Библейская притча о блудном сыне: история и значение. Притча о блудном сыне: толкование, проповеди

НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32).

Этот воскресный день называется Неделей о блудном сыне . В 2019 году Неделя о блудном сыне приходится на 24 февраля .

Притча о блудном сыне — одна из притч Иисуса Христа. Она учит добродетелям покаяния и прощения.

Притча о блудном сыне

« 11 у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.»
(Лк. 15:11-32).

Согласно сюжету этой притчи, блудный сын, уйдя из родительского дома, растратил отцовское наследство, претерпел лишения и смиренно вернулся к отцу с тем, чтобы стать одним из его наемных рабочих. Счастливый отец всецело принял и простил беглеца, несмотря на то, что другой его сын был этим недоволен.

В этой многогранной по содержанию и замечательной по яркости красок притче, под отцом подразумевается Отец Небесный, а два сына — это кающийся грешник и мнимый праведник. «Блудный сын» - это прообраз всего падшего человечества и, одновременно, каждого отдельного грешника, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; .

«Часть имения» , т.е. доля имения младшего сына, - это дары Божии, которыми наделён каждый человек (жизнь, здоровье, сила, способности, таланты). Требование у отца части имения для употребления ее по произволу, - стремление человека свергнуть с себя покорность Богу, и следовать собственным помыслам и пожеланиям. Получив свою часть отцовского имущества, младший сын уходит «в дальнюю страну» , на чужбину - место отдаления от Бога, где он перестаёт думать о своем отце, где он «живёт распутно», то есть предаётся греховной жизни, отчуждающей человека от Создателя. Там своими грехами он губит свою душу и растрачивает все дары, какие получил от Бога. Это приводит его к нищете - полному духовному опустошению. Это и неудивительно, ибо человек, вступивший на путь греха, следует по пути эгоизма, самоугождения. И вот, точно после тяжёлой болезни, он понимает своё бедственное положение. Тогда появляется в нем решимость оставить грехи и покаяться. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу-Отцу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары. Здесь надо отметить, что внешние бедствия часто посылаются Богом грешникам, чтобы их вразумить. Это - Божий призыв к покаянию.

Старший же сын возвращается с работы и не хочет войти в дом свой, где веселятся по случаю возвращения брата, несмотря на зов отца; он упрекает отца за нелюбовь к нему, выставляет на вид труды свои, бесчувственно-холодно отзывается о брате, укоряет отца, что он так поступает в настоящем случае. «Старший сын» — это образ фарисея, строгого исполнителя Закона, хвалящегося исполнением воли Божией, не хотящего иметь общения с мытарями и грешниками, гордого, самомненного праведника и завистника. Старший сын не был виноват перед своим отцом, он всегда был хорошим работником в доме отца и жизнь его была безупречна, пока не вернулся его грешный брат. Возврат блудного брата вызвал в старшем сыне зависть - этот страшный грех, который привел к первому человеческому убийству и к убийству Самого Спасителя.

Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.

По мнению митрополита Сурожского Антония, «эта притча чрезвычайно богата содержанием. Она лежит в самой сердцевине христианской духовности и нашей жизни во Христе; в ней человек изображен в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога и оставляет Его, чтобы следовать собственным путем в "землю чуждую", где надеется найти полноту, преизбыток жизни. Притча также описывает и медленное начало, и победоносное завершение пути обратно в отчий дом, когда он, в сокрушении сердца, избирает послушание.»


В этой притче, едва ли не главное место занимает поведение Отца , Его превосходящая все человеческие понятия доброта, любовь к грешнику и радость по поводу возвращения к Нему блудного сына. «...Когда он был еще далеко, увидел его отец его» , - говорит нам Евангелие, а значит отец ждал и, может быть, каждый день смотрел, не возвращается ли сын его. «Увидел и сжалился, и побежав, бросился к нему на шею и целовал его» . Сын начал было исповедь, но отец не дал ему и договорить; он уже всё простил и забыл. Отец не стал требовать доказательств покаяния своего сына потому, что он видел, что сын его преодолел стыд и страх, чтобы вернуться домой. Он не говорит: «Когда ты мне все расскажешь о себе, я посмотрю, стоит ли доверять тебе» . Отец ничего не спрашивает. Он не говорит: «Посмотрим» . Он велит слугам своим дать ему лучшую одежду, обувь и перстень на руку. Перстень - это указание на Божий дар прощённому грешнику - дар Божией Благодати, в который он облекается для спасения души. По толкованию блаж. Феофилакта перстень в притче свидетельствует о возобновлении единения грешника с Церковью земной и Небесной.

