Дети и воровство что делать. Кража как месть

Проблема воровства актуальна особенно сегодня, когда в СМИ то и дело сообщают об очередных миллионных взятках чиновников и министров и их безнаказанности. Воровство процветает во всех эшелонах власти страны. Причина чиновничьего порока даже не в ненасытной жадности к деньгам и вещам, а в отсутствии преступления. Вины нет, так как чиновник не украл, а взял. Он имеет власть – имеет и право брать столько, сколько ему нужно. Порочный круг.

Меня больше интересует детское воровство, его причины и коррекция поведения ребенка. Ворующих детей ошибочно называют клептоманами.Клептомания (слово «klepto» переводится с греческого как «похищаю», слово «mania» означает «безумие») — психическое заболевание, которое проявляется в навязчивом влечении к хищению вещей. Этой болезнью страдают около 0, 05 % человек по всему миру. Случаев заболевания клептоманией в детском возрасте практически не зарегистрировано. Вывод один: воровство – не болезнь, а плохое воспитание.

В чем заключается психология этого недуга? И стоит ли родителям бить тревогу по этому поводу? Дети младшего возраста не способны контролировать свои желания. В силу детской импульсивности они хватают все, что им нравится. На детской площадке мой двухлетний племянник берет чужую игрушечную машинку и уходит с ней домой. Ему приглянулась игрушка, и он руководствуется внезапно охватившими его эмоциями. Такое поведение не имеет ничего общего с воровством. Объяснить двухлетнему или трехлетнему малышу понятия «твое» и «чужое» сложно, но родителям важно попытаться помочь крохе разобраться в том, что эта игрушка чужая и ее брать нельзя.

У детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет) развито представление о личной собственности, но не сформирована способность оценивать свои действия. Сильное желание обладать чем-либо провоцирует их на воровство. Младший дошкольник нуждается в помощи взрослых. Этому возрасту характерна все та же импульсивность.

Обратите внимание!!!

Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

Родители должны обсудить с ребенком этот негативный поступок и особое внимание обратить на чувства человека, лишившегося своей любимой вещи. Важно убедить малыша в том, что ему нужно стыдиться таких действий и больше так себя не вести.

В 6 лет дошкольник идет на воровство осознанно. Им двигают разные мотивы: отомстить кому-либо, привлечь внимание сверстников…Его не пугают родительские наказания. Он ворует книжку или игрушку, чтобы наказать сверстника за то, что тот не дал ему ее посмотреть. Девочка может подарить своим подругам мамины украшения, чтобы завоевать доверие к себе. Мальчик — раздать в садике папины деньги. Сделав что-нибудь приятное, бедняга ждет признания со стороны окружающих его детей.

Причина воровства – низкая самооценка, неумение общаться со сверстниками. Шестилетний малыш еще не знает, как завести друзей. По его мнению, человека замечают только тогда, когда у него есть что-то ценное. Задача родителей – дать детям представление понятия «дружба», научить культуре общения через определенные игровые ситуации.


У детей 8-11 лет недостаточно развита волевая сфера. Они совершают кражу, так как не могут справиться с соблазном. Им трудно противостоять желанию – иметь чужую вещь. Конечно, в скором времени они будут стыдиться этой неприятной истории. за кражи в этом возрасте бессмысленно. Волевые качества нужно воспитывать.

Подростки в 12-15 лет совершают воровство сознательно. В моей школе у педагогов часто пропадают деньги из сумки и из карманов. Интересно то, что воруют дети, как из малообеспеченных, так и из «внешне благополучных» семей. И в одном и в другом случае родители не знают, как складываются отношения детей с одноклассниками и друзьями и какие нравственные ценности в них заложены. Факт воровства в 12-15 -летнем возрасте свидетельствует о наличии вредной привычки и отсутствии должного семейного воспитания.

Взрослые могут воровать на глазах у ребенка и говорить ему о необходимости быть честным человеком. Убедить детей в чем-либо возможно только в том случае, если дело не расходится со словом.

В семье моих знакомых родители не испытывают стыда за воспитание сына, заявляя открыто: «попался, говорила же, не умеешь – не воруй». Таким заявлением они дают ему свободу действий. В дальнейшем он будет проявлять все меры предосторожности, чтобы не быть замеченным. Беседа с детьми эффективна в здоровой семье, где соблюдаются моральные нормы. Никакие убеждения и наказания не помогут, если родители лгут или показывают дурной пример.

  • отсутствие последовательности в воспитании (сегодня проявляем строгость, завтра – слабость);
  • отсутствие моральных принципов;
  • несогласованность родительских требований;
  • воспитание детей во вседозволенности;
  • авторитарный стиль воспитания.

Почему ребенок ворует и что с ним делать? Психологи не дают точного ответа на этот сложный вопрос. Действия родителей могут быть самыми разными и зависят они от причины, по которой он делает неверный шаг.

Причины детского воровства:

  • Детское одиночество (недостаток родительской любви);
  • Возможность обладать долгожданной игрушкой;
  • Отсутствие карманных денег;
  • Способ самоутверждения в коллективе сверстников;
  • Подражание дурному примеру родителей;
  • Вымогательство со стороны старшеклассников.
  • Постарайтесь разобраться в детской психологии. Детское воровство — не серьезный проступок, а проблема, от которой страдает ваш ребенок. Это, своего рода, сигнал о том, что у него не все в порядке в отношениях с окружающим миром или с вами.
  • Обсудите ситуацию в спокойной обстановке. Проявляйте тактичность и не начинайте разговор с вопроса: «Как ты мог это сделать?» Постарайтесь понять причину «как и почему это произошло».
  • Проанализируйте свои семейные отношения. Подумайте о том, сколько времени вы уделяете своим детям?
  • Не называйте ребенка вором. Помните известное изречение: «Человеку свойственно ошибаться».
  • Не сравнивайте его с другими детьми: «Твой друг Саша никогда так не сделал бы, за что мне это наказание?»
  • Не переходите на личность, осуждайте поведение.
  • Не рассказывайте о недостойном поведении своего чада посторонним людям. Этим вы нанесете ему большую психологическую травму. У него возникнет неуверенность к себе и недоверие к вам.
  • Будьте искренними и доброжелательными. Ребенок должен почувствовать ваше огорчение и постараться больше вас не расстраивать.
  • Постарайтесь вернуть вещь владельцу, но не требуйте от сына или дочери публичных извинений. Разделяйте с ними ответственность за совершенный проступок.
  • Не напоминайте ребенку об этом нелепом случае, ваши упреки доставляют ему страдания.

