«Бить или не бить жену?» – пугает сам вопрос.

«В этой главе я расскажу, что делать, если женщина, которая имеет счастье быть твоей женой, идёт неправильным путём. Правильный путь такой женщины имеет четыре составляющих: покорность, скромность, трепет перед мужем и осознание призвания матери и жены. Все эти составляющие рождают смирение в браке, а брак, как известно, основа общества и устройства мира.

Если твоя жена непокорна, своенравна в изречениях, забросила домашнее хозяйство и воспитание детей, отказывается от выполнения супружеского долга или относится без уважения к твоим родителям, то она может считаться сбившейся с пути и должна получить физическое наказание, как получает его домашний скот, выходящий за пределы пастбища. Истинно говорю тебе: женщина, идущая неправильным путём, должна быть наказана мужем и тем самым, возвращена на правильную тропу.

Проблемы с послушанием и недостойным поведением твоей жены возникают по двум основным причинам, первая из которых – твоё попустительство и мягкость с ней, а вторая – попустительство и мягкость её родителей и прежде всего – отца. Если отец был чрезмерно добр с дочерью, и она не знала розги, а лишь ласки и всепозволения, то она становится непокорной женой, не признающей главенства мужчины. Брак с такой женщиной сулит лишь разочарования. Твои собственные попустительство и мягкость происходят оттого, что в твоей семье отец не был пастухом над женщиной, а лишь частью стада. И ещё страшнее, если он позволял твоей матери быть пастухом – главенствовать в семье, определять, куда тратить деньги и как воспитывать детей. Есть сейчас и те семьи, в которых матерям позволено поднимать руку на мальчиков. Хороший отец ударит по такой руке розгой, ведь мальчик которого наказывала мать, не может вырасти мужчиной.


Возможно, ты подвержен современным веяниям, которые говорят о равенстве между мужчиной и женщиной. Если так, то ты, скорее всего, будешь разочарован и окажешься в несчастном положении, ибо женщина не может вести корабль семьи к процветанию. Без мужского руководства она становится капризна и хаотична, правя корабль на рифы.

Только слепец не видит, что женщина стоит ниже мужчины и если ты из таких, то я приведу тебе три главных причины, которые говорят о главенстве отца и мужа над женой и дочерью: прежде всего муж стоит выше жены потому, что на супружеском ложе он отдаёт из себя. Вторая, состоит в том, что женщина живёт эмоцией, а мужчина мыслью. Мозг мужчины больше и именно ему принадлежит право думать и определять путь. Третья причина состоит в том, что мужчина сильнее телом, а значит, именно он добывает еду, строит дом и защищает женщину. Считать женщину равной - всё равно, что поощрять независимость кошки, которая ест из хозяйской миски.

Женщина должна вкладывать свои усилия в услаждение мужа своей красотой, исполнение супружеских обязанностей, ведение домашнего хозяйства, воспитание детей и помощь супругу в его делах. Оставшееся от этих обязанностей время, женщина может посвятить какому-нибудь делу, приносящему ей радость, вроде занятий искусством, чтению религиозной литературы или бесед с умными людьми. Умный же муж не станет поощрять общение своей жены с подругами, в особенности с теми, кто не имеет детей или предается праздному образу жизни.

Теперь я расскажу тебе о том, как надо наказывать женщину, сбившуюся с верного пути, а именно – не вкладывающую свои лучшие силы в семейное благоденствие или перечащую мужу и своенравную. Не стоит прибегать к физическим наказаниям сразу. Для начала следует составить список того, что не устраивает мужа – делается плохо или игнорируется. Может быть, жена не встречает мужа в нарядном платье, ходит с утра не наложившей макияж, не считает нужным снимать одежду с мужа, когда он заходит в дом. То же самое касается омовения ног мужа и даже принесения ему домашней обуви. Многие мужья даже и не знают, что такое настоящие ласка и уход, потому, что жены увлечены не заботой о них, а своими делами, которые начинаются от сплетен с подругами до праздного шатания по магазинам или сидения в социальных сетях. Деятельная забота о мужчине должна занимать женщину. Именно в этом она может достичь вершины своего развития, если ей посчастливится иметь того мужа, который укажет ей правильный путь.