Трудно словами передать полноту любви Божией к падшим грешникам. Пожалуй, никто лучше не приоткрывает нам эту любовь Божию, о которой мы читаем в притче о блудном сыне, чем апостол Павел в своем 1-м послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, ...любовь не гордится, ...не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13:4-7). Уместно здесь упомянуть, что ГРЕХ, всякий грех, есть преступление против ЛЮБВИ и что, по-настоящему, покаяние может совершиться только перед лицом Совершенной Любви, ибо Бог есть Любовь (1 Ин. 4:8).

Значение Недели о блудном сыне

В эту неделю православная Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Таким образом, Церковь учит христиан, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.

Особенности седмицы

На этой седмице Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной Седмицы о мытаре и фарисее она восстанавливает пост в среду и пятницу , затем, по окончании Седмицы о блудном сыне возводит христиан на важную ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и позволением употреблять лишь сырную.

Седмица после Недели о блудном сыне (25 февраля - 2 марта) и заключающая ее Неделя называется «мясопустной» по той причине, что на этой Неделе полностью заканчивается вкушение мяса.

Притчу о блудном сыне можно без преувеличения назвать одним из самых известных евангельских приданий. По её сюжету пишут картины и создают статуи, её вспоминают в фильмах на библейские темы… Даже в речи человека, далёкого от религии, нет-нет да проскочит: «Эх ты, блудный сын!» Больше того, есть в день, во время которого слова притчи повторяют во всех православных храмах мира. Что это за история такая?

История падения, раскаяния и всепрощающей любви

Напомним вкратце суть евангельского сказания.

У одного отца было двое сыновей. Каждый из детей надеялся со временем получить свою долю наследства; однако младшему показалось обидным дожидаться смерти родителя, чтобы обрести, как сказали бы сейчас, финансовую независимость. Он пошёл к отцу и попросил выделить положенную ему часть хозяйства незамедлительно, а получив, вскоре продал и отправился в чужие земли на поиски разгульной жизни.

Прокутив же своё состояние, парень впал в глубокую нужду и был вынужден браться за самый чёрный труд, лишь бы не умереть с голоду. Помыкавшись некоторое время на чужбине, юноша решился вернуться в родную сторону, повиниться в ошибках и попроситься обратно в родительский дом. Хотя бы на правах наёмного рабочего! Но отец, истомлённый тревогой за неразумного отпрыска, не стал и слушать его покаянных речей – немедленно повелел слугам одеть-обуть незадачливого путешественника и устроить в его честь празднество.

Случившееся обрадовало всех, кроме брата юноши, который всё это время оставался дома, послушно исполняя сыновний долг. Уверенный, что стал жертвой несправедливости, он начал пенять родителю – мол, как же так? Я тружусь не покладая рук, и не заслужил праздника, подобного тому, какого удостоился этот никчёмный гуляка?!

Старший сын не смог порадоваться возвращению брата…

– «Ты всегда со мной» – услышал он в ответ. – «И всё моё – твоё. А брат твой был мёртв и потерян, а ныне ожил и нашёлся. Как мне не радоваться?»

Чему учит притча о блудном сыне? На этот вопрос будет проще ответить, если подробнее остановиться на каждом из выведенных в ней образов.

Отец

Думается, многие догадаются, что под обликом отца в этой истории предстаёт сам Господь, всегда готовый простить и принять своих детей – лишь бы те захотели прийти. И будут правы.

Представьте! Ведь отец юноши наверняка был порядком обижен неразумным поведением сына. Расстроен его долгим отсутствием. Возможно, и раздосадован потерей половины состояния, о чём мог бы хоть вскользь, да попенять объявившемуся на пороге отпрыску: дескать, спустил на друзей-выпивох то, что я наживал годами честного труда!.. Но у родителя и мысли не возникло браниться.

Радость от возвращения блудного сына оказалась столь велика, что в доме тут же закатили пир горой! И, конечно, первым за стол усадили отмытого, приодетого и обутого бродягу, объявившегося под отчим кровом чуть не голым. Жест, к слову, символический: распорядившись найти сыну башмаки, отец принимал его в дом на прежних правах, хотя юноша был согласен на роль простого работника, которым обуви не полагалось.

Для отца не было большей радости, чем видеть своё чадо живым и невредимым

Если земной отец сделал это для сына-гуляки, причём легко, без гнева в душе, то неужели Отец Небесный не примет раскаявшегося грешника? Пусть тот немало набедокурил, впустую растратил данные ему великие дары – время, силы, душевную чистоту – пусть не единожды огорчил и прогневал Отца… Стоит лишь осознать своё падение, проникнуться желанием изменить жизнь, прийти на порог Божьего храма с поникшей головой – и тебя услышат. Ибо те, кто искренне любит нас, от нас не отвернутся.

Неспроста сам Иисус в своих беседах с учениками говорит, что на небесах более рады одному покаявшемуся грешнику, чем 99 праведникам.