Предлагаю вам посмотреть видеоконсультацию психолога, которая поможет поэтапно отучить ребенка от воровства.

Уважаемые родители! Не забывайте о том, что от вашего внимания зависит поведение ваших детей. Решайте проблему детского воровства вовремя. Детское воровство может привести к проблемам с законом. Помните: ответственность за воровство лежит в первую очередь на родителях.

Деньги являются неотъемлемой частью жизни современного человека. Они уходят на оплату коммунальных услуг, развлечений, удовольствий, еды и много другого, то есть являются нашими постоянными спутниками. Это привело к тому, что у детей еще в раннем возрасте начинает формироваться ошибочное мнение - удовольствие и другие радости можно достичь только с их помощью. На них мама может ему приобрести игрушку, шоколадку и мороженное, сводить в парк, цирк и прочие развлечения. Чтобы заработать деньги, родителям приходится трудиться изо дня в день, затрачивать много сил, а ребенка оставлять на попечение бабушке или отводить в детский садик. Малыш вполне осознает, что денежные средства играют важную роль и дарят радость.

В норме ребенок осознает, что деньги нужны для покупки вкусных и полезных продуктов, одежды, игрушек

Почему дети воруют? Однозначный ответ дать невозможно. Воровство среди детей – довольно распространенная проблема, с которой многим приходилось иметь дело. Практически каждый из нас хотя бы раз в жизни брал что-то чужое, однако это не повод думать, что из ребенка вырастет вор и мошенник. Насторожиться необходимо только в том случае, если после разоблачения и проведенной беседы малыш все равно не перестал заниматься воровством.

Если вы почувствовали, что не справляетесь с возникшей ситуацией и не можете отучить малыша воровать, не затягивайте обращение за помощью к психологу. Он поможет выявить причины проблемы и подскажет методы решения.

Данная статья поможет выяснить причины воровства денег у родителей их родными и приемными детьми, а также подскажет, как найти выход из сложившейся ситуации.

Воровство у детей младшего возраста

Дети в возрасте 3-х лет уже достаточно хорошо понимают значение слов «мое» и «чужое», поэтому если ваш кроха взял чужую вещь или деньги, не думайте, что он не осознает, что они ему не принадлежат. Он все прекрасно понимает. С другой стороны, дети младшего возраста пока еще не способны оценить свой поступок, то есть они не осознают, что поступили в данном случае нехорошо. Они просто берут, что им хочется. Дети младшего возраста не могут представить себя на месте того, у кого они что-то позаимствовали. Они действуют согласно правилу: «Я захотел и взял».


В младшем возрасте ребенок просто берет то, что ему хочется, но при этом не очень задумывается о наказании или чувствах других людей

Что делать родителям дошкольника?

  1. Не ругайте его. Ни в коем случае нельзя называть малыша вором, а совершенный поступок воровством. Необходимо с ребенком спокойно побеседовать. Если он взял игрушку у другого малыша, объясните ему, что тому ребенку очень плохо без этой игрушки, он не может заснуть. Что же нам сделать, чтобы ее вернуть назад? Придумайте, каким образом вы это сможете сделать.
  2. Если кроха взял без спроса у вас деньги, не ругайте его. Выведайте у него, почему он так поступил и куда хотел их потратить? Скажите, что можете купить что-то вместе. Если окажется, что малыш собирался приобрести что-то не для себя – это хороший признак. Объясните ему, что лучший подарок – это подарок, который сделан своими руками. Пусть он поймет, что радость далеко не всегда можно доставить с помощью денег. Внушайте ему это, пока он еще маленький - в будущем малыш не станет повторять таких ошибок.
  3. По возможности уделяйте ребенку как можно больше времени. Пусть он ощущает вашу любовь и заботу. Не нужно «подкупать» малыша, ни в чем ему не отказывать и покупать все, что он только пожелает. Такое проявление не доказывает вашу любовь и дети это прекрасно ощущают. Стараясь заменить заботу и внимание дорогими подарками, вы тем самым подталкиваете ребенка совершать неправильные поступки в будущем.
  4. Бывают ситуации, когда кроха упорно врет, что он взял что-то чужое (рекомендуем прочитать: ). Сначала убедитесь, что это действительно совершил он. Если этот факт подтвердится, то ваша главная проблема в данном случае -не воровство, а ложь. Попробуйте объяснить малышу, что лгать нехорошо. Важно, чтобы он увидел ваше огорчение, но ругать его не стоит. Дети хорошо чувствуют, в каком настроении пребывает их мама. Важно не упустить момент и вовремя начать приучать детей быть честными, тогда проблема воровства в будущем вас не коснется.

Если ребенок соврал, нотации могут только усугубить положение - лучше просто показать ему, что родители расстроены

Ребенок-школьник ворует деньги у родителей

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Во время посещения детского сада дети набираются знаний о социальном порядке и характерных взаимоотношениях между членами семьи – это время, когда в семье царит близость. Когда ребенок достигает возраста 6-8 лет, он приобретает чувство некой независимости от семьи и проявляет повышенную ответственность за самого себя.