Итак, составив такой список, муж указывает жене на плачевные результаты её действия или бездействия и обсуждает новое поведение жены, которое будет устраивать его. Конечно же, всем мужьям стоит применить к себе разумность и объём этих требований, ведь жена не является прислугой. Однако не стоит быть и слишком мягким. Стоит обсудить с ней каждое из требований и возможно прийти к компромиссу устраивающему обоих. Если уже на этапе такого обсуждения или позже, когда женщина должна приложить все усилия к тому, чтобы выполнить требования, она обнаруживает непокорность, своенравие, халатность в отношении требуемого, мужу необходимо применить к ней физическое наказание.

Опять же, хочу удержать мужей от применения такого наказания сразу. На первом этапе неплохо действует отлучение жены от супружеского ложа. Для мужчины, который знал многих женщин и имеет много жён, не секрет, что любая женщина зависима от мужских интимных ласк и очень серьёзно воспринимает такое наказание. Для начала, мужчине стоит установить, что жена, которая не выполняет возложенных на нее требований или проявляет своенравие, отлучается от супружеского ложа на три или четыре дня за каждый такой проступок. Среди жён есть и такие, кто не считает эту меру наказанием. Или те, кто будет делать вид, что наказание ей в радость. К несчастью вразумить такую женщину может лишь розга.

Как же правильно бить жену? Для начала мужчина должен ещё раз обратить внимание жены на тот факт, что она не вняла его увещеваниям и повторно зачитать список требований, заострив внимание на тех, которые не выполнялись. Может быть, это вызовет улыбку, но первый раз необходимо бить жену при помощи зубочистки. Мужу стоит подойти к жене и нанести три удара зубочисткой по любой части тела, после чего предупредить её, что в следующий раз наказание будет осуществлено при помощи розги. И эту розгу жене показать. Розга, которую хороший муж выбирает для наказания жены, не должна быть тоньше мизинца или толще среднего пальца его руки. Она должна быть из дерева. На розге не должно быть выступов, металла или любых острых частей, также она не должна быть из сухого дерева, которое грозит расщепиться. Это может повредить кожу жены и сделать её уродливой.

У хорошего мужа, практикующего последовательность и тщательность в поступках, может возникнуть вопрос: по каким частям тела и как бить жену? Всех вариантов предусмотреть невозможно, но есть как минимум два типа женщин и два типа ударов. Худых женщин, которых, по моему мнению, Создатель посылает для наказания мужчин, следует бить резкими и лёгкими ударами. Полным, обладающим настоящей восточной красотой, следует наносить редкие, медленные, но тяжёлые удары. Никогда не следует бить женщину рукой. Во-первых, можно повредить руку, во-вторых мужская рука не должна ассоциироваться у женщины с болью.

Ни в коем случае не стоит бить женщину по следующим местам: лицу и затылку, животу – особенно в нижней части, пояснице, а так же предплечьям, кистям рук, ногам и голеням. И в частности мужчины часто спрашивают меня, почему нельзя бить жену по пояснице? На что я отвечаю: наказанная таким образом жена с трудом выполняет домашнюю работу, например, моет полы и стирает белье, а так же она совершенно не может поднимать тяжести и приносить мужчине домашнюю обувь. Что касается предплечий, кистей, ног и голеней, то это открытые части, которые должны услаждать мужской взор, а не пугать его синяками. Наносить удары следует по ягодицам, верхней части рук и спины, бёдрам. Не стоит гоняться за женой по дому с криками и оскорблениями, такое поведение недостойно мужчины. Для начала следует подойти к ней и с вежливостью попросить, принять наказание, встав на корточки или четвереньки. Жена должна предварительно снять платье, либо же приспустить его верхнюю или нижнюю часть. Если же она сопротивляется, то следует очень бережно, но сильно скрутить ей руки и возможно зафиксировать их бечёвкой, после чего, предварительно склонив её к полу или бережно зажав её голову между своих коленей, произвести наказание розгой.

Мужчины так же спрашивают, какое количество ударов, можно наносить? Я отвечаю, что в любом случае количество ударов не должно превышать одного удара, на два года жизни жены. Ни в каком случае не стоит требовать от неё молчания, предоставьте ей возможность плакать и кричать. Это правило распространяется на следующие два часа после наказания. Однако же, если по прошествии этого времени, крики и слезы не прекратятся, стоит потребовать от женщины тишины, и если она не услышит такого требования – наказать повторно. Добавлю, что путь воспитания жены сбившейся с правильного пути, это очень большое испытание для мужа, требующее от него множества сил. Однако же, оно стоит того, ведь мы знаем многих женщин, которые получив подобающее, начинали жить в покорности, скромности и смирении.»