Блудный сын

Собственно, почему сын назван блудным? Потому что вдали от отцовского дома вёл распутный образ жизни? Не совсем. Если обратиться к знатокам-языковедам, они подскажут: слово, которым обозначали неразумного юношу в церковных книгах, можно перевести не только как «беспутный» или «расточительный», но и как «потерянный», «погибший», «заБЛУДший».

Раскаявшийся грешник – тот же блудный сын, воротившийся домой

Потерян сын, сгинувший на чужбине в погоне за удовольствиями. Потерян тот, кто отошёл от Бога и Его любви в поисках жизни, не отягощённой каждодневным трудом над своей душой… А тот, кто сумел однажды очнуться и, трезво взглянув на себя со стороны, найти силы встать на путь исправления – найден. Спасён. Возвращён под родительский кров, где можно позабыть пережитые тяготы, залечить истомлённую грехом душу и по-настоящему воскреснуть…

Даже значение фразеологизма «блудный сын» хранит в себе нотку позитива. Употребляя его в обиходной речи, мы обычно имеем в виду кого-то, кто сбился с пути, покинул семью, друзей или сплочённый коллектив. Но в то же время часто как бы подразумеваем, что «вольный бродяга» может ещё одуматься и вернуться. Как иначе, ведь родная душа, а не чужой человек!

Сын праведный

Читая библейскую притчу о блудном сыне, мы традиционно сосредотачиваем внимание на ключевых образах: бродяге-парне и его родителе. Между тем второй отпрыск – фигура любопытная!

Как тут не вспомнить чванливого праведника-фарисея и кающегося мытаря!

Каким рисует его Евангелие? Честный парень, безропотно трудившийся на отцовских пашнях и виноградниках, в то время как братец весело прожигал свою долю наследства в дальних краях… Кажется, у старшего сына были причины возроптать при виде ликования, поднявшегося в доме из-за нерадивого отпрыска. Ведь его, после сотворённого, честному человеку и братом-то назвать было не с руки!

Но стоит взглянуть на историю под другим углом, и картина меняется.

Если под личиной блудного сына сказание выводит нам грешника, то его праведный брат – это человек, живущий строго по заповедям Божьим. Исправно посещающий церковь. Соблюдающий посты. Знающий назубок молитвы и то, где, когда, и в каком порядке их надлежит читать. И…

…И не имеющий в душе сил порадоваться за воскресшего – читай, воцерковлённого, воссоединившегося с Богом – брата. Увы, но праведность таких людей зиждется не на любви, а на эгоизме: смотри, Господи, как усердно я тебе служу, стараюсь, исполняю каждую букву твоих заповедей! Не станешь ты меня, насквозь благочестивого, ставить на одну доску с грешником, на которого я при случае и презрительно фыркнуть не постесняюсь: пусть знает своё место, недостойный…

Другой распространённый символ грешного человека – заблудшая овечка

Словом, притча даёт повод для размышлений всем. Грешникам – чтобы обрести надежду на спасение, вспомнив о милосердии Божьем. Праведникам – чтобы испытать душу на предмет гордыни. В этом году воспоминаниям о блудном сыне посвящено 24 февраля, вторая подготовительная неделя перед Великим постом. Постараемся провести этот день с пользой и если не искоренить в своей душе недобрые порывы, то хотя бы осознать их, а осознав, сделать первый шаг на пути к искоренению своих недостатков.

Видео: Притча о блудном сыне

Самым маленьким – и взрослым, которым приятнее воспринимать визуальную информацию – предлагаем посмотреть мультфильм от канала «Православие в деталях»…

…И чудесный видеоряд от MYDROSTVEKOV

Видео: Возвращение блудного сына

Лк 15, 11-32

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Толкование

Возвращение блудного сына - пример обращения к Богу. Читая этот евангельский рассказ, мы можем шаг за шагом следовать за младшим сыном и обратить внимание на парадоксальность этого процесса обращения: оно предстает перед нами не столько как собственно обращение к Богу, сколько постижение той истины, что Бог с самого начала обращен к нам. Однако нельзя свести этот текст лишь к его морали. Lectio divina призвана искать в Писании не только нравственный, но и духовный, и эсхатологический смысл. Притча о блудном сыне, которую можно иначе назвать "притчей о милосердии отца", - это описание образа Триединого Бога, приглашающего нас на пир Агнца.

Три этапа обращения Возвращение сына состоит из трех фаз. Обращение к Богу - процесс, который всегда требует времени и постепенности.