Общие причины воровства

К частым причинам относят:

  1. Малыш не имеет друзей - чтобы заслужить внимание сверстников, он покупает сладости и небольшие подарки. В таком случае необходимо с ребенком провести беседу о дружбе. Дайте ему понять, что дружба должна быть бескорыстной. Пусть он почувствует, что самый верный и настоящий друг для него – это вы. Можете устроить небольшой праздник, пригласив домой его одноклассников. Ребенок будет увереннее в себе, так как родители будут находиться рядом.
  2. У ребенка было желание приобрести некую вещь, которую родители отказались ему купить. Малыш просто осуществил свое желание другим способом. В таком случае советуют не исполнять все капризы ребенка. Однако если малыш очень сильно чего-то желает и вы можете себе это позволить – уступите ему. Не обязательно покупать ему, что он желает. Можете предложить ему другие способы достижения цели - например, помочь что-то сделать маме или получить хорошие отметки в школе. Объясните малышу, что он может сам заслужить эту награду.
  3. Родители не дают ребенку деньги на карманные расходы. Малыш видит, как его сверстники получают от родителей некоторую сумму и ему тоже хочется их иметь. В принципе, если у ребенка будут карманные деньги, это позволит ему с детства научиться с ними обращаться. Такое доверие способствует развитию ответственности, рациональности и самостоятельности. Когда вы имеете свои собственные деньги, возникает желание сэкономить, накопить, что оказывает положительное влияние на экономическое воспитание. По совету психологов, все же лучше дать ребенку немного финансов, причем их количество не имеет значения. Главное, малыш будет знать, что ему доверяют и у него есть свой капитал.
  4. Ребенок подвергается шантажу или вымоганию денег. Это не лучшая ситуация, с которой не связаны личные качества малыша. Часто старшие сверстника угрожают и вымогают деньги у более слабых малышей. Напуганный ребенок выходит из ситуации, украв деньги у родителей. В таком случае не пытайтесь наказать ребенка, ведь он жертва, а не преступник.

Кризис 7 лет

Когда малыши достигают школьного возраста, их отношения со сверстниками приобретают наиболее значимый характер, они проявляют наибольший интерес к общению с другими детьми, появляется желание показать себя и посоревноваться. Кроме того, у детей возникает чувство собственности, проявляется интерес к свои вещам и коллекциям, комнатам и домашним делам.

Ребенок 7 лет, который нередко прибегает к краже вещей, пользуется чуть меньшей популярностью, чем его сверстники, а желание воровать может появляться из-за стремления заполнить эмоциональную пустоту. Возможно, воровство является ответной реакцией на ощущение обделенности или ребенок просто выбрал такой метод для получения чего-либо, что ему захотелось очень заполучить, а других возможностей этого добиться он не нашел. Иногда воровство становится последствием гнева или враждебности. Детские психиатры считают, что детям, крадущим какие-то вещи, присуще чувство лишения, зависти и сильная обида.


В школьном возрасте ребенок уже отдает себе отчет в содеянном, но свои собственные потребности и желания часто перевешивают

Кризис 13 лет

Следующий этап воровства начинается, когда ребенку исполняется 13 лет. Это возраст, когда малыш подвержен многим физическим, психологическим и социальным изменениям. На фоне этого, чтобы покрасоваться перед друзьями, ребенок снова может взяться за воровство. Давление со стороны сверстников может стать очередной причиной к совершению детьми таких поступков. Больше всего это может спровоцировать подзадоривание. Случается, что ребенок довольно часто прибегает к воровству из-за многих других поведенческих и эмоциональных проблем. В таком случае ребенка необходимо обязательно показать специалисту. Что же делать, когда ребенок воровать стал и как с этим бороться?

Как отучить ребенка воровать?

Ранее мы уже говорили о способах взаимодействия с ребенок в ситуации воровства, добавим еще несколько важных положений:

  1. Никогда не называйте ребенка вором. Это не принесет никакой пользы и только усугубит положение. Некоторые родители пугают ребенка полицией и судом, бьют по рукам. Говорят, что он может попасть в тюрьму. Родителям кажется, что они выбрали правильный путь воспитания, однако так поступать нельзя. Такие разговоры могут привести к тому, что у ребенка разовьется чувство собственной неполноценности, вины и возникнет заниженная самооценка. Помните, что преступления чаще всего и совершаются людьми с подобными проблемами. Не доводите малыша до такого.
  2. Проведите с ребенком беседу в спокойной обстановке, постарайтесь выведать причину, которая подталкивает его к воровству. Попытайтесь узнать, что за факторы им движут. Столкнуться с данной проблемой ребенок может по разным причинам.

Выбор остается за вами

Необходимо помнить, что выбор правильной стратегии всегда остается только за вами. Как правило, каждый конкретный случай уникален. Не следует ждать возникновения проблемы, лучше всего предупредить ее заранее.

Когда родители замечают, что их любимый ребенок, который вроде бы ни в чем не нуждается, потихоньку таскает у мамы из сумочки деньги, они обычно впадают в панику. Между тем, по свидетельству специалистов, детское воровство - очень распространенная семейная проблема.

