Что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад? Ребенок не хочет ходить в садик? Приучаем к садику без слез Как лучше приучить ребенка к саду.

Новая пора детской жизни – детский сад. Ребенок здесь впервые встречается с большим коллективом. Все детки по-разному переносят период адаптации к новому месту, к новым людям. Частая реакция – плач. Бывает, что кроха ведет себя спокойно в детском садике, но вечером дома дает волю слезам, а иногда малыш первоначально выявляет готовность к походу в учреждение, а у самых дверей начинает капризничать. Более взрослый возраст карапуза (3 года и старше) – более легкая адаптация.

Детки могут сначала согласиться идти в садик, а в последний момент отказаться и даже заплакать

Почему малыш отказывается посещать садик?

Плач малыша, когда он идет в ДОУ, имеет под собой ряд серьезных причин. Перечислим их:

  • Малыш боится смены окружающей обстановки и режима. Когда малышу еще нет трех лет, ему крайне необходимо внимательное отношение мамы. Кроха из привычной для него домашней среды, где любимая мама всегда рядом, попадает в чужой мир, где все абсолютно люди для него незнакомы, пусть даже они относятся к нему положительно. Малютке приходится принимать правила распорядка дня, которые могут отличаться от тех, что у него были дома. Также важно учитывать необходимость дисциплины, которая была не так категорична у мамы. Нарушение личного пространства и режима дня провоцирует появление истерик.
  • Негативный опыт первого посещения детского садика. Часто именно этот отрицательный опыт дает категорический отказ ребенка от дальнейшего посещения ДОУ.
  • Ребенок психически не готов к детскому саду. Решить эту причину бывает сложнее всего. Истоки ее могут крыться в особенностях развития каждого малыша. Порой первоисточник этой проблемы – нехватка эмоционального общения с мамой.
  • Малыш не обладает навыками самообслуживания. Это может стать причиной сложностей пребывания малыша в дошкольном учреждении.
  • Переизбыток впечатлений. Эмоций, переполняющих кроху в садике, бывает столь много, что малыш может просто устать и переутомиться. В связи с этим появляются неожиданные капризы, слезы, нервы.
  • Негативное отношение к ребенку персонала. Это не всегда имеет место, но исключать такое условие не стоит.


Дети до трех лет еще очень сильно привязаны к маме и не могут надолго расстаться с ней

Приучение к саду

Ответим на вопрос, как приучить ребенка к садику. Благодаря простым приемам можно достичь снижения уровня напряжения и волнения, создать благотворную среду внутри детской личности для принятия новых условий жизни. Приучить малыша к садику можно только постепенно. Готовьтесь сами морально и готовьте малыша к тому дню, когда вы впервые поведете его в дошкольное учреждение. Создайте дома режим дня аналогичный тому, что будет у малютки в садике (прогулка, кормление, сон).

Приучать карапуза нужно также через объяснение, чем занимаются дети в детском саду и какую роль играют воспитатели. Часто детки не понимают, почему мамы отдают их чужим тетям. Следует объяснить, как сообщать воспитателю о своих потребностях и как правильно его называть, тогда приспособление к новой жизни пойдет проще.

Проведите несколько прогулок по территории ДОУ. Показывайте крохе, как красиво и интересно кругом. Сделайте акцент на том, что совсем скоро сын или дочь получат возможность гулять здесь вместе с другими детками под присмотром воспитателя.

Для первых дней адаптации ограничьте время пребывания в учреждении двумя часами. Временной интервал увеличивайте постепенно. Спустя 2-3 недели (это промежуток может быть короче или длиннее в зависимости от самого ребенка) при желании карапуза можно оставить его в саду на весь день.



Чтобы ребенок не страдал от разлуки и быстрее адаптировался, в первое время лучше оставлять его в садике всего на пару часов

Создание благоприятного впечатления

Когда вы забираете кроху из детского сада, обязательно поинтересуйтесь, как ему понравилось в саду и чем они занимались в течение дня. Непременно сделайте акцент на положительных моментах, ведь порой именно от позитивных реплик со стороны родителей зависит построение положительного отношения к учреждению у самого ребенка.

Укладываться на ночь начинайте пораньше, чтобы иметь возможность поговорить с дочкой или сыном перед сном, побеседовать о садике. Накануне вечером перед походом в ДОУ можно обсудить, какую игрушку малыш возьмет завтра с собой и выбрать совместно одежду для будущего дня.

Режим дня, принятый в учреждении, следует сохранять и в выходные дни. Повторяйте все, что дети обычно делают в садике и то, что малыш уже научился делать там.

Условьтесь, каким будет ваше прощание и встреча. Прорепетируйте несколько раз эти сцены. Такие действия крайне необходимы вашему малышу, особенно если он боится расставания с вами. Соблюдайте эти ритуалы и в дальнейшем.

Посещение садика – начало жизни, лишенной физического контакта с родителями, хотя и временно. Дети все равно нуждаются в мамином тепле и любви, поэтому чаще берите их на ручки, почаще обнимайте и старайтесь проявлять максимум заботы. Не забывайте, что дома ребенок должен восполнить недостаток вашего внимания.



Чтобы биологические часы ребенка не сбились, желательно соблюдать установленный в садике распорядок дня даже в выходные

Ошибки родителей

Трудности нередко встречают родителей на пути освоения нового места пребывания их ребенком. Приведем примеры распространенных ошибок и рассмотрим способы их предотвращения.

Одна из самых частых ошибок - родители оказываются не готовыми к отрицательной реакции на детский сад. Они не знают, как реагировать на слезы и капризы, когда ребенок не хочет идти в детский сад, ведь дома малыш вполне адекватно воспринимал предложение идти туда. Нужно учитывать, что кроха сталкивается с таким опытом впервые, то есть он не может заранее предугадать всю картину. Адаптация со слезами – явление распространенное и абсолютно нормальное. Слезы пройдут так же внезапно, как и появились, стоит лишь родителям проявить терпение.

Часто родители ошибочно начинают ругать или даже наказывать детей за слезы. Так ситуацию не решить. Взрослые должны проявить терпение и такт. Важно помочь крохе приспособиться к новому месту пребывания. На помощь в этом непростом деле обязаны прийти воспитатели.

Отложить все дела

Мама должна на адаптационный период абстрагироваться от любых других важных дел, в том числе и от выхода на работу, чтобы полностью заняться малышом. Время привыкания может составить 2-3 месяца. Также родители сами не должны нервничать и выражать свою обеспокоенность внешне. Сейчас не время для самобичевания по поводу того, хороший вы или плохой родитель, самое главное для вас – быть спокойным и уравновешенным. Малыши очень легко перенимают настрой взрослых, а ведь им предстоит преодолеть важный рубеж и научиться жить в большом коллективе. Не говорите папе или другому члену семьи о том, что сын или дочь плакали, если малютка в этот момент находится рядом. Не стоит акцентировать внимание на вашей тревоге, ведь дети, хоть их порой и считают еще слишком маленькими, все очень хорошо понимают, а еще лучше – чувствуют. Все это будет усиливать детское беспокойство.



Даже если тревога ребенка кажется надуманной, нужно спокойно и с любовью помочь ему пережить непростой период

Распространена ошибка, когда мамы начинают проявлять к ребенку в это время меньше внимания. Груз ответственности спал с их плеч, они облегченно вздыхают - и совершенно напрасно, потому что именно сейчас нужно максимально много времени проводить с крохой, чтобы показать, что вы любите его так же как раньше и даже больше. Услышав, как малыш с радостью делится с вами переживаниями прошедшего дня и рассказывает об играх и занятиях, можете быть спокойны – ваш карапуз одолел науку адаптации к детскому саду.

Продолжительность периода приспосабливания у каждого ребенка будет индивидуальной. Адаптация – это проверка и для взрослых - на то, как они сами настроены на помощь своему чаду и готовы к поддержке в тяжелых ситуациях.