Первая фаза - осознание сыном своей бедности. Проведя сколько-то времени вдали от отчего крова, сын, говорит Христос, "начал нуждаться". Процесс этого осознания проходит в два этапа. Сначала, по словам Евангелия, сын "пришел в себя". Ведь грех уводит нас от себя. Не осознав собственную бедность, обратиться невозможно; нет обращения к Богу без предварительного возвращения к себе. Второй этап этого осознания - надежда на улучшение условий своей жизни: "Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода", - говорит себе сын. Все это может показаться очень корыстным: причина возвращения сына - хлеб. На самом деле было бы ошибочно думать, что мотив нашего стремления обратиться к Богу - только наша любовь к Нему; глубоко заблуждается тот, кто полагает, что наши надежды становятся чистыми, когда мы обращаемся к Богу. Нам надо осознать, что наше обращение часто корыстно. Только Бог - не мы, - Он один может сделать наши желания истинно христианскими. Осознание своих грехов, которое можно назвать также "сокрушением" (в нравственном богословии: attritio), является первым этапом нашего возвращения к Богу.

Вторая фаза обращения сына - действие. Она, как и первая, состоит из двух этапов. Первый этап - решение. Сын думает: "Встану, и пойду к отцу моему". В самом деле, ясность осознания нашей бедности, надежда на улучшение положения были бы вредны и даже губительны, если бы они не побуждали к конкретному решению. Второй этап действия сына - устное признание: "Отче! я согрешил (…) и уже недостоин называться сыном твоим". Итак, "прийти в себя" и свои грехи - значит изгнать лукавого. Поистине, грехи, как вампиры в кинофильмах, исчезают при лучах света

Осознание бедности, переход к действию… Теперь пришел черед третьей и самой важной фазы обращения блудного сына. Пока сын еще в пути, и "когда он был еще далеко", он видит, что отец в своем милосердии выходит ему навстречу. Отец, по свидетельству Евангелия, "увидел его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его". Вот парадокс обращения: обращение к Богу это не столько поиск Бога, сколько осознание того, что Бог ищет нас. С тех пор как согрешил Адам, подобно блудному сыну потребовавший своей части имения, Бог непрестанно ищет заблудшую овцу. Вспомните: сразу после падения Адама Бог воззвал к нему и спросил: "Где ты?". Притча о блудном сыне - объяснение первого грехопадения.


Но эта третья фаза возвращения сына имеет и другое, не менее важное значение. У блудного сына были ложные представления об отце. Он думал, что отец больше не примет его, уже не признает его своим сыном. "Я уже недостоин называться сыном твоим, - хотел он сказать ему, - прими меня в число наемников твоих". Можно сравнить эту фразу с теми неправильными представлениями о Господе, которые обнаруживает раб из притчи о талантах, говоря: "Я боялся тебя, потому что ты человек жестокий". Блудный сын, обнаружив любовь ожидающего его отца, пожалел о том, что был неверен. Это сожаление уже не о собственной бедности и грехах, как в начале, а о нанесенной отцу ране: "Я согрешил против неба и пред тобою". Это сожаление, которое можно назвать "раскаянием" (в нравственном богословии: contritio), является знаком нашего возвращения к любви Господней. Это была третья, завершающая, фаза обращения сына.

Приглашение на пир Агнца Итак, опираясь на пример блудного сына, мы можем сказать, что каждое обращение к Богу состоит из трех этапов: сокрушение, действие и раскаяние. Однако было бы ошибкой толковать эту притчу только с точки зрения морали. На самом деле она имеет не столько нравственный, сколько духовный смысл. Возвращение блудного сына - это не просто пример для всех грешников. Оно гораздо больше рассказывает нам о Боге, нежели о нас, описывает подлинный образ Бога-Троицы.

Рембрандт, изображая этот евангельский сюжет, хорошо понял, что суть притчи не только в ее морали. Его творение - это не просто произведение искусства, жанровая сцена; это подлинная икона Троицы. Руки отца изображены в самом центре картины и в самой светлой ее части, они лежат на плечах сына. Часто говорится о том, что они - символ Святого Духа, возрождающего сына. Не случайно картину Рембрандта сравнивают с "Троицей" Андрея Рублева, на которой изображено посещение Авраама тремя ангелами.

Одно из сходств между этой ветхозаветной Троицей и притчей о блудном сыне - теленок, которым Авраам угощает своих гостей, а отец - своего сына. Этот теленок, конечно, является символом Евхаристии, символом пира, то есть символом нашего общения с самой Троицей. Картина "Возвращение блудного сына", как и рублевская Троица, - это приглашение войти в святая святых божественной жизни, в таинство старшего сына, которому отец сказал: "Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое". Обратиться к Богу - значит, прежде всего, ответить на приглашение самой Троицы на пир Агнца.