Детское воровство - явление нередкое, но тщательно скрываемое, как алкоголизм и другие "постыдные" семейные тайны. В сознании большинства взрослых намертво спаяны две мифологемы: ребенок - невинный ангел, а воровство - примета криминального мира, для нормальных людей далекого и чуждого. Когда ребенок попадается на краже, родители обычно чувствуют себя совершенно растерянными. Одни при этом впадают в истерику, собираясь то ли застрелиться сами, то ли спустить всех собак на свое незадачливое чадо, другие предпочитают сделать вид, что ничего не произошло, потому что как реагировать - непонятно. Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство не существует: она зависит от причин, по которым ребенок ворует. Выделяют три основные причины детского воровства. Первая - это детская импульсивность. Ребенок может украсть просто потому, что это очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, трудно. Вторая причина - затруднения в общении с родителями. Некоторым детям кажется, что родители обращают на них мало внимания. Когда они присваивают себе их вещи или берут деньги, то это символический акт воссоединения с родителями, которые начали отдаляться. Третья причина- стремление самоутвердиться. Некоторые дети начинают воровать, чтобы не чувствовать своей неполноценности, чтобы убедить самих себя и окружающих в своей хитрости, ловкости, смелости. Нельзя, но очень хочется Самая распространенная причина воровства - это детская импульсивность. Всем маленьким детям тяжело контролировать свои желания. Если пятилетнему ребенку хочется взять пирожное, лежащее на столе, то единственное, что может его остановить,- это страх наказания. Если же он уверен, что никто этого не заметит, бесполезно требовать от него проявления "сознательности". Даже если он знает, что нельзя брать чужое, он может непроизвольно взять понравившуюся вещь.

Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть и серьезные психические отклонения (например, олигофрения), и особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу). Импульсивное воровство ("не мог удержаться", "очень захотелось") иногда путают с клептоманией. Это психическое заболевание, которое, в отличие от простого воровства, встречается крайне редко. По американской статистике среди взрослых воров клептоманы составляют около 5%, да и то примерно половина из них - симулянты. Среди детей случаи клептомании единичны. Импульсивных детей необходимо строго контролировать и приучать к ответственности. Ребенок, даже импульсивный, никогда не совершит поступка, за которым немедленно последует наказание. Поэтому нельзя делать вид, что ничего не произошло, но не стоит и раздувать случившееся до масштабов вселенской катастрофы. Если ребенок взял что-то у сверстников или в чужой семье, то сама по себе процедура выяснения обстоятельств кражи (с участием потерпевших и их родителей), извинения и возвращения похищенного достаточно болезненна. Неприятное воспоминание, которое останется у ребенка от такого разбирательства, поможет ему в следующий раз удержаться от соблазна. Бунт против одиночества Мама 12-летнего Виталика обратилась к психологу-консультанту с очень деликатной проблемой. Уже несколько раз сын попадался на кражах. Но если раньше он таскал вещи из дома и деньги из маминой сумочки, то в последний раз украл большую сумму у знакомых, которые пришли в гости. Кража раскрылась, и всем взрослым было страшно неловко. Своего родного отца Виталик почти не помнил.

Пять лет назад его мама второй раз вышла замуж, и они переехали из маленького подмосковного городка в огромную квартиру на Чистых Прудах, с книжными шкафами до потолка и остатками фамильного серебра в буфете. Новый мамин муж был сыном крупного ученого и сам тоже делал блестящую научную карьеру. Вскоре в семье родился младший брат. Мама была поглощена заботами о малыше и к тому же изо всех сил старалась соответствовать высокому культурному уровню своего нового окружения: читала книги, училась в вечернем институте, а через некоторое время устроилась работать бухгалтером, поскольку, несмотря на научные успехи мужа, денег в семье не хватало. Разумеется, времени на старшего сына у нее практически не оставалось. Он с трудом привыкал к новой обстановке: плохо спал, неважно учился, был замкнутым и неразговорчивым, в отличие от своего младшего брата, купавшегося в лучах родительской любви и излучавшего ответную жизнерадостность. Единственным человеком в семье, с которым Виталик общался, была бабушка. Именно у нее он впервые два года назад украл часы. Бабушка заметила пропажу, но сделала вид, что ничего не случилось. Она вообще жалела Виталика, понимая, что не он любимец в семье. Но вскоре мальчик украл деньги из письменного стола отчима. Эта кража тоже скоро раскрылась. Отчима больше всего волновало, на что именно Виталик потратил деньги. Выяснилось, что половину он прокутил в "Макдональдсе", а половину подарил другу, "потому что его мама медсестра и ей приходится работать даже по ночам". Все остальные кражи носили такой же "нерасчетливый" характер. Чаще всего Виталик дарил деньги и вещи, взятые из дому, нищим на Курском вокзале. Психотерапевт рекомендовал родителям выдавать Виталику определенную сумму на карманные расходы, а остальные деньги хранить в недоступном для него месте. Он также посоветовал раз в месяц всей семьей делать в доме ревизию: отбирать старые вещи и относить в ближайшую благотворительную организацию. А Виталика назначил ответственным за это поручение. Свою главную рекомендацию - проявлять к сыну побольше любви и внимания - терапевт так и не решился произнести вслух.

Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Когда родители слишком поглощены собственными проблемами, ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным. Ему начинает казаться, что родители уделяют ему меньше внимания, чем другим детям, или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Он бессознательно стремится привлечь внимание родителей, пусть даже это будет гнев, возмущение и наказание. Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают.

Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии. В таких случаях психологи советуют игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию.