Сошлюсь, впрочем, на мнение святого отца, которого не только чту как великого угодника Божия, но и искренне люблю и уважаю как человека глубочайшей внутренней культуры, человека мудрого и рассудительного. Я имею в виду .

В письме одной своей корреспондентке, молодой маме, он очень убедительно пишет о том, что физическое наказание в отношении ребенка – ошибка. Конечно, кто-то скажет, что святитель был монахом и у него не было собственной семьи и детей… Но я не могу на этом основании подвергать его совет сомнению – и не только из-за того, что очевидно его соответствие духу христианской кротости и любви. Ведь если не было у святителя Игнатия жены и детей, то был он когда-то сам ребенком, с папой и мамой, братьями и сестрами, поэтому опыт жизни в семье, пусть и «с другой стороны», безусловно, у него есть.

Во-вторых, реальность, окружающая нас, такова, что, к сожалению, она свидетельствует: если в семье действительно есть кто-то вышедший из детского возраста, но, тем не менее, неразумный и нуждающийся в воспитании, то далеко не всегда это жена. Нередко это как раз муж.

Больше того скажу: как часто нам приходится иметь дело в храме с женщинами, мужья которых – пьющие, не работающие или работающие от случая к случаю, набравшие каких-то нереальных кредитов – попросту вынуждают жену не только взять на себя роль главы семьи, но и подъять подвиг терпения, могущий с течением времени из человека сотворить существо равноангельное.

И редко кто из таких жен задается вопросом: а не ломать ли мне мужа через колено? А не пороть ли его, когда к бутылке тянется?

А не спускать ли его в воспитательных же целях с лестницы, когда вдруг приходят документы, свидетельствующие об отсутствии платежей по кредиту, о котором супруга и не ведала даже? И который не кому-то, а ей теперь гасить, отказывая во всем себе и детям. Не говорю уже о случаях, когда муж в придачу ко всему упомянутому регулярно жене изменяет…

Не подумайте: я совсем не стремлюсь доказать, что «хуже» и «неразумнее» не женщины, а мужчины, я просто пытаюсь немного выровнять угол зрения на проблему, объяснить, что когда женщина требует уважения к себе, то она не обязательно феминистка, так же, как и мужчина, женщину уважающий, не зачисляется вследствие этого автоматически в подкаблучники. Наоборот как раз: уважение к женщине одно из непременных качеств настоящего мужчины. А агрессия – следствие страха перед ней и собственной беспомощности.

В-третьих. О «подкаблучниках» как раз. О том, почему я к этой проблеме решил вернуться. В разной форме звучал и продолжает звучать в интернет-дискуссиях «мужской» вопрос: «Что мне делать, если жена меня подавляет? Если она меня шантажирует? Если… загоняет под каблук?».

Я не считаю, что над этим вопросом можно просто посмеяться или, пожав плечами, попросту забыть о нем. Это вопрос серьезный. И делать с этим обязательно что-то надо, меры принимать необходимо. Только не физического характера, повторюсь, и не по отношению к жене, а по отношению к себе.

Долг мужчины по отношению к женщине в семье – быть ее надеждой и опорой, быть способным жену и детей содержать, быть способным о ней и о них заботиться (не говоря уже – любить: без этого условия и семья появляться на свет не должна).

Долг мужчины быть сильным – не только и не столько физически – сколько духом. Он должен вызывать уважение, доверие, с ним женщине должно быть хорошо и спокойно.

Это вещи аксиоматического характера, но их почему-то никто почти не помнит… Точно так же, как аксиомой является и следующее: если женщина находит подобного мужчину, то желания доминировать над ним, бороться с ним за первенство, за власть у нее, как правило, не возникает.

Есть, безусловно, примеры в этом смысле патологические, когда женщина к власти действительно стремится, не может без нее жить, но проявляется это стремление не со временем, оно присутствует изначально (со временем женщина меняется в этом направлении, как правило, в двух случаях: когда мужчина предпочитает сидеть у нее на шее, делегировав ей свои права и полномочия, и когда он неразумно балует и тем самым развращает ее, точно так же предоставляя ей место на своей шее).