Решение уже имеющихся проблем

Представим ситуацию, что ребенок не хочет идти в садик при условии, что он уже продолжительное время его посещает и все чаще выражает беспокойство в тот момент, когда мама говорит, что пора собираться в группу. Скорее всего причина здесь в том, что у малыша 4-5 лет проблемы во взаимоотношениях со сверстниками или с воспитателями. Возможно, карапуз плохо воспринял приход нового воспитателя или имеется неразрешенный конфликт между одногруппниками.

Причиной может быть простое недосыпание. Стоит родителям ввести новый подходящий распорядок дня, как проблема решится сама собой. Малыш будет полностью восстанавливаться за ночь и вставать самостоятельно с удовольствием.



Полноценный сон - залог хорошего настроения и самочувствия ребенка, что позволит ему быстрее адаптироваться к садику

Как исправить ситуацию?

Выяснение причин

Как поступать родителям, если кроха выражает свое недовольство и протест по поводу хождения в детское учреждение? Разберем самые оптимальные способы решения с точки зрения доктора Комаровского:

  1. Разговор с ребенком. Каждый раз, забирая сына или дочь из сада, интересуйтесь, как они провели день. Возможно, из разговора вы узнаете, что воспитатель грубо обращался с малюткой или кто-то из деток его обидел. Причина того, почему кроха плачет и не хочет ходить в ДОУ, в 80% случаев раскрывается именно в этом формате.
  2. Разговор с воспитателем. Необходимо соблюдать правила общения: быть вежливым, спокойным, не высказывать претензий и не повышать голоса. Такой подход гарантирует вам получение правдивого отзыва от человека, под контролем которого ваш малыш находится целый день. Выслушав его мнение, вы сможете сделать выводы, как педагог влияет на вашего ребенка.
  3. Разговор с родителями. Частые и групповые истерики у большинства детей по утрам требуют сбора родительского собрания, чтобы выявить причины такого поведения.
  4. Предложите малышу нарисовать свой детский сад. Увидев радость и живые эмоции на рисунке, будьте уверены, что проблема где-то еще - скорее всего в семье. Преобладание темных тонов, слезы, ругань на картинке – повод обратиться к психологу или показать этот рисунок воспитателю группы.
  5. Обратиться к воспитателю с просьбой показать результаты трудов своего чада в стенах ДОУ. Увидев, что по сравнению с другими детками ваш кроха отстает в рисовании, лепке или аппликации, следует позаниматься с ним дополнительно дома. Тогда ребенок перестанет чувствовать свою ущербность по сравнению со сверстниками.


Даже ссора с другим ребенком может быть причиной нежелания посещать ДОУ

Устранение причин

  1. Видя проблему в сложности общения вашего ребенка с другими детками, чаще бывайте на площадках, помогайте ему налаживать контакт с малышами. Нужно помочь ему преодолеть свою замкнутость и научить общаться и жить в социуме.
  2. Не идите на поводу у его капризов и прекратите чрезмерно его баловать.
  3. Режимы дома и в садике должны быть максимально похожими, особенно это касается времени обеда и тихого часа.
  4. Прививайте ребенку навыки общения со взрослыми, чтобы уже с юного возраста он понимал необходимость послушания взрослым и осознавал важность субординации.
  5. Выяснив, что причиной слез и истерик у ребенка является некомпетентный педагог, и это подтверждает большинство родителей в группе, следует обратиться к руководству ДОУ для назначения нового воспитателя (подробнее в статье: ).
  6. Присутствующий конфликт между вашим ребенком и воспитателем необходимо разрешить с последним. Отсутствие положительного решения приведет к тому, что сад придется поменять.
  7. При возможности проведите хотя бы один день в группе. Разумеется, всю картину вы вряд ли увидите, потому что воспитатель при вас может вести себя по-иному, но все же вам будет проще понять, чем именно вызвана тревога вашего чада.

Устранение нарушений

  1. Мешающие нормальному общению и проведению занятий дефекты речи следует устранить. Для этого нужно обратиться к логопеду.
  2. Имеющиеся серьезные патологии (ДЦП, олигофрения, аутизм, нарушения слуха, зрения и т.д.) требуют перевода ребенка в специализированный детский сад. Не настаивайте на пребывании вашего ребенка в обычном саду. Специализированное учреждение больше подходит для работы с детьми такого плана.
  3. Причиной отказа от посещения детского сада может быть сильная чувствительность и эмоциональность ребенка. Крохе тяжело в саду, ему там некомфортно, он хочет более спокойного места и более дружеской обстановки. Попробуйте обратиться за советом к психологу. Опытный специалист подскажет, как вести себя в такой ситуации. Старайтесь давать малышу поменьше поводов для стрессов, а вечерами включайте почаще классическую музыку.

  1. Не стремитесь поменять сад, если ребенок не против его посещать и хочет ходить в данное учреждение.
  2. Не кричите и не ругайтесь на ребенка, если он отказывается идти в садик. Ведите себя спокойно и сдержанно, без раздражения и гнева - так вы поможете ребенку перенять ваше положительное настроение.
  3. Ссоры и конфликты между взрослыми должны быть вне поля зрения ребенка. Развод родителей не должен коснуться малыша никоим образом.

Для выяснения причин, почему ребенок отказывается посещать сад, требуется комплексный анализ. Здесь важно все: и как он воспринимает сад в целом, и отношение к нему сверстников, и мнение воспитателя. Учитывайте, что не всегда причина кроется во внешних раздражителях, порой виной всему негативная домашняя обстановка. Родителям сложно быть объективными в решении данного вопроса. Самый лучший способ разобраться – обратиться к психологу. Такой вариант предполагает выявление корня проблемы и принятия решения по ее устранению.

Ольга Костина

Первые недели и месяцы в детском саду становятся даже для социально активного, любознательного и не склонного к чрезмерным проявлениям эмоций малыша сильным стрессом. Поэтому, к сожалению, единственный честный ответ на вопрос - как приучить ребенка к садику без тревог и переживаний? - довольно краток и безальтернативен: никак.

И детские переживания, и родительские тревоги семье обеспечены - по крайней мере, до окончания периода адаптации.

Задача сводится к тому, чтобы по возможности сократить этот период и сделать влияние на детскую психику максимально мягким. Для этого следует заранее подготовить малыша к грядущей смене обстановки и необходимости контактировать с людьми, не являющимися членами семьи.

Чем раньше вы начнете расширять круг общения сына или дочери, включая в него друзей, соседей, других людей, тем менее сложным будет период привыкания к детсаду.

Как подготовить ребенка к детскому садику?

Для начала нужно рассказать о детсаде, характеризуя время, которое проходит в его стенах, как увлекательный досуг.

Малышу следует знать, что походы туда - это разновидность ежедневной необходимости в уходе на работу (аналогии с образом жизни взрослых, в частности, родителей, обычно хорошо воспринимаются дошкольниками), что другие дети тоже каждый день отправляются в садик, чтобы потом, со временем, пойти в школу.

Объясните семейные обстоятельства в доступной форме («папа и мама не могут все время сидеть дома, потому что им нужно работать, а так у тебя будут новые игры, друзья, интересные занятия» ), в общих чертах расскажите, чем занимаются его ровесники в группе. Чтобы ребенок не боялся детского сада, его следует заинтересовать новым опытом, поэтому все рассказы должны носить позитивный характер.

Если идея похода в детсад с самого начала не нравится малышу даже в теории, объясните, что большинству деток тоже сначала не хочется туда идти, но потом они находят себе массу интересных занятий и предпочитают проводить время с новыми друзьями и игрушками. Стиль и сложность пояснений определяются возрастом и восприятием ребенка.

Общаясь в его присутствии с родственниками или друзьями, с гордостью подчеркивайте, что он уже большой, скоро пойдет в детсад.

Если сами боитесь отдавать ребенка в садик, не ведите при нем разговоры о сложностях привыкания, не демонстрируйте свою тревогу.

Когда можно отдавать ребенка в садик?