Иногда полезно вместо скандала похвалить ребенка за какие-нибудь успехи или сделать подарок, о котором он давно мечтал. Даже если в ответ на ваше великодушие ребенок не признается в краже, то он надолго запомнит ощущение стыда и неловкости. Как воспитать бандита Иногда родители сами подталкивают детей к воровству своими бессознательными установками. Мама 16-летнего Максима вырастила сына одна и мечтала, что со временем он станет ей опорой. Она восхищалась предприимчивыми и состоятельными мужчинами и всячески поощряла в мальчике наклонности к "суперменству". Максим был развит не по годам, дружил с ребятами постарше и все свободное время занимался каким-то "бизнесом". В суть этого бизнеса мама предпочитала не вникать и гордилась тем, что сын не клянчит у нее карманные деньги. Она была потрясена, когда ее вызвал следователь и дал прослушать запись телефонного разговора ее сына с одноклассником. Максим требовал у приятеля $500, угрожая рассказать всем о его гомосексуальных наклонностях. На суде выяснилось, что основным бизнесом Максима и двух его друзей сначала были кражи денег в школьной раздевалке, которыми они промышляли с десяти лет. Потом они наладили скупку и перепродажу вещей, которые по их заданию приносили из дома младшие ребята. Самое потрясающее, что в эти махинации были вовлечены несколько десятков детей, но никто из родителей не встревожился тем, что из дома пропадают книги, компьютерные диски и драгоценности. А если и встревожился, то держал проступок своего ребенка в тайне. В результате юные бандиты почувствовали себя абсолютно безнаказанными. Они практически открыли в школе подпольный пункт по скупке краденого и погорели случайно, когда решили шантажировать своего одноклассника, которого подозревали в гомосексуализме. Они не рассчитывали, что мальчик обратится за помощью к папе. Папа записал их телефонный разговор и отнес пленку в милицию. Двум приятелям Максима дали условный срок. Сам он отделался легким испугом и был сразу же отправлен в Испанию - очевидно, для продолжения воспитания. Многие родители хотят видеть своего ребенка сильной личностью. Однако ребенок может иметь свое представление об исключительности и выбрать для воплощения родительской мечты свой собственный путь. Например, решить, как Максим, что он слишком умен, чтобы подчиняться правилам. Иногда ребенок начинает воровать из "классовых" соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить "богатеньким". Такое возможно, например, если подобная "классовая ненависть" культивируется и у него в семье. Как правило, родители вскоре теряют контроль над юным "суперменом". Ребенок убеждается в своей безнаказанности и начинает верить в то, что законы существуют не для него. Но рано или поздно он попадает в поле зрения правоохранительных органов.

Профилактика

Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Может быть, такое место найти непросто, зато во многих случаях подобной меры вполне достаточно. Помимо денег, иногда начинаются проблемы с вещами. Очень часто даже в самых обеспеченных семьях дети не имеют личных вещей - то есть не имеют возможности свободно распоряжаться вещами, в том числе дарить, портить и уничтожать. И поэтому не отвечают за них. В этой ситуации ребенок не осознает разницы между "моим" и "нашим". Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Многих родителей пугает идея, что часть вещей должна быть передана ребенку в "безраздельную" собственность. Им кажется, что таким образом они потеряют действенный рычаг контроля над ребенком - например, возможность отобрать у него велосипед, если он закончит четверть с тройками. Но именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи. Эффективным способом профилактики воровства является также выделение ребенку карманных денег. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. Поэтому из тех значительных сумм, которые тратятся на ребенка, стоит часть выдавать на руки. Это позволяет сэкономить не только деньги, но и нервы.

Причины детского воровства

Ребенок пришел с прогулки и постарался достать незаметно для вас из своего кармана нового робота. Конечно, вы это увидели и сразу спросили, откуда игрушка у ребенка. А в ответ неуверенная смазанная попытка ответить или четкое "Мне Стас подарил". А Стас не мог подарить робота, о котором мечтал последние несколько недель, и вы это понимаете. Единственное вы не понимаете, почему ваш ребенок украл этого робота у мальчика, ведь у него самого полно игрушек.

Прежде чем отучать ребенка от воровства, нужно выяснить, почему он совершил "кражу". А причин может быть несколько.

Недостаток развития воли и нравственных представлений , когда ребенок очень сильно хочет заполучить чужую вещь, ворует ее и даже не думает о сути и последствиях поступка. Это свойственно всем детям, ведь они еще не умеют оценивать последствия. Это очень хороший повод объяснить малышу, что сиюминутное "хочу" не руководство к действию.

Серьезная психологическая неудовлетворенность . В этом случае чаще всего ребенок ворует деньги у своих родителей, родственников или близких людей. Обычно подобные кражи совершают подростки или младшие школьники. В семьях таких детей царит не совсем здоровая атмосфера - родители чаще всего эмоционально холодны друг к другу, может, даже и к детям. Ребенок не встречает поддержки ни в семье, ни в школе. В этом случае он ворует не для того, чтобы обогатиться, а просто из мести и обиды.

Сильное желание владеть понравившейся вещью, против голоса совести . Ребенок понимает, на что идет, насколько это плохо, что это навредит другому человеку, но остановиться не может. Чаще всего об этом воровстве никто не знает, так как ребенок продумывает все заранее, и пока сам не раскается в содеянном, так и останется загадкой, куда пропала ручка из Франции соседской Наташи.

Как быть родителям


Итак, как себя вести, если вы подозреваете ребенка в воровстве? Вот основные советы.

1. Если вы не поймали ребенка на воровстве, но подозрения все равно падают именно на него, то не спешите его обвинять. В этом случае действует презумпция невиновности.

2. Даже если ребенок что-то украл, не давайте волю своим негативным чувствам, перед вами в первую очередь ребенок, а не злостный вор. В противном случае можно лишить ребенка уверенности в себе и в праве на хорошее отношение окружающих. Будьте осторожны. И забудьте о словах "Как ты мог?" - они бесполезны и даже вредны. Да и в будущем ребенок, скорее всего, будет скрывать свои негативные поступки, если вы будете на него кричать.

3. Ни в коем случае не пугайте ребенка, что отведете его в полицию и не бейте по рукам, рассказывая, как раньше отрубали руки за воровство. Это только ожесточит ребенка, он будет знать, что для вас он плохой.

4. Помогите сами ребенку исправить сложившееся положение, разделите вместе с ним ответственность и предложите решение.

5. Расскажите ребенку, как вас расстраивает то, что происходит (но не называйте содеянное "воровством", "кражей" или "преступлением"). Спокойно расскажите ребенку о своих чувствах и о чувствах тех, у кого пропала вещь.