И тут все упирается в вопрос о том, насколько люди успели друг друга прежде женитьбы узнать, насколько ответственным был этот шаг, насколько серьезным. Глаза, и ум, и сердце есть ведь у всех… Только не пользуется ими зачастую человек по назначению, а так – эксплуатирует в некоторой степени.

А даже если и «ошибся» человек, предположим, мужчина, женился на «владычице морской» вместо кроткой и покорной овечки, то не фатальная это ошибка. И не экстремальными мерами проблема эта преодолевается. А какими?.. Да все теми же: будь сильным, мужественным, надежным и… умным. Если и правда оказалось так, что не ты нуждаешься в воспитании, а жена, то воспитывай, только не с засученными рукавами, а с головой к этому подходя.

Какими методами тут пользоваться? Не думаю, что нужно об этом распространяться здесь подробно, это скорее решается посредством частных консультаций с учетом всех ситуативных нюансов – с опытным священником или хорошим психологом. Но однозначно решается. Тут как и во всех подобных ситуациях трудно не узнать , что и как делать, а начать делать , то есть решиться на изменения – внутренние и внешние.

Дорогие мужчины! Женщина не может сделать мужчину подкаблучником, не может никуда его «загнать», подкаблучником он становится сам, когда от мужских своих обязанностей и качеств отказывается. И себя, а не жену надо ломать в такой ситуации об колено. И не ей говорить: «Пошла вон, коза дурная!» (прошу прощения за цитату), а себе: «Соберись, тряпка, стань наконец мужиком!». Это работает – реально работает.

***

P.S. Предвидя достаточно обычное при обсуждении таких вопросов недоумение-негодование (монах, а учит, как в семье жить!), сделаю необходимую оговорку. В наших современных условиях служащий на приходе (а впрочем, и в большинстве монастырей) священноинок находится в гуще тех же самых проблем, что и семейный священник. И если он является пастырем ответственным и неравнодушным, если он имеет соответствующий опыт служения и общения с людьми, то, конечно же, знает, что посоветовать человеку в сложной, в том числе и семейной ситуации, потому что таков его долг – и знать, и советовать.

Поверьте: оптинские старцы, наставлявшие массу мирских людей, в том числе и в вопросах совершенно житейских, семейных, делали это не только потому, что им всегда Духом открывалось, что посоветовать и что сказать, но и в силу своего пастырского и жизненного опыта.

Я постарался сказать в этом тексте о том, о чем нередко так или иначе приходится говорить у аналоя с крестом и Евангелием. И как священник я правда не раз видел, как менялась жизнь в семье, где хотя бы один человек соглашался не ждать пока изменится другой, не пытался этого другого изменить, а начинал с себя. Это тоже аксиома – и семейной, и просто – жизни.

Несмотря на то, что супруги имеют общую семейную жизнь и должны помогать, поддерживать друг друга во всех делах, иногда возникают споры и разногласия. Мужчина желает видеть себя лидером, а жену - послушной исполнительницей его желаний. В то же время и женщина желает принимать участие в решении семейных вопросов. Таким образом, обе стороны начинают наставлять и поучать друг друга. Для избавления от такого рода проблемы лучше всего отстранить назидания, постараться мирно обменяться мнениями и прийти к обоюдному согласию. Если не быть упрямым и не навязывать свою точку зрения, то можно уладить трудность без ссоры. Но некоторые мужчины позволяют себе грубо указывать и принуждать жену склоняться к их мнению, вместо того, чтобы попытаться найти выход из ситуации мирным путем. Некоторые из них позволяют себе не только указывать, но и, в случае неповиновения жены, наказывать ее, считая это своим правом! Иногда даже доходит до того, что они избивают свою супругу, не имея на это ни малейшего права. Это похоже на доисламский период, когда невежественные и грубые мужчины унижали своих жен, по-варварски обращаясь с ними. Тогда Пророк Ислама (С) встал на защиту угнетенных женщин и сказал: «За каждый удар в лицо жены, по приказу Аллаха, мужчина будет семьдесят раз избит ангелом в аду. А те руки, что тянули волосы женщины, чтобы ее мучить, будут пробиты огненными гвоздями». А также Пророк (С) предупреждал: «Каждый мужчина, ударивший больше трех раз свою жену, в Судный день будет опозорен Аллахом за содеянное на виду у всех людей, и народ будет смотреть на его позор, ибо он тот, который причинял зло своей жене».