Точных возрастных рамок здесь нет: кто-то уже в полтора года готов к этому важному шагу, в то время как некоторые трехлетки не могут освоить навыки самообслуживания. Поэтому старайтесь с самого раннего возраста прививать ребёнку полезные привычки: самостоятельно ходить в туалет, есть, засыпать без особых ритуалов типа укачивания или колыбельных, делиться игрушками, снимать и надевать одежду.

Ребенок не хочет идти в детский садик: тактика решения проблемы


Если после самых жизнерадостных анонсов ваша кровинушка категорически отказывается идти в сад, а необходимость в этом уже назрела, пора переходить к практике.

Как приучить ребенка к садику без драмы и слез? Посетите занятие группы, в которую собираетесь его определить: лучше, если это будет группа, в которую ходят друзья или знакомые «по песочнице» . В первые дни адаптации не оставляйте ребенка надолго, достаточно пары часов, затем время «автономного плавания» можно постепенно увеличивать.

Обязательно спросите воспитателя, как ваш малыш ведет себя, когда остается без родительского присмотра: хочет ли играть с другими детками, плачет ли, склонен ли замыкаться в себе. Если ответы вас не порадовали, не спешите паниковать: многие ребятишки первые несколько дней просто присматриваются к незнакомой обстановке, не торопясь идти на контакт с ровесниками и воспитателями, но потом легко находят себе интересные занятия и почти безболезненно социализируются. Но что делать, если такая ситуация длится не одну неделю, да еще и усугубляется детскими истериками, слезами, нежеланием даже говорить о детсаде?

Опять же, не паниковать - этим делу не поможешь. Важно понимать, что кардинальная смена обстановки - однозначно стресс для детской психики, отсюда и попытки справиться с проблемой, избавляясь от ее источника, в частности, ярко выраженное нежелание ходить в сад. Наберитесь терпения, ведь адаптация может затянуться на несколько месяцев. За это время родителям и воспитателям придется увидеть немало слез, но это не означает, что непростой период продлится вечно.

Чтобы пережить все сложности с минимальными потерями, приложите все усилия:

  • в выходные дни организуйте режим, схожий с режимом в детсаду;
  • дома расспрашивайте о новых занятиях и впечатлениях;
  • обсуждайте страхи и конфликты, а затем на основании полученной информации сочиняйте поучительную сказку с обязательной иллюстрацией путей выхода из сложной ситуации;
  • если малыш плачет, оставаясь в детсаду, скажите, что непременно вернетесь вечером, но не позволяйте диктовать условия и шантажировать вас слезами;
  • иногда расставание проходит спокойнее, если малыша отводит в сад член семьи, к которому он меньше привязан, чем к родителям (например, бабушка или дедушка);
  • назначьте садик «важным местом» , подчеркивайте значимость такого времяпровождения;
  • поощряйте дружбу с одногруппниками.

Что делать, если ребенок постоянно плачет в садике?


Как показывает практика, самые серьезные проблемы с адаптацией возникают у тех, кто избалован вниманием родителей. Для такого ребенка даже несколько часов, проведенных в малознакомой обстановке без мамы и папы, могут показаться вечностью: бедняга не ест, не спит, не интересуется играми, постоянно плачет и с нетерпением ожидает окончания дня, чтобы наконец-то уйти домой. На попытки разбавить ситуацию игрой или общением может реагировать бурной истерикой, причем это относится не только к периоду пресловутого «кризиса трех лет» .

Что делать родителям, если ребенок не ест в садике?

О завершении адаптации можно говорить, если новичок спокойно остается на полный день и при этом не испытывает проблем с питанием, туалетом, сном и коммуникацией. Некоторые родители жалуются на плохой аппетит деток, не желающих есть в детсадовской столовой. На самом деле малыша можно понять: он испытывает стресс, да к тому же ему приходится есть незнакомую пищу (зачастую кардинально отличающуюся от домашнего рациона).

Приветствую вас, дорогие друзья. Как я писала ранее, мы проходим и совсем скоро моя малышка пойдет в детский сад, начнется новая жизнь у крохи. Ну а чтобы переход на новую ступеньку жизни прошел как можно легче, необходимо ребенка подготовить. Об этом и пойдет речь в сегодняшней статье. Я расскажу, как приучить ребенка 2 лет к садику без слез .

Как вы знаете, моему сыну 5 лет и он уже в течение нескольких лет ходит в садик (пошел он в садик в 2 года и 9 месяцев, как и Настюшка), так что тема адаптации к садику мне уже близка))
Конечно, все родители переживают, как ребенок адаптируется в новом коллективе, как найдет общий язык с ровесниками? Как мамы и папы могут помочь ему в этом, облегчить период привыкания ребенка к новым условиям, которые диктует детский сад? Как приучить ребенка ходить в садик с наименьшим стрессом для малыша?

Как приучить ребенка к садику без слез

Детский сад – это в первую очередь новая обстановка. Для ребенка адаптация в детском саду – стресс. Ведь его отрывают от матери, рядом с которой он до того находился круглосуточно, не разлучаясь ни на минуту. Причем острее на этот разрыв реагируют мальчики. Ведь именно они сильнее привязаны к матери нуждаются в ней постоянно.

Готовимся заранее. Чтобы адаптация прошла легче, рекомендуется начать подготовку заранее. Первое, что нужно сделать родителям – пойти в выбранный детский садик, познакомиться с администрацией и воспитателем. Посмотреть и оценить условия, в которых будет «жить» их чадо. Рассказать о своем ребенке, о его психологических особенностях.

Отзывы. Я искала также отзывы на нашем городском форуме в разделе, отведенном под наш детский сад. В этой группе другие мамы с радостью отвечали на наши вопросы (тех мам, которые только планировали поступление в садик). Там я очень многое узнала об условиях садика, особенностях той или иной воспитательницы, режиме дня, что кушают детки на завтрак/обед/полдник/ужин и в какое время.

Воспитатель. Я очень внимательно относилась к выбору воспитателей для своих детей. Сына сперва записали в другую группу, я ходила к заведующей и попросила перевести к другой, которая по моему мнению лучшая! Заведующая, к счастью, пошла на встречу, и теперь сын ходит к той воспитательнице, к которой я и хотела, чтобы он попал. Так сын всегда довольный, ухоженный, они постоянно занимаются, учат стишки, делают различные поделки. Да и просто общение с ней – одно сплошное удовольствие. Когда воспитательница в отпуске (буквально недавно, в июне месяце, ее не было месяц, так сын ее ждал, все время спрашивал, когда же Валентина Григорьевна выйдет.

С дочкой я тоже решила подойти к выбору воспитательницы серьезно, все ж этот человек будет находиться с моим ребенком большую часть дня на протяжении нескольких лет. Выбор был между двумя воспитателями, я выбрала ту, с которой общалась (она некоторое время «вела» группу сына и мне она очень понравилась). У нас был выбор пойти 1 июня к другой воспитательнице, или 1 сентября к той, которая нам понравилась. Мы ждем 1 сентября))