свящ. Иакинф Дестивель ОР

Великий пост - совершенно неповторимый период в церковном году. Каждый день, каждая служба наполнены особым смыслом. Важнейшее место занимают евангельские чтения воскресных дней поста и подготовительных недель. Мы попросили разных людей прочитать эти евангельские отрывки и рассказать, как они их понимают и что лично для себя выносят, в рубрике . Евангелие второй подготовительной недели - притчу о блудном сыне - читал вместе с «Фомой» , режиссер, продюсер, театральный педагог.

Притча о блудном сыне. Евангелие от Луки, глава 15:

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться…

читать весь отрывок

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16 и он рад был наполнить чрево свое рожка’ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. 17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Катастрофа любви

Эдуард Бояков. Фото Владимира Ештокина

Что мы чаще всего подразумеваем под любовью? То, что на самом деле любовью не является. Мы все время пытаемся вписать ее в логическую цепочку причин и следствий, мы постоянно ждем от любимых людей ответных действий, мы требуем, мы любим за хорошее и ненавидим за плохое.

Есть традиционные церковные трактовки евангельской притчи о блудном сыне, которые я, безусловно, принимаю. Но измерения притчи бесконечны, и для каждого из нас она всегда будет звучать согласно собственным мыслям и переживаниям. Эта притча, конечно, и о прощении, и о покаянии, и об опасности показного благонравия, и об отношениях с Богом. Но для меня она прежде всего - об одной тотальной проблеме: о нашей неспособности любить. Поэтому я хотел бы сказать о тех трех моментах в притче, которые для меня особенно важны.

Первый момент - это то состояние, в котором отец бежит навстречу своему сыну. Хотя отец же еще не знает, что сын идет к нему с покаянием! А если он сейчас нахамит и скажет: «Мерзавец, дал мне мало денег!»… Но в первые же секунды, когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился! И ведь он даже не идет - он бежит навстречу своему сыну! Он его уже принял! Он его уже простил! Вернее, он на него и не обижался! И он просто не может не бежать - потому что любит. Вот это и есть любовь.

Второй момент - это реакция отца на падения своих сыновей. Фигура отца, его действия и слова в этой притче потрясающи. Поражает не только что , но и как он говорит. Евангелие вообще-то не боится выразительных средств, но обратите внимание: о чувствах любящего отца в этой притче практически ничего не говорится.

Когда младший сын попросил раньше времени свою долю (часть наследства, которая по праву ему полагается, - другое дело, что получить ее можно после смерти отца), нет даже намека на то, что отец расстроился или рассердился. Это важно. А ведь сын его пошел на очевидное преступление, потому что в те времена, когда Христос рассказывал эту притчу, растратить деньги, завещанные семьей, значило совершить страшный грех. И связано это, в первую очередь, не с тем, что ты пропил или с девчонками прогулял - а с тем, что ты отказался от очень важной идеи служения предкам и потомкам, служения семье, роду. Прервать эту цепочку означало стать в глазах своей семьи отступником. Человек, оскорбивший своего отца, считался мерзавцем и по ветхозаветному закону заслуживал смерти (ибо сын мой был мертв и ожил , - говорит потом отец).

Но когда сын предъявил отцу требование о своей доле и тем самым бросил себя в пропасть греха, отец просто разделил им имение . Не с сожалением, не с гневом, не с проклятием или как-либо еще. Просто разделил. Потому что там, где любовь, - там и пространство свободы.

Обратите внимание, что отец за сыном не бегал. Он не организовывал никаких поисков, не просил своих друзей тайно подкармливать сына, как это было бы в каком-нибудь французском романе про доброго отца, который следил, переживал и ждал. Нет, отец работал со старшим сыном. Отец пахал: он думал о своих праправнуках, ему некогда было думать о чем-то другом. Сын ушел, он сам сделал свой выбор, и вернуться он тоже должен сам. Это касается и каждого из нас: мы сами должны вернуться к Богу, если когда-то отказались от Его помощи, Его заступничества.

Точно так же не сказано, как отец звал старшего сына, когда тот осердился и не хотел войти в дом. С любовью, ласково, с негодованием? Христос говорит так: Отец же его, выйдя, звал его . Отец просто вышел к своему - тоже любимому - сыну. И снова чувствуется это невероятное пространство свободы.

Зато как счастлив отец, как он ликует, когда возвращается блудный сын! Сын хотел лучшей жизни, хотел сам стать таким же, как его отец. Жизнь без отца - мы подразумеваем жизнь без Бога - мыслилась им как что-то хорошее, самостоятельное. Но вот, он «приходит в себя» (это невероятное деепричастие - придя в себя !), и осознает весь ужас от потери богатства, которое, конечно, измеряется не только деньгами. Отче! я согрешил против неба и пред тобою! - сказать так может только человек покаявшийся. Недостоин называться сыном твоим - то есть не прошу столько же, сколько у меня было. Теперь - в наемники, теперь позволь мне жить в подвале дома, в котором у меня когда-то была комната. Сын занижает планку своих требований до предела, в его мыслях не было даже мечты о бычке и кольце.