6. Подумайте о причинах поступка ребенка. Подробно расспросите его, почему он так поступил, что чувствовал в этот момент, почему не попросил у вас эту вещь, а предпочел украсть ее.

7. Попробуйте вместе с ребенком найти правильное решение. И это должно быть именно совместное решение, а не ваш приказ. Можете помочь ребенку и натолкнуть его на правильный выход из ситуации.

8. Украденную вещь нужно обязательно вернуть владельцу. Если ребенок боится идти один, то отправляйтесь вместе с ним. Ребенок должен чувствовать поддержку.

9. В том случае, если вы полностью уверены в том, что ребенок украл вещь, но сам он в этом не сознается, то предложите положить вещь на место, пока никто не видит. А если ребенок маленький, то можно применить подобное: "В нашем доме завелся барабашка, который стащил мои новые бусы, давай вместе ему на столе оставим что-нибудь вкусное, он раздобрится и вернет все на место".

10. Не обсуждайте случившееся в присутствии посторонних людей, это должно быть только между вами и ребенком.

11. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с собой. Не нужно и этого: "А вот я, в отличие от тебя, никогда не..."

12. После того как вы разберетесь с ситуацией и решите проблему, никогда не возвращайтесь к ней. Ребенок и без этого вынесет хороший урок.

13. Исключайте ситуации, которые могут провоцировать воровство.

14. Часто ребенка подталкивает на воровство компания, с которой он общается. Он может воровать "за компанию" или чтобы повысить авторитет. Если ребенок маленький, то ограничьте его общение с такими друзьями. А лучше всего приглашать всех друзей в гости, чтобы познакомиться с ними, познакомьтесь с их родителями.

15. Ребенок должен знать, что плох не он, а его поступок, что он все равно может вам доверять и вы его по-прежнему любите, но искренне хотите, чтобы он понимал, насколько дурно он поступил.

Профилактика воровства:

16. Направьте активность ребенка в мирное русло, пусть он сам выберет занятие себе по душе - рисование, танцы, борьба, фотографирование. Человек, который занимается тем, что ему нравится, посвящает свободное время любимому занятию, не думает постоянно о том, как привлечь к себе внимание, и конечно, у него появится хотя бы один друг по интересам.

17. Учите ребенка сопереживать и думать о других людях, ставить себя на их место.

18. В вашей семье не должно быть двойной морали, когда вы говорите ребенку, что воровать нехорошо, а сами приносите с работы то упаковку бумаги, то скрепки. Для ребенка вы авторитет, поэтому не удивляйтесь, если он будет делать то же самое, принося со школы чужие карандаши и фломастеры.

19. Ребенку нужно нести ответственность, например, за младшую сестренку, за собаку или кошку, за чистотой в комнате. Давайте постепенно больше дел, в которых требуется ответственность.

20. Помогайте ребенку в решении его проблем. Вам они могут показаться смешными, детскими, а для ребенка это очень серьезно. Подумайте, как бы поступили вы сами, будь на его месте. Ребенок должен знать, что всегда может на вас положиться, получить совет.

Статья на тему:"Детское воровство"

План
1. Психологические корни воровства
2. Аспекты проблемы воровства
3. Причины и мотивы детского воровства
4. Анализ воровства по возрастным этапам развития
5. Ошибки родителей
6. Что делать?
7. Работа с “жертвой воришек”
8. Профилактика

Ваня взял без спроса конфету из шкафчика другого ребенка, Даша положила чужую игрушку в карман своей куртки, Воспитатели недоумевают, родители - вшоке! Случаи детского воровства, к сожалению, не редкость.
Воровство- присвоение или потребление человеком не принадлежащих ему материальных и духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления их обладателя.
Считается, что каждый ребенок хотя бы раз в жизни что- нибудь украл. Итак- детское воровство- это закономерность роста или ЧП?

1. Психологические корни воровства.

Какие желания лежат в основе детского воровства? Что делает, чувствует ребенок, когда берет чужое?
Общеизвестно, что ворованным ребенок практически никогда не пользуется- такие “игрушки “ хранятся где- нибудь в тайнике, в них не играют.
Представление же о том, что на самом деле происходит с ворующим ребенком, достаточно смутное и общее: это акт агрессии или фрустрированные потребности, или отсутствие ощущения собственной значимости… Возможно, детское воровство- реализация неудовлетворенной потребности брать и ничего не давать взамен. Брать, а не покупать или менять. Это может быть связано также с неясностью собственных желаний, с одной стороны, и с насилием извне, порождающим постоянную реактивную агрессию - с другой

2.Аспекты проблемы воровства.

Медико-биологический аспект.
Все мы, в последнее время, довольно часто слышим термин “ клептомания”. Этот диагноз имеется в DSM-4 и -МКБ-10 - шифр F63.2
Симптомами клептомании являются следующие проявления:
Периодически возникающее непреодолимое желание украсть предметы, которые не нужны и не являются жизненно- необходимыми, а также не имеют материальной ценности
Повышенное напряжение, возбуждение непосредственно перед совершением кражи.
Ощущение удовольствия непосредственно во время акта кражи, и возникающие, в большинстве случаев, чувство вины и тревога после совершения кражи.
Кража не совершается как акт гнева или мести
Кража не связана с нарушениями поведения или расстройством личности по антисоциальному типу.
Клептомания- это психическое расстройство, болезнь, она проявляется навязчивым желанием взять чужое и его реализацией. Клептоман ворует не ради получения ценностей, а ради самого процесса. Часто клептоман искренне пытается отказаться от привычки воровать, но не может справиться с собой, иногда он просто не помнит, как все происходило, и обычно не прилагает больших усилий, чтобы «замести» следы. Важно отметить, что клептомания очень редкое заболевание, столкнуться с ним в реальной жизни маловероятно
Даже самые страстные клептоманы не «ходят на дело» каждый день- слишком большая нагрузка на психику
По продолжительности ремиссии различают три варианта клептомании:
Редкие, единичные кражи перемежаются с долгими периодами ремиссии
Затянувшиеся периоды воровства перемежаются с периодами ремиссии
Хроническая клептомания с некоторыми степенями неустойчивости.