  1. Ребенка нужно приучить к общению с другими людьми: и детьми, и взрослыми. Поэтому чаще гуляйте с ним, причем в многолюдных местах: парках, площадках и т.п. Моя дочка раньше стеснялась других малышей, пряталась за меня и не хотела общаться. Мы стали почаще гулять на детский площадках и малышка уже тянется к другим деткам, вместе пытаются играть. Часто мы после того, как забираем сына из детского сада остаемся гулять на его территории, чтобы Настёнка привыкала;
  2. Для более легкой и быстрой адаптации постепенно приближайте режим дня ребенка дома к детсадовскому. Это нужно сделать заранее, за один-два месяца до поступления. Я писала раньше про наш , он примерно похож на режим детского садика, в который мы поступаем. Если вы не знаете режим дня вашего детского сада – сходите и поинтересуйтесь, думаю, воспитатели с удовольствием вам расскажут;
  3. Внушите ребенку, что детский сад – это хорошо. У него не должно быть боязни этого учреждения. Я дочке постоянно рассказываю, как в садике хорошо, там много деток, игрушек, добрые воспитатели. В садике играют, занимаются, спят, а вечером детки идут домой;
  4. Не приводите своего ребенка на ознакомительную экскурсию детсад рано утром, когда туда приводят других детей. Ведь не исключено, что он увидит их слезы. У него может сложиться мнение, что детский сад – это плохо. Он задаст вам вполне резонный вопрос: «Раз другие тут плачут – зачем мне туда идти?»;
  5. Когда ребенок уже начнет ходить в детский сад, в первое время не оставляйте его в группе больше, чем на 2-3 часа. Постепенно увеличивайте время его пребывания там. Сын у меня ходил до обеда, наверное, месяц, не меньше. Хотя многие детки через пару недель уже оставались на сон. Я не хотела ускорять процесс приучения, мы постепенно входили в новую жизнь. Как будет с дочкой – не знаю. Но будем ходить неполный день до тех пор, пока не пойму, что малышка готова остаться на сон. Все-таки я хочу приучить ребенка к детскому садику без слез и стресса;
  6. На первых порах ребенку в саду что-то должно напоминать о доме. Должно быть что-то свое. Это может быть игрушка. Убедите ребенка взять ее с собой в сад, и оставить там. Вот увидите – на следующий день он уже пойдет в сад с большим воодушевлением. Ведь он знает, что там его дожидается «друг»;
  7. Тяжелее всего адаптируются в детском саду те дети, с которыми постоянно сидела мама. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы рядом с вашим чадом были какие-то другие родственники, кроме вас – ваша сестра, брат, и т.п. Раньше с дочкой практически всегда находилась я или муж, сейчас же она может остаться на некоторое время с моей сестрой, моим папой или свекровью;
  8. Провожая ребенка в детский сад, уверьте его, что непременно вернетесь за ним. В детском садике психолог посоветовала нам (родителям) оставить в ящичке ребенка ключик и сказать, что мы идем на работу, а после работы зайдете за малышом, возьмете ключик и пойдете вместе домой. Без малыша и ключика вы домой все-равно не сможете попасть, так что заберете кроху в любом случае;
  9. Берегите хрупкую нервную систему ребенка, снизьте на нее нагрузку. Постарайтесь на время сократить походы в театр, цирк;
  10. Заранее научите ребенка навыкам самообслуживания. Ребенок к моменту поступления в детский сад должен уметь самостоятельно кушать, одеваться, обуваться, ходить на горшок, мыть ручки и самостоятельно засыпать – на ручках в детском саду качать не будут;
  11. Во время адаптации старайтесь проводить больше времени с ребенком. Не лишними будут совместные прогулки. Разговаривайте с малышом, спрашивайте, как прошел его день, хвалите за достижения. Даже за то, что он пошел в детский сад!
  12. Старайтесь выработать у ребенка положительное отношение к детскому саду. При нем не ругайте, не критикуйте воспитателя, нянечку или группу;
  13. Если ребенок вдруг отказывается идти в детский сад, позвольте ему эту маленькую шалость. Однако ненадолго. Перерыв должен составлять всего один-два дня. В эти дни говорите ему о том, сколько всего интересного ожидает его там;
  14. На первых порах, когда я отводила сына в садик, я обещала ему, что поеду в магазин и куплю для него сюрприз. Когда вернусь из магазина – сразу заберу его из садика. Я всегда сдерживала обещания и к моменту, когда надо забирать ребенка из садика, в моей сумке был какой-нибудь «сюрприз» — небольшая игрушка, киндер-сюрприз, какая-нибудь полезная вкусняшка (к примеру, мармелад) или что-нибудь еще. Но с этим методом необходимо соблюдать осторожность, чтобы не переросло в постоянную практику. Иначе малыш будет постоянно требовать подарки))

По мере взросления ребёнка в каждой семье возникает вопрос: а стоит ли водить малыша в 2–3 года в детский сад? Сейчас многие мамы работают на дому или находятся в декретном отпуске, поэтому присмотреть за крохой и заниматься его воспитанием могут самостоятельно, вместо того чтобы пытаться приучить его посещать не очень любимый садик. Довольно большое количество родителей предпочитает нанять для малыша няню, которая не только следить за ребёнком, но и проводит развивающие занятия, гуляет и кормит. Позиция многих родителей проста: зачем водить в группу, где большое количество человек и ребёнку не уделят достаточно внимания. Является ли правильной такая позиция и что по этому поводу думают детские психологи?

Почему ребёнку нужно ходить в детский сад

Специалисты уверены, что для полноценного развития, формирования характера и вливания в социальную среду детям лучше расти в коллективе, чем постоянно находиться дома с мамой, бабушкой или няней.

Психологи настаивают, что оптимальным вариантом адаптации малыша в обществе является детский сад.

Посещение детского сада имеет свои положительные стороны:

  • ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми. И речь идёт не только о детях, но и о взрослых, ведь малыш знакомится с несколькими воспитателями, музыкальным руководителем, психологом и другими сотрудниками сада;
  • психологи и педагоги обращают внимание, что в группе дети начинают быстрее развиваться. Секрет этого прост: ребёнок, который дома не хотел выполнять задания, наблюдает за сверстниками, и хочет быть первым, лучшим, так же стремиться научиться определённым навыкам. В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества;
  • приучение к дисциплине: очень важный момент для взрослеющего малыша. Сегодня многие родители поощряют вольное воспитание, когда ребёнку можно все. Но таким детям становится очень трудно в школе, где уже нет игр, но нужно выполнять задания учителя. Именно в саду дети привыкают к дисциплине в игровой форме, а к старшему дошкольному возрасту уже осознают, что можно делать, а что нет;
  • организация режима дня: медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку положительно влияет на его развитие. Если кроха до двух - трёх лет не знал, что такое режим, в саду за несколько месяцев организм привыкнет к новым правилам. А после выпуска из дошкольного учреждения у ребёнка не будет проблем в школе, ведь там тоже все по времени и расписанию;
  • проявляет самостоятельность и характер: когда мамы нет рядом постоянно, малыш начинает сам анализировать многие ситуации и принимать решения, за которые только он несёт ответственность.

Надо ли отдавать ребёнка в садик - видео

В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду

Какой бы ни был хороший сад, для ребёнка, который только начинает его посещать, это большой стресс. Психологи объясняют: малыш привык постоянно находиться с мамой или другими родственниками, и вдруг его оставляют на незнакомой территории с совершенно чужими людьми. Конечно, кроха не воспринимает это событие в контексте, что его бросили, это не так. Но некоторым детям могут не нравиться новые правила, режим или дисциплина. Однако не все дети относятся к дошкольному учреждению враждебно. Специалисты выяснили, ребёнок, который с рождения знает, что такое режим, умеет самостоятельно убирать за собой игрушки, привык заниматься и выполнять различные упражнения, будет видеть в группе возможность проявить себя, завести побольше друзей и проявить свои умения.

В большинстве случаев дети первое время плачут и капризничают, не хотят идти в сад. Это называется периодом адаптации. Психологи успокаивают родителей, что первые два - три месяца такое поведение считается нормальным. Даже если ребёнку нравится воспитатели, новые друзья и обстановка в целом, он может плакать и скучать по родителям. Но позже малыш начнёт воспринимать сад и с радостью будет бежать в группу.

Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года - таблица

2 года 3 года
Часто дети в этом возрасте ещё находятся на грудном вскармливании или сосут соску. Невозможность получить грудь в любой момент является большим стрессом для малыша, который привык к этому. Тоже самое касается и пустышки: в большинстве случаев воспитатели против того, чтобы кроха брал соску с собой в группу. Не привыкли к режиму: дети, которые приучены делать все в любой момент и не контролировались распорядком дня, часто не хотят ходить в сад. Трёхлетнего малыша намного сложнее приучить к определённому распорядку дня, чем двухлетнего.
Неумение делать многие вещи самостоятельно: двухлетние дети ещё не могут полностью одеваться сами, держать ложку и набирать пищу, некоторые даже не могут пить из чашки, а только из бутылочки или поильника. Воспитатели, конечно, помогут ребёнку, но уделять время ему одному у них не будет физической возможности. Не хотят есть еду, которую предлагают в саду. Эта проблема знакома многим родителям: чем старше ребёнок, тем сложнее приучить его к незнакомым блюдам. К трём годам малыш уже определился с любимыми блюдами, поэтому не хочет пробовать что-то новое.
Страх: дети, особенно маленькие, часто боятся, что мама просто не вернётся за ними. Для этого следует чаще говорить с ребёнком, объяснять, что вечером родители обязательно заберут его из группы домой и никак иначе.
Не нравятся воспитатели: возможно, кроха просто ещё не привык к новым взрослым людям, которых он должен слушаться, как родителей. Стоит поговорить с ребёнком по этому поводу, ведь бывают ситуации, когда воспитатели обижают детей. Но двухлетний малыш ещё не может полностью выразить свои мысли. Поэтому перед тем, как отдавать ребёнка в группу, родителям рекомендуется познакомиться с воспитателями, побыть некоторое время в группе и понаблюдать за методами воспитания детей. Если принципы педагога отличаются от взглядов родителей, стоит найти другую группу или сад, где маму и папу всё будет устраивать. Не нравится выполнять задания: убирать игрушки, заниматься различными упражнениями. К этому также нужно привыкнуть, родители понимают, что ребёнка нужно приучать к порядку, развивать его не только психологически, но и физически. Как только малыш привыкнет к новым друзьям, ему захочется выполнять все действия вместе с ними.
Незнакомая обстановка: дети привыкают к своему дому или квартире, парку или детской площадке. Но вдруг их оставляют на чужой территории ещё и на длительное время. Не стоит переживать, малыш обязательно станет воспринимать детский сад родным, но для этого нужно время. Психологи рекомендуют первое время обязательно давать малышу в группу любимую игрушку или несколько: с одной он будет спать, а другую носить с собой на площадку. Так кроха будет чувствовать себя не одиноким в новом месте.

Бывают ситуации, когда воспитатели в группе просто замечательные, а ребёнку они все равно не нравятся. В этом случае родителям стоит поговорить с педагогами и выработать определённый план. Например, малыш просто обожает собирать конструктор, пусть воспитатели примут активное участие в этом процессе: помогут крохе. Дети тянутся к людям, которые интересуются тем же, что и они.

Доктор Комаровский обращает внимание, что адаптация к саду у двухлетнего ребёнка идёт намного быстрее, чем у трёхлетнего. Детские психологи и воспитатели на основании многочисленных наблюдений сделали вывод: чем младше дети, тем быстрее и легче они привыкают к детскому саду.

Каким должен быть хороший детский сад - видео от доктора Комаровского

Действия родителей: как помочь ребёнку адаптироваться в саду

Правильно подготовить ребёнка к началу посещения детского сада - это задача родителей. Если однажды утром привести малыша в группу и оставить его там, такая ситуация обязательно вызовет истерику и страх у крохи. Поэтому существуют рекомендации, которые озвучивают не только воспитатели, но и детские психологи:

  • в первую очередь необходимо рассказать малышу, что такое детский сад, зачем туда приводят детей. Ребёнок, хоть он ещё и маленький, уже все понимает. Главное - заинтересовать кроху, объяснить, что там интересно, там много новых друзей и игрушек и т.д.;
  • не стоит сразу оставлять малыша на целый день. Рекомендуется сначала водить ребёнка на два часа, чтобы малыш поиграл, но не успел соскучиться за мамой. Первую неделю можно приводить кроху вечером на время прогулки. Со второй недели лучше приводить малыша к завтраку и оставлять не дольше двух часов. В это время дети играют на улице. Затем увеличить время до обеда, чтобы кроха привыкал есть со всеми детьми. И только после этого начать оставлять его на полный день. В большинстве случаев этот период занимает один месяц, через 30 дней ребёнка уже можно оставлять с утра до вечера;
  • обязательно объясните ребёнку, что родители придут за ним вечером, чтобы кроха не думал, что его могут оставить насовсем в саду. Психологи рекомендуют первые несколько дней привести ребёнка на несколько часов именно в вечернее время, чтобы он видел, как родители забирают других детей. Так кроха будет спокоен и уверен: родители обязательно придут за ним вечером после сна и полдника;
  • перед первым посещением полезно будет рассказать о воспитателе: кто это, почему именно этого человека надо во всём слушаться. Ребёнок должен прийти в группу и понимать, что на некоторое время дня именно воспитатель заменяет маму или другого взрослого;
  • малыш должен постоянно чувствовать поддержку родителей, ведь кроха воспринимает все на эмоциональном уровне. Родители, бабушки и дедушки должны отзываться о детском саде хорошо, поощрять малыша и постоянно хвалить его. Если ребёнок будет постоянно слышать положительные отзывы о саде, в его сознании группа и воспитатели будут ассоциироваться с очень хорошим местом. И именно туда ведут его родители;
  • приучать малыша к саду нужно постепенно: в первые несколько дней не стоит заставлять малыша завтракать в группе, лучше покормить его дома. Сытый ребёнок будет лучше воспринимать игры и участвовать в них. Позже кроха увидит, как другие дети едят за столом и обязательно захочет присоединиться;
  • после выходных дети часто начинают капризничать и не хотят идти в группу. Поэтому родителям рекомендуется не оставлять их на весь день в понедельник, лучше отложить это на среду или пятницу;
  • психологи рекомендуют придумать собственный ритуал прощания утром: обниматься, целоваться или хлопать в ладоши, рассказывать считалку. Этот процесс должен быть быстрым, чтобы малыш не смог оттянуть момент, когда маме нужно уходить. Ребёнок привыкает к одним и тем же действиям и через некоторое время начнёт без слёз расставаться с родителями по утрам.

Специалисты рекомендуют отдавать детей в дошкольное учреждение в летний период. В это время меньшая вероятность, что кроха заболеет. И дети большую часть времени проводят на улице, так ребёнку легче адаптироваться. Если начать посещать дошкольное учреждение в сезон простуд, малыш может заболеть через несколько дней или недель после начала походов в группу. На больничном ребёнок будет не меньше 7 - 10 дней и произойдёт срыв адаптации, ведь кроха опять привыкнет находиться дома. С момента выздоровления придётся начинать все сначала.

Нужно ли готовить ребёнка к началу посещения детского сада

Ответ на этот вопрос - однозначно да. От того, готов ли ребёнок посещать группу, во многом зависит успех адаптации. Специалисты рекомендуют начать подготовку за 4 - 6 месяцев до планируемого начала посещать детский сад.

Как подготовить к детскому саду детей разного возраста - таблица

Ясельная группа, 2 года Младшая группа, 3 года
Отучить ребёнка от грудного вскармливания и пустышки. Этот процесс - большой стресс для крохи, поэтому совмещать начало посещения сада и отлучения от груди и соски - слишком большая нагрузка на нервную систему малыша. В этом возрасте ребёнок уже должен есть самостоятельно. Если малыш все ещё не умеет этого делать, стоит привить ему эти навыки.
В этом возрасте дети пьют из поильника или бутылочки. В саду малыш будет пить только из чашки, поэтому родителям стоит обучить ребёнка этому навыку. Также малыш должен уметь держать ложку и пытаться есть самостоятельно. Одеваться и раздеваться самостоятельно: снимать и надевать штаны, колготки, носки, варежки, кофту или футболку, пижаму. Обуваться и разуваться, если обувь на липучках.
Самое время перестать пользоваться подгузниками и приучать кроху к горшку. Ходить в туалет. В младших группах уже стоят унитазы для малышей, а ни горшки. Поэтому дома нужно приучать ребёнка ходить в туалет на унитаз, чтобы в саду кроха не пугался.
Показывать ребёнку, как одеваться самостоятельно: снимать и надевать штаны, снимать варежки, если обувь на липучках, малыш также может обуться и разуться. Почаще разговаривать с ребёнком о положительных моментах в детском саду: как много там игрушек, музыкальных занятий, интересных игр на улице, и большая площадка. Трёхлетний малыш уже способен понять эту информацию и она обязательно его заинтересует.
Учить общению с другими детьми: объяснять малышу, что нельзя обижать других, нужно делиться игрушками, ведь в группе они общие.
Приучать малыша к порядку: учить его убирать за собой игрушки, не разбрасывать свои вещи, а аккуратно складывать их на полку. Легче всего это сделать - показать на своём примере. Ведь маленькие дети постоянно копируют взрослых.

Подбирая ребёнку одежду в сад, родители должны помнить, что малыш должен учиться одеваться самостоятельно. Поэтому обувь лучше покупать на липучках, одежда должна быть без пуговиц, ведь малыш не сможет их застегнуть. Все вещи нужно выбирать с таким расчётом, чтобы ребёнок смог учиться одевать их сам. Когда воспитатели собирают детей на прогулку, чрезвычайно сложно одеть всю группу, если у каждого на кофтах, куртках или комбинезонах множество пуговиц, молний и застёжек.

Детский сад и режим

Актуальным остаётся вопрос о соблюдении режима дня. Дело в том, что в группе все действия распределены по часам с утра и до вечера. Поэтому если ребёнок не приучен жить по распорядку, родителям стоит пересмотреть свои методы и начать знакомить кроху с режимом. Рекомендуется пойти в детский сад и узнать, какой распорядок установлен в группе, в которую скоро будет ходить ребёнок. В большинстве детский садов распорядок дня одинаковый :

  • 7.00 - 8.00 приём детей в группу;
  • 8.00 - 8.20 зарядка;
  • 8.20 - 8.30 подготовка к завтраку;
  • 8.30 - 9.00 завтрак;
  • 9.00 - 10.15 развивающие занятия;
  • 10.15 - 10.30 подготовка к прогулке;
  • 10.30 - 12.00 прогулка на улице;
  • 12.00 - 12.20 подготовка к обеду;
  • 12.20 - 12.45 обед;
  • 12.45 - 13.00 подготовка ко сну;
  • 13.00 - 15.00 дневной сон;
  • 15.00 - 15.30 подъём, подготовка к полднику;
  • 15.30 - 16.00 полдник;
  • 16.00 - 16.30 занятия с детьми в группе;
  • 16.30 - 16.45 подготовка к прогулке;
  • 16.45 - 18.30 прогулка на улице;
  • 18.30 - 19.00 родители забирают детей домой.

Воспитатели обращают внимание родителей, что режим дня необходимо соблюдать даже на выходных, чтобы малыш быстрее привык к детскому саду. Так кроха будет знать, что и дома ему нужно придерживаться распорядка.

Питание в саду

Для многих родителей становится проблемой, когда ребёнок почти ничего не ест в саду. Поэтому взрослым стоит начать приучать малыша к меню, которое будут предлагать ему в группе. Можно узнать у воспитателей, какие блюда чаще всего готовят детям. В садах установлены критерии питания, поэтому рацион детей состоит из:

  • молочные блюда: каши, супы, запеканки из творога;
  • первые блюда: супы с крупами и мясом, борщ, щи;
  • вторые блюда: гречневая, пшённая каши, вермишель, картофель в виде пюре или тушёный, рагу, плов;
  • мясные блюда: котлеты, тушёное мясо в блюдах;
  • рыбные блюда: рыбные котлеты, запечённая рыба, рыбные запеканки со сметаной;
  • мучные блюда: хлеб, булочки, сырники, кексы, печенье, вареники;
  • напитки: чай, компот, кефир, ряженка, какао с молоком, фруктовый сок.

Степени адаптации: как различить и что делать родителям

Родителям стоит набраться терпения, ведь не каждый малыш проходит адаптацию легко и быстро без слёз и капризов. В большинстве случаев этот период занимает один месяц, через 30 дней ребёнка уже можно оставлять с утра до вечера: двухлетние малыши могут привыкнуть к саду за 10 - 14 дней, а вот детям в возрасте трёх лет часто необходимо три - четыре недели.

Бывают ситуации, когда первые две - три недели малыш с удовольствием бежит в сад, просится туда даже на выходных, а потом его настроение резко меняется. Ребёнок начинает истерить и плакать каждый день. Психологи рекомендуют ни в коем случае не ругать его, а продолжать говорить с малышом и водить в группу. Такая ситуация называется отложенной адаптацией. Её период составляет не более двух недель, причём с каждым днём ребёнок все лучше идёт в группу.

Виды адаптации ребенка - таблица

Лёгкая Средняя Тяжёлая
Длительность Длится около четырёх недель и не зависит от возраста ребёнка. От одного до трёх месяцев: чем старше ребёнок, тем дольше период адаптации. Более полугода: в основном наблюдается у детей старше трёх лет.
Поведение ребёнка Поведение малыша не сильно меняется: утром ему сложно прощаться с родителями, но в течение дня кроха отлично играет с другими детьми. Первое время ребёнок может отказываться от еды, но через несколько дней привыкает питаться в саду. Истерики утром, слезы и крики, нежелание общаться с другими детьми и воспитателями. Но такое поведение длится не дольше 7 - 10 дней. Потом ребёнок понимает, что слезы не помогут и ему придётся ходить в сад. Приходит понимание и истерики прекращаются. Малыш плачет не только при расставании с родителями утром, но и весь день в группе. У ребёнка могут быть нервные срывы, он начинает плохо спать по ночам. Врачи отмечают, что на фоне психосоматики ребёнок может страдать рвотой в саду, часто болеть, кашлять или у него поднимается температура.
Рекомендации родителям Не стоит затягивать прощание утром, лучше быстро сказать малышу «пока» и выйти из группы. После сада обязательно интересоваться, как прошёл день и что нового узнал кроха. Не идти на поводу у ребёнка. Почаще объяснять, что детский сад - это обязательно и по-другому быть не может. В таких случаях психологи и воспитатели чаще всего рекомендуют прекратить посещать детский сад и посидеть дома несколько месяцев или год. Есть и такие дети, которые так и не привыкают к группе даже после длительного отпуска.

Как правильно подготовить ребёнка к детскому саду - видео

Что делать, если ребёнок никак не может привыкнуть к детскому саду

Однако бывают ситуации, когда ребёнок уже ходит в сад два - три месяца, но никак не могут привыкнуть: каждый день утром капризы и слезы. В этом случае специалисты рекомендуют продолжать водить ребёнка, но чаще и больше разговаривать с ним, объяснять, почему важно посещать ДОУ.

  1. Родители должны быть настойчивыми, но оставаться спокойными и не срываться на ребёнке.
  2. Дети чаще всего привязаны больше к маме, поэтому можно попросить папу отводить малыша в группу. Так расставание будет легче.
  3. Всегда с интересом расспрашивайте ребёнка о его деятельности в группе, хвалите за поделки и рисунки. Можно выделить специальное место на стене и прикреплять шедевры малыша на это место. Поощряйте малыша, говорите, что дома вы так не сделаете с ним. Пусть у него появится стимул ходить в сад.
  4. На выходных придерживайтесь режима, который есть в саду. Так малыш быстрее привыкнет к тому, что по-другому быть не может, даже если он находится дома.
  5. Психологи рекомендуют дома играть с малышом в детский сад. Игрушки могут быть героями. На их примере объясняйте, почему посещение ДОУ так важно. Ребёнок будет ассоциировать себя с персонажами игры и начнёт понимать пользу и необходимость ходить в сад.
  6. Старайтесь сравнивать свою работу или работу папы с посещением сада. Так ребёнок будет чувствовать себя взрослым, что садик - это его работа.
  7. Почаще хвалите малыша, особенно в присутствии других взрослых. Говорите, что он уже такой самостоятельный и большой, поэтому ходит в группу.
  8. Купите обновки, ведь дети любят покупки. Выберите вместе красивую пижаму для сада и сменную одежду в группу. Но не разрешайте надевать её дома. Малыш обязательно захочет похвастаться обновками в саду.
  9. Помогайте малышу самостоятельно научиться мыть руки, одеваться, есть и т.д. Чем быстрее ребёнок сможет сам о себе позаботиться, тем легче ему будет в саду.
  10. Никогда не пугайте ребёнка садом в качестве наказания, это только усугубит ситуацию.