Третий момент - пропасть, в которую опрокидывает себя старший брат. Узнав о причине всеобщей радости, он даже в дом войти не хочет! С ним, по сути, случилась та же беда, что и с его младшим братом. Он совершает ровно тот же самый грех: осуждает отца и отказывается от брата. И неважно даже, что он не уходил в далекую страну, не кутил с блудницами. Важно, что он вычеркнул отца и брата из своего сердца. Хотя в чем его проблема? Отец его любит и так! Но старший сын хочет, чтобы тот любил его за конкретные вещи. Он ведь все соблюдает! И поэтому его должны любить больше, чем беспутного, неблагодарного сына, который загулял. Он-то не такой!

Да, он не такой. Но он мыслит как фарисей. Для него, как и для фарисеев, важно лишь внешнее соблюдение правил, только внешнее благолепие. Все мое твое , - говорит ему отец. Давай вместе радоваться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся .

И всё. Притча заканчивается. Мы не знаем, что произошло со старшим сыном. Притча не заканчивается словами: «Сказал отец так, и они вместе пошли есть теленка». Тогда это перестало бы быть притчей, это было бы драмой с обещанным хеппи-эндом. Но здесь абсолютно открытый финал, и в этом как раз и есть символическая беспредельность притчи.

Мы все, находясь в разных жизненных ситуациях, можем оказаться в положении и старшего сына, и младшего. И выходить из него мы будем по-своему. Кто-то, прожив эту историю, скажет: «Боже мой, как я мог… Отче, прости меня! Как я мог не порадоваться на моего младшего брата! Пойдем скорей, я его обниму!» Другой человек, например, я, скорее всего, останется и скажет: «Я не думал об этом… Как ты это сказал - все мое твое… Спасибо… Я пойду немного подумаю», - и удалится в свои покои размышлять над тем, что сказал отец. Третий скажет: «Ну, пошел ты вообще, папаша! Я тогда тоже погуляю, а потом вернусь!» - и понятно, что вернуться ему будет во сто крат сложнее, чем его младшему брату.

Надежда, которую я больше всего боюсь потерять

Материал по теме


Говорят, эта притча о гордости и об уничижении гордящегося. Возможно, она говорит и об этом тоже – но не только об этом. И, возможно, она говорит об этом не так (и не то), как мы думаем.

Притча о блудном сыне звучит сегодня на всех уровнях, она говорит нам не только о том, что касается нашей веры. Наше общество - это общество, которое не только потеряло Бога, но и потеряло семью. Сколько у нас «родовых шрамов», страшных травм, которые мы несем из того времени, когда разрушались храмы, когда было столько войн, когда с лица земли стирались целые семьи и их род прерывался… Мне очень не хватает общей линии, которая тянулась бы от дедов-прадедов, она не ухватывается. Я не живу в доме, который построил мой дед. У меня от него не осталось ничего материального. Мы с прадедами не связаны профессией. И эта страшная рассыпанность нашей жизни проявляется сегодня в самых простых вещах.

Например, когда мои старшие дочери решают, поедут они в отпуск со мной или со своими друзьями. Будут ли встречать Новый год в своей большой семье, вместе с отцом, или не будут. Вот в таких, казалось бы, мелочах сегодня теряется связь с родом. Это очень опасно, эта линия не должна прерываться. И вот сижу и все это переживаю. Я глубоко общаюсь со своими дочерями, но они обе идут путем самостоятельного выбора. Они взяли свою часть. Да, наверное, они «тратят» ее не так бестолково, как блудный сын. Но мне все равно от этого очень больно. Осуждать их за это - глупо. Сетовать или возмущаться - абсолютно бессмысленно.

И поэтому, вновь и вновь перечитывая притчу о блудном сыне, я задерживаюсь на строках и когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Отец бежит, и его состояние в этот момент для меня очень важно. Его бег пронизан абсолютной надеждой. Получается, так и надо жить - бесконечно надеясь. И на Новый год мои дочки все-таки пришли!

Я сам лишь недавно вернулся к отцу

Вообще, у меня самого сравнительно недавно произошло воссоединение с собственным отцом, с которым я до 40 лет практически не общался. Его в моей жизни просто не было. Была мама, была бабушка, а отца не было. Мне не говорили, что отец - подонок, он бросил нас. Нет. Но и другого не говорили. Просто разошлись - и все, как-то так.

