкретной ситуации, можно судить только по истечении некоторого времени.

Как это бывает

Примеры морального долга многочисленны. Среди обычных телевизионных новостей прозвучал призыв о помощи человеку, попавшему в дорожно-транспортное происшествие и умирающему в больнице из-за нехватки крови для переливания. Сколько раз в неделю мы слышим о подобных вещах? Видим их на страницах газет? Это уже давно стало привычно. Но всего за полчаса в больнице побывало более трёхсот человек, которые, совершенно не зная пострадавшего, приехали, чтобы дать человеку возможность выжить. Но самое интересное, что большая часть из них, если не каждый, при общении с прессой или другими заинтересованными людьми не будут кичиться своим поступком, а, смущаясь и сбиваясь, станут уверять, что не сделали ничего необычного или героического. Вот это бескорыстный моральный долг из жизни, где совсем нет места личной выгоде.

Какой он — внутренний человеческий контролёр?

Анализируя различные ситуации, можно прийти к выводу, что основными внутренними человеческими контролёрами всё же выступают совесть и нравственный долг. Примеры выполнения морального долга из жизни бесконечны. Можно вспомнить о том, как безнадёжно больные люди соглашались отдать здоровые органы другим больным, как люди бросались зимой в ледяную воду, чтобы спасти провалившегося под лёд, и неважно, человек это или животное.

Как во время террористических актов учителя прятали детей, сами погибая от пуль захватчиков. Волгоград (взрыв на вокзале), взрывы в поездах и захват самолётов, военные, падающие на гранату грудью, чтобы спасти своих коллег, — в каждой из этих реальных ситуаций были люди, исполнившие свой моральный долг. К сожалению, в современном обществе хватает людей, которым не только неизвестны, но и чужды.

Воспетые поэтами

Поэтами разных поколений было воспето выполнение морального долга. Из литературы можно приводить много примеров, начиная с произведений, написанных столетиями назад. Семнадцатый век — Ж. Расин, «Федра и Ипполит». Влюблённая в пасынка мачеха всеми силами пытается завоевать его расположение, но получает отказ. поливает юношу грязью, доведя его до самоубийства, так как моральный долг молодого человека не позволил вступить в связь с женой своего отца. Девятнадцатый век — Н. Лесков, «Человек на часах». Главный герой разрывается между двумя желаниями — помочь человеку, тонущему в проруби, или остаться на посту, как того требует его В итоге моральная сторона солдата перевешивает, за что его же впоследствии наказывают жестокой поркой.

Как менялись моральные постулаты

Со временем понятие морали сильно изменилось. можно рассмотреть из древних времён, когда действовало талионное право. Оно заключалось в том, что люди могли мстить за преступление так же жестоко, насколько сильным оно было. Однако применить такое право можно было исключительно к людям из другой общины.

Далее в обиход вошло золотое правило нравственности — вести себя с людьми так, как хочешь, чтобы и они поступали с тобой в ответ. Сегодня мы всё чаще приходим к тому, что мораль — это нежелание приносить боль другим людям, это противостояние любому злу, это полный отказ от порочности и вездесущая добродетельность. Каждый из нас должен быть уверен, что поступает правильно (не так, как удобно самому себе, а именно правильно по отношению к другим) и совершенно бескорыстно.

Люди и мораль

Выполнение морального долга (из литературы мы привели примеры выше) часто кажется немного заоблачным, пропитанным героизмом и патриотизмом. Однако это далеко не так. Дело в том, что люди, которые способны развивать в себе данное качество, чаще всего предпочитают оставаться в тени, не пиаря себя на страницах газет и не мелькая в телесюжетах и телепрограммах. Мы можем годами жить рядом с человеком, который когда-то спас жизнь другого, и не знать об этом.

Это ещё одно незаменимое качество — скромность. Ведь, гордясь тем, что помог другому, человек, по сути, возрождает в себе чувство гордыни, а в морали подобных сторон быть не должно. И ещё мораль должна жить в собственном сердце, а не диктоваться кем-то со стороны. Очень легко попасть под убеждения заинтересованного в этом человека, совершив впоследствии множество роковых ошибок. Важно знать, что мораль — это целая система взаимных отношений, выстроенная на искренних чувствах и бескорыстных порывах.