Психологический аспект:
Психоаналитики обращают особое внимание на детское и подростковое воровство, особенно на его символический аспект. Так, Анна Фрейд считала, что первое воровство из кошелька матери указывает на степень, до которой оно укоренилось на начальной стадии единения матери и ребенка. Абрахам писал о преобладании чувств, что субъектом пренебрегают, его обижают или не хотят.
Выделяют семь категорий, объединяющих хроническое воровство:
1) способ восстановления утраченных взаимоотношений мать- ребенок
2) акт агрессии
3) защита от повреждения
4) способ получить наказание
5) способ восстановить или усилить самооценку
6) реакция на семейную тайну
7) возбуждение

Cоциальный аспект:
Воровство-это правонарушение. Но уголовная ответственность за него наступает после достижения совершеннолетия. Однако если ребенок ворует у членов своей семьи, родители всеми силами стараются избежать огласки. И это вполне оправданно. Поэтому строжайшим условием работы с такими детьми является строжайшее соблюдение конфиденциальности.

3.Причины и мотивы детского воровства.

Воровство как явление в дошкольном детстве имеет свои специфические черты. Они касаются прежде всего мотивов и причин. В отличие от подростков, среди дошкольников практически отсутствуют так называемые кражи « престижа», кражи « на спор». Также для дошкольников нехарактерны групповые кражи.
Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство, можно выделить несколько групп:
Желание владеть чем либо (чаще всего игрушкой)
Желание сделать приятный подарок кому-то из близких.
Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.
Желание отомстить кому-либо.
Все перечисленные выше мотивы не имеют под собой криминальной опеки.Рассмотрим более подробно причины детского воровства.

1)Незнание «правил игры».

Ребенок может ничего не знать о назначении денег, о том, что они имебт определенную ценность, что их количество ограниченно, что они кому-то принадлежат. По мнению кандидата психологических наук А.Ф. Шадуры- для ребенка нормально, естественно пользоваться вещами которые находятся в его доме. «Мое», «чужое», «наше», « твое», -эти понятия в его сознании достаточно размыты. Ребенок самостоятельно достает из холодильника еду, берет и одевает свои вещи и тд: он знает, что дом часть его жизни, а он член семьи, но в тоже время существуют и определенные ограничения, связанные с тем, что ребенок еще не может адекватно пользоваться некоторыми вещами. Ценность вещей постигается ребенком только с возрастом. Если родители никогда не рассказывали детям, на что тратятся деньги в их семье, сколько их в доме, как они зарабатываются, то ребенок абсолютно без задней мысли может, найдя в шкафу кошелек, взять и употребить его содержимое по своему усмотрению. Родители не должны впадать в панику из-за этого. Задача родителей - не отругать и пристыдить, а помочь ему разобраться в тех вещах, о которых он, в силу своего возраста, имеет слабое представление. Хороший способ ввести ребенка в курс дела- выделять ему небольшие карманные деньги и помогать ими распоряжаться, постепенно предоставляя все большую самостоятельность. Необходимо также подключить ребенка к планированию бюджета семьи, прививать ему восприятие денег, как ресурса, которым нужно разумно распорядиться

2)Пробелы в нравственном воспитании.

Дети, когда берут чужие фломастеры, игрушки, конфеты и тд не ставят себя на место жертвы, не представляют себе ее чувства. Подобное поведение является серьезным пробелом в нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя, надо обращать внимание ребенка на переживания человека, утратившего нечто по чужой вине.

3)В отдельную группу можно выделить «бунтарей»

Это дети, которые не хотят мириться со своим положением в семье или группе детей и хотят самоутвердиться: « Могу ли я сделать это?» К этой же группе относятся дети, воспитанные на образах героев, для которых воровство -пустяк, фарс. Для них - воровство- подражание любимому герою, приобщение к миру взрослых, интересное приключение…В эту же группу можно отнести детей, бунтующих против гиперопеки родителей, и так называемых мстителей.- « Я тебя просил, а ты мне не дал- …получай…». Тогда украденные вещи подбрасываются младшим братьям и сестрам, а также более удачливым сверстникам, особенно если ребенок ранее занимал позицию лидера и ему очень трудно мириться с потерей статуса из-за кого-то.
В эту группу можно отнести детей, которые считают, что абсолютно никому не нужны, которые чувствуют себя одинокими и покинутыми. Они часто воруют за компанию от того, что им просто нечего терять- таким детям, в первую очередь, нужно повышать самооценку, а родителям изменить семейную атмосферу.

4)Навязчивое воровство не психического, а невротического характера.

Потребность украсть в данном случае связана с тревогой и неудовлетворенностью. Это вид психологической зависимости. Ребенку, страдающему ею, необходима помощь психолога, который будет работать не с фактами воровства, а с тревогой, которая гложет ребенка. Воровство этого типа характерно для детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, не получающих достаточной эмоциональной поддержки.

5) Воровство- как символическое замещение родительской любви или радости в жизни.

Кражи такого плана говорят о следующем- ребенок не получает достаточно внимания со стороны значимых взрослых, отношения в семье между родителями довольно прохладные и ворующий ребенок заставляет их объединиться перед лицом « общей опасности». В этом случае, кража- реакция ребенка на травмирующие его жизненные обстоятельства (холодное равнодушие родителей, нелюбовь, неприятие, развод родителей и тд)

6) Воровство- как реакция на систематическое пренебрежение потребностями ребенка.