Наверное, просто сказать: «Ой, пойду-ка я схожу к отцу», - невозможно. Как правило, это решение, связанное с сильным потрясением, с покаянием. Лет 10 назад в моей жизни случились такие потрясения, связанные с потерей близких мне людей, со многими другими проблемами. Было время, когда я фактически не мог ходить на двух ногах, настолько мне было плохо. В какой-то момент начался сильнейший кризис. Все это не было напрямую связано с отцом. Но я вдруг увидел, что многое, происходящее в моей жизни, связано с его отсутствием. И осознав это, я подумал: надо срочно к нему лететь.

Я лечу к отцу и уже там узнаю о трагических событиях, которые произошли и в его жизни. Помню, я взял с собой друга, который занимается психологией, и мы с ним поселились на некоторое время в доме моего отца, у моря. Наедине мы с другом много разговаривали, я пытался переварить происходящее, бесконечно продолжал разборки: кто кого бросил, мама или папа, почему, зачем, кто виноват, что сказала мама моей мамы, что ответил дедушка, что возразила тетя, кто что разрушил…

И вдруг - как вспышка. В тот момент, когда я убежденно твержу другу о том, какие мы с отцом разные, он говорит: «Слушай, какие глаза у твоего отца! Такие светлые, такие глубокие!» Это был невероятный момент: его слова просто врезались в меня, я как будто вынырнул из какой-то бездны. Я вдруг понял, что должен смотреть на этого человека не через призму каких-то совершенных им 30 или 40 лет назад поступков, не через выяснение подробностей, кто кого предал и кто кого подвел, не через упреки за детство, проведенное без него, за маму… Копошиться в этом… Правильно ли? Конечно, это не значит, что надо совсем перестать обращать внимание на факты, но все это вообще не должно ничего менять в моем изначальном отношении к отцу. Благодарность и молитва - это первое. А с Богом разве не так?..

У меня трое детей, и каждому из них я уделял совершенно разное количество времени и внимания. Если говорить о двух старших дочерях, то правильнее будет употребить глагол «не уделял». Но я все же надеюсь, что в них победит отношение к родителям как безусловной божественной данности. Очень на это надеюсь. Не из-за эгоизма, не потому, что хочется, чтобы кто-то тебя жалел и ухаживал за тобой в старости. Совсем нет. Просто я сам на себе это ощутил. И, не осознав этого, они не пойдут дальше, будут бесконечно крутиться в колесе эгоизма.

За что любить отца, который меня оставил?!

Иногда я провожу тренинги, на которые приходит большое количество самых разных взрослых и молодых людей. И я каждый раз поражаюсь, тому, что практически у всех сложные отношения с родителями. Каждый думает, что это его секрет, что это только у него такая сложная ситуация. Все так хорошо вокруг - только у меня не очень. Но когда мы начинаем затрагивать эти вещи, когда мы начинаем разбираться, говорить о себе, о любви, о браке, об отношениях мужчины и женщины, все вылезает наружу. Как-то раз я очень просто, как банальность сказал такую фразу: «Если у вас не разрешены проблемы с родителями, если вы не находитесь с отцом или матерью в отношениях любви и радости, не рассчитывайте, что у вас будет хорошо в своей собственной семье». И в этот момент аудиторию просто начинает выворачивать, рвать на части! И кто-то открыто, кто-то в перерыве или после занятий подходит ко мне и, чуть ли не прижимая к стенке, начитает страстно говорить: «О чем вы говорите?! Какая любовь, если он просто взял и ушел, если он бросил нас?! Что за бред вы несете! Нет, вот у меня жена, у меня с ней любовь, а с отцом этого нет! За что его любить-то, если он…» - и дальше начинаются подробности… Как за что? За то, что он есть. За то, что он тебя родил.

Притча о блудном сыне не только показывает на примере отца, что значит любить по-настоящему. Она показывает и то, как детям иногда сложно и больно любить отца, к которому есть претензии. Думаю, у старшего сына еще много есть чего сказать. Если устроить слушание дела, ой сколько он скажет! И, наверное, начнет он с самого детства: «Началось все это давно. Этот младший сын всегда был любимчиком…» - и начинается этот мрак и ужас, в который мы так часто себя опрокидываем. И тогда нас снова ждет путь к покаянию, к «приходу в себя». Беспредельно мудрая притча…

Подготовила Дарья Баринова

На заставке коллаж сайт на основе фото Фото Москвы Moscow-Live.ru и картины Блудный сын (1882, Лосев Николай).

Притча о блудном сыне

К Иисусу Христу приходили мытари и грешники, чтобы слушать Его. Гордые фарисеи и книжники, учители еврейского народа, роптали за это на Иисуса Христа и говорили: "Он принимает грешников и ест с ними".

На это Иисус Христос сказал несколько притчей, в которых показал, что Бог с радостью и любовью принимает каждого кающегося грешника. Вот одна из них:

У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: "отец! дай мне следуемую мне часть имения". Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество. Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней. С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.