А также он сказал: «Удивляюсь мужчинам, которые бьют своих жен, в то время как сами достойны этого. О люди, не бейте жен палками - знайте, что за это вас ожидает тяжелое возмездие!».

Естественно, мужчина, избивающий свою жену, совершает великое зло, а злодей будет наказан и в этом, и в том мире. Совершённое насилие, тем более по отношению к беспомощной женщине, которая с радужными мечтами вступала в брак, заботилась о своем супруге, о его спокойствии, и украшала его жизнь, надеясь на защиту и опеку, является неоправданным злом и несправедливостью.

Жена – это божий дар, который вручен на хранение мужчине: за нее он несет ответственность, за что и будет с него спрошено.

Предводитель правоверных Имам Али (А) сказал: «Женщины даны на хранение мужчинам. Они не могут нанести себе ни вреда, ни пользы. Они отданы вам Аллахом - так не угнетайте их и не судите строго».

Кроме всего сказанного, если муж избивает свою жену, это сказывается на ее психике, оставляет глубокий отпечаток в ее сердце, и рана эта трудно затягивается - она убивает любовь и искренность. Даже представить сложно, как можно строить супружеские отношения после такого. Должно быть очень совестно и стыдно!

Пророк (С) сказал: «Как вы смеете, после того как избили жену, заключать ее в свои объятия?».

Избивание жены противоречит и шариату, и этикету, и нравственности.

Так, например, согласно положениям шариата, жена не обязана работать по дому, следить за чистотой и готовить, хотя женщины сами делают это охотно и не предъявляют никаких претензий по этому поводу и не требуют оплаты своего труда. Уже за это мужчина должен ценить, благодарить и поощрять свою супругу. Но если она не выполнила какую-то работу по хозяйству, то муж не имеет права укорять, а тем более наказывать ее.

Ислам разрешает наказывать мужчине свою жену только в двух случаях:

1) По законам шариата, муж имеет право наслаждаться половой близостью с женой, и она, в свою очередь, обязана повиноваться ему в этом и отдаваться ему полностью. Но если она будет отказывать, мужчина должен постараться выяснить причину и вызвать ее любовь и желание к себе. Он может сводить ее куда-то или подарить ей подарок, в общем, сделать что-то, чтобы согреть ее душу. Но если все-таки и после этого она безосновательно и упорно продолжит отказывать ему и выразит свое намерение и дальше не подчиняться, то он может прибегнуть к мерам наказания, соблюдая при этом их последовательность.

Но следует помнить, что идти на эти меры можно только в том случае, если женщина отказывается от половой близости, не имея на то причины. Например, если у нее менструация, или она постится в месяце Рамазан, или больна - словом, если это действительно уважительные причины, препятствующие половой близости, то супруг ни в коем случае не имеет права наказывать ее за отказ.

В отношении же случаев, когда надо наказывать жену, в Коране сказано: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Большой».

Как видно из Корана, разрешено наказывать жену только тогда, когда она безосновательно противится половой близости, и при этом наказания должны производиться последовательно:
сначала – наставление;

потом – отдаление ее от постели (надо отметить, что и здесь есть определенные нормы, на которые мужчина обязан обратить внимание);

и последнее – битье. При этой самой крайней мере, к которой вынужден обратиться мужчина, воспитывая свою упрямую жену, также должны быть соблюдены следующие правила:

· Цель битья – воспитание, а не возмездие;

· Допустимо ударить рукой или тонким прутиком (как сказано в хадисах, это может быть мисвак*);

· Удар должен быть слабым и не оставлять ни синяка, ни даже покраснения: в противном случае мужчина должен будет выплатить штраф жене за нанесенное телесное повреждение;

· Бить по голове, по лицу, глазам и животу запрещено;

· Бить надо так, чтобы это не породило еще больше злобы и ненависти и не привело впоследствии к еще большему неповиновению;

· Надо помнить, что супруг намерен продолжать с нею свою супружескую жизнь и пользоваться ее любовью и лаской.

2) Жена обязана брать у своего мужа разрешение, чтобы выйти из дома; если же она покинет пределы дома без согласия супруга, то следует считать ее грешницей.

В этом отношении Пророк (С) сказал: «Каждую женщину, которая без разрешения своего мужа выходит из дома, проклинают ангелы на небесах и все, что встречается не ее пути, пока она не вернется к себе домой».