В основе этого лежит уверенность родителей, что они « лучше знают, что их ребенку нужно в действительности». Такие кражи возникают, когда родители, без достаточных на то оснований, отказывают ребенку в покупке модной одежды, предметов увлечения и тд, что делает ребенка
« белой вороной» в глазах сверстников.

7) «Покупка» дружбы или расположения- подкуп.

В основе этого вида краж лежит желание ребенка повысить свою значимость в кругу сверстников- т.е купить их расположение, дружбу, любовь. Причина воровства- одиночество ребенка в кругу сверстников, неумение строить отношения, низкая самооценка.

8) Импульсивность.

Детское воровство часто вызывается острым желанием обладания
(импульсивностью), которое охватывает ребенка, порою, из-за пустяка и бывает непонятно взрослым. Это самая распространенная причина воровства. Маленьким детям очень трудно контролировать свои желания. Импульсивных детей необходимо строго контролировать и приучать к ответственности

9) Желание сделать приятный подарок любимым людям

Такая причина связана с отсутствием понимания отрицательной оценки краж у дошкольников. Ребенок стремится любым способом сделать приятное дорогим людям.

10) Вымогательство

Ребенок может воровать от безысходности, когда у него вымогают деньги путем угроз. Важно- у ребенка и взрослых должны быть доверительные отношения, чтобы в подобных ситуациях он мог обратиться к ним за помощью.

4.Анализ воровства по возрастным этапам развития.

Существуют возрастные особенности воровства. В 2-3 года малыш еще не различает своего и чужого. Гуляя на улице или в гостях, он может взять понравившуюся ему вещь. Это нельзя назвать воровством в прямом смысле, но родителям придется объяснить ребенку, что чужое брать нельзя, делая упор на переживаниях человека, утратившего свою вещь. Помните- ребенок раннего возраста не ворует, а берет- берет при всех, не тайком, чтобы доиграть.
Представление о том, что такое «мое»., «чужое», появляется у ребенка после 3 лет, с развитием самосознания
4-6 лет -возраст формирования нравственных привычек, но это не значит, что они уже закрепились, к тому же ребенку трудно обуздать свою импульсивность, что и приводит к таким, не всегда приятным поступкам.
Взрослых часто удивляет и злит нелогичность поступков детей, в том числе это касается и воровства- зачем брать, если все равно тебя поймают?. Дети дошкольники обладают некоторыми психологическими особенностями, которые и толкают детей на нелогичные поступки:
Импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения.
Неразвитость прогностической функции, т.е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий.
Узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий.
Осознание своего существования «здесь и сейчас», непонимание временных перспектив.
Ошибка ребенка- это всегда ошибка родителя. Нравственные нормы постигаются постепенно, в процессе развития. Совсем еще маленький ребенок различает, что такое хорошо и что такое плохо только по реакции родителей.

5.Ошибки родителей.

Воровство, как явление, имеет в своем основании нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные. Можно выделить ряд ошибок, совершаемых взрослыми в процессе воспитания:
Отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребенка могут наказать, а в другой- «закрыть глаза» на такой же проступок, и за угрозой наказание не следует.
Несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку- такая ситуация характерна для семей, в которых есть бабушки и дедушки или в семьях, где мама и папа не могут договориться между собой, когда одно и тоже действие ребенка оценивается по - разному.
«двойная мораль» , когда слова родителей расходятся с делом (не лги, а сами лгут, не воруй, а сами воруют, думая, что ребенок не понимает)
вседозволенность, которая может быть следствием безнадзорности, воспитание в стиле «кумир семьи», подмены общения материальным обеспечением.
Тотальный контроль за поведением и действиями ребенка.
Несмотря на кажущуюся полярность родительских ошибок, все они лишают ребенка возможности формироваться как полноценной личности, следующей в своих действиях нормам морали.

6. Что делать?

Родителям необходимо взять себя в руки, постараться справиться с охватившим их гневом, чтобы не обрушивать на голову ребенка свои отрицательные эмоции.
Прежде всего четко высказать отрицательную оценку действиям ребенка (действиям, ане личности ребенка) с конкретным запретом на воровство.
Рассказать ребенку о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. Поставить ребенка на место пострадавшего- а что бы ты чувствовал?
Следует помнить, что тенденция к воровству не излечивается только с помощью наказания и родителям, даже в случае единичного проступка, предстоит довольно обширная работа:
Душевный разговор- родителям вместе с детьми очень полезно разбирать различные ситуации, связанные с нарушением моральных норм.
Сказкотерапия- вместе с ребенком анализировать ситуации в сказках, баснях, что способствует формированию нравственного иммунитета
Библиотерапия- обсуждение с детьми различных художественных текстов, анализ различных ситуаций

Правила общения с маленьким воришкой

Ни в коем случае не навешивать уголовных ярлыков на ребенка, называя его вором, предрекая ему «плохую дорожку в жизни»
Избегать сравнений с другими детьми или самим ребенком в раннем детстве- вот Ваня не ворует и его маме не стыдно, в нашей семье отродясь такого не водилось..
Не заставлять ребенка, ради справедливости, отдавать свою самую лучшую игрушку, но и не препятствовать, если ребенок самостоятельно примет такое решение, как бы жалко не было игрушку.
«Не перегибать палку» в разговоре с ребенком, иначе он будет утаивать от вас свои проступки.
Не возвращаться к тому, что было, даже если ребенок вызовет ваше недовольство еще раз- не попрекать и не напоминать о конкретном проступке, разъяснительную работу вести опосредованно (см душевный разговор, сказкотерапия, библиотерапия)
Никогда не обвинять ребенка в краже, даже, если кроме него этого сделать было некому. В случае, если застали ребенка «на месте преступления с уликами», сдерживайтесь и выбирайте выражения.