Блудный сын в чужой, далекой стране

Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: "сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: "отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих".

Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его.

Возвращение блудного сына

Сын же начал говорить: "отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим"…

А отец сказал слугам своим: "принесите лучшую одежду и оденьте его; дайте ему перстень на руку и обувь на ноги; и заколите откормленного теленка; станем есть и веселиться! Потому что этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся". И начали веселиться.

Старший же сын возвращался в это время с поля. Услышав в доме пение и ликование, он призвал одного из слуг и спросил: "что это такое?"

Слуга сказал ему: "брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что увидел его здоровым".

Старший сын рассердился и не хотел войти в дом. Отец же вышел к нему и звал его.

Но он отвечал отцу: "вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал (не нарушал) приказания твоего; но ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел этот сын твой, беспутно расточивший имение свое, ты заколол для него откормленного теленка".

Отец же сказал ему: "сын мой! ты всегда со мною, и все мое - твое. А о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся".

В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном - кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способности), какие получил от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращение грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары.

Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки, гл. 15, 11-32.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ. Покинув Иерусалим и озлобленных фарисеев, Иисус вновь отправился в странствия по Галилее, намереваясь навестить Капернаум, отдохнуть на берегах Геннисарета, а затем пойти в окрестные земли, лежавшие далеко к востоку.По дороге, возможно под влиянием

Из книги Соединение и перевод четырех Евангелий автора Толстой Лев Николаевич

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ (Лк. XV, 11-32; Мф. XVIII, 14)И сказал Иисус: у одного мужика было два сына.Меньшой и говорит отцу: батюшка, отдели меня. И отец отделил его.Вскоре взял этот меньший всю свою часть и пошел вдаль. И промотал все имение.Как промотал все, сделался большой голод в той

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Притча о блудном сыне. Лк. 15: 11-32 Как уже было сказано выше, первым шагом для восхождения в Царство Божие - Царство Любви - является покаяние, признание своих грехов и действительное желание начать новую жизнь. И чтобы понятнее было, как безгранична любовь Божия к людям и

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Притча о блудном сыне Вы помните, что Иисус сказал о радости, которая бывает на небесах, когда исправляется грешник? Эту же истину объяснил Он и в следующей притче, показывающей любовь и милосердие Отца нашего небесного:«У некоторого человека были два сына. Младший из них

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Притча о блудном сыне К Иисусу Христу приходили мытари и грешники, чтобы слушать Его. Гордые фарисеи и книжники, учители еврейского народа, роптали за это на Иисуса Христа и говорили: "Он принимает грешников и ест с ними".На это Иисус Христос сказал несколько притчей, в

Из книги ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 автора Толстой Лев Николаевич

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ Лк. XV, 11. Еще сказал: у некоторого человека было два сына.И сказал Иисус: у одного мужика было два сына.12. И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.Меньшой и говорит отцу: батюшка, отдели меня. И

Из книги Духовное путешествие автора Сурожский Митрополит Антоний

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ Еще сказал: у некоторого человека была два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое,

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Притча о блудном сыне (Евангелие от Луки 15:11–24) У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Притча о блудном сыне. Евангелие от Луки 15:11-24 Ещё сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче, дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Притча о блудном сыне (Луки 15: И-32). Этой притче св. Евангелист Лука, который один только и приводит ее в своем Евангелии, предпосылает две краткие притчи о заблудшей овце (15:1-7) и о потерянной драхме (15:8-10). Фарисеи и книжники осуждали Господа Иисуса Христа за то, что Он

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Притча о блудном сыне 11 Иса продолжал:- У одного человека было два сына. 12 Младший сказал отцу: «Отец, дай мне ту часть наследства, которая причитается мне». И отец разделил имущество между сыновьями. 13 Через несколько дней младший сын собрал всё, что у него было, и

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Притча Иисуса о блудном сыне 11 Иисус продолжал:- У одного человека было два сына. 12 Младший сказал отцу: «Отец, дай мне ту часть наследства, которая причитается мне». И отец разделил имущество между сыновьями. 13 Через несколько дней младший сын собрал все, что у него было, и

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Притча о блудном сыне Фарисеи, гордясь своим наружним благочестием, постоянно осуждали Иисуса Христа за то, что Он не гнушался грешников и даже садился с ними за одну трапезу.Спаситель отвечал им следующею притчею о блудном сыне:«У одного человека было два сына. Младший

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Притча о блудном сыне Притчей о блудном сыне Христос показал, что любовь Божия к людям безгранична, для человека же всегда возможно покаяние.У одного человека было два сына. Младшему надоело быть под опекой отца, ему захотелось пожить веселой, разгульной жизнью подальше