Никогда не обещайте малышу определённое вознаграждение за посещение детского сада. Первые несколько дней или недель этот метод может дать положительный результат, но только на время. Потом родителям будет ещё труднее приучить ребёнка и объяснить, что в сад ходить обязательно.

Родителям сложно определить, притворяется ли ребёнок или ему действительно так плохо в детском саду и у него тяжёлая адаптация. Разобраться в ситуации может педиатр, невролог и детский психолог. Если рекомендации врачей заключаются в прекращении посещать группу, лучше к ним прислушаться и не травмировать психику ребёнка. Ведь если продолжить водить такого малыша в ДОУ, он станет замкнутым, вялым, у некоторых детей даже проявляются признаки аутизма или, наоборот, неадекватной агрессии по отношению к другим детям и воспитателям. Некоторым детям по этой причине противопоказано посещать детский сад.

Что такое «несадиковский» ребёнок и что делать, чтобы малыш не стал им - видео

Психологи успокаивают родителей и не устают повторять, что адаптационный период может длиться два - три месяца, в некоторых случаях и дольше, и сопровождаться истериками и плачем со стороны ребёнка. Взрослые должны терпеливо относиться к такому поведению детей, но продолжать настаивать, что ходить в сад малышу необходимо. Как только ребёнок поймёт, что посещать сад он будет в любом случае хоть со слезами, хоть нет, привыкание пойдёт быстрее. Главное - все делать постепенно и не спешить оставлять малыша сразу на весь день.

Конечно, решение вопроса о целесообразности посещения малышом дошкольного учреждения принимают родители, но всегда ли они руководствуются разумными доводами, или просто идут на поводу у своего чада, капризничающего и нежелающего расставаться с мамой или бабушкой ни на минуту? Зачем ребенку вообще нужно ходить в детский сад, и как поступать в случае категорического отказа оставаться в группе? Как безболезненно и без нервов приучить ребенка к детскому саду и помочь адаптироваться в коллективе сверстников?

Зачем ребенку нужно ходить в детский сад?

Первая причина, зачем нужен детский сад ребенку – это приучение к дисциплине. Благодаря тому, что приходится прерывать сладкий сон и отправляться куда-то в темноту и холод, ребенок привыкает к порядку, а без этого в жизни никак.

Кроме того, в садике развиваются навыки общения. Даже если ваш отпрыск общительный и легко вступает в контакт на детской площадке или в развивающем центре, куда вы ходите заниматься, все равно этим садика не заменить. В садике больше народа, а значит, больше вариантов взаимодействия, соответственно, вырабатывается больше поведенческих матриц. В садике в группе не только те люди, которые нравятся, но и те, которые не нравятся, и с ними приходится взаимодействовать. И это прекрасная тренировочная площадка! Ведь в жизни не все люди нам приятны, и чем раньше мы научимся общаться с персонами нон фата, тем успешнее сложится наша судьба.

Мало того, именно в садике малыш приобретает первые навыки общения с противоположным полом. Взрослые часто со смехом воспринимают любовь малыша в подготовительной группе. Но на самом деле все эти «вырасту-женюсь-на-Маше» очень серьезны и полезны. Чем раньше ребенок поймет, что мальчик от девочки отличается не только косичками и не только тем, о чем вы подумали, но еще и психологическими особенностями, тем легче такому человеку проходить подростковые влюбленности, а затем выстраивать отношения с противоположным полом во взрослой жизни.

Немаловажная причина, зачем ребенку детский сад – это привыкание обходиться без мамы. Да, именно в саду происходит первый этап отрыва от мамочки. Этот процесс важен для ребенка, но еще более он важен для мамы. Мамам подсознательно не хочется отрываться от своих детей. Им бы хотелось, чтобы ребенок всю жизнь оставался маленьким пупсиком и всегда был бы рядом с мамочкой. Но это иррациональное желание. Подавляюще большинство женщин его преодолевают, хотя и с большим трудом. Садик в этом помогает. Именно скрытое желание мамы не отдавать никому своего малыша и приводит подчас к капризам у порога детского сада. Ведь мать и дитя всю жизнь понимают друг друга!

Зачем ещё ребенку ходить в детский сад, так это за тем, чтобы укрепить иммунитет. В садике организм малыш а «учится» противостоять всем чиханьям и кашлям, которые он «получает» от других детей. Если ребенок не усилит свою иммунную систему в саду, то целый клубок болезней ему придется получить в школе, а тогда справляться с ними будет дольше и сложнее.

А если ребенок не хочет ходить в детский сад, если он абсолютно «недетсадовский»? В большинстве случаев «недетсадовскими» дети становятся из-за недоработки родителей. В том числе из-за подспудного желания мамы нее разлучаться со своим чадом никогда.

Какие трудности могут возникнуть при отправке ребенка в садик? правильно приучать ребенка к детскому саду, чтобы не вызывать отрицательных эмоций?

Как утром собрать ребенка в детский сад?

Первое, что мы делаем, это собираем ребенка в детский сад по утрам. Конечно, это нелегко. А нам-то самим легко ходить на работу каждый день? Особенно когда за окном темно, морозно или сыро. Ужас! Во время утреннего одевания лучше не применять никаких воспитательных мер, но тут возникает первая ошибка. Родители, стремясь собрать ребенка в детский сад как можно быстрее, стараются сами его одеть его, чтобы он не успел вспотеть и не простыл.

Но часто малыш изъявляет желание одеваться самостоятельно. - Я сам! - гордо говорит подрастающее чадо и начинает долго и основательно впихивать ногу в ботинок.

А мама торопится на работу! К тому же она беспокоится, что чадо, уже наполовину укутанное, вспотеет. И тогда мама в сердцах говорит: - Некогда «сам». Потом.

И это еще одна «саперская» ошибка! Кроме того что ребенок и так не хочет идти в детский сад, у него ещё и пропадает всякое желание действовать самостоятельно. Именно с того момента, когда мама не дает своему малышу самому натянуть на себя штанишки или еще что-нибудь, начинается нежелание убирать игрушки, делать уроки и выполнять прочие серьезные поручения взрослых. Мамы, будьте очень аккуратны в своих собственных поступках!

Но как быть? Ведь мама действительно торопится, а малыш действительно одевается медленно. В этих случаях нам как раз и нужны хитрости - что бы и не отбить у малыша охоту к самостоятельности, и не выйти из дома в обед.

Можно пойти на такой компромисс.

Мама незаметно помогает одеваться малышу, при этом приговаривает: - Конечно, ты сам, ты такой молодец. Я только совсем немножечко тебе помогу, хорошо?

Или сказать примерно такую фразу: - Конечно, ты сам. Только сейчас мы очень торопимся, поэтому давай будем одеваться вместе, вечером ты сам будешь раздеваться, ведь ты уже со всем большой.

Надо придумывать такие обороты речи, чтобы в них слышалось, что малыш действует самостоятельно.

Почему ребенок не хочет оставаться в детском саду?

Часто ребенок не хочет оставаться в детском саду, потому что он не любит расставиться с родителями. В этот миг ваш малыш, до этого шагавший вполне бодро, вдруг закатывает истерику и ревет, что ни в какой сад не пойдет. Да еще и «впивается» в ваше пальто своими ручонками. Вы даже не подозревали, что у вашего малютки такие сильные пальцы! Что означает этот крик-манипуляции? Проверка мамы на выдержку? Или есть какие-то объективные причины против похода в сад?