Как уже было сказано выше, мужчина имеет право разрешать или запрещать своей жене выходить из дома, но опять-таки напомним, что в этом надо быть разумным и умеренным. Лучше позволять жене посещать места, разрешенные шариатом. Это право дано мужчине не для того, чтобы он проявлял свою власть и силу, не для того, чтобы угнетать жену, а для того, чтобы он смог оградить ее от греха, запрещая ходить туда, куда запрещает шариат. Ведь излишняя строгость не только бесполезна, но и вредна, ибо угрожает любви и искренности, убивает доверие, способствует уклонению от истинного пути мусульманина. Если мужчина уверен, что место, куда направляется его супруга, опасно или там собирается сомнительное общество, что может принести ей вред, то он, как покровитель и хранитель своей семьи, оберегая ее, должен запретить это и препятствовать жене идти туда, а она должна подчиниться своему мужу.

Во всяком случае, если женщина ослушается своего мужа и выйдет без его разрешения из дома, то супруг имеет право наказать ее. Но при этом следует помнить, что и здесь есть условия, при которых жена все-таки может покинуть дом без разрешения своего мужа:

1) Она может выходить из дома, чтобы получать необходимые религиозные знания;

2) Она может поехать в Хадж, если у нее есть на то средства и возможность;

3) Она может выйти из дома, чтобы отдать долги (если есть необходимость для этого самой выходить из дома).


«Мустадрак уль-Васаил», том 2, стр. 550.
«Бихар ал-анвар», том 103, стр. 249.
«Мустадрак уль-Васаил», том 2, стр. 551.
«Васаил аш-ши‘а», том 14, стр. 119.
Сура «Ан-Ниса» (Женщины) - 4:34.
* Мисвак – веточка для чистки зубов (прим. ред.)
«Васаил аш-ши‘а», том 14, стр. 154.

Принято считать, что в прошлые века на Руси семейное насилие являлось нормой, и мужья могли «учить» своих жен как им вздумается. Недаром возникла поговорка: «Бьет – значит, любит». Но если покопаться в истории, то выясняется, что со времен «Домостроя» эта сфера довольно серьезно регулировалась и за избиением следовало наказание.

«Домострой»

Вопреки общепринятому мнению, в сборнике поучений XVI века «Домострой» речь шла вовсе не о домашней тирании, а об установлении гармоничных отношений между супругами. В частности, в нем говорилось о необходимости жить друг с другом в любви и согласии.

Помимо этого, автор книги стремился ограничить действия, совершавшиеся в процессе рукоприкладства: «Не гневатися ни жене на мужа ни мужу на жену а по всяку вину по уху ни по виденью не бити, ни под сердце кулаком ни пинком ни посохом не колоть никаким железным или деревяным не бить хто с серца или с кручины так бьет многи притчи от того бывают слепота и глухота и руку и ногу вывихнуть и перст и главоболие и зубная болезнь а у беременных жен и детем поврежение бывает во утробе а плетью с наказанием бережно бити, и разумно и болно и страшно и здорова а толко великая вина и кручинавата дело, и за великое, и за страшное ослушание, и небрежение, ино соимя рубашка плеткою вежливенко побить за руки держа по вине смотря» .

Наказание

Нам кажется диким, что в тексте «Домостроя» подробно расписывается, как муж должен бить жену и как не должен, но попробуйте представить, какие нравы бытовали до появления этого «свода правил».

Существовавший в XVII веке патриархальный уклад не мешал женщинам жаловаться на то, как дурно обращаются с ними мужья. В судах того времени нередко слушались такие дела. Чаще всего они находились в ведении церкви: ведь браки, согласно канонам, заключались именно здесь. Жалобщицу, как правило, поддерживала ее родня. Если жалоба подтверждалась, то тирана могли побить кнутом или на какое-то время отправить в монастырь. Правда, жена имела право смягчить наказание, подав соответствующую челобитную.

Насилию – нет!

В петровскую эпоху впервые стал осуждаться сам факт насилия в семьях. Появились моралисты, советующие мужу вести себя со своей женой так, чтобы она его «любила, почитала и не пужалась» . Один автор, живший в середине XVIII столетия, дает такую рекомендацию: «В вечную и непременную регулу положи сие: чтобы жены никогда не бить» . Популяризация ненасилия в семье встречается также в светских и духовных литературных источниках того времени.