Скорее всего, причин того, почему ребенок не хочет в детский сад, много. И страх, и манипуляции, и проверка мамы, а может, что-то ему вспомнилось неприятное из садиковской жизни. Там ведь не только медом мажут! И дети есть противные, и воспитательница может быть строгой. И кроватки узкие, а не такие, как дома. Но как бы там ни было - не поддавайтесь!

Чтобы адаптация детей к условиям детского сада прошла как можно безболезненнее, чтобы крика не произошло или чтобы он хотя бы прекратился быстрее, надо с малышом договариваться заранее. По дороге в сад рассказывайте ему, как там интересно, как там много игрушек, как там много ребят, какие там интересные прогулки. В саду действительно хорошо! Там на самом деле много игрушек и много увлекательных занятий. Но, конечно, малышу страшно. А куда уходит мама?

Некоторые дети воспринимают поход в сад как желание мамы от них избавиться. Чтобы такое впечатление у ребенка не складывалось, ему надо рассказывать, чем полезным занимаетесь вы, пока он в саду. Если вы на работе, то поведайте ему про работу» об этом мы писали в одной из предыдущих глав. Если вы не работаете, в смысле не занимаетесь производственной деятельностью, объясните, чем вы занимаетесь дома.

Один из советов по успешной адаптации ребенка в детском саду – объясните ему, почему родители должны на короткое время расставаться со своим чадом. Когда вы забираете малыша из сада, обязательно отчитайтесь ему, как прошел ваш день, что полезного вы успели сделать. Поблагодарите кроху за то, что он дал вам такую возможность. Ребенок должен почувствовать свою значимость в общем семейном деле. Тогда ему будет с каждым днем все легче и легче оставаться в саду, и он будет не только отпускать вас без боя, но и поторапливать: ну мам, иди уже скорее, меня ждут друзья и подружки. К тому же эти разговоры станут фундаментом ваших будущих доверительных отношений, которые помогут вам во время учебы в школе.

Как безболезненно приучить ребенка к детскому саду: рекомендации по успешной адаптации малыша

Если ребенок настолько не хочет в садик, что имитирует заболевание, если кашель его притворный, и это явно заметно, то, конечно, надо пошутить, отметить, какой он артист, и отправить его в сад твердо и уверенно. Но беда в том, что зачастую дети действительно заболевают именно от того, что сильно, очень сильно не хотят в сад.

Как же приучить ребенка к детскому саду и выработать правильную методику, чтобы справляться с подобной симуляцией.

Разумеется, дети периодически болеют. Чем меньше ребенок, тем чаще простужается и кашляет. Это закономерно. Но болезни не происходят просто так, у каждой есть причина, и надо понаблюдать за своим ребенком. Присмотритесь к нему внимательно: что он говорит, во что играет. Словом, задайтесь вопросом: а почему мой малыш так часто болеет? Что не так? Какие могут быть глубинные причины нежелания малыша ходить в садик?

Чтобы период адаптация ребенка в детском саду закончился быстрее, сначала понаблюдайте за собой. Проанализируйте ответы на следующие вопросы:

  • С каким настроением вы отправляете своего ребенка в сад?
  • Какие слова вы при этом произносите?
  • С каким настроением вы забираете ребенка из сада?
  • Сколько времени в день вы посвящаете ребенку?
  • Чем вы занимаетесь, возвращаясь из сада? Вы углубляетесь в домашние дела или проводите время с малышом?
  • Рассказывает ли вам ребенок о том, что было в саду? Делится своими достижениями? Гордится ими?
  • Сетуете ли вы на усталость? Жалуетесь ребенку, что вас все замучило?
  • Радуетесь ли вы, когда вам приходится брать больничный из-за того, что ребенок не идет в сад?

Психологи сформулировали семь правил, как приучить ребенка ходить в детский сад.

Правило 1. Никогда не критикуйте сад в присутствии ребенка. Возможно, ваш ребенок на что-то жалуется. К его жалобам надо относиться внимательно и постараться разобраться, что на самом деле происходит. Но иногда дети жалуются вовсе не потому, что там действительно плохо, а просто они хитрят. Это один из приемов детской организованной манипуляции: дети улавливают, что если на сад пожаловаться, то мамочка может оставить малыша дома. Важный совет, который поможет адаптации ребенка к детскому саду: не давайте себя перехитрить! Если малыш на что-то пожаловался, пообещайте ему во всем разобраться и тут же, в этом же разговоре, подчеркните преимущества детского сада. Каждый разговор о садике должен закончиться на радостной ноте, чтобы в голове у ребенка закреплялся позитив в отношении сада.

Правило 2. Обязательно обсуждайте с малышом его успехи. Дети делают в саду много полезного: они постоянно что-то рисуют, учат стихи, готовятся к праздникам. Будьте в курсе того, что происходит в саду, и хвалите его за его ежедневные успехи. Это повысит его самооценку и улучшит отношение к саду.

Правило 3. Ещё одна рекомендация по адаптации детей в детском саду – встречайте малыша из садика бодро и весело. Забирая ребенка, мама с напряженным лицом приговаривает: «Давай скорее, нам надо столько всего сделать, и туда зайти, и сюда». Когда ребенок видит маму в таком состоянии, он сделает все для того, чтобы освободить свою любимую мамочку от ее чрезмерных забот. Он даже заболеет, чтобы она только не изматывалась. Пожалейте своих малышей! Сыграйте хорошее настроение! Улыбайтесь чаще, каких бы усилий вам это ни стоило. Ваша улыбка, пусть даже немного натянутая, поможет всем.

Правило 4. После возвращения из сада будьте со своим ребенком. Логично предположить, что, придя домой из сада, вы идете на кухню и начинаете готовить ужин. Готовьте его вместе со своим малышом! Пусть он будет рядом, пусть помогает вам накрывать на стол или разогревать еду. Давая такую рекомендацию по адаптации ребенка к детскому саду, психологи напоминают, что совместная готовка – это прекрасное время для общения, когда вы сможете не торопясь обсудить, кто как провел день. Чем больше малыш расскажет вам о своем садике и о том, что там происходило, тем легче вам будет на другой день собирать его в сад.

Правило 5. Поблагодарите своего малыша за то» что он ходит в сад и дает вам возможность заниматься важными делами. Мы очень редко благодарим друг друга, нам кажется: зачем благодарить, это же очевидно. Зачем благодарить воздух за то, что мы им дышим? А вот, оказывается, надо благодарить! Чем больше «спасибо» мы произнесем за день, тем больше позитива мы впустим в свою жизнь. Каждому человеку всегда приятно услышать спасибо!

Правило 6. Для успешной адаптации ребенка в детском саду обсуждайте, с кем ваш малыш дружит в группе. Дружба - это одна из самых важных ценностей человека. Уметь дружить - социальный навык, и ему нужно обучать. Ваш малыш, даже если он от природы общительный, очень нуждается в ваших рекомендациях и подсказках. Научите ребенка различать, когда дружба искренняя, а когда под предлогом дружбы его хотят использовать. Если вы поможете с младых ногтей развить в своем ребенке коммуникативные способности, это пригодится ему во взрослой жизни, а в детской жизни это усилит его тягу к садику.

Ели вы заметили что-то, что вам не понравилось, не надо обсуждать это с бабушкой в присутствии малыша. Отправьте его спать и сплетничайте, сколько хотите. А если на что-то пожаловался малыш, обязательно обещайте ему разобраться и объясните малышу, почему это происходит. Оправдайте воспитателя! Воспитатель - как режиссер в театре, всегда прав. Возможно, вы слегка погрешите против истины, но зато вы облегчите жизнь себе и своему ребенку.

Соблюдение всех этих нехитрых правил поможет не только приучить ребенка к детскому саду как можно быстрее, но и усилит притягательность детского учреждения, к тому же облегчит ваши утренние сборы.

Статья прочитана 850 раз(a).