В тот же период стали практиковаться разводы, происходившие из-за избиения жены мужем. Надо сказать, что в те времена развод можно было получить лишь если случай был совсем из ряда вон выходящий.

Например, если в результате избиения один из супругов получал серьезные телесные повреждения. В источниках встречается описание того, как монахини Новодевичьего монастыря освидетельствовали некую женщину, избитую своим мужем.

В процессе осмотра у нее были зафиксированы перелом ребра, два выбитых зуба и даже травма языка. Кстати, жалобы на жестокое обращение со стороны мужей подавали не только крестьянки, но и представительницы более «высоких» сословий – например, купчихи, дворянки и даже жены священнослужителей.

При Екатерине II наказание за избиения было ужесточено. Тиранов стали приговаривать к лишению прав состояния и тюремному заключению. Еще дальше пошел этот процесс в следующем, XIX столетии. Так, в «Уложении о наказаниях» 1845 года говорится: «За жестокое обращение с женой, доказанное обстоятельствами, особенно в случае нанесения ей ран, муж, по жалобе супруги или ее родителей, подвергается наказаниям, определенным за тяжкие побои, раны или увечья.

Сверх того, если он христианин, то он предается церковному покаянию по распоряжению духовного начальства. Тем же наказаниям и на том же основании подвергается жена, которая, пользуясь слабостью своего мужа, дозволит себе нанести ему раны, увечье, тяжкие побои или иное истязание или мучение» . Если фиксировали нанесение тяжкого вреда здоровью, виновника могли запросто отправить на каторгу.

С волной женской эмансипации семейные побои вообще были объявлены делом недопустимым. После революции с ними стали разбираться местные партийные органы и милиция. Во всяком случае, под давлением общественности ситуация несколько смягчилась по сравнению с XVII веком, и битье мужьями жен перестало считаться вариантом нормы в семейной жизни.

Семейный психотерапевт из Саудовской Аравии Халед Аль-Сакаби опубликовал видео, в котором рассказывает, как правильно бить жену. Специалист считает, что жену бить можно, а в некоторых случаях даже необходимо, сообщил The Independent . Та абсолютная уверенность, которую излучает психотерапевт, говоря об избиении жен, порой шокирует.

По словам Аль-Сакаби, проблема заключается в том, что не все мужчины знают, как корректно бить своих жен. Однако перед тем, как приступать к «воспитательным мерам наказания», необходимо помнить, что бить жен надо в целях дисциплины, а не для того, чтобы вымещать на них злобу.

Согласно мнению арабского эксперта, перед тем как переходить к крайним мерам, мужьям следует попробовать 2 приема:

  1. Во-первых, необходимо напомнить жене о правах мужа и ее обязанностях.
  2. Во-вторых, следует попробовать игнорировать жену в постели. Но и тут есть свои нюансы. Нельзя уходить спать в другой дом, так как это означает выносить грязное белье на публику. Надо лечь с женой в одну постель, но повернуться к ней спиной. Или лечь на другую кровать в той же комнате. Либо муж или жена могут лечь на пол. Смысл в том, чтобы находиться в одной комнате.

Только если ничего не помогло, можно приступать к физическому наказанию. Вместе с тем психотерапевт подчеркивает, что, к сожалению, многие мужья бьют жен неправильно. Ни в коем случае нельзя бить жен палкой или острым предметом.

Для битья применяются небольшие палочки или сложенный платок. Более острые или крупные предметы использовать не стоит, объясняет семейный терапевт, с сожалением замечая, что отдельные мужья применяют подобные меры.

Психотерапевт из Саудовской Аравии считает, что бить жен необходимо для дисциплины. Некоторые жены не желают понимать, что у них меньше прав, чем у мужчин.

За что бить жену?

Как поясняет Аль-Сакаби, многие жены ошибаются, думая что имеют право на равные отношения. На самом деле, это большая ошибка. Жена должна быть покорной и подчиняться мужу.

К тому же, жены иногда провоцируют мужей на применение силы, выкрикивая что-то вроде: «Ну, давай же, ударь меня, если ты мужчина».

Подобные же идеи о “неповиновении” и необходимости физических наказаний приводят и сторонники . Удивительно, насколько похожи идеи и объяснения, почему применение физического воздействия абсолютно необходимо.

Прочтите также: